Хельмут Ньютон — причины творческого успеха.
Среди современных зрителей мало-мальски интересующихся искусством фотографии сложно будет найти того, кто бы ничего не знал о произведениях Хельмута Ньютона. Его фотографии с эротическим подтекстом или откровенные работы в жанре «ню» привлекают внимание как сторонников, так и непреклонных критиков культурной революции. Тематике творчества Ньютона посвящены многочисленные статьи, а сам автор успел красочно описать свой образ жизни в написанной доступным языком автобиографии. В то же время публика в своей массе редко задается вопросом, почему именно работы Ньютона продолжают оставаться столь популярными и сейчас. Ведь съемкой обнаженной натуры фотографы занимались и зарабатывали на жизнь еще со времен изобретения первых фотографических технологий в середине XIX века. Съемкой знаменитостей также мог похвастаться практически любой фотограф с навыками чуть выше среднего уровня. Да и культурная революция стартовала еще задолго до рождения Ньютона. В чем же тогда кроется секрет успеха автора, чьи фотографии продолжают публиковаться, привлекать внимание публики и вызывают оживленные споры даже спустя полтора десятилетия после его смерти?
Ответ на этот вопрос безусловно кроется в ряде взаимосвязанных параметров, гармонично сочетающихся в творчестве Ньютона. Однако вероятно главным из них является то, что именно фотографии Ньютона несут непосредственную ответственность за изменение визуальных, а вместе с тем и мировоззренческих представлений широкого общества о социальной роли женщины. Да, громкие тезисы о равноправии полов и предоставлении женщинам прав голоса высказывались в западноевропейской культуре еще со времен французской революции, и стали «визитной карточкой» социалистической революции. Однако потребовалось время, чтобы эти представления стали общим местом, уже не подвергающимся сомнению среди обывателей. Миру пришлось пережить трагедии двух мировых войн, чтобы женщины смогли наглядно доказать свои способности заменять мужчин на привычных для последних должностях. Также на волне послевоенных кризисов традиционной религиозной морали и знакомства с практиками восточных культур состоялась сексуальная революция, общество стало спокойнее относиться к тому, что ранее считалось абсолютно неприемлемым и подвергалось судебному преследованию.
Успех и последующая популярность фотографий Ньютона заключались в том, что автор оказался на пике популяризации этих социальных и культурных изменений, а его работы стали символами современных автору культурных новаций. Ведь Ньютон снимал не только для себя или для «подпольных» заказчиков, но и добился публикации своих работ в центральных периодических изданиях, таких как «Vogue», «Harper’s Baazar» и «Playboy». Перед его камерой в откровенной эротической обстановке, с атрибутами фетишизма и садо-мазо, на грани порнографии снимались не только неизвестные модели, но и знаменитости, к примеру всем известная по «Чужим» и «Аватару» Сигурни Уивер, ставшая иконой нового представления о женщине. Уже только по этим причинам влияние творчества Ньютона на изменение социальных стереотипов оказалось огромным и востребованным, в результате чело сложно переоценить роль его творчества как катализатора глубинных изменений в общественной жизни. К тому же, сам автор подходил к своей миссии отнюдь не спонтанно. В подтверждение часто приводится его утверждение относительно того, что девушка в туфлях с высоким каблуком обращает на себя внимание мужчин активнее, нежели идущая в обычной обуви. Это высказывание, которые Ньютон неоднократно иллюстрировал в своих произведениях, считается метафорой представления об облике женщины в целом. Ведь во многом именно благодаря Ньютону стройная атлетичность женщины, ее острый хищный взгляд и экстравагантный костюм по мужскому образцу стали нормой современной повседневности, вытеснив представления о патриархальной скромности, беспрекословном подчинении, ограниченном круге карьерных перспектив и внешности в духе картин Рубенса.
Следует отметить, что в актуальной обстановке мира, который переживает глобальную пандемию, значение творчества Ньютона вновь обратило на себя пристальное внимание общества. Ведь на волне вводимых повсеместно ограничительных мер самоизоляции, обстановки тесного контакта и нервного напряжения привели к обострению случаев конфликта, в которых женщины часто оказываются на пострадавшей стороне. Соответствующая динамика уже успела найти свое отражение в ряде публичных выступлений сторонников борьбы за правовое равноправие, а также легла в основу новых проектов современного искусства. В этой связи работы Ньютона, визуально утверждающие фундаментальные перемены в обществе, остаются особенно актуальными, призывающими к сознательному отказу от предубеждений и призывающими двигаться по пути любви, а не войны.
В то же время не стоит забывать также и о том, что сколько бы ни была важна содержательная сторона в творчестве Ньютона, его произведения являются выдающимися примерами фотоискусства не только по этой причине. Ведь в них, наряду с эротическими сценами, зритель видит мастерство обращения со светом, навык композиционного построения кадра, умение добиваться широкой градации полутонов. Фотографии Ньютона — это отнюдь не только обнаженная натура, как склонно считать неискушенное большинство. Напротив, это произведения визуального искусства, в которых важен не сколько изображаемый сюжет, а то, каким образом он изображается. История безусловно не терпит сослагательного наклонения, но можно смело утверждать, что при столь развитых представлениях о визуальных возможностях фотографии Ньютон вполне мог бы посвятить себя съемке любого жанра, и при этом добился бы в этом успеха. Ведь в руках талантливого художника любой объект может стать произведением искусства. К сожалению, именно об этой важной грани творчества фотографа забывают многие его подражатели и критики, которые поверхностно истолковывают тематику творчества Ньютона как единственную причину его популярности. К тому же, кто знает, что готовит нам будущее современной высокотехнологичной эпохи, и что будет представлять собой эталон привлекательности и социального поведения через несколько лет. Ведь даже эпатажная модель, запечатленная в фотографиях Ньютона, может вскоре стать неактуальной и оказаться на почетном пьедестале музейной истории, где уже покоятся, не вызывая негодования плебса, такие шедевры прошлого, как Венера Милосская, Рождение Венеры, Венера Урбинская или Большая одалиска.
Артём Логинов
Место под солнцем – Стиль – Коммерсантъ
В Новом национальном музее Монако до середины ноября открыта выставка «Ньютон, Ривьера»: 280 снимков, сделанных Хельмутом Ньютоном на юге Франции, где знаменитый фотограф прожил свои самые плодотворные и свободные годы в карьере.
«Я люблю солнце, но его больше нет в Париже»,— уверенно сообщил 61-летний Ньютон офицеру миграционной службы Монако. Тот принимал его заявление на резидентство и расспрашивал, с чего вдруг месье после 20 лет жизни в Париже вздумал перебраться на юг.
Ладно бы только солнце. Менять место жительства и паспорт фотографу было не впервой. Хельмут Нойштедтер родился в Берлине в 1920 году. Из гитлеровской Германии он бежал в 18 лет, увозя с собой уроки модной фотографии, полученные от Ивы — его наставницы, которая в числе первых стала занимать живых моделей в съемках, и пропагандистские снимки Лени Рифеншталь, засевшие в памяти начинающего фотографа на всю жизнь. Об этом говорил он сам, и не раз.
Предыдущая фотография
Реконструкция апартаментов Хельмута Ньютона в Монако
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Реконструкция апартаментов Хельмута Ньютона в Монако
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Следующая фотография
1 / 2
Реконструкция апартаментов Хельмута Ньютона в Монако
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Реконструкция апартаментов Хельмута Ньютона в Монако
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Там же, в Австралии, повстречает музу и жену, актрису Джун Браун. Она же — Алис Спрингс, когда речь идет о фотографии, ее творческий псевдоним по названию одноименного австралийского города. Джун и Ньютон перебрались в Париж в начале золотой эпохи прет-а-порте в 1960-х. Ньютон своей камерой и руками — а про зверские по сегодняшним временам условия работы нет-нет да и вылезают страшилки — делал эту безудержную эпоху глянца и потребления, где секс продавал все и всех. «Хорошая модная фотография должна быть похожа на все, что угодно, только не на модную фотографию»,— твердил свою мантру Ньютон.
Так бы они и жили в столице моды, духов и Vogue, если бы не Франсуа Миттеран. С его избранием в 1981 году Франция застонала от налогов. Обещанную первым президентом-социалистом лучшую жизнь для народа кто-то должен был оплачивать. Большие деньги, почуяв неладное, отчаливали кто куда. После консультаций с адвокатом отчалили и Ньютоны. Монакская гавань поманила прагматичного фотографа не столько ярким солнцем, сколько фискальной тенью.
Предыдущая фотография
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Толстая рука с долларами», Монте-Карло, 1986 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Плавательный бассейн отеля Old Beach», Монте-Карло, 1981 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, Без названия, Сен-Тропе, 1975 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Ноги возвращаются домой», Монте-Карло, 1987 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Следующая фотография
1 / 5
Алис Спрингс, «Хельмут в туфлях на каблуках», Монако, 1987 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Толстая рука с долларами», Монте-Карло, 1986 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Плавательный бассейн отеля Old Beach», Монте-Карло, 1981 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, Без названия, Сен-Тропе, 1975 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Хельмут Ньютон, «Ноги возвращаются домой», Монте-Карло, 1987 год
Фото: Helmut Newton Foundation
Выставка открывается знаменитым портретом Алис Спрингс.
На нем Ньютон не парень с плохой репутацией в привычной косухе и с гламурным прищуром, а веселый дядька в домашнем: шляпа, льняная белая рубашка и туфли на худющих, длиннющих ногах — щелчок по носу всем девушкам Монако. И тут же следом не менее известный снимок из американского Vogue 1975 года, сделанный уже самим Ньютоном для Calvin Klein: женщина на диване в решительной мужской позе готова перейти к соблазнению. Мужчины и женщины в мире Ньютона часто менялись ролями. «Нет-нет, он не был геем»,— оправдывается служительница монакского музея перед американскими туристами. А вот кутить был готов всегда и всячески поддерживал легенду ненасытного любовника.Хотя, глядя на фотографии Джун из их уединенного гнезда в Раматюэле, понимаешь, что в глазах смотрящего на нее, застегнутую на все пуговицы, страсти и желания куда больше, чем в самых откровенных «больших голых» (Big Nudes, 1981). Там — работа, здесь — чувства. В этом доме пара проводила летние месяцы еще до переезда в Монако. Фотохроника показывает незатейливую повседневность в самом сердце красивой жизни: Club 55, а вместе с ним и весь Сен-Тропе гудит через забор.
Предыдущая фотография
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Следующая фотография
1 / 10
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Кураторы хотят показать не только хрестоматийного рекламного Ньютона, виденного много раз (кампании Prada, Versace, Thierry Mugler, Blumarine с Моникой Беллуччи и Карлой Бруни были сняты в Монако), но и художника-экспериментатора. Среди мистических ночных снимков, к которым он питал слабость и в которых принято усматривать влияние сюрреалистов, особенно выделяется один — 1975 года: голая Джун пытается удержаться за ветку дерева, словно порывы ветра и впрямь могут унести ее тело, как какой-нибудь невесомый предмет. Веет тревожностью от черно-белых ночных морских пейзажей с поплывшим горизонтом — совсем не ньютоновских, словно с наступлением ночи за камеру берется другой. А кульминацией этой мрачной темы становится его последняя прижизненная выставка «Желтая пресса» (Цюрих, 2002 год). Ньютон многие годы увлекался сценами преступлений и убийств, то и дело влезал в шкуру не то режиссера триллера, не то папарацци и снимал криминальные сюжеты. Героем одного из них стал американский художник и хулиган Маурицио Каттелан, который с убийственной серьезностью озирает жертву.
Удивительно, насколько доминирующими и чрезмерными Ньютон снимал женщин и как при этом спокойны, но все так же искусственны на его портретах мужчины. Джуд Лоу с томными тенями на загорелом лице, Лучано Паваротти за пением, Сильвестр Сталоне в идиотском смокинге на пляже, юный Лагерфельд со жгучей бородой в позе одалиски, испепеляющий взгляд Бертолуччи, взъерошенный Ларри Кларк и монументальный, как скульптуры Веры Мухиной, князь Монако у подножия статуи прадеда.
Предыдущая фотография
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Следующая фотография
1 / 8
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Фото: NMNM / Stephane Kovalsky
Хельмут Ньютон был любимым фотографом принцессы Монакской и Ганноверской Каролины. Снимал ее много, по разным поводам и в разных декорациях: от парадного портрета до пляжного. По ее же просьбе многие годы снимал артистов Балета Монте-Карло — главного культурного детища принцессы. Все фотографии — из частной коллекции Каролины, поэтому увидеть их — шанс и для поклонников Ньютона, и для балетоманов, которые в стервозной балеринке и мечтательном юноше-поэте не сразу распознают звезд парижской оперы 1970-х, а впоследствии первых руководителей монакской труппы Гилен Тесмар и Пьера Лакотта.
Мария Сидельникова
Фотографии Исаака Ньютона
Сэр Исаак Ньютон был избран членом Королевского общества в 1672 году и занимал пост президента с 1703 года до своей смерти в 1727 году.
Соотношение сторон
- Все
- Квадратные изображения
- Пейзажные изображения
- Портретные изображения
Тип
- Все
- Фотографии
× Очистить все
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джордж Бикхэм старший
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Чарльз Джервас
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джон Вандербанк
Страница содержания Философских трудов Королевского общества, том 6 Аноним
Поместье Вулсторп Джордж Роу
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джон Вандербанк
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джон Смит
Посмертная маска Исаака Ньютона Майкл Рисбрак
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джордж Вертью
Солнечные часы Исаака Ньютона неизвестно
Яблоня в поместье Вулсторп Джордж Роу
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Джордж Перфект Хардинг
Телескоп-рефлектор Исаака Ньютона Исаак Ньютон
Посмертная маска Исаака Ньютона Майкл Рисбрак
Портрет Исаака Ньютона (1642-1727) Уильям Стакли
Прядь волос Ньютона Аноним
Телескоп-рефлектор Исаака Ньютона Аноним
Поместье Вулсторп Томас Ховисон
Статуя сэра Исаака Ньютона Джордж Э.