Неоновый демон: люминесцентный экзорцизм под хорошую музыку
Кино
ViolaNoir Оставить комментарий
Николас Виндинг Рефн относится к тому числу режиссеров, у которых визуальная часть превалирует над историей и сюжетом. Но это только на первый взгляд. Картины его однозначны и неоднозначны одновременно. Вот и в «Неоновом демоне» — казалось, очень простая история о юной Джесси, которая переезжает в Лос-Анджелес, чтобы построить карьеру в модельном бизнесе, и достаточно быстро из застенчивого ангела превращается в заносчивого нарцисса. Однако Рефн выворачивает эту историю, представляя зрителю омерзительные кровавые внутренности, щедро посыпанные блестками. Тем не менее «Неоновый демон» далек от откровенной социальной чернухи — в нем вы не найдете какой-либо морали или препарирования современного общества и его нравов. Этот фильм слишком для этого эфемерен, созерцателен, психоделичен. И при всем этом не затянут — зритель поглощает его очень быстро — как конфеты.
У Рефна обычно присутствует много символизма, какие-то едва различимые детали, которые необходимы для атмосферы или для построения логической цепочки событий, происходящих в фильме. Также у него много, так скажем, «ключевых» сцен, которые помогают аудитории раскрыть того или иного персонажа. Я встречала некоторые отзывы, которые ставили режиссеру это в вину, мол, фильм у него распадается на несколько несвязанных между собой сцен, воспринимается как подборка видеоклипов на заданную тему. Не согласна с этим — если следить за происходящим более внимательно, можно заметить, что сцены представлены в точной хронологии и показывают этапы развития одного процесса. Как пример, думаю, стоит описать наиболее яркие из них. Сцена, где Джесси приходит на первую свою серьезную съемку к именитому фотографу. Его образ поражает — он творец, но творец абсолютно беспристрастный, лишенный эмоций, почти безмолвный. Кажется, что ему противны и чужды человеческие инстинкты.
Но мы забыли про «главную» героиню Джесси. Почему здесь стоят скобки? На самом деле, Джесси здесь не главный герой и не «Неоновый демон». Образ Джесси собирательный, выполняющий больше декоративную функцию. Она — олицетворение культа молодости, недосягаемого идеала, идола, к которому невозможно прикоснуться. Обратите внимание на момент, где Джесси стоит над пустым бассейном и самозабвенно рассуждает о собственной опасности. Однако молодость и красота не вечны и уязвимы. В истории Джесси можно угадать миф либо о Нарциссе, либо об Икаре.
Если начало фильма при всей его психоделичности, мерцании и гипнотизирующей музыке весьма эстетично в широком смысле, то развязка нам представляет эстетику отвратительного во всей красоте. Это одновременно и черная комедия, и треш-хоррор, и арт-хаус в одном флаконе. «Неоновый демон» был изгнан, но он вселился в новое тело. Круг замкнулся.
Конечно, это кино далеко не для всех. На него нельзя прийти в целях скоротать вечер. Для многих этот фильм окажется слишком неочевидным и непонятным. И пара сцен ближе к развязке массового зрителя явно не привлечет. Однако «Неоновый демон» определенно имеет свою целевую аудиторию, которая от него в восторге. Завораживающая атмосфера, болезненная красота, нео-нуар и отличная музыка Клиффа Мартинеса делают эту картину целостным, но загадочным в своем сюрреализме произведением киноискусства. 9/10
https://www.sakhalin. info/weekly/119443
Модный приговор. “Неоновый демон” (The Neon Demon, 2016) : Kino Kults
Николас Виндинг Рефн выдает самый смелый, возмутительный, эротический и дикий триллер в своей кинематографии, который периодически уходит в бессловесно-музыкальную фантазию с ядовитой атмосферой. В некотором смысле это экзистенциальный ужастик без ужасов.
Николас Виндинг Рефн выдает самый смелый, возмутительный, эротический и дикий триллер в своей кинематографии, который периодически уходит в бессловесно-музыкальную фантазию с ядовитой атмосферой.
От милой семейной фантастики “Супер 8” (2011) молоденькая актриса Эль Фаннинг резко, но здоровски сворачивает в сторону гротескного криминального триллера “Неоновый демон”. Что вообще значит “Неоновый демон”? Провинциалка Джесси (Эль Фаннинг), оказавшись в пряном мире моделей, постепенно превращается в Демона или это сам фасад гламурного общества, бьющего чудовищной правдой? Страдальческая фабула в магическом свете и оккультных знаках.
Автор иллюстрирует наивную простачку Джесси, чью незапятнанную плоть при ярких вспышках захватывает дорогая студийная фотокамера, которая, в конце концов, раскрывает хищную натуру уязвимой девчонки или развивает ее заразную болезнь. Детская свежесть неискушенной Джесси в звериной среде профессиональной моды ночного Лос-Анджелеса – природная жемчужина для барских работодателей и заноза для стервозных девиц.
Мудрый, но коварный наставник героини Фаннинг – визажист Руби (Джена Мэлоун) – работает одновременно и с живыми моделями, и с трупами, постоянно создавая иллюзию красоты. Кроме Руби, зрителя сразу знакомят с двумя опытными и дерзкими моделями Сарой (Эбби Ли) и Гиги (Белла Хиткот), которые раскрывают основные законы жизни: никому не нужно прокисшее молоко, когда можно иметь свежее мясо. В нуарах “Драйв” (2011) и “Только Бог простит” (2013) Николас Виндинг Рефн исследует маскулинность, а в мистике “Неоновый демон” – нарциссизм – главная ценность персонажей. Как говорится в самом фильме: человек может не иметь талантов, но красота спасет его существование.
От цинизма нет лекарства. Рефн – скептик, наблюдающий за жизнью и виртуозно смешивающий красоту и уродство. Сатирическое кино не только пестрое, но и толковое. С началом фильма зрители, будто открывают глянцевый журнал, страница за страницей созерцая слои переливающихся, узорных изображений и символов. Эта мода – странная штука. Нескончаемо издает последний писк, а погибают другие. Автор разом и пугает нас индустрией и иронизирует над ней. Рефн талантливо использует арсенал моды против нее.
Невозможно не заметить символизм цветов: синий, красный, сиреневый, розовый. Палитра несомненно бесподобна и является ключевым достоинством киноленты. А потом – золотой, который подсказывает зрителю, что главная героиня взрослеет и вливается в лоск модельной Вселенной, слепо поверив в собственную исключительность.
Любопытно и то, что открытием фильма, где Джесси фотографируют в образе окровавленной красотки (возможно, Демона), режиссер тонко намекает на предательство и смерть в страшно убийственном финале. Агрессивное слияние синего и красного цветов олицетворяет потерю Джесси своей невинности, а отражение становится приметным лейтмотивом. Важно обратить внимание на использование зеркал, которые целуют и разбивают, и которые представляются игривой метафорой – отражение неуверенности, любопытства, обиды, злости и тревоги героя.
Jesse: You know what my mother used to call me? Dangerous. “You’re a dangerous girl”. She was right. I am dangerous.
На поверхности искристое кино датчанина является жуткой аллегорией о молодой, беспорочной 16-летней девушке, над которой хвастливые, неуступчивые соперницы постарше издеваются морально и физически. Ох уж эти лицемерные женщины, которые смотрят на молодых ревностно, побаиваясь старости и мысли остаться невостребованными. Сара и Гиги – опасные и хитрые дамы, которые вмиг загрызут соискательницу славы.
Наконец, у нас есть модный образец давно забытого итальянского джалло Дарио Ардженто. “Неоновый демон” – стильный авторский пастиш.
Когда Джесси дебютирует в своей первой профессиональной фотосессии, фотограф невозмутимо и упрямо требует всех покинуть площадку и просит героиню раздеться. Эпизод обретает запах угрозы и мы терпеливо и бдительно ожидаем нечто зловещее. Фотограф не угодничает и, вместо этого, включает слепящий свет и мажет Джесси золотистой краской. Беспомощную девушку не обезображивают – ее абсолютизируют. Однако Рефн, засучив рукава, готовит адский террор на сладкое.
Roberto Sarno:
True beauty is the highest currency we have. Without it, she would be nothing.Dean: I think you’re wrong.
Roberto Sarno: Excuse me?
Dean: I said, I think you’re wrong.
Roberto Sarno: So are you gonna tell me that it’s what’s inside that counts?
Dean: Yeah, that’s exactly what I think.
Roberto Sarno: Well I think, that if she wasn’t beautiful… you wouldn’t have even stopped to look.
Техно-фетишистский плод Рефна – лучший фильм года? Громадный вопрос. Самый капризный, затейный и красивый фильм года? Несомненно! Представление, где Джесси впервые выходит на мерцающий подиум – целое событие, которое Николас Рефн и оператор Наташа Брайер (“Китайская головоломка” (2013)) элегантно превращают в абстракцию поразительного великолепия. Сцена, как и многие другие, по-всячески мелькает под удары магически-пульсирующих композиций Клиффа Мартинеса, ласкающих и содрогающих наш слух.
Третий акт бросает зрителя в дрожь, панику и смятение. Возможно, кто-то получит от финала страшное удовольствие, но только в том случае, если вы найдете что-то привлекательное в длительном наблюдении за лесбийской некрофилией и в быстром поедании выблеванного глазного яблока. Впрочем, предупрежден – значит вооружен.
Мимоходом появляются знакомые лица: Кристина Хендрикс в роли модельного агента и Киану Ривз в амплуа ворчливого владельца мотеля и любителя нимфеток. Их камео не являются существенными. Наличие Ривза в частности радует, но его пропитый образ позорно выбрасывается из сюжета. Между прочим, единственный персонаж, вызывающий долю симпатии – сладкий юноша, фотограф-дилетант Дин (Карл Глусман), влюбленный в Джесси. Здесь мужики мягкотелые и льстивые, а женщины бескомпромиссные и желанные амазонки, но все они – доступное, одноразовое мясо, о чем Рефн открыто заявляет в сцене, где модели щеголяют голышом. И да, совсем забыл про пуму. Действительно, зачем в номере героини Эль Фаннинг живая пума? В подробно продуманном карнавале вуайеризма, где красота – икона, на которую все молятся, Джесси преследуют звери реальные и образные, и где фотограф ничем не отличается от серийного убийцы.
В абсурдной, фрагментами нелепой киноленте отсутствуют посторонние люди, рядовые граждане. Джесси окружена персонажами, обслуживающими сюжет, будто они находятся на изолированной планете. В общем-то на экране бесстрашный, мрачный, линчевский вымысел, в котором Рефн жонглирует понятием сна. Зритель может и наблюдает за реальной жизнью Джесси, но он в мгновение ока проникает в дивный, но мучительный транс психологический или духовный. Николас Виндинг Рефн в одном лице и поэт, и палач, и манипулятор сознания.
Для киноэстетов Рефн делает отсылки к кубриковскому “Сиянию” (1980). Так губная помада, которую Руби называет “Redrum” и дает Джесси, намекает на убийство (слово “Murder”, написанное наоборот). Вдобавок Руби целует труп женщины, а писатель Джек Торренс (Джек Николсон) в комнате 237 целует разлагающуюся старуху. Кубрик и Рефн играют со сверхъестественным, но они также иллюстрируют темы корпоративного насилия, каннибализма, вины, отступничества, которые вброшены в мозаику кошмара. А высосав все соки из Джесси и зрителей, Рефн следует примеру немого фильма Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали “Андалузский пёс” (1929), строя отчаянно-дьявольский эпилог вокруг луны, лезвия и глазного яблока. На самом деле, “Неоновый демон” – приторно-сладкий напиток из сказки “Спящая красавица” (1959) и мистики “С широко закрытыми глазами” (1999).
Roberto Sarno: Beauty isn’t everything. It’s the only thing.
Искусство работает вне рамок “хороший” и “плохой”. Искусство провоцирует. Автор не различает порнографию, самолюбование и смерть. Если человек рожден уродом – он обречен. Если человек попытается замаскировать собственное уродство – он обречен, потому что люди учуют искусственность и обман, и сожрут (а здесь буквально) лгущего негодяя.
“Неоновый демон” – экспериментальный, хаотичный, эйфорический выпендреж, который возбуждает, изумляет и пугает. Его нужно проживать, нежели объяснять. Рефн бросает современному зрителю вызов и наша задача либо принять и понять его сюрреализм, либо плюнуть и продолжать смотреть прямолинейное кино. В некотором смысле это экзистенциальный ужастик без ужасов, но с драматическим обострением о вульгарной красоте и сумасшествии.
Reddit — Погрузитесь во что угодно
Самая ключевая сцена в фильме, на мой взгляд, — трансформация Джесси на подиуме, показанная как путешествие по подиуму мечты в духе 2001 года. Джесси видит огни впереди себя в виде составного треугольника, как символ Triforce, прославившийся в видеоиграх Zelda. Затем она видит версию себя в призме, двойной тетраэдр. Двумерный составной треугольник можно сложить, чтобы получился трехмерный тетраэдр. В трехмерной форме этот объект кажется похожим на бриллиант или драгоценный камень. Бриллиант является одновременно символом гламура и валюты. Версия себя, которую Джесси видит в этой призме, отражается на обеих поверхностях, как в зеркале. Она поворачивается, чтобы поцеловать свое отражение с обеих сторон.
Это мощный момент трансформации, когда Джесси переходит от осознания своей красоты к любви к ней и к любви к себе. Это ее превращение в состояние нарциссизма. С этого момента ее персонаж ценит себя так же, как и все остальные. Она закончила с Дином, и остальная часть фильма приобретает гораздо более сюрреалистический оттенок.
Другие мысли:
В начале фильма мы видим Джесси лежащим на диване, который в поперечном сечении напоминает отдельно стоящую ванну. Она лежит в пустом сосуде. У нее перерезано горло, и мы видим вспышки фотокамер, предполагающие, что полиция фотографирует тело. Камера выдвигается, чтобы показать фотосессию. Я считаю, что это особое предчувствие ее смерти в пустом бассейне, еще одном пустом сосуде, лишенном надежды.
Когда Джесси стоит в конце трамплина и смотрит на пустой бассейн, я невольно думаю, что теперь, когда она приняла дар своей красоты, теперь она видит в этом пустое проклятие. На подиуме, когда она приняла свою красоту, она освободила и придала сил, и ее жизнь впереди была полна ценности и надежды. Стоя перед пустым прудом, она осознала пустоту этого обещания; в любой комнате, в которой она находится, все хотят трахнуть ее или использовать. Она никогда не освободится от хищнического характера индустрии. Фотосессия в конце происходит перед полным бассейном и изображает пляж, роскошь, солнце и все, чего достигли успешные модели. Позже Руби купается в полной ванне крови.
Фильм наполнен хищниками, которые хотят завладеть красотой Джесси, будь то для сексуального удовлетворения или по другим причинам. Самая большая угроза исходит от трех ее соперников, которые хотят уничтожить и даже украсть ее красоту (через каннибализм, как насчет этого!). Каннибализм и убийства могли показаться из ниоткуда, но мы были смягчены и предупреждены об этом шоке на протяжении всего фильма. В начале фильма соперничающая модель пытается высосать кровь Джесси, когда рука Джесси порезана битым стеклом. Дикая кошка в номере отеля кажется символом кошачьего/женского хищничества. В особняке мы видим рычащего чучела гепарда. Фильм не только говорит Джесси, чтобы она убиралась как можно скорее, но и то, что ее самая большая угроза исходит от окружающих ее женщин-соперниц.
Редактирование: Руби рисует два крестика губной помадой на зеркале, прежде чем начать другие элементы того, что кажется смайликом с мертвым лицом.
Это может быть натянуто, но, может быть, вы понимаете, к чему я клоню…
В Ruby также присутствует много символизма, которого я не совсем понимаю. Она визажист. Сама она не обладает абсолютной красотой, но использует макияж, чтобы имитировать ее. Она работает в похоронном бюро, подкрашивает трупы и даже приставает к тому, кто кажется похожим на Джесси. После каннибализма она лежит в ванне. Позже она поливает растения и лежит в неглубокой канаве, которую мы можем предположить наверху могилы Джесси, в окружении множества цветов. Что-то происходит со смертью/грязью/жизнью/омоложением. Все это до сих пор для меня немного загадочно.
Вещи, на которые указали другие реддиторы (извините, я не записала имена пользователей, когда читала эти вещи):
В начале фильма Руби говорит: «Ты еда или секс?». Когда сексуальные домогательства Руби сорваны, вскоре Джесси съедают.
В конце Джиджи начинает тошнить, как будто ее тело отказывается от еды, которую она съела.
Это она перенесла все пластические операции и некрасива от природы. Ее тело отвергает красоту, которую она проглотила, заставляя ее тошнить и выпотрошить себя (немного экстремально, да).0003
Другие загадки:
Почему Джиджи рвет глаз? Почему Джесси говорит, что думала, что луна — это один большой глаз, и умирает на спине, глядя на луну?
Джиджи убивает себя перед диваном, который повторяет символику треугольника/ромба. Это свастики на стенах? Может ли это быть действительно непреднамеренным?
Редактировать: Просто смотрю это видео на YouTube, и мне кажется, что я только царапаю поверхность. Это какое-то дерьмо уровня Роба Эйгера.
Reddit — Погрузитесь во что угодно
Я видел «Неонового демона» уже дважды, и он мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ. Я влюблен в аргенто-линчевскую атмосферу и дрянной подростковый хоррор. На сегодняшний день это один из самых уникальных фильмов, которые я видел в этом году. Я слышал, как многие люди говорят, что сюжет слишком тонкий, что не совсем не так, но я считаю, что Рефн конкретизировал глубокую и гипнотическую историю, но написал только то, что зрители должны были увидеть, и оставил визуальные эффекты, чтобы намекнуть на остальное. . Любые мысли по этому поводу будут высоко оценены! Спасибо.
Во-первых, я хочу начать с троицы: Руби, Сары и Джиджи. Многие предположили бы, что они просто убили и сожрали Джесси, чтобы вывести ее из индустрии и сохранить свои рабочие места, потому что Рефн не дал многого, чтобы предположить обратное. Но я думаю, что он сделал.
Пластические операции Джиджи сильно подчеркиваются на протяжении всего фильма, возможно, это единственный персонаж, у которого это есть. И, в конце концов, она не может иметь чистую красоту Джесси внутри себя, потому что у нее нечистая красота. Это подтверждается тем фактом, что она доходит до того, что вспарывает себе живот ножницами, чтобы избавиться от Джесси. Это не ответ того, кто склонен к суициду из-за чувства вины; что-то неестественное реагирует в ее теле.
Это также подтверждается изображением глаза Джесси, все еще неповрежденного после более чем полдня в пищеварительном тракте Джиджи. Красота Джесси была настолько сильна, что сохранила ее глаза в первозданном виде. Джиджи пришлось умереть, потому что ее красота не была настоящей.
Сара инстинктивно съела глазное яблоко, потому что она не человек. Это подтверждается, когда она, кажется, бесконтрольно облизывает кровоточащую рану руки Джесси.
Кроме того, вы видите, как она пускает слюни прямо перед тем, как заткнуть рот Джесси глазом, а затем слеза скатывается по ее щеке; ее инстинкты заставили ее прикончить Джесси и скрыть все улики, но она в какой-то степени скорбит по Джиджи, а может быть, даже по Джесси. Но недостаточно, чтобы что-то с этим поделать, и это подводит меня к кошкам.
Тема полных лун, больших кошек и волка. Когда горный лев появляется в комнате Джесси, она не боится, она кажется удивленной. И после ее трансформации в стиле нарцисса на подиуме вы видите слабый рисунок кошачьих глаз. Когда у Руби психическое расстройство и она рисует на зеркале лицо смерти, на заднем плане появляется леопард/гепард.
Подумайте об этом, ни Джиджи, ни Сара, ни Руби, похоже, не заботятся о компании друг друга; они просто связаны неизвестным образом. Лично я думаю, что они связаны странным ведьмовским культом, где постоянно поедают красивых молодых девушек, чтобы оставаться актуальными. Обратите внимание, что все выбранные кошки — одиночные хищники, но они представляют девочек — Джесси, Джиджи и Сару. Они в одной семье, но они не работают вместе, они заботятся о своей выгоде и выживании. Но не Руби, она не одна из них.
Нет, после того, как Руби купается в крови Джесси, потому что она садистка, вы видите, как она отдыхает на диване, а над головой ухмыляется чучело волка. Она альфа группы, она волк. Ее чрезвычайно тяжелый период при лунном свете был символом ее юношеского омоложения, рециклинга.
Кроме того, синие треугольники в конце подиума во время ее сцены трансформации личности, как мне кажется, обозначают Руби, Сару и Джиджи.
Джесси пристально смотрит на треугольник в центре, вокруг которого кружатся остальные три — это она. Она идет до конца взлетно-посадочной полосы и встречает у подножия голубые неоновые треугольники.