Культурные достижения донбасса: 100 великих людей Донбасса — Год Литературы

Культура Донбасса — 100 фактов о культуре Донбасса

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Специальные проекты
  • 100 фактов о культуре Донбасса

Рубрика предлагает посетителям портала «Культура Донбасса» узнать интересные факты об учреждениях и организациях культуры Донецкой Народной Республики, их сотрудниках, книгах, постановках, экспонатах, рекордах и таким образом стать ближе к тем, кто формирует, сохраняет, и развивает культуру Донбасса.

Самая длинная книга в библиотеке им. Н.К. Крупской – «Мадам Баттерфляй» по мотивам одноименной оперы Джакомо Пуччини и романа «Мадам Хризантема» Пьера Лоти. Ключевая деталь издания – 10-метровый фриз, он размещен на обороте сложенных веером страниц.

В годы Великой Отечественной войны артисты Шахтёрского ансамбля песни и пляски (будущего ансамбля песни и танца «Донбасс») дали около 1000 концертов для фронта.

МДТ имени М.М. Бровуна стал восьмым театром, в репертуар которого вошла рок-опера «Юнона и Авось». В конце 2016 года композитор Александр Рыбников дал официальное разрешение на постановку в Донецке. Спектакль стал самым массовым в репертуаре за всю историю муздрамы. Премьерные показы прошли при рекордном количестве участников – порядка 200 человек на сцене.

В 1973 году в штат Донецкой филармонии на временную работу был принят Владимир Семёнович Высоцкий в качестве артиста разговорного жанра. Легендарный артист получал доплату за совмещение инструмента (гитара) и исполнение вокала. За время работы Высоцкий исполнил несколько десятков концертов в городах Донбасса.

Крамаренко Галина Семеновна – двойной рекордсмен Донбасс Оперы. В марте 2020 года балерина и педагог отметила 90-летие. Уже 72 года она служит Донецкому театру оперы и балета, являясь работником с самым большим профессиональным стажем по специальности в театре.

Самый большой музейный предмет из природной коллекции – скелет синего кита. В разложенном виде длина достигает 20 м, высота ребер – 2 м. Часть этого скелета экспонируется в зале «На заре развития жизни» Донецкого республиканского краеведческого музея.

Самая юная читательница библиотеки для детей им. С.М. Кирова – Кречина Дарина, которой всего 2 года.

Донецкая государственная музыкальная академия имени С.С. Прокофьева – первое учреждение в Донецкой Народной Республике, которому Указом Совета Министров Украины № 133 от 13.05.1988 г. было присвоено имя классика ХХ века Сергея Сергеевича Прокофьева.

В 1996 году в Донецком республиканском академическом театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Американская комедия» по пьесе Джона Патрика «Как пришить старушку». Этот спектакль стал рекордсменом по количеству показов: за период с 1996 по 2016 год он был показан 456 раз.

Донецкий республиканский художественный музей обладает уникальной коллекцией произведений живописи, графики скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Общее количество предметов насчитывает более 16 тысяч единиц хранения.

Донецкая республиканская библиотека для молодежи – единственная в Республике библиотека, стены которой украшает оригинальное граффити, выполненное донецкими художниками в 2012 году. Это символ того, что библиотека служит свободным и открытым арт-пространством для юных посетителей.

Самый большой профессиональный стаж (60 лет) в Донецком музыкальном колледже им. С.С. Прокофьева у преподавателя-методиста Беллы Ивановны Панасенко.

За 421 день с момента получения лицензии и проведения первых курсов Республиканским учебно-методическим центром повышения квалификации работников культуры было выдано 421 удостоверение о повышении квалификации.

Людмила Анатольевна Сысоева имеет 56 лет стажа в Донецком колледже культуры и искусств. Преподаватель награждена медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», отмечена отличительным знаком «Обкома профсоюза». Людмила Анатольевна является инициатором музыкально-литературных проектов в колледже, среди них «Весна на клавишах рояля», «Снежная королева», «Один мирный день во время войны».

Творческое объединение «Вдохновение» Республиканского дома народного творчества и кино – одно из старейших в Донбассе. В 2017 г. объединение отметило 35-летие. Оно насчитывает более 300 мастеров декоративно-прикладного и изобразительного искусства, работающих в 36 видах народного творчества.

Самый большой конный аттракцион «Горская легенда о любви» под руководством Тамерлана Нугзарова (1942 – 2020) работал в Донецком цирке «Космос» в июле-августе 2000 г. В ходе представления, во время исполнения отдельных номеров в манеже одновременно находились 12-15 лошадей.

Первый театральный коллектив Донецкого академического театра кукол, который был основан в 1933 г. , в составе 8 человек самостоятельно сооружал декорации, мастерил, изготавливал куклы. Актёры разъезжали с представлениями по шахтам и заводам, а в выходные дни ставили ширму прямо на большой сцене.

Длина всех книжных полок библиотеки им. Н. К. Крупской составляет около 10 км и равна длине улицы Артёма, центральной улицы города Донецка.

Ансамбль «Донбасс» стал первым творческим коллективом ДНР, которому «Почта Донбасса» посвятила марку и конверт. Они были торжественно введены в обращение в октябре 2017 года в честь 80-летия коллектива. На марке №89 изображен коллектив ансамбля и герб Донецкой Народной Республики. На конверте – пара артистов балета, выполняющая движение хореографической композиции «Калинка», одной из визитных карточек современного репертуара «Донбасса».

В 2015 году в музыкально-драматическом театре им. М.М. Бровуна была открыта детская театральная школа-студия «Перспектива», где воспитанников обучают актерскому мастерству. Ученики школы-студии принимают участие в репертуарных спектаклях театра, среди которых «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Юнона и Авось», «Летучий корабль» и многие другие.

В Донецкой филармонии в 1959 году был установлен орган, построенный фирмой «E. F. Walcker» (Людвигсбург) в 1839 году и установленный в церкви Петра и Павла на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Известно, что на этом инструменте, будучи ещё студентом, музицировал композитор Петр Ильич Чайковский.

Самый большой театральный зрительный зал Донецкой Народной Республики принадлежит Донецкому театру оперы и балета. В нём 957 мест.

В фондах краеведческого музея хранится макет юзовского металлургического завода и местечка Юзовка, изготовленный в 1895 году для XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде (1896) – одной из самых значительных выставок в мире и самой грандиозной выставки в истории России XIX в.

Одна из самых уникальных книг в библиотеке для детей им. С.М. Кирова – антикварная книга «Сто русских деятелей искусства», изданная в Париже в начале ХХ века, текст барона Н.Н. Врангеля.

Иосиф Давыдович Кобзон (1937 – 2018) являлся почетным профессором Донецкой государственной музыкальной академии имени С.

С. Прокофьева.

Первый в Донецкой Народной Республике театральный троллейбус под названием «ТЮЗИК», оформленный символикой и афишами Донецкого республиканского академического театра юного зрителя, выехал на улицы Макеевки в августе 2015 года.

Самый маленький экспонат Донецкого республиканского художественного музея – фигурка бога Осириса (Египет, I век н.э., фаянс голубого цвета), его высота – 2,2 см. Экспонат поступил в 1983 году из Эрмитажа.

Донецкая республиканская библиотека для молодежи – самая молодая из республиканских библиотек. Она была основана 1 ноября 1979 года и является центром интеллектуального, духовного, творческого общения юношества и молодежи.

Донецкий музыкальный колледж имени С.С. Прокофьева – одно из старейших музыкальных образовательных учреждений Республики – был основан постановлением 2-го съезда областного совета г. Сталино в 1935 году.

За время с момента получения лицензии в образовательных мероприятиях Республиканского учебно-методического центра повышения квалификации работников культуры участвовали слушатели от учреждений культуры и искусства всех городов и районов Донецкой Народной Республики.

В 1983 г. на базе Донецкого колледжа культуры и искусств был создан ансамбль «Озорные наигрыши», которому в 1987 г. было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Художественным руководителем ансамбля является преподаватель высшей категории, заслуженный работник культуры Владимир Рудольфович Сетт.

С момента освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков до 1 января 1945 года в Сталинской области были кинофицированы все районные центры. Это стало возможным благодаря донецкому кинопрокату (в будущем – ККЦ «Кинокульт» при Республиканском доме народного творчества и кино).

Один из старейших фестивалей циркового искусства – «Молодой цирк Донбасса» – был организован директором Донецкого цирка «Космос» Геннадием Михайловичем Гликиным в 1975 г. Он традиционно проходит один раз в два года и собирает воспитанников цирковых самодеятельных студий и коллективов Донецкого края.

У истоков Донецкого театра кукол стояли выдающиеся мастера сцены – народный артист СССР Виктор Добровольский, который стал первым директором театра, и народная артистка Украины Любовь Гаккебуш в должности художественного руководителя «кукольного дома».

К услугам пользователей книгохранилище библиотеки им. Н.К. Крупской предлагает универсальный документный фонд на разных носителях из всех областей знаний, который насчитывает свыше 1,6 млн экземпляров документов, а также предоставляет доступ к мировым информационным ресурсам. 

Ансамбль «Донбасс» единственным среди учреждений культуры страны в апреле 1994 года выступал в Северной Корее. Коллектив взял главный приз на фестивале в КНДР, где соревновались в мастерстве творческие коллективы из 56 стран мира, и был удостоен чести от имени всех участников фестиваля поздравлять со сцены северокорейского лидера Ким Ир Сэна с 82-летием.

Самая авторитетная постановка музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна – премьера 91-го театрального сезона, драматическая комедия «Вишнёвый сад» по пьесе А. Чехова, получившая сразу три награды в 2018 г. на V Международном театральном фестивале «У Троицы» в подмосковном Сергиевом Посаде.

Здание концертного зала Донецкой филармонии, серьёзно пострадавшее во время Великой Отечественной войны, было восстановлено и введено в эксплуатацию в 1948 году за рекордные 1,5 месяца.

Самый посещаемый спектакль Донецкого государственного академического театра оперы и балета – балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского.

В экспозиционном зале «Человек и кремень. Освоение края в каменном веке» Донецкого республиканского краеведческого музея представлен скелет бизона из Амвросиевского костища (20-18 тыс. лет назад). Это наиболее яркий памятник позднего палеолита в регионе и крупнейший из известных в мире памятников загонной охоты на бизона (по разным оценкам здесь было убито от 700 до 1000 особей).

В Донецкой республиканской библиотеке для детей им. С.М. Кирова в течение 20 лет работала Наталья Викторовна Хаткина – известная донецкая писательница, журналист, главный редактор детского журнала «Апельсин».

Фонд библиотеки Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева является самым крупным собранием нотного и музыкально-теоретического материала в регионе и составляет 107 тыс. экз.

Самый большой актёрский стаж – 60 лет – среди актёров, когда-либо работавших в Донецком республиканском академическом театре юного зрителя, у заслуженной артистки Тамары Дмитриевны Котовой.

В коллекции Донецкого республиканского художественного музея хранятся 8 подвесок-амулетов, датированных I в. н.э. и созданных из редкого египетского голубого фаянса. Голубой цвет в Египте ассоциировался с Нилом, небом и домом, а небольшие амулеты входили в ожерелья или носились в подвешенном к поясу кожаном мешочке.

Центр изучения космоса и космизма им. Н.Ф.Фёдорова, организованный на базе Донецкой республиканской библиотеки для молодежи, является официальным членом общероссийского объединения «Ассоциация музеев космонавтики».

В Донецком музыкальном колледже им. С.С. Прокофьева работают заслуженные деятели культуры Алексей Павлович Федоров (стаж работы в колледже – 32 года), Степан Михайлович Бабаликов (стаж работы – 51 год), Виталий Константинович Крат (стаж – 26 лет) и заслуженный деятель искусств Владимир Евгеньевич Вязовский (стаж – 45 лет).

В 2018 г. Донецкая муздрама представила рекордное количество новых спектаклей – 18 премьер, больше, чем за всю историю театра. Показы прошли на всех сценических площадках. В числе премьер – «Игроки» Н. Гоголя, «Вишнёвый сад» А. Чехова. В довоенный период максимальным количеством было 16 премьер за год.

В 2021 г. исполнится 50 лет трудовой и педагогической деятельности в Донецком колледже культуры и искусств преподавателя высшей категории Людмилы Николаевны Гарбуз, которая является берегиней» традиций и истории учебного заведения, гостеприимной хозяйкой гостиной «Светлица». Также в 2021 г. в колледже будет еще одна юбилейная дата – деятельности гостиной исполнится 25 лет.

В 1950 г. при Областном доме народного творчества (ныне – Республиканский дом народного творчества и кино) при поддержке З. О. Дунаевского было создано творческое объединение композиторов-аматоров Донетчины, в которое со временем вошли Евгений Мартынов, автор и исполнитель композиций «Яблони в цвету» и «Отчий дом», и Заслуженный артист Украины и России Игорь Демарин, чьи песни звучат в репертуаре многих современных звезд эстрады – В.  Леонтьева, Ф. Киркорова, И. Аллегровой, Л. Вайкуле, Л. Долиной, Т. Гвердцители.

Дмитрий Халаджи – наш прославленный земляк, один из сильнейших людей планеты, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса – участвовал в гастролях цирковых программ Донецкого цирка «Космос» с аттракционом «Русская сила» в 2014 и 2015 гг.

В 2018 г. к 85-летию Донецкого республиканского академического театра кукол были выпущены художественная марка и два конверта, гашение которых состоялось на праздновании юбилея театра.

30 ноября 2016 г. в честь 90-летия библиотеки им. Н.К. Крупской состоялось открытие Музея библиотеки, где представлены читательские билеты, фотографии, открытки, значки, награды библиотеки, а также техническая база, которой пользовались сотрудники со дня основания библиотеки.

Ансамбль песни и танца «Донбасс» – единственный профессиональный творческий коллектив, награждённый Почётным знаком «Шахтёрская слава» I-й степени. Кроме того, полным кавалером указанной награды был народный артист СССР Юрий Богатиков, в своё время являвшийся солистом ансамбля.

Гимн Донецкой Народной Республики был написан композитором, звукорежиссером МДТ имени М.М. Бровуна, заслуженным работником культуры Донецкой Народной Республики Михаилом Хохловым и исполнен народным артистом Донецкой Народной Республики Дмитрием Федоровым.

В Донецком академическом симфоническом оркестре имени Сергея Прокофьева работает семейная пара – Ольга Александровна Гамарь (концертмейстер группы виолончелей) и Владимир Алексеевич Гамарь (концертмейстер оркестра). В 2020 году их суммарный трудовой стаж работы в Донецкой филармонии достиг 100 лет!

В фондах Донецкого республиканского краеведческого музея хранится самая крупная в Донбассе коллекция каменных изваяний – 89 единиц. В 1950 г. фонды пополнились уникальной археологической находкой – каменной статуей скифского периода, ставшей визитной карточкой музея (с. Ольховчик, ныне территория Шахтерского района).

В апреле 2019 г. музей стал обладателем еще одной уникальной находки – статуи скифского воина, обнаруженной в Шахтерском районе.

В фонде Донецкой республиканской библиотеки для детей им. С.М. Кирова находится самое большое в Республике собрание развивающих книг-игрушек.

Два творческих коллектива Донецкой государственной музыкальной академии имени С.С. Прокофьева – Хор ДГМА имени С.С. Прокофьева и Оркестр народных инструментов – были основаны в 1968 году и являются лауреатами международных конкурсов, в том числе Хор Академии стал лауреатом премии С.С. Прокофьева.

В  2008 году Татьяна Шевченко поставила спектакль «Ночь перед рождеством» по мотивам произведений Николая Гоголя. Для этого спектакля было сшито 62 костюма – самое большое количество за всю историю Донецкого республиканского академического театра юного зрителя (г. Макеевка).

Рекордное количество экскурсий – 3178 – было проведено за 2019 год в Донецком республиканском художественном музее.

«Молодежка» – единственная библиотека Республики, которая с 2013 года является участником Всероссийской акции по продвижению культуры чтения «Библионочь».

Виктор Михалёв – кузнец, первый в Донецкой Народной Республике Заслуженный мастер народного творчества; член творческого объединения «Вдохновение» Республиканского дома народного творчества и кино.

Самый большой профессиональный стаж работы (40 лет) в Донецком цирке «Космос» имеет главный художник Михаил Юрьевич Прокопенко.

«Русский центр» Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской, который в этом году отметил 10-летие, стал 50-м юбилейным центром на планете, открытым Фондом «Русский мир».

В 1958 году на базе Шахтёрского ансамбля Донбасса «Молодая Гвардия» (так назывался коллектив на тот момент) киностудией им. А.П. Довженко был снят первый цветной украинский художественный музыкальный фильм «Годы молодые». В картине можно увидеть реальные выступления артистов ансамбля того времени.

Самым востребованным у зрителей стал спектакль-долгожитель по произведениям А. Чехова «Три шутки» музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна, показ которого прошел более 250 раз. Премьера состоялась в 2004 году.

В разные годы во всём Советском Союзе от Донецкой филармонии работали известные артисты и коллективы, среди которых вокальный квартет «4-Ю», Валерий Ободзинский, Тамара Миансарова, Александр Градский, Михаил Шуфутинский, Юрий Антонов, Ким Брейтбург, Давид Тухманов и многие другие.

Бесценный раритет – ботанический атлас известного итальянского ученого П.А. Маттиоли, изданный в 1563 г. – самое древнее печатное издание в коллекции Донецкого республиканского краеведческого музея.

Советский эстрадный певец и композитор Евгений Григорьевич Мартынов был студентом Донецкого государственного музыкально-педагогического института (сейчас – Донецкая государственная музыкальная академия имени С.С. Прокофьева), где приобрел базовую специальность кларнетиста и оперно-симфонического дирижера.

Пятой площадкой Донецкого музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна является Сцена на Садовом в старинном историческом здании на Кобозева 62. Именно здесь в начале ХХ века располагался первый театр Юзовки.

Из 400 произведений, находившихся в собрании художественного музея до Великой Отечественной войны, в нынешней коллекции музея находятся 9 предметов: 6 картин и 3 графических листа. Все эти произведения были спасены в военные годы благодаря усилиям художника Евгения Грейлиха. (На фото – картина «Чарка мёду» К. Маковского).

В августе 2020 года в Донецкой республиканской библиотеке для молодежи состоялся первый в Донецкой Народной Республики креатив-форум молодых библиотекарей «Молодые лидеры библиосферы», объединивший более 50 сотрудников городских и районных библиотек Республики.

Мастера по изготовлению кукол Донецкого театра кукол славились в 60-е годы по всей УССР. Это время рождения замечательных кукол, сделанных руками настоящих мастеров Владимира Юшкевича и Евдокии Панжар.

28 декабря 1983 года зданию Донецкой республиканской универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской был присвоен статус памятника архитектуры местного значения.

Труппа Донецкого музыкально-драматического театра им.  М.М. Бровуна отличается уникальным составом и включает в себя сразу четыре творческих подразделения: артистов драмы, вокалистов, балет и оркестр, что позволяет театру воплощать самые сложные разножанровые постановки.

Ещё во времена Советского Союза коллективом Донецкой филармонии были инициированы 3 музыкальных фестиваля, получивших международную известность. Все они с успехом проводятся и сейчас: «Донецкие самоцветы» (с 1977 года),  «Прокофьевская весна» (с 1981 года), «Хрустальные струны» (с 1981 года). Всего на постоянной основе филармония проводит 7 фестивалей, популяризирующих музыкальное искусство.

В экспозиционном зале «Человек и кремень. Освоение края в каменном веке» Донецкого республиканского краеведческого музея представлено древнейшее каменное орудие Донбасса – ручное рубило (120-150 тыс. лет).

На базе отдела обслуживания дошкольников и учащихся 1-4 классов Донецкой республиканской библиотеки для детей им. С.М. Кирова совместно с МЧС ДНР проводятся занятия уникального кружка «Школа малышей-спасателей» — единственного в Республике кружка подобной тематики для самых маленьких.

Самый старый экспонат в Донецком республиканском художественном музее – арибал шаровидный с орнаментальной росписью (Коримф. Середина VI века до н.э., глина светло желтая, лак светло-коричневый, высота 5,7 см). Поступил в 1970 году из Эрмитажа.

«Молодежка» – единственная из республиканских библиотек, которая с момента основания имела отделы в других библиотеках. В одном помещении на бульваре Шевченко все отделы собрались в конце 90-х годов. Свой современный облик библиотека обрела в 2004 году после реконструкции.

14 июля 2016 года солисту Донецкого музыкально-драматического театра им. М.М. Бровуна Дмитрию Федорову, первому из числа артистов Республики, было присвоено звание Народного артиста Донецкой Народной Республики.

Старейший работник Донецкой филармонии – мастер художественного слова Элеонора Ивановна Шавло. Артистка работает в учреждении с 1963 года. Ей посчастливилось работать на одной сцене с легендарными артистами СССР и России, среди которых Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Муслим Магомаев, Юрий Богатиков, Дмитрий Хворостовский.

Донецкая республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова разработала единственную в Республике «Электронную библиотеку для детей», где публикуются полнотекстовые книги для юных читателей.

Первым произведением, внесенным в Книгу поступлений Донецкого республиканского художественного музея, является картина «Климент Ефремович Ворошилов на коне» Г.К. Савицкого (1941 г., холст, масло, 209х223см). Поступила в 1960 году.

В 2011 году на базе Донецкой республиканской библиотеки для молодежи был создан рок-клуб, который действует и сейчас.

Самым маленьким и компактным спектаклем Донецкого театра кукол является одна из самых добрых сказок «Цветное молоко» Владимира Орлова. В постановке задействованы планшетные куклы, которые буквально умещаются в чемодане.

В секторе редких изданий, депозитарного отбора и хранения документов библиотеки им. Н.К. Крупской хранится коллекция миниатюрных изданий, которая насчитывает более 1000 экземпляров. Самой маленькой является книга «Улеглась моя былая рана» Сергея Есенина, размеры которой – 1,5×2 см.

В 2020 году впервые в истории Донецкой муздрамы репертуар театра стал насчитывать более 60 спектаклей.

Первым оркестром, с которым в своей творческой жизни выступил прославленный виолончелист Мстислав Ростропович, стал оркестр Донецкой филармонии. Это памятное событие произошло в 1940 году в Славянске, когда отец будущего народного артиста СССР Леопольд Ростропович возглавил группу виолончелей в донецком оркестре в серии летних концертов.

В Донецкой республиканской библиотеке для детей им. С.М. Кирова хранится уникальный экземпляр – книга под номером 1, с которой берет начало история библиотеки. Это первый том «Большой советской энциклопедии», изданной в Москве в 1926 году.

Художественная студия им. Юрия Зорко – первая художественная студия в Донецком республиканском художественном музее.

1 декабря 2016 года состоялось торжественное мероприятие ввода в обращение художественной почтовой марки, конверта Первого дня и немаркированного художественного конверта, посвященных 90-летнему юбилею библиотеки им.  Н.К. Крупской.

Старейшим актером и ровесником Донецкой муздрамы стал ветеран ВОВ – заслуженный артист Украины Михаил Бондаренко, который отдал театру более 62 лет и ушел из жизни в 93 года, сыграв за время службы порядка 200 ролей.

Определение «вокально-инструментальный ансамбль», обозначающее название множества музыкальных коллективов в СССР, впервые появилось в мае 1966 года в афише ансамбля «Авангард», выступавшего от Донецкой филармонии.

Шарль Альфонс Дюфренуа (1611–1665) – известный французский художник – за свою жизнь создал лишь 50 картин. Одна из них – «Окрашивание роз» (1647) – хранится в фондах Донецкого республиканского художественного музея.

В отделе документов на иностранных языках библиотеки им. Н.К. Крупской хранится более 35 тысяч документов по всем отраслям знаний на 46 языках мира.

Донецкий музыкально-драматический театр им. М.М. Бровуна издает свой театральный журнал, первый номер которого увидел свет в сентябре 2018 года.

Самая давняя фотография, сохранившаяся в архивах Донецкой филармонии, датирована 1934-м годом. На ней изображён первый состав симфонического оркестра и дирижёр Александр Климов.

Если все живописные полотна из собрания Донецкого республиканского художественного музея расположить в одну линию, то её длина составит 2,5 км. Это в полтора раза длиннее, чем бульвар Пушкина.

Если же расположить в один ряд все произведения живописи и графики из музея, то длина этого ряда составит 6 км. Такая «выставка» сможет покрыть весь бульвар Пушкина в три ряда.

На лестничной клетке первого этажа с момента открытия посетителей библиотеки им. Н.К. Крупской встречала и встречает сегодня скульптура Надежды Константиновны Крупской. До сих пор жива легенда: если загадать желание и дотронуться до книги, которую держит в руках статуя, то желаемое обязательно исполнится.

Как иностранные предприниматели развивали Донбасс

Інна Дибан, Донбас Реалії

В XIX веке с началом индустриализации иностранные предприниматели поехали на Донбасс осваивать новые территории. В период Российской империи на богатые ресурсами земли Донецкой и Луганской областей приглашались бельгийцы, немцы, британцы. Они привнесли с собой технологии и культуру, рабочие места, а также создали города, которые существуют до сих пор.

Донецку в этом году исполнилось 149 лет. Он вырос из поселка Юзовка, основанным валлийцем Джоном Юзом в 1869 году. Тогда предприниматель приехал в восточную Европу строить металлургийный завод, вокруг которого образовался поселок, переросший затем в один из крупнейших городов Украины.

Английская культура сильно повлияла на формирование будущего Донецка

С появлением мощного завода в XIX веке, в Юзовку и окрестности начали съезжаться трудовые мигранты, в основном британцы. Именно поэтому английская культура сильно повлияла на формирование будущего Донецка. Переселенцы строили для себя дома, школы, церкви, гостиницы, заводы, банки. Некоторые из сооружений все еще украшают город, хотя уже и не пребывают в хорошем состоянии. Пожалуй, одним из самых известных зданий Юзовки был дом семьи Юзов из красного кирпича.

Также ярким сооружением Донецка осталась «Английская школа», которая со временем была видоизменена. До сих пор нет четких свидетельств, что здание использовалось как учебное заведение, тем более для детей английской администрации. Тем не менее, это одна из самых старых построек города, выполненная в традициях классической архитектуры.

Не обходят вниманием обычно и отель «Великобритания», про который во все часы ходили легенды. В свое время он был одним из самых высоких зданий города, первоклассным отелем. Когда к власти пришли большевики, его название поменяли на «Октябрь», а статус – на дом для рабочих и колхозников. Во время Второй мировой войны в здании расположили бордель для немецких военных. Сегодня это одно из немногих зданий, которое сохранилось в Донецке с XIX века.

Большинство британцев, которые создавали будущий Донецк, были вынуждены уехать из Юзовки в 1905 году из-за политических событий в империи.

Бывший Трудовской театр, организованный в начале ХХ века для рабочих металлургического завода (справа)

Немецкие колонии были образцом сельского хозяйства для региона

Немцы постепенно начали появляться на территории Донбасса с середины XVIII века. В 1788 году Екатерина II пригласила в российскую империю немцев-меннонитов, последователей секты Симониса Меннона. Императрица предлагала различные льготы переселенцам и разрешала им соблюдать свои традиции и вероисповедание, а они, в свою очередь, начали основывать колонии и привнесли в регион много изменений. Прежде всего, немецкие переселенцы повлияли на ведение сельского хозяйства в регионе.

«Появление немецких колоний привело к улучшениям обработки земли, потому что немцы привезли свой плуг, свои породы скота, свои образцы семян. Немецкие колонии были образцами ведения сельского хозяйства на Донетчине», – объясняет глава Донецкой облорганизации ВГО Украинское общество охраны памятников истории и культуры Сергей Татаринов.

Немцы почти не знали неурожаев и в голодные годы поставляли хлеб окружающим помещикам и крестьянам, спасали их скот

Как свидетельствуют источники, немцы почти не знали неурожаев и в голодные годы поставляли хлеб окружающим помещикам и крестьянам, спасали их скот.

Они основали сотни колоний, некоторые из которых сегодня являются поселками или городами. Например, Бойковское (Тельманово) изначально было основано немецкими колонистами под названием Остгайм («Восточная родина»). Сегодня оно находится под контролем российских гибридных сил.

В дальнейшем немецкие предприниматели сформировали и промышленный ландшафт Донбасса. Благодаря ним появилось поселение Нью-Йорк, где был построен машиностроительный завод. В 1951 году поселок переименовали на Новгородское.

Бельгийцы учили играть в футбол

Константиновка Донецкой области до конца XIX века была селом, пока сюда не приехали бельгийцы.

Бельгийцы не просто повлияли, они сделали город

Владимир Березин

«Бельгийцы не просто повлияли, они сделали город. Они построили школы, заводы, больницы, жилые дома. До этого это было село. Они даже научили людей играть в футбол», – рассказывает журналист, эксперт Владимир Березин.

Сначала в Константиновку провели железную дорогу, что связало поселок с другими городами. Затем бельгийские предприниматели основали здесь стекольный завод. Поселок стал развиваться, привлекая все больше жителей и разростаясь.

При этом отношения между иностранцами и местным населением были разные. С одной стороны, были случаи нападений и драк между предпринимателями и рабочими, а с другой – местное население продолжало ходить на работу к бельгийским бизнесменам.

Также бельгийские предприниматели создали Лисичанск. Там все началось с постройки крупнейшего в Европе на то время содового завода. Так как в город поехали также бельгийские инженеры и мастера, в Лисичанске построили гимназию, дома для бельгийских сотрудников, больницы, гостиницы. При этом местное население жило так, как и раньше, но зато в городе появились новые рабочие места, которые повлекли за собой трудовых эмигрантов из разных частей Российской империи, а значит увеличило население поселка и приток капитала.

Большинство зданий в стиле модерн со времен бельгийцев не сохранились. Те, что остались, требуют сохранения, так как имеют большую историческую и архитектурную ценность для города.

В свою очередь, в Юзовке бельгийцы-инженеры Боссе и Геннефельд построили чугунолитейный и механический завод, который производил для рудников паровые машины и котлы, лебедки, насосы.

Останки содового завода в Лисичанске

Британские предприниматели

Джон Юз, который дал начало будущему Донецку, был не единственным, кто рассмотрел потенциал региона. Так, шотландский инженер Карл Гаскойн в XIX веке построил Луганский литейный завод, способствуя развитию Луганска до статуса города. По свидетельствам писем Гайскойна, эта территория была богата на каменный уголь, поэтому вместе с ним сюда приехали английские инженеры, которые строили шахты.

После появления завода и шахт последовали и казармы для работников, и госпиталь. Регион развивался интенсивно и сюда прибывало все больше и больше трудовых мигрантов.

Позже здесь ко всему начали производить первую горную технику и буровое геологоразведочное оборудование, а также развивалась отрасль чугунного литья и ажурных ювелирных украшений.

Часто местное население не пользовалось благами иностранцев, и в целом не всегда их принимала

В целом бельгийцы, британцы, голландцы и французы привносили капитал в регион и развивали его тем, что строили необходимые (прежде всего для них самих) учреждения. Часто местное население не пользовалось благами иностранцев, и в целом не всегда их принимала.

Отношения между иностранцами и местными были разными

Одни несли общую культуру на Донетчину, а другие вели себя изолировано, рассказывает Сергей Татаринов.

В некоторых случаях иностранные предприниматели просто привнесли некоторые новшества в регион, а в других – построили целые города.

В своем большинстве представители разных этносов держались обособленно. При этом иностранцы предлагали достаточно высокие зарплаты местным рабочим по сравнению с тем, что получали учителя или полицейские. Некоторые предприниматели давали местным рабочим бесплатные продукты раз в месяц.

«Это все иллюзия, когда говорят: «Ой, местное население их очень любило». Не любило их местное население, можно сказать, и они не любили местных в своем большинстве», – говорит Сергей Татаринов.

Как бы то ни было, иностранные предприниматели и переселенцы однозначно повлияли на регион, подняв его статус и привнеся в него капитал в XIX веке. Дальнейший распад Российской империи и приход к власти большевиков изменил ситуацию. Многие переселенцы вернулись обратно к себе домой, а частные заводы были со временем национализированы. Во время и после Второй мировой войны немецкое население, которое осталось на территории Донбасса, пострадало от «чисток» со стороны СССР и практически полностью исчезло.

Сегодня о том, что на территории Донбасса были английские, бельгийские и немецкие поселения, свидетельствуют лишь некоторые здания, которые уцелели.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

Культурные процессы в Донбассе в годы Второй мировой войны: историографический дискурс — DOAJ

Abstract

Читать онлайн

Статья посвящена дискурсу историографии культурных процессов на Донбассе в годы Второй мировой войны. Автор анализирует работы советских, украинских и зарубежных историков по данной теме. Существенной чертой всех результатов научных исследований советского периода была апологетика роли Коммунистической партии в культурном строительстве Украины. В то же время нельзя отрицать ценность научных достижений советских ученых, заложивших основы современной украинской историографии Второй мировой войны. С обретением Украиной независимости была предпринята попытка расширить тематику исследования, в частности охарактеризовать динамику культурных процессов в годы войны. Исследователи провели значительную работу по накоплению материала по отдельным аспектам культурного развития, как в Украине, так и в Донбассе в частности. Современное украиноведение все еще имеет стереотипы, малоизученность краеведения, тему тесноты памяти, травм, политики, психологических аспектов войны. Зарубежная историография важна с методологической и концептуальной точек зрения, но научные публикации лишены материалов украинских архивов. Следовательно, культурные процессы на Донбассе в годы Второй мировой войны не стали предметом научного исследования и требуют дальнейшего рассмотрения.

Ключевые слова

  • историография
  • культура
  • Вторая Мировая Война
  • Донбасс

Опубликовано в

Cхід
ISSN
1728-9343 (печать)
2411-3093 (онлайн)
Издатель
Украинский центр культурологии
Страна издателя
Украина
субъектов LCC
История (общая) и история Европы
Философия. Психология. Религия
Веб-сайт
http://skhid.kubg.edu.ua/

О журнале

Достижения Украины — CEPA

Подведение итогов достижений Украины в условиях российской агрессии Пять лет назад украинский народ устроил мирную «революцию достоинства» против коррумпированного режима, спонсируемого Кремлем. Они стойко держались даже под обстрелом, и именно дискредитированный президент Виктор Янукович в конце концов отступил и укрылся в России. В связи с тем, что Москва участвует в возобновлении […]

Подведение итогов достижений Украины в условиях российской агрессии

Пять лет назад украинский народ устроил мирную «революцию достоинства» против коррумпированного режима, спонсируемого Кремлем. Они стойко держались даже под обстрелом, и именно дискредитированный президент Виктор Янукович в конце концов отступил и укрылся в России. В связи с возобновлением атак Москвы на Украину в Азовском море важно подвести итоги достижений Украины после тех судьбоносных дней на киевской Майдане Независимости.

Последние пять лет российские чиновники изображают Украину как несостоявшееся государство. Их разочарование заметно усилилось, так как насильственная аннексия Крыма Москвой и ее опосредованная война на Донбассе только укрепили решимость Украины. Важнейшим достижением Украины стало то, что она смогла противостоять атаке Кремля, восстановив свою самобытность и историю, которые подкрепляют ее приверженность построению успешного государства.

Несколько поколений российских пропагандистов, писателей и священнослужителей насаждали миф о том, что украинцы являются подразделением этнических русских с более низким языком и культурой, которым предоставлены блага «великорусской» цивилизации. Эта покровительственная и по сути расистская политика была продолжена Путиным и сейчас отвергается подавляющим большинством украинцев. Таким образом, восстановление автокефалии Украинской Православной Церковью является решающим триумфом в самоутверждении страны.

Восстановление западного направления Украины стало вторым крупным достижением обновленного государства. В сентябре 2018 года украинский парламент одобрил поправки к конституции, в которых вступление в НАТО и ЕС подчеркивалось в качестве основных целей внешней политики. Ратификация Соглашения об ассоциации с ЕС рассматривается как ступенька к возможному статусу кандидата, хотя путь к вступлению будет долгим и трудным, что потребует гораздо более глубоких реформ и активизации приверженности ЕС расширению.

Российское вторжение убедило политическое руководство Украины в том, что членство в НАТО является единственной долгосрочной гарантией независимости страны. Парламент отказался от внеблокового статуса Украины и сделал приоритетом вступление в НАТО. Общественная поддержка вступления в НАТО резко возросла после нападения Москвы в 2014 году: с менее чем 30% до революции до почти 70% к 2018 году. Грузия.

Украина также добилась успехов в политической и экономической сферах, хотя еще предстоит проделать большую работу для укрепления демократических и рыночных позиций страны. Украина имеет подлинную многопартийную систему и проводит регулярные выборы, хотя с коррупцией и злоупотреблением служебным положением все еще необходимо полностью бороться. В 2019 году президентские и парламентские выборы позволят гражданам вынести свой вердикт достижениям первого постреволюционного правительства. Украине необходимо отслеживать и противодействовать неустанным попыткам России повлиять на избирательный процесс и сорвать его.

Администрация президента Петра Порошенко запустила важные структурные реформы в государственном управлении, судебной и правоохранительной системе, создала антикоррупционные органы и инициировала популярную программу децентрализации для более эффективного предоставления государственных услуг на местном уровне. Тем не менее, популярность Порошенко остается низкой во многом потому, что он не отказался от своих деловых интересов, которые воспринимаются как противоречащие его политической позиции.

г. После экономического кризиса 2014-2015 гг. Украина добилась макроэкономической стабильности, несмотря на сохранение глубоко укоренившихся структурных проблем. По данным Всемирного банка, экономика Украины растет скромно — 2,5% в 2017 году и прогнозируется на уровне 3,5% в 2018 году. Большая часть этого роста является результатом роста производства, услуг и строительства. Однако для повышения уровня жизни большинства граждан необходимы более быстрый рост и более низкая инфляция.

Киеву необходимо сосредоточиться на дальнейшей приватизации, земельной реформе, энергоэффективности и более активной антикоррупционной кампании, чтобы привлечь иностранных инвесторов и обеспечить средства МВФ. Правительство также сталкивается с ключевыми фискальными требованиями по погашению своего государственного долга, сокращению государственных расходов и обеспечению необходимого международного финансирования. Как и в других странах с переходной экономикой, где социальная поддержка имеет жизненно важное значение, необходимо найти баланс между структурными реформами, финансовой дисциплиной и общественным благосостоянием.

В сфере безопасности украинские вооруженные силы претерпели существенную реконструкцию и сумели сдержать управляемую Москвой опосредованную войну на Донбассе. Вооруженные силы выросли до 250 000 военнослужащих, оборонный бюджет был существенно увеличен до 6% ВВП, поставки современной военной техники неуклонно улучшались, а правительство привержено масштабной структурной реформе, чтобы соответствовать стандартам НАТО. Помимо профессионализации, это должно включать повышение боеспособности, установление гражданского контроля, расширение офицерского состава, развитие системы резервистов, обеспечение прозрачности и подотчетности оборонных закупок.

В 1920 году возрожденное Польское государство остановило большевистскую Красную Армию на подступах к Варшаве, нанесло крупное военное поражение и заблокировало экспорт коммунизма из Москвы. Сегодня именно возрожденное украинское государство стоит на переднем крае Европы, борясь с новым экспансионизмом Москвы. Если в течение следующих пяти лет Украина останется на правильном пути в своем политическом и экономическом развитии и в своих стремлениях к европейской и трансатлантической интеграции, то имперский проект Москвы потерпит крупное поражение.