Фигуры речи
От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.
Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Если троп — это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура — часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).
Рассмотрим примеры различных фигур речи.
Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновения.
А.С. Пушкин
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
А.С. Пушкин
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год.
В. Маяковский
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
А.С. Пушкин
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Степям и дорогам
Не кончен счёт;
Камням и порогам
Не найден счёт.
Э. Багрицкий
Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.
Я царь – я раб, я червь – я бог!
Г.Р. Державин
Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
Нам на́ душу отрадное дохнёт,
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Ф. Тютчев
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу…
С. Есенин
Весны дуновеньем земля обогрета.
Ещё не начало весны, а предвестье,
и даже ещё не предвестье – намёк,
что будет,
что рядом,
что срок недалёк.
В. Тушнова
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
М. Лермонтов
С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив.
С. Есенин
Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Ф. Тютчев
Знакомые тучи! Как вы живете?
Кому вы намерены нынче грозить?
М. Светлов
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев…
А.С. Пушкин
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
А.С. Пушкин
Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство.
Ф. Тютчев
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
М. Цветаева
Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
М. Лермонтов.
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало…
Рассказать, что лес проснулся…
Рассказать, что с той же страстью…
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет…
А.А. Фет
Эллипсис — пропуск какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста.
Зверю – берлога, нужна
Страннику – дорога…
М. Цветаева
Полюбил богатый — бедную, человек — девушку
Полюбил ученый — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную…
М. Цветаева
Парцелляция — намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
Всякие стихи ради последней строчки.
Которая приходит первой.
М.Цветаева
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» — не понимая, сказал Никитин.
Ю. Бондарев
Прочитать подробнее о звукописи.
Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).
ruslita.ru
Стилистические фигуры речи | ЕГЭ по литературе 2020
Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
- Лексические повторы (намеренные повторы слов)
- Анафора
- Эпифора
- Синтаксические повторы (намеренные повторы конструкций предложения)
- Параллелизм
- Антитеза
- Фразовые повторы (средство организации текста)
- Бессоюзие
- Многосоюзие
- Парцелляция
- Риторические фигуры
- Риторический вопрос
- Риторическое восклицание
- Риторическое обращение
- Градация
- Инверсия
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Оглавлениение
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке :
подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«, «Дыханием приятным «Дай бог лжецам замкнуть уста, «…звучал мне долго голос нежный…«, «Какое привалило счастье «Здравствуй, волшебник лес, |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы свечи, «Или на вас тяготит преступление? «И если я волей себе покоряю людей, И если я ведаю тайны — поэт, чародей, Властитель вселенной — тем будет страшнее паденье..» «Много дум я в тишине продумал, |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь« «Самое лучшее и дорогое — Родина. |
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
Примеры: |
---|
«Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «И милые тревоги милых дней, «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?« «А если это так, то что есть красота? |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!« «Какой простор! Какая воля! |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«, «верю в тихое: «Что вы творите?», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. ««Есть божий суд…» — метель ревела в окна. |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«, «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. «Так люби. И целуй. И молчи.«, «Ветер. |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
Примеры: |
---|
«Отказ идет как обещанье: Нет на словах — на деле да.», «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: |
---|
«Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, «И где ж Мазепа? где злодей? «Все уныло, пусто, мертво, «Что мне законы Бытия? |
Эллипсис
Эллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение.
Примеры: |
---|
Мои все радости — в стакане, Мой гардероб лежит в ряду, Богатство — в часовом кармане, А сад — в Таврическом саду.» (тире — пропуск слов находятся/лежат), «Богатство — в часовом кармане, |
Бесссоюзие
Бесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
Примеры: |
---|
«Год был ягодный, Год грибной, С яркой радугой За спиной.», «Сидит торговка: ноги, груди, «Молись, молись! туман пройдет, |
Многосоюзие
Многосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Примеры: |
---|
«Но этот воздух смерти и свободы, И розы, и вино, и счастье той зимы», «Вошла, как Психея, томна и стыдлива, «Машина и пашет, и жнет, |
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией?
- В заданиях 10 — 11.
Как называется прием повторения начальных строк, к которому автор прибегает во второй строфе стихотворения?
- В задании 13.
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных стредств и приемов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (укажите из номера в любой последовательности). (1. гипербола 2. метафора 3.сравнение 4.эпитет 5. инверсия)
lit-ege.ru
определения и примеры 🚩 тропы и фигуры речи примеры 🚩 Гуманитарные науки
Первое описание фигур речи известно еще со времен «Поэтики» Аристотеля. Великий ученый назвал тропы речи обязательной принадлежностью науки красноречия.
Тропы речи включают в себя риторические фигуры, фигуры повтора, фигуры убавления и фигуры перемещения.
Риторические фигуры — это особая группа синтаксических фигур, по формальному признаку являющихся диалогичными, но по существу монологичные: собеседник предполагается, но он не участвует в речи.
Риторический вопрос — оборот, оформленный вопросительным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Ответ на риторический вопрос не предполагается. Пример: «А судьи кто?» (А.С. Грибоедов).
Риторическое восклицание — оборот речи, оформленный восклицательным знаком и усиливающий эмоциональность восприятия. Пример: «Погиб поэт!» (М.Ю. Лермонтов).
Риторическое обращение — обращение, которое используется для привлечения внимания. Пример: «Тучки небесные, вечные странники!» (М.Ю. Лермонтов).
Риторическое умолчание фиксируется многоточием. Оборот характеризуется синтаксической незавершенностью. Значение риторического умолчания заключается в создании эффекта многозначительности за счет недосказанности. Пример: «Речь не о том, но все же, все же, все же…» (А.Т. Твардовский).
Общим для фигур повтора является то, что они строятся на повторе какой-либо части высказывания.
Анафора — синтаксическая фигура, построенная на повторе слова или групп слов в начале нескольких стихов. Пример: «Мне нравится, что вы, больны не мной, Мне нравится, что я, больна не вами» (М.И. Цветаева).
Эпифора — повтор в конце нескольких стихов или строф. Пример: «Свеча горела на столе, Свеча горела» (Б.Л. Пастернак).
Анадиплосис (стык) — повтор слова или группы слов в конце стиха или строфы и начале стиха или строфы. Пример: «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…» (М.Ю. Лермонтов).
Просоподосис (кольцо) — повтор в начале стиха и в конце следующего стиха или строфы. Пример: «Мутно небо, ночь мутна» (А.С. Пушкин).
Фигуры убавления — группа фигур, основанных на нарушении грамматических связей между членами предложения.
Эллипсис (эллипс) — пропуск подразумеваемого слова. Пример: «Билет — щелк, Щека — чмок» (В.В. Маяковский).
Силлепсис (силлепс) — объединение в общем синтаксическом подчинении неоднородных членов. Пример: «Шел дождь и два студента».
Бессоюзие (асиндетон) — пропуск союзов между однородными членами или частями сложного предложения. Пример: «Катятся ядра, свищут пули, Нависли хладные штыки» (А.С. Пушкин).
Многосоюзие — избыточное количество союзов. Пример: «…И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь» (А.С. Пушкин).
Фигуры перемещения — группа фигур, основанных на перестановке, изменении традиционных позиций членов предложения.
Градация — фигура, в которой однородные члены предложения выстраиваются по усилению интенсивности признака или действия. Пример: «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин).
Инверсия — нарушение привычного порядка слов. Пример: «Заметался пожар голубой…» (С.А. Есенин).
Синтаксический параллелизм — одинаковое или похожее расположение членов предложения в соседних частях текста. Пример: «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается».
www.kakprosto.ru
Что такое стилистические фигуры? Примеры стилистических фигур в поэзии и прозе
Автор: Костильен Пелих / Опубликовано:11.04.2019 / Последнее обновление: 21.08.2019
Стилистические фигуры – особые конструкции в речи, которые передают эмоциональную окраску и настроение, а также придают тексту образность и экспрессивность. Благодаря этому, их с древности используют в прозе и поэзии. По своему содержанию они избыточны, но это оправдано тем, что они обогащают язык. Благодаря им речь или произведение наделяется художественной выразительностью.
Можно выделить не меньше десятка стилистических фигур – нестандартных оборотов речи, употребляемых в прозе и поэзии.
В различные исторические промежутки эти языковые явления становились объектами изучения Горгия, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Деметрия Фалерского. Последний разделял явление на фигуры речи и фигуры мысли. В античности было принято считать усложнение оборотов речи отклонением от нормы. Языковеды современности же считают, что стилистические фигуры – составная часть языковой нормы, естественное состояние языка.
Виды стилистических фигур
В настоящее время не существует единого подхода к классификации стилистических фигур, границы понятий зачастую размыты. Тем не менее чаще всего к стилистическим фигурам относят следующие конструкции.
Риторическое обращение. Автор обращается к читателям, не надеясь на ответ. Прием используется для подчеркивания различных интонаций, которые хотел передать автор.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов! – М. Ю. Лермонтов.
Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа. Передает эмоциональность фразы.
А судьи кто? – А. Грибоедов.
Оксюморон. Сочетание понятий, противоречащих друг другу.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив? – С. Есенин.
Анафора. Повторение слова в начале соседних строк.
Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища – А.С. Пушкин.
Эпифора. Такое же повторение в конце строк.
Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? – Н. В. Гоголь
Симплока. Основана на применение анафоры и эпифоры одновременно.<
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почёт. – В. Лебедев-Кумач.
Аллитерация. Повторение однородных согласных, придающее выразительность.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн. (К.Д. Бальмонт)
Умолчание. Пропуск слова или нескольких слов. Прием используется для вовлечения читателя, которому приходится додумывать смысл фразы.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже… – М. Лермонтов.
Антитеза. Противопоставление в художественных целях.
Кто был никем, тот станет всем! – Интернационал.
Градация. Группировка автором однородных членов предложения по определенному принципу, благодаря чему происходит нарастание или ослабевание эмоциональной, смысловой окраски, какого-либо признака или действия.
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. – А. Солженицын.
Хиазм. Симметричная перестановка понятий в двух частях одного предложения.
Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя – спроси себя, что ты можешь сделать для страны. – Д. Кеннеди.
Полиптотон. Использование одного и того же слова в разных падежах в одном предложении.
И ведь добро бы остроумие было, хоть бы остроумием, шельмец, обладал, … а то ведь и остроумия нет никакого! – Ф.М. Достоевский.
Многосоюзие и бессоюзие. Многократное использование союзов или часть текста обходится без союзов вовсе.
Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду – А.П. Чехов.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет. – А. Блок
Инверсия. Перестановка слов в обратном порядке.
Сегодня у берега нашего бросил свой якорь досель неизвестный корабль. – Н. Гумилёв.
Анаплосис, или удвоение. Использование одной и той же фразы на стыке двух предложений или строк.
Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка. – М. Лермонтов.
Палилогия. Повторение одного или нескольких слов несколько раз.
О тебе, о тебе, о тебе Я тоскую, мое ликованье… – С. Городецкий.
Многообразие стилистических фигур не дает возможности рассмотреть все в рамках одной статьи.
Тропы
Тропы – слова или словосочетания, использованные в переносном смысле. Многие исследователи причисляют их к стилистическим фигурам. Единого мнения касательно классификации, как и в случае с фигурами, у исследователей нет. Обычно к тропам относят:
Метафору.
Нам дорога твоя отвага, огнём душа твоя полна. – М.Ю. Лермонтов.
Эпитет.
Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте. – М. Цветаева.
Каламбур.
Я думал, что он товарищ, А он презренная тварь лишь – Н. Глазков).
Гиперболу.
Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину. – Н.В. Гоголь.
Аллегорию.
Это еще та лисица! (о хитром человеке).
Сарказм.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны признать за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты… – А. С. Грибоедов
Иронию.<
Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. – Н.В. Гоголь.
Существуют и другие разновидности тропов, все виды невозможно упомянуть в рамках одной статьи. Поскольку язык – динамично развивающееся явление, в нем постоянно появляются все новые стилистические приемы. В настоящее время они получили широкое использование не только в письменной, но и в устной речи.
Загрузка…Поделиться:[addtoany]
androfon.ru
Тропы в литературе. Примеры и виды литературных тропов. Таблица
Троп — это риторическая фигура, призванная усилить выразительность языка, его образность. Суть тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.
Примеры литературных тропов
Его грыз червь сомнения (метафора)
Солнце весело улыбалось (олицетворение)
Седой туман (эпитет)
Название троп происходит от древнегреческого слова τρόπος — оборот, поворот.
Литературные тропы — это «фигуры переосмысление», когда слова получают новое значение, объяснял литературовед Михаил Гаспаров.
Тропы широко используются в литературе, в ораторском искусстве и в повседневном общении. Они позволяют не просто передать информацию, а показать свое отношение к ней, сделать слова эмоциональнее, навести на неожиданные мысли, создать яркий и запоминающийся образ.
Виды тропов и их примеры. Таблица
Общепринятой классификации тропов не существует. О некоторых фигурах речи литературоведы спорят, можно ли считать их тропами. Ведутся споры и о том, не следует ли считать разные тропы разновидностями одной и той же фигуры (например, метафора, метонимия и синекдоха — частные случаи одного и того же либо разные явления).
Литературный троп | Пример |
Аллегория — это передача абстрактного понятия с помощью конкретного образа. | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Ю. Лермонтов — метафора человеческого одиночества) |
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. | Глаголом жги сердца людей (А.С. Пушкин) Она была — живой костер из снега и вина (А.А. Блок) Парадом развернув моих страниц войска (В.В. Маяковский) |
Метонимия — это называние одного предмета или явления названием другого предмета, в чем-то смежного. | Я три тарелки съел. (И.А. Крылов) Рука бойцов колоть устала. (М.Ю. Лермонтов) |
Синекдоха — это перенос наименования предмета с его части на целое и наоборот. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) По домам идет Европа. (А.Т. Твардовский) |
Эпитет — это художественное определение, образное и эмоциональное. | Мой край, задумчивый и нежный (С. Есенин) Крылатые качели (Ю. Энтин) |
Гипербола — это художественное преувеличение. | Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их — не чета моей. (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака) |
Литота — это художественное преуменьшение, умаление. | Прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
Олицетворение — это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия. | O чeм ты воешь, вeтep нoчнoй, о чeм тaк ceтyeшь бeзyмнo? (Ф.И.Tютчeв) Море — смеялось. (М. Горький) |
Ирония — это использование слова в противоположном значении. | Просто обожаю работать в выходные! Ну спасибо, удружил! |
Сарказм — это злая ирония, издевательская насмешка. | Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? (И. Ильф, Е. Петров) |
Эвфемизм — это замена неприличного, запретного слова или выражения нейтральным синонимом. | Женщина легкого поведения (проститутка) Припудрить носик (сходить в туалет) |
Дисфемизм — это замена слова или выражения вульгарным синонимом. | Отбросить коньки (умереть) Дать в репу (ударить по голове) Бухать (пить алкоголь) |
Каламбур — это обыгрывание разных значений одного слова или разных слов, сходных по звучанию. | Сев в такси, спросила такса: «За проезд какая такса?» (Я. Козловский) |
Перифраз — это непрямое художественное описание предмета, позволяющее легко угадать его по характерным признакам. | голубая планета (Земля) |
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.Листьев не обожгло,
Веток не обломало…
День промыт, как стекло,
Только этого мало.Арсений Тарковский, 1967
www.anews.com
Риторические фигуры — это… Что такое Риторические фигуры?
- Риторические фигуры
Фигу́ра (ритори́ческая фигу́ра, стилисти́ческая фигу́ра, фигу́ра ре́чи; лат. figura от др.-греч. σχῆμα) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.
Фигуры можно разделить на три группы: фигуры добавления, фигуры убавления и фигуры расположения или перемещения. Как правило, тропы считаются разновидностью риторических фигур.
Среди наиболее распространённых фигур речи:
См. также
Ссылки
Литература
- Горнфельд. Фигура в поэтике и риторике // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
- Горте М. А. Фигуры речи. Терминологический словарь. — М.: ЭНАС, 2007. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93196-682-3
- Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Терминологический словарь. 3-е изд. Ростов-на-Дону, 2007.
- Харциев. Элементарные формы поэзии // Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. 2-е изд. Харьков: 1911.
Wikimedia Foundation. 2010.
- Риторическая фигура
- Риторик
Смотреть что такое «Риторические фигуры» в других словарях:
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — см. Стилистические фигуры … Большой Энциклопедический словарь
риторические фигуры — см. Стилистические фигуры. * * * РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, см. Стилистические фигуры (см. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ) … Энциклопедический словарь
Риторические фигуры — экспрессивные стилистические обороты, исторически сложившиеся способы организации фразы, реализующие главным образом эмоционально императивные качества речи; устаревшее название фигур стилистических (См. Фигуры стилистические). В узком… … Большая советская энциклопедия
риторические фигуры — см. фигуры речи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, в ст. Фигуры стилистические … Литературный энциклопедический словарь
риторические фигуры — РИТОРИ´ЧЕСКИЕ ФИГУ´РЫ (от греч. ῥήτωρ оратор) термин старой русской поэтики (риторики, или реторики) стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла… … Поэтический словарь
риторические фигуры — В синтаксической стилистике: то же, что и риторическое восклицание (*Пышный! Ему нет равной реки в мире [о Днепре](Н. Гоголь)) и риторический вопрос (*Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело? (А. Бестужев Марлинский)) … Учебный словарь стилистических терминов
Фигуры речи — В языкознании нет исчерпывающе точного и общепринятого определения Ф. р. Сам термин употребляется в различных смыслах (чаще всего приблизительных). Однако есть тенденция к закреплению этого термина и к выявлению его лингвистического смысла.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Фигуры речи — Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его… … Википедия
фигуры речи — обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: риторические фигуры, стилистические фигуры Антоним/коррелят: Тропы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
dic.academic.ru
Стилистические фигуры речи: примеры :: SYL.ru
Многоликой и сложной является лексическая система языка. Поэтому до сих пор не разработана типология различных лексических средств, поскольку она должна была бы суметь воссоздать многообразную гамму чувств человека. Однако имеются три основные группы. Выразительные средства принято классифицировать, деля на фонетические, синтаксические и лексические.
Троп
Лексические средства усиливают выразительность языка. Их называют тропами в лингвистике. Обычно тропы используют авторы различных художественных произведений, когда требуется описать облик героев или природу.
Троп, таким образом, — это изобразительный прием, заключающийся в использовании выражения или слова в переносном значении. Цель этого приема состоит не только в создании нового значения, но и в обогащении, украшении речи, придании ей большей выразительности. Следует различать тропы и фигуры речи. Примеры тропов: сравнение, гипербола, метафора, эпитет, олицетворение и перифраз.
Фигура речи
Фигуры речи представляют собой особые синтаксические построения, которые служат для того, чтобы усилить выразительность. К ним относятся антитеза, оксюморон, градация, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, синтаксический параллелизм, лексический повтор, эпифора, анафора, умолчание, инверсия, многосоюзие, бессоюзие.
Выразительность речи — особенности ее структуры, позволяющие поддерживать интерес и внимание читателя (слушателя).
Антитеза
Антитеза — это оборот, состоящий в резком противопоставлении характеров, понятий, образов, с помощью которого возникает эффект резкого контраста. Антитеза помогает лучше противопоставить явления, изобразить противоречия. Она является способом выражения взгляда автора на описываемые образы, явления и т. д. Пример можно привести следующий: «Мягко стелет, да жестко спать».
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм является вспомогательным средством, с помощью которого создается антитеза, так как схожее или тождественное построение конструкций оттеняет слова, противоположные по своему значению. Это одинаковое построение расположенных рядом предложений.
Также антитезы могут строиться на основе речевых антонимов. Пример: «Они сошлись. Волна и камень…» (А. С. Пушкин).
Иногда они могут выражаться стилистическими синонимами. На первый план в этих случаях выходят стилистические и смысловые различия между ними. Примеры, где используются эти фигуры речи в тексте: «У нее были очи, а не глаза», «Он дрыхнет, а не спит». Автор стремится с их помощью подчеркнуть, выделить высказанную мысль.
Оксюморон
Продолжаем описывать фигуры речи. Оксюморон — яркий стилистический прием, который состоит в создании некоторого нового понятия с соединением слов, контрастных по значению. Это делается для того, чтобы создать яркий и сложный образ и оттенить несовместимые логически значения. Примеры: «умный дурак», «веселая грусть», «черная белизна». Подобно антитезе, эта фигура является как бы местом встречи различных антонимов. В оксюмороне редко сочетание их в чистом виде. Пример: «плохой хороший человек». Слова, которые имеют противоположное значение, в большинстве случаев соединяются как определяемые и определяющие («дорогая дешевизна», «крупные мелочи»), поэтому мы не можем говорить о том, что это стопроцентные антонимы, поскольку последние должны относиться к одной части речи. Русскими поэтами были созданы яркие фигуры речи — оксюмороны. Примеры: «пышное природы увяданье» (Пушкин), «самоуверенно-смущенная» (И. Северянин).
Часто встречается оксюморон в названиях произведений художественной литературы. Пример: роман Ю. Бондарева «Горячий снег».
Эти фигуры речи используются также в публицистическом стиле, зачастую в заголовках для того, чтобы привлечь внимание. Примеры: «отступление вперед», «холода — жаркий сезон».
Градация
Это стилистическая фигура, которая заключается в последовательном нагнетании или же, напротив, ослаблении образов, сравнений, метафор, эпитетов и других средств выразительности. Эмоционально-выразительное выделение определенных слов тогда усиливается, когда они повторяются в одном либо нескольких предложениях, находящихся по соседству. Повторение в сложном предложении одного и того же слова осуществляется нередко из логических соображений. Оно служит для установления между членами предложения отчетливой смысловой связи или разъяснения высказываемой мысли.
Лексический повтор
В художественной речи очень часто несколько слов повторяются не только в сложном, но и в простом предложении. Это делается для того, чтобы создать большую эмоциональную выразительность. Лексическим повтором называется эта фигура речи. Примеры: «На полотне уже справный мужик, живущий прочной и здоровой жизнью, той жизнью, о которой мечтает интеллигент», «Это не сказка, сказка будет впереди».
Словесный повтор получает особую выразительность тогда, когда слово находится в начале двух или более соседних фраз. Называется анафорой (иначе — единоначалием) эта фигура речи. Примеры: «Хоть бы что-нибудь появилось. Хоть тень. Хоть бы свисток милиционера раздался. Ничего», «Эти ивы и березы, эти капли — эти слезы» (А. Фет, портрет представлен ниже).
Часто нанизывание синонимов порождает градацию, когда следующий усиливает (или же ослабляет) значение предыдущего.
Эллипсис
Это синтаксическое средство заключается в том, что пропущен один из главных членов некоторого предложения (или даже оба). Эллипсис принадлежит к деструктивным фигурам, поскольку разрушает существующие в языке синтаксические связи. Данная фигура предполагает «пропадание» фрагментов высказываний. Считается при этом, что их можно восстановить, исходя из смысла целого. Обычной нормой для пропусков являются одно-два слова. Однако за рамками предложения могут оставаться и крупные синтаксические блоки (в особенности в случае, если параллелизм сопровождает эллипсис).
Следует заметить, что конструкция эта предполагает наличие наиболее близкого контекста. Читатель в противном случае может ее не понять или неадекватно воспринять. Следовательно, эллипсисы являются средством выразительности, заключающемся в пропуске члена предложения, который подразумевается. Пример у Жуковского: «Мы села — в пепел, грады — в прах…».
Используя эти синтаксические фигуры речи, мы придаем динамичность высказыванию, а также интонацию живой речи, текст становится более выразительным. Чаще всего для создания эллипсиса упускается сказуемое. Пример: «Мир — людям». Данная фигура на письме воспроизводится с помощью тире. Эллипсис как стилистический прием особое распространение получил в лозунгах.
Риторическое обращение, восклицание, вопрос
Риторическое обращение (восклицание) представляет собой конкретное обращение к чему-либо или кому-либо. Оно служит не только для того, чтобы назвать адресата речи, но и для выражения отношения к некоторому объекту, характеристики его.
Риторические восклицания и риторические вопросы — стилистические фигуры речи, состоящие в создании выражения позиции автора, в высказывании в форме вопроса некоторого утверждения.
Анафора и эпифора
Анафора — повтор в начале предложения отдельных оборотов или слов. Используется данный прием для усиления мысли, явления, образа: «Как передать красоту неба? Как рассказать о чувствах, которые переполняют в этот момент душу?»
Эпифора — фигура, при которой у нескольких предложений имеется одинаковая концовка, которая усиливает значение определенного понятия, образа и т. д.
Инверсия
Представляет собой обратный порядок слов. Подлежащее при прямом порядке стоит обычно перед сказуемым. Согласованное определение находится перед определяемым словом (после определяемого — несогласованное), после управляющего слова ставится дополнение, а перед глаголом — обстоятельство образа действия. Слова при использовании инверсии ставятся в другой последовательности, которая не соответствует этим грамматическим правилам. Это средство выразительности является довольно сильным. Используется оно обычно в эмоциональной речи.
Мастером инверсии является магистр Йода из «Звездных войн».
Умолчание
Представляет собой синтаксический прием, который состоит в сознательном использовании мысли, выраженной не до конца, когда представляется возможность дополнить ее самому читателю. Умолчание на письме выражается многоточием. За ним стоит «неожиданная» пауза, которая отражает волнение говорящего. Как стилистический прием оно используется часто в разговорном языке.
Бессоюзие и многосоюзие
Другие стилистические фигуры речи — бессоюзие и многосоюзие. Бессоюзие представляет собой намеренный пропуск между членами одного предложения или же между предложениями соединительных союзов. Это придает выражению насыщенность впечатлениями, стремительность. «Швед, русский — колет, рубит, режет…» (А. С. Пушкин).
Многосоюзие — фигура, которая состоит в намеренном повторении для эмоционального и логического выделения понятий сочинительных союзов.
Таковы основные фигуры выразительности речи.
www.syl.ru