Галатея (нереида) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.
Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии[3]нереида[4] (дочь Нерея и Дориды[5]).
В неё был влюблён страшный сицилийский циклоп Полифем[6], а она отвергла его и влюбилась в Акида. Полифем подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку[7].
Её историю изложил поэт Филоксен в дифирамбе «Циклоп», сочинённом в каменоломнях близ Сиракуз[8]. То же имя у Вергилия носит возлюбленная Титира, отождествляемая с нереидой[9].
Аннибале Каррачи написал три картины на миф о прекрасной Галатее, которые находятся теперь в вилле Фарнезе.
В честь Галатеи назван астероид (74) Галатея, открытый в 1862 году а также спутник Нептуна Галатея, открытый в 1989 году.
Именно о трон Галатеи разбивает свою стеклянную колбу гомункул из произведения Гёте «Фауст».
- ↑ 1 2 Галатея // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1892. — Т. VIIа. — С. 888–889.
- ↑ 1 2 Любкер Ф. Galatea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 546.
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.262, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.38
- ↑ Гомер. Илиада XVIII 45; Гесиод. Теогония 250; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 7; Вергилий. Энеида IX 102; Овидий. Фасты VI 733; Валерий Флакк. Аргонавтика I 135; Гигин. Мифы. Введение 8; Нонн. Деяния Диониса XXXIX 255
- ↑ Галатея, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Феокрит. Идиллии VI 6-19; Проперций. Элегии III 2, 5; Лукиан. Морские разговоры 1
- ↑ Овидий. Метаморфозы XIII 738—897
- ↑ Гермесианакт. Каталог влюбленных, ст.71-74; Элиан. Пёстрые рассказы XII 44; Афиней. Пир мудрецов I 11, 7а
- ↑ Вергилий. Буколики I 30; VII 37
Галатея (спутник) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.Сведения об открытии | |
---|---|
Дата открытия | июль 1989 |
Первооткрыватели | С. Синнот / «Вояджер-2»[1] |
Орбитальные характеристики | |
Большая полуось | 61 953 ± 1 км[2] |
Эксцентриситет | 0,000037 ± 0,000090[2] |
Период обращения | 0,428744 д[2] |
Наклонение | 0,0615 ± 0,0113° (к плоскости Лапласа)[2] |
Спутник | Нептуна |
Физические характеристики | |
Размеры | 204×184×144 км[3] |
Средний радиус | 88 ± 4 км[3] |
Масса | 2,12±0,08⋅1018 кг[4] |
Средняя плотность | 0,75 ± 0,1 г/см³ (оценка) |
Альбедо | 0,079[3] |

Галатея (др.-греч. Γαλατεία) — внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун VI[5].
Галатея была открыта в конце июля 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 2 августа 1989 года, а текст сообщает о 10 изображениях, полученных в течение 5 дней, таким образом, открытие состоялось незадолго до 28 июля. Спутник получил временное обозначение S/1989 N 4[6]. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года[7].
Галатея имеет неправильную (несферическую) форму. Никаких следов геологической активности не обнаружено. Вероятно, Галатея, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту[8].
Галатея обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша.
По-видимому, Галатея является спутником-пастухом на внутреннем крае кольца Адамса, располагающегося в 1000 км от её орбиты. Орбитальный резонанс 42:43 с Галатеей считается наиболее вероятной причиной уникальной формы этого кольца в виде выпуклых дуг[9]. Оценка массы Галатеи выполнена на основе радиальных возмущений, оказываемых ею на кольцо[4].
Пигмалион и Галатея (картина Жерома) — Википедия
«Пигмалион и Галатея» (фр. Pygmalion et Galatée) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1890 году. Жером получил достойное академическое образование и обзавёлся значительными связями в мире искусства, познакомившись в том числе с Полем Деларошем, Шарлем Глейром и Теофилем Готье. Пользуясь успехом на ниве государственных заказов, он постепенно склонялся к ориентализму, а также занялся скульптурой. В этой картине Жером обратился к классическому мифу о Пигмалионе — мастеру резьбы по слоновой кости и созданной им девушке-скульптуре, которую по его просьбе оживила богиня Афродита. В работе запечатлён момент когда Пигмалион понял, что Галатея ожила, и они сливаются в поцелуе. Перед написанием картины, Жером вылепил из гипса и вытесал из мрамора несколько композиций с данным сюжетом, неоднократно повторённым им в разных интерпретациях в живописи и скульптуре. Пройдя через несколько частных собраний, в настоящее время картина выставляется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) родился в семье ювелира и торговки в небольшом городке на швейцарской границе. Окончив школу с отличием в химии, физики и живописи, в возрасте 16 лет он отправился в Париж, где поступил в художественную студию Поля Делароша, находившегося в то время на пике своей славы. Получив достойное академическое образование, Жером отправился в Италию вместе с Деларошом, закрывшим свою студию. После возвращения на родину, Жером некоторое время проработал с Шарлем Глейром и в 1847 году выставил свои первые картины на парижском салоне 1847 года, где был замечен поэтом и критиком Теофилем Готье, привлекшего внимание публики к молодому художнику, на которого сразу посыпались как государственные, так и частные заказы. В середине 1850-х годов Жером совершил свою первую поездку на Ближний Восток, где изучил обычаи разных народов, сохранив страсть к путешествиям на всю оставшуюся жизнь. Используя реализм для изображения фантастического сюжета, Жером стал самым видным представителем ориентализма как нового художественного течения, заключавшегося в изображении экзотических мест и сцен, таких как гарем или невольничий рынок. Его студия была местом встречи художников, актеров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, вместе с жёстко регламентированными методами преподавания. Став очень богатым человеком и знаменитым художником, Жером использовал своё положение, чтобы противостоять новым стилям живописи, особенно ненавидимому им импрессионизму
В 1878 году Жером заинтересовался скульптурой, в которой проявился его интерес к древнегреческому искусству[3]. Как и большинство скульпторов XIX века, Жером сначала лепил полноразмерную гипсовую модель, по которой вырезал из мрамора готовую статую[4]. В период с 1890 по 1893 год Жером создал несколько живописных и скульптурный вариаций «избитой» темы сказания о Пигмалионе и Галатее из поэмы «Метаморфозы» Овидия[5], в которой рассказано большое число мифов о том, как боги даруют жизнь фигурам из земли и камня[6]. Именно этот сюжет оказался подходящим для воплощения Жеромом как академистом, стремившимся к скрупулёзной точности в деталях, из-за которых скульптура может показаться живой
Одинокий кипрский скульптор Пигмалион никак не мог найти свою любовь, будучи разочарованным пороками и несовершенствами смертных женщин, ввиду чего начал высекать из мрамора женскую статую в натуральную величину, в которой бы воплотился его идеал, невозможный среди простых смертных. Чем больше времени он проводил у статуи, тем больше он привязывался к ней, целуя и обнимая её, но сознавая, что его прекрасное творение является лишь жестким и холодным камнем. Находясь в отчаянии, Пигмалион отправился на фестиваль, посвящённый богине красоты и любви Венере, где попросил у неё найти ему похожую на статую жену, не решившись из-за чувства стыда сказать о своём стремлении оживить мраморную женщину. Венера, услышавшая мольбу Пигмалиона и знавшая о его истинном желании, решила исполнить его мечту. Когда Пигмалион вернулся домой, он поднялся на пьедестал к каменной статуе и как прежде поцеловал её, ожидая того же обычного холодного ощущения. Однако его губы почувствовали тепло, а твердый камень под его руками стал смягчаться и отвечать на его прикосновения. В чувстве изумления и восторга скульптор продолжал целовать и обнимать своё ожившее творение, заверяя себя в том, что желание всей его жизни оказалось не просто мечтой [7][8].


Данная картина является самой известной из трёх версий, написанных, вероятно, по полихромной гипсовой, а впоследствии мраморной статуе работы Жерома
В 1892 году картина была куплена Чарлзом Тайсоном Йерксом у Жерома через парижскую компанию «Boussod, Valadon & Cie[en]» за 11,250 французских франков. В то же время, одна уменьшенная копия картины была продана российскому императору. Оригинал хранился в Мендельсон-холле[en] в Нью-Йорке, и через пять лет после смерти Йеркса, в 1910 году, за 4 тысячи долларов США был продан Филипу Генри Дугро[en], а в 1927 году куплен Луисом С. Рэгнером[5]. В настоящее время картина находится под номером 27.200 в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США)[5].
На картине изображён наиболее яркий и характерный момент мифа, когда конфликт между холодной жёсткостью статуи и мягким теплом умелого резчика по камню сменяется пониманием Пигмалиона, что он своим поцелуем оживил Галатею[6]. Первый взгляд на картину сразу направляется на полностью обнажённую женщину-статую как самую лёгкую и контрастную фигуру, являющуюся центром полотна. Галатея стоит спиной к зрителю на специальной поворачивающейся платформе, за которой работал скульптор. На основании статуи у её ног находится высеченная из камня рыба, являющаяся намёком Жерома на то, что Галатея фигурирует в греческой мифологии как морская нимфа. Превращение жёсткого камня в живую плоть начинается чуть выше колен Галатеи, таким образом мягко разделяя её тело на живую теплую розовую верхнюю и холодную белую нижнюю части. Пигмалион, стоящий на кончиках пальцев ног на деревянном ящике, тянется к Галатее, страстно целуя и крепко обнимая её. Галатея, согнувшись, отвечает объятьями на энергичный порыв Пигмалиона, признаком которого является развевающаяся рабочая синяя тога и лежащий на полу молоток, оброненный после того как он понял, что желание сбылось. В правом верхнем углу в воздухе парит бог любви Амур, направляющий стрелу на счастливую пару[5][8][10][11][12].
Слева Галатеи стоит ступенчатая лестница, соотносимая с положениями ног Пигмалиона и Галатеи, будто бы они в объятьях в какой-то момент продолжат своё движение. Прямо напротив Пигмалиона слева Галатеи находится ещё один деревянный ящик, вносящий в нижнюю часть картины некоторую долю симметрии при наличии сильной диагональной оси, создаваемой расположением лестницы. С правой стороны картины к стене прислонён щит воина, символизирующий некоторую жертвенность происходящего и победу над смертью. На полке стоят две театральные маски с гипертрофированными чертами лица — мужская и женская, представляющие традиционную пару комедии и трагедии, намекая на некую театральность сюжета и наигранность эмоций[5][8][10][11][12]. На левой стороне картины полка продолжается, и на ней стоят три статуэтки, относящиеся к сюжету данного мифа: бюст Дианы, олицетворяющей целомудренную скромность, которую искал Пигмалион среди распущенных кипрских женщин; мать, обнимающая своего ребёнка, является символом материнства и отсылкой к Галатее с сыном Пафосом, рождённым от Пигмалиона; женщина, сидящая в кресле и держащая в руке зеркало, представляет презираемых Пигмалионом тщеславных киприоток, заботящихся лишь о своей красоте[5][8][13]. Над статуэтками висит картина, изображающая пасторальную жизнь в античной Греции[13].
«Художник и модель».Во многих картинах Жерома, в частности в работе «Фрина перед Ареопагом», показаны сцены из жизни общества, в котором доминируют мужчины, а женщины считаются неполноценными. В данной картине Галатея стоит выше Пигмалиона, и для того, чтобы достичь её, он должен подняться до её уровня, либо она должна присесть, чтобы принять его любовь. Однако, так как чистая и нежная Галатея является созданием Пигмалиона, а значит, и его рабыней, она находится в вечном долгу перед ним за полученную жизнь и вынуждена любить его, несмотря на свои собственные желания[8]. Возможно в картине также содержится отсылка к политической жизни Франции времён Жерома, когда победа демократии казалась фантастикой, как и ожившая Галатея[13].
Репродукция картины висит на стене фона двух версий работы Жерома «» 1890—1895 годов, где он изобразил себя лепящим статую танагрянки с сидящей около него натурщицей Эммой рядом с масками и доспехами гладиатором в нарочно театрализованной обстановке (Хаггин-музей[en] в Стоктоне, штат Калифорния[3]; Художественный музей Данеша[en] в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк[4])[14].
(74) Галатея — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.(74) Галатея | |
---|---|
Астероид | |
Первооткрыватель | Эрнст Темпель |
Место обнаружения | Марсель |
Дата обнаружения | 29 августа 1862 |
Эпоним | Галатея |
Альтернативные обозначения | A908 OC |
Категория | Главное кольцо |
Эпоха 14 марта 2012 года JD 2456000.5 | |
Эксцентриситет (e) | 0,2408970 |
Большая полуось (a) | 415,334 млн км (2,7763392 а. е.) |
Перигелий (q) | 315,282 млн км (2,1075274 а. е.) |
Афелий (Q) | 515,387 млн км (3,445151 а. е.) |
Период обращения (P) | 1689,691 сут (4,626 г.) |
Средняя орбитальная скорость | 17,613 км/с |
Наклонение (i) | 4,07902° |
Долгота восходящего узла (Ω) | 197,28719° |
Аргумент перигелия (ω) | 174,21657° |
Средняя аномалия (M) | 81,73957° |
Диаметр | 118,71 км |
Масса | 1,8⋅1018кг |
Плотность | 2,000 г/см³ |
Ускорение свободного падения на поверхности | 0,0332 м/с² |
2-я космическая скорость | 0,0628 км/с |
Период вращения | 17,268 ч |
Спектральный класс | C |
Видимая звёздная величина | 13,51m (текущая) |
Абсолютная звёздная величина | 8,66m |
Альбедо | 0,0431 |
Средняя температура поверхности | 167 К (−106 °C) |
Текущее расстояние от Солнца | 2,24 а. е. |
Текущее расстояние от Земли | 3,117 а. е. |
![]() |
Казандзаки, Галатея — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка.Галатея Казандзаки (греч. Γαλάτεια Καζαντζάκη, в девичестве Алексиу, греч. Αλεξίου; 23 декабря 1888, Ираклион на Крите, — 17 декабря 1963, Афины) — греческая писательница.
Родилась в семье владельца типографии и книжной лавки; сестра Элли Алексиу; была женой Никоса Казандзакиса, а через много лет после развода с ним вторично вышла замуж.
Дебютировала повестью «Смейся, паяц» («Ρίντι παλιάτσο», 1909), а в 1911 году в Афинах поставили её пьесу «За любую жертву» («Με καθε θυσια»). Среди её других ранних произведений — роман «Женщины» («Γυναίκες», 1933), сборник рассказов «С одиннадцати до часу дня» («11 π. Μ. — 1 μ. Μ.») и «Критические минуты» («Κρίσιμες στιγμές»). Все они посвящены преимущественно критике семейных и социальных отношений с позиций радикального демократизма, а также проблеме эмансипации женщин.
С середины тридцатых годов стала участвовать в антифашистском движении; во время Второй мировой войны — участник Движения Сопротивления. Социалистические тенденции отразились на её сборнике «Мир, который умирает, и мир грядущий» («Ο κόσμος που πεθαίνει και ο κόσμος που έρχεται», 1963).
Сборник драм Галатеи Казандзаки вышел в 1959 году под названием «Занавес» («Αυλαία»).
![]() |
---|
Пестроглазка галатея — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.Пестроглазка галатея[1], или галатея[1][2] (Melanargia galathea Linnaeus, 1767) — вид дневных бабочек из семейства Бархатницы.
Длина передних крыльев составляет от 2,6 до 2,8 см, на верхней стороне имеется чёрно-белый рисунок, схожий с шахматной доской. У самок более светлый, желтоватый испод крыльев, кроме того, они крупнее самцов. Для Центральной Европы едва ли характерен хотя бы один вид с подобным окрасом, однако в Южной Европе, Северной Африке и Малой Азии существуют похоже окрашенные виды.
Вид предпочитает открытую местность Европы. Отсутствует в Дании, на юге Испании, Португалии и Франции, а также в Финляндии. Летает в Северной Африке, на востоке доходит до Ирана. Галатея летает на сухих склонах, прогалинах, лесных дорогах, в холмистой местности с известняковыми почвами и в горах на высоте до 2000 м. Активна в жаркие дни, особенно в полдень, летая, часто садится на цветы короставника.

Галатея откладывает яйца, выбрасывая их на ветер или садясь на невысокую опору и разбрасывая на стебли травы. После вылупливания из яиц личинки сразу же впадают в спячку и начинают кормёжку лишь весной, когда подрастает свежая трава.
Гусеница зелёная, с несколькими светлыми продольными полосками и редкими волосками, с темной спиной и красноватой боковой полосой, красной головой и красными же «хвостиками»; кормится исключительно по ночам, днем же прячется в траве и среди корней. Весь диапазон их корма неизвестен, но установлено, что галатеи питаются мягкими злаковыми, такими как овсяница красная (Festuca rubra), тимофеевка (Phleum), бухарник (Holcus), пырей, ежа и другими[3].
Куколка яйцевидная, гладкая, желтоватого цвета, несёт две приподнятые точки по бокам туловища. Взрослые особи выводятся в конце июня в подходящем для этого тёплом месте, в солнечную погоду среди кончиков травы можно заметить тысячи трепещущих куколок бабочек.
Вид очень изменчив. Для Северной Африки характерен подвид lucasi Ramb, для южной части ареала — procida Herbst с редуцированным светлым рисунком на крыльях.
- ↑ 1 2 Стриганова Б. Р., Захаров А. А. Пятиязычный словарь названий животных: Насекомые (латинский-русский-английский-немецкий-французский) / . — М.: РУССО, 2000. — С. 271. — 1060 экз. — ISBN 5-88721-162-8.
- ↑ Коршунов Ю. П. Определители по флоре и фауне России // Булавоусые чешуекрылые Северной Азии. Выпуск 4. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2002. — С. 80. — ISBN 5-87317-115-7.
- ↑ Райххолф-Рим Х. Бабочки. М.: Астрель, 2002
Пигмалион — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Пигмалион (др.-греч. Πυγμαλίων) — в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую — девушку Галатею — из слоновой кости и влюбившийся в своё творение[1][2].
Пигмалион был скульптором на острове Кипр, сыном Бела и Анхинои. Он вырезал из слоновой кости статую и полюбил её. Скульптор делал ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время посвящённого Афродите праздника Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона[3]. Этот миф, возможно, ввёл в литературу Неанф из Кизика[4]. Золотая Пигмалионова олива хранилась в Гадирах[5].
По одному из вариантов, жена родила Пигмалиону сыновей Пафоса, Кинира[6] и дочь Метарму[7]. Согласно Овидию, Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь Пигмалиона.
Имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках. Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион», написанном в 1762 году, назвал её Галатея. Это имя носила нереида из другого известного древнегреческого мифа, и оно часто встречалось в пасторальных произведениях XVIII века[8].
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.312
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М, 2001.. — Т. 3. — С. 179.
- ↑ См. Нонн. Деяния Диониса XXXII 212. Климент. Протрептик 57, 3 (ссылка на Филостефана).
- ↑ Торшилов Д.О. Античная мифография. — СПб, 1999. — С. 84.
- ↑ Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, книга V.
- ↑ Овидий. Метаморфозы X 243—299
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 14, 3.
- ↑ Meyer Reinhold, «The Naming of Pygmalion’s Animated Statue» The Classical Journal 66.4 (1971), pp. 316—319.