Русский национальный костюм
Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.
Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.
Рубаха
Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.
Сарафан
Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.
Мужской гардероб
Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.
Головные уборы
Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!
Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.
Читайте также другие наши статьи по теме: «Узбекский национальный костюм», «Тюбетейка», «Японское кимоно», «Сомбреро — шляпа с историей», «Парео», «Индийская одежда», «Украинский национальный костюм», «Ханбок».
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.
«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!
Понравилась статья — поделись с друзьями!
национальный костюм в дизайне одежды XXI века
Кокошники и рогатые кички в коллекции Chanel, сарафаны от Valentino, русские орнаменты на моделях Kenzo. Екатерина Цховребадзе на примере русского костюма рассказывает о том как мировые бренды обращаются к национальных сюжетам как источнику вдохновения, создавая уникальные авторские прочтения.
Что вдохновляет дизайнера, создающего костюм? Очень многое — окружающая среда, предметы быта, флора и фауна, история, иные культуры и цивилизации, а также многое, многое другое.
Нередко источником инспирации для дизайнера становится культурное и историческое заимствование. Точкой отсчета может послужить любой предмет или объект исторического наследия. Однако работа с подобным материалом осуществляется очень по-разному. И дело не только в личном стиле автора или направленности коллекции (коллекции Haute couture более фантазийны и сложны в отличие от более умеренных линеек prêt-à-porter). Интерпретация национального, исторического материала дизайнером может работать во всех элементах костюма. Форму изделия, конструкцию, отдельные детали, принты, декоративную отделку, аксессуары и даже пластику, подачу фигуры модели — все перечисленное автор может обогащать засчет иных источников вдохновения. В результате мы видим заимствования совершенно разного характера. Иногда буквальное цитирование, иногда лишь намек на него, а иногда — смелое смешение нескольких тем.
Наше мышление ассоциативно. Человеку свойственно достраивать визуальный образ. Например, глядя на черно-белую фотографию девушки в сарафане мы достраиваем яркий цвет, вышивку, кружево, красочную отделку ее наряда. «Вытаскивая» знакомые образы из общего багажа знаний, наше сознание дополняет недостающие элементы картинки. Этот прием часто используется в рекламе (когда необходимо добиться «переноса» свойств одного объекта на другой). Поэтому, зачастую при создании коллекции одежды дизайнер использует одну или несколько исторических аналогий, перенося их на современные модные формы. Возникающие ассоциации запускают игру, предлагая зрителю угадывать, погружаться в материал, быть может, даже вступать в соавторство с дизайнером.
В коллекции дома Valentino 2015 года реализован несколько другой подход. Работа с формой здесь значительно более деликатная и лишь адресует нас к традиционным элементам костюма — мы видим вариации сарафанов, душегрей, шушпана, но в пропорциях очень приближенных к современным.
Еще более умеренный вариант, лишь намекающий на русскую тему, мы видим в коллекции Josie Natori сезона осень-зима 2014.
Чуть менее активное, но не менее узнаваемое использование принта мы видим в коллекции дома Kenzo 2009 года. Кроме места расположения и количества заполнения плоскости принтом, присутствует интересная игра с размером раппорта, что уводит автора от буквального цитирования и полной тождественности источнику.
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Valentino, Spring 2015 Couture
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Kenzo, Fall 2009 Ready-to-Wear
Деликатность, неуловимость и множественность источника можно увидеть и в коллекции Dolce & Gabbana 2012 года. Подобный подход к фактурам и элементам отделки также может быть применим при создании коллекции, когда источник проступает лишь намеком через общее использование поверхностей тканей.
Направление обучения
Направление «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ
Школа дизайна НИУ ВШЭ — место встречи самых талантливых студентов Москвы и России, которые видят свою карьеру в фэшн-индустрии. Они учатся под руководством кураторов — действующих дизайнеров и профессионалов индустрии, которые погружают студентов в актуальный контекст. Глубокая теоретическая и практическая подготовка позволяет студентам выбрать любую профессию в мире моды, не ограничиваясь только дизайном одежды, а студенческое портфолио и участие в профильных конкурсах и неделях моды помогает заявить о себе в профессиональной среде ещё будучи студентами.
В рамках направления открыты профили бакалавриата, магистратуры и программы дополнительного образования.
Как поступитьЭтнический костюм — Etsy Турция
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )Этнические меньшинства — Глоссарий — Куклы в национальных костюмах — Куклы в национальных костюмах
Этническое меньшинство — это группа внутри сообщества, имеющая национальные или культурные традиции, отличные от основного населения. Такими этническими меньшинствами могут быть исконное коренное население страны или региона или группа, мигрировавшая в страну по разным причинам.
Коренные народы представляют собой отдельные социальные и культурные группы, которые разделяют коллективные наследственные связи с землями и природными ресурсами, где они живут, занимают или из которых они были перемещены. По оценкам, во всем мире насчитывается 476 миллионов коренных народов (6% населения мира). Они владеют, занимают или используют четверть площади поверхности мира и являются хранителями 80% оставшегося биоразнообразия мира.
У меня есть множество кукол, которые демонстрируют традиционные костюмы этнических меньшинств и коренных народов (выборку смотрите ниже).
Информация
https://www.worldbank.org/en/topic/indigenouspeoples
Рисунок 1. бретонка женщина в костюме конца 19 го века. Бретонцы — кельтское меньшинство, проживающее на северо-западе Франции (прибывшее туда в 4 веке н.э.). (Франция: Бретань)Рисунок 2.