Мария абрамович перформанс: 12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович

Содержание

12 всемирно известных перформансов Марины Абрамович

Марину Абрамович можно смело назвать одной из самых страстных творческих натур нашего времени. Ее видение нашего мира отразилось в многочисленных перформансах, во время которых она не разговаривала, не двигалась, мастурбировала или вовсе была мишенью для выстрела из лука.

Действительно, если ознакомиться с биографией и послужным списком женщины, о которой зачастую знают лишь отрывочную информацию вроде «она смотрела в глаза людям три месяца без перерыва» или «в результате проведенного перфоманса она потеряла два литра крови» — становится понятно, что это искусство. Потому что обыватель сам бы так не смог. Мало того, не захотел бы. Итак, предлагаем вашему вниманию линейную (ну, почти) биографию и тот самый послужной список человека, о котором принято говорить либо с восхищением, либо с непониманием. Этот список доказывает, что для того, чтобы стать величайшим в искусстве бунтарем, поджигать двери ФСБ и вообще нарушать закон — совершенно необязательно.


«Бабушка мирового перформанса» родилась 30 ноября 1947 г. в Белграде, откуда сбежала в 29 лет. Сведения о ее детстве довольно однозначны — у девочки были сложные отношения с родителями, она редко их видела, мама и папа Марины во время Второй Мировой войны были югославскими партизанами. Однако родилась Марина уже тогда, когда вместо шальных пуль и убежищ Абрамовичи обрели славу героев, и, по ее словам, стали уделять ей крайне мало внимания.

Однако первый свой урок перфоманса она получила именно благодаря отцу. В 14-летнем возрасте Марина попросила отца купить ей масляные краски. Тот выполнил ее просьбу, однако друг папы решил подшутить над подростком. Он вылил на холст смесь красок и подорвал ее петардой. Все участники остались целы и невредимы, и Марина тогда впервые осознала, что в искусстве процесс может быть важнее результата.

«У меня есть теория: чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство — если ты по-настоящему счастлив, то у тебя не получится создать хорошее произведение.

Мои родители были карьеристами, стремились добиться успеха в области политики. Они оба после Второй Мировой войны были признаны национальными героями. У них не было желания заниматься ребёнком, и они отдали меня бабушке. Однажды я ждала бабушку, когда она молилась в церкви. Там я увидела купель — ёмкость, в которую надо было окунуть пальцы перед тем, как перекреститься. Я подумала, что если выпью всю воду, то стану святой. Мне было шесть лет. Я встала на стул и выпила эту воду. Мне только плохо стало…» — говорит Марина .

После того, как отец Марины оставил семью, мать, вынужденная воспитывать детей «за себя и за того парня», ввела в семье военную дисциплину. Необходимость выполнять команды без обсуждения и каждый день являться домой не позднее 10 вечера угнетала девушку, и, судя по ее интервью, Марина пронесла это чувство через всю свою жизнь. Пишут, что она чуть не погибла в возрасте тех же 14 лет, когда играла в русскую рулетку пистолетом своей матери.

В результате, оказавшись недосягаемой для твердой маминой руки, Марина сразу же занялась вещами, которые вызвали бы ужас у любого патриархального родителя.

В 1970 г. она закончила Университет Искусств в Белграде и начала сольные выступления. Они станут достоянием общественности, их будут обсуждать, ужасаясь и плача — но потом, 30−40 лет спустя.

1. Балканский эротический эпос

Первая серьезная известность к Марине Абрамович пришла с фильмом, который некоторое время бесконтрольно жил на канале YouTube, пока публика не разглядела в деталях, что там изображено. Этот перформанс, — там играют живые люди, — происходит на пленке, а не на сцене, и доступен к просмотру в любое время. Правда, в непубличных местах, чаще всего — в виде фрагментов.

Что интересно, отечественной публике Абрамович стала известна благодаря этому продукту 2006 года выпуска, и потом ценители стали искать другие ее работы — в частности, перформансы 70-х и 90-х. Поэтому сначала все-таки о нем.

В фильме Марина рассказывает о том, как на ее родине принято взаимодействовать с природой и Богом, с мистическими и физическими явлениями. Сложно понять, насколько достоверна эта история, однако в ней показано и то, как балканцы некогда облегчали роды своих жен посредством собственных гениталий, и то, как с их же помощью исцеляли больную скотину. Абрамович заостряет свое внимание на том, что в ее родной культуре интимные места людей использовались в домашней и групповой деревенской магии как имеющие особую силу. Например, «если на Балканах женщина хотела, чтобы её любовник или муж любили её, она засовывала маленькую рыбку себе в вагину и оставляла её там на всю ночь. Утром она доставала умершую рыбку, затем смалывала рыбку в порошок, смешивала её с кофе и утром подавала его любовнику или мужу. Считалось, если он выпьет этот кофе, то никогда от неё не уйдёт» — это одна из наиболее невинных сентенций, показанных в 13-минутном фильме, запрещенном к демонстрации практически везде из-за обилия эротических сцен.

Но если хорошо поискать в личных блогах, хорошо защищенных от детей младше 18, его можно увидеть.

2. Балканское барокко

Перфоманс 1997 года, посвященный памяти погибших в Югославии (или погибшей Югославии). Абрамович в течение нескольких дней по 6 часов в сутки мыла окровавленные кости на глазах у публики. Костей было 1500. Иногда во время перфоманса она рассказывала о Белграде и о том, что она никогда не говорит, что родом из Сербии — она из той страны, которой больше нет. Перформанс получил «Золотого Льва» на 47-й венецианской биеннале.

3. Губы Томаса


Перформанс-прародитель всех спорных, резонансных и членовредительских. В ходе его Абрамович, выпив литр вина с медом, вырезает на животе лезвием пятиконечную звезду. Затем по сценарию она должна себя выпороть, после чего улечься на крест из чистого льда, расположенный под электрическим обогревателем. Однажды бабушка обнаружила Марину без сознания, с опаленными волосами — та репетировала. В Белграде перфоманс был мало кем замечен, однако впоследствии она неоднократно повторяла его в Нью-Йорке, и уж там-то действо оценили.

4. Ритм ноль

1974 год, галерея Морра, Неаполь. На столе Абрамович выложила 72 предмета, в числе которых были роза, нож, заряженный пистолет, ножницы, хлыст, фонарик, виноград, хлеб, яблоки, черная шляпа. Любой из этих предметов можно было использовать как для того, чтобы доставить удовольствие Абрамович, которая стояла там же неподвижно, так и для того, чтобы сделать ей больно.

Разумеется, были и предметы для нейтральных целей, но ни они, ни предметы удовольствия публику не заинтересовали. Как только народ понял, что он может распоряжаться разложенными вещами безнаказанно, он потерял над собой контроль и обнаружил истинную дикую личину. Описание этого перформанса часто цитируется во времена общественных катаклизмов, связанных с силой и влиянием толпы. Все 6 часов Абрамович стояла и не оказывала никакого сопротивления, хотя ее порезали и чуть не застрелили. По истечении 6 часов она двинулась по направлению к выходу и публика ретировалась в испуге — испугалась, что дадут сдачи. Тогда-то, придя в отель, Марина обнаружила свою первую седую прядь волос.

5. Энергия покоя

Строго говоря, перформансы Марины Абрамович можно разделить на две крупных категории — то, что она делала самостоятельно и то, что она делала с Уве Лайсипеном (Улаем), своим партнером и любовником в течение долгих лет.

«Энергия покоя» (1980 г.) — перформанс о доверии в отношениях между мужчиной и женщиной, в ходе которого Улай держал направленный в грудь Марины настоящий, с натянутой тетивой и стелой, лук в течение полутора минут. Именно от биологических реакций, поведения и намерений Улая зависела жизнь Абрамович в этот короткий, но насыщенный эмоциями момент. Ответственность Абрамович выражалась в том, что она держала корпус лука своими руками, отклоняясь и натягивая тетиву. Микрофон безжалостно фиксировал дыхание и сердцебиение обоих партнеров. Позднее Абрамович назвала этот перфоманс одним из самых сложных в ее жизни.

6. Imponderabilia

Перформанс 1977 года, посвященный, как это ни странно, чувствам рождающегося и давлению, которое склонен переживать младенец, выходящий в мир по родовым путям.
Это тем более странно, что сама Абрамович никогда в своей жизни не планировала выходить замуж и рожать детей (хотя состояла в нескольких последовательных браках). Она и Улай обнаженными становятся на входе выставки, создавая собою некую рамку, через которую должен пройти посетитель. Версия с родовыми муками содержится, справедливости ради, во многих информационных источниках, но не у самой Абрамович. Она все объясняет гораздо проще: «посетитель должен проскользнуть между нами, обнаженными, стоящими в проходе — и, возможно, в процессе выбрать одного из нас».

7. Смерть себя (1977 г.)

Еще один перфоманс об отношениях. Стоит сказать, что абсолютно все перфомансы, сделанные Абрамович в паре с Улаем — о той или иной стороне отношений. Здесь условия для партнеров довольно жесткие: они непрерывно целуются, однако это лишь внешняя сторона зрелища.

На самом деле каждый партнер в процессе действия вдыхает лишь то, что выдыхает другой. Такой перформанс не может закончиться хорошим самочувствием участников. Известен случай, когда через 17 минут такого «дыхания» и Марина, и Улай одновременно потеряли сознание (собственно, только о нем и пишут, когда упоминают об этом перформансе).

8. Отношения во времени (1977 г.)

В рамках этого перформанса партнеры сидели, не двигаясь, по 16−17 часов ежедневно все то количество дней, которое предусматривал выставочный график. Они усаживались за полтора часа до прихода публики в зал и сплетали волосы. Сидеть на одном месте в одной и той же позе в течение столь долгого времени — чрезвычайно сложно. От выдержки одного из партнеров всегда зависело положение другого.

9. Расширение пространства (1977 г.)

У этого перформанса есть вариации исполнения. В любом из них все происходит на грани открытого членовредительства. Стоя спиной друг к другу, пара пытается увеличить расстояние между двумя колоннами (которые можно двигать, но зритель об этом не знает) — и в какой-то момент, после серии проб и ошибок, все получается. Выражаясь брутально, обо что они только не бились телами, пытаясь произвести искусство! Об стены. Друг об друга. Об колонны… публику… непонимание. Ссылка на видео

10. Великая стена (1988 г.)

История у перформанса довольно грустная, хотя начиналось все хорошо. В 1980 г. пара Абрамович и Улай решили пожениться. И изначально перформанс задумывался как свадебный и хеппи-эндовый, пара должная была пройти по всей траектории Великой Китайской Стены и после этого уже никогда не расставаться, однако — не сложилось. Они ждали разрешения на посещение Стены от китайских властей. Разрешение было получено лишь через 8 лет. За это время отношения исчерпали себя, и этот грустный факт вылился в беременность переводчицы Улая (собственно, от Улая).

Абрамович и Улай твердо решили расстаться, и перфроманс прошел под совершенно другим соусом.

Бывшие партнеры вышли с разных концов стены навстречу друг другу, встретились на середине, сказали друг другу «Прощай» и разошлись, снова в разные стороны. В этот момент было заложено зерно Нью-Йоркского периода в творчестве Марины Абрамович, поскольку, оставшись в одиночестве, она почти сразу переехала за океан.

Вообще, подводя итог дуэта Абрамович — Улай, стоит сказать, что они создали гораздо больше совместных работ, чем упомянуто здесь


За их плечами — работа «ААА-ААА» 1978 г., где они непрерывно «продуцируют громкий звук на друга», а говоря проще — друг на друга орут, и еще один перформанс об отношениях, где они травмируют друг друга, сталкиваясь обнаженными с разбега, и еще один, где они стоят неподвижно лицом друг к другу в течение всей выставки, касаясь друг друга лишь пальцами в одной точке, снова будучи обнаженными… Увы, упомянуть обо всем, что сделали эти люди перед тем, как расстаться, физически невозможно.

Кстати, еще один социальный «перформанс» ожидал уже разошедшуюся пару в 2015 г., когда Улай неожиданно подал в суд на бывшую подругу и отсудил у нее 250 тыс. евро. Иск выглядел так: «Она постоянно использует мое имя в своей карьере и… не делится». Суд согласился с истцом.

11. Дом с видом на океан (2002 г.)

Столь длительная пауза между значительными работами объясняется довольно просто: расставание, эмиграция, нищета, попытки найти себя в новом обществе. Однако, когда Абрамович, уже в Нью-Йорке, выходит из сумрака, она выходит по-настоящему.
Перформанс «Дом с видом на океан» имитирует практики тибетских монахов. В данном случае «дзен» Марины Абрамович заключается в том, что в течение 12 дней она находится под неусыпным надзором публики, не ест, лишь пьет воду, принимает душ, лежит, стоит, медитирует, но спуститься со сцены до окончания перфоманса не может. Ступеньки трех лестниц, ведущих из трех отсеков сцены в зрительный зал, сделаны из ножей.

12. В присутствии художника (2010 г.)

Один из наиболее известных и часто упоминаемых перформансов (наряду с «Ритмом 0»), подготовка к которому велась неделями. Сам же перформанс продолжался от случая к случаю разное количество дней. Например, в MOMА он длился 2 месяца, и участвовало в сумме 1500 человек плюс одна Абрамович, что физически можно было выдержать только потому, что художнице давали поспать ночью. Смысл действа заключался в том, чтобы посмотреть художнику в глаза. Вот он, сидит напротив — и у каждого есть несколько минут, чтобы прикоснуться ко внутреннему миру творца. При этом противоположная сторона вполне может молчаливо делиться эмоциями с визави, а может и не делиться. Однако широкое паблисити именно этот перформанс получил в отрыве от его основного смысла. Журналисты встрепенулись, когда поучаствовать в нем приехал Улай. Они с Мариной смотрели друг на друга более 3-х минут и совершали то, что в русском языке называется «простить и отпустить».

Они снова и снова проходили свою «Китайскую стену» — в десятках тысяч километров от нее и в десятках лет от тех событий, что были с нею связаны. Несгибаемая Абрамович расплакалась. Интересно, пошла бы она на игру в «гляделки» с Лайсипеном, если бы знала, что каких-то 5 лет спустя он столь вероломно станет с ней судиться?

Перформанс неоднократно повторяли в разных странах, включая Россию (2011 г.). Пока что это последний проект Абрамович, вызвавший столь мощный резонанс. С 2010 г. она занимается воркшопами, обучает будущих художников ее профиля, дает интервью, путешествует, собирает деньги на Институт Перфоманса в Нью-Йорке, с которым, кстати, происходит довольно невнятная история: деньги собраны, а института все нет…

Абрамович на пенсию она точно не собирается.


Недавно СМИ растиражировали новость о том, что Марина Абрамович, чтобы зажечь свечу, находясь от нее на расстоянии одного метра, пропустит через себя миллион вольт. За броской фабулой — время (2020 год), место (Королевская академия художеств Великобритании), и серьезное техническое подспорье — специальный электрошокер, который создаст компания Factum Arte. Говорят, затея эта не опаснее прочих перформансов Абрамович. Плюс к этому ожидается фонтан в форме тела художницы, из которого будет бить кровь.

На тот же 2020-тый назначена и премьера… оперы: ее давний замысел фильма под названием «Семь смертей» должны были воплощать всемирно известные режиссеры (Роман Полански и Алехандро Гонсалес Иньярриту точно были согласны). Дело затянулось, Абрамович переосмыслила: сюжет о том, как певица Мария Каллас «умирает» в семи разных операх, предстанет как оперное действо в Баварской государственной опере и в Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне. Угадайте, кто будет умирать?

Посетителям онлайн галереи artAlebrio доступна удобная возможность участвовать в аукционах от SevenArt.CLUB. На аукционах доступны: живопись, рисунок/графика, скульптура, фотография, элементы декора — от современных авторов. Здесь же можно купить произведения и фотографии напрямую у современных фотографов, скульпторов и художников.

Участвующие авторы в аукционах и других активностях (выставках, конкурсах) привлекают больше внимания к себе и своим работам.

Подписывай на нас в соц. сетях FB, VK, instagram, Telegram, Дзен

«Бабушка перформанса»: как Марина Абрамович ставила на себе эксперименты

«Ритм 0» («Rhythm 0», 1974)

В одной из наиболее сложных и известных акций Абрамович, которую называли «бабушкой перформанса», отвела себе пассивную роль. Она разместила на столе 72 предмета, среди которых — нож, хлыст, ножницы и пистолет с патроном. Художница разрешила посетителям манипулировать ее телом в течение шести часов. Сначала люди вели себя осторожно, но затем почувствовали свою безнаказанность.

«Я чувствовала реальное насилие: они резали мою одежду, втыкали шипы розы в живот, один взял пистолет и прицелился мне в голову, но другой забрал оружие. Воцарилась атмосфера агрессии, — рассказала Абрамович. — Через шесть часов, как и планировалось, я встала и пошла по направлению к публике. Все кинулись прочь, спасаясь от реального противостояния».

close

100%

«Отношения во времени» («Relation in Time», 1977)

Перформанс «Отношения во времени» стал первым совместным выступлением Абрамович и ее партнера Улая (настоящее имя — Франк Уве Лайсипен). Они сплели свои волосы и просидели так на протяжении 17 часов. Зрителей пустили в помещение только за час до окончания действия. Таким образом художники хотели показать, что энергия публики помогает им повысить свои физические возможности.

close

100%

«Расширение в пространстве» («Expansion in Space», 1977)

Встав спиной к спине, обнаженные Абрамович и Улай с силой врезались в тяжелые колонны, которые оказались подвижными. После серии громких ударов им удалось переместить колонны в пространстве. Таким образом художники показали, как они бьются своим телом о множество вещей, пытаясь творить.

«Случайные факторы» («Imponderabilia», 1977)

Перед гостями выставки стояла задача протиснуться между обнаженными Абрамович и Улаем, которые стояли друг напротив друга в дверном проеме. Как ни странно, этот перформанс посвящен переживаниям рождающегося ребенка и давлению, которое он испытывает, попадая в мир через родовые пути.

«Смерть себя» («Death Self», 1977)

Со стороны казалось, что в рамках перформанса «Смерть себя» художники непрерывно целовались. На самом деле они соединили свои рты специальным агрегатом и вдыхали выдохи друг друга. Через семнадцать минут после начала действия у артистов закончился кислород, и они одновременно упали в обморок. Идея перформанса — исследование способности человека поглощать жизнь партнера.

«Для меня важно, что в перформансе все по-настоящему, — сказала Абрамович на одной из лекций. — Энергия реальна, боль реальна, ножи реальны, кровь реальна. Это не театр: вы сами становитесь театром и реквизитом. И это позволяет вам заглянуть глубоко в себя и претерпеть настоящее преобразование».

«AAA-AAA» («ААА-ААА», 1978)

В перформансе «ААА-ААА» Абрамович и Улай кричали друг на друга в течение часа до потери голоса. Идея заключалась в создании максимально громких звуков, насколько это было физически возможно.

«Что интересно, когда ты кричишь, рождаются неожиданные звуки, похожие то на крики ребенка, то на птичьи голоса, звук меняется, пока не выходит из тебя полностью», — говорила Абрамович.

Сначала они издавали одинаковый монотонный звук, но постепенно начали соревноваться в громкости и продолжительности крика. Первым сдался Улай. Когда силы Абрамович были на исходе, они оба вернулись в исходное положение.

«Энергия покоя» («Rest Energy», 1980)

Идея «Энергии покоя» — показать безграничное доверие к партнеру. На протяжении четырех минут Абрамович держала лук, а Улай натягивал тетиву со стрелой, направленной в сердце партнерши. При этом отслеживались их сердцебиения, и оба участника представления слышали сердечный ритм друг друга.

close

100%

«Влюбленные» («The Lovers», 1988)

Отношения Абрамович и Улая начали рушиться после десяти лет личного и художественного симбиоза. В 1988 году пара планировала сыграть свадьбу, встретившись в центре Великой китайской стены. По сценарию перформанса Улай должен был начать свой путь из пустыни, а Абрамович — со стороны моря, символизируя слияние двух стихий. Пока шло согласование этого представления с китайскими властями, пара рассталась из-за многочисленных измен Улая, который женился на забеременевшей от него китаянке. По этой причине смысл перформанса кардинально изменился: пара встретилась в центре стены и навсегда рассталась.

«Балканское Барокко» («Balkan Baroque», 1997)

Этот спектакль Абрамович посвятила памяти погибших в Югославии. В течение нескольких суток она по шесть часов в день мыла 1500 окровавленных костей перед публикой. Иногда во время выступления Абрамович рассказывала о своем родном городе Белграде. За «Балканское Барокко» художница получила премию «Золотой лев» 47-й Венецианской биеннале.

close

100%

«Дом с видом на океан» («The House with the Ocean View», 2002)

Согласившись на участие в этом перформансе, художница провела 12 дней без еды на открытых платформах, подвешенных к стене галереи. Она не имела возможности спуститься, поскольку лестница была сделана из острых ножей.

«Я считаю, что если вы ограничиваете себя, находясь в определенном пространстве, то в нем создается уникальное энергетическое поле, и, таким образом, вы можете изменить пространство на атомном уровне при помощи зрителей и самоощущения своего присутствия в нем. Для перформанса просто очень важна категория «здесь и сейчас», — сказала Абрамович.

close

100%

«В присутствии художника» («The Artist Is Present», 2010)

Идея перформанса заключалась в том, чтобы Абрамович установила контакт с любым желающим. В общей сложности действие длилось 736 часов и 30 минут — за это время художница посмотрела в глаза 1500 зрителям. Также в перформансе принял участие Улай, который смотрел на Абрамович более 3 минут. Не выдержав эмоций, она расплакалась.

Скандальное выступление Марины Абрамович

 

Знаменитый перформанс Марины Абрамович под названием Ритм 0 привлек внимание из-за жестокого и даже опасного для жизни взаимодействия между публикой и пассивно терпящим артистом. В то время как представление началось относительно безобидно, пьеса вскоре превратилась в нечто более зловещее. Печально известная работа является частью серии Абрамовича « Ритм », состоящей из перформансов, которые художник исполнил в 19-м веке.70-е годы. Абрамович шла на значительный риск во время сериала и часто причиняла себе вред, исследуя такие темы, как контроль, его потеря и пределы человеческого тела. Ритм 0 — последняя работа в серии и, возможно, самая опасная.

 

Концепция Ритм 0
Объекты представления Ритм 0 Марина Абрамович, via Sotheby’s

 

Спектакль Rhythm 0 проходил в Studio Morra в Неаполе в 1974 году. Он длился шесть часов. Марина Абрамович предоставила аудитории следующие инструкции:

 

«Инструкции.
На столе лежат 72 предмета, которые можно использовать на себе по желанию.
Производительность
Я объект.
В течение этого периода я беру на себя полную ответственность».

 

В длинный список из семидесяти двух объектов, выложенных для перформанса, вошли:

 

«Пистолет, пуля, синяя краска, расческа, колокольчик, хлыст, губная помада, перочинный нож, вилка, духи, ложка, вата, цветы, спички, роза, свеча, зеркало, стакан для питья, полароид, перо, цепи, гвозди , игла, английская булавка, шпилька, кисть, повязка, красная краска, белая краска, ножницы, ручка, книга, лист белой бумаги, кухонный нож, молоток, пила, кусок дерева, топор, палка, баранья кость, газета, хлеб, вино, мед, соль, сахар, мыло, торт, металлическое копье, коробка с бритвенными лезвиями, блюдо, флейта, лейкопластырь, алкоголь, медаль, пальто, обувь, стул, кожаные струны, пряжа, проволока, сера, виноград, оливковое масло, вода, шляпа, металлическая труба, ветка розмарина, шарф, носовой платок, скальпель, яблоко».

 

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

Этот обширный список показывает, что у аудитории была возможность использовать многие предметы нейтральным, приятным или, по крайней мере, не вредным для них образом. художник. Попросив аудиторию активно участвовать в работе, спектакль поставил под сомнение ответственность зрителей.

 

Ход событий во время представления
Ритм 0 Марина Абрамович, 1974, через The Telegraph

 

Рассказы о том, что именно произошло во время представления, например, как пьеса началась и закончилась, различаются. В то время как одни говорят, что директор галереи объявил, что художник будет пассивен в течение следующих шести часов, другие сообщают, что инструкции были даны только в виде текста на стене. Также неясно, закончилось ли выступление потому, что истекли положенные шесть часов, или потому, что его остановила часть публики.

 

Одно из самых подробных описаний хода событий дал искусствовед Томас МакЭвилли. Он присутствовал во время спектакля и написал, что спектакль «начался скромно. Кто-то повернул ее. Другой человек поднял ее руку в воздух. Кто-то другой прикоснулся к ней несколько интимно». Хотя можно спорить о том, можно ли интимное прикосновение к художнику все еще считать ручным , события вечера быстро изменились к худшему. Мак Эвилли написал, что вся одежда Абрамовича была срезана через три часа. Кто-то ножом перерезал ей шею и выпил ее кровь. Абрамович подвергся сексуальному насилию во время выступления, его носили полуголым и клали на стол. По словам Мак Эвилли, «когда к голове Марины приставили заряженный пистолет, а ее собственный палец возился со спусковым крючком, между группировками зрителей вспыхнула драка».

 

Несмотря на то, что не все зрители участвовали в этих насильственных действиях, кто-то вытирал слезы, а некоторые даже пытались вмешаться, Ритм 0 по-прежнему является примером перформанса, бурная эскалация которого произошла благодаря участию зрителей.

 

Реакция Марины Абрамович на спектакль
«Портрет Марины Абрамович с цветами» Марко Анелли, 2009 г., через Музей современного искусства, Нью-Йорк

 

По словам Марины Абрамович, после окончания спектакля зрители покинули сцену. Люди, очевидно, боялись противостоять ей и немедленно покинули выставочное пространство, когда Абрамович вышла из своего пассивного состояния и подошла к публике по прошествии шести часов. В то время как Абрамович молча терпела действия публики во время Rhythm 0 , она много рассказывала о своих впечатлениях после выступления. Абрамович сказал: «Опыт, который я извлек из этой пьесы, заключался в том, что в своих собственных выступлениях вы можете зайти очень далеко, но если вы предоставите решения публике, вас могут убить».

 

Работа оставила свой след в жизни художника. Когда Абрамович зашла в свой гостиничный номер после спектакля, она посмотрела в зеркало и увидела, что часть ее волос полностью поседела. Абрамович сказала, что у нее до сих пор остались шрамы от Ритм 0 и что долгое время было трудно избавиться от чувства страха. Артистка также рассказала, что благодаря этому перфомансу она научилась, где провести черту и не рисковать лишний раз своим здоровьем и жизнью, как она это делала в течение 9 лет.0007 Ритм 0.

 

Что мы узнали из ритма Абрамовича 0 ?
Ритм 0 Марины Абрамович, 1974, через Музей современного искусства, Нью-Йорк

 

Во времена Rhythm 0 исполнительское искусство уже было известным видом искусства. Несмотря на то, что это было до некоторой степени принято, артистов перформанса по-прежнему заклеймили как ищущих внимания, сенсационных, мазохистских и эксгибиционистских. Статья Абрамовича стала ответом на эту критику. Оставив исход выступления полностью на усмотрение публики, Абрамович возложил ответственность за произведение на зрителей, а не на артиста. Она хотела увидеть, как далеко зайдет публика, если художник ничего не сделает.

 

Остается вопрос, почему зрители делали то, что они, вероятно, не сделали бы в своей повседневной жизни. Абрамович дала зрителям разрешение делать все, что они пожелают, без каких-либо последствий, через свои инструкции, в которых говорилось: « На столе есть 72 предмета, которые можно использовать на мне по желанию, и в течение этого периода я беру на себя полную ответственность. »  Это, однако, не означает, что действия члена аудитории соответствовали их личным стандартам. Большинство зрителей, вероятно, сочли свои действия морально неправильными, поскольку все они покинули сцену, как только Абрамович восстановила свою роль активного агента после выступления.

 

В своей книге Марина Абрамович Мэри Ричардс пишет, что ход событий определялся динамикой групповой психологии. Поскольку зрители действовали как часть коллектива, они могли сохранять анонимную роль внутри группы. Для Ричардса группа, исполняющая свои желания, более опасна, чем ситуация, когда людям придется столкнуться с художником в одиночку. Следовательно, ответственность несет не человек, а группа. По словам Ричардса, это может привести к тому, что члены группы будут поощрять друг друга расширять границы и экспериментировать с предлагаемыми объектами.

 

Запрещается посторонним
Ритм 0, Марина Абрамович, 1974, через Christie’s

 

Зрители, причинившие вред Абрамович во время спектакля, возможно, чувствовали себя оправданными в своих действиях из-за четкого указания артистки о том, что она берет на себя полную ответственность за действия и желания зрителей, что не исключало садистских желаний. Другой аспект, который мог бы стимулировать поведение аудитории, заключается в том, что многие из 72 предметов, таких как пистолет, лезвия бритвы и молоток, предполагали насилие.

 

Результат по-прежнему обескураживает, учитывая, что Абрамович, похоже, сильно переживала во время представления и что она также предоставила публике предметы, которые можно было использовать, чтобы доставлять удовольствие. Вредил ли зритель Абрамовичу или просто стоял и ничего не делал, им все равно приходилось сталкиваться с моральными последствиями своего поведения.

 

В книге Никаких невинных свидетелей: Перформанс и аудитория , Фрейзер Уорд обсуждает сложные отношения между перформансом, артистом и публикой. По словам Уорд, пассивность Абрамович и отказ от самоидентификации во время выступления позиционировали ее как Другого и в некотором смысле вне группы. Он сравнил ее статус с homo sacer Джорджио Агамбена, который описывает голую жизнь, которую можно включить или исключить из социально-политического порядка. Для Опеки Ритм 0 поставил зрителей в очень неудобное положение суверена, который может решить, жить кому-то или умереть, и который может утвердить или отвергнуть ценность существования Абрамовича.

 

Объективация и феминизм в Ритм 0
Ритм 0, Марина Абрамович, 1974, Delphian Gallery, Лондон

 

В инструкциях Абрамович ясно говорит: Я объект. Ее статус объекта, а не человека, подтверждается пассивным поведением Абрамович и тем, что зрители проявляют к ней свои желания. Сама артистка говорила, что была там как марионетка. Объективация тела Абрамович, образы женщины, переживающей насилие и сексуальные домогательства, кажется, решают феминистские проблемы. Однако Марина Абрамович не обязательно согласна с такой интерпретацией. Она сказала, что никогда не думала, что это была женская энергия, которая двигала произведением, и что мужество сделать это произведение казалось более мужским с ее точки зрения.


Rhythm 0 тем не менее показывает женское тело, объективированное и превращенное в товар как произведение искусства. Он предназначен для того, чтобы зрители брали, изменяли и использовали его по своему желанию. Эксплуатируя ее тело и решая ее, спектакль затрагивает феминистские вопросы. Феминистская интерпретация Rhythm 0 кажется еще более уместной, если взглянуть на то, как критически восприняли представление в то время. Работа Абрамович как художницы была особенно подвержена цензуре. Мало того, что к Абрамович не относились так серьезно, как к ее коллегам-мужчинам в мире искусства, СМИ также высмеивали ее. Сербское издание Еж написал, что Марина Абрамович не так уж и плоха, чтобы смотреть на и что кто-то может «использовать» ее . Аудитория на самом деле , использующая и объективирующая тело Абрамович, иллюстрирует феминистский оттенок спектакля. Глядя на этот знаменитый перформанс, мы можем узнать о феминистской важности работы, возможной опасности пагубной групповой динамики и сложной этической ответственности, которую мы несем по отношению к другим людям вокруг нас.

«Ритм 0» — Глядя на художественное перформанс Марины Абрамович 1974 года

Ритм 0 — так назывался художественный перформанс Марины Абрамович 1974 года. В инсталляции перформанса Марина Абрамович стояла неподвижно, поскольку публике предлагалось делать с ней все, что они хотели, с одной из 72 вещей, которые она поставила на столешницу. Перо, роза, духи, хлеб, мед, виноград, ножницы, вино, скальпель, металлический стержень, гвозди и пистолет с одним патроном были среди предметов, включенных в Ритм Нулевой . Сегодня мы будем изучать анализ Rhythm 0 и основные факты.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 РИТМ 0: Марина Абрамович 1974 года
    • 1,1 Введение в Марина Абрамович
  • 2 Abrytm 0 Анализ
      2
    • 2 Areabm 0 Анализ
      • 23232.1 2.11.11.11.11.11.1.11.1.102.1. 2.2 Неустойчивые отношения между исполнителем и его аудиторией
      • 2.3 За рамками перформанса
    • 3 Часто задаваемые вопросы
      • 3.1 Кто такая Марина Абрамович?
      • 3.2 Почему художественный перформанс Марины Абрамович 1974 года важен?

     

     

    Ритм 0 : Арт-перформанс Марины Абрамович 1974 года

    По словам Марины Абрамович, задача довела ее тело до предела. Сначала гости были любезны, приносили ей цветок или целовали. Все началось достаточно спокойно. Ее кто-то обернул. Ее руки были подброшены в воздух кем-то. Кто-то установил с ней личный контакт. Ночь в Неаполитанце начала накаляться. Вся ее одежда была срезана с нее в третий час острыми лезвиями.

    На четвертом часу те же лезвия начали прощупывать ее плоть. Ей перерезали горло, чтобы можно было высосать кровь. Ее тело подверглось ряду мелких сексуальных атак. Она не стала бы возражать против изнасилования или убийства, так как была так предана этому произведению. В толпе образовалась защитная группа в ответ на ее отказ от выбора и неявный надлом человеческой психики. Между группами зрителей вспыхнул бой, когда к ее виску было прижато заряженное оружие, а ее палец был закручен вокруг спускового крючка.

    Итак, кто стоит за этим произведением?

     

    An Introduction to Marina Abramović

    Nationality Serbian
    Date of Birth 30 November 1946
    Date of Death N /A
    Место рождения Белград, Сербия

    Марина Абрамович выросла в Югославии у родственников, которые были партизанами во время Второй мировой войны и в конечном итоге работали на коммунистический режим Иосипа Броза Тито. Она начала изучать искусство в Белградской академии изящных искусств в 1965 году. Тем не менее, в конце концов она была заинтригована потенциалом перформанса , особенно способностью использовать свое тело как средство для творческих и духовных открытий. Абрамович разработала серию необработанных перформансов, в которых ее тело использовалось как в качестве темы, так и в качестве средства, после того, как она закончила аспирантуру в 1919 году.72.

    Эти работы вызвали споры не только из-за их опасности, но и из-за частого обнажения Абрамович, что станет характерной чертой ее творчества в последующие годы.

    Абрамович уехал в Амстердам в 1975 году и год спустя начал работать с Франком Уве Лайзипеном, исполнителем-единомышленником из Германии. Гендерная идентичность была важной частью их сотрудничества. Пара также много путешествовала, и их Nightsea Crossing (1987), длительный акт взаимного сосредоточения и медитации, проводился более чем в дюжине различных мест по всему миру. Когда в 1988 году они решили расстаться, они создали перформанс, в котором отправились с противоположных концов Великой Китайской стены и собрались в центре, чтобы попрощаться в последний раз.

    К 2005 году она начала размышлять о будущем перформанса, среды, в которой отдельные работы обычно не имели жизни вне своей первоначальной постановки, за исключением случайного сохранения видео.

    В том же году Абрамович исполнила Seven Easy Pieces , серию воссозданий или повторных исполнений важных проектов ее собственного и нескольких других исполнителей в попытке противостоять тенденции. Работы Абрамович были предметом широкой ретроспективы в MoMA в 2010 году. Абрамович представила перформанс Artist is Present для шоу, в котором она спокойно сидела, пока посетители музея по очереди сидели напротив нее и смотрели на нее, пока она смотрела. назад. Длинные очереди посетителей образовались в результате возможности поучаствовать в проекте.

    Марина Абрамович во время исполнения Художник присутствует в Музее современного искусства в мае 2010 года; Шелби Лессиг, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

    В августе 2016 года Абрамович вызвала возмущение, когда были распространены выдержки из первоначальной версии ее автобиографии, в которых она сравнила аборигенов с динозаврами и указала, что у них большие туловища. что, по-видимому, является лишь одним из плохих результатов их взаимодействия с западной культурой, — это способ питания с высоким содержанием сахара, от которого их сосуды и ноги становятся толстыми.

    «Я очень уважаю аборигенов, которым я всем обязана», — сказала она в ответ на шумиху в социальных сетях.

    Марина Абрамович в Стокгольме, 2017 г.; Frankie Fouganthin, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

     

     

    A

    Rhythm 0 Analysis

    Marina Abramović performed Rhythm Zero , one of her most severe performances, in 1974 at the Galleria Studio Morra в Неаполе, взяв на себя полную ответственность и позволив публике использовать вещи на столе по своему усмотрению. Шестичасовой спектакль быстро превратился в неуправляемое и жестокое зрелище, имитирующее женскую эксплуатацию и динамику власти.

    Часть аудитории участвовала в нанесении вреда экспериментальному поведению на теле артиста, используя 72 предмета боли и удовольствия по своему усмотрению. Хотя против агрессоров быстро возникла защитная группа, только к концу периода последние вновь осознали свою человечность.

    Публика вылетела из студии, когда работа подошла к концу. Перформанс стал символом преднамеренной уязвимости и разоблачения, отражая стремление художника выйти за любые границы, одновременно формируя двусмысленный завет между создательницей женщины и ее аудиторией. Кроме того, ход спектакля отражает более широкие социальные темы и раскрывает истины о человеческой природе, власти, разрешениях и ответственности, которые особенно актуальны в нашей современной культуре.

    Но самый важный вопрос, который необходимо решить, заключается в следующем: как перформанс «Ритм 0» может раскрыть основные социальные проблемы, анализируя преднамеренную и неоднозначную уязвимость женщины как художника?

     

    Уязвимость и незащищенность: стремление преодолеть границы

    Как указано в инструкции, исполнительница решает предоставить свое тело в распоряжение публики. Она повторно присваивает уязвимое положение женщин и наделяет себя силой, предлагая свое намеренное согласие, будучи одновременно субъектом и объектом желаний аудитории. Ее тело служит сексуализированным желанным объектом для мужчин, а также средством общения и неповиновения мужскому взгляду и раскованному поведению в представлении.

    Художница сохраняет контроль над обстановкой перформанса посредством того, что она выбирает, своих публичных заявлений и соглашений, а также заранее определенного времени, следуя модели Джона Кейджа: оба обозначают конец и начало их перформанса. Марина Абрамович, с другой стороны, всегда не решалась называться феминисткой и не была частью феминистского движения 1970-х годов. К перформансу нельзя подходить только с феминистской точки зрения, поскольку она не считает свое искусство феминистским.

    Такая уязвимость может быть результатом большого наследия самобичевания, чистки и мифов, а также военной концентрации и стойкости, которым она научилась во время ее воспитания в коммунистической Югославии, а затем от многочисленных кланов и народов.

    Абрамович исследует механику тела, настойчивость и агонию, включая уровень личной опасности и страдания, преодолевая умственные и физические ограничения. Но это также и метод освобождения от внешних ограничений, ведущий к трансцендентности и уникальному творческому и духовному озарению: теоретическая работа и перформанс, в которой время используется как средство для метаморфоз и трансцендентности.

     

    Неустойчивые отношения между исполнителем и его аудиторией

    Уязвимость публики создает соглашение между артистом и аудиторией, которое выражается через связь и доверие. Аранжировка спектакля, а также реакция публики делают энергичный разговор со зрителем в этом сценарии неоднозначным. Неоднозначность отношений начинается с выбора художником предметов: одни на радость, другие на агонию и даже на смерть.

    При воспроизведении фрейдовских концепций Эроса и Танатоса, двух фундаментальных побуждений, с которыми борются люди, границы дуализма размыты, исследуя процессы угрозы и соблазна.

    В балансе сил, который он подразумевает и исследует, заключенный контракт также неоднозначен. Rhythm 0 был создан в ответ на садистскую и сенсационную критику художника. В результате эта пьеса дала возможность переосмыслить технику исполнения и функцию публики. Это экспериментальное участие фокусируется на ограничениях аудитории, позволяя аудитории полностью контролировать ход представления и взращивая бесстрастность исполнителя.

    Это похоже на цель перформанса Герберта Блау: погрузить публику в самое сердце творческого акта. Контракт неоднозначен из-за своей непредсказуемости, что проявляется в выступлениях Абрамовича, которые всегда строят новые сценарии, которые никто никогда не испытывал: «они должны соединиться в совершенно новой местности и развиваться из этого вечного времени, проведенного вместе».

    Вопреки ожиданиям, действия и эмоции публики сделали выступления скандальными: несколько интимных заигрываний быстро превратились в неконтролируемые и опасные действия для исполнителя.

    Нельзя упускать из виду тот факт, что художницей является женщина: это влечет за собой динамику власти в дополнение к ранее рассмотренной уязвимости. В рамках патриархальной культуры этот гендерный компонент может усилить дисбаланс власти и рационализировать крайние риски, которым подвергается тело художника. Позже Абрамович исследовал неравные отношения между женщинами и мужчинами в Rest Energy. В результате оба шоу используют искусство для решения более крупных социальных проблем.

     

    Beyond the Performance Art Partment

    Таким образом, тело Абрамович также является средством проверки человеческих умственных и моральных границ. Абрамович исследовала социальное действие и ответственность через опасность для ее собственного тела в этом произведении и ее принятие этого риска. Благодаря отсутствию надзора, полной самоотдаче художника и, как следствие, видимости действий без последствий, обрамление спектакля и беспримерная творческая смелость создают научный эксперимент, раскрывающий человеческую природу.

    Спектакль выдвигает на первый план более крупный культурный феномен с властью и ее злоупотреблениями, а также отсутствием ответственности.

    Некоторые люди проявляют свою внутреннюю крайнюю агрессию, когда им предоставляется свобода действий без ограничений. Артистка была прикована к столу с ножом между колен, ее одежда была изношена, кто-то резал ее и выпивал ее кровь, а после третьего часа она даже наблюдала небольшие сексуальные домогательства. Спектакль не только изображает эксплуатацию женщины и анималистическую сторону человеческой натуры, но также демонстрирует наличие групповой динамики: в какой-то момент две группы, опекуны и агрессоры, поссорились, что привело к драке. В результате это ставит под сомнение нашу способность реагировать на отвратительные действия, такие как сексуальное насилие.

    Может быть установлена ​​связь между состоянием ума и позицией артиста и психическим состоянием и позицией жертв изнасилования: происходит тот же процесс диссоциации, позволяющий потенциальным насильникам полностью контролировать человека. Позже Абрамович указала, что она чувствовала себя крайне оскорбленной, а Томас МакЭвилли заметил, что она была настолько предана работе, что не стала бы бороться с нападением или убийством. Кроме того, представление представляет собой яркий пример понятия подотчетности. Художник пришел в себя через положенные шесть часов, и «все разбежались, чтобы избежать реальной встречи».

    Публика была «неспособна противостоять ей как личности», как будто заново открыла нарушенные моральные законы и осознала их общечеловеческую природу. Когда публика видит выражение лица Марины, она видит себя и свою собственную мораль, отраженную в них, как если бы она была превращена в зеркало для проекции публики, так что то, что проецируется на нее, страсть, чувство страха или что угодно, на что она может отреагировать, прыгнув в это высшее «я».

    Бегство враждебно настроенных зрителей неизбежно из-за их беспокойства быть вовлеченными в процесс и легкости, с которой они могут обесценить художницу.

    Даже если Абрамович не считает себя « художницей », это финальное выступление можно рассматривать как противостояние мужской агрессии против женского тела и мозга. Марина Абрамович решила принять физическую и психологическую уязвимость, чтобы раздвинуть свои границы и создать обмен энергией со зрителями.

    Марина Абрамович (награжденная Австрийской наградой за науку и искусство в 2008 г.) на показе фильма Марина Абрамович: Художник присутствует во время Венского международного кинофестиваля в 2012 году, Гартенбаукино; Манфред Вернер / Цуй, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

    Настройка позволила создать представление, основанное на ответах и ​​движениях аудитории, противодействуя сенсационной точке зрения актеров. Связи власти, подчеркиваемые и устанавливаемые в ходе этих дебатов, неоднозначны, сбивая с толку положение женщины-художницы как объекта и субъекта.

    Помимо этих уязвимостей и творческого контракта, поведение спектакля иллюстрирует склонность людей злоупотреблять властью, когда у нас есть на это право. Когда к Марине Абрамович возвращается осознание и, следовательно, человечность, зритель больше не сталкивается с инаковостью, если не с самим собой, что затрудняет понимание совершенного насилия.

    Рассмотрим работу Йоко Оно Cut Piece , в которой художница исследует партиципаторное искусство, предлагая зрителям разрезать ее одежду. Оба спектакля ставят под сомнение хрупкость и объективацию женского тела, а также то, как зрители и участники взаимно становятся объектами друг друга.

    Нулевой ритм также способствует мета-размышлению о цели искусства . Если этот перформанс отражает актуальные проблемы и исследует новый вид перформанса, он также ставит под вопрос границы искусства. Является ли это искусством, когда публика почти полностью определяет произведение искусства или когда презентация становится простой демонстрацией гендерных паттернов насилия?

     

    Марина Абрамович, перформансистка, на шесть часов предоставила свое тело и жизнь полностью в распоряжение незнакомцев, превратив себя в объект, который можно эксплуатировать по своему усмотрению. Она взяла на себя обязательство оставаться абсолютно пассивной, пока испытание не будет завершено. Прямых последствий для зрителей не было. Марина Абрамович, никому не известная перформансистка, проживавшая в то время в Советской России, исполнила одно из самых спорных, интересных и рискованных перформансов в истории искусства в 1919 году.79. Она назвала его «Ритм 0», и это было как произведение смелого современного искусства, так и гигантский социальный эксперимент, который приподнял завесу над человеческой природой и обнажил последствия того, что мы доверили свои тела незнакомцам.

     

     

    Взгляните на нашу веб-историю Марины Абрамович Ритм 0 здесь!

     

     

    Часто задаваемые вопросы

     

    Кто такая Марина Абрамович?

    Марина Абрамович родилась в 1946 в Белграде, Югославия. Абрамович, новатор перформанса как формы чувственного искусства, использовала свое тело и как тему, и как форму медиа в своих постановках, чтобы проверить свои физиологические, психологические и эмоциональные границы, часто пытаясь выйти за них и даже выйти за их пределы. рискуя своей жизнью в погоне за новым осознанием, просветлением и самопреобразованием. Ее работа заинтриговала, привлекла, а иногда и оттолкнула живую аудиторию из-за ее выносливости и страданий, а также повторяющегося поведения, длительной деятельности и активных публичных обменов и энергичных разговоров.

     

    Почему художественный перформанс Марины Абрамович 1974 года важен?

    Ключевые идеи жизни и смерти — это повторяющиеся сюжеты, которые часто подчеркиваются включением символических графических подсказок или реквизита. В то время как некоторые из ее картин вдохновлены ее собственным прошлым, другие вдохновлены более недавними и настоящими событиями, такими как сражения в ее стране и других регионах мира.