Картина художник поцелуй – Климт, Густав. Густав Климт — живопись, картины художника («Поцелуй», «Древо жизни», «Три возраста женщины» и т.д.)*. Все картины художника

Содержание

самая знаменитая работа Густава Климта: philologist — LiveJournal



Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Галерея Бельведер, Вена. Фрагмент

Картина Густава Климта (1862-1918), известная, наверное, каждому человеку; самая прославленная из всех работ художника – это «Поцелуй». Она создана в 1907-1908 годах, моделью послужила Эмилия Флёге. Климт сделал несколько авторских копий своего «Поцелуя».

Как известно, «Бог – в деталях» (девиз научного метода Аби Варбурга (1866-1929): «Der liebe Gott steckt im Detail»). Благодаря Google Arts & Culture детали можно познавать с гигапиксельной тщательностью.


2.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

Все изображения кликабельны.

3.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

4.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

5.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

6.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

7.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

8.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

9.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

10.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

11.

Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908. Бельведер, Вена. Фрагмент. Google Art

12.

Gustav Klimt (1862-1918). The Kiss /Der Kuß. 1907-1908. Oil on canvas. 180 × 180 cm. Austrian Gallery Belvedere. Upper Belvedere. Google Art. Source. Original (7376 x 7401)

В ГМИИ им. А.С. Пушкина с 10 октября 2017 года по по 14 января 2018 открыта выставка графических работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918): Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена). На выставке – около 100 листов: 47 работ Густава Климта и 49 – Эгона Шиле.

Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

О чем молчит «Поцелуй» Густава Климта? — Digital-журнал The Mood

Золотой фон, цветочный орнамент, откровенный эротизм, — картины австрийского художника Густава Климта невозможно не узнать.  В 1908 году Климт дописал свой знаменитый «Поцелуй». Рассказываем, о чем молчит картина, и почему «Поцелуй» — шедевр, ставший самым узнаваемым произведением художника.

Густав Климт. Поцелуй.  1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена

Густав Климт является одним из крупнейших представителей австрийского модерна (он был одним из основателей и президентом Венского сецессиона — сообщества художников-новаторов).  Картина «Поцелуй»(Der Kuß) (1907–1908)  относится к «золотому периоду» творчества Климта (золотого с точки зрения его плодотворности, а также использования в картинах большого количества сусального золота): в ней и отголоски византийской иконы, и витиеватые линии и цветочные принты в стиле Ар-нуво (модерн на французский манер). И не спроста, в это время художник активно увлекается декоративным искусством.

Фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель

«Поцелуй» — наверное, самая целомудренная картина художника.  Большинство его произведений — ню («Данная», «Золотые рыбки»), в начале 20 века Густава Климта даже обвиняли в чрезмерной откровенности и хотели выдворить из страны. Но «Поцелуй», помимо своей скромности, отличается и от других картин художника, посвященных возлюбленным (взять хотя бы фризу «Древо жизни»). На ней изображены мужчина и женщина, и только с первого взгляда может показаться, что это всепоглощающая и страстная любовь. На первоначальном эскизе действительно изображены влюбленные, стоящие на краю обрыва, однако итоговый вариант выглядит иначе.

Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена

Женщина находится в подчиненном положении, она стоит на коленях, упираясь кончиками пальцев в землю, ее ноги окутаны вьюном, будто оковами, а жесты очень двусмысленны и напряжены: пальцы на руках сжаты, будто сопротивляются, а лицо отвернуто (что уже не очень похоже на искреннюю любовь). Мужчина же выглядит старше женщины, у него заостренные и грубые черты лица, кроме того, его движения вполне уверенны (он крепко сжимает подбородок женщины). Такая двусмысленность наталкивает на мысль, что поцелуй не был добровольным или, как минимум, не был в радость. Такая интерпретация  картины имеет место быть, поскольку в начале 20 века ситуация, когда молодая девушка находится «в подчинении» у богатого, уже далеко не молодого мужчины, была достаточно распространенной.

Тем не менее, «Поцелуй» стал настоящим шедевром. В нем соединены все самые характерные для творчества Климта техники, его мастерство, новаторство и скрытый смысл.

Что посмотреть? 

  1. Фильм «Климт» (2005) — история страсти Климта к Лиа де Кастро, его борьбы за творческую независимость, его близкая дружба со знаменитым художником Эгоном Шиле и платонические отношения художника с Эмили Флеге, протянувшиеся через всю его жизнь.
  2.  Фильм «Женщина в золотом» (2015) —  историческая драма про потомков Густава Климта: история Марии Альтман (1916-2011), которая много лет вела судебные тяжбы против правительства Австрии за возвращение семейных реликвий, отнятых нацистами.

Женщины, любовь и золото Густава Климта

Густав Климт родился в 1862 году в одном из районов Вены, находящемся на опушке знаменитого Венского леса, в семье художника-гравёра и ювелира (это тот редкий случай, когда «обязательные» сведения о родителях и вправду важны). Интересен тот факт, что оба брата выдающегося художника выбрали ту же стезю. Получив первые навыки рисования от отца, Густав отправился учиться в не слишком престижное художественно-ремесленное училище, где пошёл по направлению архитектурной живописи. Окончив училище, Густав не стал строить из себя бунтаря-творца и принялся работать по специальности, занимаясь в основном оформительской деятельностью. Его кисти принадлежат фрески в театрах Карловых Вар, Риеки, Райхенберга (для некоторых театров Климт рисовал и эскизы занавесов).

Несмотря на то, что прославился мастер другими полотнами, его оформительская живопись ценится зрителями и критиками не меньше прославленных холстов, подобные случаи в истории можно пересчитать по пальцам (из сравнимых по масштабу на ум приходит только Диего Ривера). Долгое время существуя за счёт коммерческих заказов, Климт не позволит себе сфальшивить даже здесь и речь идёт не только о работе оформителем, но о создании внушительной серии портретов австрийской богемы. По ним можно заметить, как формируется новый стиль художника: сохраняя покуда «классические» черты лица и пропорции тела, Климт постепенно заменяет, видоизменяет фон на свой лад; оттуда «пожар» фантазии перебрасывается на одежду, чтобы вплотную подобраться к самому сокровенному…

gustav klimt kartini 7
Клоун на ярмарочной сцене (Роспись для Бургтеатра, Вена) (1892)

Одной из важных вех в творчестве художника стала работа над оформлением столичного Художественно-исторического музея. В 1988 году художник получает императорский «Золотой крест», а в 1892 году, после смерти отца, на его плечи ложится забота о семье. В это же время Густав начинает вырабатывать свой «фирменный» неповторимый стиль. В 1897 году Климт становится президентом Венского сецессиона – художественного объединения, не имевшего манифеста и объединённого лишь общим желанием развивать новые стили, проводить художественный обмен с художниками других стран и продвигать творчество членов объединения. В этот период Климт создаёт ряд пейзажей, ставших впоследствии классическими.

Пейзажи Климта близки к импрессионистским вещам Моне, но при этом изящная детальность полотен возведена здесь в абсолют («Цветущие маки»). Мазки становятся меньше и, если зритель расфокусирует взгляд, полотно рискует рассыпаться на крошечные «пиксели» краски, это же, впрочем, и добавляет картинам жизни, как будто лёгкий ветерок заставляет дрожать траву и листья деревьев вокруг смотрящего. Может показаться, что кто-то разобрал абсурдистские брызги Поллока и, собрав их, как кубик Рубика, получил эффект, которого чуть позже и в несколько ином решении добьётся Клее, когда множество разрозненных на первый взгляд несущественных элементов и создают самое картину. Безусловно Климт далёк от абстракционизма и сюрреализма, но необычайная техника мастера заставляет искать столь же необычные сравнения. Некоторые полотна («Сад с распятием у коттеджа») по постимпрессионистскому накалу близки, например, Гогену, а иные («Две девушки с олеандром») даже к прерафаэлитам. Чувствуете масштаб разброса? К слову, карандашные наброски мастера («Лежащая полуобнаженная с лицом, наполовину закрытым рукой») вполне можно назвать работами предвосхитившими появление Шиле.

gustav klimt kartini 1 20


Цветущие маки (1907)

Климт вообще был художником ищущим. Если взять ранние его работы, сложно будет представить, что рисовал их и полотна знаменитого «Золотого периода» один и тот же человек. Впрочем, и «в золоте» художник не планировал задерживаться слишком долго – идти дальше помешала не старому ещё Климту смерть. Классическое построение фигур, привычная композиция, «традиционные» сюжеты, свойственные ему в начале карьеры, отошли со временем на второй план. Но именно работа оформителя, судя по всему, оказала большое влияние на формирование мастера. Разделение переднего и заднего плана с последующим «размытием» последнего (причина этого кроется не в лени художника, а в выделении таким образом происходящего на переднем плане) является очень характерным для Климта.

Наиболее очевидным это становится, когда «в кадре» появляется человеческая фигура – художник тут же забывает о происходящем на заднем плане. Природа – жизнь и поэтому интересует Климта, но женщина для него является высшим воплощением жизни – именно поэтому на полотнах так редки мужские фигуры. Мир Климта – греческий театр наоборот, где все роли (как положительные, так и отрицательные) отведены женщинам. Женщина – продолжательница рода и дарительница любви, она же смерть, но смерть не печальная и жестокая, а закономерная и непредвзятая.

Обнажённая натура у мастера в поздний период творчества очень часта, за что Климт был неоднократно порицаем всеми: обществом, властями, клерикалами. Упрёки эти откровенно смешны и дело тут вовсе не в том, что современному зрителю подобный уровень «эротики», как слону дробина и не в извечной апелляции к «Микеланджело тоже рисовал обнажённую натуру!». Только слепой не разглядит сквозь наготу женщин Климта чувственность, далёкую от нарочитой похоти. Спокойствие, романтизм, открытость его героинь не могут выглядеть непристойно даже в монастыре. (Справедливости ради всё же стоит отметить, что в карандашных набросках художник порой шёл гораздо дальше).  Также стоит сказать несколько слов о женских типажах мастера: их много, и они разные. Есть соблазнительницы «в самом соку», есть скромницы. Блондинки соседствуют с брюнетками и рыженькими. Худоба сменяется полнотой. Объединяет их одно: неидеальность. Абсолютная красота тревожит и отталкивает, заставляет высматривать изъян, но Климт был художником истинной красоты: непропорциональной, ассиметричной, натуральной.

gustav klimt kartini 1 2
Бетховен Фриз, Враждебные силы (Фрагмент) (1902)

Несмотря на признание, мастера не могли не задевать постоянные преследования и на одной из картин с очередной «обнажёнкой» Климт оставил для противников цитату из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло». При создании аллегорических произведений, таких как «Бетховенский фриз» (монументальная роспись, занявшая три стены суммарной длиной более 34 метров) женское тело у мастера становится отображением характера: неумеренность оборачивается ожирением, смерть – худобой и так далее. Самым же «колоссальным» проявлением страсти и похоти в этой серии является… поцелуй, который потом перекочует в одноимённую картину, сделавшую Климта классиком.

Здесь-то самое время перейти к «Золотому периоду». Как вы помните, отец художника был ювелиром и этот факт так и просится, чтобы его увязали с необычным материалом, которым будет оперировать его прославленный сын много лет спустя. «Золотой период» называется так не только из-за творческого расцвета автора или изобилия на полотнах солнечных оттенков, но из-за использования в оформлении работ настоящего сусального золота. Это момент триумфа и признания, последний творческий пик, который успел покорить Климт. «Поцелуй», «Юдифь», «Адель Блох-Бауэр» — картины эти в прямом и переносном смысле стали золотом мировой живописи, а Густав Климт вместе с ними обрёл статус выдающегося самобытного художника.

gustav klimt kartini
Адель Блох-Бауэр I (1907)

gustav klimt kartini 3
Три возраста женщины (1905)

gustav klimt kartini 2
Поцелуй (1907-1908)

gustav klimt kartini 4
Даная (1907-1908)

gustav klimt kartini 5
Две девушки с олеандром (1890)

gustav klimt kartini 6
Девственницы (1913)

gustav klimt kartini 10
Театр Шекспира (Роспись потолка Бургтеатра в Вене) (Неизвестно)

gustav klimt kartini 8
Младенец (Колыбель) (1917-1918)

gustav klimt kartini 11
Шуберт за пианино (1899)

gustav klimt kartini 9
Смерть и Жизнь (1911-1915)

gustav klimt kartini 1
Аллея в парке дворца КаммерГустав (1912)

gustav klimt kartini 1 3
Большой тополь II (Надвигающаяся гроза) (1903)

gustav klimt kartini 1 5
Водяные змеи II (1904)

gustav klimt kartini 1 4
Буковая роща I (1902)

gustav klimt kartini 1 6
Девушка с веером (1917)

gustav klimt kartini 1 7
Дорожка в саду с курами (1916)

gustav klimt kartini 1 8
Жизнь в бою — Золотой рыцарь (1903)

gustav klimt kartini 1 9
Коровы в хлеву ( 1899)

gustav klimt kartini 1 10
Лесной склон в Унтерах-ам-АттерзеГустав (1916)

gustav klimt kartini 1 12
Надежда II (1908)

gustav klimt kartini 1 13
Озеро Аттерзее (1900)

gustav klimt kartini 1 14
Подсолнух (1907)

gustav klimt kartini 1 11
Мальчезине на озере Гарда (1913)

gustav klimt kartini 1 15
Портрет Амалии Цукеркандль (1918)

gustav klimt kartini 1 17
Сад с распятием у коттеджа (1911)

gustav klimt kartini 1 16
Портрет Фритцы Ридлер (1906)

gustav klimt kartini 1 19
Утро на пруду в парке дворца Каммер (1899)

gustav klimt kartini 1 21
Церковь в Кассоне (1913)

gustav klimt kartini 1 22
Эскиз росписи театрального занавеса в Карлсбаде (Карловы Вары) (1886)

gustav klimt kartini 4Адам и Ева (1917-1918)

gustav klimt kartini 2
Аллегория скульптуры (1889)

gustav klimt kartini 2 2
Дама в шляпе и боа из перьев (1909)

gustav klimt kartini 2 4
Древо жизни (фрагмент для фриза дворца Стоклед) (1905)

gustav klimt kartini 2 5
Египетское искусство (Роспись для музея истории искусства в Вене, левая половина) (Неизвестно)

gustav klimt kartini 2 6
Женский портрет (Миссис Хейман) (1894)

gustav klimt kartini 2 7
Лежащая полуобнаженная с лицом, наполовину закрытым рукой (Эскиз для Невесты) (1917)

gustav klimt kartini 2 3
Дама с муфтой  (1916)

gustav klimt kartini 2 8
Пан, утешающий Психею (Фрагмент росписи для галереи Бельведер, Вена) (1892)

gustav klimt kartini 2 9
Портрет Иоганны Штауде (1917)

gustav klimt kartini 3 2
Портрет Эмилии Флёге (1893)

gustav klimt kartini 3 3
Портрет Эрмине Галлии (1903)

gustav klimt kartini 3 4
Стоклет фриз. Ожидание (1905)

gustav klimt kartini 3
Портрет Евгении Примавеси (1913)

Чувственная красота. Густав Климт «Поцелуй»

Чувственная красота. Густав Климт «Поцелуй»

Известный всему миру шедевр «Поцелуй» можно назвать апофеозом чувственности и настоящим символом любви, нежности и одновременно страсти. Сколько загадок таит этот шедевр? Какие истории он нам может поведать?

«Я никогда не писал автопортретов»…

Чувственная красота. Густав Климт «Поцелуй»И правда — Густав Климт известен нам в первую очередь как певец женской красоты. А поначалу казалось, что судьба приготовила для него совсем иное предназначение.

Он родился в семье художника, но его отец Эрнст Климт был гравером и ювелиром. Казалось, что по этой же стезе пойдет и сын. И поначалу так и было — Густав Климт обучался архитектурной живописи и следовал принципам академизма. Он оформлял здания придворного театра в Хофбурге и Художественно-исторического музея, его работы высоко ценились, однако…

Однако именно Климт в какой-то момент стал одним из лидеров австрийского модерна. «Венский сецессион», активным членом которого он был, боролся с буржуазным искусством, стремился расширить границы творчества, провозглашал свободу для художников. Постепенно более свободной, раскованной становилась и манера самого Климта. Он словно посвятил себя служению Женщине, женственности, красоте и эротике. Многие его полотна словно дышат страстью, и конечно, они поражали современников непривычной эстетикой.

«Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины»

Картина «Поцелуй» была написана в 1907-1908 годах, когда уже сложился стиль Климта. Про него иногда говорят, что он очаровывал и шокировал одновременно. Он показывал такие стороны человеческого естества, о которых говорить было не принято. Какими были люди на его полотнах? Красивыми и одержимыми страстями. Бросающими вызов миру.

Красивая легенда создания «Поцелуя».

Будто бы заказал ее Климту некий граф, который попросил изобразить на полотне его и его возлюбленную, слившимися в поцелуе. Возлюбленная не позировала Климту, он видел лишь ее портрет в медальоне. Однако красота девушки так впечатлила художника, что он не смог «отдать» героине картины поцелуй графа. Томимый ревностью, Климт изобразил на картине лишь ожидание поцелуя, лишь его предвкушение.

На самом деле эта история больше походит на миф. Серьезные исследователи полагают, что в мужской фигуре Климт воплотил собственный образ, однако что делать со словами художника о том, что он никогда не рисовал автопортретов? Как бы то ни было, мужская фигура выглядит надежной, словно закрывающей свою спутницу от всех невзгод.

Кто же та женщина, фигура которой и сегодня поражает своей чувственностью и одновременно целомудренностью?

Не исключено, что это Эмилия Флеге, австрийский модельер, с которой Климта связывали долгие годы отношений. Впервые Эмилия увидела Климта еще юной девушкой, когда художник рисовал портрет ее и ее сестер. После она стала брать у него уроки рисования, которые продолжались около шести лет. Потом она позировала ему… Мучилась от его постоянных измен… Ждала предложения выйти замуж, но дождалась его слишком поздно, когда ей уже не хотелось выходить за Климта, долгие годы изводившего ее своими чудачествами.

Чувственная красота. Густав Климт «Поцелуй»

Лицо женщины на картине действительно похоже на лицо Эмилии. А вот руки… Вполне возможно, что руки героини картины «Поцелуй» принадлежат Адели Блох-Бауэр (многие полагают что и лицо тоже ее). Адель некоторое время была возлюбленной Климта. Узнав об этом, ее муж заказал художнику портрет жены, работа над которым продолжалась целых 4 года. За это время чувства угасли, а нам осталась великолепная картина «Золотая Адель». Что ж, не исключено, что черты и этой возлюбленной были воплощены на полотне.

«Поцелуй» — это последняя картина Золотого периода Климта. Словно отдавая дань своему отцу, он украшал картины сусальным золотом, уделяя много внимания оформляющим фигуры орнаментам.

Надо сказать, что сколько ни ругали Климта современники за выраженный эротизм его картин, «Поцелуй» всегда пользовался успехом у критиков. Ни одного отрицательного отзыва в адрес картины не было, она является национальным достоянием Австрии и в свое время была выкуплена музеем за рекордную сумму. Быть может, тот накал чувств и та тонкая красота отношений мужчины и женщины, которая воплощена на картине, тронула каждого. Трогает она и до сих пор.

Климт, Густав — Википедия

Гу́став Климт (нем. Gustav Klimt; 14 июля 1862, Баумгартен, Австрийская империя — 6 февраля 1918, Вена, Австро-Венгрия) — широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Главным предметом его живописи было женское тело, и большинство его работ отличает откровенный эротизм.

Детство и образование[править | править код]

Густав Климт родился в венском предместье Баумгартен в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта, был вторым из семи детей — троих мальчиков и четырёх девочек[4]. Отец Климта был выходцем из Богемии и гравёром по золоту, мать, Анна Климт, урождённая Финстер, пыталась, но не смогла стать музыкантом. Большую часть своего детства Климт провёл в бедности, так как экономическая ситуация в стране была тяжёлой, и его родители не имели постоянной работы. Все трое сыновей Эрнеста Климта стали художниками.

Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года — в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности (преподаватели Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер), в которое в 1877 году поступил и его брат Эрнст. Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Образцом для него в этот период был художник исторического жанра Ганс Макарт. В отличие от многих других молодых художников, Климт согласился с принципами консервативного академического образования. С 1880 года Густав, его брат Эрнст и их друг художник Франц Мач работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах (городах австро-венгерской провинции). В 1885 году они работали над оформлением венского здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. В 1888 году Климт получил награду от императора Франца Иосифа — «Золотой крест» за заслуги в искусстве. Он стал также почётным членом Мюнхенского и Венского университетов.

В 1892 году отец и брат Эрнст умерли, и на Густава легла финансовая ответственность за семью. Кроме того, эти события наложили отпечаток на его художественные взгляды, и в скором времени он начал развивать глубоко индивидуальный стиль. В начале 1890-х годов художник встретил Эмилию Флёге, которая, несмотря на его отношения с другими женщинами, оставалась его спутницей до конца дней[5].

Венский сецессион[править | править код]

Климт в 1897 году стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона и журнала «Ver Sacrum» (Весна Священная), издаваемого группой. Он оставался в группе до 1908 года. Изначально целями Сецессиона были устройство выставок для молодых художников, пишущих в необычном стиле, привлечение лучших работ зарубежных художников в Вену, и популяризация работ членов группы путём издания журнала[6]. У группы не было манифеста, и она не пыталась выработать единый стиль: в ней сосуществовали натуралисты, реалисты и символисты. Правительство поддержало их усилия и сдало им в аренду участок городской земли для постройки выставочного зала. Символом группы была Афина Паллада, символ правосудия, мудрости и искусства.

С начала 1890-х годов Климт ежегодно отдыхал вместе с семьёй Флёге на озере Аттерзе и написал там множество пейзажей. Пейзажный жанр был единственной нефигуративной живописью, интересовавшей Климта. По стилю пейзажи Климта похожи на его изображения фигур, они содержат те же элементы дизайна. Пейзажи Аттерзее настолько удачно вложены в плоскость полотна, что иногда предполагают, что Климт рассматривал их в телескоп[7].

В 1894 году Климт получил заказ на создание трёх картин для украшения потолка большого актового зала главного здания Венского университета на Рингштрассе. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической». Климт преобразил традиционные аллегории и символы в новый язык, с большим ударением на эротику, и потому более раздражающий консервативных зрителей. Недовольство высказывали все круги — политические, эстетические и религиозные. В результате картины не были выставлены в главном здании университета. Это был последний публичный заказ, который художник согласился выполнить. После этого картины приобрёл меценат Август Ледерер. В 1930-е годы нацистские власти национализировали ледереровскую коллекцию работ Климта. В конце войны эти работы перевезли во дворец Иммерхоф, но в 1945 году в эту местность вошли союзнические силы, и отступающие войска СС подожгли замок. Картины погибли. Всё, что сегодня имеется, — это разрозненные предварительные наброски, чёрно-белые снимки трёх картин плохого качества и одна цветная фотография Гигеи из «Медицины». Её сверкающие золотые и красные краски дают представление о том, сколь мощно выглядели эти три утраченные произведения искусства.

Картиной «Обнажённая истина» (1899) Климт продолжил вызов общественности. Обнажённая рыжая женщина держит зеркало истины, над которым помещена цитата из Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим — зло».[8]

В 1902 году Климт завершил Бетховенский фриз для 14-й выставки Сецессиона. Фриз представлял собой часть памятника композитору и содержал также монументальную раскрашенную скульптуру работы Макса Клингера. Фриз предназначался только для выставки и был выполнен непосредственно на стене нестойкими материалами. После выставки фриз был сохранён, хотя и не выставлялся больше до 1986 года.

«Золотой период»[править | править код]

Копия картины Юдифь I, автор неизвестен

«Золотой период» творчества Климта отмечен позитивной реакцией критики и является самым успешным для Климта. Название периода происходит от позолоты, использованной во многих работах художника, начиная с «Дворца Афины» (1898) и «Юдифи» (1901), но наиболее известной его работой этого периода является «Поцелуй» (1907—1908). Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. В это же время он увлёкся декоративным искусством в стиле ар-нуво. В 1904 году он с группой художников получил заказ на отделку дворца Стокле, принадлежавшего бельгийскому промышленнику Адольфу Стокле и ставшему одним из известнейших памятников ар-нуво. Климту принадлежат детали украшений столовой, которые он сам относил к своим лучшим декоративным произведениям[9]. Между 1907 и 1909 годами Климт выполнил пять портретов женщин, одетых в меха.

Климт вёл довольно простой образ жизни, работал в собственном доме, посвящал всё время живописи (в том числе движению Сецессиона) и семье, и не состоял в дружеских отношениях с другими художниками. Он был достаточно знаменит для того, чтобы получать много частных заказов, и имел возможности выбирать из них то, что было ему интересно. Как и Роден, Климт использовал мифологию и аллегорию для маскировки своей глубоко эротической натуры, и его рисунки часто выдают чисто сексуальный интерес к женщинам. Как правило, его модели соглашались позировать в любых сколь угодно эротических положениях; многие из них были проститутками.

Климт очень мало писал о своем ви́дении искусства или своих методах. Он не вёл дневника и посылал Флёге открытки. В сочинении «Комментарий на несуществующий автопортрет» он утверждает: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины… Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днём с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины.»[10].

Личная жизнь[править | править код]

Густав Климт никогда не был женат, но у него были многочисленные романы. Ему приписывают от трёх до сорока внебрачных детей[11]. Так, например, австрийский кинорежиссёр и кинооператор Густав Учицки утверждал, что он был сыном Климта.

По мнению биографов, в его наиболее длительных и близких отношениях с женщинами секс, возможно, вообще отсутствовал.

Климт познакомился с Эмилией Флёге в начале 1890-х гг., когда её сестра Хелен вышла замуж за Эрнста, брата художника. После смерти Эрнста Хелен вернулась в родительский дом вместе с дочкой, опекуном которой был назначен Густав.

В 1904 году три сестры Флёге основали дом моды и стали ведущими венскими кутюрье. Адаптируя парижские моды к местным вкусам и создавая собственные модели, сёстры одевали самых элегантных и богатых женщин Австрии. Климт внёс свой вклад в модели Флёге и помог декорировать зал для демонстраций.

Постепенно Эмилия и Густав стали неразлучны — по крайней мере, в делах. Многие биографы и эксперты сомневаются в том, что у них был роман. Эмилия гордилась своей современностью, в личной жизни никто ей был не указ, и Климт, вероятно, относился к ней как к равной ему личности.

Они были настолько близки, что последними словами сражённого инсультом Климта были: «Пошлите за Эмилией».

Последние годы[править | править код]

В 1911 году картина Климта «Жизнь и смерть» получила приз на Всемирной выставке в Риме. В 1915 году умерла его мать.

6 февраля 1918 года Густав Климт умер в Вене от пневмонии, перенеся перед этим инсульт. Он был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене. Множество картин остались незаконченными.

В качестве объектов изображения Климт предпочитал женщин. Если в его картине оказывался мужчина, то его лицо обычно скрыто или спрятано.

Так например, в «Поцелуе», самой прославленной работе художника, мужчина склонился над женщиной, и его лицо повернуто прочь от зрителя, когда он прижимается губами к её щеке. Женщина, наклонив голову под неестественно прямым углом, кажется, теряет сознание в его объятиях. Обе фигуры, одетые в золото, стоят на коленях среди цветов.

Многие современные критики, особенно искусствоведы-феминистки, критикуют манеру Климта изображать женщин как пассивный объект мужского желания; они отмечают, что мужчина в «Поцелуе» доминирует над женщиной, вынужденной жаться к нему в поисках опоры.[источник не указан 631 день]

С 1910 года Климт начал отходить от перегруженного декоративностью стиля. На втором портрете Адели Блох-Бауэр, написанном в 1912 году, экстравагантного золота уже нет; теперь Климту важнее цвет: облачённая в белое Адель изображена на фоне синих, зелёных и розовых цветовых пятен. Но Климту не хватило времени выработать новый стиль — разразилась Первая мировая война, а 6 февраля 1918 года он умер.

В 2006 году состоялась премьера фильма «Климт» о жизни художника, режиссёр Рауль Руис, в главной роли Джон Малкович. Фильм получил приз Федерации киноклубов России как лучший фильм основной конкурсной программы XXVIII Московского международного кинофестиваля[12].

В 2009 году в Австрии состоялась премьера мюзикла «Густав Климт», в котором роль Климта исполнил Андре Бауэр, а Эмилию Флёге сыграла Сабине Найберш. С 1 сентября по 7 октября 2012 года состоялась венская премьера мюзикла.

Образ Климта представлен также в фильмах «Малер на кушетке» и «Невеста ветра».

«Женщина в золотом» — фильм 2015 года. История Марии Альтманн, которая пытается добиться справедливости: вернуть ценности, отобранные у её семьи нацистами несколько десятилетий назад. Среди культурного достояния женщины известная картина Густава Климта «Портрет Адели Блох-Бауэр», которую иногда называют «Золотая Адель».

  • Сто тридцать пять миллионов долларов США было заплачено на аукционе в 2006 году за «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году[13].
  • В открывающей и закрывающей композиции аниме — сериала Мамору Канбэ «Эльфийская песнь» главные герои сериала предстают перед зрителем в стилизованном виде картин Густава Климта «Поцелуй», «Объятия», «Три возраста женщины», «Портрет Адели Блох-Бауэр I», «Водяные змеи I», «Водяные змеи II», «Даная».
  • В детском мультсериале «Мия и я» дизайн одежды персонажей вдохновлён картинами Климта. Прямым намёком создателей сериала является картина «Поцелуй» в комнате главной героини (2-й сезон)
  • Чао, Адель. Вена, февраль 2006

  • Юдифь II. 1901. Галерея современного искусства, Венеция
  • Золотые рыбки. 1901—1902. Частная коллекция, Швейцария
  • Надежда II (1907—08), Галерея современного искусства, Нью-Йорк
  • Водяные змеи I (1904—1907)

  • Водяные змеи II (1904—1907)

  • Подруги. 1916—1917 (Галерея Вельц, Зальцбург). Уничтожена пожаром в 1945
  • Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945

  • Портрет Сони Книпс, 1898
  • Mäda Eugenia Primavesi (1913–14)

  • Аллея в Шлосс Каммер Парке, 1912, Галерея Бельведер, Вена

  • Березовая роща, 1903

  • Яблоня I, 1912

  • Дома в Унтерахе близ Аттерзее, 1916

  • Мастурбирующая женщина (Мастурбация), 1916

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Панно в столовой дворца Стокле. Ожидание, 1904—1910

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Панно в столовой дворца Стокле

  • Густав Климт, 1862—1918 [Альбом] / Авт. текста Ж. Нере; Пер.с англ. Е. Калмыкова. — Кёльн: Taschen, Арт-Родник, 2000.
  • Густав Климт [Альбом] / Авт. текста М. Кини. — М.: Белый город, 1998.
  • Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М.. 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2. — С. 200—206.
  • Густав Климт. — М.: Эксмо, 2012. — (Подарочные Издания. Шедевры графики в эксклюзивном оформлении)
  • Салфеллнер Г. Климт. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях. — Прага: Виталис, 2018. — ISBN 978-3-89919-552-1.
  1. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 Gustav Klimt
  3. 1 2 Gustav Klimt — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  4. Fliedl G. — 1994. — P. 230.
  5. Collins J. Klimt: Modernism In The Making. — Harry N. Abrams, 2001. — P. 99. — ISBN 978-0-88884-718-8.
  6. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.69.
  7. ↑ Anselm Wagner: «Klimt’s Landscapes and the Telescope», Gustav Klimt Landscapes, pages 161—171. Prestel, 2002.
  8. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.52.
  9. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p.103
  10. ↑ Frank Whitford, Klimt, Thames and Hudson, 1990. p. 18.
  11. ↑ Ланди Э. «Тайная жизнь великих художников», М. 2011, ISBN 978-5-98697-228-2. стр.203
  12. ↑ Московский Международный Кинофестиваль / 2006 / 28-й Фестиваль Архивная копия от 2 июля 2011 на Wayback Machine — FilmFestivals.ru.
  13. Ланди Э. Тайная жизнь великих художников. — М., 2011. — ISBN 978-5-98697-228-2. — С. 200.

Поцелуй (картина) — это… Что такое Поцелуй (картина)?

«Поцелуй» (1907—1908) — картина австрийского художника Густава Климта.

Аура поцелуя

Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» в том числе, связана не в последнюю очередь с применением художником золота в качестве цвета. Золото с незапамятных времён вызывает магические, религиозные ассоциации в равной мере с чувством материальной ценности, значимости.

Толика этой ценности и ослепительное сияние, исходящего от золота, тесно соединяются с содержанием картины. Ценность картины как бы освещает её смысл. Стилистические свойства этого периода, характеризующиеся сокращением глубины пространства и орнаментальной плоскостью изображения, подчёркивают значение самого изображения и пространства на картине. Аура полотна и его завораживающая красота выражают, с одной стороны, его «ценность», с другой же представляют влюблённую пару как символ беззаботного эротического счастья.

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые. Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов. Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

Картина часто описывалась критиками как «Союз» с указанием на орнаментальную символику одеяний мужчины и женщины. Однако сама символика опровергает это название: мужчине соответствуют, характерные его полу «жесткие» формы, прямоугольные бело-черно-серые поля, тогда как женщине «мягкие» формы, цветочные, пёстрые округлые элементы. Поэтому, хотя они и соединены посредством золотого одеяния, фона и объятия в единое целое, они все же отличаются друг от друга орнаментом. Однако эта разница является чисто символической и практически исчезает на фоне общей орнаментализации картины.

Ореол, окружающий слившихся воедино в поцелуе, определяется мужчиной, который своей спиной формирует его очертание. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь — фаллическим. Подобные, более очевидные формы художник использовал в своих «Бетховенских Фризах». Этому главному символу мужского достоинства соответствует набыченный вирилитет мужчины. От него исходит вся энергия полотна. Это он обхватил своими руками голову женщины и повернул её к себе, чтобы поцеловать в щёку. В противоположность мужчине, женщина изображена на картине в пассивной роли. Она стоит преклонив колени — явный символ подчинённости.

Фрагмент

Интересные факты

  • Некоторые исследователи считают, что на картине изображён сам художник со своей возлюбленной Эмилией Флёге.
  • Экскиз картины использовался как оформление опенинга аниме сериала Elfen Lied. [1]

См. также

Литература

  • Gottfried Fliedl Gustav Klimt : 1862-1918 : the world in female form. — Köln: Benedikt Taschen, 1994. — 239 с. — ISBN 3-8228-0290-5
  • Wendy Beckett, Patricia Wright Sister Wendy’s 1000 Masterpieces. — London: Dorling Kindersley Limited, 1999. — С. 241. — 512 с. — ISBN 0-7894-4603-0

Ссылки

  1. Эльфийская песнь

Поцелуй как произведение искусства: 10 лучших примеров


Картина Жан-Леона Жерома «Пигмалион и Галатея» написана в 1890 году. На ней скульптор целует ожившую статую из слоновой кости, которая ожила благодаря его молитвам. Согласно древнегреческому мифу, Пигмалион был царем острова Кипр, сын Бела и Анхинои. Он высек из слоновой кости статую и полюбил её. Дарил ей подарки, одевал в дорогие одежды, но статуя продолжала оставаться статуей, а любовь безответной. Во время праздника, посвящённого Афродите, Пигмалион обратился к богине с мольбой дать ему жену столь же прекрасную, как и выполненная им скульптура. Осмелиться попросить оживить холодное изваяние Пигмалион не решился. Тронутая такой любовью, Афродита оживила статую, которая стала женой Пигмалиона.


Шедевр Анри де Тулуз-Лотрека «В постели: поцелуй» написан в 1892 году. На картине две целующиеся женщины. По легенде художник рисовал с натуры в одном из парижских борделей. После того, как он закончил работу, он якобы сказал: «Это лучше, чем ничего. Это само воплощение чувственной радости».



Одна из самых известных скульптур Огюста Родена «Поцелуй, повествующая о трагической любви знатной итальянской дамы к младшему брату своего мужа. Франческа да Римини стала одним из вечных образов в европейской культуре. Застигнув любовников на месте преступления, муж заколол обоих. Таким образом, в скульптуре, губы влюбленных никогда не соприкоснуться.


Эротический шедевр Густава Климта «Kiss» изображает пару, которая обнимается и образует по совместному контору форму полового члена. Как считают многие исследователи творчества художника, на картине изображен сам Климт и его рыжеволосая любовница Эмилия Флеге. Работа принадлежит к «золотому периоду» творчества Климта.


Фотография Ман Рея, сделанная в 1922-ом году. Снимок получен с помощью хитростей в фотолаборатории. Тени лиц, рук и едва уловимого поцелуя переплетаются причудливым рисунком на фотографии. Увлекательный образ подтверждает одно из любимых высказываний фотографа: «Я не фотографию мир вокруг меня. Я фотографию свои видения».


Марк Шагал и его жена Белла беспечно плавают в состоянии романтической блаженства во время поцелуя.


Скульптура франко-румынского ваятеля Константина Бранкузи под названием «Поцелуй» предлагает символическую интерпретацию Куба Гармонии Любвии. Две половинки — мужчина и женщина — сливаются в одно целое и образуют совершенную по мнению скульптора форму.


Сюрреалистический шедевр Рене Магритта «Влюбленные» написан в 1928 году. Некоторые искусствоведы считают, что это визуальное воплощение старой как мир идеи о том, что «любовь слепа». Любовь никогда не предполагает абсолютного познания того, кого мы любим. Люди, которых мы знаем и любим очень давно, все равно остаются тайной для нас.


Пожирающие друг друга в похотливых объятиях — рисунок Пабло Пикассо написанный в 1967-ом году, который показывает страсть, выходящую далеко за пределы спальни. Работа была нарисована художником спонтанно незадолго до 86-летия. Удивительно как в таком преклонном возрасте гений продолжал чувствовать радость жизни в таких откровенных поцелуях-лобзаниях.


Рой Лихтенштейн написал несколько версий объятий семейной пары, но «Kiss V» с 1964 года является самой популярной. В картине чувствуется, что паре предстоит долгая разлука и это возможно их последний поцелуй, поэтому в нем чувствуется столько много любви.