Фехтовальная фраза: . . En Garde — : , . , , , , , , ,

Глава XV фехтовальная фраза

Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непре­рывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответ­ными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обуче­ния фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.

Фразой называется сочетание действий нападения одного парт­нера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.

Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.

Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется

фехтовальным темпом.

Таким образом, фехтовальная фраза является сочетанием фехто­вальных темпов, непрерывно следующих один за другим. Приемы могут быть с передвижениями или на месте, с выпадами и без них. Фразы могут быть усложнены повторными и вздвоенными атаками, вздвоенными уколами и иметь все виды воздействия на оружие. Все это может входить в композицию фразы только при условии, если атаки и защиты будут следовать одна за другой.

Фраза заканчивается, если один из партнеров отошел на дистан­цию, когда оружие не может соприкасаться, даже если оба остались в положении боевой стойки. Это может быть, когда один из бойцов «ранен», «убит» или обезоружен.

В зависимости от конструкции оружия и особенностей историче­ской эпохи, от характера персонажей и, главным образом, режиссер­ских задач в постановке фехтовального эпизода в пьесе, сценический бой может складываться как из фехтовальных фраз, длинных или коротких, так и из отдельных фехтовальных приемов в один-два тем­па.

Все компоненты боя могут прерываться репликами дерущихся или других находящихся на сцене действующих лиц.

 134

Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фра­за начинается только тогда, когда один из противников начал ата­ковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.

Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, на­пример, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.

Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уро­вень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по су­ществу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинени­ем фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.

Разучивать в уроке отдельные темпы — еще большая ошибка, поскольку бой нередко представляет собой довольно длинные фех­товальные сочетания, причем чем выше подготовленность бойцов, тем длиннее будут фразы. Фраза оставалась основным средством в фехтовании на шпагах, что было весьма типично для европейско­го фехтования конца XVII столетия. Что касается рубящего оружия, то бой на нем характеризуется отдельными темпами и небольшими в 3-4 темпа фразами.

Терминология артистического фехтования категории «Античность».

В данной статье я публикую список терминов, которыми мы оперируем в своей работе, и которые я буду постоянно использовать в видеоматериалах и публикациях. Этот список постоянно будет корректироваться и дополняться.

Общие понятия

Артистическое фехтование — (далее, просто «фехтование») это вид спортивной деятельности, выраженный в ведении условного постановочного поединка (боя) или выполнении упражнений с оружием в соответствии с правилами соревнований.

Поражающее действие — боевое действие фехтовальщика, результатом которого явилось изменение хода поединка в свою пользу. Так как в артистическом фехтовании в постановочном поединке исполняются имитации поражающих действий и, зачастую, важен отыгрыш их результата, то термин вводится для сохранения связи с базовой предметной областью — т.е. фехтованием боевым.

Приём — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.

Основное действие оружием — движение оружием в атаке или защите, направленное на исполнение основной функции соответствующего приёма.

Изменение хода поединка — ситуация, в которой противник на какое-то время (возможно, весьма непродолжительное) теряет способность выполнять активные действия (атакующие, либо защитные), либо адекватно реагировать на действия другого участника боя. Для артистического фехтования область применения этого термина (и вообще всех ситуаций, связанных с оценкой права атаки) — этап постановки показательного боя (его непротиворечивого тактического рисунка) и последующий отыгрыш соответствующих ситуаций.

Удар — любое инициативное действие оружием, в результате которого оно совершает работу по разрушению цели. Успешно проведенный удар является поражающим действием.

Примечание: в этом смысле удар не обязательно является резким ударным воздействием в физическом смысле. Это любое действие оружием, результатом которого явилось разрушение цели с помощью последнего. Удар является основным действием фехтовальщика в поединке.

Примечание: ударом называется именно инициативное действие фехтовальщика оружием. Например, если фехтовальщик стоит с поднятым мечом, а его противник поскальзывается, падает и натыкается на выставленный меч, то такая ситуация не будет являться выполнением колющего удара.

Данный термин характеризует прикладное фехтование. В контексте артистического фехтования он используется для связи с базовой предметной областью. Артистическое фехтование оперирует понятием «демонстрации удара», и, для краткости, при употреблении термина «удар» всегда, кроме специально указанных случаев, понимается «демонстративный удар».

Демонстративный удар (демонстрация удара) — исполнение удара с сохранением формы движения без непосредственного разрушения цели. Качество демонстрации оценивают визуально по потенциальной возможности нанесения повреждений именно такой формой удара. В артистическом фехтовании исполняются именно демонстративные удары, и, так как это является основным содержанием постановки, слово «демонстративный» в термине опускается. Но об этом всегда надо помнить, например, вводя в постановку новую форму удара. Т.е. новая форма удара в полноценном виде пробуется на мишени, снимаются её поражающие характеристики, и исходя из этого создается демонстративная форма удара.

Фехтовальная фраза — последовательность фехтовальных приёмов, тактически связанных друг с другом, являющаяся законченной частью боевого сюжета. Вся боевая постановка представляет собой одну или несколько фехтовальных фраз. Фехтовальные фразы связываются между собой драматической игрой спортсменов.

Классы приёмов

Атака — это инициативное наступательное действие фехтовальщика с целью исполнения удара, выполняемое с непрерывной угрозой противнику.

Атака основная — атака, которой начинается очередная фехтовальная фраза.

Атака ответная — атака, выполненная после потери противником права атаки.

Атака повторная — атака, выполненная в ситуации, когда противник перехватил право атаки, но не воспользовался им.

Атака серийная — атака в одной технике, выполняемая в ситуации наличия права атаки до момента, пока противник не выполнит его перехват.

Контратака — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или поразить его, избегая удара с помощью оппозиции, уклонения или манёвра.

Защита — любое действие фехтовальщика, позволяющее свести поражающий эффект ударов противника к минимуму. В контексте артистического фехтования категории «Античность» защита может исполняться не только оружием (или защитным снаряжением, например, щитом), но и иными специальными воздействиями на противника, мешающими ему выполнить эффективный удар.

Манёвр — перемещение фехтовальщика относительно противника, не связанное напрямую с исполнением атаки или защиты и не являющееся составной частью последних. Манёвры в постановке используются для выхода на удобные дистанции исполнения приёмов, смену или сохранение ориентации на сцене, заполнение пауз движением. В указанном смысле термин используется только для характеристики основного действия фехтовальщика на сцене. В терминологии также употребляется характеристика подкласса защитных действий – «защита манёвром», где собственно манёвр основным действием не является.

Игра клинка — вспомогательные действия оружием, направленные на сохранение или изменение скорости его движения между атаками, смену плоскости движения, смену руки, хвата или направления движения, или являющиеся связующим элементом между двумя основными действиями, позволяющие выполнить их без потери инерции.

Тактические действия

Право атаки — право атаковать в ситуации, когда вероятность поражения противника значительно[1] выше, чем угроза поражения его встречной атакой. В артистическом фехтовании все связки приём-контрприём в контексте боевой постановки имеют заранее заданную характеристику права атаки (когда право атаки сохраняется за атакующим, когда переходит к защищавшемуся). Задачей исполнителей является достоверная отработка связки, не нарушающая её тактическую логику.

Перехват права атаки — создание ситуации, в которой противник теряет право атаки. Для артистического фехтования характеризует качество исполнения спортсменами связки приём-контрприём.

Потеря права атаки — передача инициативы защищавшемуся в случае правомерного перехвата им права атаки. В артистическом фехтовании описывает обязательную форму отыгрыша последствий атаки в ситуации, когда один из партнёров применил приём перехвата права атаки. Основывается на идее о том, что удар на реальное поражение в этой ситуации не позволил бы сразу выполнить повторную атаку, так как применённый приём противодействия правомерен.

Сохранение права атаки — специальные инициативные действия атаковавшего по продолжению атаки в случае исполнения противником неправомерного перехвата права атаки (т.е. не оправданного тактически или в силу технических ошибок исполнения). Для артистического фехтования может быть сюжетно оправданным действием, либо ошибкой исполнения схемы выступления.

Тактическая правота — преимущество, возникающее у бойца, владеющего правом атаки и начавшим её.

Примечание: итак, право атаки — это возможность атаковать. Боец, не владеющий правом атаки, выполнять простую атаку (не содержащую действий, нейтрализующих атаку противника) не должен, а должен защищаться. Тактическая правота — это возникшее преимущество при реализованном праве атаки.

Подклассы приёмов. Общие термины

Техника — совокупность технических действий и тактических схем, позволяющих выполнить эффективную атаку ударом характерным способом или противодействовать ему. Сюда включаются также теоретические концепции, определяющие место таких ударов в общей картине боя и описывающие ситуации их наиболее эффективного применения. По характерному способу исполнения ударов различают рубящую технику, режущую технику, секущую технику и колющую технику.

Силуэтная фиксация — остановка оружия (при исполнении удара) в момент предполагаемого контакта с поражаемой поверхностью. Контакт может быть полный, средний, легкий, либо отсутствовать (т.н. бесконтактная фиксация).

Бесконтактная фиксация — силуэтная фиксация, при которой энергия удара полностью гасится атакующим до контакта с поражаемой поверхностью. Оружие останавливается на незначительном расстоянии до поражаемой поверхности. Для артистического фехтования обязательным требованием является сохранение характерной визуальной формы и динамики удара при исполнении бесконтактной фиксации. Данная форма фиксации ударов применяется при исполнении атак в зоны, не прикрытые защитным снаряжением.

Легкий контакт (контактная фиксация) — силуэтная фиксация, при которой большая часть энергии удара гасится атакующим до момента контакта с поражаемой поверхностью. Оружие останавливается на поражаемой поверхности. Данная форма фиксации применяется при атаке в зоны, прикрытые условным защитным снаряжением и служит для синхронизации исполнения удара и начала отыгрыша его последствий.

Средний контакт — силуэтная фиксация, при которой некоторая часть (примерно половина) энергии удара гасится атакующим до контакта с поражаемой поверхностью. Остальная часть энергии удара передается поражаемой поверхности в момент контакта. Применяется при исполнении ударов в зоны, прикрытые эффективным защитным снаряжением. Усиление степени контакта необходимо в случае, когда лёгкий контакт в такое снаряжение не ощущается спортсменом.

Полный контакт — силуэтная фиксация, при которой атакующий прикладывает все усилия, чтобы возможно большая часть энергии удара передалась поражаемой поверхности в момент контакта. В артистическом фехтовании не применяется и служит характеристикой ошибки исполнения удара.

Удар с проносом — выполнение удара с максимальным вложением силы по воздуху (сквозь воображаемого противника). При выполнении удара с проносом подразумевается исполнение удара в форме, максимально приближенной к боевой, без потери зрелищностных характеристик. Применяется для согласованного исполнения связки приём-контрприём в ситуации, когда для успешного исполнения контрприёма критично полноценное исполнение удара.

Начало удара — положение меча в пространстве, из которого он начинает набирать энергию для выполнения поражающего воздействия. Может совпадать с моментом начала поражающего воздействия, как, например, для режущего удара.

Замах — движение оружием, приводящее его из текущего положения в положение начала выполнения удара. Для каждого типа удара замах выполняется по-своему. По форме замаха удары бывают простыми и сложными.

Простой удар — удар, замах на который выполнен по оптимальной траектории (т.е. с затратами минимального количества энергии на перемещение меча). Т.е. для рубящего удара, например, оптимальной траекторией, с учетом потерь энергии, будет круговая. Для секущего удара — конусная, а для режущего и колющего — прямолинейная.

Сложный удар — удар,  замах на который выполнен в виде элемента игры клинка, защиты или другого удара. В этом смысле все финты — сложные удары. В отличие от простых ударов, сложные удары в контексте поединка, это в то же время приемы, т.к. содержат в себе элементы подготовки благоприятной ситуации для выполнения поражающего действия.

Траектория удара — путь, который проделал меч от начала удара до полного исчерпания энергии, вложенной в удар. При этом, энергия тратится либо на совершение работы, либо уходит в воздух при ударе с проносом, либо гасится атакующим при силуэтной фиксации.

Стабилизация траектории удара — действия фехтовальщика, направленные на предотвращение пустых потерь энергии оружием в процессе удара. Под пустыми потерями подразумеваются неоправданные затраты энергии на изменение траектории, силы либо скорости удара.

Контрольные точки удара — положения меча на траектории удара, в которых меч может быть полностью остановлен, либо перенаправлен на другую траекторию с наименьшими затратами энергии. На траектории любого удара есть три контрольные точки — точка начала удара, точка силуэтной фиксации и точка завершения удара. Для режущего удара точка начала удара и точка силуэтной фиксации совпадают.

Сильная позиция — характерное положение ног, рук, либо всего тела фехтовальщика с оружием (смотря по отношению к чему применяется термин), в котором (положении) возможно максимально эффективное управление силой, вкладываемой в удар. Способ приложения силы зависит от типа удара (например, он разный для рубящего и режущего удара).

Сильная позиция ног — положение ног, при котором линия, соединяющая стопы параллельна вектору приложения силы, ориентация ног (положение коленей и бедер) соответствует направлению приложения силы.

Сильная позиция рук — положение рук перед грудью, при котором кулак вооруженной руки находится примерно напротив центра грудной клетки. Форма локтей (согнуты или выпрямлены) зависит от типа удара.

Сильная позиция корпуса — положение спины, при котором усилие от ног эффективно (без перенапряжения мышц спины) передается рукам. В основном соответствует прямой спине, чуть наклоненной в направлении приложения силы.

Уклонение — движение телом, при котором фехтовальщик избегает удара противника без использования для этого собственного оружия или иных защитных средств.

Оппозиция — силовое воздействие оружием на оружие противника в ходе контратаки с целью избежать его удара в нападении не допустить обоюдного поражения.

Соединение — контакт клинков. Исполняется с целью контроля оружия противника.

Отведение — силовое воздействие клинком на клинок противника в соединении, значительно смещающее или отбрасывающее его с первоначального положения. Отличается от оппозиции тем, что последняя является вспомогательным дополнительным действием в контратаке, а результат отведения – основная цель приёма.

Отбив — способ подстановки собственного оружия под удар противника, при котором происходит полное или частичное гашение энергии последнего.

Отбив отведением — отбив удара противника таким образом, что при частичном гашении энергии последнего происходит одновременное отведение его с первоначальной траектории с контролем движения клинка в критически значимой части траектории соединением. Для рубящих ударов выполняется с обязательным уклонением.

Отбив подстановкой — жёсткая подстановка сильной части клинка под удар противника с целью погашения энергии последнего.

Отбив уступающий — способ контроля после отбива развития удара противника соединением для обеспечения безопасного исполнения одновременного уклонения. При уступающем отбиве энергия удара гасится незначительно.

Парирование — способ подстановки собственного оружия под удар противника, при котором происходит перенаправление энергии удара, либо отведение ее от поражаемой поверхности. В отличие от отбива, при парировании не происходит гашения энергии удара, она просто переводится в безопасное направление.

Примечание: Парированием не являются удары в атакующее оружие, перенаправляющие его движение. Это пассивная подстановка. Защита парированием характерна для колющей и режущей техник. В рубящей технике аналогичную роль выполняют отбивы отведением, однако это не парирования, т. к. выполняются в динамике.

Манёвры

Позиция ног — положение ног по отношению к противнику. При употреблении термина на практике часто слово «ног» опускают, используя просто термин позиция, если такое использование понятно из контекста. Различают вертикальную, диагональную и горизонтальную позиции. Все три типа позиции могут быть прямыми и обратными. Кроме этого, вертикальная и диагональная позиции могут быть правыми или левыми. Например: прямая левая вертикальная позиция ног, обратная правая диагональная позиция ног, прямая горизонтальная позиция ног. При описании положения бойца в прямых позициях, как наиболее распространенных, слово «прямая» опускают. Правильное употребление этих терминов таково: «Принять правую диагональную позицию ног», «Принять обратную левую диагональную позицию ног»; однако на практике распространены следующие просторечия: «Встать горизонтально», «Встать (в)право диагонально» и т.п. Это не является ошибкой, однако следует, по возможности, употреблять термины правильно.

Примечание: согласно общей технике исполнения фехтовальных позиций подразумевается, что в любой из них фехтовальщик стоит на ощутимо согнутых ногах и достаточно широко (ширина позиции примерно в полтора раза шире ширины плеч). Любое другое исполнение позиции считается или технической ошибкой (если речь идет о тренировке), или исключительной ситуацией и уточняется особо.

Ширина позиции ног — расстояние между стопами.

Прямая позиция ног — положение ног фехтовальщика, при котором, если довернуться лицом к противнику, ноги остаются не перекрещенными.

Обратная позиция ног — положение ног фехтовальщика, при котором, если довернуться лицом к противнику, ноги окажутся перекрещенными.

Вертикальная позиция ног — положение ног, при котором обе стопы стоят на воображаемой линии, проходящей через проекции центров тяжести фехтовальщиков на пол (т.н. вертикаль).

Диагональная позиция ног — положение ног, при котором обе стопы стоят на линии, наклоненной под 45о к вертикали.

Горизонтальная позиция ног — положение ног, при котором стопы стоят на линии, перпендикулярной вертикали, либо, в общем случае при отсутствии противника, на линии проекции фронтальной плоскости тела фехтовальщика на пол.

Левая позиция ног — вертикальная или диагональная позиция, при которой задняя нога левая.

Правая позиция ног — вертикальная или диагональная позиция, при которой задняя нога правая.

Расширение позиции ног — увеличение расстояния между стопами без изменения геометрии позиции.

Сокращение позиции ног — уменьшение расстояния между стопами без изменения геометрии позиции.

Стойка — положение тела фехтовальщика (ног, корпуса и рук с оружием) по отношению к противнику. На практике часто используется термин «Позиция» в смысле «Стойка». Формально, это ошибка, однако, если из контекста однозначно понятно, к чему был применен термин, то такое использование допустимо. Кроме того, есть ряд формальных команд инструктора, например «В позицию!», в которых данное употребление термина закреплено исторически.

Защитная стойка — стойка, при которой противнику создается угроза оружием, которую он должен преодолеть, чтобы начать атаку непосредственно бойца.

Атакующая стойка — стойка, при которой противнику создается угроза уже подготовленной атакой.

Дистанция — расстояние между центрами тяжести бойцов.

Сверхдальняя дистанция — дистанция, на которой невозможны никакие действия оружием (за исключением швыряния оружия в противника) в отношении противника без предварительного сближения.

Дальняя дистанция — дистанция эффективного укола с глубоким выпадом, либо секущего удара в оружие противника, находящегося в защитной стойке.

Средняя дистанция — дистанция эффективного рубящего удара.

Ближняя дистанция — дистанция эффективного захвата за корпус, либо удара рукой.

Сверхближняя дистанция (клинч) — контакт между телами противников. Дистанция борьбы.

Примечание: дистанции связаны между собой мерой движения, которое необходимо совершить для перехода из одной в другую. Для перехода с одной дистанции на другую необходимо выполнить один подшаг (отшаг).

Сокращение дистанции — уменьшение расстояния между центрами тяжести бойцов.

Разрыв дистанции — увеличение расстояния между центрами тяжести бойцов.

Шаг — смена позиции ног либо ширины позиции. Может выполняться как с перемещением центра тяжести бойца в пространстве, так и без него.

Подшаг — сокращение дистанции расширением либо сокращением позиции.

Отшаг — разрыв дистанции расширением, либо сокращением позиции.

Доворот — вращение бойца вокруг вертикальной оси на угол до 90о.

Поворот — вращение бойца вокруг вертикальной оси на угол от 90о до 180о.

Разворот — вращение бойца вокруг вертикальной оси на угол от 180о до 360о.

Примечание 1: самостоятельное употребление этих терминов редко, обычно они являются уточнением к типу атак, защит или манёвров. Например Рубящий удар с разворота, смена позиции на месте с поворотом.

Примечание 2: Вращения на угол свыше 360о описываются комбинированием терминов: Разворот с доворотом — на угол до 450о, разворот с поворотом, двойной разворот и т.п.

Рубящая техника

Рубящий удар — резкое ударное воздействие (в физическом смысле) лезвием клинка, при котором вектор приложения силы в точке контакта оружия с поражаемой поверхностью направлен перпендикулярно оси клинка. При рубящем ударе поражающее воздействие происходит в основном благодаря весу оружия и количеству вложенной в удар силы. Заточка оружия влияет, в основном, на характер повреждений. Рубящие удары по технике исполнения подразделяются на короткие, длинные и круговые (с разворота). Рубящие удары выполняются в так называемой плоскости удара — геометрической плоскости, построенной через точки пространства, которые прошел меч с момента разворота лезвием в направлении поражаемой поверхности до контакта с последней.

Короткий рубящий удар — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара четверть круга (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара около 90о).

Длинный рубящий удар — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара полкруга (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара около 180о).

Круговой рубящий удар (рубящий удар с разворота) — рубящий удар, при котором меч проходит в плоскости удара полный круг (т.е. длина дуги, описанной мечом в плоскости удара — 360о).

Отбив прямой подстановкой — отбив, при котором собственное оружие подставляется под удар противника таким образом, что целиком поглощает всю энергию удара, причем так, что оружие противника не скользит по блокирующему клинку ни в одном направлении и не испытывает излома плоскости. На практике часто использую сокращённый вариант термина – прямой отбив, или, ещё чаще, фольклорный — прямой блок. По технике исполнения прямые отбивы подразделяются на, собственно, прямые, обратные и палочным хватом.

Отбив силовой — выполнение прямого отбива в форме мощного удара сильной частью клинка в клинок противника в направлении, противоположном вектору развития удара в данной точке. В большинстве случаев, для эффективного выполнения силового отбива, вкладываемая в него энергия должна быть выше, чем энергия, вложенная противником в удар, и он должен ловить удар противника несколько раньше точки сброса энергии.

Примечание: следует различать отбив отведением и силовой отбив. Силовой отбив полностью гасит энергию удара, а не перенаправляет её.

Перевод — техническое действие во время выполнения атаки с финтом, за счет которого меч переводится с одной инерционной траектории (ложное действие) на другую (истинное действие). Суть в том, что выполнение перевода подразумевает специальные способы управления инерцией уже разогнанного оружия. Серийная атака однотипными ударами — это не атака с переводом.

Батман — рубящий или секущий удар в атакующий или статичный меч противника с целью перенаправить, сбить оружие с первоначальной траектории или с исходного положения. На практике более распространено фольклорное название «сбив», как слово, более понятно характеризующее производимое действие.

Режущая техника

Режущий удар — воздействие на поражаемую поверхность лезвием клинка, при котором вектор приложения силы направлен, в основном, вдоль оси последнего. Режущие удары по технике исполнения подразделяются на короткие и длинные. Поражающее воздействие происходит в основном благодаря качеству заточки оружия и значительно меньше зависит от вложенной в удар силы.

Короткий режущий удар — режущий удар, при котором занос клинка на поражаемую поверхность выполняется по кратчайшей траектории из текущего положения.

Длинный режущий удар — сведение рубящего удара в момент контактной фиксации в режущий.

Перенос — перенос меча из одного статичного положения на поражаемой поверхности или оружии противника в другое статичное положение на поражаемой поверхности по кратчайшей траектории. Отличие от перевода в том, что при переносе отсутствует инерционная траектория, которую надо изменить. Поэтому перенос не подразумевает управления инерцией уже разогнанного клинка, так как последний статичен. Кроме того, перенос всегда выполняется по кратчайшей траектории между своим начальным и конечным положениями. В основном, перенос исполняется как повторная режущая атака из соединения. Поэтому, его исполнение предусматривает обязательный разрыв его.

Перенос сверху — перенос меча с оружия противника на поражаемую поверхность, при котором его клинок проходит над клинком противника.

Перенос снизу — перенос меча с оружия противника на поражаемую поверхность, при котором его клинок проходит под рукоятью оружия противника. Если меч противника расположен рукоятью вверх, данное техническое действие все равно называется переносом снизу.

Секущая техника

Секущий удар — рубящий удар, выполненный острием клинка и, обычно, с сокращением траектории относительно чистого рубящего. Характерной особенностью секущего удара является довольно значительное (хотя и меньшее, чем для рубящего удара) приложение силы как вдоль, так и поперек оси клинка. Для выполнения эффективных секущих ударов оружию желательно иметь конструктивные особенности — изогнутый сабельный  клинок и хорошую заточку. В противном случае воздействие получается слабее рубящего удара (из-за возможных изломов траектории и иных особенностей исполнения) и менее эффективное (из-за сравнительно более короткой траектории удара), чем режущий удар.

Отведение отжимом — выполнение секущего удара сквозь меч противника из соединения. Обычно выполняется после взятой защиты. Отличие от сбива (батмана) в том, что при отведении отжимом не происходит разрыва соединения для исполнения удара. За счет этого оно получается не таким резким, но контроль клинка противника и направления его движения после воздействия оказываются выше. На практике распространено употребление этого термина в сокращённом виде – отжим.

Колющая техника

Колющий удар — воздействие острием оружия на поражаемую поверхность, при котором вектор приложения силы направлен строго вдоль оси клика в направлении острия. Поражающее воздействие происходит благодаря малой площади острия, из-за чего даже относительно незначительное приложение силы позволяет оружию глубоко проникать в поражаемую поверхность. На практике полный термин часто заменяют словом «укол».

Перевод – укол, выполняемый с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.

Захват – силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним без потери соединения.

Вспомогательные действия и особенности формы приёмов

Открытый хват — хват рукояти большим пальцем с открытыми остальными. Исполняется ладонью вверх.

Закрытый хват — плотный хват рукояти всеми пальцами.

Прямой хват — положение меча в хвате гардой у большого пальца и навершием у основания кулака.

Обратный хват — положение меча в хвате гардой у основания кулака и навершием над большим пальцем.

Палочный хват — хват меча двумя руками за рукоять и лезвие, когда большие пальцы направлены друг к другу.

Мечевой хват — хват меча двумя руками, когда обе руки держат его прямым хватом за рукоять.



[1] Здесь под «значительно» понимается ситуация несопоставимого размена по силе, точности, устойчивости или скорости атак.

Терминология фехтования — ActiveSG

 

Изображение предоставлено Shutterstock.com

Фехтование — это вид спорта, в котором используется ряд французских слов, что может сбить с толку людей, которые либо плохо знакомы с этим видом спорта, либо не говорят на этом языке. Вот некоторые из наиболее распространенных терминов и фраз, используемых в фехтовании, и их значение.

Allez
«Allez» — это французское слово, означающее «идти», и в терминах фехтования это слово, которое рефери использует, чтобы начать бой.

Нападение
Нападение в фехтовании относится к товарищеской игре между двумя фехтовальщиками, в которой могут вестись или не вестись очки.

Предупреждение
Предупреждение, данное в ответ на незначительное нарушение, обычно известное как желтая карточка.

Черная карточка
Черная карточка является самым строгим наказанием в фехтовании и выдается, когда фехтовальщик совершил серьезное нарушение. Если фехтовальщик получает черную карточку, он исключается из игры или турнира. Хотя и редко, черные карты также могут быть выданы непослушным зрителям.

Красная карточка
Красная карточка выдается в случае совершения фехтовальщиком любых насильственных действий во время розыгрыша очка и влечет за собой предупреждение фехтовальщика, а также присуждение одного очка противнику.

Бой
Бой аналогичен штурму, за исключением того, что в нем сохраняются очки.

Corps-à-corps
Это относится к телесному контакту между двумя фехтовальщиками и считается недопустимым приемом как в фехтовании на рапирах, так и в фехтовании на саблях.

En-garde
«En-garde» по-французски означает «на страже» и произносится рефери перед началом боя, чтобы показать фехтовальщикам, что они должны занять позиции.

Шпага
Шпага является одним из трех основных видов оружия, используемых в фехтовании. Он легкий, с треугольным лезвием и большой гардой.

Рапира
Рапира является вторым из трех видов оружия для фехтования и имеет прямоугольное лезвие.

Сабля
Сабля — последнее из трех распространенных видов оружия, используемых в фехтовании, имеет плоское лезвие и защиту костяшек.

Эфес
Эфес — это часть клинка, за которую держится фехтовальщик, и включает в себя гарду, рукоять и навершие.

Жюри
Жюри состоит из четырех человек, которые следят за ударами и касаниями в бою, в котором не используется электронная система подсчета очков. Эти люди должны следить за попаданиями на противоположных концах своих позиций и объявлять попадания, поднимая руки, чтобы сообщить об этом рефери.

Ламе
Ламе представляет собой электропроводящую куртку, которую носят на теле фехтовальщиков и которая используется для электронной оценки ударов.

Пластрон
«Пластрон», также известный как защита подмышек, обязателен для ношения фехтовальщиками во время поединка.

Острие
Острие клинка — единственная часть оружия, которая позволяет фехтовальщику набирать очки в фехтовании на рапирах и шпагах.

Pret
По-французски «готов», pret — одно из трех слов, которые рефери произносит перед началом боя. Последовательность следующая: en-garde, pret, allez.

Чтобы получать последние обновления о событиях на спортивной сцене Сингапура или узнать больше о некоторых из последних программ, предлагаемых ActiveSG, посетите нашу страницу Facebook здесь .

Ограждение: термины, которые нужно знать | SportsEngine

Advance

Для движения вперед по трассе.

Allez

Французское слово, означающее «идти». Это команда для фехтовальщиков, чтобы начать фехтование.

Атака

Движение или серия движений, с помощью которых фехтовальщик пытается набрать очко против своего противника.

Балестра

Короткий прыжок к противнику, часто в сочетании с выпадом или броском.

Удар

Резкий удар по лезвию противника, чтобы инициировать атаку или угрозу атаки.

Клинок

Стальная часть оружия, выступающая из гарды.

Бой

Бой двух фехтовальщиков на соревнованиях. Когда счет не ведется, дружеская схватка между двумя фехтовальщиками называется нападением.

Контр-парирование

Защитное движение, при котором фехтовальщик обходит клинок противника и отводит клинок противника.

Ответный ответ

Наступательное действие фехтовальщика, парировавшего ответный удар.

Выход из зацепления

Разрыв контакта между клинками фехтовальщиков путем прохождения клинка под клинком противника.

Зацепление

Контакт лезвий оружия.

En garde

Позиция, занимаемая перед началом боя или после перерыва в бою.

Уловка

Ложная атака, направленная на то, чтобы вызвать реакцию противостоящего фехтовальщика, которая откроет его для настоящей атаки.

FIE

Аббревиатура международного руководящего органа фехтования (Federation Internationale d’Ecrime, на французском языке).

Fleche

Короткая бегущая атака в сторону противника.

Защита

Часть оружия между лезвием и рукоятью, защищающая руку.

Положение на линии

Определенное положение, при котором рука фехтовальщика с мечом держится прямо, а острие оружия постоянно угрожает действительной цели противника.

Выпад

Обычная атака фехтовальщика, при которой участник наступает на противника, выдвигая переднюю ногу вперед, в то время как задняя нога остается неподвижной и выпрямляется.

Матч

Матчем называется совокупность боев между фехтовальщиками двух разных команд. (Примечание: во французском языке для этого используется слово «rencontre», что означает «встреча». Французы используют слово «матч», поскольку в английском используется слово «бой».)

Парирование

фехтовальщик блокирует лезвие противника.

Piste

Французский термин, обозначающий игровое поле, на котором проводятся поединки. Также называемая «полосой», она сделана из металлической сетки и имеет размеры 14 метров в длину (46 футов) и 1,5 метра в ширину (4 фута 10 дюймов).

Prete

Французское слово, означающее «Готов», предшествует «Allez» как команда фехтовать.

Восстановление

Чтобы вернуться в исходное положение после выпада.