Гала и Сальвадор Дали | Большая любовь или удачный коммерческий проект? | Калейдоскоп
Елена Дьякова родилась в 1894 году в Казани. Со своим первым мужем Полем Элюаром она познакомилась на курорте, где проходила лечение после туберкулеза. Поэт и дал ей впоследствии это прозвище — Гала, в переводе с французского «праздник».
Галатея со сферами. Сальвадор Дали, 1932г. Фото:dali-art.ruИ она действительно никому не давала скучать. Спонтанная, амбициозная, своенравная Гала не отличалась природной красотой, но от нее всегда исходила такая сильная волна уверенности в своем очаровании, что все мужчины сразу обращали на нее внимание.
Брак с Элюаром помог Гала войти в светское общество, познакомиться с известными и влиятельными людьми. И не помешал закрутить роман с немецким художником Марксом Эрнстом, который муж ей простил. Гала обладала настолько необычным притяжением, что ее мужчины прощали ей все!
Портрет Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече. Сальвадор Дали, 1933г. Фото:dali-art.ruВ 1929 году Гала с мужем и дочерью отправилась погостить в Испанию, в Кадакес. Там она и познакомилась с Сальвадором Дали. Молодой (на 11 лет моложе Гала) художник еще не был ни богатым, ни известным. Он только начинал свой творческий путь. Будучи также неискушенным в общении с женщинами, он влюбился в Гала с первого взгляда.
Сальвадор Дали и Гала. Фото:islanders.isБезошибочное чутье Гала подсказало, что перед ней будущий гений, который сможет исполнить ее мечты о богатстве и славе, и станет тем, кто будет боготворить ее до конца жизни. Она, не колеблясь, уходит от мужа и дочери, чтобы остаться в Испании с Сальвадором Дали.
Художник и его муза. Фото:dali-genius.ruВскоре, после ссоры с отцом, молодой, никому неизвестный Дали остался без всякой финансовой поддержки. Поскольку его отец был весьма влиятельным человеком, Сальвадору отказывали даже в попытке снять жилье.
Молодой паре с трудом удалось купить маленькую ветхую рыбацкую хижину, в которой они прожили довольно долго, считая каждый сантим.
Денег порой не хватало даже на ужин. Это были трудные времена. Однако, привыкшая к роскоши Гала продолжала поддерживать и вдохновлять Сальвадора. Он рисовал днем и ночью. Она бегала по галереям с его рисунками и вела хозяйство на те, немногие средства, которые удавалось выручить с продажи картин.
Сальвадор Дали и Гала. Фото:historytime.ruВозможно, это все-таки была любовь? Ведь ее первый муж продолжал писать ей письма и ждал ее возвращения.
А может быть сыграло роль природное упрямство и безграничная самоуверенность Гала. Ведь она выбрала себе в спутники великого художника. А значит, Сальвадор Дали должен был стать таким, во что бы то ни стало.
И Сальвадор продолжал ее боготворить и слушался во всем. Публично признавался ей в любви. Каждый ее поступок считал продиктованным ни чем иным, как чувством такой же глубокой любви к нему.
Смог ли бы Сальвадор, прятавший за громким эпатажем свою природную стеснительность, стать таким известным и великим художником без Гала?
Она была не только его музой. Она была его продюсером, маркетологом, имиджмейкером, распорядительницей бюджета. Она знакомила его с нужными людьми, советовала, как правильно вести себя в обществе, руководила, воспитывала и заставляла верить в себя.
И ее коммерческий проект по имени Сальвадор Дали в полной мере оправдал ее ожидания.
В 1931 году Дали пишет картину «Постоянство памяти», с которой и начинается его признание в качестве символа сюрреализма.
Постоянство памяти. Сальвадор Дали, 1931г. Фото:dali-art.ruОн продолжает обожать и восхвалять жену в своих произведениях.
В итоге Гала получила все, к чему стремилась — богатство, славу, поклонение и обожание. Она считала, что вполне уверенно манипулировала супругом.
А возможно, это сам супруг позволял ей так считать.
Сальвадор Дали был умным человеком и вполне понимал, насколько незаменимой стала для него жена. Не просто как любимая женщина. Она стала, в свою очередь, его визитной карточкой. И он продолжал публичные восхищения и бесконечные признания в любви. Оправдывая даже ее измены и траты огромных средств на молодых любовников.
В 1969 году он подарил своей стареющей жене великолепный замок в Пуболе, о котором она долго мечтала. Гала переезжает жить туда одна.
Сальвадору было позволено посещать его лишь после письменного разрешения хозяйки. И даже это странное поведение Сальвадор публично оправдывает тем, что от разлуки их страсть становится еще сильнее.
Первый этюд Мадонны Порт Лигат. Сальвадор Дали, 1949г. Фото:dali-art.ruА возможно он в тайне и рад был реже видеть жену, которая была на 11 лет старше. К тому же, у понимающей, что ее молодость уходит безвозвратно, Гала страшно испортился характер. И Сальвадор был рад таким благородным образом избавиться от ее общества.
Портрет Гала с бивнями носорога. Сальвадор Дали, 1954г. Фото:dali-art.ruВ начале 80-х годов оба супруга начинают болеть и все чаще ссорятся. Сальвадор страдает от депрессии и приступов паранойи. В 1982 году Гала умирает от осложнений после перелома ноги.
Сальвадор последние годы жизни доживает в Фигерасе, где он устроил себе прижизненный театр-музей. Пытаясь заработать больше денег, он ставит свои подписи на десятках тысяч листов для изготовления литографий, чем и воспользовались многие мошенники.
Дали пережил свою жену всего на 7 лет. Вместе они прожили 53 незабываемых года.
Гала и Сальвадор Дали. Фото:tumblr.comБыло ли влияние Гала на судьбу Сальвадора Дали преувеличенным? Гала часто приписывают чрезмерную корысть. Сальвадору в свою очередь – чрезмерную экспрессивность. Одни считают Сальвадора Дали гениальным художником, другие – великим мистификатором.
Несомненно одно, эта пара оставила яркий и необычный след в истории живописи.
А к какой версии склоняетесь Вы? Нравится ли Вам творчество Сальвадора Дали? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.
Понравилась статья? Поставьте «сердечко» и подписывайтесь на канал
Гала минус Дали.
Замки славы Елены ДьяконовойВ Национальном музей искусства Каталонии (MNAC) проходит выставка «Гала Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе». Ветхость предметов не позволяет сделать выставку передвижной, и все желающие узнать решение сюрреалистической загадки должны отправиться в Барселону. Экспонаты – личные вещи Гала, картины Дали, кинохроники, фотографии, книги – предоставили американский музей Патрика и Беатрис Хаггерти, Центр Помпиду, Баварские государственные собрания картин, мюнхенская Пинакотека современности, Музей нового и современного искусства Тренто и Роверето, Музей Дали во Флориде, мадридские Фонд Тиссена-Борнемиса и Центр искусств королевы Софии и другие коллекции.
Куратор экспозиции – автор множества исследований о Гала, профессор Мадридского университета Комплутенсе, обладательница золотой медали за заслуги в изучении изящных искусств Эстрелья де Диего Отеро.
Эстрелья утверждает, что Гала, даже несмотря на самоуничижительные заявления, – не муза (вдохновительница) и не жена (бытовая опора), обращает внимание на тонкость стиля писем Гала к Элюару, на диалоги с поэтами и художниками, на собственные идеи, сюрреалистические тексты и рисунки Гала, на равноправное соавторство, которое Элюар и Дали неустанно подчеркивали.
Вдохновившись исследованиями и идеями Эстрельи де Диего, еще одна испанская писательница, Моника Згустова, подготовила к открытию выставки книгу «Нарушительница границ. Интимный потрет Гала Дали» (La intrusa: retrato intimo de Gala Dali). Згустова считает, что Гала жила по собственным законам, круша традиционные общественные нормы, – чтобы обрести свое место в жизни, обществе, искусстве, истории.
Интересно, что и Диего и Згустова знают русский и могут читать любимые книги Гала, а также документы, связанные с Гала, в подлиннике. На выставке в MNAC есть сочинения Блока, Григоровича, Гоголя, Пушкина, книги Муратова о Сезанне и об Италии, рассказы Алексея Толстого, «Челкаш» Горького, стихи и проза Маяковского, дневник Достоевского, русское издание книги «Пол и характер» Вейнигнера, «О Пушкине» и «У самого моря» Ахматовой, пражская «Антология русской поэзии 20-го столетия», проза Марины Цветаевой, воспоминания Анастасии Цветаевой.
Книга Анастасии раскрыта на странице с дарственной надписью «Дорогой моей Галечке, как тебя звала Марина, подруге отрочества – книгу о нашей юной и давней Москве с нежной любовью Ася Цветаева в год моего 80-летия, 6 декабря 1974». Раннего стихотворения Марины Цветаевой, посвященной Гале Дьяконовой, – «Мама в саду» – нет.
В Испании выставки редко сопровождаются русским переводом, даже когда это необходимо. Например, жиронская ретроспектива работ художницы Ольги Сахаровой шла без всяких попыток осмыслить значимость российской культуры для становления личности художницы.
«Воспоминания» Анастасии Цветаевой с дарственной надписью, экспонат выставкиНа выставке «Гала Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе» есть русские сопроводительные таблички, поясняющие смысл каждой части экспозиции: «Собственный дом в Пуболе», «Воображая свою комнату», «Воспоминания о России», «Денди» (про желание Гала выглядеть элегантно и необычно, про ее соучастие в создании одежды), «Гала Элюар», «Друзья поэта», «Гала Дали: совместное авторство», «Автопортреты и автобиография». Каталог на русском существует только в электронной версии.
Благодаря выставке Гала превратится из «невидимой женщины» в «видимую женщину»
Если мы посмотрим на выставку о Гала с традиционного ракурса, личности художницы мы вообще не увидим. Работы мужчин – Поля Элюара, Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Пабло Пикассо, Ман Рэя, Сесила Битона, Луиса Бунюэля, Брассая, Рене Шара, Рене Кревеля – создают автобиографию Елены Дьяконовой. Возможна ли выставка о Гала без упоминаний о мужчинах? Что, если через несколько десятилетий общество будет интересоваться женщинами в жизни Гала и у нас появятся истории о бабушке, матери, дочери, свекрови, о подругах и вдохновительницах Елены, если мы узнаем, из каких женских биографий она черпала ролевые модели и правила жизни?
С точки зрения Эстрельи де Диего, Елена Дьяконова была художницей. Переодеваясь в карнавальных близнецов, сливаясь в творческом союзе, утрачивая собственную личность, уничтожая собственное лицо на фотографиях, представая перед зрителем в качестве пассивной и жадной музы, вечно определяемой через мужские биографии, Гала управляла собственным художественным проектом и сознательно конструировала собственный образ.
Сведения о том, что происходило с Дьяконовой до эмиграции, истории о ее оставшихся в России родственниках пока разрозненны и редко (особенно казанский период) подтверждаются документальными свидетельствами. Есть экзальтированные воспоминания товарки по Московской женской гимназии Брюхоненко – Аси Цветаевой, есть документы Департамента полиции о матери Елены Дьяконовой, томской революционерке Антонине Петровне Деулиной, есть личная переписка. Но даже факт рождения Гала в Казани или в другом населенном пункте пока невозможно подтвердить документально. Получается, мы ничего не знаем о начале жизни женщины, определившей развитие мировой культуры: где-то родилась, где-то выросла, что-то думала, почему-то поступала именно так.
Работы проекта «Гала Сальвадор Дали» наполнены размышлениями о войне, гибели, разрушении
Считается, что Гала не интересовалась политикой. Но Дьяконова последовательно покидает и Россию, и Испанию как раз в то время, когда эти страны проваливаются в исторические ямы. Работы проекта «Гала Сальвадор Дали» наполнены размышлениями о войне, гибели, разрушении. В представленном на выставке черновике письма 1945 года к Дмитрию Ивановичу Гомбергу мы читаем: «…Бедная бедная мама даже конца этой войны не увидела. Папа родной, мои письма <из США> доходят до тебя в три месяца, так же как и твои идут сюда три месяца. За это время я писала тебе четыре раза и … пока что лишь одно письмо дошло, самое короткое. Вот почему … только чтобы написать тебе несколько ласковых слов и сказать тебе, что я жива-здорова…»
Французский дневник Гала, переведенный и отредактированный Игнасио Видал-Фольчем, был в 2011 году издан Galaxia Gutenberg под названием La vida secreta. Diario inédito и открыл читателям литературный талант Гала, ее самоотреченность и эмоциональную хрупкость. Существовал также и русский дневник.
Первый муж Гала, Поль Элюар, был убежденным коммунистом. Жизнь Гала без Элюара стала очень далека от коммунистических идей. В период сотрудничества с Дали информационные поводы, связанные с творческой парой, генерировались случайным образом: Дали поддержал Франко или носит каталонский черно-красный колпак барретину, Дали одобряет казни, которые устраивают франкисты, или рисует лицо убитого поэта Лорки на каждой картине, Дали объявил себя анархистом или стал ревностным католиком, Дали поздравил Чаушеску с возможностью использовать скипетр или заигрывает с испанскими аристократами, Дали влюблен в Гала или встречается с фотомоделями…
Шаманские пляски дуэта Гала – Сальвадор перед журналистами вызывали дождь, денежный дождь. Каждое парадоксальное заявление, особенно политическое, повышало стоимость картин – все гении странные, следовательно, Дали гений. В мире нет никого более странного, чем Дали, иметь его работы всё престижнее.
И тем не менее, Эстрелья де Диего решительно отрицает меркантильность, одержимость деньгами как основной мотив творческой и продюсерской деятельности Гала. Гала покидает богатого мужа, известного французского поэта, оставляет дочь Сесиль на попечении свекрови и начинает новую жизнь в Испании – с никому не известным каталонским художником.
Несколько лет Гала живет вместе с Дали в нищете, poco а poco выстраивает миф, благодаря которому тандем Гала – Дали приобретает свободу творчества и свободу от репрессий. Многие пробовали подражать великим трикстерам, желали «делать то, что другим не позволено». Однако для гения трансгрессивность является не самоцелью, но методом.
Гала воздвигала замки славы для любого человека
Во многих книжках про Дали можно прочесть, что Гала разглядела в нем будущего великого художника. Гала воздвигала замки славы для любого человека с такой легкостью, словно пластический материал не играл никакой роли. Встретился бы ей не Элюар, а другой француз – и этот другой ходил бы в лавровом венке по Парижу, а вместо Дали какой-нибудь другой малоизвестный каталонец мог бы теперь почивать в красностенном замке, украшенном булочками и яйцами. В чьем-то другом живописном спектакле Гала прекрасно сыграла бы роли Венеры, Богоматери, Галатеи, Леды, Сфинкса, Вечной женственности, Градивы, дочери, матери, девственницы, святой, блудницы, спасительницы, эфеба, мирового равновесия, мирового зла, волшебного зеркала, тени.
Гала и Дали в Порт-Льигате, 1930 год, фотография из коллекции Fundació Gala-Salvador Dalí, FigueresПриобретение замка Пуболь и работа над его «пустыми» интерьерами требовалась для воссоздания личных границ женщины и художницы. Запрет для Дали на посещение Пуболя без письменного разрешения Гала выглядит весьма закономерным, если знать про абьюзерские отношения этой пары – полеты Гала с лестницы, избиения тростью, сломанные ребра, зависимость от психоактивных веществ, сексопатологию.
Гала уходит из тени Элюара, а потом – из тени Дали, ищет путь для творческой самореализации. Она делает работу за потомков и создает себе прижизненный музей, женский музей. Имя Гала первым наносится на картину. Но пока мы не надели фиолетовые очки, мы не могли заметить всего этого. Почему бы вместо вопроса «Что останется от Гала, если убрать все упоминания о Дали?», не задать такой: «Что останется от Дали, если убрать все упоминания о Гала?»
Сальвадор Дали был мастером своего имиджа, но эти женщины-фотографы запечатлели его таким, каким вы его еще не видели
Немногие художники так тщательно взращивали свой образ и личность, как Сальвадор Дали. Архивы полны изображениями художника в тщательно продуманных костюмах, совершающего странные ритуалы, например, выгуливающего муравьеда по Парижу, обнимающего часы или носящего череп животного вместо шляпы. Его печально известные усы (которые, как выяснилось в прошлом году, остались нетронутыми даже после смерти), конечно же, были вездесущими.
За свою долгую карьеру сюрреалиста снимали известные испанские фотографы Хуан Дьенес, Ксавьер Мизерахс и Франческ Катала-Рока, а также такие гиганты 20-го века, как Ман Рэй, Сесил Битон, Эрих Шааль и Филипп Халсман.
Что менее известно, так это то, что жена Халсмана Ивонн, а также многие другие женщины-фотографы также запечатлели художника. Текущая выставка в замке Пуболь Фонда Гала-Сальвадор Дали в Каталонии, Испания, включает работы французского художника Валентина Гюго и жены и музы Дали, Галы. Ряд работ «Женщины-фотографии Дали» впервые выставляются на всеобщее обозрение.
Хотя некоторые из художников, участвовавших в шоу, являются известными фотожурналистами, многие из них были более известны как меценаты, арт-дилеры или сторонники своих более известных мужей.
Кураторы Беа Креспо и Роза М. Морелл из Центра Далинийских Исследований изучили архивы и вырезки из газет, чтобы найти работы и получить новую биографическую информацию о женщинах, стоящих за камерой. Заявленная цель выставки — «повысить узнаваемость работ 14 современных, много путешествующих и свободных духом женщин, выбравших фотографию в качестве формы самовыражения и общим знаменателем которых был Сальвадор Дали».
В общей сложности выставка объединяет 48 фотографий из коллекции Фонда Дали, сопровождаемых документацией и эфемерами.
Ниже мы более подробно рассмотрим несколько женщин, запечатлевших художника-сюрреалиста так, как мы никогда его раньше не видели.
Гала
Гала, Сальвадор Дали в Карри-ле-Руэ (1930). Права на изображение Сальвадора Дали защищены.
Хотя Гала, вышедшая замуж за Дали в 1934 году, наиболее известна как его жена и муза, она также была талантливой художницей. Фотографии, которые она сделала с мужем, показывают, как муза отстаивает свою точку зрения из-за камеры. Ее изображения представляют Дали в более мягкие и интимные моменты. Основные моменты включают интимные портреты, сделанные, когда художник дремал или бродил по улицам в первые годы их отношений в Портллигате.
Изображения дают некоторые подсказки об их совместной личной жизни, но истинный контекст остается загадкой, так как Гала никогда публично не говорила об их отношениях и официально не выставляла свои фотографии. Зрители могут узнать больше о ее неуловимой истории в представлении, посвященном Гала, организованному Эстреллой де Диегоат в Национальном музее искусства Каталонии, которое откроется 6 июля. Печчи-Блант, Портрет Сальвадора Дали на вилле Реале ди Марлия (1936). Права на изображение Сальвадора Дали защищены.
Печчи-Блант, чей отец был членом папской гвардии, а мать была испанской дворянкой с Кубы, при жизни была известной покровительницей искусств, но практически неизвестна своими фотографиями. После того, как она вышла замуж за нью-йоркского банкира и французского коллекционера картин Сесиля Бланта, она и ее новый муж открыли свой парижский салон для ведущих художников и интеллектуалов, включая Жоржа Брака и Жана Кокто. Еще один частый гость, оказавшийся по другую сторону ее объектива: Дали. Помимо фотографии Печчи-Блант увлекался коллекционированием и продажей произведений искусства. Она руководила Римской галереей делла Комета с 1935, пока она не была вынуждена закрыться из-за политической напряженности в 1938 году, и открыла Художественную галерею Комета в 1937 году в Нью-Йорке, где она жила во время Второй мировой войны.
Марта Холмс
Марта Холмс, Сальвадор Дали с картиной маслом «Слуга учеников Эммауса» и студийными материалами, (ок. 1960 г.). Права на изображение Сальвадора Дали защищены.
Из женщин, представленных в шоу, американский фотограф Марта Холмс является одной из наиболее авторитетных. Первоначально был принят на работу в качестве помощника фотожурналистов в местную Louisville Courier-Journal и The Louisville Times Холмс начала свою карьеру в качестве независимого фотографа и фотожурналиста после того, как многие фотографы-мужчины были призваны на службу во время Второй мировой войны. Позже она работала в журнале Life и вместе с Дали сфотографировала ряд знаменитостей, включая Джексона Поллока, Хамфри Богарта и Лорен Бэколл.
Дениз Беллон
Дениз Беллон, Сальвадор Дали и его манекен на Международной выставке сюрреализма, Париж (1938). Права на изображение Сальвадора Дали защищены.
Дениз Беллон была частью команды фотографов Альянс-Фото с 1934 по 1940 год, а позже работала в газете Midi Libre . Она запечатлела Дали для Международной выставки сюрреализма 1938 года в Париже, одной из самых важных выставок той эпохи. Ее изображения выделяются своей исторической ценностью, документируя поворотный момент в истории искусства, но также и как навязчивые произведения искусства сами по себе. Сама Беллон была связана с сюрреалистическим движением во Франции и делала портреты других художников того периода, включая Жоана Миро, Марселя Дюшана и Ива Танги.
«Женщины-фотографии Дали» можно увидеть до 6 января 2019 года в замке Пуболь Фонда Гала-Сальвадор Дали в Каталонии, Испания.
Следите за новостями Artnet на Facebook: Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.Gratacós Barcelona 1940 » Gala Salvador Dalí
Кем на самом деле была Гала? Кем была эта загадочная женщина, которая никогда не оставалась незамеченной и вызывала противоречивые чувства между художниками и поэтами того времени? Была ли она музой или творцом? Никогда ранее и по сей день такая большая и подробная выставка не была посвящена этой дальновидной фигуре с новой выставкой Gala Salvador Dalí в Барселоне.
Национальный музей искусств Каталонии и Фонд Гала-Сальвадор Дали поставили перед собой задачу: представить Гала, музу, художника и ключевую фигуру в искусстве ХХ века. Выставка, курируемая Эстреллой де Диего, профессором истории искусств (UCM), посвящена жизни Гала, спутницы Сальвадора Дали, а до этого — поэта Поля Элюара. Гала, которой иногда восхищаются, иногда забывают или даже оскорбляют, является, несомненно, ключевым персонажем авангарда.
Долгий путь
Гала (7 сентября 1894 – 10 июня 1982) родилась в семье интеллигентов из Казани (Россия), детство провела в Москве. Она поселилась в Швейцарии, где познакомилась с Полем Элюаром, с которым переехала в Париж, где познакомилась с представителями сюрреалистического движения, такими как Макс Эрнст.
В 1929 году она поехала в Кадакес, где встретила и влюбилась в Дали, и они решили начать совместную жизнь. Восемь лет они находились в изгнании в Соединенных Штатах, а по возвращении кочевали между Портллигатом, Нью-Йорком и Парижем. Гала действительно была известна во всем мире как женщина Сальвадора Дали, его муза и главный герой некоторых его картин. С этого момента последовало превращение Галы в самостоятельную художницу, поскольку пара выбрала творческое сотрудничество, что означало совместное авторство некоторых работ.
Гала, которой восхищаются, а иногда забывают или даже оскорбляют, является ключевой фигурой авангарда.
Ключевая фигура
Без Галы сюрреалистичная игровая доска выглядела бы незавершенной. Картины Макса Эрнста, фотографии Ман Рэя и Сесила Битона и особенно работы Сальвадора Дали — это гораздо больше, чем портреты: они составляют автобиографическое путешествие, в котором, как постмодернистская героиня, Гала воображала и создавала свой образ.
По этой причине в шоу откроется Гала, которая маскируется под музу, строя свой собственный творческий путь. Также нельзя отрицать, что для того, чтобы проследить эволюцию Сальвадора Дали как художника, она сыграла важную роль в художественном развитии художника Эмпорды. В этом смысле выставка собирает очень важный набор его работ, всего около 60, между маслом и рисунками. Есть также подборка картин, рисунков и фотографий других художников, которые тяготели к сюрреалистической вселенной с Максом Эрнстом, Пикассо, Ман Рэем и Сесилом Битоном или Брассаи.