Галатея википедия – Пигмалион и Галатея (картина Жерома) — Википедия

Галатея (нереида) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.

Галате́я (др.-греч. Γαλάτεια) — в греческой мифологии[3]нереида[4] (дочь Нерея и Дориды[5]).

В неё был влюблён страшный сицилийский циклоп Полифем[6], а она отвергла его и влюбилась в Акида. Полифем подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку[7].

Её историю изложил поэт Филоксен в дифирамбе «Циклоп», сочинённом в каменоломнях близ Сиракуз[8]. То же имя у Вергилия носит возлюбленная Титира, отождествляемая с нереидой[9].

Аннибале Каррачи написал три картины на миф о прекрасной Галатее, которые находятся теперь в вилле Фарнезе.

В честь Галатеи назван астероид (74) Галатея, открытый в 1862 году а также спутник Нептуна Галатея, открытый в 1989 году.

Именно о трон Галатеи разбивает свою стеклянную колбу гомункул из произведения Гёте «Фауст».

  1. 1 2 Галатея // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1892. — Т. VIIа. — С. 888–889.
  2. 1 2 Любкер Ф. Galatea // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 546.
  3. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.262, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.38
  4. ↑ Гомер. Илиада XVIII 45; Гесиод. Теогония 250; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 2, 7; Вергилий. Энеида IX 102; Овидий. Фасты VI 733; Валерий Флакк. Аргонавтика I 135; Гигин. Мифы. Введение 8; Нонн. Деяния Диониса XXXIX 255
  5. ↑ Галатея, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ Феокрит. Идиллии VI 6-19; Проперций. Элегии III 2, 5; Лукиан. Морские разговоры 1
  7. ↑ Овидий. Метаморфозы XIII 738—897
  8. ↑ Гермесианакт. Каталог влюбленных, ст.71-74; Элиан. Пёстрые рассказы XII 44; Афиней. Пир мудрецов I 11, 7а
  9. ↑ Вергилий. Буколики I 30; VII 37

Галатея (спутник) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.
Галатея
Сведения об открытии
Дата открытия июль 1989
Первооткрыватели С. Синнот / «Вояджер-2»[1]
Орбитальные характеристики
Эпоха: 1989-08-18
Большая полуось 61 953 ± 1 км[2]
Эксцентриситет 0,000037 ± 0,000090[2]
Период обращения 0,428744 д[2]
Наклонение 0,0615 ± 0,0113° (к плоскости Лапласа)[2]
Спутник Нептуна
Физические характеристики
Размеры 204×184×144 км[3]
Средний радиус 88 ± 4 км[3]
Масса 2,12±0,08⋅1018 кг[4]
Средняя плотность 0,75 ± 0,1 г/см³ (оценка)
Альбедо 0,079[3]
Galatea moon.jpg

Галатея (др.-греч. Γαλατεία) — внутренний спутник планеты Нептун. Названа по имени одной из нереид из греческой мифологии. Также обозначается как Нептун VI[5].

Галатея была открыта в конце июля 1989 года по снимкам, сделанным аппаратом «Вояджер-2». Об открытии было объявлено 2 августа 1989 года, а текст сообщает о 10 изображениях, полученных в течение 5 дней, таким образом, открытие состоялось незадолго до 28 июля. Спутник получил временное обозначение S/1989 N 4[6]. Собственное название было дано 16 сентября 1991 года[7].

Галатея имеет неправильную (несферическую) форму. Никаких следов геологической активности не обнаружено. Вероятно, Галатея, как и другие спутники на орбитах ниже Тритона, сформировалась из обломков ранее существовавших спутников Нептуна, разрушившихся в результате столкновений, вызванных возмущениями от Тритона после его захвата Нептуном на первоначальную высокоэксцентрическую орбиту

[8].

Галатея обращается ниже синхронной околонептуновой орбиты, вследствие чего орбита этого спутника постепенно снижается из-за воздействия приливных сил. Со временем она может быть поглощена Нептуном или разрушиться из-за приливного растяжения и образовать кольцо при достижении предела Роша.

По-видимому, Галатея является спутником-пастухом на внутреннем крае кольца Адамса, располагающегося в 1000 км от её орбиты. Орбитальный резонанс 42:43 с Галатеей считается наиболее вероятной причиной уникальной формы этого кольца в виде выпуклых дуг[9]. Оценка массы Галатеи выполнена на основе радиальных возмущений, оказываемых ею на кольцо[4].

Пигмалион и Галатея (картина Жерома) — Википедия

«Пигмалион и Галатея» (фр. Pygmalion et Galatée) — картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1890 году. Жером получил достойное академическое образование и обзавёлся значительными связями в мире искусства, познакомившись в том числе с Полем Деларошем, Шарлем Глейром и Теофилем Готье. Пользуясь успехом на ниве государственных заказов, он постепенно склонялся к ориентализму, а также занялся скульптурой. В этой картине Жером обратился к классическому мифу о Пигмалионе — мастеру резьбы по слоновой кости и созданной им девушке-скульптуре, которую по его просьбе оживила богиня Афродита. В работе запечатлён момент когда Пигмалион понял, что Галатея ожила, и они сливаются в поцелуе. Перед написанием картины, Жером вылепил из гипса и вытесал из мрамора несколько композиций с данным сюжетом, неоднократно повторённым им в разных интерпретациях в живописи и скульптуре. Пройдя через несколько частных собраний, в настоящее время картина выставляется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Жан-Леон Жером. Автопортрет, 1886 год.

Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) родился в семье ювелира и торговки в небольшом городке на швейцарской границе. Окончив школу с отличием в химии, физики и живописи, в возрасте 16 лет он отправился в Париж, где поступил в художественную студию Поля Делароша, находившегося в то время на пике своей славы. Получив достойное академическое образование, Жером отправился в Италию вместе с Деларошом, закрывшим свою студию. После возвращения на родину, Жером некоторое время проработал с Шарлем Глейром и в 1847 году выставил свои первые картины на парижском салоне 1847 года, где был замечен поэтом и критиком Теофилем Готье, привлекшего внимание публики к молодому художнику, на которого сразу посыпались как государственные, так и частные заказы. В середине 1850-х годов Жером совершил свою первую поездку на Ближний Восток, где изучил обычаи разных народов, сохранив страсть к путешествиям на всю оставшуюся жизнь. Используя реализм для изображения фантастического сюжета, Жером стал самым видным представителем ориентализма как нового художественного течения, заключавшегося в изображении экзотических мест и сцен, таких как гарем или невольничий рынок. Его студия была местом встречи художников, актеров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, вместе с жёстко регламентированными методами преподавания. Став очень богатым человеком и знаменитым художником, Жером использовал своё положение, чтобы противостоять новым стилям живописи, особенно ненавидимому им импрессионизму

[1][2].

Пигмалион и Галатея, статуя.

В 1878 году Жером заинтересовался скульптурой, в которой проявился его интерес к древнегреческому искусству[3]. Как и большинство скульпторов XIX века, Жером сначала лепил полноразмерную гипсовую модель, по которой вырезал из мрамора готовую статую[4]. В период с 1890 по 1893 год Жером создал несколько живописных и скульптурный вариаций «избитой» темы сказания о Пигмалионе и Галатее из поэмы «Метаморфозы» Овидия[5], в которой рассказано большое число мифов о том, как боги даруют жизнь фигурам из земли и камня[6]. Именно этот сюжет оказался подходящим для воплощения Жеромом как академистом, стремившимся к скрупулёзной точности в деталях, из-за которых скульптура может показаться живой[7].

Одинокий кипрский скульптор Пигмалион никак не мог найти свою любовь, будучи разочарованным пороками и несовершенствами смертных женщин, ввиду чего начал высекать из мрамора женскую статую в натуральную величину, в которой бы воплотился его идеал, невозможный среди простых смертных. Чем больше времени он проводил у статуи, тем больше он привязывался к ней, целуя и обнимая её, но сознавая, что его прекрасное творение является лишь жестким и холодным камнем. Находясь в отчаянии, Пигмалион отправился на фестиваль, посвящённый богине красоты и любви Венере, где попросил у неё найти ему похожую на статую жену, не решившись из-за чувства стыда сказать о своём стремлении оживить мраморную женщину. Венера, услышавшая мольбу Пигмалиона и знавшая о его истинном желании, решила исполнить его мечту. Когда Пигмалион вернулся домой, он поднялся на пьедестал к каменной статуе и как прежде поцеловал её, ожидая того же обычного холодного ощущения. Однако его губы почувствовали тепло, а твердый камень под его руками стал смягчаться и отвечать на его прикосновения. В чувстве изумления и восторга скульптор продолжал целовать и обнимать своё ожившее творение, заверяя себя в том, что желание всей его жизни оказалось не просто мечтой

[7][8].

«Пигмалион и Галатея», вариант.
«Пигмалион и Галатея» в Метрополитен-музее.

Данная картина является самой известной из трёх версий, написанных, вероятно, по полихромной гипсовой, а впоследствии мраморной статуе работы Жерома[5], выставлявшейся на парижском салоне 1892 года (коллекция Херст-касла, Сан-Симеон[en], штат Калифорния, США)[9]. К тому времени уже было хорошо известно, что античные статуи являлись цветными[10]. На всех картинах был изображён момент, когда статуя Галатеи обрела жизнь с помощью Афродиты по просьбе Пигмалиона, но с нескольких сторон, в связи с чем зритель может наблюдать за происходящим с разного ракурса[5].

В 1892 году картина была куплена Чарлзом Тайсоном Йерксом у Жерома через парижскую компанию «Boussod, Valadon & Cie[en]» за 11,250 французских франков. В то же время, одна уменьшенная копия картины была продана российскому императору. Оригинал хранился в Мендельсон-холле[en] в Нью-Йорке, и через пять лет после смерти Йеркса, в 1910 году, за 4 тысячи долларов США был продан Филипу Генри Дугро

[en], а в 1927 году куплен Луисом С. Рэгнером[5]. В настоящее время картина находится под номером 27.200 в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк, США)[5].

На картине изображён наиболее яркий и характерный момент мифа, когда конфликт между холодной жёсткостью статуи и мягким теплом умелого резчика по камню сменяется пониманием Пигмалиона, что он своим поцелуем оживил Галатею[6]. Первый взгляд на картину сразу направляется на полностью обнажённую женщину-статую как самую лёгкую и контрастную фигуру, являющуюся центром полотна. Галатея стоит спиной к зрителю на специальной поворачивающейся платформе, за которой работал скульптор. На основании статуи у её ног находится высеченная из камня рыба, являющаяся намёком Жерома на то, что Галатея фигурирует в греческой мифологии как морская нимфа. Превращение жёсткого камня в живую плоть начинается чуть выше колен Галатеи, таким образом мягко разделяя её тело на живую теплую розовую верхнюю и холодную белую нижнюю части. Пигмалион, стоящий на кончиках пальцев ног на деревянном ящике, тянется к Галатее, страстно целуя и крепко обнимая её. Галатея, согнувшись, отвечает объятьями на энергичный порыв Пигмалиона, признаком которого является развевающаяся рабочая синяя тога и лежащий на полу молоток, оброненный после того как он понял, что желание сбылось. В правом верхнем углу в воздухе парит бог любви Амур, направляющий стрелу на счастливую пару

[5][8][10][11][12].

Слева Галатеи стоит ступенчатая лестница, соотносимая с положениями ног Пигмалиона и Галатеи, будто бы они в объятьях в какой-то момент продолжат своё движение. Прямо напротив Пигмалиона слева Галатеи находится ещё один деревянный ящик, вносящий в нижнюю часть картины некоторую долю симметрии при наличии сильной диагональной оси, создаваемой расположением лестницы. С правой стороны картины к стене прислонён щит воина, символизирующий некоторую жертвенность происходящего и победу над смертью. На полке стоят две театральные маски с гипертрофированными чертами лица — мужская и женская, представляющие традиционную пару комедии и трагедии, намекая на некую театральность сюжета и наигранность эмоций[5][8][10][11][12]. На левой стороне картины полка продолжается, и на ней стоят три статуэтки, относящиеся к сюжету данного мифа: бюст Дианы, олицетворяющей целомудренную скромность, которую искал Пигмалион среди распущенных кипрских женщин; мать, обнимающая своего ребёнка, является символом материнства и отсылкой к Галатее с сыном Пафосом, рождённым от Пигмалиона; женщина, сидящая в кресле и держащая в руке зеркало, представляет презираемых Пигмалионом тщеславных киприоток, заботящихся лишь о своей красоте[5][8][13]. Над статуэтками висит картина, изображающая пасторальную жизнь в античной Греции[13].

«Художник и модель».

Во многих картинах Жерома, в частности в работе «Фрина перед Ареопагом», показаны сцены из жизни общества, в котором доминируют мужчины, а женщины считаются неполноценными. В данной картине Галатея стоит выше Пигмалиона, и для того, чтобы достичь её, он должен подняться до её уровня, либо она должна присесть, чтобы принять его любовь. Однако, так как чистая и нежная Галатея является созданием Пигмалиона, а значит, и его рабыней, она находится в вечном долгу перед ним за полученную жизнь и вынуждена любить его, несмотря на свои собственные желания[8]. Возможно в картине также содержится отсылка к политической жизни Франции времён Жерома, когда победа демократии казалась фантастикой, как и ожившая Галатея[13].

Репродукция картины висит на стене фона двух версий работы Жерома «» 1890—1895 годов, где он изобразил себя лепящим статую танагрянки с сидящей около него натурщицей Эммой рядом с масками и доспехами гладиатором в нарочно театрализованной обстановке (Хаггин-музей[en] в Стоктоне, штат Калифорния[3]; Художественный музей Данеша[en] в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк[4])[14].

(74) Галатея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.
(74) Галатея
Астероид
Первооткрыватель Эрнст Темпель
Место обнаружения Марсель
Дата обнаружения 29 августа 1862
Эпоним Галатея
Альтернативные обозначения A908 OC
Категория Главное кольцо
Эпоха 14 марта 2012 года
JD 2456000.5
Эксцентриситет (e) 0,2408970
Большая полуось (a) 415,334 млн км
(2,7763392 а. е.)
Перигелий (q) 315,282 млн км
(2,1075274 а. е.)
Афелий (Q) 515,387 млн км
(3,445151 а. е.)
Период обращения (P) 1689,691 сут (4,626 г.)
Средняя орбитальная скорость 17,613 км/с
Наклонение (i) 4,07902°
Долгота восходящего узла (Ω) 197,28719°
Аргумент перигелия (ω) 174,21657°
Средняя аномалия (M) 81,73957°
Диаметр 118,71 км
Масса 1,8⋅1018кг
Плотность 2,000 г/см³
Ускорение свободного падения на поверхности 0,0332 м/с²
2-я космическая скорость 0,0628 км/с
Период вращения 17,268 ч
Спектральный класс C
Видимая звёздная величина 13,51m (текущая)
Абсолютная звёздная величина 8,66m
Альбедо 0,0431
Средняя температура поверхности 167 К (−106 °C)
Текущее расстояние от Солнца 2,24 а. е.
Текущее расстояние от Земли 3,117 а. е.
Wikidata-logo S.svg

Казандзаки, Галатея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июня 2018; проверки требует 1 правка.

Галатея Казандзаки (греч. Γαλάτεια Καζαντζάκη, в девичестве Алексиу, греч. Αλεξίου; 23 декабря 1888, Ираклион на Крите, — 17 декабря 1963, Афины) — греческая писательница.

Родилась в семье владельца типографии и книжной лавки; сестра Элли Алексиу; была женой Никоса Казандзакиса, а через много лет после развода с ним вторично вышла замуж.

Дебютировала повестью «Смейся, паяц» («Ρίντι παλιάτσο», 1909), а в 1911 году в Афинах поставили её пьесу «За любую жертву» («Με καθε θυσια»). Среди её других ранних произведений — роман «Женщины» («Γυναίκες», 1933), сборник рассказов «С одиннадцати до часу дня» («11 π. Μ. — 1 μ. Μ.») и «Критические минуты» («Κρίσιμες στιγμές»). Все они посвящены преимущественно критике семейных и социальных отношений с позиций радикального демократизма, а также проблеме эмансипации женщин.

С середины тридцатых годов стала участвовать в антифашистском движении; во время Второй мировой войны — участник Движения Сопротивления. Социалистические тенденции отразились на её сборнике «Мир, который умирает, и мир грядущий» («Ο κόσμος που πεθαίνει και ο κόσμος που έρχεται», 1963).

Сборник драм Галатеи Казандзаки вышел в 1959 году под названием «Занавес» («Αυλαία»).

⚙️ 

Пестроглазка галатея — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Галатея.

Пестроглазка галатея[1], или галатея[1][2] (Melanargia galathea Linnaeus, 1767) — вид дневных бабочек из семейства Бархатницы.

Длина передних крыльев составляет от 2,6 до 2,8 см, на верхней стороне имеется чёрно-белый рисунок, схожий с шахматной доской. У самок более светлый, желтоватый испод крыльев, кроме того, они крупнее самцов. Для Центральной Европы едва ли характерен хотя бы один вид с подобным окрасом, однако в Южной Европе, Северной Африке и Малой Азии существуют похоже окрашенные виды.

Вид предпочитает открытую местность Европы. Отсутствует в Дании, на юге Испании, Португалии и Франции, а также в Финляндии. Летает в Северной Африке, на востоке доходит до Ирана. Галатея летает на сухих склонах, прогалинах, лесных дорогах, в холмистой местности с известняковыми почвами и в горах на высоте до 2000 м. Активна в жаркие дни, особенно в полдень, летая, часто садится на цветы короставника.

Нижняя сторона крыльев самки.

Галатея откладывает яйца, выбрасывая их на ветер или садясь на невысокую опору и разбрасывая на стебли травы. После вылупливания из яиц личинки сразу же впадают в спячку и начинают кормёжку лишь весной, когда подрастает свежая трава.

Гусеница зелёная, с несколькими светлыми продольными полосками и редкими волосками, с темной спиной и красноватой боковой полосой, красной головой и красными же «хвостиками»; кормится исключительно по ночам, днем же прячется в траве и среди корней. Весь диапазон их корма неизвестен, но установлено, что галатеи питаются мягкими злаковыми, такими как овсяница красная (Festuca rubra), тимофеевка (Phleum), бухарник (Holcus), пырей, ежа и другими[3].

Куколка яйцевидная, гладкая, желтоватого цвета, несёт две приподнятые точки по бокам туловища. Взрослые особи выводятся в конце июня в подходящем для этого тёплом месте, в солнечную погоду среди кончиков травы можно заметить тысячи трепещущих куколок бабочек.

Вид очень изменчив. Для Северной Африки характерен подвид lucasi Ramb, для южной части ареала — procida Herbst с редуцированным светлым рисунком на крыльях.

  1. 1 2 Стриганова Б. Р., Захаров А. А. Пятиязычный словарь названий животных: Насекомые (латинский-русский-английский-немецкий-французский) / . — М.: РУССО, 2000. — С. 271. — 1060 экз. — ISBN 5-88721-162-8.
  2. Коршунов Ю. П. Определители по флоре и фауне России // Булавоусые чешуекрылые Северной Азии. Выпуск 4. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2002. — С. 80. — ISBN 5-87317-115-7.
  3. ↑ Райххолф-Рим Х. Бабочки. М.: Астрель, 2002

Пигмалион — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Пигмалион (др.-греч. Πυγμαλίων) — в греческой мифологии скульптор, создавший прекрасную статую — девушку Галатею — из слоновой кости и влюбившийся в своё творение[1][2].

Пигмалион был скульптором на острове Кипр, сыном Бела и Анхинои. Он вырезал из слоновой кости статую и полюбил её. Скульптор делал ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время посвящённого Афродите праздника Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона[3]. Этот миф, возможно, ввёл в литературу Неанф из Кизика[4]. Золотая Пигмалионова олива хранилась в Гадирах[5].

По одному из вариантов, жена родила Пигмалиону сыновей Пафоса, Кинира[6] и дочь Метарму[7]. Согласно Овидию, Кинир был сыном Пафоса. Также известен вариант, согласно которому Пафос не сын, а дочь Пигмалиона.

Имя жены Пигмалиона не упоминается в древних источниках. Жан-Жак Руссо в своём сочинении «Пигмалион», написанном в 1762 году, назвал её Галатея. Это имя носила нереида из другого известного древнегреческого мифа, и оно часто встречалось в пасторальных произведениях XVIII века[8].

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.312
  2. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. — М, 2001.. — Т. 3. — С. 179.
  3. ↑ См. Нонн. Деяния Диониса XXXII 212. Климент. Протрептик 57, 3 (ссылка на Филостефана).
  4. Торшилов Д.О. Античная мифография. — СПб, 1999. — С. 84.
  5. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, книга V.
  6. Овидий. Метаморфозы X 243—299
  7. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 14, 3.
  8. Meyer Reinhold, «The Naming of Pygmalion’s Animated Statue» The Classical Journal 66.4 (1971), pp. 316—319.