«Я стал бизнесменом только потому, что это было нужно Сен-Лорану»
Пьер Берже, сооснователь модного дома Yves Saint Laurent / STEPHANE DE SAKUTIN / AFP
В паре Ив Сен-Лоран – Пьер Берже первый занимался творчеством, а второй – финансами. «Я стал бизнесменом только потому, что это было нужно Сен-Лорану», – говорил Берже The New York Times.
Берже родился 14 ноября 1930 г. в Сен-Пьер-д’Олерон. Его отец был налоговым инспектором, мать – Монтессори-педагогом, оба придерживались анархистских взглядов, пишет The Guardian. В 18 лет Пьер перебрался в Париж, не получив диплом бакалавра в родном городе, так как «не хотел быть ни нотариусом, ни медиком», рассказывал он в интервью телеканалу Canal +. Он мечтал стать либо журналистом, либо писателем.
В первый день в Париже он познакомился с богемой и едва не стал жертвой несчастного случая. Поэт Жак Превер попытался совершить самоубийство и выпрыгнул из окна. Не рассчитал, остался жив, но чуть не упал на голову проходившему мимо Берже. «Я не знал, что это был Жак Превер, – я вычитал это позже из газет», – вспоминал тот случай Берже на страницах The Guardian.
Берже занялся продажей книг на набережной Сены и попутно обзавелся связями в мире искусства. В 19 лет он безуспешно пытался запустить журнал анархистского толка Patrie Mondiale, пишет сайт телеканала TF1.
В Париже он встретил и свою первую большую любовь – художника Бернара Бюффе (его первые работы вызвали интерес, но он быстро скатился к повторам, считает The Guardian). «Бывает, что виноват кто-то один, бывает, что оба. Но в тот раз это был я, – вспоминал через много лет Берже о расставании с Бюффе в автобиографии. – Что ж поделать… [В таких случаях] говорят о любви с первого взгляда, как удар молнии. Похоже, я не установил достаточно мощного громоотвода. Явился Ив Сен-Лоран». Они познакомились 3 февраля 1958 г. на одном из званых обедов, рассказывал Берже онлайн-журналу The Talks. А уже через полгода жили вместе.
Не поступился принципами
В 2009 г. Пьер Берже обрушился на благотворительную кампанию по борьбе с миопатией Telethon, которую проводила Ассоциация французов против миопатии (AFM), пишет The Huffington Post. Он обвинил ее в том, что она паразитирует «на щедрости французов в популистской манере». Он твердил, что «абсолютно недопустимо» показывать «детей с миопатией, выставляя на всеобщее обозрение их несчастье». Наконец, он заявил, что у организаторов проекта «слишком много денег», на которые они якобы покупают недвижимость, так что «я утверждаю, что 100 млн, пожертвованных Telethon, пропадут втуне». В итоге против него подала иск AFM. Берже уверял, что он один из немногих людей, которые могут смело критиковать благотворителей, так как сам страдает миопатией. Но суд в 2013 г. он проиграл и заплатил штраф в 1500 евро.
Российский модельер Валентин Юдашкин сказал «Ведомостям»: «Это был крепкий союз. Сегодня дом Yves Saint Laurent – это уже энциклопедическая история фэшн-бизнеса. Господин Берже очень интересовался театром, театральным костюмом, он бережно хранил творения Ива Сен-Лорана. Именно Берже основал фонд Yves Saint Laurent, последнее время активно занимался музеем дома моды, который вскоре должен открыться в Марракеше. Пьер Берже был одним из последних могикан мира моды. Он один из немногих, кто действительно знал о люксе все <…> Это большая потеря».
Юдашкину вторит еще один отечественный модный дизайнер – Алена Ахмадуллина: «Пьер Берже еще при жизни стал легендой и выдающейся <…> фигурой мира моды. Безусловно, его заслуга в том, каким стал дом Yves Saint Laurent, огромна. С правильным бизнес-партнером, конечно, все вдвое легче и быстрее. Я сейчас полностью руковожу своей компанией, но с удовольствием погрузилась бы только в дизайн, передав управленческие вопросы правильному человеку».
Ошибка Берже
За год до знакомства с Берже Сен-Лоран стал главным дизайнером Dior после того, как сам Кристиан Диор внезапно скончался в 51 год. Весенняя коллекция Сен-Лорана наделала немало шума. Но другие оказались хуже, пишет The Guardian. Дело кончилось тем, что Сен-Лорана призвали в армию и уволили из Dior. Он был комиссован из-за нервного срыва, лечился. А тем временем Берже искал инвесторов для открытия собственного дома моды. В 1961 г. началась история Yves Saint Laurent.
Именно благодаря Берже вокруг имени Сен-Лорана возникла легенда, пишет Hollywoodreporter. Его же заслуга в том, что, пока дизайнер боролся с депрессией и вредными пристрастиями, он заключал одно удачное лицензионное соглашение за другим, превратив дом моды в выгодный бизнес, сделавший его основателей состоятельными людьми. Сам Сен-Лоран сказал о Берже так: «Все, чего не было у меня, было у него. Его сила означала, что я мог положиться на него, когда мне не хватало дыхания» (цитата по The Guardian). Первые серьезные деньги Берже и Сен-Лоран заработали не на одежде, а на духах. В 1964 г. родился бренд Y, за ним последовали Rive Gauche и в 1977 г. – Opium (которые стали самой продаваемой маркой духов в мире).
«Между нами была берлинская стена. Я никогда не вмешивался в его креативный дизайн с коммерческими соображениями, а он никогда не говорил со мной о деньгах», – рассказывал Берже онлайн-журналу The Talks.
Но в конце 1980-х гг. Берже договорился о привлечении соинвестора – итальянского фонда Карло де Бенедетти. Деньги нужны были для покупки иностранных дистрибуторов дома. Берже не повезло: фонд через несколько лет понес убытки на азиатских рынках и начал испытывать острую нужду в деньгах. Избавляясь от активов, он вышел из капитала Yves Saint Laurent. И тут уже Берже с Сен-Лораном пришлось искать деньги. За $0,5 млрд они продали модный дом фармацевтической компании Elf Sanofi Beaute.
Мир джинсов
Сен-Лоран доставлял Берже немало хлопот. «Ив был забавен и остроумен. Но он не умел быть счастливым. Он был крайне депрессивным человеком, – рассказывала его знакомая The Guardian. – Пьер был человеком, игравшим роль отца. Именно он не давал всему развалиться. Он поддерживал [Сен-Лорана]. Он собирал коллекции». Особенно непростые времена для Сен-Лорана выдались в 1990-х гг. «Он пробовал все доступные виды наркотиков. Но в основном употреблял алкоголь», – откровенничал с The Guardian один из его друзей. Бизнес держался главным образом на Берже.
В разговоре с The New York Times Берже вспоминал о чувстве бессилия, возникавшем при попытках поддерживать Сен-Лорана в нормальном настроении, креативным, работоспособным. Мешая от волнения французские и английские слова, он говорил: «Когда у тебя отношения с алкоголиком и наркоманом, приходится очень непросто. Что ты можешь поделать? Ничего. Всего лишь принять реальность. Попытаться помочь, что я и делал – с редким успехом. Но я пытался».
В 1999 г. большую часть активов Elf Sanofi Beaute, в том числе модный дом, купила Gucci. За Сен-Лораном сохранили руководство бизнесом haute couture. Сам дизайнер вспоминал, что это была его идея – он отстаивал право иметь собственный взгляд на моду. К тому же бизнес был убыточным.
Но статус-кво не продлился долго. Уже через год Gucci сменила креативного директора Yves Saint Laurent. Вместо ставленника Сен-Лорана Альбера Эльбаза пришел работавший на Gucci Том Форд. В ответ Сен-Лоран и Берже открыли собственный бутик высокой моды. Но повторить прежние успехи не смогли и к 2002 г. задолжали поставщикам около $18 млн. История кончилась тем, что Сен-Лоран решил уйти из мира моды, а Берже – с поста гендиректора Yves Saint Laurent Haute Couture. «Ив не может чувствовать себя свободно там, где, вместо того чтобы служить женщине, ее используют в своих интересах. Haute couture была создана, чтобы сопровождать искусство жить, которого более не существует. Мы живем в эпоху Билла Гейтса, джинсов и кроссовок Nike», – объяснял Берже.
Закат легенды
В 1999 г. миллиардер Франсуа Пино за $1 млрд купил бренд Yves Saint Laurent вместе с Gucci Group, которой в тот момент принадлежала легендарная марка. За Сен-Лораном осталась линия haute couture. А главный дизайнер Gucci Group американец Том Форд приступил к созданию линии pret-a-porter de luxe – Yves Saint Laurent Rive Gauche.
Седьмого января 2002 г. Сен-Лоран объявил о своем уходе из мира моды: «Я предпочитаю сказать «прощай» моей профессии. Следующее дефиле, которое должно состояться 22 января 2002 г., будет последним». Пресса тогда писала о его непримиримых разногласиях с Пино. «Это дефиле станет итогом моей более чем 40-летней деятельности в мире моды», – сообщил тогда маэстро. И действительно, во время дефиле – ретроспективы высокой моды Ива Сен-Лорана, – которое прошло в Музее современного искусства города Парижа, были показаны работы, созданные маэстро за 40 лет (см. фото).
Через два месяца после прощального показа знаменитого кутюрье Пино объявил о продаже подразделения YSL Haute Couture. Покупателем Дома высокой моды была французская SLPB Prestige Services. Агентство France Presse сообщало, что сумма сделки была символической – 1 евро.
По желанию Ива Сен-Лорана в сделке с SLPB было условие прекратить производство одежды haute couture под брендом Yves Saint-Laurent и обеспечить работой 150 сотрудников, помогавших дизайнеру создавать его коллекции. В SLPB они должны были продолжить работу под другой маркой – Prestige et Haute Couture.
Марка Yves Saint Laurent прожила еще 10 лет. В июне 2012 г. новый креативный директор марки YSL Эди Слиман объявил об изменении названия бренда на Saint Laurent Paris. Сам Слиман впоследствии покинул модный дом – в апреле 2016 г.
Конец коллекции
Берже и Сен-Лоран расстались как пара в 1976 г., но до конца оставались друзьями и партнерами по бизнесу, пишет The Guardian. В 1983 г. они купили на двоих Шато Габриэль в Нормандии. «В Марракеше у них была деревня, – рассказывал их знакомый. – Ну, два-три дома… И в Танжере им принадлежало местечко». Кроме того, их держала вместе коллекция искусства.
Еще до встречи с Сен-Лораном Берже стал собирать коллекцию, рассказывает The Guardian. В 1969 г. они купили двухэтажную квартиру в 7-м округе Парижа с садом, спроектированную еще в 1927 г. минималистом Жан-Мишелем Франком для богатого американца, который обеднел во времена Великой депрессии и практически не жил в Париже. Потратив два года на реставрацию, пара начала расширять коллекцию. Для Сен-Лорана она стала жизненно необходимой, отмечает The Guardian, – мало кто из коллекционеров был так же одержим, как он. «Ему была необходима красота. Уродство резало ему глаз», – вспоминала знакомая дизайнера Валери Лялонд. «Часто, когда я покупаю предмет, я сплю с ним в первую ночь», – говорил сам Сен-Лоран.
На вопрос, были ли у них разногласия, чем пополнять коллекцию, Берже ответил однажды: «По поводу искусства? Никогда. По жизни время от времени бывало. Но в искусстве? Никогда!»
Пока Берже и Сен-Лоран были парой, однополые браки были запрещены. Их разрешил Франсуа Олланд, став президентом, – и в 2008 г. Берже и Сан-Лоран оформили гражданский брак. Произошло это за считанные дни до смерти знаменитого дизайнера от опухоли мозга. Берже стал наследником дизайнера – правда, они и так написали завещания друг на друга, знает газета La Libre Belgique.
Уже на следующий год Берже начал распродажу коллекции. В 2009 г. на Christie’s было выставлено 800 лотов, их перечисление заняло пять каталогов. Затем последовала коллекция вин и недвижимость.
Трехдневная распродажа на Christie’s вызвала даже дипломатический скандал, пишет The Huffington Post. Китайских бронзовых крысу и зайца, оцененных в 8–10 млн евро за штуку, работающая во Франции Ассоциация по защите китайского искусства в Европе Apace потребовала бесплатно возвратить Китаю. Якобы те были украдены французскими и британскими солдатами в 1860 г. Берже отказал в крайне нелицеприятной форме: заявил, что готов отдать их правительству Китая «в обмен на соблюдение прав человека, свободу Тибета и прием [в Китае] Далай-ламы».
Yves Saint Laurent
Модный дом
Владелец – французский ритейлер Kering (100%).
Финансовые показатели (первое полугодие 2017 г.):
выручка – 710,8 млн евро,
EBITDA – 186,6 млн евро.
Основан в 1961 г. Производит товары класса люкс – одежду, обувь, аксессуары, ювелирные изделия, очки. Собственная розничная сеть насчитывает 172 магазина (на 30 июня 2017 г.).
При распродаже коллекции больше всего мир моды интересовал вопрос: а одобрил бы этот шаг Сен-Лоран, как-то заметивший, что он не коллекционирует, а накапливает? «ОК! Это мое решение, – сказал Берже The Guardian. – Потому что с самого начала [отношений] с Ивом все организовывал я. И я не хочу умереть завтра, не закончив дел с коллекцией. Чтобы иметь деньги на фонды».
Берже вкладывал большие суммы в благотворительные проекты. Часть из них, как музеи в Париже и Марракеше, посвящены увековечению памяти Сен-Лорана, пишет Le Monde. Но основное внимание он уделял отстаиванию прав гомосексуалистов и борьбе с ВИЧ. Берже стал сооснователем некоммерческой организации Sidaction и жертвовал немалые суммы на поиски лекарства против этого заболевания. Среди последних его проектов – продюсирование фильма Робина Кампильо «120 ударов в минуту», который рассказывает о борьбе активистов с ВИЧ, – в этом году лента получила Гран-при жюри Канского фестиваля.
Мечты юности
Берже не ограничивался работой только на Yves Saint Laurent. Например, он был сооснователем Французского института моды (Institut Francais de la Mode). Но и замыкаться на мире моды он не желал, помня юношеские мечты. Многие бизнесмены пишут отчеты, а если и выпускают книгу, то написанную специальными людьми, но Берже написал несколько книг сам – об Иве Сен-Лоране, собственной судьбе и мире моды, пишет The Guardian. Увлекался он театром и оперой и с 1977 г. владел и руководил парижским театром L’Athenee-Louis-Jouvet. В 1982 г. он договорился о передаче его государству за символический один франк. При помощи друга, президента Франсуа Миттерана, в 1988 г. стал президентом Opera Bastille, в 1994 г. ушел с этого поста и был назначен почетным президентом Paris National Opera, в состав которой вошла Opera Bastille, писала The New York Times. До последнего времени был президентом Mediatheque Musicale Mahler – некоммерческого проекта, где собрана музыка XIX и XX вв.
Другое его увлечение – журналистика. Неудача в 19 лет с собственным журналом его не остановила. В 1987 г. он запустил французское издание журнала Globe, в 1990 г. – еженедельный дайджест зарубежных изданий Courrier International, а в 1995 г. – журнал для гомосексуалистов Tetu. Не все шло гладко. Убыточный Tetu был продан в 2013 г. А еще больше шума надела история, когда в 2010 г. Берже стал мажоритарным акционером группы Le Monde, испытывавшей финансовые проблемы. Через несколько месяцев он обнаружил, что журналисты пишут о его давнем друге Франсуа Миттеране отнюдь не в том ключе, в каком ему бы хотелось, вспоминает французское издание The Huffington Post, которое тоже входит в эту медиагруппу. При этом влиять на редакционную политику Берже был не вправе. «Журналисты [газеты] Le Monde не свободны, они пленники своей идеологии, сведения счетов и злонамеренности», – кипятился Берже в электронной переписке с редакцией, ставшей достоянием общественности. Он сожалел, что «ввязался в эту авантюру <. ..> – заплатить и не получить власть – это чудная формула, над которой мне нужно было бы задуматься!»
История повторяется
Тридцать первого марта этого года Берже снова вступил в гражданский брак. На этот раз с 58-летним американским ландшафтным дизайнером Мэдисоном Коксом, который декорировал сады многим знаменитостям. «Я пережил две великие истории любви, с Бернаром Бюффе <…> и с Ивом Сен-Лораном в течение 50 лет, – объяснял AFP этот поборник брачных союзов гомосексуалистов, зачем ему регистрация отношений. – Однополых браков не существовало. Теперь они есть. Я узаконил мое положение». Но телеканал TF1 предполагает, что здесь другая подоплека. Берже и Кокс были знакомы четыре десятка лет, Берже признавал, что собирается отписать ему состояние. С 2011 г. Кокс был вице-президентом Фонда Пьера Берже и Ива Сен-Лорана. А теперь, видимо, встанет у руля.
В подготовке статьи участвовала Анна Шилова
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьИстории любви известных дизайнеров: Несчастный гений Ив Сен-Лоран и его спаситель Пьер Берже
Искусство невозможно без любви. Ведь именно любовь является главным источником вдохновения любого художника, его спасением и наказанием, его целью и его болью, его силой и его слабостью.
Глядя на великолепные наряды лучших мировых дизайнеров, мы воспеваем их талант и кропотливую работу, но редко думаем о людях, занимающих главное место в судьбах великих кутюрье. Хотя, именно они становятся музами, вдохновением, поддержкой, а часто и главными советчиками гениев.
В преддверии Дня Всех Влюбленных мы хотим рассказать вам о некоторых культовых дизайнеров и их не менее уникальных половинках. Каждый день на этой неделе на страницах портала OREST вы сможете найти романтические истории, которые, мы надеемся, смогут вдохновить вас и вселить веру в настоящую любовь.
Любовь — это не всегда беззаботное путешествие по радуге на милом единороге двух беззаботных счастливцев, которые, обретая друг друга, навсегда забывают о печалях и невзгодах. Любить некоторых людей иногда бывает трудно, но не любить — невозможно. Особенно, если речь идет о талантливых, чувствительных и хрупких гениях. Но иногда, даже самые непростые отношения становятся необходимым элементом для создания действительно великих вещей, а разные на первый взгляд люди — благословенным спасением друг для друга.
В 1957 умирает Кристиан Диор, основатель модного дома Dior. Его руководители решаются на настоящую авантюру и нанимает 21-летнего многообещающего модельера на должность краетивного директора бренда. Его имя — Ив Сен-Лоран. Он талантливый, капризный и очень чувственный молодой человек, топящий своё стеснение и внутренние страхи в разгульных вечеринках. Богемная жизнь Парижа привлекает многих амбициозных молодых людей, художников, светских тусовщиков и бизнесменов. Одним из них является журналист и писатель Пьер Берже, среди знакомств которого Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Жан Кокто.
Ив и Пьер знакомятся на похоронах Диора, после чего снова встречаются на других светских мероприятиях. «Я пришел поздравить Ива после презентации его первой коллекции для Dior. И через шесть месяцев мы уже жили вместе», – вспоминает Берже.
Но, счастье было недолгим, ведь Ива призывают на военную службу в Алжир. Будучи человеком тонкой душевной организации, он не выдерживает огромного стресса и попадает в госпиталь, практически перестав разговаривать и исхудав до 40 кг. Когда Берже приезжает навестить его, он сообщает, что руководство Dior уволило дизайнера.
«Ив долго молчал, а потом вдруг заявил: «Единственный выход – это создать собственный дом моды. И руководить им будешь ты». Он смог представить меня в этой роли еще до того, как я даже осмелился об этом подумать», — вспоминает Берже.
Берже смог вернуть к жизни Ива, уговорил подать в суд на Dior (что принесло им в итоге значительную сумму), и главное – нашел инвестора, готового финансировать создание нового дома моды Yves Saint Laurent. В январе 1962 года YSL показал первую коллекцию.
Их рабочий тандем работал как часы. Ив занимался творчеством и дизайном, Пьер вел бизнес. Они дополняли друг друга и не мешали каждому заниматься своим делом.
Но, несмотря на растущий успех и взаимную поддержку, Ив Сен-Лоран страдал от тяжелых депрессий, которые только усиливались со временем. Ничто не приносила ему радость, поэтому дизайнер пытался забыться в объятиях других мужчин и женщин, выпивке, наркотиках и бесконечных вечеринка. Пьер страдал, но понимал, что изменить ничего не в силах, поэтому он просто должен продолжать любить своего гения, который пропал бы без его поддержки.
«Он был несчастным человеком, у которого просто не было вкуса к жизни. Время от времени он был счастлив, но жизнь казалась ему трудной. С годами депрессия только усугублялась», Сен-Лоран ненавидел моду. Стиль – вот то, что он обожал», говорил Берже о своем любимом.
В последний год жизни у модельера обнаружили рак мозга. Его самочувствие стремительно ухудшалось, ему было трудно работать, но он не жаловался и продолжал творить. Пьер Берже и лечащий врач Ива приняли решение не рассказывать дизайнеру о его диагнозе, ведь боялись, что его это окончательно сломает.
Ив Сен-Лоран скончался 1 июня 2008 года в своем доме в Париже. Пьер Берже был сним до последнего дня. «Ив забрал все мои силы, всю мою жизнь, но я сам этого хотел. Сегодня я продолжаю думать о нем с любовью, несмотря на то, что он обладал кучей недостатков. Но у кого их нет?» Он связал свою жизнь с гением, любить которого было очень непросто. Но годами оставался рядом, преодолевая все испытания. Это ли не настоящая любовь?
Пьер Берже о своих отношениях с Ивом Сен-Лораном
Реклама
Продолжить чтение основной истории
ПАРИЖ
9 0002 «АЛЛОНС-Ю. Аллонс-й! («Пошли. Пошли!») — нетерпеливо командует Пьер Берже с неулыбчивыми губами и хриплым голосом. Мы находимся на первых минутах интервью в штаб-квартире на авеню Марсо фонда, который он создал вместе со своим давним любовником и деловым партнером, дизайнером Ивом Сен-Лораном.Похоже, это будет короткий день.
Но затем, внезапно, мистер Берже становится экспансивным, как будто время не имеет ограничений, а потребность запечатлеть память и объясниться — единственный императив. И там, через несколько секунд, появляется проблеск публичного Берже — человека, который когда-то так сильно защищал и так властно, что казался скорее привратником, чем любовником, — и намеком на то, какой должна была быть его жизнь за закрытыми дверями. двери за все эти годы.
Любая потеря, конечно, не бывает легкой, но смерть Сен-Лорана от рака в 2008 году и последовавшее за этим горе глубоко проникли в г-на Берже. Настолько глубоко, что он больше не может поддерживать защитный, контролирующий, внушающий страх фасад, который вел его десятилетиями. Урывками начало просачиваться человеческое измерение. Оно приходит и уходит, так быстро и без предупреждения, что может оставить собеседника в замешательстве и растерянности.
Г-н Берже, которому сейчас 80 лет, представляет сюжетную линию для «Безумной любви» — французского документального фильма об отношениях между двумя мужчинами, который был показан этой весной на кинофестивале «Трайбека». и открывается в США в пятницу. Его решение рассказать о фильме — и о себе — было попыткой продать его американской аудитории, а также, кажется, установить рекорд своей собственной жизни.
Изображение
Пьер Берже в Фонде Ива Сен-Лорана в Париже. Фото… Эд Алкок для The New York Times шерстяной костюм, слишком тяжелый для солнечного дня, демонстрировал его обычную застегнутость на все пуговицы. Однако по мере того, как он говорил, г-н Берже начал смягчаться, выходя далеко за рамки фильма о болезненных последствиях борьбы Сен-Лорана с депрессией.«Он был абсолютно маниакально-депрессивным, — сказал мистер Берже. «Он был маниакально-депрессивным, именно то, что означает это слово, маниакально-депрессивным. Это означает периоды, когда он делал всевозможные вещи, безумные от счастья, а затем на следующий день это была чернота. Именно депрессия толкнула его к алкоголизму, а потом немного к наркотикам. Вуаля».
Он описал свое личное чувство беспомощности, когда он пытался сохранить Saint Laurent стабильным, сосредоточенным и творческим. Переключаясь с французского на английский, смешивая оба языка в одном предложении, он сказал: «Когда у тебя отношения с алкоголиком, наркоманом, ты вынужден иметь очень сложные отношения. Что мы можем сделать? Ничего. Просто принять факт. Чтобы попытаться помочь, да, что я и сделал, но без особого успеха. Но я сделал это».
Он продолжил: «Даже с прекрасной коллекцией он был очень, очень несчастным, несчастным парнем. Больше чем это. Более чем несчастен. Действительно. Я просто пытался помочь ему время от времени. Я никогда не жаловался. Никогда. Это болезнь, не иначе. Это просто болезнь».
Мебель пары была продана на аукционе в 2009 году. Кредит… Рейтер, через Christie’s. в 1958 лет, накопленных за годы их супружеской жизни. В интервью г-н Берже признался, что никогда не хотел заниматься продажей.Вместо этого, по его словам, он мечтал использовать коллекцию для создания музея, в котором бы смешались рисунки старых мастеров, изделия из бронзы эпохи Возрождения, картины, скульптуры, мебель и памятные вещи с лучшими образцами модного дизайна Сен-Лорана. «Это был бы музей, в котором искусство соединилось бы с модой, — сказал г-н Берже. «Я зарабатывал на моде. И я хотел показать, что мода была источником денег для искусства. Я хотел это сделать». Но сделать это, сетовал он, было бы «слишком сложно и слишком дорого».
Французы склонны хранить свои коллекции произведений искусства при себе и передавать их своим наследникам или, по крайней мере, музеям. Так что решение г-на Берже было сочтено довольно нефранцузским. Французская пресса назвала трехдневную оргию превосходства «распродажей века». Он принес поразительные 484 миллиона долларов. Г-н Берже отказался сообщить, какой процент он получил. В конце г-н Берже сказал об аукционе: «Это было очень жестоко. Кресло за 80, 90 миллионов. Очень жестоко. Это был экзорцизм».
В фильме показана жестокость распродажи, начиная с каталогизации и упаковки предметов в роскошной квартире пары на улице Вавилон и заканчивая ударами молотка аукциониста. Сентиментальность кажется неестественной для г-на Берже, особенно перед камерой. «Я не верю в душу, ни в свою, ни в душу этих предметов», — говорит он.
Из документального фильма «Безумная любовь». Кредит… Алис-СпрингсНа вопрос об этой сцене в интервью он пошел дальше, заявив: «Чем больше я об этом думаю, тем больше я ни во что не верю. Ничего.»
Он признался, что фильм ему понравился. Режиссер Пьер Тореттон, который когда-то был женат на дочери Марчелло Мастроянни и Катрин Денев, музе Сен-Лорана, которая была одним из самых близких друзей и самых преданных клиентов дизайнера. Но он предположил, что отношения между ним и Сен-Лораном были неправильно поняты.
«Сегодня мы с Ивом Сен-Лораном, из-за этого фильма, из-за аукциона и вообще, известны тем, что были гей-парой, коллекционировавшей произведения искусства. Неправда.»
Более достоверную версию их отношений, по его словам, можно найти в «Письмах к Иву», тонкой книге воспоминаний г-на Берже, изданной после смерти Сен-Лорана, в которой он писал: «Это сексуальность, а не искусство, была нашей движущей силой».
Видео
Документальный фильм об отношениях Ива Сен-Лорана и Пьера Берже.Спустя три года после своего слезливого панегирика на похоронах Сен-Лорана, который был показан в фильме, г-н Берже, возможно, возвращается к своему истинному образу. Он ясно дал понять, что считает себя писателем, читавшим Диккенса и Толстого в юности и покупавшим первые издания по бросовым ценам у книготорговцев вдоль Сены. Страстный любитель и покровитель оперы, близкий друг президента Франсуа Миттерана, назначившего его президентом Парижской национальной оперы в XIX веке.В 90-е г-н Берже сказал, что стал бизнесменом только потому, что Сен-Лоран нуждался в этой роли.
Он хвастался музеем берберского искусства, построенным им в Марракеше, где хранится дом, купленный парой вместе. Он сообщил, что в прошлом году отреставрированный неподалеку великолепный ботанический сад посетили 600 тысяч человек.
Он сказал, что владеет 5 000 нарядов Yves Saint Laurent и от 100 000 до 150 000 его моделей. Он рассказал об организованных им выставках модных моделей Ива Сен-Лорана, в том числе в Париже, Денвере, Мадриде и Сан-Франциско.
Он гордился своей коллекцией редких книг, в которую вошли два первых издания эссе Монтеня. «Сегодня я коллекционер книг, и у меня есть важная коллекция», — сказал он. Но затем он заколебался, объявив о планах продать его.
Когда его снова спросили об аукционе 2009 года, он снова заколебался. Поначалу он уверял, что сделал правильный выбор, отправив коллекцию на то, что он назвал «огнем» аукционного дома.
На вопрос, почему так, он ответил: «Не знаю. Возможно, нет. Когда что-то слишком сложно, вы должны сдаться. Так что это становится хорошим выбором. Без сожалений. Никогда.»
Что касается объектов, которые он время от времени пропускает, он сказал: «Все и ничего. Все и ничего».
Вспоминая Пьера Берже, силу, стоящую за Ивом Сен-Лораном — WWD
ПАРИЖ — Пьер и Ив.
Имена Пьера Берже и Ива Сен-Лорана навсегда связаны в истории моды, двух мужчин, которые были деловыми партнерами и какое-то время любовниками, и попутно определили не только модель отношений инь и янь креатив уравновешивается сильным руководителем, но 20
Берже, который использовал свое партнерство с Сен-Лораном, чтобы стать влиятельной фигурой не только в моде, но и во французской культуре и политике, умер рано утром в пятницу у себя дома в Сен-Реми-де-Прованс, в Фонде Пьера Берже. Об этом говорится в официальном заявлении Yves Saint Laurent. Ему было 86 лет.
Смерть Берже наступила всего за несколько недель до открытия двух музеев Ива Сен-Лорана в Париже и Марракеше, которые предприниматель считал кульминацией работы всей жизни по продвижению таланта кутюрье, чье существование было тесно связано с его собственным.
Пьер Берже в Марракеше Фото с разрешенияНа июньской пресс-конференции, посвященной открытию музеев, Берже появился в инвалидной коляске, выглядя ослабленным после пребывания в больнице. Предприниматель публично рассказал о своей борьбе с мышечной дистрофией.
Описывая свои временами бурные, но нерушимые отношения с Сен-Лораном, Берже сказал WWD в 2010 году: «Мы вдвоем сложили головоломку, и мы были сделаны из кусочков, которые очень точно подходят друг к другу. Деньги, бизнес, лицензии, открытие магазинов — все это было бы невозможно без меня. Но вы не можете управлять самым большим и красивым самолетом в мире, если у вас нет топлива и пилота, который может управлять этим самолетом. И единственным пилотом, умевшим управлять этим самолетом, был Ив Сен-Лоран».
Берже пережила его давняя партнерша, американский ландшафтный садовник Мэдисон Кокс, вице-президент Фонда Пьера Берже-Ива Сен-Лорана и Фонда садов Мажорель в Марокко. Они поженились на частной церемонии в Париже 31 марта.
Друзья и официальные лица оплакивали потерю одной из величайших фигур отрасли — темпераментного, властного человека с острым языком, который одновременно управлял и безжалостно защищал Сен-Лорана и легенду, которую создали эти двое мужчин.
«Он был моей семьей, он был гением, я называла его Супермен!!! Я в отчаянии», — сказала давняя муза Saint Laurent Бетти Катру, которая в последние годы часто посещала показы бренда вместе с Берже.
Президент Франции Эммануэль Макрон воздал должное Берже за неустанную поддержку искусства.
«С Пьером Берже исчезает целая часть нашего литературного и художественного наследия, — сказал он. «Его друзья и те, кем он руководил, должны будут сохранить эту память и помочь французам понять важность того, что он сделал для французской культуры, и увековечить его работу».
Лулу де Ла Фалез и Пьер Берже танцуют на вечеринке в Париже для The Paris Party People. Архив WWDМакрон также кивнул на склонность Берже к оскорблениям, в результате чего он участвовал в горячих публичных дискуссиях по таким вопросам, как однополые браки и исламская вуаль, а также вступал в публичные распри с такими личностями, как Карл Лагерфельд и Том Форд.
«Он не щадил противников ни в одном из своих сражений. Его острый язык, против которого возражали некоторые люди, был оборотной стороной глубокой и полной приверженности», — сказал он.
Франсуа-Анри Пино, председатель и главный исполнительный директор компании Kering, которой принадлежит бренд Yves Saint Laurent, выразил «глубокое уважение» к его основателю.
«Этот человек, который только что покинул нас, был великим культурным деятелем и человеком, убеждения которого он неустанно отстаивал. Пьер Берже был в то же время дальновидным предшественником, великим меценатом, творческим и страстным бизнесменом и защитником благородных и универсальных целей», — сказал Пино.
«Я обожал каждую минуту работы с мистером Берже, — вспоминал Альбер Эльбаз, первый дизайнер, избранный на смену Сен-Лорану после его ухода на пенсию в 2002 году. не видел этой стороны, я видел его защитную сторону, потому что он действительно защищал людей, которые с ним работали. Я имею в виду, что лояльность была превыше всего, я не думаю, что был нужен хоть один человек, для которого не было мистера Берже».
Дизайнер Ив Сен-Лоран с партнером Пьером Берже, Бетти Катру и ее мужем Франсуа Катру в саду парижского дома Ива Сен-Лорана. Рассел Мэри/WWDЭнтони Ваккарелло, который занял пост креативного директора Saint Laurent в 2016 году, сказал, что Берже приветствовал его «с добротой» с первого дня.
«Я всегда руководствовался его советами и поддержкой. Мне бесконечно грустно, что он не сможет присутствовать на открытии двух музеев в Париже и Марракеше, о которых он так заботился», — сказал он.
Франческа Беллеттини, президент и главный исполнительный директор Yves Saint Laurent, охарактеризовала Берже как человека, «всегда опережающего свое время», заявив, что в основе дома лежит творчество.
«Творчество — это основа, и вера в него — ключ к успеху. Г-н Пьер Берже был источником вдохновения для меня. Он доверял своим инстинктам. Он боролся за то, во что верил. Он остался верен себе, будучи основателем и сторонником невероятной культурно-просветительской деятельности».
Бернар Арно, председатель и главный исполнительный директор LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, сказал, что он «глубоко опечален» смертью Берже.
Пьер Берже в 1957 году. Клод Баффе«Он сочетал в себе огромную культуру и утонченный вкус с большим талантом предпринимателя. Во главе дома моды, который он основал и которым руководил, и культурных учреждений, которыми он руководил, он внес значительный вклад в влияние Франции во всем мире», — сказал он.
Дом Chanel, креативным директором которого с 1983 года является Карл Лагерфельд, выпустил скромную дань уважения.
«Шанель отдает дань памяти Пьеру Берже, ключевой фигуре в мире моды, искусства и культуры, человеку с характером и филантропу, который отметил нашу эпоху своей преданностью одному из величайших домов моды в мире наряду с Ив Сен-Лоран», — говорится в сообщении.
Сидни Толедано, председатель и главный исполнительный директор Christian Dior Couture, назвал Берже «дальновидным» предпринимателем.
«Он был ориентиром для каждого модного менеджера, особенно в отношении его отношений с дизайнерами. Дуэт, который он сформировал с Ивом Сен-Лораном, был образцовым», — сказал Толедано, который работал вместе с Берже администратором Французского института моды, высшего учебного заведения, основанного Берже в 1986 году.
«Я ценил его энергию, смелость своего мнения и своего видения», — сказал он.
Ив Сен-Лоран читает «Женская одежда ежедневно» с Пьером Берже и моделью Бетти Катру после прибытия в Нью-Йорк перед посещением вечеринки, устроенной Энди Уорхолом на фабрике в центре города. Джек Макклоски/WWDДжорджио Армани сказал: «Я встретил Пьера Берже много лет назад и восхищался его острым умом и блестящей речью. Он был убежденным сторонником французской моды, великолепным предпринимателем и культурным человеком. Он плыл против течения со своим последним предприятием, демонстрируя свою страсть к традиционной информации, публикуемой в газетах и журналах. Он продолжал работать неустанно, с большой последовательностью, энтузиазмом и чувством новаторства».
Карло Капаза, президент Camera Nazionale della Moda Italiana, сказал: «Мы потеряли человека, без которого история моды была бы другой. Все мы чем-то ему обязаны, и он всегда будет занимать особое место в наших сердцах».
Диана фон Фюрстенберг сказала: «Пьер Берже был огромной опорой и голосом в мире моды, и с его уходом ушел весь мир. Через несколько недель в Марракеше откроется музей YSL. Пьер вложил всю свою энергию и любовь в этот музей, чтобы сохранить наследие Ива… Хотя его не будет на открытии, я ТАК рада, что он смог увидеть его до конца».
Айра Неймарк, которая была генеральным директором Bergdorf Goodman с семидесятых до начала девяностых, сказала: «Пьер был очень проницателен и щедро распоряжался своим временем».
Вспоминая, как важно было для Bergdorf’s нести YSL, Неймарк сказал: «Когда мы пытались поднять Bergdorf Goodman, Берже очень помог. Нам потребовалось два года, чтобы создать YSL couture, даже Джон Фэйрчайлд [легендарный издатель WWD и близкий друг Сен-Лорана] помог нам, но когда мы наконец получили YSL, Armani и Fendi, мы действительно были в строю».
Энди Уорхол, Ив Сен-Лоран, Мэри Рассел и Пьер Берж во время показа мод в пользу реставрации Версальского замка, 28 ноября 1973 года в Версале. Реджинальд ГрейАнна Винтур, художественный руководитель Condé Nast и главный редактор Vogue, сказала: «У меня не было ничего, кроме уважения и восхищения дальновидным видением Пьера Берже о том, как строить и поддерживать дом, а также взращивать и защищать его блестящего, но хрупкого создателя. в процессе. Но достижения Берже вышли далеко за пределы мира моды и стиля, как бы силен он ни был в этой области. Диапазон и интенсивность его приверженности выбранным им политическим, социальным и филантропическим целям устанавливают планку для участия.
«Его поддержка варьировалась от многих аспектов широкого культурного мира до начинающих дизайнеров и медицинских исследований, особенно в жизненно важной области исследований ВИЧ-СПИДа, которые он отстаивал с первых ужасных дней пандемии — своим неукротимым голосом , его навыки лоббирования и его деньги. Во многих из этих областей он возглавил работу, оказавшись вдохновляющей и глубоко влиятельной силой, которая является его мощным и важным наследием», — сказала Винтур.
Сьюзен Гутфренд сказала о Берже: «Такой сообразительный и всегда такой любопытный. Мы ездили каждый год в Амстердам в течение многих лет, и посещение музеев и садов стало волшебным с его знаниями! Больше всего я любил его как верного друга, и каждое Рождество он вспоминал меня с заботливым подарком».
«Пьер был необыкновенным человеком во многих отношениях, его сердце было большим и щедрым», — сказала Мариса Беренсон. «Он жил со страстью к тем, кого любил, и во всем, что делал. Он принял жизнь и создал ее с большим щегольством. Его зрение было безграничным. Он следовал своим мечтам и материализовал их с мужеством, решимостью и силой. Он оставил неизгладимый след в нашей жизни и в мире многими различными и увлекательными способами. Его будет очень не хватать, и мы благодарны за сокровища, которые он оставил после себя».
Кристоф Жирар, бывший менеджер по роскоши, а ныне мэр четвертого округа Парижа, вспоминал: «Он не терпел ничего меньшего, чем совершенство. Каждая деталь имела значение — будь то почерк, расстановка спектакля, письмо, предложение или предмет одежды. Он действительно научил меня быть требовательной.
Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в замке Габриэль в Бенервиль-сюр-Мер, 1985 год. Музей Ива Сен-Лорана Париж / Ги Марино«Мое лучшее воспоминание — обед с Дайаной Вриланд, на котором было заключено соглашение о проведении первой ретроспективы Ива Сен-Лорана в декабре 1983 года в Метрополитене. Это были предварительные переговоры в 1982 году, и я этого никогда не забуду. То, как он говорил, как он возбуждался, как он уговаривал, как он стоял на своем. Он скорее уйдет с пустыми руками, чем с плохой сделкой. Так что он научил меня и этому: лучше пропустить вечеринку, чем плохо сидеть или плохо с тобой обращаться.
«Мне всегда казалось, что Берже отличается от других боссов, потому что, хоть он и был бизнесменом, хоть он и управлял империей, он был прежде всего эстетом. Деньги были средством для достижения цели — средством для покупки красивых картин, средством для путешествий, средством для защиты интересов.
«Что я нахожу жестоким и несправедливым, что больше всего ранит, так это то, что он не будет там, чтобы открыть два музея, которые были так важны для него».
Маноло Бланк сказал: «Он был одним из самых щедрых людей, которых я встречал в своей жизни, просто потому, что каждый раз, когда я приезжал в Париж, он был очень гостеприимным. Может быть, это было потому, что я дружил с Паломо [Пикассо], но это было невероятное время в Париже. Это было, когда я был молод и даже не думал об обуви. В семидесятые мы отправились в частный дом моды Сен-Лорана на показ мод. В огромной мраморной комнате совсем не было места, потому что там было полно дам».
Берже вместе с дизайнером основал дом моды Yves Saint Laurent в 1961 году и руководил им до 2002 года. Бизнесмен, коллекционер и меценат, он занимал много влиятельных должностей: совладелец французской газеты Le Monde, основатель организации благотворительная организация Sidaction и бывший президент Парижской оперы.
Лин Рено, французская актриса, вице-президент Sidaction, сказала: «Пьер был моим соратником. Эта встреча изменила ход моей жизни. Сколько раз меня поражала его эрудиция, его острые наблюдения, его изощренность! Он был жизнерадостным, инстинктивным человеком, который всегда держал руку на пульсе духа времени».
Берже, руководивший ежегодным сбором средств Sidaction в конце Недели высокой моды в Париже в январе, был известен тем, что требовал полной тишины во время своих выступлений — немалый подвиг, когда он столкнулся с комнатой, полной дизайнеров и руководителей, рвущихся выпустить пар. в конце очередного сезона.
«Продолжать без Пьера ужасно больно, но самая большая дань уважения, которую мы можем отдать ему сегодня, — это продолжать борьбу со СПИДом», — сказал Рено.
Пьер Берже и Марина Шиано на открытии бутика Yves St. Laurent Rive Gauche pour Homme, 6 октября 19 года.71 в Нью-Йорке. Пьер Венан/WWDБерже и Сен-Лоран воспользовались творческим гением дизайнера, а также деловой хваткой Берже, чтобы превратить бренд YSL в центр моды.
В то время как Сен-Лоран продвигал моду вперед, создавая женские смокинги Le Smoking и готовую одежду, Берже превратил талант молодого дизайнера в глобальный бизнес с помощью собственных магазинов и лицензионных сделок.
В Берже Сен-Лоран нашел поддержку и стабильность, необходимые ему, чтобы противостоять непредсказуемым требованиям моды; сквозь хрупкий нрав художника Берже разглядел творческий потенциал Сен-Лорана. Дуэт познакомился через общего друга Кристиана Диора, и их партнерство продлилось более 50 лет.
«У меня была прямая связь с Берже, — сказал Сен-Лоран. «С самого начала он был тем, кто меня понимает — компаньоном. И он всегда был очень сильным, чего тогда не было в моей жизни».
Берже сказал о Сен-Лоране, что он «преодолел просто эстетику в моде и проник на социальную территорию. Он открыл моду с необыкновенной молодостью».
Берже обладал художественным талантом, о чем свидетельствуют его отношения с Сен-Лораном, а также с художником Бернаром Бюффе. В список его близкого окружения входили влиятельные художники, писатели и политики той эпохи: Жан Кокто, Энди Уорхол, Франсуа Миттеран, Мари-Лор де Ноай и Диор, и это лишь некоторые из них.
Пьер Берже и Франсуа Миттеран ДР«Я не знаю, то ли меня привлекают замученные художники, то ли меня привлекают замученные художники. Может быть, они находят во мне стабильность. В любом случае, я люблю людей, которые сомневаются и не боятся неуверенности. Мне нравятся хрупкие люди. Неизбежно, что художников беспокоит идея творчества», — сказал он.
Берже родился на Иль-д’Олерон, маленьком острове на юге Франции, 14 и 19 ноября.30 и стремился стать художником или писателем. Он переехал в Париж в возрасте 18 лет и встретил Бюффе. Берже был романтическим партнером и профессиональным менеджером Бюффе, когда он встретил Сен-Лорана на званом ужине, устроенном Dior.
Вскоре после этого Сен-Лоран стал главным дизайнером дома после смерти Диора в 1957 году.
Он начал свою карьеру с поразительных и провокационных коллекций, прежде чем, наконец, взял отпуск от Dior, чтобы служить во французской армии; через несколько дней после прибытия он был госпитализирован в военный госпиталь из-за нервного срыва, первого из многих, с которыми он столкнется на протяжении всей своей жизни.
Вместе с матерью Сен-Лорана Берже каждый день навещал молодого дизайнера. Эти двое сблизились еще до того, как Сен-Лоран ушел в армию, и их привязанность друг к другу вскоре переросла в романтические отношения.
Во время отсутствия Сен-Лорана дом Dior был очарован новым главным дизайнером Марком Боэном, чей красивый и приятный стиль привел лейбл в совершенно иное направление, чем драматические и неоднозначные коллекции Сен-Лорана. Когда Сен-Лоран вернулся в Париж, он оказался без работы.
Пьер Берже за кулисами показа коллекции Yves St. Laurent Fall 1972 Couture, 28 июля 1972 года в Париже. Архив WWDСен-Лоран и Берже решили основать собственный лейбл под именем Сен-Лорана, и Берже убедил миллионера из Атланты Дж. Мака Робинсона поддержать их. В сентябре 1961 года они открыли крошечный двухкомнатный офис на улице Боэти.
YSL выпустила свою первую коллекцию 26 января 1962 года, которая вызвала восторженные отзывы и ярость публики, так что Сен-Лоран спрятался в шкафу от толпы; Берже встал на стул и направил толпу к выходу.
Ранние критики хвалили Сен-Лорана за возрождение высокой моды, индустрии, которая страдала как от технологических достижений, упрощающих копирование, так и от кутюрье, неспособных приспособиться к меняющимся вкусам.
Среди клиентов были герцогиня Виндзорская, Ли Радзивилл, Жаклин де Рибес, Катрин Денев, Лесли Карон, Лорен Бэколл и Палома Пикассо, а также Катру и муза Сен-Лорана Лулу де ла Фалез.
С YSL Rive Gauche Сен-Лоран и Берже представили миру «прет-а-порте», или готовую одежду. После открытия первого магазина по адресу 21 Rue de Tournon в Париже по всему миру открылось более 160 магазинов Rive Gauche, что сделало бизнес глобальным.
Наряду с большим успехом, таким как платье Mondrian от Saint Laurent, куртка-сафари, коллекция Ballets Russes и многие другие знаковые образы, бренд выпустил высокодоходные ароматы, в том числе Opium и Paris.
Пьер Берже и Марина Шиано на открытии бутика Yves St. Laurent Rive Gauche pour Homme 6 октября 1971 года в Нью-Йорке. Пьер Венан/WWDШанталь Роос, работавшая с Saint Laurent, начиная с 1976, о создании Opium и других его ароматов и косметических продуктов, вспомнил, как владелец бизнеса, фармацевтическая компания E.R. Squibb, наложил вето на название вызывающего споры аромата, по-видимому, опасаясь негативной огласки. «Пьер Берже ясно дал понять, что проведет пресс-конференцию, проинформирует всех и распространит это имя по всему миру», — вспоминает она. Столкнувшись с ультиматумом Берже, Сквибб отступил и согласился оставить это имя».
Однако она признала, что он может быть взрывоопасным. «Он был страстным; он может пойти на обе крайности», — сказала она. «Лучше было не попасть под его крик».
Берже отбрасывал такую тень, что произвел неизгладимое впечатление на все отрасли. Среди поклонников был Леонард А. Лаудер, почетный председатель Estée Lauder Cos. Inc.
«Он был замечательным человеком, способным заниматься как дизайнерским, так и коммерческим миром Ива Сен-Лорана, а также возглавлять Парижскую оперу. в очень сложный период», — отметил Лаудер. «Да, он был человеком на все времена, и его, безусловно, будет не хватать».
Терри де Гинзбург, который позже основал By Terry, вспоминает день 1985, что Берже назначил ее креативным директором косметической компании Saint Laurent, «и знаете почему?», — спросила она, — «потому что у меня не было опыта работы в бизнесе — и ему это нравилось». Она описала работу с Saint Laurent как «прекрасные отношения, а не деловые отношения, очень эмоциональные, очень поддерживающие. Мы были как дружная семья».
Что касается влияния Берже на бизнес, она сказала, что его позиция была такова: «Небо — это предел». Берже был мастером медиакоммуникаций. «Он изобрел концепцию бесплатной рекламы с запуском и созданием новых идей моды».
Но де Гинзбург сказала, что она поставила под сомнение его имидж крупного бизнесмена. «Он не был бизнесменом, если сравнивать его, например, с Бернаром Арно. В нем было больше концепции, интуиции, общения», — продолжила она. «Он был гением маркетинга — интуитивного маркетинга. У него было очень глубокое чувство того, что было уместно», — сказал де Гинцбург.
В 1991 году YSL стал первым домом высокой моды, акции которого котировались на Парижской фондовой бирже. В то время Берже приходилось отбиваться от слухов о слабом физическом состоянии Сен-Лорана. «Все знают, что [Сен-Лоран] имеет психологические проблемы, — сказал Берже, — что он принимает слишком много транквилизаторов, из-за чего кажется немного сбитым с толку, но честью заявляю, что у него нет рака, что он не у него СПИД — у него даже не было положительного результата».
Пьер Берже на похоронах Ива Сен-Лорана в Eglise Saint-Roch в Париже. Доминик Мэтр/WWDДва года спустя Берже продал YSL французской фармацевтической компании Sanofi за акции на 650 миллионов долларов; Прежде всего заинтересованная в ароматах YSL, Санофи предоставила Берже и Сен-Лорану контроль над модным направлением бренда до 2001 года. Французские СМИ предположили, что близкая дружба Берже с тогдашним президентом Миттераном помогла заключить сделку с Санофи.
В 1999 году Берже и Сен-Лоран продали свою линию RTW компании Gucci Group за 1 миллиард долларов после того, как не смогли найти хорошего преемника и столкнулись с финансовыми трудностями. Альбер Эльбаз сменил Сен-Лорана в творческом направлении RTW, но оставался там всего три сезона, прежде чем его заменил Том Форд из Gucci Group. Берже и Сен-Лорану не нравилось направление, в котором креативный директор Том Форд и президент Gucci Доменико де Соле хотели взять линию RTW YSL Rive Gauche. Форд засветил заголовки YSL своими сексуальными и провокационными кампаниями, сильно расстроив более элегантные наклонности Сен-Лорана и Берже. В результате враждебность между двумя сторонами росла вплоть до смерти Сен-Лорана в 2008 году. Берже и Сен-Лоран явно отсутствовали в дебютной коллекции Ford с YSL Rive Gauche; Форд, со своей стороны, пропустил кутюрный показ Saint Laurent YSL примерно в то же время.
На протяжении десятилетий, вплоть до смерти Сен-Лорана 1 июня 2008 года, Берже был защитником и защитником дизайнера. Некоторые критики утверждали, что Берж подпитывал неврозы Сен-Лорана, но он также помогал поддерживать замученного человека, который, как однажды рассказал Берже, несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством и пристрастился к наркотикам и алкоголю. Пара рассталась в 1976 году, но Берже и Сен-Лоран продолжали оставаться деловыми партнерами и друзьями даже после того, как Сен-Лоран ушел на пенсию в 2002 году.
Берже рассмотрел их отношения в своей книге «Письма к Иву» 2010 года, в которой откровенно рассказал об их ссорах, а также о сексе.
«Я остался с ним, потому что любил его», — сказал Берже в интервью WWD в 2010 году. «Не потому, что проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, связаны с алкоголем и наркотиками, они чем-то отличаются от рака, СПИДа или любого другого серьезного заболевания. Для меня они одно и то же. И я не думаю, что вы бросаете кого-то, с кем живете, из-за того, что у него рак».
Пьер Берже разговаривает в саду парижского дома Ива Сен-Лорана. WWDПосле смерти Сен-Лорана на вопрос журнала Interview, что заставляет его просыпаться каждое утро, Берже ответил: «Я точно не знаю. Нет ничего, что меня больше мотивировало бы и требовало вставать по утрам. В прошлом это был Ив Сен-Лоран».
Вскоре после смерти Сен-Лорана Берже решил продать с аукциона сокровищницу бесценных предметов искусства и мебели, собранную парой, чтобы основать свой фонд. (Интересно и, возможно, типично то, что в поступке, который подвергся критике со стороны некоторых давних поклонников Сен-Лорана, Берже поставил свое имя первым на стенах фонда.)
Их великолепная квартира на улице Вавилон, 55 была разобрана и собрана в Большом дворце, огромном застекленном зале, использовавшемся для Всемирной выставки в Париже. Перед публичной выставкой перед аукционом в феврале 2009 года вокруг места проведения аукциона в течение нескольких дней стояли очереди, поскольку представители публики соперничали за возможность взглянуть на великолепную коллекцию мебели в стиле ар-деко, бесценных картин и древних китайских статуй. По данным Christie’s, на аукционе было собрано 374 миллиона евро, что сделало его самой дорогой частной коллекцией, когда-либо уходящей с молотка.
Но даже несмотря на то, что его всегда будут помнить как партнера Сен-Лорана, Берже использовал это, чтобы распространить свое влияние на все сферы общественной жизни Франции.
Он купил и управлял Театром Атене Луи-Жуве в Париже с 1977 по 1982 год. В 1988 году Миттеран назначил его главой Французской национальной оперы; он оставался до 1994 года, оставаясь почетным президентом. В 1993 году Берже также был назначен послом доброй воли ЮНЕСКО.
Среди других его интересов был аукционный дом Pierre Bergé and Associés, у которого есть офисы в Париже и Брюсселе. Берже также входил в состав советов директоров различных культурных организаций.
Журналу Globe, который он основал в 1988 году, приписывают помощь Миттерану в переизбрании на второй срок. Берже был решительным сторонником кандидата от социалистов Сеголен Руаяль во время президентских выборов во Франции в 2007 году и поддержал Макрона в гонке 2017 года.
Берже стал соучредителем французского еженедельника Courrier International в 1990 году и гей-журнала Têtu в 1995 году, а в 2010 году стал мажоритарным акционером Groupe Le Monde вместе с Ксавье Ниелем и Матьё Пигассом.
В заявлении Пигассе и Ниль пообещали защищать независимость ежедневной газеты Le Monde, которой они владели вместе с Берже, который часто — и неоднозначно — выражал свое неудовольствие статьями, написанными сотрудниками газеты.
«Пьер был блестящим предпринимателем, требовательным читателем, но также и, прежде всего, человеком культуры и убеждений», — говорили они.
Распорядитель имущества Кокто, Берже собирал редкие книги и написал несколько других. Его коллекция из 1000 редких рукописей и первых изданий была продана на аукционе в 2015 году, что принесло Фонду Пьера Берже-Ива Сен-Лорана 12,8 миллиона долларов.
Коллекция вин Берже была распродана в прошлом году, опять же, чтобы собрать деньги для фонда, который за последнее десятилетие стал его страстью — наряду с защитой наследия Сен-Лорана.