какие мотивы скрываются в картинах американского художника
В рубрике #на_изящном автор телеграм-канала Art is New Sexy Мария Аборонова проводит ревизию шедевров мирового искусства. Если вы не задумывались, о чем писал картины Баския, этот текст вам очень нужен.
Мария Аборонова
Теги:
искусство
художники
Возможно, не все знают, но Баския отличился не только романом с молодой Мадонной, дружбой с Энди Уорхолом и скоропостижной смертью от передозировки запрещенных веществ в возрасте 27 лет, но и большим интересом к мировой истории, что отражал в своих работах.
В 1982 году, самом дорогом с точки зрения арт-рынка периоде в творчестве художника, Баския написал несколько знаковых картин, связанных с темой Античности. В 1997 году одна из них, Speaks for itself, была продана на аукционе Christie’s за $137 тысяч, а в 2021 году другая картина того же периода, Versus Medici, была продана на вечерних торгах Sotheby’s за $50 820 000.
Несмотря на то что к 1980-м годам в США уже практически во всех сферах официально провели десегрегацию, по факту многие расовые притеснения остались. В 1970–1980-х во многих городах США продолжались волнения и протесты темнокожего населения.
Родившийся в семье отца-гаитянина и матери-пуэрториканки, Баския на себе прочувствовал, что такое исключение по расовому признаку, и с самого начала своей творческой деятельности высказывался против притеснения черных в культуре.
Начиная с 1981 года Баския, используя опыт граффити, добавлял на картины имена и названия, заменяя зримые образы словами, используя большое количество отсылок к различным периодам Античности.
В этом смысле на Баския во многом повлияли работы Сая Твомбли, американского художника-абстракциониста, которого Жан-Мишель называл своим ментором. Твомбли сам горячо увлекался античной культурой и написал ряд работ по мотивам древнегреческих мифов, например Fifty Days at Iliam — серию холстов, вдохновленных «Илиадой» Гомера, или картины из серии «Бахус».
Свою роль сыграло и то, что в июне 1980 года Баския начал работать с итальянским галеристом Эмилио Маццоли, устроившим для художника его первую персональную выставку в Модене (Италия). В 1982 году Баския вновь уехал в Модену для работы над своей второй итальянской выставкой.
Влияние Твомбли, нахождение в Италии и увлечение мировой историей отразились в работах «античного цикла» Баския. Так, на картине «Против Медичи» художник использует метафору исторического наследия. Как дом Медичи, покровительствовавший итальянскому Возрождению во Флоренции, был синонимом «белой» культуры, так и современные Баския структуры в мире искусства продолжают эту дискриминацию. А противостоит им классическая для ряда картин художника черная фигура героического воина.
Нижняя часть тела героя изображена в V-образной форме, как обычно изображались мумифицированные цари-фараоны. Повторяющееся на картине слово «Аопкехск» может означать имя египетского фараона Акенхатена. Отождествление героя-воина с египетским фараоном — традиционное для эпохи Возрождения возвышение человека до божества, и изображение этого воина черным — попытка Баския восстановить историческую справедливость.
Картина выполнена на трех соединенных между собой полотнах — по аналогии со средневековыми триптихами, а анатомические детали фигуры выглядят как отсылка к работам Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Еще на одной картине 1982 года, триптихе «Говорит само за себя» (Speaks for itself), Баския проводит параллель между историческими сценами войн, насилия и угнетения и современными ему событиям в США XX века. Например, на левой панели триптиха есть упоминание эпизода битвы при Метавре, сражения из Второй Пунической войны (207 год до н. э.) на берегах реки Метавр в Северной Италии, во время которого армия римского консула Гая Клавдия Нерона разбила войска Ганнибала. Характерной чертой Второй Пунической войны был резкий рост числа продлений полномочий должностных лиц Римской республики и случаев предоставления военного империя (т.
е. права командования войсками) частным лицам, что может являться синонимом злоупотребления властью уже в XX веке полицейскими в отношении темнокожего населения.Такое заигрывание с историей отражало стремление Баския с одной стороны показать, что многие проблемы притеснения прав длятся уже много веков, а с другой стороны — вписать черную культуру во все существовавшие ранее традиционно «белые» направления искусства. В какой-то степени мало чем отличается от современного кинематографа, когда в сериале «Бриджертоны» эпохи Регентства появляются герцоги, которых играют чернокожие актеры, или в «Викингах» Netflix — внезапно чернокожие герои из средневекового русского Новгорода.
Жан-Мишель Баския – от граффити художника до неоэкспрессиониста
МЦ В ТЕЛЕГРАМ
Даже спустя 30 лет после кончины Жана-Мишеля Баския его творчество не покидает умы современников. Будучи широко признанным в Северной Америке, лишь в этом году в Великобритании, в Барбикане, прошла его первая крупная выставка. В этот четверг Dazed проводит специальное мероприятие, посвящённое Жану-Мишелю и теме чёрной мужественности в Ace Hotel Шордитча. А пока же мы предлагаем вместе посмотреть на жизнь Баския, его детство, карьеру, технику, отношения и тревоги, выраженные в словах самого художника.
«Я не ходил в художественное училище. Я провалил художественные занятия в школе. Я просто смотрел на вещи. Так я изучил искусство – просто смотря на него»
Баския не получил формального художественного образования и научился изобразительному искусству своими силами. Вдохновлённый мультфильмами, он с детства начал рисовать, используя листы бумаги, принесённые отцом, Жераром Баския, со своей работы в бухгалтерии. Последней попыткой Баския поступить в училище была прогрессивная на тот момент City as School в Бруклине, где он совместно с другом и художником Элом Диазом рисовал иллюстрации для школьной газеты Basement Blues Press, подумывая стать художником-мультипликатором. Жан-Мишель Баския также учился изобразительному искусству, регулярно посещая музеи живописи вместе с другом и коллегой Фабом «5» Фредди.
«Моя мама дала мне основы. Искусством я заразился от неё»
Мать Баския, Матильда Андрадас, оказывала сильное влияние на его творчество, регулярно мотивируя Жана-Мишеля развивать свой художественный талант. Она также интересовалась модой и черчением, часто рисовала вместе с ним и брала его с собой в Бруклинский музей, Нью-Йоркский музей современного искусства и Метрополитен-музей.
«Я ушёл из дома в 15 лет и направился в Вашингтон-Сквер-парк, где я просто сидел и закидывался кислотой… Сейчас это уже скучно и мешает ясности ума»
Переходный возраст Жана-Мишеля начался рано. В 15 лет он убежал из дома и спал на скамейках в Томпкинс-сквер-парк в Нью-Йорке. Неделю спустя его арестовали и передали в руки отца. В 17 лет его исключили из школы, как считается, за бросок кремовым пирогом в лицо директору.
Жань-Мишель Баския на съёмках «Downtown 81» «Как невежда в пасхальном костюме». Фото Эдо БертольоБросив школу, Жан-Мишель вместе с Элом Диазом начали писать загадочные поэтические послания и рисовать странные символы по всему Нью-Йорку. Они создали стрит-арт группу SAMO©, сокращение фразы «типичное дерьмо», которым подписывались творения дуэта. Баския раскрыл содержание логотипа SAMO©, работая над иллюстрацией для Basement Blues Press. В комиксе молодой человек пытался найти истину и обрести духовность, но встретил лжесвященника, который пытался обратить его в другие конфессии: иудаизм, католицизм и буддизм. В конце концов, персонаж останавливается на псевдорелигии SAMO и начинает жить по принципу: «SAMO – всё, и всё – SAMO. SAMO – религия без стыда и даже больше».
«Samo» означало «типичное дерьмо»… Довольно поверхностная задумка. Это должен был быть логотип, типа Pepsi»
Вскоре, благодаря созданным Баския и Диазом на стенах по всему городу слоганам, SAMO© из образа жизни и либеральной религии превратилась в художественный эксперимент с символизмом и семиотикой. Смысл проекта – обратить внимание на проблемы культуры потребления, элитизм мира искусства и недостающие обществу ценности. Вот некоторые из слоганов: «SAMO© – альтернатива игре в «радикальное искусство» на папочкины деньги… SAMO© – конец тесным художественным рамкам… И поездкам на папочкином кабриолете».
В 1978 году Диаз и Баския продали свой комикс Village Voice за 100 долларов каждому. После выхода статьи дуэт лишился анонимности, и вскоре Жана-Мишеля стали идентифицировать как SAMO©. Внезапно по всему Нью-Йорку стали появляться надписи «SAMO© умерло», а дуэт затих на целых 2 года.
«Я не знал, что картины написаны мочой»
Знакомство с Энди Уорхолом стало переломным моментом в карьере Баския. Двое познакомились в 1979 году, когда последний заметил Уорхола в нью-йорском ресторане с куратором Генри Гельзахлером. Он представился и продал Уорхолу несколько своих открыток. Для многих их отношения казались странными, но на самом деле это был настоящий симбиоз: молодость и энергичность Баския и статус и публика Уорхола. Многие, однако, отмечали искренние платонические отношения между ними. В приведённой цитате Жан-Мишель говорит о единственной картине в его квартире, принадлежавшей его кисти. Это был портрет Баския работы Уорхола, нанесённый с помощью трафарета на зелёно-золотом фоне. Картина была частью известной серии «картин мочой» Уорхола: абстрактные изображения, созданные смешением сульфата меди и мочи. Пути художников разошлись после совместной выставки «Картины Баския/Уорхола» 1985 года, прохладно встреченной прессой, назвавшей Жана-Мишеля «шестёркой» Уорхола. Весть о смерти Уорхола от осложнений после операции потрясла Жана-Мишеля. Они так и не успели восстановить свои отношения.
В марте 1982 года Баския устроил свою первую сольную выставку в Галерее Аннины Носи в Нью-Йорке после того, как Носи обратила на него внимание на выставке New York/New Wave, организованной Диего Кортезом в Нью-йоркском музее современного искусства в 1981 году. На выставке были представлены работы «Arroz con Pollo», «Автопортрет, Без названия (Голова)» и «Без названия (Две головы на золотом)». Выставка стала настоящим успехом, а сами работы принесли художнику от 10 000 до 25 000 долларов за каждую. На следующее утро, будучи вне себя от успеха, Жан-Мишель Баския арендовал лимузин и отправился к дому отца в Бруклине, где он обнял и поцеловал его и передал пачку банкнот для одной из сестёр.
«В детстве я был никудышным художником. Рисовал то слишком абстрактные, экспрессивные картины, то какую-нибудь кривую голову барана. На конкурсах рисования делать мне было абсолютно нечего. Помню, как проиграл парню, который идеально нарисовал Человека-паука»
Работы Баския произвели революцию в мире искусства. В начале его творческого пути балом правил минимализм, но его примитивные, неоэкспрессионистские творения вдохнули новую жизнь и изменили представление о том, что вообще можно считать искусством. Его успешный творческий путь, сопровождаемый отсутствием формального образования, также изменили представление о самой фигуре художника.
Жан-Мишель Баския, «Без названия (Голова)», 1981 годОднажды Жан-Мишель сказал Фабу «5» Фредди, что определяющим аспектом его работ является очарованность детскими рисунками, любовь к детским комиксам, а также детская неугомонность и энергия.
«Я хотел писать картины, которые похожи на творения ребёнка»
Труды Баския – важная составляющая движения неоэкспрессионистов, характеризуемого мощным выражением субъективности, грубым использованием материалов, широкими мазков и насыщенными цветами. Техника же самого Жана-Мишеля характеризовалась жёстким и примитивным изображением предметов и идей и была направлена на свержение существующих художественных стандартов. Взять, к примеру, картину «Без названия» 1982 года. Персональная и примитивная тематика черепа нашла выражение в плотности красок и хаотичных, пространных линиях, создающих напряжённость. Сама тема черепа постоянно мелькала в работах Баския.
Его одержимость конечностями стала результатом подаренной матерью книги «Анатомия Грея» после того, как Жана-Мишеля в детстве сбила машина. Ещё одним ключевым мотивом является корона, призванная символизировать величие его героев: чернокожих спортсменов, музыкантов и писателей. Корона также нередко была запечатлена на автопортретах.
В работах Баския также можно проследить примитивизм африканского искусства. В то время как прежний примитивизм был представлен преимущественно работами западных художников, заимствующих элементы незападных культур, примитивизм Баския стал инструментом выражения его взглядов на расовый вопрос и классовую идентичность. Он был безумно очарован историей чернокожего населения и событиями борьбы за гражданские права в Америке. Эти идеи нашли выражение в работах художника, созданных в контексте борьбы с расизмом в 70-80-х годах. Во многих работах Жан-Мишель критикует власти за превышение полномочий, изображая сцены полицейского насилия, ярким примером чего выступает картина «Смерть Майкла Стюарта» 1983 года. Обнаружив отсутствие представителей чернокожего населения в истории искусства Америки, Жан-Мишель стал помещать своих героев и их слова в свои работы, венчая их той самой короной.
«Я зачёркиваю слова, чтобы на них обратили внимание. Сам факт, что они скрыты, провоцирует любопытство»
Его работы были наполнены символизмом. Подобно сюрреалистичной поэзии Андре Бретона, он использовал по-детски непосредственный язык, превращая повседневные фразы в загадочные стихи. К примеру, фразы на «Луковой жвачке» 1983 года приобретают новую силу, будучи повторенными или зачёркнутыми художником. Лингвистические элементы картин Жана-Мишеля позволяют заглянуть в разум творца, подвергающего постоянному сомнению и осмыслению происходящее вокруг. По словам галериста Джефри Дейтча, «холсты Баския – это художественная тряпка, впитывающая вырывающееся наружу содержимое его подвижного ума. Он поглощает культурные трения и выплёскивает их на холст в пугающе преображённом виде».
Жан-Мишель Баския, «Голливудские африканцы», 1983 год. С разрешения Музей американского искусства Уитни © Общество прав художников, Нью-Йорк/ ADAGP, ПарижПо словам отца, несмотря на успех, Жана-Мишеля постоянно одолевала тревога и иррациональный страх потери своей актуальности. Добившись успеха в столь юном возрасте, художника всё чаще посещали мысли, что его удача не более чем случайность. Страхи только усугубились после провала совместной с Уорхолом выставки в галерее Тони Сафрази в 1984 году, сопровождаемой негативной реакцией критиков искусства и коллег по цеху.
«Только одно меня беспокоит, – говорил он отцу, – долговечность»
Эти слова Жан-Мишель произнёс в 1983 году после смерти своего приятеля, нью-йоркского короля граффити Майкла Стюарта. Жана-Мишеля потрясли известия о смерти Стюарта от рук нью-йоркской полиции. Увидев в смерти коллеги отражение собственной жизни, Баския создал картину «Уродство (Смерть Майкла Стюарта)», не только чтобы почтить смерть покойного, но и выразить критику жестокости властей в отношении чернокожих, занимающихся искусством в общественных местах.
Жан-Мишель Баския. фото Ричарда Кормана. Ему удалось уловить энергетику Баския, а также его вкус в выборе одежды (известно, что художник творил в костюмах от Armani).Успех Баския сопровождался тяжёлой наркотической зависимостью. Приведённая цитата – его слова Винсенту Гало о побеге на Гавайи с целью, наконец-то, протрезветь. Он добрался до Гавайев, но по возвращении в Нью-Йорк скончался в своей мастерской от передозировки героином 12 августа 1988 года. Ему было всего 27 лет. Однако вот уже почти 30 лет его наследие не теряет своей мощи.
Источник: Dazeddigital.com
МЫ В СОЦСЕТЯХTelegram Vk Youtube
Жан-Мишель Баския | 3176 работ на аукционе
Без названия, 1982 г.
акриловая краска и аэрозольная краска на холсте
94 1/4 x 197 1/4 дюйма
Ла Хара, 1981 год.
акрил и масляный карандаш на деревянной панели
72 x 47 3/4 дюйма (182,9 x 121,3)
БЕЗ НАЗВАНИЯ, 1982 г.
холст, акрил, аэрозольная краска и масляный карандаш
72 1/8 на 68 1/8 дюйма
Посмотреть все произведения искусства
Текущие выставки
Институт современного искусства (ICA) Бостон
Бэк Бэй | Бостон | Массачусетс | США
06 окт. 2022 г. — 26 февраля 2023 г.
Музей современного искусства Бехтлера
Шарлотта | Северная Каролина | США
10 сентября 2022 г. — 26 февраля 2023 г.
Гай Хепнер
Челси | Нью-Йорк | США
12 января 2023 г. — 03 марта 2023 г.
Посмотреть все выставки
На аукционе
Предстоящие лоты
Посмотреть предстоящие лоты
Последние результаты аукциона
восхождение; олимпийский; Пиявки; и свобода
Жан-Мишель Баския
Филлипс Нью-Йорк
Современный настенный ковер Жан-Мишель Баския размером 5 футов 10 x 4 дюйма.
Жан-Мишель Баския
Аукционисты уникального и антиквариата
Скейт-рум, Жан-Мишель Баския Деки для скейтборда. Оригинальная сумка и ху
Жан-Мишель Баския
Аукционисты уникального и антиквариата
Просмотреть все результаты
Статьи
Выставка, посвященная искусству Баския через музыку, звучит правдоподобно
Художественная газета 02.10.2023В экспозиции «Seeing Loud: Basquiat in Music» в Монреальском музее изящных искусств музыка одновременно создает сцену и раскрывает смысл многолетней и резонансной работы художника.
Просмотреть все статьи
Работы на продажу, предстоящие аукционы и прошлые результаты
Американец • 1960–1988
Биография
Один из самых известных американских художников всех времен, Жан-Мишель Баския впервые получил известность как бунтарский уличный поэт в конце 1970-х годов. . Работая под псевдонимом SAMO, он украшал заброшенные стены города своей уникальной смесью загадочных символов, икон и афоризмов. Ненасытный самоучка, к 19В 80 лет, в 22 года, Баския начал направлять свой необыкновенный талант на живопись и рисунок. Его мощные работы блестяще уловили дух нью-йоркской андерграундной сцены 1980-х годов и подтолкнули Баския к головокружительному стремительному восхождению к международной славе, которое было остановлено только его безвременной смертью в 1988 году. , 1982 год, была продана на аукционе за 110,5 миллиона долларов, что сделало ее самой дорогой работой, проданной американским художником.
Творчество Баскии в настоящее время прославляется на ретроспективе Basquiat: Boom for Real Barbican Художественной галереи Барбикан.
Последние заголовки с Жаном-Мишелем Баския, Powered by Articker
17 февраля 2023 г. | null
Уорхол, Баския, Харинг и другие — внутри выставки HOTA Pop Masters11 февраля 2023 г. | Журнал Far Out
От Сальвадора Дали до Жана-Мишеля Баскии: знакомство с коллекцией произведений искусства Леонардо ДиКаприо10 февраля 2023 г. | The Art Newspaper
Выставка, посвященная искусству Баския через музыку, звучит правдоподобно8 февраля 2023 г. | LiveAuctioneers
Более 100 коллабораций Баскии и Уорхола в центре выставки Фонда Louis Vuitton7 февраля 2023 г. | Forbes
Наслаждайтесь творческой поездкой с Баския, Харингом, Шарфом, Хокни, Дали и другими мастерами в парке развлечений «Луна Луна», созданном Файдоном
Прошлые лоты
24
Jean-Michel Basquiat
To Repel Ghosts
Estimate $7,000,000 — 10,000,000
Sold for $7,862,500
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
25
Жан-Мишель Баския
Без названия (из серии «Знаменитый негритянский спортсмен»)
Оценка $750,000 — 1,100,000
Sold for $2,450,000
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
27
Jean-Michel Basquiat
Untitled (The Door)
Estimate $6,000,000 — 8,000,000
Продано за 8 549 500 долларов США
0133
23
Jean-Michel Basquiat
Batman
Estimate $1,600,000 — 2,000,000
Sold for $1,800,000
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
16
Jean -Мишель Баския
K.A. King»> Портрет A-One A.K.A. КингОценка 10 000 000 – 15 000 000 долл. США 90 148
Sold for $11,500,000
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
7
Jean-Michel Basquiat
Ancient Scientist
Estimate HK$50,000,000 — 70,000,000
Sold for HK$58,330,000
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
17
Жан-Мишель Баския
Untitled (Pestus)
Estimate £2,000,000 — 3,000,000
Sold for £2,200,500
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
10
Jean-Michel Basquiat
Victor 25448
Оценка 8 000 000 – 12 000 000
Продано за 9 250 000 долларов
- EmailPfacebookTw0003
8
Jean-Michel Basquiat
Thermopolae
Estimate HK$26,000,000 — 38,000,000
Sold for HK$31,950,000
EmailFacebookTwitterPinterestLinkedIn
26
Жан-Мишель Баския
Кольцо
Смета 10 000 000 долл.