Йоко Оно: между банальностью и гениальностью
28/12/2021
Джон Леннон называл ее «самым известным из неизвестных художников», поклонники The Beatles утверждали, что она разрушила группу, а Энди Уорхол считал ее банальной – все это об одной из самых известных авангардисток Йоко Оно. За свою 60-летнюю карьеру она сумела пройти длинный путь от никому неизвестной художницы до иконы концептуализма. Дискуссии по поводу художественной ценности ее работ и влиянии на американский авангардизм не утихают и сегодня.
Родилась будущая художница в семье японского банкира 18 января 1933 года. Отец работал в Сан-Франциско, поэтому Йоко с матерью время от времени переезжали в США, а затем возвращались обратно. В возрасте 20 лет она поступает в колледж Сары Лоуренс, где изучает литературу и музыку в течение следующих нескольких лет. В 23 года Йоко выходит замуж за музыканта Тоси Итиянаги, благодаря связям которого она знакомиться с американскими авангардистами. К сожалению, ее причудливые перформансы не встречают понимания среди людей искусства, но Йоко не унывает. Творческие неудачи последующих лет плохо сказались на ее психическом здоровье. Это стало причиной ее насильственного возвращения в Японию в 1962 году и дальнейшего пребывания в психиатрической клинике. К тому времени Оно все же успела получила небольшую популярность и первых поклонников. Одним из них был музыкант Энтони Кокс. Ради спасения Оно он приехал в Токио, где оказывал ей психологическую поддержку. После выписки они уехали в Нью-Йорк и поженились. Новый муж стал продюсером художницы и с этого момента ее карьера начинает идти вверх.
Знакомство с Джоном Ленноном
Будучи непоследовательной и импульсивной Оно не могла долго находиться в одних отношениях. Уже в 1966 году она знакомиться с известным «битлом» Джоном Ленноном и у них начинается роман. Официальная история гласит, что знакомство произошло во время выставки, где художница презентовала один из своих перформансов. Леннон взобрался с увеличительным стеклом по стремянке, чтобы рассмотреть написанные там слова и увидел «Да». На этом же перформансе он заметил доску и захотел забить в нее гвоздь. Художница ему предложила заплатить 5 шиллингов за «право стать первым». Стороны сошлись на том, что музыкант вобьет воображаемый гвоздь и заплатит за это воображаемые шиллинги. После первой встречи Оно преследовала Леннона и даже прислала ему разбитую чашку, облитую красной краской. Такой поступок, вероятно, произвел на него впечатление, после чего он расстался с женой и начал новые отношения. Замужество для художницы стало пропуском в мир американских деятелей искусства первой величины. С этих пор ее творчество обретает долгожданную популярность.
Йоко Оно и Джон Леннон. Фотографии © kumparan.com
К сожалению, для Леннона это знакомство не было удачным. Ее вмешательство во внутренние дела The Beatles стало одной из причин их распада в 1970 году. Жизнь с новой женой также не принесла музыканту спокойствия. В 1973 году Оно сводит Леннона с их помощницей Мэй Пэнг и отправляет их на отдых. Причиной расставания было ее нежелание ехать с мужем в Великобританию. Уже в 1975 году они сходятся вновь и живут вместе до его убийства в 1980 году. После смерти мужа Йоко продолжает творческую карьеру, проводит выставки по всему миру, перформансы, пишет картины и музыку. В 80-х годах она выпускает альбом «Starpeace», название которого было придумано в противовес рэйгановской системе вооружения «Starwars». Один из синглов «Hell in Paradise» даже достиг высоких позиций в американских чартах. В 2007 году большую популярность получил альбом «Walking on Thin Ice» с клубными ремиксами песен Pet Shop Boys, Orange Factory, Peter Rauhofer, и Danny Tenaglia.
Творчество, которого нет
Йоко Оно в полной мере реализовала в своих работах главный тезис концептуализма: важна идея, а не результат ее воплощения. Иногда она рисовала картины и даже писала книги, но их художественная ценность всегда была спорной. Рисунки не восхищали зрителя техникой, а в книгах не было даже отдаленного намека на повествование. Все это могло быть создано человеком без специального образования и таланта. Из-за этого критики не упускали возможности с насмешкой предположить, что концептуализм приглянулся Йоко потому что в нем не так важно, что ты умеешь делать руками. Неизвестно, были ли они правы, но ее стихией в искусстве были перформансы и инсталляции. Одной из первых она сумела оценить их потенциал и начала использовать для борьбы со стереотипами мышления. Некоторые перформансы носили откровенно провокационный и скандальный характер, что с одной стороны давало возможность донести до аудитории смелые идеи, а с другой – быстро обрести популярность. Подлинные мотивы деятельности художницы остаются неизвестными, поэтому одна из ее книг неплохо продается даже спустя 50 лет после выхода в тираж.
Самые известные работы
1. «Дерево желаний»
Постоянная интерактивная инсталляция была представлена общественности в 2007 году в вашингтонском Музее Хиршхорна и скульптурном саду. Художница вырастила дерево и предложила посетителям привязывать к веткам дерева листки бумаги с написанными желаниями. По утверждениям создателя инсталляции все исполниться, а сами листочки будут использованы в проекте Imagine Peace Tower в Рейкьявике. После начала коронавирусного кризиса была открыта онлайн-версия инсталляции и все желающие получили возможность публиковать свои желания в интернете через Instagram. После этого в соцсети появилось огромное количество фотографий с желаниями.
2. «Война закончилась (если ты этого хочешь)»
Работа, посвященная антивоенной тематике, была выставлена в Сиднее в 2013 году. Название перформанса повторяет лозунг «Война закончилась!», размещенный на билбордах в разных городах мира в 1969 году. В качестве экспонатов были использованы старые входные двери, символизирующие разрушения, вызванные войной. На антивоенную направленность акции также намекали беспорядочные граффити на стенах, выполненные черной краской.
3. «В постели за мир»
Перформанс был проведен Оно и Ленноном в 1969 году против войны во Вьетнаме. Таким необычным образом молодожены отпраздновали свадьбу и в очередной раз акцентировали внимание на проблемах войны и мира. В техническом плане мероприятие не отличалось от других работ Йоко особой изощренностью. Молодожены протестовали 7 дней в Амстердаме, а позже повторили все в монреальском отеле «Королева Елизавета».
«В постели за мир» Йоко Оно и Джон Леннон. Фотографии © zirki.info
Эта акция наравне с другими подобными акциями и протестами усилила давление общества на правительство. В результате чего в 1973 году американские войска отправились назад в США.
4. «Грейпфрут: книга инструкций и рисунков»
Одна из самых популярных работ художницы, получившая позже статус образца концептуального искусства. Это книга с разнообразными инструкциями, написанными в форме повеления. Все фразы лишены практического смысла и не могут быть выполненными. Впервые книга была опубликована в 1964 году тиражом 500 экземпляров, после чего неоднократно переиздавалась. В 2013 году было опубликовано продолжение под названием «Желудь» со схожим по форме содержанием.
5. «Ты здесь»
Первая совместная выставка Оно и Леннона состоялась в Лондоне в 1968 году. На ней в небо было выпущено 365 белых воздушных шаров. В момент запуска Леннон произнес фразу: Я объявляю эти воздушные шары высокими». К ним были прикреплены пустые ярлыки с названием галереи, на которых, по замыслу организаторов, лондонцы должны были написать сообщения и принести их назад в галерею. Взамен от Леннона они получали значок и письмо со следующим посланием: «Дорогой друг, большое спасибо за то, что написали и отправили мне мой воздушный шарик. Я отправляю вам значок, чтобы напомнить вам, что вы здесь. С любовью, Джон Леннон». Большинство ответов было доброжелательными, но были также сообщения оскорбительного характера.
6. «Свет: зажгите спичку и наблюдайте за тем, как она гаснет»
Один из первых задокументированных перформансов авангардистки состоялся в 1955 году. Его суть была предельно проста: Оно зажгла спичку, а затем наблюдала, как она горит, пока та не погасла. Смысл мероприятия заключался в демонстрации зрителям новых граней искусства, выходящих за рамки классических представлений о формах и видах творчества. Перформанс был проведен в то время, когда имя художницы еще не было известно широкой аудитории, поэтому особого общественного резонанса он не вызвал. Простота действия позже использовалась в качестве аргумента для критики.
7. «Bag Piece»
Еще один знаменитый перформанс был проведен в 1964 году. Посетителям галереи предлагали укрыться в большом черном мешке с другим человеком на несколько минут, в течение которых они могли заниматься чем угодно. Организаторы не предъявляли никаких требований к посетителям ни по возрасту, ни по полу, ни по цвету кожи.
«Bag Piece» Йоко Оно. Фотографии © pinterest.com
Таким образом Оно стремилась продемонстрировать важность отказа от шовинистических и расистских взглядов на человека.
Жизнь – это движение
В феврале 2021 года художнице исполнилось 88 лет. Несмотря на солидный возраст, она излучает уверенность и желание творить. В начале 2021 года американский журнал Rolling Stones сообщил о запуске Йоко Оно и Дженой Хендрикс нового музыкального канала. На нем меломаны имеют возможность увидеть редкие записи концертов и документальных фильмов, а также интересные премьеры и другие мероприятия из мира музыки. На девятом десятке лет художница продолжает вести активную жизнь и творить в свойственной ей манере. Прошло уже почти 60 лет с момента первого известного перформанса, но критики до сих пор не могут сойтись во мнении, можно ли назвать это искусством.
Искусствовед KyivGallery
Чем знаменита Йоко Оно: пацифизм, перформансы и альбом без музыки
Герои
Йоко Оно
© Ben A. Pruchnie/Getty Images
Автор Оля Степанян
15 октября 2019
В Московском музее современного искусства открылась выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» — масштабный проект, рассказывающий о заслугах художницы в области концептуального искусства. «РБК Стиль» вспомнил самые яркие из них.
О Йоко Оно зачастую говорят в неразрывной связи с Джоном Ленноном, хотя к моменту знакомства с участником The Beatles в 1968 году она уже была далеко не безызвестной художницей, видной участницей хэппенинг-движения «Флюксус». В 1966-м Оно вместе с концептуалистом Джоном Лэтэмом и Густавом Мецгером, создателем концепции саморазрушающегося искусства, сожгли башни, выстроенные из книг, рядом с Британским музеем — мол, основы искусства должны сгореть. На последующем симпозиуме, организованном Мецгером, у каждого участника «Флюксуса» была задача по разрушению себя: Йоко Оно предлагала гостям ткнуть в нее ножницами. А год спустя художница запечатлела пятые точки 365 друзей, музыкантов и художников для видеопроекта «Ягодицы» — скучать без рокового «битла» не приходилось.
Перформанс Йоко Оно “Отрежь”, 1964, концертный зал Carnegie Recital Hall, Нью-Йорк. 25 марта, 1965
© Minoru Niizuma ©Yoko Ono
Встретились два одиночества, кстати, на выставке Йоко в лондонской Indica Gallery, знаковом для художников и перформансистов 60-х годов месте. Леннон сначала откусил кусок яблока, лежавшего на постаменте, а затем взобрался на инсталляцию «Картина на потолке», разглядел в лупе слово «да» и, приняв его за безусловный знак вселенной, заговорил с автором инсталляции. Музыкант пожелал забить гвоздь в предназначенный для этого холст, но, так как выставка официально открывалась только на следующий день, Йоко попросила за этот «нежелательный жест» пять шиллингов. Джон талантливо выкрутился: забил воображаемый гвоздь и пообещал расплатиться воображаемыми деньгами. Так Леннон оказался идеальным зрителем искусства Йоко: оно как раз требует непосредственного участия, а не отстраненного наблюдения. А может и самым успешным ее арт-проектом (художница творчески подошла даже к расколу первого брака возлюбленного: например, прислала его жене Синтии разбитую «окровавленную» чашку собственного производства) и, совершенно точно, — надежным соавтором. Их первым совместным детищем стал записанный за одну ночь студийный альбом Unfinished Music No. 1: Two Virgins без музыки, но с набором шумов, стонов и криков (вы наверняка помните знаменитую обложку, для которой пара позировала абсолютно голой).
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Брак с «битлом» принес художнице долгожданную славу, какой не смогли обеспечить предыдущие избранники — японский композитор Тоси Итиянаги и американский кинопродюсер и арт-промоутер Энтони Кокс.
© Keystone/Hulton Archive/Getty Images
А Йоко вместе с Джоном, Джорджем Харрисоном и Ринго Старром запела сама — получилась группа Plastic Ono Band с вокалом, продиктованным влиянием театра кабуки и опер австрийского композитора Альбана Берга. Студийные альбомы Fly (1971) и Approximately Infinite Universe (1972) были признаны образцами передового рока. В 1980-м, за неделю до трагической гибели Леннона, семейная пара представила хитовый альбом Double Fantasy — пластинку года по версии Grammy.
Вдовой Оно продолжила музицирования и, помимо прочих, записала альбомы Season of Glass (1981) (трибьют Леннону), Walking On Thin Ice (1981) и Between My Head and the Sky (2009), для которого воскресили Plastic Ono Band. Йоко также написала мюзикл New York Rock, поставленный в 1994 году на Бродвее.
Вместе с тем продолжался путь Оно-художницы. В 1989 году Музей американского искусства Уитни в Нью-Йорке представил ретроспективу работ Йоко: для выставки она отлила в бронзе свои ранние концептуальные произведения. В 2009-м она удостоилась «Золотого льва» на 53-й Венецианской биеннале как «важнейшая художница нашего времени». А самая известная серия работ Йоко «Инструкции» — тексты с указанием действий или объекты, с которыми публика должна взаимодействовать, — благодаря XIV Международному фестивалю-школе современного искусства «Территория» доехала и до Москвы. Выставка «Йоко Оно. Небо всегда ясное» проходит в Московском музее современного искусства с 15 октября по 24 ноября 2019 года.
5 самых знаковых работ Йоко Оно
Искусство
Alexxa Gotthardt
26 октября 2019 г., 20:00
Японская художница и музыкант Йоко Оно сидит в выкрашенной в белый цвет половине спальни под названием Half-a-Room 900 Half-a-Memory», галерея Lisson, Лондон, 1968. Фото Роджера Джонса/Keystone Features/Getty Images.
В 1971 году в Village Voice была размещена реклама выставки под названием «Музей современного [F]искусства». Подзаголовок гласил: «Йоко Оно — шоу одной женщины».
В ответ многие посетители отправились в MoMA в поисках дерзких работ Йоко Оно; к тому времени она приобрела множество поклонников благодаря своей авангардной практике концептуального искусства и браку с Джоном Ленноном из «Битлз». Но когда люди пришли в музей, работ Оно нигде не было. Вместо этого музей прикрепил вырезку из рекламы к своей кассе вместе с объявлением: «ЗДЕСЬ , А НЕ ».
Йоко Оно
Музей Современного [Ф]искусства , 1971
«Йоко Оно: выставка одной женщины, 1960–1971» в Музее современного искусства, Нью-Йорк (2015)
Реклама
Работа Оно, как оказалось, была самой рекламой. Она подшучивала над легендарным художественным заведением, озорно делая его невольным участником. Произведение было завершено только тогда, когда посетителей музея игриво опрашивали с вопросом: «Как вам понравилось шоу Йоко?»
Музей Современного [Ф]искусства (1971) — одно из многих концептуальных произведений искусства, созданных Оно за свою долгую карьеру, которая началась в 1960-х годах в Нью-Йорке, Токио и Лондоне и продолжается по сей день. В 60-х и 70-х годах она стала ассоциироваться с вдохновленным Дада движением Fluxus, сотрудничая с художниками от Джона Кейджа до Джорджа Мачунаса, и с тех пор ее работа была признана неотъемлемой частью развития феминизма, перформанса, видео и приемы установки. Ниже мы рассмотрим пять самых влиятельных произведений Оно, многие из которых приглашают к участию аудиторию, что является отличительной чертой ее практики.
Йоко Оно во время исполнения Cut Piece , 1964 год, снято братьями Мэйслес в Carnegie Recital Hall, 21 марта 1965 года. Изображение © Yoko Ono. Предоставлено художником и Galerie Lelong.
20 июля 1964 года, когда Оно был 31 год, она дебютировала Cut Piece в концертном зале Ямаити в Киото, Япония. В то время она уже была известна в авангардистских художественных сообществах Нью-Йорка и Токио и получила признание в Японии за свои 19 лет.62 в сотрудничестве с Джоном Кейджем и Дэвидом Тюдором, в котором Оно лежало на открытом рояле. Тем не менее, Cut Piece был новаторским благодаря сочетанию активного, даже агрессивного участия аудитории и феминистских тем.
Во время выступления Оно неподвижно сидела на сцене в черном костюме с длинными рукавами и с ножницами перед собой. Объявление для публики предлагало им «выйти на сцену — по одному — и отрезать небольшой кусок одежды исполнителя, чтобы взять его с собой», согласно оригинальной партитуре Оно для обложки. Как во время этого представления, так и во время репрессий в Токио, Нью-Йорке, Лондоне и Париже зрители следовали инструкциям Оно и отрезали ткань, обнажая под ней ее обнаженное тело. При этом Оно одновременно предоставил зрителям свободу действий в создании искусства и вовлек их в процесс обнажения женского тела. Как написала Хелена Рекитт в своей книге Искусство и феминизм , Cut Piece исследует, «как просмотр без ответственности может нанести вред или даже уничтожить объект восприятия».
Грейпфрут (Инструкции) (1964) Обложка переиздания Йоко Оно, Грейпфрут, 1971 , опубликовано в 2000 году издательством Simon and Schuster. © Йоко Оно. Предоставлено художником и Galerie Lelong.
Йоко Оно, «Картина для ветра», 1961, из Грейпфрут , опубликовано в 1964 году. © Йоко Оно. Предоставлено художником и Galerie Lelong.
В том же году Оно представила Cut Piece , она создала еще одну культовую работу, основанную на «партитурах», ее языке для инструкций, предназначенных для вовлечения аудитории. Грейпфрут (1964) представляет собой небольшую книгу размером с ежедневник, наполненную инструкциями для читателей. «Я сделал это, потому что было очень интересно сделать инструктаж», — размышляет Оно в записи, подготовленной MoMA. «Почему бы нам не сделать это таким образом, чтобы вы не заканчивали произведение, а просили других людей закончить его по-своему».
Gijsbert Hanekroot
Джон Леннон / Йоко Оно, Лондон, Великобритания , 1971
Галерея Blue Lotus
HK$9,000–HK$49,000 варьируются от минимального дзен до восхитительно абсурдного и наполнены энергией эпохи хиппи. «Курите все, что можете / , включая волосы на лобке», — предлагает Оно на одной странице. «Наступите во все лужи в городе» или «Оставьте кусок холста или законченную картину на полу или на улице», — наставляет она других. Она уже сама следовала некоторым из этих указаний, словно холст, оставленный на полу, чтобы другие могли по нему ступать. Но смысл этой книги не в том, чтобы Оно документировала свои выступления; она заключалась в том, чтобы разрушить границы между искусством и жизнью — определяющий принцип движения Fluxus — путем поощрения других к участию в ее радикальном мышлении.
Тони Грилла
Джон Леннон и Йоко Отоно, кровать Амстердам , 1961
Форум Аульсины
ТРЕБОВЫ конец 1960-х годов, когда продолжалась война во Вьетнаме. В нескольких произведениях она выступала за пацифизм и прекращение войны, включая ее самое известное совместное выступление с Ленноном: Bed-In (1969) . Работа оформилась в 1969, во время медового месяца пары в Амстердаме. Они объявили о событии загадочным приглашением: «Приезжайте на медовый месяц Джона и Йоко: ночлег в отеле «Амстердам», — как позже вспоминал Леннон. В то время как некоторые представители СМИ предполагали, что выступление закончится актом публичного занятия любовью, на самом деле это была форма протеста.
С 25 по 31 марта пара сидела на кровати в отеле под табличками с надписью «Мир для волос» и «Плохой мир», отвечая на вопросы прессы с 9 сентября.с 00:00 до 21:00 Этим выступлением пара продолжила пацифистскую традицию сидячих забастовок и запустила крупномасштабную международную кампанию за мир, которая включала распространение их знаменитого лозунга: «ВОЙНА ЗАКОНЧЕНА — если вы этого хотите». «Я думаю, что у нас будет мир во всем мире, — позже размышлял Оно об этой работе в записи, подготовленной МоМА, — но это займет немного больше времени, чем мы думали тогда».
Дерево желаний (с 1993 г. по настоящее время)Йоко Оно
Wish Tree , 1996
MALBA
Yoko Ono
Wish Tree , 1996-2015
«Take Me (I’m Yours)» at Monnaie de Paris
Ono’s penchant for сочетание пацифизма и участия публики, пожалуй, лучше всего видно в ее продолжающемся скульптурном проекте «Дерево желаний ». В произведении посетителям предлагается написать свои желания и мечты на маленьком листе бумаги, который они затем повесят на живое дерево. Работа была вдохновлена детскими впечатлениями Оно о посещении местных храмов в Японии: «Деревья во дворах храмов всегда были наполнены узлами желаний людей, которые выглядели как белые цветы, распустившиеся издалека», — вспоминала она в 9.0013 Йоко Оно: Все мои работы — форма желаний. Основываясь на этой традиции, Дерево желаний поощряет размышления о смысле жизни и поощряет надежду, сотрудничество и общение посредством коллективных действий.
По словам куратора Кэтрин Дж. Моррис из Бруклинского музея, которая показала произведение в 2012–2013 годах, работа является «своего рода живым памятником всем нашим мечтам, большим и маленьким». В инсталляции «Дерево желаний » в Гуггенхайме в 2017 году посетители призывали к «равенству, уважению и равным возможностям для всех» и «концу ненависти в мире» среди многих других вещей.
Йоко Оно, Imagine Peace Tower , 2006. Фото ТетсуРо Хамада. Предоставлено художником и Galerie Lelong.
В качестве расширения Дерево желаний Оно создало Imagine Peace Tower (2007 г.), общественное сооружение на острове Видей в Исландии, недалеко от побережья Рейкьявика. Приняв форму сияющей башни света, работа призвана служить маяком мира во всем мире. После каждого дерева желаний 9Инсталляция 0014 подходит к концу, Оно собирает свои жетоны и торжественно закапывает их рядом с башней. На сегодняшний день артисту было передано более 1 миллиона желаний.
Imagine Peace Tower — это постоянное воплощение продолжающейся кампании Оно IMAGINE PEACE, которая также принимает форму рекламных щитов, твитов и газетных объявлений по всему миру на более чем 24 языках. «Я надеюсь, что Imagine Peace Tower прольет свет на настойчивые пожелания мира во всем мире со всех уголков планеты и подарит поддержку, вдохновение и чувство солидарности в мире, который сейчас наполнен страхом и замешательством», — объяснил Оно. кусок. «Давайте объединимся, чтобы реализовать мир во всем мире».
AG
Alexxa Gotthardt
Yoko Ono — 90 Artworks, Bio & Shows on Artsy
2.7k Followers профильный брак с Джоном Ленноном — Йоко Оно бросила вызов эстетическим границам с 1960-х годов, когда она появилась на андеграундной арт-сцене Нью-Йорка. В начале своей карьеры …
Просмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды
Обзор
Работы на продажу (29)
Auction Results
Featured Works
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Career Highlights
Solo show at крупное учреждение
Пример названия выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Музей образцов искусства (пример) и еще 33
, собранные основным учреждением
и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние аукции приводятся в базе данных Artsy Price
.
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Submit Now
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
5 9 Работы на бумаге0003Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
From $500
Works For Sale
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Статьи
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Художник
Местоположение
Некоторый Художник
Местоположение
Некоторый Художник
Местоположение
Родственные художники
Имя исполнителя
Национальность, р.