Пикассо жены – Пабло Пикассо, все работы известного художника с 1893 по 1971г.

Пабло Пикассо и его женщины

Он был потрясающим мужчиной: маленького роста — всего 158 сантиметров, — с тем самым, притягательным обаянием, которое сейчас называют харизмой. Особая аура Пикассо была окрашена его взрывным, испанским темпераментом и гениальностью. Такое сочетание, которому женщины не могли сопротивляться. И еще глаза…. Жгучие.

Любовь его, однако, была безжалостной и даже с садистским оттенком. Поэтому многие женщины Пикассо либо кончали с собой, либо сходили с ума. Повесилась Мария-Тереза Уолтер, ушла в монастырь, а затем застрелилась Жаклин Рок, помешалась Ольга Хохлова. Проанализировав почерк испанца, Поль Элюар сделал вывод: «Любит страстно, но его любовь убивает».

А когда одна из последних любовниц гения Женевьев Лапорт рассталась с Пикассо, Жан Кокто сказал ей: «Вы вовремя приняли это решение, может быть, это спасло вам жизнь».

В 8 лет Пабло уже написал свою первую серьезную работу «Пикадор». В 16 лет Пикассо, будто шутя, поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Так же легко он бросил учебу. Вместо того чтобы корпеть над книгами, Пабло с друзьями принялся куролесить по мадридским борделям.

В 19 лет художник отправился покорять Париж. Перед отъездом Пикассо написал автопортрет. Вверху картины он подписал черной краской: «Я король!» Однако в столице Франции «королю» пришлось непросто. Денег не было. В одну зиму, чтобы не замерзнуть, он топил камин из камня своими собственными работами.

На личном фронте дела складывались куда лучше. Женщины всегда обожали Пикассо.

А вот сам художник цинично говорил: «Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног». Причем всех своих богинь Пикассо быстро превращал в тряпки.


Первая возлюбленная

Первой его возлюбленной стала Фернанда Оливье (ей было 18, ему 23 года). В Париже Пабло Пикассо обитает в бедном квартале на Монмартре, в общежитии, где селились начинающие художники и где Фернанда Оливье иногда позирует им. Там она знакомится с Пикассо, становится его моделью и его девушкой. Жили влюбленные в нищете. По утрам они воровали круассаны и молоко. Постепенно картины Пикассо стали покупать.

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье на Монмартре с собаками. 1904

Они прожили вместе почти десятилетие, и от этого периода осталось большое количество как собственно портретов Фернанды, так и вообще женских образов, написанных с нее. Как считают исследователи, она была моделью и для создания «Авиньонских девиц», одной из главных картин Пикассо, переломной для искусства ХХ века.

«Авиньонские девицы», 1907

Но было время, когда они жили врозь (лето и осень 1907 года). Это лето оставило о себе дурные воспоминания. И у него, и у нее были романы с другими. Но самым плохим было то, что он жил с женщиной, которая вовсе не понимала кубизма, он ей не нравился.

Возможно, Пикассо переживал органическую депрессию; позже, когда он вернулся в Париж, на него обрушилось желудочное недомогание. Его предъязвенное состояние. Впредь взаимоотношения кисти и холста не пройдут художнику даром — кубизм как комплекс был так же прост, как игра в шахматы в трех измерениях. И они расстались — Пикассо и Фернанда.


Первая любовь

Первая настоящая любовь пришла к художнику в 1917 году, когда он познакомился с одной из балерин Сергея Дягилева Ольгой Хохловой. Ольга танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций.

Художник представил ее своей семье. Матери она не понравилась. Ольга — иностранка, русская, не пара ее гениальному сыну! Жизнь покажет, что мать была права.

Ольга и Пикассо поженились 18 июня 1918 года в православном Соборе Александра Невского. Три года они были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях. 4 февраля 1921 года у Ольги родился сын Пауло (Поль). С этого момента отношения супругов начали стремительно ухудшаться.

Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился. И еще важнейшей причиной разногласий была роль, навязанная Ольгой Пикассо. Она хотела видеть его салонным портретистом, коммерческим художником, крутящимся в высшем свете и получающим там же заказы.

Такая жизнь смертельно наскучила гению. Это тут же отразилось на его картинах: свою жену Пикассо изображал исключительно в виде злой старухи с угрожающими длинными острыми зубами.

Пикассо так видел свою жену всю последующую жизнь.

В 1927 году, когда Пикассо было 46 лет, он сбежал от Ольги к 17-летней Марии-Терезе Вальтер.


Это был пожар, мистерия, безумие

Время любви к Марии-Терезе Вальтер было особенным — и в жизни, и в творчестве. Работы этого периода резко отличались от прежде созданных картин как по стилю, так и по колориту. Период Марии-Терезы Вальтер, особенно до рождения дочери, является вершиной его творчества.

«Женщина в красном кресле», 1939

В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза беременна. Взяв с собой Пауло, она немедленно уехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовали французские законы, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Она умерла от рака в 1955 году в Каннах. Пикассо не поехал на похороны. Он просто вздохнул с облегчением.

После рождения ребенка он охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар. Однажды Дора и Мария-Тереза случайно встретились в студии Пикассо, когда он работал над знаменитой «Герникой». Разгневанные женщины потребовали, чтобы он выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него бороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни.

Мария-Тереза вскоре повесилась. Для страстной Доры разрыв с Пикассо стал катастрофой. Дора попала в парижскую психиатрическую лечебницу Святой Анны, где ее лечили электрошоком. Вызволил ее оттуда и вывел из кризиса давний приятель, известный психоаналитик Жак Лакан.

После этого Дора абсолютно замкнулась в себе, став для многих символом женщины, жизнь которой разбита любовью к жестокому гению Пикассо. Уединившись в своей квартире неподалеку от улицы Гран-Огюстен, она погрузилась в мистицизм и астрологию.

«Плачущая женщина», 1937

Пережив на четверть века того, кто, по словам Андре Бретона, был «безумной любовью» ее жизни, Дора Маар скончалась в июле 1997 года в 90-летнем возрасте в одиночестве и в бедности. А примерно через год ее портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков.


Не покорившаяся любви

В жизни любого разрушителя сердец и судеб рано или поздно встречается женщина, сломить и подчинить которую не удается. Именно такая сильная и самодостаточная женщина встретилась Пабло Пикассо в 1943 году. Познакомился он с ней в ресторане и тут же пригласил ее… принять ванну. В оккупированном Париже горячая вода была роскошью, и Пикассо был одним из немногих, кто мог себе ее позволить.

С Франсуазой Пикассо учится по-новому радоваться жизни. Не поглощая ее, а будто наблюдая со стороны. Это период спокойного счастья на побережье, наслаждение простыми радостями, такими как искрящееся море и нежно струящийся чистый песок. Именно эти искры счастья видим мы в «Радости жизни» — самой яркой картине периода с именем «Франсуаза».

Франсуаза Жило с цветком, Валлорис, 1949

Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои. Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия, но реальность, существующая для свободных и любящих людей. Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали обладателями части его состояния.

В отличие от многих возлюбленных мастера Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой. Узнав о его неверности, она сама ушла от Пикассо, не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.

Ее дальнейшая жизнь была богата событиями и счастливыми моментами. Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника, но обрела всемирную известность.

Дети Пикассо

На протяжении последних двух десятилетий жизни Пикассо с ним рядом была Жаклин Рок. Ее преданность, влюбленность и заботливость покорили художника. Такие качества в женщинах всегда были для него ценны, а в последние годы — просто необходимы. На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов — это все его Жаклин.

«Жаклин с цветами», 1954

Музы Пабло Пикассо – статьи

Для самого «дорогого» художника в мире — Пабло Пикассо — женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше: точное количество муз Пикассо, пожалуй, не сможет назвать никто, однако по меньшей мере семь из них оказали на художника серьёзное влияние.

Первая женщина, с которой Пикассо сблизился на долгое время, носила известную — в первую очередь в России — французскую фамилию Оливье. Фернанда встретилась с юным художником, когда тому было лишь 23 года. Сам Пикассо жил тогда в парижском районе Монмартр, в общежитии для художников. Будучи бедной служанкой, Фернанда иногда заглядывала в общежитие, где охотно позировала для художников. Так они и встретились с Пикассо.

Фернанда Оливье, Пабло Пикассо и Рамон Ревентос.jpg

Фернанда Оливье, Пабло Пикассо и Рамон Ревентос, 1906. (picassolive.ru)

Со временем Пабло и Фернанда начали жить вместе прямо в мастерской, где Пикассо писал свои картины. Девушка на протяжении нескольких лет — иногда незримо, а иногда вполне отчетливо — присутствовала в творчестве художника: исследователи выделяют сотни картин и образов, на которые Пикассо вдохновила Оливье. Так продолжалось на протяжении семи лет — не случайно этот период жизни художника принято называть «розовым». Впрочем, затем чувства ослабли, а вдохновение, которое Пикассо черпал из этих отношений, практически иссякло. Их расставание пришлось на 1912 год: за время, которое они провели вместе, Пикассо из нищего и неизвестного художника успел превратиться в одного из основоположников кубизма.

Марсель Умбер, более известная под псевдонимом Ева Гуэль, встретилась с Пикассо в 1911 году — тогда, соответственно, художника связывали отношения с Фернандой Оливье, да и сама Умбер была не свободна: её называли любовницей другого художника, Луи Маркуссиса. Впрочем, после одной из громких ссор со своей прежней возлюбленной Пикассо вместе с Умбер, которая также рассталась со своим живописцем, уехал в путешествие по Европе.

Марсель Умбер, или Ева Гуэль.jpg

Марсель Умбер, или Ева Гуэль, 1914. (picassolive.ru)

После него они уже поселились вместе всё там же, в Париже. Окна их светлой и просторной квартиры выходили на кладбище, что стало для пары недобрым предзнаменованием: через два года совместной жизни, наполненной нежностью и любовью, Умбер скончалась от туберкулёза. За это время художник успел создать целый ряд картин, которые объединяют в своеобразную серию «Я люблю Еву». В частности, Марсель Умбер изображена на одном из самых известных полотен Пикассо, картине «Моя красавица».

Несколько лет после смерти Умбер Пикассо не обращал внимания на женщин, однако в 1918 году удивил всех своих товарищей неожиданной выходкой — он вдруг женился на балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой, которая тут же получила прозвище «русская жена Пикассо». Причем художник был до того уверен в нерушимости их отношений, что, не задумываясь, подписал брачный контракт, по которому половина его имущества в случае развода доставалась Хохловой.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне.jpg

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне, 1919. (picassolive.ru)

Влияние русской балерины на творчество Пикассо трудно недооценить — художник написал бесчисленное количество портретов Хохловой, однако все они были выполнены в русле реалистичного творчества, чтобы Ольга могла узнать себя на них. Пикассо и Хохлова не совпадали не в своих взглядах на искусство, не во взглядах на личную жизнь — балерина постоянно пыталась сделать из творца примерного семьянина, а Пикассо этому сопротивлялся. Их отношения, даже несмотря на то, что у пары родился сын, подходили к логическому завершению, однако тут-то и всплыл брачный контракт, по которому Пикассо мог потерять не просто своё имущество, а половину написанных картин. Собственно, бывшие возлюбленные расстались, но брак так и не расторгли, поэтому Ольга Хохлова вплоть до смерти в 1955 году была официальной женой Пикассо.

Во многом разрыв с Хохловой произошел потому, что жена стала догадываться о любовнице Пикассо. В этом русская балерина действительно не ошиблась — художник, ставший к тому моменту уже всемирно известным, с 1927 года был влюблен в юную девушку Марию-Терезу Вальтер, которой едва исполнилось 17 лет. Изменения в жизни прослеживались, как это часто бывает, и в творчестве: Пикассо стал писать такие картины, как «Обнаженная, зелёные листья и бюст», «Обнаженная в кресле» и «Девушка перед зеркалом», в которых явно угадывались черты Марии-Терезы Вальтер.

Мария-Тереза Вальтер на пляже.jpg

Мария-Тереза Вальтер на пляже, август 1928. (picassolive.ru)

В 1935 году девушка родила Пикассо долгожданную дочку Майю, которую художник, кстати, тоже неоднократно изображал на своих полотнах. Впрочем, через год чувства Пикассо к возлюбленной остыли, чего не скажешь о самой Марии-Терезе. Несмотря на то, что художник уже давно проводил время с другими женщинами, она писала ему нежные письма, в которых рассказывала о том, как поживает его дочь. Судя по всему, Мария-Тереза ещё надеялась на возобновление отношений, однако этого так и не случилось. Спустя четыре года после смерти Пикассо женщина повесилась в собственном гараже.

Кафе «Две кубышки» было одним из любимых мест Пикассо, там-то он и встретился с Дорой Маар. Она, по воспоминаниям современников, была слегка неуравновешенной, но от этого не менее яркой представительницей парижской богемы. Будучи профессиональным фотографом и не пытаясь избежать интимной связи с художником, Дора оставила исследователям его биографии бесценные кадры, на которых Пикассо пишет свою известную картину «Герника».

Дора Маар.jpg

Дора Маар, 1941. (picassolive.ru)

Уже через несколько лет совместной жизни странное поведение Доры стало большой проблемой — в начале 1940-х годов Пикассо вынужден был сдать возлюбленную в психиатрическую клинику. Несмотря на то, что Дора благополучно вышла из больницы и продолжила заниматься искусством, её неврастения поставила окончательную точку в отношениях с Пикассо.

В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, Пабло Пикассо познакомился с Франсуа Жило, роман с которой длился без малого десять лет. Сперва Жило, активно интересующаяся искусством, стала позировать для художника, спустя полгода у них завязались отношения. Новая муза Пикассо была младше его на 40 лет, что, однако, не помешало им долгое время жить в полной гармонии.

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило.jpg

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило, 1948. Фото, Роберт Капа. (picassolive.ru)

Жило родила художнику двух детей — Клода и Палому, которые стали официальными наследниками Пикассо, а также продолжили носить его фамилию. Сама же Жило оказалась одной из немногих девушек Пикассо, расставшихся с ним без лишней помпы: она разорвала отношения в 1953 году по своей инициативе, узнав об измене.

Последний возлюбленной гения, сопровождавшей его на протяжении двух десятков лет, стала Жаклин Рок. Исследователи жизни Пикассо склоняются к тому, что Жаклин была не слишком образована и не очень-то интересовалась искусством, однако эти недостатки она нивелировала бесконечной преданностью Пикассо. Так, например, Жаклин ухаживала за ним после болезни и охраняла их дом от назойливых посетителей.

Пикассо танцует перед Жаклин Рок.jpg

Пикассо танцует перед Жаклин Рок, 1957. (picassolive.ru)

Уже в 79 лет Пикассо смог оформить официальный брак с Жаклин. На протяжении двух десятков лет практически все картины мастер посвящал своей возлюбленной. Всего насчитывается порядка четырёх сотен портретов Жаклин, выполненных Пикассо. Смерть художника Рок перенесла очень трудно — спустя уже 13 лет после этого, занимаясь подготовкой одной из выставок картин Пикассо, она застрелилась.

Как читать Пикассо

Увидеть данную картину вы можете на выставке «Пикассо & Хохлова», которая проходит при поддержке банка ВТБ в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка продлится с 21 ноября 2018 по 3 февраля 2019 года.

На тот момент если не моделью, то главным героем картин Пикассо с участием женщины могли быть два персонажа. Первый — законная жена Ольга, в девичестве Хохлова, в замужестве — Руис Пикассо. Второй — совсем молодая возлюбленная, Мария-Тереза Вальтер. Кто же изображён на этом полотне?

Искусствоведы замечали: «После знакомства с Марией-Терезой женские груди на работах Пикассо вновь стали круглыми и крепкими, рты начали улыбаться, а фигуры — излучать чувственную радость. Художник избегает резких форм — в изображениях Марии-Терезы нет ни одного острого угла».

Учитывая, что в этой картине «острое» не просто присутствует, но даже вынесено в название, а женщина с оскаленной пастью явно только что выпустила кому-то кишки и залила всё кровью, это точно не Мария-Тереза.

Отношения с законной супругой в тот период сам Пикассо описывал фразой, идеально подходящей к видеоряду картины: «Она вопила на меня целыми днями и, по сути, пила мою кровь». Что, кстати, сказывалось на продуктивности художника не лучшим образом. Обычно чрезвычайно плодотворно работающий, в 1931 году он сумел закончить в общей сложности 28 картин и рисунков — самый ничтожный результат за всю жизнь. Однако искусствоведы замечают, что каждая из этих работ — правдивый дневник состояния художника, откровенный и полный.

Со стороны это виделось немного по-другому. Так, Ольга, например, была уверена, что Пикассо потихоньку сходит с ума, растрачивая силу на разврат и позоря своё имя. Несколько раз она всерьёз говорила, что её муж одержим бесами, и ей придётся нести за это ответственность перед Богом.

Это её предположение обычно встречают усмешкой — дескать, очень легко спихнуть всё на бесов, которых, как известно, не существует. Забывая при этом, что Пикассо, вообще-то и определяли как «художника, живущего между мифом и реальностью». Более того — он сам неоднократно заявлял: «Мои картины — это заклинание злых духов». Грубо говоря, для Пикассо и злые духи, и бесы — вполне реальные персонажи. А сам он выступает как человек, который может вступать с ними в контакт, бороться, побеждать и ставить себе на службу. В архаичных религиях, исследованиями которых Пикассо был очень увлечён, такой человек называется шаманом. И скоро это станет заметно по его полотнам.

Пикадор (Пикассо) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Пикадор» (исп. El picador) — одна из первых работ испанского и французского художника Пабло Пикассо, написанная им в 1889 году в восьмилетнем возрасте. Выполнена маслом на деревянной крышке от сигарной коробки. Вероятно, мальчик скопировал картинку из популярного в то время журнала о корриде[1]. Работа хранится в частной коллекции Клода Пикассо в Париже[2]. Размер — 24 х 19 см.

Маленькая картина, изображающая выход пикадора на арену, была написана Пабло Пикассо под впечатлением от первого посещения конной корриды, куда его привёл отец. С тех пор художник стал испытывать страсть к искусству боя быков. Он делал множество рисунков и эскизов, где пикадор становился главным участником этого драматичного зрелища. На протяжении всей жизни художника коррида была постоянной темой в его творчестве[1].

Пикадор, сидящий верхом на лошади, одет в жёлтый костюм. Его короткая куртка украшена вышивкой. Он изображён без пики. Возможно, мальчик по невнимательности упустил из виду эту важную деталь. На заднем плане, на трибунах видны три фигуры: двое мужчин, лица которых расположены в фас, и одна женщина. Её голова повёрнута в профиль.

В картине заметна несоразмерность объектов по отношению друг к другу. Лошадь слишком мала для пикадора. Отсутствуют соответствие законам перспективы. Фигуры на заднем плане слишком велики, несмотря на их удалённость. Такие диспропорции свойственны детскому восприятию натуры. Однако маленькому Пикассо удалось создать картину в тёплом тёмно-коричневом колорите с нейтральным фоном. Очевидно, мальчик брал уроки мастерства у своего отца — учителя рисования и декоратора Хосе Руиса Бласко.

Пабло Пикассо всю жизнь хранил своего «Пикадора», вместе с рядом других детских работ[3][4][5]. Возможно, в момент его создания у него было особое настроение, воспоминания о котором помогали ему в творчестве. По словам Пикассо:

« Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.Пабло Пикассо[6]»
  1. 1 2 Inglada, Rafael (2003), Picasso antes del azul (1881—1900), Fundación Pablo Ruíz Picasso-Museo Casa Natal/ Ayuntamiento de Málaga, Málaga, pp. 280—282.
  2. ↑ Picador. 1889 (неопр.). Picasso. Дата обращения 8 ноября 2019.
  3. Patrick O’Brian. Picasso: A Biography. — W. W. Norton & Company, 1994. — P. 26.
  4. Жидель, Анри. Пикассо. — М.: Молодая гвардия, 2007. — С. 45. — 416 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03022-0.
  5. Мудрова, Ирина. Пабло Пикассо // Художественные течения конца XIX — середины ХХ века. 24 самых известных художника. — М.: Центрполиграф, 2013. — 252 с. — ISBN 978-5-227-04263-7.
  6. ↑ Пабло Пикассо (неопр.). Викицитатник. Дата обращения 8 ноября 2019.
⛭
ПериодыPablo picasso 1.jpg
Списки работ
Картины
Скульптуры
Офорты
Рисунки
Пьесы
Поэзия
Балет (оформление)
Музеи
Партнёры
Семья
Фильмы о нём
Другое