Великий исследователь Мирового океана — Жак-Ив Кусто
11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке родился знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов Жак-Ив Кусто.
Окончив морскую школу в Бресте в 1930, поступил мичманом на флот. Мечтал стать летчиком, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936, ему пришлось оставить военно-морскую летную школу. Переехав в Тулон, стал ежедневно плавать в Средиземном море для восстановления здоровья, затем у него появился интерес к нырянию в маске. Последовали эксперименты с подводной экипировкой, а в 1943 Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 м.
Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему. В 1950 он переоборудовал американский минный тральщик, получивший название «Калипсо», и годом позже приступил к организации подводных экспедиций. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.
Книга Кусто В мире безмолвия (1953), написанная в соавторстве с Фредериком Дюма, стала бестселлером. Ее киноверсия в 1956 была удостоена премии Оскара и французской Золотой пальмовой ветви . Официальное признание достижений Кусто пришло с его утверждением в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. Громкий успех книги помог Кусто осуществить новые проекты: создать первый небольшой автономный аппарат для изучения подводного мира и провести ряд экспериментов по погружению с подводным автономным дыхательным аппаратом (при этом люди длительное время пребывали на подводных станциях на морском дне). Документальный фильм об этих станциях под названием Мир без солнца получил премию Оскара в 1965. Многие телекомпании (в том числе США, СССР и России) на протяжении многих лет включают документальные фильмы Кусто в свои программы.
Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1973 основал некоммерческое Общество Кусто по охране морской среды. В то же время продолжались экспедиции на «Калипсо», причем исследовались такие разные регионы, как Антарктика и река Амазонка. В 1996 «Калипсо» столкнулся с баржей в порту Сингапур, получил пробоину и затонул.
За свои исследования и книги Кусто удостоен многочисленных наград, включая Орден Почетного легиона. Умер Кусто в Париже 25 июня 1997.
ribalych.ru
22 интересных факта о великом Жаке Кусто
Вспоминая передачи Жака Кусто, сразу всплывают образы: путешествия по водным просторам, создание акваланга, всем известная красная шапочка…
Настолько великий человек, что на Марсельских карнавалах частенько можно встретить людей, в образе Жака, и таких «переодетых исследователей» там много. Жизнь этого французского человека достойна особого внимания, ведь Жак начал бороться за окружающую экологию, когда эта тема не волновала общественность так, как сейчас.
Мы с огромным уважением изучили историю Жака Кусто. Ознакомьтесь с топ-подборкой фактов о нем.
Монако, океанографический музей. Подводное судно Кусто.1. В детстве, отец Жака по работе уехал в США и взял семью с собой. Жака и его брата там взяли в, школу, где они и подучились английскому языку.
2. Жак хотел быть летчиком, но его мечты рухнули после травмы в автоаварии, где он сломал руки.
3. В юном возрасте Жак сам соорудил электромобиль.
4. Во время Второй мировой Войны он был членом Сопротивления, помог флоту Франции присоединиться к союзникам, руководил операцией по уничтожению итальянских шпионов. Ему дали звание командора почетного легиона и вручили другие награды.
5. По окончанию войны активно занимался обезвреживанием подводных мин.
6. Первые послевоенные экспедиции он проводил вместе с Филиппом Тайе (морской офицер) и Фредериком Дюма (водолаз). Скорее всего, из-за фамилии последнего, их и нарекли «мушкетерами морей».
1965 год. Подготовка к погружению.7. Побывал в Советском Союзе, проходя службу на флоте.
8. Снял фильм про Байкал.
9. Пытаясь снять свой второй фильм, в 1943 году, ему пришлось склеить целую кучу коротких кинопленок из детских камер, потому что не удалось найти целую пленку нужной длины.
10. Жак 48 лет оставался единственным, кто получал «Золотую пальмовую ветвь» за документальный фильм! Так же, он обладает тремя премиями «Оскар».
11. Год снимался в телевизионном шоу «эти удивительные животные», а одной из ведущих была жена Элвиса Пресли — Присцилла.
12. Его команда изучала популяцию омаров на Кубе в 1985 году, а на их судно прибыл Фидель Кастро. Его целью было познакомиться с Жаком, чьи книги ему нравились. У них завязались дружеские отношения, благодаря чему потом было освобождено 80 политзаключенных.
Вручение президентом США Джоном Кеннеди золотой медали Национального географического общества Жаку, Белый дом.13. Изобретения этого исследователя породили подводную археологию. А первая такая экспедиция состоялась в 1948 году, в Тунисе, где команда обнаружила Римский корабль, который до сих пор открыт для дайверов.
14. История знаменитой «Калипсо» началась так: Жак Ив встретил в просторах между Мальтой и островом Гоцо паром, который явно был переделан из списанного британского минного тральщика. С виду обычное судно, но французу показалось оно самым подходящим для океанских исследований.
25 июня 1989 года, Жак Кусто около воздушного шара в виде кита, размером 50 метров. Это рекламная кампания в честь открытия морского музея в Париже.15. Знакомство с Томасом Лоэлем, дало возможность арендовать «Калипсо» за 1 франк в год! Миллионер из семьи Гиннессов выкупил судно, но попросил Жака о 2 одолжениях: никому не называть имя своего помощника в этом деле и не ждать денег еще.
16. «Калипсо» отправлялась в путь вплоть до 1996 года, а потом судно затонуло в Сингапуре, причиной стало столкновение с баржей. Сейчас его реставрируют.
1980 год, Монреаль, «Калипсо».17. Исследователь вел научное исследование, целью которого было узнать, способны ли люди жить под водой постоянно. Участники эксперимента жили под водой долгое время.
18. Поначалу по двое человек отправлялись на подводную базу и находились по неделе, а в 3 раз отправилось на глубину сразу шестеро, сроком на 3 недели. Наблюдения завершились успешно, но стало ясно, что в этих условиях человеку недостаточно солнца. Зато результаты исследований и сейчас применяются в подготовке космонавтов.
19. Все три лаборатории Conshelf находились на глубине 10, 30 и 102,4 метра в Средиземном море близ Марселя. Здания сохранились по сей день.
Вторая база Conshelf, 2017 год.20. В Средиземном море планировалась свалка радиоактивных отходов в 1960 году. Комиссия по атомной энергии заявляла, что все поддерживают этот проект, однако, предварительно ученых ввели в заблуждение, сказав, что количество выбросов будет незначительным, нежели оказалось в реальности. Жак немедленно организовал масштабную кампанию против сброса отходов. В итоге активисты расположились на ж/д путях, чем и остановили поезд, перевозивший отходы.
21. Фонд исследователя успешно продвинул всемирную петицию на запрет добычи полезных ископаемых в Антарктиде. На сегодняшний день туда прибывают только исследователи и путешественники.
22. Останки горбатого кита лежат неподалёку от бразильской антарктической станции «Командантэ Феррас» в 1972 году. Исследователь таким образом поведал миру о трагической судьбе китов.
2014 год, ученые возле станции «Командантэ Феррас».
© klevoe.video
klevoe.video
Забвение истории. Последние дни Калипсо — судна командора Жака Ив Кусто.
Калипсо было самым известным океанографическим исследовательским судном за всю историю. Это было не просто судно — это постоянный спутник знаменитого французского исследователь Жака Ив Кусто. Корабль и его капитан прошли более 1 млн морских миль от Красного моря и Амазонки до Антарктики и Индийского океана.
Трудно признать то, что мы сейчас видим его с тем, что мы видели в превосходных фильмах и телевизионных программах начала и середины 1990 годов. В те годы «Калипсо» был иконой экологического движения за сохранение и информировании чудес и уязвимости Мирового океана. Путешествия на Калипсо сделали мировую славу команде Кусто, синонимом морской романтики, будь то исследования окена, поиск акул или затонувших кораблей.
То что осталось от Калипсо. Concarneau, France, June 3, 2015. (Dmitry Kostyukov/The New York Times)
Жак Ив Кусто как во Франции, так и во всем мире является первым океанографов и защитником окружающей среды. Однако он был на столько же ученым, как и шоуменом, понимая что для того, чтобы получить финансирование на дальнейшие исследования нужно открыть океан для широкой аудитории.
В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил небольшие, но четкие указания как нужно содержать корабль, который сопровождал его практически 40 лет.
Подъем Калипсо.
В 1996 «Калипсо» был в сингапурской гавани, когда сухогруз случайно протаранил ее, «Калипсо» затонуло и легло на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять Калипсо на поверхность и еще время, чтобы отбуксировать его во Францию.
Некоммерческая экологическая организация, созданная еще самим командором, Cousteau Society задалось целью восстановить лодку после смерти Кусто. Там были судебные иски и споры, которые оставили эту возможность, а лодку предоставили ветру и времени.
Минный тральщик британских ВМС. 1947 год. Будущей Калипсо.
“Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, — сказал Pascal Bladier-Chassaigne, управляющий директор Ассоциации морских и речных акваторий, называя судно, как “легендарное” и “знаковое” для Франции.
В 2014 году ассоциация признала Калипсо как часть морского культурного наследия, но еще не национальным памятником государства, которое дала бы ему шанс на финансирование со стороны правительства Франции.
Калипсо на холсте работы сподвижника Ж.И. Кусто Андрэ Лабана.
Пренебрежение — это неудивительно, — сказал Жерар Д»Aboville, капитан PlanetSolar, научно-исследовательского судна на солнечных панелях по телефону из Венеции, где сейчас находится PlanetSolar. — Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У Калипсо шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась так же как слава его отступает в прошлое — отметил он — Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом.
Нерешенная судьба Калипсо поднимает вопросы о том, что будет, когда это новаторский для своего времени корабль достигает конца своей трудовой жизни. Практика утилизации — измельчения лодки на куски — поражает многих как болезненное оскорбление корабля с такой историей.
Калипсо на марках
Никто не говорил о такой страшном варианте, когда корабль прибыл в Конкарно на реставрацию в 2007 году. Толпы людей наводнили набережную, чтобы увидеть как его отбуксировали в порт. Cousteau Society раздавало красные колпаки типа тех которые носил командор Кусто, и люди аплодировали.
Прибытие Calypso в Concarneau, на буксире l’Hercule 12 oct 2007
“Когда мы узнали, что нам удалось получить заказ на ремонт Калипсо, это было встречено с великой радостью и гордостью”, — вспоминает Бруно Quillivic, заместитель начальника порта в Конкарно, имея в виду верфь военно-морской службы Piriou, одной из крупнейших судостроительных верфей Франции.
Все шло хорошо, изначально. Но к началу 2009 года, Cousteau Society решило, что стоимость ремонтных работ были неадекватными и прекратило оплаты. Piriou перестал работать на лодке и началась долгая серия судебных исков.
Судья вынес решение в пользу Piriou, обязав Cousteau Society оплатить судостроителю 273 000 евро ($300,000) и вывезти Калипсо из дока в Конкарно . Верфь Piriou объявило, что если в этом году Общество Кусто не вывезет Калипсо из дока к середине марта, то Калипсо выставят на торги.
Калипсо на верфях
Дата прошла, продажа не состоялась. Нет такого города или страны, которая выкупила б Калипсо. В Cousteau Society сообщили, что они ведут переговоры с Океанографическим музеем в Монако, с которым тесно сотрудничал Жак Ив Кусто долгие годы. По информации от Cousteau Society вдова Жака Ив Кусто — Франсин, не желает компенсировать затраты и комментировать ситуацию по лодке.
На причале в Конкарно, на верфях, и среди рыбаков, практически нет спора о том как проявить уважение к Калипсо: он должен быть отправлен на дно океана.
Жак Scavennec, 70, моряк однозначно считает , что: “Калипсо должно быть потоплено на 3,000 метровой глубине и хватит разговоров об этом”, — сказал он.
Капитан Кусто и его Каллипсо
ocean-media.su