Эпоха романтизма в одежде: История моды и костюм в период романтизма

История моды и костюм в период романтизма

В XIX веке стили в искусстве и костюме сменялись с головокружительной быстротой. И уже в 1830-е годы на смену стилю ампир приходит романтизм. Романтизм пробудет недолго. С середины XIX века в моду войдет стиль второе рококо, а уже к 1870-ым годам его сменит позитивизм.

Карл Брюллов
Всадница, 1832

Наиболее яркая смена стилей происходила в женском костюме XIX века. Мода менялась и зачастую весьма основательно. В то время как мужской костюм на протяжении всего XIX века в своей основе практически не изменялся.

Так, если еще в первые десятилетия XIX века женщины носили простые платья рубашечного покроя с рукавами-фонариками, то уже в 1830-е годы в моду вновь входят корсеты и богато декорированные платья с пышными юбками.

Жан Батист Камиль Коро
Портрет Клер Сеннегон, 1837

Платья в стиле романтизм разделяются на повседневные и бальные.

У повседневных платьев отсутствует декольте. У бальных платьев зачастую открыты плечи. Рукава бальных платьев могут быть как короткими, так и длинными. С платьями с короткими рукавами носили длинные перчатки.

Еще одна особенность платьев в стиле романтизм – рукава и юбки данных платьев принимают форму колокола.

Цвета платьев различны. В моду входят платья в клетку. С платьями носят шали и шарфы. К примеру, шарф эшарп, который сзади опускается на талию, после чего его перекидывают спереди на согнутые в локтях руки. Или же шарф боа – круглый шарф из меха или страусовых перьев.

Карл Брюллов
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830

Появляется мода на шляпы. В период романтизма самой популярной становится шляпа капор – головной убор с высокой шляпной тульей (для убранных на затылок волос) и с обрамляющими лицо широкими жёсткими полями, сужающимися к затылку. Капор удерживался на голове широкими лентами, которые завязывались под подбородком бантом.

Также в моду входит и женская одежда для верховой езды — платье-амазонка. Платье-амазонка состояло из длинной суконной юбки и узкой кофточки. С таким платьем носили шляпу с вуалью и перчатки.

Карл Брюллов
Портрет М. А. Бек, 1840

Стиль романтизм в европейском искусстве наиболее широкое распространение получил в Англии и Германии.

Английские художники того времени писали вызывающие меланхолию пейзажи с ненастной и туманной погодой, а писатели в своих книгах рассказывали истории прекрасных бедных девушек, которые попав в таинственный замок с приведениями, обязательно, преодолев все трудности и испытания, становились хозяйками замка и выходили замуж за прекрасных принцев. Тем самым художники создавали романтические пейзажи, а писатели те самые знаменитые английские романы XIX века.

Маленькая Джейн спорит со своей опекуншей миссис Рид. Иллюстрация Ф. Таунсенда к роману Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» 1847 года


Джейн Эйр впервые встречает мистера Рочестера

Но не только интерес к чувствам и эмоциям зрителей и читателей был свойственен романтизму. Еще одна особенность данного стиля – интерес к прошлому. Причем интерес к прошлому, истории и мифологии, своей собственной страны, а не, к примеру, как это было ранее, к мифологии Древней Греции.

Именно в период романтизма англичане вспоминают про короля Артура и рыцарей круглого стола, а французы – о Жанне Д’Арк. Именно в это время пишутся сказки и записываются легенды.

А самым любимым историческим периодом для людей первой половины XIX века становится Средневековье. Интерес к Средневековью находит свое отражение и в моде того времени, в основном в украшениях. К примеру, в моду входят ферроньерки – женские головные украшения в виде узкой ленты с драгоценными камнями.

Карл Брюллов
Портрет Г. Н. и В. А. Олениных. 1827

Помимо Средневековья интерес вызывает Восток. XIX век – это время колониальных империй. И у Англии, и у Франции были свои колонии в странах Востока. В костюме увлечение Востоком найдет свое отражение как в узорах с восточными мотивами, так и в появлении такого вида мужской домашней одежды как халат.

Эжен Делакруа
Автопортрет, 1837

Что касается мужского костюма периода романтизма в целом, то он не был подвержен таким значительным изменениям, как женский костюм. Мужчины по-прежнему носят светлые брюки-панталоны, а сверху жилет, фрак или же сюртук более темных оттенков. И разнообразные пальто. Одним из самых популярных было пальто каррик- пальто с несколькими воротниками.

В.А. Тропинин
Портрет А.С. Пушкина

Однако были и некоторые новшества. Так, в период романтизма возникает мода на клетчатые ткани. И именно в период романтизма появляются денди.

Считается, что возникновение дендизма связано с попыткой молодых людей из богатых семей выразить свой протест против однотипной и одинаковой для всех сословий модой в мужском костюме XIX века.

Карл Брюллов
Портрет И. А. Бека. Около 1839

Появление дендизма связано с человеком по имени Джордж Браммел. Его считают не только самым известным денди, но и первым денди в истории. Именно Джордж Браммел вводит принцип «небрежной элегантности» в одежде, который и стал руководством для всех тех, кто желал выглядеть как денди.

Статуя Джорджа Браммела в Лондоне

Джорджа Браммела в первой половине XIX века считали не только законодателем мод, но даже именовали «премьер-министром элегантности». Среди его друзей значились наследник английского престола и будущий премьер-министр Англии, которые также стали приверженцами идеалов денди.

Свои взгляды на моду Джордж Браммел изложил в написанной им книге «Мужской и женский костюм».

Карл Брюллов
Портрет писателя А. Н. Струговщикова, 1840

Принцип «небрежной элегантности» в мужском костюме заключался в следующем: воротник белой накрахмаленной рубашки никогда не застегивался, шейный платок повязывался небрежно, волосы должны были быть слегка растрепаны, костюм обязательно пошит из ткани хорошего качества, большое внимание уделялось аксессуарам.

Денди носили перчатки, которые практически никогда не снимали, дорогие часы, трость или же зонт-трость.

Обязательным атрибутом мужского костюма в стиле романтизм был и головной убор – шляпа-цилиндр. Мужскими прическами были короткие стрижки. Бороды и усы не носили, однако в моде были бакенбарды.

Мода периода романтизма

Вера в гражданские свободы и идеалы в конце XVIII века, надежда на их осуществление в огне революции и крушение этих надежд, становление империи Наполеона – все это вызвало к жизни художественное направление получившее название романтизма.
Романтизм был важной ступенью в развитии искусства всей Европы. Само название говорило о разрыве с классическим наследием античности и повороте к народным традициям западноевропейского Средневековья. В основе романтизма лежало столкновение развитой и жаждущей свободы личности нового времени с косной, туго поддающейся изменению общественной средой, в которой власть чистогана побеждала феодальные привилегии.


Портрет Авроры Карловны Демидовой
Художник Карл Павлович Брюллов, 1837 год

В сильных натурах сознание враждебности мира, в котором они живут, вызывало возмущение против существующего порядка. Оно облекалось в систему утопического социализма (Сен-Симон, Фурье), выливалось в страстные публицистические стихи (Байрон, Гейне, Шелли), наполняло поэмы и романы темой тоски, одиночества и усталости, принимало резко политическую окраску, выступая в защиту демократии, прав свободы личности. Его глашатаями были Гюго, Жорж Санд, русские поэты Рылеев, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Кюхельбекер, Лермонтов. Гений Пушкина осветил все грани этого течения. Романтизм уходил в глубь истории, поэтизируя старину, окружая ее ореолом возвышенных чувств.

Тема романтизма звучала в поэтических балладах и овеянных дыханием народной музыки мазурках Шопена, в музыке Вебера, глубоко поэтических романсах Шуберта, в мощных звучаниях симфоний Бетховена. Романтизм посетил и театральные подмостки.

Литературные журналы, газеты, театры, выставки искусств – все это было самым верным источником, питающим моду и модную промышленность. Стоило только свершиться какому-нибудь событию, имевшему общественный резонанс, как мода уже отвечала на него. «Корсар» Байрона произвел в общественном мнении, в театре и в модах значительное впечатление. Восточные имена героинь его баллад перенеслись на холодные берега Невы и далекой Сены. Головы женщин покрылись турецкими чалмами, греческими покрывалами, восточными полосатыми тканями. Появились накидки «корсар», духи «Корсар». В будуарах и гостиных поставили широкие диваны и тахты, застелили полы восточными коврами, набросали на них удлиненные подушки.

Романтизм, всколыхнувший историю, дал моде новый источник вдохновения, а портные и портнихи углубились в изучение исторических альбомов.

«…В украшениях, в одежде воскрес вкус средних веков, столь диаметрально противоположный положительному характеру нашей современности и ее требованиям. Рукава женского платья, прическа мужчин – все подвергалось романтическому влиянию», – пишет Герцен в статье «Дилетанты романтики». Мода очень тонка в своих нюансах, и если присмотреться, то все то, что привнес романтизм в литературу, живопись, театр, получило отзвук и в костюме. Внимательно вглядитесь в мужские портреты этого времени: Кукольника (Брюллова), Байрона, Пушкина (Тропинина и Кипренского), автопортрет Брюллова. Вам бросятся в глаза темные одежды, широко распахнутые мягкие воротники рубашек, волосы, свободно подставленные под ветер, небрежно накинутый плащ или клетчатый плед. Клетчатые платочки женщин и пледы мужчин вошли в моду как дань уважения к лорду Байрону и всем шотландцам, борющимся за независимость своей родины.


Писатель Нестор Васильевич Кукольник, один из петербургских друзей Брюллова
Картина художника Карла Павловича Брюллова, 1836 год.

Непринужденность поз, простота и скромность фраков и сюртуков – таков тон романтической свободы в мужском костюме. Мужская одежда получила точное наименование, определенный состав гардероба, как-то: черный фрак, ставший с начала века официальной и торжественной одеждой (в обиходе употребляются и цветные фраки), сюртук (фр., означает «надетый на все или поверх всего»), черный и цветной, длинный, ниже колен и короткий приталенный (редингот), жилеты, довольно сильно подверженные модным изменениям в цвете и рисунке материала. Верхняя одежда представлена рединготом, карриком (коротким свободным пальто с несколькими воротниками). Каррики были принадлежностью щеголей, поэтому число пелерин могло возрастать в зависимости от вкуса и фантазии заказчика. «…Служащий главным клерком у парижского нотариуса носил каррик с тридцатью шестью пелеринами, облегающие панталоны и гусарские сапоги…» (Андре Моруа. «Три Дюма»).

Особое внимание приверженцы моды уделяли жилетам, выбор которых был самым разнообразным Жилеты парадные, белоснежные или цветные, полосатые, в мелкую клетку, бархатные, атласные, парчовые с вышивкой ткацким узором и даже с дешевым набивным рисунком. На ногах туфли, башмаки, сапоги мягкие и на каблуках, с гетрами или без них.

В форме шляп также наблюдалось разнообразие: с узкой тульей и высокой конической головкой, с расходящейся кверху тульей, пуховые, войлочные, каскетки и двууголки (в начале века), которые сохраняются у чиновников и военных вплоть до 30-х годов. Хотя Россия, как и вся Европа, придерживалась французской и английской моды, индивидуальность и психология человека, национальные свойства его души сказывались в пристрастии к одним или другим формам костюма, к вольности в обращении с ним или к каким-нибудь старинным формам его. Москвичи, в особенности франты, по свидетельству поэта Батюшкова (1810 г.), «фланировали по Кузнецкому мосту в лакированных сапогах, в широких английских фраках, в очках (что стало повальной модой) и без очков, растрепанные и причесанные…». А в журнале «Кабинет Аспазии» от 1815 года о публике Петербурга пишут: «Начиная от пожилого купца русского до самого ветреного франта в Петербурге моды мужчин постоянны, но со всем тем видно чрезвычайное разнообразие: здесь видишь долгие, посредственные, короткие фраки, делающие постепенный переход от кафтана к куртке. Всякий делает по своему вкусу…». Пристрастие к сюртукам, пожалуй, можно объяснить тем, что это была наиболее удобная одежда, не требующая особых ухищрений в отношении других частей туалета; фрак, открывая жилет и ноги, требовал безупречно выполненных панталон и жилета; при сюртуке же, если он был застегнут, туловище плотно прикрывалось до половины. Сюртук в XIX веке для мужчин был тем, чем теперь является пиджак – незаменимой во всех случаях жизни одеждой.

«Повседневная одежда Рабурдена – длинный синий сюртук, белый галстук, клетчатый жилет а-ля Робеспьер, черные панталоны без штрипок, серые шелковые чулки и открытые башмаки» (Бальзак. «Чиновники»).

К слову сказать, до 20-х годов включительно талии как у женщин, так и у мужчин оставались завышенными, и если это было резонным у женщин, то у мужчин выглядело смешным, особенно в верхних вещах – рединготах, отрезные фалды которых начинались сразу под лопатками. Так или иначе, до указанного периода фраки и сюртуки были с соответственно завышенной талией.

Любая диспропорция костюма, узаконенная модой, при желании и такте художника может работать на ироническую или комическую характеристику персонажа. Завышенная талия, высокие воротники и рукава «окороком» во фраках 20–30-х годов уже сами по себе комичны и с успехом могут быть использованы в спектаклях «Горе от ума», «Мертвые души», «Ревизор».

Остается сказать несколько слов о домашнем костюме. Уже с XVIII века в обиход прочно вошли в моду шлафроки – халаты на вате и меху, покрытые хлопчатобумажной набивной тканью, атласом или плюшем. С начала века в моде полосатые индийские и иранские ткани, из которых делаются халаты, надеваемые поверх панталон, жилета и рубашки. Маленькая шапочка феской или колпак обычно прикрывали голову, но если утром у знатного вельможи или щеголя был парикмахер, то шевелюра тщательно оберегалась.

Далее ► Костюм 20-х годов XIX века

Главная ► Мода и история театра

Романтическая эпоха, мода 1820-х годов | Fashion-Era

Романтическая эпоха 1825-1845 гг. История моды

Полин Уэстон Томас для Fashion-Era.com

Романтическая эпоха 1820-х гг. — История моды

  • Пик романтической эпохи 1825-1835 гг. 10
  • Модели рукавов берета
  • Англомания
  • Модный силуэт эпохи романтизма
  • Романтический силуэт юбки
  • Беретные рукава
  • Ошейники пелерины 1830
  • Фичу Пелерин
  • Подол широкой юбки 1820-1835
  • После 1836 года новый тонкий рукав
  • Мантия Пелиссе и Мантия Пелиссе 1818-1845
  • Нижнее белье
  • Волосы
  • Шляпы эпохи романтизма
  • Платья для свиданий эпохи романтизма

Пик эпохи романтизма 1825-1835

Влияние неоготики на историю моды достигло своего пика в эпоху романтизма между 1825 и 1835 годами. Романтический дух модной одежды сохранялся до конца 1840-х годов.

Англомания

После того, как наполеоновские войны стали воспоминанием, во французской моде доминировала новая волна англомании.

Изображение полноватого принца-регента.

Британские сочинения сэра Вальтера Скотта и лорда Байрона способствовали популяризации стремления к более романтичному образу. На континенте существовало снобистское влечение ко всему английскому, культивированному и утонченному.

Многие взгляды на «Искусство одеваться» были систематизированы Бо Браммеллом в его отношениях с принцем-регентом.

Правила и изысканные манеры, установленные в то время, были построены и развиты средним классом Европы, который стремился облагородить себя.

Силуэт моды 1820-х годов

Силуэт юбки эпохи романтизма

До 1820 года талия платья была круглой, но в 1828 году линия талии лифа приобрела V-образную форму. Тем не менее, это был конец 1830-х годов, прежде чем каждая дама носила моду на длинные остроконечные корсажи. Свидетельства в музеях свидетельствуют о том, что настоящие женщины все еще носили и шили платья со слегка приподнятой линией талии даже в 1830-х годах, несмотря на иллюстрации с низкой талией на модных табличках.

Беретные рукава

1830 Беретные рукава

Беретные рукава вырезаны из круга. В центре было отверстие для руки, и она была собрана и перевязана лентой. Внешний круг собран и втачен в пройму.

Иногда беретную затяжку покрывал прозрачный нарукавник из расшитого шелком мерцающего газа. Обычно рукав берета надевали на вечер.

Руки и декольте, а также очень желанные и заметные покатые плечи оставляли некоторых женщин чувствовать себя совершенно раздетыми и незащищенными.

Таким образом, к середине 1820-х годов марлевые рукава стали очень модными, и их носили до тех пор, пока рукава не уступили место новым стилям.

Рукав Gigot или Gigot De Mouton 1825-1833

Рукава эпохи романтизма являются главной особенностью и были построены на лифе в форме перевернутого треугольника. Декольте на лифе было настолько обнажено широкими рукавами, что действительно обнажало грудь, шею и покатые плечи.

Жиго или мутон в полный рост, известный как рукав из баранины, впервые был замечен в 1824 году. Выкройка длинного рукава была вырезана на ткани поперек. Он был закруглен вверху, увеличиваясь в большую сторону.

Романтические рукава-жиго C1826

После 1825 года к 1833 году рукава раздулись до огромных размеров.  Они стали символом образа, который мы сейчас ассоциируем с костюмом эпохи романтизма.

К середине 1830-х годов увеличенная верхняя крышка провисла сама по себе. Материала было так много, что наполнение, первоначально поддерживаемое внутренней жесткой опорой из клееного бруса или тканью из конского волоса, начало проваливаться.

Обшивка была заменена либо обручами из китового уса в хлопчатобумажном чехле, либо подушечками, наполненными перьями.

Когда к 1835 году опоры перестали быть эффективными, провисший объем ткани рухнул вниз по руке и слился в новую форму рукава.

После 1836 г. новый тонкий рукав

В течение нескольких лет после 1836 г. романтическая полнота рукава неизбежно спускалась вниз по рукаву, делая верхнюю часть руки более узкой, а локоть более объемным. Затем полнота локтя опустилась до запястья, а лишний материал был собран в руло или полосу, создав новую форму рукава.

К 1840 году ранние викторианские рукава могли быть довольно тонкими.

К 1845 линия плеч платьев показала, что наступает новая эра моды. Узкие рукава были заправлены в низкий узкий рукав, ограничивая движения рук женщин и усиливая скромные манеры, которые мы ассоциируем с викторианскими женщинами.

Шляпы

Большие романтические широкие шляпы, богато украшенные перьями, петлями из лент и бантами дополняли широкие линии плеч 1830-х годов. На вечер многие замужние дамы любили надевать прозрачные шелковые, атласные и бархатные экзотические тюрбаны или береты, особенно на одну сторону головы. Тюрбаны скручивали из шарфов, но как мода к 1840-м гг.

Изображение 1830 г. Пелериновый воротник и шляпа.

Чепчики были практически взаимозаменяемы со шляпами, поэтому разница между типами была невелика.

Свободные неразрезанные ленточные завязки были характерной чертой шляпок, а к 1828 году и шляпки, и шляпки были весьма обширны. Чепчик с ведерками для угля Модели с глубокими тульями сочетались с высокой прической Аполлон и были характерной чертой эпохи романтизма.

Ошейники с пелеринами 1830

Ошейники с пелеринами выпускались в нескольких вариантах . Их сходство заключалось в том, что каждый прикрывал очень широкие плечи и мог способствовать скромности. Первый стиль представлял собой тонкий белый воротничок с вышивкой или кружевом, похожий на накидку.

Пелерина стала шире по мере того, как она расползалась по увеличивающейся линии плеч рукавов-жиго. Он подчеркивал ширину плеч и делал талию 1830-х годов очень узкой и был популярной чертой одежды в период романтизма.

Ширина кружевной пелерины достигала около 31 дюйма, когда она была самой широкой, и пелерины иногда прикреплялись к сорочке , которая представляла собой блузку без рукавов с боковым вырезом, застегивающуюся на талии. Другим названием этого предмета был тюль канезу.

Фичу-пелерина

Во втором варианте, если у кружевной пелерины были длинные передние концы, она называлась фичу-пелерина. Эти концы можно было скрестить на талии спереди и завязать на талии сзади.

Другим вариантом более поздней середины 19 -го -го века была модная накидка с длинным передом, небольшим плечом и короткой спинкой, в основном сделанная из бархата или шерсти, отороченная мехом и носившаяся как верхняя одежда.

Широкая юбка Подол 1820-1835

Юбки были источником бесконечных вариаций. Между 1820 и 1828 годами юбки были заколоты в панели, так что можно было добавить ширину к подолу, сохраняя при этом талию свободной от объема. Впервые они были усилены конским волосом примерно в 1815 году, и постепенно добавлялась прокладка. Подкладка подпирала нижние шесть дюймов юбки.

1826 женщина в голубом платье с широким подолом

Украшение из набивных трубочек руло, итальянского стегания и воланов и оборок, которые архитектурно увеличивают ширину подола юбки. Это также укоротило платье, чтобы открыть лодыжку. Женская мода приобрела дерзкий дерзкий вид.

Когда все виды украшений были исчерпаны, примерно к 1828 году остались только подбитые края.

В то же время исчезли клинья, и с тех пор юбки были сделаны из прямых полотнищ плательного материала, собранных в складки и собранных на поясе. К 1835 году силуэт изменился и потерял свою общую пышность. Юбки стали более круглыми и более похожими на колокольчики, создавая сцену для викторианской эпохи.

Нижнее белье 1820-х годов

С возвращением талии женщинам пришлось носить корсеты. Они снова вернулись к тугой шнуровке, чтобы талия выглядела узкой, и зауженной, чтобы сбалансировать широкие юбки и широкую линию плеч.

Стойки изготовлены из слоев ткани, в каналы которых вставлен китовый ус. Корсеты должны были подчеркивать естественные изгибы, а не создавать ложный силуэт.

Небольшие ластовицы на бедрах позволили создать округлость, а не сгладить линию. Маленькие бретельки стали съемными, и владелец мог носить корсеты с более открытым вырезом.

Поверх корсета женщины носили сорочку и поясную нижнюю юбку. По мере того, как юбка расширялась, количество прочных льняных или хлопчатобумажных нижних юбок увеличивалось. Они поддерживали хрустящий твердый шелк или шерстяные материалы, а летом или в помещении — хлопчатобумажные ситцы и муслин.

Накидка-мантия и накидка-мантия 1818-1845

К 1831 году накидка-мантия, модная с 1818 года, носилась почти как домашнее платье. После 1848 года это платье-пальто стало называться рединготом, как много лет называли его модные писатели.

В качестве платья накидка-мантия была вытеснена накидкой-накидкой в ​​1830-х годах. Рукава накидки были слишком велики, чтобы носить их под пальто, поэтому шали и плащи были более практичны. Мантия-пелисса была идеальным ответом в эпоху романтизма. Это был теплый глубокий плащ с подкладкой, который был наиболее часто используемой верхней одеждой в холодную погоду и оставался модным до 1845 года.

Волосы 1820-х годов

Женские прически между 1825 и 1845 годами были изысканными и искусными. Самой модной модной прической был «узел Аполлона», поразительный стиль, склоняющийся на одну сторону.

Другим меньшим стилем была прическа «Мадонна» с пробором посередине и завитыми локонами на макушке и по бокам. Некоторые даже считали этот стиль слишком сложным, даже когда его носили в основном по вечерам.

Изображение женщины с модной прической.

Узел Аполлона Прическа, типичная для эпохи романтизма.

Есть много модных тарелок и картин, на которых изображены оба этих стиля, потому что они были настолько типичны для той эпохи.

Платья для свиданий эпохи романтизма 1820-х годов

По сравнению с эпохами, когда датировка платьев может сбивать с толку, эпоха романтизма имеет вполне определенные периоды стилевых вариаций, которые позволяют довольно легко датировать одежду с точностью до нескольких лет.

Иногда студенты путают период 1892-1896 гг. с модой из-за похожей моды на рукава бараньей ножки. Они похожи, но если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что они совсем не похожи. Как я уже предлагал в другом месте на сайте Fashion-Era.com, всегда обращайте внимание на прически и головные уборы того, кто носит одежду. Прически и украшения для волос дают очень определенное ощущение эпохи.

Завитые и завитые прически девяностых непослушных сильно отличаются от скромных проборов посередине, закрученных узлов Аполлона и петель-колечек эпохи романтизма.

Для получения подробной информации об эпохах Регентства и Романтизма 1800-1845 гг. нажмите ниже:

  • Вкус Регентства
  • Регентская мода
  • 1800 Принадлежности
  • Романтическая эра
  • Социальные изменения
  • Ювелирная история
  • Эдвардианская эпоха
  • Викторианская эпоха
  • Мода Эпохи 1800-2000

Романтик (ранний викторианский стиль) – Лорен М.

Лоуэлл, художник по костюмам

Современные события

  • В Англии правление Георга IV заканчивается в 1830 году. Ему наследует Вильгельм IV. За Уильямом следует его племянница Виктория в 1937 году. Ей было 18 лет, когда она вознеслась на престол. Она правила Англией до конца века, прошедшего в 1901 году. Она была очень любимым и уважаемым монархом, восстановив веру в этот стиль правления. Время ее правления часто называют «викторианской эпохой».
  • Литература, музыка и изобразительное искусство 1820-1850 годов подчеркивали эмоции, чувства и чувства в ответ на строгие правила, регулирующие классические стили предыдущих веков. Эти художники, получившие прозвище «Романтики», сосредоточились на содержании, а не на форме. Им нравилось нарушать правила. Романтизм был бунтом против ограниченного художественного самовыражения. Они любили другие времена и места, мечтая о том, какой была жизнь в прошлом и в экзотических местах. Романско-готическая эпоха (средневековье) была фаворитом художников-романтиков. Они изобрели жанр исторической фантастики. Среди писателей были Вальтер Скотт, Александр Дюма-старший ( Трое Мушкетёры ), Мэри Годвин Шелли ( Франкенштейн), и Эдгар Аллен По , Лорд Байрон, Джон Китс.
  • В США начинается экспансия на запад. Техас был аннексирован в 1845 году. После войны с Мексикой Нью-Мексико и Калифорния отошли к США. Вскоре следует территория Орегона.
  • Доктрина Монро 1823 года уведомила Европу о том, что американский континент больше не доступен для колонизации.

Романтические женщины (~1820-1835)

Модная тарелка из журнала The Royal Lady’s Magazine, сентябрь 1831 г. Романтическая эпоха.

К ним относятся:

— широкий силуэт с тяжелым верхом, особенно по сравнению с вертикальным столбчатым силуэтом предыдущего периода.

гильзы демигиго (полный и воздушный шар от плеча до локтя и плотно прилегающий локоть к запястью). Другие популярные стили с большими рукавами включают рукав баранины/жиго , рукав идиота/идиота , рукав и рукав Мари .

— тонкая корсетная талия на несколько дюймов выше естественной линии талии. Ширина подола постепенно увеличивается на протяжении всего периода. В первые годы периода полнота в талии минимальна.

— Рукава низко сидят на плечах, а вырез горловины широкий, обнажающий плечи. Здесь открытое декольте скрыто декорированными пелеринами (большими съемными воротниками) для повседневного ношения.

Дневное платье 1835 из белого хлопка с принтом из розовых, лавандовых и голубых цветов, дневное платье 1835 из индийского хлопка с набивным рисунком малины и голубых цветов на белой основе, летнее утреннее платье 1837 из белого муслина в клетку с узором в виде листьев, дневное платье 1838 из красной шерсти марля. Киото Коллекция

Платья эпохи романтизма часто описывались либо по времени суток, в течение которого их можно было носить (например, утреннее или вечернее платье ), либо по виду деятельности, для которого они предназначались (например, прогулка (прогулка) или каретное платье ). Очень часто различия между типами платьев настолько тонки, что трудно различить фасоны.

Однако можно сделать следующее различие:

— Платья для повседневного ношения более консервативны. У них, как правило, был более короткий подол, более высокий вырез, более длинные рукава и они были сделаны из прочных, удобных тканей (например, хлопка и шерсти).

— В вечерних платьях было видно больше кожи. Как правило, они были длиной до пола, с открытым вырезом, короткими рукавами и шились из более изысканных тканей (например, атласа, тафты, муара).

Все четыре платья, изображенные выше, датируются периодом между 1835 и 1838 годами. Все они считаются повседневными платьями . Три платья слева сделаны из хлопка, а одно справа — из шерстяной марли.

Раскрашенная вручную модная тарелка из журнала The Royal Lady’s Magazine, июнь 1831 г.

В июньском выпуске журнала The Royal Lady’s Magazine за 1831 г. платья, изображенные на этой модной тарелке, обозначены следующим образом (слева направо):

-A  Прогулочное платье

-An  Вечернее платье

-A  90 091 Платье-каре

-A  Утреннее платье

-A  Платье-карета

За исключением открытого декольте и более коротких рукавов, нам (современным исследователям истории моды) трудно различить все эти разные стили. Однако женщины того времени, безусловно, могли заметить разницу.

Сохранившееся хлопковое платье конца 1830-х гг. с рукавами Мари.

Три варианта доминирующей формы шляпы того периода также показаны на диаграмме выше. Чепчик Формы  были в моде у романтических женщин. Есть свидетельства как утилитарного, так и декоративного стилей. Показанные здесь будут считаться примерами последних.

Муслиновое повседневное платье, изображенное слева, имеет стиль рукавов, известный как Рукав Мари . Рукава укорочены и напоминают воздушные шары от плеча до запястья, что во многом соответствует моде 9-го века.0091 рукав слабоумного/идиота . Затем полнота укладывается и закрепляется в виде градуированных затяжек по длине руки.

На приведенной ниже диаграмме вечернее платье  в крайнем левом углу имеет рукава из овечьей шерсти/жигота (длинные, воздушные шары на плече и сужающиеся к запястью).

Неокрашенная модная тарелка из The Lady’s Magazine, апрель 1831 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Пелерина в стиле Fischu поверх повседневного платья с рукавами жиго c. 1830 г., Мемориальный зал-музей

Романтические женщины (~1836-1850 гг.)

Модная тарелка 1840-х годов, раскрашенная вручную.

Модные тарелки, как правило, представляли собой идеализированный образ современных тенденций. Поскольку с тугой шнуровкой становится модным в корсетных изделиях, талии изображаются невероятно тонкими. В то время как модная женщина хотела иметь 15-дюймовую окружность в средней части тела, намного больше женщин утверждали, что успешно достигли этого подвига, чем это было на самом деле. Тем не менее, это был идеал красоты, к которому стремились женщины.

Никогда раньше корсеты не были затянуты так туго. Отверстия для шнуровки, ранее усиленные прострочкой (напоминающей петлю), теперь усилены стальными люверсами . Это свидетельствует о том, что женщины сильнее тянули свои шнурки, и в результате количество затянутой плоти стало более резким, чем когда-либо прежде.

Тонкую талию также подчеркивала пышная юбка. В более поздние годы эпохи романтизма модные платья отошли от юбки в форме конуса, а силуэт стал больше похож на колокольчик. Эта форма колокола поддерживалась несколькими слоями нижних юбок.

Джанет Арнольд. Узоры Моды. c.1837-41. Глостерский музей.

В более поздние годы эпохи романтизма пухлый силуэт верхней части тела приобретает спущенный вид. Особенно это касается форм рукавов. Большая часть прежней полноты все еще присутствует в разрезе, однако теперь она смещена вниз. Этот рисунок демонстрирует один из подходов к достижению этой цели. В верхнюю часть рукава добавлены декоративные вставки, стягивающие полноту ниже локтя. Если женщина не могла купить новое платье, рукава можно было творчески переделать, чтобы добиться такого эффекта.

Другие характеристики эпохи позднего романтизма, изображенные здесь, включают:

– переход от юбок, сделанных из треугольных вырезов, к юбкам, сделанным из больших прямоугольных вставок со складками на талии. Ширина подола продолжает увеличиваться, как и полнота в талии, что приводит к появлению глубоких складок и вышеупомянутой форме «колокола».

– линии талии на спине остаются горизонтальными, но опускаются на несколько дюймов, чтобы соответствовать естественной линии талии. Спереди часто можно увидеть заниженную линию талии, что усиливает идею о том, что силуэт тянется вниз.

Франц Ксавьер Винтерхальтер Мария Каролина де Бурбон, принцесса Дез-Сицилий, герцогиня д’Омаль, красавица-филя Луи-Филиппа 1846

 

Женщины эпохи романтизма предпочитали прически, изображенные здесь. A la Chinoise  была прической, созданной путем стягивания волос на затылке и по бокам головы в узел или пучок, а волосы на лбу и висках были собраны в большие локоны-колбаски.

Здесь также четко обозначена линия талии юбки с глубокими складками и ниспадающая линия талии спереди. Обратите внимание, что силуэт верхней части туловища резко сужается, а общий крой кажется направленным вниз.

Модная тарелка 1850-х годов. Ручная раскраска.

1845 Модная тарелка. Ручная раскраска.

900 02  

 

Переход романтического платья от 1830-х к 1837 году. Музей костюма. Квебек, Канада

Раннее фотографическое изображение пары 1840-х годов.

Романтические женщины-генерал

 Обе эти девушки носят варианты по-китайски прическа.

Девушка слева также носит ферроньер (драгоценный камень, подвешенный на ленте и носимый посередине лба). Это подражание средневековому стилю. Эта романтическая причуда свидетельствует о том, как литература повлияла на моду. Романтичные граждане часто мечтали о других временах и местах, обычно идеализируя и «романтизируя» прошлое и чужие земли. Времена феодализма, рыцарей и принцесс были одними из их излюбленных тем, о которых можно было фантазировать.

Из этой озабоченности прошлым рождается жанр исторической фантастики. Писатели-романтики подчеркивали девиц, умерших от любви (почти всегда от «чахотки»), и лисиц, жестокосердие которых терзало сердце возлюбленного. Романтичные женщины поглощали эти романы и стремились подражать своим любимым падающим в обморок и пленительным героиням.

В результате болезни стали модным трендом. Женщины культивировали болезненную бледность лица (часто усиливаемую рисовая мука ). Они хвалили свои болезни как трофеи, часто пытаясь превзойти друг друга со своим длинным списком болезней. Из-за чрезвычайно «туго затянутых» корсетов женщина-романтик без проблем могла «упасть в обморок», как лучшая литературная героиня.

Французские модные тарелки с 1840 по 1850 год

В эпоху романтизма мужская и женская сферы становились все более разделенными, особенно среди высших классов. Дом больше не был центром деловых дел, а теперь служил центром развлечений. Ожидалось, что викторианская женщина — подчиненная своего мужа — будет вести «кукольный» образ жизни, играя хозяйку в делах своего мужа.

Чтобы эффективно выполнять эту роль, необходим солидный гардероб одежды. Стильные платья эпохи романтизма отличались низкими рукавами на плече. Женщины не могли поднять руки над головой. Это в сочетании с чрезвычайно тугим корсетом делало модную женщину неспособной выполнять какой-либо физический труд. Слуги выполняли физическую работу по дому, в то время как хозяйка дома занималась небольшой физической деятельностью, такой как шитье, вышивание, моделирование из воска, рисование эскизов, роспись по стеклу или фарфору и украшение других функциональных предметов в доме.

Одежду того времени все еще шили вручную. Первая швейная машина, доступная для общественной покупки, была изобретена Элиасом Хоу в 1846 году, но широко она не использовалась до окончания Гражданской войны. Одна из его машин могла выполнять работу примерно 10 отдельных швей, тем самым навсегда изменив природу швейной промышленности.

Романтик-мужчина (~1820-1850)

Мужской халат, надеваемый поверх подходящего жилета 1830

Элегантный мужчина из высшего общества мог переодеваться 3-4 раза в день. Как и их женские аналоги, мужская одежда часто соответствовала времени дня или деятельности, для которой ее носили.

Изображенный здесь джентльмен одет в одежду, которая считалась раздеванием и состояла из халата/баньяна и тапочек .   Чепка-чулок  на его голове также была обычным явлением. Это был типичный ансамбль для расслабляющих часов раннего утра и позднего вечера.

В какой-то момент перед обедом он переодевался в один из своих стилей дневного/полуплатья. Обычно он состоял из рубашки , галстука какой-то, жилет , брюки/брюки , пальто/куртка и шляпа . Этот ансамбль обычно состоял из одинаковых тканей, но часто пальто и брюки были из разных тканей. Компоненты были одинаковыми для парадного платья наряда. Официальность этого наряда была обнаружена в моде на темные (обычно черные) сочетающиеся пальто и брюки. Белый жилет и черный или белый галстук были наиболее формальным ансамблем.

из «Journal des Dames», май 1823 г.

Самая большая подсказка, указывающая на эпоху романтизма в мужской одежде, — это иллюзия «зауженной» талии. Это отражает женскую тенденцию «тугой шнуровки». Впервые портные начинают добавлять в конструкцию пальто сложную внутреннюю структуру. Это включало внутреннюю прокладку, особенно в области плеч. Широкие плечи в сочетании с пышностью брюк в талии помогли создать мужской силуэт «песочные часы». Многие мужчины даже дошли до того, что сами стали носить корсеты. Это наиболее распространено в начале периода (~ 1820-1830)

Новые процессы пошива не только изменили мужской силуэт, но и установили новые стандарты изготовления костюмов. Внешне мужской гардероб становился все более консервативным и эстетически скучным. Однако внутри конструкция становилась все более и более сложной. Качество постройки, а не отделка, отличало модного джентльмена от низов.

Фраки и вырезы по-прежнему остаются самыми популярными фасонами пальто. Тем не менее, 9Сюртук 0091 (на фото) набирает популярность. Этот фасон кроится с пышной юбкой, часто с прорезями, и обычно есть шов на талии (шов не виден на этом конкретном изображении). На нем рубашка с высоким воротником (концы воротника доходят до подбородка) и галстук с принтом  на шее. На нем элегантно скроенный жилет  и полосатые панталоны с ремешком , проходящим под ногой. Раньше панталоны могли быть довольно облегающими. По мере удаления от последнего периода (Империя/Директория) постепенно добавляется полнота в талии (аналогично тому, что происходит с юбками женского гардероба). Тем не менее, полнота продолжает сужаться к лодыжке, создавая «привязанный» вид. Подъемный ремень по-прежнему является обычным явлением.

В эпоху романтизма термины «брюки» и «панталоны» взаимозаменяемы.

Фрагмент модной тарелки c.1846

Цилиндр  является наиболее распространенным головным убором как для полуплатья, так и для парадного платья. Чаще всего их делали из бобра, медведя или шелка (последний был наиболее формальным). Разновидностью цилиндра был gibus . Всегда шелковая шляпа, этот вариант складывается так, чтобы его можно было носить под мышкой. Внутренняя пружина позволяла открывать шляпу — драматический и впечатляющий жест.

Модные тарелки от Le Folliet c.1840

Романтичным мужчинам доступно большее количество вариантов верхней одежды. Здесь изображены две верхней одежды (слева и в центре) и двубортный сюртук с накидкой (справа).

Верхняя одежда дополняет драматизм ансамбля. Плащи возвращаются. Это пример возврата к стилям Средневековья – истинное «романтическое» направление. Чаще всего они появляются в официальных вечерних нарядах, поэтому чаще всего изображаются в темных тонах (чаще всего в черном). Атласные детали (например, воротники) также очень распространены.

Джентльмен слева одет в палетку – короткую шинель с маленьким плоским воротничком. Они встречаются в однобортных и двубортных версиях и могут иметь или не иметь лацканы. Это пальто можно носить как полуплатье, а не как парадное платье.

 

«Мсье Леблан», Энгр, 1823 г.

Этот джентльмен носит длинную верхнюю одежду, накинутую на плечи назад. У предмета одежды широкий воротник с накидкой . По этому рисунку невозможно сказать, есть ли у одежды рукава или это большая широкая накидка. Если предмет одежды имеет рукава, это будет считаться  garrick (широкая шинель свободного кроя с одним или несколькими воротниками на плечах). Если это плащ, то он будет считаться инвернесс (плащ с одним или несколькими воротниками на плечах, в более поздние периоды становятся популярными клетчатые версии с соответствующими кепками — а-ля Шерлок Холмс).

Обратите внимание на форму его цилиндра и то, как он отличается от тех, что изображены выше. Вышеупомянутые шляпы относятся к типу дымохода , в то время как изображенный здесь 0091 прозвонил . Оба стиля наблюдаются на протяжении всего периода.

Wiskonsan Enquirer (Мэдисон, Висконсин) 20 октября 1842 г. pages/regentfashplates.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЫСТРЫЙ ОБЗОР

ТИП ПЛАТЬЯ: Тяжелый пошив возвращается для женщин. Оба пола сильно адаптированы.

ТЕКСТИЛЬ: Мужчины предпочитают шерстяные костюмы. Шелк возвращается для изготовления женских платьев, хотя платья из хлопка также все еще очень распространены. Лен обычно используется для рубашек, сорочек и других слоев, близких к коже.

ФОРМА СИЛУЭТА: песочные часы для обоих полов. Песочные часы будут одинакового размера выше и ниже талии (большие колоколообразные юбки в сочетании с большими рукавами). Положение талии будет на 1-2 дюйма выше естественного (примерно у основания грудной клетки).

БАЗОВАЯ ОДЕЖДА: Мужчины: костюм-тройка (сюртук, жилет, брюки), который носят с рубашкой и галстуком ИЛИ прикладом и пасьянсом.