Нотр дам де пари история – Нотр-Дам де Пари — история и фотографии Собора Парижской Богоматери в XIX веке: vakin — LiveJournal

Содержание

Собор Парижской Богоматери в 19 веке — история и фото собора Нотр-Дам де Пари 1800-х

В 1871-м, почти 150 лет назад Нотр-Дам де Пари во время очередных социально-общественных волнений подожгли митингующие социалисты, но пожарные 19 века сработали более оперативно, чем их современные парижские коллеги, и быстро потушили пожар, не дав революции уничтожить символ Парижа. До апреля 2019-го с католическим собором больше не происходило никаких бедствий и катастроф, несмотря на две мировые войны и природные катаклизмы, что неоднократно сваливались на столицу Франции. Пока не пришел апрель 2019-го, когда мощный пожар уничтожил шпиль, кровлю и едва не разрушил полностью Собор Парижской Богоматери. По иронии судьбы специалисты ещё в 1980-х требовали у министерства культуры начать реставрационные работы, но чиновники отказывались выделять средства, ограничиваясь косметическими ремонтами. Одна из таких дешевых косметических операций привела к пожару и теперь сильно пострадавший, но по-прежнему живой Нотр Дам наконец получит необходимое финансирование – из государственных источников и от меценатов.

Краткая история Собора Парижской Богоматери


Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век

Почти весь 2013-й в Париже проходили юбилейные празднования в честь 850-й годовщины основания Нотр Дам. 1163 – год основания знаменитого собора, в истории которого можно выделить несколько ключевых периодов строительства, возведения дополнительных куполов, алтарей, статуй, колонн, реставрационных переделок и архитектурных перестроек. Первый, основной, занимает 182 года (1163-1345), со дня основания до окончания внутренней отделки. Строительство началось в эпоху правления короля Людовика VII, а первый камень заложил папа Александр III. Римский понтифик как раз в это время приехал с визитом в Париж в гости к парижскому епископу Морису де Сюлли, главному инициатору возведения Собора Парижской богоматери. Короли, папы, епископы внесли свою лепту в создание кафедральной святыни, но ключевыми персонами в истории Нотр-Дам де Пари являются архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей, руководившие процессом в середине XIII века, когда был создан каркас и выполнены другие ключевые работы.


Следующий важный период относится к эпохе Людовика XIV, того самого, что именовал себя Королем-солнце. Настоящее солнце плохо проникало внутрь из-за витражей, которые монарх приказал заменить на обычное прозрачное стекло. Также был переделан фасад, вход и внутренняя планировка, чтобы здесь могли проходить пышные королевские церемонии солнцелюбивого правителя. Великая французская революция оказалась немилосердной к Нотр-Даму – Максимилиан Робеспьер даже угрожал уничтожить Собор вместе с остальными старинными королевскими реликвиями как твердыню мракобесия. К счастью, лидеру Конвента за всем революционным террором и казнями политических противников оказалось не до судьбы старинной католической церкви, а потом пришел Наполеон и даже провел в Нотр Дам свою коронацию, назвав себя “народным монархом”.

Столь высокая честь не стала на пути разрухи и забытья. Нотр-Дам де Пари находился в тотальном упадке и неизвестно, чем бы история закончилась, если бы не книга великого писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Прекрасная цыганка Эсмеральда и храбрый горбун Квазимодо стали воистину народными героями и вернули архитектурному шедевру его утраченную славу. Французский народ, а вслед за ним целый мир, вспомнили о Нотр-Даме, запустили общественные кампании по сбору средств на реставрационные работы, руководителями которых назначили Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Архитекторы трудились не покладая рук два с половиной десятилетия (1841-1864), в течение которых были отреставрированы статуи, скульптуры, детали интерьера, а также возведен знаменитый шпиль, знакомый каждому парижанину, туристу или домоседу, видевшему фото Нотр-Дам де Пари.

Фото Нотр-Дам да Пари в 19 веке


Само искусство фотографии родилось благодаря усилиям французских изобретателей Ньепса и Даггера, чья биография и научные открытия неразрывно связаны с Парижем. Логично, что пионеры-фотографы и их последователи часто выбирали объектом своего внимания Собор Парижской богоматери, который примерно в это время претерпел серьезные реставрационные изменения имени архитекторов Ласса/Виолле. Вот так выглядят первые в истории фото Нотр-Дам де Пари в 19 веке.

Кафедральный собор в Париже, 19 век

Кафедральный собор в Париже, 19 век
Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век
Историческая фотография Собора Парижской Богоматери, 19 век


Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век


Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век
Историческая фотография Собора Парижской Богоматери, 19 век
Историческая фотография Собора Парижской Богоматери, 19 век

Историческая фотография Собора Парижской Богоматери, 19 век


Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век
Историческая фотография Собора Парижской Богоматери, 19 век
Кафедральный собор в Париже, 19 век
Кафедральный собор в Париже, 19 век
Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век

значимость, история Собора и пожар

Строившийся на протяжении почти двух веков, собор Парижской Богоматери тесно связан с историей французского государства и является выдающимся образцом готической архитектуры. Запечатленный на картинах Матисса и Пикассо, воспетый в романе Гюго и десятках кинофильмов и мюзиклов, Нотр-Дам де Пари заслуженно считается одной из самых популярных достопримечательностей французской столицы. Ежегодно собор посещает несколько миллионов туристов, и сложно представить, что его современная история могла внезапно завершиться из-за пожара, охватившего средневековое строение в апреле 2019 года. Нотр-Дам де Пари после пожараНотр-Дам де Пари после пожара, апрель 2019

К счастью, каменные своды уберегли основную часть здания от полного разрушения, но даже специалисты затрудняются давать точные прогнозы о том, когда же теперь прославленный собор будет вновь открыт для посещений.

Ранняя история собора

История всемирно известного собора началась в эпоху Высокого Средневековья, когда Париж укрепился в статусе столицы новой европейской державы. Процветание города во многом зависело от торговли, но не меньшую славу и богатство сулило Парижу существование в качестве духовного центра страны. Вокруг местного мученика, святого Дионисия Парижского уже несколько веков развивался священный культ, ставший причиной основания аббатства Сен-Дени – главного монастыря средневековой Франции, который пользовался покровительством монархов. В первой половине 12 века в Сен-Дени была возведена новая церковь, ставшая первым сооружением в стиле готика и поразившая своим обликом епископа Мориса де Сюлли настолько, что он решил создать конкурирующее строение. Новый собор по его задумке должен был стать настоящим чудом христианского мира и посвящаться не святому, а самой Деве Марии. Ранняя история собора

Ранняя история собора

Место для строительства нового собора честолюбивый епископ выбрал также очень удачное – на укрепленном острове Иль-де-ла-Сите, в самом сердце Парижа, рядом с королевской резиденцией и епископским дворцом. Удача сопутствовала проекту Сюлли: Франция переживала в этот период экономический подъем, и щедрая финансовая поддержка со стороны короны не заставила себя долго ждать. В 1160 году епископ заключил контракт с архитектором, чье имя не сохранилось в анналах истории. Чтобы освободить место в тесном средневековом районе пришлось снести старый романский собор, посвященный святому Этьену, который в свою очередь несколько веков назад был воздвигнут на месте древнего галло-римского храма Юпитера. Первый камень в фундамент будущего собора Нотр-Дам де Пари заложили в июне 1163 года на торжественной церемонии, главными гостями которой были Людовик VII и Римский папа Александр III.

Долгие годы строительства

Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси. Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.

Строительство собораСтроительство собора

В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах. Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.

Блеск и бесславие

Несмотря на выдающуюся архитектуру и все усилия, которые были затрачены на постройку собора, Нотр-Дам так и не занял главное место в духовной и светской жизни французских монархов. Путь на трон начинался для них с коронации в Реймсском соборе, а местом погребения почти для всех французских королей являлась базилика Сен-Дени. По иронии судьбы, единственным средневековым королем, коронованным в соборе Нотр-Дам де Пари в 1431 году, оказался не француз, а британец Генрих VI, которого во время Столетней войны провозгласили здесь королем Англии. Впрочем, для многих поколений простых парижан собор был более привлекательным местом, и не только в качестве культового сооружения. В средневековье у стен собора проводился ежегодный Праздник дураков, корни которого, возможно, уходили в более ранние, языческие ритуалы. На шумной церемонии этого праздника народ избирал шутовского папу или архиепископа, который затем главенствовал на торжествах дня.

Нередко собор выступал ориентиром для различных публичных собраний, а также являлся местом, рядом с которым происходили громкие судебные процессы и казни. В 1314 году Собор Парижской Богоматери был немым свидетелем того, как горел на костре последний Великий магистр тамплиеров Жак де Моле. Жак де МолеЖак де Моле

В середине 16 века, в разгар французских религиозных войн ряд скульптурных композиций собора был разрушен гугенотами, которые считали изображения святых идолопоклонством. Но настоящее разграбление и опустошение собора произошло в годы Французской революции, лидеры которой считали церковь одним из символов монархии. Обезумевшая толпа после казни короля решила «обезглавить» и статуи в Галерее королей над главным входом в собор. В результате 28 старинных статуй, изображающие библейских правителей Иудеи и Израиля, лишились своих голов, поскольку народ считал, что скульптуры представляют ненавистную династию французских королей. Значительно пострадали и внутренние интерьеры собора, а свинцовые покрытия куполов и бронзовые колокола были отправлены на военные нужды революционеров.

Триумфальное возвращение

После нескольких лет забвения и поругания, когда собор был дехристианизирован и по задумке Робеспьера посвящен некоему культу Разума и Высшего Существа, казалось, что от прежнего великолепия Нотр-Дама осталась лишь слабая тень. Его окна были разбиты, скульптуры и реликвии осквернены, в галереях под высокими сводами гнездились птицы, а стены грозили превратиться в руины. Но счастливый случай дал Собору Парижской Богоматери еще один шанс – честолюбивый Наполеон Бонапарт по неведомой причине желал принять титул императора именно в этом соборе. В 1801 году правительство передало Нотр-Дам вновь в руки Святого Престола, и к 1804 году собор был поверхностно восстановлен до состояния, позволяющего провести тут церемонию коронации Наполеона и Жозефины.

С этого момента слава Нотр-Дам де Пари медленно, но неуклонно возрастала, пока не достигла поистине мировых масштабов. Во многом это произошло благодаря роману Виктора Гюго, французского светоча стиля романтизм, который возродил у нации интерес к средневековому прошлому и готическому искусству. Масштабная реставрация собора началась в 1840-х годах, одним из ведущих мастеров-реставраторов был назначен молодой архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк. Почти четверть века своей жизни он посвятил тому, чтобы возродить Нотр-Дам де Пари в его былой мощи и красоте. Стараниями Виолле-ле-Дюка был восстановлен западный фасад собора и статуи Галереи королей, а также добавлены некоторые новые элементы: более высокий и богато декорированный шпиль, скульптуры 12 Апостолов, Галерея химер, фантасмагорические существа которой теперь считаются одним из символов собора Парижской Богоматери.

Трагический апрель 2019

Почти два столетия прошло с той поры, как с облика собора исчезли «шрамы», оставленные Французской революцией, и вот в истории Нотр-Дам де Пари началась новая печальная глава. 15 апреля 2019 года загорелась крыша собора, в котором в данный период проводились работы по реставрации и реконструкции здания, что и явилось причиной пожара в Соборе Парижской Богоматери. Огонь бушевал около 15 часов, и хотя для тушения огня было задействовано свыше 400 пожарных, собор получил серьезные повреждения.

ПожарПожар

Каменный сводчатый потолок не дал огню распространиться на все здание, но при пожаре был полностью разрушен шпиль и большая часть деревянной крыши, которая находилась под свинцовой кровлей. Часть произведений искусства и других ценных предметов была эвакуирована в самом начале пожара, но есть и безвозвратные утраты исторических сокровищ. Все три окна-розы с витражами 13 века уцелели, в то время как некоторые окна 19 века получили разрушения.

Перспективы восстановления

Ужасная трагедия всколыхнула мировое сообщество, и уже через несколько часов после начала пожара была запущена кампания по сбору средств на восстановление Нотр-Дама. За сутки было собрано свыше 800 млн. евро, но в данном случае материальная составляющая не является главным фактором. Специалисты утверждают, что процесс восстановления может занять двадцать или более лет, поскольку для сохранения исторического облика собора необходимо использовать материалы (древесину, камень и прочее) идентичные или схожие с первоначальными конструкциями. Кроме того, сейчас открыта дискуссия о возможности восстановления Собора Парижской богоматери в измененном виде или с использованием современных материалов (титан, сталь) вместо дерева и свинца.

Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сначала выберите понравившийся отель через Booking (у них самая большая база), а затем проверьте, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перелет: самые дешевые билеты ищет Aviasales, также можете находить выгодные акции авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Ж/д билеты: надежный сервис по поиску билетов на поезда Zhdbilet.com;
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.

Пожар в соборе Парижской Богоматери — Википедия

Пожар в соборе Парижской Богоматери начался 15 апреля 2019 года незадолго до 18:50 по центральноевропейскому времени. Пожар был потушен утром 16 апреля[1]. Произошедшее привело к обрушению шпиля и части крыши, а также к повреждению внутреннего убранства.

Президент Франции Эмманюэль Макрон объявил о начале национальной кампании по сбору средств для восстановления собора.

25 декабря 2019 года впервые со времён Великой французской революции Нотр-Дам не служил полуночную рождественскую мессу.[источник?]

Строительство собора началось в XII веке с использованием каменной кладки для стен и свода, а также дерева для крыши и шпиля. Шпиль был заново воссоздан в XIX веке из дуба, покрытого свинцом. Оригинальное сооружение демонтировали ещё в 1786 году. Собор был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году[2].

В последние годы эксперты выявили значительный износ конструкций собора, а также отметили частичное разрушение каменной кладки. Главный архитектор исторических памятников Франции Филипп Вильнёв заявил[3], что основным виновником ситуации является «загрязнение окружающей среды». В 2014 году Министерство культуры Франции оценило стоимость ремонтных работ в соборе в 150 млн евро[4]. Спустя два года архиепархия Парижа обратилась с призывом привлечь 100 миллионов евро в течение следующих 5—10 лет для покрытия расходов на техническое обслуживание и восстановление здания[3]. К моменту пожара в апреле 2019 года на шпиле собора уже велись ремонтные работы, стоимость которых оценивалась в 6 миллионов евро. Вокруг крыши были возведены стальные леса, а каменные, медные и бронзовые статуи, включая скульптуры двенадцати апостолов, сняты за несколько дней до ЧП в ходе реконструкции[5].

15 апреля 2019 года в 18:20 по центральноевропейскому времени в соборе сработала пожарная сигнализация. Администрация храма начала эвакуацию посетителей, собравшихся на запланированную мессу, после чего принялась самостоятельно искать источник пожара. Сотрудники предполагали, что тревога могла оказаться ложной, поскольку не видели источник огня. Пожарных вызвали в 18:43, когда сработала вторая пожарная тревога и стало очевидно, что горит крыша собора[6].

Источник возгорания располагался в верхней части здания, на мансарде в основании шпиля, спроектированного архитектором Виолле-ле-Дюком. Большая часть загоревшейся деревянной конструкции представляла собой каркас, сооружённый в XII—XIII веках из 1300 дубов. Сверху находились свинцовые листы, расплавившиеся в огне. В течение часа пламя объяло свинцово-деревянную крышу собора и центральный деревянный шпиль, что привело к его обрушению на свод потолка каменной кладки собора[7][8].

Существовала опасность, что разрушенная деревянная крыша повредит каменный свод, который образует потолок собора и поддерживает стены изнутри. Это могло привести к уничтожению всего здания. Тем не менее своды здания в целом остались неповреждёнными. Они частично удержали на себе обломки горящих конструкций, предотвратив падение в неф собора. Около 23:15 по центральноевропейскому времени чиновник из Министерства внутренних дел Франции сообщил, что огонь ослаб и что «обе башни собора в безопасности»[9].

Пожарные прибыли на место через пятнадцать минут после вызова, но быстро остановить огонь им не удалось. Борьба с пожаром заняла 14 часов. Полиция и спасатели эвакуировали людей с острова Сите, где расположен собор, а также закрыли доступ к территории, окружающей здание. Никто из жителей города и туристов не пострадал[10].

По информации министра внутренних дел Франции, в тушении огня были задействованы 400 пожарных[11]. Пожарная служба Парижа регулярно проводила учения для подготовки к пожару в соборе, в том числе два учения в Нотр-Дам в 2018 году, поэтому они хорошо знали конструкцию здания и трудности тушения пожара в нём[12].

Пожарная авиация не использовалась при тушении пожара из-за опасности для находящихся поблизости людей и других зданий, а также для уцелевших конструкций собора, которые могли ещё больше пострадать от резкого перепада температуры[13]. В ходе ликвидации происшествия лёгкие повреждения получили один пожарный и двое полицейских[14]. Тушение огня велось в основном изнутри здания, в соответствии с обычной французской практикой пожаротушения. Борьба с огнём извне могла привести к повреждению внутреннего пространства из-за отклонения пламени и горячих газов (при температуре до 800 °C) внутрь. Двадцать пожарных забрались внутрь двух башен. Пожарные мониторы наземных транспортных средств использовались для тушения пожара, избегая при этом дальнейшего повреждения здания. В соответствии с планами пожарной охраны, разработанными для такой чрезвычайной ситуации, на реке Сена были быстро развернуты лодки для забора воды[15][16][17].

Во время тушения огня пожарные пытались спасти предметы искусства и реликвии, хранящиеся в соборе. По словам представителя собора, некоторые произведения искусства были вынесены из здания ещё до реконструкции, а большая часть артефактов осталась в ризнице. По предварительным подсчётам, большинство реликвий удалось спасти. Особое внимание общественности было привлечено к судьбе «тернового венца Иисуса Христа», который в итоге оказался сохранён[18].

На период ликвидации последствий пожара RATP частично ограничила работу метрополитена и RER. Непосредственно в момент начала тушения пожара для пассажиров были закрыты станции метро Сен-Мишель и Клюни — Ля-Сорбонн и зал линии B на пересадочном узле RER Сен-Мишель — Нотр-Дам, а с утра 16 апреля была также закрыта станция Сите. Станция Мобер — Мютюалите, географически ближайшая к собору на линии 10, не прекращала работу. К утру 19 апреля станция «Клюни — Ля-Сорбонн» вновь открылась для пассажиров.

Причины пожара изначально были неясны. Прокуратура Парижа сразу исключила версию преднамеренного поджога здания.[19] Предполагается, что причины могут быть связаны с реставрационными работами, проводящимися в здании. В самом соборе было много деревянных частей, а строительные леса только ухудшили ситуацию[20]. 15 апреля прокурором Парижа было начато расследование причин пожара[21].

20 апреля стало известно, что французские следователи определили, где находился очаг возгорания. После анализа фотографий и видео очевидцев следователи сделали вывод, что пожар начался в центральной части крыши, рядом с основанием шпиля[21]. Следователи также не исключают, что причиной возгорания могло стать короткое замыкание[22].

Архитектура[править | править код]

В результате пожара разрушился шпиль, сооружённый в XIX веке. Его каркас состоял из 500 тонн древесины, покрытых 250 тоннами свинцовых пластин. При высокой температуре свинец расплавился и частично испарился, став источником токсичного дыма.

Уничтожены две трети крыши, сооружённые из дерева в XII—XIII веках. Пострадала часть внутренних помещений.

Две башни собора, а также средневековые витражи и розетки сохранились. Орган не пострадал от огня, но повреждён вследствие тушения пожара, так как внутрь него попала вода[23].

  • Схематический поперечный разрез, показывающий треугольный деревянный каркас крыши (отмечен жёлтым цветом) и изогнутую кладку свода ниже

  • Изогнутые каменные своды, вид изнутри собора

  • Деревянный каркас крыши собора перед пожаром. Изогнутые своды находятся ниже, деревянный подиум обеспечивал ровную поверхность для ходьбы

  • Треугольная форма крыши, вид до пожара

  • Свинцовый лист на кровле снаружи деревянной конструкции

Культурное наследие[править | править код]

Шестнадцать медных статуй, окружавших основание шпиля, были сняты 11 апреля 2019 года для реставрации, поэтому они не были затронуты огнём.

МВД Франции объявило, что по крайней мере треть всех произведений искусства, хранившихся в соборе, были сохранены. Министерство культуры сообщило о спасении «тернового венца Иисуса Христа» и туники короля Людовика IX Святого. Пожар не задел две большие розы в южной и северной части трансепта, а также скульптуры Антуана Куазевокса, Гийома-старшего и Никола Кусту.

Разрушение шпиля собора во время пожара

Некоторые картины были повреждены из-за сильного задымления. Их планируется доставить в Лувр на реставрацию. Среди тринадцати больших «майских картин» Нотр-Дама, которые хранились в боковых часовнях и в трансепте, четыре были уничтожены, включая одну из двух картин, написанных Лораном де Ла Хайром.

Некоторое время вызывала беспокойство судьба почитаемого старинного списка чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, подаренного патриархом Алексием II во время визита в Париж в 2007 году, который хранился в Соборе[24][25][26][27], но, как сообщил представителям РПЦ настоятель собора монсеньор Патрик Шове[fr], икона не пострадала[28].

Во время пожара трансляции с места происшествия непрерывно вели как национальные, так и международные телеканалы, такие как CNN, RT и BBC[29]. Два главных французских телеканала TF1 и France 2 посвятили этой теме свой вечер. France 3 и M6 вышли в эфир с экстренными выпусками. Пожар в Париже стал одним из главных телевизионных выпусков новостей во всем мире. Любительские видеотрансляции в Интернете вели сотни очевидцев.

С 22 часов в день пожара французские церкви зазвонили в колокола для призыва к молитве[30]. На следующий день после катастрофы большой колокол Страсбургского собора звучал утром в знак солидарности, а затем в полдень аналогичные акции провели в пятнадцати европейских соборах[31]. Из-за невозможности проводить религиозные церемонии во время Страстной недели в парижском соборе их решено было переместить в другие храмы.

Президент Франции Эмманюэль Макрон отменил речь, которая должна была быть обращена к «жёлтым жилетам», и вместе с супругой в сопровождении премьер-министра Эдуара Филиппа и мэра Парижа Анн Идальго прибыл к месту событий[11]. Позднее он запустил сбор средств «как во Франции, так и за её границами» на реставрацию собора.

В первые часы после пожара слова сожаления и поддержки французам высказали многие главы государств и мэры крупных городов мира, а также международные общественные деятели и организации.

После пожара роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» поднялся на вершину списка бестселлеров Amazon во Франции в его оригинальной версии.[19]

Французский предприниматель Франсуа-Анри Пино выделил на реконструкцию 100 миллионов евро. Кроме того, миллиардер Бернар Арно и его семья обещали вложить в ремонт 200 миллионов евро. 16 апреля регион Иль-де-Франс объявил, что выделит 10 миллионов евро на реконструкцию собора, а затем город Париж объявил о выделении 50 миллионов евро. К их примеру присоединились другие бизнесмены, меценаты и регионы. Всего за первые полдня сбора средств сумма пожертвований составила 600 млн евро[32].

Президент России Владимир Путин обратился к президенту Франции с предложением направить во Францию лучших российских специалистов, имеющих большой опыт реставрации памятников мирового культурного наследия[33].

По оценкам представителей компании SOCRA, которая занималась реставрацией бронзовых статуй Нотр-Дама, реконструкция собора может занять 15—20 лет[34]. Президент Франции Эмманюэль Макрон поставил задачу восстановить собор в течение 5 лет. По мнению министра культуры Франка Ристера, реализация плана может затянуться на более долгий срок[35].

Французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт заявил, что стоимость восстановления повреждённой части собора Парижской Богоматери составит примерно миллиард евро[36].

15 июня 2019 года прошла первая служба в одной из часовен собора после пожара.

На восстановление собора может пойти древесина из Ганы, подводный лес из водохранилища[37].

13 ноября 2019 года произошёл скандал по восстановлению собора — уполномоченный правительством генерал Жан-Луи Жоржелин велел «закрыть рот» архитектору собора Филиппу Вильнёву на заседании комитета Национального собрания, подтверждён срок восстановления в 5 лет[38].

  1. ↑ Пожар в соборе Парижской Богоматери потушен (неопр.). Meduza.io (16.04.2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  2. ↑ Paris, Banks of the Seine (неопр.). UNESCO. Дата обращения 16 апреля 2019.
  3. 1 2 Walt, Vivienne. Notre Dame Cathedral Is Crumbling. Who Will Help Save It?, Time (27 July 2017).
  4. Horgan, Rob Notre-Dame fire: Blaze breaks out amid renovations at 12th century cathedral (неопр.). New Civil Engineer (15 April 2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  5. ↑ Notre-Dame Cathedral spire in Paris collapses, engulfed in flames, CBC News (15 April 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  6. ↑ BuzzFeed. Notre Dame Cathedral Staff Couldn’t Find The Fire For 23 Minutes After The First Alarm Went Off
  7. Prior, Ryan The entire wooden interior of Notre Dame Cathedral has been destroyed (неопр.). CNN Style (15 April 2019).
  8. ↑ Incendie de Notre-Dame de Paris : ce qui a été perdu et ce qui a été sauvé (фр.), Le Monde (16 April 2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  9. ↑ NOW: French official says «both towers of the cathedral are safe» and the fire is cooling, CNN (15 April 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  10. ↑ «От него ничего не останется»: пожар в Нотр-Даме. LIVE (рус.)
  11. 1 2 Brian Ries, Jessie Yeung, Veronica Rocha, Gianluca Mezzofiore, Paul P. Murphy. Fire at Notre Dame cathedral (англ.). CNN.com (15.04.2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  12. ↑ Notre-Dame Attic Was Known as ‘the Forest.’ And It Burned Like One., The New York Times (16 April 2019).
  13. ↑ Пожар в соборе Парижской богоматери: как это было (неопр.). Русская служба Би-би-си (15 апреля 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  14. ↑ Число пострадавших при пожаре в соборе Парижской Богоматери выросло (неопр.). Lenta.ru (16 апреля 2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  15. Berlinger, Joshua. Why the Notre Dame fire was so hard to put out, CNN (16 April 2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  16. ↑ 400 firefighters mobilized for Notre Dame blaze, CNN (15 April 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  17. ↑ Fire at Notre Dame Cathedral under control; firefighters have saved cathedral’s towers (неопр.). NewsChannel5 Nashville (15 April 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  18. Natalie Wolfe. Jesus Christ’s Crown of Thorns saved after firefighters and police form human chain (англ.). news.com.au (16.04.2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  19. 1 2 The Latest: Macron pledges to rebuild cathedral in 5 years (неопр.) (17 April 2019).
  20. ↑ Notre-Dame cathedral on fire in Paris (неопр.). BBC News (15 April 2019). Дата обращения 15 апреля 2019.
  21. 1 2 Notre Dame fire started at the center of the cathedral’s roof, says police source (неопр.) (20 April 2019).
  22. ↑ CNN: следователи полагают, что пожар в Нотр-Даме начался у основания шпиля (неопр.). ТАСС. Дата обращения 21 апреля 2019.
  23. ↑ Главный орган Нотр-Дам залит водой (рус.) (16 апреля 2019). Дата обращения 17 апреля 2019.
  24. ↑ В РПЦ не знают о судьбе Владимирской иконы, находившейся в Нотр-Даме (рус.). Русские Онлайн (16 апреля 2019). Дата обращения 16 апреля 2019.
  25. Andriy. РПЦ после пожара призвала французов покаяться (рус.)  (неопр.) ?. Новости в мире сейчас. Дата обращения 16 апреля 2019.
  26. ↑ Сгорел Нотр-Дам-де-Пари: в РПЦ это назвали знамением и призвали к покаянию (неопр.). Репортёр. Дата обращения 16 апреля 2019.
  27. ↑ Судьба Владимирской иконы, находившейся в соборе Парижской Богоматери, остается неизвестной (рус.). vladtv.ru. Дата обращения 16 апреля 2019.
  28. ↑ Хранившаяся в Нотр-Даме русская икона не пострадала во время пожара (рус.). ria.ru (20 апреля 2019). Дата обращения 25 апреля 2019.
  29. ↑ DIRECT. Incendie de Notre-Dame de Paris : Emmanuel Macron partage l'»émotion de toute une nation» (фр.) (15 avril 2019).
  30. ↑ DIRECT. Incendie à Notre-Dame de Paris (неопр.) (15/04/2019).
  31. ↑ » Les cloches de cathédrales européennes vont sonner en solidarité «Europe 1, consulté le 16 avril 2019.
  32. ↑ Медуза. 600 миллионов евро за полдня. Главные меценаты Франции и местные власти собирают деньги на восстановление Нотр-Дама
  33. kremlin.ru. Послание Президенту Франции Эммануэлю Макрону (рус.) (16 апреля 2019).
  34. ↑ Медуза. Пожар в соборе Парижской Богоматери. Что известно спустя сутки
  35. ↑ Во Франции заявили, что восстановление Нотр-Дама может продлиться более пяти лет (неопр.). ТАСС. Дата обращения 5 мая 2019.
  36. ↑ Известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт оценил стоимость восстановления сгоревшего собора Парижской Богоматери, примерно, в миллиард евро.
  37. ↑ https://rus.delfi.lv/news/daily/abroad/na-rekonstrukciyu-notr-dama-mozhet-pojti-zatoplennyj-les-iz-gany.d?id=51531449
  38. ↑ https://meduza.io/feature/2019/11/15/vo-frantsii-sporyat-kak-vosstanavlivat-notr-dam-arhitektor-sobora-vystupil-protiv-izmeneniya-ego-oblika-i-emu-veleli-zakryt-rot

Собор Парижской богоматери. История постройки.: jeteraconte — LiveJournal

Строительство собора Парижской богоматери, было начато еще в  1163 году а законченно лишь к середине XIV века. Произошло  это на острове Ситэ, на месте епископской капеллы святого Стефана , а ранее здесь находилось капище Юпитеру .
Собор Парижской богоматери  необычен и уникален . Здесь нет строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий.
Скульптурные украшения выполнены взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в. не покрывают все плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают глубокий смысл.
Скульптура Парижского собора представляет творчество почти двух веков. Собор в целом —  живая картина развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости…
Часть историков утверждает, что первый камень в основание заложил  Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, подтверждающие, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Но свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», безвозвратно утеряны. Как бы там ни было, через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь. Произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено. Оставалось лишь закончить отделку и украсить внутренний интерьер.
Но полностью работы завершились только в 1345-м году. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен строительство было завершено, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
История строительства Собора Парижской Богоматери, связана с именами двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это архитектурное чудо света. Главными создателями, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты .
Кстати, удивительных  химер  в Средние века на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
А выполнили этот заказ пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме…
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Крыша  собора  выполнена из свинцовых пластинок расположенных  внахлест и весит более 200 тонн.
Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Значительная часть витражей воссоздана в середине XIX века. Главный витраж , роза над входом в собор частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней. Во время французской революции планировалось взорвать собор, но не оказалось в наличии достаточно пороха, поэтому приспособили под склад провианта. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение, но  именно благодаря знаменитому писателю здание было спасено…

В храме установлен усовершенствованный старинный  орган. Первый большой орган  появился в соборе 1402 году.  А приобрел  свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI гораздо позже. В настоящее время инструмент имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. Система его компьютеризирована. Интересно как раньше умудрялись на нем играть без этого. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году…
Вот вкратце история создания Нотр — Дам де Пари.

Эсмеральда (персонаж) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Эсмеральда.

Эсмера́льда (фр. Esméralda) — главная героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», а также фильмов, спектаклей, мюзиклов, балетов и стихотворений, созданных по мотивам этого произведения.

В романе Виктора Гюго история Эсмеральды раскрывается постепенно. Впервые Эсмеральда появляется красивой юной девушкой, живущей в парижском «Дворе чудес» (обитель нищих и преступников), зарабатывающей деньги танцами и выступлением с дрессированной козочкой Джалли. В неё влюбляются поэт Пьер Гренгуар, священник Клод Фролло и уродливый звонарь Квазимодо. Фролло при помощи Квазимодо пытается украсть Эсмеральду, но её спасает офицер Феб де Шатопер. Эсмеральда влюбляется в своего спасителя.

В романе мы видим подробное описание внешности героини: «Она была невысока ростом, но казалась высокой — так строен был её тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у её кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, — так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. Девушка плясала, порхала, кружилась на небрежно брошенном ей под ноги старом персидском ковре, и всякий раз, когда её сияющее лицо возникало перед вами, взгляд её больших черных глаз ослеплял вас, как молнией. Взоры толпы были прикованы к ней, все рты разинуты. Она танцевала под рокотанье бубна, который её округлые девственные руки высоко взносили над головой. Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем её талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным…» («Собор парижской богоматери, III. Besos para golpes (18)

Образ Эсмеральды в романе сложен и трагичен. Она — воплощение целомудрия и наивности, совсем не похожая на остальных обитателей «Двора чудес». Даже тот факт, что ей приходится зарабатывать на жизнь танцами, не развращает её. У неё доброе сердце: она подносит воды Квазимодо, когда тот привязан к позорному столбу; чтобы спасти незнакомого ей Гренгуара от смерти, она соглашается формально называться его женой. Но её открытость и наивность едва не доводят до беды: в первый раз в жизни влюбившись, она готова отдаться капитану Фебу даже несмотря на то, что уверена — с потерей невинности от неё уйдёт возможность когда-либо встретить родителей.

Девушке известно, что воспитавшие её цыгане — не её родители, она страстно хочет найти свою настоящую мать и носит на шее ладанку, в которой хранится крошечный детский расшитый башмачок — единственная вещь, которая досталась ей от настоящей матери: по нему Эсмеральда надеется когда-нибудь найти, но, согласно данному ей с башмачком наказу, для этого ей надо сохранить девственность. Постепенно читателю открывается история происхождения Эсмеральды.

Мать девушки звали Пакеттой Шантфлери, она была дочерью известного менестреля из Реймса. Но менестрель умер, оставив малютку-дочь и жену без средств. Они зарабатывали на жизнь вышивкой и жили крайне скромно. Пакетта рано расцвела и стала привлекать внимание знатных мужчин. В одного из них она влюбилась и стала его любовницей, едва ей минуло 14 лет. Но ветреный синьор вскоре бросил девушку, и она «пошла по рукам», опускаясь все ниже и ниже: от аристократов — до мужчин попроще. От полной деградации ставшую обычной проституткой Пакетту спасла беременность: в 20 лет она родила прелестную девочку, которую она назвала Агнессой. После родов поблекшая было девушка очень похорошела, и её «услуги» снова оказались в цене. Все, что Пакетта зарабатывала, она тратила на наряды для своей обожаемой малышки.

Однажды в Реймс прибыл цыганский табор, и Пакетта, как и многие другие матери, не удержавшись, сходила с дочкой к цыганам, чтобы узнать будущее своего ребёнка. Красивая девочка привела цыган в восторг, и через несколько дней они украли её, подкинув Пакетте в колыбель уродливого, горбатого и хромого мальчика лет четырёх. Несчастная Пакетта от горя поседела за одну ночь и повредилась рассудком: найдя на месте, где стоял исчезнувший в одну ночь табор, следы костров и пятна крови, она решила, что цыгане съели её ребёнка.

Вскоре Пакетта исчезла из Реймса. Одни говорили, что она утопилась, другие — что её видели на дороге в столицу. Уродливого подкидыша реймский архиепископ распорядился отправить в Париж и положить в ясли около воспитательного дома (этим ребёнком был Квазимодо).

…Эсмеральда оказывается приговорена к казни по ложному обвинению: Клод Фролло, мучимый ревностью, ранит Феба во время его свидания с Эсмеральдой, и скрывается. Из петли её вынимает Квазимодо и прячет в Соборе. Там она живёт некоторое время, не прекращая думать о Фебе (рана которого оказалась лёгкой, но который уже успел забыть цыганку). Квазимодо понимает, что она никогда не сможет ответить на его чувства взаимностью, но счастлив уже оттого, что может её охранять.

Клод Фролло и Гренгуар вызволяют девушку из осаждённого собора, тем самым спасая её от смерти. Они переправляют её через Сену. Клод ставит её перед выбором: либо она согласится быть с ним, либо будет повешена. Эсмеральда отказывается бежать из города с «убийцей» Феба. Архидьякон оставляет её старухе Гудуле, и идёт за стражей, чтобы выдать цыганку. Гудула — это затворница, люто ненавидящая цыган за то, что они украли когда-то её единственную дочь, удерживает Эсмеральду. Гудула, проклинает девушку и показывает ей башмачок своей дочери, в этот момент Эсмеральда показывает точно такую же пинеточку. Здесь и выясняется, что Гудула — это Пакетта Шантфлери, мать Эсмеральды, но выясняется слишком поздно. Пакетта прячет девушку от солдат, но, увидев среди них Феба, Эсмеральда, не думая о последствиях, наивно зовёт его. Девушка была тут же повешена, а её мать умерла, не выдержав второй потери дочери.

При постановках и экранизациях романа подробности рождения героини обычно опускаются и она изображается цыганкой (только в экранизации 1923 года с Пэтси Рут Миллер в главной роли сохраняются подробности рождения героини, также сохраняется образ её характера от первоисточника, разве что она не боится своего преследователя). Часто опускается и придуманный Гюго образ блистательной чистоты и невинности, вместо этого Эсмеральда предстаёт в образе роковой красотки.

Эсмеральда в мюзикле «Нотр-Дам де Пари»[править | править код]

Эсмеральда в мюзикле не украденная француженка, а цыганская девушка-сирота из Испании. Если в романе подразумевалось, что всё положительное в ней — от французского происхождения, то в мюзикле это её личные качества, возможные и у простой цыганки. В мюзикле у неё нет дрессированной козочки, она зарабатывает только танцами. Многие исследователи творчества Гюго[кто?] считают, что присутствие Джали в мюзикле принципиально важно, ведь бытует мнение, будто козочка воплощает в себе трагедию («трагедия» по-гречески- «козлиная песнь»).

В фильме «Собор Парижской Богоматери» (1956)[править | править код]

Джина Лоллобриджида в этом фильме считается самым успешным экранным воплощением Эсмеральды. Одна из причин успеха, по видимости, серьёзная работа над внешне составляющей её образа: он, с одной стороны, использует ассоциации с цыганщиной (босые ноги, яркий платок, оборванный подол), с другой — отражает её характер (оба платья Эсмеральды — чистых «огненных» цветов, красного и жёлтого, их фасон подчёркивает её юную хрупкость и порывистость её движений)[1]. Концовка частично изменена по сравнению с первоисточником: Эсмеральду убили стрелой при штурме собора. Её последние слова: «Жизнь прекрасна» (фр. C’est beau, la vie).

Через много лет Лоллобриджида создала скульптуру, изображающую Эсмеральду в танце.

В мультфильме студии Уолта Диснея 1996[править | править код]

В мультфильме Эсмеральда является чистокровной цыганкой. Это красивая девушка, зарабатывающая на жизнь танцами. Считается, что прототипом её образа стали две известные актрисы: Джина Лоллобриджида и Деми Мур (актёр озвучивания героини в оригинале). Интересно также и то, что на первых набросках (во время работы по созданию) Эсмеральда выглядела как раз на 16 лет, в финальной версии её изобразили чуть постарше (на самом же деле ей 16 лет в книге, а в мультфильме 19 лет) возможно потому, чтобы героиня не выглядела более хрупкой в сравнении с другими персонажами (судья Клод Фролло и капитан Феб). В мультфильме она стройная, у неё бронзовая кожа, иссиня-чёрные длинные, вьющиеся волосы и зелёные глаза, в книжной версии кожа тоже бронзовая, но более светлая — это может указывать на то, что её отец мог быть цыганом. У неё бойкий и независимый характер. Она смелая, умная, гордая и сильная, очень добрая и справедливая. Если приглядеться, можно заметить, что с распущенными волосами Эсмеральда выглядит намного моложе, чем с собранными в хвост. Также является одной из самых красивых девушек, живущих во Франции.

Нотр-Дам де Пари — история и фотографии Собора Парижской Богоматери в XIX веке: vakin — LiveJournal

В 1871-м, почти 150 лет назад Нотр-Дам де Пари во время очередных социально-общественных волнений подожгли митингующие социалисты, но пожарные 19 века сработали более оперативно, чем их современные парижские коллеги, и быстро потушили пожар, не дав революции уничтожить символ Парижа. До апреля 2019-го с католическим собором больше не происходило никаких бедствий и катастроф, несмотря на две мировые войны и природные катаклизмы, что неоднократно сваливались на столицу Франции. Пока не пришел апрель 2019-го, когда мощный пожар уничтожил шпиль, кровлю и едва не разрушил полностью Собор Парижской Богоматери. По иронии судьбы специалисты ещё в 1980-х требовали у министерства культуры начать реставрационные работы, но чиновники отказывались выделять средства, ограничиваясь косметическими ремонтами. Одна из таких дешевых косметических операций привела к пожару и теперь сильно пострадавший, но по-прежнему живой Нотр Дам наконец получит необходимое финансирование – из государственных источников и от меценатов.

Краткая история Собора Парижской Богоматери


Фото Нотр-Дам да Пари, 19 век

Почти весь 2013-й в Париже проходили юбилейные празднования в честь 850-й годовщины основания Нотр Дам. 1163 – год основания знаменитого собора, в истории которого можно выделить несколько ключевых периодов строительства, возведения дополнительных куполов, алтарей, статуй, колонн, реставрационных переделок и архитектурных перестроек. Первый, основной, занимает 182 года (1163-1345), со дня основания до окончания внутренней отделки. Строительство началось в эпоху правления короля Людовика VII, а первый камень заложил папа Александр III. Римский понтифик как раз в это время приехал с визитом в Париж в гости к парижскому епископу Морису де Сюлли, главному инициатору возведения Собора Парижской богоматери. Короли, папы, епископы внесли свою лепту в создание кафедральной святыни, но ключевыми персонами в истории Нотр-Дам де Пари являются архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей, руководившие процессом в середине XIII века, когда был создан каркас и выполнены другие ключевые работы.

Следующий важный период относится к эпохе Людовика XIV, того самого, что именовал себя Королем-солнце. Настоящее солнце плохо проникало внутрь из-за витражей, которые монарх приказал заменить на обычное прозрачное стекло. Также был переделан фасад, вход и внутренняя планировка, чтобы здесь могли проходить пышные королевские церемонии солнцелюбивого правителя. Великая французская революция оказалась немилосердной к Нотр-Даму – Максимилиан Робеспьер даже угрожал уничтожить Собор вместе с остальными старинными королевскими реликвиями как твердыню мракобесия. К счастью, лидеру Конвента за всем революционным террором и казнями политических противников оказалось не до судьбы старинной католической церкви, а потом пришел Наполеон и даже провел в Нотр Дам свою коронацию, назвав себя “народным монархом”.

Столь высокая честь не стала на пути разрухи и забытья. Нотр-Дам де Пари находился в тотальном упадке и неизвестно, чем бы история закончилась, если бы не книга великого писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Прекрасная цыганка Эсмеральда и храбрый горбун Квазимодо стали воистину народными героями и вернули архитектурному шедевру его утраченную славу. Французский народ, а вслед за ним целый мир, вспомнили о Нотр-Даме, запустили общественные кампании по сбору средств на реставрационные работы, руководителями которых назначили Жана-Батиста Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. Архитекторы трудились не покладая рук два с половиной десятилетия (1841-1864), в течение которых были отреставрированы статуи, скульптуры, детали интерьера, а также возведен знаменитый шпиль, знакомый каждому парижанину, туристу или домоседу, видевшему фото Нотр-Дам де Пари.

Фото Нотр-Дам да Пари в 19 веке

Само искусство фотографии родилось благодаря усилиям французских изобретателей Ньепса и Даггера, чья биография и научные открытия неразрывно связаны с Парижем. Логично, что пионеры-фотографы и их последователи часто выбирали объектом своего внимания Собор Парижской богоматери, который примерно в это время претерпел серьезные реставрационные изменения имени архитекторов Ласса/Виолле. Вот так выглядят первые в истории фото Нотр-Дам де Пари в 19 веке.

Источник — istorik.net

Жемчужина готической архитектуры: история Нотр-Дам-де-Пари и интересные факты

Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили.

Собор Парижской Богоматери, который сильно пострадал от пожара, – это одна из главных достопримечательностей столицы Франции. Он расположен на острове Сите посреди Сены в Париже и существует уже 856 лет. Из-за того, что храм строило несколько поколений зодчих, в нем смешаны романский и готический стили. Редакция Today.kz подготовила материал об этом памятнике истории и архитектуры.


Собор Парижской Богоматери был построен на месте старинной церкви Святого Стефана. Она была разрушена в 4 веке норманнами, вторгшимися на территорию Франции. Спустя два столетия рядом построили другую церковь. Но к 12 веку здание стало настолько ветхим, что епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм. Так началась история собора Парижской богоматери.

Его строительство затянулось на долгие 200 лет и длилось так долго в том числе и потому, что не всегда правители страны могли выделить нужную сумму на возведение храма. 

В середине 19 века стало понятно, что собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де Пари) нуждается в реконструкции. Эту важную миссию доверили архитектору Эжену Виолле-де-Люк. Процесс затянулся на 20 лет.





Архитектурные особенности собора Нотр-Дам-де-Пари

Уникальность собора Парижской Богоматери заключается в том, что у этого здания практически нет стен, но есть множество колонн, соединенных друг с другом арками. Арочные проемы декорированы витражами.

Центральные нефы (части собора) в форме креста – прямая отсылка к важному для всего человечества событию – распятию Христа. У входа в собор туристов встречают три стрельчатые арки. Рядом с ними установлены статуи ангелов, святых и библейских царей.

Собор Парижской Богоматери в эпоху мрачного Средневековья был своеобразной Библией для тех, кто не владел грамотой. Большое количество скульптур, украшающих внутреннее убранство храма, представляют собой нечто иное как иллюстрацию всей истории человечества от грехопадения сотворенных Господом Адама и Евы до дня Страшного суда.

Крышу собора Парижской Богоматери во Франции украшают статуи химер. Заметим, появились они здесь уже после реконструкции храма в XIX веке. С ними связано множество мифов. Долго время люди верили, что эти статуи и некоторые другие архитектурные элементы собора Парижской богоматери таят в себе скрытые символы оккультных наук.


Чем известен Собор Парижской Богоматери

  • Во время строительства была задумка, что помещение храма должно вместить всех жителей Парижа.
  • Здесь на протяжении почти девяти столетий короновали и венчали императоров, а также проводились отпевания монарших особ.
  • За почти тысячелетнюю историю Нотр-Дам-де-Пари пережил несколько войн, пару десятков правителей и Революцию.
  • В соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших реликвий христианского мира – терновый венец Христа. Людовик IX лично приобрел реликвию и в 1239-м передал ее в Нотр-Дам.
  • Нотр-Дам стал местом заседания первого парламента Франции – созванных в 1302 году Генеральных штатов.
  • Интересно, что в соборе нет ни одной стены. Все пространство занимают столбы, соединенные арками. В проемах арок – витражи. 
  • Главный 96-метровый шпиль собора, который обрушился из-за пожара, был построен в 1786 году. Его сделали из дуба и покрыли свинцом. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа-Дешома).
  • В 1831 году знаменитый французский писатель Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери». В предисловии к роману он написал следующее: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Во многом благодаря этому в 1841-м началась реставрация собора. Ответственному за нее архитектору Виолле-ле-Дюку принадлежит идея создания на верхней площадке фасада собора галереи химер. В ходе этой реставрации были снесены примыкавшие к собору постройки и перед собором образовалась имеющаяся сегодня площадь.
  • Ежегодно собор посещают порядка 15 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

Согласны ли вы с тем, что в Алматы нужно ввести платный въезд?

Да. Это улучшит ситуацию с пробками в центре

Нет. Это только лишний повод содрать деньги с людей

Да. Но если только въезд будет бесплатным для тех, кто живет вне города, а работает в нем

Нет. Это нарушение моего права на свободу передвижения

Оставлю свой вариант в комментариях