Жан-Люк Годар: девять фактов о режиссере, изменившем кинематограф
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Годар на площадке «Безумного Пьеро»
Жан-Люк Годар, скончавшийся на 92-м году жизни, был одним из самых влиятельных режиссеров в истории мирового кинематографа.
Франко-швейцарский режиссер прославился в конце 1950-х годов в качестве одной из основных фигур французской «Новой волны».
Карьера Годара продолжалась более полувека, на его счету десятки фильмов. Вот, что нужно знать о культовом режиссере.
- Умер французский режиссер, классик «новой волны» Жан-Люк Годар
- «Дзига Вертов» и маоизм: как бунтарь «новой волны» Годар стал политическим агитатором
1. «Девушка и пистолет — все, что нужно для кино»
Это свое изречение Годар воплотил в своем дебютном фильме «На последнем дыхании».
Девушка, Патриция, в отношениях с мелким преступником Мишелем, который вынужден скрываться, потому что застрелил полицейского. Патриция предает Мишеля — и полиция убивает его на улице.
«На последнем дыхании» по сюжету похож на криминальную драму, но как и во многих других работах Годара, сюжет здесь только предлог для режиссера, чья истинная цель — показать разные стороны культуры, экспериментировать с образом и изучать природу самого кино.
«На последнем дыхании» был обласкан критиками, стал хитом и немало собрал в прокате, несмотря на скромный бюджет.
С выхода фильма прошло 60 лет, но и сегодня его энергия поражает. «На последнем дыхании» по праву считается киноклассикой.
2. Он нарушал общепринятые правила
Одним из самых радикальных приемов, которые Годар применил в прославившем его фильме, был так называемый джамп-кат.
Это вид монтажной склейки, при котором могут монтироваться два почти не различающихся, или вовсе одинаковых кадра.
До и после дебюта Годара режиссеры стремились к плавному монтажу, который создавал иллюзию хронологического единства. Внутрикадровый монтаж Годара создавал ощущение «скачка» вперед во времени.
Автор фото, Breathless
Подпись к фото,Два соседних кадра в фильме «На последнем дыхании». Внутрикадровый монтаж Годара создавал эффект скачка во времени и пространстве
Такой монтаж раздражал, чего Годар безусловно и хотел добиться. Однако он привлекал внимание зрителя. Многие считали, что он отражает настроение Мишеля, которому скучно, и заставляет публику задуматься о природе кино.
На протяжении всей своей карьеры Годар изучал киноязык и свободно играл с ним.
3. Он переписывал сценарий
Годар внес и другие инновации в процесс съемки.
Фильм «На последнем дыхании» снимался вне студии, на ручные камеры, а Годар писал сценарий каждый день, давая реплики актерам прямо на площадке.
Это тоже было новым приемом: крупные киностудии полагались на заранее написанные и утвержденные сценарии, большие съемочные группы и детальную раскадровку.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Годар придумывал новые способы делать кино, часто добавляя головной боли другим участникам процесса
Этот прием Годара придал его дебютному фильму атмосферу спонтанности и «документальности».
Режиссер часто им пользовался, что приводило в исступление актеров, приезжавших на площадку, не зная, какими будут их реплики.
Годар и его коллеги по «Новой волне» верили в авторское видение в кино — а сочинение фильма буквально во время съемок давало автору наибольшую степень контроля над процессом.
4. Он был большим синефилом
Годар мог быть борцом с общепринятыми правилами, но его мотивировали глубокое знание и большая любовь к кино.
До того как стать режиссером, Годар постоянно смотрел кино — часто он по нескольку раз за день пересматривал один и тот же фильм в клубах, которые посещал вместе с другими будущими деятелями «Новой волны».
Как и многие другие фигуры своего времени, он начинал как критик — и даже ведя кинематограф в будущее, он не мог не оглядываться на прошлое.
5. Он не прекращал инновации
Одного фильма «На последнем дыхании» хватило бы, чтобы обеспечить Годару место в истории, но он показал себя весьма плодовитым режиссером. В базе данных IMDB упоминается более 100 его работ, в том числе короткометражные и документальные фильмы, сериалы и более 40 полнометражных лент.
Большую часть самых известных своих работ Годар снял в 1960-е.
Это такие фильмы, как «Женщина есть женщина», который он сам называл «неореалистическим мюзиклюм», вышедшая в 1965 году научно-фантастическая антиутопия «Альфавилль», драма 1967 года «Уикенд», где сжигают английскую поэтессу Эмили Бронте.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Годар и Брижитт Бардо, сыгравшая главную роль в его фильме 1963 года «Презрение»
После «Уикенда» Годар ударился в политический радикализм и снял ряд картин на тему марксизма, кульминацией которого считается «Все в порядке» 1972 года.
В последующие десятилетия карьеры Годар перекладывал на современный лад библейскую историю непорочного зачатия («Приветствую тебя, Мария»), вызвав критику со стороны папы Иоанна Павла II, неудачно пытался нанять актером Ричарда Никсона («Король Лир», 1987 год) и снял свою личную, эпическую «Историю французского кино».
В 2014 году режиссер, которому уже было за 80, выпустил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь».
6. Он заставлял аудиторию думать
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.ПодкастЧто это было?Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Необходимо признать: фильмы Годара бывает сложно смотреть и порой почти невозможно понять.
Годар был коммерчески успешным режиссером, но его последние фильмы, несмотря на неизменные дифирамбы критиков, часто выпускались в ограниченный прокат.
Годар не только любил кино, но и обожал читать, и само количество отсылок в его фильмах может ошеломлять. Фильм «Прощай речь» за свои 70 с небольшим минут ссылается на работы и художника-абстракциониста Николу де Сталя, и американского писателя-модерниста Уильяма Фолкнера, и математика Лорана Шварца.
В фильме виден след и другого автора, оказавшего на Годара сильное влияние, — немецкого драматурга Бертольда Брехта.
Брехт считал, что его аудитория должна оставаться в критическом контакте с его творчеством, и поэтому прибегал к ряду методов, целью которых было встревожить зрителей и напомнить им, что перед ними — нечто искусственное.
Годар прибегает к брехтовским приемам в нескольких своих фильмах. Например, в «Китаянке» 1967 года этому служат титры, слом актерами «четвертой стены» и кадры с «хлопушкой», которые Годар оставил в начале сцен.
7. Он был героем своих фильмов
Во многих лентах Годара главного героя можно рассматривать как проекцию самого режиссера.
В «Презрении» 1963 года Мишель Пикколи играет французского драматурга, которому поручают сделать киноадаптацию романа Джеймса Джойса «Улисс».
Фильм рассматривает противоречия между коммерцией и творчеством и показывает распадающийся брак, основанный на отношениях Годара с актрисой Анной Кариной, звездой многих его фильмов.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Годар с еще одной бывшей женой Анной Вяземски, произошедшей по отцу из русского княжеского рода Вяземских
Персонажи фильмов Годара часто говорили словами, которые мог бы сказать он сам, а в позднейших фильмах он начал сам появляться в кадре.
В 1995 году Годар снял автобиографическую ленту «ЖЛГ — Декабрьский автопортрет», а в «Книге образов» 2018 года он сам читает закадровый текст.
В 1969 году американский критик Роджер Эберт назвал Годара режиссером «глубоко ушедшим в свою внутреннюю вселенную» — это объясняет, почему работы французского автора так уникальны и сложны для восприятия.
8. Он мог позволить себе быть «дерьмом»
У Годара была, возможно, заслуженная репутация тяжелого в личном и профессиональном общении человека.
Два первых его брака — с Анной Кариной и Энн Вяземски — не были счастливыми, что иногда отражалось в его творчестве.
Однажды Годар, разозленный неудачным по его мнению перемонтажем документального фильма «Сочувствие дьяволу» (1968) о группе «Роллинг Стоунз», ударил по лицу продюсера Иэна Куоррира на показе в Лондоне.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,Съемки фильма «Сочувствие дьяволу»
Также можно вспомнить вражду Годара с коллегой по французской «Новой волне», режиссером Франсуа Трюффо.
В 1973 году Годар написал Трюффо письмо с критикой его последнего фильма «День за ночью». Годар попросил денег, чтобы снять фильм-ответ. Трюффо был в ярости, и в ответном письме заявил, что Годар ведет себя «как дерьмо», и перечислил все его проступки за годы знакомства.
Оплачивать фильм Годара Трюффо, естественно, отказался. Их отношения так и не восстановились.
Но отношения с людьми были важной частью карьеры Годара. Его ранние фильмы были бы совсем другими без Анны Карины и Энн Вяземски, как и Жана-Поля Бельмондо, игравшего героев, через которых Годар проецировал себя в фильм.
Годар был близок с левым мыслителем Жаном-Пьером Гореном и оператором Раулем Кутаром, который говорил о Годаре: «Он может быть дерьмом… но он гений».
С 1970-х годов его важнейшим партнером в работе была режиссер из Швейцарии Анн-Мари Мьевиль.
9. Он вдохновлял людей
«Новые волны» после Годара случились в кинематографе многих стран. Американская «Новая волна» дала нам такие фильмы, как «Бонни и Клайд», «Китайский квартал» и «Челюсти».
Работы Годара — личные, экспериментальные, политические — оказали огромное влияние на кинематограф.
Американский режиссер Квентин Тарантино назвал свою студию A Band Apart. Это отсылка к фильму Годара 1963 года «Посторонние» (Bande à part ). Итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи включил оммаж Годару в свой фильм «Мечтатели».
Влияние Годара можно увидеть и в творчестве иранского режиссера Аббаса Киаростами с его смешением документального и художественного, и в провокационных работах датчанина Ларса фон Триера.
Фильмы «На последнем дыхании», «Презрение», «Безумный Пьеро» и «История французского кино» вошли в список лучших фильмов всех времен издания Sight and Sound.
как начать смотреть его фильмы • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Искусство
Великому режиссеру 90 лет! Поздравляем Годара с днем рождения и посвящаем ему новый выпуск цикла о великих режиссерах
Автор Всеволод Коршунов
В 2014 году жюри Каннского кинофестиваля под председательством Джейн Кэмпион, создательницы знаменитого «Пианино», решило наградить спецпризом сразу два фильма. Первый — «Мамочка» — снял канадский «киновундеркинд» Ксавье Долан, второй — «Прощай, речь 3D» — патриарх мирового кинематографа Жан-Люк Годар. Кинокритики шутили, что это самая асимметричная награда смотра: большее несоответствие в возрасте, авторской манере и репутации трудно себе представить. Но самое главное — непонятно, кто из этих режиссеров более молод, смел, дерзок и свободен от условностей: 25-летний Долан или 83-летний Годар. Многие склонялись к тому, что именно последний.
Жан-Люк Годар — один из главных новаторов, экспериментаторов и хулиганов мирового кино. За свою долгую жизнь он снял 129 фильмов, включая документальные, короткометражные и телевизионные.
Самым значимым десятилетием в его творчестве были шестидесятые, время начала карьеры. Годар выбрал для себя прихотливый режиссерский маршрут: в каждом следующем десятилетии он трансформировал свою манеру, оставаясь при этом собой — бескомпромиссным исследователем общества, человека и кинематографа.
Большинство его фильмов непросто смотреть — Годар насыщает каждый кадр, каждую реплику невероятным количеством отсылок к французской истории, мировой культуре или современному политическому контексту. Распознавание этих кодов требует огромного напряжения. Но есть и другой путь к Годару — не интеллектуальный, а эмоциональный. Нужно просто признаться себе, что всех отсылок все равно не найти, и наслаждаться годаровской свободой в обращении с актерами, материалом и зрительским восприятием. И тогда картины Годара откроются с другой стороны — как веселая раскрепощающая игра, опрокидывающая традиционные представления о том, что такое фильм и как он может выглядеть. Это самое настоящее антикино — недаром специалист по французскому кинематографу Владимир Виноградов назвал свою книгу о режиссере «Антикинематограф Годара, или Мертвецы в отпуске».
С чего начать
Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960 год © Impéria Films, Société Nouvelle de CinémaС его полнометражного дебюта «На последнем дыхании» (1960), главные роли в котором сыграли Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Фильм получил приз за режиссуру на Берлинском кинофестивале, стал самой известной работой Годара и манифестом французской «новой волны». После этой картины 30-летний режиссер мог больше ничего не снимать — он уже вошел в историю мирового кино.
Главные фильмы французской «новой волны»
Как Годар, Трюффо и другие режиссеры экспериментировали с камерой, актерами и цветом
Бельмондо, сыгравший молодого преступника Мишеля Пуакара, обаятельного циника, похожего на персонажей Хамфри Богарта из американских фильмов в стиле нуар, был уверен, что «На последнем дыхании» никогда не выйдет в прокат — настолько съемки проходили странно, непривычно. Вместо сценария у Годара был толстенный блокнот с описанием сцен, но без единой реплики. Режиссер ставил актерам задачу, и дальше они свободно импровизировали. На первых зрителей произвело сильное впечатление то, что действие французского фильма переместилось из студийных павильонов в крохотные квартирки, гостиничные номера, на площади и в закоулки Парижа — камеры нового поколения позволяли снимать в недостаточно освещенных пространствах и записывать синхронный, то есть живой, а не воспроизведенный на студии, звук. Для того чтобы камера стала подвижной, динамичной, оператора Рауля Кутара усадили в раздобытую Годаром инвалидную коляску, и режиссер сам катил ее в нужном темпе. А когда потребовалось сократить уже готовый фильм, Годар просто вырезал все переходы между сценами, и появилось ощущение рваного, дерганого, идущего рывками повествования.
Фильм производил впечатление глотка свежего воздуха. Так кино еще не делал никто. «На последнем дыхании» воспринимали как водораздел между старым и новым кино. Теперь было понятно, что снимать как раньше уже нельзя.
аудио!
Французская «новая волна»: революция в кино
Как молодые режиссеры отказались от «папиного кино» и нарушили все правила киноискусства
Что смотреть дальше
Кадр из фильма «Безумный Пьеро». 1965 год © Dino de Laurentiis Cinematografica, Rome Paris Films, Société Nouvelle de CinématographieМожно переместиться на пять лет в будущее и посмотреть «Безумного Пьеро» (1965) — своеобразное продолжение «На последнем дыхании» в альтернативной реальности: персонаж Жан-Поля Бельмондо (теперь его зовут Фердинанд) цел и невредим, он повзрослел, остепенился, завел семью, устроился работать на телевидение и стал типичным буржуа. Криминальную интригу на этот раз ведет не герой, а героиня (Анна Карина): она уводит Фердинанда из семьи и втягивает в приключение с крадеными деньгами, мафией и головокружительными погонями. Но как бы ни разворачивалась эта история, она все равно приведет героя к тому же финалу, что и в фильме «На последнем дыхании»: бунт против буржуазного общества изначально обречен на провал. Но не бунтовать годаровские герои не могут.
Кадр из фильма «Жить своей жизнью». 1962 год © Les Films de la Pléiade, Pathé CinémaПосле «Безумного Пьеро» лучше всего посмотреть женский вариант «На последнем дыхании» — «Жить своей жизнью» (1962). Героиня, которую играет та же Анна Карина, по-своему бросает вызов буржуазному обществу и мещанской морали — она уходит из семьи и становится проституткой. У Годара это не только пощечина общественному вкусу, но и метафора поиска идентичности. Героиня начинает путешествие не только по парижскому дну, но и внутрь самой себя. Ей нужно выйти за пределы мира норм и условностей, чтобы понять, кто она такая, и найти ответ не вне, а внутри своего «я». Но внешний мир не дает ей уйти просто так, не заплатив. И она платит за свое раскрепощение жизнью, как и Мишель Пуакар в фильме «На последнем дыхании».
Кадр из фильма «Всех парней зовут Патрик». 1959 год © Les Films de la PléiadeЗатем стоит вернуться на три года назад и посмотреть, пожалуй, единственную работу Годара в чистом жанре — уморительную короткометражку «Всех парней зовут Патрик» (1959). Это комедия о двух девушках, которые познакомились с парнями по имени Патрик, ходят с ними на свидания и не подозревают, что стали жертвами чудовищного обмана.
Кадр из фильма «Банда аутсайдеров». 1964 год © Columbia PicturesДальше можно перейти к фильму, в котором этот сюжет вывернут наизнанку: теперь парней двое, а девушка одна. Это знаменитая «Банда аутсайдеров» (1964), нежная пародия на нуар, отголоски которой можно обнаружить во многих фильмах других режиссеров. Например, пробежку по Лувру воспроизвел Бертолуччи в «Мечтателях» (2003), а танец мэдисон — Тарантино в «Криминальном чтиве» (1994). Тарантино, кстати, был настолько влюблен в этот фильм, его автора, «новую волну», что свою кинокомпанию назвал A band apart, переставив местами элементы названия «Банды аутсайдеров» (Bande à Part). Когда Годар узнал, что в США есть фанат его творчества, который снимает кино, цитирует «Банду аутсайдеров» и другие картины, он проворчал: лучше бы прислал денег на новый фильм.
Лувр за 554 секунды
Герои Годара, Бертолуччи и другие участники пробежек по музеям
Кадр из фильма «Альфавиль». 1965 год © Athos Films, Filmstudio ChaumianeСледом логично посмотреть еще одну ленту, в которой Годар расписывается в любви к нуару, — «Альфавиль» (1965). Это мрачная фантастическая история о тоталитарном будущем, в котором миром управляет суперкомпьютер «Альфа-60». Годар отсылает внимательного зрителя не только к нуару, но и к немецкому киноэкспрессионизму 1920-х: в частности, создателя электронной системы управления зовут Леонард Носферату — в честь страшного вампира, персонажа фильма Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (1922), одного из шедевров киноэкспрессионизма.
1 / 3
Кадр из фильма «Мужское-женское». 1966 год© Anouchka Films, Argos Films, Sandrews, Svensk Filmindustri
2 / 3
Кадр из фильма «Китаянка». 1967 год© Anouchka Films, Athos Films, Les Productions de la Guéville, Parc Film, Simar Films
3 / 3
Кадр из фильма «Уик-энд». 1967 год© Gaumont
После экспериментов Годара на поле научной фантастики самое время перейти к его политическим фильмам 1960-х: «Мужское-женское» (1966), «Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967). Эти фильмы непросто смотреть: Годар размывает традиционный внятный сюжет, замещая его разговорами на политические темы. Сам режиссер говорил, что хочет строить свои ленты как интервью или даже социологические опросы — бесстрастные, отстраненные, безоценочные. Автор дает слово героям, отказываясь высказывать собственное мнение: только так, по мысли Годара, можно вырваться из-под власти какой бы то ни было идеологии, включая ту, которую отстаивает он сам. Так режиссер превращается в стороннего наблюдателя, персонажи действуют, как им вздумается, а зритель вынужден сам, без помощи автора, разбираться в том, что это значит. Это непростая работа, требующая концентрации внимания и напряжения сил. Но даже отстранившись от повествования, Годар остается Годаром, поэтому чаще всего это весело и увлекательно.
1 / 2
Кадр из фильма «Фильм-социализм». 2010 год© Vega Film, Office Fédéral de la Culture, Télévision Suisse-Romande, Ville de Genève, Suissimage, Fondation Vaudoise, Fonds Regio Films, Wild Bunch, Canal+
2 / 2
Кадр из фильма «Презрение». 1963 год© Les Films Concordia, Rome Paris Films, Compagnia Cinematografica Champion
Завершить знакомство с политическими картинами Годара можно просмотром ленты «Фильм-социализм» (2010): круизный лайнер, философ, певица, посол, двойной агент и бесконечные разговоры о судьбах Европы.
После политического цикла есть смысл переключиться на фильмы о природе кинематографа. В «Презрении» (1963) Годар создает свой вариант «Восьми с половиной»: в центре сюжета — съемки фильма по мотивам гомеровской «Одиссеи» и непростые взаимоотношения между продюсером, режиссером (его играет классик мирового кино Фриц Ланг), сценаристом (Мишель Пикколи) и его женой (Брижит Бардо). Каждый из них по-своему отвечает на вопрос, что такое кино.
1 / 2
Кадр из фильма «Страсть». 1982 год© Film et Vidéo Companie, Films A2, JLG Films, Sara Films, Sonimage, Télévision Suisse-Romande
2 / 2
Кадр из фильма «Имя Кармен». 1983 год© Sara Films, JLG Films, Films A2
Затем можно посмотреть две картины 1980-х: «Страсть» (1982) и «Имя Кармен» (1983). В них Годар размышляет о том, что должно быть источником исследования кинематографистов — первичная реальность, то есть сама жизнь, или вторичная реальность, то есть отражение жизни в культуре. В «Страсти» главный герой, режиссер фильма, делает экранные копии классических произведений живописи. Его камера направлена не на первичную, а на вторичную реальность, поэтому страсти кипят где угодно, но только не на съемочной площадке. В «Имени Кармен» все наоборот: к режиссеру в кризисе (его играет сам Годар) приходит племянница и просит одолжить камеру, ведь дяде она все равно пока не нужна. Однако кино племянница снимать не собирается: под видом съемок она с друзьями проворачивает ограбление. Вторичная реальность (съемки фильма) становится частью первичной (ограбление) — и этот вариант Годару нравится больше. Его фильмы могут производить впечатление постмодернистской игры, оторванной от реальной жизни. Однако Годар никогда не пытался построить из цитат и отсылок «башню из слоновой кости», чтобы укрыться в ней от повседневности. Он страстно исследовал эту реальность разными способами — работая с жанровыми формулами и их последующей деконструкцией, создавая отстраненное политическое кино и, напротив, вовлекая зрителя в экранное повествование с помощью технологических новинок — стереозвука и 3D.
1 / 2
Кадр из фильма «Прощай, речь 3D». 2014 год© Wild Bunch, Canal+, CNC
2 / 2
Кадр из фильма «Книга образов». 2018 год© Casa Azul Films, Ecran Noir Productions
Мучительный поиск точного отображения реальности прекрасно виден в фильме «Прощай, речь 3D» (2014). Годар отталкивается от того, что в русском языке слово «камера» означает не только инструмент кинематографиста, но и тюремное помещение. А среди значений английского слова shot не только кадр, но и выстрел. Направляя объектив в сторону реальности, мы безжалостно помещаем ее фрагмент в прямоугольную клетку кадра, вырезая невидимым скальпелем из окружающего контекста. На пленке действительность становится неживой, ненастоящей, ведь в реальности нет никакой рамки, нет никакого монтажа, нет никакого автора, рассказывающего историю. И самый честный способ борьбы с убийством реальности при помощи камеры, по мысли Годара, — перестать снимать. «Прощай, речь 3D» воспринимается как грустное завещание классика, отказ от речи, переход к молчанию. Правда, долго молчать Годар, конечно, не может, и в 2018 году в конкурсе Каннского фестиваля появляется его новый фильм «Книга образов», получивший специальный приз жюри.
Фильмами «Прощай, речь 3D» и «Книга образов» можно завершить путешествие по фильмографии Годара.
Семь классических кадров из фильмов Годара
1 / 7
Кадр из фильма «На последнем дыхании». 1960 годЗнаменитая прогулка персонажей Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг по Елисейским Полям.
© Impéria Films, Société Nouvelle de Cinéma2 / 7
Кадр из фильма «Презрение». 1963 годЛегендарный Фриц Ланг, создатель «Усталой смерти» (1921) и «Метрополиса» (1927), в роли кинорежиссера.
© Les Films Concordia, Rome Paris Films, Compagnia Cinematografica Champion3 / 7
Кадр из фильма «Банда аутсайдеров». 1964 годПробежка по залам Лувра, процитированная Бертолуччи в «Мечтателях».
© Columbia Pictures4 / 7
Кадр из фильма «Альфавиль». 1965 годАнна Карина в футуристическом интерьере офисного небоскреба компании Électricité de France, расположенном в квартале Ла-Дефанс, который тогда еще только строился.
© Athos Films, Filmstudio Chaumiane5 / 7
Кадр из фильма «Безумный Пьеро». 1965 годСиний, белый, красный — Годар выстраивает колористическую драматургию фильма в цветах французского флага.
© Dino de Laurentiis Cinematografica, Rome Paris Films, Société Nouvelle de Cinématographie6 / 7
Кадр из фильма «Мужское-женское». 1966 годЖан-Пьер Лео и Шанталь Гойя воплощают две стихии — революционную и реакционную, активную и инертную, бунтарскую и конформистскую.
© Anouchka Films, Argos Films, Sandrews, Svensk Filmindustri7 / 7
Кадр из фильма «Китаянка». 1967 годВольная экранизация «Бесов» Достоевского оказалась предсказанием майской революции 1968-го за год до ее начала.
© Anouchka Films, Athos Films, Les Productions de la Guéville, Parc Film, Simar FilmsС каких фильмов не стоит начинать
1 / 5
Кадр из фильма «Кинолистовки». 1968 год© Iskra
2 / 5
Кадр из фильма «Ветер с Востока». 1970 год© Polifilm, Anouchka Film, CCC Filmkunst
3 / 5
Кадр из фильма «Письмо к Джейн». 1972 год© Sonimage
4 / 5
Кадр из фильма «Веселая наука». 1969 год© ORTF, Anouchka Films, Bavaria Ateliers
5 / 5
Кадр из фильма «Фильм, как все остальные». 1968 год© Anouchka Films
С экспериментальных лент конца 1960-х — 1970-х, в которых Годар окончательно отказывается от привычного зрителю сюжета, выстраивая фильм как листовку (эти анонимные короткометражные фильмы так и назывались — «Кинолистовки», 1968), агитационный плакат («Ветер с Востока», 1970; «Письмо к Джейн», 1972), теоретический трактат («Веселая наука», 1969) или проблемную статью («Фильм, как все остальные», 1968). Много текста, бессчетное количество имен, названий, терминов — эти фильмы нужно не столько смотреть, сколько слушать. Годар обращается к подготовленному зрителю, который хорошо знаком с политическим и культурным контекстом. И, разумеется, тем самым режиссер максимально сужает свою аудиторию. С картинами этого периода лучше знакомиться после просмотра главных фильмов Годара.
С кем работал Годар
Жан-Люк Годар на съемках фильма «Страсть». 1982 год © Mary Evans / Ronald Grant / DiomediaГлавной актрисой Годара стала его первая жена Анна Карина, вместе они сделали девять фильмов (самые известные из них «Маленький солдат», «Женщина есть женщина», «Альфавиль»).
После расставания с Кариной режиссер начинает работать со своей новой женой Анн Вяземски, она снимается в политических картинах («Китаянка», «Уик-энд», «Борьба в Италии»). В 2017 году воспоминания Вяземски лягут в основу биографического фильма «Молодой Годар», который поставит Мишель Хазанавичус. Годара сыграет Луи Гаррель. А главный герой просто проигнорирует факт выхода картины и сделает вид, что ничего не произошло.
На мужские роли Годар чаще других приглашал Жан-Пьера Лео, одну из ключевых фигур «новой волны». Вместе они сделали 11 картин.
17 фильмов, в том числе ключевые работы 1960-х («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Китаянка»), Годар создал вместе с оператором Раулем Кутаром. В руках Кутара камера становилась точным, почти научным инструментом исследования реальности.
Цитаты о Годаре
Жан-Люк Годар на кинофестивале в Каннах. 1997 год © Photos 12 Cinema / Diomedia«То, что восхищает в нем больше всего, — это презрение к структуре фильма и даже к самому фильму — своего рода анархическое, нигилистическое презрение» Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015..
Орсон Уэллс, режиссер
«Талант Годара деконструирует объект — как Пикассо, с которым его очень часто сравнивают, он разрушает то, что делает. Он создает искусство разрушения» Там же..
Франсуа Трюффо, режиссер
«Все картины „новой волны“ спрессовались для меня в одну, откуда выскакивают разные персонажи. Из нее только резко выходит Годар. Его фильмы для меня стали неожиданностью, принципиальной неожиданностью. В них все было другое — и монтаж, и герой. Для меня это была маленькая революция. И потом каждый новый фильм Годара становился событием. Когда я снимал во Франции, то даже попросил показать нашей группе все его фильмы. Многих из них не оказалось на кассетах, и нам их показывали в кинотеатре в восемь утра» А. Герман. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999..
Алексей Герман, режиссер
«Первый фильм „новой волны“ „На последнем дыхании“ я посмотрел вместе с Андреем Тарковским в Белых Столбах. Это был шок. Годар совершил настоящее открытие в киноязыке, все законы им были нарушены. Такого мы до этого не видели. Да и не только мы — мир не видел. Трюффо, которого посмотрел тогда же, тоже произвел впечатление, но Годар гораздо большее. Удивительный язык, свобода изложения, другое дыхание. Годар был единственным, хотя и Трюффо, и Луи Маль тоже люди талантливые. Но Годар сломал весь синтаксис. При этом он был исключительно последователен и с годами не отказался от своих принципов, как это сделали многие режиссеры „новой волны“. Всегда обращаясь не к нижнему этажу человеческого сознания, а к верхнему, он в своем творчестве шел не от эмоций, а от головы» А. Кончаловский. Новая волна — сорок лет спустя // Искусство кино. № 5. 1999. .
Андрей Кончаловский, режиссер
«Никто сегодня не современен настолько, насколько Годар. Никогда не было более смелого, концептуального, шикарного и непочтительного режиссера» Линч о Феллини, Хичкок об Антониони, Бергман о Тарковском: чему режиссеры учатся друг у друга. Часть II. Cinemotionlab. 9 ноября 2015..
Джейн Кэмпион, режиссер
как начать смотреть фильмы:
Вуди Аллена
Микеланджело Антониони
Милоша Формана
Джима Джармуша
Акиры Куросавы
Теги
Франция
XX век
Как начать смотреть
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Зверь дня
Павлин
Десерт дня
Сахарные скульптуры
Монета дня
Турский грош
АрхивИстория, Искусство
Николай Эстис: «Я пришел в себя от того, что меня наклонило и потянуло в форточку»
Интервью с художником об иллюстрировании матерных выражений, учителях-фронтовиках и настоящем искусстве
О проектеЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры ArzamasОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2023. Все права защищены
Жан-Люк Годар, 91 год, умер; Смелый режиссер Создал французскую новую волну
Реклама
Продолжить чтение основного сюжетаФранко-швейцарский режиссер и провокатор радикально переосмыслил кино и оставил неизгладимое влияние на медиа.
Жан-Люк Годар в 1964 году. «Я всегда путал кино с жизнью, — сказал он. «Для меня жизнь — это просто часть фильмов». Кредит … Сэм Фальк / The New York Times
Жан-Люк Годар, смелый режиссер-новатор и провокатор, чья нетрадиционная операторская работа, бессвязный стиль повествования и склонность к радикальной политике изменили ход кинопроизводства в 1960-х годах, оставив на него неизгладимое влияние, умер во вторник в своем доме в Ролле. , Швейцария. Ему был 91 год.
Его давний юрисконсульт Патрик Жаннере сказал, что Годар умер в результате эвтаназии, страдая от «множественных инвалидизирующих патологий».
«Он не мог жить так, как мы с вами, поэтому он решил с большой ясностью, как и всю свою жизнь, сказать: «Теперь хватит», — сказал г-н Жаннере в телефонном интервью. Г-н Годар хотел умереть достойно, сказал г-н Жаннере, и «именно это он и сделал».
Мастер эпиграмм, а также фильмов, г-н Годар однажды заметил: «Фильм состоит из начала, середины и конца, хотя и не обязательно в таком порядке».
На практике он редко менял временную шкалу своих фильмов, предпочитая вместо этого прыгать вперед через свои повествования с помощью таких средств, как эллиптический «переход», который он много сделал для того, чтобы сделать его широко распространенным инструментом. Но он никогда не уставал разбирать устоявшиеся формы и собирать их заново способами, неизменно свежими, часто остроумными, иногда заумными, но неизменно стимулирующими.
Будучи молодым критиком в 1950-х годах, г-н Годар был одним из нескольких писателей-иконоборцев, которые помогли превратить новое издание Cahiers du Cinéma в критическую силу, которая смела старую гвардию европейского художественного кино и заменила ее новыми героями. в основном из рядов американского коммерческого кино — таких режиссеров, как Альфред Хичкок и Ховард Хоукс.
Жан-Поль Бельмондо и Джин Себерг на съемках фильма «На последнем дыхании», 1959 год. Фильм представляет французскую «Новую волну». Кредит… Раймон КошетьеКогда в 1960 году был выпущен его первый полнометражный фильм в качестве режиссера «На последнем дыхании» («À Bout de Souffle»), Годар присоединился к нескольким своим коллегам из Cahiers в движении, которое французская пресса вскоре назвала la Nouvelle Vague. — Новая волна.
Для г-на Годара, а также для друзей и соратников по Новой волне, таких как Франсуа Трюффо, Клод Шаброль, Жак Риветт и Эрик Ромер, «традиция качества», представленная признанным французским кинематографом, была эстетическим тупиком. Для них он был задушен литературными влияниями и пустой демонстрацией мастерства, которые нужно было победить, чтобы освободить место для нового кино, возникшего из личности и пристрастий режиссера.
Хотя «На последнем дыхании» не был первым фильмом Новой волны (ему предшествовали «Красавчик Серж» 1958 года Шаброля и «400 ударов» 1959 года Трюффо), он стал представителем этого движения. Г-н Годар беззастенчиво сопоставил сюжетные ходы и персонажи, унаследованные от жанровых фильмов, и эмоциональный материал, извлеченный в почти дневниковой форме из личной жизни режиссера.
В фильме рассказывается история мелкого парижского мошенника (Жан-Поль Бельмондо), который совершает грабежи, чтобы собрать достаточно денег, чтобы сбежать в Рим с американской студенткой (Джин Сиберг), которая кажется равнодушной к его романам, несмотря на то, что беременна от него.
«На последнем дыхании» — это художественный гибрид, который как бы улавливает разрывы и конфликты современной жизни, наполовину в искусственном общественном мире, созданном средствами массовой информации, и наполовину в самых глубоких тайниках сознания. На более позднем, более радикальном этапе г-н Годар пришел к предположению, что между двумя сферами нет реального различия.
Джин Себерг и г-н Годар на вечеринке по поводу выпуска фильма «На последнем дыхании» в Париже в 1960 году. Фото…Gamma-Keystone, через Getty Images Броуди написал в «Все есть кино: трудовая жизнь Жан-Люка Годара». «Фильм двигался со скоростью мысли и казался, в отличие от всего, что ему предшествовало, живой записью мыслей одного человека в реальном времени.«Это также был большой успех, переломный момент», — добавил мистер Броуди. «Больше, чем любое другое событие того времени, «На последнем дыхании» вдохновило других режиссеров на создание фильмов по-новому и пробудило желание молодых людей снимать фильмы. Это мгновенно превратило кино в основную форму искусства нового поколения».
Невысокий, худощавый, часто неряшливый мужчина в черных очках с толстой оправой и с вездесущей сигаретой или сигарой, г-н Годар редко давал интервью. Когда он это делал, он обычно уклонялся от наводящих вопросов о своей жизни и искусстве.
Запрос журналиста в 1980 году о его решении переехать из Парижа в 1974 году в Гренобль, во Французские Альпы, а затем в Швейцарию, вызвал несколько противоречивых объяснений, включая утверждение г-на Годара, что однажды по внезапной прихоти, он «просто прыгнул в машину и поехал по шоссе».
Это было описание известной сцены из «На последнем дыхании», в которой Жан-Поль Бельмондо импульсивно угоняет автомобиль в Марселе и без всякого плана уезжает в сельскую местность.
«Проблема общения с людьми в том, что я всегда путал кино с жизнью», — сказал в том интервью г-н Годар. «Для меня жизнь — это просто часть фильмов».
В 2010 году г-н Годар, долгое время не ладивший с Голливудом, был награжден почетным Оскаром Академии кинематографических искусств и наук за жизненные достижения, но не без разногласий. Награда возродила давние обвинения в том, что г-н Годар придерживается антисемитских взглядов.
Он не присутствовал на церемонии, и когда впоследствии интервьюер спросил его, что для него значит награда, он был прямолинеен.
— Ничего, — сказал он. «Если академии нравится это делать, пусть делают».
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже, вторым из четырех детей в экстравагантно богатой протестантской семье. Его отец французского происхождения, Поль-Жан, был известным врачом, а мать, Одиль Моно, была дочерью ведущего швейцарского банкира. Г-н Годар считал, что его родители привили ему любовь к литературе; изначально он хотел быть писателем.
Поль-Жан Годар, получивший швейцарское гражданство, открыл клинику в Ньоне, Швейцария, и Жан-Люк провел там свое раннее детство, посещая поместья своей семьи на французском и швейцарском берегах Женевского озера и оставаясь там до окончание Второй мировой войны.
После освобождения Франции он подростком вернулся в Париж, чтобы поступить в среднюю школу, лицей Бюффона, а затем в 1949 году поступил в Сорбонну, намереваясь изучать этнологию. Вместо этого он погрузился в кино, проводя большую часть своего времени в Cinémathèque Française, некоммерческом киноархиве и кинозале, а также в киноклубах Латинского квартала.
Именно в Синематеке он познакомился с Андре Базеном, влиятельным кинокритиком и теоретиком, и с другими молодыми энтузиастами кино в его кругу, включая г-на Трюффо, г-на Ромера и г-на Риветта. Он начал писать рецензии для журнала La Gazette du Cinéma в 19. 52 под псевдонимом Ганс Лукас, а позже присоединился к г-ну Трюффо, г-ну Ромеру и г-ну Риветту в качестве сотрудника Cahiers du Cinema, которую основал Базен.
Мистер Годар работает на съемках фильма «Безумный Пьеро» в 1960-х годах. Предоставлено… Ullstein Bild, через Getty Images Годар начал воровать деньги — у членов своей семьи и их друзей и даже в офисе Cahiers du Cinema. Это продолжалось пять лет.Он раздал часть выручки коллегам-режиссерам, одолжив мистеру Риветту достаточно денег, чтобы он дебютировал в кино с фильмом «Париж принадлежит нам».
«Я жал деньги, чтобы иметь возможность смотреть фильмы и снимать фильмы», — сказал г-н Годар The Guardian в 2007 году. В 1952 году попал в тюрьму в Цюрихе. Его отец добился его быстрого освобождения, но только после того, как г-н Годар согласился провести несколько месяцев в психиатрической больнице.
Он отдалился от своих родителей, и когда его мать погибла в автокатастрофе в 1954 году, он не присутствовал на похоронах.
Десять лет спустя г-н Годар отдал своего рода дань уважения своей матери в «Банде аутсайдеров», фильме о двух ворах, которые заводят роман с молодой женщиной, живущей на вилле. Главную женскую роль, которую играет Анна Карина, датская модель, которая в то время была женой г-на Годара (его первой), зовут, как и его мать, Одиль, и, как и его мать, она ненавидит кино.
Жена г-на Годара, Анна Карина, снялась в 1964 фильма «Банда аутсайдеров» в качестве персонажа, имеющего некоторое сходство с матерью г-на Годара. Credit… Rialto PicturesЛичная и профессиональная жизнь г-на Годара переплеталась на протяжении всей его карьеры. Его первый брак в 1961 году с г-жой Кариной закончился разводом в 1964 году (она умерла в 2019 году). В 1967 году, когда ему было 36 лет, он женился на Анне Вяземски, актрисе на 16 лет моложе его, которая снималась в его фильме. «Шинуаз». Г-жа Вяземская, умершая в 2017 году, написала две книги об их браке, который распался в 1979. Двенадцать лет назад он женился на Анн-Мари Мьевиль, которая пережила его.
Г-н Годар разработал план «На последнем дыхании» в 1959 году, вдохновленный вырезкой из газеты, подаренной ему г-ном Трюффо. В качестве своих звезд он выбрал г-на Бельмондо, сына известного скульптора в самом начале своей актерской карьеры, и г-жу Себерг, американскую актрису, которой критики Cahiers восхищались ее играми в двух фильмах Отто Премингера: Святая Иоанна» (1957) и «Bonjour Tristesse» (1958).
Г-н Годар оставался наиболее известным благодаря «На последнем дыхании» и примерно дюжине фильмов, которые он снял в быстрой последовательности, закончив «Уик-эндом» в 1967 году. мелкий преступник, отождествлявший себя с обреченным романтизмом персонажей, которых играл Хамфри Богарт в американских фильмах, которыми восхищались г-н Годар и его коллеги из Кахье.
С одной стороны, «На последнем дыхании», снятый с бюджетом в 70 000 долларов, казалось, соответствовал известному пренебрежительному изречению Годара: «Все, что вам нужно, чтобы снять фильм, — это девушка и пистолет». Но судорожный ритм — со сценами, иногда выпадающими из последовательности — очаровывал и сбивал с толку зрителей.
Спустя несколько лет после выхода фильма культурный критик Сьюзан Зонтаг сравнила его влияние на кино с влиянием кубистов на традиционную живопись. А освещая возрождение фильма «На последнем дыхании» в 2000 году, эссеист и писатель Филлип Лопате сказал, что он был так же воодушевлен фильмом, как и когда впервые увидел его 40 лет назад.
Примерно в то же время вышли и другие великие авангардные фильмы: «Приключение» Микеланджело Антониони (1960), «400 ударов» г-на Трюффо (1959) и «Девственный источник» Ингмара Бергмана (1960). «Тем не менее, только «На последнем дыхании» казался революционным разрывом с кинематографом, который был раньше», — написал г-н Лопате в The New York Times. «Это казалось новым видом повествования, с его дерзкими вставками, отступлениями, цитатами, шутками и обращениями к зрителю».
Фильм имел международный успех и стал одним из крупнейших коммерческих хитов в карьере Годара. В 1983 году был даже американский ремейк с Ричардом Гиром в главной роли.
Но вместо того, чтобы повторять победную формулу «На последнем дыхании», Годар привнес элемент радикальной политики в свой следующий фильм, серый, мрачный «Маленький солдат», в котором критиковалось поведение Франции в алжирской войне за независимость. Этот фильм был запрещен к показу во французских кинотеатрах на три года, в течение которых Годар поставил широкоэкранную праздничную композицию, посвященную голливудскому мюзиклу «Женщина есть женщина» (19).61) с г-жой Кариной в главной роли, и суровый скандинавский фильм «Моя жизнь, чтобы жить» (1962), в котором она изображает парижскую домохозяйку, погружающуюся в жизнь проституции.
В 1963 году итальянский продюсер Карло Понти предложил Годару солидный бюджет и услуги Бриджит Бардо, которая тогда была на пике международной популярности, для создания киноверсии романа Альберто Моравиа «Il Disprezzo». В результате получился фильм «Презрение», рассказывающий о сценаристе (которого играет Мишель Пикколи), которого нанял продажный американский продюсер (Джек Пэланс), чтобы он доработал сценарий «Одиссеи», снимаемой в Риме опытным голливудским режиссером. (Фриц Ланг, играющий самого себя).
«Маленький солдат», в котором критиковалось поведение французов в войне за независимость Алжира, был запрещен во Франции на три года. Кредит… Prod.DB, via Alamyи его жена (похоже, продюсер имеет планы на обоих), но обнаруживает, что его самоуважение ускользает. На фоне обычного годарова фейерверка, включающего кадры обнаженной спины г-жи Бардо, вставленные для удовлетворения договорных требований г-на Понти, «Презрение» сохраняет спокойное ощущение человеческой трагедии, что для многих критиков делает его шедевром первого периода г-на Годара.
В 1960-е годы Годар продолжал работать с головокружительной скоростью, создавая наброски для сборников фильмов, в том числе «RoGoPaG» (1963) и «Paris vu Par» (1965), а также полнометражные фильмы, такие как «Банда аутсайдеров». (1964), «Женщина-девушка» (1964), «Безумный Пьеро» (1965) и «Женский мужчина» (1966).
В «Альфавиле» (1965) он взял персонажа из французского популярного кино, частного детектива и секретного агента Лемми Осторожно, а также американского актера-экспатрианта Эдди Константина, сыгравшего Осторожно (или вариации персонажа) в много фильмов и забросил его в антиутопическое будущее, которым правит гигантский компьютер.
Несмотря на свои стилистические новшества, в этом месте г-н Годар видел мир в традиционных романтических терминах: как борьбу героической личности против сил конформизма и угнетения.
Ситуация изменилась в феврале 1968 года, когда он вместе с несколькими коллегами из «Новой волны» выступил против решения министра культуры Франции Андре Мальро заставить Анри Ланглуа уйти в отставку с поста начальника Французской синематеки, киноархива. которые г-н Ланглуа помог найти в 1936.
Демонстрации заполнили улицы и быстро переросли в нетерпеливые требования общей реструктуризации французского общества.
Г-н Годар (второй слева) помог закрыть Каннский кинофестиваль в 1968 году вместе с другими режиссерами (слева направо) Клодом Лелушем, Франсуа Трюффо, Луи Маль и Романом Полански. Фото… Гилберт Турт/Гамма-Рафо через Getty Images )К концу апреля демонстрации приобрели ожесточенный характер. Две недели спустя г-н Годар присоединился к г-ну Трюффо, Алену Рене, Клоду Лелушу, Луи Малю и другим деятелям кино, чтобы закрыть Каннский кинофестиваль. Протесты 19 мая.68 были в самом разгаре, и г-н Годар качался вместе с ними, набрасываясь на своих коллег-режиссеров за то, что они не смогли продемонстрировать достаточную солидарность с бастующими французскими студентами и рабочими.
Со своей стороны, г-н Годар отказался от коммерческого кино и погрузился в радикальную политику, начав серию фильмов, финансируемых на лету и снятых на экономичный 16-миллиметровый, который пытался оставить фантастику позади. После пары агрессивно дидактических фильмов «Un Film Comme les Autres» (1968) и «Le Gai Savoir» (1969) и неудачный проект с Rolling Stones, выпущенный вопреки желанию г-на Годара под названием «Сочувствие дьяволу» (1968), он объединился с режиссером Жан-Пьером Гореном, чтобы создать коллектив, который они назвали «Группа Дзиги Вертова», в честь советский режиссер, чьи усилия по созданию новой формы политического документального кино вызывали у них большое восхищение.
Фильмы этого периода, к которым относятся «Ветер с востока» (1970 г. ), «Борьба в Италии» (1971 г.) и «Владимир и Роза» (1970 г.), не нашли широкого проката и признания, хотя и остаются ценными артефактами бурного времени и помогли открыть путь к столь же провокационным, но менее идеологизированным фильмам, которые последовали за ними.
Анна Вяземски в фильме «Ветер с востока» группы Дзига Вертов », с Джейн Фонда и Ивом Монтаном в главных ролях, не имел коммерческого успеха, хотя по нему был снят короткометражный фильм «Письмо к Джейн», который указал путь к последней трети карьеры Годара.Пока камера изучает неподвижную фотографию г-жи Фонды, сделанную в Ханое, Вьетнам, г-н Годар голосом за кадром анализирует выражение ее лица и пытается поместить новостное фото в контекст рекламных кадров, снятых для голливудских фильмов, в том числе кадр ее отца, Генри Фонды, в роли Тома Джоуда, героя «Гроздий гнева».
Г-н Годар перенес этот минималистский подход и эссеистическую структуру в зарождающуюся область видеоарта, создав такие работы, как «Numéro Deux» (написанный совместно с г-жой Мьевиль) и шестисерийный телесериал «Six Fois Deux/Sur et Sous». ла Коммуникация».
В этих радикально прерывистых работах используются быстрые растворения и многослойные саундтреки, чтобы избежать линейного повествования и упорядоченных, рациональных аргументов, вместо этого погружая зрителя в шквал противоречивых впечатлений, дико разбросанных цитат, сложных каламбуров и парадоксальных наблюдений.
Г-н Годар сказал о сериале, который привлек много внимания, но мало зрителей: «Это даже не набросок. Это ластик, бумага, чтобы сделать набросок».
В 1979 году г-н Годар снова переехал, на этот раз в Ролл, Швейцария, где до конца своей карьеры сохранил дом и производственный офис, а также еще один на окраине Парижа.
Начав с осторожного возвращения в мейнстрим кинопроизводства в 1980 году с фильма «Sauve Qui Peut (La Vie)» (выпущенного на английском языке как «Каждый сам за себя»), г-н Годар то и дело переключался между полнометражными театральными фильмами. , часто с крупными звездами («Детектив» с Джонни Холлидеем, «Новая волна» с Аленом Делоном и «Hélas Pour Moi» с Жераром Депардье), а также с более короткими, более случайными фильмами и видеоматериалами, предназначенными для телевидения и просмотра фестивалей.
В этих работах г-н Годар часто изображал самого себя, комментирующего только что законченные фильмы («Scénario du Film ‘Passion», 1982), суетящегося по своему дому в Швейцарии с г-жой Мьевиль («Soft and Hard», 1986), брал интервью у знаменитостей («Meetin’ WA», 1986, с Вуди Алленом) или размышлял о собственной смертности («JLG/JLG — Autoportrait de Décembre», 1995).
В 1988 году он начал один из своих самых амбициозных проектов, серию из семи частей по истории кино «Histoire(s) du Cinéma», которую он завершил в 1998. Эта сводящая с ума насыщенная, аллюзивная работа состоит из киноклипов — от голливудской классики до жесткой порнографии и кадров из концлагерей — в сопровождении отрывков классической музыки и закадровых размышлений г-на Годара о морали создания имиджа. и роль кино в 20 веке.
«Когда я снимал «На последнем дыхании», я был ребенком в кино, — сказал Годар в интервью The Times в 1992 году. «Теперь я становлюсь взрослой. Я чувствую, что могу быть лучше. Я думаю, что художники, когда становятся старше, открывают для себя, на что они способны».
Мистер Годар в 2010 году. По мере взросления он казался более нетерпимым к другим режиссерам. Кредит… Гаэтан Балли / EPA, через ShutterstockПо мере взросления мистер Годар казался более нетерпимым к другим режиссерам. Он сильно поссорился с мистером Трюффо, когда-то одним из его ближайших друзей среди режиссеров «Новой волны».
Особенно язвительно он относился к Стивену Спилбергу. В фильме 2001 года «Во славу любви» он изображает представителей Спилберга, пытающихся купить права на экранизацию воспоминаний еврейской пары, сражавшейся во французском Сопротивлении. Комментируя кислость фильма, критик Times А.О. Скотт писал в 2002 году, что он «завершает путь мистера Годара от одного из великих радикалов кино до одного из самых капризных реакционеров».
Личность мистера Годара была такой же сложной, как и многие его фильмы. Биографы заполняли страницу за страницей подробностями его междоусобиц и расколов. Он и г-н Трюффо поссорились после выхода фильма г-на Трюффо «День за ночь» в 1973 году и так и не помирились до тех пор, пока г-н Трюффо не умер от опухоли мозга в 1984 году. Карина в 1987 году, равнодушный ответ г-на Годара на вопрос об их романе заставил г-жу Карину покинуть съемочную площадку.
Что касается обвинений в антисемитизме, которые всплывали в разное время на протяжении его карьеры и подогревались как его высказываниями, так и некоторыми из его фильмов, г-н Годар дал типично уклончивый ответ интервьюеру в 2010 году.
«Все народы Средиземноморье были семитами», — сказал он. «Таким образом, антисемит означает антисредиземноморский. Выражение применялось к евреям только после Холокоста и Второй мировой войны. Это неточно и ничего не значит».
Тем не менее, несмотря на свои личные недостатки и тот факт, что немногие из его фильмов нашли широкую аудиторию, Годар оказывал и до сих пор оказывает большое влияние на начинающих режиссеров. Квентин Тарантино, например, назвал продюсерскую компанию, которую он основал в 1991 A Band Apart, по мотивам фильма Годара «Банда аутсайдеров». («Bande à Part» — французское название.)
«Для меня Годар сделал с фильмами то же, что Боб Дилан сделал с музыкой», — сказал однажды мистер Тарантино. «Они оба произвели революцию в своих формах».
Г-н Годар утверждал, что, несмотря на свое разочарование в современном Голливуде, он по-прежнему восхищался великими американскими режиссерами прошлого.
«Мы думали, что сможем сделать лучше, чем плохие фильмы, но не лучше, чем хорошие», — сказал он в 19Интервью 89 раз. «Я никогда не думал, что смогу добиться большего успеха, чем Джон Форд или Орсон Уэллс, но я думал, что, возможно, смогу сделать то, что должен был сделать Годар».
Нил Гензлингер, Алекс Маршалл и Орельен Бриден предоставили репортаж.
Версия этой статьи напечатана в разделе A, страница 1 нью-йоркского издания под заголовком: Жан-Люк Годар, мастер французской новой волны, умер в возрасте 91 года. Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
Жан-Люк Годар — IMDb
- Биография
- Награды
- Общая информация
IMDbPro
Игровой трейлер1 : 15 90 002 The Image Book (2018)6 Видео
42 Фото
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 г. , второго числа четверо детей в буржуазной франко-швейцарской семье. Его отец был врач, владевший частной клиникой, а его мать происходила из выдающаяся семья швейцарских банкиров. Во время Второй мировой войны Годар стал натурализованный гражданин Швейцарии и посещал школу в Ньоне, Швейцария. Его родители развелись в 1948, когда он вернулся в Париж, чтобы поступить в лицей Ромера. В 1949 году учился в Сорбонне. подготовиться к получению степени в области этнологии. Однако именно в это время что он начал посещать с Франсуа Трюффо, Жак Риветт и Эрик Ромер.В 1950 году Годар вместе с Риветтом и Ромером основал «Gazette du cinéma», который опубликовал пять выпусков в период с мая по ноябрь. Он написал номер статей для журнала, часто используя псевдоним «Ханс Лукас». После того, как Годар работал над двумя фильмами Риветта и Ромера и профинансировал их, Семья Годара прекратила финансовую поддержку в 1951, и он вел богемный образ жизни, который включал в себя воровство еды и денег когда необходимо.
В 1953 году он ненадолго вернулся в Париж, прежде чем устроиться на работу в качестве строитель на строительстве плотины в Швейцарии. С деньгами с работы снял короткометражный фильм в 1954 о здании плотина под названием Операция «Бетон» (1958 г.). Позднее в том же году его мать была убита в ДТП с мотороллером в Швейцарии. В 1956 году Годар начал писать снова для «Les cahiers du cinéma», а также для журнала «Arts». В В 1957 году Годар работал пресс-атташе в Artistes Associés. снял свой первый французский фильм « Шарлотта и Вероник, или Tous les garçons s’appellent Patrick» (1959).
В 1958 году он снял «Шарлотту и ее парня» (1958), посвященную Жан Кокто. Позже в том же году он взял неиспользованные кадры наводнения в Париже, снятые Трюффо и смонтированные в фильм под названием «История воды» (1961), что было данью уважения Мак Сеннет. В 1959 году работал с Трюффо в еженедельнике Temps de Paris. Годар написал колонку светской хроники для журнала, но также потратил много времени на написание сценарии к фильмам и ряд критических сочинений, которые поставили его твердо в авангарде эстетики «новой неопределенности», предвосхищая Французская новая волна.
В том же году Годар начал работу над Бездыханный (1960). В 1960 году женился Анна Карина в Швейцарии. В апреле и мае он снял «Маленького солдатика» (1963) в Женеве и готовил фильм к осеннему прокату в Париже. Однако, Французские цензоры запретили его из-за отсылок к войне в Алжире. его не показывали до 1963 года. В марте 1960 года Бездыханный (1960) премьера состоялась в Париже. Он имел огромный успех как у кинокритиков и в прокате, и стал знаковым фильмом во французском Новом Волна с ее отсылками к американскому кино, неровным монтажом и общий романтический / синефилический подход к кинопроизводству. Фильм дал толчок популярность главной мужской роли Жан-Поль Бельмондо с европейским аудитории.
В 1961 году Годар выстрелил Женщина есть женщина (1961), его первый фильм с использованием цветного широкоформатного изображения. Позднее в том же году он участвовал в коллективных усилиях по ремейку фильма Семь смертных грехов (1962), который был объявлен важным проектом художественного сотрудничества. В 1962 году Годар застрелил Живи своей жизнью (1962) в Париже, его первый коммерческий успех после «На последнем дыхании». Позже в том же году он снял сюжет под названием «Le Nouveau Monde» для коллективный фильм Ro.Go.Pa.G. (1963), еще одна важная работа в истории совместной многоавторское искусство.
В 1963 году Годар закончил работу над фильмом, посвященным Жан Виго под названием «Карабинеры» (1963), который был громкий провал у публики и вызвал яростные споры с кинокритиками. Также в том же году он работал над парой коллективов фильмы: Самые красивые аферисты мира (1964) (из которого позже была вырезана последовательность Годара) и Шесть в Париже (1965). В 1964 году Годар и его жена Анна Карина основали собственную продюсерскую компанию. Фильмы Анушки. Они сняли фильм под названием Мария-женщина (1964), которые цензоры заставили их отредактировать из-за сцены загорания топлесс застрелен Жаком Розье. Цензоры также заставил Годара изменить название на «Марийская женщина», чтобы не давать впечатление, что эта «скандальная» женщина была типичной французской женой. Позднее в том же году были подготовлены две французские телепрограммы в преданность творчеству Годара.
Весной 1965 Годара расстреляли Альфавиль (1965) в Париже; летом он стрелял Пьеро ле Фу (1965) в Париже и юг Франции. Вскоре после этого он и Анна Карина расстались. После их развода Годар застрелился Сделано в США (1966), «Deux ou trois Chooses que je sais d’elle (1966)», «L’amour en l’an 2000» (1966) (продолжение «Альфавиля», снято как набросок к коллективному фильму «Любовь сквозь века» (1966)).
В 1967 году Годар выстрелил La Chinoise (1967) в Париже с Анна Вяземски, внучка французского писателя Франсуа Мориака. Во время съемок фильма Годар и Вяземский поженились в Париж.
Позже в том же году ему не разрешили поехать на Север. Вьетнам для съемок кадра для коллективного фильма Вдали от Вьетнама (1967). Он вместо этого снял эпизод в Париже под названием «Camera-Oeil». Также во время 1967 Годар участвовал (как единственный француз) в итальянском коллективный фильм под названием Любовь и раббиа (1969).В 1968 году французское телевидение поручило Годару снять Ле Гай Савуар (1969). Однако, телевизионные продюсеры были настолько возмущены продуктом Годара, что они отказались это показать. В мае того же года Анри Ланглуа был уволен главой француз Жан-Пьер Горен, чтобы сформировать группа Дзига-Вертова, приводящая Годара в бешенство. Он становился все более занимается социалистическими решениями идеалистического кино, особенно в обеспечение пролетариата средствами производства и распределение. Наряду с другими воинственно-политическими кинематографистами Группа Дзига-Вертова, Годар издал серию «Кино-трактаты». изложение этих точек зрения. Летом 1968 Годар отправился в Нью-Йорк и Беркли, штат Калифорния, для съемок фильма «Один американец».
В 1969 году Годар отправился в Англию, где снял фильм Увидимся у Мао (1970) для BBC Weekend Television, но позже сеть отказалась его показывать. в поздней весной он отправился с группой Дзига-Вертова в Прагу, чтобы тайно снимать фильм «Правда». Позднее в том же году он застрелился Лотте в Италии (1971) («Борьба для Италии») для итальянского телевидения. Его также никогда не показывали.
В 1970 году Годар отправился в Ливан, чтобы снять фильм для палестинского Организация освобождения под названием «Jusque à la victoire» (1970) («До Victory»). Позже в том же году он побывал в десятках американских университеты пытаются собрать деньги на фильм. Несмотря на его усилий, он так и не был выпущен.
Родился 3 декабря 1930 г.
Умер 13 сентября 2022 г. (91)
- Награды
- 51 победа и 77 номинаций. 02 Alphaville
Pierrot le Fou
Кредиты
Директор
- Место 22-й Ji.hlava IDFF
- Директор
- Короткий
- The Image Book
- Директор
- Bande-annonce de ‘Le livre d’image’
- Режиссер
- Короткий
- Памяти Жан-Люка Годара о сыне Приза Почетного звания cinéma suisse
- Режиссер
- Короткий
- Мосты Сараево
- Директор (сегмент Le Pont des Soupirs)
- Хан Ханне
- Директор
- Короткий
- Прощай, язык
- Режиссер
- 3x3D
- Режиссер (сегмент Три катастрофы)
- Киносоциализм
- Режиссер (как JL. Godard)
- Дань Эрик Ромер
- Директор
- Короткий
- Катастрофа
- Директор
- Короткий
- Место 22-й Ji.hlava IDFF
- Journal des Réalisateurs de Jean-Luc Godard
- Режиссер
- TV Short
- Cinema16: European Short Film s
- Директор
- Ecce Homo
- Директор
- Короткий
- Четыре короткометражных фильма
- Режиссер
- Видео
Запись р
- Анонс фильма «Drôles de Guerres» (1er tournage)
- concept
- Short
- Bl áznivý Petricek
- фильм «Безумный Пьеро»
- Видео
- Ролик 22-го Ji. hlava IDFF
- Writer
- Short
- The Image Book
- Write р
- Toutes les aubergines ne se valent pas
- вдохновленный
- Video
- Khan Khanne
- Writer 90 154
- Короткий
- Прощай, язык
- Writer
- 3x3D
- Писатель (сегмент Три бедствия)
- Quod Erat Demonstrandum
- Писатель
- 9015 3 короткие
- 51 победа и 77 номинаций. 02 Alphaville
- Киносоциализм
- Автор (как JL. Godard)
- Дань уважения Эрику Ромеру r (в титрах не указан)
- Короткий
- написанный by
- Short
- Writer
- TV Short 90 154
- Writer
- Short
- Writer
- Видео
Редактор
- Ролик 22-го Ji. hlava IDFF
- Editor
- Short
- The Image Book
- Editor
- 9 0004 Дань уважения Эрику Ромеру
- Редактор, в титрах не указан
- Journal des Réalisateurs de Jean-Luc Godard
- Editor
- TV Short
- Ecce Homo
- Редактор
- Короткий
- Поддельный паспорт Vrai 9000 3
- Редактор
- Журналист для отказников
- Редактор
- Короткий
- Нотр Мюзик
- Редактор
- Liberté et patrie
- Редактор
- Видео
- 900 04 Выбор моментов истории кино
- Редактор
- Старое место
- Редактор
- Истоки 21 века
- Редактор
- Короткий
- История(и) кино
- 9015 3 Редактор
- Мини-сериал
- 1989–1999
- Редактор
- Короткие
Видео6
Трейлер 2:27Прицеп [OV]
Прицеп 1:15Bande-annonce [OV]
Трейлер 1:38The Image Book
Трейлер 2:43In Praise of Love
Трейлер 1:37THE IMAGE BOOK — официальный американский трейлер
Трейлер 4 :06Вдали от Вьетнама Трейлер
Личные данные
- Официальные сайты
- Альтернативные имена
- C inéma
- Высота
- 5 футов 6½″ (1,69m)
- Родился
- 3 декабря 1930
- Париж, Франция
- Умер
- 13 сентября 2022 9015 3 Ролле, Швейцария (помощь при самоубийстве)
Анна Вяземски 22 июля 1967 г.