Мирослава дума fashion tech lab: Мирослава Дума основала Fashion Tech Lab — лабораторию новых технологий в моде

«Модная индустрия больше не будет прежней»

Эмма Уотсон ведет отдельный инстаграм, в котором подробно рассказывает о своих экологичных нарядах: платье из органического шелка, белье из волокон дуба. Наталья Водянова — лицо специальной линии H&M, в которой вещи создают в том числе из пластика, собранного на океанском побережье; в одной из таких актриса Руни Мара не постеснялась прийти на пост-оскаровскую вечеринку журнала Vanity Fair. Супруга Колина Ферта, Ливия Ферт, руководит консалтинговым агентством Eco-Age, помогающим брендам осваивать «безвредный» подход к созданию нарядов. На первой странице модного словаря сегодня красуются sustainable и conscious: наконец выпорхнув из анекдотической картины «нечего надеть!», обычно сопровождающейся гардеробом без начала и конца, самые яркие представительницы fashion-сферы и к ней примыкающих призывают следить за составом платьев с тем же тщанием, что пять лет назад — за содержимым тарелок.

На передовой этой борьбы с перепроизводством и, как следствие, загрязнением окружающей среды — наша соотечественница Мирослава Дума, чей новый проект Fashion Tech Lab обещает перевернуть представления об одежде, наконец найдя долгожданный компромисс между модным и технологичным. В состав совета директоров FTL вошли такие люди как Диана Фон Фюрстенберг, одна из самых влиятельных женщин в индустрии моды, президент Американского совета дизайнеров моды, та самая Ливия Ферт, основатель компании Eco-Age, инвестор Кармен Баскет, председатель совета директоров Tod’s Диего Делла Валле, молодой президент Rimowa Александр Арно, американский медиамагнат Остин Хёрст, его жена и дизайнер Габриела Хёрст, декан института дизайна Parsons Бурак Какмак и многие другие.

В портфолио Fashion Tech Lab уже несколько перспективных компаний: например, итальянцы

Orange Fiber, научившиеся создавать ткань из отходов, образующихся при производстве апельсинового сока, американцы Diamond Foundry, выращивающие настоящие бриллианты размером до 15 карат в лабораторных условиях, засекреченная лаборатория из Сан-Франциско, в которой ужe разрабатываются кожа и мех из стволовых клеток, и россияне Hydrop, уникальные нанотехнологии которых позволяют защищать ткани от жидких загрязнений и придают одежде антибактериальные свойства. Но то ли еще будет — судя по разговору, Дума настроена более чем серьезно.

© пресс-служба Fashion Tech Lab

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

— Вы так долго пробыли в мире моды, успешно занимались медиа. Почему решили взяться за другой, более глобальный проект?

— Я обдумывала его на протяжении трех лет, особенно активно — в последний год. В какой-то момент обнаружила, что модная индустрия — вторая по загрязнению окружающей среды, и была потрясена этим «открытием». Скажу честно, мне всегда казалось странным происходящее в сфере моды: немало ее представителей ведут себя так, словно спасают жизни, но правда в том, что она вообще ничего не спасает, а я — маленькая деталь гигантской машины пропаганды. Помню, года полтора назад сидела на показе с мыслью, что лучше бы осталась дома с детьми, да и вообще — что не занимаюсь ничем таким, чем они могли бы гордиться. Все это совпало с периодом, когда я активно ездила по различным конференциям, форумам, и во время одной из таких поездок познакомилась с представителями технологической компании, которая занималась разработкой новых материалов неживотного происхождения — и это перевернуло мой мир с ног на голову! Стало очевидно, что в сфере материаловeдения творится настоящая революция — и она выходит за рамки ожидаемых областей вроде армии и космических систем.

Когда Леонов в 1965 году совершал первый для человечества выход в открытый космос, академик Королев контролировал его самочувствие с Земли благодаря «умным» тканям и встроенным в скафандр микрокомпьютерам. Температура тела, давление — все можно было отследить. Такие технологии долгое время держались в секрете, о них банально мало кто знал; а мы стали думать о том, как внедрить их в жизнь. Прошлый год оказался очень сложным для всего мира (от выборов в Америке до Брекзита), что в свою очередь повлияло и на индустрию моды. Например, свои позиции стали терять даже крупные бренды вроде Ralph Lauren, медиа страдали из-за сокращения рекламных бюджетов. Что-то явно шло не так.

И я поняла: модная индустрия больше не будет прежней. Мир стоит на пороге четвертой индустриальной революции — и нам повезло, что можем приложить к ней руку. Отсюда и решение сделать нечто такое, что соединит все точки: моду, технологии, горящих идеями людей.

Аналитики предсказывают, что к 2025 году десятая часть человечества будет ходить в вещах, подключенных к интернету, около 700 млн человек. И это не прихоть, а способ борьбы с конкретными проблемами. У нас была встреча с компанией, занимающейся производством одежды с микроскопическими сканерами для больных диабетом: когда уровень сахара в крови повышается, сканеры посылают сигнал гаджету. Представьте, что когда-нибудь подобные технологии будут повсеместно распространены и вещи смогут собирать и передавать людям информацию об их состоянии здоровья. Это было бы прекрасно, к примеру, для ухода за пожилыми или проходящими курс лечения людьми, детьми с особенностями развития.

— Как вы находите компании, которые ведут разработку новых материалов? И как понимаете, что технология перспективная и ее действительно стоит применить?

— Наш главный инновационный эксперт — выпускница Стэнфорда и Массачусетского технологического института, доктор наук Аманда Паркес (Amanda Parkes), кроме того, участница MIT Media Lab, то есть какие-то идеи может привнести и оттуда. Она хорошо знает рынок, понимает, кому можно доверять, а кому — нет. Когда мы объявили набор, кто-то подумал, что это очередной модный стартап. Приходили люди из индустрии моды, особенно те, кто занимается e-commerce. Но мы отбираем только тех, кто работает в сфере нано- и биотехнологий, материаловедения. Мы проводим отбор проектов и технологий по всему миру (от МГТУ им. Н. Э. Баумана и Сколковского института науки и технологий в России до Parsons, MIT,

Harvard в США, или Fraunhoffer в Германии), стараемся взаимодействовать с как можно большим количеством различных организаций, институтов, лабораторий и экспертов. Мы сотрудничаем с Британским модным советом и его главой Кэролайн Раш (она одна из наших советников), студентами Central Saint Martins и многими другими. Очень скоро объявим о партнерских проектах с международными школами дизайна. Недавно, например, встречались с представителями H&M: планируем кооперацию в программе H&M Foundation’s Global Change Award и соинвестируем с их фондом в один очень интересный проект.

— Я читал, что ваша лаборатория будет предоставлять на основе новых материалов решения для брендов. То есть любой представитель марки сможет обратиться к вам за разработкой?

— Не совсем так. У нашей организации четыре уровня. Первый — инвестиционный и исследовательский. Второй — инкубатор и условное агентство, поддерживающее технологии и определяющее, какими именно стоит делиться с брендами. Третий — инновационная экспериментальная лаборатория, целью которой является объединение компаний из технологического сектора с поколением дизайнеров из ведущих университетов мира для производства готовых продуктов, где анализируют проблему, а затем ищут способ для ее решения; грубо говоря, эта лаборатория совмещает технологии с модой, ведь существует стереотип, что если вещь технологичная — скорее всего, немодная, так что немаловажную роль играет эстетическая сторона. Мы также заинтересованы в том, чтобы создать продукт, который могло бы себе позволить максимально большое число людей. И который бы при этом помогал справиться с глобальными проблемами — скажем, переработкой отходов или колоссальным потреблением и загрязнением воды.

В нашей лаборатории сейчас разрабатывают продукцию с использованием материала, который, благодаря своим свойствам, может выдержaть больше 20 носок без стирки. Другой пример — наноматериал, обладающий антибактериальным эффектом; его можно задействовать и в медицине, и в производстве школьной формы. Четвертый уровень — благотворительный, направленный на поддержку международных организаций по борьбе с загрязнениями окружающей среды и социальных проблем, связанных с индустрией моды (например, поддержка женщин-предпринимателей в странах третьего мира).

© пресс-служба Fashion Tech Lab

— Использовать или не использовать новые технологии — это выбор не только компании, но и потребителя. Как привлечь покупателя? Ведь в идеале стоимость одежды, которой занимается Fashion Tech Lab, не должна отличаться от той, что сделана из привычных материалов?

— В новой эре у нас будет и новый тип покупателей. Сегодняшние дети изучают в школе экологию, изначально внимательнее относятся к окружающему их миру.

Да и вообще, люди, в конце концов, поймут, что купить дорогую футболку, за год не потеряющую внешний вид, лучше, чем футболку дешевле $20, которую не только произвели в ужасающих условиях порабощенные сотрудники фабрик третьего мира, но и обработали огромным количеством химикатов, плюс уже после первой стирки она будет выглядеть плохо. Эстетическая сторона все еще играет немаловажную роль в росте и продвижении модной индустрии размером в $2,4 триллиона. Но новое поколение Z понимает разницу между функциональным, технологичным и модным продуктом, и вещью на один день, которая по своей сути просто не может стоить дешевле бургера в ресторане.

— Сейчас у вас капитал в $50 млн. На что хватит этой суммы? Будет ли второй, третий раунд инвестиций?

— Особенность Fashion Tech Lab в том, что FTL функционирует не как классический венчурный фонд, который наполняется деньгами и вслепую для инвесторов инвестирует их в проекты с целью скорейшего закрытия фонда и ожидания выхода из компаний, а в формате инвестиционной компании с возможностью выбора объекта инвестиций. Такая структура более гибкая и позволяет инвестировать в компании на разных стадиях, в разных объемах и привлекать в любой момент внешних дополнительных инвесторов.

— Хотелось бы узнать больше о каких-то личных вещах. Например, ваш распорядок дня. Во сколько просыпаетесь? На скольких встречах бываете за день?

— Вы знаете, у меня трое маленьких детей (третьего ребенка, дочь Диану, Мирослава родила месяц назад — прим. ред.)…

Мирослава Дума

© Edward Berthelot/Getty Images

— Вот я и удивляюсь, как вы все успеваете!

— Мне кошмары снятся по ночам. Шерил Сэндберг, операционный директор Facebook, в своей биографии пишет, что женщины, в отличие от мужчин, почему-то никогда не верят собственному успеху. У всех одна и та же проблема: нужно жонглировать обязанностями — быть и мамой, и женой, и профессионалом на работе. Да, это нелегко, но для моего психотипа было бы сложнее оказаться в ситуации, когда нет работы, идей, возможности их реализовать. Это для меня страшная ситуация! Зато тот ритм, в котором я живу сейчас, — моя зона комфорта. Кто-то оставляет время на встречи с друзьями, на кино, на вино. А я никогда не любила и не умела это делать; всегда считала себя скучным человеком, даже аутсайдером. Но, знаете, в разные жизненные периоды мы по-разному оцениваем одни и те же свои «функции»: в школьные и институтские годы мне казалось, что я какая-то не очень классная, а сейчас — наоборот, кажется, что жизнь такая интересная, нужно все успеть, нo я постоянно себя критикую: надо было больше, быстрее, лучше!

У нас международная команда, разбросанная от Соединенных Штатов до Китая и стран Ближнего Востока, все подстраиваются друг под друга: skype-встреча может быть и в час ночи, и в шесть утра. Но это тот процесс, который делает счастливым, особенно когда видишь большую цель. В этом-то и была проблема: два года назад я поняла, что не вижу никакой великой цели. Что все, что я делаю, — пропагандирую потребление, а оно ни к чему хорошему не приведет. Вот поэтому я и взялась за Fashion Tech Lab.

— Кстати, как после появления Fashion Tech Lab складываются ваши отношения с Buro 24/7? Вы перестали заниматься последним? Или по-прежнему контролируете то, что там происходит?

— Как сооснователь — контролирую. У нас сильная команда, во главе со всеми любимым издателем, который контролирует ежедневный процесс, благодаря которому я смогла совмещать полномочия. Недавно мы закрыли очень интересную сделку, которая, я надеюсь, станет для Buro 24/7 новой ступенью (речь идет об объединении с System Magazine, англоязычным журналом о модной индустрии — прим. ред.). В процессе несколько других крупных проектов, о которых мы будем скоро объявлять. Я отношусь к проекту, который запустила с Фирой Чилиевой шесть лет назад (через год Полина Дерипаска стала партнером, выкупив долю у первоначального инвестора — прим. ред.) как к собственному ребенку. Я до сих пор мажоритарный партнер. Решения глобального характера мы принимаем совместно с моими партнерами. Но от ежедневной редакционной и операционной деятельности я отошла. Помимо Buro, в прошлом году мы запустили The Tot, в этом — FTL. Как говорят в России: чем больше делаешь, тем больше успеваешь. 

От Tatler до доклада Мюллера. Как «первая русская it-girl» Мирослава Дума оказалась связана со скандалом вокруг выборов Дональда Трампа

Разобраться

Мирославу Думу называют первой русской it-girl и одной из самых влиятельных девушек в фэшн-индустрии. Дума основала несколько проектов — журнал Buro 24/7, сайт для молодых мам The Tot и фонд Fashion Tech Lab для поддержки технологичных фэшн-стартапов. Зимой 2018 года Дума оказалась в центре расистского скандала, а в марте объявила, что уходит из Buro 24/7, чтобы сосредоточиться на развитии фонда. В конце апреля предпринимательница неожиданно для многих попала в еще один скандал, на этот раз политический. Ее имя появилось на страницах доклада спецпрокурора США Роберта Мюллера о российском вмешательстве в выборы. Рассказываем, как Мирослава Дума прошла путь от запуска журнала о моде до дружбы с дочерью президента США Иванкой Трамп.


Три глобальных проекта — одна CEO


Business of Fashion писал, что 34-летней предпринимательнице удалось построить «империю лайфстайл-медиа», а сама она стала «международной иконой стрит-стайла». По словам самой Думы, у ее отца, сенатора от Костромской области Василия Думы, были «большие планы» на дочь и ее карьеру, поэтому родители были «потрясены и разочарованы», когда девушка пошла стажироваться в Condé Nast Russia и заявила, что свяжет свою жизнь с модой.

В итоге издательский дом стал ее местом работы на несколько лет. Затем Дума сотрудничала с Harper’s Bazaar, Tatler, Forbes Woman, L’Officiel и Vogue. Вскоре бывшая стажерка поняла, что издатели модных журналов так и не научились работать с потребителями новой формации — теми, кто читает статьи со смартфонов и айпадов.

Поэтому в 2011 году Дума запустила Buro 24/7 — «независимое онлайн-издание для миллениалов о моде, красоте, культуре, путешествиях, медиа и важных тенденциях в современном обществе». Проект стал глобальным — сегодня он работает в 11 странах: России, Австралии, Мексике, Сингапуре, Казахстане, Монголии, Хорватии, Азербайджане, Малайзии, в странах Ближнего Востока и на Украине. На экспансию у Думы ушло 5 лет.

Следующий проект, The Tot, Дума запустила в 2016 году с Насибой Адиловой. Основательницы рассказывали, что придумали сайт для молодых мам, будучи беременными, — они поняли, что женщинам бывает сложно найти нужную информацию о беременности и материнстве в интернете. Кроме того, товары для детей, которые продаются онлайн, не всегда оказываются безопасными и качественными. Так The Tot стал одновременно онлайн-магазином и журналом.

В 2017 году Дума объявила о запуске Fashion Tech Lab (FTL) — гибрида инвестиционного фонда и экспериментальной лаборатории. «Индустрия моды и одежды является вторым крупнейшим источником загрязнения в мире. Я была шокирована, когда узнала об этом, и начала думать, что можно с этим сделать», — говорила она тогда. О фонде писали десятки западных изданий, а Financial Times опубликовала статью «Новая промышленная революция Мирославы Думы». В интервью газете основательница фонда рассказывала, что хочет не только поддержать стартапы, но и упростить доступ брендов к технологиям, которые помогут сделать производство товаров, в том числе люксовых, дешевле и экологичнее.




Расистский скандал, бойкот и уход из проектов


В январе 2018 года Дума получила от своей подруги, дизайнера Ульяны Сергеенко, приглашение на ее показ в Париже. За день до показа она опубликовала фотографию приглашения на своей странице в Instagram. На конверте от руки была написана фраза «To my niggas in Paris» — отсылка к песне Канье Уэста и Jay Z «Niggas in Paris». Пост из аккаунта с 1,5 млн подписчиков моментально разлетелся по сети. Все началось с репоста в аккаунте Diet Prada: «Серьёзно? Зачем нужно было a) писать это b) постить это. Кто-то ещё собирается на её показ завтра?», — который заметила модель Наоми Кэмпбелл. Блогеры, коллеги по фешн-индустрии, журналисты и обычные пользователи обвинили Думу и Сергеенко в расизме и невежестве. Извинения не помогли ни одной из девушек — посты назвали неискренними.

В день, когда разразился скандал, Думу исключили из состава совета директоров ее собственного проекта The Tot. В соцсетях компании появилось сообщение о том, что в The Tot «глубоко шокированы расистским и оскорбительным постом, который опубликовала Мирослава Дума». Адилова, соосновательница проекта, в своем личном аккаунте подтвердила, что Дума больше не входит в совет директоров компании.

В марте Дума покинула Buro 24/7. В сообщении на сайте издания говорилось, что основательница проекта отошла от управления в 2017 году и сейчас, согласно договоренностям, продала акции: «Мирослава Дума продает акции в Buro 24/7, сосредоточив свою деятельность исключительно на развитии Future Tech Lab и других, еще не объявленных личных проектах. С настоящего момента дальнейшая деятельность Мирославы официально не связана с компанией Buro 24/7».




Создать iPhone в мире моды. Зачем Думе инвестиционный фонд


Дума, как и обещала, сосредоточилась на инвестициях в стартапы. В интервью Financial Times основательница FTL рассказывала, что хочет стереть границы между технологиями и модой: «Мы говорим о носимых технологиях — алгоритмах, встроенных в ткань, которые смогут решить множество ваших проблем, как это сделал iPhone. В будущем вы будете носить технологии». Решиться на запуск собственного фонда Думе помогли в том числе знакомства в Кремниевой долине: она узнавала, как работают современные технологии, от исполнительного директора Magic Leap Рачны Басина и директора по цифровым технологиям в LVMH Яна Роджерса, выходца из Apple. «Они водили меня по всем этим лабораториям, где создавались вещи, которые действительно могут помочь окружающей среде, планете и людям. Я получила шанс поговорить с учеными, которые делали это. Я думала, что мы будем говорить на разных языках, но поняла, что мне это близко», — рассказывала она.


Во что инвестировал Fashion Tech Lab

Reformation — американский бренд одежды, пропагандирующий этичное производство (производство, не наносящее вреда природе, животным и людям).

JUST WATER — компания-производитель воды, основанная Уиллом Смитом и Джейденом Смитом. Родниковую воду выпускают в упаковках из биоразлагаемых материалов.

Hydrop — экологичные средства для ухода за одеждой: чистки вещей и защиты от влаги. Основатели компании заявляют, что используют нанотехнологии.

Diamond Foundry — фабрика искусственных алмазов.

Dropel Fabrics — компания, делающая одежду «жизнестойкой». Создает прочные ткани из натуральных материалов.

Vitro Labs — создает искусственную кожу в лабораторных условиях. Сейчас работает над созданием кожи, выращенной из стволовых клеток.

Bolt Threads — производит биоинженерные ткани, например из искусственно выращенной паутины или шелка, созданного из протеинов.

EVRNU — перерабатывает б/у одежду из хлопка и создает ткани из волокон нового типа.

MycoWorks — создает искусственную кожу из мицелия и отходов сельхозпроизводства.

Worn Again — технология безотходной переработки тканей, позволяющая снизить издержки на производстве одежды.

Дума ссылалась на исследования, согласно которым к 2022 году 10% населения планеты будет носить одежду, подключенную к интернету: «Представьте себе? 10% от 7,5 млрд человек». Девушка не скрывала, что ее интересуют прежде всего люксовые бренды. Дело не в личных предпочтениях Думы: такие компании кажутся неповоротливыми, но на деле они заинтересованы в технологиях, которые упростят процесс производства и сделают его дешевле. Кроме того, бренды хотят выглядеть лучше в глазах потребителей, многие из которых озабочены состоянием окружающей среды и выбирают осознанное потребление.

Фото: Abaca Press/TASS

Российский Vogue напоминает, что Дума — обладательница диплома МГИМО по управлению международным бизнесом, дочь сенатора и жена Алексея Михеева, экс-директора департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга и IT-предпринимателя. По мнению журнала, «Мирославе сам бог велел управлять инвестиционным фондом». В интервью журналу она рассказывала, что главным достижением считает команду, — по словам Думы, она по всему миру искала ученых, финансистов и банкиров, чтобы переманить их в FTL. Первыми результатами работы фонда-лаборатории стали капсульная коллекция одежды и аксессуаров Salvatore Ferragamo из материалов Orange Fiber, в основе которых — отходы от производства апельсинового сока, и одежда Stella McCartney из паучьего шелка Bolt Threads. Шапки из паучьего шелка — их было всего 200 штук — раскупили за 19 минут.

В том же интервью Дума признавалась, что гордится возможностью заняться более серьезными вещами — и посещать не модные показы, а экономические форумы: «Я горжусь, что попала на встречу молодых лидеров в рамках Всемирного экономического форума и оказалась в одной компании с Эммануэлем Макроном, Сергеем Брином и Амаль Клуни».



Fashion tech — интересное направление, говорят инвесторы. «Радуюсь, когда появляются новые фонды во главе с нашими соотечественниками. Направление считаю перспективным, тоже инвестирую такие проекты, например, в моем портфеле есть стартап aveeva.ru — конструктор одежды», — рассказал Inc. бизнес-ангел Александр Румянцев. Венчурный инвестор и партнер iTech Capital Алексей Соловьев объяснил Inc., что фокус на отдельной нише — тренд среди фондов. «Если еще несколько лет тому назад к узкой специализации на венчурном рынке относились скептически, то сегодня это, возможно, уже одна из самых перспективных стратегий для венчурного фонда. Всеядность и диверсификация отходят на задний план. Игроки рынка набираются опыта в каких-то конкретных сегментах и впоследствии сосредотачивают на них свои усилия. Если фонд не ограничивает себя работой на локальном рынке, то в мире он всегда найдет достаточно большой pipeline для поиска объектов для вложений. Сейчас все меньше тех, кто инвестирует в «интернет» или Saas или тем более «высоко технологические» стартапы, и все больше тех, кто, как Fashion Tech Lab, фокусируется в какой-то нише, в которой он хорошо разбирается», — рассказал он.




Фейк-ньюз и обвинения в отмывании денег


В мае 2018 года журналист издания Refinery29 Конни Вонг опубликовала статью «Как работают фейк-ньюз, направленные против известнейших российских инфлюенсеров». За несколько месяцев до выхода статьи сразу несколько человек, работающих в фешн-индустрии, получили странные сообщения от анонимной группы, называющей себя Kiev Fashion Resistance. В теме письма значилось «Fwd: Мира Дума: отмывание денег». В электронных письмах говорилось, что Дума причастна к выводу денег из России. Их получили больше 10 человек — стилисты, инфлюенсеры, журналисты, модельные агенты. «Нам удалось узнать, каков настоящий бэкграунд Мирославы Думы — русской предпринимательницы и Instagram-звезды, ставшей известной благодаря инвестициям в американские и британские компании, связанные с модой и технологиями. Пожалуйста, помогите распространить эту информацию. Это намного важнее, чем скандал, вызванный ее расистскими и гомофобными высказываниями», — говорилось в анонимных сообщениях.

Письма были написаны с орфографическими ошибками, никаких доказательств того, что Дума действительно нарушала закон, в них не было. Статья Вонг была посвящена не письмам Kiev Fashion Resistance, а эффекту, который они произвели. Синтия Спун, фешн-фотограф, в разговоре с Refinery29 призналась, что сразу распознала в письме фейк, но не могла перестать думать об этом. «Я прошла по каждой ссылке, указанной в письме, погуглила каждое упомянутое в нем имя», — рассказала она. Фотограф призналась, что ей и раньше приходилось задаваться вопросом происхождения состояния Думы — девушки из России, которая смогла построить бизнес-империю. Вонг поговорила с другими получателями письма — они признались, что не заявляли об этом открыто, не желая связываться с фейковой кампанией, направленной против Думы.



Основатель проекта «Лапшеснималочная» Алексей Ковалев в разговоре с Вонг предположил, что фейковые письма рассылали люди, у которых есть личные претензии к предпринимательнице: «У нее, очевидно, достаточно врагов и завистников». Впрочем, 4 марта 2018 года Kiev Fashion Resistance разослала похожие письма о Наталье Водяновой, а 10 апреля — о Дарье Жуковой, основательнице музея «Гараж» и бывшей супруге миллиардера Романа Абрамовича. Дума, Водянова и Жукова не стали это комментировать. Российский журналист Роман Анин, редактор отдела расследований «Новой газеты», заявил Refinery29, что к письмам не стоит относиться серьезно: «Это некачественная кампания. Очевидно, что у авторов писем не было доступа к документам. Написать такое мог кто угодно». О том, кто такие Kiev Fashion Resistance и зачем они пытались скомпрометировать Думу с помощью писем, написанных с ошибками, до сих пор ничего не известно.


Доклад Мюллера и Дума среди «связных Путина»


Опубликованный 18 апреля доклад спецпрокурора США Роберта Мюллера — 400-страничный документ, посвященный итогам расследования российского вмешательства в американские выборы. Расследование длилось 22 месяца. За это время Мюллер и его подчиненные выписали больше 2,8 тыс. судебных повесток и опросили около 500 свидетелей. Отдельная глава 2-томника посвящена контактам штаба Трампа с россиянами: расследование показало, что попытки наладить связи предпринимали глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, совладелец «Альфа-групп» Петр Авен, бывший глава ВЭБа Сергей Горьков и другие.

Имя Мирославы Думы упоминается в докладе всего 1 раз. Первым на это обратил внимание репортер Bloomberg Ким Бэсин. «Каким-то образом Мирослава Дума попала в доклад Мюллера», — написал он в твиттере. Спустя полчаса на эту новость отреагировала Конни Вонг. Этого хватило, чтобы новости и статьи об участии Думы в политическом скандале опубликовали Vogue, Time, Harper’s Bazaar, Fortune и другие. В отчете сказано, что Дума знакома с Иванкой Трамп, дочерью президента США Дональда Трампа. Россиянка якобы пыталась пригласить Иванку и ее отца на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) еще в 2015 году. Она передала приглашение от имени руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, но Трампы отказались приезжать, сославшись на плотный график.

Написавшие об этом западные медиа указывают, что у Думы есть прочные связи с Россией, — в частности, ее отец и муж. Сама Дума никак не прокомментировала упоминание своего имени в отчете Мюллера, представители созданного ею фонда — тоже. На запрос Inc. она не ответила, как и представители FTL.

Опрошенные Inc. инвесторы считают, что скандалы, в которых оказалась замешана Дума, могут негативно сказаться на работе FTL, который позиционирует себя как международный фонд. «К сожалению, такие события очень и очень мешают всем участникам венчурного рынка. И дело не только в том, что люди читают газеты, а в том, что любой подобного рода скандал — это повод для расширения санкционных списков и новых запретов сделок, кредитов, переводов денег и т. д. Российский венчурный рынок и так выживает почти в полной изоляции от международных финансов, а такие вот неприятные моменты еще больше осложняют жизнь россиян, которые хотели бы что-то делать на международной венчурной арене», — говорит Соловьев. С тем, что такие истории плохо сказываются на репутации любого международного фонда, согласен и Румянцев. «Зато если фонд сделает пивот и будет инвестировать проекты в нашей стране, сложностей можно избежать», — рассуждает он.

Дума в последние месяцы избегает общения с журналистами, однако 25 апреля интервью с ней появилось на китайском сайте Jing Daily. Предпринимательница рассказала, что FTL активно сотрудничает с местными стартапами и считает Китай рынком с огромным потенциалом. «Мы работали с Tencent и Alibaba Group над тем, чтобы стимулировать рост индустрии моды с помощью устойчивых технологий. […] Мы поражены тем, насколько инновационным и экологичным стал китайский рынок, и продолжим изучать экологически чистые технологии с нашими китайскими партнерами», — рассказала Дума.

Как лаборатория технологий будущего Мирославы Дума создает более зеленый Китай

Мирослава Дума не привыкать к рискованным начинаниям. В 2011 году она основала цифровую компанию Buro 24/7 и ее платформу моды и стиля жизни Buro247.com. Оттуда она стала соучредителем сайта электронной коммерции The Tot, который стал популярной платформой для родителей, ищущих экологически чистые, модные и экологически чистые продукты для своих детей. А совсем недавно она создала Future Tech Lab (FTL), фонд венчурного капитала, который работает с инновационными стартапами, отдавая приоритет устойчивому развитию, расширяя достижения в науке и технологиях. Ее профессиональные достижения и постоянные усилия по формированию жизни нынешнего и будущих поколений не остались незамеченными. В 2018 году Всемирный экономический форум присвоил ей звание молодого глобального лидера. Неплохо для человека, которому всего 34.

Цзин Дейли встретился с Думой и Валентиной Сюй, генеральным директором Future Tech Lab China, о компании, предстоящих проектах в Китае, их взглядах на инновационную отрасль и многом другом.

Как появилась Лаборатория технологий будущего?

ДУМА: Я родилась в Сибири, в России, которая является одним из самых холодных регионов мира, но также и одним из самых богатых с точки зрения запасов нефти и газа. В детстве я остро осознавал, насколько большой загрязнитель представляет эта отрасль. Таким образом, можно сказать, что годы моего становления во многом помогли сформировать мою нынешнюю страсть и бизнес. И осознание того, что индустрия, частью которой я решил стать, индустрия моды и одежды с доходом в 3 триллиона долларов (второй по величине источник загрязнения в мире), вызвала идею запустить Лабораторию технологий будущего, чтобы помочь преобразовать экосистему моды в технологически продвинутую, возобновляемая, экологически чистая и социально ответственная промышленность.

Инновации имеют решающее значение в любой области, но насколько вы можете внедрять инновации в отрасли, где ценятся мастерство и эксклюзивность?

ДУМА: Ценность мастерства преобладает, это очень верно. Однако я бы сказал, что инновации в области материаловедения особенно необходимы. За прошедшие годы научные открытия и достижения в области технологий изменили наш образ жизни и мышления, но мода в значительной степени осталась неизменной со времен промышленной революции и создания синтетических волокон и материалов, таких как полиэстер и вискоза, которые являются продуктами нефтехимии. Справедливо будет сказать, что индустрия моды и одежды отстает. Но разрабатываемые сейчас материалы становятся «умнее», адаптируются к температуре тела и даже собирают данные о пользователе. Существует неограниченный потенциал для инноваций.

Над какими проектами работает Future Tech Lab в Китае? И почему вы выбрали Китай в качестве одного из своих рынков?

ДУМА: FTL тесно сотрудничает с устойчивыми и высокотехнологичными китайскими компаниями. Например, среди наших местных партнеров есть компании, перерабатывающие кофейную гущу в пряжу, производящие натуральные красители, ткани из смешанных отходов раковин устриц и многое другое. Мы также работали с Tencent и Alibaba Group над тем, как вдохнуть энергию в индустрию моды с помощью устойчивых технологий. Мы рассматриваем Китай не только как рынок с большим потенциалом для устойчивых продуктов, но и как один из крупнейших участников глобальной защиты окружающей среды. Мы поражены тем, насколько инновационным и экологичным стал китайский рынок, и мы продолжим изучать устойчивые технологии с нашими китайскими партнерами для синергии зеленого.

Китай перерастает свою репутацию мировой фабрики и быстро становится центром инноваций, где культивируются одни из самых захватывающих технологий.

Китай пытается заново изобрести себя в рамках своего плана «Сделано в Китае 2025», но готов ли мировой потребитель принять новую китайскую мантру устойчивого развития?

XU: «Сделано в Китае 2025» предназначено для того, чтобы позиционировать Китай как ведущую в мире страну-производителя, а также присоединиться к глобальному переходу к более экологичной экономике. Китайский рынок все больше осознает необходимость устойчивого развития и принимает меры по внедрению «зеленых» технологий. Конечно, когда вы выбираете одежду, изготовленную из экологически чистых источников, вы можете вначале заплатить более высокую цену за разработку нового продукта, но одежда будет более высокого качества и будет иметь меньше негативного воздействия на нашу планету. В FTL мы считаем, что дело не в том, готов ли глобальный потребитель принять мантру устойчивого развития Китая, а в том, чтобы рассказать каждому из нас о той роли, которую мы играем в построении лучшего будущего для нашей планеты.

Как, по вашему мнению, Китай повлияет на сектор предметов роскоши внутри и за пределами материка?

XU: Ежегодные расходы китайских покупателей предметов роскоши составляют более 500 миллиардов юаней (примерно 74 миллиарда долларов), что составляет почти треть мирового рынка предметов роскоши. Поэтому, когда китайские потребители проснутся и примут экологичность как новый образ жизни, люксовые группы последуют их примеру; на самом деле, многие из них уже делают это сейчас. Что еще более важно, мы знаем, что поколение миллениалов в Китае стало ключевым фактором роста отрасли. В то время как поколение Z становится более подкованным в моде, они также все больше осознают устойчивость и становятся более сознательными. Люксовые бренды должны развиваться и становиться более экологичными, если они хотят завоевать сердца китайских потребителей.

Alibaba Group, Baidu, Weibo или Tencent Holdings — кто был бы идеальным партнером для Future Tech Lab в Китае и почему?

Сюй: Tencent, Baidu, Alibaba, Weibo и другие китайские технологические гиганты играют жизненно важную роль в устойчивом развитии. Например, сеть Cainiao Network от Alibaba Group разработала алгоритм оптимизации упаковки, который в среднем сокращает использование упаковочных материалов примерно на 15 процентов; Tencent и Всемирный фонд (WWF) подписали меморандум о взаимопонимании, чтобы начать стратегическое партнерство для расширения возможностей сохранения окружающей среды с использованием цифровых технологий с конечной целью создания «Прекрасного Китая», и Baidu работает с Развитием Организации Объединенных Наций. Программа (ПРООН) по созданию лаборатории больших данных. Одним из первых начинаний лаборатории является решение для защиты окружающей среды, которое позволяет пользователям фотографировать свои электронные отходы, и, в свою очередь, им будет предоставлено название, категория и предполагаемая цена лома для предмета.

ДУМА: Это всего лишь несколько примеров устойчивых усилий китайских технологических гигантов. И я с гордостью могу сказать, что мы уже работали с Alibaba Group и Tencent здесь, в Китае, чтобы изучить возможности вдохновить китайских потребителей делать покупки и жить экологично. Но, честно говоря, мы открыты для работы как с крупными конгломератами, так и со стартапами. Что действительно важно, так это то, есть ли у них решимость и мужество принять эту тенденцию и технологии, чтобы это произошло.

Сегодня Китай стал лидером в области охраны окружающей среды, но, несмотря на впечатляющие достижения в области сельского хозяйства, питания и защиты окружающей среды, текстильная промышленность не выдвинула экологичность на первый план. Почему швейная промышленность Китая медленнее принимает устойчивую революцию?

XU: Как упоминалось выше, швейная промышленность десятилетиями отставала в плане инноваций. И это не только в Китае, но и во всем мире. Причина этого многообразна. Во-первых, широкая общественность не знает о том, что производство одежды и текстиля является второй по величине загрязняющей отраслью в мире. Вот почему мы уделяем такое большое внимание обучению, вдохновению и привлечению общественности к нам — потому что без них этого не может быть.

ДУМА: Также не хватает эволюционных технологий для его поддержки. Bolt Threads, одна из портфельных компаний FTL, изучает белок шелка, сплетенный пауками, и разрабатывает биоинженерный шелк. Еще одна умопомрачительная технология, в которую мы инвестировали, — это кожа мицелия (гриба), которую можно вырастить в лаборатории до требуемой формы всего за две недели. Но разработка и интеграция этих новых технологий потребует большой самоотверженности.

Мирослава Дума запускает Fashion Tech Lab с инвестициями в 50 миллионов долларов

ЛОНДОН, Великобритания — BoF может эксклюзивно сообщить, что Мирослава Дума запустила новое предприятие, которое финансирует, объединяет и развивает передовые технологии и устойчивые инновации с целью преобразования индустрии моды. Инвестиционные цели будут сосредоточены на таких областях, как материаловедение, биотехнологии, нанотехнологии, носимая электроника и высокоэффективные волокна и ткани.

Новая компания Fashion Tech Lab (FTL) является частью быстрорастущей думской империи, в которую входят российская цифровая платформа моды и стиля жизни Buro 24/7, которая в настоящее время публикуется в 11 международных изданиях, и The Tot, базирующаяся в США Интернет-магазин для матерей и их детей, добавляющий еще один уровень к ее многочисленным деловым интересам, охватывающим моду, средства массовой информации и технологии.

Решение о создании FTL последовало за предыдущими инвестициями Думы в компании, ориентированные на технологии и устойчивое развитие, такие как бренд этичной моды Reformation, Finery, операционная система онлайн-гардероба, и RewardStyle, служба монетизации для влиятельных лиц в сфере моды.

«Миллениалы и поколение Z — это те, кто требует устойчивости во всех сферах своей жизни», — сказала Дума BoF, добавив, что отчасти ее решение создать FTL было продиктовано личным стремлением найти экологичные и устойчивые решения для индустрии моды, к которым она страстно относится.

«Индустрия моды и одежды является вторым по величине загрязнителем окружающей среды в мире… Я была потрясена [когда узнала об этом] и начала думать, что мы можем с этим поделать», — продолжила она. «Это действительно оказало на меня огромное влияние. А имея двоих детей дома, я тоже смотрела на то, что делаю, и думала: неужели я кому-то помогаю? Я действительно меняюсь?»

Результатом стал FTL, разделенный на три рукава. «То, что мы делаем, — это, прежде всего, социально ответственное инвестирование. Затем мы соединяем технологии с индустрией моды, а в-третьих, у нас есть экспериментальная лаборатория, которая разрабатывает технологию [и применяет ее к] продуктам или предметам одежды, которые будут инновационными и решат проблемы клиентов, но в то же время будут иметь современный дизайн. ».

FTL — это то, что Дума называет гибридом венчурного фонда, акселератора и экспериментальной лаборатории, где компании могут получать финансирование, встречаться с представителями отрасли и экспериментировать с новейшими технологиями, чтобы ускорить усилия индустрии моды по внедрению инноваций. и устойчивый.

Orange Fiber и коллаборация одежды Ferragamo | Источник: предоставлено коллаборацией Orange Fiber и Ferragamo | Источник: предоставлено

Orange Fiber и коллаборация одежды Ferragamo | Источник: предоставлено

Инвестиционное подразделение компании выделило не менее 50 миллионов долларов для инвестиций в устойчивые компании, такие как Diamond Foundry и Orange Fiber, обе из которых ищут способы создания устойчивых материалов, которые можно использовать в индустрии моды, таких как искусственные бриллианты и ткани из них. апельсиновые корки. FTL также инвестировала в стартап в Сан-Франциско, занимающийся производством кожи, выращенной в лаборатории.

В прошлом месяце Orange Fiber объявила о сотрудничестве с итальянским модным домом Ferragamo, созданном из ткани из переработанного апельсина. «Это все, от платьев до шарфов», — сказал Дума, подробно рассказав о преимуществах переработанной ткани. «Это ситуация без отходов, никаких химикатов на вашем теле, никаких пестицидов… С Orange Fiber забавно то, что они работают с крупнейшими компаниями по производству соков в Италии, поэтому они получают этот мусор бесплатно. Это беспроигрышная ситуация.

«Будущее нашей отрасли — это одежда, которая решит проблемы клиентов», — продолжила она. «Если вы думаете о том, что происходит в мире и обо всех этих удивительных компаниях, таких как Uber, AirBnB, Amazon и многих других… это потому, что алгоритмы этих платформ каждый день решают проблемы людей.

«Некоторые ученые и инженеры, с которыми мы работаем в FTL, десятилетиями скрывались в этих уважаемых институтах и ​​специализированных лабораториях, поэтому их инновации были доступны исключительно для оборонной и космической промышленности — до сих пор.»

FTL — это частная компания, которая получает финансирование от частных и институциональных инвесторов и имеет таких людей, как предприниматель в области технологий моды Кармен Бускетс, модельер и председатель CFDA Дайан фон Фюрстенберг и Ливия Ферт, активистка в области эко-моды и основатель EcoAge. консультативный совет. Компания имеет доступ к более чем 1000 технологиям, включая носимую электронику, инновации в области материаловедения и высокоэффективные волокна и ткани, около 50 из которых она в настоящее время планирует инвестировать9.0003

На данный момент Дума собрала команду из 15 человек, разделенных между пятью странами, включая Россию, Китай, Великобританию, Италию и США. FTL назначила Аманду Паркс, технолога моды с более чем 12-летним опытом работы в области носимых технологий, дизайна взаимодействия, интеллектуальных материалов и инноваций в моде, своим директором по инновациям.

«FTL Ventures заполнит пробел в нынешнем ландшафте финансирования технологий моды и разработки продуктов», — сказал Паркс BoF. «Наше внимание будет сосредоточено на создании технологий для будущего моды… В лабораториях и небольших компаниях по всему миру разрабатывается так много удивительных научных достижений, которые могут оказать преобразующее воздействие на все звенья цепочки моды.

«Мы убеждены, что технологии не должны противоречить принципам устойчивого развития. На самом деле, как раз наоборот — науку следует рассматривать как инструмент и ресурс, помогающий превратить моду в по-настоящему индустрию 21 века», — добавила она.

В конце прошлого года Дума путешествовала по Соединенным Штатам, где встречалась с руководителями технологических компаний, включая Google, Facebook и Snapchat, чтобы усвоить уроки технологического сектора и применить их в своем портфолио бизнеса.

Одним из проектов Думы в 2016 году стала Инициатива Buro Tech Forward Initiative (BTFI), которая представляет собой партнерство российского издания Buro 24/7, Global Venture Alliance, Российского фонда развития интернет-инициатив   и Инновационного центра «Сколково», часто называемого Кремниевым Долина России. Инициатива поддерживает молодых специалистов в области технологий и инноваций для привлечения инвестиций и реализации их цифровых инициатив в России.

В отличие от BTFI, недавно запущенный FTL имеет глобальную сферу ответственности и является полностью независимым предприятием Дума. Агентское подразделение FTL призвано помогать компаниям мировой индустрии моды, таким как LVMH и Kering, связываться с инженерами и учеными, разрабатывающими передовые технологии, и интегрировать эти инновации в ассортимент продукции.

«Самое важное для нас — это действительно войти, начать работу и сделать так, чтобы индустрия приняла людей в этом мире и сотрудничала с ними. Наша главная цель — попытаться вывести эти инновации из лабораторий на рынок», — сказал Дума, который только что выступил на Copenhagen Fashion Summit об инвестициях в устойчивый рост.

Запуск FTL приветствовала Кэрол Колле, профессор Central St Martins (CSM) и недавно назначенный директор, возглавляющий программу CSM LVMH по устойчивым инновациям, о которой было объявлено ранее в этом месяце.

«В этой области недавно было реализовано несколько отличных новых инициатив, и я рад видеть, что мы, наконец, набираем глобальный импульс для перехода к более устойчивой и разумной экономике», — сказал Колле BoF.