Картины жан мишель баския: Jean-Michel Basquiat — Biography, Artworks, Art

какие мотивы скрываются в картинах американского художника

В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. Если вы не задумывались, о чем писал картины Баския, этот текст вам очень нужен.

Мария Аборонова

Теги:

искусство

художники


Возможно, не все знают, но Баския отличился не только романом с молодой Мадонной, дружбой с Энди Уорхолом и скоропостижной смертью от передозировки запрещенных веществ в возрасте 27 лет, но и большим интересом к мировой истории, что отражал в своих работах.

В 1982 году, самом дорогом с точки зрения арт-рынка периоде в творчестве художника, Баския написал несколько знаковых картин, связанных с темой Античности. В 1997 году одна из них, Speaks for itself, была продана на аукционе Christie’s за $137 тысяч, а в 2021 году другая картина того же периода, Versus Medici, была продана на вечерних торгах Sotheby’s за $50 820 000.

Несмотря на то что к 1980-м годам в США уже практически во всех сферах официально провели десегрегацию, по факту многие расовые притеснения остались. В 1970–1980-х во многих городах США продолжались волнения и протесты темнокожего населения.

Родившийся в семье отца-гаитянина и матери-пуэрториканки, Баския на себе прочувствовал, что такое исключение по расовому признаку, и с самого начала своей творческой деятельности высказывался против притеснения черных в культуре.

Начиная с 1981 года Баския, используя опыт граффити, добавлял на картины имена и названия, заменяя зримые образы словами, используя большое количество отсылок к различным периодам Античности.

В этом смысле на Баския во многом повлияли работы Сая Твомбли, американского художника-абстракциониста, которого Жан-Мишель называл своим ментором. Твомбли сам горячо увлекался античной культурой и написал ряд работ по мотивам древнегреческих мифов, например Fifty Days at Iliam — серию холстов, вдохновленных «Илиадой» Гомера, или картины из серии «Бахус».

Свою роль сыграло и то, что в июне 1980 года Баския начал работать с итальянским галеристом Эмилио Маццоли, устроившим для художника его первую персональную выставку в Модене (Италия). В 1982 году Баския вновь уехал в Модену для работы над своей второй итальянской выставкой. 

Влияние Твомбли, нахождение в Италии и увлечение мировой историей отразились в работах «античного цикла» Баския. Так, на картине «Против Медичи» художник использует метафору исторического наследия. Как дом Медичи, покровительствовавший итальянскому Возрождению во Флоренции, был синонимом «белой» культуры, так и современные Баския структуры в мире искусства продолжают эту дискриминацию. А противостоит им классическая для ряда картин художника черная фигура героического воина.

Нижняя часть тела героя изображена в V-образной форме, как обычно изображались мумифицированные цари-фараоны. Повторяющееся на картине слово «Аопкехск» может означать имя египетского фараона Акенхатена. Отождествление героя-воина с египетским фараоном — традиционное для эпохи Возрождения возвышение человека до божества, и изображение этого воина черным — попытка Баския восстановить историческую справедливость.

Картина выполнена на трех соединенных между собой полотнах — по аналогии со средневековыми триптихами, а анатомические детали фигуры выглядят как отсылка к работам Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Еще на одной картине 1982 года, триптихе «Говорит само за себя» (Speaks for itself), Баския проводит параллель между историческими сценами войн, насилия и угнетения и современными ему событиям в США XX века. Например, на левой панели триптиха есть упоминание эпизода битвы при Метавре, сражения из Второй Пунической войны (207 год до н. э.) на берегах реки Метавр в Северной Италии, во время которого армия римского консула Гая Клавдия Нерона разбила войска Ганнибала. Характерной чертой Второй Пунической войны был резкий рост числа продлений полномочий должностных лиц Римской республики и случаев предоставления военного империя (т.

е. права командования войсками) частным лицам, что может являться синонимом злоупотребления властью уже в XX веке полицейскими в отношении темнокожего населения.

Такое заигрывание с историей отражало стремление Баския с одной стороны показать, что многие проблемы притеснения прав длятся уже много веков, а с другой стороны — вписать черную культуру во все существовавшие ранее традиционно «белые» направления искусства. В какой-то степени мало чем отличается от современного кинематографа, когда в сериале «Бриджертоны» эпохи Регентства появляются герцоги, которых играют чернокожие актеры, или в «Викингах» Netflix — внезапно чернокожие герои из средневекового русского Новгорода.

Жан-Мишель Баския – от граффити художника до неоэкспрессиониста