Эскизы нарядов от Yves Saint Laurent
Галерея Тасмания
«Все мои платья появляются из жеста. Платье, которое не отражает жест или не напоминает о нем, — плохое платье.
Как только жест определен, пойман, остается только подобрать ему цвет и точную форму…»
Yves Saint Laurent
Ив Сен-Лоран был признан гением моды XX в. Директор французского «Vogue» М. де Брюнофф, познакомивший Сен-Лорана с Диором, признался, что за всю жизнь не встречал человека более одаренного в области моды и предсказывал ему великое будущее. И это предсказание сбылось очень скоро. Дом моды «Ив Сен-Лоран» (Yves Saint Laurent) стал ведущим домом «от кутюр», символом французской моды и сохранял это положение в течение почти четверти века. Ш. Зелинг в своей книге об истории моды XX в. написала о нем: «И все-таки самым современным из всех модельеров был Ив Сен-Лоран, несмотря на то, что женщины в его одежде отнюдь не походили на космонавтов.
Хотя первое время Сен-Лорана продолжали сравнивать с Диором, он был «духовным наследником» скорее Шанель и Скьяпарелли, объединив противоположные тенденции в моде — чувство современности и любовь к искусству, артистизм и реализм, эксперименты с новыми стилями и стремление к классике. От других кутюрье 1960-х гг. Сен-Лорана отличало то, что он никогда не забывал совет Коко Шанель — помнить о том, что «внутри платья находится женщина». Как и Шанель, он стремился делать комфортную одежду, которая подходила бы всем: и двадцатилетним девушкам, и шестидесятилетним женщинам. Женщина, для которой создавал свои модели И. Сен-Лоран, — современная и независимая, всегда женственная и стремящаяся быть столь же многоликой, какой является сама жизнь. Музой И. Сен-Лорана и верной клиенткой на протяжении многих лет была Катрин Денёв.
Ему принадлежат такие высказывания как:
— С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает.
— В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я.
— Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот.
— Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче.
— Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами.
— В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов. — пришлось говорить, что это всё ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами.

Русский балет, осень-зима, 1976-1977
Тореадор, осень-зима 1979
Смокинг и коктейльное платье Yves Saint Laurent 1987 г.
Смокинг, осень-зима 1966
Весна-лето 1988
Эскиз свадебного вязаного платья, 1965 год
Yves Saint Laurent, эскиз для русской коллекции, 1976 год
Африканская коллекция, весна-лето 1967
Эскизы балетных костюмов
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0 (0 голосов)
Галерея Тасмания
Россия, Москва
Магазин
Блог (166)
Следите за творчеством мастера
Публикации по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- ив сен лоран
- мода
- дизайн одежды
- высокая мода
Рубрики публикаций
Идеи и вдохновение
Всё о продажах
Мода, стиль, тенденции
Хендмейд как бизнес
Материалы и инструменты
Организация мастерской
История рукоделия
Занимательные истории
Интервью
Хитрости и советы / Lifehack
Ив Сен Лоран: биография и личная жизнь великого кутюрье
Истории
Худшие из повторяющихся кошмаров происходят наяву. «Меня не хотели выпускать и постоянно держали на транквилизаторах. Я был в комнате один, а люди приходили и уходили. Сумасшедшие люди. Настоящие сумасшедшие… Все, что вызывает ужас, там было.
Я так боялся, что за два с половиной месяца лишь один раз вышел в уборную. Под конец я весил килограммов тридцать пять, голова была как в тумане. Доктор, который меня лечил, говорил, что мне давали самые большие дозы транквилизаторов, разрешенные в терапии…» — вспоминал знаменитый модельер свое пребывание в психиатрическом отделении парижского военного госпиталя Валь-де-Грас.
Ив Сен-Лоран: «Диор научил меня любить помимо моды и стиля еще и глубочайшее благородство ремесла кутюрье»
24-летнего Ива Сен-Лорана, самого молодого главу модного дома того времени, привезли в клинику из Алжира, где он служил в армии. Хрупкая нервная система столичного кутюрье не выдержала казарменного быта и притеснений от сослуживцев.
Добила модельера новость, что в дом Christian Dior вместо него назначили другого художественного руководителя. Впрочем, предсказуемо: ходили слухи, что вызов кутюрье на военную службу подстроил его наниматель Марсель Буссак, могущественный владелец модного дома, ранее обеспечивавший гениальному подчиненному отсрочки от армии.
Недовольный последней коллекцией Сен-Лорана, Буссак решил от него избавиться. Ива отправили в Алжир, где в это время шла война за независимость от Франции. Вместо положенных 27 месяцев Сен-Лоран прослужил 20 дней и слег с сильнейшим нервным срывом.
Врачи диагностировали у него маниакальную депрессию. Сен-Лорана лечили электрошоком. Посетителей к нему не пускали. За несколько недель Ив потерял свободу распоряжаться собой и карьеру в престижном доме моды.
Художник в юности: платье от вундеркинда
Молодой глава дома Dior за работой. Ноябрь 1957 года
С делом всей жизни Сен-Лоран определился рано. В детстве он рисовал сестрам кукол и одежду для них. Став постарше, придумывал наряды для девочек и матери. Семья жила в Оране, в Алжире, но Ив нашел возможность заявить о себе в столице моды — Париже.
В 1953 году, еще не окончив школу, Ив отправил три эскиза на конкурс молодых модельеров, организованный Международным секретариатом производителей шерсти, и занял первое место. Приехав на церемонию награждения в Париж, познакомился с Мишелем де Брюноффом, главным редактором французского издания Vogue. Сдав выпускные экзамены в лицее в Оране, 17-летний Сен-Лоран перебрался в столицу Франции и записался в школу модельеров при Палате высокой моды.
Окончив ее, юноша подготовил эскизы для журнала Vogue. Ив принес их де Брюноффу, и редактору бросилось в глаза сходство с рисунками, которые в то же утро показывал ему Кристиан Диор. А ведь в Париже говорили, что от этого кутюрье зависит, какой длины будут носить юбки во всем мире. Де Брюнофф представил Сен-Лорана и его работы господину Диору, и мэтр сразу же нанял юношу.
Диор назначил Сен-Лорана своим старшим ассистентом. Должность создали специально для Ива, и он был первым и единственным на этом посту.
Сначала юноше поручали декор помещений, разработку аксессуаров, но постепенно маэстро начал включать его модели в свои коллекции. Принятых эскизов становилось все больше.
Люсьенна Сен-Лоран, мать Ива, рассказывала, как в августе 1957 года Кристиан Диор пригласил ее на встречу и сообщил, что сделает юношу своим преемником. Женщину смутило это заявление, ведь Диору было всего 52. Однако в октябре того же года модельер скончался от сердечного приступа.
Свадьба Мика и Бьянки Джаггер. 1971 год. За солиста The Rolling Stones девушка выходила замуж в смокинге от Сен-Лорана, надетом на голое тело, и сделала эту вещь фантастически популярной
Во главе Dior:
«Полет на трапеции»Владелец Dior Марсель Буссак хотел закрыть свой модный дом. Однако его переубедили партнеры: в составе предприятия было 24 ателье, где работало больше тысячи сотрудников; половина французского экспорта модной одежды приходилась на Dior.
В 21 год Ив Сен-Лоран был назначен художественным руководителем дома. Новый мэтр в сжатые сроки, за две недели, подготовил более 600 эскизов для своей первой коллекции. Ее Ив представил 30 января 1958 года. Силуэт «трапеция», включение черного цвета, соединение в одном показе коротких и длинных платьев понравились и зрителям, и покупателям, и прессе.
«Высокий полет на „Трапеции“ наследника Dior», — писал в марте журнал Life. Фото кутюрье появилось на обложке Paris Match с подписью: «Dior без Диора». «Крайне редко чудо происходит тогда, когда о нем просят. Чудо произошло», — сообщала читателям газета New York Times.
На этом показе присутствовал Пьер Берже. Менеджер, помогавший художникам добиться успеха, Берже, по его словам, тогда о моде ничего не знал. В том же году у Сен-Лорана и Берже начался роман.
Модные революции YSL1957
Возглавил Дом моды Dior.
1958
Выпустил дебютную коллекцию «Трапеция», обновив классические силуэты Кристиана Диора и получив известность.
1960
Создал коллекцию, известную как Beat Look. Первая в истории высокой моды попытка показать на подиуме элементы стиля молодежной субкультуры вызвала скандал.
1961
Зарегистрировал Дом моды Yves Saint Laurent.
1962
Появились знаковые для Yves Saint Laurent вещи по мотивам военной формы: бушлат и тренчкот. В показе впервые в истории парижской высокой моды участвовала чернокожая манекенщица.
1965
Создал коллекцию платьев по мотивам творчества художника-абстракциониста Пита Мондриана. За коллекцию Mondrian журнал Women’s Wear Daily назвал Сен-Лорана королем Парижа.
1966
Показал публике женский смокинг, еще одну знаковую вещь Дома моды Yves Saint Laurent. Запустил линию прет-а-порте Rive Gauche, первым из кутюрье открыв специальный бутик готовой одежды.
1967
Впервые показал на подиуме высокой моды этнический костюм. Представил публике женский брючный костюм и куртку по образцу формы французских колониальных войск — начало стиля сафари.
1968
Включив в коллекцию прозрачные на груди платья, ввел в моду прозрачные элементы в женской одежде. Создал женский комбинезон по мотивам комбинезонов летчиков.
1971
Создал коллекцию Libération, основанную на парижской моде периода немецкой оккупации. Пресса разгромила показ, тем не менее мода 1970-х годов и далее многое заимствовала из 1940-х.
1977
Дом Yves Saint Laurent выпустил парфюм Opium — легендарный аромат, до сих пор один из самых продаваемых во Франции.
Падение: мода отверженных
Молодой модельер живо интересовался всем, что происходило в современной культуре. Осенне-зимнюю коллекцию 1960 года он создал по мотивам стиля битников. Это было неслыханно. Давним клиенткам дома, среди которых были герцогиня Виндзорская и супруга иранского шаха, предлагалось одеться как полунищие любители философии, заседающие в ночных клубах Монмартра.
Катрин Денёв в фильме Луиса Бунюэля «Дневная красавица». 1967 год. Весь гардероб актрисы для роли Северины Серизи создал Ив Сен-Лоран
Черные водолазки — прекрасного качества, кожаная куртка — из кожи аллигатора, но даже великолепно выполненный трикотажный мотоциклетный шлем было невозможно продать дамам из высших кругов.
Буссак набросился на Ива с упреками: тот слишком далеко отошел от привычного стиля. Коллекцию ждал провал в продажах. Тогда-то Иву и вручили повестку в армию, после чего он потерял все.
Возрождение: военно-морская любовь
Так ему казалось. Но у Ива оставались два сокровища — талант и близкие люди. Берже преодолел запреты врачей и навестил друга в клинике. Это придало Сен-Лорану сил. Он начал строить планы и вскоре принял решение открыть собственный дом моды. Берже добился, чтобы Ива выписали и комиссовали. Модельер обрел свободу, но средств на новое предприятие не хватало.
Берже продал квартиру на острове Сен-Луи. Он же нашел инвестора, который поверил в Сен-Лорана: миллионера Джесси Мака Робинсона. Впервые американец инвестировал во французский дом высокой моды, и его имя держали в тайне два года. Сен-Лоран отсудил у Дома моды Dior за нарушение условий трудового договора компенсацию в 680 тысяч франков. В 1961 году была зарегистрирована торговая марка Yves Saint Laurent. 4 декабря дом моды открылся.
Пьер Берже (слева) и Ив Сен-Лоран. 1967 год
29 января 1962 года прошло первое дефиле. Увидеть возвращение «маленького принца моды» пришел весь свет: баронесса Ротшильд, писательница Франсуаза Саган, аристократы и коллеги по профессии. Открывала дефиле модель в белых брюках и коротком широком пальто, в котором угадывался… бушлат военных моряков. Так Ив Сен-Лоран заявил, что заставит мужскую одежду служить женщинам, подчеркивать их элегантность и обеспечивать им комфорт.
* * *
В 1960 году Сен-Лоран вывел на подиум высокой моды субкультуру — поступок, намного опередивший свое время, а потому не понятый и не принятый тогда. Вернув славу и влияние, Ив продолжал двигаться на шаг впереди коллег. Он выбирал предметы одежды, связанные с мужским трудом и статусом в обществе: деловой и охотничий костюмы, униформу, — и делал их женскими.
Начав с бушлата, в 1966 году Сен-Лоран представил вещь, ставшую легендарной, — женский смокинг. В 1967-м он предложил стиль, который мы сегодня называем сафари, и брючные костюмы. Переводя мужские формы в женственный крой, черпая вдохновение в произведениях искусства, он за несколько лет утвердился в статусе великого дизайнера-революционера, определившего не длину юбок, а весь гардероб женщин XX и XXI веков. «Жалею только о том, что не я придумал джинсы», — говорил Сен-Лоран.
Фото: GETTY IMAGES (X4), ALAMY / LEGION-MEDIA, AP, AFP (X4) / EAST NEWS, GETTY IMAGES, RUE DES ARCHIVES / VOSTOCK PHOTO
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2018
Мария Меньшикова
Теги
- мода
Рисунки и коллажи Ива Сен-Лорана культового французского дизайнера
Подборка уникальных рисунков и коллажей легенды французской моды — от эскизов костюмов до личных поздравительных открыток — раскрывают его неугомонное художественное видение
Ив Сен-Лоран возглавил революцию в женском мире мода 1960-х. Его проекты олицетворяли либеральное и беззаботное отношение современности. «Что важно в платье, так это женщина, которая его носит», — сказал он.
Родился в Оране, Алжир, в 1936-летний Сен-Лоран был очень умным ребенком — бледным, симпатичным и невротичным. Он влюбился в моду в раннем возрасте, одевая бумажных кукол в наряды, вырезанные из маминых журналов.
Ив Сен-Лоран (1936-2008), Портрет матери по YSL , около 1970-72. Уголь на бумаге. 10½ x 7⅞ дюйма (26,8 x 19,9 см). Эстимейт: 2000–3000 фунтов стерлингов. Предлагается в рамках First Open: Post-War and Contemporary Art Online с 4 по 18 октября 2022 года на Christie’s Online 9.0003
К позднему подростковому возрасту Сен-Лоран жил в Париже и стал восходящей звездой высокой моды. После внезапной смерти своего наставника Кристиана Диора в 1957 году он стал главой прославленного модного дома в возрасте всего 21 года.
Его краткое пребывание в Dior характеризовалось новым, более расслабленным стилем. На смену формальностям 1950-х годов пришли простые силуэты и платья А-силуэта — модели, в которых можно было танцевать. Позже, когда он запустил свой собственный лейбл, он создал моду, в которой можно было ходить.0003
В конце концов, это была золотая эра Йе-йе поп-музыки и студенческих протестов, и его одежда стала униформой радостного богемного инакомыслия.
Когда певица Франсуаза Арди вышла в своем бархатном смокинге по прозвищу «Курящий», имя Saint Laurent было сделано: оно было распродано за одну ночь, и с тех пор его имитируют.

Будучи новатором в области моды, дизайнер был непревзойденным эстетом, с любовью к искусству, музыке и представлениям. На протяжении своей радикальной карьеры он создавал костюмы для театра, балета и кино, наиболее известным из которых стал наряд очаровательной Катрин Денев в « Belle de Jour» Луиса Бунюэля.
Оригинальные работы Сен-Лорана будут предлагаться на Дневной распродаже послевоенного и современного искусства (14 октября 2022 г.) и First Open: Post-War and Contemporary Art Online (4–18 октября 2022 г.), включая рисунки для сценических костюмов. и модные дизайны, и коллажи.
Вместе они предлагают интимный взгляд на творческий процесс Сен-Лорана и демонстрируют его талант художника-графика, раскрывая беспокойную душу в постоянном состоянии обновления.
Yves Saint Laurent (1936-2008), La jeune Fille rose et la jaune dans le Ballet le Souterrain , 1952. Бумага, пастель, гуашь, тушь. 12¾ x 9⅞ дюймов (32,4 x 25,1 см). Эстимейт: 4000–6000 фунтов стерлингов. Предлагается на первом открытии: послевоенное и современное искусство в Интернете с 4 по 18 октября 2022 г.
Ив Сен-Лоран и Энди Уорхол
В 1970 году Энди Уорхол приехал в Париж, чтобы снимать « L’Amour », свой трансгрессивный фильм о путешествиях, в котором, как ни странно, Карл Лагерфельд играет немецкого аристократа.
Той осенью Уорхол провел большую часть своего времени с Сен-Лораном, которого он считал «самым важным французским художником» — возможно, признавая их обоюдное желание стереть границы между высокой и низкой культурой.
Затем он нарисовал серию портретов Сен-Лорана, который, когда позже его попросили рассказать об этом опыте, сказал, что помнит его как «совершенного художника», а также «немного сумасшедшего».
После визита Уорхола в Париж Сен-Лоран начал делать коллажи, вдохновленные словом «любовь», чьи игривые рисунки напоминают смелый графический стиль поп-художника.
Saint Laurent использовал рисунки для этих коллажей в качестве поздравительных открыток с Новым годом, чтобы отправить их друзьям и любимым, и продолжал создавать новую «любовную» открытку каждый год в течение следующих 30 лет. Позже карты будут изданы в виде известного плаката.
Yves Saint Laurent (1936-2008), Têtes grecques (Греческие головы) , 1981. Фломастер, бумага и коллаж из металлизированной бумаги на бумаге. 16⅜ x 12⅜ дюйма (41,7 x 31,5 см). Эстимейт: 10 000–15 000 фунтов стерлингов. Предлагается на Дневной распродаже послевоенного и современного искусства 14 октября 2022 года на аукционе Christie’s в Лондоне
.Ив Сен-Лоран и театр
Любовь Сен-Лорана к сцене началась еще в детстве, когда он построил небольшой деревянный театр и разработал костюмы и декорации, вдохновленные «Русскими балетами» Жана Кокто и Сергея Дягилева.
В подростковом возрасте он был взят на просмотр «Школы жен» Мольера , позже заметив: «Я никогда не забуду те эмоции, которые я испытал в 13 лет, наблюдая, как поднимается занавес над замечательной декорацией Кристиана Берара».
После переезда в Париж В середине 1950-х Сен-Лоран познакомился со знаменитым хореографом Роланом Пети. Пети попросил Сен-Лорана разработать костюмы для его жены Зизи Жанмер, которая выступала в « Сирано де Бержерак». Это было началом большой дружбы с жизнерадостным танцором и периодом интенсивного сотрудничества.
Позже Пети замечал, что у молодого бунтаря было «немедленное и поразительное понимание того, каким должен быть костюм».
Yves Saint Laurent (1936-2008), Untitled , около 1952. Бумага, гуашь, фломастер, пастель. 19¾ x 25⅝ дюйма (50,3 x 65 см). Эстимейт: 8 000–12 000 фунтов стерлингов. Предлагается в рамках First Open: Post-War and Contemporary Art Online с 4 по 18 октября 2022 года на Christie’s Online
. Вскоре последовали другие заказы, в том числе возможность создать костюмы для «Женитьба Фигаро» в Одеоне в 1964 году.
Признавая глубокое влияние театра на его проекты, Сен-Лоран сказал: более живым, более лучезарным убежищем, чем реальность. Как только я попробовал его, я почувствовал, что принадлежу к этой великой семье фокусников и артистов, которые, надеюсь, признали и усыновили меня».
Зарегистрируйтесь сегодня
Онлайн-журнал Christie’s еженедельно доставляет вам наши лучшие статьи, видео и новости аукционов на ваш почтовый ящик
Подписаться
Ив Сен-Лоран и Рив Гош
В 1961 году Сен-Лоран основал свой собственный бренд, привнеся беззаботную элегантность в свои лаконичные минималистичные модели. Он породил моду на свитера битников и черные кожаные куртки, сапоги до колен и комбинезоны — одежду, которую можно носить в прокуренных джаз-барах или на беззаботной ночной прогулке по Елисейским полям.
Yves Saint Laurent (1936-2008), Millionnaires II , около 1972 г. Бумага, гуашь, акварель. 19⅝ x 25⅝ дюйма (49,7 x 65 см). Эстимейт: 8 000–12 000 фунтов стерлингов. Предлагается в рамках First Open: Post-War and Contemporary Art Online с 4 по 18 октября 2022 года на Christie’s Online
.Пять лет спустя он запустил свою коллекцию прет-а-порте Rive Gauche с нарядами, которые, в соответствии со своим названием, отражали непринужденный уличный шик, который он наблюдал на левом берегу Парижа.
Дизайн был игривым и остроумным, и Сен-Лоран отдал дань уважения своим творческим героям Питу Мондриану и Тому Вессельманну, напечатав их рисунки на своих платьях.
Saint Laurent, Marrakech и John Paul Getty Jr.
В 1966 году дизайнер отправился в Марокко со своим любовником и деловым партнером Пьером Берже. Это было началом увлечения городом Марракеш, которое продолжалось до конца жизни Сен-Лорана.
Yves Saint Laurent (1936-2008), Essai pour journal intime de Marrakech, Femme Marocaine , около 1969. Бумага, фломастер. 12⅝ x 9½ дюйма (32,2 x 24 см). Эстимейт: 2000–3000 фунтов стерлингов. Предлагается в рамках First Open: Post-War and Contemporary Art Online с 4 по 18 октября 2022 года на Christie’s Online
.В центре сцены Марракеша были американский наследник нефти Джон Пол Гетти-младший и его жена Талита, которые приветствовали пару в своем дворце в старом городе.
«Это была прекрасная жизнь, — вспоминал Берже о вечеринках и непринужденных днях, которые они проводили там в компании рок-звезд и артистов. Сен-Лорану нравилась эстетика хиппи Талиты: «Она была совершенно свободным персонажем, и это было очень важно».
Ив Сен-Лоран (1936-2008), Розовый моряк , около 1968-72. Цветной фломастер, фломастер, цветной карандаш и графит на бумаге. 11⅝ x 8¼ дюймов (290,6 х 21 см). Эстимейт: 4000–6000 фунтов стерлингов. Предлагается в First Open: послевоенное и современное искусство онлайн
Yves Saint Laurent (1936-2008), Erotique Maroc , около 1968-72. Бумага, фломастер, цветной карандаш и графит. 11⅝ x 8¼ дюймов (29,6 x 21 см). Эстимейт: 3000–5000 фунтов стерлингов. Предлагается в рамках First Open: Post-War and Contemporary Art Online с 4 по 18 октября 2022 года на Christie’s Online 9.0003
Сен-Лоран и Берже купили небольшой дом в Медине, где сверхъестественно застенчивый дизайнер мог уединиться от общественной жизни и давления славы.
Вскоре цвета и пейзажи Марокко начали проникать в дизайны Saint Laurent. Он переосмыслил куртку-сафари для современной женщины и снова сделал кафтан модным.
Тайна эскизов Сен-Лорана – WWD
Спустя более четырех лет после смерти Ива Сен-Лорана разгорелся международный спор о портфеле из 400 его рисунков и личных вещей.
В истории, в которой есть все задатки голливудской тайны, в битве участвует его давний любовник и деловой партнер Пьер Берже; утверждения о том, что рисунки, многие из которых эротического характера, были украдены; один из бывших любовников Сен-Лорана, Фабрис Тома; немецкий бизнесмен, который говорит, что теперь он владеет рисунками, но настаивает на том, чтобы остаться анонимным; возможное полицейское расследование и заявление о возбуждении уголовного дела, а также многочисленные посредники, утверждающие, что имеют отношение к работам.
Полная история остается неясной.
Суть вопроса в том, действительно ли были украдены тайник с рисунками Сен-Лорана, а также дневник, портрет его матери, который он нарисовал в подростковом возрасте, и другие предметы. Они якобы были приобретены неизвестным немецким бизнесменом у Фабриса Томаса, который работал на дизайнера, а затем ненадолго стал его любовником в девяностых годах. Теперь бизнесмен планирует либо выставить, либо продать коллекцию, которая, вероятно, стоит миллионы долларов.
Берже утверждает, что коллекция, которая включает около 290 эскизов, были украдены из парижской квартиры, которую он делил с Сен-Лораном. Берже и его команда юристов отказались назвать каких-либо лиц, представляющих интерес.
WWD впервые увидел цифровые изображения некоторых эротических зарисовок, подписанных YSL, в Нью-Йорке в конце августа. Саша Вельхеринг, директор по продажам галереи Wentrup в Берлине, показала их редактору WWD. В то время шли разговоры об организации выставки в салоне и галерее Кристофа Мартена. Мартен работал редакционным директором в Vidal Sassoon в Нью-Йорке, прежде чем он открыл свой собственный салон на 25-й Западной улице в самом сердце арт-сцены Западного Челси.
ПО ТЕМЕ: Saint Laurent RTW Spring 2013 >>
Людвиг Гайгер, швейцарский представитель человека, который утверждает, что является нынешним владельцем коллекции, отказался назвать этого человека. Как «доверенное лицо и друг» неназванного владельца, Гейгер сказал, что он не только знает всю предысторию, но и видел «заверенные и легализованные документы», подтверждающие передачу права собственности от Томаса новому владельцу.
Томас отказался комментировать эту историю через Гейгера, который заявил, что ни один из юридических споров никоим образом не направлен против Томаса. Гейгер отказался раскрыть местонахождение Томаса, как и другие люди из окружения Сен-Лорана.
Хотя ему не было поручено говорить от имени Томаса, Гейгер пролил свет на нынешнего владельца и то, как портфолио Сен-Лорана оказалось в его владении. После того, как Томас и Сен-Лоран расстались в начале девяностых, этот европейский бизнесмен дал Томасу «работу, машину и новую жизнь», — сказал Гейгер. Томас, в свою очередь, передал портфель своему новому другу «частично в подарок, частично продал», по словам Гейгера, хотя он отказался сообщить финансовые подробности этого обмена.
Настаивая на том, что обмен права собственности на коллекцию является законным, полностью задокументированным и нотариально заверенным, Гейгер сказал: «Ничто не украдено, как любит говорить г-н Берже».
Неудивительно, что Берже может многое сказать по этому поводу. Он сказал WWD, что, по его мнению, эскизы были украдены из парижской квартиры дизайнера, и что в полицию было подано заявление. Берже сказал, что не может быть и речи о том, чтобы Сен-Лоран дал столько иллюстраций одному человеку. «Поверьте, Ив не мог дать кому-то 300 эскизов. Может один или два, но 300? Конечно, нет», — сказал Берже. — Дело в том, что они были украдены.
Хотя он и не обвинял Томаса, Берже признал, что Сен-Лоран, вероятно, в какой-то момент дал ему кое-что. Томас работал у дизайнера водителем «давным-давно», но когда именно, Берже не мог сказать.
Зная об эротическом характере набросков, Берже предположил, что они были нарисованы десятилетия назад. Каким бы ни был характер работы, Берже сказал, что не собирается выкупать то, что, по его словам, является украденным товаром. Он также подозревает, что знает, кто преступник. «Полагаю, я знаю, кто он, но не могу назвать вам его имя», — сказал Берже. «Я рассчитываю найти решение. Я не готов за них платить. Я не готов платить за то, что было украдено. Но я намерен использовать все возможности, чтобы избежать выставок и публикации эскизов».
Гейгер утверждал, что к Берже трижды обращались с просьбой купить коллекцию, и в какой-то момент «Фабрис сам предлагал коллекцию Берже, но он отказался, потому что думал, что [Фабрис] просит слишком много».
Юрист Берже из Нью-Йорка, Ален Кобланс, сказал, что жалоба была подана в парижский трибунал в ноябре 2011 года. WWD не смог найти никаких записей о жалобе или регистрации там, хотя администратор не исключил возможности одного оформляется в другом городе.
В дополнение к сотням эскизов оспариваемые предметы включают личные письма, фотографии и часть журнала, утверждает Кобленс. Что касается оценочной стоимости, он сказал: «На самом деле это невозможно узнать. Все, что я знаю, это грабительская цена, которую запросили у Пьера Берже.
«У нас уже есть несколько замешанных. Теперь это в руках французских судей», — сказал Кобланс, отметив, что тайник, возможно, изначально был захвачен одним человеком, но с тех пор к Берже обращались разные стороны, чтобы выкупить их.
Отвечая на вопрос о характере запросов, Кобленс сказал: «Грань между вымогательством и коммерцией должна решить система правосудия.
«Нет никаких сомнений, что мы знаем обстоятельства. Мы знаем, кто это», — сказал он.
Гейгер настаивал на том, что Томас передал право собственности на аналогичные работы немецкому бизнесмену, и утверждал, что обмен был исключительно на подъеме. По словам Гейгера, Томас также подписал права на свою биографию вместе с коллекцией, потому что он хотел закрыть период Сен-Лорана в своей жизни. Цель состоит в том, чтобы продать искусство и права на биографию вместе.
«Коллекция не украдена. Эту историю рассказал Пьер Берже, но это полная чепуха. Он очень хорошо знает, что она не была украдена», — сказал Гейгер. «Это плохой театр, то, что они делают».
Гейгер сказал, что парижская юридическая фирма Берже, Кабинет Пьерра, обратилась к Гейгеру, нынешнему владельцу и второму немецкому бизнесмену, имя которого он отказался назвать, но работает менеджером. Гейгер отказался уточнить, какие судебные действия были предприняты какой-либо из сторон. Парижский адвокат Берже Эммануэль Пьерра также отказался от комментариев.
Один из партнеров юридической фирмы, Жюльен Фурнье, сообщил по электронной почте: «К сожалению, мы сожалеем, что не можем предоставить вам какую-либо информацию о наших клиентах; как юристы [мы] связаны профессиональной тайной, и вся информация является строго конфиденциальной».
Фурнье также отказался сообщить, где и когда была подана жалоба или иск. «Правила парижской коллегии адвокатов очень строги и не позволяют юристам предоставлять какую-либо информацию о наших клиентах по любому вопросу», — написал Фурнье.
На вопрос, работает ли Кабинет Пьеро от его имени, Берже не смог сказать наверняка. Что касается того, приближается ли его юридическая команда к разрешению или какому-то решению, Берже сказал: «Я так не думаю».
Томас впервые познакомился с Сен-Лораном, когда он был «маленьким ребенком», так как оба его родителя работали на дизайнера, утверждал Гейгер. По словам Гейгера, одно время он также работал на дизайнера водителем. «Фабрис знал его как водителя, как друга, как мальчика», — сказал Гейгер об отношениях Томаса с покойным дизайнером.
У Томаса не было романтических отношений с Сен-Лораном до 1990 года, и, по его словам, отношения длились не менее двух лет. После того, как они расстались, Томас встретил нынешнего хозяина, который якобы дал ему новый курс в жизни. Гейгер описал владельца как европейского бизнесмена, специализирующегося на предметах роскоши. Он сказал: «Если вы хотите иметь замок здесь или там, он может это устроить. Или если вы хотите купить особенный Rolls-Royce…»
ПО ТЕМЕ: Пино поддерживает Saint Laurent Слимана >>
Что касается того, как Томас познакомился с бизнесменом, который делит свое время между Швейцарией, Францией, Германией и другими странами, Гейгер сказал, что они познакомились в 1992 или 1993 году на юге Франции, где Томас открыл антикварный магазин после того, как он покинул Сен-Лоран.
Когда нынешний владелец впервые обратился к Гейгеру по поводу коллекции, он сказал, что его это не интересует. «Это был не мой мир. Я мог бы рассказать вам о Гольбейне и Ван Дейке. Я изучал это больше», — сказал он.
Но обширность портфолио и подробные письменные описания каждого предмета Томасом помогли подогреть его интерес. Портфолио, как объяснил Гейгер, охватывает 40-летний отрезок жизни дизайнера, включая предметы с 1952 по 1992 год. Среди экспонатов — фотография Хельмута Ньютона, «прекрасный рисунок матери Сен-Лорана», который он сделал в в возрасте 16 лет, автопортрет, на котором он изобразил себя с «мертвой головой», дневник на 32-36 страниц о его днях в Марракеше и 40-страничное посвящение Марии Каллас о ее днях в Париже, когда она была в центр гомосексуальной сцены Европы. Есть также картина, которую Энди Уорхол нарисовал с собаками Сен-Лорана во время визита к нему в Париж. По словам Гейгера, поп-исполнитель прыгнул в самолет во Францию после того, как поговорил по телефону с дизайнером и узнал, что он нездоров. Он добавил, что Сен-Лоран дополнил дар Уорхола собственным мастерством.
Гейгер утверждает, что все портфолио было оценено четырьмя разными сторонами в 12 миллионов евро, или 15,5 миллионов долларов по текущему курсу, и без 120–140 эротических рисунков оно стоило бы от 5 до 10 миллионов евро. или от 6,5 млн до 12,9 млн долларов. Он утверждал, что у него есть письменная оценка на имя нынешнего владельца из банка Монако, где коллекция хранилась в течение многих лет, хотя отказался назвать банк. Есть около 250 рисунков, некоторые из которых сделаны на обеих сторонах одного листа бумаги.
Как рассказывает Гейгер, когда пути Томаса и Сен-Лорана расходились, дизайнер посоветовал Томасу обратиться к человеку в ателье, который курировал архивы, чтобы узнать, нужен ли ему тайник из 400 предметов. По словам Гейгера, если в рисунках больше не будет необходимости, они останутся у Томаса.
Нынешний владелец портфолио Гайгер и немец по происхождению, проживающий в Женеве бизнесмен, выступающий в роли управляющего, рассчитывают принять решение о том, будут ли они выставлять коллекцию или продавать ее в течение следующих нескольких недель. Япония входит в число мест, рассматриваемых для проведения выставки, поскольку Сен-Лоран является «там громким именем», сказал Гейгер. «Сан-Франциско, Берлин, Нью-Йорк — возможностей много, но мы будем очень осторожны. Нам не нужно ничего делать».
Тем не менее, европейское трио может распродать коллекцию целиком. «И [выставка, и продажа] — это возможности», — сказал Гейгер. «Если мы получим хорошее предложение о продаже, почему бы и нет?»
Если ситуация не была достаточно мрачной, есть еще одна заинтересованная сторона. Zupp Finance, малоизвестная швейцарская финансовая торговая и инвестиционная компания, разместила на своем веб-сайте список из 400 набросков Сен-Лорана и других личных вещей, которые она оценивает примерно в 8,9 долларов.млн по текущему обменному курсу. Базирующаяся в Брюннене, Швейцария, компания считается «финансовой, торговой и инвестиционной компанией с активным присутствием в Европе, России и Африке».
От 26 февраля 2012 года документ, размещенный на сайте Zupp Finance AG в прошлом месяце, претендует на роль сертификата подлинности материалов YSL, запрашиваемая цена которых составляет 6,8 миллиона евро или 8,8 миллиона долларов по текущему курсу. В нем также говорится, что работа была сделана с 1952 по 1992 год. Помимо более чем 100 эротических рисунков, коллекция, указанная на веб-сайте Zupp, включает журнал из Марракеша, 30-страничную дань уважения Марии Каллас, рисунок Мать Сен-Лорана и рисунки для моды, театра, сцены и балета, среди прочего.
«Работы были [sic] переданы отдельно в качестве подарков от YSL его интимному партнеру Фабрису, некоторые страницы посвящены ему, который составляет эту коллекцию». Далее в документе говорится: «Коллекция была изменена законным путем в собственность. Коллекция свободна для продажи без каких-либо прав третьих лиц. В договоре купли-продажи будет подтверждено, что коллекция имеет «непреступное происхождение». ] ХХ века». (С тех пор Zupp Finance обновил свой веб-сайт, добавив меры безопасности, требующие от заинтересованных сторон предоставления своего имени и адреса электронной почты для доступа к дополнительным спискам.)
Главный исполнительный директор Zupp Finance Ричард Кюхлер отказался от комментариев, передав дальнейшие вопросы главному операционному директору фирмы Вернеру Мюллеру, который, по его словам, находился в офисе компании в Сьерра-Леоне. Помимо искусства, возобновляемых источников энергии, нефти, стали и недвижимости, Zupp Finance якобы работает с алмазами и золотом из этого места.
Мюллер не ответил на запросы по электронной почте о комментариях. Неоднократные телефонные звонки в три офиса Zupp оставались без ответа, и у компании не было голосовой почты.
Юрист Берже из Нью-Йорка Кобленс сказал, что ничего не слышал о Zupp Finance и не знал о листинге компании Saint Laurent.
Что касается Zupp Finance, Гейгер сказал: «Это не имеет к нам никакого отношения. Я ничего не знаю об этой компании».
Еще неизвестно, существует ли коллекция Saint Laurent от Zupp и является ли она подлинной, но запрашиваемая цена может быть завышена. Во время телефонного интервью Патрисия Фрост, международный специалист по моде и текстилю Christie’s, сказала, что за последние 10 лет ей дважды показывали коллекцию эскизов Сен-Лорана, в том числе множество эротических. Аукционный дом отказался от проспекта, поставив под сомнение коммерческую ценность такого рискованного материала. Узнав, что репортер WWD недавно видел цифровые изображения того, что казалось подлинным, подписанные эскизы Сен-Лорана, Фрост вспомнила те, которые она просматривала в прошлом.
СВЯЗАННАЯ ИСТОРИЯ: Мнения о YSL Слимана расходятся >>
«Может быть, это то, что всплыло на поверхность», — сказал Фрост. Работы были представлены двумя разными сторонами, одна из которых была «итальянским джентльменом», но Фрост отказался назвать ни одну из них. «Мы должны были сказать им, что это не будет для нас коммерческой возможностью».
Эротический характер работы не был «действительно материалом для открытого аукциона», сказал Фрост. «Вопрос только в том, что вы хотите показать на сцене. Некоторые из них были не совсем порнографическими, но нам было бы трудно опубликовать их. Мы издаем [каталоги] в очень многих странах мира», отметив, что Christie’s уважительно относится к различным культурам в каждой из них.
Нарисовав за свою 72-летнюю жизнь тысячи набросков, иллюстрации Сен-Лорана вышли за рамки моды в кино, театр, балет и эротику. «Он был ужасно плодовит. Он рисовал каждый день своей жизни», — сказала она. «Его фэшн-иллюстрации, связанные с конкретной коллекцией, самые ценные. Эскизы из его русской коллекции самые желанные. Один из этих эскизов может стоить до пары тысяч фунтов. Принимая во внимание, что что-то из восьмидесятых может стоить всего 100–150 [фунтов на аукционе]. Есть большой ассортимент.
— Это довольно нишевый рынок для его вещей, не связанных с модой, — сказал Фрост. «Будет очень интересно посмотреть, вырастет ли он, и будет ли это интересно».
Приверженцы Сен-Лорана и поклонники искусства, безусловно, были заинтересованы, когда массивная коллекция произведений искусства, собранная дизайнером и Берже, была продана на аукционе Christie’s в 2009 году. Провозглашенный «распродажей века», трехдневный аукцион принес 484 миллиона долларов. в продаже. Но не обошлось без споров. В то время две бронзовые скульптуры, исчезнувшие из Китая почти 150 лет назад и требуемые Пекином обратно, были проданы за миллионы.
Еще больше усложняет ситуацию с этюдами тот факт, что базирующееся в Париже издательство Bazar Edition планирует выпустить книгу эротических рисунков Сен-Лорана осенью 2013 или в 2014 году. он впервые услышал об эротических рисунках «давным-давно» от своего «близкого друга» Берже. «Когда я основал свое издательство, это было одной из причин — опубликовать этот удивительный ансамбль рисунков шестидесятых, семидесятых и восьмидесятых годов. Г-н Берже является владельцем прав на все произведения г-на Ива Сен-Лорана».
Когда фолиант, которому еще предстоит дать название, выйдет в свет, он будет распространяться по всему миру, а не дебютировать во Франции, сказал Дустали.
Пока неизвестно, будет ли этот проект реализован.
Кобланс, нью-йоркский адвокат Берже, сказал: «Пьер Берже сделает все возможное, чтобы получить их и предотвратить их публикацию. Он собирается вернуть эти вещи, потому что они были украдены. У него нет никаких моральных суждений или запретов на публикацию эротических рисунков, но эти рисунки были украдены».
И, учитывая разгульный образ жизни Сен-Лорана, то, насколько рискованные рисунки можно интерпретировать. В интервью с Бьянкой Джаггер в журнале Interview в 1973 году она откровенно спросила дизайнера о его интересе к порно.
Джаггер сказал: «Порнография — она тебя возбуждает?»
Сен-Лоран ответил: «Порнография? Я не знаю, что это такое. Порнография, эротика, любовь — мне все равно».
Спустя сорок лет после этого обмена творческий класс, похоже, как никогда интересуется дизайнером и его работой. Пэт Кливленд, который тогда был частью парижской сцены с дизайнером, может понять, почему. «Это было похоже на гигантский водопой со всеми слонами, жирафами и львами. Все веселились вместе и оказывались в одних и тех же местах. Это было тогда, когда все были так свободны. Теперь, когда ты становишься знаменитым, у тебя должно быть окружение», — сказала она. «В первый раз, когда я увидел Ива, он выходил из своего черного VW Beetle и шел к своему зданию. Он сам водил машину и оставлял двери незапертыми».
Пока продолжаются юридические споры по поводу портфолио покойного дизайнера, новые фильмы, вдохновленные Сен-Лораном, находятся в разработке. Режиссер-документалист Лоик Прижан завершил работу над фильмом «Ив Сен-Лоран: Le Dernier Defile» («Последний показ мод»), который должен выйти в эфир на франко-германском телеканале Arte в конце февраля. Берже, Виолетта Санчес и глава ателье Сен-Лорана, мсье Жан-Пьер, были среди немногих людей, у которых Прижан брал интервью для фильма, который, как он надеется, предоставит как историческую, так и внутреннюю точку зрения. Как и фильм, основанный на работе дизайнера, он также немного раскрывает его личность. «Он никогда не прощался с мсье Жан-Пьером или с Виолеттой, потому что не хотел прощаться», — сказал Прижан. «Так что это было сладко и горько одновременно».
Отметив, что два художественных фильма о Сен-Лоране разрабатываются режиссерами Бертраном Бонелло и Джалилем Леспером, Прижан сказал, что французы по-прежнему заинтригованы жизнью покойного дизайнера.