Поль пуаре модельер: Король стиля: как Поль Пуаре придумал «хромые юбки», освободил женщин от корсетов и заново изобрел моду

Пуаре Поль

Поль Пуаре (Paul Poiret 1879 – 1944 г.г.) был одним из ведущих французских модельеров в течение первых двух десятилетий 20-го века. Пуаре считают реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов.

Поль Пуаре родился в Париже, его родители торговали тканями в бедном парижском квартале Ле-Аль (Les Halles), получившем, благодаря писателю Эмилю Золя (Émile Zola), название «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris). По настоянию родителей юный Поль начал работать в мастерской по изготовлению зонтиков. Из цветных лоскутков, в избытке остающихся от производства зонтов, будущий кутюрье мастерил свои первые наряды, примеряя их на куклу, принадлежащую одной из его сестёр. Пуаре начал делать эскизы одежды, будучи совсем молодым человеком. Однажды он решил показать свои работы Луизе Шеруи (Louise Chéruit – часто её называют Мадлен Шеруи (Madeleine Chéruit)

, но многие исследователи моды считают это ошибкой), основательнице парижского модного дома Chéruit, очень популярного в конце XIX начале XX в. в. Мадам Шеруи оценила идеи будущего мастера моды и купила для своего дома двенадцать эскизов. Пуаре продолжил продавать свои разработки именитым французским дизайнерам, пока в 1896 году не был принят на работу в знаменитый модный дом Жака Дусе (Jacques Doucet), а затем в модный дом Ворта (Charles Worth), где в основном он занимался разработкой верхней одежды. Консервативные клиентки Чарльза Ворта не всегда понимали новаторские для того времени идеи молодого модельера.

В 1903 году Поль Пуаре открывает собственный салон на рю Обер (Rue Auber). Его успех, благодаря хорошо выбранным сотрудникам и связям со старыми клиентками из домов Дусе и Ворта, был очень стремительным.

В 1905 году Пуаре женился на Денизе Буле

(Denise Boulet), ставшей на долгие годы его помощницей и музой. Творческий тандем супругов Пуаре постоянно привлекал внимание публики. Каждый выход Денизы в парижские модные места освещался прессой и широко обсуждался. В этих выходах всегда была доля эпатажа, ставшего отличным дополнением к рекламе модного Дома. Новые идеи от Пуаре постоянно будоражили сознание модниц той эпохи. В начале XX века Пуаре стал самым знаменитым и успешным кутюрье мира. Его воспринимали не как поставщика модных нарядов, а как творца, как художника.

Поль Пуаре наряду с другими выдающимися модельерами того времени, такими как Люсиль (Lucile — Lady Duff Gordon) , Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) Коко Шанель (Coco Chanel) и пр. стал настоящим реформатором одежды, освободившим женщин от корсета утягивающего талию. Линия талии в одежде была перенесена под грудь, тело становилось свободным, ноги удлинялись, силуэт казался более стройным. Заставив женщин распрощаться с корсетом, который часто сравнивали с панцирем, Пуаре поставил перед ними серьезную задачу – следить за своей фигурой, худеть и не набирать вес.

В основу многих нарядов он положил античные модели со свободно струящимися тканями. Кутюрье предложил вспомнить, что такое туника и пеплос, ввёл в Европе моду на кимоно. В 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья. Пуаре является изобретателем так называемой «хромой юбки» (hobble skirt) — сильно зауженной ниже колен, позволяющей передвигаться исключительно семенящей походкой. Правда, это нововведение не обрело широкую популярность.

Модели Пуаре привлекали парижанок простотой форм и четкостью силуэтов.

Модельер постоянно экспериментировал, меняя каноны моделирования, создавал новые пропорции и линии. Одежда становилась более удобной и практичной. Как художник, он уловил образ нового времени и сумел выразить свои идеи и чувства в одежде. Он стал диктатором моды, создающим не только фасоны платьев, но и стиль жизни.

Пуаре создавал особую индустрию роскоши, производящую в едином стиле одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. В 1911 году Поль Пуаре представил свою собственную линию духов. За духами последовали туалетная вода, одеколон, мыло, пудра, сценический грим.

Работа над созданием фирменного стиля привела Пуаре к мысле о выпуске собственных «эксклюзивных» тканей. Пуаре восхищался художниками-фовистами, их колористикой, поэтому предложил молодому фовисту Раулю Дюфи

(Raoul Dufy) сотрудничество в создании новых текстильных рисунков.

Поль и Дениза Пуаре вошли в историю моды и как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно, каждый из которых имел свою тему. Одним из самым экзотичных и роскошных стало представление в июне 1911 года под названием «1002-ая ночь». Газеты писали: «одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». В костюмах для подобных праздников, сказывалось влияние «Русских сезонов» Сергея Дягилева, театрального и художественного деятеля, выдающегося балетного импресарио 20 века, прославившего русское искусство за рубежом. Поль Пуаре не пропускал ни одной премьеры Дягилевских балетов. Из-за влияния «Русских сезонов» в творчестве Пуаре были очень популярны восточные мотивы, а следовательно они стали популярны и в мировой моде того времени.

Осенью 1911 года Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Москву и Петербург. В Москве он общался с выдающийся создательницей русской моды – Надеждой Петровной Ламановой. Ламанова показывала французскому кутюрье столицу — Кремль, блошиный рынок на Сухаревке, «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III — Музей П. И. Щукина», где Пуаре смог увидеть уникальную коллекцию русской старины коллекционера и мецената Пётра Ивановича Щукина. Пуаре был в восторге от русских костюмов, изрядное количество которых привез в Париж. Вдохновленный Россией он начал создавать собственную коллекцию платьев на русскую тему. Европейская мода на русский стиль в одежде появилась благодаря Полю Пуаре.

В 1913 году Пуаре принимает к себе в модный дом первого русского – Романа Тыртова, петербуржца, потомка старинного дворянского рода, широко прославившегося в Европе и Америке в 1920-е годы под псевдонимом Эрте (Erté), ставшего одним из ведущих художников стиля ар-деко . Эрте нарисовал для Пуаре знаменитую юбку-абажур. К сожалению, впоследствии, когда Эрте ушел из дома Пуаре, решив работать самостоятельно, у двух незаурядных художников возникли разногласия, за которыми даже последовало судебное разбирательство, связанное с обвинением в нарушении авторских прав.

Пуаре был очень любим в предреволюционной России. В журнале «Столица и Усадьба» так описывали модницу первого десятилетия XX века: «Покачиваясь на восьмисантиметровых каблуках сторублевых ботинок, в самом простеньком туалете фасона chemise, чуть-чуть вышитом старым серебром (модель Пуаре), гладко причесанная, она похожа на подростка, такая невинная, трогательно простая, когда говорит поклонникам: «Видите, я тоже борюсь с роскошью, это, право, совсем не трудно».

О невероятной популярности стиля Поля Пуаре в мире свидетельствует также и роман известного французского писателя Ромена Гари (Romain Gary, настоящее имя Роман Кацев) «Обещание на рассвете» («La promesse de l’aube»). В нем французский автор описывает свои детские годы в городе Вильно, находившегося тогда на территории Российской империи. В Вильно мать автора, бывшая актриса была вынуждена открыть псевдо-магазин Поля Пуаре. Там, без всякого разрешения, она продавал копии его моделей. Бизнес процветал, пока некоторые клиентки не начали сомневаться в подлинности платьев от Пуаре. Они потребовали подтверждения. Тогда находчивая предпринимательница решила устроить им встречу с метром моды и уговорила соседа, французского кондитера, предстать перед своими клиентками в виде Поля Пуаре, что на время спасло репутацию её заведения.

Поль Пуаре принимал к себе на работу в качестве манекенщиц беженок из России, спасающихся от революции. Ксения (Киса) Куприна, дочь знаменитого писателя Александра Куприна в своих воспоминаниях писала о работе в доме Пуаре: «Он заставлял манекенщиц выстраиваться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую. Потом, остановившись возле одной из них, вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют». И еще: «Новые модели создавались каждые шесть месяцев. Приходилось часами стоять на помосте, и модельеры драпировали на нас ткани, кружева, ленты, кроили, закалывали как на деревянных манекенах. Часто от усталости девушки падали в обморок».

Пуаре создал детскую школу искусств «Мартина», назвав её именем одной из своих дочерей. В неё он отбирал в муниципальных школах парижских предместий художественно одаренных девочек 12–13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре (Saint-Honoré) стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре брал девочек на пансион и даже платил им небольшую сумму денег. Для того чтобы стимулировать фантазию детей он водил учениц в парки, музеи, и, прежде всего, в Лувр и Версаль. Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создал на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию. Как и школа, студия называлась «Мартина». Пуаре рассылал рисунки подопечных на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства, а также в город Севр, где по ним выполнялись росписи по фарфору. В 1912 году он добился участия учениц в выставке парижского Осеннего Салона. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладного искусства Франции.

Во время Первой Мировой войны Пуаре, движимый чувством долга, ушел в армию. Там он изучил армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внёс предложения по усовершенствованию ее кроя, значительно сокращающему расход ткани и время пошива. Благодаря проявленной энергии ему удалось довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны положение Поля Пуаре пошатнулось, его модели стали слишком вычурными для этого времени. Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к упрощению и демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда шли в ногу с деловым расчетом. Многие идеи мастера были очень невыгодными в финансовом отношении. В результате у Пуаре накопился огромный долг.

В 1920-е годы изменения в дамской одежде в связи с женской эмансипацией и новым стилем жизни окончательно привели в упадок модный мир Пуаре. На авансцену в мире моды стали выходить новые имена.

Главным антагонистом Пуаре становится легенда XX века — Коко Шанель. Свидетельством обоюдной неприязни Шанель и Пуаре является известная встреча двух величин в фойе Гранд Опера. Поль Пуаре, увидав Шанель, обратился к ней с вопросом: «Мадемуазель Шанель, Вы вечно в черных платьях. Это что, траур?» На что Шанель ответила: «Да, по Вам!».

Финансовый упадок Пуаре обострился с 1924 года. В 1925 году, во время международной выставки Ар Деко он отказался выставлять свои модели рядом с другими парижскими кутюрье в общем павильоне, посвященном моде. Для того чтобы подчеркнуть свою значимость, Пуаре на собственные деньги поставил на реке Сене три баржи, в которых устроил экспозиции своих домов – парфюмерного «Розин», мебельного «Мартин» и модного Поль Пуаре. Но продажа билетов на баржи не окупил огромных затрат.

Вскоре Пуаре пришлось начать продавать акции дома мод, что в последствии и привело его к полному банкротству. Кутюрье расстался со своим особняком в Париже, распродал коллекцию уникальных произведений искусства. Затем последовал довольно болезненный развод с женой Денизой. В 1927 году (по другим сведениям в 1929 г.) Пуаре, закрыв свой знаменитый парижский дом моды, уехал в Канны, где попытался продолжить работу, создавая более скромные коллекции. В 1933 году Пуаре выпустил весенне-летнюю коллекцию для крупного Парижского универмага Printemps. Но, тем не менее, в 1934 году вынужден был окончательно свернуть свой бизнес.

Разоренный Пуаре попробовал зарабатывать на жизнь живописью, затем занялся торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного берега. Но вернуть финансовое благополучие не получалось. Несмотря на сложнейший жизненный период в 1930-е годы Пуаре написал три знаменитые книги – «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!», которые на время позволили кутюрье немного поправить бедственное положение. Изредка Поля Пуаре приглашали читать лекции в Сорбонну и делать сценические костюмы для театров.

Одно время в синдикате высокой моды (Chambre syndicale de la haute couture parisienne) обсуждался вопрос о предоставлении ежемесячного пособия Полю Пуаре. Особенно бедствующему кутюрье старалась помочь модельер Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Идея помощи была отвергнута Жаном Филиппом Вортом (Jean-Philippe Worth), сыном легендарного Чарльза Ворта (Charles Worth), возглавляющего в то время синдикат.

Поль Пуаре ушел из жизни в 1944 году, разоренный и, практически, всеми забытый. Похоронен легендарный реформатор моды на деньги Эльзы Скиапарелли.

Категории: Имена

Теги: Поль Пуаре | модельер

Король стиля: как Поль Пуаре придумал «хромые юбки», освободил женщин от корсетов и заново изобрел моду

Если сегодня набрать в поисковике имя парижского модельера Поля Пуаре, то в первых же источниках будет упоминаться «хромая юбка», которая впоследствии станет прототипом актуальной на все времена юбки-карандаша. Тогда, в XIX веке, знаменитое творение представляло собой длинную и узкую к щиколоткам (иногда в области икр) модель, расширяющуюся к низу. Фасон настолько сильно облегал ноги, что женщинам приходилось буквально семенить во время ходьбы.

«Хромая юбка» имела колоссальный успех среди модниц начала XX века. А имя создателя Поля Пуаре звучало на весь мир. Что примечательно, мастер также изобрел бюстгальтеры и легкий пояс для чулок, избавив современниц от тесных корсетов. Но эта новость не имела столь ошеломительного успеха, как «хромая юбка», ограничивающая шаг.

Модель в одежде от Поля Пуаре, 1925 год

Платье Поля Пуаре к спектаклю «The Minaret», 1923 год

Торговец зонтиками модном салоне

Поль Пуаре родился в семье парижского торговца тканями. Родители видели в нем как минимум продолжателя фамильного дела или как максимум зонтичного мастера. И сын радовал их своими способностями, поскольку с детства проявлял интерес к шитью одежды и аксессуаров, которые охотно сооружал для куклы, подаренной ему сестрами.

К слову, любовь к одежде, очевидно, передалась юному Полю генетически. Как и двум его сестрам Николь Пуаре-Грульт и Мадлен Пансон, тоже впоследствии сделавшим карьеру в мире моды. Правда, во взрослой жизни отношения между родственниками не отличались близостью. И не исключено, что причиной тому были зависть и конкуренция.

Уже в 17 лет знающему толк в кройке и шитье юному торговцу зонтиками улыбнулась большая удача получить работу в лучшем на тот момент столичном салоне популярного модельера Жака Дусе.

Тонко чувствующий стиль юноша, бесстрашно комбинирующий ткани и разные фурнитуры, быстро завоевал доверие хозяина. Вскоре Полю доверили обшивать самых знаменитых модниц Парижа, в числе которых были актрисы Сара Бернар, Габриэль Режан и Мистангет (Жанна-Флорентина Буржуа).

Поль Пуаре моделирует платье на одной из своих манекенщиц, 1924 год

Поль Пуарэ, 1879 год

Первый фурор

Стремительный успех юного Пуаре стал результатом его невероятной самоотдачи в Доме Жака Дусе, основатель которого, к слову, сам был выходцем из старинной семьи потомственных портных.

Но не только наставничество опытного хозяина салона и окружение его прекрасных заказчиц в восхитительных нарядах вдохновляли Поля. Его талант формировала также и высокая культурная среда, которую составляли богатые коллекции живописи и мебели XVIII века, собранные в доме Дусе.

Юный модельер продумывал для именитых дам сценические костюмы, а модницы блистали в них на подмостках Парижа. Как, например, театральная звезда Габриэль Режан, которая покорила зрителей во время спектакля по Бальзаку «Заза». Актриса запомнилась публике не только реалистичной манерой исполнения, но и черным манто из тафты и тюля — первой авторской работы Пуаре.

Как потом вспоминал модельер: «Весь трагизм романтической развязки, вся горечь четвертого акта были в этой чрезвычайно выразительной накидке, и когда она предстала глазам зрителей, им стал ясен конец пьесы… С этого момента я утвердился у Дусе и во всем Париже…»

Манто действительно произвело фурор, и весть о новом гении моды быстро разлетелась по узким парижским улочкам.

Поль Пуаре тесно сотрудничал с театрами. Сценические костюмы для мюзик-холла «Америкэн», 1925 год

Слава от-кутюр

Спустя несколько лет творческие разногласия положили конец сотрудничеству Поля Пуаре с Домом Дусе. В этот период уже признанное молодое дарование вдруг отправляется служить в армию. Отдав долг родине и вернувшись через год, Поль получает приглашение от старейшего из всех модных домов в Париже — Дома Ворта, основанного в 1857 году еще при Наполеоне III.

Точнее, предложение по работе сделали сыновья основателя Дома Ворта: Жан Филипп и Гастон Люсьен. Поскольку их отца Чарльза Ворта — родоначальника всей индустрии от кутюр, придумавшего манекен и создавшего «Синдикат высокой моды» — в живых к тому времени уже не было. А возглавившие наследие отпрыски дизайнерскими талантами не отличались. Зато сообразили, что молодая кровь в лице набирающего популярность модельера быстро вдохнет новую жизнь в дело отца.

В период союза с Домом Ворта начинающий кутюрье укрепил позиции на модном пьедестале, представив свои оригинальные решения дневных платьев и дизайнерские манто, а также ставшие хитами «тайеры» — классические дамские костюмы из прямой юбки с жакетом на подкладке, с лацканами и воротником.

Любопытным фактом того времени из жизни Пуаре для русского читателя будет его встреча с княгиней Барятинской, постоянной заказчицей Ворта. Княгиня славилась снобизмом и взыскательным вкусом. Благодаря работе с ней молодой дизайнер приобрел полезные навыки общения с высокомерным высшим обществом.

Поль Пуаре и его модели, представляющие французскую моду на улицах Лондона, 1925 год

Воодушевленный удачей у Ворта, которая неизменно улыбалась Полю, он всего через два года оставляет знаменитый Дом, чтобы открыть собственный. Деньги окрыленный модельер занял у матери. И уже осенью 1903 года в Париже, недалеко от Гранд-Опера, распахнул двери новый модный салон, обстановка в котором была революционной для того времени: роскошная стильная мебель, сверкающие зеркала в пол, украшенные китайскими и флористическими орнаментами витрины. Именно здесь Поль Пуаре встречал гостей вместе со своей статной женой Дениз.

Жена и муза

Взяв в жены высокую и худенькую провинциалку Дениз Буле, 19-летнюю дочь нормандского ткача, которая заметно выбивалась из принятых канонов красоты тех лет, модельер провозгласил ее своей Галатеей. Он шил наряды, которые хорошо сидели именно на ладной фигуре Дениз, подчеркивая элегантность ее силуэта (читайте также: Дизайнеры и их музы: главные тандемы модной индустрии).

Поль был старше супруги на шесть лет, у них родилось пятеро детей. Брак продлился чуть больше 20 лет, пока финансовые вопросы не развели мужа с женой. Но на протяжении тех десятилетий Дениз Пуаре была не только художественным директором модного дома Поля, но и лучшей его рекламой. Однажды Пуаре признается журналу Vogue: «Моя жена — это вдохновение для всех моих творений, она выражение всех моих идеалов».

Поль со своей женой Дениз Пуаре в парижской квартире, 1925 год

Супруга была для творца идеальной моделью. Благодаря ей модельер создал платья-футляры. Тогда его волею были заменены S-силуэты на фасоны с завышенной талией. К тому же Пуаре отошел при конструировании моделей от пышных нижних юбок и отказался от жесткого и тугого корсета (читайте также: Осиная талия: 6 интересных фактов из истории корсетов).

Знаменательный переход от объемного наряда к струящемуся был провозглашен в 1905 году: кутюрье представил ценителям свою первую коллекцию Nouvelle Vague. В нее вошли бескорсетные платья с юбками, ниспадающими прямыми линиями вниз. При этом Поль укоротил длину женского костюма до щиколоток.

Дениз в платье своего мужа, 1899 год

Дениз в платье своего мужа, 1919 год

Реформатор дизайна Пуаре поразил высокую публику и цветовыми решениями нарядов. Мало того, что он вывел на подиум яркие палитры, так еще и смело экспериментировал с сочетаниями, комбинируя красный с розовым, голубой с оранжевым, а синий с золотым.

Не забывал модельер и про фурнитуру, украшая даже простые костюмы цветочными принтами, бисером, жемчугом, а также кружевом и полюбившимся в отделке тюлем.

Парижанки подхватили модный тренд, быстро заменив в своем гардеробе вещи привычных еще с XIX века пастельных оттенков на яркие наряды с выразительным декором.

Дружба с Полем Ирибом

Широкую популярность парижский модельер снискал и благодаря творческому подходу к демонстрации своих работ. Он устраивал настоящие шоу во время показов и издавал целые каталоги со своими моделями, привлекая ведущих художников того времени. В их числе были такие имена, как Эрте, Рауль Дюфи и Поль Ириб.

С талантливым Полем Ирибом, который был одним из самых востребованных в модной прессе иллюстратором и карикатуристом, Пуаре связывала крепкая дружба. Обладая особым даром создавать изумительные рисунки методом трафарета, Ириб достиг значительных успехов в графике, был задействован в оформлении театральных и кинопостановках.

Поль Пуаре показывает французскому писателю Гилберту Франкау свою коллекцию, 1925 год

Иллюстрация Поля Ириба — модели в одежде Поля Пуаре

Художник буквально стал сподвижником модного кутюрье. Пуаре, в свою очередь, вдохновлялся его одаренными произведениями. Нет ничего удивительного, что именно этого художника модельер привлек к созданию рисунков для своего первого каталога.

Беспрецедентный альбом увидел свет в 1908 году в Париже малым тиражом — только 250 экземпляров. Часть его тогда поступила в свободную продажу по цене в 40 франков, а другая была разослана дамам высшего общества, включая влиятельных персон того времени.

В каталог вошли авторские работы с изображением платьев от великого Пуаре, виртуозно выполненные тушью и пером. Элегантные виньетки вызвали бурный восторг у всех. За исключением одной высокой особы — британской королевы. Ее Высочеству рисунки показались легкомысленными. Королевский двор сделал возврат презентованного каталога, сопроводив указанием больше не направлять «трудов такого рода».

Иллюстрации в совместном модном альбоме Поля Ириба и Поля Пуаре

Иллюстрации в совместном модном альбоме Поля Ириба и Поля Пуаре

Сам Пуаре вспоминал так историю создания каталога: «Я рассказал Полю Ирибе о своем намерении создать красивое издание, предназначенное для элитных слоев общества. Это альбом его рисунков моей одежды, напечатанный на дорогой голландской бумаге. <…> Этот альбом — беспрецедентный документ эпохи. Каждому государю Европы был послан экземпляр с персональным предисловием, помещенным в конец издания и написанным изящным почерком. Все экземпляры были хорошо приняты и оценены, за исключением копии для королевы Англии. Этот экземпляр мне выслали обратно с письмом, в котором меня просили впредь воздержаться от подобных рассылок. Я никогда не понимал причины этого недоразумения».

Помимо каталога Поль Ириб разработал для друга логотип его модного Дома — стилизованную розу, подписанную именем кутюрье. Кстати, также с легкой руки художника в 1922 году родилась эмблема для другого модного бренда — Дома Lanvin.

Признание таланта

Пуаре неизменно удивлял модный свет реформистскими решениями в одежде и модернистскими подходами к организации показов, с которыми успешно гастролировал по миру. Его шедевры блистали на подиумах Лондона, Берлина, Нью-Йорка, Брюсселя, Вены, Москвы и Санкт-Петербурга.

Мастер синтезировал в моду разные виды искусства — живопись, танцы, кино. Он находил вдохновение в восточных мотивах, авангарде, даже в русских кокошниках! Так, в апреле 1909 года, впечатленный восточной тематикой в балетной антрепризе «Русские сезоны» Сергея Дягилева, главный модельер десятилетия тут же одел парижан в шаровары, тюрбаны и халаты с ориентальными и персидскими вышивками. В своей работе Пуаре прибегал к эскизам Леона Бакста, который был одним из художников по костюмам дягилевской труппы.

Платье Поля Пуаре, 1900 год

Танцовщицы пантомимы в платьях в персидском стиле, разработанные Полом Пуаре, 1914 год

Благодаря творениям Поля Пуаре современницы открыли для себя цветастые туники, научились сочетать их с введенными в моду длинными шароварами. С благословения кутюрье модницы облачились в отороченные мехом платья, обзавелись муфточками и меховыми шапками.

На подъеме растущей популярности законодатель стиля открыл еще несколько фирменных салонов в Париже. Заслуги Пуаре перед модой XX века сопоставимы, например, с вкладом Пикассо в искусство.

Пиком творческого стремления к ориентализму Поля Пуаре, пожалуй, можно считать ту самую «хромающую» юбку, которую кутюрье придумал для актрисы Цецилии Сорель, когда ей по сценарию одной из пьес полагалось долго быть на сцене, сначала прислонившись к колонне, а после медленно отделиться от нее. Модницы, пристально следившие за кинематографом и знаменитостями, не упустили дизайнерскую новинку.

Летом 2021 года российский аукционный рынок впервые увидел первый модный каталог,  который Поль Пуаре создал в соавторстве с французским иллюстратором Полем Ирибом в 1908 году.  Это событие можно назвать знаковым —  ранее в России альбом представлен не был. Сохранившийся из 250 экземпляров модный каталог представляют на торгах аукционного дома «Литфонд» в Москве: следующий аукцион, на котором можно будет познакомиться с альбомом, пройдет 12 августа. Он предстал перед ценителями в издательском картонаже, с редкими потертостями переплета и мелкими утратами на корешке.  Можно сказать, он стоит в одному ряду с другими дизайнерскими инновациями Пуаре. Изображения в альбоме, выполненные с помощью фотомеханического способа нанесения рисунка, раскрашены вручную методом трафарета, или «пошуар».

Поль Пуаре со своими моделями в Берлине, 1933 год

Об эксперте:

Глава аукционного дома «Литфонд», вице-президент Гильдии антикваров-книжников, экспертом Министерства культуры РФ по оценке печатных изданий, член Национального Союза Библиофилов, эксперт по антикварной аукционной деятельности.

Фото: Getty Images

Поль Пуаре (1879–1944) | Эссе | Метрополитен-музей

Каждое десятилетие имеет своего провидца или сивиллу стиля, дизайнера, который, прежде всего, способен угадывать и определять желания женщин. В 1910-х этим оракулом моды был Поль Пуаре, известный в Америке как «Король моды». В Париже он был просто Le Magnifique , в честь Сулеймана Великолепного, подходящим прозвищем для кутюрье, который, наряду с всепроникающим влиянием «Русских балетов» Сергея Дягилева, использовал язык ориентализма для развития романтических и театральных возможностей одежды. . Как и его художественный коллега Леон Бакст, экзотизированные тенденции Пуаре выражались в использовании им ярких цветовых сочетаний и загадочных силуэтов, таких как его культовая туника «абажур» и его шаровары или панталоны. Однако эти ориенталистские фантазии (или, скорее, фантазии о Востоке) отвлекли внимание от более устойчивых новшеств Пуаре, а именно его технических и маркетинговых достижений. Пуаре эффективно установил канон современной одежды и разработал план современной индустрии моды. Таково было его видение, что Пуаре не только изменил ход истории костюма, но и направил его в направлении современной истории дизайна.

Дорога Пуаре в мир высокой моды следовала общепринятой практике покупки рисунков оригинальных модных моделей. Его усилия были вознаграждены в 1898 году, когда кутюрье Мадлен Шерюи купила двенадцать его моделей. В том же году он начал работать на Жака Дусе, одного из самых известных кутюрье Парижа. Согласно мемуарам Пуаре, My First Fifty Years (1931) — также опубликованному как The King of Fashion — первым дизайном, который он создал для дома, был красный шерстяной плащ с серой крепдешиновой подкладкой и изнанкой, который был продан 400 экземплярами. копии. Но это была мантия, которую он сделал для актрисы Режан в пьесе под названием 9.0003 Zaza , который обеспечит ему известность. Использование сцены в качестве подиума должно было стать типичной маркетинговой стратегией Пуаре, позволив ему представить свои самые авангардные творения. Накидка была из черного тюля поверх черной тафты, нарисованной Биллотеем, в то время известным художником-веером, с большими белыми и лиловыми радужками. По словам Пуаре, «вся грусть романтической развязки, вся горечь четвертого акта заключались в этом столь выразительном плаще, и, увидев его появление, зрители предвидели конец пьесы. . . С тех пор я утвердился за Дусе и во всем Париже». К тому времени, когда он покинул Дусе в 1900, чтобы пройти военную службу, Пуаре дослужился до начальника отдела по пошиву одежды.

В 1901 году Пуаре присоединился к Дому Уорта, где его попросили создать то, что Гастон Уорт (сын Чарльза Фредерика Уорта, одноименного основателя) назвал «жареной картошкой», простые, практичные предметы одежды, которые были гарнирами к основному блюду Уорта. «трюфелей», роскошных вечерних и торжественных платьев. Один из его «жареных картофелин», плащ из черной шерсти, скроенный по прямым линиям, как кимоно, оказался слишком простым для одной из царственных клиенток Ворта, русской княгини Барятинской, которая, увидев его, воскликнула: «Какой ужас! у нас же, когда за нашими санями бегают низенькие и досаждают нам, мы им головы отрезаем и так же в мешки сажаем. Ее реакция, однако, побудила Пуаре основать собственный maison de couture в 1903 году на улице Обер, 5. Позднее, в 1906 году, он перенес свое ателье на улицу Паскье, 37, а затем, в 1909 году, на авеню Дантен, 9. Два года спустя он основал парфюмерно-косметическую компанию, названную в честь его старшей дочери Розины, и компанию декоративно-прикладного искусства, названную в честь его второй дочери Мартины, расположенные по адресу: 107 Faubourg Saint-Honoré. При этом он был первым кутюрье, который связал моду с дизайном интерьера и продвигал концепцию «тотального образа жизни».

В то время как Пуаре обучался своему ремеслу в двух старейших и наиболее почитаемых домах высокой моды, он провел свое первое десятилетие в качестве независимого кутюрье, не только нарушая установленные условности в пошиве одежды, но и подрывая и, в конечном итоге, разрушая их лежащие в основе предположения. Он начал с тела, освободив его сначала от нижней юбки в 1903 году, а затем от корсета в 1906 году. Несмотря на то, что положение талии постоянно менялось, корсетная линия талии, сохранявшаяся почти без перерыва со времен Ренессанса, делила женскую форму на две отдельные формы. массы. К 1900, он продвигал S-образный силуэт с большой, выступающей вперед грудью и таким же большим, выступающим назад низом. Продвигая силуэт без корсета, Пуаре представил целостную и понятную телесность. Он был не одинок в своем видении реформы одежды. Люсиль (также известная как леди Дафф Гордон) и Мадлен Вионне также представили силуэт без корсета, но именно Пуаре, во многом благодаря его проницательности к рекламе, стал наиболее широко ассоциироваться с новым образом.

Освободив женщин от корсетов и растворив укрепленное величие непреклонного, гиперболического силуэта, Пуаре произвел сопутствующую революцию в пошиве одежды, которая сместила акцент с навыков пошива одежды на навыки, основанные на навыках драпировки. Это был радикальный отход от традиций высокой моды девятнадцатого века, которые, как и мужская одежда (которым они были обязаны), полагались на выкройки или, точнее, на точность изготовления выкройки для их эффективности. Глядя как на старинные, так и на региональные типы одежды, в первую очередь на греческий хитон, японское кимоно и североафриканский и ближневосточный кафтан, Пуаре выступал за моду, вырезанную по прямым линиям и состоящую из прямоугольников. Такой упор на плоскостность и планарность требовал полного обращения модных оптических эффектов. Цилиндрический шкаф заменил статное, вращающееся, трехмерное изображение на двухмерную абстракцию. Это была стратегия, свергнувшая первенство и дестабилизировавшая парадигму западной моды.

Процесс дизайна Пуаре через драпировку является источником современных форм моды. Она представила одежду, свисающую с плеч, и открыла множество возможностей. Пуаре использовал весь свой потенциал, быстро выпустив серию дизайнов, которые поражали своей простотой и оригинальностью. С 1906 по 1911 год он представлял одежду, которая продвигала этиолированный силуэт Directoire Revival с высокой талией. Различные версии появились на двух альбомах, выпущенных ограниченным тиражом, «9» Пола Ирибе. 0003 Les robes de Paul Poiret (1908) и Les Chooses de Paul Poiret (1911) Жоржа Лепапа, ранние примеры попыток Пуаре укрепить отношения между искусством и модой (позже выраженные в сотрудничестве с Эрте и Раулем Дюфи, среди прочих). ). Оба альбома основаны на трафаретной технике, известной как pochoir, в результате чего получаются блестяще насыщенные области цвета (2009.300.1289). Это был подход, который отражал не только новизну дизайна Пуаре, но и его уникальную палитру. В самом деле, хотя колонновидные одежды, изображенные на пошуарах, отсылают к неоклассицизму, их кислотные цвета и экзотические аксессуары, в первую очередь тюрбаны, завернутые в стиле мадам де Сталь, были скорее выражением ориентализма (как и несколько пальто-коконов или кимоно, которыми Пуаре был известен во всем мире). его карьера).

Вдохновленный успехом балета «Русский балет» в постановке « Шехеразада » в 1910 году, Пуаре дал полную волю своим ориенталистским чувствам, запустив серию фантастических кондитерских изделий, в том числе панталоны «гарем» в 1911 году и туники «абажур» в 1913 году (ранее , в 1910 году Пуаре представил юбки-хобблы, что также можно интерпретировать как выражение его ориентализма). Помимо организации роскошного маскарада в 1911 году под названием «Тысяча и вторая ночь», в котором мода и сценография отражали фантасмагорический мифический Восток, он также разработал костюмы для нескольких театральных постановок на ориенталистские темы, в первую очередь Жака Ришепена. Le Minaret , премьера которого состоялась в Париже в 1913 году и предоставила кутюрье платформу для продвижения своего «абажурного» силуэта. Даже когда Пуаре вновь открыл свой модный бизнес после Первой мировой войны, во время которой он служил военным портным, ориентализм продолжал оказывать сильное влияние на его творчество. Однако к этому времени его модность была омрачена модернизмом. Полезность, функциональность и рациональность вытеснили роскошь, украшения и чувственность. Пуаре не мог примирить идеалы и эстетику модернизма с идеалами своего художественного видения, что способствовало не только уменьшению его популярности в XIX веке.20-х годов, но и, в конечном счете, к закрытию его бизнеса в 1929 году.

Парадоксально, что Пуаре отверг модернизм, учитывая, что его технические и коммерческие инновации были фундаментальными для его возникновения и развития. Но хотя ориентализм Пуаре противоречил модернизму как в идеологическом, так и в эстетическом плане, он послужил основным выражением его современности, позволив ему радикально преобразовать традиции моды Belle Époque. Хотя Пуаре, возможно, был последним великим востоковедом моды, он также был ее первым великим модернистом.


Цитата

Кода, Гарольд и Эндрю Болтон. «Поль Пуаре (1879–1944)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/poir/hd_poir.htm (сентябрь 2008 г.)

Дополнительное чтение

Дэвис, Мэри Э. Классический шик: музыка, мода и модернизм . Беркли: Калифорнийский университет Press, 2006.

Десландрес, Ивонн. Пуаре: Поль Пуаре, 1879–1944 . Нью-Йорк: Риццоли, 1987.

.

Кода, Гарольд и Эндрю Болтон. Пуаре . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2007. См. в MetPublications

.

Лепап, Клод и Тьерри Денфер. От Русских балетов до Vogue: Искусство Жоржа Лепапа . Нью-Йорк: Vendome Press, 1984.

.

Мартин, Ричард. Кубизм и мода . Каталог выставки. Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 19.98. См. в MetPublications

.

Милбэнк, Кэролайн. «Поль Пуаре». В Энциклопедии одежды и моды под редакцией Валери Стил. Детройт: Томсон, 2005.

.

Поль Пуаре и Николь Гроулт: Мастера моды в стиле ар-деко: Музей моды и костюма, Дворец Гальера . Каталог выставки. Париж: Édition Paris Musées, 1986.

.

La creation en liberté: Univers de Denise et Paul Poiret, 1905–1928 . 2 тт. Париж: ПИАСА, 2005.

Пуаре, Поль. En habillent l’époque . Париж: Грассе, 1930.

.

Пуаре, Поль. Мои первые пятьдесят лет . Перевод Стивена Хейдена Гест. Лондон: Виктор Голланц, 1931.

.

Пуаре, Поль. Искусство и финансы . Париж: Лютеция, 1934.

.

Серебро, Кеннет Э. Эсприт де corps: искусство парижского авангарда и Первая мировая война, 1914–1925 . Принстон: Издательство Принстонского университета, 1989.

.

Стил, Валери. Парижская мода: история культуры . Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1988.

.

Трой, Нэнси Дж. Культура моды: исследование современного искусства и моды . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2003.

.

Вайль, Ален. Парижская мода: La Gazette du Bon Ton, 1912–1925 . Париж: Bibliothèque de l’Image, 2000.

.

Уайт, Палмер. Пуаре . Нью-Йорк: CN Potter, 1973.

.

Воллен, Питер. В поисках холодильника: размышления о культуре ХХ века . Блумингтон: Издательство Индианского университета, 1993.

.
Дополнительные эссе Гарольда Кода
  • Кода, Гарольд. «Генеральная репетиция: истоки Института костюма». (октябрь 2004 г.)
  • Кода, Гарольд. «Классическое искусство и современное платье». (октябрь 2003 г.)
  • Кода, Гарольд. «Классика в современном платье». (октябрь 2003 г.)
  • Кода, Гарольд. «Ориентализм: видения Востока в западной одежде». (октябрь 2004 г.)
  • Кода, Гарольд. «Хитон, пеплос и гиматион в современной одежде». (октябрь 2003 г.)
  • Кода, Гарольд. «Греческий ключ и божественные атрибуты в современной одежде». (октябрь 2003 г.)
  • Кода, Гарольд. «Кристиан Диор (1905–1957)». (октябрь 2004 г.)
  • Кода, Гарольд. «Современные деконструкции классической одежды». (октябрь 2003 г.)
  • Кода, Гарольд. «Высокая мода.» (октябрь 2004 г.)
  • Кода, Гарольд. «Шопен». (октябрь 2002 г.)
Дополнительные эссе Эндрю Болтона
  • Болтон, Эндрю. «Колис де Трианон-Версаль и Открытие Парижа ». (октябрь 2004 г. )
  • Болтон, Эндрю. «Килт». (октябрь 2004 г.)

Ар-деко | Определение, характеристики, история, художники, архитектура и факты

Леон Бакст: эскиз костюма для Русского балета

Просмотреть все медиа

Похожие исполнители:
Ева Зейзель Рене Лалик Элиэль Сааринен Эрте Роберт Маллет-Стивенс

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое ар-деко?

Арт-деко — популярный стиль дизайна 1920-х и 30-х годов, характеризующийся гладкими геометрическими или стилизованными формами и использованием искусственных материалов.

Чикагская торговая палата

См. пример стиля ар-деко, принятого для здания Чикагской торговой палаты.

Когда была эпоха ар-деко?

Характеристика стиля ар-деко зародилась во Франции в середине-конце 1910-х годов, достигла зрелости во время Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году, и превратилась в основной стиль в Западной Европе и США в 1930-е годы.

Всемирная выставка: соперничество модернизма и холодной войны

Узнайте больше о Международной выставке декоративного искусства и современной промышленности.

Каковы основные характеристики стиля ар-деко?

Характерные черты ар-деко отражают восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных объектов, например, относительной простотой, плоскостностью, симметрией и неизменным повторением элементов. Объекты в стиле ар-деко часто демонстрируют простые, чистые формы, обычно с «обтекаемым» видом; орнамент, который является геометрическим или стилизованным из репрезентативных форм, таких как цветы, животные и солнечные лучи; и использование искусственных материалов, включая пластмассы, вита-стекло и железобетон, часто в сочетании с такими природными материалами, как нефрит, серебро, слоновая кость и хром.

Крайслер-билдинг

Одним из популярных узоров в стиле ар-деко были стилизованные солнечные лучи. Посмотрите на стальной шпиль Крайслер-билдинг.

На что повлиял ар-деко?

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Практики ар-деко также черпали вдохновение в американских индейских, египетских и ранних классических источниках, а также в природе.

Баухаус

Узнайте о Баухаузе, школе дизайна, архитектуры и прикладного искусства в Германии, оказавшей влияние на искусство 20-го века, включая ар-деко.

Чем ар-деко отличается от модерна?

Подобно ар-деко, ар-нуво — это орнаментальный стиль, применяемый в таких областях, как архитектура, дизайн интерьера, ювелирные изделия и иллюстрация. Оба стиля были популярны в Европе и США, но модерн процветал раньше, между 1890 и 1910 годами; Арт-деко достиг своего расцвета в конце 1920-х – начале 30-х годов. Стиль модерн подчеркивал природу, а предметы характеризовались особенно асимметричными извилистыми линиями, часто принимая форму цветочных стеблей и бутонов, усиков виноградной лозы, крыльев насекомых и других нежных природных объектов. Арт-деко, с другой стороны, прославлял современную машину и продвигал геометрические линии и гладкие формы.

Ар-нуво

Узнайте больше об ар-нуво, стиле, который отличался от ар-деко.

Узнайте о стиле ар-деко и его влиянии на архитектурный дизайн здания Чикагской торговой палаты. в 1920-х годах и превратился в основной стиль в Западной Европе и Соединенных Штатах в течение 19-го века.30 с. Его название произошло от Международной выставки декоративного искусства и современной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году, где этот стиль был впервые представлен. Дизайн в стиле ар-деко представлял собой модернизм, превратившийся в моду. Его продукция включала как предметы роскоши индивидуального изготовления, так и товары массового производства, но в любом случае целью было создать гладкую и антитрадиционную элегантность, которая символизировала богатство и изысканность.

Отличительные черты стиля — простые, четкие формы, часто имеющие «обтекаемый» вид; орнамент геометрический или стилизованный под изобразительные формы; необычайно разнообразные, часто дорогие материалы, в состав которых помимо природных (жадеит, серебро, слоновая кость, обсидиан, хром, горный хрусталь) часто входят искусственные вещества (пластики, особенно бакелит, витастекло, железобетон). Хотя предметы в стиле ар-деко редко производились серийно, характерные черты стиля отражали восхищение современностью машин и неотъемлемыми конструктивными качествами машинных предметов (например, относительная простота, планарность, симметрия и неизменное повторение элементов). ).

Еще из Британники

Латиноамериканская архитектура: ар-деко

Среди формирующих влияний на ар-деко были ар-нуво, Баухаус, кубизм и «Русские балеты» Сержа Дягилева. Декоративные идеи пришли из американских индейцев, египтян и ранних классических источников, а также из природы. Характерные мотивы включали обнаженные женские фигуры, животных, листву и солнечные лучи, все в условных формах.

Большинство выдающихся мастеров ар-деко создавали предметы индивидуального изготовления или выпускали ограниченным тиражом. Среди них были дизайнеры мебели Жак Рульманн и Морис Дюфрен; архитектор Элиэль Сааринен; мастер по металлу Жан Пуифорка; дизайнер стекла и украшений Рене Лалик; модельер Эрте; художники-ювелиры Раймонд Темплиер, Х.