Новая волна франция: 8 главных фильмов французской «новой волны»

Содержание

КАКОЙ ВЫ АНТУАН ВО «ФРАНЦУЗСКОЙ НОВОЙ ВОЛНЕ»?

ИГРА | 20 АВГУСТА 2018

КАКОЙ ВЫ АНТУАН ВО
«ФРАНЦУЗСКОЙ НОВОЙ ВОЛНЕ»?

Насколько хорошо вы знакомы с творчеством Годара, Трюффо, Варда, Дэми, Шаброля и других представителей «французской новой волны»? Если уверены в себе, давайте сыграем в игру!

НАЧАТЬ ИГРУ

«На последнем дыхании», Жан-Люк Годар

Близко, но не совсем!

«Красавчик Серж», Клод Шаброль

Конечно же! Это вы красавчик!

«400 ударов», Франсуа Трюффо

Эх, почти попали.

«Коллекционерша», Эрик Ромер

Да вы что!

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Жак Дэми

Нет.

Жан-Люк Годар

Он был кинокритиком. И гораздо позже!

Андре Базен

Именно!

Жан Кокто

Увы, но нет.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Стреляйте в пианиста

Типичная французская волна.

Жюль и Джим

Этот фильм тоже в главной роли с Жанной Моро.

Нежна кожа

Мимо.

Невеста была в черном

Верно! Этот фильм был поставлен по произведению Уильяма Айриша, которого тоже экранизировал Альфред Хичкок («Окно во двор»).

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Мартин Скорсезе

Нет.

Джим Джармуш

Он тоже американец!

Франсуа Озон

Хотелось бы, но нет.

Ксавье Долан

Совсем не туда!

Квентин Тарантино

Да! Неужели без Википедии? Класс!

Уэс Андерсон

Близко, но нет.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Рауль Кутар

Все верно!

Жан Руш

Нет. Он же режиссер!

Анри Декаэ

Верно! Без него новая волна была бы невозможной.

Мишель Легран

Не верно. Он композитор!

Крис Маркер

Нет! Он фотограф и гениальный киноэссеист.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Анна Карина

Нет. Но сейчас она точно бабушка.

Анна Вяземски

Не верно. Она бывшая жена Жан-Люка Годара.

Бриджит Бардо

Какая же она бабушка?

Аньес Варда

Правильно! Однако, если быть совсем точными, Варда принадлежит к родственной «новой волне» группе кинорежиссёров «Левого берега».

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

1 фильм

Это вы только «Четыреста ударов» смотрели.

2 фильма

Больше!

3 фильма

Не правильно.

4 фильма

Близко!

5 фильмов

Конечно! «Четыреста ударов», «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг» и «Сбежавшая любовь».

6 фильмов

Переборщили…

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Мужское-женское

А что тогда по-вашему относится?)

Карабинеры

Нет, все еще волна!

Две или три вещи, которые я знаю о ней

Все еще волна!

Китаянка

Верно! Картина относится к маоистскому периоду.

Альфавиль

Довольно нетипичный фантастический нуар, но к «новой волне» все таки относится.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Жан Виго

Нет. Однако он тоже был представителем поэтического реализма.

Жан Ренуар

Абсолютно верно! Франсуа Трюффо говорил: «Он повлиял на всех нас не только как кинематографист, но и в мировоззренческом плане: как философ, писатель, как человек большого ума…».

Марсель Карне

Безусловно выдающийся французский режиссер, но есть и более влиятельный.

Андре Базен

Он кинокритик! Как раз книга Базена посвящена этому режиссеру.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Клод Лелуш

Получил за фильм «Мужчина и женщина» в 1966.

Жак Деми

Получил за фильм «Шербурские зонтики» в 1964.

Жан-Люк Годар

Правильно! Как ни странно, плодовитый Годар никогда не получал эту престижную награду.

Луи Маль

Получил аж в 24 года за фильм «В мире безмолвия» в 1956.

ДАЛЬШЕ

ПРОВЕРИТЬ

УЗНАТЬ РЕЗУЛЬТАТ

Маленький Антуан

Возможно вы даже не любите кино и зашли сюда просто погадать.
В любом случае, спасибо за игру!

ИГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ

Юный Антуан

У Вас есть базовые знания, но надо еще поработать над теорией.
В любом случае, спасибо за игру!

ИГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ

Взрослеющий Антуан

Вы неплохо разбираетесь в новой волне, но до киноведа пока не дотягиваете.
В любом случае, спасибо за игру!

ИГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ

Зрелый Антуан

Вы отлично подготовлены! Франсуа Трюффо гордился бы Вами.
Спасибо за игру, чемпион!

ИГРАТЬ ЕЩЕ РАЗ

какие имена она подарила миру?

«Новая волна» — уникальная эпоха в истории кинематографа Франции. Она дала миру легендарных режиссеров и актеров, а также новаторство в приемах съемки фильмов.  

«Новая волна» французского кинематографа – это выражение очень многое говорит настоящим киноманам по всему миру. И очень мало тем, кто глубоко не интересуется кинематографом. Но даже они наверняка за всю свою жизнь посмотрели пару-тройку из фильмов этого направления.

Читайте также: День памяти Чернобыля: тематические фильмы и сериалы.

Наверняка где-то краем уха слышали имена таких режиссеров, как Годар, Трюффо, Шаброль, Риветт. И уж совершенно точно знают актеров, которые вошли на кинематографический Олимп именно благодаря появлению этой самой волны: Жан-Поль Бельмондо, Брижит Бардо, Катрин Денев, Жан-Луи Трентиньян.

«Новая волна» и ее особенности

Справочники трактуют главную отличительную особенность этого направления в кинематографе как отказ от привычного стиля съемок и предсказуемости повествования. На смену традиционному кинематографу пришло направление, которое было никак не привязано к привычным формам и не было направлено на достижение коммерческой выгоды.

По сути, это был интеллектуальный и визуальный протест против привычного конформистского кино, которое, будучи завязанным на множество догм, не стремилось к открытию новых горизонтов. Все фильмы этого направления можно охарактеризовать как киноэксперимент, не направленный на стремление в сторону «большой кассы».

В фильмах французской «новой волны» зачастую отсутствует последовательность повествования, а также приверженность к какому-либо одному жанру. По ходу повествования фильм может быть одновременно детективом, комедией, трагедией, сказкой и трагикомедией. Поэтому критики зачастую и не могли отнести фильм к какому-то конкретному направлению в кино. В этом плане всеобъемлющее определение «новая волна» было во многом спасительной соломинкой.

Сам термин «новая волна» появился в 1958 году благодаря одной из главных фигур французской прессы прошлого века – журналистки и экс-главы Минкульта Франции Франсуазы Жиру Первоначально термин характеризовал бунтующую молодежь в целом, но очень быстро перекочевал в область кинематографа. Считается, что многие кинематографисты «новой волны» вдохновились манифестом Александра Астрюка «Рождение нового авангарда: камера-перо».

В нем говорится о том, что кинематограф еще только находится на пути к своему становлению в качестве изобразительного искусства. Он понемногу обретает свой язык, посредством которого автор способен выразить любую свою мысль, какой бы абстрактной и трудной для понимания она ни была. В этом плане кинематограф можно будет сравнить с авторами романов.

Молодые французские кинематографисты восприняли это в качестве руководства к действию. И начали свои нескончаемые попытки передать посредством кинематографического языка то, что у них таилось в глубинах подсознания. Для дедушки Фрейда и его последователя Юнга все это было бы крайне занимательно и интересно.

«Новая волна» обладала спецификой. Ее авторы использовали не привычное кинематографическое оборудование того времени, а пользовались портативным. Монтаж в таких условиях был фрагментарным, а дубли отличались длительностью, дававшей актерам волю поэкспериментировать. Картинка в таких фильмах выглядела слишком реалистично, что для зрителя того времени было непривычным.

Французское общество конца 50‑х

Не менее важными предпосылками для появления «Новой волны» стали изменения в общественных настроениях, связанных с геополитическими событиями. В то время как в Алжире шла война, унося жизни тысячи французов, в самой Франции уже подросло поколение молодых людей, не помнящих страдания и ужасы Второй мировой и готовых протестовать против традиционных «отцовских» ценностей.

Естественно, что молодежь протестовала против бессмысленной, на их взгляд, «кровавой бойни», развязанной отцами в Северной Африке. Здесь следует добавить, что французское послевоенное общество было очень консервативным и его условности не давали молодежи проявить себя сколько-либо значимо. Конфликт отцов и детей нарастал в тогдашней Франции с каждым днем. Все это можно прекрасно увидеть в фильме 1958 года «Обманщики».

В нем, помимо всего прочего, в роле третьего плана можно лицезреть блистательного Жан-Поля Бельмондо. В фильме очень достоверно показана жизнь молодежи, отрицающей традиционные нормы общества. Для нее характерно не стремление к учебе и карьере, а желание жить сиюминутными радостями, устраивая каждый день сомнительные вечеринки. Деньги же на жизнь они при этом находят в случайных заработках и даже кражах.

Вокруг случайно возникших в жизни героев больших денег и развертывается сюжет, имеющий трагическую развязку. Фильм далеко не шедевр, но его следует знать, чтобы понимать тенденции того времени. Вероятно, посмотрев этот фильм, кто-то и написал знаменитый памфлет «Кто такая молодежь 50‑х годов».

В нем французская молодежь описывается как глупая бессмысленная масса, хорошо откормленная и потому не интересующаяся ничем. Она не знает истории собственной страны и не способна проявлять сочувствие к людям.

«Новая волна» развивалась под влиянием Хичкока

Одним из примеров для французов того, как должен вести себя режиссер, оказался, как ни странно, Альфред Хичкок. Поначалу он был связан кабальными условиями со студиями, но ему удалось освободиться от этой зависимости и снимать собственное, независимое кино. Именно ему принадлежит становление авторского кино как такового.

Ведь он одновременно являлся сценаристом, оператором, режиссером и участвовал во всех элементах, как сейчас говорят, пост-продакшена. Потому мог полностью контролировать весь процесс создания фильма, ни от кого не завися.

Копируя правила такого подхода, множество молодых людей получили возможность в создании собственных кинокартин, с непохожим ни на что стилем. Немаловажную роль сыграло еще и развитие техники. Легкие переносные камеры стали давать возможность кинематографистам сделать сам процесс более подвижным, что отражается на киноязыке.

Режиссеры «Новой волны» нередко использовали в качестве материала для своих кинополотен живые истории, взятые из газет, а также полицейскую хронику. Таким образом, происходит еще большее смешение кинематографа и реальной жизни. Тогда же один из апологетов «Новой волны» и режиссер Франсуа Трюффо создал манифест, основываясь на котором, любые границы между жанрами должны быть сметены. Кино должно отражать настоящую жизнь, показывая ее через легкий кинематографический язык.

«Новая волна» и ее главные фильмы

Самый известный фильм о трудном подростке «200 ударов», являющийся ещё и по сути автобиографией, может считаться хрестоматийным. Этот фильм по праву считается одним из родоначальников «Новой волны». А приз Трюффо на «Каннских львах» за лучшую кинорежиссуру только доказал, что представители нового кинематографа способны рассчитывать на большое признание.

Кстати, сам Трюффо считал, что французская «Новая волна» берет свое начало с американского фильма «Маленький беглец»1953 года, который показал, что значит по-настоящему независимое кино.

Ну и, конечно, не одно упоминание французской «Новой волны» не обходится без упоминания Жан-Люка Годара и его творения под названием «На последнем дыхании». Эта работа открыла для кинематографа и зрителя одного из символов Франции — Жан-Поля Бельмондо. Его герой — аутсайдер (впоследствии это понятие стало основным для представителей нового кинематографа), плюющий на все общественные нормы. Но при этом пытающийся явить миру какие-то свои особые смыслы.

Бельмондо, чьи внешние данные не подходили ни под какие эталонные представления о красоте, при этом очень убедительно отыграл образ классического неудачника с претензией на особую непонятую обществом харизму. Не будь этого кинофильма, Пятая республика могла бы лишиться одного из своих главных кинематографических символов.

Нельзя не вспомнить фильм «Красавчик Серж» Клода Шаброля, ведь его традиционно называют одним из первых фильмов этого направления. В фильме режиссер пытается решить дилемму: что важнее — жить собственной жизнью или пожертвовать собой во благо других.

Историю филолога, который возвращается в родную деревню, Шаброль написал по собственному сценарию. А в качестве декораций была взята провинциальная деревушка. Поэтому фильм поражал на тот момент своей натуралистичностью. Кстати, Шаброль в этом фильме обошелся без диктата продюсеров и участия известных актеров, что делает фильм эталоном авторского кинематографа.

«Любовники» и «Хиросима, любовь моя»

Любовники / Les Amants (1958) — еще один фильм «Новой волны», явивший миру еще одну икону французского кино — Жанну Моро. Актрису, имевшую явно нефотогеничную внешность, считала своей главной соперницей признанная красавица Брижит Бардо. Она единственная актриса, кто дважды входил в состав жюри Каннского фестиваля, а когда-то она отказала самому «великому и ужасному» Кубрику в исполнении главной роли в знаменитом «Спартаке».

Известный французский модельер Пьер Карден просто обожал Жанну Моро, как, кстати, и режиссер Луис Бунэль. Фильм «Любовники», который сюжетно представлял из себя типичное кино про супружескую измену, благодаря гению Луи Маля стал настоящим манифестом честности с самим собой. Героиня, имеющая все атрибуты комфортной и удачной жизни, при этом ее тяготится. Так как во всем этом для нее нет ощущения «реальности жизни» и эмоциональной отдачи.

Режиссер поставил диагноз всему сытому буржуазному французскому обществу. Оно, распоряжаясь всеми благами комфортной и беззаботной жизни, при этом имело огромную внутреннюю пустоту и неудовлетворенность. Встреча главной героини с незнакомцем дарит ей тот ворох забытых чувств и ощущения новизны жизни, которых ей так не достает в своем умеренном и предсказуемом существовании с детьми и мужем.

«Однажды рискнув, можно остаться счастливым», — эта фраза становится главным девизом фильма, даря зрителем веру в счастливый конец. И в то, что все еще можно изменить. Фильм получил специальную премию жюри на Каннском фестивале, доказав еще раз, что новый кинематографический язык способен найти отклик как у зрителей, так и у киноведов. Нелишним будет напомнить, что костюмы Жанны Моро для этого фильма были сделаны по эскизам самой Коко Шанель.

Не менее показательным для понимания кинематографа «Новой волны» является фильм «Хиросима, любовь моя / Hiroshima mon amour (1959)» Алена Рене.

Стилистика фильма очень показательна для экспериментаторов того времени. Но она же дает возможность усилить эмоциональный посыл к зрителю. У героев фильма нет даже имен, просто «Он» и «Она». Их обоих связывает личная трагедия. Она потеряла любимого, он семью. Остроту ситуации добавляет, что любимый главной героини был нацистским преступником, за что ей пришлось вкусить унижения, презрения и поругание на Родине. Они встречаются спустя годы после бомбардировки Хиросимы.

На их любовь было отведено всего 24 часа, но за это время им удается заново пережить свое трагическое прошлое, ощутить надежду на очищение своих душ и пропустить через себя всю боль человечества, на долю которого выпала в 20 веке огромная чаша страдания. У обоих героев фильма есть свои семьи, поэтому их связь не может быть долгой, но она становится тем необходимым катарсисом, который ожидал своего выхода долгих 14 лет. Этот фильм считается по праву одним из самых пацифистских за всю историю кинематографа и не зря он в 1961 году получил «Оскара».

«Не стреляйте в пианиста»

Фильм «Не стреляйте в пианиста» считается классикой с неподражаемым армянским шансонье Шарлем Азнавуром. Этот очередной киношедевр Трюффо явно основывается на его любви к Хичкоку и к нуарам в целом. Но и здесь Трюффо решил обновить уже привычную и выверенную годами стилистику, поставив, например, на первый план женских героинь, а сюжетный ряд сделал столь головокружительным, что порой поражаешься, как это вообще все можно было придумать.

Налицо явное смешение стилей: режиссер соединяет мелодраму с детективом, а на выходе получается весьма занятная пародия на детективные фильмы 40–50 годов. Трюффо по ходу повествования ломает все типичные приемы детективного жанра, уже в середине фильма раскрывая все сюжетные тайны, но это вовсе не дает возможности зрителю заскучать.

В фильме детективная история служит как бы фоном для истории любовной, но при этом обе линии дополняют друг друга. По словам самого Трюффо, специфичное повествование дает возможность выразить историю о славе, успехе, падении и любви в рамках канона детектива. И, надо сказать, это ему удалось.

То, что потом в фильмах Тарантино воспринималось как открытие, у Трюффо смотрится как сама собой разумеющаяся органика повествования. При этом эксперименты с формой никогда не были для режиссера самоцелью. Через все это ему просто удавалось более глубоко выразить внутренние переживания героев и показать жизнь такой, какая она есть на самом деле.

«Милашки»

А вот фильм «Милашки» Клода Шаброля оказался явно недооцененным как критиками, так и зрителями. Фильм многие до сих пор считают пустышкой и уходом от революционности повествования в банальную буржуазность. Но здесь можно поспорить. Главным лейтмотивом повествования Шабролем взято именно желание показать остросоциальные проблемы французского общества, пусть и касающиеся его определенной прослойки.

История четырех французских продавщиц вовсе не так проста, какой кажется. И за всеми их легкомысленными приключениями скрывается настоящая трагедия. И здесь особенна интересна операторская работа. Камера, следуя за прогулкой главных героинь по французским улочкам, при этом периодически отвлекается, уводя зрителя понаблюдать за происходящим вокруг, казалось бы не имеющим к сюжетной линии никакого отношения. Все это создает некий эффект живого присутствия.

Такой прием был довольно типичным для нового французского кинематографа. И он особенно проявился в фильме «Зази в метро», где камера, скользя за маленькой девочкой, выхватывает со всех сторон настоящий канкан умопомрачительных, фантасмагоричных сцен. В этом плане он явно апеллирует к временам немого кино, когда трюкачество было нормой и залогом большого успеха.

«Новая волна» не ограничивается затронутыми фильмами, список шедевров довольно большой. Тут надо обязательно упомянуть и «Жюль и Джим» того же Трюффо с Жанной Моро в главной роли, прекрасно отыгрывающей любовь втроем. Можно вспомнить «Жить своей жизнью» Годара, повествующий о женщине, выбравшей своим ремеслом древнейшую профессию. Кинокартину «Клео от 5 до 7», жизнеописующую отношение женщины и времени. Или фильм «Безумный Пьеро» Годара с Бельмондо. Кто-то из критиков вообще считает, что это его лучшая кинороль.

В любом случае французская «Новая волна» стала очень значимым этапом развития всего мирового кинематографа. Особенно в плане становления авторского кино и разного рода новаторства, подарив миру целую плеяду замечательных режиссеров и блистательных актеров.

Читайте также:

  • Вестерн: кому мы обязаны появлению этого жанра?
  • ALFILM – Арабский кинофестиваль в Берлине
  • Что смотреть в мае: ожидаемые фильмы и сериалы

Подпишитесь на наш Telegram

Получайте по 1 сообщению с главными новостями за день

Читайте также:

История французской новой волны

, а часть информации из этой статьи была взята из следующих настоятельно рекомендуемых книг:

Париж во время Второй мировой войны был темным городом. Отключение электроэнергии, введенное немецкими оккупационными войсками, означало, что свет приходилось выключать, из-за нехватки бензина машины не выезжали на дороги, а из-за комендантского часа большинство людей не выходили на улицы в ночное время. В течение дня многочисленные постановления, цензура и пропаганда делали оккупацию все более невыносимой.

Одним из немногих развлечений, доступных французам, был кинотеатр, но выбор того, что посмотреть, был ограничен. Американские фильмы были запрещены, и, кроме немецких постановок, которые состояли в основном из имитации голливудских музыкальных комедий и мелодраматических пропагандистских фильмов, они имели доступ только к 200 с лишним французским фильмам, снятым за этот четырехлетний период. Эти фильмы, которые должны были быть одобрены немецкой цензурой, были, за некоторыми исключениями, бледной имитацией великого французского кино Марселя Карна, Рене Клера, Марселя Паньоля и Жана Ренуара, появившегося до войны.

Ле Корбо (Ворон) [1943]

Для поколения киноманов, таких как Андре Базен, Ален Рене и Эрик Ромер, которые выросли в богатой кинематографической культуре 1920-х и 30-х годов, это отсутствие выбора усугубляло чувство потери, которое они уже испытывали как следствие война. И они пропустили не только французские фильмы, они также больше не могли смотреть фильмы американских жанров, которые они любили: вестерны, комедии и приключенческие фильмы таких режиссеров, как Ховард Хоукс, Йозеф фон Штернберг, Лео МакКери и Эрнст Любич. Этот опыт утраты заставил их превыше всего ценить свободу выражения и правдивость изображения; ценности, которые станут центральными в их дальнейшей работе.

Для молодого поколения, родившегося примерно в 1930-е годы, которое впоследствии составило большинство режиссеров «Новой волны», кино стало центром их вселенной и убежищем от суровой реальности внешнего мира. Они были слишком молоды, чтобы много знать о фильмах, снятых до войны, и у них не было рецензий или критики, которыми они могли бы руководствоваться, но они инстинктивно лелеяли горстку фильмов, снятых во время оккупации, таких как Lumiere d’ete (1943). Джин Гремийон, 9 лет0020 Les Visiteurs du Soir (1943) от Carne and Prevert, Le Destin Fabuleux de Disiree Clary (1941) от Sacha Guitry,

Goupi Mains Rouges (1943) от Jacques Becker и, прежде всего, Le Corbeau ( 1943) Анри-Жоржа Клузо.

В 1944 году Франция была освобождена от немецкой оккупации союзными войсками. В годы, последовавшие за Освобождением, кино стало более популярным, чем когда-либо. Французские фильмы, такие как «9» Марселя Карна.0020 Les Enfants du Paradise (1945) и La Bataille du Rail (1946) Рене Клемана имели большой успех. Итальянский и британский импорт также был популярен. Самыми популярными были фильмы, которые сейчас транслируются из Голливуда.

Во время оккупации нацисты запретили ввоз американских фильмов. В результате после войны, когда соглашением Блюм-Бернс в 1946 году запрет был снят, во французские кинотеатры в течение одного года попали пропавшие почти за десять лет фильмы. Это было время захватывающих открытий для киноманов, стремящихся не отставать от того, что происходило в остальном мире.

 

Андре Базен

Освобождение принесло с собой большое желание самовыражения, открытого общения и понимания. Обсуждение фильма неизбежно стало частью дискурса. Журналы, такие как L’Ecran Francais, стал платформой для таких писателей, как Андре Базен, для развития своих теорий и выражения своего энтузиазма в отношении кино. Базен рассматривал кино как форму искусства, заслуживающую серьезного анализа. Его интересовал язык кино, отдавая предпочтение обсуждению формы, а не содержания. Такое отношение, как правило, приводило его к конфликту с преимущественно левыми авторами в газете, которых больше интересовала политическая точка зрения фильма.

Другим писателем журнала, который разделял чувство эстетики Базена, был Александр Астрюк. В 1948 года он написал статью под названием «Рождение нового авангарда: камера как ручка», в которой приводил доводы в пользу того, чтобы кино, как и литература, стало более личной формой, в которой камера буквально становилась ручкой в ​​руках человека. директор. Статья станет чем-то вроде манифеста поколения «Новой волны» и первым шагом в развитии «авторской теории».

Другим популярным журналом среди киноманов был

Le Revue du Cinema . Это издание было посвящено искусству и, следовательно, гораздо меньше касалось политики и вопросов социальной ответственности. Американское кино обсуждалось не меньше, чем европейское, и проводились углубленные исследования таких режиссеров, как Д.У. Гриффит, Джон Форд, Фриц Ланг и Орсон Уэллс. Андре Базен опубликовал в журнале несколько важных статей о кинотехнике, как и молодой Эрик Ромер, чья статья «Кино, искусство космоса» оказала неизгладимое влияние на режиссеров «Новой волны».

Анри Ланглуа

Те же энтузиасты, которые жадно читали киножурналы, теперь начали создавать киноклубы не только в Париже, но и по всей Франции.

Самой известной из них была «Французская синематека » Анри Ланглуа, которая впервые открыла свои двери в 1948. Кинотеатр, который он основал вместе с Жоржем Франжу, был небольшим, всего на 50 мест, но программа показываемых фильмов была одновременно обширной и эклектичной, и вскоре он стал Меккой для серьезных киноэнтузиастов

Ланглуа считал Синематека местом для обучения, а не только для просмотра, и он хотел, чтобы его зрители действительно понимали, что они видят. У него стало практикой показывать в один вечер фильмы, разные по стилю, жанру и стране происхождения. Иногда он показывал иностранные фильмы без перевода или немые фильмы без музыкального сопровождения. Он надеялся, что такой подход сосредоточит внимание аудитории на методах, лежащих в основе того, что они смотрят, и на звеньях, соединяющих фильмы, которые в противном случае могли бы показаться совершенно разными.

Именно здесь, в Синематеке , впервые встретились многие видные деятели Новой волны. Франсуа Трюффо, которому всего шестнадцать, уже был ветераном кино. С юных лет кинотеатры Парижа были его убежищем от несчастной семейной жизни. Он даже организовал свой собственный киноклуб, Le Cercle Cinemane , хотя он просуществовал всего один сеанс. Жан-Люк Годар был еще одним человеком, погрузившимся в киноклубы. Он изучал этнологию в Сорбонне, когда впервые начал ходить в 9-й0020 Синематека , и для него кино тоже стало чем-то вроде убежища. Позже он писал, что экран кинотеатра был «стеной, на которую нам приходилось взбираться, чтобы сбежать из нашей жизни».

Ален Рене, Жак Риветт, Клод Шаброль, Роже Вадим, Пьер Каст и другие, впоследствии ставшие режиссерами, получили большую часть своего кинематографического образования в таких киноклубах, как

Cinematheque и The Cine-Club du Quartier Latin . Для таких настоящих киноманов просмотр фильмов был лишь частью опыта. Они также собирали кадры и постеры, читали и обсуждали последние статьи о фильмах и составляли списки любимых режиссеров. Все это был способ поместить то, что они наблюдали, в некую перспективу и развить свою собственную критическую точку зрения.

Еще одним активным участником киноклуба был Эрик Ромер. Он уже публиковал статьи в других киножурналах, а теперь вместе с двумя своими друзьями Жаком Риветтом и Жаном-Люком Годаром создал собственный обзор под названием La Gazette Du Cinema . Хотя у газеты был небольшой тираж, это было средством, с помощью которого они могли выразить свое мнение о некоторых фильмах, которые они смотрели. Другие, такие как Трюффо и Рене, вскоре последовали за ними, написав статьи для таких журналов, как 9.0020 Arts

и Les Amis du Cinema.

Самый важный и популярный киножурнал впервые появился в 1951 году. Основанный Жаком Дониолем-Валькрозом и Андре Базеном из пепла журнала La Revue du Cinema , который был закрыт в прошлом году, он был позвонил Les Cahiers du Cinema . В первых выпусках журнала с характерной желтой обложкой лучшие критики того времени писали научные статьи о кино. Однако именно с приходом молодого поколения критиков, в том числе Ромера, Годара, Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо, газета действительно начала поднимать шум.

Франсуа Трюффо

Базен стал для этих молодых критиков чем-то вроде отца. Он был особенно близок с Трюффо, помогая добиться его освобождения из института для молодых правонарушителей, куда его отправили подростком, а затем из армейской тюрьмы, где он был заключен за дезертирство. Поначалу Базен и Дониоль-Валькроз предоставили молодым киноманам небольшое пространство в колонках для выражения их часто воинственных мнений, но со временем их статьи привлекали все больше и больше внимания, и соответственно рос их статус.

Эти молодые писатели разделяли одно — пренебрежение господствующей «традицией качества», которая в то время доминировала во французском кинематографе. В 1953 году Трюффо написал для Cahiers эссе под названием «Определенная тенденция французского кино», в котором яростно осудил эту традицию адаптации безопасных литературных произведений и их съемок в студии старомодным и лишенным воображения способом. Этот стиль кино был недостаточно визуальным, утверждал Трюффо, и слишком полагался на сценариста. Он и другие назвали это «кинематографом папы» и неблагоприятно сравнили его с работой кинематографистов со всего мира.

Базен отложил выпуск статьи на год, опасаясь, что она потеряет читателей и разозлит нападавших кинематографистов. Когда он был в конечном итоге опубликован, он вызвал оскорбление, но также было достигнуто значительное согласие. Страстный и непочтительный стиль письма Трюффо, как и у других молодых критиков, был отходом от до сих пор строгого тона Cahiers . Это принесло журналу известность и популярность, которых у него не было раньше. Теперь он, Ромер, Годар, Риветт и Шаброль получили возможность продвигать своих любимых режиссеров в рамках обзора и развивать свои теории.

 

Фриц Ланг

Анри Ланглуа всегда считал, что просмотр немого кино — лучший способ научиться искусству кино, и он часто включал фильмы этого периода в программу Французская синематека . В результате группа новой волны с большим уважением относилась к таким режиссерам, как Д.В. Гриффита, Виктора Сьострома, Бастера Китона, Чарли Чаплина и Эриха фон Штрогейма, которые в первые годы его существования первыми применили технику кинопроизводства. Когда они сами начали снимать фильмы, немое кино продолжало оставаться источником вдохновения для режиссеров «Новой волны» 9.0006

Три немецких режиссера, Эрнст Любич, Фриц Ланг и Ф. В. Мурнау, пользовались большим уважением у «Новой волны». Утонченные комедии Любича были отмечены за образцовый сценарий и идеальное драматургическое построение. Лэнг, чьи более поздние американские фильмы, по мнению большинства критиков того времени, уступали его ранним шедеврам, таким как Metropolis и M , защищали критики Cahiers , которые указывали на выразительность 9020 Cahiers .0020 мизансцены его немецких фильмов были интериоризированы в напряженных драмах в стиле нуар, которые он сейчас снимал в Голливуде. Они утверждали, что эти более поздние фильмы, такие как Clash By Night и The Big Heat , были столь же сложными, как и его ранние работы. Мурнау, автор таких шедевров, как Nosferatu и Восход солнца , хотя и почти забытый современными критиками, олицетворял для Новой волны художника, который использовал все имеющиеся в его распоряжении техники, чтобы выразить себя в кино. Они пели ему дифирамбы на страницах Cahiers и помог восстановить его репутацию кинематографического провидца.

Роберто Росселлини

Другим европейским влиянием на Новую волну было движение итальянского неореализма. Такие режиссеры, как Роберто Росселлини ( Рим, Открытый город ) и Витторио де Сика ( Похитители велосипедов 9). 0021 ) отправлялись за вдохновением прямо на улицу, часто используя непрофессиональных актеров в реальных локациях. Они сокращают расходы на кинопроизводство за счет использования более легких ручных камер и постсинхронизирующего звука. Такой подход позволил им избежать вмешательства студии и требований продюсеров, что привело к получению более личных снимков. Эти уроки, полученные от неореалистов, станут главным фактором успеха Nouvelle Vague десять лет спустя.

Ряд американских режиссеров также были отмечены на страницах Cahiers du Cinema , включая не только известных режиссеров, таких как Орсон Уэллс ( Гражданин Кейн ), Джозеф Л. Манкевич ( Босоногая графиня ) и Николас Рэй ( Бунтарь без причины ), но и менее известные режиссеры фильмов категории B, такие как Сэмюэл Фуллер ( Шоковый коридор ) и Жак Турнер ( Из прошлого ). Критики Cahiers открыли новые горизонты, написав об этих режиссерах, поскольку их никогда раньше не воспринимали так серьезно. Они проигнорировали установленную иерархию, вместо этого сосредоточившись на отличительном личном стиле и эмоциональной правде, которые они видели в этих фильмах.

Бунтарь без причины [1955]

Современное французское кино, напротив, стало большим разочарованием для группы «Новая волна». В год, последовавший за Освобождением Франции, было выпущено несколько выдающихся фильмов, в том числе « Les Enfants du Paradise » Марселя Карна, «» Роберта Брессона.0020 Les Dames du Bois de Boulogne и Жака Беккера Falbalas . Однако с тех пор воцарилось самодовольство. Откровенной честности итальянского неореализма уже не было. Наоборот, большинство фильмов о войне и Сопротивлении казались сентиментальными версиями того, что произошло на самом деле. Было ясно, что большинство людей, включая большинство французских кинематографистов, еще не были готовы противостоять позору правительства Виши и многих, кто сотрудничал с нацистами во время войны.

В своих статьях молодые критики демонстрировали свое презрение к господствовавшей в то время «традиции de qualite». Даже режиссеры, которыми они когда-то восхищались, такие как Анри-Жорж Клузо и Марсель Карне, теперь, казалось, потеряли свои амбиции; контент, чтобы играть в студийную игру. Другие режиссеры с более реалистичным стилем, такие как Жюльен Дювивье, Анри Декуан и Жак Сигурд, также разочаровали; изображая циничный взгляд на современное общество, которое было стилистически статичным и скучным. Для киноманов Новой волны, которые так многого ожидали после войны, это казалось предательством; и это объясняет, почему их нападки в печати часто были такими ядовитыми.

Однако были некоторые современные режиссеры, которые снимали личные фильмы вне студийной системы, такие как Жан Кокто ( Orphee ), Жак Тати ( Mon Oncle ), Робер Брессон ( Journal d’un curation de campagne ) и Жан — Пьер Мелвиль ( Le Silence De La Mer ), которым очень восхищались. Мелвилл был настоящим индивидуалистом, работавшим в собственной маленькой студии и игравшим по своим правилам. Его пример повлияет на всю «Новую волну», и его самого часто называют частью движения. В то же время Cahiers Критики хвалили некоторых французских режиссеров более ранней эпохи, таких как Жан Виго ( L’Atalante ), Саша Гитри ( Quadrille ) и, прежде всего, Жан Ренуар ( La Regle du Jeu ), которого задержали. как величайший из французских авторов.

 

продолжение на странице 2 >>

«400 ударов» и еще 9 лучших фильмов французской новой волны по версии IMDb

Французская новая волна была кинематографическим движением во Франции с конца 1950-х до конца 60-х годов. Его возглавляли такие режиссеры, как Франсуа Трюффо , Жан-Люк Годар , и Аньес Варда , многие из которых были критиками, прежде чем ступить за камеру. Хотя они исследовали самые разные истории, этих кинематографистов разделял мятежный и экспериментальный дух.

СВЯЗАННЫЕ: От «Diabolique» до «Titane»: 10 лучших франкоязычных фильмов ужасов, которые стоит посмотреть

Они бросили вызов спорам о кино, используя неортодоксальные стили и структуры, включая переходы, нелинейное повествование и разрушение четвертой стены. В их фильмах также обычно исследуются экзистенциальные или философские темы. Движение имело большое влияние как во Франции, так и во всем мире. Эти фильмы, выбранные пользователями IMDb, являются отличной отправной точкой для тех, кто хочет познакомиться с французским кинематографом. 9 Колено Клэр Как и большинство его фильмов, это романтическая комедия с множеством философских бесед. Он состоит из серии виньеток, прекрасно снятых Нестором Альмендросом , знаменитым кинематографистом, получившим Оскар за фильм Days of Heaven Теренса Малика .

СВЯЗАННЫЕ: 5 основных фильмов легенды французской новой волны Эрика Ромера

Большая часть драмы (и комедии) возникает из-за недопонимания или непонимания персонажей друг друга. «В конце концов, все в этом фильме просто ошибаются в некоторых основных фактах», — сказал Ромер. Персонаж Аврора ( Аврора Корню ) тоже выражает это, когда говорит: «У героев истории всегда завязаны глаза. В противном случае они бы ничего не сделали».

«Банда аутсайдеров» (1964) — IMDb: 7.6/100244 Анна Карина

), которая дружит с двумя гангстерами, которые убеждают ее помочь им совершить ограбление. Все трое — киноманы, поэтому их диалоги переполнены отсылками к фильмам. Это очаровательный фильм, который длится всего 97 минут.

СВЯЗАННЫЕ: Памяти Жана-Луи Трентиньяна: 10 самых запоминающихся выступлений французской звезды

В нем есть танцевальная сцена, которая быстро стала культовой. На него ссылались много раз, в том числе Квентин Тарантино в Криминальное чтиво . «[Танец] мы три недели репетировали в ночном клубе», — сказала Карина. « Брассер и Фрей не умели танцевать. знаю, что люди собирались это сделать!»

«Жюль и Джим» (1962) — IMDb: 7.7/10

«Я думаю о ребенке, которого у нас никогда не будет». Эта романтическая драма режиссера Франсуа Трюффо является синонимом французской Новой волны. Первая мировая война и следует за любовным треугольником между Джимом ( Анри Серр ), Катрин ( Жанна Моро ) и их австрийский друг Жюль ( Оскар Вернер ).

Это трогательная, горько-сладкая история, и, возможно, это самый влиятельный фильм Трюффо. Мартин Скорсезе сказал, что Джулс и Джим вдохновили озвучку, переходы и общее «панк-отношение» Goodfellas .

«На последнем дыхании» (1960) — IMDb: 7.7/10

На последнем дыхании — революционный криминальный фильм Жана-Люка Годара о поп-культуре. Он следует за молодым человеком ( Жан-Поль Бельмондо ), который угоняет машину, убивает полицейского и пускается в бега. Единственный человек, к которому ему приходится обращаться, это его американская подружка ( Джин Себерг ). Фильм фокусируется на его понимании ситуации, а главный герой часто разговаривает напрямую со зрителями.

Это был мгновенный успех и привлек значительное внимание Годара. Кажется, ему это не очень понравилось. «Я чувствую, что люблю кино меньше, чем год назад, просто потому, что снял популярный фильм», — сказал Годар в интервью после премьеры «9».0020 Бездыханный . «Я надеюсь, что люди действительно ненавидят мой второй фильм, так что я снова захочу снимать фильмы».

«Шербурские зонтики» (1964) — IMDb: 7.8/10 влюбляются, но затем разлучаются, когда Гая отправляют сражаться на войну в Алжире. Когда он, наконец, возвращается, он узнает, что Женевьева замужем.

Этот фильм вдохновил многих последующих режиссеров. Дэмиен Шазель сказал, что это его любимый фильм всех времен, а Квентин Тарантино и Роджер Эвэри похвалили его в своем подкасте Video Archives. На вопрос, почему он заставил персонажей петь, а не говорить, режиссер Жак Деми ответил: «Почему бы и нет? Это сделало бы жизнь более приятной».

«Клео с 5 до 7» (1962) — IMDb: 7.9/10

Этот фильм, снятый Аньес Варда, следует за певицей «Клео» ( Коринн Маршан ), пока она ждет результатов своего теста на рак. Действие фильма разворачивается в реальном времени и включает в себя множество разговоров о смерти, экзистенциализме и смысле жизни.

Некоторые также интерпретируют это как политическую аллегорию, но Варда говорит, что это скорее личная история. «Я стараюсь снимать фильмы, которые связаны с обществом, но не полностью в нем», — сказала она. «[ Cléo ] не фильм о войне в Алжире. Это не фильм о раке. Это фильм о поиске нитей в мире».

‘Hiroshima Mon Amour’ (1959) — IMDb: 7.9/10

Действие происходит за один день, Hiroshima Mon Amour рассказывает историю любви между француженкой ( Эммануэль Рива ) и Японец ( Эйдзи Окада ) из Хиросимы. Они связаны своим опытом во время Второй мировой войны, и мы узнаем об их жизни через воспоминания.

Создатели фильма изначально задумывали фильм как документальный, но изо всех сил пытались придумать свежие идеи. Прорыв произошел, когда директор Ален Рене предложил вместо этого сделать «классическую историю любви, в которой атомная бомба будет скорее фоном». «Два или три дня спустя [сценарист] Маргерит Дюрас позвонила и сказала: «Кажется, у меня есть идея», — говорит Рене.

«Vivre sa vie» (1962) — IMDb: 7.9/10

Vivre sa Vie (что означает «живи своей жизнью») — вероятно, самое знаковое сотрудничество между супружеской парой Жан-Люком Годаром и Анной Кариной. Карина играет молодую женщину, которая бросает мужа и ребенка в надежде стать актрисой, но вскоре ее жизнь рушится.

Как и в Band of Outsiders , здесь есть отличная танцевальная сцена. Эту не репетировали несколько недель, Карина придумала на лету. «Я полностью импровизировала, а затем Годар последовал за мной с камерой», — сказала она. » Рауль Кутар — отличный оператор. Он мог следить за чем угодно, он действительно гений. Эта сцена очень понравилась в Бразилии!»

«День за ночь» (1973) — IMDb: 8.0/10

День за ночью вращается вокруг режиссера, пытающегося закончить свой фильм, в то время как всевозможные личные и профессиональные проблемы встают на его пути. Постановка пронизана делами, расставаниями и конфликтами. Актерский состав ( реальный актерский состав) потрясающий, особенно Жаклин Биссет в роли актрисы Джули Бейкер.

Это любовное письмо Трюффо к кино, метафильм о кинопроизводстве.