Знаменитый хореограф Раду Поклитару: «Телешоу – это не проклятье, которое не дает заниматься искусством»
Комсомольская правда
ЗвездыКультураИнтересное
Сергей ТРЕФИЛОВ
25 июня 2019 22:29
«Комсомолка» расспросила хореографа с мировым именем о том, как он клеил обои в минской квартире, снятой за $50, школе Валентина Елизарьева и об отношении к балетным школам для детей [фото+видео]
Раду Поклитару — студент первого выпуска курса Валентина Елизарьева в Академии музыки. Фото: сайт «Киев Модерн Балет»
Раду Поклитару приехал в Беларусь с гастролями своего театра – знаменитого «Киев Модерн Балет». В рамках «Балетного лета в Большом» на главной сцене страны труппа маэстро, начинавшего карьеру в Беларуси, показала балеты-события, впечатлившие Европу своей экстравагантностью, — «Спящая красавица», «Вверх по реке» и «Долгий рождественский обед».
В рамках фестиваля «Балетное лето» в Большом театре показали три спектакля Поклитару, среди них — «Спящая красавица». Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
СПРАВКА «КП»
Раду ПОКЛИТАРУ родился в 1972-м в Молдове в семье артистов балета. Учился в нескольких балетных студиях и училищах по всему СССР. С 1991-го почти 10 лет – артист Белорусского балета. С 1994-го параллельно он учился в Академии музыки на только созданном отделении хореографии у худрука балетной труппы Валентина Елизарьева. Поклитару был главным балетмейстером Национальной оперы Молдовы, ставил в Беларуси, Украине, Латвии, России. В 2006-м создал свой театр «Киев Модерн Балет». Постановщик церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи. Член жюри танцевальных телешоу в Украине и России. Народный артист Молдовы, заслуженный деятель искусств Украины.
ПОШЕЛ В ХОРЕОГРАФЫ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ В АРМИЮ
— Раду, в Беларусь вы приехали в 1991-м сразу с прицелом остаться тут?
— Я приехал работать в балете конкретно в Минск. Тогда еще не было принято, как, порой, случается теперь, «летать» из театра в театр. Но после хореографических училищ молодые артисты действительно искали работу тогда еще по всему СССР. В знаменитом пермском училище, которое я окончил, в те времена выходила на плохонькой бумаге газета «Балет Урала» — тогда наше окно в профессиональный мир. В одном из ее выпусков главы балетных труп со всего Союза отвечали на два вопроса: «Много ли заграничных гастролей в театре?» и «Призывают ли у вас артистов балета в армию?». Все дико жаловались, и только Валентин Елизарьев ответил: гастролей столько, что мы не вылезаем из-за рубежа, а в армию у нас не забирают – есть договоренность с руководством республики. Ну, скажите, куда еще я мог ехать работать? Сразу и рванул в Беларусь. Первый раз показался Елизарьеву благодаря директору балетной труппы Александру Смолянскому, долгие годы – правой руке Валентина Николаевича.
— Говорят, в балетмейстеры вы пошли не столько из творческого порыва…
— Так и было. Дважды в год все-таки приходилось посещать военкомат и отбиваться от срочной службы. Когда моей бывшей супруге поднадоело наблюдать эти мытарства, она подсказала, что в Академии музыки набирают курс хореографов: «Иди, когда закончишь, будет 28 лет, и тебя никуда не возьмут».
Поклитару говорит, что в свое время поступил на хореографа, чтобы не идти в армию. Фото: сайт «Киев Модерн Балет»
— Карьера балетмейстера для вас началась с миниатюр потому, что было больше шансов их поставить и показать?
— Конечно, ведь куда проще заявить о себе миниатюрой. А молодого никому не известного хореографа никто не позовет ставить двухактный балет.
— Но диапазон тем впечатлял и в этом жанре – от «Белорусской причитальной» на репертуар белорусской группы «Камерата» до Ричи Блэкмора. Он, кстати, в курсе вашей работы «Его музыка»?
— Надеюсь, что нет. Я сам не помню из нее ни одного движения, кроме того, что ее танцевали нынешние балетные звезды, тогда совсем молодые Юля Дятко и Костя Кузнецов. Юля изображала гитару, а Костя играл на ее струнах. Добавлю, что хотя ставил прежде и на музыку Бобби Макферина, Жака Бреля, Марио Ланца, Марлен Дитрих, группы «Иван Купала», все равно больше тяготею к классической музыке.
— На музыку белорусских композиторов-академистов вы ставили лишь однажды – это Олег Ходоско.
— Верно, и он спас мой спектакль «Золушка» в Латвийском национальном балете. Его художественный руководитель Айвар Лейманис заказал мне спектакль на музыку Сергея Прокофьева. Но наследники последнего имели на меня зуб со времен моей постановки «Ромео и Джульетты» в Большом театре России. Прознав о премьере в Риге, они запретили использовать музыку деда. За неделю до премьеры! Аргумент – моя трактовка не соответствует замыслу автора, хотя спектакль еще не вышел. Тем не менее, директор театра Андрес Жагарс показал два спектакля, прежде чем проект закрыли. А спустя какое-то время мне снова позвонил Лейманис: «Ты меня пошлешь куда подальше, так не делают, но у тебя нет на примете композитора, который мог бы написать на твою хореографию другую музыку? Все ведь есть – костюмы, декорации, постановка». А я как раз гостил у своего друга Олега Ходоско. Прикрыв рукой трубку, спрашиваю: «Нужно написать двухактный балет. Сможешь?» Вот так Олег спас постановку «Золушки» — его партитура была готова через два с половиной месяца. И спектакль шел довольно долго.
В рамках фестиваля «Балетное лето» в Большом театре показали три спектакля Поклитару, среди них — «Вверх по реке».Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
«ПРИЕХАЛ РУКОВОДИТЬ ЛЮДЬМИ, СТАРШЕ ТЕБЯ? ОТПУСКАЙ БОРОДУ»
— Класс Елизарьева в Академии музыки и занятия у Елизарьева в театре — в чем схожесть и в чем различия?
— Это два совершенно разных человека. В балетной труппе он вызывал непререкаемый авторитет, дисциплина в годы моей работы в Белорусском балете была образцово-показательной. В общем, это был небожитель, к которому страшно подойти. В кулуарах его называли Шеф. А Валентин Николаевич-педагог – тот человек, у которого можно что-то спросить, с кем можно о чем-то поговорить. А главное, мы получали волшебные секретные знания, заложенные в этом человеке, которых просто артисту балета за время репетиций не взять. Теперь, как и Елизарьев, могу сказать студентам, что мне нравится, а что нет в их работах. Остальное – их выбор, самостоятельность и зона ответственности.
— А нетеатральный Минск 1990-х чем запомнился?
— Это 10 лет, в которые были и первая любовь, и начало творчества, и травмы, и душевные драмы. А внешняя линия, наверное, — это бесконечная смена квартир. Я был артистом кордебалета, денег на шикарные апартаменты не имел. Одна из самых любимых съемных квартир — в длинном доме около Комаровки. Там была 12-метровая кухня и 12-метровая комната. Я фрахтовал тогда нынешних народных артистов Беларуси (того же Игоря Артамонова) к себе на поклейку обоев. Помню еще, как после ремонта ко мне заглянул один из моих первых исполнителей Константин Кузнецов, все осмотрел и в свойственной ему манере заметил: «А зачем ты снял две кухни с ванной?» А ведь я так гордился этой квартирой, всего $50 в месяц она мне обходилась.
Не так давно Поклитару приезжал в Беларусь на юбилей своего учителя Валентина Елизарьева. Фото: Святослав ЗОРКИЙ
— В 2000-м вы в 28 лет оказались главным балетмейстером Молдавской оперы. Ваш учитель Елизарьев поступил на такую же должность в Минске в 26. Каково это в молодом возрасте становиться руководителем, флагманом сложившейся труппы?
— Главное отпустить бороду! Я приехал в Кишинев и сразу так сделал: чем меньше у тебя авторитета, тем длиннее должна быть борода. Это теперь могу себе позволить побрить подбородок налысо, уверенный что все будут слушаться. А тогда подавляющее число подчиненных были старше меня, некоторые вдвое. Правда, я работал главным балетмейстером в Молдавской национальной опере всего год, хоть и получил огромный опыт для молодого человека в управлении творческими массами. Когда со сменой руководства Молдовы меня увольняли из театра, я думал: «Зачем бросал Белорусский балет? Закончил карьеру артиста балета раньше, чем пришла пенсия – что будет дальше?» Правда, когда потом лет пять работал как фрилансер, наоборот благодарил бога, что он меня забрал из молдавского балета. Хотя это был замечательный год в плане опыта руководителя.
«ЛЮДИ ХОТЯТ СМОТРЕТЬ НА САНТЕХНИКА ИЗ БОБРУЙСКА, КОТОРЫЙ В 64 ГОДА ПОНЯЛ, ЧТО ОН БРЕЙК-ДАНСЕР»
— Когда вы набирали первую труппу «Киев Модерн Балета», наличие академического балетного образования не являлось главным для соискателей…
— Это и до сих пор не важно для тех, кто претендует стать членом нашей замечательной творческой команды. За 13 лет численность труппы выросла с 16 до 22 человек – не так и много. Поэтому каждый человек – на вес золота, индивидуальность. Артистов для меня не столь важно отобрать по тактико-техническим профессиональным данным вроде координации прыжка. Куда существеннее, смогут ли они стать членами команды. Да, вроде бы я наточил зуб на понимание людей, но не могу дать гарантии, как человек отработает следующие пять лет. Иногда даю сбои и мучаюсь потом с этими ребятами. Но ведь в мире ничего не бывает идеально, правда?
В рамках фестиваля «Балетное лето» в Большом театре показали три спектакля Поклитару, среди них — «Долгий рождественский обед». Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
— Но значит ли ваша позиция, что, к примеру, участники танцевальных телешоу, где вы член жюри, тоже имеют шанс попасть с экрана в театр?
— У нас есть артисты, которые прошли такие телешоу. Так, в воскресенье на сцену Большого театра Беларуси в ведущей партии в «Спящей красавице» выходил ведущий солист «Киев Модерн балета» Артем Шошин. Участие в телешоу – это не проклятье, которое не дает потом заниматься серьезным искусством. Если человеку дан талант, у него есть необходимые данные для работы в нашем театр, пожалуйста, приходи. Только если тебя не испортила быстротечная телеслава – молодые ребята порой не выдерживают известности у миллионов людей. Не понимая, что через год его, персонажа из телика, попросту забудут. А жизнь-то будет продолжаться.
— В чем секрет популярности таких проектов?
— Половина – необходимость показать на экране то, что имеет отношение к искусству хорошего качества, талантливого, образного. Но ровно столько же должно быть занимательного – это те странные персонажи, которые возникают на телешоу по всему миру. Они создают рейтинги, ведь люди любят смотреть, грубо говоря, на сантехника из Бобруйска, который в 64 года, уйдя на пенсию, понял, что он брейк-дансер. Идеальный герой для телешоу!
Раду Поклитару часто участвует в жюри танцевальных телешоу в Украине. Фото: 24smi.org
— Современный танец, модерн, contemporary — это скорее находки в хореографии или, как говорят о современном изобразительном искусстве, — главное то, что объяснено словами, а не то, что на полотне?
— Если мы говорим об искусстве высших достижений, то всегда важно мнение экспертов. Почему Уорхол – это супер, а такой же по качеству, только не Уорхол, — плохо? Потому что есть некая среда оценщиков современного искусства, которая формирует в глазах масс, ничего в этом не понимающих и не способных оценить произведения, мнение, «что такое хорошо и что такое плохо». Мне нравится колоссальное явление в современной хореографии, уникальный хореограф Саша Вальц. Слежу за ее перформативными сложными, многосоставными, абсурдными спектаклями с тонкими аллегориями, где мне далеко не всегда ясно, как это сделано. Но порой вижу точно такую же работу, но на афише стоит не «Саша Вальц», а никому не известное имя. И решает, почему Саша Вальц – это гениально, а кто-то другой – нет, та небольшая группа оценщиков, способная растолковать простому народу, по сути, что покупать. Да, они назначают цену, ведь все монетизировано. Я убежден в таком положении дел, потому что многие позиции или явления в нынешнем искусстве не объяснишь иначе. Потому приезд Саши Вальц в Минск под ключ будет стоить 100 тысяч евро, а за малоизвестную польскую труппу с потрясающим спектаклем попросят всего 5 тысяч. Они стоят так, потому что их оценила небольшая каста оценщиков.
Раду был очень рад гастролям "Киев Модерн Балет" в Минске и пообещал приезжать еще.Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
— А публика готова к восприятию современного танца, скажем, не на конкретной сцене или фестивале, а на более массовых представлениях?
— Мы собираем полные залы в Киеве (а наша постоянная площадка там — 1900 мест) и по всей Украине. Если вы о Беларуси, то у «Киев Модерн Балета» есть всего два белорусских маршрута – Витебск и Минск. И Витебск — уникален. Небольшой город, людей, которые постоянно ходят на современный танец там относительно немного, но за 31 год Фестиваля современной хореографии и культивации современного танца настолько взращена публика, что у нас там всегда аншлаг. Если я хочу привести людей на свой спектакль, сажаю их на ступеньки, а сам смотрю из осветительной.
«УСПЕХ БУДЕТ У ТРУППЫ С НАЗВАНИЕМ «КОРОНА РУССКОГО ИМПЕРСКОГО БАЛЕТА» И КОРДЕБАЛЕТОМ ДК»
— Когда и как стоит начинать пробовать себя в балете?
— Я не дока в педагогике. Но мне не нравится последняя тенденция которая затронула и Беларусь, когда открываются частные балетные школы. Сюда приводят маленьких детей, кого мамы ну очень хотят видеть на пуантах. Правда, забывают, что их девочке – всего семь лет, до поступления в училище еще три года, а ее уже взграмоздили на пуанты. Вот эти несформировавшиеся детские суставчики, заставляют делать пируэты, трюки, вариации сольных танцев для взрослой балерины. В хореографических училищах десятилетиями вырабатывалась методика того, как подводить человека к тому, чтобы он прожил долгие 20 лет на сцене, полный сил и энергии. А тут скорее заставляют ребенка делать трюки. На выходе мы имеем плохо обученных ребят с выработанными дефектами стопы, коленей, суставов. Ну, нельзя подвергать детский организм подобным нагрузкам. И какой после этого балет? Потому если я вижу нечто подобное в телешоу или на фестивалях детской, любительской хореографии, в негодовании ставлю плохие оценки и размазываю педагогов, которые ради выгоды и быстроты результата коверкают детские судьбы.
Поклитару и его артисты частые гости и в Витебске на Фестивале современной хореографии.Фото: Татьяна МАТУСЕВИЧ
— Как считаете, модерн-балет как театральная институция может быть востребована в Беларуси?
— Без сомнения. Это мейнстрим для любой европейской страны. Восточная Европа подотстала в этом плане. Из того, что создавалось прежде в Беларуси, вспоминаю замечательный коллектив D. O.Z.S.K.I. моего друга Димы Залесского, там были очень талантливые ребята. Другое дело, что на постсоветском пространстве чиновникам до сих пор не ясно, что современный танец – такое же искусство, как любое другое, что оно требует господдержки, что оно опять-таки в мейнстриме. Понятно, что люди охотнее покупают билеты даже на очень плохой клон «Лебединого озера». Да, будет иметь успех любая труппа под названием в духе «корона русского имперского балета» и кордебалетом ДК или солистами средненького театра, которая в пуантах и перьях под шипящую фонограмму в швейцарской глубинке танцует «Лебединое озеро». На такое будут полные залы, а очень качественную современную хореографию непросто продать. Люди по всему миру хотят «Лебединое озеро», «Аиду», «Щелкунчика», «Травиату», а не Яначека или Шнитке, чью музыку нельзя напеть при выходе из зала.
— После недавнего открытия II Европейских игр в Минске не могу не спросить как у хореографа-постановщика открытия и закрытия Олимпиады-2014 — на каких китах строятся подобные шоу?
— Открытие Европейских игр не смотрел. Но всегда должны сойтись плотная концепция, хорошая команда и талант неплохо бы приложить. Привязка к культуре или истории, как было в Минске, — это не оригинально, но и неплохо. Я недавно участвовал в тендере на постановку открытия стадиона в одной восточной стране. И когда ты начинаешь перебирать, на чем модно построить подобную церемонию, утыкаешься в культуру, историю, спорт – и все. Можно еще часть построить на научно-техническом прогрессе, но его не хватит на всю церемонию. Остальное же и вовсе не работает.
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
— Режиссеры драмы шутят, что поставить можно и телефонную книгу? Балет настолько же потенциально возможен к постановке? Есть ли то, о чем нельзя поставить балет.
— Лично для меня есть такие вещи. Я понимаю, что балет – искусство эмоциональное. Если в литературном первоисточнике или созданном мной либретто нет эмоциональной составляющей, мне трудно создать спектакль, где я мог бы, как гамельнский крысолов, играя на своей дудочке, увести людей из зала в придуманный мною мир. В телефонной книге, к примеру, для меня нет таких эмоций. Да, я могу придумать ее, например, что владелец одного телефона и адреса когда-то любил владелицу другого, но ему дорогу перешел третий абонент, чье имя есть в телефонной книге, но он уже умер – просто справочник старый. В следующем фамилию последнего обведут в черную рамочку, но никто не знает, что его убили – никто, кроме женщины из разбитой им пары. В общем, все равно придумываешь историю о любви. Это ведь о телефонной книге, но и о Шекспире. Просто его засунули в справочник.
Promo Sleeping beauty Radu Poklitaru, KYIV MODERN-BALLET theatre
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
И.О. шеф-редактора сайта — Канский Виктор Федорович
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Поклитару | это… Что такое Поклитару?
Ра́ду Вита́льевич Поклита́ру (род. 22 марта 1972, Кишинёв, МССР) — балетмейстер, создатель театра «Киев модерн — балет».
Содержание
|
Биография
Родился в семье солистов балета Молдавского академического театра оперы и балета Людмилы Недремской и Виталия Поклитару. Начал заниматься классическим танцем в возрасте 4,5 лет в студии при Кишинёвском Дворце пионеров. Учился в Московском Академическом хореографическом училище (1983—1984), Одесской балетной школе (1984), Кишиневском музыкальном училище им. Штефана Няги (1985).
В 1986 году поступил в Пермское государственное хореографическое училище, которое закончил в 1991 году по классу Александра Григорьевича Сахарова (специальность — артист балета). В 1991 году поступил на работу в Большой театр оперы и балета Беларуси. Танцовщик ярко выраженного характерного, актёрского дарования.
В 1994 году поступает в Белорусскую Академию музыки на созданное отделение хореографии. 21 апреля 1996 года состоялся балетмейстерский дебют Раду Поклитару — на сцене Белорусского хореографического колледжа состоялась премьера миниатюры «Точка пересечения» на музыку Арканджело Корелли в исполнении Ольги Гайко и Алексея Овечкина. В 1999 году Раду Поклитару защищает диплом по специальностям: хореограф (по классу Валентина Николаевича Елизарьева), искусствовед (по классу Юлии Михайловны Чурко) и преподаватель теории хореографии. Дипломным спектаклем балетмейстера стал «Поцелуй феи» Игоря Стравинского, поставленный в 1999 году на сцене Большого театра балета Республики Беларусь.
Первую известность Раду Поклитару принесли миниатюры, создаваемые им для танцовщиков, участников международных конкурсов артистов балета. Особенно плодотворным оказался творческой союз молодого хореографа с солистами Минского музыкального театра Юлией Дятко и Константином Кузнецовым. Среди работ, созданных творческим трио, миниатюры: «Багатель» на музыку Л. Бетховена, «Белорусская причитальная», «Его музыка» на музыку Р.Блэкмора, «Адажио» на музыку П. Чайковского, «Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку И. С. Баха, «Три грузинские песни», «Баркаролла» на музыку Ж.Оффенбаха, а также одноактные спектакли «Мгновения» по поэзии К.Бальмонта, «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Ж.Депре и Г. Малера, «Видение розы» на музыку К. М. Вебера, «In PIVO veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса. В сезоне 2000—2001 работал главным балетмейстером Молдавской национальной оперы. Из-за смены политического руководства страны, министра культуры Молдовы и дирекции театра, хореограф был вынужден уйти с этой должности.
С 2001 по 2006 год — свободный художник. В этот период на сценах Украины, Беларуси, Латвии, России им были созданы балеты, которые закрепили за Раду Поклитару славу одного из главных проводников современного танца и прогрессивной балетной режиссуры на постсоветском пространстве. «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и «Весна священная» И.Стравинского в Национальной опере Украины им. Т.Шевченко, «Семь смертных грехов» К.Вайля в Пермском театре оперы и балета, «Золушка» С.Прокофьева в Латвийской Национальной опере и многие другие масштабные творческие проекты Раду Поклитару всегда становились событиями, получавшими живой отклик зрителей и художественной элиты.
Знаковым в судьбе хореографа стало создание в творческом тандеме с известным английским режиссёром Декланом Доннелланом спектакля «Ромео и Джульетта» в Большом театре России (2003). Огромный общественный резонанс, бурная полемика в прессе и кулуарах театра стали реакцией на появление новой, революционной версии знаменитого балета в репертуаре главного музыкального театра страны.
Создание театра «Киев модерн-балет»
В 2006 году по инициативе и при полной финансовой поддержке известного украинского мецената Владимира Филиппова, Раду Поклитару создаёт авторский театр «Киев модерн-балет». В результате общеукраинского кастинга было отобрано 16 молодых танцовщиков. Примечательно, что наличие академического балетного образования, не являлось необходимым условием для принятия в состав труппы.
Официальной датой рождения коллектива является 25 октября 2006 года. В этот день в Киеве на сцене Национального театра драмы им. И.Франко состоялась премьера балета в двух сериях «Кармен. TV».
За свой дебютный спектакль театр получил сразу две премии «Киевская Пектораль» — в номинациях «Лучший спектакля года» и «Лучшая работа балетмейсетра». Исполнительница роли Кармен Ольга Кондакова была номинирована, как «Лучшая исполнительница женской роли».
В условиях творческой свободы вместе с художниками Анной Ипатьевой и Андреем Злобиным Раду Поклитару за короткий срок создаёт богатый репертуар театра, превратив «Киев модерн-балет» из дебютанта театрального мира Украины в абсолютного лидера в области современной хореографии. Уже в 2008 году театр получает главную театральную премию страны «Киевскую Пектораль» в специально созданной номинации «Главное событие года» за совокупность ярких премьер — «Веронский миф: Шекспирименты», «Болеро», «Дождь» и «Щелкунчик». Сегодня можно говорить о театре «Киев модерн-балет», как о визитной карточке Украины. Выступление на фестивалях во Франции («Время любить», Биарриц), Молдове («Биеннале Э.Ионеско»), Таиланде («Фестиваль музыки и танца», Бангкок), России (программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая Маска» 2009 и 2010 годы, Москва и фестиваль «Новые горизонты» Мариинского театра, Санкт-Петербург) говорят о признании коллектива международным художественным сообществом.
Постановки
Хореографические миниатюры
- «Точка пересечения» на музыку А.Корелли 1996
- «Прелюдия и фуга» на музыку И. С. Баха 1996
- «Легенда о флейте Пана» на музыку Г.Замфира 1996
- «Зеркало» на музыку Ф.Шопена 1996
- «Сицилиана» на музыку Г.Форе 1996
- «Вальс тысячи времён» на музыку Ж.Бреля 1996
- «Три грации» на музыку Ф.Шопена 1996
- «Багатель» на музыку Л.Бетховена 1997
- «Ночные цветы» на музыку К.Дебюсси 1998
- «Белорусская причитальная» на музыку вокальной группы «Камерата» 1998
- «Старая пластинка» на песню в исполнении М. Ланца 1998
- «Его музыка» на музыку Р.Блекмора 1998
- «Безделушка» на музыку Б.Мак-Феррина 1998
- «Пробуждение» на музыку М.Равеля 1998
- «Испанская ариетта» на музыку Х.Канно 1999
- «Лакримоза» на музыку В. А. Моцарта 1999
- «Мюзетт» на музыку Б.Мак-Феррина 2000
- «Адажио» на музыку П.Чайковского 2000
- «Два романса» на музыку М.Глинки 2000
- «Импровизация на фоне стены, увитой плющом» на музыку И. С. Баха 2000
- «Три грузинские песни» на народное грузинское вокальное многоголосие 2001
- «Отчалившая Русь» на музыку Г.Свиридова 2001
- «Чокырлия» на молдавскую народную музыку 2001
- «Неклассическая вариация» на музыку Л.Минкуса 2001
- «Три старинных танца эпохи Ренессанса» на музыку эпохи Ренессанса 2002
- «Люб-off» на музыку В. А. Моцарта 2002
- «Мазурка» на музыку Ф.Шопена 2002
- «Три румынские песни» на румынскую народную музыку 2002
- «Марлен» на песню в исполнении М. Дитрих 2003
- «Русская» на музыку П.Чайковского 2003
- «Свадьба» на музыку Г.Бреговича 2003
- «Экзерсис» на музыку J mix 2003
- «Люли» на музыку группы «Иван Купала» 2003
- «Мы на лодочке катались» на народную русскую музыку 2003
- «Лебедь» на музыку К.Сен-Санса 2004
- «Провинциальные танцы» на музыку Ф.Шопена-А.Глазунова 2004
- «Мы танцуем Перголези» на музыку Дж. Б.Перголези 2008
- «Возрасты любви» на музыку А.Вивальди 2009
- «Баркаролла» на музыку Ж.Оффенбаха 2009
- «Con tutti instrumenti» на музыку А.Сальери 2010
и другие.
Спектакли
- «Мгновения» по поэзии К.Бальмонта (1998, Минский музыкальный театр)
- «Поцелуй феи» И.Стравинского (1999, ГАБТ Республики Беларусь)
- «Мир не кончается у дверей дома» на музыку Ж.Депре и Г.Малера (1999, Минский музыкальный театр)
- «Quo Vadis?» на музыку С.Губайдулиной и на молдавскую народную музыку (1999, Белорусский хореографический колледж)
- «La spectre de la rose» на музыку К. М. Вебера (2001, Минский музыкальный театр)
- «Женщины в ре-миноре» на музыку И. С. Баха (2001, Одесское училище искусств и культуры им. К.Данькевича)
- «Кармен» на музыку музыкальной фантазии по мотивам оперы Ж.Бизе (2001, Национальная Опера Молдовы)
- «Кармен» Р.Щедрина-Ж.Бизе (2002, Одесское училище искусств и культуры им. К.Данькевича)
- «In PIVO veritas» на ирландскую народную музыку и музыку эпохи Ренессанса (2002, Минский музыкальный театр)
- «Картинки с выставки» на музыку М.Мусоргского (2002, Национальная Опера Украины им. Т.Шевченко)
- «Весна священная» И.Стравинского (2002, Национальная Опера Украины им. Т.Шевченко)
- «Болеро» М.Равеля (2003, Национальная Опера Молдовы)
- «Вальс» М.Равеля (2003, Национальная Опера Молдовы)
- «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева (13.12.2003, ГАБТ России) совместно с Д.Доннелланом
- «Палата № 6» на музыку А.Пярта (20.05.2004, ГАБТ России)
- «День рождения Отелло» на музыку С. Прокофьева (07.06.2004, Русский камерный балет «Москва»)
- «Семь смертных грехов» балет с пением К.Вайля (27.11.2004, Пермский театр оперы и балета)
- «Кантата» на музыку И. С. Баха (2005, Пермское государственное хореографическое училище)
- «Золушка» С Прокофьева (27.05.2005, Латвийская Национальная Опера)
- «Принцесса Атех, или откровения принцессы хазарской» моноопера Г.Чобану (2005, Национальная Опера Молдовы) — совместно с П.Вуткарэу
- «Le Forze Del Destino» опера-балет (19.12.2005, Фонд искусств Владимира Филиппова)
- «Золушка» О.Ходоско (22.09.2006, Латвийская Национальная опера)
- «Кармен. TV» на музыку Ж.Бизе (25.10.2006, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Веронский миф:Шекспирименты» на музыкуП.Чайковского, Ф.Генделя и музыку эпохи Ренессанса (25.01.2007, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Болеро» М.Равеля (03.10.2007, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Дождь» на музыку И. С. Баха и народов мира (03.10.2007, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Щелкунчик» П. Чайковского (30.12.2007, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Underground» на музыку П.Васкса (03.06.2008, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Палата № 6» на музыку А.Пярта (24.11.2008, Театр «Киев модерн-балет»)
- «Двое на качелях» на музыку И.Баха и Ч.Варгас (20.01.2009, Гала концерт «Игорь Колб и друзья» на сцене центра «Бункамура», Токио)
Награды
- Международный конкурс им. Олега Дановского, Румыния (1999) — лучший номер современной хореографии
- Международный фестиваль «Music of the World», Италия (1999) — лучший одноактный балет
- Международный конкурс им. Сержа Лифаря, Украина (1999) — III премия в конкурсе хореографов
- Международный конкурс артистов балета и хореографов в Варне, Болгария (2000) — I премия за лучшую современную хореографию
- Международный фестиваль современной хореографии в Витебске, Беларусь (2000) — специальная премия за лучшую хореографию
- Международный конкурс артистов балета «Арабеск», Россия (2000) — премия за лучший номер современной хореографии
- Международный конкурс артистов балета и хореографов в Москве, Россия (2001) — 1 премия конкурса хореографов
- Международный конкурс им. Сержа Лифаря, Украина (2001) — I премия в конкурсе хореографов
- Киевская Пектораль, Украина (2002) — лучший музыкальный спектакль, лучшая работа балетмейстера
- Киевская Пектораль, Украина (2006) — лучший спектакль, лучшая работа балетмейстера.
- Киевская Пектораль, Украина (2007) — событие года
- Международный конкурс артистов балета и хореографов в Варне, Болгария (2008) — I премия за лучшую современную хореографию[1]
Примечания
- ↑ Официальный сайт конкурса
Ссылки
- Р. Поклитару на сайте peoples.ru
- Рецензия на постановку «Ромео и Джульетта» Р. Поклитару
- Рецензия на постановку «Ромео и Джульетта» Р. Поклитару в Guardian
Раду Поклитару: биография, личная жизнь, фото
Человек искусства, хореограф, строжайший балетмейстер и самый популярный режиссер на территории СНГ и Европы — как только не называют Раду Поклитару. Посвятив всю свою жизнь творчеству, этот человек работает на публику и постоянно радует ценителей невероятными выступлениями и яркими шоу.
Однако на пути к славе прошло немало лет, пока об этом хореографе не узнал весь мир. О Раду Поклитару известно и до сих пор мало. Биография, личная жизнь и многие другие факты остаются «за кадром», что только подогревает интерес журналистов.
Годы подготовки на пути к славе
Раду Поклитару родился 22 марта 1972 года в городе Кишиневе. Его родители — Людмила Недремская и Виталий Поклитару — в то время служили на благо Молдавского академического театра и заранее определили будущее младшего сына.
Ходила на «Балетные стопы» и маленького Раду: в четыре года ребенка отдали в танцевальную студию в Кишиневе. В отличие от старшего брата, полностью отказавшегося от балета, Раду нравилась перспектива танцевать.
Усердно работая над собой, второй раз в 1983 году он смог поступить в Академическое хореографическое училище в Москве. После учебы в 1984 году в Одесском хореографическом училище, а через год — в Кишиневском музыкальном училище.
Учеба давалась ему не всегда легко — неудачи и травмы были его спутниками. Напряженные занятия и тренировки также привели к проблемам со здоровьем.
На этом обучение будущего балетмейстера не закончилось – с 1986 года Раду учился в Пермском государственном хореографическом училище, а в 14 лет начал принимать активное участие в жизни Большого театра. До 19В 99 лет он смог добиться успеха и был перспективным солистом и балетмейстером театра, где чаще всего играл отрицательных персонажей.
После обучения в Белорусской академии музыки (1994 — 1999) получил не только дипломы по специальностям «хореограф», «педагог хореографии» и «искусствовед», но и приобрел достаточный опыт, чтобы представлять свои постановки миру .
Первые постановки
Работает артистом в театре Раду Поклитару уже с 1991 подарил зрителям замечательные номера. Тогда впервые зрители смогли оценить талант хореографа благодаря спектаклю «Поцелуй феи».
В 1996 году был представлен миниатюрный спектакль под руководством Раду «Точка пересечения». В 1999 году его постановка «Мир не заканчивается у дверей дома» (музыка Г. Малера и Ж. Депре) собрала множество положительных отзывов критиков.
Последним постоянным пристанищем балетмейстера в то время была Национальная опера Молдовы, где он был главным балетмейстером. Однако проработал он там долго и уже в 2001 году покинул пост из-за изменений в политике страны. Но, несмотря на неурядицы, Раду продолжил работу как «свободный артист» и начал ставить различные постановки в Беларуси, России, Украине и Латвии, а позже и в других странах Европы.
Свободный хореограф Раду Поклитару
Первые работы Раду были связаны с «классическим» балетом. Благодаря серьезной подготовке и многолетнему обучению было довольно сложно создать что-то, выходящее за рамки традиционных постановок. Однако после успеха на конкурсе в Италии хореограф понял, что ему по силам современные и живые проекты.
Благодаря многолетнему опыту и упорству его постановки становятся «прорывами» в области танца. Его приглашают многие студии, и художники мечтают работать под его руководством. В 2002 году в Одессе ставит «Кармен», «Картинки с выставки», «Весна священная».
Понравились зрителям и другие его нашумевшие и эпатажные постановки: «In pivo veritas» (2003), «Болеро» и «Вальс» (2003), «День рождения Отелло» (2004).
Сотрудничество Раду с режиссером Декланом Доннелланом было плодотворным. Их совместная работа «Ромео и Джульетта» и «Палата № 6» собрала в Москве множество восторженных зрителей, оценивших новаторство авторов. С тех пор хореограф Раду Поклитару — желанный гость в театрах Европы.
«Киев модерн-балет»
В 2006 году у Раду появилась возможность создать свой театр в Украине. Тогда с финансированием помог меценат Владимир Филиппов. После долгих кастингов и проб было отобрано 16 человек — будущих звезд авторского театра. Несмотря на то, что Раду Поклитару много лет обучался в лучших учебных заведениях, наличие диплома для его подчиненных не было обязательным. В итоге выяснилось, что ни у кого из участников труппы не было «корочки».
С октября 2006 года начал свою деятельность «Киев Модерн Балет», и в этом же году Раду представил зрителям постановку «Кармен. ТВ». Спектакль заслужил награду «Лучший спектакль года», награду также получил хореограф.
Хотя мастер довольно требователен к своим подопечным, художники любят работать со своим наставником. Репетиции зачастую проходят настолько интересно и активно, что хореографа нередко называют одними из самых эпатажных и скандальных, хотя он сам так не считает.
До 2008 года театр гастролировал с этой постановкой по всей Украине, а после обновленного «Кармен.ТВ» «Киев модерн-балет» стал представлять по всему миру. По итогам года в Украине Раду уже получил премию «Киевская пектораль». Представление понравилось зрителям и критикам многих стран, но балетмейстер продолжал усиленно работать над репертуаром и постановками.
В 2014 году Раду Поклитар работал хореографом на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Тогда его творчество было высоко оценено зрителями со всего мира.
Телевизионная карьера
Добившись больших успехов в своих постановках, Раду Поклитару был приглашен одним из судей проекта «Танцуют все!» На Украине. Там он заслужил славу требовательного специалиста и смог порадовать зрителей своими выступлениями с участниками.
В 2015 году Раду стал одним из судей танцевального проекта «Танцуй!» В России, где он также показал свой профессионализм.
Сегодня многие танцоры и театры хотят работать с Раду Поклитаром. Биография этого человека, его творческие успехи и профессионализм внушают доверие и вызывают уважение.
Личная жизнь
С журналистами хореограф общается в основном о своей работе. По словам Раду Поклитара, личная жизнь должна оставаться личной, а вопросы на эту тему он игнорирует.
В 2011 году СМИ приписали ему роман с украинской певицей Натальей Могилевской. До этого хореограф был женат.
Родители и родственники остались в Беларуси. Раду Поклитару, фото которого украшают афиши по всей Украине, менять гражданство не собирается — его полностью устраивает ПМЖ.
Несколько фактов о хореографе
- Раду не любит поп-музыку.
- Все свободное время директор любит проводить в лесу за грибами.
- Одна из самых любимых книг Мориса Бежара «Мгновения из жизни другого».
- У хореографа дома нет телевизора.
- Раду Поклитару адекватно относится к критике.
- Стюард при жизни не простит измены.
- Домашний хореограф — белая собака вест-хайленд-уайт-терьера по кличке Оскар.
Люди
Хореограф
Биография
Родившийся в Кишиневе в семье артистов балета, Раду Поклитару признан одним из ведущих хореографов современности.
В 1991–2001 годах был солистом труппы Национальной оперы и балета Беларуси. В 2001–2002 годах был главным балетмейстером Национальной оперы Молдовы.
Работы хореографа:
Женщины ре минор на музыку Баха, Одесский гуманитарно-гуманитарный колледж, 2001.
Мир не кончается у дверей на музыку Густав Малер и Жокен де Пре, Минский государственный музыкальный театр, 1999.
Призрак розы на музыку Карла Марии фон Вебер, Минский государственный музыкальный театр, 2001 г.
Кармен-сюита в обработке Родиона Щедрина на музыку Бизе , Одесский гуманитарно-гуманитарный колледж, 2002.
In pivo veritas на ирландскую народную музыку и музыку композиторов эпохи Возрождения, Минский государственный музыкальный театр, 2002.
Картинки с выставки на музыку Модеста Мусоргского, Национальная опера Украина, 2002.
«Весна священная» Стравинского, Национальная опера Украины, 2002.
Болеро и Вальс Мориса Равеля, Национальный театр оперы и балета Молдовы, 2003. Русский камерный балет «Москва», 2004.
Семь смертных грехов Курта Вайля, Пермский государственный театр оперы и балета, 2004.
Золушка Сергея Прокофьева, Латвийская национальная опера, 2005, музыка Олега Ходоско с 2006.
Сила судьбы , опера-балет музыка разных композиторов, Художественный фонд Владимира Филиппова, Киев, 2005.
В 2006 году Раду Поклитару основал свой собственный Театр KYIV MODERN BALLET, вдохновленный и спонсируемый украинским меценатом Владимиром Филипповым. Там он создал следующие балеты:
Кармен.ТВ на музыку Бизе, 2006.
Ромео и Джульетта (ШЕКСПЕРИМЕНТЫ) на музыку Чайковского, Генделя и композиторов эпохи Возрождения, 2007.
The Nutcracke R от Chaikovsky, 2007.
№ 6 Ward To The Music By Arvo Pärt, 2008.
Underground TO The Music By Pēteris Vasks, 2008.
Quartet-A-Tê 90202 90202 90202 90202 902 , 2010.
In pivo veritas на ирландскую народную музыку и музыку композиторов эпохи Возрождения, 2011.
Intersection , балет триптих на музыку Мирослава Скорика, 2012.
Hereven на музыку Владимира Свана 10 93 The 90 20 20 Озеро Чайковского.
Женщины ре минор на музыку Баха, 2014.
Долгий рождественский ужин на музыку Вивальди, 2014.
В 2012-2013 годах Поклитару был художественным руководителем Киевского городского академического театра оперы и балета. для детей и молодежи.
В 2014 году поставил хореографию на церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. Церемония открытия включала мини-балет Первый бал Наташи Ростовой на музыку разных композиторов с участием бывших и действующих участников балетной труппы Большого театра: Светланы Захаровой, Владимира Васильева, Ивана Васильева и Александра Петухова.