Костюмы азербайджан – Азербайджанский национальный костюм — Википедия. Что такое Азербайджанский национальный костюм

Содержание

Азербайджанский национальный костюм — Википедия

Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определённых его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

Танцы в национальных костюмах

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Верхняя одежда[править | править код]

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
  • Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  • Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:

«Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг, всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку её. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».[1]

Головные уборы[править | править код]

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык — состоял из капюшона и длинных закруглённых концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространёнными ещё в средние века.
  • Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

Обувь[править | править код]

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

  • Галерея
  • «Татарин адербейджанский1» в народной одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску —

«рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя их «татарками»1) следующим образом[4]:

Пляска Татарок1 несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки

1 носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда[править | править код]

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Надевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

Головные уборы[править | править код]

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи.

Обувь[править | править код]

На ногах носились чулки — «джораб». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

Галерея[править | править код]
  • Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

  • Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

  • Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

  • Марка СССР 1963 года

  • Марка Азербайджана 1996 года

  • Марки Азербайджана 2012 года
  • Женский костюм. Шуша, XIX век

  • Мужской костюм. Шуша, XIX век

1. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»[5]

женский традиционный наряд для представительниц коренного народа Азербайджана

Национальные костюмы Азербайджанский национальный костюм

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.

Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.

Азербайджанский национальный костюм Азербайджанский национальный костюм

Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.

Азербайджанский национальный костюм

Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.

Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.
  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.
Азербайджанский национальный костюм
  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.
Азербайджанский национальный костюм Азербайджанский национальный костюм
  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.
  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.
Азербайджанский национальный костюм Азербайджанский национальный костюм

Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.

Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.

Азербайджанский национальный костюм
  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.
Азербайджанский национальный костюм
  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи – платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.
Азербайджанский национальный костюм
  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.
Азербайджанский национальный костюм Азербайджанский национальный костюм
  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.

Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.

Азербайджанский национальный костюм Азербайджанский национальный костюм

Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.

Азербайджанский национальный костюм

В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.

​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

Азербайджанский национальный костюм

женские, детские и мужские для жителей Азербайджана

Азербайджанский национальный костюм представляет собой очень красивый наряд, который отражает в себе всю национальную специфику народа. В процессе создания костюм претерпевал изменения, так же как его страна. Национальный костюм самобытен и красив. Каждая деталь в нем – это определенный символ.

Немного истории

Люди научились изготавливать себе одежду еще в очень далекие времена. Найденные археологические раскопки на территории Азербайджана говорят о наличии этого умения еще три тысячи лет назад до н. э. Тогда были найдены бронзовые иглы и спицы, золотые украшения, глиняные сосуды в форме туфель. Все это говорит о мастерстве людей и развитии культуры уже в те далекие времена .

В 17 веке нашей эры Азербайджан считался одной из главных областей по производству шелка. Ткани славились своей красотой, узорами. Производились удивительной красоты платки и другие вещи.

Особенности

Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.

Цвета и оттенки

В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.

Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.

Ткани и крой

Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани - бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».

Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.

Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.

Разновидности

Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время сверху надевалась шуба из овчины. Среди вещей мужского костюма особо выделялась черкеска. Черкеска поверх рубахи, заправленной в штаны, сапоги и папаха на голове – вот как выглядел настоящий мужчина в Азербайджане. Такой образ мужчин Северного Кавказа переняли со временем терские и кубанские казаки.

В обтягивающей тело черкеске воин-кавказец очень красиво смотрелся верхом на коне – широкие плечи, тонкая талия, стройная мускулистая фигура. Носится черкеска застегнутой, с отогнутыми рукавами. На груди располагаются специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Большие размеры карманов помогали избежать ран от рубящих ударов при нападении соперника. Со временем газырницы утратили свое прямое назначение и стали элементом отделки.

Обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. Головным убором являлась папаха из овец или каракуля.

Женский костюм состоял из рубахи, рукава которой расширялись к низу, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Все эти вещи были расшиты и украшены различным декором – золотыми нитками, различными узорами, драгоценными монетами. Наряд шился из яркой ткани, обычно красного цвета.

Шапочки всевозможных форм, чепцы, платки различных цветов и размеров надевали на голову женщины. Незамужние девушки покрывали голову шапочкой наподобие тюбетейки, которая украшалась бисером или шелком. Замужние женщины завязывали несколько платков на голову, такой убор назывался дингя.

На ногах носили носки или чулки, которые были с различными рисунками. Их вязали сами женщины из шерсти или хлопчатобумажных ниток. Узоры на чулках напоминали собой узоры на коврах.

Аксессуары и обувь

Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.

Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.

Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.

До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.

Современные модели

Сейчас на улицах Азербайджана уже не встретить людей одетых в национальные костюмы. Их носили примерно до 20 века, а в сельской местности чуть дольше. Но увидеть их можно увидеть в театрализованных представлениях, музеях.

Но в настоящий момент идею шаровар, длинной юбки, верхней одежды, похожей на вещи из азербайджанского национального костюма взяли себе за основу многие европейские модельеры. Поэтому, увидев подобные вещи в итальянской одежде, не удивляйтесь. Местные дизайнеры в Азербайджане тоже начинают возвращение к своей культуре в моде.

Азербайджанский национальный костюм — Википедия

Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определённых его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

Локальные разновидности

Мужская одежда

Танцы в национальных костюмах

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
  • Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  • Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:

«Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг, всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку её. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».[1]

Головные уборы

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык — состоял из капюшона и длинных закруглённых концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространёнными ещё в средние века.
  • Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

  • Галерея
  • Азербайджанец в народной одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя их «татарками»1) следующим образом[4]:

Пляска Татарок1 несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки1 носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Надевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи.

Обувь

На ногах носились чулки — «джораб». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

Галерея
  • Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

  • Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

  • Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

В филателии

  • Марка СССР 1963 года

  • Марка Азербайджана 1996 года

  • Марки Азербайджана 2012 года
  • Женский костюм. Шуша, XIX век

  • Мужской костюм. Шуша, XIX век

Примечания

1. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»[5]

Источники

Ссылки

Азербайджанский национальный костюм — Википедия

Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

Локальные разновидности

Видео по теме

Мужская одежда

Танцы в национальных костюмах

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
  • Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  • Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:

«Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг, всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку её. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».[1]

Головные уборы

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык — состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
  • Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

  • Галерея
  • Азербайданец в народной одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя их «татарками»1) следующим образом[4]:

Пляска Татарок1 несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки1 носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Надевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи.

Обувь

На ногах носились чулки — «джораб». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

Галерея
  • Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

  • Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

  • Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

В филателии

  • Марка СССР 1963 года

  • Марка Азербайджана 1996 года

  • Марки Азербайджана 2012 года
  • Женский костюм. Шуша, XIX век

  • Мужской костюм. Шуша, XIX век

Примечания

1. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»[5]

Источники

Ссылки

Азербайджанский национальный костюм Википедия

Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определённых его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

Локальные разновидности[ | ]

Мужская одежда[ | ]

Азербайджанский национальный костюм — Википедия

Азербайджанка в национальном костюме на празднике Новруз в Баку

Азербайджанский национальный костюм (азерб. Azərbaycan Milli geyimləri) создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.

В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.

В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.

Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.

С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.

Локальные разновидности

Мужская одежда

Танцы в национальных костюмах

Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.

Верхняя одежда

Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).

  • Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
  • Габа — верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
  • Чуха — верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили её из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
  • Кюрк — шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме:

«Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т. н. архалыг, всегда на вате. Архалыг — это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку её. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки».[1]

Головные уборы

У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и её форме можно было определить социальное положение её носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.

  • Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:

Яппа папаг (или «гара папаг» — «чёрная папаха») — была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету — «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).

Мотал папах (или «чобан папахы» — «пастушья папаха») — изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.

Шиш папахы (или «бей папахы» — «папаха бека») — изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название — бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.

Дагга (тагга) папах — была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.

Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:

«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на неё. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»

  • Башлык — состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, так как когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
  • Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
  • Эммаме — (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).

Обувь

В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки — «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги — «чарых».

  • Галерея
  • Азербайданец в народной одежде. Фотография Д. А. Никитина. Вторая половина XIX века.

Женская одежда

Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало — «чадру» и лицевую занавеску — «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т. п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.

В XIX веке статский советник Иван Иванович Шопен описывал наряд азербайджанок Армянской области (называя их «татарками»1) следующим образом[4]:

Пляска Татарок1 несравненно прятнее и самый наряд особенно способствует их оригинальности: наряд этот состоит из парчевой кофты, которая застегивается на талии, и красной шелковой рубашки с большим разрезом впереди, которая застегивается на шее, обнаруживает при каждом движении тело бронзового цвета, татуированное в разные узоры; шаравары заменяют юбку и ширина их может спорить с объемом платья самой модной из европейских пуристок. Вместо чулок татарки1 носят узорчатые шерстяные носки ярких цветов; густые черные волосы, разбросанные кудрями по плечам, довершают наряд и с выгодою для красоты их заменяют всякую другую, более вычурную, головную уборку.

Верхняя одежда

Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Надевали женщины также облегающую спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.

Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.

Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.

Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.

Головные уборы

Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» — специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков кялагаи.

Обувь

На ногах носились чулки — «джораб». Туфли были такие же как и мужчин — без задников.

Галерея
  • Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год

  • Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год

  • Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год

В филателии

  • Марка СССР 1963 года

  • Марка Азербайджана 1996 года

  • Марки Азербайджана 2012 года
  • Женский костюм. Шуша, XIX век

  • Мужской костюм. Шуша, XIX век

Примечания

1. Под словами «татарская», «татарин» в то время часто русские путешественники подразумевали «азербайджанская», «азербайджанец»[5]

Источники

Ссылки