Коллекции кензо такада: Памяти Кензо Такады: вспоминаем легенду моды

5 вещей, которыми мир моды обязан Кензо Такаде — легендарному основателю Кензо

Каким мы запомним дизайнера

Теги:

мода

Аромат

Белье

Одежда

Ника

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Сегодня мир моды лишился еще одного легендарного дизайнера — Кензо Такада ушел из жизни из-за осложнений от коронавируса. Основателю Дома Kenzo был 81 год. Мы решили вспомнить, что нового привнес в моду дизайнер, и понять, каким мы его запомним.

Проложил путь в большую моду для японских дизайнеров

Когда заходит речь о знаменитых японских дизайнерах, мы в первую очередь вспоминаем имена Йоджи Ямамото и Рэи Кавакубо. Однако никого из них мы бы не узнали, если бы не Кензо Такада. Он переехал в Париж из Токио в 1965 году. Уже 5 лет спустя он показал свою первую женскую коллекцию, став, таким образом, первым японским дизайнером в официальном расписании Недели моды в Париже. Коллекцию ждал оглушительный успех у публики и модной прессы, и уже в 1971 году он устраивает показ в Нью-Йорке. Мало кто знает, но он также был первым дизайнером-мужчиной в Японии: до него эта профессия считалась женской, а в знаменитом токийском колледже Бунка учились только девушки. Позже его же закончили Йоджи Ямамото и Джунья Ватанабе.

Одним из первых начал использовать новые форматы показов

До определенного момента все модные показы выглядели примерно одинаково — модели грациозно выходили на подиум в салоне при модном Доме и под диктовку с перечислением вещей из каждого образа ходили между рядами с прессой и клиентами. Кензо Такада был одним из первых, кто нарушил это правило и стал делать показы в непривычных локациях. Так, в 1977-м году он устроил показ в легендарном Нью-Йоркском клубе Studio 54, где за музыку отвечала легендарная Грейс Джонс.

В 1978 и 1979 годах он провел два показа в настоящем цирке, где модели проносились перед публикой на лошадях, а он сам появлялся в финале верхом на слоне. Позднее эти идеи стали применять и развивать уже другие дизайнеры — сегодня необычной локацией уже трудно кого-то удивить. Для 70-х же это было революцией.

Напомнил миру моды про Россию

Подобно Иву Сен-Лорану, Кензо Такада был большим любителем этники. В своих коллекциях он неоднократно цитировал японские кимоно, индийские сари и многое другое. Но отдельное место в его сердце занимал русский костюм. К нему он возвращался неоднократно в течение своей жизни. Так, в его осенне-зимнюю коллекцию 1987-го года вошел образ из белой меховой шапки, пышной юбки и короткого приталенного жакета, явно вдохновленного традиционной русской верхней одеждой — душегреей.

Сделал нормой выпуск дизайнерских ароматов

Первым дизайнером, сделавшим именной парфюм, был Поль Пуаре. В 1921 году его примеру последовала Коко Шанель, создавшая совместно с парфюмером Эрнестом Бо свой легендарный Chanel N5. Несмотря на все это, вплоть до 80-х выпуск дизайнерами ароматов еще не считался нормой и массовым явлением. Во многом эта ситуация изменилась благодаря Кензо Такаде — он запустил успешную линию парфюмерии, куда вошли многие бестселлеры, такие как знаменитый аромат Flower. Позднее его примеру последовали все остальные популярные дизайнеры, а сегодня это вообще уже считается чем-то само собой разумеющимся. Парфюмерия Kenzo до сих пор пользуется большой популярностью, а линейка регулярно пополняется новинками.

Стал пионером коллабораций с масс-маркетом

После многочисленных капсульных коллекций гигантов масс-маркета со знаменитыми дизайнерами это уже не кажется чем-то фантастическим. Однако до 1984 года эти два сегмента существовали в параллельных вселенных и никогда не пересекались. Пока Кензо Такада не заключил соглашение с The Limited о создании демократичной линии. Тогда это стало шоком и вызвало волну возмущений, а несколько крупных люксовых ритейлеров даже отказались закупать коллекции основной линейки Kenzo. Однако этот шаг оказался пророческим и просто-напросто опередил свое время. Уже в 2016 году Kenzo без участия основателя (он покинул бренд в 1999-м году) выпустили совместную коллекцию с H&M, которая побила все рекорды продаж.

Item 1 of 21

1 / 21

Показ Kenzo x H&M

Мечтатель «Медуза» рассказывает историю Кензо Такады — знаменитого дизайнера, который не боялся ярких красок и диких принтов.

Он умер от осложнений после ковида

Joel Saget / AFP / Scanpix / LETA

Японский модельер Кензо Такада — основатель модного дома Kenzo — умер 4 октября в возрасте 81 года от осложнений, вызванных COVID-19. В последние десятилетия, после продажи модного дома Kenzo концерну LVMH, о нем почти не было новостей, но его вклад в историю мировой моды неоценим. Такада повлиял не только на стиль Йоджи Йамамото и Рей Кавакубо, но и на любовь европейцев к яркому и самобытному дизайну. По просьбе «Медузы» бывший редактор российских изданий Vogue, Interview и автор телеграм-канала «Good morning, Karl!» Катя Федорова вспоминает историю Кензо Такады.

Кензо Такада родился неподалеку от Осаки, в большой — он был одним из семерых детей — семье владельца гостевого дома, куда на чай часто приходили гейши и торговцы тканью. В детстве Кензо мог часами разглядывать их роскошные наряды и товары, а чуть повзрослев и добравшись до журналов мод старших сестер, окончательно решил посвятить жизнь созданию красивой одежды. Без особого успеха он попытался изучать в университете литературу, но в итоге, вопреки желаниям отца, стал одним из первых студентов-мужчин в знаменитом колледже моды Bunka в Токио. Затем Кензо быстро выиграл главную награду самого престижного японского журнала мод Soen и устроился на работу дизайнером в местный универмаг, где мог бы и остаться навсегда, если бы не счастливый случай.

В 1964-м Кензо узнал, что дом, где он снимал квартиру, собрались сносить — район перестраивали перед Олимпийскими играми. В качестве компенсации жильцам выплатили деньги за 10 месяцев аренды. Молодой дизайнер решил их потратить на исполнение своей давней мечты и купил билеты в Париж. Чтобы сэкономить, он отправился туда на корабле, за два месяца в пути он успел побывать в Сингапуре, Индии и Испании и на всю жизнь полюбил путешествия.

Добравшись до Парижа, Кензо снял крохотную квартиру — девять франков за ночь. Здесь он начал продавать свои экзотические для французов рисунки модным домам и журналам, одновременно скупая яркие этнические ткани на местных барахолках.

На одной из них он встретил «сумасшедшую старуху», которая предложила ему за бесценок арендовать ее магазин. Стены своего первого бутика Кензо расписал сам. Вдохновившись своей любимой картиной Анри Руссо «Мечта», он создал в бутике сказочные джунгли. Дизайнер назвал свой магазин «Jungle JAP», использовав сленговый и немного унизительный термин, которым японцев называли в Европе и Америке. Необычные, богемные наряды Кензо, его фирменное сочетание красок и принтов, непривычный для чопорной парижской фэшн-индустрии дух свободы быстро нашли поклонников среди критиков, журналистов и молодых модников. По его собственным словам, уже к 1970 году он стал самым продаваемым в мире дизайнером. 

Кензо Такада (справа) в 1979 году

Patrick Siccoli / Sipa / Scanpix / LETA

Ироничное название марки «Jungle JAP» прижилось в Европе, а вот американский рынок уже тогда посчитал его неполиткорректным. В 1972 японцы вышли на протесты перед универмагом Macyʼs, где должен был состояться первый показ Кензо в Штатах, а Лига японских граждан США даже подала на дизайнера в суд, утверждая, что слово «jap» напоминает им о притеснении японцев в США после бомбежки гавани Перл-Харбор. Космополит Такада, который говорил, что в Париже чувствует себя японцем, а в Токио — французом, их мнение не разделял. Однако чтобы не потерять этот рынок, он переименовал бренд в Кеnzo.

Благодаря своему экзотическому бэкграунду, нестандартному подходу, а порой просто отсутствию денег, Кензо предвосхитил многие тренды современной модной индустрии. Он продавал одежду прямо с подиума, а не через полгода после выхода коллекции, как делали все остальные дизайнеры. Он устраивал фееричные театрализованные представления по всему миру вместо стандартных показов. «Это было безумие, — говорил в 1970-х визажист Патрик Уркад, работавший на дебютном шоу Кензо, — Он украсил весь магазин подобранными на блошиных рынках шелками, коврами и каким-то дешевым уродливым тюлем. Когда одна из моделей пришла с жутким акне, мы закрасили ее прыщи зелеными кругами. Полный сюрреализм».

Показ Kenzo, сезон осень-зима 1984-1985 год, Париж

Fashion Channel

В 1975 году, в финале показа, проходившего на арене цюрихского цирка, Кензо выехал на поклон на слоне. А через два года модели и знаменитости показывали его новую коллекцию в Нью-Йорке в декадентском ночном клубе «Студия 54» под живое выступление Грейс Джонс. 

Такада одним из первых сделал коллаборацию с демократичным американским ритейлером — The Limited. Тогда это казалось настолько радикальным шагом для люксового бренда, что стоило ему нескольких заказов от дорогих бутиков. Кензо Такада был отличным дизайнером, но не лучшим бизнесменом. Превратить полет фантазии в реальные доходы ему помогали его бойфренд и партнер Ксавье де Кастелла и его правая рука, а по совместительству закройщица Атсуко Кондо. 

Кастелла умер в 1990-м, после пятилетней борьбы со СПИДом, а вскоре из-за инсульта не смогла продолжить работу и Кондо. «Я потерял оба своих крыла», — говорил Кензо. Чтобы хоть как-то прийти в себя, дизайнер отправился на яхте в путешествие вокруг Корсики без связи с внешним миром. Вернувшись, он узнал, что во время поездки умерла его мать, — он даже не успел на ее похороны.

После череды потерь Кензо занялся дизайном своего собственного дома в Париже, где он воплотил все мечты своего небогатого детства: бассейн с колонами, хаммам, зал для вечеринок и даже сад на крыше.

KENZO Fall 1999 2000 Paris — Fashion Channel

Fashion Channel

В 1993-м Кензо продал свой модный дом концерну LVMH, но оставался его креативным директором до 1999 года. Свой уход из моды, которая по его мнению стала слишком быстрой, Кензо отметил еще одним экстравагантным показом, во время которого отправил зрителей в виртуальное путешествие в Гонконг, Россию, Африку, Японию и, конечно, Париж.

В начале 2000-х Кензо увлекся дизайном декора для дома, создал форму японской сборной для Олимпийских игр 2004 года, а в 2019 году придумал костюмы для постановки «Мадам Баттерфляй» в опере Токио.

Кензо умер 4 октября 2020 года, в разгар Парижской недели моды, от осложнений, вызванных COVID-19. Его стиль невозможно перепутать ни с чьим другим: буйство красок, клетка, полоска, цветы, мексиканские платки, японские кимоно, русские сарафаны и скандинавские свитеры и прочие, казалось бы, несочетаемые вещи в его руках превращались в ультрамодные и современные. Его успех вдохновил целое поколение японских дизайнеров, в числе которых — Йоджи Йамамото и Рей Кавакубо.

Катя Федорова

Кензо Такада — Дизайнеры 20-го века

Кензо Такада


(1939-настоящее время)

(Академия художеств)

Биография

Кендзо Такада родился в Киото, Япония. Его отец владел чайной, и дизайнер вырос среди гейш в традиционной маленькой деревне (Полан). Его интерес к моде начался в юном возрасте, когда он читал модные журналы своей сестры (Vogue). Сначала он поступил в Университет Кобе, чтобы изучать литературу, но специальность его не впечатлила. Вопреки желанию родителей он поступил в Колледж моды Бунка в качестве одного из первых принятых студентов мужского пола (Vogue). В 19В 60 лет он выиграл выдающуюся премию Soen и начал работать в универмаге Sanai, создавая до 40 стилей каждый месяц. Работа в Sanai познакомила Кензо с концепцией быстрой моды и постоянным обновлением тенденций и стилей в модной индустрии (Полан).

В 1964 году Кензо переехал в Париж и учился в l’Ecole de la Chamber Syndicale de la Couture (Польша). Он был первым японским дизайнером, представившим здесь свои работы. Этот шаг навсегда изменил будущее японских дизайнеров, и вскоре за ними последовали соотечественники Иссей Мияке и Кансай Ямамото (Полан). Когда он впервые приехал в Париж, он не говорил по-французски, у него было мало денег и работы, поэтому он проводил время, бродя по проспектам, наблюдая и изучая витрины и наблюдая за людьми. В течение следующих нескольких лет дизайнер работал в текстильной группе Pisanti и Relations Textiles.

В 1970 году Кензо открыл свой первый бутик Jungle Jap в старом магазине антикварной одежды, который он отремонтировал сам. Он провел свой первый показ в бутике, но позже переместил магазин на 18 Passage Choiseul, где его одежда начала привлекать больше внимания со стороны индустрии моды. Год спустя его платья-палатки, негабаритный комбинезон, увеличенные проймы, новаторские формы плеч и его уникальный магазин были представлены в Vogue US (Vogue). Благодаря этому вновь обретенному признанию он смог запустить свою первую линию мужской одежды, свои первые женские духи, мужские духи и линию средств по уходу за кожей.

В 1999 году Кензо ушел на пенсию и оставил управление своим модным домом своим помощникам. Итальянский дизайнер Антонио Маррас занял пост креативного директора в 2008 году. Новый бренд Kenzo основал Gokan Kobo, бренд посуды, мебели и других товаров для дома. Маррас покинул Kenzo в 2011 году, и бренд перешел к вундеркиндам из Opening Ceremony Умберто Леона и Кэрол Лим (Академия художеств). Леон надеется сохранить историю Kenzo, но «привнес в бренд дух молодости, чувство веселья и дерзости. Но мы также хотим уважать и сохранять традиции дома Kenzo, такие как важность принтов и чувство мирского и путешествия, которое было присуще каждой коллекции в истории Kenzo» (Vogue) 9.0003



Критический анализ

Кензо был известным светским человеком, олицетворявшим молодежную культуру начала 1970-х годов. Время, которое он провел, наблюдая за людьми в Париже, дало ему возможность узнать, чего хочет молодежь. Он был свидетелем событий 1968 года и парижских беспорядков (Полан). Это был переход от гедонистических 60-х к более идеалистическим 70-м, когда в молодежной культуре доминировали эксперименты в поисках просветления и открытия новых культур для обретения глобальной перспективы (Полан). Эклектичная интуиция Кензо, глубокое понимание принтов и рисунков, врожденная связь с историзмом и понимание драматических объемов и слоев сформулировали естественную красоту семидесятых. Его показы мод привлекали истеричные толпы размером с рок-звезду. Его проекты не были так хорошо приняты в Америке, как во всем мире. Американская пресса сочла его дизайн слишком «дерзким», поскольку его модели подпрыгивали и кружились по подиумам (Полан). Ему часто отдают должное за то, что он придал цветку «цветочную силу» благодаря своим роскошным тканям.

На Kenzo повлияли революционные новые наряды Андреса Куррежа, которые вдохновили серию из 30 дизайнов (Vogue). Курреж смог поговорить с игривой молодежью 60-х, а Кензо смог сделать то же самое с альтруистичным, но все еще энергичным поколением 70-х. Как и у Эльзы Скиапарелли, у Кензо была оригинальная вязка, и он никогда не переставал исследовать сферы дизайна (Мартин). Его любовь к путешествиям и использование этнических мотивов напоминают усилия Поля Пуаре по смешиванию различных культур в одном хорошо продуманном дизайне. На Антонио Марраса для Kenzo повлияли отношения Марка Джейкобса с сообразительной девушкой из центра города, объединившие прохладную острую атмосферу центра города с практичностью городской девушки (Паломо-Ловински).

В 1986 году Кензо назвал свою коллекцию «Вокруг света за восемьдесят дней» (Мартин). Коллекция включала в себя влияние путешествий и слияние различных культур в единый стиль. Его наблюдательность, приобретенная в Париже, дала Кензо восхитительный взгляд на дизайн и превращение этнической одежды в высокую моду. У него была способность объединять стили со всего мира в единой, эстетически приятной манере. Он никогда не зацикливался на одном образе, а рассматривал моду как непрерывную творческую деятельность. Он также был очарован картинами Василия Кандинского и Дэвида Хокни из-за их ярких тканей и гравюр. Он использовал их узоры, неортодоксальные сочетания цветов и перенес их на одежду (Мартин).


Дизайн

Влияние

Кензо Такада дал индустрии моды глобальную перспективу в эпоху, когда молодежь искала ее. Его свежие идеи и смелые сочетания текстур и узоров до сих пор вызывают восхищение у дизайнеров по всему миру. Хотя его успех в Америке в 1980-х годах пошел на убыль, многие из его нововведений, такие как использование фотографических манекенов вместо обычных моделей подиумов во время показов, все еще плодотворны сегодня (Алфорд). На его возмутительных показах мод звучала рок-музыка, а уникальный дизайн магазинов привлекал аудиторию невиданным ранее образом. Непреходящее влияние Кензо — это его связь со своим поколением и демонстрация им всего мира.

Его часто затмевали японские дизайнеры, приехавшие в Париж позже, такие как Мияке, Ямамото и Кавакубо, из-за их более концептуальных и нетрадиционных дизайнов, но они просто следовали пути, который Кензо проложил сам. На Иссей Мияке повлияло путешествие Кензо в Париж. Они оба отправились в l’Ecole de la Chamber Syndicale de la Couture (Полан), и хотя их философия дизайна отличается и почти полностью контрастирует, Мияке не добился бы того успеха, которого он добился в Париже, если бы Кензо не лидировал. На бельгийского дизайнера Дриса Ван Нотена повлияли забавные и причудливые принты и цвета Кензо 19-го века.70-х годов и принял ту же эстетическую смесь путешествий и культурных влияний (Паломо-Ловинский).

Дизайнер создал многие характерные силуэты 1970-х годов, такие как туники, воротники Мао, многослойные образы, большие квадратные джемперы, свободные жилеты, рукава в стиле кимоно, мешковатые брюки, платья из тафты и крестьянские образы, вдохновленные традиционными одеваться. Он смог представить на модной сцене азиатские образы, отметив растущее влияние Японии на европейский и американский дизайн. В то же время он смог объединить различные элементы одежды из разных культур, таких как мексиканская и североафриканская, в ассимилированный, отличный вид, который представляет международный мир, которого мир пытался достичь. В середине семидесятых Кензо приписывают введение непродуманного «Big Look», который состоял из объемных предметов одежды, круглых юбок, мешковатых топов, перуанского трикотажа, платьев-палаток и халатов, а также комбинезона «слоновья нога» с сандалиями на толстой подошве (Polan ).




Процитировано Алфорд, Холли Прайс и Энн Стегемейер. Кто есть кто в моде . Пятое изд. США: Fairchild, 2010. Печать.

«Kenzo выбирает Умберто Леона и Кэрол Лим в качестве новых креативных директоров». Школа Моды Ежедневный Блог Школы Моды RSS . Академия художеств Университета, 13 июля 2011 г. Интернет. 30 августа 2014 г. .

«Официальный сайт Kenzo: коллекции, новости, блог и интернет-магазин | Kenzo.com.» Официальный сайт Кензо . Кензо, нд Веб. 06 сентября 2014 г. com/en/>.

«Кензо Такада». Vogue UK . Vogue, nd Веб. 30 августа 2014 г. .

Мартин, Ричард и Лиза Грошонг. «Кензо». Современная мода . Эд. Тарин Бенбоу-Пфальцграф. 2-е изд. Детройт: Сент-Джеймс Пресс, 2002. 369.-371. Виртуальная справочная библиотека Гейла . Веб. 30 августа 2014 г.

Паломо-Ловински, Ноэль. «Определение женщин для нового поколения». Самые влиятельные модельеры мира: скрытые связи и прочное наследие легендарных творцов моды . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Barron’s, 2010. Печать.

Полан, Бренда и Роджер Тредре. Великие модельеры . Оксфорд: Берг, 2009. Печать.

KENZO FW23 сочетает в себе традиционные японские конструкции с американской рабочей одеждой и британским отношением

Спустя год у руля Дома КЕНЗО Ниго становится в центре внимания. Внутри Salle Pleyel дизайнерские модели осени/зимы 2023 прошли маршем через огромный концертный зал к струнным исполнениям The Beatles в исполнении квартета 1966 года. Там усеянные звездами элиты (а именно, Лиза Ринна, Эрика Джейн, Миа Халифа, Тайга, Пуша Т и Фаррелл и другие) вошли в «Белый альбом», мужскую и женскую коллекцию, которая приключения через мировые культуры, периоды времени и стилевые тропы.

В этом сезоне Ниго исследует сходства и контрасты между его реальностью и миром Кензо Такада. Основываясь на архивах Дома, дизайнер объединяет портфолио Такада 1980-х годов с современными итерациями под влиянием британской, американской и японской уличной культуры. Коллекция, сбалансированная диалогом между традиционными японскими кодами дизайна и классической американской рабочей одеждой, позволяет оригинальным структурам Nigo определить современную индивидуальность KENZO. И это перекликается с недвусмысленным наследием дамы Вивьен Вествуд, чья работа оказала решающее влияние на процесс Ниго.

Пошив всей линейки соответствует различным эпохам: туники без воротника, зауженные брюки и мини-юбки отсылают к силуэтам костюмов 1960-х годов, а модели, вдохновленные 80-ми, напоминают о культуре би-боев тех десятилетий. Несмотря на разные конструкции, каждый дизайн похож по своему подходу, поскольку Ниго сочетает коды западного дизайна с грамматикой японских боевых искусств. Кожаное пальто 70-х становится новым с лоскутной оборкой, вдохновленной американскими военными кодексами, а расцветка денима имитирует одежду 99-х.0 с.

Традиционная японская униформа вдохновила Y-образные застежки пальто, а объемные юбки напоминают британские килты. Нейлон, трикотаж и трикотаж уравновешиваются британской, шотландской и итальянской шерстью, жаккардом, бархатом и фил-купе в широком текстиле коллекции. Трикотажные свитера изготовлены из ирландского донегальского твида, а ярмарка бренда взрывается яркими красками благодаря трехмерному трикотажу с люрексовой нитью.

В целом, коллекция прославляет глобальную идентичность и их ремесленные различия, все в соответствии с наследием Кензо Такада. Чтобы отпраздновать коллекцию FW23, VIP и гость в первом ряду, Lil Baby исполнил сет на афтепати для гостей сразу после шоу.