Новая волна франция кино – «Как зародилась Французская новая волна в кино? Чем обусловлено появление нового взгляда на кино?» – Яндекс.Знатоки

Французская новая волна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.

Французская новая волна (фр. Nouvelle Vague) — направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов. Одним из его главных отличий от преобладавших тогда коммерческих фильмов был отказ от устоявшегося и уже исчерпавшего себя стиля съёмки и от предсказуемости повествования. Представителями новой волны стали, прежде всего, молодые режиссёры, ранее имевшие опыт работы кинокритиками или журналистами. Они были против далёких от реальности коммерческих фильмов и нередко прибегали в кинематографе к экспериментам и радикальным для того времени приёмам.

Термин «Новая волна» впервые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодёжи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.[1]

Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.

Началом французской новой волны было, в некоторой степени, упражнение кинокритиков из журнала Cahiers du cinéma в воплощении их философии и теорий в действительность, путём создания собственных фильмов. «Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новой волны. Франсуа Трюффо (с фильмом «Четыреста ударов», 1959) и Жан-Люк Годар (с фильмом «На последнем дыхании», 1960) имели неожиданный большой международный успех как с точки зрения критики, так и финансов. Это обратило внимание мировой общественности на происходящее во французской новой волне и позволило движению бурно развиваться.

Среди прочих режиссёров, работавших в то же время, но не обязательно напрямую связанных с новой волной, были Луи Малль, Ален Рене, Аньес Варда и Жак Деми.

Инновации французской новой волны проникли в схожие направления в кинематографах Европы, Японии и США.

В частности, новая волна оказала влияние на следующее поколение независимых американских режиссёров конца 1960-х и начала 1970-х годов (т.н. New Hollywood: Коппола, Де Пальма, Полански, Скорсезе) и позже на некоторых концептуальных режиссёров США, Канады и Европы, среди которых Вим Вендерс, Джим Джармуш, Квентин Тарантино, Камерон Кроу, Франсуа Озон, Уэс Андерсон и Ксавье Долан.

[2] Тарантино посвятил фильм «Бешеные псы» (1992) Годару, а также назвал свою кинокомпанию A Band Apart (игра слов с названием фильма Годара Bande à Part).

Основные фигуры французской новой волны[править | править код]

Принадлежность некоторых нижеперечисленных режиссёров и актёров к новой волне может быть спорна. Их объединяет то, что они работали в одно и то же время, и их работы имеют некоторые общие элементы, схожие кинематографические приёмы, или просто близки по духу.

Режиссёры[править | править код]

Актёры[править | править код]

  • 1958 — Красавчик Серж (реж. Клод Шаброль)
  • 1958 — Любовники (реж. Луи Маль)
  • 1959 — Кузены (реж. Клод Шаброль)
  • 1959 — Хиросима, любовь моя (реж. Ален Рене)
  • 1959 — Четыреста ударов (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1960 — Маленький солдат (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Милашки (реж. Клод Шаброль)
  • 1960 — На последнем дыхании (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1960 — Стреляйте в пианиста (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1962 — В прошлом году в Мариенбаде (реж. Ален Рене)
  • 1962 — Жить своей жизнью (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1962 — Жюль и Джим (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1963 — Блуждающий огонёк (реж. Луи Маль)
  • 1964 — Нежная кожа (реж. Франсуа Трюффо)
  • 1964 — Банда аутсайдеров (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Альфавиль (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Безумный Пьеро (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1965 — Мужское — женское (реж. Жан-Люк Годар)
  • 1966 — Париж глазами… (реж. Эрик Ромер, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль, Жан Душе, Жан Руш, Жан-Даниэль Поле)
  • 1967 — Далеко от Вьетнама (реж. Йорис Ивенс, Уильям Кляйн, Клод Лелуш, Аньес Варда, Жан-Люк Годар, Крис Маркер, Ален Рене)

Новая волна (фильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 октября 2018; проверки требуют 2 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Новая волна.

«Новая волна» (фр. Nouvelle Vague) — франко-швейцарский фильм режиссёра Жак-Люка Годара, вышел в прокат 23 мая 1990 года. Фильм показывает взаимоотношения высшего общества с наёмными рабочими.

Богатая и красивая графиня Елена Торлато-Фаврини (Она) сбивает путешествующего автостопом Роже (Он). Она отвозит его в свой дом на Женевском озере, устраивает на работу и делает своим возлюбленным. Роже Ленокс — тихий и молчаливый человек, полная противоположность её деятельной жизни. Однажды он ей говорит: «Вы никогда не поймёте, что на свете есть другие люди, которые думают, страдают. Вы озабочены только своими делами!» Он ей быстро надоедает, и она топит его в озере. Позже появляется Ришар Ленокс, такой же деятельный и энергичный, как и она. Он заменяет её во всех делах. Она говорит, что он «украл у неё жизнь». Поэтому она и не умеет плавать. Ришар Ленокс сбрасывает её с лодки, но в последний момент хватает за руку. Он увозит её из дома.

Годар утверждал, что дал Алену Делону роли «героев Ветхого и Нового Заветов». Фронтальные планы, сцены природы, цитата из «Божественной комедии» напоминают фильмы А. Тарковского. Книга Анны Редклиф «Тайна Удольфского замка» (Les Evades des tenebres)[1], лежащая в чемодане Роже, отсылает к мужу Мэри Шелли Перси. Он также, как и главный герой, одно время жил на Женевском озере и утонул в Лигурийском море. Цикл гравюр Гойи «Бедствия войны» Ришар меняет с арабом на картину «Маха обнажённая».

Маха обнажённая

_____________________________________________

Кинематограф Европы — Википедия

Европе́йское кино́ — собирательное название для европейских киношкол.

Европейское кино — старейшее в мире. По популярности даже в самой Европе оно уступает американскому, но по уважению со стороны кинокритиков, возможно, даже превосходит. Европейское кино принято считать академичным, хотя и в Европе снимаются коммерческие кассовые фильмы. В отличие от американского кино, европейское часто спонсируется государством.

За время существования европейского кино в нём возникали различные течения и направления: немецкий экспрессионизм, итальянский неореализм, французская новая волна, Догма 95.

Перед Первой мировой войной фактически в каждой европейской стране появились свои национальные киностудии. В малых странах их было по две-три, а в больших, таких как Франция и Германия, по нескольку десятков. Конечно, война нанесла значительный урон производству фильмов, но все же многие студии выжили и даже подняли художественный уровень европейского фильма до невиданного ранее уровня.

В европейском кино появляются принципиально новые направления:

Французский кинематограф со времени своего создания и до наших дней всегда относился к числу доминирующих европейских киношкол.

«Золотой век» французского кино[править | править код]

1930-е годы считаются «золотым веком» французского кинематографа. Невероятно вырос авторитет кино. Впервые французским кинематографистам удалось несколько потеснить голливудскую продукцию на европейском кинорынке. Наиболее значимое направление в этот период — поэтический реализм.

Французская «новая волна»[править | править код]

«Новая волна» (Nouvelle vague), художественное движение, в корне преобразившее характер национального кинематографа Франции на рубеже 50—60-х годов. Само название вошло в обиход благодаря критику Пьеру Бийару, комментировавшему на страницах журнала «Синема-58» один из социологических опросов, касавшийся так называемой «молодежной проблемы».

Кратковременность этого радикального течения, затронувшего кинопрессу, прокат и телевидение (о её спаде стали писать уже в 1962), не отменяет принципиальной значимости этого явления как национального, так и международного масштаба. Зарождение «новой волны» принято связывать с именем крупнейшего французского критика и теоретика «десятой музы» Андре Базена (1918—1958) и созданным его учениками и единомышленниками кинематографическим журналом «Кайе дю синема» (Cahier du cinema, основан в 1951 А. Базеном и Ж. Дониоль-Валькрозом. В работе журнала принимали участие молодые реформаторы, будущие кинорежиссёры «новой волны» Ж.-Л. Годар, Ф. Трюффо, К. Шаброль, Э. Ромер.

После молодёжного протеста в 1968 во Франции сотрудники журнала призывали политизировать кинокритику, которая смогла бы соперничать с собственно политической природой фильма; вышло в свет более 400 номеров журналов). Молодых сотрудников «Кайе…», энтузиастов французской синематеки, объединяло неприятие мертвящего духа и однообразия штампов коммерческого кино, не отражавшего действительного богатства окружающей реальности. Вдохновленные примером итальянского неореализма, эти молодые люди требовали от кинематографа большей заземлённости и социальной направленности, отказа от традиционных костюмных и салонных сюжетов, обращения к жизни простого человека. Их любимыми лозунгами стали: от Дзиги Вертова — «жизнь врасплох», и от Александра Астрюка — «субъективная камера» и «камера-перо». И когда чуть позднее прозвучал лозунг Андре Базена — «теоретики — в практики!» многие из них действительно пришли в кинематограф, породив явление, которое стали называть «новой волной», просуществовавшее около десяти лет, и оказавшее огромное влияние на весь мировой кинематографический процесс.

Немецкий кинематограф мало уступал французскому, а в технических разработках зачастую даже опережал.

Так было, во всяком случае, до прихода нацистов к власти, когда большая часть творческой интеллигенции уехала из Германии, и кинематографисты не были исключением. Но были и плюсы, к таким можно отнести мощную поддержку кинематографа правительством национал-социалистов: государство вкладывало значительные средства в развитие кинопромышленности, позволяя ей, в свою очередь, совершенствоваться в техническом плане. Было налажено производство первых цветных картин.

Шведский кинематограф является одним из старейших в Европе (после Франции и Германии).

Несмотря на относительно небольшое количество выпускаемых фильмов, значение их для мирового кинематографа чрезвычайно велико. Шведское кино никогда не подражало ни одному кино в мире, а разрабатывало собственный путь, черпая идеи из национальной литературы.

Датский кинематограф в течение 1910-х — 1930-х гг., несмотря на скромное количество выпускаемых фильмов, держал очень высокий художественный уровень, особенно в изобразительном плане и монтаже.

За годы Второй мировой войны этот уровень был утрачен, известность получили только фильмы Карла Дрейера. Лишь в конце 1970-х гг., с появлением группы молодых кинематографистов, позднее ставшими ядром проекта «Догма 95», началось возрождение датского кино. (Одним из инициаторов проекта был режиссёр Ларс Фон Триер).

Английское кино всегда стояло несколько особняком от остального европейского. В Великобритании к моменту распространения кинематографа существовала всемирно известная актёрская школа и значительные культурные традиции. Самым известным британским кинорежиссёром остаётся Альфред Хичкок, поставивший значительную часть своих фильмов за пределами Великобритании, в США.

Итальянский кинематограф начал развиваться в 1900-е — 1910-е годы. С приходом к власти фашистов, в кинематографе Италии была установлена жёсткая цензура, но, вместе с тем, создана инфраструктура, способствующая развитию кино и открыт первый в мире кинофестиваль (в Венеции). Расцвет итальянского кино пришёлся на 1950-е — 1970-е. К этому времени относится появление кинематографического неореализма, центром которого стала Италия. Широкую известность получил также жанр спагетти-вестерна. Начиная с 1980-х, итальянское кино переживает кризис. Художественное развитие итальянского кино началось в 1912 г., когда Жассе ещё весьма пессимистически относился к итальянцам. Амброзио снимал «Камо грядеши?», Гуаццони ставил «Освобожденный Иерусалим», Паскуали руководил постановкой «Спартака», Джузеппе ле Лигуоро — съемками «Одиссеи» и «Ада».

Самые известные европейские киношколы[править | править код]

  • Ю. А. Кравцов, Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006 г.

Новая волна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2018; проверки требуют 2 правки.

Но́вая волна́, нью вэйв (англ. New Wave) — термин, обычно использующийся для обозначения некоторых направлений в искусстве.

Термин «новая волна», вероятно, происходит от французского термина Nouvelle Vague, обозначавшего направление в кинематографе Франции конца 1950-х и 1960-х годов.

«Новой волной» называется ряд направлений в кинематографе различных стран во второй половине XX века. В целом, новая волна характеризуется введением нового стиля в кино. Зачастую этот стиль более художественный, более интеллектуальный, менее коммерческий и принципиально отличный от преобладавших ранее направлений в национальном кинематографе.

  • Новая волна (музыка) — музыкальное направление конца 1970-х — начала 1980-х, появившееся в США и Великобритании
  • Новая немецкая волна, нем. Neue Deutsche Welle — музыкальное направление конца 1970-х — начала 1980-х в Германии
  • Новая волна британского хеви-метала — музыкальное движение конца 70-х — начала 80-х годов XX века.
  • Новая волна в Югославии — Novi Val, Novi Talas или Nov Bran
  • Nueva ola, форма романтической музыки с текстами на испанском языке
  • Новая волна (конкурс) — международный конкурс молодых исполнителей поп-музыки, ежегодно проводимый в городе Юрмале (Латвия), в 2015 году переехал в Сочи (Россия)
  • Новая волна (фестиваль) — фестиваль молодёжной культуры, ежегодно проводимый в городе Находка (Россия, Приморский край)
  • Nouvelle Vague (с фр. — «Новая волна») — французская группа, играющая в стиле лаунж.
  • Альбом New Wave рок-группы The Auteurs 1993 года
  • Новая волна (фантастика) — направление в научной фантастике
  • Новая волна (фильм) — художественный фильм Жака-Люка Годара
  • Программное обеспечение New Wave: продукт фирмы Hewlett-Packard (выпуск: около 1988 года)
  • Новая Волна — Радиостанция, которая вещает в Волгограде и области
  • Новая Волна — радиостанция, вещавшая во Владивостоке и Приморье в 1995—2005 годах.

французская новая волна — фильмы — Мувилиб

Четыреста ударов Четыреста ударов
Les quatre cents coups Франция (1959)
Драма, Криминал

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Auffay, Patrick, Mauriello, Marie, Rémy, Albert , …

8.00 (81)

IMDB: 8.0 (95 786)

1 отзыв

Банда аутсайдеров Банда аутсайдеров
Bande à part Франция (1964)
Драма, Комедия, Криминал

Режиссер: Жан-Люк Годар
В главных ролях: Colpeyn, Louisa, Girard, Danièle, Анна Карина

8.17 (23)

IMDB: 7.8 (19 555)

1 отзыв

Жить своей жизнью Жить своей жизнью
Vivre sa vie: Film en douze tableaux Франция (1962)
Драма

Режиссер: Жан-Люк Годар
В главных ролях: Labarthe, André S., Анна Карина

7.85 (36)

IMDB: 8.0 (22 758)

1 отзыв

Нежная кожа Нежная кожа
La peau douce Франция (1964)
Драма, Мелодрама

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Жан Десайи

8.15 (13)

IMDB: 7.6 (5 738)

нет отзывов

Семейный очаг Семейный очаг
Domicile conjugal Франция, Италия (1970)
Драма, Комедия

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Boulanger, Daniel, Jade, Celina, Жан-Пьер Лео

8.00 (10)

IMDB: 7.6 (6 749)

нет отзывов

На последнем дыхании На последнем дыхании
À bout de souffle Франция (1960)
Драма, Криминал

Режиссер: Жан-Люк Годар
В главных ролях: Жан-Поль Бельмондо, Джин Сиберг

7.54 (80)

IMDB: 7.9 (62 587)

5 отзывов

Последнее метро Последнее метро
Le dernier métro Франция (1980)
Военный, Драма, Мелодрама

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Катрин Денёв, Жерар Депардье

7.73 (15)

IMDB: 7.4 (10 720)

нет отзывов

Украденные поцелуи Украденные поцелуи
Baisers volés Франция (1968)
Драма, Комедия, Мелодрама, Романтика

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Berbert, Marcel, Jade, Celina, Seyrig, Coralie , …

7.77 (13)

IMDB: 7.8 (10 055)

1 отзыв

Маленький солдат Маленький солдат
Le petit soldat Франция (1963)
Военный, Драма

Режиссер: Жан-Люк Годар
В главных ролях: Beauvais, Paul, Анна Карина, Ласло Сабо , …

8.20 (5)

IMDB: 7.4 (4 575)

нет отзывов

Карманные деньги Карманные деньги
L’argent de poche Франция (1976)
Драма, Комедия

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Barnerias, René, Mercier, Chantal

8.50 (2)

IMDB: 7.8 (4 407)

нет отзывов

Жюль и Джим Жюль и Джим
Jules et Jim Франция (1962)
Драма, Мелодрама, Романтика

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Жанна Моро

7.50 (42)

IMDB: 7.9 (32 424)

1 отзыв

История Адели Г. История Адели Г.
L’histoire d’Adèle H. Франция (1975)
Биография, Драма, Исторический

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Изабель Аджани, Сильвия Марриотт, Брюс Робинсон

7.53 (15)

IMDB: 7.4 (5 846)

1 отзыв

Такая красотка как я Такая красотка как я
Une belle fille comme moi Франция (1972)
Драма, Комедия, Криминал

Режиссер: Франсуа Трюффо
В главных ролях: Lafont, Bernadette, Клод Брассёр, Шарль Деннер , …

7.60 (5)

IMDB: 6.6 (1 715)

1 отзыв

Кинематограф Франции — Википедия

Французский билет в кино, существовавший до 1980-х годов

Францу́зское кино́ (фр. Cinéma français) — национальный кинематограф и кинопроизводство Франции.

Именно во Франции родился кинематограф, когда 28 декабря 1895 года в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок (Париж)[1] состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер» (в кафе было несколько залов с модными в те времена «экзотическими» названиями; показ состоялся в зале с названием «Индийская пещера», в результате чего в некоторые иностранные справочники попала нелепая версия, будто показ фильма происходил в некоем «индийском салоне»). Французское кино с тех пор сохраняет свою популярность во Франции и за рубежом, а по кассовому успеху у широкой публики уступает лишь американскому и индийскому.

В начальный период развития французское кино было преимущественно трюковым, важная роль принадлежала изобретателю кинотрюковой съёмки — автору «кинофеерий» Жоржу Мельесу и фирме «Фильм д’ар», привлёкшей к работе в кино видных драматургов, театральных актёров и композиторов. В 1910-е годы международной известностью пользовались кинокомедии с участием М. Линдера, авантюрные серии Л. Фейада. До Первой мировой войны французское кино выпускало около 90 % мировой кинопродукции (в основном усилиями компаний «Пате́» и «Гомо́н»).

В послевоенные годы во Франции возникло движение против использования кино в коммерческих целях. Движение возглавили представители киноавангарда того времени. Занимаясь формальными экспериментами, авангардисты в то же время значительно расширили выразительные возможности кино. Ими создавались киноклубы, пропагандировавшие лучшие достижения мирового кино.

История современного французского кино[править | править код]

Современный облик французского кино сформировался уже после Второй мировой войны, после осмысления наследия войны и немецкой оккупации.

С 1946 года раз в два года, а с 1951 года — ежегодно, проводятся Международные кинофестивали в Каннах.

В конце 1940-х — начале 1950-х годов получают известность актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.

После войны получили мировую известность экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953)[2]. Ещё в конце 1950-х очень важную роль в развитии французского кино сыграл новаторский фильм Алена Рене «Хиросима, любовь моя» (1959).

1950-е, Новая волна[править | править код]

На пике «новой волны» (конец 50-х) во французское кино за короткий срок приходят более 150 новых режиссёров, среди которых ведущие места заняли Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль.

Тогда же появились фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми — «Шербурские зонтики» (1964) и Девушки из Рошфора (1967). Большинство фильмов конца 1950-х — это развлекательные ленты, далёкие от социальной тематики.

В 1960—1970-х годах во французском кино появилось множество новых актёров, среди которых наиболее известные — Жанна Моро, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардьё, Катрин Денёв, Ален Делон, Анни Жирардо, Жак Перрен, Жан-Пьер Лео, Клод Жад, Жан-Пьер Кассель, Анни Дюпре, Брижит Фоссе, Мишель Пикколи, Франсуаза Дорлеак, Изабель Аджани и Изабель Юппер. Популярность приобрели комики Пьер Ришар и Колюш.

В 1976 году учреждена ежегодная национальная кинопремия «Сезар» (по типу американского «Оскара»).

Современность[править | править код]

Современное французское кино — это зачастую весьма утончённое кино, в котором психология и драматизм сюжета часто сочетаются с высокохудожественной операторской работой. Стиль всегда определяют модные режиссёры; а в начале XXI века в моде Люк Бессон, Жан-Пьер Жёне, Франсуа Озон, Серж Бозон, Филипп Гаррель. Популярны актёры Жан Рено, Одри Тоту, Софи Марсо, Кристиан Клавье, Луи Гаррель, Матьё Кассовиц. Среди режиссёров жанрового кино выделяется Паскаль Ложье, пытающийся использовать традиции хоррора для осмысления серьёзных философских и моральных проблем («Мученицы», 2008).

Правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа[прояснить].

Прославились французские кинокомедии и комики, снимавшиеся в них: Фернандель (40-е — 60-е), Бурвиль (50-е — 60-е), Луи де Фюнес (60-е — 70-е), Пьер Ришар (70-е — 80-е, знаменитый комический дуэт Ришара и Депардьё).

см. также Категория:Комики Франции

Считается, что первый рисованный фильм создал Эмиль Рейно в 1892 году, используя особый прибор — праксиноскоп[3]. В 1908 году Эмиль Коль создал мультфильм, нарисованный вручную на бумаге.

В межвоенный период именно во Франции продолжили свои эксперименты, начатые на родине, русские эмигранты Александр Алексеев (с игольчатым экраном) и Владислав Старевич.

Крупными мультипликаторами, получившими международную известность стали Поль Гримо, Рене Лалу и Жан-Франсуа Лагиони, Жан-Лу Фелисиоли, Мишель Осело.

  • 2016 — Шарль Пате, Леон Гомон, первые гиганты кино / Charles Pathé et Léon Gaumont, premiers géants du cinéma (реж. Эммануэль Нобекур / Emmanuelle Nobécourt, Гаэль Руайе / Gaëlle Royer)
  • 2016-2017 — Путешествие в мир французского кино / Voyage à travers le cinéma français (реж. Бертран Тавернье / Bertrand Tavernier) — 10-серийный документальный фильм

Советская новая волна — Википедия

Советская новая волна (англ. Soviet New Wave)— направление в советском кинематографе начала 1960-х годов, определившее духовно-эстетическую ценность советского кино. Представителями новой волны стали молодые режиссеры, чье творческое мышление сложилось под влиянием отечественной киношколы, а также европейской школы киноискусства.

Понятие «Новая волна» было введено Франсуазей Жиру впервые в 1958 году в отношении молодого поколения. В дальнейшем термин стал символом обновления французского кино.

Новое направление стало главной движущей силой в создании фильмов и быстро получило широкое распространение в СССР. Поколение молодых режиссеров поспособствовало развитию сразу двух значимых тенденций в развитии советского кинематографа.

Поэтико-живописное направление характеризуется применением притчеобразных сюжетов, аллегорий, метафор, символов. Образный строй фильмов отличается яркой, живописной выразительностью и декоративной броскостью. Режиссеры старались показать радость жизни через бытовые вещи, которые часто становились более важными, чем сам сюжет картины. Наибольший успех, как представители данного стиля получили фильмы «Иваново детство» (1962) А. Тарковского, «Тени забытых предков» (1964), «Цвет граната» (1968) С. Параджанова, «Мольба» (1967) Т. Абуладзе.

Поэтико-документальное направление представляет собой сочетание приемов документального и игрового кино. Происходит изменение контакта с действительностью. Благодаря внутрикадровому монтажу фильмы обзавелись такими отличительными чертами, как динамичность и ритмичность повествования. Ощущения реальной среды, впечатления естественно протекающей жизни, «случайного» обличения частной жизни кинематографисты стали добиваться за счет присутствия «скрытой камеры». Излюбленным приемом в кино этого жанра становятся лирические отступления на отстраненные темы, что добавляет фильмам особую одухотворенность и поэтичность. Режиссеры начинают выстраивать свое авторское пространство с помощью оператора, а не закадрового голоса. Теперь изображение — это рассуждение героя, находящегося в постоянной динамике, а действие — его внутреннее состояние, формирующееся за счет настроения самого автора. Стилистической особенностью становится пристальное внимание к психологически важным деталям, акцентируемым резким монтажом. Наибольшее признание получили такие фильмы, как «Я шагаю по Москве» (1963) Г. Данелия, «Июльский дождь» (1966), «Застава Ильича» (1965) М. Хуциева, «Листопад» (1966) О. Иоселиани.

Ежегодно в стране выходило более 300 тематических и событийных фильмов, 80 % из который финансировались Госкино СССР, а оставшиеся 20 % — ведомствами и министерствами, интересовавшимися производством фильмов о своей отрасли. 50 % продукции документального кино производилось в СССР.

Наиболее яркими представителями поэтико-живописного стиля стали А. Тарковский, А. Сокуров, С. Параджанов, Т. Абуладзе.

В поэтико-документальном направлении более всего отличились Г. Данелия, М. Хуциев, О. Иоселиани, А. Герман, В. Шукшин.

В документальное кино пришло новое поколение документалистов: Павел Коган, Петр Мостовой, Виктор Лисакович, Борис Галантер, Николай Обухович, Герц Франк, Майя Меркель, Артавазд Пелешян.

«Новая волна» становится событием в развитии послевоенного кинематографа, заключающим в себе формулу как модернистского, так и постмодернистского кинематографа.

Примечательно, как быстро режиссеры начали применять все отличительные техники этого направления в своих фильмах.

В фильме «Сегодня премьера» С. Аранович активно пользуется приемом «скрытой камеры», показывая репетиции Георгия Товстоногова. В фильм также включены эпизоды, запечатлевшие моменты реакции известных актеров на снимающий их объектив.

Яркий представитель новой волны — фильм П. Когана, П. Мостового «Взгляните на лицо» отличается удивительным операторское мастерством, за счет которого передается все разнообразие чувств, возникающее у посетителей Эрмитажа перед картиной «Мадонна Литта».

В 1966 году появился фильм М. Ромма «Обыкновенный фашизм», в котором были применены практически все популярные приемы этого времени. Режиссер смонтировал основную часть фильма, стремясь придать кадру новое назначение, а в прологе фильма использовал «скрытую камеру» для кадров Москвы. Каждый эпизод, по задумке автора, должен был вызвать максимально яркие зрительские эмоции.

Наиболее сильное влияние на становление нового направления в СССР оказали такие лидеры европейского киноискусства, как М. Антониони, И. Бергмана, Ф. Феллини.

В своей беседе[1] с обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко киновед и социолог Фёдор Раззаков упомянул:

Те позитивные образы, которые они создавали в 50-е годы (киношные либералы называли такие фильмы «ландрином»), уже не вписывались в кинематограф, который начал формироваться в 60-е — он становился более проблемным, более критичным. На волне этого перехода стали восходить актёрские звёзды таких «некрасавцев», как Евгений Леонов, Ролан Быков, Инна Чурикова, Евгений Евстигнеев, Савелий Крамаров и другие. Это была новая волна в развитии советского кинематографа — не менее талантливая и сильная, чем предыдущая, но… по-своему заложившая основы будущего развала.

Критические отзывы историков кино и кинокритиков о советском кинематографе эпохи «оттепели» были собраны в журнале «Киноведческие записки» № 77[2]. Александр Шпагин:

Расцвет «оттепели» пришелся на 1960-е, когда практически не было плохих фильмов. Даже абсолютно бездарные люди снимали хорошие картины. Словно «тихий ангел» летал. В этом самое главное значение «оттепели». В 1960-е благодаря ей был совершен нечеловеческий прорыв, которого до того не знала история мирового киноискусства. Причем для меня подлинный российский кинематограф «оттепели» начинается уже после самой «оттепели» — в 1963—1964 годах — и заканчивается в 1970 году. К чему же пришла «оттепель»? Во-первых, это было открытие Бога. Может быть, интуитивное, подсознательное открытие крестного пути человека. Это мы увидели в фильмах «Летят журавли», «Судьба человека», «Неотправленное письмо», «Иваново детство». Камера летала вместе с состояниями души главного героя. Мир строился по его образу и подобию и при этом разрушался, это был страшный путь через бездну, для того, чтобы душа родилась и заговорила, чтобы человек, пройдя страшные испытания, вышел на иную ступень понимания жизни, стал личностью с большой буквы. Собственно говоря, эта линия началась Вероникой из картины «Летят журавли», а закончилась ребенком из «Иванова детства». Дальше начинается важнейшее последствие «оттепели» — «экзистенциальный кинематограф», линия которого оказалась оборвана в 1970-е годы («Короткие встречи», «Июльский дождь», «Долгая счастливая жизнь»). Это и «поэтическая волна», сначала никем не замеченная, которая тоже вышла из кинематографа «оттепели», начавшись «Дорогой ценой» Донского. Потом уже появился Параджанов и огромные пласты молдавского и украинского кино, которые тоже были почти «удушены»…

Евгений Марголит:

Первое абсолютно свободное кино «оттепели» — это, конечно же, «Застава Ильича», которая вышла тогда, когда «оттепель» фактически закончилась. Произошло это потому, что невероятно, мучительно долго шло само «распрямление». Это была не революция, все 1950-е годы происходили подспудные, мелкие изменения. Причем самое поразительное, что сначала старшие (Калатозов, Донской, Барнет) оказались намного смелее молодых. Уже потом пришло поколение Тарковского, Хуциева и Параджанова, поколение людей, энергия которых накапливалась и наконец «взорвалась». Сюжет второй половины 1960-х годов — человек обретает себя и пытается нащупать почву. Позже выясняется, что никакой почвы для него нет и быть не может. И в 1970-е он проваливается в такую бездну…Мне кажется, одним из главных достоинств кино «оттепели» было спасительное «недознание» — вера в гуманистический идеал. Те люди, которые понимали цену нашему историческому прошлому — молчали.

Ханс-Йоахим Шлегель:

Кино «оттепели» — это в чем-то реабилитация революционного кино начала XX века. Нельзя забывать, что и теория кино, и кинематограф авангарда тоже долгое время были «на полке». Поколение Тарковского и поколение 1960-х нельзя понять, не учитывая, какие импульсы они получили из реабилитации первоначального подъема. Значительна здесь роль Ромма, который показывал эти фильмы своим студентам. Вообще, во ВГИКе «оттепель» продолжалась гораздо дольше, чем в обществе.

Владимир Дмитириев:

«Оттепель» чисто случайно совпала с периодом безвременья в кинематографе. В 1956 году закончился неореализм, а «новая волна» еще не началась. Именно в этот момент ворвалась «оттепель», не только российская, но и восточноевропейская. Потом пришла «новая волна». А 1960 год — это уже «Сладкая жизнь» Феллини, «Приключение» Антониони, «Девичий источник» Бергмана, это знаменитый Каннский фестиваль, на который мы представили скромные картины — «Балладу о солдате» и «Даму с собачкой», получившие премию просто за хороший подбор картин. Начался принципиально новый кинематограф. И в эту новую ситуацию нам было трудно вписаться. А если бы тогда не была запрещена и оскорбительно переделана под советскую стилистику картина Швейцера, мы бы имели возможность выхода в социальный русский кинематограф, равного которому в мировом кино не было бы. Но наша единственная возможность войти в мировой кинопроцесс (до Тарковского) сразу оказалась прервана. Так что «оттепель» началась в 1956 году и в 1960-м закончилась.

Режиссеры-представители направления[править | править код]

(в алфавитном порядке заглавных букв фамилий на русском языке)

(в возрастающем порядке года выхода)

История кино и мирового кинематографа

Интервью с Отаром Иоселиани

Французская новая волна

Британская новая волна