Пьер берже и ив сен лоран: Yves Saint Laurent — .Ru – Достойнейший муз Франции — Сноб

Достойнейший муз Франции — Сноб

Пьер Берже скончался в своем доме в Сен-Реми-де-Провансе. Он умер за месяц до открытия музея Сен-Лорана и за два месяца до своего 87-летия

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже в Марракеше, начало 70-х годов Фото: DR

Берже был болен, в последний год с трудом ходил, иногда даже садился в коляску, но никто не верил, что он умрет. Давно уже он казался вечно старым и вечно бессмертным. Ни ум, ни едкость ему не изменяли. Слушать его было одно удовольствие – и все готовились в очередной раз это удовольствие разделить. Словом, культуртрегер, бизнесмен, политик, меценат, в 1961 году основавший вместе с Ивом Сен-Лораном марку Yves Saint Laurent, просто обязан был дожить до открытия музея, который он создал в бывшем здании их общего модного дома.

Оно было назначено на 3 октября в Париже. В дом № 5 на авеню Марсо, где находилась мастерская Ива Сен-Лорана, уже созывали журналистов. Пьер Берже расписывал интервью – дел было много. Затем должно было последовать открытие еще одного музея – в Марракеше, где они с Сен-Лораном проводили несколько самых важных недель в году и где Сен-Лоран придумывал свои коллекции. Эти музеи стали главным проектом его жизни.

Мастерская Сен-Лорана на авеню Марсо, 1982

Впервые о музее Сен-Лорана я услышал от Пьера Берже во время интервью два года назад. Мы обсуждали тогда продажу его коллекции. Берже отдал на Sotheby’s огромную библиотеку, которую собирал шестьдесят пять лет, и часть вещей из музея исламского искусства, который он открыл в купленной им с Сен-Лораном мастерской Пьера Мажореля в Марракеше. До этого была продана их общая художественная коллекция, шато «Габриель» – дом в Нормандии, где они жили, – и даже «русская дача» по соседству, обставленная русской мебелью из села Талашкино, завешанная русскими картинами и фотографиями. Правда, русская семья, купившая нормандские угодья, сохранила за ним право пожизненного пользования «дачей». Ну и, конечно, была продана сама марка Yves Saint Laurent, которую новые хозяева перекроили на свой новый манер.

Мне казалось, что 86-летний Берже спешит расстаться с прошлым. С собой не унесешь, зачем ему мертвая красота, которую они копили вместе. Сен-Лорана уже не было в живых, прах его покоился в саду в Марракеше, а сам Берже заключил официальный союз со своим новым партнером, ландшафтным архитектором Мэдисоном Коксом – благо закон о браке для гомосексуалистов был как раз принят во Франции. И очень вовремя: Кокс сможет теперь возглавить Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent и довести дело до конца.

Один из залов Музея берберского искусства, созданного Пьером Берже в Марракеше Фото: Nicholas Matheus

Музей на авеню Марсо – мемориал Сен-Лорана. Недаром здесь воспроизведен кабинет модельера с зеркалом во всю стену, которое много лет смотрело, как он работает, и в котором отражались самые знаменитые и самые любимые клиентки Сен-Лорана. Но это не только памятник. Еще при Сен-Лоране в их модном доме был заведен то ли архив, то ли склад, куда отправлялись эскизы, расчеты, выкройки и, наконец, сами платья – ровно в таком виде, в каком задумывал и осуществлял их модельер. С какого-то момента эти платья помечались литерой «М», что означало «в музей». В музей, которого еще не было, хотя Сен-Лоран так ответил журналисту, спросившему его, возлагает ли он надежды на вечность: «Я бы хотел, чтобы через сто лет изучали мои платья, мои рисунки».

Когда марка Yves Saint Laurent была продана, Пьер Берже перевез на авеню Марсо из хранилища в Ла-Виллет все архивы дома, которые он даже не думал уступать кому бы то ни было. Эти архивы и стали самой важной частью музея. Они послужат основой и для постоянной экспозиции, и для временных выставок, но самое главное – они будут доступны исследователям.

Впервые появится возможность изучить весь процесс создания платья, начиная от первых эскизов, образцов ткани, схем кроя. Такого нет, мне кажется, ни в одном музее моды. Тем более что этот создан вокруг одной главной фигуры – человека, который подарил женщинам право носить смокинг, тренчкот или бурнус, который сумел со своими платьями по мотивам Мондриана или Пикассо внести в жизнь коды современного искусства и который, вместе со своим другом Берже, показал, что мода – дело любви.

Ив Сен-Лоран за работой в своей мастерской, 1986 Фото: DR

Светло-серые металлические кофры-каталоги, стоявшие в очищенной от пыли искусственной атмосфере при постоянной температуре пятнадцать-двадцать градусов, напоминают не только музейные стеллажи, но и шкафы невиданной по богатству гардеробной, где все наряды подписаны одним именем: Yves Saint Laurent. К платьям прилагается и полная коллекция аксессуаров: пятнадцать тысяч сумочек и ремней, шляпок и ботинок. В общей сложности пять тысяч моделей, созданных за сорок лет работы, с 1962 по 2002 год, и даже шестьдесят пять платьев, которые Ив Сен-Лоран сделал в 1955–1960-м для других – в бытность свою сначала ассистентом Кристиана Диора, а потом главным модельером дома Christian Dior.

Маргерит Дюрас говорила о нем: «Увидев новую вещь Ива Сен-Лорана, кричишь от радости, потому что платье, которое ты даже себе не представляла, оказывается именно тем, которое ждала именно в этот год». Значит, по платьям его можно будет изучать не только историю моды, но и историю женских желаний.

К этому добавлены графические работы Сен-Лорана, даром что тот не считал себя большим художником, подчеркивая прикладное значение своих рисунков. Меж тем его графический стиль точно так же отметил его время, как отметил графику ар-деко стиль плакатов Кассандра, который нарисовал для марки знаменитый логотип YSL. Мы видим в музее афиши и пригласительные билеты Сен-Лорана, так же как его работы для театра и кино. Он одевал Катрин Денев в «Дневной красавице» и Арлетти в «Священных чудовищах», сотрудничал с Бунюэлем и Трюффо, делал декорации к балетам Ролана Пети.

Первой выставкой музея стал рассказ о первой коллекции Сен-Лорана, которую он показал 29 января 1962 года на улице Спонтини, где началась история Yves Saint Laurent и продолжалась двенадцать лет до переезда на авеню Марсо. Эта замечательная идея возвращения дефиле была уже опробована во время выставки 2015 года в Фонде Берже – Сен-Лорана, называвшейся «Ив Сен-Лоран. 1971. Скандальная коллекция».

Благодаря этому в ближайшие годы мы сможем вернуть время и пережить те показы, которые видели только в книгах. Для Пьера Берже это было воспоминанием об их общем успехе. Признавая всегда и всюду свое значение «номера второго», он очень внимательно следил, чтобы об этом значении не забывал никто из носителей всех прочих номеров. Достаточно вспомнить, как одновременно вышли два фильма о Сен-Лоране – режиссеров Жалиля Леспера и Бертрана Бонелло. В первом Сен-Лорана играл Пьер Нине, а Берже – Гийом Гальенн. Эту картину Берже принял и поддержал в качестве образца своей ЖЗЛ, а другую – с Гаспаром Ульелем и Жереми Ренье в главных ролях – даже видеть не захотел.

Музей Ива Сен-Лорана в Марракеше Фото: N

ушел из жизни Пьер Берже :: Вещи :: РБК.Стиль

Последний император: ушел из жизни Пьер Берже

Pierre Bergé. Rue Bonaparte, Paris, 2015

© Eric Jansen

Автор Нина Спиридонова

08 сентября 2017

До последних дней Берже готовил открытие двух музеев, посвященных Иву Сен-Лорану, в Париже и Марракеше. «РБК Стиль» вспоминает другие проекты друга, партнера и сподвижника великого Сен-Лорана.

Сегодня утром весь мир облетело короткое коммюнике: «Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана и Фонд Сада Мажореля в Марракеше с огромным прискорбием сообщают о кончине своего основателя и президента Пьера Берже. Он умер во сне, в 5 часов 39 минут утра, в своем доме в Сен-Реми-де Прованс. Ему было 86 лет».

Главным делом всей жизни Пьера Берже был модный дом Yves Saint Laurent, который тот основал в 1961 году вместе со своим близким другом и бизнес-партнером Ивом Сен-Лораном. Когда они встретились в 1958-м, 28-летний Берже сразу понял, насколько талантлив Сен-Лоран, и предложил ему свою финансовую помощь и менеджерскую поддержку. Средства, привлеченные Пьером Берже, позволили Иву в 25 лет открыть свой модный дом и в январе 1962 года устроить первое дефиле в особняке на улице Спонтини.

Пьер Берже и Ив-Сен Лоран, Марракеш, 1977

© Musée Yves Saint Laurent Paris / Guy Marineau

Именно Берже настоял на том, чтобы расширить ассортимент haute couture и ввести новаторское направление ready-to-wear. А в 1989-м под его руководством YSL Groupe стала первой французской модной маркой, котирующейся на бирже. Благодаря финансовому гению Берже, продажа модного дома группе Elf Sanofi в 1993 году тоже закончилась весьма выгодно для обоих партнеров. Берже возглавлял Yves Saint Laurent Haute Couture вплоть до закрытия компании в 2002 году.

В 1973 году Пьер Берже был выбран президентом Французской палаты высокой моды (Chambre Syndicale du Prêt-à-Porter Des Couturiers et des Créateurs de Mode), а в 1986-м он учредил Французский институт моды (Institut Français de la Mode). Во многом его усилиями французские дизайнеры начали выходить на международный рынок, а феномен моды привлек внимание музейных хранителей. В 1983 году в нью-йоркском музее Метрополитен прошла ретроспектива платьев Ива Сен-Лорана, приуроченная к 25-летию его творчества. Сен-Лоран первым из модельеров удостоился прижизненной выставки в стенах одного из крупнейших музеев мира. Ее куратором выступила Диана Вриланд — главный редактор американского Vogue лично отобрала более 150 комплектов одежды из архивов Yves Saint Laurent. Вскоре после Нью-Йорка платья Сен-Лорана побывали в Пекине и Москве (в декабре 1986 года).

Ив-Сен Лоран на посвященной ему выставке Института костюма в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 1983

© AP Photo/Suzanne Vlamis

Закрытие в 2002 году кутюрного дома Yves Saint Laurent Haute Couture (направление prêt-a-porter YSL Rive Gauche уже принадлежало Gucci Group (ныне Kering)) стало завершением 40-летней дизайнерской карьеры Ива Сен-Лорана. 5 тыс. платьев, 15 тыс. аксессуаров, сотни фотографий, эскизов, фрагментов тканей, дружеских презентов и писем предстояло собрать, систематизировать и представить публике. С этой целью 5 декабря 2002 года был создан Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана (Fondation Pierre Bergé — Yves Saint Laurent). Первая экспозиция «Ив Сен-Лоран, диалог с Искусством» прошла в 2004 году.

Ив-Сен Лоран и Пьер Берже, Париж, 2002

© Patrick Demarchelier

В 2010 году к Fondation Pierre Bergé — Yves Saint Laurent был присоединен Сад Мажореля в Марракеше. Живописный уголок природы, в начале XX века принадлежавший французскому художнику Жаку Мажорелю, был выкуплен Берже и Сен-Лораном, отреставрирован, спасен от застройки и превращен в публичное место. Через месяц, 19 октября 2017 года, здесь распахнет двери музей Ива Сен-Лорана (Musée Yves Saint Laurent Marrakech). Дизайнер впервые побывал в Марокко полвека назад, и тогдашний Марракеш — один из немногих — сумел вернуть его к жизни. Здание музея на улице, носящей имя французского кутюрье, построено из бетона и терракотового кирпича, а фактурная поверхность фасада напоминает переплетение нитей в тканях. Совсем скоро в залы музея приедут знаменитые смокинги и жакеты «сафари», а также аксессуары, книги и рисунки Сен-Лорана. Здесь обустроят помещения для лекций и концертов, кинотеатр и библиотеку.

Пьер Берже, Париж, 2017

© Luc Castel

На 3 октября намечено открытие музея Сен-Лорана в Париже, в историческом здании на авеню Марсо. Именно здесь мастер провел почти 30 лет своей жизни, с 1974 по 2002 годы, работая над кутюрными коллекциями, устраивая примерки, принимая клиенток. На пресс-конференции, посвященной открытию Musée Yves Saint Laurent Paris, Пьер Берже сказал: «Я всегда говорил, что воспоминания надо превращать в проекты, и именно этим занимался наш фонд. В 2017 году мы открываем два музея Ива Сен-Лорана. Наше общее приключение, которое мы начали много лет назад, совсем не зная, какая судьба его ждет, продолжается». Берже не дожил до открытия музея 25 дней. 

Скончался партнер Ива Сен-Лорана Пьер Берже

Новости моды
Антон Данилов 17940

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже
Печальные новости пришли из Франции: сегодня скончался друг, партнер и любовник Ива Сен-Лорана Пьер Берже. Бизнесмен умер в возрасте 86 лет в собственном имении в Сен-Реми-де-Прованс на юге Франции.

Пьер Берже родился в 1930 году на французском острове Олерона. Встреча с Ивом Сен-Лораном произошла в 1958 году (тогда Сен-Лоран руководил Christian Dior), а уже через три года они вдвоем основали собственную марку Yves Saint Laurent. В 2002 году модный Дом был продан, а Пьер берже возглавил фонд Pierre Bergé-Yves Saint Laurent Foundation.

Незадолго до смерти знаменитого дизайнера в 2008 году они успели заключить гражданское партнерство. Таким образом, их рабочие и романтические отношения длились больше 50 лет. Подробности похорон Пьера Берже пока неизвестны.

Пьер Берже и Ив Сен-Лоран


Пьер Берже

Фото Gettyimages.ru

Умер сооснователь Yves Saint Laurent Пьер Берже :: Общество :: РБК

Скончался один из основателей дома моды Yves Saint Laurent, предприниматель Пьер Берже. Он умер в своем доме в коммуне Сен-Реми-де-Прованс, на 86-м году жизни

Пьер Берже (Фото: Philippe Wojazer / Reuters)

Французский бизнесмен и филантроп Пьер Берже, который был соучредителем дома моды Yves Saint Laurent, умер в возрасте 86 лет после долгой болезни, сообщает Reuters со ссылкой на заявление его фонда.

«Фонд Пьера Берже — Ива Сен-Лорана с огромной грустью сообщает о кончине своего президента-основателя Пьера Берже», — говорится в сообщении организации.

Берже был бизнес-партнером дизайнера Ива Сен-Лорана, с которым тот основал знаменитый модный лейбл в 1961 году. Топ-менеджером модного дома Берже был на протяжении 40 лет.

Пьер Берже родился 14 ноября 1930 года на французском острове Олерон. В возрасте 18 лет он приехал в Париж с надеждой стать журналистом или писателем.

Кроме работы в индустрии моды Берже тесно связан с театром и занимался общественной деятельностью. Так, например, в 1980–1990-х годах он был президентом Оперы Бастилии. Кроме того, Берже финансировал исследования в области борьбы со СПИДом и был послом доброй воли ЮНЕСКО.

рекордные торги Sotheby’s • Интерьер+Дизайн

Аукционный дом Sotheby’s, по праву считал парижские торги 29 — 31 октября — одним из главных событий в календаре 2018 года. Обстановка нескольких домов, пренадлежавших Пьеру Берже, филанторопу и партнеру Ива Сен-Лорана, — почти 1000 лотов — принесли ошеломляющие 28 447 169 евро или около 31, 3 млн долларов.

По теме: Sotheby’s выставляет коллекцию Пьера Берже

На аукционе, который проходил в четыре сессии, были выставлены картины старых мастеров, цветы Уорхол, скульптуры Клода Лаланна, живопись Бернара Бюффе, которая была первой большой любовью Пьера Берже.

Фрагмент обстановки виллы La Datcha в Нормандии.

Антиквариат и искусство населяли ранее дома на Rue Bonaparte, виллы Mas Théo в Провансе, Mabrouka в Марокко и La Datcha в Нормандии. В общей сложности — 975 лотов, за которые бились 2500 участников из 72 стран.

Столовая, дизайн интерьера — Франсуа-Жозеф Гранж, Роберто Перегалли и Лаура Сартори. Парижский дом Берже на Rue Bonaparte, где он жил с Ив Сен-Лораном. Современный стол со стальной столешнице и на деревянных ножках. Эстимейт 800 — 1 200 евро. Продан за 35 000 евро.

Онлайн-каталог и отдельные лот-страницы заработали почти 500 000 просмотров и траффик в 80 000 посетителей. А роскошный предаукционный показ в Carpenters Workshop Gallery посетило 5000 человек. Вся выручка поступит в фонды — Fondation Pierre Bergé – Yves Saint Laurent и Fondation Jardin Majorelle, которые ведут свою деятельность сегодня под руководством Мэдисона Кокса.

Интервью с Оливье Мейру – режиссером фильма «Величайший кутюрье»

По синопсисам к вашим фильмам у меня сложилось впечатление, что вас как документалиста интересует момент в жизни человека, когда он чего-то лишается — любви, дела всей жизни, физической возможности продолжать им заниматься. И учится с этим жить.

Именно! Я одержим историями героев, которые сталкиваются с чем-то настолько огромным, что, кажется, это просто нельзя преодолеть, с этим нельзя справиться. Это самый большой вызов в их жизни — болезнь или смерть. Мне интересно снимать их будничную жизнь в этот период. В центре каждой истории — люди, перед которыми стоит задача выжить, выстоять, поверить в себя, изобрести нового себя. Им нужно вернуться к самому началу и, выбрав новый путь, стартовать заново, снова научиться диалогу с миром.

Сен-Лоран из этого ряда несколько выбивается. У него не было шансов на победу. Он с детства был в глубокой депрессии. Ребенком жил в Алжире, французской колонии. В нем всегда было много женского — он мечтал делать платья, прославиться на весь мир. С такими амбициями, когда началась Алжирская война, ему пришлось пойти на фронт. Но какой из него боец? Он был очень тонким, хрупким молодым человеком. Чтобы он оправился от пережитого, ему давали наркотики (во время войны Ив Сен-Лоран попал в госпиталь, где у него диагностировали нервный срыв. Его лечили психотропными препаратами. — Прим. ред.). Потом он продолжил принимать их в мирное время. В 1977 году у него была передозировка.

Когда я познакомился с Сен-Лораном, он был уже почти разрушен своим бэкграундом, но все же продолжал делать платья — он ведь мечтал об этом с детства. Сен-Лоран был очень последовательным человеком. Только платья — в его жизни просто не могло быть другого пути. К сожалению, ко времени съемок сил у него почти не осталось, ему было непросто продолжать делать то, чем он успешно занимался всю жизнь. Он оказался перед дилеммой: что делать, когда ты уже икона, но время взяло свое? Я хотел запечатлеть его портрет в этот момент. Момент, когда ты остаешься верен мечте всей своей жизни, но у тебя больше нет сил следовать за ней.

Ему повезло — Дом высокой моды, который он создал 40 лет назад, набрав швей и ассистентов, до последнего служил ему опорой. Коллективное стало частью индивидуального — Дом был для Ива Сен-Лорана как позвоночник. Это один из самых красивых моментов во всей истории — как все в Доме, понимая, что конец близок, объединили усилия перед последней битвой со временем.

Помимо поддержки Дома у Сен-Лорана был Пьер Берже. Они были одним существом — диаметрально разные, они прекрасно друг друга дополняли. У них не было детей — их ребенком был Дом моды Yves Saint Laurent. Они посвятили ему всю свою жизнь, и чем ближе была смерть, тем больше их беспокоило, что останется после них. Они пытались устроить жизнь после смерти — как древние египтяне со своими пирамидами.

Два главных героя, несколько второстепенных, битва со временем, слабостью и старостью и вместе с тем — желание продлить жизнь до бесконечности, — примерно так я вижу эту историю. Если бы я снимал фильм двадцатью годами раньше, он был бы совсем другим. Но мне выпала возможность запечатлеть только последние три года Дома Yves Saint Laurent.

Алкогений: Ив Сен-Лоран — www.maximonline.ru

Первую попытку «завязать» кутюрье предпринимает еще в 60-х. Она оборачивается 25 бутылками кока-колы в день, ожирением и творческим кризисом.

Вышел из кризиса он опять же посредством алкоголя. Доходило и до неудачных попыток самоубийства. Эти качели от вершин до дна к середине 80-х привели модельера к полному нервному истощению. Часто он мог стоять на сцене во время своих показов только с помощью поддерживавших его за плечи моделей.

Окончательно выдохшись от этого марафона, но, впрочем, не утратив своего статуса гения, в 2002-м кутюрье отошел от дел. 1 июня 2008 года Ив Сен-Лоран умер от рака головного мозга.

Гений против употребления

1936–1950 Родился в алжирском городе Оран в семье юриста. Уже в детстве поддался очарованию театра и моды.

1951–1960 Работает в Доме Dior. Служба в армии и последующая нечеловеческая терапия приводят к нервному истощению Лорана. После выхода из клиники весит 35 кг. Начинает пить.

1961–1968 Создает собственный дом моды — YSL. В 1968 году Коко Шанель называет Сен-Лорана своим духовным преемником. Пытается бросить пить, оказывается в глубоком творческом кризисе. Только после возвращения к алкоголю начинает работать снова.

1969–1985 Гениальным фэшн-открытиям нет конца, основоположником стиля унисекс считается именно Лоран. Успеху сопутствует непомерное употребление алкоголя. В 1977 году выпускает духи Opium. В 1985-м становится кавалером ордена Почетного легиона.

1986–2002 Испытывает депрессии, переходит в стадию тихого алкоголизма. Лежит в реабилитационных клиниках. Получает орден Почетного легиона. В 2002 году оставляет свой дом моды, устроив последний показ, о котором Карл Лагерфельд отозвался так: «Зачем говорить, как ты страдал, создавая платье для коктейля? Ради бога! Люди покупают платья не для того, чтобы размышлять на тему драмы рыдающего алкоголика!»

2003–2008 Бросает и пить, и работать. До конца дней живет в своих домах в Нормандии и Марокко в компании одного лишь французского бульдога по кличке Мужик.