Канны 2019 – Награды и премии: Каннский кинофестиваль 2019

Содержание

Награды и премии: Каннский кинофестиваль 2019

Золотая пальмовая ветвь
ПаразитыПаразиты
Gisaengchung


 

Остальные участники конкурсной программы:
  • Атлантика
    Atlantique
  • Боль и слава
    Dolor y gloria
  • Бакурау
    Bacurau
  • Малыш Джо
    Little Joe
  • Мектуб, моя любовь 2
    Mektoub, My Love: Intermezzo
  • Молодой Ахмед
    Le jeune Ahmed
  • Озеро диких гусей
    Nan fang che zhan de ju hui
  • Портрет девушки в огне
    Portrait de la jeune fille en feu
  • Свистуны
    La Gomera
  • Тайная жизнь
    A Hidden Life
  • Извините, мы вас не застали
    Sorry We Missed You
  • Боже мой!
    Roubaix, une lumière
  • Должно быть, это рай
    It Must Be Heaven
  • Соблазн
    Sibyl
  • Матиас и Максим
    Matthias et Maxime
  • Мертвые не умирают
    The Dead Don’t Die
  • Однажды в… Голливуде
    Once Upon a Time… in Hollywood
  • Отверженные
    Les misérables
  • Предатель
    Il traditore
  • Фрэнки
    Frankie
Гран-при жюри
Атлантика
Атлантика
Atlantique


 

Приз жюри
БакурауБакурау
Bacurau

Отверженные
Les misérables


 

Лучшая мужская роль
Антонио Бандерас
Антонио Бандерас — Боль и слава
Antonio Banderas — Dolor y gloria


 

Лучшая женская роль
Эмили БичемЭмили Бичем — Малыш Джо
Emily Beecham — Little Joe


 

Лучший режиссер
Жан-Пьер Дарденн
Жан-Пьер Дарденн — Молодой Ахмед
Jean-Pierre Dardenne — Le jeune Ahmed

Люк Дарденн — Молодой Ахмед
Luc Dardenne — Le jeune Ahmed


 

Лучший сценарий
Портрет девушки в огнеПортрет девушки в огне
Portrait de la jeune fille en feu


 

Специальный приз жюри
Должно быть, это райДолжно быть, это рай
It Must Be Heaven


 

Золотая камера (награда за режиссерский дебют)
Сизар ДиазСизар Диаз — Наши матери
Cesar Diaz — Nuestras madres


 

Участники конкурсной программы:
  • Amin Sidi-Boumédine — Абу Лейла
    Abou Leila
  • Энни Сильверстайн — Бык
    Annie Silverstein — Bull
  • Од Леа Рапен — Герои не умирают
    Aude Léa Rapin — Les héros ne meurent jamais
  • Пиппа Бьянко — Репост
    Pippa Bianco — Share
  • Гу Сяоган — Жилище в горах Фучунь
    Gu Xiaogang — Chun jiang shui nuan
  • Андреас Хорват — Лиллиан
    Andreas Horvath — Lillian
  • Ладж Ли — Отверженные
    Ladj Ly — Les misérables
  • Эрван Ле Дюк — Пердрикс
    Erwan Le Duc — Perdrix
  • Даниэль Лессовиц — Порт-Аторити
    Danielle Lessovitz — Port Authority
  • София Кирос — Страна пепла
    Sofia Quiros — Ceniza Negra
  • Жереми Клапен — Я потеряла своё тело
    Jérémy Clapin — J’ai perdu mon corps
  • Афсиа Эрзи — Tu mérites un amour
    Hafsia Herzi
  • Элис Фуртадо — Без твоей крови
    Alice Furtado — Sem Seu Sangue
  • Майкл Анджело Ковино — Восхождение
    Michael Angelo Covino — The Climb
  • Монья Шокри — Девушка моего брата
    Monia Chokri — La femme de mon frère
  • Нариман Алиев — Домой
  • Цзу Фэн — Лето в Чанша
    Zu Feng — Liu yu tian
  • Алаа Еддин Альем — Неизвестный святой
    Alaa Eddine Aljem — Le Miracle du Saint Inconnu
  • Эрван Ле Дюк — Пердрикс
    Erwan Le Duc — Perdrix
  • Мелина Леон — Песня без имени
    Melina León — Canción sin nombre
  • Midge Costin — Создавая волны: Искусство звука в кино
    Making Waves: The Art of Cinematic Sound
  • Блэйз Харрисон — Частицы
    Blaise Harrison — Les particules
Конкурс студенческих фильмов (Cinefondation)
Рука в руке
Рука в руке
Mano a mano


 

Участники конкурсной программы:
  • Ambience
  • Adam
  • Bamboe
  • Джеремайя
    Jeremiah
  • Чужая
    Reonghui
  • Roadkill
  • Сложноподчиненное
  • Сто двадцать восемь тысяч
    Sto dvacet osm tisíc
  • Hieu
  • Duszyczka
  • До сей поры
    Ahogy eddig
  • Favourites
  • Pura Vida
  • Разрыв
    Rift
  • Rosso: La vera storia falsa del pescatore Clemente
  • Solar Plexus
Особый взгляд Каннского кинофестиваля
Невидимая жизнь ЭвридикиНевидимая жизнь Эвридики
A Vida Invisível


 

www.kinopoisk.ru

Гид по фильмам Каннского кинофестиваля 2019 года

С 14 по 25 мая пройдет 72-й Каннский кинофестиваль, за которым мы будем активно следить и писать о главных премьерах. Перед стартом рассказываем о конкурсной программе и других новинках: это Тарантино, Малик, зомби Джармуша, много Адель Энель и хорроров.

«Мертвые не умирают» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш

Фильм открытия. В российском прокате с 11 июля («UPI»)

Зомби-комедия Джима Джармуша, открывающая Каннский кинофестиваль и при этом претендующая на «Золотую пальмовую ветвь». Трансляцию церемонии открытия вместе с фильмом будут показывать одновременно в 550 кинотеатрах Франции. Красная дорожка обещает быть звездной, ведь Джармуш собрал актерский состав из своих любимцев и новичков: Билл Мюррей, Хлоя Севиньи и Адам Драйвер играют полицейских, в роли зомби появятся Игги Поп, Кэрол Кейн и жена режиссера Сара Драйвер. Добавьте сюда RZA, Тома Уэйтса, Стива Бушеми, Дэнни Гловера, Селену Гомес, Эстер Балинт и оператора Фредерика Элмса, который снимал «Кофе и сигареты» и «Ночь на Земле». Джармуш вдохновлялся классическими фильмами Джорджа Ромеро, но фильм больше похож на продолжение веселых традиций «Зомби по имени Шон» и «Добро пожаловать в Зомбиленд».

Ожидания: выживут только зомби-любовники

«Паразиты» («Gisaengchung»), реж. Пон Чжун Хо

В российском прокате с 4 июля («ПРОвзгляд»)

Кореец Пон Чжун Хо после фантастики на английском языке «Сквозь снег» и «Окча» вернулся на родину и снял фильм, который комически рифмуется с прошлогодним «Пылающим» Ли Чхан Дона и даже «Еленой» Андрея Звягинцева. Трагикомедия рассказывает про семейку бедняков, которая придумывает замысловатый способ, как обогатиться за счет чужой обеспеченной семьи.

Ожидания: корейское чувство юмора

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

В российском прокате с 8 августа («WDSSPR»)

Возвращение на Каннский кинофестиваль Квентина Тарантино спустя десять лет после «Бесславных ублюдков». К тому же прошло двадцать пять лет с тех пор, как Тарантино взял «Золотую пальмовую ветвь» за «Криминальное чтиво», и, возможно, «Однажды» — его последний шанс повторить прошлый успех. Почти трехчасовой фильм рассказывает о приключениях актера и его дублера (Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт) на заре Нового Голливуда с его вечеринками, наркотиками, хиппи, Брюсом Ли, маньяком Чарли Мэнсоном и женой Романа Полански, Шэрон Тейт (ее играет Марго Робби).

Ожидания: голливудский хит года

«Матиас и Максим» («Matthias & Maxime»), реж. Ксавье Долан

В российском прокате в ноябре 2019-го («Русский репортаж»)

Блудный сын Канн вернулся в лоно родного фестиваля после неудачного англоязычного дебюта в Торонто с фильмом «Смерть и жизнь Джона Ф.Донована». Теперь кино снова на французском языке, с актрисой из «Мамочки», с рыжим парнем из «Траста», с канадским комиком и с собой в главных ролях. Фильм рассказывает про квебекскую тусовку парней, которые снимают короткометражки, веселятся и открывают свою гендерную флюидность.

Ожидания: концентрированный Долан

«Тайная жизнь» («A Hidden Life»), реж. Терренс Малик

Первый за долгие годы фильм Терренса Малика, снятый без оператора Эммануэля Любецки и по внятному сценарию, а не так, как бог на душу положит. Ранее проходил под названием «Радегунд». Это история про австрийца Франца Егерштеттера, который отказался воевать за нацистское государство и стал мучеником австрийского сопротивления во время Второй мировой. В фильме снялись Маттиас Схунартс, Микаэль Нюквист и покойный Бруно Ганц. Сам Малик обычно не приезжает на фестивали, но в прошлый раз, отправив в Канны «Древо жизни», получил «Золотую пальмовую ветвь». Продолжительность нового фильма — 2 часа 53 минуты.

Ожидания: Малик на минималках

«Мектуб, моя любовь: Интермеццо» («Mektoub, My Love: Intermezzo»), реж. Абдельлатиф Кешиш

Вторая часть безразмерного трипа по местам и годам, дорогим сердцу тунисского француза Абдельлатифа Кешиша, который чуть даже не продал золотую ветку Канн, лишь бы только завершить этот проект без четкого сюжета. Еще длиннее, чем первая часть, новая серия «Мектуба» длится четыре часа, но, зная умение режиссера наполнять каждый кадр ощущением прожитого момента, думаем, и это время пролетит незаметно.

Ожидание: четыре часа каникул

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар

В российском прокате с 12 июня («Вольга»)

Новая исповедь Педро Альмодовара — на этот раз ощутимо автобиографичнее, чем обычно, так как расскажет о кризисе режиссера, которого играет Антонио Бандерас с прической как у самого Альмодовара. Отношения с матерью, музами и своими произведениями — все ключевые темы Альмодовара сплетутся в единый клубок испанской драмы. «Боль и славу» покажут на фестивале 17 мая, хотя фильм давно вышел в испанский прокат (национальные премьеры не останавливают Канны, лишь бы фильм вышел во Франции поближе к фестивалю; так и будет).

Ожидания: испанский «8 ½»

«Молодой Ахмед» («Le Jeune Ahmed»), реж. братья Дарденн

Бельгийским классикам уже давно ничего не нужно доказывать — за последние 20 лет буквально каждый их фильм побывал в Каннах. Их новая, как всегда, детальная и актуальная драма затронет тему исламского терроризма в Европе, выбрав главным героем скромного мусульманского подростка Ахмеда, который задумывается об убийстве учительницы. На главную роль братья Дарденн взяли непрофессионального актера-школьника.

Ожидания: должно быть, не все так просто

«Семейный отдых» («Frankie»), реж. Айра Сакс

Куплен для российского проката («WDSSPR»)

Режиссер нежного инди-кино («Маленькие мужчины») Айра Сакс впервые снял фильм за пределами США и впервые едет в Канны. Курортная драма об одном дне из жизни большой семьи в трех поколениях, выехавших на отдых в португальскую Синтру. Изабель Юппер играет смертельно больную актрису, чей бывший муж стал геем. В фильме также снялись Брендан Глисон, Жереми Ренье, Мариса Томей, Паскаль Греггори и Грег Киннир.

Ожидания: камерная чеховская драма

«Маленький Джо» («Little Joe»), реж. Джессика Хауснер

Первый англоязычный фильм австрийки Джессики Хауснер, которая уже заявляла о себе в программе «Особый взгляд» («Милая Рита», «Отель», «Сумасшедшая любовь»). И сразу фантастика: генномодифицированные растения меняют личность окружающих людей, а селекционеры (Бен Уишоу и Эмили Бичем) пытаются в этом разобраться.

Ожидания: фантастический хоррор

«Должно быть, это рай» («It Must Be Heaven»), реж. Элиа Сулейман

Палестинский режиссер и актер Элиа Сулейман, уже участвовавший в Каннах с фильмами «Божественное вмешательство» и «Оставшееся время», играет сам себя в комической саге о том, как он пытается убежать от своих палестинских корней, но они его настигают даже в Париже и Нью-Йорке.

«Соблазн» («Sibyl»), реж. Жюстин Трие

В российском прокате с 18 июля (Russian World Vision)

Новая французская трагикомедия от режиссера «В постели с Викторией». Уставшая писательница-психотерапевт (Виржини Эфира) становится одержима волнующей жизнью своей пациентки-актрисы (Адель Экзаркопулос) до такой степени, что уже становится не смешно. Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна» изображает здешнего режиссера.

Ожидания: едко и забавно

«Атлантик» («Atlantique»), реж. Мати Дьоп

Мати Дьоп (первая в истории женщина-режиссер африканского происхождения в конкурсе Каннского кинофестиваля) представит фильм о женщине из Сенегала, чей возлюбленный уплыл на лодке для трудовых мигрантов, отправляющихся через всю Атлантику в Европу. Фильм основан на одноименной полудокументальной короткометражке, которую Дьоп сняла в 2009 году и получила за нее приз Роттердамского кинофестиваля.

Ожидания: войдет в историю

«Bacurau», реж. Клебер Мендонса Филью, Жулиану Дорнеллис

Филью приезжал в Канны в 2016-м с фильмом «Водолей» про отъем квартиры в жилом комплексе. Новый фильм, по заверению авторов, получился более жанровым — почти что бразильский вестерн на грани фантастики. По сюжету режиссер отправляется снимать репортаж о смерти долгожительницы в бразильскую деревню Бакурау, где живут люди с тайной (на постере фильма пролетает НЛО). В фильме снялся Удо Кир — верный признак странного кинематографа. Тизер фильма.

Ожидания: бразильский Линч

«Отверженные» («Les misérables»), реж. Ладж Ли

Еще один фильм с африканскими корнями в конкурсе — злой полнометражный игровой дебют режиссера малийского происхождения Ладжа Ли из французской киногруппировки Kourtrajmé, куда входят Ромен Гаврас и Ким Шапирон. Фильм вдохновлен ​​жестокими парижскими беспорядками 2005 года, в которых участвовало много черной молодежи. Название отсылает к роману Виктора Гюго «Отверженные», где шла речь о парижском пригороде Монфермей — там же шли недавние столкновения. Ладж Ли снимал об этом районе документальные зарисовки и одноименную игровую короткометражку, из которой вырос этот полный метр. В центре сюжета — суровые монфермейские парни из отряда по борьбе с преступностью, которым лучше не давать столько власти.

Ожидания: бунтарское кино

«О, милосердие!» («Roubaix, une lumière»), реж. Арно Деплешен

Арно Деплешен — вечный гость Каннского кинофестиваля, которого принято упрекать в том, что он попадает в программу только по французской квоте (как же все плевались от фильма открытия «Призраки Исмаэля» в 2017 году, а фильм-то оказался любопытным). В этот раз Деплешен вдохновлялся фильмом «Не тот человек» Альфреда Хичкока и реальным жутким делом из 2002-го: две девушки-наркоманки убили старушку. В главных ролях: Рошди Зем, Леа Сейду, Сара Форестье, Антуан Рейнарц.

Ожидания: саспенс в полицейском участке

«Жаль, что мы вас не застали» («Sorry We Missed You»), реж. Кен Лоуч

Социально ответственный классик европейского кинематографа Кен Лоуч возвращается к больным темам простых рабочих, поднятым еще в драме «Я, Дэниел Блэйк», которая принесла ему рекордную вторую «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах-2016. Фильм про рыжую семью, которая пытается выкарабкаться из финансового кризиса, когда отец получает новый фургон и возможность работать в качестве самозанятого водителя.

Ожидает: британский соцреализм

«Свистуны» («The Whistlers»), реж. Корнелиу Порумбою

В российском прокате в декабре 2019-го («Русский репортаж»)

Наш любимый румынский режиссер Корнелиу Порумбою («Полицейский, имя прилагательное», «Сокровище») снял криминальный триллер с применением свистящего языка сильбо-гомеро на Канарских островах. Румынский инспектор полиции приезжает свистеть и спасать от тюрьмы своего подельника, который знает, где лежат деньги мафии. В главной роли — Влад Иванов («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «В тумане»).

Ожидание: хочу свистеть — свищу!

«Портрет молодой женщины в огне» («Portrait de la jeune fille en feu»), реж. Селин Сьямма

Костюмное кино от яркой французской исследовательницы гендерных метаний Селин Сьяммы («Водяные лилии», «Сорванец»). Художнице (Валерия Голино) заказывают свадебный портрет дамы (Адель Энель), а в процессе они сближаются, влюбляются и понимают, что брак — это зло.

Ожидания: Адель Энель — огонь

«Предатель» («Il traditore»), реж. Марко Беллоккьо

Живая легенда итальянского кино Марко Беллоккьо, который начинал еще во времена Бертолуччи и Пазолини, привезет в Канны масштабный байопик о сицилийском мафиози Томмазо Бушетте, который в 1980-х нарушил кодекс чести мафии и начал сотрудничать с ФБР, сбежав по программе защиты свидетелей в Нью-Йорк.

Ожидания: перевертыш «Лица со шрамом»

«Озеро диких гусей» («Nan fang che zhan de ju hui»), реж. Дяо Инань

Обладатель «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля за «Черный уголь, тонкий лед» Дяо Инаня объявился с новым фильмом с не менее красивым названием — «Озеро диких гусей» (по-китайски тоже хорошо звучит). Неоновый нуар про бандитские разборки в Китае: гангстер из банды байкеров пускается в бега вместе с секс-работницей. Звезда «Черного угля» Ляо Фань тоже снялся в фильме.

Ожидания: только хорошие

И еще несколько ожидаемых премьер из других программ

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Феноменально: 27-летний россиянин Кантемир Балагов («Теснота») снова в каннской программе «Особый взгляд» уже со вторым фильмом, теперь при поддержке продюсера Александра Роднянского. «Дылда» разворачивается в послевоенном Ленинграде 1945 года: две молодые фронтовые подруги вернулись с войны, но не могут привыкнуть к мирной жизни. Судя по тому, что фильм включен в список претендентов на «Квир-пальму» (специальная премия за освещение ЛГБТ-тем), у наших девушек будет еще и лесбийская линия.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» («Too Old to Die Young»), реж. Николас Виндинг Рефн

По следам «Твин Пикса» в Каннах покажут пару эпизодов (каждый — больше часа) сериала Николаса Виндинга Рефна о криминальной жизни Лос-Анджелеса с участием киллеров, мексиканского картеля, якудза и русской мафии. Это будет внеконкурсный спецпоказ. Все десять эпизодов выйдут на Amazon 14 июня.

«Lux Æterna», реж. Гаспар Ноэ

После принятого на ура «Экстаза» Гаспар Ноэ вернется в Канны с 50-минутным видеоэссе о ведьмах, про которых расскажут актрисы Беатрис Далль («Что ни день, то неприятности») и Шарлотта Генсбур («Антихрист») прямо на съемочной площадке. Фильм отошел в секцию «Полуночный показ», которая словно бы придумана специально для Ноэ.

«Жанна» («Jeanne»), реж. Брюно Дюмон

Сиквел мюзикла про детство мученицы Жанны дʼАрк, который продолжает снимать французский эксцентрик Брюно Дюмон с взрослеющей от фильма к фильму девочкой Лиз Леплой Прюдом. Во втором фильме юная посланница Бога уже наденет доспехи и попадет под подозрение комиссии богословов. «Жанна» будет представлена в конкурсе «Особого взгляда».

«Le daim», реж. Кантен Дюпье

Программу «Двухнедельник режиссеров» откроет новинка абсурдиста Кантена Дюпье («Шина», «Wrong») про парня, попавшего под странное влияние куртки из оленьей кожи, которая заставляет его совершать преступления и убивать людей. В главных ролях Жан Дюжарден и Адель Энель.

«Маяк» («The Lighthouse»), реж. Роберт Эггерс

В рамках «Двухнедельника режиссеров» также покажут новый хоррор режиссера филигранной «Ведьмы». Эггерс снял на черно-белую пленку кино про смотрителя маяка из Новой Шотландии 1890-х, которого сыграл Уиллем Дефо. Конечно же, не обойдется без каннского фаворита Роберта Паттинсона и морской жути, замешанной на старых мифах.

«Томас» («Tommaso»), реж. Абель Феррара

Еще один фильм с Уиллемом Дефо в главной роли. Полуавтобиографическое эссе автора «Плохого лейтенанта» про безумную жизнь в Риме отдельно взятого кинематографиста. Специальный показ вне конкурса.

«ООО «Семейный роман» («Family Romance, LLC»), реж. Вернер Херцог

Любопытный эксперимент Херцога: он впервые за долгое время снял игровой фильм, но на чужом языке в Японии с местными непрофессиональными актерами. Речь пойдет про мужчину, которого наняли, чтобы он выдал себя за пропавшего отца 12-летней девочки.

«Стой» («Ang Hupa»), реж. Лав Диас

Черно-белая 4,5-часовая антиутопия филлипинского монументалиста и фестивального любимца Лава Диаса про 2034 год, когда всю Азию накрыла тьма из‑за вулканического пепла.

«Виварий» («Vivarium»), реж. Лоркан Финнеган

В секции «Неделя критики» внезапно оказалась фантастика с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в роли молодоженов, которых агент по недвижимости заманивает в пугающий лабиринт.

«Zombi Child», реж. Бертран Бонелло

Еще один фильм в Каннах про живых мертвецов. Французский визуал Бертран Бонелло представит в «Двухнедельнике режиссеров» кино про оживление трупов. Гаитянская девочка в парижском пансионате рассказывает своим друзьям, как в Гаити в 1960-х один человек вернулся из мертвых. Теперь ее одноклассники решат повторить этот обряд.

«Бандит, полицейский и дьявол» («Akinjeon»), реж. Ли Вон Тхэ

Южнокорейская криминальная дичь специально для полуночного показа на пару с Гаспаром Ноэ и Николасом Виндингом Рефном: полицейский детектив помогает гангстеру, на которого охотится серийный убийца.

«Нерешительная» («The Staggering Girl»), реж. Лука Гуаданьино

30-минутная короткометражка режиссера «Зови меня своим именем» и «Суспирии», в которой снялись Джулианна Мур, Кайл МакЛаклан, Миа Гот и Альба Рорвакер. Фильм покажут в рамках «Двухнедельника режиссеров».

«Особенные» («Hors normes»), реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

Фильм закрытия фестиваля — новинка от авторов «1+1» и «Праздничного переполоха» о социальных работниках из центра для людей с аутизмом. В главных ролях Венсан Кассель и Реда Катеб.

Отрезаем лишнее, оставляя суть: в этом сообщении меньше 280 символов — так же, как и в нашем твиттере

daily.afisha.ru

главные премьеры и лучшие фильмы

С 14 по 25 мая пройдет 72-й Каннский кинофестиваль. В этом году состав участников кроме как легендарным назвать нельзя: свои работы во Францию привезли Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Теренс Малик, Ксавье Долан, Педро Альмодовар и многие другие. Каждый из них в свое время уже покорял Лазурный Берег, от чего нынешний конкурс обещает быть особенно ярким.

Самый первый Каннский кинофестиваль должен был пройти в 1939 году. Организовали его в пику Венецианскому киносмотру, потому что Италия в то время уже была под властью Муссолини, который сам влиял на распределение наград. Поэтому когда в 1938-м Гран-при достался «Олимпии» Лени Рифеншталь, разгорелся скандал, фестиваль покинули американская и британская делегации, и в результате Франция решила организовать собственный кинофорум с независимым жюри.

Правда, по понятным причинам первый смотр прошел только в 1946 году, а фильмом открытия стала лента «Берлин» Юлия Райзмана. Интересно, что в 1948 и 1950 годах фестиваль пришлось отменить из-за банального отсутствия денег на его проведение, а в 1968-м во Франции разразился социальный кризис, начались массовые демонстрации, поэтому показы были прекращены, а награды остались не вручены. А вот призы за 1939 год в Каннах все-таки раздали: в 2002-м организаторы решили исправить историческую несправедливость и показали семь картин, среди которых были «Волшебник страны Оз» и «Ленин в 1918 году» Михаила Ромма. Победителем же стал вестерн «Юнион Пасифик» Сесила Блаунта де Милля.

«Золотую пальмовую ветвь», главный приз Канн, начали вручать не сразу, а только с 1955 года. До этого самая престижная награда фестиваля называлась «Гран-при». Сейчас же она вторая по значимости. Пока что ни одному режиссеру не удалось завоевать золото фестиваля трижды: по две награды есть у Фрэнсиса Форда Копполы, Сёхей Имамуры, Эмира Кустурицы, Билле Аугуста, братьев Жан-Пьера и Люка Дарденн, а также у Михаэля Ханнеке.

Канны — 2019

«Мертвые живые мертвецы» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш

Откроется Каннский фестиваль в этом году фильмом Джима Джармуша «Мертвые живые мертвецы». Тема зомби в кино (и сериалах), кажется, окончательно выдохлась без новых идей, но у режиссера свой путь самурая, тем более что тема нечисти для него не нова: в 2013 году его вампирский фильм «Выживут только любовники» также претендовал на приз в Каннах. К тому же благодаря «Мертвым живым мертвецам» красная дорожка будет просто переполнена звездами: у Джармуша снялись Билл Мюррей, Адам Драйвер, Игги Поп, Том Уэйтс, RZA, Селена Гомес, Стив Бушеми, Дэнни Гловер и многие другие. Уже по трейлеру понятно, что нас ждет комедия. Остается только надеяться, что она будет на одном уровне с «Зомби по имени Шон» или «Добро пожаловать в Зомбиленд».

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

У Квентина Тарантино в этот раз сплошные круглые даты. Ровно 25 лет назад он взял «Золотую пальмовую ветвь» с фильмом «Криминальное чтиво» и 10 лет не устраивал премьер в Каннах (в 2009-м он приезжал с «Бесславными ублюдками»). В его новой ленте «Однажды… в Голливуде» Леонардо ДиКаприо играет не очень удачливого актера, который на фоне успеха одного телевизионного сериала пытается пробиться в киноиндустрию. Того же хочет и его дублер, которого играет Брэд Питт. Действия картины разворачиваются на заре Нового Голливуда со всеми его вечеринками и хиппи и как раз в то время, когда орудовала банда Мэнсона, убившая беременную жену Романа Полански Шэрон Тейт (которую играет Марго Робби).

«Матиас и Максим» («Matthias et Maxime»), реж. Ксавье Долан

К своим 30 годам Ксавье Долан уже сделал головокружительную фестивальную карьеру. Это и не удивительно, учитывая, что премьера его дебютной картины «Я убил свою маму» состоялась как раз в Каннах. Долан уже получал здесь Гран-при (и еще 7 (!) других призов), но вот «Золотая пальмовая ветвь» пока ему не покорилась. Возможно, получится в этот раз с фильмом «Матиас и Максим» (если удастся убедить Алехандро Гонсалеса Иньяриту, который в этом году возглавляет жюри). Лента расскажет о двух друзьях из Квебека, которые снимают короткометражки, веселятся и выясняют отношения.

«Тайная жизнь» («A Hidden Life»), реж. Терренс Малик

Одни из основных претендентов на победу на нынешнем фестивале — Теренс Малик и его «Тайная жизнь». В основе сюжета фильма лежит биография Франца Егерштеттера — австрийца, казненного нацистскими властями за отказ служить в вермахте. Стало быть, в кои-то веки мы сможем увидеть картину Малика со стройным сюжетом, а не размышления о сущем в свободной форме. Режиссер, по старой традиции, вряд ли приедет на фестиваль, но это точно не помешает ему выиграть, если лента действительно окажется хороша (как это было с «Древом жизни»).

«Мектуб, моя любовь: Интермеццо» («Mektoub, My Love: Intermezzo»), реж. Абдельлатиф Кешиш

Абдельлатиф Кешиш чуть было не продал свою «Золотую пальмовую ветвь», которую получил за «Жизнь Адель», чтобы доснять вторую часть своего проекта. К счастью, делать этого не пришлось, и сейчас в Каннах покажут почти четырехчасовой фильм о молодости, любви, жизни — да, в общем-то, обо всем, потому что четкого сюжета у картины нет.

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар

Педро Альмодовар едет в Канны с лентой «Боль и слава», в которой Антонио Бандерас, очевидно, играет самого Альмодовара. По сюжету главный герой — режиссер в творческом, да и жизненном кризисе. Сам себе великий мастер не изменяет, поэтому нас ждут все основные паттерны Альмодовара: женщины, кино… Список может продолжить любой поклонник великого режиссера.

«Молодой Ахмед» («Le Jeune Ahmed»), реж. братья Дарденн

Настоящие мастодонты, двукратные лауреаты Канн, обладатели Гран-при братья Дарденн сняли фильм о том, как подросток Ахмед задумывает убить свою учительницу во имя религии. В главной роли — непрофессиональный актер, школьник Идир Бен Адди. Люк и Жан-Пьер Дарденн всегда держат марку, поэтому нас точно ждет сильная драма на одну из самых актуальных тем современности.

На что еще обратить внимание?

«Семейный отдых» Айры Сакс

Для всех любителей Изабель Юппер. Здесь она играет смертельно больную актрису, чей бывший муж стал геем.

«Малыш Джо» Джессики Хауснер

Фантастика о генно-модифицированных растениях, которые меняют личность людей. В главной роли — Бен Уишоу.

«Отверженные» Ладжа Ли

Нет, не очередная экранизация романа Гюго. На создание картины режиссера вдохновили беспорядки 2005 года в Париже.

«Вас не было дома» Кена Лоуча

Еще один двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» опять снял ленту о простых рабочих с проблемами.

«Свистуны» Корнелиу Порумбою

Криминальный триллер с элементами «сильбо гомеро» — свистящего языка с Канарских островов.

«Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна

Не так давно в Каннах презентовали первые серии финального сезона «Твин Пикса», а сейчас покажут первые эпизоды нового сериала Николаса Виндинга Рефна («Драйв»).

«Lux Æterna» Гаспара Ноэ

Ноэ, как и все мы, отходит от «Экстаза»: в Каннах он представит видеоэссе о ведьмах с Беатрис Даль и Шарлоттой Генсбур.

«Оленья кожа» Кантена Дюпье

Фильм о парне в куртке из оленьей кожи, которая заставляет его убивать людей.

«Бандит, полицейский и дьявол» Ли Вон Тхэ

Полицейский помогает гангстеру, который выжил после нападения серийного убийцы.

«Особенные» Оливье Накаша и Эрика Толедано

Картина расскажет о социальных работниках из центра для людей с аутизмом. Этой лентой Каннский кинофестиваль закроется.

Известные фильмы, побеждавшие на Каннском кинофестивале

«Летят журавли» (1958)

Картина Михаила Калатозова пока так и остается единственной русскоязычной лентой, взявшей главную награду Канн. «Великий перелом» завоевывал Гран-при в 1946-м, но разделил его еще с десятью фильмами.

«Летят журавли» — одна из самых новаторских советских киноработ. Например, для съемок одной из ключевых сцен оператор Сергей Урусевский придумал и впервые собрал круговые операторские рельсы, которые впоследствии стали широко использовать операторы по всему миру.

Интересно, что в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», потому что на сленге дословный перевод словосочетания «летят журавли» означает «проститутки воруют».

«Сладкая жизнь» (1960)

Одна из лучших работ маэстро Федерико Феллини. В самой Италии картина была запрещена к показу, но недолго: правительство Фернандо Тамброни, которое ввело прокатный бан, продержалось у власти всего несколько месяцев, и «Дольче виту» вернули в кинотеатры.

Лента запомнилась знаменитой сценой в римском фонтане и, конечно, другом главного героя, фотографом по фамилии Папараццо, который подарил имя одной из самых назойливых профессий современности.

«Шербурские зонтики» (1964)

Фильм-опера Жака Деми с Катрин Денев в главной роли как гимн влюбленным всего мира. Первоначально роль Женевьевы должна была исполнить победительница «Евровидения» Изабель Обре, но она попала в серьезную аварию и не смогла принять участия в съемках.

Денев в начале 1960-х находилась в тени своей старшей сестры Франсуазы и именно благодаря «Шербурским зонтикам» получила всемирную известность. Более того, Катрин была беременна во время съемок, поэтому в одной из сцен ей не пришлось это играть.

«Фотоувеличение» (1967)

Итальянец Микеланджело Антониони снял первый английский фильм, в котором показали обнаженную женщину. Но дело, конечно, не только в этом. «Фотоувеличение», снятое по рассказу Кортасара «Слюни дьявола», оказало очень большое влияние на кинематографистов. Например, завязка картины «Прокол» Брайана де Пальмы по сути повторяет начало ленты Антониони, к тому же еще и делает оммаж в названии («Фотоувеличение» по-английски — Blow up, «Прокол» — Blow out). Отсылки к этому фильму есть даже в картине «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом.

«Таксист» (1976)

Эту ленту изначально собирался снимать как раз де Пальма, но в итоге вместо него в режиссерском кресле оказался Мартин Скорсезе. Золотой фонд кинематографа — сцена, где Де Ниро смотрит в зеркало и разговаривает сам с собой. Причем все это была сплошная импровизация актера, потому что в сценарии было написано только «Трэвис смотрится в зеркало». А фраза «You talkin’ to me?» («Это ты мне сказал?») была поставлена на 10-е место в списке ста самых выдающихся киноцитат Американского института кино.

«Апокалипсис сегодня» (1979)

Один из главных фильмов о Вьетнамской войне, который чуть не свел в могилу исполнителя главной роли Мартина Шина (из-за огромных нагрузок и сложнейших условий работы у него случился сердечный приступ). Для всей съемочной группы и режиссера Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» превратился в настоящий производственный ад: съемки должны были продлиться 6 недель, а растянулись на 16 месяцев, прерывались из-за тайфуна, Марлон Брандо все время грозился уйти и в итоге полностью сымпровизировал свою роль, а монтаж занял целых два года. В результате Коппола представил свою картину на Каннском кинофестивале как «неоконченную работу», но произвел настоящий фурор и увез из Франции главный приз.

«Человек из железа» (1981)

Лента Анджея Вайды, ставшая классикой европейского кино, рассказывает о забастовках в Польше в начале 1980-х. Режиссер даже использовал документальные кадры стачки на гданьской судоверфи, а в роли самих себя в фильме появились основатели движения «Солидарность» Лех Валенса и Анна Валентынович. «Золотой пальмовой ветви» у Вайды могло и не оказаться, потому что работу над картиной он закончил буквально за несколько часов до премьеры на фестивале.

«Папа в командировке» (1985)

Первый фильм Эмира Кустурицы, победивший в Каннах. Работа также заслужила номинацию на «Оскар». В ленте рассказывается о жизни в конце 1940-х — начале 1950-х годов в Югославии. Повествование ведется от лица 6-летнего мальчика по имени Малик, живущего в Сараево. Папы Малика почти всегда нет дома. Сам он говорит, что все время в командировках, в действительности же у него много любовниц в разных концах страны и он по очереди их навещает.

«Криминальное чтиво» (1994)

Культовая картина, которая совершенно не нуждается в представлении. «Оскар» за «Лучший сценарий», «Золотая пальмовая ветвь» и около 40 других наград, но в первую очередь — особое место в истории кинематографа.

«Фаренгейт 9/11» (2004)

Один из немногих неигровых фильмов, получивших «Золотую пальмовую ветвь». В «Фаренгейте» режиссер Майкл Мур выступает с острой критикой в отношении тогдашнего президента Джорджа Буша — младшего, обвиняя его в причастности к событиям 11 сентября 2001 года.

Также «Фаренгейт» — самая кассовая документальная лента в истории. При бюджете в 6 миллионов долларов она собрала 222 миллиона.

«4 месяца, 3 недели и 2 дня» (2007)

Фильм Кристиана Мунджиу во многом открыл для всего мира румынский кинематограф. Картина рассказывает о том, как девушка на 4-м месяце 3-й неделе и 2-м дне беременности собирается сделать нелегальный аборт, а происходит все это во времена правления Чаушеску. Правда, акцент ленты довольно быстро смещается на подругу, которая вынуждена работать проституткой, чтобы собрать денег на операцию.

«Древо жизни» (2010)

Главный затворник кинематографа Теренс Малик еще в 1979 году получил в Каннах премию за режиссуру фильма «Дни жатвы». И примерно в то же самое время у него уже появилась задумка «Древа жизни», правда тогда будущая картина называлась просто «Q». Подождав всего почти 30 лет, режиссер все-таки выпустил свое огромное эпическое полотно, в котором попытался дать ответ на вопрос жизни, Вселенной и всего такого. Шон Пенн, Брэд Питт, Джессика Честейн, динозавры — все это покорило жюри в Каннах, и Малик получил «Золотую пальмовую ветвь», даже не приехав во Францию.

«Жизнь Адель» (2013)

Фильм, который в Минске на большом экране показали в рамках «Листопада», в первую очередь, конечно, запомнился огромным количеством эротических (вернее будет сказать, «почти порнографических») лесбийских сцен. Помимо этого картина явила миру и новую звезду французской актерской школы — Леа Сейду.

«Квадрат» (2017)

Не так часто подобные ленты получают награды. Тем не менее по сути комедия «Квадрат» победила в Каннах и получила номинацию на «Оскар».

Интересно, что завязку фильма режиссер Рубен Эстлунд подсмотрел в реальной жизни. Дело в том, что такая история как-то произошла с ним самим.

«Магазинные воришки» (2018)

Победитель прошлого года. Идея картины пришла Хирокадзу Корээда после работы над предыдущей лентой «Сын в отца», где прозвучал вопрос «Что есть настоящая семья?». Ответ на него предлагают найти самим зрителям.


VOKA приглашает посмотреть культовое кино в любом месте и с любого устройства. На сервисе уже собрано более 20 000 фильмов и сериалов.

Спецпроект подготовлен при поддержке унитарного предприятия «Велком», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Читайте нас в Дзене

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

tech.onliner.by

Паразиты как диагноз — Статьи на КиноПоиске

Церемония награждения Каннского фестиваля в этом году проходила под свист прессы: недовольны были практически все. Хорошо, что журналисты смотрят церемонию в зале «Дебюсси», а не «Люмьер», иначе у звездных гостей был бы инфаркт. Крики одобрения звучали всего трижды: когда приз жюри ушел «Отверженным» Ладжа Ли и «Козодоям» Клебера Мендосы Фильо; Антонио Бандерасу вручили награду за роль в картине Педро Альмодовара «Боль и слава», а «Золотую пальмовую ветвь» — «Паразитам» Пон Джун-хо (здесь вообще было ликование). Остальной выбор жюри вызвал шок и вопросы: что это было? Лучшая актриса — Эмили Бичем («Малыш Джо») — не идет ни в какое сравнение с той же Валери Пахнер («Тайная жизнь»). У первой — роль наивной мышки-ученой, вторая сыграла едва ли не жену Христа в фильме Терренса Малика. Лучшими режиссерами стали братья Дарденны за камерный и довольно манипулятивный фильм «Молодой Ахмед» о том, как в Бельгии (и вообще Европе) всех достали радикальные исламисты и подростки-фанатики. Гран-при «Атлантике» Мати Диоп потряс всех, включая саму Диоп. Она вышла на сцену и не могла связать двух слов, настолько была не готова к произошедшему. Ее дебютная картина о проблемах чернокожей мигрантской диаспоры на юге Франции снята невероятно скучно. «Золотая камера» за дебют? Ок. Но Гран-при? Где же награды Тарантино, Малику, Альмодовару, Беллоккьо?

Мати Диоп / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска

На самом деле, если вспомнить слова президента жюри Алехандро Гонсалеса Иньярриту, все закономерно. И на открывающей пресс-конференции, и на церемонии закрытия он подчеркнул, что хочет услышать новые имена и голоса. А вручая «Золотую пальмовую ветвь», поведал о том, как важно в кино отображать социальные проблемы самыми разными способами. «Паразиты» — история бедной семьи, которая по-хитрому устраивается на работу в дом богачей — вобрали в себя сразу множество жанров, от криминальной комедии и триллера до пронзительной драмы про отцов и детей. В обрамление к ним пошли менее сложные и более прямолинейные картины. Даже специальный приз ушел фильму, в котором рассматриваются проблемы чужестранца в незнакомом мире («Должно быть, это рай» Элиа Сулеймана).

Элиа Сулейман / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска 

Правда, выбор Эмили Бичем лучшей актрисой объяснить все равно невозможно. Извините.

Канны в этом году чередовали сразу три основные темы, и все ждали выбора жюри, чтобы понять, куда же оно хочет направить кинематограф. Помимо социальной повестки, конкурс захлестнули картины мэтров, которые пытались воскресить ушедшую молодость и ударились в самоповторы. «Боль и слава» Педро Альмодовара — саморефлексия об истоках вдохновения, о творческом пути, о пустоте и усталости, которую ничем не заполнить. Картина очаровала многих, Антонио Бандерас действительно сыграл свою лучшую роль, но, несмотря на исповедальный тон, это не самая мощная работа режиссера.

Квентин Тарантино признался в любви старому Голливуду и переснял как все обожаемые фильмы, так и собственные работы. Чистейшая магия кино, которая опять же покорила многих критиков, но все это мы уже видели у режиссера. Даже 30-летний Ксавье Долан впал в ностальгический маразм: его фильм снова посвящен сексуальному самоопределению, не говорит ничего нового и похож на ранние, но выдохшиеся работы. Про Абделатифа Кешиша вообще промолчим: четыре часа любоваться женскими ягодицами — это вполне себе заявка на старческий вуайеризм.

«Матиас и Максим» Ксавье Долана

И никому из них не дали призов. Путем ностальгии фестиваль, видимо, идти не хочет. Его и без того упрекают в излишней патриархальности и ангажированности: из 21 конкурсного фильма большинство — от прошлых лауреатов фестиваля. Но в этот раз  только Сулейман и Дарденны получили по очередной ветке, остальные — новички. Ждем, что Netflix и Ко все-таки проникнут на будущие фестивали. Недаром Николас Виндинг Рефн, представляя, пусть и вне конкурса, свой сериал для Amazon Prime, буквально воспел стриминговые сервисы. Вдруг Канны все-таки дрогнут?

«Слишком стар, чтобы умереть молодым»

Второй важной темой основного конкурса стали попытки разобраться в женской судьбе и вывести женщин на первый план. Женская повестка поднимается не первый год: в жюри и конкурсной программе становится больше женщин, на фестивале проходят женские марши против гендерной дискриминации. В этом году отборочная комиссия впервые в истории фестиваля наполовину состоит из женщин, а в жюри попала 21-летняя Эль Фаннинг, самая юная его участница. При этом дресс-код фестиваля по-прежнему максимально консервативен (даже античеловечен): на красной дорожке запрещено появляться без каблуков, и охрана действительно не пускает нарушительниц.

Эль Фаннинг / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска

Самый безобразный скандал был в 2015 году, когда на премьеру «Кэрол» Тодда Хейнса не пустили нескольких дам в возрасте потому, что они были без каблуков, а датский продюсер Валерия Рихтер не попала на показ «Моря деревьев» Гаса Ван Сента, и никакие объяснения, что у нее вообще-то ампутирована часть стопы, не помогли. В этом году досталось редактору Variety Клаудии Эллер: по мнению секьюрити, ее наряд был недостаточно формальным, ну и каблуки отсутствовали. Поэтому ваш покорный корреспондент на премьеру «Паразитов» надела каблуки, но ужасно тряслась, что охрана завернет из-за джинсовой куртки. Обошлось.

Проигнорировали Канны и бунт американских феминисток против почетной награды Алену Делону, которого обвинили в мизогинии за высказывания прошлых лет. Тьерри Фремо подчеркнул, что чествует на фестивале искусство и вклад в него, хотя и не одобряет некоторых высказываний Делона. Придираться к фестивалю бессмысленно: когда Делон появился на красной дорожке, которая транслировалась на большие экраны, город встал, движение парализовало. К французским людям вышел бог. Какие уж тут американки с их мнениями!

Ален Делон / Фото: Getty Images

В конкурсе женским проблемам нашлось место. Мати Диоп в «Атлантике» затронула вопросы свободы выбора: 17-летнюю героиню насильно выдают замуж за богатого, а любит она бедного. У Арно Деплешена в «О, Боже!» мы видим опустившуюся когда-то красотку — жизнь в трущобах не оставила ей выбора, кроме как убивать старушек. Даже возненавиденный всеми Абделатиф Кешиш показывает нам торжество женской плоти (и ягодиц). Кто-то из журналистов считает, что это никакая не объективация, а наоборот, воспевание женщины-богини и ее свободной натуры. Мать-одиночка Элис в исполнении Эмили Бичем («Малыш Джо») разрывается между научной работой, посвященной цветам, которые ей как дети, и сыном-подростком. Настолько, что отказывается замечать, что с ее детьми что-то не так. (Так вот за что ей дали приз!) Сибил в «Соблазне» Жюстин Трие собирает себя по кусочкам после отношений с токсичным бойфрендом. Ну и, конечно, «Портрет молодой женщины в огне» Селин Скьяммы — радикальная для XVIII века история любви двух девушек, художницы и богатой невесты, ясно показывающая, как далеко женщины шагнули вперед в своих возможностях сегодня. Поэтому и приз за сценарий.

Ноэми Мерлан, Селин Скьямма и Адель Энель / Фото: Надежда Вознесенская для КиноПоиска

В этом потоке социальных проблем, воспоминаний и прекрасных дам потерялись два робких голоса о смелости одного человека, который своим поступком может изменить ход истории или же проявить мужество, отказавшись делать то, что считает неправильным. На эту тему высказались Марко Беллоккьо с «Предателем» (история члена сицилийской мафии Томмазо Бушетты, согласившегося сотрудничать со следствием) и Терренс Малик с «Тайной жизнью» (рассказ о Франце Егерштеттере, отказавшемся служить в гитлеровской армии и получившем смертный приговор). Примечательно, что обе картины основаны на реальных событиях. Но не они сегодня главное в искусстве.

Социальные проблемы мира во всем многообразии, показанные живо, интересно и ярко, — вот что волнует Канны сегодня и заводит его на поле Берлинского кинофестиваля, который считается самым социально ориентированным. Два фильма, получившие спецприз жюри, отлично отражают эту тенденцию. «Отверженные» Ладжа Ли — прямолинейная бесхитростная драма о жизни самого бедного района Парижа — Монфермея, того самого, где разворачивалось и действие одноименного романа Гюго. Режиссер показывает протест униженных и оскорбленных земляков практически в документальной манере, заставляя нас максимально пугаться происходящему на экране. В противовес ему — ярчайший бразильский «Бакурау» (у нас — пока что «Козодои»), в котором лихо смешаны местные традиции, мифы, социальные проблемы региона и противостояние внешней агрессии мира. Снято все это максимально изобретательно. От социальной драмы про жизнь маленькой деревушки Бакурау картина переходит к боевику про американских психопатов, устроивших сафари на людей, но получивших жесточайший отпор от жителей деревни. Метафора прямая, но красочная.

«Бакурау»

И как тут не вспомнить VR-проект Иньярриту «Кровь и песок», который он презентовал в Каннах несколько лет назад. Зрители могли на собственной шкуре испытать то, через что проходят мексиканские мигранты в попытке пересечь границу США. Так что решение жюри, пусть президент и настаивал на абсолютной анонимности голосования, можно было предсказать.

Сон Кан-хо и Пон Джун-хо / Фото: Надежда Вознесенская для Кинопоиска

Но вот что важно. «Паразиты» — фильм, который был выбран лучшим вообще всеми. Впервые, кажется, мнение и жюри, и критиков, и зрителей совпало так единогласно. На премьере «Паразитам» устроили стоячие овации на 15 минут. И местная, и международная пресса поставила фильму в своих рейтингах высшие оценки. В это кино влюбились сразу же. Потому что в нем есть все, о чем так ратовал Иньярриту: и важная общественная проблема, и прекрасный киноязык, и тот самый новый голос. Пон Джун-хо в своей картине никого не обвиняет и не бичует, не ставит оценок и уж точно не делает лобовых атак режиссерской мыслью. Его история — о том, что паразитом может стать каждый из нас, и, несмотря на все ужасные поступки, мы все равно заслуживаем сочувствия. При всей игре с жанрами (очень искусной!) «Паразиты» — очень зрительское кино, и тем прекраснее, что в конкурсе самого заумного, ангажированного, патриархального фестиваля мира победила именно такая картина.

Впервые в истории фестиваля Золотая пальмовая ветвь досталась корейскому фильму — и впервые в его истории (как минимум новейшей) победитель пришел в пресс-центр пообщаться с журналистами. Режиссер Пон Джун-хо и актер Сон Кан-хо позируют с наградой. / Фото: Ольга Белик

У России на 72-м Каннском фестивали были свои интересы и итоги. В основном конкурсе, к сожалению, не было ни одной нашей картины, зато во второй по значимости программе «Особый взгляд» — сразу две: «Дылда» Кантемира Балагова и «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой. Поговаривают, что «Дылду» рассматривали для основного конкурса, но в последний момент отборочная комиссия предпочла взять французские картины. Но обиженными мы не остались: Балагов получил сразу два приза за свою вторую картину. Жюри «Особого взгляда» во главе с Надин Лабаки отдало ему награду за режиссуру, а международная ассоциация кинокритиков ФИПРЕССИ — свой Приз в этой программе. История двух фронтовых подруг, пытающихся справиться с мирной жизнью в разрушенном Ленинграде, «Дылда» уступила главную награду программы бразильской драме «Невидим

www.kinopoisk.ru

17 фильмов, которые мы ждем на Каннском фестивале — Статьи на КиноПоиске

С 14 по 25 мая на Лазурном Берегу будет традиционное столпотворение звезд, журналистов, прокатчиков и просто любителей кино. Каннский фестиваль в этом году вновь не показывает в конкурсе фильмы Netflix («Раны» Бабака Анвари в «Двухнедельнике режиссеров» не в счет), зато в его программе есть девятый фильм Квентина Тарантино, который специально доделывал картину к смотру, а в жюри — автор комиксов и режиссер Энки Билал. Возглавляет судейскую команду мексиканец Алехандро Гонсалес Иньярриту, чей фильм принес долгожданный «Оскар» Леонардо ДиКаприо, нынешнему участнику конкурса (возможно, актеру достанется и «Золотая пальмовая ветвь»?).

В основном конкурсе 20 фильмов. Фильм открытия сражается за награду, а вот закрывающая смотр картина в конкурсе не участвует. И вообще категория «Фильм закрытия» фестивалем ликвидирована. Теперь это просто «Последний показ», отсылка к фильму Питера Богдановича «Последний киносеанс» и к песне Эдди Митчелл. Российское кино в этот раз пролетело мимо главного конкурса, зато в программе «Особый взгляд» сразу два фильма и существенный шанс на победу.

Мы отобрали 17 фильмов из основных программ и спецпоказов, на которые стоит обратить внимание.

«Мертвые не умирают», режиссер Джим Джармуш

Основной конкурс

Картина, которая откроет фестиваль, рассказывает о нашествии зомби в провинциальном американском городке Центрвилле; ему противостоят сотрудники полиции и выжившие горожане. В кадре — Билл Мюррей, Адам Драйвер, Дэнни Гловер, Хлоя Севиньи, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес, Калеб Лэндри Джонс, музыканты RZA, Игги Поп и Том Уэйтс. Зомби, по Джармушу, и после смерти обожают те же вещи, что доставляли им радость при жизни — например, кофе и шардоне (и сигареты, не сомневаемся). Для режиссера это восьмое хождение в Канны за наградой: в прошлый раз он участвовал в конкурсе с фильмом «Патерсон», главную роль в котором сыграл все тот же Драйвер, а в секции «Полуночный показ» демонстрировал документалку «Gimme Danger. История Игги и The Stooges». В 2005 году Джармуш получил Гран-при за «Сломанные цветы» с Биллом Мюрреем, и вот теперь и Билл, и Адам, и даже Игги собрались в одном фильме и конкурсе. Зомби-апокалипсис нынче в моде. Возможно, жюри оценит его по достоинству.

Фильм выйдет в российский прокат 11 июля.

«Однажды… в Голливуде», режиссер Квентин Тарантино

Основной конкурс

Девятый фильм Тарантино едва не пролетел мимо конкурса: режиссер не успевал доделать монтаж к объявлению первой части программы, но поднажал и успел. История сериального вестерн-актера Рика Далтона и его дублера Клиффа Бута списана с рабочей дружбы Берта Рейнолдса и его дублера Хэла Нидэма и усилена реальными персонажами и событиями. Так, в фильме появятся Брюс Ли, Роман Полански и Шэрон Тейт, Чарльз Мэнсон и его «девочки». Тарантино красочно покажет, что творилось в Голливуде в 1969 году. Концентрация звезд у него еще сильнее, чем у Джармуша: помимо долгожданного тандема Брэда Питта и Леонардо ДиКаприо, мы увидим Марго Робби, Эмиля Хирша, Дэмиана Льюиса, Курта Рассела, Аль Пачино и Люка Перри, для которого фильм Тарантино стал последним в карьере. То есть нас ждет одна из самых звездных премьер фестиваля, даже если представлять картину приедут только Питт, Лео и Марго. Сам Тарантино неоднократно признавался, что хочет вернуться в каннский конкурс спустя 25 лет после триумфа «Криминального чтива» в 1994 году, и вот мечта сбылась. Возможно, в честь такого юбилея режиссер не уедет без призов.

Фильм выйдет в российский прокат 8 августа.

«Дылда», режиссер Кантемир Балагов

«Особый взгляд»

Вторая работа молодого режиссера начинает свой жизненный путь точно так же, как и первая — с каннского конкурса. В 2017 году его «Теснота» также участвовала в программе «Особый взгляд», была одним из кандидатов на главный приз, но получила награду ФИПРЕССИ. Тем не менее в 2018 году Балагов вошел в состав жюри «Особого взгляда», а в этом году его фильм — в конкурсе программы. «Дылда», спродюсированная Александром Роднянским, — история о двух молодых девушках, которые в 1945 году вернулись с фронта в Ленинград. И героини, и все вокруг пытаются начать новую мирную жизнь на руинах. Сам режиссер определил тему фильма как «Война не заканчивается в момент прекращения огня и продолжает убивать». Посмотрим, как сильно впечатлит это жюри во главе с Надин Лабаки, чей «Капернаум», история никому не нужных детей в послевоенном Ливане, получила в прошлом году в Каннах две награды — приз жюри и приз экуменического жюри.

«Однажды в Трубчевске», режиссер Лариса Садилова 

«Особый взгляд»

Конкурентка Балагова, 55-летняя Садилова не новичок в кино: на ее счету шесть остросоциальных картин. Сделав перерыв после мелодрамы «Она» 2013 года, режиссер возвращается с историей провинциального городка. В Трубчевске все как на ладони, ни от кого ничего не скроешь, особенно роман на стороне. Героям придется выбирать — строить жизнь с новыми возлюбленными или вернуться в семью. И все это под присмотром общественности. Для Садиловой это будет первое участие в Каннском кинофестивале.

«Боль и слава», режиссер Педро Альмодовар

Основной конкурс

Педро Альмодовар — частый гость Канн. В конкурсе его фильмы участвовали шесть раз, у двух — «Возвращения» и «Все о моей матери» — есть награды фестиваля. В 2016 году Педро привозил в Канны «Джульетту» (уехал с пустыми руками), в 2017-м «жюрил» основной конкурс, а в 2019-м привезет свой новый фильм с любимыми и постоянными актерами Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус. Первый сыграл у Альмодовара уже восемь раз, вторая — шесть, и обоим Педро дал отличное начало актерской карьеры. На этот раз удивительным образом актеры играют мать и сына — удалось такое потому, что действие разворачивается в разное время. «Боль и слава» — вымышленная история о режиссере Сальвадоре Малло (Бандерас), который переживает творческий кризис и вспоминает о прошлом, своих отношениях с матерью (Крус), о первой любви, о творчестве и смерти. Фильм охватывает 1960—1980-е годы, а также наши дни, в которые Малло и рефлексирует о пустоте, заполнившей его личность. Критики уже увидели перекличку с «8 с половиной» Феллини. Что примечательно, картина вышла в испанский прокат, но по условиям фестиваля национальный прокат не помеха мировой премьере на смотре.

Фильм выйдет в российский прокат 12 июня.

«Паразиты», режиссер Пон Джун-хо

Основной конкурс

Один из самых известных южнокорейских режиссеров возвращается в конкурс после скандала с «Окчей» в 2017 году. Картина была снята для Netflix, и тогда-то против ее участия и бастовали французские кинотеатры. Пон Джун-хо взорвал миру мозг еще в 2013 году, выпустив «Сквозь снег» с Крисом Эвансом и Тильдой Суинтон — антиутопию о постапокалиптическом поезде, пассажиры которого занимают вагоны согласно классовому положению. Затем была «Окча» — социальное высказывание, замаскированное под историю слишком большого поросенка и его маленькой хозяйки. Новый фильм режиссера также посвящен социалочке: семья безработных бездельников хочет улучшить свою жизнь за счет другой богатой семьи. Способ выбирается не самый традиционный, и это все, что известно о сюжете. Ну, разве что Джун-хо уверил, что в картине не будет никаких инопланетян и паразитов в прямом смысле слова. Это, разумеется, метафора. «Людям из разных слоев общества нелегко дается жизнь в одном пространстве. Все больше случаев в этом грустном мире, когда человеческие отношения, построенные на сосуществовании и симбиозе, не клеятся, и одна группа людей переходит в паразитическую зависимость от другой — так объясняет идею режиссер.

Фильм выйдет в российский прокат 4 июля.

«Матиас и Максим», режиссер Ксавье Долан

Основной конкурс

Канадец Долан — активный участник фестиваля. Наград у него четыре: «Я убил свою маму» 2009 года (приз Regards Jeune), «Мамочка» 2014 года (приз жюри) и «Это всего лишь конец света» 2016 года (Гран-при жюри и приз экуменического жюри). Свой англоязычный дебют «Смерь и жизнь Джона Ф. Донована» режиссер показывать в Каннах не рискнул, отдал в Торонто и оказался прав: на родине картину, конечно, не распяли, но вежливо разобрали на составляющие и пожелали дальнейших успехов. Долан — парень чувствительный. Именно он активнее всех сокрушался, что пресса смотрит фильмы раньше премьерных показов и затем разносит их в соцсетя

www.kinopoisk.ru

Фильмы Каннского кинофестиваля-2019, которые можно посмотреть

Публикуем полезный список для тех, кто следил за Каннами-2019: когда и какие фильмы будут доступны для российского зрителя (из того, что известно на данный момент).

«Рокетмен» («Rocketman»), реж. Декстер Флетчер

Специальный внеконкурсный показ Канн-2019

Музыкальный байопик с поющим актером Тэроном Эджертоном по мотивам жизни и песен Элтона Джона, на ура принятый каннской публикой и неизбежно сравнимый с «Богемской рапсодией», потому что фильм снял тот же режиссер Декстер Флетчер, который завершал кино о группе Queen. Подробнее — в рецензии Станислава Зельвенского.

В российском прокате: с 6 июня («Централ партнершип»)

«Боль и слава» («Dolor y gloria»), реж. Педро Альмодовар

«Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую мужскую роль (Антонио Бандерас), приз за лучший саундтрек

Лучший за долгие годы фильм Альмодовара о любви и кино, очень автобиографично подводящий промежуточные итоги карьеры режиссера. Антонио Бандерас убедительно скопировал повадки своего мастера, за что получил заслуженный приз. Рецензия Станислава Зельвенского.

Специальный показ Каннского кинофестиваля

Концентрированный кинематограф Виндинга Рефна с неоном, насилием и элегией криминальному Лос-Анджелесу, растянутый на 14 часов запойного смотрения, потому что все серии разом выходят на «Амазоне». В Каннах показали 4-ю и 5-ю серию, но и из них стало понятно, что на замороченный стиль Виндинга Рефна можно смотреть с любого момента.

Во всем мире: 14 июня (Amazon Prime Video)

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

Приз за лучшую режиссуру и приз FIPRESCI в секции «Особый взгляд»

Второй фильм автора «Тесноты» о болезненных отношениях двух подруг, вернувшихся с фронта в послевоенный Ленинград. Вывернутый цветом наружу свежий взгляд на последствия войны, весьма молчаливо снимающий завесу замалчивания о женском посттравматическом синдроме после Великой Отечественной. Подробности в рецензии на «Дылду».

«Паразиты» («Gisaengchung»), реж. Пон Чжун Хо

Лучший фильм основного конкурса — «Золотая пальмовая ветвь»

Триумфатор фестиваля, который одновременно набрал большинство баллов у критиков и покорил жюри Канн-2019 (то, что в прошлом году не удалось другому корейскому фавориту — «Пылающему»). Будем надеяться еще и на зрительский успех, так как это довольно резвое кино, заигрывающее и жанрами вроде хоррора, комедии и триллера. Рецензия Станислава Зельвенского.

В российском прокате: с 4 июля («ПРОвзгляд»)

«Соблазн» («Sibyl»), реж. Жюстин Трие

Из основного конкурса Канн-2019

Симпатичная французская трагикомедия от режиссера «В постели с Викторией» с той же Виржини Эфира в главной роли: теперь она психоаналитик, которая начинает писать роман и пристально следить за своей пациенткой-актрисой (Адель Экзаркопулос). Но в актерском плане всех убирает Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна», которая здесь играет женщину-режиссера.

«Мертвые не умирают» («The Dead Donʼt Die»), реж. Джим Джармуш

Фильм открытия и участник основного конкурса

То ли мертворожденный, то ли животрепещущий проект Джармуша о том, как куча звезд медленно убивает ходячих мертвецов, ищущих плоть, вайфай и кофе. На словах все звучит смешно, на экране — спорно. Подробности в рецензии Станиcлава Зельвенского.

«Гив ми либерти» («Give Me Liberty»), реж. Кирилл Михановский

Из программы «Двухнедельник режиссеров»

Фильм американца русского происхождения Кирилла Михановского, приехавшего в Канны из программы «Сандэнса». Место действия — маленький город в Висконсине и охваченный бунтом черный квартал. Герой — парень из русской семьи, который принципиально не говорит по-русски и работает водителем в социальном центре с людьми с инвалидностью. Манера съемок и игры почти документальная. Подробнее — в репортаже «Кино ТВ».

«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in Hollywood»), реж. Квентин Тарантино

Приз за лучшую собачью роль — Palm Dog — питбулю по кличке Брэнди

Самый ожидаемый фильм фестиваля для зрителей, которые из всей каннской программы слышали только фамилию Тарантино, но жюри обделило картину наградами, если не считать побочный приз в виде ошейника для собаки. Тем не менее это большое событие для голливудского кино, очень личное кино для скучающего по былым временам Тарантино и лучший из возможных мужских дуэтов Леонардо Ди Каприо и Бреда Питта. Полноценная рецензия здесь.

«Малышка зомби» («Zombi Child»), реж. Бертран Бонелло

Из программы «Двухнедельник режиссеров»

Зомби-ответ Джармушу из программы «Двухнедельник режиссеров» от французского режиссера Бертрана Бонелло («Ноктюрама»). Гаитянская девочка в парижском пансионате рассказывает своим друзьям, как в Гаити в 1960-х один человек вернулся из мертвых. Теперь ее одноклассники решат повторить этот обряд.

«Портрет молодой женщины в огне» («Portrait de la jeune fille en feu»), реж. Селин Сьямма

Приз за лучший сценарий в основном конкурсе, «Квир-пальма» Каннского фестиваля

Броское костюмированное кино, красиво воспевающее дорогие сердцу режиссера отношения художницы и ее музы (Адель Энель в главной роли). Помимо того, что это красиво и мастеровито, многим эта драма женских отношений полюбилась и по феминистской линии.

В российском прокате: в октябре («ПРОвзгляд»)

«Матиас и Максим» («Matthias & Maxime»), реж. Ксавье Долан

Из основного конкурса Канн-2019

Буксующий на прежних темах Долана (отношения с мамой, гендерная флюидность) фильм о квебекских парнях, которые снимали поцелуй для короткометражки, но вдруг поняли, что чувства были настоящими. Сам Ксавье Долан снова в главной роли.

В российском прокате: в ноябре 2019-го («Русский репортаж»)

«Свистуны» («The Whistlers»), реж. Корнелиу Порумбою

Из основного конкурса Канн-2019

Киноманский прыжок в сторону Хичкока и старого нуара от одного из самых лучших румынских режиссеров. Детектив приезжает на Канарские острова, где ему предстоит выучить местный свистящий диалект, чтобы противостоять мафии.

В российском прокате: в декабре 2019-го («Русский репортаж»)

«Вечный свет» («Lux Aeterna»), реж. Гаспар Ноэ

Специальный полуночный сеанс Канн-2019

50-минутный эксперимент Гаспара Ноэ для Saint Laurent о ведьмах, творчестве и прочих неприятностях, о которых болтают актрисы Беатрис Далль («Что ни день, то неприятности») и Шарлотта Генсбур («Антихрист») прямо на вымышленной съемочной площадке.

В российском прокате: релиз в 2019 году (A-One Films)

«Маленький Джо» («Little Joe»), реж. Джессика Хауснер

«Серебряная пальмовая ветвь» за лучшую женскую роль (Эмили Бичем), приз за лучший саундтрек

Похожий на одну из серий «Черного зеркала» англоязычный хоррор австрийки Джессики Хауснер («Лурд»). Эмили Бичем и Бен Уишоу играют ботаников, которые вырастили красные цветы, способные воздействовать на гормоны радости у людей. Но вскоре выясняется, что цветы этим не ограничиваются, а хотят поработить хозяев.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Рубэ, свет» («Roubaix, une lumière»), реж. Арно Деплешен

Из основного конкурса Канн-2019

Социальная полицейская драма, неслучайно похожая на сериал: режиссер вдохновлялся телепередачей, где расследовали реальное жуткое дело из 2002-го: две девушки-наркоманки убили старушку. В роли одной из девушек — Леа Сейду.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Жаль, что мы вас не застали» («Sorry We Missed You»), реж. Кен Лоуч

Из основного конкурса Канн-2019

Британец Кен Лоуч, живой классик социально ответственного реализма, дважды победитель Каннского фестиваля, снял кино о мужчине из Ньюкасла, который, устав сидеть без работы, устраивается развозить посылки в службу доставки. Идейный, гуманистический и замечательный фильм о проблемах на границе семья — государство, как всегда у Лоуча.

В российском прокате: релиз в 2019 году (Russian World Vision)

«Семейный отдых» («Frankie»), реж. Айра Сакс

Из основного конкурса Канн-2019

Снятый в красивейшем португальском городе Синтра размеренный и отпускной фильм со звездами — Изабель Юппер, Брендан Глисон, Жереми Ренье, Мариса Томей, Паскаль Греггори и Грег Киннир играют кучку родственников и друзей, которые тихонько ругаются. Американский инди-режиссер Айра Сакс («Маленькие мужчины») впервые снял фильм за пределами США и впервые попал в Канны, но не особо сошел за нового Вуди Аллена.

В российском прокате: релиз в 2019 году (WDSSPR)

«Комната-2012» («Chambre 212»), реж. Кристоф Оноре

Лучшая женская роль в секции «Особый взгляд» — Кьяра Мастроянни

Женщина после 20 лет брака уходит от мужа, переезжает в номер отеля 212 и начинает кутить с молодыми французами, которые болтают, курят, занимаются сексом и снова курят, — так выглядит новый фильм француза Кристофа Оноре («Все песни только о любви»). Актриса Кьяра Мастроянни (да, дочь Марчелло Мастроянни и Катрин Денев) взяла актерский приз за эту роль.

В российском прокате: релиз в 2019 году («ПРОвзгляд»)

«Виварий» («Vivarium»), реж. Лоркан Финнеган

Приз фонда Гана в рамках «Недели критики»

В секции «Неделя критики» внезапно побывала фантастика с Джесси Айзенбергом и Имоджен Путс в роли молодой пары, которую инфернальный агент по недвижимости заманивает в потусторонний лабиринт. Социальный хоррор, доводящий до абсурда родительские и жилищные страхи молодоженов.

В российском прокате: в январе 2020-го (Russian World Vision)

Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

daily.afisha.ru

Какие фильмы попали в конкурсную программу

Директор фестиваля Тьерри Фремо сказал, что фильм Квентина Тарантино пока что находится на монтажном столе, поэтому никто не может с точностью сказать, успеет ли режиссер привезти «Однажды в Голливуде» в Канны, но в ближайшее время программа пополнится еще несколькими лентами. Имена членов жюри объявят до 1-го мая.

Конкурсная программа:

«Мертвые не умирают», реж. Джим Джармуш

«Боль и слава», реж. Педро Альмодовар

«Предатель», реж. Марко Беллоккьо

«Ахмед», реж. братья Дарденн

«Roubaix, une lumière», реж. Арно Деплешен

«Радегунд», реж. Терренс Малик

«Матиас и Максим», реж. Ксавье Долан

«Озеро диких гусей», реж. Дяо Инань

«Паразит», реж. Пон Джун-Хо

«Атлантика», реж. Мати Диоп

«Маленький Джо», реж. Джессика Хауснер

«Простите, мы вас не застали», реж. Кен Лоуч

«Отверженные», реж. Ладж Ли

«Bacarau», реж. Клебер Мендонса Филью

«The Whistlers», реж. Корнелиу Порумбойю

«Френки», реж. Айра Сакс

«Портрет юной девушки в огне», реж. Селин Скьямма

«Должно быть это рай», реж. Элиа Сулейман

«Сибил», реж. Жюстин Трие

Внеконкурсная программа

«Рокетмен», реж. Декстер Флетчер (показ откроет Элтон Джон)

«Слишком стар, чтобы умереть молодым», реж. Николас Виндинг Рефн

«Лучшие годы жизни», реж. Клод Лелуш

«Марадона», реж. Азиф Кападиа

«Прекрасная эпоха», режиссер Николя Бедос

Особый взгляд:

«Дылда», реж. Кантемир Балагов

«Жанна Д’Арк», реж. Брюно Дюмон

«Невидимая жизнь», реж. Карим Айнуз

«Ласточки Кабула», реж. Забу Брайтман и Элеа Гоббе-Мевелек

«Жена моего брата», реж. Монья Шокри

«Подъем», реж. Майкл Анджело Ковино

La part du feu, реж. Оливер Лакс

«Камерная музыка», реж. Кристоф Оноре

«Порт-Аторити», реж. Даниэль Лессовиц

«Папича», реж. Муния Меддур Жанс

«Адам», реж. Марьям Тузани

Juo ren mi mi, реж. Миди Зед

«Свобода», реж. Альберт Серра

«Бык», реж. Энни Силверштейн

EVGE, реж. Нариман Алиев

«Лето Чанша», реж. Зу Фэн

www.film.ru