Удивительное творчество и биография Марии Приймаченко
Мария Овксентьевна Примаченко — мастер украинского «наивного искусства», через всю жизнь пронесла жажду творить, непреодолимую потребность делиться своими открытиями с людьми. Она из тех художников, которые создавали неповторимый мир собственных образов, мир красоты, искусно выражала те чувства, что живут в народе, в его фольклоре и мыслях.
Детство художницы
Болотня — родное село Марии Приймаченко — находится в 80 км от Киева. Именно здесь в январе 1909 года родилась художница. Ее отец был столяром, а также занимался резьбой по дереву. А мать была известной рукодельницей вышивки: вышитые сорочки ее производства носила вся семья. Бабушка Марии тоже занималась творческой деятельностью — она раскрашивала писанки.
Первые творческие способности в Марии проявились еще в раннем детстве: она увлекалась рисованием цветов на песке. А затем начала расписывать хаты синими узорами. На стенах домов красовались жар-птицы и расцветали фантастические цветы. Односельчанам приглянулись эти рисунки, которые так красиво смотрелись на стенах и печах.
Спустя время будущей художнице начали поступать первые заказы: соседи просили украсить их дома такими же удивительными узорами. Съезжались даже жители соседних сел, чтобы полюбоваться ее творчеством.
Мировоззрение и позитивное восприятие жизни художницей
Биография Марии Примаченко не обошлась без трудных моментов в жизни. В детстве художница болела страшной болезнью — полиомиелитом, что наложило свое негативное отражение на судьбу мастерицы. Мария всю жизнь передвигалась на костылях. Этот факт повлиял и на живописную манеру автора. Невыносимая физическая боль в совокупности с безудержной творческой фантазией и стремлением к жизни выливались в причудливые образы. Сейчас это носит название арт-терапии. Противостояние радости и боли, добра и зла, тьмы и света наблюдаются в каждом полотне Марии Приймаченко.
У художницы был довольно строгий характер, но она приветливо относилась к людям. Иногда Приймаченко дарила гостям своего дома картины. Для Марии существовало два мира. В первом жили все, а второй, внутренний, принадлежал только ей.
Ее мир был наполнен разными фантастическими существами, здесь пели дивные птицы, рыбы научились летать, на лугу паслись радужные коровы с глазами человека, а добрый храбрый лев был защитником от врагов.
Начало творчества Марии Примаченко
Художница стала известной с 1936 года, когда впервые в Киеве на Всеукраинской выставке народного искусства экспонировались ее работы «Звери с Болотни». Марии присудили диплом I степени. Здесь она начала увлекаться керамикой и продолжила заниматься вышивкой и рисованием. В частности, написала ряд замечательных картин: «Бычок на прогулке», «Синий лев», «Пегий зверь», «Зверь в красных сапогах» 1936-1937 гг., «Осел», «Баран», «Красные ягодки», «Обезьяны танцуют», «Два попугая» и др. (1937-1940 гг.).
Образы этих работ поражают своей сказочностью, волшебством и фантастичностью. В их основе заложены фольклорные легенды, рассказы из жизни и народные сказки. В ее произведениях переплелись реальность и фантастичность. Звери, цветы и деревья наделены способностью разговаривать, они борются за добро и противостоят злу — все, как в сказке.
Птицы тоже обладают сказочными свойствами: они у нее причудливых форм, замысловатых очертаний, что напоминают цветок, а крылья украшены вышивкой. Все звери и птицы у Марии солнечные, красочные, радуют глаз своей позитивностью («Захотел слоник моряком быть», «Молодой медведь по лесу ходит и людям зла не делает»).
Творчество в военный и послевоенный периоды
В период войны Мария Примаченко прерывает свои творческие занятия и возвращается в родное село. Здесь она пережила страшные годы своей жизни. Война забрала у нее мужа, который не смог увидеться со своим сыном. В послевоенный период художница постоянно живет в Болотне, превратив родительский дом в мастерскую. 1950-м годом датируется вышитые ею панно «Павы в винограде» на голубом фоне, на коричневом «Две яблони», а также росписи: «Два удода в цветах», «Украинские цветы». В 1953-1959 годах известными стали рисунки Марии Приймаченко «Кот в сапогах», «Павлин», «Журавль и лиса», «Пастухи». Эти произведения свидетельствуют о совершенствовании образной манеры Примаченко.
Творчество 70-80-х годов
Особый расцвет ее творчества приходится на начало 70-х годов. Если раньше художница изображала реальных зверей, то в 70-80-х гг. в ее работах появляются фантастические звери, которых в реальности не существует. Это и четырехглавый древний болотный зверь, и болотный рак, и Хорун, и прус, и дикий горботрус, и дикая волезаха. Название дикого чаплуна она мотивировала словом «чапати». Делается акцент на лапах зверя, которые могут продираться через ольховые заросли. Есть звери фиолетовые, черные, синие; грустные, веселые, улыбающиеся, удивленные. Есть звери с человеческими лицами. Злыми являются звери-аллегории. Так, фиолетовый зверь в «буржуйской» фуражке, разрисованный стилизованными бомбами, злостно оскалился, показывая острые зубы и длинный хищный язык («Будь проклята война! Вместо цветков растут бомбы», 1984 г.).
Особенности стиля
Работы художницы являются сочетанием всех возможных художественных стилей ХХ века: импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма. Одна из любимых тем Марии Приймаченко, к которой она часто обращалась, — космическая. Она любила звездное небо и населяла его своими крылатыми существами — горбунком, русалками, птицами. Даже на Луне она сажала огороды, лелея свои волшебные мечты. Ее чудесный мир был волшебным и неповторимым, уникальным и сиявшим, искренним и добрым, как она сама.
Творчество народной художницы учит людей замечать красоту во всем. Она стремилась показать каждому человеку в отдельности, как важно даже в старости оставаться детьми, сохранять умение удивляться и видеть живую заинтересованность во всем, что происходит вокруг. Произведения Марии Приймаченко действительно возвращают нас в период детства. На них нет ничего лишнего, мы видим только неудержимую фантазию женщины с поразительной душой, с отображенной на картинах народной энергетикой.
Когда Марию спрашивали о том, зачем она рисует несуществующих животных и цветы, она отвечала: «Зачем рисовать такими, какие они есть, они и так красивые, а я свои рисую на радость людям. Так хочется, чтобы больше людей смотрели рисунки и чтобы всем нравились».
Гениальность художницы
Мир искусства открывал удивительное творчество Марии Примаченко минимум два раза. Первый раз художница обрела популярность в 1935 году в рамках кампании поиска талантов среди народа. Тогда работы сельской мастерицы привлекли внимание столичной рукодельницы Татьяны Флору, которая собирала шедевры народного искусства для выставки. В результате художница с успехом работает в киевских экспериментальных мастерских. Талант художницы способствовал тому, что она освоила навыки лепки и раскрашивания изделий из глины.
Работы художницы быстро начали набирать популярность и за границей. С удивительными зверями могли познакомиться посетители московских, пражских, монреальских, варшавских и других европейских выставок. Ценителям искусства демонстрировали рисунки Марии Приймаченко «Два попугая», «Черный зверь», «Пес в кепке», «Зверь в красных сапогах», «Бык на прогулке», «Красные ягоды».
Всемирная выставка Марии Приймаченко, что состоялась в Париже, принесла украинской художнице большую славу, за что она была награждена золотой медалью. Именно во французской столице с работами художницы впервые ознакомились маститые коллеги, такие как Пабло Пикассо и Марк Шагал. Они по достоинству оценили ее творчество и даже начали использовать для своих произведений похожие мотивы.
Второй раз талант народной художницы открыли в 60-х годах. Этому способствовали известный искусствовед и драматург Григорий Местечкин, а также журналист Юрий Рост. Статья о творчестве Марии Примаченко, которая была опубликована журналистом в газете «Комсомольская правда», повторно сделала ее популярной.
Смерть художницы
На 89-м году жизни выдающаяся художница умерла. Но, к счастью, род Приймаченко-художников продолжился. Ее лучшим учеником был сын — Федор, ныне заслуженный художник Украины. Пошли ее путем и внуки — Петр и Иоанн. Сегодня они молодые, талантливые художники, каждый яркая индивидуальность. Вырастая рядом с такими мастерами, как их бабушка и отец, они переняли все самое лучшее.
Увековечение памяти Марии Примаченко
Именем народной мастерицы назвали малую планету 14624 Примаченко. Такое название предложил Клим Чурюмов. В честь известной художницы была выпущена в 2008 году юбилейная монета. Годом позже в Киеве бульвар Лихачева переименовали в бульвар Марии Приймаченко. В городах Бровары, Сумы и Краматорске есть улицы, названные в честь Марии Примаченко.
творчество, личная жизнь и необычные факты
13 января 1909 года в селе Болотня под Киевом родилась Примаченко Мария Алексеевна. Сегодня ей было бы 110 лет, но она дожила только до 88. За это время Мария нарисовала сотни картин, которые вошли в историю мирового примитивизма. Ее история — трогательная, удивительная и невероятная.
Как же простой сельской девушке удалось стать художницей с мировым именем.
Детство Марии Примаченко
Художница всегда утверждала, что фамилия ее — Приймаченко, потому как отец ее был усыновлен, родители в таком случае называются «приймаками». Записали ее как Примаченко из-за того, что так фамилия была более русскоязычной, а ведь в те времена Украина не была независимой и семье пришлось мириться с таким написанием.
Семья у нее была творческой: отец работал плотником, а мать шила и вышивала. Все ходили в вышиванках, сшитых мамой Марии Прасковьей.
В раннем детстве Мария заболела полиомиелитом. Из-за этого она не могла работать в поле, а потому все свободное время использовала для творчества. К тому же, сама художница утверждала, что после перенесенной болезни у нее обострились зрение и слух.
Творчество Марии Примаченко
Начала рисовать Мария, разрисовывая хаты: сначала свою, а потом, когда соседи восхитились ее умением — и их. Первым гонорарам девушки был поросенок, который спас всю семью в голодную зиму.
В ТЕМУ: Митрополит Епифаний — кто он и что о нем известно
Она начала рисовать картины, вышивать и создавать керамические скульптуры.
В 1936 году о талантливой художнице узнала киевлянка Татьяна Флору, она пригласила Марию в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства.
Жанр, в котором рисовала Примаченко, примитивизм, был на тот момент весьма популярен. В разные времена его также представляли такое известные художники, как Анри Руссо и Нико Пиросмани.
Интересно, что зверей, которых она изображала на картинах, Примаченко часто никогда не видела. Просто описывала то, что слышала о них. Потому не хотела ходить в цирки или зоопарки, чтобы не переставать фантазировать.
В этом же году ее награждают дипломом первой степени за участие в выставке народного искусства, после ее работы начинают активно выставляться в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге.
За жизнь она создала более 500 работ: в том числе скульптур и керамических фигурок. Также Мария Примаченко преподавала прикладное искусство в собственной студии.
Марию Примаченко наградили званием заслуженного деятеля искусств УССР, а в 1988 году — званием народного художника УССР, а также национальной премией им. Тараса Шевченко.
В 1986 году дом Примаченков оказался на границе 30-километровой Зоны отчуждения после чернобыльской трагедии. Это вдохновило Марию создать знаменитую чернобыльскую серию работ.
Личная жизнь Марии Примаченко
У Марии Примаченко была одна любовь: односельчанин, лейтенант пехоты Василий Маринчук. Его призвали на фронт прежде, чем они успели сыграть свадьбу. Там, на фронте, он получил известие о рождении сына и написал радостное письмо в ответ. Это было последнее письмо Василия, после Марии пришла похоронка без точного указания места погребения (где похоронен ее любимый, она так никогда и не узнает).
После этого Мария вышила черными цветами скатерть, постелила ее на стол и надолго отказалась рисовать.
От этой любви у Марии остался сын Федор, который всегда был матери другом, учеником и опорой. Он тоже стал художником, как и его дети.
Мария всегда была скромной женщиной, категорически отказывалась брать деньги за свои работы и только дарила их. Потому с сыном они жили в бедности. За жизнь Мария получила только три подарка: патефон, железную кровать и автомобиль Запорожец. Но не стала на нем ездить, а просто поставила во дворе, предварительно подарив шины соседям.
Чтобы как-то прокормить себя с сыном, Примаченко шила свадебные платья.
Но никогда не снимала мерок, делая их на глаз, а также не пользовалась ножницами, отрывая ткань руками. Но больших денег она никогда не желала. Первую же крупную премию она целиком передала в Фонд мира.
Мария мечтала однажды разрисовать своими картинами киевские дома.
Ее часто сравнивали с Пикассо, но когда она увидела его картины, только сказала: «У нас в селе такого бы не поняли».
Умерла Мария Примаченко в 1997 году в возрасте 88 лет в родном селе.
2009 год ЮНЕСКО провозгласил годом Марии Примаченко.
Мир фантасмагорий Марии Примаченко: lovers_of_art — LiveJournal
12 января 2019 года исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся украинской народной мастерицы Марии Примаченко. К этой дате Национальный музей украинского народного декоративного искусства, в фондах которого хранится более 650 произведений художницы, подготовил выставку «Мария Примаченко. Фантасмагории». В экспозиции — более ста работ, и акцент сделан на малоизвестных широкой публике произведениях.
Выставку «Мария Примаченко. Фантасмагории» в Национальном музее украинского народного декоративного искусства можно посетить до 24 марта 2019 года.
Мария Примаченко
Мария Авксентьевна Примаченко (иногда Приймаченко), (30 декабря 1908 (12 января) 1909 — 18 августа 1997) — украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представительница «народного примитива» («наивного искусства»).
Мария Примаченко родилась в селе Болотня Киевской области. В 1935 — 1936 годах училась и работала в группе мастеров при Центральных экспериментальных мастерских. На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Примаченко были удостоены золотой медали. Далее последовали награды в родном Отечестве: звания Лауреата Государственной премии им. Тараса Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница всю жизнь провела в родном селе. Мария Авксентьевна ушла из жизни в 1997 году.
Творчество художницы на выставке показано в ретроспекции — представлены работы с 1936 по 1988 годы. Волшебные образы ее композиций переносят зрителя в мир народной фантазии и древних верований, переосмысленных и заново рожденных творческим воображением мастера. Вместе с тем они родственны традиционному украинскому народному искусству — еще один штрих, который делает произведения Марии Примаченко уникальными и узнаваемыми.
Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко само упало в рот, а воно його — у лоб! — 1968
Лежебока лёг под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а оно его — в лоб! — 1968
Мария Авксентьевна подписывала свои работы «М. П.», а на обратной стороне помещала названия в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий. Писала их на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — она окончила только четыре класса школы. Простые, по-хорошему наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно:
«Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет».
Медведица с малышом
Надпись на обратной стороне рисунка «Медведица с малышом»
Впервые на выставке показывают два альбома рисунков, созданных художницей в 1940-е годы — это уникальные экспонаты, ведь произведений Марии Примаченко, созданных в годы войны, практически не сохранилось. А «пролистать» альбомы посетителям позволяет специально подготовленное слайд-шоу.
Альбом с работами Марии Примаченко — 1940-е годы
Мария Примаченко — признанный во всем мире мастер «наивного искусства». Её работы показывали в Париже и Праге, Варшаве и Монреале. Рассказывая о художнице, часто приводят такую историю: увидев работы Примаченко на Всемирной выставке в Париже в 1937 году (удостоенные, к слову, золотой медали), Пабло Пикассо сказал:
«Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». И добавил, что если бы Примаченко жила во Франции, она могла бы быть известнее, чем он.
Второй из любимых фактов о Марии Примаченко — то, что экзотических зверей она видела лишь по телевизору, а в зоопарке не была — окружение не приветствовало эту идею, чтобы художница по-прежнему создавала «невиданных зверей», а не рисовала обычных львов, обезьян и крокодилов.
Мария Примаченко — «Хорошо я пишу»
Работы Марии Примаченко на выставке
На выставке в Национальном музее декоративного искусства посетители могут не только пройтись по залам и рассмотреть редкие работы художницы: для них демонстрируются фильмы о мастерице, а также мультфильмы, созданные по мотивам ее картин, а для детей подготовлена экскурсия-игра «Рисуем в стиле Марии Примаченко».
Мультфильм «Свято» (Праздник), снятый на основе рисунков Марии Примаченко
Создавая свои работы, Примаченко использовала самые обыкновенные материалы: рисовала в альбомах и на ватмане, акварелью и гуашью. Ее ранние работы в основном выполнены акварелью, они не слишком яркие по цветам.
Позже художница стала работать на листах большего формата и полюбила яркие, насыщенные тона гуаши, заполняя красками всю поверхность рисунка.
Работы Марии Примаченко
Волшебные образы Марии Примаченко входят в повседневную жизнь, её чудо-звери украшают открытки, календари, эко-сумки. А к Новому году в честь юбилея художницы на киевском Подоле установили декоративные фигуры, созданные по мотивам ее работ.
Мир фантасмагорий Марии Примаченко
110 лет со дня рождения Марии Примаченко / выставка «Мария Примаченко. Фантасмагории» — Арт
«Мария подписывала свои работы „М. П.“, а на обратной стороне помещала названия в виде стихов, поговорок, присказок или пожеланий. Писала их на народном наречии, не соблюдая правил пунктуации и грамматики — Мария Примаченко окончила четыре класса школы. Простые, по-хорошему наивные, эти подписи звучат остроумно и забавно. „Медведица с малышом на курортах. А медведь лапу сосет. Горе тому, мужику, который готовить не умеет“…» — биография художницы в Артхиве.
Творчество художницы на выставке показано в ретроспекции — представлены работы с 1936 по 1988 годы. Волшебные образы ее композиций переносят зрителя в мир народной фантазии и древних верований, переосмысленных и заново рожденных творческим воображением мастера. Вместе с тем они родственны традиционному народному искусству Украины — еще один штрих, который делает произведения Марии Примаченко уникальными и узнаваемыми.
«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко само упало в рот, а воно його — у лоб». 1968
Впервые на выставке показывают два альбома рисунков, созданных художницей в 1940-е годы — это уникальные экспонаты, ведь произведений Марии Примаченко, созданных в годы войны, практически не сохранилось. А «пролистать» альбомы посетителям позволяет специально подготовленное слайд-шоу.
Альбом с работами Марии Примаченко. 1940-е годы. Источник фото.
«Рисую солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» — Мария Примаченко.
Мария Примаченко — признанный во всем мире мастер «наивного искусства». Ее работы показывали в Париже и Праге, Варшаве и Монреале. Рассказывая о художнице, часто приводят такую историю: увидев работы Примаченко на Всемирной выставке в Париже в 1937 году (удостоенные, к слову, золотой медали), Пабло Пикассо сказал: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». И и добавил, что если бы Примаченко жила во Франции, она могла бы быть известнее, чем он.
Второй из любимых фактов о Марии Примаченко — то, что экзотических зверей она видела лишь по телевизору, а в зоопарке не была — окружение не приветствовало эту идею, чтобы художница по-прежнему создавала «невиданных зверей», а не рисовала обычных львов, обезьян и крокодилов.
«Хорошо я пишу»
Создавая свои работы, Примаченко использовала самые обыкновенные материалы: рисовала в альбомах и на ватмане, акварелью и гуашью. Ее ранние работы в основном выполнены акварелью, они не слишком яркие по цветам.
Яркое, самобытное творчество Марии Примаченко искусствоведы ставят в один ряд с работами всемирно известных примитивистов Анри Руссо и Нико Пиросмани. Ее работами восхищался Марк Шагал, а Пабло Пикассо говорил: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». Картины Примаченко стали своеобразным феноменом
Отец Марии был плотником и резчиком по дереву, бабушка красила и расписывала писанки, а мама была искусной вышивальщицей. От них Марийка унаследовала умение создавать дивные орнаменты. В 1930-е годы Мария была известной мастерицей вышивки, ее рушники и панно экспонировались на районных и областных выставках народного творчества и отличались от традиционных украинских узоров самобытными рисунками.
Татьяна Флору предложила Марии поехать в Киев, где при Всеукраинском государственном музее в 1934 году были организованы Центральные экспериментальные мастерские народного искусства с отделениями ткачества, керамики, резьбы, декоративной росписи. В 1936 году они были реорганизованы в Школы народных мастеров, которую и закончила Мария Примаченко. Школа размещалась в одном из корпусов Киево-Печерской Лавры, там же были мастерские и общежитие. Преподавали в Школе известные художники: Анатоль Петрицкий, Василий Кричевский, Иван Падалка, Василий Касиян, Михаил Дерегус. Это было золотое время для учеников и их учителей.
На Международной выставке в Париже в 1937 году работы Марии Примаченко были удостоены золотой медали и с тех пор ее картины с огромным успехом экспонировались на выставках в Праге, Вене, Монреале, Софии, Варшаве. Последовали другие знаки официального признания: звания Лауреата Государственной премии им. Т. Шевченко, народной художницы Украины. Несмотря на почести и награды, художница не оправилась покорять города и всю жизнь провела в родном селе. Зато к ней в село Болотно приезжали художники, писатели, режиссеры, певцы: среди них были Татьяна Яблонская, Николай Глущенко, Сергей Параджанов, Николай (Мыкола) Бажан, Павел (Павло) Тычина…
Мария Примаченко «Павичка жде свого із космосу чоловічка»
Любимый человек Василий погиб на фронте
и в 1987 году она написала эту работу
Работа Марии Примаченко из коллекции НМУНДИ.
«Квіти-оченята». 1962. Бумага, гуашь . Коллекция НМУНДИ
Позже художница стала работать на листах большего формата и полюбила яркие, насыщенные тона гуаши, заполняя красками всю поверхность рисунка.
Два сокола
Мария Авксентьевна Примаченко
1978
Морський коник рибами питається у морі ховаєтьсяМария Авксентьевна Примаченко
1977
Полесская украинская свадьбаМария Авксентьевна Примаченко
1985
Кочубарки у горосі, нема ніде і досі
Мария Авксентьевна Примаченко
1987
Художница Мария Примаченко: интересные факты
Сегодня вспоминаем выдающуюся украинскую художницу прошлого века Марию Примаченко. 18 августа исполняется 20 лет как его нет с нами. Мария — представительница так называемого примитивного искусства (наивного), одна из самых известных украинских художниц, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, Заслуженный деятель искусств УССР с 1970. Ее работы по-детски откровенные и яркие. Ее работы досиекспонуються по всему миру. Но много ли мы знаем о ней? Для вас — интересные факты о Марии Примаченко из блога созданного в ее память.1. Мария Примаченко родилась в 1909 (1908) году в селе Болотня на Киевщине. Принадлежит к числу лучших художников-примитивистов мира.
2. В детстве переболела полиомиелитом: одна ее нога была полноценно развита (позже ей поставили протез), поэтому носила длинные юбки.
3. Умелая красиво вышивать. Любила украинская народная одежда и вышиванки. Часто шила наряды для знакомых.
4. До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил ее (Марию Примаченко): — Да вы, Мария Овксентиевна, Примаченко или Примаченко?
— Примаченко, — без сомнений ответила она. — Примаченко мы, «Приймаков». Отца моего Овксентия Григорьевича дед с бабой в «приемыши» приняли, усыновили. А записали потом на русском. все испортили
А в других случаях та же Мария Овксентиевна отвечала, что она — Примаченко, потому, что «так у них в деревне говорили — примак, а не приемный, ну так пусть так и будет» ( «Зеркало недели» № 11 28 марта 2009 ).
В то же время в интервью газете «Сегодня» (от 8.02.2010) невестка художницы Екатерина Примаченко рассказала, что в свидетельстве о рождении Марии Авксентиевну буквы «И» нет.
Путаница по поводу правильности написания фамилии Марии Примаченко возникла не просто так. Случай для нее часто был важнее факта. В живом общении она часто объясняла один и тот же рисунок по-разному, так, как ей хотелось на тот момент: это было для нее своеобразным развлечением ( «Зеркало недели» № 11, 28 марта 2009 года) ..
5. «Ленивый лег под яблоней, чтобы яблоко же упало в рот, а оно его по лбу» — это подпись к одной из картин Примаченко. Художница часто придумывала к своим работам искрометные и веселые подписи — объяснение.
6. Любимый цвет — зеленый.
7. Уважала кошек.
8. писала картины левой рукой, хотя была правшой.
9. Вторая мировая война лишила Марию Примаченко мужа: он так и не увидел сына, а она до конца дней хранила ему верность.
10. В конце июня 2006 года с дома художницы украли 77 картин. Часть из них удалось вернуть. Этот случай повлиял на здоровье сына Федора, который жил в доме матери. А его семья стала более осторожной с непрошеными гостями (дом художницы всегда был открыт для посетителей).
11. Сын Федор был успешным художником-примитивистом (умер в 2008 году). Внуки Примаченко также умело держат кисти в руках.
12. 2009 год был признан годом Марии Примаченко. Однако, по словам родственников художницы, в Украине большинство мероприятий, посвященных ее памяти, происходили с нарушением авторских прав. Кроме того, популярным сейчас стало использование репродукций картин на календарях, сумках, одежде без разрешения семьи Примаченко.
13. При организации и проведении детского Евровидения-2009 НТКУ использовала в оформлении графических и полиграфических материалов самые известные произведения мастера без согласования с наследниками положений об авторских правах. Наследники художницы подали в суд. В результате длительных переговоров стороны заключили моровой соглашение, одним из условий которой является признание Первым национальным факта нарушения авторских прав на произведения Примаченко.
14. В 2013 году разгорелся скандал вокруг использования рисунков Марии Примаченко в качестве рекламы. Финская компания «Маримекко», которая производит одежду и товары для дома, признала, что один из ее фабричных принтов был скопирован из работ большой украинки.Масштабы скандала увеличило то, щофинський авиаперевозчик FinnAir в рамкахспивпраци с «Маримекко» нанес этот рисунок на свои Аэробусы-330 , которые летают в Нью-Йорк и на Дальний Восток.
15. Но как бы там ни было, эта негативная ситуация с «Маримекко» открыла миру украинскую художницу Марию Примаченко. В частности, сразу после скандала в «Википедии» появилась страница о Марии Примаченко финском языке, ведь скандал породил большой интерес к украинской художницы со стороны финнов. «Я, к сожалению, ничего раньше не знал о Марии Примаченко. А тут такой пласт. Будет что почитать », — написал один из интернет-пользователей.
16. В 1937-м картины Марии Примаченко выставляли в Париже. Тогда испанский художник Пабло Пикассо отметил, что если бы она жила во Франции, могла бы стать известной, чем он.
Свои сюжеты Мария Примаченко увидела в раю
Украинской художнице — «маме» диковинных зверей — 12 января исполняется 110 лет.
Говорят, Мария Примаченко умела видеть душу человека насквозь, была немного ведуньей и рассказывала, что видела рай при жизни. Вот только ни оптимизм, ни любовь к людям и миру не смогли перечеркнуть беды и тяготы, выпавшие на ее долю.
Не хата, а писанка
Мария Примаченко никогда не гналась за славой или признанием: хоть ее работы выставлялись во всех уголках мира, художница не покидала родное село Болотня в Киевской области, чтобы поспевать за успехом своих чудных зверей и цветов. Затворницей не была, жила простой сельской жизнью. Родной дом, где Мария выросла и воспитала сына, а затем помогала нянчить внуков, был ее крепостью и одновременно источником силы. И в хате убранство было простое: Мария Авксентьевна не разрешала клеить на стены обои, а полы застилать коврами, двери из года в год красились краской, непременно зеленой — любимого цвета. Родной дом также стал первым объектом, на котором маленькая Мария испробовала свои художественные способности.
«Я вам по правде расскажу. Мне было 8 лет. Я давай гусей пасти, а там глина синяя была, пересохла на солнце, но такая красивая была, и я так обрадовалась! Я ее в подол набрала, домой принесла. Со двора хату помазала, окна обмазала, а тогда белой глиной по ней сделала такие мережки. Едут макаровские на базар, парни развернутся сюда и смотрят, и так чудно им, что это хата так расписана», — рассказывала Примаченко.
Крепкого образования девочка не получила — закончила всего 4 класса, зато науку о мире черпала из всего, что видела вокруг. В семье Марии творчество шло рука об руку с традициями: бабушка была известной мастерицей по росписи писанок, отец-плотник занимался резьбой по дереву, мать вышивала причудливыми народными орнаментами рушники и одежду, чему и научила дочь.
|
Сломана, но не сломлена
Первый удар в судьбе Марии случился еще в детстве — девочка подхватила вирус полиомиелита. О вакцинации, которая спасет детей от увечья, в начале ХХ века мировые светила лишь мечтали, а в далеком украинском селе местные объясняли недуг просто — «дитині наврочили». Болезнь сделала одну ногу девочке короче — сильные боли Мария испытывала до конца жизни, передвигаться могла только с помощью палки или костылей. Недуг украл у Марии детство и угнетал всю жизнь, но зла на судьбу художница не держала — благодарила и благословляла мир. Большая любовь и первое признание пришли к Марии в Киеве. Туда молодая мастерица попала волей случая: так как физически работать в колхозе не могла, то вышивала на заказ. Делала это виртуозно, но, кроме привычных схем, давала волю фантазии, и тогда на полотне расцветали причудливые цветы и узоры, которые однажды заметила мастерица Татьяна Флора.
Примаченко позвали в экспериментальные мастерские при Киевском государственном музее украинского декоративного искусства. Тут и родились первые диковинные животные, которые поразили именитых преподавателей и ценителей искусства в России и Европе.
С лейтенантом Василием Маринчуком Мария познакомилась в Лавре, туда молодой военный пришел на экскурсию. Увечье девушки его не смущало. Гнездышко влюбленные свили в Болотне, но мечты о семейном счастье разрушил мятежный ХХ век — пришла война. Говорят, перед этим Примаченко приснился сон, будто весенний сад перевернулся — цветы в земле, а корни в небе. Пожениться пара не успела — Мария написала о будущем ребенке любимому на фронт, но рожала уже после смерти суженого. Смерть любимого художница почувствовала, и все же ждала его с войны — вышила цветы на черной скатерти, долгие годы не брала в руки кисти.
Ожила и вернулась
Послевоенные годы для Примаченко выдались сложными, у нее на руках, кроме маленького сына, пожилые родители, брата расстреляли фашисты, дом разграбили. Мария продавала свои ранние картины, на вырученные средства и жили. Творчество и талант мастерицы в родном селе не понимали, маленького Федора часто обижали, поэтому матери приходилось быть ему защитницей. Мария сама не понимала, как, пережив столько горя, смогла вернуться к рисованию. Теперь ее картины были другими — изменились масштабы работ, в них начали появляться пейзажные и сюжетные композиции, место акварели заняла гуашь. Поначалу цвета долгое время оставались темными. А потом и их сменили яркие, насыщенные краски — синие, желтые, зеленые диковинные звери не просто застывали на полотне, а жили, рычали, летали. Мария Авксентьевна повернула лица своих героев к зрителю, очеловечила их.
«У меня все не так, но оно — живое», — говорила художница.
Новая слава и успех не сделали Примаченко богатой в материальном плане, зато окрыляли — она рисовала с утра до ночи, взахлеб, учила рисовать сельских детей. Не оставляла кисти и в последние годы жизни, когда из-за болезни была лишена возможности ходить. Верила — ее творчество на радость людям, хоть и знала настоящую цену обществу, но добро, которое Мария заложила в работах, победит и исцелит.
«Я хочу, чтобы всем людям было счастье и здоровье. И медали носили. И счастливыми были, и чтоб мирно жили, чтобы они красовались в мире, и цвели, как мои цветы! Я стараюсь для людей, чтобы все было на радость людям. Чтобы люди понимали, что у нас есть Украина дорогая», — говорила Примаченко.
|
Кстати
Не меньше внимания, чем картины Марии Примаченко, заслуживают подписи, которые она оставляла на работах. Иногда это были простые фразы, а иногда — целая поэзия.
- «Зорі дарю жінкам, що залишились одні. Пусть вони не забувають годи молодиє, що їх покрала війна. Будь проклята вона».
- «Квіти — перемозі. Засвітило сонце заплаканим матерям, які побачили своїх синів». «Будуть рости квіточки, будуть збирать діточки, будуть до могили нести, а моя могила в небо полетіла».
- «Кобра як устане, то й неба дістане, а до сонця достать, треба кобрів п’ять».
- «Та звірина йде й дрімає собі, їсти шукає, то й наряди не на умі, коли їсти хочеться, то нічого не хочеться».
- «Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб». «А я гусей пасу. Чую — «чигирк», це крокодил під сороку. Дивлюсь — верба схилилась, на вербі крокодил. А біля крокодила — мартишка, жінка його. Він — у нірку, а вона — на вербі. Отак, коли за звіра заміж підеш, — у нього своє, а в тебе — своє».
- «Осінь йде на рябом коні, листя опадає, людям багатство попадає».
- «Довгохвоста видра на Вкраїну забігла. На Вкраїні добре жить, один робить — сім лежить. Шутка».
- «Медведиця із малюком на курортах. А ведмідь удома лапу ссе. Горе тому, який мужик не може готувати собі».
- «Цвіти цвіт України, як дівчина в день шлюбу. Будь щаслива і багата і всім добрим людям будь рада».
- «Павичка жде свого з космосу чоловічка».
- «Старий дід пас худобу біля четвертого блоку, і надів на корову капронові мішки, щоб не захворіла. А вона травичку кушає і діда не слушає».
|
Справка «КП»
Мария Авксентьевна Примаченко родилась 30 декабря 1908 года, по новому стилю — 12 января 1909 года. В 1970 году Марии Примаченко присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украины, а в 1988-м — почетное звание народного художника Украины. В 1994 году Примаченко была награждена Почетным знаком отличия президента Украины. Сын Федор и внуки также стали художниками. Во время Чернобыльской катастрофы из 30-километровой зоны художница отказалась выезжать. Умерла 18 августа 1997 года.
Интересные факты
- Семья настаивает, что правильно писать «Примаченко», а не «Приймаченко».
- Художница рисовала картины левой рукой, хоть домашнюю работу выполняла правой.
- У Марии Примаченко есть своя звезда, она находится между Марсом и Юпитером.
Примаченко, Мария Авксентьевна — это… Что такое Примаченко, Мария Авксентьевна?
Мария Авксентьевна Примаче́нко (укр. Марія Оксентіївна Примаченко, иногда Приймаченко[1]; 1908—1997) — украинская народная художница. Народный художник УССР (1988). Представитель «народного примитива» («наивного искусства»).
Биография
М. А. Примаченко родилась 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом — полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор — тоже народный художник — был её учеником и другом).
«Начиналось всё это так, — вспоминала художница. — Как-то около хаты, у речки, на убранном цветами лугу пасла я гусей. На песке рисовала всякие цветы, увиденные мной. А потом заметила синеватую глину. Набрала её в подол и разрисовала нашу хату…». Каждый приходил посмотреть на это диковинку, сделанную руками девочки. Хвалили. Соседи просили украсить и их дома.
Талант Примаченко открыла киевлянка Татьяна Флору (в 1960—1970-х гг. широкую популяризацию творчества Примаченко организовал журналист Г. А. Местечкин). В 1936 г. Марию Авксентьевну приглашают в экспериментальные мастерские при Киевском музее украинского искусства. Её творчество становится более разнообразным — Мария рисует, вышивает, увлекается керамикой. В Государственном музее украинского народного и декоративно-прикладного искусства хранятся ее прекрасные керамические кувшинчики и блюдца этого периода. Аким Герасименко, признанный мастер украинской керамики, охотно передавал Примаченко изготовленные им изделия различных форм, а она расписывала их рыжими лисичками, страшными зверями, шагающими по стеблям клубники голубыми обезьянами и неповторимыми покрытыми цветочками зелеными крокодилами.
Есть сведения и о том, что Мария Примаченко проявила свой талант в области керамической скульптуры. Сохранилось только одно произведение в этом жанре — «Крокодил». За участие в выставке народного искусства 1936 года Примаченко награждают дипломом первой степени. С того времени ее произведения с неизменным успехом экспонируются на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. В 1986 она показала свою Чернобыльскую серию картин.
Решением Киевского городского совета № 13/1068 от 22.01.2009 в честь Марии Примаченко был переименован столичный бульвар Лихачёва.
М. А. Примаченко умерла 18 августа 1997 года.
Награды и премии
Примечания
- ↑ По словам художницы, её фамилия Приймаченко, а вариант без й появился в русской передачи фамилии. С другой стороны, она утверждала, что в родном селе в устной рече употребляли вариант Примаченко, поскольку литератуное слово приймак (к которому этимологически восходит фамилия) здесь употребляли как примак.[1]
Литература
- Островский Г. С. Добрый лев Марии Примаченко. — М.: Советский художник, 1990. — 224 с. — (Рассказы о художниках).