Культура Донбасса — Home
- Home
- Посетить
- Back
- Культурная афиша города
- Читать
- Back
- Новости
- Статьи об искусстве
- Биографии Земляков
- Статьи о традициях
- Интеграция с РФ
- Гуманитарная программа
- Смотреть
- Афиша
- Культурная карта Донбасса
- Министерство культуры
- Афиша
kultura.advdnr.ru
Культура республик Донбасса на порядок выше украинского мракобесия
О проекте, о литературе Новороссии и о том, возможна ли культурная жизнь во время войны, рассказала главный редактор журнала, поэт из города Краснодон, ЛНР, Людмила Гонтарева.
Людмила – член Союза писателей РФ, СП ДНР и множества других литературных объединений. Еще до войны Людмила Гонтарева вместе со своим не менее известным коллегой по цеху Александром Сигидой пытались создать литературный альманах, который объединил бы интересных русскоязычных авторов региона. В 2015 году, когда боевые действия пошли на убыль, вернулась возможность заниматься издательской деятельностью, к этому времени у авторов Новороссии скопилась масса интересного материала, востребованного не только в ЛДНР, но и в России. Результатом совместных усилий стало создание альманаха «Территория слова», в котором публиковались произведения десятков литераторов Донбасса, России, Беларуси, Сербии и т. д.
В сентябре вышел в свет четвертый по счету выпуск «Территории слова». Очередной номер журнала коренным образом отличается от предыдущих: авторы назвали его экспериментальным приложением к альманаху. Название неожиданное: ЖЗО (Жизнь замечательных опоссумов). Почему так и что это значит, рассказала главный редактор проекта «Территория слова» Людмила Гонтарева.
Понятно, почему «Территория слова». А вот про замечательных опоссумов (забавные сумчаты животные – Ред.) хотелось бы узнать подробнее…
— Название «Территория слова» — это проект, который, помимо журнала, включает в себя издание книг, организацию литературных фестивалей. Изначально планировалось, что участвовать в проекте будут авторы только из ЛНР, но на сегодняшний день география неуклонно растет. В рамках проекта мы провели более 30 презентаций изданий участников проекта, которые состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Крыму и т. д. С 2014 года принимаем участие в организации международного фестиваля «Муза Новороссии» (г. Молодогвардейск). Объединили десятки известных и неизвестных авторов Донбасса, наладили тесные связи с коллегами в России. Три выпуска альманаха были объединены патриотической и военной тематикой. На этот раз нашей команде захотелось создать что-то особое. Все мы люди: люди устали от войны; хочется порой похулиганить, отвлечься.
— И все-таки, почему именно опоссумы?
— Это продукт нашего коллективного творчества. Во время одной из встреч редколлегии мы в шутку обыгрывали аббревиатуру ЖЗЛ. Кто-то обронил новую формулу – ЖЗО или «Жизнь замечательных опоссумов». Шутка понравилась: до такой степени утомил пафос и патетика, что захотелось здорового «стеба».
Постепенно экспромт реализовался в отдельный выпуск журнала, в котором мы все решили отдохнуть от войны и политики. Изначально мы думали, что номер будет просто озорной и юмористический. Но наши «замечательные опоссумы» оказались также философами и публицистами, поэтому в журнале поднято немало серьезных тем.
— Что происходило с литературой ЛДНР в последние четыре года?
— Печально, что многие уехали: кто-то уехал на Украину, кто-то в Россию или дальше. С теми, кто на Украине, мы практически потеряли связь. Люди боятся присылать нам свои тексты.
Из положительного могу сказать, что крепнут связи с писателями РФ. Нами интересуются, нас публикуют. Приглашают на творческие мероприятия. И география этого общения велика. Многие авторы Новороссии были приняты в Союз писателей России.
В целом, я конечно скучаю по времени, когда война в наших текстах была абстрактным понятием. Сейчас она везде – в сознании, творчестве, общении. В итоге у литературы совсем другая окраска. Для многих эти события стали стимулом. Очевидно, что многие авторы стали писать пронзительнее, сильнее. Литература Донбасса, наконец, вышла на качественно другой уровень и интерес к ней возрос на порядок. Тем более, что пока мы занимаемся творческими поисками, и пусть сложно, но публикуем свои произведения, украинская культура на нашем фоне выглядит все хуже. Она уверенно опускается на дно.
— Как вы думаете, на Украине читают «Территорию слова»?
— Многие хотели бы, но с учетом политики Киева это может быть опасно для жизни. Вы же понимаете, что на Украине людей уже садят в тюрьмы даже не за волеизъявления, а за интересы! Опять же: есть шорт-лист запрещенной на Украине литературы. Уверена, что наш альманах тоже обязательно там появится в скором будущем.
— Неужели писатели Донбасса могут негативно повлиять на украинцев?
— Среди наших авторов есть те, кто воевал или даже сейчас воюет против Украины. Немало людей, деятельно выступающих за Русский мир. А на Украине сейчас царит настоящее мракобесие. Киев борется с русским языком, с Православием, с собственным населением, с любыми смыслами, которые могут провоцировать критическое мышление у людей. Потому что, если люди начнут думать и задавать вопросы, они автоматически станут врагами нынешней украинской власти.
Киев, по сути, объявил культуру вне закона. А вместо культуры предложить нечего, поэтому в Киеве пытаются создать ее заменитель, эрзац. Понятно, что получается убогость и примитивизм. Ярким примером является Нецой, жалующаяся на то, как ее «изнасиловали» Достоевским и Тургеневым. Судя по всему, прекрасные произведения русских классиков не смогли облагородить тот мрак, который царит у нее в голове.
Поэтому важно, чтобы литература Донбасса развивалась, причем, в союзе с Россией. Может когда-то нам придется нести свет культуры жителям нынешней Украины. Вместе с российскими авторами врачевать их словом и возвращать в контекст Русского мира.
— Российские писатели вам помогают?
— Конечно. Поддержка велика. Во многом благодаря помощи Союза писателей РФ и поддержке лично Николая Иванова мы можем выпускать наш альманах. К сожалению, сегодня авторы Новороссии вынуждены публиковаться исключительно за свой счет (если не считать сборников «Время Донбасса» и «Выбор Донбасса»). «Территорию слова» мы издаем за свои средства, плюс помощь наших друзей-писателей из России. Никаких республиканских грантов или стипендий не существует.
— Как вы видите развитие литературы Донбасса?
— У нас есть интересные авторы, и они продолжат писать. Но если не появится перспективная молодежь, это будет некое болото. Без новых авторов наше литературное сообщество превращается в междусобойчик и вполне может зачахнуть. Уверена, последствия будут невосполнимыми. Поэтому наша задача сегодня не только создать обновленную литературу в республиках, но и привлечь новые поколения. Сделать образ литератора привлекательным. Чтобы юношество видело, что это не скучный человек в старом костюме, а яркая личность, жизнь которой вызывает интерес.
www.donetsk.kp.ru
История и культура Донецка | Рефераты KM.RU
В отличие от многих больших городов, рождение которых определялось выгодами транспортно-географического положения, Донецк возник и развивался на базе горнозаводской промышленности благодаря богатым запасам полезных ископаемых. Верховья реки Кальмиус, где ныне расположен город, хранили большие залежи каменного угля. Вокруг основанной в 1779 году слободы Александровка появляются первые угольные копи. Копанием земляного «уголья» занимались и жители других выросших здесь слобод Семеновка, Авдотьино, Любимовка (Закоп), Николаевка, Екатериновка, Григорьевка (Георгиевка), Ларинка.
Русский инженер А.Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от сло6оды Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса — уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), — железная руда, близ села Еленовки (Волновахский район) — камень известняк и совсем рядом — речная вода.
Царское правительство не могло по-хозяйски распорядиться богатством земли. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.
Одним из них был англичанин, техник-металлург Джон Джеймс Юз, управляющий небольшим заводом вблизи Лондона. Выгодно купив и арендовав землю, он заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода.
Из далекой Англии в Таганрог и Мариуполь на кораблях прибывали материалы и оборудование. К месту строительства завода их доставляли гужевым транспортом.
Рядом с площадкой, отведенной под сооружение завода, нанятые местные мужики строили для рабочих землянки, деревянные бараки, балаганы из камня-песчаника. Английская колония, где поселялись инженеры и мастера, возводилась отдельно. Возникший поселок был назван по имени управляющего делами Юзовкой. Впоследствии Юзовка слилась с шахтерским селением Александровского рудника.
Настольная и дорожная книга «Россия. Полное географическое описание Отечества» (14-й том «Новороссия и Крым», изданный в 1910 году, стр. 376) свидетелъcтвует: «В 1870 г., в год открытия Курско-Харьковско-Азовской железной дороги и появления на рынке каменного угля, в Екатеринославской губернии открылся первый частный завод для выплавки чугуна, основанный английским техником Д. Д. Юзом.
Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И.Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.
Ввод в действие железнодорожных линий Константиновка-Ясиноватая-Юзовка- Еленовка и Еленовка-Мариуполь способствовал расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.
Росло и население Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Поселок делился на две части: южную — заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, уютные жилые дома английских мастеров, дворец дирекции, и северную — с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число жителей достигло почти довоенной цифры — 63708 человек. Началось строительство жилого массива Стандарт для металлургов, двух- и трех- этажных домов для горняков. Открывались школы, магазины, лечебные и культурно-просветительские учреждения, создавались предприятия коммунального обслуживания населения.
В 1932 году город стал центром Донецкой области, в 1938 году — центром Сталинской области.
За годы первых пятилеток его промышленность получила большое развитие. К 1941 году в Сталино было 223 предприятия союзного и републиканского подчинения, 54 — местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7 процентов общесоюзной добычи угля, заводы — 5 процентов стали и 11 процентов кокса. Население города составило 507 тысяч человек.
В период оккупации Сталино немецко-фашистскими захватчиками (с 21 октября 1941 года по 8 сентября 1943 года) гоpод понес огромные людские потери. В нем осталось 175 тысяч жителей.
В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году — всего промышленного производства.
В ноябре 1961 года город был переименован в Донецк.
В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж и Донецк присоединился к городам миллионерам.
Сегодня Донецк город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины. Крупный промышленный, научный и культурный центр. Большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.
КУЛЬТУРА
В городе Донецке создана широкая сеть учреждений культуры — всего их насчитывается 8330.
На территории города расположены три постоянно действующих театра, областная филармония, цирк, 20 кинотеатров, 53 Дворца культуры и клуба, 140 музеев и музейных комнат, в том числе областной художественный музей, около 450 библиотек (включая школьные библиотеки), планетарий.
Круглодично функционирует Центральный парк культуры и отдыха им. Щербакова и его филиалы — парк им. Ленинского комсомола и парк им. Горького.
В Донецке действуют 6 творческих союзов: областные организации союза архитекторов, журналистов, композиторов, писателей и художников Украины, а также Всеукраинского музыкального союза.
6 учебных заведений города готовят работников культуры и искусства для города, области, Украины.
Донецкий Государственный академическийРусский театр оперы и балета
— одно из крупнейших культурных учреждений города и области
— имеет интересную историю своего создания.
В 1932 году в Донецк (тогда город Сталино) на постоянное размещение полным составом прибыла II Передвижная опера Правобережной Украины, переданная в ведение Донецкого театрального треста — это и был коллектив будущего театра.
1 сентября 1932 года первый оперный сезон в городе открылся оперой А.Бородина «Князь Игорь». А в апреле 1941 года премьера оперы М.Глинки «Иван Сусанин» прошла уже на собственной сцене, в здании, построенном архитектором Котовским. Во время войны коллектив театра был эвакуирован в Киргизию, но уже в 1944 году он снова открыл свои двери зрителям.
В труппе нашего театра выросли такие всемирно известные певцы как Анатолий Соловьяненко и Юрий Гуляев, артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева Школа хореографического мастерства Вадима Писарева
Донецкий областной музыкально-драматический театр им. Артема.
Театр создавался в городе артистами труппы Первого Украинского Краснозаводского рабочего театра, которая прибыла к нам полным составом из Харькова в 1933 году. Тогда свой сезон театр открыл премьерой революционной драмы И.Микитенко «Бастилия божьей матери».Сначала театр ставил спектакли только на украинском языке и работал в помещении Дворца-клуба «Металлист» (Дворец культуры Донецкого металлургического завода), а позже в помещении, где в настоящее время находится кинотеатр «Кристалл». И только в начале 60-х годов Донецкий музыкально-драматический театр переехал в специально выстроенное помещение в центральной части города.
Донецкая областная филармония.
Была создана в 1931 году. В 1957 году в ее концертном зале, которому было присвоено имя нашего земляка, выдающегося советского композитора С.Прокофьева, был установлен орган. В творческом составе филармонии работают симфонический оркестр, струнный квартет, квинтет духовых инструментов и фортепианное трио, концертный ансамбль «Экспромт», 6 групп артистов музыкального лектория, солисты-вокалисты, чтецы, инструменталисты и эстрадные коллективы.
В концертном зале ежегодно проходит более четырех тысяч концертов, которые посещают более 1,5 млн. слушателей. Здесь проходят гастроли украинских и зарубежных артистов.
Донецкий областной краеведческий музей.
Был создан в 1924 году энтузиастами-студентами и преподавателями горного института и насчитывал тогда 2000 экспонатов, посвященных в основном горной промышленности и металлургии. В настоящее время в новом помещении музея на площади более 3 тысяч кв. м находится более 100 тысяч экспонатов, некоторые из них уникальны.
Донецкий областной художественный музей.
Открылся в 1955 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 10.000 экспонатов, представляющих собой наследие отечественного и зарубежного искусства. В его выставочных залах регулярно проходят вернисажи мастеров кисти и резца и другие творческие выставки.
Планетарий.
Был открыт в 1961 году. В выставочном зале планетария представлены макеты первого искусственного спутника Земли, космического аппарата «Луна — 3», глобусы Луны и Марса. В Звездном зале установлен аппарат «Планетарий», с помощью которого можно наблюдать звездное небо.
Цирк «Космос».
Открыт 26 августа 1969 года в канун юбилейных торжеств, посвященных 100-летнему юбилею города. Рассчитан на 2.200 зрительных мест. Здесь демонстрируют свое искусство лучшие коллективы украинского и зарубежных цирков. Кроме того, цирк является методическим центром цирковой художественной самодеятельности области — каждые 2 года летом здесь проводятся смотры-спектакли самодеятельных цирковых артистов, некоторые из них стали сегодня профессиональными мастерами арены. Ежегодно цирк посещают до 1 миллиона человек.
Областная универсальная научная библиотека имени Н.К.Крупской.Создана в 1926 года. Сейчас она располагает фондом около 3 миллионов экземпляров книг, в числе которых издания, являющиеся библиографической редкостью. Здесь также хранятся газеты (с 1945 года), журналы (с 1937 года), интересная нотная литература, грампластинки. В распоряжении читателей широкий выбор справочных и библиографических изданий. Читателей обслуживает абонемент, отделы читальных залов и специализированные отделы. В 1993 году разработана спецификация автоматизации библиотеки.
В настоящее время функционирует локальная сеть, состоящая из 15 компьютеров и введены подсистемы «Комплектование фондов», «Электронный каталог», «Регистрация читателей» и др. В библиотеке работает электронная тематическая картотека «Законы Украины», информационно-поисковая система «Законодательные акты Украины».
Разработан проект создания информационного центра «Открытая библиотека между Востоком и Западом», реализация которого позволила установить контакты с крупными информационными центрами и библиотеками мира в режиме off-line. Библиотека начинает реализацию проекта по подключению к сети Интернет.
Общие сведенияНАСЕЛЕНИЕ
1.132.700 человек
ПЛОЩАДЬ
Общая площадь — 381 квадратный километр, протяженность с севера на юг — 28 км, с востока на запад — 55 км, площадь скверов — 216,2 гектаров.
ШКОЛЫ
Средних школ средней ступени — 2; средних школ 1-2 ступеней — 38; средних школ 1-3 ступеней — 116; детско-юношеских спортивных — 7; станций юных техников — 2; центров творчества детей и юношества — 8; детско-юношеских клуба — 54.
ВУЗЫ
Государственных — 7; филиал — 1; частных — 9 (из них лицензировано 6).
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ПАРЛАМЕНТЕ
В Верховном Совете Украины — 10 народных депутатов, в областном Совете — 15, в городском — 75, в районных, Моспинском городском и Ларенском поселковым Совете — 281 депутат.
СТРУКТУРА ГОРСОВЕТА
Донецк является административным центром Донецкой области. В состав Донецкого горсовета входят города: Донецк (9 внутренних районов), Моспино, поселки городского типа Ларино, Горбочево-Михайловка, 8 сельских населенных пунктов.
КОММУНИКАЦИИ
Общая протяженность водопроводных линий — 2.398 километров, канализационных — 1.176 километров.
УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ
Площадей — 21, улиц, бульваров, проспектов -2.220, общая протяженность улиц -2.500 километров.
РЕКИ И ВОДОХРАНИЛИЩА
Рек — 5, самые длинные из них Черепашкина — 23 километра и Асмоловка — 13 километров. Все реки на территории города впадают в реку Кальмиус. Водохранилищ — 2: Донецкое море (206 гектаров) и
Кальмиусское водохранилище (60 гектаров).
www.km.ru
Культурная революция в развитии Донбасса — Мегаобучалка
Объективные условия жизни 20-х — 30-х годов обусловили развитие культурного процесса в стране преимущественно вширь. Это нашло выражение в приобщении широких масс трудящихся к культурным ценностям, повышении их общекультурного уровня, создании условий для проведения культурно-массовой работы. Наиболее ярко эти тенденции проявились в Донбассе, крупном промышленном центре страны, где еще не сложились определенные культурные традиции, не было своего культурного центра, кадров творческой интеллигенции. Потому для Донецкого края характерны были прежде всего количественные накопления в области культуры.
Отличительной особенностью культурного развития в Донбассе были высокие темпы создания материальной базы культуры. Если первыми очагами культуры становились клубы, сельские дома, библиотеки, красные уголки, и для них строились специальные здания, то в 1928 г. в г.Сталино был построен один из первых на Украине Дворец культуры металлистов (ныне Центр славянской культуры). В 1936 г. в Донбассе уже действовало 14 таких дворцов, 1916 клубов, 1904 библиотеки. Быстрыми темпами развивалась киносеть региона. Количество киноустановок в крае выросло со 159 в 1925 г. до 821 в 1933 г.
К началу 40-х годов было построено 66 кинотеатров, среди которых один из лучших на Украине, кинотеатр им. Т.Г.Шевченко. В эти же годы было возведено здание театра оперы и балета, другие сооружения культурно-просветительного назначения.
В Донбассе острее, чем в других областях Украины, ощущался недостаток кадров профессиональных работников культуры. В эти годы происходило формирование художественной интеллигенции края, почти вся она была рабоче-крестьянского происхождения. Одним из первых объединений творческой интеллигенции стала писательская организация «Забой», членами которой являлись М.Л.Слонимский. Ю.Л.Черный-Диденко, М.Голодный (М.С.Эпштейн), Г.М.Баглюк, II.Г.Беспощадный и другие.
В 1920 г. в Константиновке был создан первый в Донбассе профессиональный театр. Появились также театры в Луганске — «Шахтерка Донбасса», в Артемовске — «Синяя блуза». Однако профессиональный уровень многих артистов был невысок.
Остро ощущалась потребность в массовых профессиях культпросветработников, руководителей кружков художественной самодеятельности. Так, в Луганском районе в 1928 г. из 87 анкетированных культпросветработников половина не имела специального образования.
Чтобы ускорить подготовку руководителей кружков художественной самодеятельности, актеров для рабочих театров в Сталино в 1928 г. была создана театральная мастерская.
В 1930 г. в Сталино, Луганске, а затем в Горловке были открыты художественные рабфаки, которые помогали рабочей молодежи подготовиться к учебе в вузах республики. Занятия и консультации для рабфаковцев проводили преподаватели и студенты-старшекурсники Киевского музыкально-драматического института . Появляются первые учебные заведения искусства: Артёмовское музыкальное училище и художественный техникум в Луганске.
Недостаток профессиональных работников культуры был одной из причин того, что в Донбассе широкую поддержку и распространение получил призыв рабочих-ударников в литературу и искусство. Призыв был проявлением упрощенного, вульгаризированного подхода к решению сложной проблемы воспитания молодых кадров художественной интеллигенции. Много в этом деле было администрирования, неорганизованности. Тем не менее, призыв привлек внимание общественности к проблемам литературы и искусства, вызвал широкое движение литкружковцев. Школу литературных кружков прошли П.А.Байдебура, Ю.А.Черкасский, И.Н.Шутов и другие донецкие писатели.
В условиях нехватки квалифицированных кадров большую роль в культурном возрождении Донбасса играла помощь творческой интеллигенции республики. В эти годы перед донецкими рабочими выступали Н.Сосюра, 0.Вишня, П.Тычина, И.Микитенко, С.Пилипенко, Г.Эпик и многие другие. Только в 1929 г. было организовано 30 таких встреч. Большую работу проводила Ассоциация художников Червоной Украины (АХЧУ), которая в 1930 г. организовала в 12 населенных пунктах региона выставку художественных произведений под девизом «Культпоход на Донбасс».Художники АХЧУ руководили здесь 14 кружками изобразительного искусства. На гастроли в Донбасс приезжали ведущие театры Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова. С конца 20-х годов здесь начал работать филиал Киевского театра им.И.Франко под руководством Г.Юры. В 1933 г. на постоянную работу в г.Сталино приехала труппа Харьковского Краснозаводского театра во главе с главным режиссером театра В.С.Василько, основав Донецкий Государственный драматический театр им. Артема. К началу 40-х годов в Донецком крае работало 16 профессиональных театров.
Развитие самодеятельного творчества в Донецком крае в 20-30-е годы
Донбасс богат промышленной историей, но культурные традиции здесь даже в начале XX века не сложились: рабочие приезжали на заработки со всех концов страны — возникла пестрая этническая картина. Этно-культурные компоненты были привнесены из разных частей страны: это и сельская культура восточно-украинская и западно-украинская; это и городская культура центральной России и украинских городов. На территории Донбасса издавна возникли греческие поселения, татарские и болгарские, десятки других народностей расселились среди преобладающего украинского и русского населения в городах, поселках и селах. Вследствие этого к 20-м годам нашего столетия не могла сложиться объединяющая все население края какая-либо единая национальная культура с вековыми самобытными основами. Люди каждой нации и народности, поселявшиеся в Донбассе, были связаны определенной общностью национально-культурных традиций, в частности, бытовых обрядов, но общие культурные традиции сформироваться не смогли.
Другая особенность заключалась в том, что до 20-х годов в Донецком регионе не было центров духовной культуры: не существовало высших учебных заведений, не было театров, концертных залов, художественных музеев. Поэтому не сформировались какие-либо единые традиции духовности края. Очаги культурной жизни стали возникать в результате тех преобразований, что в художественной культуре края протекали в 20-30-е годы. Они несут на себе отпечаток своей эпохи.
Художественная самодеятельность в Донбассе носила действительно массовый характер. В деятельности кружков нашел отражение многонациональный состав рабочего класса Донбасса. В конце 20-х годов увеличилось количество украинских драматических и музыкальных кружков, наряду с ними работали греческие, татарские, армянские самодеятельные коллективы. Им оказывали помощь творческие коллективы. Так, Киевская капелла «Рух» взяла шефство над рабочей капеллой Макеевского металлургического завода. Известный и популярный композитор И.Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Рутченковском дворце культуры. В нем занималось 130 шахтеров и членов их семей. Однако не все кружки работали достаточно эффективно, деятельность их носила агитационно-пропагандистский характер, им не хватало мастерства и культуры. Но некоторые коллективы добились значительных успехов. Например, среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо – забой» дало путевку в жизнь известному художнику П.Кодьеву.
Важное место в системе культурно просветительской работы в Донбассе занимали клубы, дома культуры, клубы-театры, создаваемые при крупных предприятиях и позже именуемые дворцами культуры. Для вовлечения селян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Сеть культурно просветительских учреждений росла быстро: к 1935 году в Донбассе насчитывались 441 клуб, 26 Дворцов культуры, на селе — 804 «сотенные хаты». Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 20-х — 30-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально-музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве. В 30-е годы самодеятельные театральные коллективы все чаще переходят к воплощению на клубной сцене крупных произведений советской, а также русской, украинской и зарубежной классической драматургии. Возникает ряд музыкально-драматических коллективов, оперных студий. Многие самодеятельные коллективы работали на высоком художественном уровне.
Культурно-бытовые условия рабочих Донбасса в 30-е годы Рабочий класс Донбасса, несмотря на противоречивость развития общества в 30-е годы, внес значительный вклад в создание материальных ценностей страны, что в конечном итоге способствовало улучшению его благосостояния.
Особенно острой проблемой на Украине, в том числе и в Донбассе, была обеспеченность жильем рабочих и их семей. В середине 30-х годов государственные расходы на жилищное строительство в Донбассе увеличились. Так, половина всех капиталовложений в жилищное строительство республики, направлялась в Донбасс. Развивалось кооперативное и индивидуальное строительство, на которое промышленные предприятия отпускали значительные средства из фонда улучшения быта рабочих. В первую очередь поощрялись передовики производства. Вместе с тем обеспеченность жильем была ещё недостаточной.
Наряду с жилищным строительством осуществлялось благоустройство городов и рабочих поселков, велось коммунальное строительство. Важно отметить, что рабочие проявляли большую активность в осуществлении благоустройства городов и поселков. Так, рабочие Горловки отработали 600 тыс. человеко-дней на коммунальном строительстве и благоустройстве города. Опыт горловчан был широко использован во всех рабочих центрах Украины.
Организационную работу по бытовому строительству и благоустройству проводили депутатские группы местных Советов. Профсоюзы выделяли специальные фонды премирования передовиков соревнования по благоустройству. В частности, поощрялось движение женщин-работниц, которые брали шефство над рабочими общежитиями.
Наряду с жилищно-бытовым строительством развивалась сеть культурно-просветительных учреждений: библиотек, дворцов культуры и т.д. Рабочие многих промышленных предприятий принимали активное участие в строительстве театров и кинотеатров. Так рабочий коллектив завода «Азовсталь» в 1934 г. построил летний театр в Мариуполе за 46 дней, к началу гастролей Ленинградского государственного Большого драматического театра. Прочно входило в быт рабочих радио. В 1936 г. только в Горловке было радиофицировано более 4 тыс. квартир рабочих.
Широкое распространение получили новые формы организации отдыха и профилактического лечения рабочих. Особое внимание уделялось организации здравпунктов непосредственно на промышленных предприятиях Донбасса, а также поликлиник для преимущественного обслуживания рабочих и их семей. Так, обслуживание шахтеров и их семей составляло в 1937 г. по Макеевскому региону — более 60%, по Горловскому — более 50%.
В 1937 г. на Украине функционировало 366 стационарных санаториев на 35 тыс. мест и 175 домов отдыха на 24 тыс. мест. Преимущественным правом на получение путевок пользовались передовики производства Донбасса. Преобладающее большинство рабочих и инженерно-технических работников получали путевки, частично или полностью оплаченные соцстрахом. Значительная роль в укреплении здоровья и быта рабочих отводилась развитию физкультуры и спорта.
На эти цели из бюджета Украины в 1937 г. было выделено в 4,2 раза больше средств, чем в 1933 году,
Отмена нормированного снабжения, снижение цен в 1935-1936гг способствовало развитию общественного питания. За этот период сеть столовых и буфетов в Донбассе, как и в целом по Украине, увеличилась почти в 3 раза.
Одной из важнейших мер, направленных на улучшение материального и бытового положения рабочих, явилось создание на промышленных предприятиях собственных продовольственных баз и развёртывание индивидуального огородничества. Профсоюзные организации заводов и шахт обеспечивали своевременное получение через сеть отделов рабочего снабжения семян, рассады. Эффективными были такие формы работы по созданию продовольственной базы, как проведение городских, районных, областных конференций по обмену опытом, слетов огородников. Так, на Мариупольской районной конференции в 1934 г. была поддержана инициатива создания собственной фруктовой базы, а рабочие металлургических заводов Донбасса обратились с призывом создать в пригородных хозяйствах животноводческие базы. В 1934 г. в Донбассе огороды имели 600 тысяч трудящихся, на каждую семью было получено в среднем по одной тонне овощей и картофеля. Эта проблема остается актуальной и сегодня.
Таким образом, негативные процессы, связанные с командно- административной системой и отсутствием демократии, сдерживали развитие общества. Вместе с тем во второй половине 30-х годов благодаря активности рабочего класса была создана материальная база, позволившая улучшить культурно-бытовые условия трудящихся Донбасса.
Образование и просвещение в Донбассе в 20-е годы
Состояние образования и просвещения в Донбассе во многом определялось состоянием экономики края. За годы войны разрушенной оказалась не только промышленность, но и вся система образования и просвещения. К этому следует добавить, что население Донбасса в своей основной массе оставалось неграмотным или малограмотным.
И, тем не менее, уже в апреле 1920 года во всех уездах и районах Донецкой губернии создаются комиссии по ликвидации неграмотности. Через три года, когда ситуация с продовольствием несколько стабилизировалась, в школах ликбеза только в Юзовском районе обучалось 800 человек, а к концу 1924 года в Донбассе насчитывалось около 400 пунктов по ликвидации неграмотности. В следующем 1925/26 учебном году читать и писать научилось более 40 тысяч человек.
К концу 20-х годов проблема ликвидации неграмотности была еще далека от своего разрешения, и все же основа решения этой задачи была заложена прочная. Ликвидация неграмотности была лишь необходимым условием для получения образования и в этом большую роль играли школы повышенного типа для взрослых, которые открывались на больших предприятиях, при клубах.
В начале 20-х годов Наркомпрос Украины разработал свою концепцию образования и просвещения, основанную на гипертрофированном технократизме. Все старые структуры начальной, средней и высшей школы распускались. Вместо них создавались новые многоступенчатые структуры подготовки рабочих кадров и узких специалистов. Были закрыты все университеты, объявлена война гуманитарному образованию и теоретической подготовке, лекционному методу обучения. Технические дисциплины были обязательны для изучения даже в педагогических вузах.
Подготовка к будущей специальности осуществлялась уже в детском саду. С восьмилетнего возраста обучение продолжалось в общеобразовательной школе — 5-7 классов. Затем в школах фабзауча и профшколах. С 18 лет выпускники фабзаучей и профшкол завершали подготовку в техникумах и институтах, срок обучения в которых составлял 3-4 года.
Вновь созданные образовательные структуры в Донбассе постепенно, но неуклонно расширялись, привлекая к своей деятельности значительное число детей и подростков. В 1924 году общеобразовательные школы в Донбассе посещали 72 тысячи детей, через год — 89 тысяч, а в конце 20-х годов более 90% детей в городах и рабочих поселках Донбасса получали систематическое образование.
После окончания общеобразовательной школы обучение можно било продолжить в школах ФЗУ или профшколах. Осенью 1922 года были открыты ФЗУ на Донецком содовом и Макеевском металлургическом заводах.
В начале 20-х годов по всему Донбассу создается сеть горнопромышленного ученичества. К концу восстановительного периода в Донецкой губернии насчитывалось 57 школ ФЗУ, в которых обучалось 4,5 тысячи человек.
Вместе с тем количественный рост общеобразовательных школ и школ ФЗУ не гарантировал качество знаний. Подготовка учащихся здесь велась на примитивном уровне. Поэтому низкая базовая подготовка учащихся значительно затрудняла работу высшей школы. Не спасли ситуацию и так называемые рабочие факультеты, создаваемые повсеместно при техникумах и институтах.
Первым прообразом высших учебных заведений на Донецкой земле явились вечерние рабочие техникумы ( в 20-е годы техникумы на Украине, как и институты считались высшими учебными заведениями). В 1921 году их насчитывалось 12 с общим числом учащихся 1030 человек.
В феврале этого года в Юзовке начал действовать горный техникум имени Артема. В январе 1922 года в Луганске состоялось торжественное открытие первого в Донбассе института народного образования.
В 20-е годы в Донбассе начался плановый переход к преподаванию в школах на родном языке, а в 1924-25 годах украинская словесность была введена во всех школах украинской части Донбасса. В середине 20-х в Донбассе функционировали сотни школ с преподаванием на греческом, татарском, немецком, еврейском, ассирийском и болгарском языках обучения. В Мариуполе был открыт греческий педагогический техникум.
Таким образом, в 1920-е годы в Донбассе идет процесс привлечения значительного числа лиц разных возрастов к различным формам образования и просвещения. Однако уровень подготовки во всех звеньях новой структуры был невысок. Планка знаний была опущена до минимума, произошло значительное проседание интеллектуального уровня общества.
ТЕМА 7. ДОНБАСС В 1941-1950-е ГОДЫ
1. Начальный период войны. Мобилизация в крае.
2. Оккупационный режим в Донбассе.
3. Партизанское и подпольное движение.
4. Освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.
5. Восстановление народного хозяйства региона.
megaobuchalka.ru
Из пушек по культуре: Украина последовательно уничтожает культуру Донбасса во всем ее многообразии — 10.02.2019
Формально входя в состав Украины, Донецк отрабатывал целый пласт русской культуры. Особенно в тех ее проявлениях, которые касались внешней, образной стороны.
Музыкальная и физическая культура, спорт в регионе вот уже шестьдесят лет как показывают не только Украине и России, но и, без сомнения, всему миру, в первую очередь Европе, пример того, как количество (людей, ресурсов, финансов, народного творчества) переходит в качество, рождая феномен культурного представительства промышленного края на самых высоких национальных и международных уровнях.
Увы, в нынешнем Киеве, похоже, этого уже никто понимать не хочет и не может. А зря. Ведь вместе с Донбассом, который теперь не только экономически, но и культурно интегрируется в повседневную жизнь Российской Федерации, с Украины уходит громадный пласт культуры.
«Шахтёр», да не тот
Роскошь и пустота «Донбасс Арены»: пятый год без футбола (Фоторепортаж)
© Павел Нырков
Самое очевидное доказательство — кочующая по городам и весям Украины футбольная команда «Шахтер». Гордость промышленного края, одна из ее ярких визитных карточек, многократный обладатель Кубка СССР, серебряный и бронзовый призер нескольких советских чемпионатов, одиннадцатикратный чемпион Незалежной, обладатель почетного европейского трофея — Кубка УЕФА.Замечательный донецкий клуб, который на протяжении десятилетий служил примером бойцовского характера не только на футбольном поле, из-за войны, развязанной нациократическим режимом Порошенко, остался без дома. Сотни тысяч поклонников футбола лишились удовольствия посещать один из самых больших и современных стадионов Европы, донецкую «Донбасс-Арену», принимавшую Чемпионат Европы 2012 года, видевшую самые именитые клубы Европы.
По сути дела, «Шахтёра», как явления спортивной культуры народа, больше нет. Да, он по-прежнему чемпионствует в новой теперь уже Украине, но подобен самураю, лишившемуся сюзерена. Потому что бездомный футбольный клуб — это жалкое зрелище, сколь бы удачным ни был он в качестве бизнес-проекта. С прежним, донецким «Шахтером» Украина вырезала из своей жизни половину футбольной истории.
Артиллерийский террор — «Звездам шеста»
Еще один светлый праздник спорта, который Украина украла сама у себя и у всего мира — суперизвестный международный турнир «Звезды шеста», который проводился с февраля 1990 года, по традиции, в родном городе самого титулованного легкоатлета всех времен и народов, прыгуна с шестом Сергея Бубки. Иногда кажется, что об этом турнире слышали даже те, кто далек от спорта или плохо представляет себе, где находится Донецк.
Никита Хрущев: Донецкий байкер у руля империиВообще, проект «Звезды шеста», начинавшийся в далеком 1990 году как двойной турнир, часть которого должна была проходить во французском Гренобле, а вторая — в Донецке, по мнению автора, видевшего самый первый турнир в донецком дворце спорта «Дружба», просто невероятен по дерзости и деловой хватке. Тогда, 26 лет назад, трудно было себе представить, что соревнования «Звезды шеста» обретут такой размах и масштаб. Конечно, все это прежде всего благодаря личности Сергея Бубки, который среди дончан с мировой известностью делит пальму первенства вместе с Никитой Хрущёвым.
Но и сам Донецк, Донбасс так вложился в этот турнир, собрал для него столько средств, что стало невозможным представить, как его можно провести в другом месте. Поэтому так горько и обидно было донецким людям, когда артиллерийский террор, накрывший шахтерскую столицу, и жестокая блокада со стороны украинских властей сделали невозможным дальнейшим проведение турнира в Донецке.
За его пределами Бубка попытался пару лет назад возродить турнир, выбрав для этого город Клермон-Ферран, родину французского шестовика Лавилленьи. Француз на последних донецких «Звездах шеста» побил, кстати, державшийся 23 года рекорд Сергея Бубки, прыгнув на 1 сантиметр выше донецкой знаменитости — на 6 метров 16 сантиметров. Так что, если турнир во Франции и родится, это будет уже не бубкинское дело, не донецкое, не наше. Что касается Украины, то она, похоже, не понимает, что потеряла самый представительный спортивный турнир всей своей нескладной новейшей истории.
Русский балет русского Донецка
Если руководитель (некогда ведущий артист) «Донбасс оперы» и создатель одной из современных школ русского балета Вадим Писарев и уступал в свое время известностью Сергею Бубке, то разве что самую малость. Только в силу специфики балета. Понятно, что спорт пользуется в массах большей популярностью. Но вот организованный и проводимый им международный ежегодный фестиваль «Звезды мирового балета» давно уже сделал для лучших танцоров и творческих коллективов Донецк просто «намоленным» местом.
Не приехать раз в год для многих артистов означало сделать шаг назад в своей карьере, своем развитии как артиста. Возможно, поэтому балетный фестиваль уцелел и в военно-политических баталиях, развернутых вокруг Донбасса, проводится, как и встарь. Правда, большинство артистов балета теперь приезжает из России, ну а где еще есть такой уровень этого вида искусства? В любом случае украинские балетоманы этого праздника теперь лишены. И надолго ли — Бог весть…
«ДоДж» из «нового Нью-Орлеана»
Усилиями украинских политиков и военных убит и старейший не только в России и на Украине, но и на всем бывшем советском пространстве джазовый фестиваль «ДоДж» («Донецкий джаз»). Джаз в промышленный мегаполис принес в 1949 году один из музыкантов знаменитого джаз-банда Олега Лундстрема, трубач, который по возвращени коллектива из Шанхая каким-то образом заякорился в Сталино (так тогда назывался Донецк). А идею проводить сбор самых ярких джазменов подал в 1967 году Виктор Дубильер — горный инженер из Донецка и самый, пожалуй, известный джазовый филофонист в СССР и странах соцлагеря. Его увлечение джазом было столь сильным, что он смог пробить не только создание джаз-клуба, но и устроить фестиваль в родном городе. Было это, разумеется, под комсомольской «крышей», а называлось «Донбасс-100», ибо как раз очень вовремя подоспел 100-летний юбилей Донецка. В этом году «ДоДж»у исполнилось 50 лет, но снова-таки, по понятным причинам, проводить его в главном городе ДНР нельзя. Да и негде — «дом» фестиваля, знаменитый донецкий Дворец молодежи «Юность», был летом 2014-го так искалечен украинскими снарядами, что до сих пор его нельзя использовать по назначению.
За полвека «Донецкий Джаз» видел всех самых известных джазистов СССР, России и других национальных республик. На нем бывали и музыканты и исполнители из ближнего и дальнего зарубежья. Донецк еще при Союзе власти начали называть советским Нью-Орлеаном, намекая на роль, которую город угля, стали и миллиона роз сыграл в становлении джаза в коммунистической насквозь стране, где джаз, скажем прямо, не особо приветствовался властями.
Но Донецк есть Донецк, и уже первый джазовый фестиваль курировал лично один из секретарей горкома ЛКСМУ Петр Симоненко, большой ценитель этого музыкального направления. Он был хорошим, как тогда говорили, «орговиком», поэтому очень быстро выступать в Донецке стало престижно, получить приглашение выступить на донецкой сцене джазмены СССР и постсоветских республик почитали за честь. Никто и никогда не отказывался.
Плохой парень спел главную песню Донбасса и резко похорошел
© Скриншот
На фестивалях в «Юности» выступали звезды джаза Старого Света первой величины, наезжали гости из-за рубежа. Нравился донецкий фестиваль, например, сыну Эллы Фитцджеральд и Рэя Брауна, Рэю Брауну-младшему.Конечно, все это в какой-то мере работало и на имидж страны, в которой находился город, где проводили «ДоДж». Жалеет ли об этом селянин с Волыни, или откуда он там был, лупивший из пушки по музыкальной гордости Донбасса? Едва ли. Жалеет ли об этом руководство страны Украины? Думается, тот же уровень восприятия жизни. Им бы про Бандеру бы что-нибудь, да про Шухевича. А все эти ваши донецкие заморочки с культурой и созданием образа культурного государства им до лампочки. У них — другие приоритеты и ценности в жизни.
ukraina.ru
Украина и Донбасс — Фонд стратегической культуры
МЕНЮ О проекте Авторы Контакты Мирному договору между СССР и Японией помешали США «Северный поток – 2»: катастрофы нет, но резко обозначились проблемы Народы России и Белоруссии получат большой интеграционный подарок на Новый год?- Темы
- БАЛКАНCКИЙ ИЗЛОМ
- БЕЛОРУССИЯ ПОД УДАРОМ
- БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ
- КРИЗИС В ЕВРОПЕ
- ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
- ПРАВОСЛАВИЕ
- США: БИЗНЕС И ПОЛИТИКА
- УКРАИНА И ДОНБАСС
- ЭНЕРГЕТИКА
- Регионы
- США и Канада
- Латинская Америка
- Европа
- Россия и СНГ
- Азиатско-Тихоокеанский регион
- Ближний и Средний Восток
- Южная Азия
- Африка
- НОВОСТИ
- Политика
- Экономика
- Культура
- Мнение
- Архив
×
- Темы
- БАЛКАНCКИЙ ИЗЛОМ
- БЕЛОРУССИЯ ПОД УДАРОМ
- БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ УЗЕЛ
- КРИЗИС В ЕВРОПЕ
- ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ
- ПРАВОСЛАВИЕ
- США: БИЗНЕС И ПОЛИТИКА
- УКРАИНА И ДОНБАСС
- ЭНЕРГЕТИКА
- Регионы
- США и Канада
- Латинская Америка
- Европа
- Россия и СНГ
- Азиатско-Тихоокеанский регион
- Ближний и Средний Восток
- Южная Азия
- Африка
- НОВОСТИ
- Политика
- Экономика
- Культура
- Мнение
- Архив
header
www.fondsk.ru
Культура и история
- Подробности
- Категория: Донбасс- Русь и Украина
- Опубликовано 15.09.2014 09:01
Культура и история
Есть в мире страны и регионы, чей фольклор, историческое наследие стали частью общемировой культуры. Это Ирландия, Скандинавия, Греция, Индия. Скажем, из Ирландии к нам «прикочевали» эльфы, тролли, гномы, напиток эль, а слово «бард» – первоначально сказитель кельтского эпоса. Скандинавии мы обязаны старшей и младшей Эддами, валькириями, образом Валгалы. Греция и Индия – страны мифов и легенд, которые изучают сразу по двум школьным предметам: истории и литературе. И каждый наш школьник за незнание того, кто убил Гектора, или сколько воевали кауравы против пандавов из индийского эпоса Махабхарата, получает «неуд».
В то же время культуру и историю нашего региона не изучают вообще. Имеется в виду не сегодняшняя культура (например, фестивали балета) и джаза, а культура нашего прошлого. Многие ли знают, что в Донбассе существовала развитая городская песенная культура (ро-мансы, бытовые песни), от которой до нынешних дней дожил разве что «Коногон», да и то, скорее, известный в форме песни «На поле танки грохотали» из кинофильма «На войне как на войне».
Да дело не только в песнях и романсах – пропадает буквально на глазах уникальный шахтёрский фольклор. Мало кто знает, что «Добрый Шубин» – это не только марка местного пива, но и целый пласт сказов, связанных с этим мифическим персонажем, который приходит на помощь горнякам в трудную минуту. Но Шубин – не единственный фольклорный персонаж, рядом с ним существуют и Хозяин Горный, и возлюбленная Шубина – Христина.
Кроме шахтерских сказов, в сёлах Донбасса развивался и свой особый фольклор. Ещё в середине XIX века были записаны этнографами рассказы о людях-песеглавцах, о казаке Сауре, о разбойнике Карачуне и ватажке разбойном Савве. А ведь эти рассказы записывали достаточно известные люди – например, историк Михаил Драгоманов.
Бытует в наших краях и свой цикл преданий, связанных с Каменными Могилами, со Святогорским монастырём. Но почему об этом не говорится в наших учебниках по истории и этнографии? Почему в Донбассе не пишутся научные работы по этой тематике, не выходят книги?
А это ведь только вершина нашего эпического «айсберга», то, что лежит буквально на поверхности. История Донбасса насчитывает столетия, на протяжении которых в нашем регионе жили десятки народов.
Взять, например, наше Азовское море. Почему оно Азовское? В честь города Азова? А Азов в честь кого назван? Оказывается, в честь племени азов (асов). Что это за племя? Почему оно так врезалось в память, что сохранило напоминание о себе сквозь века? Норвежский исследователь Тур Хейердал предполагал, что именно у нас, в Приазовье, жили предки викингов (возможно, те же азы) и что значительная часть скандинавского эпоса возникла именно на наших землях. Местным краеведам эта тема показалась почему-то неинтересной.
Такая же история с Русским Каганатом, существовавшим на территории Донбасса в VII – IX вв. нашей эры, – государственным образованием, относительно которого впервые были употреблены названия «русский» и «Русь». Это было государство, в котором уровень урбанизации оказался одним из самых высоких в раннем средневековье. Именно это государство, по мнению многих историков, таких, например, как Георгий Вернадский (сын Владимира Вернадского), стало прародиной Киевской Руси.
Да любого из таких фактов было бы предостаточно, чтобы любой другой регион уже заявил об этом в полный голос! Но почему-то не Донбасс. Представление о том, что здесь до середины XVIII века было «Дикое поле», всё ещё довлеет над нашим региональным гуманитарным истэблишментом – позволяя навязывать нам чуждую нам идентичность, привнесённую с запада Украины, убивая тем самым душу Донбасса, а значит, и сам регион.
Добавить комментарий
biblionet.com.ua