какие имена она подарила миру?
«Новая волна» — уникальная эпоха в истории кинематографа Франции. Она дала миру легендарных режиссеров и актеров, а также новаторство в приемах съемки фильмов.
«Новая волна» французского кинематографа – это выражение очень многое говорит настоящим киноманам по всему миру. И очень мало тем, кто глубоко не интересуется кинематографом. Но даже они наверняка за всю свою жизнь посмотрели пару-тройку из фильмов этого направления.
Читайте также: День памяти Чернобыля: тематические фильмы и сериалы.
Наверняка где-то краем уха слышали имена таких режиссеров, как Годар, Трюффо, Шаброль, Риветт. И уж совершенно точно знают актеров, которые вошли на кинематографический Олимп именно благодаря появлению этой самой волны: Жан-Поль Бельмондо, Брижит Бардо, Катрин Денев, Жан-Луи Трентиньян.
«Новая волна» и ее особенности
Справочники трактуют главную отличительную особенность этого направления в кинематографе как отказ от привычного стиля съемок и предсказуемости повествования. На смену традиционному кинематографу пришло направление, которое было никак не привязано к привычным формам и не было направлено на достижение коммерческой выгоды.
По сути, это был интеллектуальный и визуальный протест против привычного конформистского кино, которое, будучи завязанным на множество догм, не стремилось к открытию новых горизонтов. Все фильмы этого направления можно охарактеризовать как киноэксперимент, не направленный на стремление в сторону «большой кассы».
В фильмах французской «новой волны» зачастую отсутствует последовательность повествования, а также приверженность к какому-либо одному жанру. По ходу повествования фильм может быть одновременно детективом, комедией, трагедией, сказкой и трагикомедией. Поэтому критики зачастую и не могли отнести фильм к какому-то конкретному направлению в кино. В этом плане всеобъемлющее определение «новая волна» было во многом спасительной соломинкой.
Сам термин «новая волна» появился в 1958 году благодаря одной из главных фигур французской прессы прошлого века – журналистки и экс-главы Минкульта Франции Франсуазы Жиру Первоначально термин характеризовал бунтующую молодежь в целом, но очень быстро перекочевал в область кинематографа. Считается, что многие кинематографисты «новой волны» вдохновились манифестом Александра Астрюка «Рождение нового авангарда: камера-перо».
В нем говорится о том, что кинематограф еще только находится на пути к своему становлению в качестве изобразительного искусства. Он понемногу обретает свой язык, посредством которого автор способен выразить любую свою мысль, какой бы абстрактной и трудной для понимания она ни была. В этом плане кинематограф можно будет сравнить с авторами романов.
Молодые французские кинематографисты восприняли это в качестве руководства к действию. И начали свои нескончаемые попытки передать посредством кинематографического языка то, что у них таилось в глубинах подсознания. Для дедушки Фрейда и его последователя Юнга все это было бы крайне занимательно и интересно.
«Новая волна» обладала спецификой. Ее авторы использовали не привычное кинематографическое оборудование того времени, а пользовались портативным. Монтаж в таких условиях был фрагментарным, а дубли отличались длительностью, дававшей актерам волю поэкспериментировать. Картинка в таких фильмах выглядела слишком реалистично, что для зрителя того времени было непривычным.
Французское общество конца 50‑х
Не менее важными предпосылками для появления «Новой волны» стали изменения в общественных настроениях, связанных с геополитическими событиями. В то время как в Алжире шла война, унося жизни тысячи французов, в самой Франции уже подросло поколение молодых людей, не помнящих страдания и ужасы Второй мировой и готовых протестовать против традиционных «отцовских» ценностей.
Естественно, что молодежь протестовала против бессмысленной, на их взгляд, «кровавой бойни», развязанной отцами в Северной Африке. Здесь следует добавить, что французское послевоенное общество было очень консервативным и его условности не давали молодежи проявить себя сколько-либо значимо. Конфликт отцов и детей нарастал в тогдашней Франции с каждым днем. Все это можно прекрасно увидеть в фильме 1958 года «Обманщики».
В нем, помимо всего прочего, в роле третьего плана можно лицезреть блистательного Жан-Поля Бельмондо. В фильме очень достоверно показана жизнь молодежи, отрицающей традиционные нормы общества. Для нее характерно не стремление к учебе и карьере, а желание жить сиюминутными радостями, устраивая каждый день сомнительные вечеринки. Деньги же на жизнь они при этом находят в случайных заработках и даже кражах.
Вокруг случайно возникших в жизни героев больших денег и развертывается сюжет, имеющий трагическую развязку. Фильм далеко не шедевр, но его следует знать, чтобы понимать тенденции того времени. Вероятно, посмотрев этот фильм, кто-то и написал знаменитый памфлет «Кто такая молодежь 50‑х годов».
В нем французская молодежь описывается как глупая бессмысленная масса, хорошо откормленная и потому не интересующаяся ничем. Она не знает истории собственной страны и не способна проявлять сочувствие к людям.
«Новая волна» развивалась под влиянием Хичкока
Одним из примеров для французов того, как должен вести себя режиссер, оказался, как ни странно, Альфред Хичкок. Поначалу он был связан кабальными условиями со студиями, но ему удалось освободиться от этой зависимости и снимать собственное, независимое кино. Именно ему принадлежит становление авторского кино как такового.
Ведь он одновременно являлся сценаристом, оператором, режиссером и участвовал во всех элементах, как сейчас говорят, пост-продакшена. Потому мог полностью контролировать весь процесс создания фильма, ни от кого не завися.
Копируя правила такого подхода, множество молодых людей получили возможность в создании собственных кинокартин, с непохожим ни на что стилем. Немаловажную роль сыграло еще и развитие техники. Легкие переносные камеры стали давать возможность кинематографистам сделать сам процесс более подвижным, что отражается на киноязыке.
Режиссеры «Новой волны» нередко использовали в качестве материала для своих кинополотен живые истории, взятые из газет, а также полицейскую хронику. Таким образом, происходит еще большее смешение кинематографа и реальной жизни. Тогда же один из апологетов «Новой волны» и режиссер Франсуа Трюффо создал манифест, основываясь на котором, любые границы между жанрами должны быть сметены. Кино должно отражать настоящую жизнь, показывая ее через легкий кинематографический язык.
«Новая волна» и ее главные фильмы
Самый известный фильм о трудном подростке «200 ударов», являющийся ещё и по сути автобиографией, может считаться хрестоматийным. Этот фильм по праву считается одним из родоначальников «Новой волны». А приз Трюффо на «Каннских львах» за лучшую кинорежиссуру только доказал, что представители нового кинематографа способны рассчитывать на большое признание.
Кстати, сам Трюффо считал, что французская «Новая волна» берет свое начало с американского фильма «Маленький беглец»1953 года, который показал, что значит по-настоящему независимое кино.
Ну и, конечно, не одно упоминание французской «Новой волны» не обходится без упоминания Жан-Люка Годара и его творения под названием «На последнем дыхании». Эта работа открыла для кинематографа и зрителя одного из символов Франции — Жан-Поля Бельмондо. Его герой — аутсайдер (впоследствии это понятие стало основным для представителей нового кинематографа), плюющий на все общественные нормы. Но при этом пытающийся явить миру какие-то свои особые смыслы.
Бельмондо, чьи внешние данные не подходили ни под какие эталонные представления о красоте, при этом очень убедительно отыграл образ классического неудачника с претензией на особую непонятую обществом харизму. Не будь этого кинофильма, Пятая республика могла бы лишиться одного из своих главных кинематографических символов.
Нельзя не вспомнить фильм «Красавчик Серж» Клода Шаброля, ведь его традиционно называют одним из первых фильмов этого направления. В фильме режиссер пытается решить дилемму: что важнее — жить собственной жизнью или пожертвовать собой во благо других.
Историю филолога, который возвращается в родную деревню, Шаброль написал по собственному сценарию. А в качестве декораций была взята провинциальная деревушка. Поэтому фильм поражал на тот момент своей натуралистичностью. Кстати, Шаброль в этом фильме обошелся без диктата продюсеров и участия известных актеров, что делает фильм эталоном авторского кинематографа.
«Любовники» и «Хиросима, любовь моя»
Любовники / Les Amants (1958) — еще один фильм «Новой волны», явивший миру еще одну икону французского кино — Жанну Моро. Актрису, имевшую явно нефотогеничную внешность, считала своей главной соперницей признанная красавица Брижит Бардо. Она единственная актриса, кто дважды входил в состав жюри Каннского фестиваля, а когда-то она отказала самому «великому и ужасному» Кубрику в исполнении главной роли в знаменитом «Спартаке».
Известный французский модельер Пьер Карден просто обожал Жанну Моро, как, кстати, и режиссер Луис Бунэль. Фильм «Любовники», который сюжетно представлял из себя типичное кино про супружескую измену, благодаря гению Луи Маля стал настоящим манифестом честности с самим собой. Героиня, имеющая все атрибуты комфортной и удачной жизни, при этом ее тяготится. Так как во всем этом для нее нет ощущения «реальности жизни» и эмоциональной отдачи.
Режиссер поставил диагноз всему сытому буржуазному французскому обществу. Оно, распоряжаясь всеми благами комфортной и беззаботной жизни, при этом имело огромную внутреннюю пустоту и неудовлетворенность. Встреча главной героини с незнакомцем дарит ей тот ворох забытых чувств и ощущения новизны жизни, которых ей так не достает в своем умеренном и предсказуемом существовании с детьми и мужем.
«Однажды рискнув, можно остаться счастливым», — эта фраза становится главным девизом фильма, даря зрителем веру в счастливый конец. И в то, что все еще можно изменить. Фильм получил специальную премию жюри на Каннском фестивале, доказав еще раз, что новый кинематографический язык способен найти отклик как у зрителей, так и у киноведов. Нелишним будет напомнить, что костюмы Жанны Моро для этого фильма были сделаны по эскизам самой Коко Шанель.
Не менее показательным для понимания кинематографа «Новой волны» является фильм «Хиросима, любовь моя / Hiroshima mon amour (1959)» Алена Рене.
Стилистика фильма очень показательна для экспериментаторов того времени. Но она же дает возможность усилить эмоциональный посыл к зрителю. У героев фильма нет даже имен, просто «Он» и «Она». Их обоих связывает личная трагедия. Она потеряла любимого, он семью. Остроту ситуации добавляет, что любимый главной героини был нацистским преступником, за что ей пришлось вкусить унижения, презрения и поругание на Родине. Они встречаются спустя годы после бомбардировки Хиросимы.
На их любовь было отведено всего 24 часа, но за это время им удается заново пережить свое трагическое прошлое, ощутить надежду на очищение своих душ и пропустить через себя всю боль человечества, на долю которого выпала в 20 веке огромная чаша страдания. У обоих героев фильма есть свои семьи, поэтому их связь не может быть долгой, но она становится тем необходимым катарсисом, который ожидал своего выхода долгих 14 лет. Этот фильм считается по праву одним из самых пацифистских за всю историю кинематографа и не зря он в 1961 году получил «Оскара».
«Не стреляйте в пианиста»
Фильм «Не стреляйте в пианиста» считается классикой с неподражаемым армянским шансонье Шарлем Азнавуром. Этот очередной киношедевр Трюффо явно основывается на его любви к Хичкоку и к нуарам в целом. Но и здесь Трюффо решил обновить уже привычную и выверенную годами стилистику, поставив, например, на первый план женских героинь, а сюжетный ряд сделал столь головокружительным, что порой поражаешься, как это вообще все можно было придумать.
Налицо явное смешение стилей: режиссер соединяет мелодраму с детективом, а на выходе получается весьма занятная пародия на детективные фильмы 40–50 годов. Трюффо по ходу повествования ломает все типичные приемы детективного жанра, уже в середине фильма раскрывая все сюжетные тайны, но это вовсе не дает возможности зрителю заскучать.
В фильме детективная история служит как бы фоном для истории любовной, но при этом обе линии дополняют друг друга. По словам самого Трюффо, специфичное повествование дает возможность выразить историю о славе, успехе, падении и любви в рамках канона детектива. И, надо сказать, это ему удалось.
То, что потом в фильмах Тарантино воспринималось как открытие, у Трюффо смотрится как сама собой разумеющаяся органика повествования. При этом эксперименты с формой никогда не были для режиссера самоцелью. Через все это ему просто удавалось более глубоко выразить внутренние переживания героев и показать жизнь такой, какая она есть на самом деле.
«Милашки»
А вот фильм «Милашки» Клода Шаброля оказался явно недооцененным как критиками, так и зрителями. Фильм многие до сих пор считают пустышкой и уходом от революционности повествования в банальную буржуазность. Но здесь можно поспорить. Главным лейтмотивом повествования Шабролем взято именно желание показать остросоциальные проблемы французского общества, пусть и касающиеся его определенной прослойки.
История четырех французских продавщиц вовсе не так проста, какой кажется. И за всеми их легкомысленными приключениями скрывается настоящая трагедия. И здесь особенна интересна операторская работа. Камера, следуя за прогулкой главных героинь по французским улочкам, при этом периодически отвлекается, уводя зрителя понаблюдать за происходящим вокруг, казалось бы не имеющим к сюжетной линии никакого отношения. Все это создает некий эффект живого присутствия.
Такой прием был довольно типичным для нового французского кинематографа. И он особенно проявился в фильме «Зази в метро», где камера, скользя за маленькой девочкой, выхватывает со всех сторон настоящий канкан умопомрачительных, фантасмагоричных сцен. В этом плане он явно апеллирует к временам немого кино, когда трюкачество было нормой и залогом большого успеха.
«Новая волна» не ограничивается затронутыми фильмами, список шедевров довольно большой. Тут надо обязательно упомянуть и «Жюль и Джим» того же Трюффо с Жанной Моро в главной роли, прекрасно отыгрывающей любовь втроем. Можно вспомнить «Жить своей жизнью» Годара, повествующий о женщине, выбравшей своим ремеслом древнейшую профессию. Кинокартину «Клео от 5 до 7», жизнеописующую отношение женщины и времени. Или фильм «Безумный Пьеро» Годара с Бельмондо. Кто-то из критиков вообще считает, что это его лучшая кинороль.
В любом случае французская «Новая волна» стала очень значимым этапом развития всего мирового кинематографа. Особенно в плане становления авторского кино и разного рода новаторства, подарив миру целую плеяду замечательных режиссеров и блистательных актеров.
Читайте также:
- Вестерн: кому мы обязаны появлению этого жанра?
- ALFILM – Арабский кинофестиваль в Берлине
- Что смотреть в мае: ожидаемые фильмы и сериалы
Подпишитесь на наш Telegram
Получайте 1 сообщение с главными новостями за день, каждый вечер по будням.
Французская новая волна (1950-1960е) — презентация онлайн
1. НОВАЯ ВОЛНА
Франция ( 1950-1960е)Трудно, а может быть, и невозможно найти сколько-нибудь крупного
режиссера в мировом кино за последние полвека, который бы на вопрос
о решающих влияниях на его творчество не упомянул бы французскую
«новую волну». Любые режиссеры, любых эстетических направлений,
самых разных жанровых симпатий неизменно говорят о том, как на них
повлияли фильмы Годара, Трюффо, Шаброля, Эрика Ромера или Алена
Рене.
![](/800/600/http/newwavestars.eu/wp-content/uploads/2021/08/12-16-480x480.jpg)
На самом деле это странно, потому что «новая волна» была лишь одним
из кинематографических движений рубежа 1950–60-х годов, которые
обновили язык кинематографа, его структуру и грамматику. Еще
до «новой волны» появилось английское кино «рассерженных молодых
людей» и экзистенциальная польская школа, в основном
сконцентрированная на реалиях войны и оккупации (это произошло
в середине 1950-х годов). Одновременно с «новой волной» дебютировало
мощнейшее японское молодое кино во главе с Нагисой Осимой, затем
последовало американское подпольное кино, школа Пражской весны,
шведская «новая волна», молодое немецкое кино…
3. НОВАЯ ВОЛНА – ЭТО l’auberge espagnole — «испанская харчевня».
НОВАЯВОЛНА – ЭТО
l’auberge
espagnole —
«испанская
харчевня».
В испанской харчевне можно найти блюдо на любой вкус — просто потому,
что посетители этой харчевни приносят еду с собой. Вот и «новая волна»
объединяет настолько разных режиссеров, что в ней можно найти
действительно все что угодно.
![](/800/600/http/mylittlebutler.com/wp-content/uploads/2016/10/balade1-600x432.jpg)
кинематографа Франсуа Трюффо до парадоксального сюрреализма Жака
Риветта; от изощренного письма Алена Рене, которое больше всего
напоминает современную ему литературную технику «нового романа»,
до оголтелых экспериментов Годара с грамматикой кинематографа
4. НОВАЯ ВОЛНА – НЕТ ХЭППИ- ЭНДАМ!
НОВАЯВОЛНА – НЕТ
ХЭППИЭНДАМ!
Впервые в мировом кино появилось движение, которое не просто противопоставляло героя обществу, а не желало примирения героя с обществом.
Не желало хеппи-энда. Хеппи-эндов в фильмах «новой волны» не было,
во всяком случае в первые годы ее существования. Это было первое
кинематографическое направление, которое отменило хеппи-энд. И,
наверное, это главное, что объединяло режиссеров «новой волны»,
поскольку в том, что касается, собственно говоря, грамматики и синтаксиса
кинематографа, они были очень разные.
Конечно, какова бы ни была технологическая революция, случившаяся
в конце 1950-х годов, «новой волны» бы не было, если бы не было такой
удивительной концентрации действительно злых молодых талантов,
недовольных современным им кинематографом и буквально ворвавшихся
на экран, ворвавшихся в историю искусства, в историю кино ХХ века.
![](/800/600/http/cdn-st4.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/322/537/1.jpg)
5. впервые про «новую волну» заговорила в 1958
впервые про«новую
волну»
заговорила
в 1958
Собственно говоря, впервые про «новую волну» заговорила в 1958 году журналистка
и писательница, в будущем — министр культуры Франции, блестящая женщина
Франсуаза Жиру. Она имела в виду не кинематограф, а общее омоложение,
оздоровление самой общественной атмосферы во Франции в связи с падением
Четвертой республики и приходом Пятой. Жиру писала о том, что всё во Франции
обновляется, как бы раздается голос молодежи, новые веяния появляются в манере
поведения, в моде, в музыке — и на эстраде в широком смысле слова.
И только в конце 1962 года журнал Cahiers du cinéma («Кайе дю синема»), который
считался, вернее говоря, теперь считается, штабом и цитаделью именно кинематографа
«новой волны», применил это выражение — «новая волна» — к кинематографу.
6. Новая волна – это молодость!
Новая волна –это
молодость!
А тогда Cahiers du cinéma привел колоссальный список режиссеров «новой
волны»: в нем было порядка 160 имен, и «новая волна» понималась крайне
расширительно.
![](/800/600/http/cdn.static4.rtr-vesti.ru/p/xw_1156673.jpg)
которые дебютировали с 1958–1959 годов по 1962-й. Во французском кино никогда не дебютировало столько молодых режиссеров. Возникла мода
на молодежь. И рассказывали, что продюсеры спрашивали друг у друга:
«У вас нет какого-нибудь молодого человека, который хочет снимать
кино?» Типа: «Телефончик не одолжите? Не одолжите мне его?»
3 октября 1957 г. на первой полосе французского еженедельника «Экспресс»
(«L’Express») под лицом молодой улыбающейся молодой девушки
располагался заголовок: «Грядёт новая волна». Речь шла о большом
общенациональном опросе, на основе которого был подготовлен
«Национальный отчёт о молодежи».
«Мы можем себе позволить говорить» — писала Франсуаза Жиру (основатель
«Экспресса» и автор статьи»), — «что это главный документ, в котором речь
идёт о том, что ещё никогда не существовало во Франции, о состояние ума
нового поколения, сталкивающегося с проблемами личными и проблемами
национальными».
![](/800/600/http/worldpodium.ru/sites/default/files/styles/640_426/public/99_5.jpg?itok=_xEDIFJI)
искусства на ближайшие десять лет.
7. Новая волна – режиссёр автор всего процесса создания фильма!
Новая волна –режиссёр
автор всего
процесса
создания
фильма!
Одни из самых известных основоположников стиля — Франсуа Трюффо, ЖанЛюк Годар, Эрик Ромер, Клод Шаброль, Жак Риветт — работали
кинокритиками на созданный Андре Базеном и его соратниками влиятельный
французский журнал «Cahiers du cinéma» и восхваляли фильмы таких
режиссёров, как Жан Ренуар, Жан Виго, Джон Форд, Альфред
Хичкок и Николас Рэй. Посредством критики и интерпретаций пионеры
французской новой волны заложили фундамент для концептов, которые
позже (в 1970-х) были объединены в кинематографическую теорию под
названием «Теория авторского кино». Согласно этой теории, режиссёр должен
быть автором фильма и принимать участие во всех этапах производства
фильма, чтобы выработать свой собственный стиль. Таким образом, фильмы
должны стать более индивидуальными и не подвергаться оценке по
отдельности, но в свете всех работ режиссёра в целом.
![](/800/600/http/cdn-st3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/969/050.jpg)
8. Франсуа Трюффо 1932 — 1984
Метр9. Жан-Люк Годар – 1930 – 88 лет
Револючионер10. Клод Шаброль (1930-2010)
дебютантПервая лента Шаброля
«Красавчик Серж» (1958) стала
манифестом нового
кинодвижения и произвела
фурор: малобюджетный (снят
на деньги, полученные
Шабролем в наследство),
абсолютно некоммерческий
фильм вызвал тем не менее
большой интерес, как и
следующая картина «Кузены»
(1959). В обоих фильмах
проявились основные черты
творческой манеры режиссера
— острый сюжет, критика
буржуазного уклада жизни,
холодная мизантропия в
изображении провинции.
11. Эрик Ромер 1920-2010
Морис Шерер — это настоящее имя великого режиссера, известного подпсевдонимом Эрик Ромер; он был самым старшим среди авторов Cahiers
du cinéma, охотно одалживал деньги молодым коллегам и поэтому очень
ими почитался и считался их «атаманом».
Эрик Ромер
1920-2010
12.
![](/800/600/http/v1.popcornnews.ru/k2/news/canvas/577x320/upload/news/197956435055.jpg)
«Киногазеты», а в середине 1960-х — главным редактором Les Cahiers du
cinéma («Кинематографических тетрадей»), знаменитого синефильского
журнала.
Среди фильмов, снятых Риветтом, — «Монахиня» (1966), «Безумная
любовь» (1968), «Селин и Жюли совсем заврались» (1974) и 13-часовой
«Не прикасайся ко мне» (1971), одна из самых длинных картин в истории
кино.
13. Группа «Левого берега»
Ален Рене, Аньес Варда, муж Аньес Варда Жак Деми – учились кино,были изначально профессионалами
Группа
«Левого
берега»
14. Алан Рене 1922-2014
Мировую известность он приобрёл благодаря успешному сотрудничеству сфранцузскими писателями школы «нового романа» со многими из которых был знаком
лично. В частности, в 1959 году на экраны вышел его фильм «Хиросима, любовь моя»
по сценарию Маргерит Дюрас, а в 1961 году — «В прошлом году в Мариенбаде»,
сценарий к которому написал Ален Роб-Грийе.
![](/800/600/http/i.ytimg.com/vi/PAv7W6gK5k0/0.jpg)
В число наиболее известных работ Рене входят также снятая по сценарию Хорхе
Семпруна картина «Война окончена» о франкистской Испании и фильм «Стависки»,
посвященный жизни французского афериста Александра Ставиского. Всего
фильмография режиссёра насчитывает около 20 полнометражных картин
15. Аньес Варда 1928
Кинематографический стиль Варда отличают документальный реализм, интерес к социальнымвопросам и теме феминизма, а также ярко выраженный экспериментальный подход. По словам
критика Элисон Смит, карьера Аньес Варда — это важный и часто недооцениваемый голос в
современном французском кино. Её работа предвосхитила появление Новой волны, а «Пуэнткурт» содержит многие характерные для этого движения элементы, которые принесли ему
известность[2]. Несмотря на тесную связь с Французской новой волной, более точно будет
сказать, что Варда принадлежит к родственной Новой волне группе кинорежиссёров Левого
берега. Эту группу отличала «любовь к богемной жизни, высокая степень вовлеченности в
литературу и пластические искусства, и как результат, интерес к экспериментальному
кинематографу, а также отожествление с левой политикой
16.
![](/800/600/http/intermedia.ru/uploads/%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%B82.jpg)
люди из города Шербура, в общем пролетариат, запоют на экране. Они
будут петь самые банальные фразы, но это придаст некую поэзию, некую
красоту обыденности.
Жак Деми
1931-1990
17. Режиссеры Новой Волны — «птенцы гнезда Андре Базена»
Так вот, банду Шерера, молодых янычар, хичкоко-хоуксианцев можно ещеназвать «птенцами гнезда Андре Базена», поскольку Cahiers du cinéma был
детищем великого — даже не киноведа, не кинокритика, не историка
кино, — великого философа кино и вообще великого философа Андре
Базена. Он рано умер, в конце 1950-х годов, совсем молодым, в 40 лет,
но его действительно как крестного и духовного отца почитали Годар,
Шаброль, Трюффо. Для Трюффо он был еще и почти что приемным отцом.
Когда молодого хулигана Трюффо призвали в армию, он не хотел ехать
на колониальную войну в Алжир.
![](/800/600/http/cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/246/296/7.jpg)
Базену, которого он читал и почитал, не будучи еще знакомым с ним,
за помощью — и Базен, в общем, спас его от военной тюрьмы и принял
в команду Cahiers du cinéma.
Андре Базен был прежде всего католическим философом. И когда
он писал о кино — хотя он блестяще писал о кино и его книга «Что такое
кино?» остается, наверное, Библией кинокритики ХХ века, — то говорил
прежде всего о метафизике. Кино было для него мистическим
инструментом, средством познания высшей истины. Поэтому, в частности,
он боготворил Роберто Росселлини, не только отца итальянского
неореализма, но и мистика-католика, поэтому он так поощрял интерес
своих «птенцов» к Альфреду Хичкоку — поскольку в триллерах Хичкока
они все видели мистические притчи о вине и искуплении, о зловещем
двойнике, который преследует главного героя.
18. Андре Базен 1918 — 1958
19. Теоретическая платформа «новой волны».
Теоретическаяплатформа
«новой
волны».
![](/800/600/http/sochi.com/upload/resize_cache/iblock/026/625_400_1/1G9A3647.jpg)
Именно это представление о кинематографе как о второй реальности
и представление о том, что кинематограф не делится на игровой
и документальный, что кинематограф — это некое единое тело,
и представление о том, как скажет позже Годар, что «кино снимает cмерть
за работой» (имея в виду, что кино запечатлевает неотвратимый бег
времени), — вот все эти представления, впервые сформулированные Андре
Базеном, можно считать некоей общей теоретической платформой «новой
волны». Потом уже, через несколько лет, в фильме «Маленький солдат»
прозвучит знаменитая фраза Жан-Люка Годара, что «кино — это правда
24 раза в секунду». Имеется в виду, что каждый кинокадр — это
1/24 секунды по времени. То есть это представление о кинематографе как
о второй реальности и о повышенной ответственности режиссера в его
отношении к реальности. В частности, Трюффо говорил: «Как
человек я имею право судить, как художник — нет». Вот это можно считать
некой общей основой кинематографа «новой волны».
![](/800/600/http/worldpodium.ru/sites/default/files/styles/640_426/public/87_4.jpg?itok=WgPscQF6)
20. Самый первый фильм Новой Волны
«Красавчик Серж» Клода Шаброля (1958) считается первым фильмом новойволны.
Самый
первый
фильм Новой
Волны
21. Вклад в мировое кино Новой Волны
22. 10 главных фильмов Новой Волны
1 «Хиросима, любовь моя» (1959), реж. Ален Ренепо сценарию Маргерит Дюрас (Marguerite Duras).
10 главных
фильмов
Новой Волны
Про любовь и про войну: фильм, с которого все началось
Спустя 13 лет после атомной бомбардировки Хиросимы в городе
встречаются двое: французская актриса и японский архитектор. Когда ей
было 16, она полюбила немецкого солдата, ее обрили наголо и провели
по всему городу, как «нацистскую подстилку». Когда ему было 20, он стал
свидетелем гибели всех своих родных и близких. Они проведут в
объятиях друг друга лишь 48 часов, занимаясь любовью и обмениваясь
трагическими воспоминаниями.
Все режиссеры «новой волны» бунтовали против клише
развлекательного кино.
![](/800/600/http/sochi.com/upload/iblock/9ba/IMG_9671.jpg)
себе более революционный подход к традиционной love story, чем идея
перенести ее в Хиросиму и смонтировать любовные сцены с кадрами
военной хроники.
23. 10 главных фильмов Новой Волны
2 «400 ударов» (1959), реж. Франсуа Трюффо10 главных
фильмов
Новой Волны
Сто дней после детства: самый личный фильм Трюффо
Антуан Дуанель — трудный подросток. Но все его хулиганские выходки
— лишь естественная реакция на безразличие взрослых. Порочный круг
наказаний можно прервать, только сбежав и начав жить своей жизнью,
совершенно отличной от жизни родителей и учителей.
Все фильмы nouvelle vague более или менее автобиографичны, но в «400
ударах» Трюффо, один из лидеров «новой волны», превзошел себя.
Антуан Дуанель — это он сам, один из поколения «трудных мальчиков»,
потерянный и озлобленный подросток, до которого нет дела ни отчиму,
ни маме и который понимает, что доверять можно только себе.
![](/800/600/http/cdnstatic.rg.ru/uploads/images/215/45/94/Novaia_volna_2021_(002).jpg)
14-летнего Жан-Пьера Лео выбрали на роль Антуана из-за внешнего
сходства с самим режиссером.
«400 ударов», как и все фильмы Трюффо, — необыкновенно лиричен. Его
вообще считают одним из самых романтичных режиссеров поколения. И
романтиком он был не только в кино, но и в жизни: многочисленные
романы мэтра стали легендой, а среди его избранниц были самые
красивые актрисы Франции: от Катрин Денев и Жанны Моро до Фанни
Ардан.
24. 10 главных фильмов Новой Волны
3 «На последнем дыхании» (1960), реж. Жан-Люк Годар10 главных
фильмов
Новой Волны
«Барышня и хулиган»: первый и главный фильм Годара
История случайной связи студентки Патрисии (Джин Сиберг) и мелкого
преступника Мишеля (Жан-Поль Бельмондо). По большому счету это
история Ромео и Джульетты, в которой Джульетта становится
предательницей: уютный буржуазный быт оказывается для нее важнее
опасной любовной романтики. Она выдает Мишеля полиции, и того
убивают прямо на улице.
![](/800/600/http/newwavestars.eu/wp-content/uploads/2018/09/unnamed-14-1024x683.jpg)
Жан-Люк Годар был и остается (даже сейчас, на девятом десятке!) самым
радикальным, самым политически агрессивным режиссером. Он —
убежденный социалист, а его Мишель — новый герой, отрицающий
буржуазные ценности. В этом фильме он погибает, но совершенно ясно:
его девушка сделала неправильный выбор, а за такими, как Мишель —
будущее.а неправильный выбор, а за такими, как Мишель — будущее.
Этот фильм считается одним из пяти самых революционных фильмов
в истории кино, одним из фильмов, которые, наряду с «Броненосцем
„Потемкин“» или «Гражданином Кейном», изменили сам язык
кинематографа.
25. 10 главных фильмов Новой Волны
4 «В прошлом году в Мариенбаде» (1961), реж. Ален Рене10 главных
фильмов
Новой Волны
Адюльтер с точки зрения психоанализа
На торжественном приеме в роскошном замке встречаются Мужчина и
Женщина: он утверждает, что у них когда-то был роман, она ничего не
помнит (или только делает вид). С ней уже Другой Мужчина, который
становится третьей гранью любовного треугольника: вот только
непонятно, происходит ли все на самом деле, или только в подсознании
Женщины.
![](/800/600/http/ru.dimashnews.com/wp-content/uploads/2021/08/086af35fc257eefc093c-1068x712.jpg)
«Мариенбад…» уникален своим символизмом — у героев нет имен, а все
происходящее на экране напоминает сон, а не реальность. Писатель Ален
Роб-Грийе и режиссер Ален Рене написали сценарий, схожий с работами
первых сюрреалистов. Ко всему прочему, это еще и очень красивое кино,
идеально стилизованное под классическое немое: главную героиню
сделали похожей на Луизу Брукс из знаменитого фильма «Ящик
Пандоры» (1928), а костюмы в стиле 1920-х придумала 77-летняя Коко
Шанель. Кроме всего прочего, «Мариенбад» повлиял на стиль Дэвида
Линча и Питера Гринуэя: последний считал его самым важным
европейским фильмом из когда-либо снятых.
26. 10 главных фильмов Новой Волны
5 «Жюль и Джим» (1962), реж. Франсуа Трюффо10 главных
фильмов
Новой Волны
Трагический «менаж-а-труа»
Двое лучших друзей, австриец Жюль и француз Джим, влюбляются
сначала в музейную статую, а потом в женщину, удивительно на нее
похожую. Пройдут годы, а ветреная Катрин (Жанна Моро) так и не
сможет остановить свой выбор на ком-то из них.
![](/800/600/http/static.mk.ru/upload/entities/2015/10/12/photoreportsImages/detailPicture/d0/68/72/49/2549161_1968109.jpg)
Вслед за Флобером с его «Госпожой Бовари» Трюффо мог бы сказать про
свою героиню: «Катрин — это я». Режиссер был так очарован идеей
личной свободы и невозможностью выбора спутника жизни, что передал
свои душевные страдания героям (интересно, что во время съемок он
был увлечен исполнительницей главной роли Жанной Моро). После
премьеры 34-летняя Жанна стала настоящей it-girl среди европейских
девушек — все хотели одеваться, как ее Катрин, и так же легко и
свободно вести себя с мужчинами. «Жюль и Джим» много цитировали в
кино: упоминания о фильме можно встретить в «Криминальном чтиве»,
«Ванильном небе» и «9 ½ недель».
27. 10 главных фильмов Новой Волны
6 «Жить своей жизнью» (1962), реж. Жан-Люк Года10 главных
фильмов
Новой Волны
Ночная бабочка глазами влюбленного режиссера
Нана мечтает быть свободной — но для свободы нужны деньги. Шаг за
шагом мечты о прекрасной независимой жизни превращаются в
реальность, где Нана становится проституткой.
![](/800/600/http/be-ledy.ru/wp-content/uploads/2017/09/nova-volna-17.jpg)
Годар продолжает гнуть свою линию: Нана мечтает быть свободной, но
не готова за эту свободу бороться, а значит, катится прямиком в
пропасть. Интересно, что главную роль при этом Годар отдал своей
любимой жене и музе, Анне Карина. Несмотря на то, что Анна была
знаменитой моделью у Пьера Кардена и Коко Шанель, и несмотря на то,
что она также снималась у Висконти и Фассбиндера, роль Наны так и
осталась самой яркой в ее карьере.
28. 10 главных фильмов Новой Волны
7 «Клео от 5 до 7» (1962), реж. Аньес Варда10 главных
фильмов
Новой Волны
120 минут из жизни женщины
В пять часов вечера Клео узнает у цыганки о том, что смертельно больна,
сдает анализы — и почти два часа шатается по Парижу, ожидая
результатов. За эти 120 минут, что она проведет в кафе, дома, в такси и
снова в кафе, пройдет целая маленькая жизнь, в которой будут и
мужчины, и музыка, и болтовня об искусстве, и обсуждение войны в
Алжире.
Аньес Варда — прекрасная амазонка французской «новой волны»,
единственная женщина-режиссер, получившая ту же долю славы, что и
ее приятели Годар и Трюффо.
![](/800/600/http/i.ytimg.com/vi/r-FtNp4xv0Y/hqdefault.jpg)
профессии привнесла в свои фильмы документальность. Варда любила
снимать непрофессиональных актеров (из-за чего ее сравнивали с
итальянскими неореалистами), а сюжеты брала буквально из жизни.
Легкая на первый взгляд зарисовка наполнена цитатами и культурными
аллюзиями: Клео то и дело встречает кого-то из «режиссерской тусовки»:
Анну Карину, Жан-Люка Годара, композитора Мишеля Леграна… Но это
не только формат интимного дневника, но и феминистическое
высказывание: пытаясь примириться со своей смертью, Клео
пересматривает заново свою жизнь и свои отношения с мужчинами.
29. 10 главных фильмов Новой Волны
8«Безумный Пьеро» (1965), реж. Жан-Люк Годар10 главных
фильмов
Новой Волны
Лекарство от скуки: Бельмондо сходит с ума
Фердинанд Гриффон (Жан-Поль Бельмондо) бросает свою скучную
обеспеченную жизнь с нелюбимой женой — ради красивой авантюристки
Марианны. Вместе с Марианной он пустится во все тяжкие, пойдет на
грабеж и даже убийства, а когда придет в себя, будет уже поздно:
обмотав себя динамитом, Фердинанд не успеет затушить фитиль…
Вообще-то «безумным Пьеро» звали настоящего преступника, налетчика
Пьера Лутреля, известного в 1940-х годах всей Франции.
![](/800/600/http/cdn-st3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/300/141/8.jpg)
Годара — это, конечно, не столько гангстерский боевик, сколько снова
драма о попытке вырваться за пределы уютного мирка, и снова, как и в
«На последнем дыхании», с печальными последствиями.
30. 10 главных фильмов Новой Волны
9 «Мужское — женское» (1966), реж. Жан-Люк Годар10 главных
фильмов
Новой Волны
Мизогиния, как и было сказано
Поль (повзрослевший Жан-Пьер Лео из «400 ударов») возвращается из
армии и пытается построить свою жизнь. Он влюбляется в Мадлен,
которая работает в журнале мод и мечтает стать поп-звездой. Но
одновременно с глянцевой жизнью, которую хочет заполучить его
девушка, есть и совсем другая, которая ближе Полю, — эта жизнь
проходит на митингах и политических протестах.
Финальная вставка в фильме гласит: «Этот фильм мог бы называться
«Дети Маркса и «Кока-Колы». Годар снова бичует всех: и ветреных
девушек, и плохих политиков, и мужчин, которые выходят на баррикады,
не имея, что сказать.
![](/800/600/http/sochi.com/upload/resize_cache/iblock/93e/625_400_1/1G9A3900.jpg)
даже просто в способность двух людей найти общий язык. После гибели
Поля (да, Годар снова убивает своего героя) Мадлен не уверена, что
хочет иметь детей — да и стоит ли плодить несчастных в этом худшем из
миров?
31. 10 главных фильмов Новой Волны
10 «Мужчина и женщина» (1966), реж. Клод Лелуш10 главных
фильмов
Новой Волны
Выход на поклон: последний, и самый красивый фильм «новой волны»
Анна — вдова каскадера, Жан-Луи — автогонщик, чья жена покончила
жизнь самоубийством. Их дети посещают одну школу в прибрежном
Довиле. Анне и Жану-Луи уже сильно за 30, они уже не строят иллюзий о
личном счастье, но любовь все равно их настигает.
Клод Лелуш, самый молодой из «новой волны», часто повторял, что стал
режиссером благодаря советскому кинематографу: такое впечатление на
него произвел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Кроме того,
свой первый фильм, еще 19-летним студентом, Лелуш снял «из-под
полы», скрытой камерой, во время поездки в СССР.
![](/800/600/http/newwavestars.eu/wp-content/uploads/2021/08/anons-2-3.jpg)
лента под названием «Когда поднимается занавес» была куплена к
показу французским телевидением.
Но знаменитым он стал, сняв «Мужчину и женщину» — и, так уж вышло,
этот фильм стал последним фильмом «новой волны». Да, актерам давали
полную импровизацию на площадке, оператор снимал фильм так, словно
это документальная хроника — но все это было только внешне. Главные
герои выросли, а мечты о революции, свободе и переменах сменило
желание просто найти близкого человека и встретить с ним старость.
«Новая волна» во Франции: какие фильмы необходимо знать
«Новая волна» – пожалуй, самый значимый период в истории кинематографа Франции. Это было время экспериментов и новых открытий, когда появилось множество интересных фильмов, вошедших в историю. Итак, какие ленты следует посмотреть каждому, кто интересуется французским кинематографом и хочет хорошо в нем разбираться?
«Красавчик Серж» 1958Роскошная провинциальная драма от Клода Шаброля, в которой показана вся безысходность жизни в небольшом городке. Фильм снят в лучших традициях «Новой волны» – без декораций, финансовых затрат, с неизвестными актерами в главных ролях.
Режиссер снял эту картину в возрасте 27 лет без помощи продюсера и сценариста. В результате его мрачное творение стало манифестом этого направления во французском кинематографе.
«Четыреста ударов» 1959Считается, что «Новая волна» по-настоящему началась с этой ленты Франсуа Трюффо. Режиссер относился к так называемой «дерзкой молодежи», которая бесстрашно нарушала все кинематографические правила, совершая тем самым кинореволюцию.
Особенности работы Трюффо как режиссера – легкая камера, «выпрыгивающие» из кадра герои, резкий монтаж и поистине хулиганская эстетика.
В центре внимания зрителей – трудный подросток в исполнении Жан-Пьера Лео. Его непростой судьбе и трудностям, связанных с взрослением, режиссер посвятил и другие картины – «Любовь в 20 лет», «Украденные поцелуи» и ряд других.
«Хиросима, моя любовь» 1959Масштабная экзистенциальная драма Алена Рене, экспериментальное кино, снятое по сценарию знаменитой писательницы Маргерит Дюрас, создательницы так называемого «нового романа».
В этом фильме гармонично сочетаются изобразительный и литературный языки. Рене убеждал писательницу: забудьте о камере и просто занимайтесь литературой.
Главные герои ленты лишены имен. Отрывистые диалоги любовников, переплетающих пальцы, и документальные кадры атомного взрыва: все это производит мощное впечатление на зрителя. Так, режиссеру удается создать новый киноязык.
«Стреляйте в пианиста» 1960Еще одна лента Трюффо с Азнавуром в главной роли. Этот фильм, который считается провальным, снова нарушил правила жанра: здесь на первый план выходят женщины. Великолепны и флешбеки в этой ленте, а также речитативное пение Боби Лапуанта.
«На последнем дыхании» 1960Гениальный фильм Годара, в котором сам режиссер увидел трактовку «Алисы в Стране чудес». Атрибуты этой картины стали символами «Новой волны»: криминальный захватывающий сюжет, лихо заломленная шляпа, стильные американские авто.
Лента стала абсолютной импровизацией: диалоги писались прямо во время съемок за столиком в кафе. Фильм демонстрирует повседневную жизнь Франции.
Любопытно, что оператор снимал ленту, сидя в инвалидном кресле, ручной камерой. Поражает и монтаж фильма, моментально переносящий героев из одного места в другое. Этой картиной восхищался великий русский режиссер Андрей Тарковский.
«Зази в метро» 1960Любопытная картина Луи Маля, снятая по экспериментальному роману Раймона Кено. Главная героиня фильма – 11-летняя малышка Зази, которая мечтает попасть в метро Парижа, закрытое из-за забастовки. Девчушка носится по Парижу, встречает разных колоритных людей. Кажется, что камера догоняет непоседу, постоянно не успевая за ней.
Интересна попытка режиссера передать детскую речь Зизи с помощью различных кинематографических приемов.
«В прошлом году в Мариенбаде» 1961Удивительная сюрреалистическая драма Алена Рене, лишенная стандартного сценария, четко выстроенного сюжета, а также места и времени действия.
Картину можно назвать призрачной. Ее герои, кажется, не имеют понятия, для чего они живут: они ищут спасение в памяти. Контрастны размытое повествование и ясная геометрия кадра.
Интересная картина Трюффо, повествующая о традиционном любовном треугольнике. В этой ленте воплощены многие теоретические постулаты «Новой волны»: камера-«перо режиссера» как бы кружится вокруг героев ленты, временами замирая, а затем снова продолжая движение.
Режиссер любопытно рассказывал о своей работе. Кадры делились для него на счастливые и несчастливые, и он компоновал их таким образом, чтобы наиболее полно передать переживания любовников. Молодость показана ярко и в динамике, зрелость, когда взаимоотношения героев усложняются, подчеркивает будто бы застывший мир.
«Шербурские зонтики» 1964Первый цветной французский мюзикл с Катрин Денев в главной роли. Замечательную музыку к фильму написал Мишель Легран. В результате удалось создать воздушную непринужденную атмосферу картины, за видимой легкостью которой скрывается серьезная драма, а также упоминается война в Алжире.
Оригинальный сериал Эрика Ромера, каждая серия которого исследует человеческую природу, различные оттенки чувств и эмоций. В отличие от Годара, Ромер в своих работах уделял большое внимание форме. Однако многие критики фильм не приняли, назвав диалоги героев надуманными и фальшивыми.
«Мужчина и женщина» 1966Ставшая классической лента Клода Лелуша, повествующая о любви вдовы каскадера и автогонщика-вдовца. Фильм напоминает затянувшийся рекламный ролик.
Сняли картину в кратчайшие сроки – всего за три недели, практически без дублей: неудачные сцены попросту заменяли другими. От жанра мелодрамы картину спасла талантливая музыка Франсиса Ле, интересные импровизационные диалоги и утонченная игра музыки и цвета.
Смотрите классическое французское кино и получайте удовольствие!
568
Париж во время Второй мировой войны был темным городом. Одним из немногих развлечений, доступных французам, был кинотеатр, но выбор того, что посмотреть, был ограничен. Американские фильмы были запрещены, и, кроме немецких постановок, которые состояли в основном из имитации голливудских музыкальных комедий и мелодраматических пропагандистских фильмов, они имели доступ только к 200 с лишним французским фильмам, снятым за этот четырехлетний период. Эти фильмы, которые должны были быть одобрены немецкой цензурой, были, за некоторыми исключениями, бледной имитацией великого французского кино Марселя Карна, Рене Клера, Марселя Паньоля и Жана Ренуара, появившегося до войны. Для поколения киноманов, таких как Андре Базен, Ален Рене и Эрик Ромер, которые выросли в богатой кинематографической культуре 1920-х и 30-х годов, это отсутствие выбора усугубляло чувство потери, которое они уже испытывали как следствие война. И они пропустили не только французские фильмы, они также больше не могли смотреть фильмы американских жанров, которые они любили: вестерны, комедии и приключенческие фильмы таких режиссеров, как Ховард Хоукс, Йозеф фон Штернберг, Лео МакКери и Эрнст Любич. Этот опыт утраты заставил их превыше всего ценить свободу выражения и правдивость изображения; ценности, которые станут центральными в их дальнейшей работе. Для молодого поколения, родившегося примерно в 1930-е годы, которое впоследствии составило большинство режиссеров «Новой волны», кино стало центром их вселенной и убежищем от суровой реальности внешнего мира. В 1944 году Франция была освобождена от немецкой оккупации союзными войсками. В годы, последовавшие за Освобождением, кино стало более популярным, чем когда-либо. Французские фильмы, такие как «9» Марселя Карна.0020 Les Enfants du Paradise (1945) и La Bataille du Rail (1946) Рене Клемана имели большой успех. Итальянский и британский импорт также был популярен. Во время оккупации нацисты запретили ввоз американских фильмов. В результате после войны, когда соглашением Блюм-Бернс в 1946 году запрет был снят, во французские кинотеатры в течение одного года попали пропавшие почти за десять лет фильмы. Это было время захватывающих открытий для киноманов, стремящихся не отставать от того, что происходило в остальном мире.
Освобождение принесло с собой большое желание самовыражения, открытого общения и понимания. Обсуждение фильма неизбежно стало частью дискурса. Журналы, такие как L’Ecran Francais, стал платформой для таких писателей, как Андре Базен, для развития своих теорий и выражения своего энтузиазма в отношении кино. Другим писателем журнала, который разделял чувство эстетики Базена, был Александр Астрюк. В 1948 года он написал статью под названием «Рождение нового авангарда: камера как ручка», в которой приводил доводы в пользу того, чтобы кино, как и литература, стало более личной формой, в которой камера буквально становилась ручкой в руках человека. директор. Статья станет чем-то вроде манифеста поколения «Новой волны» и первым шагом в развитии «авторской теории». Другим популярным журналом среди киноманов был Le Revue du Cinema . Это издание было посвящено искусству и, следовательно, гораздо меньше касалось политики и вопросов социальной ответственности. Те же энтузиасты, которые жадно читали киножурналы, теперь начали создавать киноклубы не только в Париже, но и по всей Франции. Самой известной из них была «Французская синематека Ланглуа считал Синематека местом для обучения, а не только для просмотра, и он хотел, чтобы его зрители действительно понимали, что они видят. Именно здесь, в Синематеке , впервые встретились многие видные деятели Новой волны. Франсуа Трюффо, которому всего шестнадцать, уже был ветераном кино. С юных лет кинотеатры Парижа были его убежищем от несчастной семейной жизни. Он даже организовал свой собственный киноклуб, Le Cercle Cinemane , хотя он просуществовал всего один сеанс. Жан-Люк Годар был еще одним человеком, погрузившимся в киноклубы. Он изучал этнологию в Сорбонне, когда впервые начал ходить в 9-й0020 Синематека , и для него кино тоже стало чем-то вроде убежища. Ален Рене, Жак Риветт, Клод Шаброль, Роже Вадим, Пьер Каст и другие, впоследствии ставшие режиссерами, получили большую часть своего кинематографического образования в таких киноклубах, как Еще одним активным участником киноклуба был Эрик Ромер. Он уже публиковал статьи в других киножурналах, а теперь вместе с двумя своими друзьями Жаком Риветтом и Жаном-Люком Годаром создал собственный обзор под названием La Gazette Du Cinema . Самый важный и популярный киножурнал впервые появился в 1951 году. Основанный Жаком Дониолем-Валькрозом и Андре Базеном из пепла La Revue du Cinema , закрытого годом ранее, он был позвонил Les Cahiers du Cinema . В первых выпусках журнала с характерной желтой обложкой лучшие критики того времени писали научные статьи о кино. Однако именно с приходом молодого поколения критиков, в том числе Ромера, Годара, Риветта, Клода Шаброля и Франсуа Трюффо, газета действительно начала поднимать шум. Базен стал для этих молодых критиков чем-то вроде отца. Он был особенно близок к Трюффо, помогая добиться его освобождения из института для молодых правонарушителей, куда его отправили подростком, а затем из армейской тюрьмы, где он был заключен за дезертирство. Поначалу Базен и Дониоль-Валькроз предоставили молодым киноманам небольшое пространство в колонках для выражения их часто воинственных мнений, но со временем их статьи привлекали все больше и больше внимания, и соответственно рос их статус. Эти молодые писатели разделяли одно — пренебрежение господствующей «традицией качества», которая в то время доминировала во французском кинематографе. В 1953 году Трюффо написал для Cahiers эссе под названием «Определенная тенденция французского кино», в котором яростно осудил эту традицию адаптации безопасных литературных произведений и их съемок в студии старомодным и лишенным воображения способом. Базен отложил выпуск статьи на год, опасаясь, что она потеряет читателей и разозлит нападавших кинематографистов. Когда он был в конечном итоге опубликован, он вызвал оскорбление, но также было достигнуто значительное согласие. Страстный и непочтительный стиль письма Трюффо, как и у других молодых критиков, был отходом от до сих пор строгого тона Cahiers . Это принесло журналу известность и популярность, которых у него не было раньше. Теперь он, Ромер, Годар, Риветт и Шаброль получили возможность продвигать своих любимых режиссеров в рамках обзора и развивать свои теории.
Анри Ланглуа всегда считал, что просмотр немого кино — лучший способ научиться искусству кино, и он часто включал фильмы этого периода в программу Французская синематека . Три немецких режиссера, Эрнст Любич, Фриц Ланг и Ф. В. Мурнау, пользовались большим уважением у «Новой волны». Утонченные комедии Любича были отмечены за образцовый сценарий и идеальное драматургическое построение. Лэнга, чьи более поздние американские фильмы, по мнению большинства критиков того времени, уступали его ранним шедеврам, таким как «Метрополис » и « M », защищали критики « Cahiers », которые указывали на выразительность мизансцены его немецких фильмов были интериоризированы в напряженных драмах в стиле нуар, которые он сейчас снимал в Голливуде. Другим европейским влиянием на Новую волну было движение итальянского неореализма. Такие режиссеры, как Роберто Росселлини ( Рим, Открытый город ) и Витторио де Сика ( Похитители велосипедов 9). Ряд американских режиссеров также были отмечены на страницах Cahiers du Cinema , включая не только известных режиссеров, таких как Орсон Уэллс ( Гражданин Кейн ), Джозеф Л. Манкевич ( Босоногая графиня ) и Николас Рэй ( Бунтарь без причины ), но и менее известные режиссеры фильмов категории B, такие как Сэмюэл Фуллер ( Шоковый коридор ) и Жак Турнер ( Из прошлого ). Критики Cahiers открыли новые горизонты, написав об этих режиссерах, поскольку их никогда раньше не воспринимали так серьезно. Современное французское кино, напротив, стало большим разочарованием для группы «Новая волна». В год, последовавший за Освобождением Франции, было выпущено несколько выдающихся фильмов, в том числе « Les Enfants du Paradise » Марселя Карна, «» Роберта Брессона.0020 Les Dames du Bois de Boulogne и Жака Беккера Falbalas . Однако с тех пор воцарилось самодовольство. Откровенной честности итальянского неореализма уже не было. Наоборот, большинство фильмов о войне и Сопротивлении казались сентиментальными версиями того, что произошло на самом деле. В своих статьях молодые критики демонстрировали свое презрение к господствовавшей в то время «традиции de qualite». Даже режиссеры, которыми они когда-то восхищались, такие как Анри-Жорж Клузо и Марсель Карне, теперь, казалось, потеряли свои амбиции; контент, чтобы играть в студийную игру. Другие режиссеры с более реалистичным стилем, такие как Жюльен Дювивье, Анри Декуан и Жак Сигурд, также разочаровали; изображая циничный взгляд на современное общество, которое было стилистически статичным и скучным. Для киноманов Новой волны, которые так многого ожидали после войны, это казалось предательством; и это объясняет, почему их нападки в печати часто были такими ядовитыми. Однако были некоторые современные режиссеры, которые снимали личные фильмы вне студийной системы, такие как Жан Кокто ( Orphee ), Жак Тати ( Mon Oncle ), Робер Брессон ( Journal d’un curation de campagne ) и Жан — Пьер Мелвиль ( Le Silence De La Mer ), которым очень восхищались.
продолжение на странице 2 >> |
Путешествие по Франции по следам французской Новой волны
La Nouvelle Vague, или французская Новая волна, была взрывом новаторского, провокационного и бесспорно стильного кино, созданного в конце 1950-х и начале 60-х годов. Перед ними наступила новая эпоха, и группа режиссеров решила бросить вызов господству Голливуда и приступила к созданию уникальной французской формы кино.
Фильмы новой волны были созданы, чтобы резко контрастировать с тщательно организованными постановками Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса и Джона Форда. Такие режиссеры, как Жан-Люк Годар, Агнес Варда и Клод Шаброль, отказались от студийной системы и сняли многие из своих величайших фильмов с ограниченным бюджетом, перенеся свои камеры туда, где они имели значение: на улицу.
Используя портативную фотокамеру, которая практически не требовала времени на настройку, режиссеры новой волны первыми применили экспериментальный стиль кинопроизводства, который включал в себя ряд авангардных приемов, таких как переходы, непрерывное редактирование и импровизация. Движимый духом иконоборчества, который лежал в основе La Cahiers Du Cinema киножурнал, авторы новой волны исследовали новую и неизведанную тематическую территорию, занимаясь социальными и политическими потрясениями, которые преобладали во Франции в послевоенный период.
Благодаря своему выразительному, яркому и застенчивому стилю новая волна захватила французскую нацию в разгар радикальных социальных перемен. Во многих фильмах того периода место становится самостоятельным персонажем, а такие города, как Париж и Нант, приобретают мощное призрачное присутствие. Ниже мы отправимся в некоторые из самых красивых мест, изображенных в кино новой волны.
Список охватывает всю широту удивительно разнообразной страны, от сонных северных деревень до средиземноморских вод Лазурного Берега. Мы исследуем влияние этих мест на режиссеров, которые их выбрали, и дадим вам несколько советов, как запечатлеть дух «Новой волны» по прибытии.
Каким бы способом вы ни решили путешествовать по этим важнейшим местам французской Новой волны, вы должны сделать это, выпив по крайней мере три чашки кофе в своем организме. О, и в качестве первой остановки в нашем путешествии я бы посоветовал вам взять с собой зонтик.
Париж
Ключевой фильм …
Париж был центральным местом для многих из самых новаторских фильмов того периода, включая « На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, «» Франсуа Трюффо, «400 ударов» Агнес Варды и «» Агнес Варды. Cléo от 5 до 7.
Благодаря своей самобытной культуре, неоклассической архитектуре и уникальной истории это один из самых очаровательных и оживленных городов Европы. Для режиссеров новой волны Париж был сам по себе персонажем. Особенно в фильмах Трюффо он изображается как своего рода призрак, преследующий своих жителей с богатой политической, культурной и интеллектуальной историей. Когда Анна Карина идет вдоль Сены, кажется, что она идет по стопам Сатра, Дидро и Камю.
Что исследовать …
Режиссеры новой волны переделали Париж, наделив его многими характеристиками, которыми он известен сегодня. В глазах этих кинематографистов Париж был городом джаза, протеста и моды. Сегодня все немного успокоилось, но многое из того, что режиссеры новой волны отмечали в Париже, все еще можно найти, если немного покопаться. Например, характерную для города культуру кафе следует принимать с распростертыми объятиями. Ведь именно эти кафе выступали в роли интеллектуальных мастерских новой волны, и многие из них, в том числе Coutume Café One, открыты и сегодня.
Лучший способ увидеть Париж эпохи Новой Ваги — пройтись по нему из конца в конец. Пешком Париж, кажется, источает свою сложную культурную и политическую историю из каждой поры. Для любознательного путешественника город до сих пор звучит джазовым звуком, который определил новую волну, и когда вы прогуляетесь в сторону Монмартра или Монпарнаса, вполне возможно, вы услышите звуки Сидни Беше и Луи Армстронга, смешивающиеся с знойным вечером. воздуха. Прогулка по Латинскому кварталу города позволит вам впитать богемный дух левого берега, а поездка по Лувру позволит вам воссоздать знаменитую сцену бега в Банда аутсайдеров.
Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг в На последнем дыхании . (Фото: Société Nouvelle de Cinématographie) Отен, Сона и ЛуараКлючевой фильм…
, есть несколько сцен, которые режиссер решил снять в красивом городке Отен в регионе Бургундия-Франш-Конте в центрально-восточной Франции. Город расположен в густом лесу и окружен холмистыми сельскохозяйственными угодьями, что придает ему идиллическое очарование, которым он так известен.
Что исследовать…
Он был основан во времена правления императора Августа на заре Римской империи. В результате город может похвастаться множеством памятников галло-римского периода. Руины его амфитеатра на 20 000 мест (самого большого в римском мире) и храма Януса — всего лишь два великолепных свидетельства того периода. Отун также имеет богатую художественную историю, поскольку в средневековый период он был центром религиозных художников. Потрясающий собор Сен-Лазар, например, содержит несколько абсолютно возвышенных изображений последнего завета.
Возможно, именно вездесущая историческая и религиозная атмосфера Отена привлекла Варду и писателя Джеймса Солтера в этот сонный городок в 1960-х годах. Вес истории является важной темой в Hiroshima Mon Amour , а в Отене история практически неизбежна. Однако для Солтера город таил в себе тихую чувственность, которая убедила писателя использовать Отен в качестве места действия для своего эротического романа 1967 года Спорт и развлечение .
Иль-де-Поркероль, Лазурный берег
Ключевой фильм…
Используется как одно из мест для съемок фильма Годара 1965 года Пьеро Ла Фу с Джоном Полем Бельмондо и Анной Кариной в главных ролях, остров Поркероль находится у французского Лазурного Берега.
С его аккуратными лазурными бухтами и густым лесом вы можете подумать, что Поркероль – это остров во Французской Полинезии. Это одно из самых изолированных и завораживающих мест на юге Франции, которое стало идеальным фоном для истории Годара о побеге пары из буржуазного парижского общества.
Решение снять Пьеро Ла Фу на Поркеролях может быть связано с тем фактом, что бельгийский писатель-криминалист Жорж Сименон повествует о двух своих романах на острове, один из которых, Мой друг Мегрэ , напоминает тот же нуар -атмосфера триллера, которую Годар пытался передать в своем фильме.
На что посмотреть…
При очень слабой инфраструктуре лучший способ путешествовать по Поркеролю — это педальный привод. Прокатившись по острову на велосипеде, вы сможете увидеть все: от форта Сент-Агат — форта, построенного в 14 веке, до церкви Святой Анны и маяка Кап д’Арм.
Сапфировые воды к северу и югу от острова обеспечат вам идеальные условия для купания, а эвкалиптовые дорожки в центре этого райского уголка подарят приятную тень.
Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина в Пьеро Ла Фу . (Источник: SNC)Нант, Бретань
Ключевой фильм :
Расположенный на атлантическом побережье город Нант занимает центральное место в сказочном фильме Жака Деми 1961 года « Лола ». В нем рассказывается история титулованной танцовщицы кабаре Лолы и двух мужчин, которые борются за ее любовь.
Нант был для Деми тем, чем был Париж для Франсуа Трюффо. В Lola Нант приобретает нереальное качество, в котором даже туман повседневных локаций источает странную, не поддающуюся определению магию.
Что исследовать:
Два места в Нанте и по сей день прочно ассоциируются с Лолой . Это ресторан La Cigale, где снимались сцены кабаре фильма, и Passage Pommeraye. Первый до сих пор является одним из самых известных мест в Нанте, роскошным заведением изысканной кухни, где подают одни из лучших кухонь Бретани. Его высокие потолки и декоративная плитка делают его идеальным объектом Лолы и ее танцовщицы, идеализирующей Нант.
Вдали от захудалых тусовок провинциальной Франции, Нант олицетворяет гламур и успех группы танцоров и в результате приобретает слегка фантастическую атмосферу. Прогулка по портовому городу Нант, безусловно, вызывает сказочное чувство. С его почти нетронутыми средневековыми руинами, неоклассической архитектурой и уникальным освещением этот город иногда кажется сделанным скорее из меда, чем из кирпичей и раствора.
Сам Деми отметил потрясающую яркость города, когда решил снять несколько сцен внутри пассажа Поммере. Красиво оформленная аркада служит фоном для двух важных встреч между Лолой и влюбленным Роландом, и это тоже не случайно. Пространство привлекало бесчисленное количество художников, в том числе многих сюрреалистов, укрепляя личность Лолы как музы и нереального объекта желаний Роланда.
Джиролата, Корсика
Ключевой фильм
Потрясающий корсиканский пейзаж послужил фоном для фильма Жака Розье 1965 года Прощай, Филиппины . История следует за Мишелем, скучающим и разочарованным молодым человеком из Парижа, которого собираются отправить в Алжир на военную службу.
Работая оператором, он знакомится с двумя девочками-подростками, Джульеттой и Лилиан, и заводит с ними отдельные романы. После того, как Мишеля увольняют с работы, он едет на Корсику в последний отпуск перед отъездом в Алжир. Там отношения девушки начинают портиться.
Что посмотреть:
Иногда Adieu Philippine похоже скорее на документальный фильм, чем на фильм. Беспорядочные движения камеры Розье запечатлели Корсику глазами юных, диких и беззаботных. Джиролата сама по себе является одной из жемчужин Корсики, хотя она, пожалуй, еще более труднодоступна, чем Поркероль.
Расположен к югу от природного заповедника Скандола на западе Корсики, примерно в 35 км к северо-западу от Порту. Сама деревня расположена на скалистом полуострове, окруженном океаном, ее дома из красного кирпича придают ей вид какого-то залитого солнцем пассифлоры, взбирающегося по склону горы.
Джиролата с ее усеянной лодками гаванью и вырисовывающимся маяком как нельзя дальше от туманных улиц Парижа. Помимо очевидного купания и принятия солнечных ванн, в Джиролате вы найдете множество природных чудес. В заповеднике обитают многочисленные скопы, сапсаны, хохлатые бакланы, пепельные тупики и беркуты. Он также может похвастаться 450 видами водорослей и почти 200 видами рыб, многие из которых невероятно редки.
(Источник: Раймон Кошетье)Самый популярный
{{#.![](/800/600/http/cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/9821/content_maxresdefault.jpg)
{{#статьи}} {{#заглавие}}
{{заглавие}}
{{/заглавие}} {{/статьи}}
{{/.}}Краткая история французской новой волны
Перейти к содержимому
Поиск…
17 февраля
Что такое французская новая волна?
Французская Новая волна, или Nouvelle Vague, — кинодвижение, зародившееся в конце 1950-х (как вы уже догадались) во Франции.
Origins
Придерживаясь мнения о том, что кино устарело и потеряло актуальность, группа французских кинематографистов и критиков под влиянием итальянского неореализма и таких режиссеров, как Хичкок и Уэллс, предложила новое видение этого средства массовой информации.
С помощью серии эссе они изложили свой манифест в влиятельном киножурнале Cahiers du Cinema .
У критиков было четыре основных пункта:
- Кино следует считать важной и значимой формой искусства.
- Кинематографисты должны экспериментировать и разрабатывать новые формальные приемы.
- Фильмы должны затрагивать темы и проблемы, актуальные для современной аудитории: экзистенциализм, память, любовь, детство и дружба — и это лишь некоторые из них.
- Режиссер фильма имел полный контроль над всеми элементами фильма, от сценария до кинематографии и всего, что между ними. Это известно как авторская теория.
Эта критика была революционной для своего времени и легла в основу французской Новой волны.
Известные директора
Вообще говоря, руководители движения разделились на два коллектива: Cahiers Du Cinema или Левый берег.
Первая, в которую входили такие светила, как Клод Шаброль, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар и Жак Риветт, сняла несколько выдающихся фильмов, которые, по мнению многих, определяют новую волну.
В то время Левый берег меньше ассоциировался с медиумом, чем киношники из Кахье.
Однако у этих более свободных отношений были свои преимущества. Свободные от формальных ограничений и ожиданий традиционного кинопроизводства, Левобережье включило в свои фильмы другие формы, такие как литература, поэзия и документальное кино.
Этот междисциплинарный подход привел к созданию некоторых из самых уникальных и интересных фильмов той эпохи.
Некоторые имена, которые вы можете узнать из этой группы, включают Аньес Варда, Крис Маркер и Ален Рене.
Основные характеристики
Эти режиссеры использовали смелые, новые и экспериментальные техники.
Два известных примера — быстрые прыжки Жана-Люка Годара в À bout de souffle , которые придают ему непредсказуемость, энергию, «захватывающее дух» ощущение, и культовые броски Франсуа Трюффо в Les 400 Coups :
Другие разработки включают съемку на месте, использование прямого звука и естественного света, а также съемку с помощью портативных камер.
Создатели фильма сосредоточились на личных, философских и политических проблемах Франции середины 20-го века.
Cléo de 5 à 7 Агнес Варда, например, представляет собой мощный взгляд на существование, болезнь и славу, в то время как Jules et Jim Трюффо и Adieu Philippine Жака Розье отражают тревогу, замешательство и освобождение. послевоенные годы.
Еще одной примечательной особенностью было использование иронического и саркастического юмора, риторических приемов, используемых для большого (и часто веселого) эффекта.
Что посмотреть
Трудно перечислить все великие фильмы Новой волны! Есть так много достойных внимания. Тем не менее, вот некоторые из обязательных к посещению мест.
В произвольном порядке:
- Hiroshima Mon Amour (реж. Ален Рене)
- Les 400 Coups (реж. Франсуа Трюффо)
- Жюль и Джим (реж.
Франсуа Трюффо)
- Клео де 5 на 7 (реж. Агнес Варда)
- Колено Клэр (реж. Эрик Ромер)
- Бу-де-суфле (реж. Жан-Люк Годар)
- Les Bonnes Femmes (реж. Клод Шаброль)
- Лола (реж. Жак Деми)
- Paris Nous Appartient (реж. Жак Риветт)
Выбирайте сами; они все фантастические.
Влияние
В этой прекрасной статье мисс Розен описывает, как авторская теория навсегда изменила кино:
Отвергая устоявшийся язык кино, оно отдавало власть режиссеру, который ставил свою личную подпись на произведении, чтобы рука художника чувствовалась от начала до конца.
Мы можем видеть влияние этого на многих стилистов (или авторов) сегодня.
Тарантино, Скорсезе, Коэны и Нолан, например, создали произведения, которые безошибочно принадлежат им; это прямое влияние настойчивости Новой волны на режиссерской автономии.
Кроме того, смелые и авантюрные в то время приемы повествования и кинопроизводства этого движения прочно вошли в кинематограф.
Возьмем в качестве примера портативные камеры. Используются во всем, от 28 Days Later до Вечное сияние чистого разума до Спасти рядового Райана , вы не можете представить современные фильмы без них.
Но если я вас не убедил, может быть, это сделает сам Марти Скорсезе. Посмотрите видео ниже, где показано огромное влияние французской Новой волны на его творчество:
Заключительные мысли
Можно ли с натяжкой сказать, что «Новая волна» создала современное кино?
Звучит как преувеличение, но справедливо сказать, что такие наборы, как Криминальное чтиво и Славные парни , возможно, не существовали бы без него.