Маленькое черное платье шанель – «Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины»

почему Шанель не изобретала маленькое черное платье

В 2016 году исполнилось 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель.

Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.

Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.


Реклама маленького черного платья Chanel в журнале Vogue. Париж, 1926 год
© Bibliothèque nationale de France


Маленькое черное платье Chanel. Около 1927 года
© The Kyoto Costume Institute

Венценосный черный

Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окра­шенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на разли­чии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?

В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В сере­дине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружев­ные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа  — на плечах и вдоль рукавов.


Портрет молодого человека. Картина Аньоло Бронзино. 1530-е годы
© Metropolitan Museum of Art


Портрет императора Карла V. Картина Тициана. 1548 год
© Alte Pinakothek


Портрет молодого человека. Картина Джованни Беллини. Около 1500 года
© Musée du Louvre


Портрет Виллема ван Хейтхейссена. Картина Франса Хальса. 1625 год

© Alte Pinakothek


Императрица Евгения позирует в черном платье и кружевной мантилье. Париж, 1859 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Певица Паулина Лукка в черном визитном платье с черными бусами из каменного угля и крестом у ворота. Берлин, 2-я половина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Аристократка в черном прогулочном платье со множеством воланов в испанском вкусе. Париж, середина 1860-х годов
© Коллекция Ольги Хорошиловой

Форменный черный

Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отро­ческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.

Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхожде­ние, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, призна­вавший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.

Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демо­кратичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмур­ным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.


Воспитанница приюта в черном платье с белым воротничком. Западная Европа, конец 1870-х — начало 1880-х годов
© Частная коллекция


Воспитанница закрытого учебного заведения для девочек в форменном платье. 1880-е годы
© Частная коллекция

«Маленькие черные» до Шанель

Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.

В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи.

У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.

Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно мод­ном) платье из черного альпака и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».


Принцесса Люсьен-Мюра. Париж, 1-я половина 1920-х годов
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.

© Коллекция Ольги Хорошиловой


Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Маленькое черное платье Charlotte. Иллюстрация из журнала Vogue. 1921 год
© Коллекция Ольги Хорошиловой


Рисунки к

«Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины»

Мадемуазель Шанель как-то раз сказала: «Маленькое черное платье должно быть в гардеробе каждой женщины», и леди с удовольствием последовали этому совету.
Знаменитое маленькое черное платье появилось на свет в 1926 году. Его создательницей, как все мы знаем, стала Габриэль Шанель. Отличительной чертой наряда стала его простота. Настолько незамысловатых форм женщины не видели никогда.В маленьком черном платье не было той помпезности и нарочитого шика, к которому все привыкли, напротив, оно будто хотело сказать: «Посмотрите, я прекрасный фон для выражения вашей индивидуальности». И оно стало фоном – фоном для утонченных аксессуаров, дорогих ювелирных украшений и притягательной женской красоты. Декорировать платье Шанель поначалу рекомендовала украшениями из искусственных камней, что давало возможность женщинам из всех слоев общества быть равноправными в вопросах моды и стиля. Однако такая демократия продлилась недолго.
Получив в подарок от своего друга Великого князя Дмитрия Павловича роскошное ювелирное изделие, Коко изменила свои взгляды на стиль. С этого момента лучшим дополнением к маленькому черному платью стало бриллиантовое колье, что естественно могли позволить себе далеко не все женщины.

Идея маленького чёрного платья не обошла стороной и нас с мамой. Но декор конечно не брилианты, а наша любимая вышивка в технике рококо. Вот что у нас получилось.

Мамочка моя постаралась на славу! Вышивка получилась великолепной))))) так украсила платье, что даже летом повеяло, хотя за окном остатки грязного снега, дождь льёт который день, лужи, грязь, да ещё и скользко( а у меня на подоконнике маленькое лето))


Вы можете купить одежду для кукол в Шопике

Маленькое черное платье Коко Шанель

Делюсь информацией, которую собирала для своей дипломной работы в инситуте.

Рядом с классическим стилем стоит стиль «Шанель». Это нарядно-деловая одежда, ставшая в 20 веке по сути отдельным классическим стилем.


Стиль носит имя всемирно известного французского дизайнера и главы фирмы – Габриэль Шанель.
Ей удалось создать стиль, который вне моды. Стиль Шанель – это стиль на все случаи жизни, он интернационален, его носят женщины разных стран.
В профессии ее путеводной нитью стал здравый смысл. Сама Шанель считала, что победу ей принесли очень простые вещи. Она поняла: одежда имеет логику, отвечающую потребностям времени, и с этим надо считаться.
Шанель создала не только новый облик, но и новый тип внешности женщины. Не случайно Шанель была долгие годы центром притяжения для целого поколения женщин. Ее любили современницы, она стала символом свободы и независимости. Шанель подарила женщинам брюки и стрижку. Она предложила отказ от корсета, освободила тело и раскрепостила душу женщины. Она создала знаменитые в 30-е годы, усыпанные блестками платья и ввела в гардероб маленькие черные платья для коктейля. В ее коллекциях костюмы из твида, легкие, как гагачий пух, завараживающие романтические вечерние платья, черный бархат, кружева. В каждой модели – десятки находок.

Характерной чертой стиля Шанель является элегантная практичность. Она придумывала моду для большинства, думая о том, чтобы это носили по возможности долго.
Чтобы лучше представить стиль Шанель, нужно занть ее требования к костюму женщины вообще: «Надо, чтобы в костюме можно было двигаться и он незадирался. Нужно, чтобы можно было наклоняться. Даже ездить верхом, все в том же костюме».



Отличительные признаки стиля «Шанель»
Характеристики одежды в стиле Шанель – элегантность, подтянутость, женственность, нарядная собранность, выразительная простота.
Силуэт – прямой, прилегающий, форма – прямоугольная.
Объем – умеренный (чуть больше или как в классическом), степень прилегания к фигуре – классическая.
Талия – на естественном уровне.
Покрой рукава – втачной, средней ширины, отличается особым удобством в носке, при движениях (конструкция фирмы Шанель).
Длина – чуть закрытое колено. Причем сама шанель сохраняла приверженность к одной длине стойко.
Детали – небольшой воротник или его отсутствие, клапаны или карманы с клапанами.
Отделка – шнур, кант, тесьма, крупные пуговицы. Материалы должны быть недорогими, но все должно быть тщательно отделано.
Ткани – типично для Шанель использование натуральных тканей типа джерси, твидов.
Со стилем Шанель всегда сочетаются искусственный жемчуг, бижутерия – золотая, крупная, выразительная.
Членения могут быть разнообразными, хотя, в основном, они соответствуют классическим, в них нет никакой засушенности и вычурности, они существуют не только для того, чтобы создавать красивую линию, но и для того, чтобы создать удобство для обладателя этого костюма. В современном стиле Шанель членения могут быть изменены, но общие идеи остаются узнаваемы.
Стиль Шанель – это стиль на все случаи жизни. Он пригоден для работы, для прогулок, для визитов. В нем вы себя чувствуете комфортно. Он с легкостью может быть использован для торжественного случая.
Стиль Шанель создает рациональный и элегантный гардероб.
Обычно, к стилю Шанель тяготеют женщины бальзаковского возраста. Однако, стиль не имеет возрастного ограничения, более того, одинаково хорошо смотрится на девочках-подростках как вариант одежды для школы.
Стиль Шанель подходит представителям тех же специальностей, где основным стилем считается классический, если с вашей деловитостью необходимо подчеркнуть и женственность исключая эротичность.
Наиболее полно философия Шанель выразилась именно в маленьком черном платье. Как оно выглядело тогда? Без каких-либо излишеств: без воротничка, пуговиц, шнурков, складок, оборок и бахромы. С полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами. Особый пунктик — длина юбки. Вовремя остановиться — великое искусство, и мадемуазель владела им в совершенстве. Шанель говорила, что многие кутюрье знают, как должен выглядеть верх платья, и лишь она одна умеет сделать его низ. Длину выше колен она считала неприемлемой: колени казались ей самой некрасивой частью женского тела.

Маленькое платье не случайно было черным: Шанель потеряла возлюбленного. Но все, что она придумывала, мгновенно становилось модным. Поэтому в траур оделось полмира.
Но это была лишь одна из версий появления на свет легендарного платья. Существует еще она.
Несмотря на успехи Габриель, Поль Пуаре – главный конкурент модмуазель, и не думал признавать себя побежденным. Решив бороться до конца с той, которая, по его словам, превращает женщин в «маленьких недокормленных телеграфисток», он множит пышные творения, используя тяжелые ткани, окрашенные в яркие цвета, с рисунками и вышивками восточного типа – «туретчина», как тогда выражались…
Однажды вечером на премьере в «Гранд опера», перегнувшись за барьер своей обитой пурпурным бархатом ложи, Габриель принялась созерцать туалеты зрительниц. Ей пришлось признать, что тут соперник обставил ее. Слишком много в партере платьев, носящих печать этого пестрящего бреда. Одетые таким образом дамы получили в ее устах прозвище «ряженые»… Наконец она воскликнула с раздражением: «Так дольше продолжаться не может! Я их всех переодену в черное!»
Назавтра же она окунулась с головой в реализацию своего нового проекта. В результате явится на свет знаменитое маленькое черное платье на каждый день – узкое прямое изделие из крепдешина с тщательно подогнанными рукавами, которое получит название «Форд от Шанель» и обретет такой же успех, как и автомобиль, сходящий с конвейера в Детройте. Так воплотилась ее самая заветная мечта – сделать моду достоянием улиц.
В 20 веке было немало поводов для скорби. Мир сотрясали войны, экономические депрессии. Беззаботность потеряла свою прелесть. Даже вечером, после делового дня, женщина словно оставалась начеку, одеваясь в платье строгого кроя.
Удивительно, что прекрасная половина человечества, всегда так энергично отстаивающая свою неповторимость, согласились носить довольно безликую одежду. Оказалось, что маленькое черное платье — штучка с двойным дном. Оно могло быть настолько незаметным, что красота женского тела выступала на его фоне ярче обычного. Оно не отвлекало внимание от индивидуальности его хозяйки на затейливые наряды.

Казалось, это платье привнесло в моду демократизм. Позволить себе такой наряд могла любая женщина — даже с весьма скромными доходами. Достаточно было иметь в гардеробе всего лишь одно платье, чтобы чувствовать себя хорошо одетой. Говорят, после смерти Габриэль Шанель (женщины весьма состоятельной) в ее гардеробе обнаружили всего три наряда. Но мода всегда носит социальный характер — так было и с маленьким черным платьем. Шанель, придумавшая его, имела весьма внушительную коллекцию украшений. На заре своей модной карьеры она предлагала носить поддельный жемчуг и цепочки из недрагоценных металлов. Но уже в начале 20-х под влиянием своего русского друга великого князя Дмитрия Павловича она открыла для себя яркую роскошь византийских украшений. Все, что нравилось Шанель, тут же находило воплощение в ее моделях. Поэтому черное платье превратилось в фон для ювелирного великолепия.
Время развеяло легенду о том, что маленькое черное платье идет любой женщине. Оно обязывает иметь хорошую фигуру: облегающие линии способны выставить напоказ любой недостаток. Ноги вообще должны быть близки к совершенству, ведь длина до середины колен — самая опасная. А черный цвет, которому приписывают способность стройнить, требует безупречной кожи. Нет ничего хуже, чем дама с серым цветом лица и оплывшей фигурой, облаченная в короткое черное платье.