Ольфактивный это: Эмоционально-ольфактивная связь: Ольфактивный или ольфакторный?

Успех во флаконе: Ольфактивный автограф личности

Плас Сант-Катрин, звон колокола на соборе, терпкий запах свежего шоколада – в кондитерскую «Фридерик Блондель» входят первые посетители. Таким мне навсегда запомнится аромат воскресного утра в Брюсселе.

Екатерина Царанок, колумнист delo.by

Удивительно, как много запах значит в нашей жизни, ведь он напрямую связан с эмоциональной сферой и памятью каждого человека. Обоняние – наше первичное чувство. Младенец узнает маму по запаху. Недаром последним трендом в Европе по созданию персонального и фирменного стиля стала разработка ольфактивного имиджа.

Актеры первыми поняли, что благодаря аромату можно перенестись во времени и пространстве и стали обращаться к парфюмерным консультантам с  просьбой о подборе аромата, который наиболее ярко подчеркнёт характер их героя на сцене. Они уверяют, что так легче вжиться в образ.

Бизнесмены – люди, которые быстро перенимают все новое и эффективное, – также стали учиться использовать ароматы для того, чтобы подчеркнуть  черты характера, которые хотелось бы выделить: силу, уверенность, компетентность. И спрятать другие – например, робость, скромность, меланхолию.

Благодаря запаху можно создать желаемый образ. Как это сделать, знает опытный эксперт Ольга Клишевич. Имея образование и опыт работы в областях нейро-психодиагностики и прикладной биохимии, она давно изучает силу влияния ароматов на восприятие человека.

Ольга Клишевич, родом из Беларуси  – ольфактивный имиджмейкер, владелица галереи артистической парфюмерии Parfum d’Ambre в центре Брюсселя

Она представитель редкой и загадочной профессии – ольфактивный имиджмейкер. Ольга работает с ведущими европейскими домами селективной парфюмерии. Она также владелица галереи артистической парфюмерии Parfumd’Ambre в центре Брюсселя, где проводит частные консультации и обучение. Европейские политики, дипломаты и бизнесмены часто приходят к Ольге – эксперту из Беларуси – за своим флаконом успеха.

— Ольга, что такое артистическая парфюмерия?

Артистическая парфюмерия – это скорее искусство создания аромата, особая философия и иное видение развития парфюмерных композиций. Это  эмоционально-ароматное звучание, удивительный, красочный мир запаха, который не оставит вас равнодушным. Это парфюмерия, создаваемая для людей, с тонким и высоким вкусом, которые хотят подчеркнуть свою индивидуальность и неповторимость.

Парфюмерные композиции могут навеять детские воспоминания о запахе только что заточенного карандаша, или книги, напечатанной на глянцевой бумаге, — любимый аромат Карла Лагерфельда. Артистическую парфюмерию можно сравнить с формами искусства. Как и музыкальное произведение, аромат уникален и мгновенен. Поэтому такую парфюмерию называют еще селективной, редкой, нишевой.

Основные еeособенности – использование высококачественного первичного сырья, отсутствие чётких рамок при создании новых композиций, или наоборот, строгое соответствие древним историческим рецептурам, ограниченное количество выпускаемых флаконов, полное отсутствие рекламы и скидок, особые места для продажи и, конечно, превосходная сохранность во времени. Как и великолепное вино или коньяк, «старея», аромат становиться более тонким и изысканным.

— Уверена, у Вас есть постоянные клиенты, которые приходят на презентации новых продуктов, а также на дегустации и мастер-классы по подбору своего аромата, которые Вы регулярно проводите. Но когда Вы консультируете людей, впервые попавших в мир артистической парфюмерии, на что Вы обращаете внимание?

Прежде всего, я стараюсь понять, что привело человека в мир артистической парфюмерии. Чаще всего, наши клиенты – это люди, которые ищут новую экспрессию, новое сочетание, более оригинальное, чем «мэйнстрим». Мне также важно знать первичный запах человека, который приходит на ум. Тот самый первый запах из детства, который  вводит данного человека в состояние комфорта.

Нужно разобраться, почему и куда вы будете носить определенный парфюм. Это может быть аромат на каждый день, либо на определенный случай, например свадьба, либо тот аромат, который нужен для таких событий, как подписание важных контрактов.

 — Еще столетие назад считалось, что пахнуть духами на работе неприлично. Может ли запах сослужить хорошую службу деловому человеку сегодня? Что Вы можете посоветовать в выборе аромата при прохождении собеседования на работу? Будут ли Ваши рекомендации отличаться для мужчин и для женщин?

Конечно же, мы расцениваем запах и духи в целом как средство экспрессии и самовыражения, а не просто как средство туалета, или гигиены. Поэтому, парфюм может сослужить хорошую службу, особенно на работе.

Я рекомендую человеку, который идет на собеседование по найму на работу, использовать аромат более строгий, сдержанный, но динамичный со свежими, мягкими нотами. Вам нужно понравиться, запомнится. Мужчины и женщины, в данном случае, могут смело «носить» цитрусовые композиции.

Женщинам допускается использовать легкие цветочные сочетания. Избегайте сладкие и терпкие запахи, а также морские ноты. Мужчинам я бы посоветовала ветивер в сочетании с древесными ароматами, или нотками кожи. Cвежие зеленые, цветочныeи цитрусовые запахи помогут на собеседовании создать образ динамичного человека, который открыт и готов к работе. В тоже время, они презентуют вас скромно, с достоинством, но многообещающе. 

А вообще, после интервью, важно оставить за собой легкое воспоминание – ольфактивный шлейф. По-французски мы называем это «sillage». Я предлагаю  использовать парфюмированную воду. Ее концентрация позволяет аромату быть экспрессивным, иметь особое развитие, и оставлять ненавязчивое ощущение присутствия после того, как вы уйдете.

— А если это деловые переговоры?

Есть такое понятие, как сэлф-брэндинг, когда для современного мужчины, или женщины мы подбираем стиль. То есть имиджмейкер работает над тем, как себя правильно поставить, держать голову, жестикулировать, позиционировать свой голос, направлять речь, подбирать цветовую гамму и вестиментарный стиль, выбирать прическу и цвет волос.

Вы заметили, например, что у деловой женщины чаще всего короткие волосы? У нее должна быть динамичная прическа, определенный покрой костюма, определенное понятие длины юбки, или брюк.

Визуальное, или звуковое восприятие — удел физических органов чувств. Между тем, запах – это химическая обработка информации, и он будет зарегистрирован на подсознательном уровне. Использование оригинального парфюма только подчеркнёт вашу неповторимость, изысканность вкуса и самоуважение.

Благодаря правильно подобранному парфюму,  мы можем скорpектировать образ и расставить нужные акценты. Например, для женщин, постоянно работающих в мужской сфере, приоритетно выделить качества партнёра и соратника. Я бы рекомендовала те композиции, где присутствуют ингредиенты, напоминающие мужчине о «зоне комфорта» – табак, ром, легкие древесные ноты, минеральные ноты, сбалансированный мускус, или амбра, строгие цветочно-цитрусовые решения. Но самое главное – парфюм должен быть вашим автографом и гармонично сочетаться с вашим индивидуальным запахом, зависящим от кислотно-щелочного баланса кожи и гормонального уровня.

Не забывайте, однако, что сильная, властная и авторитарная женщина-руководитель может оставаться деликатной, хрупкой и нежной в романтических отношениях. Поэтому ее парфюм на работе будет отличаться от того, что она будет «носить» на галантное рандеву.

Есть много рекомендаций для мужчин менеджеров, руководителей, владельцев предприятий. Надо понимать, что шеф может позволить себе душиться больше, чем его подчиненные, а также «носить» очень оригинальные ароматы. Когда он входит к себе на предприятие, все должны знать, что он здесь.

Все зависит от того, какой Вы руководитель. Благодаря парфюму, мы можем показать компетенцию, силу, авторитарность, требовательность, дисциплину. А если Вы позиционируете себя как дипломат, деликатный, слушающий своих подчиненных, открытый, интеллигентный, но строгий и справедливый начальник, тогда и парфюм будет другого характера.

— Женщины чаще получают парфюмерию от своих мужчин, нежели покупают сами. По себе знаю, что не все из этих щедрых подарков мы используем впоследствии. Давайте поможем мужчинам и раскроем несколько главных правил, которые помогут им подобрать аромат для своих любимых.

Наверное, самый первый и простой способ, это посмотреть, чем пользуется человек, которому Вы хотели бы купить духи, и придя в бутик, просто дать название. Полезно посмотреть ольфактивную пирамиду – то есть из чего состоит аромат, из каких ингредиентов и как расположены ноты. Это даст нам представление о том, к какой категории относится парфюм, который носит возлюбленная, или человек, которому он предназначен. Это относится и к мужчинам, и к женщинам.

Можно идти абсолютно по другому пути. Я чаще всего подбираю ароматы по характеру. Мне важно узнать привычки, работу, образ, манеру одеваться. Я также интересуюсь, какие предпочтения у этого человека во фруктах, крепких алкогольных напитках, вине. Используя данное описанию (хоть оно и субъективно), я помогаю найти ту “зону  ароматного комфорта”, которая этому человеку понравится. Если же личность, для которой подбирается аромат, достаточно оригинальная, экспрессивная, мы подбираем что-то такое, что сможет ее приятно удивить, или даже шокировать.

Вот один случай из моей недавней практики. Молодой человек выбирал аромат в подарок на юбилей маме. Во время консультации выяснилось, что его мама бывшая оперная певица. Попробовав несколько ароматов, мы остановились на парфюмированной воде PrimadeCarthusia, композиция который была навеяна историей «TeatroSanCarlodiNapoli» ­– самого древнего оперного театра в мире. Эта вода очень эффектно воссоздает образ театра и погружает нас в его неповторимую атмосферу. Таким образом, история парфюма может быть интересна сама по себе и послужить определенным толчком к тому, как его будут воспринимать. 

Я бы хотела заметить, что выбирая парфюм для другого человека, мы не можем знать наверняка, как композиция будет развиваться на его коже. Если, открыв флакон, вы обнаружите, что его запах на вашей коже вас не устраивает, не огорчайтесь. Я советую наносить такой парфюм на волосы, шарфы, одежду, мужчинам – на галстуки. В этом случае, аромат останется практически таким, каким вы чувствовали его на блоттере – тестовой бумажке в бутике.

За время, проведенное с Ольгой, кроме вышеупомянутого, я отметила для себя три момента.

Во-первых, аромат – как и одежда, либо же украшения – имеет свое назначение, место и время. Создать ольфактивный имидж не базе одного парфюма весьма затруднительно.

Во-вторых, мы продегустировали около 50 ароматов, а я так и не утратила способность распознавать новые запахи и даже ими восторгаться. В обычном магазине парфюмерии меня хватает на три-четыре флакона. Затем впечатления перемешиваются, и воспринимать каждый новый запах становится в тягость.

В-третьих, как женщина, пришедшая в бутик со своим кошельком, не могу не отметить, что стоимость артистического парфюма не сильно отличается от продукции Chanel, Dior, или Hermes.

Ольга объясняет этот факт тем, что создатели артистической парфюмерии уделяют огромное внимание качеству и аутентичности используемого материала, а также дизайну флаконов и упаковки. Эксклюзивные парфюмеры работают в своей нише и не нуждаются в рекламе, как производители «мэйнстрима», которые тратят на маркетинг львиную часть своего бюджета, отдавая предпочтение более дешевым синтетическим материалам. Артистический парфюм – произведение искусства и, соответственно, он не может создаваться массово.

Зато как приятно осознавать, что таких флаконов, как я унесла с собой после консультации, только два десятка во всем мире!


 

Екатерина Царанок, колумнист «Дела»

Я эксперт по политической коммуникации и аккредитована при Европейском Парламенте.

В отдельных статьях я расскажу подробнее о лоббинге в Европейском Союзе, а также о том, что происходит «за кадром» в европейских институтах.

Вот уже более 12 лет я живу за границей и сменила за это время три страны. Курируя программы по международному образовательному обмену и повышению квалификации молодых специалистов в Европе, я часто встречаю наших соотечественников — успешных деловых людей и высоких менеджеров крупных международных корпораций. У них, как правило, очень интересные истории.

 

Таким образом, инновационный и интеллектуальный потенциал Европы, а также участие в нем наших ребят – еще одна тема, о которой мне есть, что рассказать.

Азбука парфюмерных терминов

Журнал Casual представляет Вашему вниманию мини-азбуку парфюмерных терминов, чтобы Вы могли не только без труда разбираться в тонкостях парфюмерии и общаться на одном языке с продавцом, но и выбирать правильный аромат без его помощи. Тем более что каждый новый сезон дарит так много парфюмерных новинок.


Абсолю – самый концентрированный ингредиент в парфюмерии, даже по сравнению с эфирными маслами. Его получают из растений не путем дистилляции выжимки, а экстракции. Результат — чистый качественный материал, который лежит в сердце ароматной композиции.

Альдегиды. Chanel №5 — первый альдегидный, синтетический аромат, изобретенный в 1921 г. С тех далеких пор редкие высококачественные духи не содержат эти химические компоненты. История утверждает, что альдегиды содержатся в эфирных маслах: в 1803 году из горького миндаля было выделено новое вещество со специфическим запахом.

А с открытием альдегидных соединений химикам удалось синтезировать и еле уловимый запах земляники, и ароматы свежескошенной травы, выглаженного белья, старых книг, и много чего еще. Однако формулу парфюмов обогащают альдегидами еще и для того, чтобы придать букету глубину и многогранность. Кроме Chanel №5, яркими представителями цветочно-альдегидных ароматов являются: Arpege Lanvin, Madame Rochas, Climat Lancome.

Амбра — так же, как и мускус — продукт жизнедеятельности, образующейся в пищеварительном тракте кашалота. В парфюмерии более всего ценится белая или серая амбра. Это наиболее редкий и ценный ее вид. Получается он в процессе взаимодействия с морской водой и солнцем на протяжении сотен лет. Продукт меняет цвет – от почти черного до серебристо-белого цвета. Из-за сложности добычи (амбру «собирают» на берегах океанов и в морской воде, где обитает это гигантское млекопитающее) парфюмеры нашли способ получать амбру либо синтезированным путем, либо из смол (растительная амбра).

Благодаря этому компоненту образовалось целое семейство ароматов – «амбровые», однако как таковых духов с «запахом амбры» не существует. Этот ценный ингредиент используют в качестве закрепителя ароматической композиции. Он придает парфюму неуловимую сексуальность, делает его теплее и соблазнительнее. Не зря амбру называют афродизиаком – она потрясающе действует как на мужчин, так и на женщин. Самыми яркими представителями ароматов, где ярче всего проявляется драгоценный ингредиент – амбра, являются: Shalimar Guerlain, L’Interdit de Givenchy, Cerruti 1881 pour Femme, Tresor Lancome.

Афродизиаки — к ним относятся запахи, способные привлечь внимание противоположного пола. Название этой категории ароматов дала Афродита, богиня любви и красоты, известная соблазнительница. Афродизиаки раздражают нервную систему, усиливая сексуальное влечение, а еще способствуют образованию эндорфинов, которые лишь усиливают эффект. Чтобы проверить действие подобных ароматов на себе, Вам не нужно искать на упаковке слово «афродизиак,» главное, чтобы в составе были правильные ингредиенты: ваниль, корица, восточные специи, нероли, иланг иланг, сандал, апельсин, жасмин.

Блоттер — это та самая бумажка, на которую консультанты в магазинах наносят аромат, чтобы дать Вам его понюхать. В дословном переводе с английского blotter — это промокашка. Изначально, ее использовали для снятия с пера излишков чернил, а потом кто-то заметил, что пористая структура позволяет услышать полное звучание аромата — так появились бумажные блоттеры. Некоторые парфюмерные компании пошли дальше: стали изготовлять и использовать керамические, каменные и даже стеклянные модели. Фактически используемый материал может быть любым: главное, чтобы он не вступал в реакцию с компонентами духов или спиртом и не искажал аромат. Но, в любом случае, понять, подходит ли Вам парфюм, Вы сможете, если нанесете его на кожу и дадите ему раскрыться (на это уйдет около 30-ти минут).

Дистилляция — основной метод, позволяющий добывать из растений эфир. Для этого их помещают в чан и нагревают. В результате конденсации остаются дистиллированная вода и эфирные масла, которые, не растворяясь, оказываются на ее поверхности.

Предполагается, что дистилляция была изобретена арабами до X века, у Авиценны она упоминается, как метод получения эфирных масел. По сей день в парфюмерии путем дистилляции получают основную часть ароматических компонентов.

Мускус — ароматический компонент, выделяемый железами некоторых видов животных, в частности ондатры, мускусной утки, некоторых видов крокодилов, представителей семейства кошачьих и парнокопытных. Он им нужен, чтобы метить территорию и обольщать особей противоположного пола. В парфюмерии мускус используется для того, чтобы увеличить стойкость аромата и придает ему чувственный благородный оттенок. К сожалению, получение этого вещества связано с убийством животных, поэтому в конце ХХ века ассоциации защиты животных и окружающей среды, в том числе WWF, начали кампанию против использования натурального цибетина и мускуса животных. IFRA (Международная парфюмерная ассоциация) поддержала их с этой инициативой и настоятельно рекомендовала всем производителям ароматов воздержаться от использования этого компонента.

Альтернатива нашлась: такое растение, как лабданум, обладает схожим запахом. Именно его и используют чаще всего для производства мускусных ароматов. Также мускусоподобное вещество содержится в корне анжелики, семенах амбретты, корне дягиля аптечного, семенах гибискуса, и гальбануме. Если Вам встретятся очень дорогие духи или туалетная вода с мускусом, то скорее всего, они произведены в Саудовской Аравии. Там есть несколько ферм, где добывают нужный компонент без вреда для животных. Взрослых особей оленя на время усыпляют снотворным, в мускусный мешочек вводят катетер, с помощью которого буквально сцеживают драгоценное вещество. Но поскольку, этот способ дорогостоящий – стоимость мускуса доходит до 100 евро за 1 грамм, это автоматически увеличивает себестоимость аромата в несколько раз.
Самыми яркими представителями ароматов, с преобладанием растительного мускуса, являются: Very Irresistible Givenchy, Pure Poison Dior, Crystal Noir Versace, Jadore Dior, Amor Amor Cacharel.

Ольфактивная пирамида — обычно нарисована на упаковке парфюма, и если Вы знаете, как ее правильно трактовать, можно больше ни о чем не спрашивать консультанта. Ольфактивную пирамиду составляют ароматические компоненты, входящие в парфюмерную композицию. Поскольку каждый из них раскрывается в определенный промежуток времени, было решено выстраивать их в пирамиду. На вершине располагаются самые нестойкие ноты (так называемые верхние), в середине — со средней скоростью выветривания (ноты сердца), а в основании пирамиды – самые долгоиграющие (их называют нижними, или шлейфом).

Ориентальный аромат — он же восточный, парфюм с компонентами, которые ассоциируются с одноименной культурой. К ним относятся почти все ароматы специй, пачули, ванили, мускуса и жасмина. Ориентальные ароматы несколько тяжеловатые, густые, пряные оттенком с экзотической нотой.

Феромоны – собирательное название летучих веществ, выделяемых животными и людьми для невербальной коммуникации и привлечения внимания в момент возбуждения. Создатели некоторых ароматов утверждают, что добавляют синтезированные молекулы феромонов в ароматы-афродизиаки, но проверить это, к сожалению невозможно: поскольку, эти важные компоненты не имеют запаха и вызывают бурную реакцию окружающих, работая на бессознательном уровне.

Фужерный аромат. В переводе с французского fougere — папоротник. Но фужерные ароматы не имеют запаха этого растения, которое, кстати, почти не пахнет. И если честно, то фужерные или папоротниковые ноты — это не что иное, как, миф и еще раз миф. Появление данного типа ароматов датируется концом XIX в., когда дом Houbigant выпустил духи «Королевский папоротник» (Fougere Royale). Необычный аромат пах лавандой, дубовым мхом, ванилью и бергамотом. Именно это сочетание придавало парфюму свежую растительную тональность, которую французы окрестили «la fougere». С тех пор, если духи или туалетная вода содержат ноты лаванды, дубового мха, и кумарина (вещество с запахом сена), их называют фужерными. Самыми яркими представителями фужерных ароматов, являются: Jicky Guerlain, Egoist Platinum Chanel, Davidoff Cool Water, Eau de Tsar Van Cleef&Arpels, Boss Hugo Boss.

Шипровый аромат. В 1917 году знаменитый французский парфюмер Франсуа Коти создал знаменитый Chypre (в переводе с франц. Кипр). Аромат был женским, что уже само по себе было смелым заявлением. На фоне привычных легких цветочных духов, сочетание бергамота, дубового мха, пачули и ладана, звучало, по меньшей мере, странно. Однако этот аромат до того понравился публике, что женщина, попробовавшая его один раз, отправлялась на поиски в парфюмерные лавки со словами: «Шипр, шипр » . Так Chypre стал именем нарицательным, и теперь этим словом называют группу ароматов в ольфактивной пирамиде которой всегда присутствует бергамот (лимон), пачули и дубовый мох – остальное добавляется по вкусу парфюмера. Самыми яркими представителями шипровых ароматов, являются: фруктовый шипр — Mitsouko Guerlain, альдегидный шипр — Aromatic Elixir Clinique, цветочный шипр — Dioressence Christian Dior, зеленый шипр — Eau du Soir Sisley.

Эфирное (эссенциальное) масло получило свое название скорее по недоразумению — ничего общего с маслами (кроме текстуры) эфирное масло не имеет. Это ароматная смесь летучих веществ, которая добывается из растений несколькими способами (паровой дистилляцией, холодным отжимом, экстракцией). Если Вы капните этим веществом (без примесей) на бумагу или ткань, через 15-20 минут оно улетучится. Однако химики заметили, что удержать эфир можно, если растворить его в жирном масле, воске или спирте. Последний вариант парфюмерные компании используют чаще всего.

— Воспроизведение материала запрещено —

обонятельная система | Части, функции и органы

носовая полость человека

См. все СМИ

Связанные темы:
нос запах полость носа орган чувств

Просмотреть все связанные материалы →

обонятельная система , структуры тела, обслуживающие обоняние. Система состоит из носа и носовых полостей, которые в своих верхних отделах поддерживают обонятельную слизистую оболочку для восприятия запаха, а в нижних отделах служат дыхательными путями.

Узнайте, как обонятельная луковица в головном мозге обрабатывает информацию от обонятельных рецепторов, выстилающих нос

Посмотреть все видео к этой статье

Костная структура носа является частью черепа, но внешняя часть носа поддерживается только костью выше ; ниже книзу его форму сохраняют хрящевые пластинки. Расширенная нижняя часть стенки носа, крыло, образована только кожей, как снаружи, так и внутри, с фиброзно-жировой тканью между слоями. Полости носа разделены перегородкой, которая в нижних двух третях покрыта толстой, сильно васкуляризированной слизистой оболочкой, состоящей из столбчатого реснитчатого эпителия с вкрапленными в него массами ацинозных желез, а в верхней части покрыта менее васкуляризированной, но более специализированная обонятельная мембрана. Около передней части нижней части перегородки иногда можно обнаружить небольшое отверстие в короткую слепую трубку, идущую вверх и назад; это рудиментарный остаток органа Якобсона. Несущий каркас перегородки состоит из решетчатой ​​кости сверху, сошника снизу и септального хряща спереди. Наружная стенка каждой носовой полости разделена на три носовых хода выступающими трубчатыми костями. Над верхней носовой раковиной находится пространство между ней и крышей, известное как recessus sphenoethmoidalis, в заднюю часть которого открывается клиновидный воздушный синус.

См. Исследователи изучают механизм предиктивного кодирования, с помощью которого обонятельная система мозга может предвосхищать специфические запахи

Посмотреть все видео к этой статье решетчатые воздушные камеры, а между средней и нижней носовыми носовыми костями находится средний носовой ход, который является самым большим из трех и содержит округлое возвышение, буллу решетчатую. Выше и позади этого часто имеется отверстие для средних решетчатых ячеек; внизу и спереди проходит глубокий серповидный желоб, hiatus semilunaris, который сообщается сверху с лобным воздушным синусом, а снизу с отверстием в гайморову пазуху или верхнечелюстную антрум. Нижний носовой ход находится ниже нижней носовой раковины, и, когда ее поднимают, видно клапанное отверстие носового хода. Крыша носа узкая, и именно здесь через решетчатую пластинку проходят обонятельные нервы. Дно шире, так что коронарный срез каждой носовой полости имеет вид прямоугольного треугольника.

Эмбриология

На третьей неделе внутриутробного развития на нижней стороне передней части головы появляются две носовые ямки; они являются первым проявлением истинной обонятельной области носа, и некоторые из их клеток эпителиальной выстилки посылают аксоны, которые разветвляются с дендритами клеток обонятельной доли мозга и таким образом образуют обонятельные нервы. Между обонятельными ямками широкий срединный лобно-носовой отросток растет вниз из области лба, образуя спинку носа и переднюю часть носовой перегородки, а вне их латеральные носовые отростки растут вниз и встречаются с верхнечелюстными отростками от первой висцеральной дуги. . Так образуются носовые полости, но они отделены от рта тонкой щечно-носовой перепонкой, которая со временем прорывается; после этого рот и нос составляют одну полость до образования неба на третьем месяце. На третьем месяце орган Якобсона можно увидеть в виде хорошо выраженной трубки, выстланной слизистой оболочкой дыхательных путей; никакого объяснения функции органа Якобсона у человека не известно, и оно, вероятно, полностью атавистично. При рождении носовые полости неглубокие сверху вниз, но быстро углубляются до возраста полового созревания.

Britannica Quiz

Человеческие органы

Сколько энергии человеческого тела использует мозг? Сколько в среднем раз в минуту бьется человеческое сердце? Прокачайте свой мозг и ускорьте пульс, пройдя этот тест.

Сравнительная анатомия

У ланцетника над передним концом центральной нервной системы имеется реснитчатая ямка, которая, вероятно, является зачатком непарного органа обоняния. У миног ямка сначала вентральная, но позже становится дорсальной и имеет общее отверстие с гипофизарным впячиванием. Кроме того, он становится разделенным внутри на две боковые половины. У рыб имеются также две боковые ямки, ноздри которых открываются иногда, как у акул и скатов, на брюшную поверхность рыла, а иногда, как у высших рыб, на спинную поверхность. До этой стадии органы обоняния представляют собой простые ямки, но у илистых рыб из них образуется отверстие в передней части нёба, и поэтому они служат дыхательными путями и органами обоняния. У высших амфибий носовой орган включается в состав черепа, выделяются дыхательный и обонятельный отделы. В этом классе также обнаруживаются врастания носовых раковин и появляется носоглоточный проток.

У ящериц обонятельная и дыхательная части очень различны, причем последняя выстлана только многослойным эпителием, не связанным с обонятельными нервами. Из наружной стенки вырастает одна настоящая носовая кость, а рядом с ней находится большая носовая железа. У крокодилов образовалось твердое небо, и отныне между отверстиями наружной и внутренней ноздрей имеется значительное расстояние. У крокодилов также впервые обнаруживаются воздушные пазухи, идущие от обонятельных полостей к костям черепа.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Расположение птиц очень похоже на расположение рептилий; присутствуют обонятельная и дыхательная камеры, и в последнюю проецируется истинная носовая раковина, хотя в верхней или обонятельной камере есть псевдотурбинальная. У млекопитающих обонятельная камера носа развита по-разному: большинство из них макросматичны и имеют большую площадь обонятельной слизистой оболочки; некоторые, такие как тюлени, усатые киты, обезьяны и люди, являются микросматиками, в то время как у зубатых китов обонятельная область практически подавлена ​​у взрослых особей, и считается, что они аносматичны. У макросматических млекопитающих обычно пять носовых костей, хотя у людей их меньше. Самая нижняя из этой серии, верхнечелюстная, является эквивалентом единственной настоящей носовой кости птиц и рептилий, а у большинства млекопитающих представляет собой двойной завиток, один лист которого обращен вверх, а другой вниз.

Орган Якобсона впервые появляется у земноводных в виде переднезаднего желоба на дне носовой полости. У рептилий крыша желоба смыкается с каждой стороны, и образуется трубка, лежащая ниже и внутри носовой полости, открывающаяся спереди в рот и оканчивающаяся слепым концом, кзади от которого идут ветви обонятельного и тройничного нервов. распределенный. У высших пресмыкающихся (крокодилы, черепахи и черепахи) и у птиц во взрослом состоянии орган подавлен. У низших млекопитающих, особенно у однопроходных, она очень хорошо развита и заключена в хрящевую оболочку, из которой в ее внутренность выступает носовой отросток. У других млекопитающих, за исключением приматов и, может быть, летучих мышей, этот орган совершенно отчетлив, хотя, как было показано, даже у человека его наличие можно обнаружить у зародыша.

Физиология, обоняние — StatPearls — Книжная полка NCBI

Бенджамин Браниган; Прасанна Тади.

Информация об авторе

Последнее обновление: 8 мая 2022 г.

Введение

Обоняние — это химическое ощущение газообразных одорантов, в просторечии называемое обонянием. Обонятельный нерв (черепной нерв один) в координации с другими нейроанатомическими структурами носовых ходов, нейротрансмиттерами и корой головного мозга отвечает за выполнение этого сложного хемосенсорного процесса. У людей обоняние тесно связано с другими сложными функциями, такими как вкус (вкус) и непроизвольное формирование памяти. С эволюционной точки зрения неповрежденное обоняние имеет решающее значение для оценки безопасности пищевых веществ, оценки надвигающейся опасности и распознавания социальных отношений. Способность воспринимать и определять команды имеет тенденцию к снижению с нормальным старением.[3] В клинических условиях изменения обоняния могут представлять собой начальное проявление основной патологии и требуют тщательного медицинского обследования.

Проблемы, вызывающие озабоченность

Аносмия означает полную неспособность обнаруживать запахи. Основные причины аносмии сильно различаются и будут обсуждаться более подробно. По данным Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств, примерно 1,4% населения испытывает дисфункцию обонятельной системы наряду с некоторой степенью сопутствующей потери обоняния.[4]

Клеточная

Обонятельная система находится на крыше полости носа у ситовидной пластинки — продырявленного участка решетчатой ​​кости, отделяющего лобную долю большого мозга от полости носа. Молекулы пахучих веществ в носовых ходах сначала сталкиваются с рецепторами на первичных ресничках обонятельных сенсорных нейронов. Каждый нейрон экспрессирует один тип белкового рецептора на этих отростках дендритов. Однако отдельные одоранты могут связываться со многими различными белками-рецепторами. Дендритные концы этих нейронов первого порядка находятся в тонком слое слизи с прилегающим поддерживающим эпителием. Боуменовы железы выделяют серозную жидкость, богатую гликопротеином, которая согревает, увлажняет и удерживает воздух, способствуя растворению газообразных пахучих частиц.

Компоненты аксонов отдельных обонятельных сенсорных нейронов затем объединяются, образуя сосудисто-нервные пучки, выступающие сквозь решетчатую пластинку. Эти коллективные пучки аксонов образуют обонятельные нервы. Аксональные отростки обонятельных нервов образуют синапсы с дендритами митральных и пучковых клеток в сферических структурах, известных как клубочки. Клубочки находятся на поверхности обонятельной луковицы и являются критическими структурами для передачи обоняния. Каждый клубочек получает сходящиеся аксоны от обонятельных нейронов, которые экспрессируют одни и те же специфические белковые рецепторы.

По оценкам, у человека в каждой обонятельной луковице имеется от 1100 до 1200 клубочков.[5] Митральные клетки второго порядка затем проецируются через обонятельные тракты в определенные области мозга, которые обрабатывают обонятельную информацию, включая грушевидную кору, обонятельный бугорок, миндалевидное тело и энторинальную кору.

Развитие

Обоняние было продемонстрировано у плодов уже на 30-й неделе беременности, характеризующихся дискриминационными реакциями на пахучие молекулы в амниотической жидкости.[9]] Кроме того, именно в этом гестационном возрасте обонятельные луковицы видны на магнитно-резонансной томографии (МРТ). Обонятельные луковицы продолжают претерпевать изменения, связанные с развитием нервной системы и созреванием, примерно до двухлетнего возраста.

Синдром Каллмана — врожденное заболевание, характеризующееся гипогонадотропным гипогонадизмом наряду с аносмией из-за двусторонней агенезии или гипоплазии обонятельных луковиц.[11] Также хорошо задокументированы приобретенные аномалии обоняния, вторичные по отношению к перинатальному токсическому инсульту. Исследование беременных мышей, выпивших 10% этанол, продемонстрировало гипоплазию обонятельных луковиц и нарушение распознавания запахов у потомства, сохраняющееся во взрослом возрасте.

Задействованные системы органов

Нос содержит органы обоняния на верхнем полюсе, одновременно выполняя свою функцию в дыхательной системе. Внутри передней части каждой ноздри находится преддверие носа, хрящевая структура, выстланная плоским эпителием и маленькими волосками, называемыми вибриссами. Эти волоски фильтруют пыль и другие частицы из вдыхаемого воздуха.[13] В каждой носовой полости находятся три тонкие полкообразные губчатые кости, отходящие от боковых стенок, называемых носовыми раковинами (верхняя, средняя и нижняя), также называемые носовыми раковинами. Они увеличивают площадь поверхности носовых полостей и сильно васкуляризированы, чтобы помочь кондиционировать воздух за счет быстрого нагревания и увлажнения. Верхняя раковина содержит органы обоняния.

Периферические компоненты обонятельной системы, такие как обонятельные сенсорные нейроны, нервы, луковицы и тракты, представляют собой организованные структуры центральной нервной системы. Наконец, центральная обработка хемосенсорных сигналов в различных структурах мозга остается очень сложным процессом в рамках текущих научных исследований.[15]

Функция

Обонятельная система человека выполняет несколько функций. Благодаря прямой связи с лимбической системой и корой головного мозга запахи переплетаются с переживаниями и воспоминаниями. Обоняние также играет роль в формировании поведения и коммуникации между животными.[16] Одоранты в окружающей среде предоставляют фундаментальную информацию для выживания. Некоторые виды полагаются на обоняние для определения пищевых ресурсов, партнеров, токсинов, хищников и надвигающейся опасности.

Механизм

Процесс обоняния включает преобразование химического раздражителя, запаха, в электрический сигнал, посылаемый в мозг для интерпретации. Этот механизм начинается после того, как обонятельные сенсорные нейроны деполяризуются в ответ на связывание молекулы одоранта с рецепторами, связанными с G-белком (GPCR). Диссоциированный G-белок активирует внутриклеточный каскад через аденилатциклазу, производя молекулу циклического аденозинмонофосфата (цАМФ), которая связывается и открывает ионные каналы в плазматической мембране нейрона. Впоследствии происходит приток положительных ионов натрия и кальция и отток отрицательных ионов хлора. Нейрональная деполяризация продолжается до тех пор, пока не возникнет пороговый потенциал, запуская результирующий потенциал действия. Потенциал действия проходит по обонятельным нервам через решетчатую пластинку к клубочкам обонятельной луковицы. Затем клубочки проецируются в определенные области мозга, где происходит обработка, модуляция и интерпретация более высокого уровня.

Сопутствующее тестирование

Тестирование обонятельного нерва является важным компонентом при проведении комплексного обследования черепных нервов. Врач может дать пациенту указание закрыть одну ноздрю, удерживая предмет с определенным ароматом (обычным выбором являются кофейная гуща, апельсиновая корка или табак) и попросить пациента определить запах. Обратите внимание, что следует избегать использования тампона со спиртом, потому что ноцицептивные интраназальные одоранты могут также стимулировать хеморецепторы тройничного нерва (черепной нерв 5) и обходить обонятельную систему или вмешиваться в нее [19]. ]

Патофизиология

Патофизиологию нарушений обоняния можно лучше понять, если сначала определить тип имеющейся дисфункции. Аносмия существует в диапазоне от полного отсутствия обоняния до сниженной способности или гипосмии (частичной аносмии). Кроме того, нарушение обоняния может проявляться в виде неспособности различать запахи друг от друга, что известно как обонятельная агнозия. Могут возникать искажения или патологические изменения в восприятии, которые в совокупности называются дизосмиями. Интересно, что может происходить спонтанное ощущение запаха в отсутствие пахучего раздражителя. Такие хемосенсорные галлюцинации называются фантосмиями. Имеются сообщения о наличии фантосмий до 55% при транзиторной эпилептической амнезии.[20] Клинически важно различать латеральность (одностороннюю или двустороннюю) при каждом обнаружении аномалии обоняния для дальнейшего изучения основной причины.

Изменения обоняния могут быть результатом болезненных процессов, воздействия окружающей среды или просто результатом нормального старения. У взрослых в возрасте до 65 лет предполагаемая распространенность обонятельной дисфункции составляет примерно 2%. Однако это число резко возрастает до 75% среди населения старше 80 лет.[22] Эти изменения, вероятно, являются многофакторными, частично вызванными окостенением решетчатой ​​пластинки и уменьшением размера ее отверстий.[23] Кроме того, кумулятивное повреждение обонятельных рецепторов, встречающееся на протяжении всей жизни, по-видимому, играет роль в возрастном снижении обоняния.[3]

Клиническое значение

Доброкачественное снижение обонятельной чувствительности обычно встречается у стареющих людей и может временно проявляться в условиях интраназального воспаления или обструкции. Однако, когда клиницисты сталкиваются с аномалиями, такими как аносмия или гипосмия, в клинических условиях, крайне важно дополнительно исследовать основную этиологию. Этот процесс начинается со сбора анамнеза пациента и проведения тщательного неврологического обследования, включая оценку первого черепного нерва.

Широкий спектр заболеваний влияет на обонятельную функцию. Вирусные инфекции верхних дыхательных путей являются наиболее распространенной причиной как постоянной аносмии, так и гипосмии.[24] Нейротропные вирусы могут вызывать необратимые повреждения нервной ткани обонятельной системы. При синусите воспаленная слизистая оболочка носа и повышенное выделение слизи могут привести к заложенности носа и обычно вызывают преходящую и неполную аносмию.[25] Это состояние является одной из частых причин транзиторной аносмии, часто наблюдаемой во всех возрастных группах.

Недавно проведенные исследования выявили аносмию как жизненно важный ранний признак нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Паркинсона и Альцгеймера.[26][27] Поэтому крайне важно проверять обонятельную функцию при оценке нейродегенеративных заболеваний. Травмы лица, особенно переломы с повреждением решетчатой ​​пластины, также могут спровоцировать потерю обоняния.[28] При травме лица иногда наблюдаются перелом решетчатой ​​пластинки и выход ликворной жидкости. Таким образом, мы должны провести тщательную работу в этих случаях, чтобы избежать возможного заражения мозга и мозговых оболочек.

Точно так же менингиомы обонятельной борозды и другие внутричерепные массы могут быть вторичными причинами потери обоняния.[29] Научные данные также подтверждают тесную связь между обонятельной дисфункцией и шизофренией.[30] Текущие исследования обонятельных стимулов, вызывающих мигрень и рвоту беременных во время беременности, предполагают общий механизм, включающий аллельные вариации дофаминергических рецепторов.[31] Как ни странно, женщины сообщали о гиперосмии во время беременности, но научное понимание этого явления остается ограниченным.[32]

Примерно от 5 до 7% пациентов с травмами головы также сообщают о снижении обоняния. Некоторые пациенты с диабетом также имеют дисфункцию обонятельного нерва. Обонятельные галлюцинации возникают также при поражениях гиппокампа или психозах. Больные описывают обонятельные галлюцинации как неприятные и странные запахи.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Рисунок

Обонятельный эпителий, обонятельная клетка, клубочки, митральные клетки, волокна обонятельного тракта. Предоставлено Grey’s Anatomy Plates

Ссылки

1.

Bruch RC, Kalinoski DL, Kare MR. Биохимия обоняния и вкуса позвоночных. Анну Рев Нутр. 1988; 8:21-42. [PubMed: 3060165]

2.

Асо Ю., Рубин Г.М. Дофаминергические нейроны записывают и обновляют воспоминания по правилам, специфичным для типа клеток. Элиф. 2016 Jul 21;5 [бесплатная статья PMC: PMC4987137] [PubMed: 27441388]

3.

Attems J, Walker L, Jellinger KA. Обоняние и старение: мини-обзор. Геронтология. 2015;61(6):485-90. [PubMed: 25968962]

4.

Scangas GA, Bleier BS. Аносмия: дифференциальная диагностика, оценка и лечение. Am J Rhinol Аллергия. 2017 01 января; 31 (1): 3-7. [PubMed: 28234141]

5.

Пинчинг Эй Джей, Пауэлл ТП. Нейропиль клубочков обонятельной луковицы. Дж. Клеточные науки. 1971 сент.; 9(2):347-77. [PubMed: 4108057]

6.

Персо К.С. Инженерные аспекты обоняния. В: Персо К.С., Марко С., Гутьеррес-Гальвес А., редакторы. Нейроморфное обоняние. CRC Press / Тейлор и Фрэнсис; Бока-Ратон (Флорида): 2013. [PubMed: 26042329]

7.

Хатт Х. Молекулярные и клеточные основы человеческого обоняния. Химические биодайверы. 2004 Декабрь; 1 (12): 1857-69. [PubMed: 17191824]

8.

Benignus VA, Prah JD. Обоняние: анатомия, физиология и поведение. Перспектива охраны окружающей среды. 1982 апр;44:15—21. [Бесплатная статья PMC: PMC1568955] [PubMed: 7084147]

9.

Sarnat HB, Flores-Sarnat L, Wei XC. Обонятельное развитие, часть 1: функция, от восприятия плода до дегустации вин взрослыми. J Чайлд Нейрол. 2017 май; 32(6):566-578. [PubMed: 28424010]

10.

Schneider JF, Floemer F. Созревание обонятельных луковиц: результаты МРТ. AJNR Am J Нейрорадиол. 2009 июнь; 30 (6): 1149-52. [Бесплатная статья PMC: PMC7051339] [PubMed: 19279285]

11.

Шетти С., Капур Н., Джон Р.А., Пол Т.В. Обонятельная агенезия при синдроме Каллмана (СК). J Clin Diagn Res. 2015 Апр;9(4):OJ01. [Бесплатная статья PMC: PMC4437102] [PubMed: 26023587]

12.

Akers KG, Kushner SA, Leslie AT, Clarke L, van der Kooy D, Lerch JP, Frankland PW. Воздействие алкоголя на плод приводит к аномальному развитию обонятельных луковиц и нарушению распознавания запахов у взрослых мышей. Мол Мозг. 2011 07 июля; 4:29. [Бесплатная статья PMC: PMC3148973] [PubMed: 21736737]

13.

Стоддард Д.Г., Палланч Дж.Ф., Гамильтон Г.С. Влияние вибрисс на субъективные и объективные показатели заложенности носа. Am J Rhinol Аллергия. 2015 сен-октябрь;29(5):373-7. [PubMed: 26358350]

14.

Фримен С.К., Карп Д.А., Кахваджи К.И. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 9 мая 2021 г. Физиология носа. [PubMed: 30252342]

15.

Бенджаминссон С., Герман П., Ланснер А. Производительность вычислительной модели обонятельной системы млекопитающих. В: Персо К.С., Марко С., Гутьеррес-Гальвес А., редакторы. Нейроморфное обоняние. CRC Press / Тейлор и Фрэнсис; Бока-Ратон (Флорида): 2013 г. [PubMed: 26042330]

16.

Зарзо М. Обоняние: молекулярные основы распознавания запахов. Biol Rev Camb Philos Soc. 2007 г., август; 82 (3): 455–79. [PubMed: 17624963]

17.

Гувер К.С. Запах с вдохновением: эволюционное значение обоняния. Am J Phys Антропол. 2010; 143 Приложение 51:63-74. [PubMed: 21086527]

18.

Пинто Дж.М. Обоняние. Proc Am Thorac Soc. 2011 март;8(1):46-52. [Бесплатная статья PMC: PMC3131780] [PubMed: 21364221]

19.

Бренд G. Обонятельные/тройничные взаимодействия при назальной хеморецепции. Neurosci Biobehav Rev. 2006;30(7):908-17. [PubMed: 16545453]

20.

Savage SA, Butler CR, Milton F, Han Y, Zeman AZ. На носу: обонятельные расстройства у пациентов с транзиторной эпилептической амнезией. Эпилепсия Поведение. 2017 Январь; 66: 113-119. [Бесплатная статья PMC: PMC6197428] [PubMed: 28038387]

21.

Doty RL. Обонятельная система и ее нарушения. Семин Нейрол. 2009 г.29 февраля (1): 74–81. [PubMed: 19214935]

22.

Доти Р.Л., Шаман П., Данн М. Разработка теста идентификации запаха Пенсильванского университета: стандартизированный микрокапсулированный тест обонятельной функции. Физиол Поведение. 1984 март; 32(3):489-502. [PubMed: 6463130]

23.

Kalmey JK, Thewissen JG, Dluzen DE. Возрастное уменьшение размеров отверстий в решетчатой ​​пластинке. Анат Рек. 1998 июль; 251 (3): 326-9. [PubMed: 9669759]

24.

Betchen SA, Doty RL. Двусторонние пороги обнаружения в правых и левых мышцах отражают более чувствительную сторону носа, которая не латерализована. Химические чувства. 1998 авг; 23 (4): 453-7. [PubMed: 9759533]

25.

Равив М.Р., Керн Р.С. Хронический синусит и обонятельная дисфункция. Отоларингол Clin North Am. 2004 Dec;37(6):1143-57, v-vi. [PubMed: 15563907]

26.

Hüttenbrink KB, Hummel T, Berg D, Gasser T, Hähner A. Обонятельная дисфункция: обычное явление в более позднем возрасте и раннее предупреждение нейродегенеративного заболевания. Dtsch Arztebl Int. 2013 Январь; 110 (1-2): 1-7, e1. [Бесплатная статья PMC: PMC3561743] [PubMed: 23450985]

27.

Hawkes C. Обоняние при нейродегенеративном расстройстве. Мов Беспорядок. 2003 Апрель; 18 (4): 364-72. [PubMed: 12671941]

28.

Рейтер Э.