Коко шанель муж – «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление» — Журнал «Большой»

Цитаты Коко Шанель

Знаменитая Коко Шанель (фр. Coco Chanel), настоящее имя которой Габриэль Бонёр Шанель (Gabrielle Bonheur Chanel), является идолом и идеалом уже для многих поколений. Эта французская женщина-модельер за 87 лет жизни подарила миру элегантный стиль в одежде, принесла в женскую моду брюки, маленькое черное платье, приталенный жакет, бижутерию, удобные дамские сумочки, создала свои фирменные духи, основала Дом моды Chanel, а также оставила нам бесценные советы, которые уже стали афоризмами. Предлагаем Вам самые известные цитаты и высказывания Коко Шанель, которые вдохновляют и заставляют задуматься.

Биография Коко Шанель

Будущая знаменитость Коко Шанель (Coco Chanel, настоящее имя Габриэль Бонёр Шанель) родилась в приюте для бедных. Она стала второй дочкой Евгении Жанны Деволь и Альберта Шанель, которые на тот момент не были женаты. Папа девочки был простым рыночным торговцем, а мама дочкой сельского плотника. Регистрировали Коко работники приюта в муниципалитете, они же дали ей имя – Габриэль – в честь медицинской сестры, которая помогала появиться ей на свет. Мамы Габриэль не стало, когда ей было всего одиннадцать лет. А через неделю после смерти женщины девочку оставил и отец. В итоге, две сестры остались жить в монастырском сиротском доме. После этого Коко так и не увидела своего отца. У сироты, воспитывавшейся в приюте, не было большого будущего. И она это прекрасно понимала. Тем не менее, хранила мечты об избавлении и блестящей жизни. Будучи уже состоявшейся женщиной, Коко не будет упоминать о своих годах в сиротском доме. Кроме этого, она сделает все, чтобы забыть бедность и все несчастья, которые преследовали ее совсем юной.

С чего всё начиналось

С момента смерти родных прошли годы, прежде чем Коко вышла в мир и попробовала построить свою карьеру. По монастырской рекомендации Габриэль стала работать помощницей продавца белья в небольшом магазине. Позже она стала пробовать себя в качестве танцовщицы и певицы, чтобы пойти вверх по карьерной лестнице в театре. Впрочем, первые шаги были неудачными.
Единственное, что Габриэль дали такие попытки – прозвище Коко. Оно было получено от публики в кафе после неоднократного исполнения песен «Куи Куа Ву Коко» и «Ко Ко Ри Ко».


Статус любовницы

В двадцатидвухлетнем возрасте Шанель встретил богатого офицера в отставке Этьена Бальзана, который был увлечен верховой ездой и разводил породистых лошадей. Он предложил девушке жить с ним, на что Коко ответила согласием. Новая жизнь в замке, поначалу, Габриэль нравилась, но она никак не могла привыкнуть к роли любовницы офицера. Она годы потратила на то, чтобы понять, что же ей надо на самом деле от жизни. А понял, она заявила Бальзану, что хочет работать модисткой. Идея, конечно, Этьену не понравилась. В Париже было достаточно модисток, а у Коко совершенно не было опыта. Позже в жизни Коко появится другой человек, который с интересом отнесется к ее идее и кардинально изменит ее жизнь. Это был англичанин Артур Капел, которого в кругу друзей называли «Бой». До встречи с мужчиной Шанель даже и не мечтала о знакомстве с человеком с такими же интересами, как и у нее: у Артура был спортивный характер и предпринимательские способности. Коко и Бой встретились, когда последний был еще довольно молод. Но, несмотря на это, у мужчины был уже свой успешный бизнес. Он помог Коко в 1910 году открыть ее первый магазин шляпок в Париже, а через три года уже бутик во французском городе Довиль.

Женщина-предприниматель

Когда Коко Шанель открыла собственный бизнес и получила возможность давать волю своему вкусу и способностям, женщина стала предпринимателем на всю жизнь. Ее ничего не могло остановить, ни отсутствие опыта, ни даже Первая Мировая война. Она работала и как предприниматель, и как дизайнер, воплощая в жизнь все свои идеи по созданию элегантности. Габриэль все же стала модисткой, которая продавала шляпки известным дамам. В свою очередь, знаменитые клиентки, стали рассказывать о необычной парижской модистке. Бизнес Коко стал феноменом, которого не было до этого в истории моды. Шанель стала первой портной, которая была частью высшего общества. Девушка изменила общественное мнение о труде дизайнера, став магнетической персоной международного масштаба. Коко приглашали в самые аристократические круги, и ее саму эту ничуть не удивляло.
«Я вошла в сливки общества не потому, что создавала одежду. А наоборот. Я ведь создавала одежду, потому что находилась в обществе, где стала первой женщиной, которая жила полной жизнью моего века», - комментировала свою славу Коко Шанель. Высокопоставленные аристократы уделяли внимание Коко Шанель. К примеру, женщина была вхожа в круг общения Великого российского Князи Дмитрия и английского Герцога Вестминстерского. Её окружили сливки общества, знаменитые актеры, режиссеры и художники того времени. И уже в возрасте пятидесяти лет Коко Шанель оказалась на вершине своей славы и красоты. Ее фигура и лицо достигли своего полного совершенства. До этого она никогда не одевалась с чувством свободы и воображения. И именно в это время ее охотнее других фотографировали и восхищались. В итоге, годы пятидесятилетия стали самыми золотыми в биографии некогда бедной девочки Габриэль.

Годы без работы

После объявления Второй Мировой войны Коко Шанель закрыла все свои салоны. Она понимала, что в такое время моде места нет.
В сентябре 1944 года, по инициативе Комитета по Общественной морали, женщину арестовали из-за слухов о ее связи с немецким офицером. Впрочем, уже через несколько часов ее освободили. После Шанель уехала в Швейцарию и прожила там почти десять лет.

Новое начало

Слава Шанель постепенно уходила в прошлое. Если в довоенной моде работали преимущественно женщины-дизайнера, к примеру, Шанель, Чиапарелли, Ланвэн, Вионнет, то в послевоенной власть досталась мужчинам, среди которых Диор и Баленсиага. И успех Диора, казалось, показывал, что у моды Коко Шанель уже нет будущего. Однако, в 1953 году Коко Шанель приняла решение вновь открыть свой салон в Париже. Тогда модистке исполнялось 70 лет. Пятого февраля 1954 года открылся Дом Шанель. Критики были беспощадными. Свою статью о Коко назвала «фиаско» газета «Дэйли Мэйл». Впрочем, Габриэль осталась глуха к критике, ей понадобилось всего три года, чтобы вновь вернуться на олимп славы. Свой успех она прокомментировала просто: «Элегантность в одежде означает, прежде всего, свободу движения». Таким образом, в 70 лет у Коко Шанель началась новая жизнь. И снова женщина изменила моду, сделав свой стиль доминирующим. 10 января 1971 года Коко Шанель скончалась в отеле Риц. Ей было 87 лет. Причина смерти – сердечный приступ. Похоронили модельера в швейцарской Лозанне. На верхней части надгробия Коко высекли пять львов.

Интересные факты

Мода на загар появилась как раз во времена Коко Шанель. Произошло это случайно. В 1923 году Габриэль загорела во время круиза и появилась с таком виде в Каннах. Общество последовало примеру Шанель. Знаменитые духи «Chanel № 5» появились в 1921 году. Но их автор, правда, русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо. До Шанель у женских духов не было сложных запахов. Коко же выступила новатором и предложила женщинам первый синтезированный парфюм, который не повторял запах ни одного цветка. Коко Шанель сделала популярными маленькие черные платья, которые позволялось носить в течение всего дня, дополняя разными аксессуарами. Гении и злодеи К заслугам Коко Шанель относится и появления сумочек. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», - сказала Габриэль в 1954 году. А через год представила небольшую прямоугольную сумочку на длинной цепочке. В итоге женщины смогли носить сумку, удобно повесив на плечо.


1. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали.

2. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

3. У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление.

4. Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

5. Самое лучшее в любви – это заниматься ею.

6. Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.

7. Люди не умеют жить. Их этому не учат.

8. Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

9. Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.

10. Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым.

11. Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится.

12. Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

13. Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

14. Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.

15. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно – вот что такое идеальная женщина.

16. За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

17. Я не испытываю ни к кому теплых чувств. Я либо люблю, либо – нет.

18. У судьбы нет причин, без причины сводить посторонних.

19. Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна, все остальные – это ее тени…

20. У женщин нет друзей. Их либо любят, либо нет!

Высказывания Коко Шанель о любви, мужчинах и женщинах

21. Кокетство – это победа разума над чувствами.

22. Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

23. Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

24. Настоящее великодушие – это когда прощают неблагодарность.

25. Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.

26. Не тратьте время, стуча по стене и надеясь, что она превратиться в дверь.

27. Так вот что такое слава: одиночество.

28. За исключением материальных дел, мы нуждаемся не в советах, а в одобрении.

29. К безобразию еще можно привыкнуть, к неряшеству – никогда!

30. Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться – это когда нельзя сделать еще хуже.

31. Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…

32. Никогда нельзя распускаться. Надо всегда быть в форме. Нельзя показываться в плохом состоянии. Особенно родным и близким. Они пугаются. А враги, наоборот, испытывают счастье. Поэтому, что бы ни происходило, обязательно нужно думать о том, как ты выглядишь.

33. Не забывайте, что если даже вы окажетесь на самом дне горя, если у вас не останется вообще ничего, ни одной живой души вокруг – у вас всегда есть дверь, в которую вы можете постучаться… Это – работа!

34. Нельзя одновременно иметь две судьбы – судьбу необузданного дурака и умеренного мудреца. Нельзя выдерживать ночную жизнь и быть в состоянии создать что-то днем. Нельзя позволять себе еду и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой.

35. Пища должна быть простой. Спать хорошо семь-восемь часов, если столько хочется, спать при открытых окнах. Вставать рано, работать сурово, очень сурово. Это не повредит никому, потому что это создаст бодрость духа, а дух в свою очередь, позаботится об участи тела. Не сидеть допоздна. В конце концов, что такого уж ценного в светской жизни, чтобы вы пренебрегли подушкой для того, чтобы бодрствовать до раннего утра!

36. Наши дома – это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

37. Мода проходит, стиль остается.

38. Мода – это то, что выходит из моды.

39. Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода.

40. Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

41. Мода, как и архитектура, – вопрос пропорций.

42. Мода – всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.

43. Молодежная мода – плеоназм, старческой моды не бывает.

44. Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

45. Люди увлекаются не модой, а лишь теми немногими, кто ее создает.

46. Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.

47. Шанель – это не мода, Шанель – это стиль.

48. Я приучила весь мир носить то, что шло мне.

49. Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

50. Я создавала одежду для женщин всего мира, а теперь они стремятся ходить раздетыми.

51. Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

52. Когда ты одета хорошо, другие замечают тебя, когда плохо – твою одежду.

53. Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

54. Днем будьте гусеницей, а вечером – бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик не подходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

55. Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть.

56. Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.

57. Принцип женщин – одеваться не ради удовольствия их мужчин. Свобода – это всегда стильно.

58. Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

59. В платье ищите женщину. Если нет женщины, то нет и платья.

60. Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

61. Сегодня у тебя, возможно, будет встреча с судьбой, и ты должна быть великолепно одета.

62. Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним.

63. Иногда лучше убрать, чем добавить.

64. Лучший модный аксессуар женщины – красивый мужчина!

65. Не люблю длинных пиджаков – при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится.

66. Женщина должна одеваться так, чтобы мужчине хотелось ее раздеть!

67. Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.

68. Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

69. Девушка должна уметь две вещи: быть сказочной и стильной.

70. Безвкусица имеет пределы, только хороший вкус бесконечен.

71. У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

72. Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.

73. Духи – это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла…

74. Духи следует наносить туда, куда вы хотите, чтобы мужчина вас поцеловал.

75. Женщины, которые не пользуются духами – это очень самоуверенные женщины, ибо шлейф правильно подобранных духов, который тянется за прекрасной дамой, всегда сопутствует образу, создаваемому ею, играя в создании этого образа совсем не последнюю, а иногда даже первую роль.

76. В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 – его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, которые более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин.

77. Возраст для женщины – не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих.

78. После пятидесяти в счет идут уже дни!

79. Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

80. Когда мне скучно, я чувствую себя старой, а так как мне страшно скучно с вами, то через пять минут, если вы не уберетесь прочь, мне будет тысяча лет.

81. Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам – она просто напросто глупа.

82. Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые.

83. Прекрасное остается, красивое проходит.

84. Красота остается, а хорошенькая внешность исчезает. Но женщины почему-то не стремятся быть красивыми, они хотят оставаться хорошенькими.

85. Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость – чтобы мы любили мужчин.

86. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

87. Если девушка не красится, то она слишком высокого мнения о себе.

88. – Куда наносить косметику?
– А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

89. Руки – визитная карточка девушки;
Шея – ее паспорт;
Грудь – загранпаспорт.

90. Когда у женщины хорошее телосложение и правильные черты лица – она красива; когда женщина со вкусом одета, у нее легкий макияж, подчеркивающий достоинства лица, она умеет двигаться и говорить – она элегантна; а когда она и элегантна, и красива, то в ней есть «шарм».

91. Красивых мужчин быть не должно, а некрасивых не бывает. Бывает только мало цветов и теплое шампанское.

92. Драгоценности – это целая наука! Красота – это грозное оружие! Скромность – это верх элегантности!

93. Есть люди, у которых есть деньги, а есть богатые люди.

94. Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.

95. Принято считать, что роскошь – противоположность нищеты. Нет, роскошь – противоположность вульгарности.

96. Роскошь – это когда изнанка так же красива, как и лицо.

97. Скромность и роскошь – две сестры.

98. Роскошь становится потребностью, когда другие потребности уже удовлетворены.

99. Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.

100. Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.

Коко Шанель и мужской дендизм • Arzamas

Шеф-редактор журнала «Теория моды» Людмила Алябьева в 360 словах объясняет, как Коко Шанель помогла женщине стать денди

Автор Людмила Алябьева

Коко Шанель в 1928 году © Topfoto/Fotodom

Шанель однажды призналась Сальвадору Дали, что она «всю свою жизнь занималась тем, что переделывала мужской костюм в женский: жакеты, прически, галстуки, манжеты». По словам философа Барбары Винкен, «крестным отцом этой новой женственности, рожденной под знаком маскулинности», был именно денди.

Шанель на протяжении всей карьеры претворяла свой дендистский проект в жизнь, прекрасно понимая запросы своих современниц, которым хотелось коротко стричься, танцевать новомодные танцы, вести мобильный и в целом гораздо более свободный образ жизни, нежели их матери и тем более бабушки. А еще им хотелось загорать и плавать, кататься на велосипеде, играть в теннис и даже хоккей — одним словом, делать все то, что было занесено в черный список старшего поколения. Для всего этого им была нужна удобная и непринужденно элегантная одежда. Возьмем для примера пресловутое маленькое черное платье, визитную карточку мадемуазель, которое журнал Vogue в 1926 году сравнил с автомобилем Ford — таким же функциональным, минималистичным, элегантным и черным.

1 / 6

Вечернее платье, разработанное Шанель. 1924–1926 годы© The Metropolitan Museum of Art

2 / 6

Вечернее платье, разработанное Шанель. 1925 год© The Metropolitan Museum of Art

3 / 6

Платье, предположительно разработанное Шанель. 1926 год© The Metropolitan Museum of Art

4 / 6

Платье, предположительно разработанное Шанель. 1926–1927 годы© The Metropolitan Museum of Art

5 / 6

Вечернее платье, разработанное Шанель. 1927 год© The Metropolitan Museum of Art

6 / 6

Вечернее платье, разработанное Шанель. 1927–1928 годы© The Metropolitan Museum of Art

Поль Пуаре обвинял Шанель в том, что она своим черным платьем обратила всех вокруг в секретарш, Шанель парировала, что ее секретарши выглядят ничуть не хуже миллионерш. И добавляла, имея в виду ориентальную негу коллекций Пуаре: «Шахерезада — просто. Маленькое черное платье — сложно». Создавая свое платье и решая его в черном цвете, пионер женского дендизма думала о повседневной и практичной элегантности, бывшей до сих пор исключительно мужской прерогативой.

«Надо двигаться, надо сесть в машину так, чтобы не лопнули швы! <…> Надо, чтобы можно было наклоняться. Играть в гольф. Даже ездить верхом, все в том же костюме. Одежда должна иметь естественные формы»  P. Morand. L'allure de Chanel. Paris, 1976. P. 44..

Коко Шанель

Платье Поля Пуаре по мотивам Русских сезонов Сергея Дягилева. 1911 год © The Metropolitan Museum of Art

Удобство, практичность, непринужденность, сдержанность и «изысканная простота», на которые Шанель ориентировалась в своем творчестве и которые в полной мере отражают принципы дендизма, вдохновляли кутюрье и при создании Chanel № 5 в 1921 году. В своем парфюмерном проекте Шанель решительно порывала с устаревшими принципами, царившими в женской парфюмерии до сих пор. Она сделала ставку на современный (модернистский) синтетический аромат, отказалась от экзотических и витиеватых названий и выбрала простой, прямоугольной формы флакон без декоративных элементов, который напоминал емкость с одеколоном и со всей очевидностью отсылал к мужской эстетике.

Стремление к дендистской непринужденности и сдержанности позволило Шанель революционным образом реформировать женский гардероб, что сделало ее наследницей новаций Джорджа Браммела в области мужского костюма.  

Габриэль (Коко) Шанель (Coco Chanel). Биография, цитаты — Альтернативный взгляд Salik.biz

Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще. — Коко Шанель

Габриэль Бонер (Коко) Шанель — родилась 19 августа 1883 года, умерла 10 января 1971 года (87 лет).

- Salik.biz

Она научила женщин носить мужские пиджаки, брюки, купальные костюмы и плиссированные юбки. Она смогла превратить моду в особенный раздел всемирной истории, сделав на этом состояние. Ее всю жизнь преследовал страх разорения. Абсолютно беспричинный. Благополучию Коко никогда и ничего не угрожало: у Шанель не было конкурентов.


Co Co Ri Co

Прадед Коко – Жозеф Шанель – был кабатчиком. Его заведение в Понтейль называлось Le Chanel. Его сын, который унаследовал питейное заведение, был очень бойким малым и смог ловко обольстить девицу из почтенной протестантской семьи. Говорили, что Габриэль была вылитой копией бабки. От деда же унаследовала редкое своенравие и пылкий темперамент.

Родилась Габриэль Шанель в больнице для бедных провинциального французского городка, а в 12-ти летнем возрасте лишилась матери. Отец отдал ее и сестер в монастырь, навсегда пропав из ее жизни. Ей приходилось рассказывать всякий раз новые легенды о происхождении отца и рассчитывать лишь на свои силы.

Наступил новый век. Габриэль – 18. В Мулене ее, как нищую сироту, определили в школу швей. Она должна была одеваться по-особенному и сидеть отдельно от девиц, которые могли оплачивать свое обучение. Психоаналитик Клод Делей-Тубиана, который близко знал ее в конце жизни, поставил диагноз: в отместку за это унижение она в течении всей жизни стремилась одеть женщин в униформу. В роскошную униформу, добавим мы.

Рекламное видео:

В городе был расквартирован французский гарнизон – это означает, что город переполнен молодыми людьми в эффектных мундирах. В ней проснулась кокетка. Кавалерийский полк удочерил белошвейку.

В кафе-шантане Rotonde, любимом месте гарнизона, девушка дебютировала на сцене. Песенки «Ну, кто же видел Коко в Трокадеро» (про песика, которого потеряли) и Co Co Ri Co (Кукареку) сделали ее маленькой местной звездочкой.

Бравая публика рукоплещет, ее называют «наша малышка Коко».

Ей затруднительно соперничать с роскошными томными дивами belle epoque – с осиными талиями и пышными формами, с трудом удерживаемыми корсетом. Габриэль – худышка. Но Коко – бесенок. В ней есть задор, здоровое коварство и намеренно подчеркнутый экстравагантный шарм. Она стремилась быть похожей на Иветт Жильбер и старательно копировала ее позы. Только великая Иветт солирует в Мулен-Руж, а малышка Коко – в провинциальном Мулене.

Голос же у Габриэль отнюдь не благозвучный. Зато она может шить для себя сценические костюмы и использовать мужчин.

Тысяча и одна ночь

Коко Шанель обладала своего рода талантом, или, если хотите, манией: с настырностью сироты и гения она выжимала своих любовников как лимон. Их влияние, деньги, связи, известность она с редким упорством использовала как ступени на пути к своей славе. Когда брать было больше нечего, девушка возлюбленного меняла.

Богатый инфантерист Этьен Бальсан дал ей денег и помог покинуть Мулен в поисках более соблазнительного певческого ангажемента.

1908 год – девушка поменяла Бальсана на его приятеля Артура Капеля по прозвищу Бой, убежденного, что большая будущность ждет Коко-модистку, а не Коко-певицу. Шанель смогла раскрутить его на значительные суммы и открыла модные магазины в Париже, Довиле и Биаррице, которые принесли ей первый сногсшибательный успех.

Баронесса Диана де Ротшильд поссорившись со знаменитым модельером Полем Пуаре, начала шить только у Коко Шанель.

Она перезнакомилась со всей интернациональной богемой, традиционно предпочитавшей Францию, заводя непродолжительные романы то со счастливо женатым отцом четверых детей Стравинским, то с драматургом Генри Бернстайном. Но, в общем-то, Габриэль предпочитала иметь дело с аристократами. Великий князь Дмитрий Романов был младше ее на 11 лет, не имел ни гроша за душой и довольно охотно позволял женщинам брать себя на содержание. По одной из версий, давняя подруга Коко уступила ей Дмитрия, так как тот ей уж очень дорого обходился. Шанель получила бесплатную рекламу в аристократических кругах. А царственные родственницы князя ко всему, оказывали множество неоценимых услуг в ее мастерских – вплоть до вышивания гладью.


Появившись в жизни сказочно богатого герцога Вестминстерского между его вторым и третьим браком, Шанель очень осложнила жизнь герцогской обслуги: курьеры разрывались между Лондоном и Парижем, доставляя Коко свежесрезанные в теплицах Eaton Hall фрукты и цветы. Коко Шанель мечтала женить герцога на себе. Но тот, справедливо считал, что одевать королевскую семью и принадлежать к ней суть две очень разные вещи.

Провал с брачной аферой она сопроводила только одной, но довольно эффектной фразой: «Герцогинь Вестминстерских много, а Коко Шанель – одна».

Увы, она относилась к типу женщин, «на которых не женятся», и, кажется, по-деревенски переживала это.

Кроме денег, связей и положения в обществе, Шанель заимствовала у своих возлюбленных… гардероб. Вначале для себя, позднее – для своих коллекций. Она превращала рубашки и свитера своих любовников в женские платья, вызывая в памяти героинь Шекспира, которые переодеваются пажами, чтобы без помех подслушивать о чем говорят мужчины.

У Бальсана она позаимствовала фасон простого спортивного пальто и галстук. Совместная жизнь с Дмитрием Романовым привила ей вкус к вышивкам, драгоценным камням и мехам в отделке и породила несколько коллекций со стилизованными русскими мотивами. Англизированный стиль Капеля и герцога Вестминстерского подтолкнул ее на идею использования элементов традиционного английского мужского костюма.

Неисчерпаемая привычка Коко – в поисках идей перебирать содержимое платяных шкафов мужчин – создала то, что в течении десятилетий и называлось, собственно, стилем Коко Шанель.

Опасные связи

Шанель была владелицей дома haute couture, текстильной фабрики, которая производила ткани для ее моделей, и ювелирным магазином. Ее фирма насчитывала 4 тыс. служащих и продавала по всему миру 28 тыс. платьев каждый год. В паспорте она обозначила свою профессию так: «деловая женщина».

Молодость ушла, но она осталась эффектной и эгоцентричной. Она едва обратила внимание на то, что в Европе началась катастрофа – 1939 год. Правда, ей самой, пусть это была и чистая случайность, бояться было нечего – еще до войны она начала последний и самый непредусмотрительный в своей жизни роман, обзаведясь немецким поклонником. Ханс Гюнтер фон Динклаге, по прозвищу «Воробей», был, конечно же, аристократом, дипломатом и завсегдатаем парижских салонов. К несчастью, он оказался еще и высокопоставленным немецким шпионом, выбиравшим себе любовниц, чьи поместья позволяли беспрепятственно любоваться французским военным флотом.

В оккупированном Париже Коко Шанель, разумеется, ничего не угрожало. Однако чем хуже становились дела немцев на фронте, тем более отчаянным делалось положение Коко – обвинение в пособничестве оккупантам могло стоить не только карьеры. Она решила явиться миру Жанной д'Арк, спасти себя, любовника, весь свет, и организовала величественное и смехотворное предприятие, став тайной посредницей между Лондоном и Берлином в сепаратных переговорах. Она смогла беспрепятственно воспользоваться своим знакомством с Черчиллем. Его нездоровье сорвало переговоры, но вся затея спасла если не карьеру Габриэль, то хотя бы ее жизнь и состояние.

После войны она была арестована, а после ей разрешили тихо исчезнуть вместе с возлюбленным и банковскими счетами в Швейцарии. Разрешить ей давать показания перед трибуналом было весьма рискованно – сепаратные переговоры с немцами не принадлежали к поощряемым методам дипломатии. Коко отвергла обвинения в связи с нацистом, раздраженно и вполне резонно заявив следователю, что «женщина, найдя любовника в 60 лет, не сует нос в его паспорт».

В другие времена в Париже остроумной фразы хватило бы для оправдания. Однако после оккупации французы решительно потеряли всякое чувство юмора. Многие всерьез считали, что она сотрудничала с гестапо. Зато американцы плевать хотели на подмоченные европейские репутации и бодро выстраивались в километровые очереди за «Шанель №5». Как бы то ни было, она растворилась в Швейцарии, исчезнув почти на целый десяток лет. В общей сложности «Дом Шанель» стоял закрытым 15 лет – с 1939 по 1954 год.


Mademoiselle против new look и belle epoqtje

В Швейцарии она поколачивала опостылевшего любовника, постепенно превращалась в старуху и платила отступные одиозному Вальтеру Шелленбергу. Тот получил в Нюрнберге только шесть лет тюрьмы и успешно шантажировал Шанель, угрожая рассказать о ее роли в сепаратных переговорах с его ведомством.

Ей было разрешено бывать и в Европе, и в США. Вероятно, она могла бы вернуться во Францию. Но злые языки утверждали, что налоговый климат Швейцарии полезней для ее здоровья. Она предпочитала изредка навещать Париж и злословить о современных модельерах. Ее отсутствие позволяло им царствовать безмятежно.

«Забавно, что женщины носят туалеты, созданные мужчиной, который никогда не знал женщин, не спал с ними и мечтает лишь быть одной из них…» – Шанель о Диоре, 1947 г.

Она не нуждалась: проценты от продажи «Шанель №5» поступали исправно. Но ее мучил страх разорения. Карл Лагерфельд утверждал, что Шанель всегда носила в сумочке 10 000 франков, на случай финансовой катастрофы.

Она создала в Лихтенштейне фонд помощи бедствующим артистам. Бедствующие артисты в глаза не видели сумм, которые она якобы туда переводила. Зато она не платила налогов.

1953 год — объем продажи духов в США сократился до $350 000 Коко всполошилась, решив, что ей угрожает нищета. Посоветовавшись с друзьями и приняла два решения.

Во– первых, продала «Дом Шанель» компании Wertheimer. В обмен на это компания сохранила за ней проценты от продажи духов и обязалась пожизненно оплачивать совершенно все ее деловые и личные расходы – вплоть до почтовых марок. Во-вторых, приняла решение возвратиться в Париж.

Возвращение низложенной королевы повергло парижский мир моды на грань истерики. В отсутствие Шанель круто пошли вверх Диор, Баленсиага, Живанши, Фат. В моду вошли изысканные, сложные туалеты New Look – естественная реакция на аскетизм военного времени. Европа жаждала праздника, стремительно возвращаясь к женственности образца belle epoque.

Главный редактор Vogue Мишель де Бруноф не мог слышать самого имени Шанель – его сына убили нацисты.

1954 год, 5 февраля — публика заняла свои места в демонстрационном зале Шанель на улице Камбон, 31. Негодующие ждали скандального провала, немногие доброжелатели не менее скандального триумфа. И тех и других постигло тяжелое разочарование. Коллекция произвела впечатление чего-то безнадежно устаревшего. Платья выглядели не просто аскетично, в них было нечто от школьной формы.

В конце показа раздались жидкие аплодисменты. Разумеется, коллекция представляла собой полную противоположность моде 50-х годов. Зато концентрированно выражала то, во что Шанель верила в течении всей жизни.

Сказать, что она создала женский тип ХХ столетия, – значит безбожно преувеличить ее заслуги.

Сказать, что она его только обслуживала, означало бы так же безбожно их преуменьшить. Шанель одевала женщин, которые ездят в такси, занимаются спортом, ходят на службу, светские приемы и обходятся без помощи горничной. Женщин в костюме Коко Шанель, без корсета, с короткой стрижкой. Такой, в первую очередь, была она сама. Коко ввела в свой собственный, а затем во всеобщий дамский обиход большую часть мужского гардероба. Пиджаки, прямые спортивные пальто, накладные плечи, мужские шляпы и свитера, дополненные бижутерией, жакеты и брюки.

Она использовала традиционно «мужской» твид для женских костюмов, шила из трикотажной ткани, которую до того считали пригодной только для нижнего белья. Она изобрела женские купальники, вызвала этим грандиозный скандал и благополучно превратила его в триумф.

Она не ценила мужеподобных женщин, расплодившихся в эру эмансипации, феминизма и борьбы за равноправие. Особенно равноправие оставляло ее безразличной. Тип женщины-мальчика, ее собственный тип, был вызывающе женственным, на грани провокации.

Отказавшись от традиционного стиля модного показа, она жестко дрессировала боготворивших ее манекенщиц. В 50-е годы было принято гарцевать на помосте, кокетливо вихлять бедрами стараясь выглядеть соблазнительно. Прямые бесстрастные девушки «от Шанель» вылетали на подиум, будто эскадрон амазонок, и как вкопанные останавливались напротив покупателей, давая возможность рассмотреть модель и даже пощупать ткань. Они источали прочувствованное мужененавистничество и шарм продажной, но неслыханно дорогой красоты.

«Chanel №5» не зря стали самым легендарным и выгодным из ее созданий. Вместо традиционных, легко узнаваемых цветочных запахов – сухой искусственный аромат, состоящий из 80-ти ингредиентов. В простом геометрическом флаконе, напоминающем по форме мужскую дорожную фляжку. Она не создала ничего более символичного.

Продажа «Chanel №5» приносила ей большую часть годового дохода. В год ее смерти, в 1972-м, он достиг $160 млн. Коко была просто не в состоянии создать вещь, которая не приносит прибыли. Она не терпела поражений и уж в любом случае умела взять реванш.

Тогда, в 1954 г., пресса отыгралась на неудаче, называя Коко ведьмой, предательницей, расфуфыренной мартышкой. Шанель была не из пугливых. Возвратившись в Париж, она не собиралась покидать его из-за какого-то там провала.

Спустя два года все вокруг носили Шанель – настоящую или поддельную. С тех пор она никогда больше не выходила из моды.

Коко Шанель – цитаты

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали.

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление.

Живое не может быть уродливым.

Самое лучшее в любви – это заниматься ею.

Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.

Люди не умеют жить. Их этому не учат.

Мужчина, способный на поступки, обречен быть любимым.

Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится.

Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет.

Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно – вот что такое идеальная женщина.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже закончилась.

У судьбы нет причин, без причины сводить посторонних.

Кокетство – это победа разума над чувствами.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

Настоящее великодушие – это когда прощают неблагодарность.

Сила основана на неудачах, а не на успехе. Я стала сильной, когда плыла против течения.

Не тратьте время, стуча по стене и надеясь, что она превратиться в дверь.

За исключением материальных дел, мы нуждаемся не в советах, а в одобрении.

К безобразию еще можно привыкнуть, к неряшеству – никогда!

В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа;

в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь;

а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Если вас поразила красотой какая нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, — погибшая женщина.

Женщина в отчаянье перестает быть женщиной.

А. Соловьев

Заслуги Коко Шанель. | Модный блог

 

Великий французский модельер, ярая революционерка и просто несравненно талантливая женщина Коко Шанель — по праву занимает первое место в истории развития моды прошлого века. Ее модернизм, следование дорогой простоте и вдохновленность мужской модой послужили примером для представительниц прекрасного пола со всего мира. Сегодня мы предлагаем ознакомиться с большим списком нововведений неподражаемой мадам  Коко. Итак, начнем.

1. Благодаря Коко Шанель мы с вами можем похвастаться такой деталью женского гардероба, как карман. Дизайнер позаимствовала данную часть одежды у мужского костюма. Мадам Коко считала, что карман весьма удобен и необходим для женского гардероба. Примечательно то, что она добавила карман не только на платья, но и на сумки.

2. Сама Коко никогда не была замужем и полностью отдавалась творчеству. Именно она ввела моду на независимых и самостоятельных бизнес-вумен.

3. До Шанель дизайнеры представляли  свои коллекции на специально обученных девушках – моделях. Коко, обладая нескончаемой фантазией, предложила рекламировать одежду с помощью певец и актрис. Она отлично понимала, что для выгодного пиара необходима уже раскрученная и популярная звезда. Так и появился знаменитый маркетинговый ход «лицо компании».

4. Будучи известным дизайнером, Коко Шанель отправилась в путешествие. Естественно, благодаря жгучему солнцу теплых стран, модельер изрядно загорела, а вернувшись обратно домой сама того не желая ввела моду на загар. После этого, многие девушки стремились приобрести золотистый оттенок кожи.

5. Как мы уже поняли, Коко сильно отличалась от своих современниц. Многие люди, которые близко общались с дизайнером, говорили, что лишь с виду она женщина, склад ума Коко был однозначно мужским. Естественно, когда Шанель предложила женщинам облачиться в брючный костюм, долгое время представительницы слабого пола сопротивлялись и отказывались надеть на себя брюки. В наши дни  у каждой девушки есть хоть одна пара брюк, спасибо Коко Шанель.

6. И напоследок, конечно же — маленькое черное платье. Несмотря на всю свою простоту, такое платье выглядело очень сексуально. Ведь сама Коко утверждала, что надев на себя черное платье, девушка по прежнему остается обнаженной. Так как черный цвет невероятно стройнит фигуру, а короткая длина не скрывает ног.

 

 

 

 

Марьям Госенова