Марлен дитрих и ремарк фото – Стояла на коленях перед Паустовским, была музой Ремарка, оказалась отвергнута дочкой. Все о Марлен Дитрих

Содержание

Стояла на коленях перед Паустовским, была музой Ремарка, оказалась отвергнута дочкой. Все о Марлен Дитрих

В зените своей славы Марлен Дитрих купалась во всеобщем внимании. Она была легендарной актрисой и певицей, иконой стиля и похитительницей мужских сердец. А умерла Дитрих в гордом одиночестве: дочь ее бросила, а от поклонников престарелая актриса отгородилась сама — не хотела, чтобы те видели ее немощь. В день рождения выдающейся актрисы, настоящей дивы вспоминаем интересные факты из ее жизни.

Отказала Гитлеру

В начале 30-х Марлен Дитрих подписала контракт с известной американской кинокомпанией Paramount Pictures и уехала в США. Так она заполучила всемирную известность, номинацию на «Оскар» и любовь Адольфа Гитлера. Последнему, впрочем, актриса не была рада: нацистский режим и его лидер не вызывали у Дитрих ничего, кроме отвращения.

Однажды к Марлен обратился главный пропагандист Гитлера Йозеф Геббельс: он предлагал ей баснословные гонорары, свободу в выборе режиссеров и тем за то, что она (как и надеется руководство страны) вернется в Германию. Недолго думая, Дитрих отклонила предложение, за что на родине ее окрестили предательницей.

«Пожалуй, всем известен мой ответ гитлеровскому режиму, настоятельно призывавшему меня вернуться и стать царствующей королевой немецкой кинопромышленности. Неизвестно только, как сильно мне хотелось всадить нож в тщеславные сердца этих господ», — позже вспоминала она.

На этом противостояние Марлен нацизму не закончилось. Актриса не просто отказалась переехать в Берлин: она приняла американское гражданство и отправилась на фронт, давать концерты и поддерживать немецких противников.

Очевидцы тех событий уверяли, что Дитрих вместе с солдатами спала в окопах и страдала от антисанитарии. Однако это не охладило ее пыл: в общей сложности Марлен выступила пять сотен раз, за что получила безграничную любовь зрителей и американскую Медаль Свободы.

Сделала несчастным Ремарка

С культовым писателем Марлен встретилась случайно: он подошел поприветствовать за обедом ее друга, режиссера Джозефа фон Штернберга. Случайная встреча оказалась судьбоносной для обоих.

Дитрих была очарована Ремарком с первых же минут беседы. Да так сильно, что сразу после трапезы пригласила его к себе в номер, чем очень смутила писателя.

«Ремарк тут же заявил, что он импотент, — рассказывает писатель-биограф Николай Надеждин. —  „Как славно!“ — захлопала в ладоши Дитрих. — Наконец-то я нашла человека, с которым можно поговорить, помечтать вместе».

Впоследствии несколько месяцев пара провела рядом. Примечательно, что в своих письмах к Марлен Ремарк говорил, что вместе они по-настоящему счастливы, хотя Дитрих была замужем и не отказывала себе в параллельных романах.

Фото: pinterest.com

«Она просто не могла любить кого-то одного, — пишет Надеждин. — И это была не какая-то особенная распущенность (хотя причина с точки зрения обычного человека именно в распущенности), а свойство ее натуры. Еще там, в предвоенном Париже, Марлен на глазах у изумленного Ремарка завязала роман с богатой туристкой из Америки. Ремарк пребывал в отчаянии, но поделать ничего не мог. А муж Марлен принимал нового любовника жены с безучастной благожелательностью. Он к подобным коллизиям давно привык. И не обращал ни малейшего внимания на причуды супруги».

Позже Дитрих вернулась в Штаты, а Ремарк отправился в маленький городок Порто-Ронко в Швейцарию. Они постоянно созванивались, писали друг другу письма и отправляли телеграммы. Но, похоже, жизнь писателя уже не казалась ему такой счастливой, как раньше. Особенно когда выяснилось, что Марлен не на шутку увлеклась актером Жаном Габеном.

«Независимая и неприступная Марлен вдруг превратилась в домохозяйку, — описывает Надеждин. — С сердечной болью Ремарк наблюдал, как Марлен готовит Габену его любимых лангустов. Как суетится, прибирая дом. Ремарку она не готовила и так о нем не заботилась».

В конце концов Ремарк и Дитрих расстались. Страдая от несчастной любви, писатель воплотил образ Марлен в «Триумфальной арке»: актриса стала прототипом героини Жоан Маду.

Преклонялась перед Паустовским

В середине 60-х Дитрих приехала на гастроли в СССР. Когда актрису спросили, чем бы она хотела заняться, Марлен не задумываясь ответила: «Встретиться с писателем Константином Паустовским».

«Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. Он произвел на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть, — позже вспоминала сама Дитрих. — Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском… Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой… С тех пор я чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал».

Так вышло, что Паустовский (тогда он уже был глубоко болен) оказался на одном из выступлений Дитрих. Узнав об этом, звезда пригласила его на сцену. И на глазах изумленной публики стала перед писателем на колени, попутно растеряв добрую половину страз с узкого концертного платья.

Фото: pinterest.com

«Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени», — делилась она. А когда спустя несколько лет Константин Георгиевич ушел из жизни, заметила: «Я счастлива, что успела это сделать».

Недостаточно сильно любила дочь

Единственная дочь Марлен Дитрих Мария Рива, не успев как следует оплакать мать, выпустила скандальную биографию великой актрисы. В ней она рассказала о том, что родительницей Марлен была неважной — жестокой и нелюбимой.

«Дитрих была обычной шизофреничкой, она постоянно играла какую-то роль: Лена, Марлен, Лола, мама, но никогда не была самой собой. В этом смысле она была великолепной актрисой, потому что могла играть любые характеры, превращаться в любого человека, — писала Мария. — Я не любила Марлен, но я ее уважала как актрису, тут она была великолепна, очаровательна».

По словам Марии, ее мать определенно любила ее, но как-то странно и не по-матерински.

«Она, возможно, полагала, что если мать влюблена в своего ребенка, то он принадлежит ей», — комментировала она.

На вопрос журналистов о том, зачем Рива решилась написать эту неоднозначную, сквозящую ненавистью к матери книгу, она ответила так:

«Нужно же знать, что не всегда правда то, что видишь. Она просто считала своей обязанностью быть совершенством. Дитрих создал режиссер Штернберг, она согласилась на эту роль. По своей собственной легенде она должна была быть всегда совершенной».

Несчастная любовь Марлен Дитрих | Журнал Домашний очаг

Начнем с того, что Марлен Дитрих не привыкла к поражениям. Она делала так: доставала сигарету, ждала, пока мужчина чиркнет зажигалкой, пристально смотрела ему в глаза… Два танца — и он у ее ног. Так у нее было примерно всегда, и даже Ремарк, обезумев от любви и от ревности, строчил ей километры любовных писем: «Золотая моя, с узенькими висками и глазами цвета морской волны… Малышка с катка! Тепло ли ты одеваешься, выходя из дома? Опекает ли кто-нибудь тебя? Не снимай никогда своих теплых варежек, а не то отморозишь пальцы!» Пожалуй, ученый Александр Флеминг, который изобрел пенициллин, был единственной большой любовной неудачей в ее жизни.

Научный интерес

Дело еще в том, что при всей своей светскости и богемности Марлен Дитрих не на шутку интересовалась наукой, точнее, ее интересовали ученые. Они были так не походи на всех остальных мужчин! Молчаливые, чудаковатые, застегнутые на все пуговицы, и эти очки, и эта рассеянность. Она догадывалась, что когда дело дойдет до чувств, эти сухари окажутся пылкими и страстными, нежными и бесконечно преданными своей женщине. Но одно дело — догадываться, а другое — проверить.

Но ученые почему-то за ней не ухаживали. Писатели, политики, киношники… ученых в ее списке не было долго.

Встреча с Флемингом

В 1949 году Марлен Дитрих снималась у Хичкока в фильме «Страх сцены» в Лондоне. Там жили ее друзья, композитор Миша Сполянский и его жена Эдди Рейнвальд. Они сказали, что приятельствуют с яркой звездой науки, нобелевским лауреатом, микробиологом сэром Александром Флемингом.

Александр Флеминг

Флеминг — автор первого антибиотика в истории человечества. Интересно, что антибиотик из плесневых грибов он открыл, можно сказать, случайно: в его лаборатории всю дорогу был жуткий беспорядок, и однажды в чашке Петри с бактериями выросла колония плесневых грибов. Он увидел: бактерии вокруг плесневых грибов стали прозрачными, они разрушались. Ученый смог выделить из грибов пенициллин. Во время второй мировой пенициллин стали массово выпускать для раненых бойцов.

Флеминга называли одним из людей, который внес наибольший вклад в борьбу с фашизмом.

Вот с этим человеком предстояло познакомиться Марлен.

Она знала, что Флеминга не интересует ничего, кроме работы. А с тех пор, как умерла его жена Сара, он и вовсе погрузился в себя. Ходил все время в одном и том же пиджаке, целыми днями сидел в своей лаборатории. В общем, о таком мужчине Дитрих и мечтала.

— Мы познакомим вас с Александром, если вы придете к нам и приготовите ужин, — смеялись Миша и Эбби.

О кулинарном таланте Марлен слава шла по двум континентам. Марлен согласилась. Битых четыре часа она готовила гуляш, потом звонила Ремарку, чтобы он посоветовал ей подходящее вино, наряжалась в очень дорогое и очень красивое длинное платье, красилась.

Но ужин был таким, что она пожалела обо всех своих усилиях.

Читайте также: Ремарк и Марлен Дитрих: несчастная любовь великого писателя.

Провальный ужин

Во-первых, друзья попросили ее не говорить с Флемингом о пенициллине — он ненавидит отвечать на одни и те же вопросы невежд. Во‑вторых, ей не очень понравилось, как непьющий Флеминг скривился при виде вина: он осуждал пьянство. Напряжение росло и становилось неловким.

Даже Флеминг это заметил и попытался заговорить с Марлен, но она мстительно воскликнула:

— Только не спрашивайте меня о кино!

Весь вечер они сидели, насупившись друг на друга, а потом все пошло еще хуже. Флеминг поднимался из-за стола и наступил на подол платья Марлен. Дитрих побледнела от злости, а ученый так покраснел от смущения, что даже уши стали пунцовыми.

Марлен Дитрих Марлен Дитрих

Кажется, ничего хуже уже не может произойти: но тут Эбби поскользнулась и упала. Она сломала ногу в собственной гостиной! Муж повез ее в больницу, а Марлен и Флеминг попрощались и ушли.

Цветы от гения

Флеминг провожал ее до гостиницы. Он стал чувствовать себя свободнее, и Марлен чувствовала, что ей очень нравится этот трогательный ботаник. Оказалось, он видел ее во многих фильмах и восхищался ей. Было приятно. Они болтали, смеялись, а потом Флеминг каждое утро по дороге в лабораторию заносил в отель цветы и оставлял их для Марлен.

Марлен Дитрих Марлен Дитрих

А она пошла в библиотеку и перечитала там все, что было опубликовано об Александре и его работе. Они гуляли по ночному городу ночи напролет, и Флеминг часами рассказывал актрисе про пенициллин, о его свойствах, о возможностях, которые открывают перед человечеством антибиотики:

— Мы победим все болезни!

Дитрих слушала с изумлением: а как же ненависть к разговорам об антибиотиках с невежами? Флемтинг сказал, что это все происки Миши Сполянского, это он не выносит пенициллиновых разговоров. А Марлен все нравилось. И ей нравилось, как Флеминг старается измениться, чтобы понравиться ей: учится кататься верхом, ходит с ней на балет, разрешает подбирать себе одежду. Дошло до того, что он прогулял несколько заседаний научного общества!

Появляется соперница

Гадкий утенок быстро превратился в лебедя. Женщины стали на него сначала посматривать, а потом и засматриваться. А он в ответ стал смотреть на них.

Вскоре до Марлен дошли слухи: у Флеминга роман с какой-то танцовщицей Королевского балета.

Это было обидно. Не для того Марлен потратила столько времени на этого ученого сухаря, чтобы другая пожинала плоды ее непосильных трудов. А Флеминг стал все чаще опаздывать на свидания, старался поскорее уйти. И — у них так ничего и не было, кроме поцелуев.

Вне себя от досады, Марлен решилась выследить и разоблачить Флеминга.


Она поехала в Королевскую оперу — ни Флеминга, ни танцовщицы там не было. Она бросилась к нему в лабораторию, остановилась перед закрытой дверью унять дыхание и услышала — Флеминг точно там и говорит что-то страстное, влюбленное, сумасшедшее.

Ей он никогда не говорил таких слов!

Актриса толкнула дверь и увидела: Флеминг выступает перед банками с плесенью. Это им он страстно рассказывает о каком-то новом открытии.

Она поняла — все безнадежно. «Там, где ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть».

Сердце ученого принадлежит только науке. Он изменился только внешне. Ей остается только проститься с ним.

К этому времени съемки завершились, Дитрих нужно было возвращаться в Голливуд. И вот перед тем, как она покинула Лондон, курьер принес ей от Флеминга красивую розовую коробочку. В ней был пенициллин.

Марлен не забыла своего странного друга. Довольно долго она посылала ему из Америки продуктовые посылки. А когда узнала, что он женат, даже не огорчилась. Она знала: у той, другой, тоже ничего не получится.

Читайте также:
«Я гожусь ей в дедушки!». Чарли Чаплин встретил настоящую любовь только в 54 года. Джон Леннон и Йоко Оно, Ромео и Джульетта семидесятых.

Эрих Мария Ремарк – писатель, которого ненавидела и обожала вся Германия: picturehistory — LiveJournal

Эриха Марию Ремарка знают как писателя «потерянного поколения». Он стал один из тех, кто первым отобразил ужасы войны, шокировавшие тогдашнюю публику. Но судьба писателя сложилась таким образом, что впору было написать роман по его биографии.


Будущий писатель родился в семье книжного переплетчика, поэтому с раннего детства у него был доступ к любым произведениям. Когда мальчик подрос, он стал мечтать о карьере учителя, но 1916 год внес свои коррективы: Ремарк стал солдатом. В 1917 году он получил серьезное ранение и до конца войны оставался в госпитале. В 1918-м писатель узнал о смерти матери и в память о ней сменил свое второе имя Пауль на Мария.


Ильза Ютта Замбона — первая жена писателя Эриха Марии Ремарка.

После окончания Первой мировой войны Ремарк пытается вернуться к обычной жизни, работая то учителем, то продавцом надгробий, то редактором журнала. Позже его литературные герои заполучат характеры реальных людей, с которыми писателю довелось столкнуться. Первая жена Ремарка Ильза Ютта Замбона стала прототипом Пат – возлюбленной главного героя из романа «Три товарища».

Реальные отношения Эриха Марии и его супруги были непростыми. После четырех лет брака последовал развод, затем снова женитьба (только так Ильза могла выехать из Германии), и снова развод.

Роман «На Западном фронте без перемен» принес Ремарку всемирное признание. Автор написал его буквально на одном дыхании – всего за 6 недель. Только в Германии за один год (1929) книга разошлась 1,5-миллионным тиражом. В романе описывались все ужасы и жестокость войны глазами 20-летнего солдата. В 1933 году пришедшие к власти нацисты решили, что у представителя немецкой расы не может быть упаднического настроения, они объявили Ремарка «предателем родины», лишили немецкого гражданства и устроили показательное сожжение его книги.


Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих.

На Эриха Марию Ремарка началась настоящая травля. Нацисты объявили его якобы потомком французских евреев. Будто он намеренно изменил фамилию «Крамер» и написал ее наоборот — «Ремарк». А автор всего на всего изменил написание своей фамилии на французский манер (Remarque). Писатель в спешке покинул Германию и поселился в Швейцарии. За это нацисты отыгрались на его сестре. В 1943 году Эльвиру Шольц задержали за антигитлеровские высказывания. На суде женщине съязвили: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Сестру Ремарка казнили на гильотине.

Будучи в Швейцарии, Эрих Мария Ремарк познакомился с Марлен Дитрих. Это был страстный, но, в то же время болезненный роман. Ветреная красавица, то отдаляла, то приближала писателя к себе. В 1939 году они вместе уезжают в Голливуд.


Эрих Мария Ремарк и Полетт Годар.

В Америке Эрих Мария Ремарк продолжает создавать новые произведения, киностудии экранизуют его пять романов. Казалось бы, что еще нужно для счастья… но у писателя наступает депрессия. Из этого состояния его вывела новая любовь – Полетт Годар. Ремарк называл ее спасением. Как ни странно, но три главные женщины в его жизни были одного типа: большие глаза, точеные фигуры, проникновенный взгляд.


Эрих Мария Ремарк и его женщины.

В 1967 году немецкий посол в Швейцарии торжественно вручил Ремарку орден ФРГ. Но вся ирония в том, что после присвоения наград, немецкое гражданство писателю так и не вернули. Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 году в возрасте 72 лет. Марлен Дитрих прислала цветы на похороны писателя, но Полетт Годар не приняла их, помятуя о том, каким мучительным был роман Ремарка с Марлен Дитрих.

По материалам kulturologia.ru

См.также:

Marlene Dietrich (фото)

Русская прима нацистского кино

Загадка гибели Эдгара Аллана По

Сальвадор и Аманда

Выдающиеся фотографии Хорста П. Хорста

Эрих Мария Ремарк – писатель, которого ненавидела и обожала вся Германия

Эриха Марию Ремарка знают как писателя «потерянного поколения». Он стал один из тех, кто первым отобразил ужасы войны, шокировавшие тогдашнюю публику. Но судьба писателя сложилась таким образом, что впору было написать роман по его биографии.

Будущий писатель родился в семье книжного переплетчика, поэтому с раннего детства у него был доступ к любым произведениям. Когда мальчик подрос, он стал мечтать о карьере учителя, но 1916 год внес свои коррективы: Ремарк стал солдатом. В 1917 году он получил серьезное ранение и до конца войны оставался в госпитале. В 1918-м писатель узнал о смерти матери и в память о ней сменил свое второе имя Пауль на Мария.

pisatel Erih Mariya Remark 3
Ильза Ютта Замбона — первая жена писателя Эриха Марии Ремарка.

После окончания Первой мировой войны Ремарк пытается вернуться к обычной жизни, работая то учителем, то продавцом надгробий, то редактором журнала. Позже его литературные герои заполучат характеры реальных людей, с которыми писателю довелось столкнуться. Первая жена Ремарка Ильза Ютта Замбона стала прототипом Пат – возлюбленной главного героя из романа «Три товарища».

pisatel Erih Mariya Remark 2

Реальные отношения Эриха Марии и его супруги были непростыми. После четырех лет брака последовал развод, затем снова женитьба (только так Ильза могла выехать из Германии), и снова развод.

pisatel Erih Mariya Remark 4

Роман «На Западном фронте без перемен» принес Ремарку всемирное признание. Автор написал его буквально на одном дыхании – всего за 6 недель. Только в Германии за один год (1929) книга разошлась 1,5-миллионным тиражом. В романе описывались все ужасы и жестокость войны глазами 20-летнего солдата. В 1933 году пришедшие к власти нацисты решили, что у представителя немецкой расы не может быть упаднического настроения, они объявили Ремарка «предателем родины», лишили немецкого гражданства и устроили показательное сожжение его книги.

pisatel Erih Mariya Remark 5

pisatel Erih Mariya Remark 6
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих.

На Эриха Марию Ремарка началась настоящая травля. Нацисты объявили его якобы потомком французских евреев. Будто он намеренно изменил фамилию «Крамер» и написал ее наоборот — «Ремарк». А автор всего на всего изменил написание своей фамилии на французский манер (Remarque). Писатель в спешке покинул Германию и поселился в Швейцарии. За это нацисты отыгрались на его сестре. В 1943 году Эльвиру Шольц задержали за антигитлеровские высказывания. На суде женщине съязвили: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Сестру Ремарка казнили на гильотине.

Будучи в Швейцарии, Эрих Мария Ремарк познакомился с Марлен Дитрих. Это был страстный, но, в то же время болезненный роман. Ветреная красавица, то отдаляла, то приближала писателя к себе. В 1939 году они вместе уезжают в Голливуд.

pisatel Erih Mariya Remark 7
Эрих Мария Ремарк и Полетт Годар.

В Америке Эрих Мария Ремарк продолжает создавать новые произведения, киностудии экранизуют его пять романов. Казалось бы, что еще нужно для счастья… но у писателя наступает депрессия. Из этого состояния его вывела новая любовь – Полетт Годар. Ремарк называл ее спасением. Как ни странно, но три главные женщины в его жизни были одного типа: большие глаза, точеные фигуры, проникновенный взгляд.

pisatel Erih Mariya Remark 8
Эрих Мария Ремарк и его женщины.

В 1967 году немецкий посол в Швейцарии торжественно вручил Ремарку орден ФРГ. Но вся ирония в том, что после присвоения наград, немецкое гражданство писателю так и не вернули. Эрих Мария Ремарк умер 25 сентября 1970 году в возрасте 72 лет. Марлен Дитрих прислала цветы на похороны писателя, но Полетт Годар не приняла их, помятуя о том, каким мучительным был роман Ремарка с Марлен Дитрих.

По материалам kulturologia.ru

Смотрите также:

Дитрих, Марлен — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Дитрих.
Марлен Дитрих
нем. Marlene Dietrich
Имя при рождении нем. Marie Magdalene Dietrich
Дата рождения 27 декабря 1901(1901-12-27)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти 6 мая 1992(1992-05-06)[1][2][…](90 лет)
Место смерти
Гражданство
Профессия актриса кино, певица, автобиограф, эстрадная артистка, скрипачка, театральная актриса, актриса, музыкант, телеактриса
Карьера 1919—1984
Награды
IMDb ID 0000017
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Мария Магдалена (Марле́н) Дитрих (нем. Marie Magdalene «Marlene» Dietrich, [maɐˈleːnə ˈdiːtʁɪç]; 27 декабря 1901 (1901-12-27), Берлин — 6 мая 1992, Париж) — немецкая и американская актриса, певица, секс-символ. Она ещё при жизни стала легендой, создав в кино один из совершенных женских образов и оказав большое влияние на моду, стиль и женское сознание. Дитрих представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной женщины, одновременно порочной и невинной, вызывающе сексуальной и неприступной. Её судьба, замешанная на искусстве, политике и сексе, её одиночество в конце жизни все ещё вызывают интерес и споры. Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Её жестковатое контральто с выразительным тембром до сих пор привлекает поклонников своим волнующим обаянием. В 1999 году Американский институт киноискусства поставил Марлен Дитрих на девятое место в списке величайших актрис классического голливудского кино.

Семья[править | править код]

Commons-logo.svg Родной дом Марлен Дитрих на Леберштрассе 65 в Берлине

Мария Магдалена Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в Шёнеберге (с 1920 года — район Берлина) в семье Луиса Эриха Отто Дитриха (1868—1908) и его жены Вильгельмины Элизабет Йозефины, урожденной Фельзинг (1876—1945). Отец в 1880-х годах служил в уланских войсках, где получил несколько наград, в момент рождения дочери был лейтенантом полиции. Мать происходила из богатой семьи, на Унтер-ден-Линден у её родителей был известный на весь город ювелирный и часовой магазин. Несмотря на недовольство родных простым происхождением Луиса Дитриха, в 1898 году она вышла за него замуж. Для Йозефины это был брак по любви, для её супруга — брак по расчету. 5 февраля 1900 года в семье родилась первая дочь — Элизабет Оттилия Йозефина или просто Лизель. В период национал-социализма Элизабет Виль вместе со своим мужем держала в Берген-Бельзене кинотеатр и столовую, которые часто посещали надзиратели близлежащего концентрационного лагеря. Узнав об этом, Марлен Дитрих публично отрицала существование сестры, однако поддерживала с ней контакт вплоть до её смерти в 1973 году[4][5].

Юные годы[править | править код]

«Семья моя была хорошо обеспечена, и я получила прекрасное образование. Языками — французским и английским — занималась с раннего детства. Гувернантки и домашние учителя научили меня говорить на хорошем литературном немецком языке», — вспоминала Марлен Дитрих. Когда ей было шесть лет, отец умер от сифилиса. Но ещё годом ранее его отправили в специальный санаторий, расположенный в районе Вестэнд[6], так что об отце у Марии Магдалены остались смутные воспоминания. Йозефина была строгой женщиной с грозным голосом и железными принципами. Обе дочери боялись её[7].

С 1907 года Мария Магдалена училась в школе им. Августы Виктории на Нюрнбергер штрассе, где, по воспоминаниям подруг, вела себя как «серая мышка». 22 июня 1909 года Йозефина вышла замуж за Ульриха Густава Генриха Бюнгера, старшего преподавателя гимназии. Этот брак распался менее чем через два года. Причиной тому стал обер-лейтенант Эдуард фон Лош, отпрыск старинного дворянского рода[8].

Мария Магдалена начала увлекаться музыкой, она училась играть на фортепиано, на лютне, а потом на скрипке, в чём проявила большое упорство. Две большие влюблённости её детства — это преподавательница французского языка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен. Благодаря Бреган она на всю жизнь сохранила любовь к Франции. А Хенни Портен была для неё и её школьных подруг настоящим идолом[9].

В одиннадцать лет девочка сократила свое громоздкое двойное имя до более простого — Марлен. И только дома её по-прежнему называли Лена, Лени, а иногда Поль[10].

С началом Первой мировой войны в 1914 году жизнь семьи Дитрих изменилась. Незадолго до отправки на фронт произведенный в капитаны фон Лош спешно женился на Йозефине, несмотря на то что его мать не дала на это своего согласия[11]. 16 июля 1916 года капитан фон Лош скончался от гангрены на Восточном фронте. Йозефина решила на неопределенное время уехать из Берлина. Она сняла небольшую квартиру в Дессау недалеко от виллы фон Лош и записала своих дочерей в лицей Антуанетты[12]. Весной 1917 года семья вернулась в Берлин.

В июне 1917 года Марлен выступила на концерте Красного Креста, посвящённом 50-летию со дня смерти мексиканского императора Максимилиана. В костюме мальчика она сыграла на скрипке «Голубку». Это было её первое публичное выступление[13].

С 13 апреля 1917 года до пасхи 1918 года Марлен посещала школу им. Виктории Луизы в Берлине. В 16 лет ушла из школы без аттестата зрелости[14]. Мать решила уберечь дочь от опасностей столичной жизни и отправила её в Веймар. Марлен жила в пансионате, расположенном в доме Шарлотты фон Штейн, и брала частные уроки игры на скрипке у профессора Роберта Райца[15].

Осенью 1921 года она вернулась в Берлин и хотела продолжить обучение у Карла Флеша в Высшей музыкальной школе, но туда её не приняли. Марлен устроилась в оркестр Джузеппе Бечче, аккомпанирующий немым фильмам в кинотеатрах. Но в душе она уже рассталась с идеей стать скрипачкой. Осталось только как-то преподнести это решение матери. Воспаление сухожилия безымянного пальца левой руки пришлось как нельзя кстати[16].

Карьера в Германии[править | править код]

В феврале 1922 года Марлен безуспешно попыталась поступить в актёрскую школу Макса Рейнхардта в Немецком театре. Директор школы Бертольд Хельд всё же обратил на неё внимание и решил давать ей частные уроки[17]. Научившись танцевать чечётку, канкан и танго, Марлен устроилась танцовщицей в ночном кафе Гидо Тильшера[18]. В конце июня 1922 года она завершила учебу у Бертольда Хельда и стала брать уроки вокала у Оскара Даниэля[19].

7 декабря 1922 года Дитрих впервые вышла на малую сцену Немецкого театра: в спектакле по пьесе Франка Ведекинда «Ящик Пандоры» она исполнила небольшую роль Людмилы Штайнхерц[20].

Благодаря своему дяде Вилли Фельзингу Марлен познакомилась с одним кинорежиссёром, и её пригласили на кинопробы. В 1923 году она впервые снялась в кино, исполнив небольшую роль служанки в фильме Георга Якоби «Таковы мужчины». Позже она назвала себя в этом фильме «картошкой с волосами»[21].

На съёмках фильма Джо Мэя «Трагедия любви», в котором Дитрих играла одну из эпизодических ролей, она познакомилась с администратором Рудольфом Зибером (1897—1976). 17 мая 1923 года они поженились. 12 декабря 1924 года у них родилась дочь Мария [22] (в будущем — актриса Мария Рива). Супруги жили вместе лишь первые 5 лет, но тем не менее так и не развелись.

В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1927 году она сыграла свою первую большую роль: в фильме Густава Учицки «Кафе Электрик» снималась вместе с любимцем публики Вилли Форстом. В 1928 году она получила следующую главную роль в фильме «Целую вашу руку, мадам» с участием Гарри Лидтке. На неё обратили внимание критики и за неимением других возможностей сравнения классифицировали её как немецкую Грету Гарбо. Однако впоследствии Дитрих всегда умаляла значение своих первых больших ролей. «Не спрашивайте меня про двадцатые годы. В двадцатые годы я была вообще ничто», — сказала она Максимилиану Шеллу в интервью, опубликованном 25 марта 1983 года в газете Die Zeit.

В 1928 году с ансамблем ревю Миши Шполянского «Это витает в воздухе» Дитрих записала свою первую пластинку[23].

Commons-logo.svg В фильме «Голубой ангел» (1930)

Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел» по роману Генриха Манна «Учитель Гнус». Этот фильм, снимавшийся в двух вариантах — на немецком и на английском, должен был ознаменовать триумфальное возвращение Эмиля Яннингса в Германию. Однако Дитрих затмила его. Объясняя международный успех фильма, Зигфрид Кракауэр писал: «Её Лола-Лола выступила новым воплощением секса… О загадочности Лолы-Лолы твердил ее низкий голос, и когда она пела о том, что ей интересно только заниматься любовью и больше ничем, этот голос пробуждал у слушателей ностальгические воспоминания и тлеющие надежды»[24]. После премьеры «Голубого ангела», состоявшейся 31 марта 1930 года, Марлен Дитрих «проснулась знаменитой». Песни из этого фильма «Я лихая Лола», «Я с головы до пят сотворена для любви» и «Берегись блондинок» быстро стали шлягерами.

«Голубой ангел» послужил стартовой площадкой для Дитрих как мировой звезды и ознаменовал начало её плодотворного творческого союза со Штернбергом.

1930—1975 годы[править | править код]

Марлен Дитрих в 1933 году

В феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с голливудской компанией «Paramount Pictures», гарантировавший ей 1750 долларов в неделю[25], и 31 марта 1930 года сразу после премьеры «Голубого ангела» покинула Берлин[26].

Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность. В своем первом американском фильме «Марокко» (1930) Марлен Дитрих предстала на экране в образе певицы в мужском костюме, вызвав бурю негодования и в то же время революцию в женской моде — многие женщины последовали её примеру и стали носить брюки. За эту роль она получила свою первую и последнюю номинацию на «Оскар». В военной драме «Обесчещенная» (1931) Дитрих сыграла шпионку. Через год на экраны вышел самый успешный фильм тандема «Шанхайский экспресс». За ним последовали «Белокурая Венера» (1932) и историческая мелодрама «Распутная императрица» (1934). Фильм «Дьявол — это женщина» (1935) стал последней совместной работой Дитрих и фон Штернберга.

В 1934 году, возвращаясь из Германии в Голливуд на океанском лайнере «Иль де Франс», Дитрих познакомилась с Эрнестом Хемингуэем. Между ними возникла своего рода любовь с первого взгляда. Он звал её Капусткой, обыгрывая популярное в Штатах прозвище немцев, a она его — Папой. Они сохраняли привязанность друг к другу вплоть до смерти Хэмингуэя в 1961 году. Но это был лишь эпистолярный роман, как стало известно из писем и телеграмм писателя «горячо любимой Марлен», впервые опубликованным в 2007 году[27][28].

В 1935 году русский певец Александр Вертинский посвятил актрисе песню «Марлен»: «Вас не трудно полюбить, / Нужно только храбрым быть, / Все сносить, не рваться в бой / И не плакать над судьбой»[29].

В 1936 году Йозеф Геббельс предложил Дитрих за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 000 рейхсмарок, а также свободный выбор темы, продюсера и режиссёра. Но актриса отказала министру пропаганды. В 1937 году она снова отклонила предложения национал-социалистов[30]. 5 марта 1937 года Дитрих демонстративно подала документы на американское гражданство — под именем Марии Магдалены Зибер, родившейся 27 декабря 1904 года[31].

В 1937 году актриса снялась в фильме Эрнста Любича «Ангел», провалившимся в прокате и ставшим причиной двухлетнего перерыва в работе.

В сентябре 1937 года в Венеции Дитрих повстречала Эриха Марию Ремарка, с которым она познакомилась ещё в Германии. Между ними завязался роман, ставший невероятно мучительным для писателя. Ремарк был отчаянно влюблен в Пуму, как он называл Дитрих, и вывел её в «Триумфальной арке» в образе Жоан Маду.

В мае 1938 года Марлен Дитрих наряду с Гретой Гарбо, Джоан Кроуфорд, Кэтрин Хепбёрн включили в список «некассовых звезд», опубликованный президентом независимых владельцев кинотеатров Америки в журналах Hollywood Reporter и Variety: «Дитрих — это яд для кассы». В рейтинге популярности голливудских актрис она оказалась на 126-м месте[32].

9 июня 1939 года Дитрих получила американское гражданство[30].

Летом 1939 года студия «Universal» предложила ей сняться в вестерне. По совету Штернберга Дитрих приняла это предложение. Фильм Джорджа Маршалла «Дестри снова в седле», в котором она предстала в совершенно новом для неё образе драчливой барменши, имел большой успех у публики, и её карьера снова пошла в гору.

Летом 1941 года Дитрих увлеклась французским актером Жаном Габеном, приехавшим в Голливуд из оккупированной Франции. Увлечение быстро перешло в страсть, причинившую обоим много страданий. Этот любовный роман длился шесть лет.

Commons-logo.svg Марлен Дитрих в 1960 году

В марте 1943 года Марлен Дитрих прервала актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Позже она сказала: «Это было единственно важное, что я когда-либо сделала»[23]. 18 ноября 1947 года генерал-майор Максвелл Тейлор вручил ей медаль Свободы, высшую награду американского военного министерства для гражданских лиц. 8 ноября 1950 года она получила звание кавалера ордена Почётного легиона. Французские президенты Помпиду и Миттеран произвели её позже в офицеры, а затем и в командоры ордена Почётного легиона[33].

В середине 1945 года Дитрих приехала в Германию. Похоронив в ноябре 1945 года в Берлине мать, она сказала: «Я почувствовала, что хоронила не только мать, но и Германию, которую я любила и которой для меня больше не существует»[23].

С 1946 по 1951 год актриса снова регулярно снималась в кино. В 1948 году она сыграла одну из главных ролей в фильме Билли Уайлдера «Зарубежный роман», который считается её лучшим фильмом после прекращения работы со Штернбергом. Помимо работы в кино Дитрих вела радиопередачи, выступала в качестве главного аттракциона и писала статьи в гламурные журналы. В 1953 году в Лас-Вегасе началась её новая успешная карьера в качестве певицы и конферансье. Она всё реже появлялась на экране, при этом сама выбирала роли и снималась в эпизодах за крупные гонорары[23].

В 1960 году Марлен Дитрих приехала на гастроли в ФРГ, где ей оказали более чем холодный приём вследствие её антигерманской позиции в период Второй мировой войны. В Дюссельдорфе молодая женщина плюнула ей в лицо, а во время выступления в неё бросили яйцо[34]. В Западном Берлине Дитрих принял правящий бургомистр Вилли Брандт, который пережил период нацизма в эмиграции. Однако и в родном городе Марлен многие протестовали против её концертов, по-прежнему видя в ней «предательницу отечества». В 1961 году Дитрих сыграла роль вдовы нацистского генерала в фильме Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс».

В 1962 году вышла в свет eё книга «Азбука моей жизни» — не автобиография, а словарь от А до Я в полном смысле этого слова, собрание кулинарных рецептов, бытовых советов, житейских афоризмов и мемуарных зарисовок кинозвезды.

В 1964 году с большим успехом прошли концерты Марлен Дитрих в Москве и Ленинграде, хотя советские зрители могли видеть её тогда лишь в двух фильмах — «Свидетель обвинения» и «Нюрнбергский процесс». Во время выступления в Центральном доме литераторов Дитрих спросили, знает ли она кого-нибудь из современных советских писателей. Она назвала рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» своим любимым произведением. Зрители начали аплодировать Дитрих. Вдруг кто-то крикнул: «А Паустовский в зале!» Тогда все начали аплодировать уже ему. Больному, почти ослепшему писателю пришлось встать и пойти на сцену. Паустовский поцеловал Марлен Дитрих руку, а она опустилась перед ним на колени[35].

Последние годы[править | править код]

В конце сентября 1975 года в сиднейском Театре Её Величества Марлен Дитрих упала в оркестровую яму и сломала шейку бедра. После восьмимесячной госпитализации в Нью-Йорке ей пришлось завершить карьеру. В мае 1976 года, выписавшись из больницы, она тут же отправилась в Париж, где у неё на авеню Монтень была квартира[36]. Спустя месяц от рака умер её супруг Рудольф Зибер. Дитрих замкнулась в своей квартире. Она уже не могла нормально ходить и не хотела, чтобы кто-нибудь видел, как она хромает, опираясь на палку и скорчившись от боли. Никто не должен был видеть, что ей отказали её ноги, ноги Дитрих, от которых был в восторге весь мир. Так как для поддержания определенного уровня жизни ей нужны были деньги, она без особого удовольствия написала мемуары. Однако книга не очень хорошо продавалась[36]. В 1978 году Марлен согласилась покинуть свою квартиру, чтобы последний раз встать перед камерой — в одном из эпизодов фильма «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» с Дэвидом Боуи в главной роли. Фильм провалился в прокате. Критики подвергли полному разгрому её возвращение на экран после 16-летнего перерыва. Попав в зависимость от алкоголя и обезболивающих, Дитрих уединилась в своей парижской квартире, поддерживая связь с внешним миром только по телефону.

В 1979 году её мемуары «Возьмите только мою жизнь. Размышления» были опубликованы в Западной Германии.

Commons-logo.svg Почётная могила Марлен Дитрих от города Берлина на кладбище Штубенраухштрассе в Шёнеберге

В 1982 году после долгих уговоров Дитрих наконец дала мюнхенскому продюсеру Карлу Дирке согласие на съёмки документального фильма, посвященного её жизни, но при условии, что сама в кадре не появится. По договору она обязалась дать интервью на сорок часов, при этом одну половину по-немецки, а другую — по-английски. Режиссёром выступил актёр Максимилиан Шелл, с которым Дитрих познакомилась во время работы над фильмом «Нюрнбергский процесс». Фильм «Марлен» вышел на экраны в 1984 году. В нём актриса рассказывает о себе и своих ролях на фоне кадров кинохроники и фрагментов из фильмов с её участием. Она говорит о Боге («мешугге») и родине («ерунда»), о «Голубом ангеле» («Он уже всем просто обрыдл»), о женской эмансипации («зависть к пенису»), о режиссёре Фрице Ланге («чудовище»), об Орсоне Уэллсе («гений») и о своей карьере («Никогда не воспринимала её всерьез»). И она также говорит, почему больше не хочет сниматься: «Меня уже зафотографировали до смерти»[37].

В 1984 году советское издательство «Искусство» опубликовало мемуары Дитрих «Размышления» в переводе Майи Кристалинской.

Марлен Дитрих стала лицом Каннского кинофестиваля 1992 года. Она скончалась накануне церемонии открытия, 6 мая 1992 года, в своей квартире в Париже в результате нарушения функции сердца и почек[38]. Прощание с актрисой состоялось в церкви Мадлен и собрало более трёх тысяч поклонников. Её гроб, покрытый французским и американским флагами, был доставлен в Берлин. Актрису похоронили 16 мая[39] рядом с матерью на городском кладбище III Штубенраухштрассе в её родном районе Шёнеберг[40]. На скромном надгробии начертана цитата из сонета немецкого поэта Карла Теодора Кёрнера «Прощание с жизнью»: «Здесь стою я на пороге своих дней».

Дитрих бережно хранила всё, что касалось её жизни, — вещи, костюмы, фотографии. В 1993 году аукционный дом «Сотбис» выставил на торги более 300 000 предметов. Берлинский музей кино приобрел их за 8 млн немецких марок[41].

  • 8 ноября 1997 года в Берлине была открыта площадь имени Марлен Дитрих[42].
  • 26 сентября 2000 года в Берлинском музее кино была открыта постоянная экспозиция предметов коллекции Марлен Дитрих[43].
  • 16 мая 2002 года Марлен Дитрих посмертно было присвоено звание почётного гражданина Берлина.
  • 12 июня 2003 года в Париже была открыта площадь имени Марлен Дитрих[44].
  • 24 июля 2008 года в Берлине на доме Леберштрассе 65, в котором родилась Марлен Дитрих, была установлена официальная мемориальная доска[45].
  • 12 февраля 2010 года на «Бульваре звезд» в Берлине была открыта звезда Марлен Дитрих[46].
  • На Евровидении 1970 года певица Доминик Дюссо исполнила посвящённую Дитрих песню «Marlène».
  • Питер Мёрфи посвятил Дитрих песню «Marlene Dietrich’s Favourite Poem».
  • Альбом Стереолюбовь рок-группы Animal ДжаZ завершает песня «Марлен Дитрих».
  • Патрисия Каас в песне «Германия» («D‘Allemagne») упоминает популярную в военные годы песню «Лили Марлен», исполнявшуюся также и Марлен Дитрих.
  • Мадонна в песне «Vogue» упоминает Марлен Дитрих в числе прочих культовых артистов Голливуда.
  • Российская группа «Нож для фрау Мюллер» в композиции «Ауфидерзейн, Джон!» использует семпл с голосом Марлен Дитрих.
  • В Германии и Молдавии в честь Дитрих были выпущены почтовые марки.
  • В честь Марлен Дитрих назван астероид (1010) Марлен, открытый в 1923 году немецким астрономом Карлом Рейнмутом.
Commons-logo.svg
  • 1951: Marlene Dietrich Overseas
  • 1954: Live at the Café de Paris
  • 1959: Dietrich in Rio
  • 1960: Wiedersehen mit Marlene
  • 1964: Marlene singt Berlin
  • 1964: Die neue Marlene
  • 1964: Dietrich in London
Сборники (выборочно)
  • 1949: Souvenir Album
  • 1952: M.D. Live 1932—1952
  • 1959: Lili Marlene
  • 1969: Marlene Dietrich
  • 1973: The Best of Marlene Dietrich
  • 1974: Das war mein Milljöh
  • 1982: Her Complete Decca Recordings
  • 1992: The Marlene Dietrich Album
  • 1992: Art Deco Marlene Dietrich
  • 2007: Marlene Dietrich with the Burt Bacharach Orchestra
  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118525565 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. 1 2 SNAC — 2010.
  4. ↑ https://www.bergen-online.de/files/amtsblatt05-02.pdf
  5. ↑ Архивированная копия (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 июня 2017. Архивировано 21 августа 2017 года.
  6. ↑ Baur, 2017, S. 14—15.
  7. ↑ Baur, 2017, S. 9.
  8. ↑ Baur, 2017, S. 16.
  9. ↑ Bach, 1992, p. 22.
  10. ↑ Baur, 2017, S. 11.
  11. ↑ Baur, 2017, S. 21.
  12. ↑ Baur, 2017, S. 29—30.
  13. ↑ Bach, 1992, pp. 26—27.
  14. ↑ Kiezspaziergang am 10.1.2004 — Berlin.de
  15. ↑ Bach, 1992, p. 32—33.
  16. ↑ Baur, 2017, S. 52—53.
  17. ↑ Baur, 2017, S. 57.
  18. ↑ Baur, 2017, S. 58—59.
  19. ↑ Baur, 2017, S. 60.
  20. ↑ Bach, 1992, p. 51.
  21. ↑ Birgit Haustedt. Die wilden Jahre in Berlin. Eine Klatsch- und Kulturgeschichte der Frauen. Dortmund, edition ebersbach, 1999, Kapitel: Leni und Marlene, S. 168.
  22. ↑ Bach, 1992, p. 61.
  23. 1 2 3 4 Bock H.M. (Hrsg.). CineGraph. Lexikon zum deutschsprachigen Film. München, edition text+kritik, 1984.
  24. ↑ Кракауэр З. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. М.: Искусство, 1977, с. 221.
  25. ↑ Baur, 2017, S. 120.
  26. ↑ Baur, 2017, S. 123—124.
  27. ↑ Hemingway und Marlene: «My little Kraut» — SPIEGEL ONLINE
  28. ↑ Hemingway und Marlene: «Ich verliebe mich in Dich, schlimm» — SPIEGEL ONLINE
  29. ↑ Сл. и муз. А. Вертинского — Марлен (с нотами)
  30. 1 2 LeMO Biografie — Biografie Marlene Dietrich
  31. ↑ Baur, 2017, S. 229.
  32. ↑ Baur, 2017, S. 243—244.
  33. ↑ Lebensdaten | Deutsche Kinemathek — Museum für Film und Fernsehen
  34. ↑ Als Marlene Dietrich Düsseldorf besuchte | nrz.de | Düsseldorf
  35. ↑ «Поднявшись на сцену, Паустовский поцеловал Марлен Дитрих руку, а она опустилась перед ним на колени» — «ФАКТЫ»
  36. 1 2 Marlene Dietrichs letzte Jahre — SPIEGEL ONLINE
  37. ↑ „Ich wurde zu Tode photographiert“ — DER SPIEGEL 9/1984
  38. ↑ Obituary for Marlene Magdelene Dietrich (неопр.). The Message Newsjournal. Дата обращения 9 июня 2013.
  39. ↑ Паван, 2012, с. 75.
  40. ↑ Friedhöfe in Berlin: Wo die Promis ruhen – Berlin.de
  41. ↑ Des blauen Engels Kostüme und Koffer (Archiv)
  42. ↑ Marlene-Dietrich-Platz 1-6 in Berlin — KAUPERTS
  43. ↑ Паван, 2012, с. 77.
  44. ↑ Паван, 2012, с. 74.
  45. ↑ Deutsche Welle
  46. ↑ «Boulevard der Stars“: Marlene-Dietrich-Stern enthüllt — Berlin — Tagesspiegel
  • Baur E.G. Einsame Klasse: Das Leben der Marlene Dietrich. — München: C.H.Beck, 2017. — 576 с. — ISBN 978-3-406-70569-4.
  • Bach S. Marlene Dietrich: Life and Legend. — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1992. — 626 с. — ISBN 9780816675845.
  • Бах С. Дитрих. Жизнь и легенда. — Смоленск: Русич, 1997. — 624 с. — ISBN 5-88590-738-2.
  • Боске Н., Рахлин М. Марлен Дитрих: последние секреты. — М.: Текст, 2011. — 160 с. — ISBN 978-5-7516-0964-1.
  • Бояджиева Л. Дитрих и Ремарк. — М.: Вагриус, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9697-0466-4.
  • Брет Д. Марлен Дитрих / Пер. О. Кольцова, Т. Новикова. — М.: Эксмо, 2006. — ISBN 5-699-18628-X.
  • Дитрих М. Размышления. — М.: Искусство, 1984. — 224 с.
  • Дитрих М. Азбука моей жизни. — М.: Варгиус, 1997. — 384 с. — ISBN 5-7027-0416-9.
  • Рива М. Моя мать Марлен Дитрих. Том 1. — СПб.: Лимбус Пресс, 1998. — 448 с. — ISBN 5-8370-0121-2.
  • Надеждин Н. Я. Марлен Дитрих: «Уйти, чтобы остаться»: Биографические рассказы. — М., 2011. — 192 с. — (Неформальные биографии). — 2000 экз. — ISBN 978-5-98551-162-8.
  • Надеждин Н. Я. Марлен Дитрих. — М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. — 224 с. — (Секрет успеха). — 3000 экз. — ISBN 978-5-98986-511-6, ISBN 978-5-271-36823-3.
  • Паван Ж. Марлен Дитрих / Пер. с фр. Е. Пурыжинской. — М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2012. — 256 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03472-3.
  • Скороходов Г. Пять вечеров с Марлен Дитрих. — М.: АСТ Олимп, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-271-26369-9.

Любимые мужчины Марлен Дитрих

Текст: Саша Глювейн

Фото: Getty/Fotobank; Rex/Fotodom

Роскошная блондинка умела кружить головы и сводить с ума: список ее поклонников едва ли не длиннее списка ролей, которые она сыграла в кино. Но кого любила сама кинодива? Ко дню рождения Марлен, которая появилась на свет 27 декабря 1901-го, вспоминаем тех мужчин, которые заставляли и ее сердце биться чаще. А их было не так уж много!

  • «Собственническое чувство — это великолепное, безжалостное, лживое чувство! Оно такое яркое и сияющее, почти как любовь! Оно губительно, и это самый злодейский и опасный из всех сверкающих крючков, на который только может попасться мужчина в море любви» — считала Марлен Дитрих и никогда не изменяла… своим убеждениям

Рудольф Зибер: любовь со второго взгляда

Юная Мария Магдалена (прим. Woman.ru: Марлен Дитрих сама себе придумала сценический псевдоним, сложив слоги первого и второго имени) «безумно влюбилась» в высокого белокурого красавца прямо на съемочной площадке (Зибер был ассистентом режиссера), как только он обратил на нее внимание. Однако сразу выскочить замуж за Руди (прим. Woman.ru: Руди — уменьшительно-ласкательная версия имени Рудольф) ей… не разрешили (заметим, что времена, когда Дитрих вела себя так, как хотела ее мать, минули очень быстро)! По настоянию мамы Жозефины был назначен испытательный срок, который, впрочем, Руди успешно прошел. Через год, 17 мая 1923-го пара поженилась, 13 декабря 1924-го на свет появилась малышка Мария-Элизабет, первый и единственный ребенок будущей звезды.

«Он был мил, он был нежен, и он внушал мне чувство, что я могла ему доверять. И это чувство останется неизменным все годы нашей совместной жизни. Наше доверие было взаимным и полным», — охарактеризует Марлен своего первого и единственного супруга, с которым прожила вместе всего пять лет, но так никогда и не развелась. Это был, как сказали бы сейчас, открытый брак. Вскоре после рождения дочери Дитрих прекращает сексуальные отношения с мужем. У Руди появляется любовница Тами (прим. Woman.ru: молодая балерина русского происхождения Тамара Матуль).

Далеко не среднестатистическими были отношения у этой пары! Марлен (об этом свидетельствуют документы, опубликованные ее дочерью) предлагала мужу… читать письма, которые получала от своих возлюбленных, а также отправляла ему самому копии посланий, которые писала им. Более того, любого, не побоимся этого слова, любовника, осмелившегося ревновать к Руди из-за его допуска к звездному телу, Марлен немедля осаживала: «При чем тут ты? Это мой муж!».

Эрих Мария Ремарк: «Слишком много в прошлом, а будущего нет»

«Это был удар молнии и всполох зарницы», – именно так Эрих Мария прокомментирует однажды свои впечатления от встречи с Марлен в 1937 году. Взгляните на ее портреты — вы бы могли предположить, что этот «Голубой ангел» зачитывается Кантом и обожает поэзию Рильке? Вот и Ремарк не мог. Она поразила его до глубины души тем, что декламировала наизусть стихи любимого поэта — любое стихотворение, с любой строчки!

«Чувственная гроза» была чертовски затяжной — зарницы полыхали целых три года, несмотря на то, что Дитрих делала все, чтобы она прекратилась. Можно ли назвать тот водоворот чувств, в который погрузились 35-летняя актриса, переживавшая творческий кризис и череду неудачных ролей, и 39-летний писатель, который после феноменального успеха своего творения «На Западном фронте без перемен» никак не мог снова взяться за перо, любовью? Скорее да, чем нет.

Его «сердечко, заветная мечта, свет над всеми лесами», «маленькая обезьянка», «ангел благовещенья», «мадонна его крови», «северный свет», «пламя над снегом» и даже «маленький меланхоличный блондин — партнер по зоопарку» сводила Ремарка с ума нежеланием разводиться с супругом, чтобы выйти за него замуж, и своими взглядами на отношения мужчины и женщины. Он написал ей триста писем (ни слова о политике, режиме, проблемах), а она ему — двадцать. Впрочем, дело вовсе не в количестве букв. Именно с подачи Дитрих Ремарк все-таки смог получить американскую визу и уехать.

Скучно не было! Вот Марлен меняет одного любовника на другого — Ремарк вне себя от ярости и гонит свою «Пуму» прочь (по крайней мере, пишет об этом желании в дневнике). Вот они снова вместе — и в том же дневнике появляется новая запись «Нет больше несчастья, ведь ты со мной». Несмотря на все эти обстоятельства, или, точнее, благодаря им, Ремарк снова взялся писать. Перечитайте «Триумфальную арку», подставляя вместо имени «Равик» Эрих Мария, а вместо «Джоан Маду» – Марлен.

Эрнест Хемингуэй: «Совершенно неважно, каким образом она разобьет ваше сердце, если она рядом и вылечит его»

Марлен и Эрнест познакомились в 1934-м, на теплоходе «Французский остров» (еще до того, как Дитрих встретила Ремарка). Писатель возвращался с сафари в восточной Африке через Париж в Ки-Уэст, а актриса – из нацистской Германии в Голливуд. Хемингуэя Дитрих «полюбила с первого взгляда», любовью «чистой, безграничной», но вспыхнувшие чувства не помешали обоим устраивать свою личную жизнь с другими. По признанию самой Марлен, их связывала… полная безнадежность. Роман (по большой части эпистолярный) тянулся долго — до смерти писателя, может быть как раз потому, что Дитрих и Хемингуэй так и не стали любовниками. Эрнест метко назовет то, что между ними происходило, «несинхронизированной страстью» – когда он был свободен, она была влюблена в другого (или других) и наоборот.

В их письмах полыхали такие чувства, что можно было удивляться, как только бумага не задымилась. «Ты так прекрасна, что твои фотографии на паспорт следовало быть делать трехметровыми», «Целую тебя горячо!», «Влюбляюсь в тебя, это ужасно!» — заканчивает свои послания Хемингуэй. «Любить тебя сильнее, чем я люблю, невозможно», «Я буду любить тебя вечность и еще дольше!» — заверяет его Дитрих.

Весьма показательным можно считать тот факт, что Ремарк ревновал Дитрих к коллеге по цеху Хемингуэю сильнее, чем к Габену (и нам кажется, что не зря, хотя бы потому, что именно Марлен была тем человеком, который читал рукописи Хемингуэя первым).

А что же Эрнест? Это он показал Марлен пару боксерских приемов, в том числе и «внезапный удар в челюсть», чтобы она смогла себя защитить в тот момент, когда Габен начнет распускать руки (увы, как бы дико это не звучало, темпераментный актер любил поскандалить и в пылу ссоры мог ударить женщину). Что же, Марлен не преминула применить на практике уроки, полученные от ее «Гибралтарской скалы», но это уже другая история…

Жан Габен : «Ты была, есть и будешь моей единственной настоящей любовью. К несчастью, я чувствую, что потерял тебя»

История любви двух кинозвезд началась в 1941 году, в Голливуде. Говорят, что сама Марлен сделала первый шаг и пригласила Жана за столик в кафе, где она встречалась с Эрнестом Хемингуэем. «Я была его матерью, его сестрой, его подругой и даже больше. Я очень его любила!» — признается однажды Марлен. Настолько, что сама стояла у плиты в стильном фартуке от Hermes, готовя Жану обожаемые им супы и жаркое, говорила с любимым исключительно по-французски (благо, язык благодаря своей бонне знала отлично).

Он, кстати, как и Ремарк, неоднократно предлагал актрисе развестись с мужем и выйти за него замуж. Но Марлен так и не сказала ему «да». Однако когда Габен ушел на войну, вступив в войска де Голля, Дитрих отправилась в Алжир, где служил Жан, чтобы увидеться с любимым. После окончания Второй мировой Габен снял квартиру в Париже, Марлен приехала к нему. И все было бы неплохо, если б не одно «но» – фильм «Мартин Руманьяк», в котором актеры сыграли вдвоем, кинокритики разгромили в пух и прах. Честолюбивая (и обеспечивающая всю семью, включая мужа и его любовницу) Марлен тут же задумалась о том, чтобы вернуться в Америку, но Жан был против. Мы не знаем, кто из них сделал бОльшую ошибку — Габен, который решил расставить точки над i и выдвинул ультиматум: «Если ты сейчас уедешь из Парижа, то между нами все кончено», или же Дитрих, которая все же собрала вещи и отправилась на съемки в Штаты. Потом она всю жизнь ждала, что он одумается и вернется, но, увы, этого так и не произошло. Габен в очередной раз женился, а как-то раз при случайной встрече и вовсе сделал вид, что не узнал свою бывшую возлюбленную. В 1976 году Габен скончался, «забрав с собой половину души» Марлен. Дитрих, которая не желала, чтобы публика запомнила ее старухой, в последние годы жизни стала затворницей. Она отказалась от общества живых людей, предпочитая проводить время в компании с портретом своего «идеального мужчины», который, как говорят, висел на стене в ее комнате.