Рене Магритт, носитель вероломных образов и немного фальшивомонетчик
Книги
Художник в образе персонажа с его картин.
Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
№98
Материал из газеты
Вышла новая биографическая книга о трудной судьбе бельгийского сюрреалиста — в том числе о его амурных похождениях и сомнительных подработках. Начинал этот труд знаменитый искусствовед Алекс Данчев, а вот завершать его пришлось Саре Уитфилд
Александр Адамс
18.02.2022
Прославленный художник Рене Магритт (1898–1967) отличался скрытностью. Его имидж среднего человека из предместья Брюсселя, всегда одетого в костюм и шляпу, видимо, был рассчитан на то, чтобы не допускать вмешательства в личную жизнь. Он отказывался пояснять смысл своих картин, сохраняя их поэтическую тайну. Любой биограф Магритта так или иначе сталкивался с сознательной замкнутостью этого человека.
Алекс Данчев, известный биографическими трудами о Жорже Браке и Поле Сезанне, умер, так и не закончив последнюю главу жизнеописания Магритта. Книга «Магритт: жизнь» была завершена Сарой Уитфилд, соавтором и редактором шеститомного каталога-резоне этого художника. Работа оказалась в надежных руках. В увлекательной, талантливо написанной биографии ощущаются и знакомство Данчева с франкофонной культурой, и исследовательские наработки Уитфилд.
Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке
В монографии собрано множество сведений о детстве Магритта, которое он провел в Лессине, в бельгийском регионе Валлония. Отец художника Леопольд (портной — среди прочих занятий) обладал тяжелым характером, был заносчивым, меркантильным и агрессивным богохульником, разнузданным гулякой и честолюбцем. Трое его непослушных сыновей высмеивали отца, а их самих местные жители считали «никудышными». Все четверо мучили мать Регину, которая в конце концов покончила с собой, утопившись в реке Самбре. Каков отец, таков и сын — на эту мысль о Магритте-младшем невольно наводят описанные Данчевым страдания матери.
В биографии рассказывается о днях, проведенных Рене в Королевской академии изящных искусств Бельгии, где он учился у живописца и скульптора Констана Монтальда и брал уроки у иллюстратора и дизайнера Жисбера Комба; меньше говорится о краткой службе в армии в самом начале 1920-х. В 1922 году он женился на подруге детства Жоржетте Бергер. По словам Данчева, ее считали хорошенькой, но меркантильной и недалекой.
В том же году Магритт впервые увидел работу Джорджо де Кирико, «метафизического» художника, оказавшего большое влияние на сюрреалистическое движение. Впрочем, живя в 1927–1930 годах в Париже, Магритт оставался на периферии группы сюрреалистов.
Оказавшись в 1937 году в Лондоне (где писал картины для бального зала эксцентричного аристократа Эдварда Джеймса), Магритт имел краткую любовную связь с британской сюрреалисткой Шейлой Ледж. В это же время у Жоржетты завязался собственный роман на стороне, и она попросила развод. Однако в конце концов супружеская пара помирилась, сохранив свой брак. Хотя все эти факты были известны и раньше, в новой биографической книге обобщена информация из очень многих источников, поэтому картина жизни художника выглядит куда более полной, чем в прежних жизнеописаниях. Например, выяснилось, что Магритт был завсегдатаем борделей.
Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г.
Фото: Musée Magritte Museum
Данчев раскрывает подробности жизни Рене Магритта во время Второй мировой войны, когда тот занимался подделкой картин. Он копировал и старых мастеров (Тициана и голландского живописца XVII века Мейндерта Хоббему), и современных ему авторов (Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Пауля Клее, Пабло Пикассо, Макса Эрнста), создавая совершенно очевидные фальшивки. Жоржетта была в ярости, когда после смерти Магритта его сподвижник сюрреалист Марсель Марьен обнародовал в печати этот факт и рассказал о своем пособничестве. Вдова судилась с Марьеном, но проиграла процесс. Рассказ о подделке Тициана — один из ярчайших эпизодов в книге. А тот факт, что Магритт занимался еще и фальшивомонетничеством, наверняка поразит многих читателей.
Можно поспорить с толкованиями, которые авторы предлагают по отдельным вопросам (например, по поводу политических взглядов их героя), но в целом в этой живо написанной биографии фактически нет промахов. Здесь во всей полноте рассказывается о жизни одного из самых влиятельных художников XX века — и все-таки его тайна так и остается раскрытой не до конца.
Подписаться на новости
Рене Магритт
Магритт Рене Творчество биография Magritte Rene
Магритт Рене (Magritte Rene) (1898-1967), бельгийский художник-сюрреалист. Родился 21 ноября 1898 года. С 1916 по 1918 год обучался в Королевской Академии искусств в Брюсселе (Academie Royale des Beaux-Arts). По окончании работал оформителем обоев и художником-декоратором по рекламе. Ранние работы художника были выполнены в в стиле кубизма и футуризма под влиянием творчества французского художника-футуриста Фернана Леже. В 1922 году Магритт вступил в брак с Жоржеттой Бергер, с которой познакомился в пятнадцать лет. После свадьбы она стала единственной моделью для картин бельгийского живописца.
Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. В 1925 году бельгийский живописец входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах «Aesophage» и «Marie» вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. В 1925-1926 годах художник написал «Оазис» и «Затерянного жокея» – свои первые сюрреалистические картины. В 1927-1930 годах Рене Магритт проживал во Франции, участвовал в деятельности группы сюрреалистов, тесно сблизился с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Андре Бретоном, Луи Бунюэлем и особенно с поэтом Полем Элюаром.
Книги и альбомы о творчестве художника Рене Магритта
В Париже система концептуальной живописи Магритта окончательно сформировалась и осталась почти неизменной до конца жизни художника.
В картинах бельгийского живописца постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности («Компаньоны страха», 1942; «Букет слез», 1948; «Объяснение», 1954). Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами («Империя света», 1954).Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон («Фальшивое зеркало», 1935; «Ключ к пространству», 1936; «Прекрасный мир», 1962). Увлечение бельгийского художника-сюрреалиста философией и литературой нашло отражение во многих его картинах, например, «Гигантесса» (по Бодлеру, см. на следующей странице), 1929-1930; «Область Арнхейм» (по Эдгару По), 1938.
В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника “plein-soleil” в 1945-1947 и “epoque vache” в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и он вернулся к своей прежней сюрреалистической манере письма.
Картины бельгийского мастера сюрреализма:
Трудный переход, 1926, частное собрание;
Опасные связи, 1926, частная коллекция;
Лес, 1927, частное собрание;
Фальшивое зеркало, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Открытие, 1928, Королевский музей изящных искусств, Брюссель;
Влюбленные, 1928, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Свершение невозможного, 1928, частная коллекция;
Человеческий удел, 1933, Национальная галерея, Вашингтон;
Черная магия, 1934, Королевский музей, Брюссель;
Черная магия, 2 версия, 1934, частное собрание;
Лампа философа, 1936, частное собрание;
Проницательность (Автопортрет), 1936, частное собрание;
Воспроизведение запрещено, 1937, Музей Бойманс ван Бенинген, Роттердам;
Летние демарши, 1939, Коллекция Клода Спаека, Париж;
Ностальгия, 1940, Галерея Исаака Брахо, Брюссель;
Философия будуара, 1948, частная коллекция;
Несведущая фея, 1950, частное собрание, Брюссель;
Песня любви (Чудеса природы), 1953, Музей современного искусства, Чикаго;
Империя света, 1954, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк;
Память о путешествии, 1955, Музей современного искусства, Нью-Йорк;
Стеклянный ключ, 1959, Собрание Мейнил, Хьюстон;
Великая война, 1964, частное собрание;
Прекрасный мир, 1962, частное собрание;
Препятствие пустоты, 1965, Национальная галерея, Вашингтон;
Большое семейство, 1963, Музей Альбертина, Вена.
Творчество Рене Магритта Часть 2 ►
Творчество Рене Магритта Часть 3 ►
Рене Магритт: 130 фотографий представлены на первой в мире выставке – в картинках | Искусство и дизайн
В середине 1970-х годов через 10 лет после смерти художника было обнаружено множество фотографий и фильмов Рене Магритта. Работа представлена на эксклюзивной выставке в региональной галерее Латроб в Виктории, Австралия, — удачный ход для загородного пространства, — который предлагает новый взгляд на художника перед мировым турне.
Один из основоположников бельгийского сюрреализма и отец поп-арта, Магритт известен своей иронией, своими загадками; его голубое небо, яблоки и котелки. На выставке представлено 130 фотографий художника, его друзей и коллег, а также восемь фильмов, в том числе многие работы, которые никогда не выставлялись.
Куратор Ксавье Канонн, директор бельгийского Музея фотографии, предложил Guardian Australia подборку своих любимых фотографий с подписями.
• «Рене Магритт: откровенное изображение, фотографии и фильмы» открыта в Региональной галерее Латроб до 19 ноября; Рене Магритт: Откровенный образ Ксавье Кэнона уже в продаже
Ксавье Кэнон
Основное изображение: Рене Магритт и подобие Фотография: Рене Магритт/Региональная галерея Латроба.
Шанк Кендер: Рене Маргит перед картиной «Чувства реальности» (1960)
Магритт в конце своей жизни перед одной из своих самых важных картин, которую он хранил много лет.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
-
Букет (Le Bouquet) (1937)
Импровизированная композиция с участием Рене Магритта и его жены Жоржетты; это также может стать темой картины, их лица парят над простынями.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Встреча (Le Rendez-vous) (1938)
Жоржетта с голубями после Второй мировой войны, как аллегория мира или как приостановленный миг счастья?Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Кокетство (La coquetterie) (1929)
Фотография Магритта, сделанная фотоматоном в Париже в 1929.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Великан (Le Géant) (Поль Нуж на бельгийском побережье, 1937)
Можно ли назвать это портретом, если не видно лица модели? Для Магритта реальность — это всего лишь видимость. За тем, что вы видите, всегда что-то есть.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
-
Рене Магритт и Варвар (Варвар) (1938)
В котелке на фоне одной из картин своего любимого героя Фантомаса «Мастер преступного мира», на которую Магритт часто ссылается в своих работах. Картина была уничтожена во время одной из бомбардировок Лондона во время Второй мировой войны.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Тень и ее тень (1932)
Эта фотография Рене и Жоржетты — одна из самых красивых на выставке, но кому пришла в голову идея? Его друг Поль Нуже, поэт, или сам Магритт? Как видно из названия, он выражает отношение и значение любви для сюрреалистов.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Шанк Кендер: Рене Магритт и подобие (Сходство) (1962)
Скрываясь за портретом. Способ игриво пообщаться с фотографом или выразить союз женской головы с мужским телом?Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Сбор охотников (La Rendez-Vous de Chase) (1934 г.) студия. Слева направо: ЭЛТ Месенс, Рене Магритт, Луиза Скутенайе, Андре Сурис и Поль Нуже; сидят: Ирен Амуар, Марта Бовуазен и Жоржетта Магритт.
Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Рене Магритт рисует «Иллюстрированная молодежь» (La jeunesse illustrée) (1937)
В доме Эдварда Джеймса в Лондоне рисует бальный зал коллекционера и сидит перед своей картиной, как если бы он был частью объектов, которые он изображал.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Королева Семирамида (La reine Sémiramis) (1947)
Жоржетта позирует для картины 1947 года – но эта фотография настолько совершенна, что ее можно рассматривать как произведение искусства само по себе, а не как образец для него.Фото: Рене Магритт/Региональная галерея Латроб
Темы
Чему секретные фотографии Магритта учат нас о сюрреалистах
Чему секретные фотографии Магритта учат нас о сюрреалистах | ДругоеИскусство и фотографияИстория, стоящая за изображением
Новая выставка редко появляющихся фотографий и фильмов бельгийского художника проливает новый свет на его игривое ниспровержение реальности
Конечно, Магритта можно узнать и по стилистическим признакам – работа художника смелая и иллюстративная, вероятно, результат его дополнительной работы в рекламе; это игриво и загадочно: вы никогда не задаетесь вопросом, что изображено, но вы часто задаетесь вопросом, почему. «Магритт никогда не хотел показывать, насколько он блестящий художник», — объясняет Ксавье Канонн, искусствовед и куратор новой выставки, René Magritte: The Revealing Image , в гонконгской галерее ArtisTree. «Он предпочитал оставаться на пороге искусства. Он был больше сосредоточен на том, как он выражал свои идеи, на том, как тронуть зрителя».
Рене Магритт и варвар, Лондонская галерея, Лондон, 1938 г. Фотография Рене Магритта, любезно предоставлена галереей Брашо, Брюссель середине 70-х, почти через десять лет после его смерти. Выставка ArtisTree посвящена примерно 132 таким работам, разделенным на шесть разделов, в которых исследуются различные способы использования фотографии Магриттом, от интимных снимков, которые он делал для семейных альбомов, до экспериментальных работ, которые он создавал в качестве вспомогательных средств для своей живописной практики. Художник, начавший работать красками в 1915 лет, в следующем году продолжая изучать медиум в Академии изящных искусств в Брюсселе, начал свои первые набеги на фотографию только в конце 1920-х годов. «Вероятно, он купил свою первую камеру, когда переехал в Париж из Бельгии со своей женой Жоржеттой в 1927 году, — говорит нам Канонн. «Он был вдохновлен знаменитой американской фотобудкой «Фотоматон», которая недавно прибыла в Европу, и его другом Полом Нуже, который был главой брюссельской группы сюрреалистов». Однако, в отличие от Нуже, который часто представлял свои изображения на публике, Магритт отказывался выставлять или воспроизводить свои фотографические работы при жизни, отсюда и тот факт, что по сей день лишь немногие связывают его с созданием изображений . «Для него это был своего рода опыт, — поясняет Канонн, — тайный эксперимент». Великан (Le Géant), 1937 г. Фотография Рене Магритта, предоставлено галереей Brachot, БрюссельКак бы то ни было, изображения Магритта, безусловно, стоят особняком как самостоятельные произведения искусства, самые убедительные произведения — это те, в которых он применяет концепции товарного знака. и образы из его живописного творчества к его картинам. Точно так же, как его картины берут иконографию из реального мира и делают ее сюрреалистичной, например, художник был полон решимости, по словам Канонна, «лишить фотографию способности воспроизводить «реальность», потому что он предпочитал воображать вещи или исследовать то, что он называл «тайна вселенной»». Один из любимых методов Магритта в создании такой интриги заключался в том, чтобы скрыть один объект за другим, особенно лица — вспомните: его культовая картина, Сын человеческий (1964), изображающий фигуру в котелке, черты лица которого покрыты большим яблоком. «Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим», — объяснил он однажды эту озабоченность.
«Тень и ее тень», 1932 г. Фотография Рене Магритта, предоставлено галереей Брашо, Брюссель. Бельгия, Магритт запечатлел художника, прячущего лицо за клетчатой шахматной доской. «Это заставляет зрителя концентрироваться на деталях его одежды и трубке, которую он держит в руке», — расширяет куратор. На другом замечательном изображении 1962 портрет Магритта в костюме, сделанный фотографом Шанком Кендером для сопровождения статьи о художнике во французском журнале, Магритт заменяет свое лицо панелью со своей картины 1954 года Вечно очевидное , изображающей женское лицо. «Это создает странную фигуру «гермафродита» в костюме-тройке, — говорит Канонн. В своей книге 2017 года, которая носит то же название, что и выставка, и служит предпосылкой для выставки, Канонн еще больше расширяет склонность Магритта к маскировке лиц. «По Магритту, лицо не может выразить чью-то истинную природу, а предлагает только видимость, «фальшивое зеркало», — пишет он. «Это также не дает средства узнать человека, которого изображают или кого изображают. Оно ограничено поверхностью и неспособно проникнуть в тайну». «Букет» («Le Bouquet»), 1937 г. Фотография Рене Магритта, предоставлено галереей Brachot, Брюссель Лицо Жоржетты скрывает большую часть его лица, когда он сидит позади нее, в то время как в «Букет » (1937) пара причудливо заворачивается в простыни, их головы (Жоржетта мягко улыбается, Магритт изображает удивление) парят в воздухе. «Он не хотел быть серьезным перед камерой, — отмечает Кэнонн. «Он любит играть и играть, как вы можете видеть в нескольких фильмах, которые он снял в 50-х годах».