Ученица Ива Сен-Лорана Катя Перцова: 5 вещей, которым меня научили | Блогер Gopi на сайте SPLETNIK.RU 30 апреля 2016
Наследница рода Лопухиных и Голицыных, ведущих начало от великого литовского князя Гедиминаса, более 20 лет проработавшая у Ива Сен-Лорана дизайнер Катя Перцова накануне лекции в Риге поделилась парижскими жизненным опытом. По мнению Кати, простые-сложные премудрости, которые французы впитывают с молоком матери, вполне можно освоить.
Так случилось, что часть ее семьи сразу после революции бежала во Францию, а часть осталась в Советском союзе, тем не менее никогда не забывая о своих корнях и сохраняя традиции. «Я всегда знала, что моя прабабушка – Анна Сергеевна Голицына, урожденная Лопухина. А бабушка Екатерина Михайловна Перцова – ее младшая дочь. Нас учили создавать свой мир на базе искусства, литературы – все это культивировалось в семье. Я очень любила играть в куклы и шила им наряды, вырезала кукол из бумаги, раскрашивала им платья. Кто знал, что это станет моей профессией!»
В 17 лет друзья семьи помогли Кате устроиться в цех по шитью костюмов Большого театра, где ее обучала мастерству ручной работы лучшая портниха, которая шила для Плисецкой, Павловой, Бессмертновой, Максимовой. Там Кате посчастливилось присутствовать на примерке Плисецкой туники для балета «Гибель розы» — этот костюм был создан Ивом Сен-Лораном специально для примы.
Конечно, заветной мечтой Кати всегда была Франция, но по приглашению родственников (сестра бабушки, бежавшая из Союза благодаря жене Горького, вышла в Париже замуж за князя Трубецкого) ее не выпускали, тогда она решилась на фиктивный брак с танцовщиком, занимавшимся у ученика Айседоры Дункан. Поиски и встречи в Париже в итоге привели Катю к Дому Сен-Лорана. О своем более, чем 20-летнем опыте 20 лет работы с одним из самых известных кутюрье мира она написала книгу «Мой Ив Сен-Лоран».
Катя вкратце сформулировала пять простых истин, которым ее научили французы.
1. Наслаждаться жизнью
Франция – страна art de vivre, искусства жить. Французы часто проводят свободное время с друзьями на террасах кафе: обсуждают политику, автомобили, спорт, кино, личную жизнь, но чаще всего — делятся кулинарными подвигами и умением тонко подобрать к своим блюдам вина. Предела совершенства в этом нет. Еду они могут обсуждать бесконечно – сперва, что выбрать в меню, потом ощущения от еды, а затем – послевкусие.
2. Свободе поведения в обществе
Французы умеют себя вести – быть в меру любезными, сдержанными, слушать и слышать. Не то чтобы мы в России не умели себя вести, но такая непринужденность и знание нужных кодов во всех ситуациях очень помогает. Здесь откровенный моветон громко говорить, шумно себя вести и перетягивать на себя внимание общества, греметь посудой, неправильно пользоваться столовыми приборами… Ко всему этому они относятся очень трепетно.
Все эти науки французы буквально впитывают с молоком матери и чувствуют себя в этом естественно. Детей с рождения учат не мешать родителям, в обществе все время одергивают и призывают говорить тихо. У французов – дети для родителей, а не родители для детей.
3. Свободно и с выдумкой относиться к выбору одежды
Искать свой стиль, а не строго следовать моде. Лучше – меньше и скромнее, чем чересчур и за много. Сила стиля всегда победит бренды последнего сезона. Француженки смело смешивают одежду разных поколений, любят винтаж, наряд из бабушкиного сундука или с блошиного рынка, к которому добавляют детали модных тенденций. На первый взгляд, их стиль может выглядеть непринужденным и даже слегка небрежным, но образ всегда тщательно продуман и всегда присутствует некая изюминка, акцент, изыск и шик.
Это могут быть простые с виду джинсы и майка, а к ним – платок или сумка хорошая. Не следуя слепо моде, они все время в курсе последних новинок – изучают тенденции, воспитывают свой вкус, посещая выставки и кружа по магазинам. Они как будто переваривают моду, чтобы потом не обращать на нее особого внимания. Откровенный моветон – полностью одеться в бренды последнего сезона, да еще, чтобы марки были видны. Бренд должен «вычисляться» не по логотипу, а по качеству одежды.
4. Оставаться натуральной.
Всегда быть самой собой. Француженки никогда не красятся слишком сильно и вызывающе: легкий макияж, максимум – яркие губы. Они много работают над тем, чтобы в результате все выглядело непринужденно и как будто слегка небрежно. Руки всегда ухожены, но лак обычно светлый или прозрачный. Цветной лак можно встретить разве что у молодежи, а так это дурной тон.
В повседневной одежде французы чаще исходят из соображений практичности и комфорта – в мини-юбке, коротких шортах и на высоких каблуках в метро не поедут. Чтобы не мерзнуть, чтобы не приставали, чтобы чувствовать себя свободными и равноправными гражданами своей страны. Конечно, есть моменты, когда они одеты в вечернее платье с особым изыском – в оперу, на прием, но на улице – зачем? К слову, если в 60-е годы во Франции нельзя было в брюках в ресторан заходить, то сейчас все изменилось. И Ив Сен-Лоран в этом помог.
5. Не обращать внимания на возраст
Француженки тщательно ухаживают за кожей, волосами, руками-ногами, но при этом все делается так, чтобы сражение с морщинами не бросалось в глаза, было максимально естественным: массажи, специальные упражнения, натуральные кремы… С возрастом француженки не начинают больше краситься и густо накладывать тональный крем, в надежде замаскировать морщины. Конечно, и там есть люди, которые делают пластические операции, но это никогда не будут радикальные превращения из разряда не было губ и вдруг они стали втрое больше. Одно удовольствие наблюдать за очень элегантными женщинами определенного возраста где-нибудь в 16-м округе Парижа…
***
Французы настолько умеют себя вести, что никак и ничем не дадут тебе понять, если ты этого делать не умеешь, но… обычно тебе и не дадут второго шанса — больше не позовут и не предложат. Так что лучше делать выводы и не повторять ошибок. У меня были такие случаи, но со временем удалось постигнуть большинство премудростей и чувствовать себя во всех этих многочисленных правилах вполне комфортно и наслаждаться французским стилем жизни. Ведь вовсе не обязательно родиться в Париже, чтобы стать истинной парижанкой — тому есть множество подтверждений.
www.spletnik.ru
Мой Ив Сен Лоран — О МОДЕ И ЖИЗНИ СО ВКУСОМ — LiveJournal
Эпоха великих кутюрье, подлинного аристократизма и культовых личностей уходит безвозвратно. Мы можем удержать ее только в памяти, благодаря книгам и фильмам. Благодаря людям, которые не жалеют своих воспоминаний и щедро делятся ими с нами.
Недавно я закончила читать книгу Кати Перцовой «Мой Ив Сен Лоран», выпущенную издательством «Слово» в 2012 году. На несколько недель я погрузилась в прошлое, в историю не только моды, но и жизни настоящей элиты того времени. Не такой, как сейчас, не той, что благодаря быстрым деньгам купила себе уважение. Я говорю о тех людях, которым благородство передалось по генам, и хотя они перешивали одну юбку для двоих, это не мешало им быть интеллигентными, образованными и талантливыми людьми, которые ценят родственные связи и дружеские отношения, и сохраняют человеческое лицо в самых сложных ситуациях.
«Тогда у нас не было такого обилия магазинов, такого выбора модных брендов и постоянной погони за новым – купил, поносил, выбросил; ткани были добротные, вещи ценили, перешивали, у них порой было несколько жизней. Я из маминых шерстяных юбок шила две, разрезая поперек – для меня и подруги. Две мини-юбки из одной нормальной – как раз хватало».
Эта книга об Иве Сен Лоране, но она также о людях того времени, об их укладе и мировоззрении. Это настоящий экскурс в историю, где упоминается масса интересных фактов. Катя рассказывает о том, как жили ее бабушки, как складывалась жизнь ее родителей, что окружало ее в детстве, и о том, как трудно было в восьмидесятые уехать из России во Францию.
«Разговоры, которые вели мои родители, никогда не были банальны – всегда было интересно; они говорили о поэзии, о книгах, об искусстве и художниках».
«Друзья привезли из поездки по русским деревням деревянную лошадку с веревочным хвостом – детскую старинную игрушку-качалку из полуразрушенной деревенской избы; раньше она украшала наш интерьер, мы на ней сидели, а теперь сказал мне Игорь, лошадка живет в Эрмитаже».
«Меня пригласили к себе на ужин друзья моих родителей, французские журналисты Николь Занд и Жак Амальрик. […] В Переделкино на даче у Лили Брик и Василия Катаняна они познакомились с главным директором Дома YSL Пьером Берже, который в то время путешествовал по России. Жак предложил написать письмо Пьеру Берже с просьбой принять меня для собеседования».
Катя подробно и тонко описывает не только свои будни в доме YSL, она рассказывает историю полностью. От увольнения Ива из дома Dior до «Продажи века» в Гран-Пале. Она не скрывает деталей, даже тех, которые могут шокировать, она не приукрашивает реальность. У меня создалось ощущение, что я была там рядом все это время.
Практически на каждой страничке я делала пометки, выбирала цитаты для поста. Но сейчас, когда я закончила читать книгу, мне хочется оставить интригу. Это очень интересная книга, ведь это история, рассказанная нашей современницей, которая была частью легендарного Дома, которого теперь, по сути, и не существует. Меня книга держала в напряжении – восторг, негодование, огорчение, я испытала весь спектр эмоций. Когда Катя рассказывала о похоронах Ива, я с трудом сдерживала слезы, а продажа коллекции, собранной Ивом и Пьером до сих пор вызывает у меня массу вопросов и сожалений.
Сразу после того, как я закончила читать книгу, я посмотрела фильм L’Amour Fou и книга словно ожила. Все то, что описывала Катя в книге, предстало в реальности. Речь Пьера Берже на похоронах Ива, молодой Ив Сен Лоран на старых видео-записях, знаменитое дефиле на футбольной арене.
Тем, кто действительно интересуется модой, я бы посоветовала посмотреть фильмы L’Amour Fou и Tout Terriblement (о них я расскажу отдельно) и затем сразу прочитать книгу. Тогда история легендарного Ива, застенчивого, немного странного и невероятно талантливого, оживет в ваших глазах, вы станете свидетелями того уникального времени. Это потрясающе, это определенно стоит времени, которое вы на это потратите.
Как раз в тот период, когда я читала книгу, в сети появились фотографии новой фотосессии для Saint Laurent Paris. Трудно передать шок и обиду, которые я испытала. Надо быть крайне беспринципным и мелким человеком, чтобы позволить себе на глазах у всего мира ТАК уничтожать этот модный дом.
fashionlife.livejournal.com
Катя Перцова «Мой Ив Сен-Лоран»: myfashion_diary — LiveJournal
Приступая к чтению этой книги, я почитала несколько отзывов о ней: от резко положительных до резко отрицательных. Тот кто хвалили писал о том, что это легкая и приятная в чтении книга, те кто ругал писал о стилистических ошибках, зазнайстве автора и прочее и прочее.
Все-таки когда собираешься что-то читать, лучше это делать без предварительной оценки или ещё лучше абстрагироваться от чужих мнений и создать свое собственное.
Признаюсь в начале чтения книги я почувствовала некий стилистический каламбур, но очень быстро я уже его не замечала, хотя может дальше его и не было. Всегда стоит критикам делать скидку авторам, кто не является профессиональным писателям, но кто хочет и может написать интересные воспоминания, да и с учетом такого большого количества ужасных переводов и авторов однодневок книга написано достойно.
«Русская коллекция»
Но все это преамбула к тому, чтобы несколько опровергнуть негативные отзывы о книге. «Мой Ив Сен-Лоран» это очень гармоничная и личная книга, где воедино переплетены события жизни автора и её работа в доме великого кутюрье. Это действительно собственный взгляд автора на модный дом Ив-Сен Лоран, на маэстро, впечатления очевидца тех событий. Но все же, вы тут найдете вкратце историю и модного, дома, его расцвет и угасание, а так же сможете заглянуть в закулисье работы модного дома, узнать где черпалось вдохновение, прочитать воспоминание людей, которые хорошо знали Ив Сен-Лорана. И на фоне истории самого маэстро в книге можно прочесть автобиографию автора, кстати не менее любопытную. Очень интересно Катя Перцова описывает историю своей семьи, где нет никакого пафоса, как замечает кто-то, скорее гордость и умение хранить связи и традиции, помнить и беречь. С большим удовольствием прочитала как она работала в мастерских Большого театра, как описывает Париж, иот такого описание живо погружаешься в его атмосферу.
Ив Сен-Лоран и пьер Берже
Книга читается легко и с интересом. Да, это не биография Сен-Лорана, да это личный взгляд, но все же довольно объективный. Тем, кто интересуется модой, её секретами и конечно маэстро Сен-Лораном стоит её прочесть.
Особо следует отметить фото в книге, которые редко где можно встретить, например работы В. Сычева.
myfashion-diary.livejournal.com
Лекция Кати Перцовой «Мой Ив Сен Лоран»
Катя Перцова, русская парижанка, дизайнер, cтилист модного дома Ив Сен Лоран из первых уст откроет вам секреты его закулисья и расскажет правдивую историю знаменитого гения мира моды 20го века. Вы прочувствуете атмосферу эпохи Ив Сен Лорана, как будто сами были ее свидетелем! 19 октября Катя Перцова — уникальный профессионал моды, которая более 20 лет проработала в Доме Yves Saint Laurent, расскажет удивительную историю знаменитого Дома и поделится личным уникальным опытом. Вас ждет увлекательный рассказ о закулисной жизни и системе взаимоотношений Дома Yves Saint Laurent и истории жизни Ив Сен Лорана: детстве в Северной Африке, первых шагах в мире моды, основании собственного модного Дома, роли в его творчестве знаменитых муз – Катрин Денев, Бетти Катру и других. Катя расскажет и о том наследии Маэстро, которое до сих пор вдохновляет современных модельеров. Вы узнаете, как Ив Сен Лоран первым демократизировал haute couture, фактически заложив базу современной одежды, и помог женщинам стать уверенными в себе благодаря образам, которые в моде и сегодня: одежда унисекс, брючный костюм, геометрические платья, смокинг.
«Мой Ив Сен Лоран» – мастер-класс для всех, кто интересуется модой. Помимо авторских воспоминаний Екатерина поведает рассказы близких Сен Лорану людей о ключевых моментах в истории одного из ведущих модных Домов. Мастер-класс будет сопровождаться эксклюзивными фотоматериалами Кати Перцовой и станет прекрасной иллюстрацией блестящей эпохи великого Маэстро.
В программе:
16:30 – 17:00 – Регистрация.
17:00 – 18:30 — Первая часть: Рождение домов высокой моды Предшественники Ив Сен Лорана История и основные вехи из жизни Ив Сен Лорана Детство в Северной Африке Первые шаги в Доме Кристиан Диор Основание Дома Ив Сен Лоран Бутик готовой одежды, который знаменитый кутюрье открыл первым на левом берегу Сены Знаменитые музы маэстро.
18:30 – 18:45 — Перерыв.
18:45 – 20:15 – Вторая часть: Рассказ о жизни закулисья Дома моды: взаимоотношения с приближенной свитой, c портными в швейных мастерских, со стилистами, с поставщиками. Что вдохновляет модельера и что определяет стиль модельера: колорит, фактура, форма и рисунки, характерные Ив Сен Лорану. Собственный опыт в Доме, работа над аксессуарами. Знаменитая Русская коллекция Ив Сен Лорана. Присутствие Маэстро в современной моде, какое влияние он оказал и что можно назвать его изобретениями.
20:15 – 20:45 – Ответы на вопросы.
spb.kassir.ru
Пять лучших книг об Иве Сен-Лоране | Vogue Ukraine
1 августа 1936 года в алжирском городе Оран родился один из самых значимых дизайнеров в истории моды. Именно Ив Сен-Лоран сделал из гардероба домашней женщины, живущей в «ручном» режиме, и образцовой домохозяйки то, что сейчас называется современным гардеробом независимой женщины. Создатель стиля унисекс, женского смокинга, платьев-тельняшек и стиля сафари всегда был на шаг впереди других кутюрье и прожил насыщенную творческую и личную жизнь. В честь дня рождения дизайнера Vogue.ua выбрал пятерку книг о жизни и работе Ива Сен-Лорана
«Ив Сен-Лоран. Марокканская страсть»
Книга «Ив Сен-Лоран. Марокканская страсть» — это воспоминания Пьера Берже о жизни в Африке, о том времени, которое они вместе провели с Сен-Лораном в Марракеше. Тексты сочетаются с сотнями черно-белых фотографий Берже, а также рисунками, которые были сделаны самим Ивом Сен-Лораном. Они прожили в Африке несколько лет, начиная с 1980-х, когда выкупили дом в Марракеше у художника Луи Мажореля, теперь же там открывается музей.
Yves Saint Laurent’s Studio — Mirror and Secrets
Книгу написала историк моды Жеромина Савиньон. Она опиралась на работу дизайнера над коллекциями Haute Couture. Книга Yves Saint Laurent’s Studio — Mirror and Secrets проиллюстрирована сорока прижизненными фотографиями и эскизами Сен-Лорана, которые ранее не были опубликованы. Разрешение на публикацию дал лично Пьер Берже, компаньон и любимый человек маэстро, который прошел с ним весь жизненный путь. В книгу вошли и фотографии, которые относятся к коллекции 2001 года — последней кутюрной работе, после которой Ив окончательно отошел от дел. Это было за семь лет до его смерти.
Dior by Yves Saint Laurent 1958—1960
Первая книга из семи в серии о дизайнерах Dior посвящена Иву Сен-Лорану. И, хотя, Сен-Лоран возглавлял Дом всего два года, с 1958 по 1960, и создал шесть коллекций, его работ хватило на полноценное издание. Описал историю Ива Сен-Лорана в Dior — Оливье Сайлар.
«Мой Ив Сен Лоран»
Катя Перцова 20 лет проработала в Доме Ива Сен-Лорана и рассказывает свои истории глазами очевидца. Помимо авторских воспоминаний в книгу вошли рассказы близких Сен-Лорану людей о ключевых моментах в истории одного из ведущих модных Домов. В книге много иллюстраций, которые публикуются впервые.
«Ив Сен Лоран. Биография великого кутюрье»
Увесистое издание, объемом более 700 страниц, рассказывает о жизни и творчестве Ива Сен-Лорана. Благодаря книге можно больше узнать о том, что вдохновляло художника и модельера, проникнуть за кулисы показов, познакомиться с его друзьями и конкурентами. Автор передает атмосферу каждого периода жизни Ива Сен-Лорана, дух того времени, тех артистов и кутюрье, которые были его современниками, что помогает полностью погрузиться в мир этого талантливого дизайнера.
Читайте также:
Главные женщины Ива Сен-Лорана
Летнее чтение: 5 новых книг о моде
Секреты стиля Жанны Моро
vogue.ua
Лекция Кати Перцовой «Мой Ив Сен Лоран». / Lection «My Yves Saint Laurent» with Katya Pertsova.
16:08
09/04/2014
Лекция Кати Перцовой «Мой Ив Сен Лоран».
Lection «My Yves Saint Laurent» with Katya Pertsova.
Лекция о знаменитом
кутюрье проходила в отеле Хилтон в Киеве, в Украине. О жизни
маэстро нам рассказала Катя Перцова, которая 20 лет работала дизайнером в
модном доме.
Далее гостей ожидали приятные сюрпризы: консультация визажиста Ив Сен Лоран, а также маленькие пакетики с пробниками косметической продукции этой марки. Это замечательный шанс попробовать то, что сама себе позволить не смогла бы.
А немного позднее последовала лекция.
Благодаря фото-презентации, можно было проследить весь творческий путь Ива Сен Лорана. Просматривая все фотографии, трудно сказать, какую тему для своих коллекций Ив Сен Лоран не выбирал. За все свои годы работы в модном доме (а их аж 45!) он обращался и к искусству, и к традициям разных народов.
Кроме того, очень много внимания Катя Перцова уделяла кулону в виде сердца, который кутюрье считал своим талисманом, и который, кстати, тоже был у неё на шее) Кулон был обязательно в форме неровного сердца и без него маэстро не начинал ни один свой показ, а одевал он его только на своё любимое платье.
Благодаря биографическому фильму, который вышел на экраны незадолго до этой лекции, некоторые истории были мне знакомы и получили подтверждение из уст самой Кати Перцовой. Но интереснее было увидеть фотографии из личного архива – примерки первых моделей, эскизы нарядов, фотографии с праздников, фотографии зданий модного дома, и дома самого кутюрье, и многое другое.
Когда в 2002 году Ив Сен Лоран покидал дом моды, плакали все. А мне лишь остаётся восхищаться этим человеком и его нарядами, которые поистине стали знаковыми и могут смело называться произведениями искусства.
***
Lecture of the famous couturier passed at the Hilton Hotel in Kiev, Ukraine. About the maestro told us Pertsova Katia, who is 20 years worked as a designer in the fashion house. The first thing I saw, coming to the hall — was dress by Yves Saint Laurent sketch made of flowers. Great show) Next guests were pleasant surprises: consulting makeup artist Yves Saint Laurent and small packets samplers cosmetic products of this brand. This is a wonderful chance to try that I could not allow. A little later the lecture began. Thanks to photo-presentation, can be traced the entire career of Yves Saint Laurent. Looking through all the pictures, it is difficult to say what the theme for their collections Yves Saint Laurent did not choose. For all his years of working in the fashion house (and there are already 45!), he turned to art, and traditions of different peoples. In addition, a lot of attention paid Katya Pertsova coulon in the form of the heart, which fashion designer considered his talisman, and it, incidentally, was also on her neck) Coulon was necessarily in the form of uneven heart and without it the maestro did not start any fashion show, and he wore it only on his favorite dress. Thanks biographical film, which was released before the lecture, some stories were familiar to me and got a confirmation from the Katya Pertsova. But it was interesting to see photos from the personal archives — first fitting models, sketches, costumes, photos from events, photographs of buildings of the fashion house, and the house of the designer, and more. When in 2002, Yves Saint Laurent was leaving fashion house, all cried. And now I can only admire this man and his clothes, which truly become iconic and can safely be called works of art.Yulia Lahmanik
Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Aenean commodo ligula eget dolor Aenean massa.
yulialahmanik.blogspot.com
Интервью с Катей Перцовой, автором книги «Мой Ив Сен Лоран» — материальная культура
При встрече язык не поворачивался называть эту удивительную женщину просто Катя, потому первым делом я спросил, как было бы уместно к ней обращаться. Очень тепло и нежно она улыбнулась и протянула для приветствия руку — Катя. Теплота, теплый, тепло, — вот слова, которые ассоциируются у меня с ней, слова столь редкие в нашем холодном мире моды. Теплотой наполнен уютный деревянный дом, в котором мы встретились, теплотой была наполнена наша встреча, пожалуй, самая приятная встреча моего лета. Это даже не выглядело, как интервью, мы просто беседовали на террасе, смотря на сад старой академической дачи, хранящий семейную историю. Далеко не весь наш длинный разговор я решил публиковать, но он натолкнул меня на множество очень важных мыслей….
Т: Хотелось бы начать нашу беседу с анкеты Пруста, которая для меня ассоциируется с Ивом Сен Лораном. Есть теперь уже знаменитая запись, где Ив отвечает на вопросы анкеты, которая впервые появилась в документальном фильме «Сумасшедшая любовь» об Иве Сен Лоране и Пьере Берже.
К: Да, это очень трогательная запись, там он совсем юный, давайте попробуем.
Т: Как сложилась ваша жизнь после ухода из Дома «Ив Сен Лоран»?
К: Происходило разное и в личной, и в профессиональной жизни. Это было время поиска, все-таки после двадцати лет работы в Доме «Ив Сен Лоран», не просто все начать с начала. Вышедшая книга этот поиск завершила, и теперь я начала работу над следующей.
Т: Вы продолжите тему Ива Сен Лорана?
К: Нет, это будет более общая тема. Нужно отметить, что книга подарила мне много новых профессиональных возможностей. Конечно, проекты нужно придумывать вновь и вновь, но это очень интересно, хотя отнимает много времени. Сейчас моя профессиональная жизнь — это лекции, путешествия, постоянное передвижение и по Парижу, и по историческим местам, связанных с модой, с искусством, непрерывное изучение нового, с применением того опыта, который я уже имею. К счастью, на мои занятия находится спрос, я люблю работать с людьми, люблю рассказывать. Видимо, во мне было что-то не до конца реализовано, и теперь я реализую себя полностью.
Автор книги — это новое состояние для меня. Книга стала базой для возможной последующей работы. Это своеобразная визитная карточка. Люди, прочитав книгу, обнаружив там какую-то информацию обо мне, находят и отправную точку для наших возможных совместных проектов, это замечательно.
Т: Как долго вы работали над книгой?
К: Я работала над ней довольно долго по разным причинам. Во-первых изначально задумывалось намного большее количество иллюстративного материала. Во-вторых, у меня было два разных состояния во время работы: первое, когда тебе нужно идти к людям, что-то у них спрашивать, что-то находить, и второе, когда необходимо полностью закрываться в себе и писать. Мне было очень трудно переходить из одного состояния в другое. Этот переход требовал некоторого времени. И, разумеется, работать с современным иллюстративным материалом, много труднее, чем с архивами, потому что возникают вопросы авторских прав, правильной подборки и так далее. Также для меня было очень важно выверить всю информацию, важно было остаться на своем месте и ни в коем случае не похлопывать по плечу того, кто мне не брат, как это происходило с некоторыми сотрудниками дома. Важно было выдержать некую дистанцию и по отношению к Пьеру Берже, и к Иву Сен Лорану, хотя мы работали очень близко, и наш дом не был огромным. В общем, мы общались, хотя я и не трудилась в отделе От Кутюр, то есть это происходило не каждый день, но все –таки дух его витал, он был в Доме, мы встречались, много работали с Пьером над какими-то проектами. И конечно же, нужно было соблюсти точность исторических фактов, не соврать ни о России, ни о Франции, ни о тех людях, о которых я написала, все-таки это были и есть публичные личности. На все это потребовалось три года. Я начала работу над книгой, когда маэстро был еще жив. В 2008 году я поделилась с Пьером Берже замыслом о книге и он его одобрил. Потом необходимо было договориться обо всем с издательством, которое заказало мне книгу.
Тим: Изначальный посыл шел от русского издательства?
К: Да, от издательства «Слово». Это была их инициатива. И, конечно, нужно отдать должное Александру Васильеву, потому что именно он подтолкнул меня на этот путь, помог в реализации моей давней идеи. Мы были в фонде Ива Сен Лорана и Пьера Берже на выставке, и Александр заявил, что Катя будет писать книгу, тут уже пути назад не было. Он был прав. Обычно, всегда тянешь: да-да, сделаю-сделаю, а время идет. Это произошло после того, как мы праздновали вместе новый год в компании Александра и замечательного дизайнера Юозуса Статкявичуса. Тогда мы решили, что после нового года пойдем в фонд. Мне было трудно туда вернуться, с этим местом было многое связано в моей жизни, но тут собралась такая компания. В фонде поприветствовать нас спустилась Доминик Дерош, которая занималась прессой в доме «Ив Сен Лоран», и Александр рассказал о том, что я буду писать книгу, все вопросы решились на месте, молниеносно. Сен Лоран тогда еще был жив, все было в силе, потому у меня нет ощущения, что я набросилась на что-то ушедшее, тогда все еще было настоящим.
Т: Это важно, потому что после смерти Ива, после распродажи коллекции в Гран Пале начался этот бум интереса к жизни маэстро, к его творчеству
К: Да, но когда я начала писать, Сен Лоран был эдакой ушедшей звездой. Еще не все осознавали, что стиль Ива Сен Лорана так послужит молодым дизайнерам.
Т: К сожалению так бывает часто с уходящими гениями…
К: Потому для меня это был момент довольно интимный. Раскрыть эту тему я могла только через себя. Пьер Берже одобрил мою идею книги о «русском» Иве Сен Лоране. Изначально это была книга для русской публики, потому и для меня, и для Пьера было важно пропустить историю Ива через русскую призму. И только сейчас готовится к выходу французская версия
Т: А ее еще нет?
К: Пока нет. Во французской версии некоторые моменты необходимо пересмотреть. Существует официальная биография Ива Сен Лорана, потому роль биографа – не моя роль. Для меня было важно соблюсти все правила этики по отношению к тем, с кем я работала.
Т: По сути дела, вы были при зарождении волны интереса к Иву Сен Лорану, и начали это дело еще до того, как его личность вновь обрела бешенную мировую популярность.
К: Да, я помню, когда открылся фонд, после закрытия Дома, были организованы первые выставки, парижский бомонд был настроен скептически: «да не пойдем, да мы все это видели, да скучно, да надоело, да смотреть нечего», и вдруг этот интерес снова возник. Сейчас часто задаются вопросом, что будет, когда отойдет от дел Пьер Берже, который всячески сохраняет память об Иве Сен Лоране, останется ли этот интерес? Трудно все предвидеть, хотя недаром сейчас вышли все эти фильмы. И художественные и документальный — «сумасшедшая любовь», на мой взгляд очень трогательный, откровенный, настоящий.
Т: Как и задумывал его режиссер Пьер Торретон. Он отмечал в интервью, что мог бы заполнить фильм хроникой, но захотел показать историю живых людей, потому весь фильм построен на монологе Пьера Берже до и после «продажи века».
К: Эта продажа тоже поддержала и подняла волну интереса к Иву Сен Лорану. Собственно, в день, когда маэстро не стало, Пьер Берже вернулся из Америки, где открывалась ретроспектива творчества Сен Лорана. Не в Европе, не во Франции, но за океаном, кстати, там в одном из залов тоже транслировалась запись анкеты Пруста, она всегда звучала в самых важных местах выставок. Звучала она и на похоронах маэстро.
Похороны Ива Сен Лорана были организованы так же, как одно из блестящих мероприятий, как выставки, как показ высокой моды, это было подготовленное, спланированное до мельчайших деталей событие, на которое приглашены были далеко не все, однако на площади перед церковью Сен Рок были установлены экраны и те кто хотел, присутствовал не внутри церкви, а рядом, провожая маэстро в последний путь. Была огромная толпа. И я, наверное впервые, услышала совершенно сломленный голос Пьера Берже, который всегда говорил довольно резко, но в тот момент, в церкви он был просто надломлен и его речь навсегда останется в моей памяти, она была трогательной, публичной и интимной одновременно. Потом последовала выставка, продажа и все эти фильмы…
Т: Вы смотрели все фильмы?
К: Все, кроме, последнего, который был показан в Каннах и пока не был в широком прокате. Так или иначе, этот, второй фильм уже не имеет никакого отношения к фонду.
Т: Да, первый фильм, с Пьером Нине в главной роли, был одобрен Пьером Берже.
К: Безусловно.
Т: И он очень похож на «сумасшедшую любовь»
К: Собственно это то, что Пьер Берже хотел показать. Это его версия.
Т: Хотя фильм местами грубоват и жестковат…
К: Но может быть так и было, я не знаю. Пьер хотел допустить именно эту версию.
Т: Теперь все хотят увидеть второй фильм, потому что Пьер его категорически не одобрил. А что вы скажете об «официальном» фильме Джалиля Леспера?
К: Во-первых отмечу гениальную игру актеров! И Пьера Нине и Гийома Гальена. Гийом Гальен вообще удивительный комедийный актер!
Т: Сразу вспоминается «Я, снова Я и моя мама» ! Потрясающе!
К: О да, это замечательный фильм, потрясающий спектакль, в котором Гийом играл все роли! Фильм чудесный, очень тонкий, не пошлый, не скучный, не тенденциозный.
Т: А как вы восприняли комедийного актера характерных ролей в образе Пьера Берже, с которым вы проработали столько лет?
К: Это уже кино. Герой не должен был быть двойником Пьера. Это более молодой Пьер Берже, тогда как Пьер Нине старался войти в образ Ива Сен Лорана дословно, он изменил себя, свою пластику, даже голос, потому что в жизни это совершенно иной человек, он вошел в эту роль полностью, учился рисовать как это делал Ив Сен Лоран. Нас, кстати, тоже учили рисовать как маэстро, чтобы мы перерисовывали все точно. Для книг продаж часто использовали именно рисунки. Что до кино, то это искусство. Важно чувство и атмосфера и не столь значимо похож актер физически на своего прототипа или нет. Поэтому меня Гийом Гальен меня нисколько не смутил в роли Пьера Берже. Естественно, я пошла смотреть фильм в первый же день, как только он вышел в прокат, и выйдя из кинотеатра, я, была очень взволнована, оттого, что еще раз увидела те места, где работала, хотя такая правдивость может быть не столь важна, но то, что фильм снимался в фонде с настоящими костюмами и платьями от Ива Сен Лорана добавляет ему аутентичности. Может быть в этом фильме не так много Ива — художника, но больше Ива человека, тем не менее, мне он очень понравился.
Т: Хочу поговорить о ваших отношениях с русской эмиграцией. Были ли вы близки к этому обществу?
К: Я, конечно, очень близка к этому обществу, особенно к представителям первой волны эмиграции. Большая часть моей семьи после революции эмигрировала в основном во Францию; это огромная семья Голицыных и Лопухиных. И, разумеется, я много общалась с родственниками, которые в конце 1970-х все-таки умудрялись приезжать в Советский Союз. Когда я приехала во Францию я общалась со своими родственниками, продолжаю общаться и сейчас. Что касается более поздней эмиграции, то я с ней меньше знакома и с эмиграцией моей волны я общалась мало.
Т: А сейчас также сплочена русская диаспора, или новые поколения эмигрантов полностью «офранцузились» и слились с обществом?
К: Нет, диаспора не «офранцузилась», несмотря на то что, в профессиональном смысле слова, конечно, эти люди полностью адаптированы во французском обществе и являются французами. Франция прекрасна тем, что она космополитична. Многие иностранцы, те же русские художники стали состоянием и достоянием Франции. Русская эмиграция очень сплочена, хотя смешанных браков теперь становится все больше, однако, надо отметить, что начались они с моего поколения и стали обычной ситуацией в поколении моих детей — молодых людей 20-30 лет. Все смешивается, и русские, кстати, привлекают французов. Вот буквально на днях, вы наверное видели фото в моей фейсбуке, мы выдавали замуж дочь моей троюродной сестры. Она выходила замуж за француза, оба они живут в Гонконге, но захотели такую русскую свадьбу в России, хотя могли бы справить ее где угодно, что все-таки доказывает, что «русскость» все еще присуща эмиграции.
Т: А что для вас «русский Париж»?
К: Это конечно Дягилев и русские художники начала века. Современный «русский» Париж я не очень воспринимаю. Я живу около сквера Батиньоль, недалеко от парка Монсо и даже когда иду из дома по улице, то всегда слышу русскую речь. Где бы вы ни шли по Парижу, вы всегда услышите русскую речь от незнакомых людей. Даже в маленьких провинциальных городках много русских. Тем не менее, этот «русский» Париж мне не близок. У нас есть русская церковь, я принята там как своя, как родная, там по праздникам собираются все родственники. Я помню, как здесь, на этой даче по праздникам тоже собиралась вся семья, здесь, кстати, познакомились и мои родители. Традиции жили и живут. Русские семьи в Париже объединяются вокруг церкви, в этом объединении их сила. Семейные связи очень крепки, мы тянемся друг к другу, вот тут, кстати, одна из дач напротив тоже принадлежит одному из Голицыных, моему родственнику – академику Голицыну. То есть русский Париж для меня это некое воспроизведение моих семейных связей. Когда ты находишься далеко от дома, хочется найти что-то такое, напоминающее о детстве, где мы были сами собой и получали силы, что бы кем-то стать. Ив Сен Лоран тоже был частью моего русского Парижа, это и его русская коллекция, русские платья, которые часто появлялись в его творчестве, ему была близка Россия.
Т: Вы себя чувствуете больше русской в Париже, чем Парижанкой?
К: В Париже мне комфортно, мой муж француз, мои дети и русские, и французы одновременно. Я старалась научить их русскому языку, они говорят по-русски, но они абсолютные французы. Я не отрицаю ничего русского, но во Франции все-таки чувствую себя француженкой.
Т: А в России?
К: Сегодня я не чувствую себя русской в России. Мне многое тут чуждо, я многого не узнаю. Когда я приехала сюда вновь в середине 90-х годов для меня все было абсолютно чужим.
Т: Вы уехали из одной страны, а вернулись в совершенно иную.
К: Все так, и я до сих пор не чувствую себя в России как у себя дома, скорее все-таки француженкой с возрождением своих корней. Однако, я не нахожу своих корней нигде в России, кроме как здесь, в этом месте, на даче. Это место – привилегия, которая досталась мне и дает мне возможность питаться своими корнями, природой, историей семьи. Тут, вокруг, живет много близких людей, не знаю, можно ли это назвать семейным имением, но для меня это именно так.
через окно нового дома Кати виден дом старой дачи, где она провела детствоТ: А как часто вы приезжаете в Россию?
К: Как получается, раз в три месяца, иногда реже, это связано с работой или личными делами. Нельзя сказать, что я приезжаю регулярно.
Т: А быт, кухня, в вашем доме в Париже, она осталась русской или тоже перестроена на французский лад?
К: А что такое русская кухня вообще? Скорее можно говорить о русских традициях застолья. Наша кухня исторически вбирала в себя рецепты разных народов, в том числе французские. Когда мы жили в Москве, в нашем доме работала замечательная украинка, тетя Маруся, которая помогала по дому и прекрасно готовила, пекла потрясающие пироги, поэтому «русской кухней» для меня была ее кухня. Конечно во Франции любят наши котлетки и «русский салат», который мы знаем, как «оливье», и мы устраиваем русское застолье, когда хочется выпить водки и устроить «русскую закуску», но это какие-то отдельные события, в основном у нас в доме быстрая, французская еда и здесь в Москве я тоже ее предпочитаю, хотя иногда очень хочется русского праздника с классическими блюдами и пирогами.
Это слайд-шоу требует JavaScript.
Т: Помимо этого «острова» дачи, есть ли у вас в Москве какие-то любимые места?
К: Сейчас многое связывает меня с красным октябрем, со стрелкой. Теперь в Москве появилось много замечательных кафе и ресторанов, мест где можно гулять, город очень приятно меняется. Но все-таки на красном октябре я провожу большую часть времени, там проходят и фотосессии, деловые и личные встречи, там прекрасно.
Т: А в Париже?
К: О, в Париже масса любимых мест, и он тоже все время меняется, но больше всего я люблю Сен Жермен де Пре, сесть там в очаровательном кафе, где можно бесконечно смотреть на проходящих горожан, и, конечно, Монмартр.
Т: Расскажите о том, как вы видите «русскость» в дизайне.
К: Безусловно русский стиль всегда существовал в моде. И всегда перерабатывался. Ив Сен Лоран часто говорил о том, что есть исторический хлам, а есть мода. Она не рождается на пустом месте. В ней всегда присутствует и историзм, и народный костюм, все это перемешивается. Потому «русскость» всегда уместна, но в переработанном виде. И мне кажется, что сила русских дизайнеров именно в том, чтобы питаться своим, а не пытаться походить на кого-то. Безусловно, это огромная работа, чтобы продумать, переродить историческое и народное русское во что-то новое.
Т: Вы отслеживаете творчество русских дизайнеров?
К: Я стараюсь отслеживать, но для меня это не очень просто. Конечно я знаю громкие имена российской моды: и Сергеенко, и Ахмадуллину, особенно мне нравится Татьяна Парфенова, и то, что она делает, это действительно искусство! Сейчас в России еще возможно искусство моды, то, что на западе исчезло: даже кутюр стал частью индустрии. Мало кто может позволить себе такую красоту, как Парфенова, даже в Европе. Ее вышивки меня поражают. Этот список я хотела бы дополнить не русским, а литовским дизайнером, Юозасом Статкявичусом, он также умеет совершенно блестяще использовать в создании вещей ручную работу мастеров. Конечно, его стиль более западный, но вышивки, его подход к кутюру совершенно потрясающий и возможно это исключительно в Вильнюсе, где он может найти мастеров, которые способны реализовывать его идеи.
Т: Ив Сен Лоран, уходя, сказал, что не узнает себя в этой моде. Для высокой моды это была некая точка. Что вы думаете о современном От Кутюр?
К: Безусловно, уход Сен Лорана – был окончанием эпохи, оттого последний показ 2002 года в Бобуре собрал невероятное количество гостей. После Ива высокая мода стала более коммерческой, другой, и это наверное правильно, все-таки мода это индустрия прежде всего. Люди моды эпохи Сен Лорана формировали себя сами, теперь же в индустрии работают специалисты, окончившие высшие школы бизнеса и менеджмента, все строится совсем иначе, это настоящий бизнес, и что в этом всем может делать От Кутюр не ясно. Позволить себе кутюрные коллекции могут не многие, на это нужно огромное количество средств, спонсоры; Сама по себе высокая мода может существовать лишь за счет производства побочной продукции — аксессуаров, косметики, парфюмерии. Кутюр остается исключительно витриной. Даже у Сен Лорана кутюр далеко не всегда, даже редко окупался. Пьер Берже давно говорил, что кутюр умер. Он говорил это еще в 90е годы, но высокая мода продолжала жить. Это важно и для кутюрье. Я надеюсь, что высокая мода сохранится, хотя глобализация лишает индивидуальности все. Я надеюсь, что не все люди будут одинаковыми, но будут искать одежду, подходящую именно их стилю. Полагаю, мода будет очень смешанной.
Т: Как говорит Александр Васильев — модно все!
К: Точно! Важно – как!
Т: Что для вас элегантность?
К: Элегантность должна быть и внутренней и внешней. Элегантность — это не только одежда, но и элегантность поступков, элегантность по отношению к людям и жизни. Ив Сен Лоран говорил: Элегантность это манера двигаться, правильно вести себя в разных жизненных ситуациях. Без элегантности сердца, не может быть настоящей элегантности. Мне остается только повторить, его слова.
L’élégance c’est une façon de se mouvoir, c’est aussi s’adapter à toutes les circonstances de sa vie. Sans élégance de cœur, il n’y a pas d’élégance. »
Yves St. Laurent
Поделиться ссылкой:
Понравилось это:
Нравится Загрузка…
Похожее
materiality.info