Культ еды в семье: как с ним бороться | Будь Здорова
Вопросы питания, которым придается исключительная важность, – единственное, что объединяет всех членов такой семьи.
«Ну, как грибочки? Не пересолены? А картошечка, как картошечка? Обязательно попробуйте мясцо. Удалось, правда? Повезло, что не жесткое досталось. Почему у нас никто не ест салатик, я так старалась, делала салатик?». Так выглядят ритуальные пляски хозяйки вокруг праздничного стола. Достаточно похвалить ее творения или рассказать анекдот – и застольный разговор направится в другое русло. Но есть семьи, в которых такие монологи приходится выслушивать ежедневно. Там страстно служат культу еды.
Трепетное отношение к пище
Семейство, где процветает культ еды, вычислить несложно. Как правило, здесь под одной крышей собралось несколько поколений. И, похоже, вопросы питания, которым придается исключительная важность, – единственное, что всех объединяет, зато объединяет крепко. Во-первых, ежедневно проводятся семинары: «Что мы будем готовить завтра» (как-то никому не приходит в голову, что будет день, и будет пища). Во-вторых, несмотря на забитый холодильник, этим людям вечно чего-то не хватает: помимо большого похода по магазинам, они ежедневно совершают мелкие продуктовые набеги – закончился майонез, завяла петрушка, прокис уксус. В-третьих, на кухне постоянно происходит какое-то броуновское движение: что-то жарится, парится и томится; едва закончится обед – начинает готовиться ужин.
В-четвертых, любые разговоры в доме так или иначе будут сведены к вопросам питания. Если придут гости – то чем кормить, если кто-то рассказывает об отпуске – то будет поднят вопрос, как питались в отеле. Если в доме ребенок, то львиная доля заботы о нем будет сводиться к тому, что «плохо кушает», да еще и нерегулярно. Сто к одному, что всей этой питательно-воспитательной политикой в доме заправляет один человек: женщина, перешагнувшая 50-летний рубеж, мама или бабушка. Словом, хозяйка дома. Надо ли говорить, что в этой семье все переедают?
Жрецы культа еды
Одно дело, когда у отдельно взятой женщины есть расстройства пищевого поведения. Другое дело — когда она подчиняет весь дом своим представлениям о том, как надо питаться. Именно это и происходит, если в доме царит культ еды под руководством верховного жреца.
Верховный жрец имеет всю полноту власти. Хозяйка (именно так называется верховный жрец) найдет миллион обоснований тому, почему именно она принимает решения за всех. Мужики – «да что они могут», среднее поколение – очень занятое, его надо по возможности освободить от домашних работ. А что до внуков – то кому, как не ей, вырастившей своих двоих (троих, пятерых) детей, знать, что нужно маленькому ребенку.
Верность пищевым предпочтениям. Попробуйте попросить жреца отказаться от каких-нибудь продуктов. Попробуйте сказать «слишком жирное», «холестерин», «большая порция». Вам ответят: «но ведь вкусное», «все это ерунда», «зато через час не проголодаешься».
Скрытая манипуляция. Попытка саботировать культ еды, уменьшив порцию или отказавшись от пищи, – самый простой способ ощутить себя виноватым. Хозяйка будет сокрушаться, что она вам разонравилась ее готовка, что она старалась, а вы не цените, что вы ее не любите и не уважаете ее труд, что вы едите «на стороне», когда специально для вас стараются. В общем, как в анекдоте – иногда проще отдаться, чем объяснить, почему ты этого не хочешь.
О чем сигналит культ еды?
Поколенческое. Возраст жрецов культа еды говорит нам о том, что всех их объединяет не слишком сытое детство, пришедшееся на послевоенные годы. Своих детей они растили во времена тотального советского дефицита. Клич: «Еды на всех не хватит» засел в их подсознании и стал определяющим в поведении. Они верны патриархальному принципу: «женщина должна быть хорошей хозяйкой, чтобы заслужить уважение семьи». Неважно, что материальная ситуация давно стабилизировалась, а семья часто существует лишь номинально, по факту проживания на одной жилплощади.
Но если бы страх голода был только поколенческим, тогда бы все женщины за 50 закармливали свои семейства? Очевидно, действуют и другие механизмы.
Эмоциональное. Питание, поскольку это штука ежедневная и регулярная, становится несущей конструкцией для семейной жизни. Общение всех членов семьи держится на одной теме – питания, других связующих тем не наблюдается. Постоянное пережевывание этой проблематики позволяет членам семьи не замечать, что их совместная жизнь пуста, их почти ничего не объединяет, кроме быта, и семейный уклад держится только на ритуалах. Еда – единственный способ всех сорганизовать и создать видимость общего дела.
Психосоматическое. Есть несколько психосоматических причин такого поведения, они могут оказаться значимы все вместе или по отдельности. Во-первых, в такой семье отвергаются прямые проявления любви в семье, а на их место встают оральные привычки. Во-вторых, поскольку процесс еды – это способ мгновенно получить удовольствие и отодвинуть неприятные мысли, то у людей, склонных к перееданию, наблюдается картина внутренней задерганности, склонности к отчаянию и бегству в одиночество. Они не получают любви от окружающих и не любят себя сами. Еда для них – замещение заботы и защита от депрессии, средство избавление от тревоги и способ получить хоть какое-то удовольствие от жизни.
Для тех, кто попал под раздачу
Ощутить на себе гнет культа еды можно двумя способами: родившись в такой семье, где царит культ еды или попав в нее. Последствия же очевидны:
- Лишний вес и недовольство собой
- Ощущение манипуляции: что вы не хозяин сами себе, а окружающие вольны распоряжаться вашим режимом дня и создавать вам искусственные потребности
- Чувство вины: не съесть – значит, обидеть.
Что же тут делать?
С тактической стороны – не пытаться тянуть одеяло на себя, то есть, не готовить себе отдельно, не отказываться от пищи, не читать мораль, не вступать в конфликт. Наоборот – обязательно хвалите еду (не дожидаясь наводящих вопросов).
Стратегический момент: постарайтесь обеспечить жрецу культа еды ощущение востребованности: просите совета, спрашивайте мнения, делитесь произошедшим.
Есть еще одна задача, непростая: постараться найти то, что вместо еды может объединить семью. Ремонт, разгадывание кроссвордов, прослушивание аудиокниг. Если семью, конечно, еще способно что-то объединить. В некоторых семьях «склеивающим фактором» — таким же, как культ еды – становится маниакальное стремление к чистоте, к порядку. Постарайтесь найти какую-нибудь неразрушительную альтернативу культу еды.
Ну, а если вы стремитесь похудеть, лучше всего придумать себе несуществующее заболевание или назначенную врачом диету. И не смейте ее нарушать, иначе во второй раз в ваше «заболевание» уже никто не поверит.
Культ еды — как традиция прошлого: p_syutkin — LiveJournal
«То, что мы сейчас считаем русской кухней — это пищевая традиция, искусственно созданная в советское время в условиях жесточайшего продуктового дефицита и скудности исходных ингредиентов. Советская система планирования и распределения продуктов камня на камне не оставила от разнообразия русской традиционной кухни. В начале же XX века это была прекрасно разработанная и сохранившаяся с древнейших времен система питания, без слов понятная всем слоям общества от великого князя до последнего батрака».Прекрасное интервью Антона Прокофьева телеканалу «Мир», оказалось очень созвучным нашим взглядам на историю отечественной кухни. Вот почему мне захотелось сегодня познакомить вас с ним – с текстом статьи и с самим ее автором. Дело в том, что Антон удивительным образом сочетает в себе два качества – профессионального историка (он преподает этот предмет, и является кандидатом исторических наук) и вместе с тем, не менее профессионального кулинара. Ведь, сегодня Антон – шеф-консультант ресторана «Гусятникоff», где уже много лет разыскивают, кропотливо собирают и реконструируют блюда старой русской кухни.
А в качестве дополнения к интервью по ссылке вы сможете узнать, как готовятся русские блюда, которые сегодня отнесли бы к «премиум-классу»: Утка, чиненая гречкою да грудинкой, и Щечки коровьи, тушеные с гречневой кашей и белыми грибами.
Итак, Антон Прокофьев (он же — ecilop1 ):
Мочения, соления, каши да супы: почему русская кухня стала такой
На формирование традиционной русской кухни больше всего повлиял климат, поскольку наша страна находится в зоне так называемого «катастрофического» земледелия. Всего за четыре теплых месяца нашим предкам надо было вырастить и собрать урожай, на который потом ухитриться прожить весь оставшийся год. Ведь с ноября по конец апреля никаких продуктов, кроме рыбы и дичи, добыть было невозможно.
Как рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук Антон Прокофьев, весь рацион был ориентирован на длительное хранение продуктов. А так как образ жизни был оседлый, то способы сохранения продуктов не были ориентированы на их передвижение. Это соление, сушение, мочение, вяление, уваривание, упаривание, использование погребов. Наши предки, извлекая выгоду из суровых климатических условий, создавали «ледники»: они выкапывали погреб и зимой загружали туда достаточно большое количество льда. Это позволяло льду сохраняться до начала лета. Температура в погребе приближалась к нулю, там можно было хранить мясо, рыбу, дичь, и одновременно не морозить овощи и молочные продукты.
Животноводство носило вспомогательный характер, скотину забивали в основном по осени, и последнюю — к Рождеству, чтобы не кормить ее зимой. Крупный рогатый скот был распространен очень ограниченно. А бараны были, но их количество и значение их мяса в рационе начало сокращаться к ХVII – началу ХVIII века.
Сезонность питания, завязанная на природные циклы, обеспечивалась постами. Рождество — время, когда забивалась последняя предназначенная на мясо скотина, — было временем большого пиршества. А Великий пост начинался в феврале, когда уже съели все мясо, заготовленное с начала зимы. Жесткая растительная диета продолжалась до весны. Потом появлялся из-под снега первый подкорм для отощавшей молочной скотины, и постепенно начинали давать молоко перезимовавшие коровы и козы.
«Национальная кухня всегда является обрядовой, вне зависимости от верований, — говорит шеф-консультант ресторана. — Обрядовому циклу была посвящена вся жизнь людей от начальной точки года до финальной. Для отмечания всех основных событий года были предназначены различные выпечки, каши и другие блюда».
Что растим, то и едим
Кроме сезонности и обрядовости, в русской кухне также важна и региональность. Ведь любая традиционная кухня привязана к тем продуктам, которые растут в ближайшей округе. Естественно, что на севере больше использовались рыба, дичь, продукты длительного хранения (варенья, моченья, квашения). На юге для кухни характерно изобилие овощей. Самым ярким примером традиционной южно-русской кухни является борщ, который готовили отнюдь не только в Малороссии. Он был широко распространен с южных окраин почти до Москвы, имел свои вариации и на юге России, и в Курской, Тамбовской, Воронежской губернии. Если мы двинемся севернее, то на первый план выходят щи, в том числе, из квашенной капусты, и суп на мясном бульоне с крупами. Национальная традиция включает в себя также каши, вареные с мясными и субпродуктами, костями, большим количеством жира, чтобы крестьянин мог восполнить потерю калорий на холоде и во время тяжелого физического труда.
Сейчас, вместе с появлением частных фермерских хозяйств, тенденция привязки продуктов к своему региону возрождается. Появляются фермерские продукты очень хорошего качества. Начинается даже постепенный исход энтузиастов из города в деревню, возникает новый навык хозяйствования. Например, я успешно сотрудничаю в своей ресторанной деятельности с выпускником филологического факультета МГУ, а сейчас фермером-охотником Станиславом Сабанеевым. Это его псевдоним и дань уважения одному из основателей отечественной охотничьей традиции.
Густо, жирно, калорийно
Не менее важный фактор, влияющий на формирование кулинарной традиции, — это род занятий основной массы населения. Наша страна исторически была преимущественно крестьянской. Поэтому главная кулинарная задача — приготовить некое блюдо, которое будет являться и первым, и вторым, и третьим, и при этом гарантировать максимальное количество калорий. Это, прежде всего, различные каши и супы с пирогами. «Щи да каша — пища наша» эта формулировка почти точно описывает, что ели на Руси. И это не уникальная пищевая традиция. Все кухни народов Европы на этом базировались.
Основа русской кулинарной традиций — это густое жирное варево с максимальным количеством протеинов, в основном состоящее из круп, часто с большим количеством рыбы. Наша кулинарная традиция отличалась от западноевропейской тем, что речная рыба занимала невероятно большое значение в рационе. Рыба даже была своеобразной внутренней альтернативной валютой. Вплоть до начала ХIХ века летописи и другие исторические документы полны упоминаний о том, как возы с рыбой курсировали по Руси и рыба использовалась в качестве платежного средства всеми слоями общества.
Что ели и пили в деревнях и модных ресторанах
Кухня высшего сословия отличалась от кухни низшего лишь объемом и уровнем премиальности продуктов. Кулинарные техники и рецептура были примерно одними и теми же. Более состоятельные слои употребляли в пищу больше мяса, птицы и дичи, а также позволяли себе сладости не только в праздник.
Основными блюдами крестьянства были борщ, щи, пироги, соления и каши. Кашей называлось крупяное блюдо с любыми наполнителями, от овощей до мясных продуктов. Кисели — совсем не то, что мы имеем в виду под этим названием сейчас. Это густое желеобразное варево на растительной основе (например, его готовили из гороха или из толокна). Сладкие кисели — это позднейшее изобретение.
Отдельный разговор — сладости. Это роскошь, предмет статусного потребления. Для их изготовления долго вываривали фрукты или ягоды, иногда с небольшим добавлением меда. Но они все равно сохраняли природную кислоту. Так что современникам сладости старой русской кухни, скорее всего, показались бы слишком кислыми.
К традиционным напиткам, кроме кисломолочных, можно отнести квас, мед (это тоже продукт статусного потребления), пиво, которое было распространено повсеместно. Существовал также напиток «кислые щи»: это вовсе не суп, а разновидность кваса, который сохранял пузырьки, как результат естественного брожения, и отлично хранился в бутылках. Обилие напитков диктовалось тем, что вода в чистом, некипяченом виде для здоровья всегда была небезопасна. Поэтому пили и продукты квашения на севере, и разбавленные вина на юге. А по мере знакомства образованных слоев с дистилляцией, появилось «хлебное вино», то есть самогон. Это недешевое удовольствие, перегонкой спиртов занималось в основном дворянство. Перегонные кубы были очень дорогостоящими, да и исходного продукта требовалось много. Крестьяне позволить себе такое расточительство не могли.
Толстый — значит богатый
Для всего европейского средневековья, как и для Руси, характерен культ еды. Богатый, успешный человек — это тот, кто может себе позволить мало двигаться и много есть. Поэтому идеальное питание было частым. С двумя завтраками — ранним и поздним, с обедом, полдником и ужином. Количество приемов пищи диктовалось больше возможностями, достатком, чем обрядовостью.
Другое дело, что занятое хозяйственными делами крестьянство не могло себе позволить часто есть и ограничивалось утренней и вечерней трапезой. В лучшем случае, с перекусом молоком и хлебом в середине дня. Питание членов крестьянской семьи было одинаковым, особый стол существовал только для младенцев. Отца, как главу семьи, кормили обильнее и сытнее, но положение женщин на Руси традиционно тоже было достаточно высоким. Семьи были большими, состоящими из нескольких поколений, у представителей которых был разный социальный статус. Но это почти не сказывалось на внутрисемейных различиях в питании, если дело не доходило до настоящей нужды и голода.
Кулинарные техники и влияние соседних народов
Заблуждением было бы считать, что томление в печи было основной и чуть ли не единственной кулинарной техникой. Известно очень много пряженых (то есть жареных в большом количестве масла) блюд, верченых (приготовленных на вертеле на углях), вареных, жареных на сковороде. Практически все используемые сейчас в нашей кухне техники применялись и раньше. Любопытно, что русская печь возникает довольно поздно, в конце ХVII века. До этого готовили в так называемых поварнях, которые располагались отдельно от дома. Видимо, именно отсюда взялась замечательная архаичная традиция строить на шести сотках отдельную кухоньку. Это не имеет никакого смысла, и ничем не объяснимо, кроме памяти генного уровня. А восстановить условия русской печи тоже можно. Любая современная электрическая духовка позволяет выставлять 50-60 градусов, которые были в печном поду. И выдерживать сколь угодно времени, был бы таймер.
Железного занавеса в кулинарии никогда не было. Наша страна испытывала на себе влияние множества народов. Но далеко не все приживалось и опускалось вниз по сословной лестнице, в крестьянскую семью. Образованные же слои российского общества впитывали в себя, как губка, пищевые традиции соседних народов. Велико было влияние французской и немецкой кухни, тюркских народов, чуть меньше скандинавское влияние. Извне было воспринято, например, сочетание сладких и пряных вкусов, которое отчасти вытеснялось более сдержанной, привычной для нас северной вкусовой гаммой. А удачные рецепты приживались, так, знаменитые пельмени — это результат влияния тюркской традиции.
Также и русские традиции были впитаны Европой. Например, именно от нас они восприняли манеру не подавать блюда последовательно одно за другим, а выставлять на стол все угощение сразу.
Портфолио | CULT Food Science
Избранные инвестиции
CULT Food Science возглавлял и был единственным стратегическим инвестором посевного раунда Fictions Foods.
Fiction — компания решений, выраженная через еду. Художественная литература использует новейшие технологии, чтобы помочь нам построить прозрачную, продуманную и интеллектуальную продовольственную систему, которая обходится с меньшими экологическими затратами, чем нынешняя, и при этом возвращает значительно больше питательных веществ.
Поддержка опытного основателя
Брендан Брейзер — соучредитель и разработчик Vega, компании по производству пищевых продуктов и пищевых добавок на растительной основе. В 2015 году Vega была продана денверскому гиганту Whitewave Foods за 550 миллионов долларов США. Брендан также является одним из разработчиков самого первого бургера Beyond Meat, Beast Burger.
Брендан является венчурным партнером Blue Horizon Ventures, венчурного фонда, формирующего будущее альтернативных белков.
Широко известный как первопроходец в движении за растительную основу, Брендан основал компанию Fiction Foods, чтобы стать первопроходцем в изменении способов производства продуктов питания и использовании ингредиентов на основе клеток.
Наш портфель по числам
Культируемые белки
Fiction Foods
Los Angeles, CA
О художественных продуктах
BERKELENT MEAT
OHAYO Valle Охайо Вэлли Инк.0005 Eat Just Inc.
San Francisco, CA
About Eat Just Inc.
Seafood
Pearlita Foods
Raleigh, North Carolina
About Pearlita Foods
Cultured Dairy
Opalia
Монреаль, Канада
О Opalia
Культивированное мясо
Mogale Meat
Претория, Южная Африка
About Mogale Meat
Культивированное молоко
De Novo Dairy
Cape Town, South Africa
About De Novo Dairy
Cultured Dairy
Change Foods
Palo Alto, CA
About Change Foods
Seafood
Cell AG Tech
Торонто, Онтарио
О компании Cell AG Tech
Морепродукты
Мясо умами
Сингапур
О мясе умами
МедMeliBio
San Francisco, CA
About MeliBio
Cultured Meat
Novel Farms Inc.
Berkeley, CA
About Novel Farms Inc.
Technology
Biftek
Newark, DE
О Biftek
Технология
Jellatech
Роли, Северная Каролина
О Jellatech
Технология
Unicorn Biotechnologies
Cambridge, United Kingdom
About Unicorn Biotechnologies
Ethical Chocolate
California Cultured
California
About California Cultured
Industry Awareness
Vevolution
United Kingdom
About Vevolution
Оставайтесь в курсе
Хотите быть в курсе наших последних новостей и выпусков? Оставьте свой адрес электронной почты ниже, чтобы быть добавленным в наш список рассылки.
Любопытная связь между едой и культами
ЭТА СТАТЬЯ АДАПТИРОВАНА ИЗ ВЫПУСКА БЮЛЛЕТЕНЯ GASTRO OBSCURA FAVORITE THINGS ОТ 21 ОКТЯБРЯ 2022 ГОДА. ВЫ МОЖЕТЕ ЗАПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ.
Интерес историка кулинарии Сары Ломан к еде и культам начался с красивого набора столового серебра. Увидев коробку со столовыми приборами в комиссионном магазине в Вермонте, она задалась вопросом, кто их сделал, и перевернула коробку. На спине было одно слово: Онейда.
«Я узнал, что Онейде было 19культ 19-го века, который, среди прочего, производил столовые приборы, чтобы зарабатывать деньги для своего культа свободной любви», — говорит Ломан. «И это отправило меня в кроличью нору, потому что именно с этого момента я понял, что между едой и культами часто существует много связей».
Когда речь заходит о роли еды и питья в культах, большинство людей сразу вспоминают о трагическом массовом отравлении в Джонстауне в 1978 году. Но диета в маргинальных сообществах может представлять собой более сложное смешение добрых и зловещих намерений.
С положительной стороны, многие культы конца 19-го века были основаны на аграрных принципах, которые поощряли вегетарианство и избегали жестокого обращения с животными.
Ломан, который завтра будет вести курс по этой теме, рассказал нам об увлекательной роли, которую еда сыграла в американских культах, от неудавшейся аграрной утопии, основанной отцом Луизы Мэй Олкотт, до принудительного подсчета калорий в рамках NXIVM.
Фруктовые земли
Сегодня здания Fruitlands превратились в музей. victorgrigas/ CC BY-SA 3.0До того, как написать «Маленьких женщин», юная Луиза Мэй Олкотт провела некоторое время в трансценденталистском вегетарианском культе. Сообщество Массачусетса, известное как Fruitlands, было основано ее отцом, учителем и философом, в 1840-х годах.
Сообщество было основано на принципах Трансцендентализма, философии, которая видела божественное благо в природе и человечестве. Во Fruitlands это означало простое аграрное общество, в котором не использовался животный труд и упор делался на вегетарианскую диету.
«Определенно была идея очищения тела, — говорит Ломан. «И возвращение к простой жизни, которая, я думаю, также по-прежнему актуальна для человечества сегодня».
К сожалению, возникла одна проблема. «Он и другие последователи уже были настолько урбанизированными, что не знали, как посадить фруктовый сад», — говорит Ломан.
Из-за нехватки сельскохозяйственных навыков и отсутствия труда животных, чтобы ускорить работу, община изо всех сил пыталась прокормить себя и распалась через семь месяцев.
Семья Источника
Иногда еда становится важным источником дохода для культа. Задолго до того, как гамбургеры Beyond Meat появились на полках продуктовых магазинов, а меню на растительной основе заработало звезды Мишлен, небольшой ресторан в Лос-Анджелесе выделил место для сыроедческой, органической и вегетарианской кухни.
В 1960-х и 1970-х годах местные жители в поисках здоровой натуральной пищи направлялись в ресторан Source Family. Пространством Сансет-Стрип управляли последователи «Отца Йода», бывшего морского пехотинца, ставшего лидером спиритов. Меню органических салатов, супов и свежевыжатых соков вращалось вокруг «диетической мудрости», которую Йод (настоящее имя которого было Джим Бейкер) «находится в учениях Иисуса Христа, открытых через ессейские Евангелия мира».
Ресторан имел успех, привлекая таких людей, как Джон Леннон, Уоррен Битти и Стив МакКуин. Но он закрылся в 1974 году, когда Йод переместил группу на Гавайи. «В конце концов он закрылся, потому что лидер культа был больше сосредоточен на том, чтобы иметь много жен, чем на том, что они делали», — говорит Ломан. Многие жены Йода также были подростками.
Группа рассеялась после того, как Йод погиб в авиакатастрофе в 1975 году.
NXIVM
Некоторые культы используют пищу как способ контролировать своих членов. Так было в случае с NXIVM, финансовой пирамидой и культом личности, основанным Китом Раньером в начале 2000-х годов.
Бывшие члены NXIVM, считавшие себя сексуальными рабынями Раньера, свидетельствовали, что принудительное голодание сыграло свою роль в их сломе. Индия Оксенберг, которая подробно рассказывает о своем опыте в документальном фильме «Соблазненные», ограничивалась от 500 до 800 калорий в день.
«Чтобы вызвать контроль, он брал очень молодых женщин, многие из которых были вовлечены в актерское мастерство и которые уже чувствовали давление от того, что выглядят определенным образом, и заставлял их считать калории и морить себя голодом до такой степени, что они полностью податлив», — говорит Ломан. «И затем это ставит людей в очень манипулятивное состояние, когда их легко принуждать».
Раньер в настоящее время отбывает 120-летний тюремный срок за преступления, включая торговлю детьми в целях сексуальной эксплуатации и заговор с целью использования принудительного труда.
Даже Бетти Крокер села в поезд, торгующий столовым серебром Онейды. Patti McConville / Alamy Stock PhotoПоследнее слово
Если вы, как и я, уходите от некоторых культовых историй с чувством страха и печали, вы не одиноки. В худших случаях лидеры культа охотятся на уязвимые слои населения в поисках общности и смысла.