«Проект Дженифер». Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб
«Проект Дженифер»
24 февраля 1968 г. из базы на Камчатке вышла в боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с бортовым номером 574. На ее борту находилось три баллистические ракеты подводного старта с ядерными боеголовками большой мощности и две ядерные торпеды.
Подводная лодка относилась к классу крейсерских, в состав ВМФ была принята в феврале 1960 г. Водоизмещение: надводное — 2900 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 99 метров, ширина — 8,2 метра, осадка — 8,1 метра. Скорость под водой — 12 узлов. Дальность плавания — 4250 мили, предельная глубина погружения — 300 метров, автономность — 60 суток.
В течение 12 дней подводная лодка следовала в заданный район патрулирования, а 8 марта не вышла на предусмотренный сеанс связи. В тот день ПЛ-574 должна была дать короткий радиосигнал о проходе контрольной точки. Приход в район боевой службы планировался на 22 марта. Отсутствие каких-либо известий с подводной лодки явилось серьезным основанием для тревоги у штаба Тихоокеанского флота.
Главное командование ВМФ и командование Тихоокеанского флота санкционировали проведение поисково-спасательной операции. В океан были направлены самолеты, боевые надводные корабли, подводные лодки и вспомогательные суда. Глубина в районе поиска 5–6 тысяч метров, удаление от Камчатки — около 1230 миль. Однако двухмесячный поиск в предположительном районе, где могла затонуть ПЛ-574, окончился безуспешно. Вблизи маршрута движения подводной лодки было обнаружено соляровое пятно, которое могло принадлежать ей. Было принято заключение, что подлодка погибла.
Версий о гибели ПЛ-574 существует до сих пор несколько. Наиболее основательная — советскую подводную лодку непреднамеренно протаранила следившая за ней американская атомная подводная лодка «Суордфиш».
На ПЛ-574 погибли 98 советских моряков, но Москва промолчала о катастрофе, а вся информация об этом стала идти под грифом «секретно».Тем не менее, об этом узнали в США, причем не только о самом факте, но и о точном месте гибели подводной лодки. После того как ВМФ СССР прекратил поиски, в район гибели ПЛ-574 направилось суперсовременное секретное судно ВМС США «Мизар» с целью уточнения места, где затонула подводная лодка.
Техническое оснащение этого уникального судна позволило ему отыскать места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». И на этот раз экипаж «Мизара» справился с задачей. Затонувшую лодку обнаружили к концу второго месяца плавания и сфотографировали ее. Фотоснимки показали: лодка лежала на грунте на ровном киле и почти без крена. В районе переборки между 2-м и 3-м отсеками в легком корпусе с левого борта зияла узкая и глубокая пробоина.
У американцев появилась реальная возможность завладеть многими секретами советского военно-морского флота. Особый интерес представляли шифровальная машинка и ядерные боеголовки ракет.
Практическая реализация идеи подъема погибшей подводной лодки вылилась в операцию ЦРУ под условным названием «Проект Дженифер». Операция, к которой привлекались свыше 4 тысяч человек, начала проводиться в начале 1970-х гг. при полной поддержке со стороны президента Ричарда Никсона и носила глубоко секретный характер. Частично операцию финансировал миллиардер Говард Хьюз — владелец электронных и прочих компаний.
Для подъема ПЛ-574 американцы спроектировали два специальных судна: судно-платформу «Гломар Эксплорер» и док-понтон НВ-1. Интересная деталь: даже при окончании строительства инженеры верфей не могли понять назначение «Гломар Эксплорер» водоизмещением 36 000 тонн. Оно не было похоже ни на один корабль. Спутниковая навигационная система позволяла надежно определять место в океане и удерживать на нем судно с помощью четырех подруливающих устройств с точностью до 10 сантиметров (!) при волнении 6–7 баллов.
В корпусе судна имелся колодец, в котором была укреплена конструкция погружаемого в океан док-понтона, предназначенная для подъема со дна грузов до 800 тонн.На раздвигающемся днище дока-понтона находились гигантские захваты-щупальцы, изготовленные по форме обводов корпуса советской подводной лодки. До окончания строительства «Гломара» американцами были предприняты шаги по осуществлению ложных действий, иными словами, операции прикрытия.
В ноябре 1970 г. советская разведка сообщала Главкому ВМФ СССР, что американское судно «Гломар-2» обнаружено в 1100 километрах южнее Алеутских островов, где проводит глубоководное бурение морского шельфа в поисках нефти (?). Судно, за которым наблюдали советские моряки, принадлежало фирме «Гломар» и являлось одним из ее девяти специализированных судов, предназначенных для бурения дна в прибрежных зонах Мирового океана. Оно было зафрахтовано ЦРУ для выполнения якобы свойственной для фирмы работы. В то же время руководство фирмы и экипаж не имели представления об истинном характере операции «Проект Дженифер».
В свою очередь, строящееся судно «Гломар Эксплорер» не имело никакого отношения к фирме «Гломар». ЦРУ использовало «подставку», начиная с названия и заканчивая задействованием радиосетей. Непосредственное же осуществление операции «Проект Дженифер» началось позже.
«Гломар Эксплорер» покинул судоверфь в июле 1973 г. и направился на морские испытания. А уже летом 1974-го судно было замечено у Гавайских островов, в районе гибели советской подлодки. Экипаж этого таинственного корабля состоял из 170 человек — контрактников ЦРУ. Строительство судна обошлось в 350 миллионов долларов.
В июне 1974 г. экипаж «Гломар Эксплорера» предпринял первую попытку поднять советскую подводную лодку, причем в присутствии советского разведывательного корабля.
В конце января 1975 г. «Гломар Эксплорер» вновь был запеленгован в районе гибели ПЛ-574. Разведуправление Тихоокеанского флота обратилось к командованию с предложением направить боевой корабль для слежения и оказания при необходимости противодействий. Командующий не поддержал: «Кораблей нет, обходитесь своими средствами».
В начале марта к Гавайским островам был направлен корабельно-измерительный комплекс «Чажма». Он вел слежение за «Гломар Эксплорер» в течение недели. По докладу его командира, американцы осуществляли навинчивание и прогонку труб для бурения. Выявить связь между проводимыми работами и лежащей на дне океана лодкой не удалось. Потом в течение 10 дней океанский спасательный буксир МБ-136 наблюдал, как «Гломар Эксплорер» по-прежнему занимался «прогонкой труб».
В июле начальник разведуправления доложил командующему Тихоокеанским флотом:
— По накопленным признакам «Гломар Эксплорер» завершает подготовительный цикл работ по подъему ПЛ-574. Как будут поднимать — неясно, но готовятся. Важнейший признак — изменение характера радиообмена судна — переход из радиосети фирмы «Гломар» на скрытые каналы спутниковой связи. Прошу выделить боевой корабль.
На что адмирал Смирнов ответил, что «лишних кораблей» у него нет, и посоветовал добиться у Москвы разрешения направить корабль «Приморье», выполнявший задачи, поставленные штабом ВМФ.
Несмотря на обоснованность просьбы, последовал отказ. «Гломар Эксплорер» в течение месяца оставался без наблюдения.В этот период при помощи наращенных до 5 километров труб док-понтон с захватывающими устройствами начал подъем ПЛ-574. Когда док-понтон прошел 99 процентов пути, подлодка разломилась на две части в месте имевшейся пробоины. Кормовая часть с 3-го по 8-й отсек выскользнула из захвата и устремилась на дно с большинством погибшего экипажа и баллистическими ракетами. Ракеты от ЦРУ «уплыли», но эксперты посчитали, что в тот день цель наполовину была достигнута. В их руках оказался первый отсек с торпедами и второй, командирский, в котором должен был находиться шифропост. В Гонолуле из носовой части были извлечены тела шести погибших подводников. За семь лет пребывания на глубине они совершенно не были тронуты тленом — на огромных глубинах кислород отсутствовал.
Как и предусматривалось планом операции «Проект Дженифер», подводники с ПЛ-574 были перезахоронены в океане по принятому в советском ВМФ ритуалу. Тела заключили в стальной контейнер, накрыли советским военно-морским флагом. Во время церемонии был исполнен Гимн Советского Союза. Погребение состоялось при последних лучах заходящего солнца в 90 милях на юго-запад в точке, соответствующей 18°29? северной широты и 157°34? западной долготы. Похоронную церемонию американские разведчики сняли на цветную кинопленку с магнитной записью и спрятали в сейф. Как оказалось потом, она им пригодилась.
Из подводной лодки извлекли две ядерные торпеды, уцелевшие документы, но… шифров не оказалось. Во время модернизации лодки в 1967 г. командир ПЛ-574 проявил инициативу и за соответствующее вознаграждение (несколько литров спирта) уговорил рабочих завода перенести штатную шифрорубку из 2-го в 4-й отсек, расширив тем самым свою каюту. Поэтому шифры продолжали лежать на дне океана. Для советского командования это тоже было неожиданностью.
Долгое время Белый Дом и Кремль никак не реагировали на сообщения прессы о подъеме советской подводной лодки. Советское правительство вообще никогда не сообщало публично о гибели своих подлодок. Чтобы заявить американцам протест против попыток поднять лодку, нужно было признать факт ее гибели и, что еще важнее, отсутствие техники для ее обнаружения и подъема. Министерство обороны СССР с целью воспрепятствовать дальнейшим попыткам ЦРУ поднять оставшиеся на дне океана части подлодки отдало приказ нести боевое дежурство в районе гибели ПЛ-574 и не допустить подъема второй ее части, вплоть до бомбежки района. Такая форма дежурства велась в течение полугода.
А дипломаты тем временем вступили в переговоры. Решительного протеста не получилось, так как сыграли свою роль предусмотренные ЦРУ действия. МИД СССР в первой ноте США: «Ваши службы тайно, в нарушение норм международного права, подняли наш корабль». Ответная нота Госдепартамента США гласила: «А вы не объявили о гибели своей подводной лодки. Следовательно, по нормам международного права это ничейное, бросовое имущество». Тогда МИД СССР направил вторую ноту: «Вы надругались над вечным покоем наших погибших моряков, нарушили их братскую могилу».
Предпринятые меры советским ВМФ (боевое дежурство) все же сыграли свою роль. Вашингтон, чтобы не осложнять отношения с Москвой, отказался от дальнейшего подъема подводной лодки, руководству ЦРУ были даны соответствующие указания. На этом операция «Проект Дженифер» закончилась, сохранив еще много тайн и секретов.
Проект «Bumper»
Проект «Bumper» На самом деле под общим обозначением «Проект Гермес» проходило несколько конструкторских программ, среди которых особое значение для американской космонавтики имел проект «Бампер» («Project Bumper»).Целью проекта «Бампер» было изучение вопросов создания
Проект «Orbiter»
Проект «Orbiter» Весной 1954 года Комитет по космическим полетам «Американского ракетного общества» разработал предложения по созданию искусственного спутника Земли, которые были представлены на рассмотрение различным ведомствам. К тому времени уже активно работала
Дженифер Лопез. «Любовь ничего не стоит»
Дженифер Лопез. «Любовь ничего не стоит» Дженифер ЛопезДженифер Лопез – популярная американская актриса. Она снялась в нескольких сериалах и художественных фильмах, в том числе в ленте «Вне поля зрения» с Джорджем Клуни. Кроме того, в конце 1990-х годов она решила
Тайна операции «Дженифер»
Тайна операции «Дженифер» Тайна гибели советской дизельной подводной лодки (ПЛ) в свое время стала не только поводом для международного скандала, но и источником возникновения разных легенд и слухов. Однако советская печать долгое время хранила гробовое молчание о
Проект БНР
Проект БНР Разгон Всебеларуского съезда не остановил деятельности активистов национального движения на пути самоопределения. Избранный Всебеларуским съездом Исполнительный комитет Рады съезда обратился 21 февраля 1918 года с первой уставной грамотой «К народам
Проект «Белогорье»
Проект «Белогорье» Регион наращивает экономическую самостоятельность и готовится к девальвации рубля, не забывая строить новую цивилизацию. Он готов к надвигающемуся шторму кризиса. Но готова ли к этому остальная РФ?Поразительно, но о том, что делается в Белгородской
7.ПРОЕКТ БОМБЫ
7.ПРОЕКТ БОМБЫ тому времени, когда Халбан и Коварски готовились в Кембридже к продолжению своих экспериментов. приход к власти Черчилля скатался на работе «Мауд Комигти» двояким образом. В целях совершенствования руководства войной было создано министерство
«Проект Х»
«Проект Х» Совершенствование концепции «Дельта» IV привело к созданию в 1936 г. самолета DFS 39 («Дельта» IVc). Над ним, наряду с Липпишем, работали также инженеры Ф. Урсинус (F Ursinus) и Й. Хуберт (J. Hubert). От второго двигателя в DFS 39 избавились как от ненужного излишества — сохранился
Проект «Аполлон»
Проект «Аполлон» В период, последовавший после запуска советского спутника, и вплоть до президентских выборов 1960 года американская печать не уставала предсказывать, что вопрос о ракетном отставании будет составлять существо главных политических сражений между
Проект Гельфанда
Проект Гельфанда Заговорщицкая таинственность и спекулятивный характер проектов, гулявших в высших светских кругах, вероятно, выставляли те проекты, которые связывались с именем Парвуса-Гельфанда и ведущими соратниками Ленина, в несколько менее экзотическом и
«Проект Дженнифер».
Радиошпионаж«Проект Дженнифер»
22 октября 1970 г. ли имя военно-морского атташе СССР в США пришло анонимное письмо:
«В марте 1968 года в Тихом океане затонула советская подводная лодка. ЦРУ использует для поиска этой лодки минно-тральный корабль, который вышел из Гонолулу 17 октября и в начале ноября будет в точке: широта — 40° северная, долгота — 180° восточная.
Доброжелатель».
По долгу службы военно-морской атташе знал об этой трагедии. Но ему было известно также и то, что сведения о ней были строго засекречены. Ни одна советская газета не сообщила о чрезвычайном происшествии ни в 68-м году, ни позже. Даже родственникам погибших подводников выдали свидетельства о смерти, в которых просто значилось: «Признать умершим». А тут тайна гибели лодки вдруг извлекается на свет, и выуживает ее из глубин океана не кто-нибудь, а ЦРУ.
В тот же день в Москву ушла срочная телеграмма посла СССР в США. Она вызвала в советской столице изрядный переполох. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом поставил на ноги весь свой штаб. Десятки людей срочно приступили к подготовке справок и таблиц для докладов главкома министру обороны и правительству.
Выслушав главкома ВМФ, министр обороны СССР приказал немедленно проверить данные о деятельности ЦРУ в указанном «доброжелателем» районе. Проверка показала, что действительно с 12 по 18 ноября в точке с приведенными в анонимке координатами американская самоходная буровая установка произвела стыковку и опускание труб на глубину 5 километров. В отличие от обычных буровых работ, о которых всегда сообщается заранее, действия корабля тщательно маскировались. Полученные сведения дали основание предположить, что американцами затевается какая-то возня вокруг затонувшей более двух лет назад советской подводной лодки. Причем американцы обнаружили возможность поживиться ценной добычей раньше, чем в СССР осознали сам факт потери лодки. А произошло это при следующих обстоятельствах.
12 марта 1968 г. подводная лодка типа К-129 с бортовым номером 574 (ПЛ-574), вышедшая 25 февраля с базы на Дальнем Востоке, не ответила на контрольную радиограмму, переданную ей штабом Тихоокеанского военного флота для проверки связи. Это еще не давало оснований предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру ПЛ-574 выйти на связь. Однако, когда 10 дней спустя не поступило донесение о занятии района боевого дежурства, в северо-западную часть Тихого океана вышла эскадра поисково-спасательных сил флота. За ее маневрами с самого начала пристально следили американцы. И вот почему.
Глухой ночью в конце февраля 1968 года американский шпионский спутник зафиксировал яркую вспышку на поверхности Тихого океана в нескольких сотнях километров к северо-западу от острова Гуам. Проанализировав данные о движении судов в этом районе, аналитики ВМС США и ЦРУ пришли к выводу, что там произошла авария — взрыв на борту иностранной субмарины, находившейся в надводном положении. Через несколько недель эта гипотеза подтвердилась. Советские корабли развернули крупную поисковую операцию в районе, примерно соответствовавшем месту происшествия. А перехват радиообмена между поисковыми самолетами и кораблями окончательно убедил руководство ЦРУ в том, что США стали обладателями секрета стратегической важности — точными координатами гибели советской подводной лодки. По американским данным, речь шла о дизель-электри-ческой лодке, вооруженной ядерными торпедами и баллистическими ракетами.
После того как спасательные действия советского ВМФ пошли на убыль, а затем и вовсе прекратились, ВМС США выслали в предполагаемый район гибели советской подлодки свой ультрасовременный и сверхсекретный поисковый корабль, который на исходе второго месяца поисков засек и тщательно сфотографировал затонувшую советскую подводную лодку.
Проблема подъема на поверхность советской субмарины обсуждалась на высшем уровне командования ВМС США. Она, к великой досаде американцев, не сводилась к чисто техническим аспектам. Как отреагирует на это советская сторона? Что ни говори, а акция была чисто пиратской: без ведома страны, потерявшей судно, более того — втайне от нее завладеть ее достоянием. Однако факт гибели подлодки в СССР замолчали, мер к подъему никаких не приняли. В ВМС США все-таки решили рискнуть, заручившись дополнительно поддержкой ЦРУ в силу секретности и важности операции.
К этому времени на счету ЦРУ было немало удачно проведенных операций, придававших большой вес его директору Хелмсу и заставлявших правительство США внимательно прислушиваться к голосу этой спецслужбы. Высшие должностные лица в США остались чрезвычайно довольны объемом и качеством информации, добытой Пеньковским. Он выполнял задания ЦРУ с такой самоотдачей и так ретиво, что на одной из конспиративных встреч ему даже пришлось напомнить своим скуповатым кураторам из ЦРУ о необходимости справедливой оплаты шпионских услуг: «Я хочу получать за работу. Мне не нужно подачек. Я же не сказал вам — вот одна ракета, вот другая, это шифр, это что-то еще. Я отдал вам все». А правду о провале операции ЦРУ со шпионским тоннелем в Берлине американской общественности еще предстояло узнать. Тем не менее даже директору всесильного ведомства, находившегося в ту пору в самом расцвете своего могущества и влияния, идея завладеть советской подводной лодкой показалась просто дикой. Один из его заместителей вспоминает, что, когда он представил свои предложения по этому вопросу Хелмсу, тот чуть не выбросил его из окна, а потом объявил сумасшедшим. Немного поостыв, Хелмс заявил, что идею надо обсудить сначала с президентом, и только заручившись его согласием, приступать к реализации. Президент США Никсон не устоял перед искушением и личным обаянием директора ЦРУ, подкрепленным авторитетом возглавляемого им учреждения, и дал «добро» на операцию.
Чем же так заинтересовала ВМС США и ЦРУ отнюдь не новая подводная лодка? В первую очередь — ее шифровальным отсеком. На рубеже 60 — 70-х годов ЦРУ задалось целью проникнуть в святая святых Советских Вооруженных Сил — организацию шифрованной связи. Говоря на жаргоне радиошпионажа, собиралось «расколоть» шифры радиообмена, в частности направление «берег — подлодка». Завладеть советской подводной лодкой — значит скорее решить эту весьма непростую задачу. Возникла идея: поднять лодку со дна океана, достать ее шифры и прочитать весь накопленный к тому времени шифр-перехват.
«Ну и что? — возразит читатель. — Подводная-то лодка когда еще затонула. Пусть пережевывают устаревший перехват, не так уж и страшно. Ведь шифры, небось, меняются каждый год».
Но американцы — народ практичный, зря деньгами не швыряются. Суть идеи состояла в том, чтобы, определив основные принципы разработки шифров конца 60-х годов и сопоставив их с данными перехвата 70-х, отыскать при помощи ЭВМ направления создания новых шифров. Прочитать шифрперехват «берег — подлодка» 60-х годов немаловажно, но главное — попытаться дешифровать текущий обмен шифрсообщениями.
Для прикрытия операции ЦРУ решило использовать одного из самых эксцентричных американских миллионеров — Говарда Хьюза. Кстати, Хьюз проявлял интерес к добыче со дна океана полезных ископаемых. В связи с этим строительство им специального корабля для подводных изысканий вряд ли вызвало бы нежелательный интерес.
Хьюз с энтузиазмом взялся за осуществление проекта. Он был так польщен предложением, что даже согласился на относительно небольшое вознаграждение за свои труды.
Пока шло строительство и испытание нового пиратского корабля, ЦРУ, используя свои многочисленные каналы, активно занималось дезинформацией. Примечательно, что эта широкомасштабная дезинформация дала толчок развитию целого комплекса направлений науки и предпринимательства, связанных с добычей полезных ископаемых с морского дна.
В 1972 году корабль, нареченный «Гломар эксплорер», был спущен на воду и ушел в первое плавание. Чтобы замаскировать истинное назначение корабля и отвлечь внимание общественности, склонной подвергать сомнению любую официальную версию, его экипаж некоторое время действительно занимался поиском полезных ископаемых в океане.
20 июня 1974 г. «Гломар эксплорер» с баржей на буксире вышел в море для осуществления операции по подъему со дна океана советской подводной лодки ПЛ-574. Операция получила условное наименование «Проект Дженнифер». Экипаж набрали в основном из бывших военных моряков, которые были знакомы с устройством подводных лодок и умели держать язык за зубами. К удивлению моряков, перед отплытием с ними провели серию занятий, в ходе которых разъяснили методы измерения радиации и конструкцию дизельных подводных лодок. Их недоумение еще больше усилилось, когда началось обучение азам русского языка и переводу с русского на английский надписей типа: «Рубка шифровальщика» и «Осторожно, радиационная опасность!» Растерянность переросла в испуг, когда в заключение юрист объяснил экипажу корабля содержание Женевской конвенции о военнопленных и юридически правильные действия команды корабля при взятии его на абордаж военным судном иностранной державы. Моряков кое-как удалось успокоить, рассказав, что им предстоит заниматься обезвреживанием затонувшей советской подводной лодки, ядерные ракеты на борту которой были развернуты прямо на Западное побережье США и в любой момент могли стереть с лица земли Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Экипаж пиратского корабля дал подписку о неразглашении тайны и стал готовиться к выходу в океан.
К середине июля «Гломар эксплорер» находился уже в точке гибели подводной лодки. Подъем начался. Однако в ходе операции случилось непредвиденное: корпус субмарины разломился по линии трещины в кормовой части центрального отсека. Предполагая, что главная цель — захват второго командирского отсека, в котором находились радиорубка и шифрпост, — достигнута, «Гломар эксплорер» направился с добычей в Гонолулу.
При исследовании поднятой со дна части ПЛ-574 выяснилось, что шифрдокументы в ней отсутствуют. Причина оказалась совершенно неожиданной. Дело в том, что командир ПЛ-574, капитан 1-го ранга Владимир Иванович Кобзарь, был человеком высокого роста, а поскольку каюты на подводных лодках спланированы на людей среднего роста, то Кобзарю приходилось спать на диванчике, скрючившись и поджав ноги. В конце концов он не выдержал и во время большого ремонта договорился с инженерами, чтобы корпусники за соответствующее вознаграждение перенесли шифрпост в ракетный отсек на ее корме и за счет этого расширили командирскую каюту.
Самодеятельность советских ремонтников поставила ЦРУ перед необходимостью поднять и кормовую часть ПЛ-574. Новый директор ЦРУ Уильям Колби обратился к президенту США за разрешением продолжить работу над «Проектом Дженнифер». Мотив оставался прежним. Колби считал, что по причине своей заинтересованности в деле разрядки международной напряженности Советский Союз не станет превращать дело о подводной лодке в предмет разногласий. Но тут в операцию опять вмешался его величество случай.
Гангстерская банда Лос-Анджелеса получила наводку: в офисе миллиардера Говарда Хьюза, в его сейфе, есть документы, обладание которыми сулит большие деньги. В одну из темных июльских ночей 1975 года бандитами была начата операция по проникновению в офис. Но корыстолюбивый наводчик снабдил этими же данными и соперничавшую группировку. У открытого сейфа вспыхнула яростная схватка, которую прервало появление полиции. К месту событий вместе с полицейскими подоспели и репортеры. Пользуясь своим численным превосходством, они в прямом и переносном смысле смели все — и охрану, и документы. Тайное стало явным во всех сокровенных подробностях.
После разразившегося скандала со сцены сошли все вдохновители «Проекта Дженнифер». Президент Никсон, потерпев неудачу в связи с уотергейтским делом, был вынужден уйти в отставку, директора ЦРУ Колби освободили от занимаемой должности, а миллиардер Хьюз неожиданно умер от элементарного гриппа. Лишь «Гломар эксплорер» еще раз напомнил о себе, ограбив некую американскую фирму, купившую у властей штата Калифорния право на поднятие со дна моря затонувшего испанского галеона с грузом золотых слитков. Пока фирма не спеша вела подготовительные работы, «Гломар эксплорер» своим гигантским ковшом зачерпнул однажды ночью галеон вместе со всем его содержимым и скрылся. А ЦРУ припугнуло обиженную фирму, чтобы та и не думала подавать иск в суд.
Проект S68
Проект S68 В 1944 году исследовательский цент на базе Эглин-Филд во Флориде разработал альтернативную систему вооружения, состоявшую из обслуживаемых стрелками турелей с системой управления «Дженерал Электрик». На месте двух автоматических турелей на верхней стороне
Проект 671
Проект 671 21 января 1969 года по правительственному постановлению проект 671 был официально принят на вооружение. Это двухкорпусная лодка с характерным для СКБ-143 ограждением рубки “лимузинного” типа и развитым кормовым оперением. Прочный корпус толщиной до 35 мм состоит из
Проект 671 РТМ
Проект 671 РТМ Модернизация показала целесообразность дальнейшего последовательного совершенствования этого класса лодок, запасы на модернизацию, заложенные в период разработки проекта 671, позволили сохранить базовые решения для создания очередной модификации
Проект № 120
Проект № 120 Частная верфь «Германия” в местечке Гаарден в Киле принадлежала известной фирме Ф. Круппа и, занимаясь судостроительной деятельностью, была вторым после Ф. Шихау поставщиком миноносцев для германского флота. Эти номерные корабли с индексами G. (Germania) и S (Schichau)
Проект
Проект Задание Морскому техническому комитету (МТК) на проектирование нового броненосного корабля крейсерского назначения, который следовало построить в рамках программы 1881 года, управляющий Морским министерством вице-адмирал И.А.Шестаков сформулировал 18 мая 1882 года
Проект
Проект Появление новых крейсеров было тесно связано с общей обстановкой, сложившейся на Средиземном море в конце прошлого века. Потерпев поражение в морском бою у о. Лисса, итальянцы смогли переиграть своего противника — австрийцев — в кораблестроительном состязании.
Проект «Д»
Проект «Д» Исследования по самолету-истребителю с ВРДК в КБ П. О. Сухого, получившему обозначение И-107 («Д»), начались еще осенью 1942 года. Реальная же возможность создания такой машины появилась лишь два года спустя после появления ВРДК.К середине февраля 1944 года был готов
Проект «К»
Проект «К» Потрясающие успехи, которых добились германские подводные лодки в первые месяцы Второй мировой войны, npueaiu почти полному прекращению работ по сверхмалым субмаринам. Немногие конструкторы продолжали заниматься дачной тематикой. среди этих немногих
Проект VS-5
Проект VS-5 Некто Рудольф Ингельман, не то торговец кофе, не то дантист, в l 925 г. предложил проект schnellen Halb-Unlerseebool (скоростная полупогруженная подводная лодка). Субмарина Ингельмана предназначалась для скоростной доставки почты через Атлантику. В 1939 г. было санкционировано
«Проект Дженнифер»
«Проект Дженнифер» 22 октября 1970 г. ли имя военно-морского атташе СССР в США пришло анонимное письмо:«В марте 1968 года в Тихом океане затонула советская подводная лодка. ЦРУ использует для поиска этой лодки минно-тральный корабль, который вышел из Гонолулу 17 октября и в
Проект 628
Проект 628 К самолетам-снарядам стал приглядываться и флот. При отсутствии авианосцев самолеты-снаряды были практически единственным средством ударов по береговым объектам. Кроме того, возможность оснащения корабельных самолетов-снарядов системами самонаведения,
Проект 644
Проект 644 С принятием на вооружение самолет- снаряд П-5 начал поступать на бсевые подводные лодки-ракетоносцы, первой из которых стала С-80. До переоборудования это был по-своему раритетный корабль: первая советская субмарина, построенная после войны по новейшему для того
Проект 665
Проект 665 Проектные работы по более основательной перестройке пр 613 в носитель самолетов-снарядов П-5 также начались в ЦКБ-18, но из-за перегрузки головной организации отрасли проектированием принципиально новых лодок эта тематика >по наследству» перешла к ЦКБ-112. Вначале
Проект 659
Проект 659 Все перечисленные лодки с самолетами-снарядами П-5 представляли собой вариации на тему дизель-электрических ПЛ пр. 613. Наряду с ними специально под это ракетное оружие были спроектированы и построены атомные подводные лодки пр. 659 Как и другой атомный ракетоносец
Проект С4
Проект С4 Отношением № 907- EMG 3 от 29 августа 1928 года Генеральный штаб утвердил план постройки тяжелого крейсера С4 водоизмещением 10000 т. Корабль входил в кораблестроительную программу 1930 года (утвержденную Национальным собранием от 12 января 1930 года).Оперативно-тактическое
Проект Дженнифер
[нажмите, чтобы увеличить]
- Мягкая обложка 24,95 доллара США
Доступно издание электронной книги —
яблоко уголок Google Play Книги АмазонкаВ 1968 году советская подводная лодка класса «Г» загадочным образом взорвалась и затонула на дне Тихого океана. С секретностью и скоростью времен холодной войны военная разведка США стремилась найти способ поднять субмарину. В новом предисловии к настоящему изданию «Проект Дженнифер », который был впервые опубликован в 1977 году, автор Клайд Берлесон обсуждает некоторые источники, которые он не мог раскрыть двадцать лет назад, и представляет интересное обновление «мечи на орала».
В одном из наиболее примечательных эпизодов высокотехнологичного шпионажа и инженерного дела времен холодной войны, попытка поднять советскую подводную лодку под кодовым названием «Проект Дженнифер», собрала актерский состав, в который входили высшие военные чины, ЦРУ и эксцентричный миллионер и изобретатель Говард Хьюз.
Проект был монументальной попыткой создать инструмент, который мог бы проникнуть на три мили ниже поверхности океана и тайно вытащить субмарину из первозданной грязи. Финансируемый и построенный Hughes и Global Marine по контракту с ЦРУ, корабль, созданный для того, чтобы вытащить подводную лодку из тины, был технологическим чудом. Два футбольных поля в длину и двадцать три этажа в высоту, Hughes Glomar Explorer держал в своем корпусе 6- миллионов -фунтовых подводных «клешней» для подъема секций подводной лодки.
Проект обошелся правительству США в сотни миллионов долларов, но разведывательное сообщество делало ставку на то, что в случае успеха возвращение советской подводной лодки будет означать доступ к бесценным военным знаниям, поскольку две сверхдержавы приближались к переговорам по Договору об ограничении стратегических вооружений. Проект Дженнифер пересматривает захватывающий период интриг и изобретений на высоком уровне, который остался неизвестным для многих американцев.
Об авторе
Клайд В. Берлесон — автор десяти других книг, в том числе двух романов. В настоящее время он проживает в Хьюстоне, штат Техас.
Опубликовано издательством Texas A&M University Press
Project Jennifer / Hughes Glomar Explorer
Project Jennifer / Hughes Glomar ExplorerФАС | Интеллект | Программы | Собрать |||| Присоединяйтесь к ФАС
Hughes Glomar Explorer [HGE] был построен в 1973 году компанией Sun Shipbuilding and Drydock Co. для сложного проекта ЦРУ. Миссия Glomar Explorer должен был поднять советскую атомную подводную лодку, затонувшую в Тихом океане, лежащую на дне океана на глубине почти 17 000 футов (5 200 м). Советская подводная лодка с баллистическими ракетами класса «Гольф-II» затонула 11 апреля 1968 года примерно в 750 милях к северо-западу от Гавайев. Военно-морская разведка в Перл-Харборе отследила подводную лодку и узнала о ее судьбе с помощью подводных прослушивающих устройств. После месяцев тщетных поисков советскими судами стало очевидно, что только США знали местонахождение затонувшей подводной лодки.Океанографам давно известно, что части дна Тихого океана на глубине от 14 000 футов до 17 000 футов покрыты так называемыми марганцевыми конкрециями — кусками марганца размером с картофелину, смешанными с железом, никелем, кобальтом и другими полезными металлами. В 1970-х годах Говард Хьюз использовал проект Deep Ocean Mining Project [DOMP] для поиска конкреций в качестве прикрытия для строительства корабля Glomar Explorer . Global Marine руководила строительством Glomar Explorer стоимостью более 200 миллионов долларов и эксплуатировала его с 1973 до 1975 года по контракту с правительством США. Glomar Explorer вышел в море 20 июня 1974 года, нашел субмарину и начал поднимать ее часть на поверхность. Советы с интересом наблюдали за операцией по «глубоководному минированию», но не пытались помешать ей. Авария во время подъема привела к тому, что хрупкий корпус разрушился, что привело к потере критической части подводной лодки, ее ядерных ракет и криптокодов. Однако, по другим данным, среди обнаруженных материалов были три ядерные ракеты, две ядерные торпеды, корабельная кодовая машина и различные кодовые книги.
С 1978 по 1980 год компания Global Marine эксплуатировала судно в ходе испытаний глубоководных горных работ на глубине до 17 000 футов. Explorer длиной 619 футов и шириной 116 футов принадлежит ВМС США. За исключением непродолжительного пребывания в качестве шахтера марганцевых модулей, судно с тех пор было законсервировано военно-морским резервным флотом в Суйсан-Бей, Калифорния, где его могли видеть автомобили, пересекающие мост Бенисия на шоссе 680 США к востоку от Сан-Франциско. После нескольких лет консервации корабль недавно был доставлен на военно-морскую верфь Хантерс-Пойнт для коммерческих модификаций, включая удаление 840-тонного карданного подвеса и 608-тонного каркаса. Судно находится в аренде на 30 лет у ВМС США компании Global Marine Drilling, и недавно оно претерпело крупный проект по переоборудованию в единственное в своем роде судно для глубоководных буровых работ. Конверсия обошлась более чем в 180 миллионов долларов и была завершена в первом квартале 1919 года.98. Glomar Explorer был оборудован для бурения на глубине 7500 футов и с некоторыми модификациями до 11 500 футов, что на 2000 футов больше, чем у любой существующей буровой установки. Преобразование включало удаление 25 миллионов фунтов надстройки и оборудования, чтобы подготовить судно к его преобразованию в глубоководное буровое судно с динамическим позиционированием. Компания Global Marine со штаб-квартирой в Хьюстоне является одним из крупнейших в мире подрядчиков по морскому бурению. Две крупные нефтяные компании заключили пятилетнее соглашение о бурении на глубине до 7500 футов в Мексиканском заливе США. The Los Angeles Times опубликовала эту историю в феврале 1975 года, а к марту 1975 года многочисленные новости связывали Hughes Glomar Explorer , судно, зарегистрированное как научно-исследовательское судно, принадлежащее и управляемое корпорацией Summa, и секретную операцию правительства США. После последующих сообщений о том, что ЦРУ обратилось к средствам массовой информации, чтобы убедить их прекратить публикацию историй, связанных с Glomar Explorer, журналистка Харриет Энн Филлиппи подала в ЦРУ запрос на основании Закона о свободе информации о любых документах, которые могут существовать и которые раскрывают ЦРУ. s связаться с представителями СМИ, чтобы попытаться убедить их не публиковать статьи о деятельности Гломар Эксплорер . В ответ ЦРУ отказалось ни подтвердить, ни опровергнуть существование каких-либо ответных записей. ЦРУ заявило, что любые записи, которые могут существовать и которые могут указывать на какую-либо связь ЦРУ с деятельностью Glomar Explorer или интерес к ней, или любые доказательства, которые могут указывать на существование записей этого типа, будут засекречены и, следовательно, освобождены от раскрытия в соответствии с исключение 1 Закона о свободе информации. Они также настаивали на том, чтобы применялось исключение 3, поскольку Закон о национальной безопасности от 1947 запретил им разглашать информацию, касающуюся функций сотрудников ЦРУ. Это был первый случай, когда агентство использовало ответ «не может ни подтвердить, ни опровергнуть» в ответ на запрос Закона о свободе информации. С тех пор термины «ответ Glomar» и «Glomarization» используются для описания ответа агентства, когда они не могут ни подтвердить, ни опровергнуть существование записей.
Длина, o.a. 618,8 футов (188,6 м) Балка 115,8 футов (35,3 м) Глубина 51 фут (15,5 м) Проект 35 футов (10,7 м) Рабочий объем 50 500 л Максимальная глубина воды 10 000 футов Максимальная скорость ветра 100 узлов Максимальная глубина сверления 30 000 футов Расчетная скорость при полной нагрузке 10 узлов Источники и ресурсы
- Обзор Дэвида Х. Шарпа, «Величайшая секретная операция ЦРУ: инсайдерская дерзкая миссия по обнаружению советской подводной лодки с ядерным вооружением», Джеффри Ричелсон, H-DIPLO, 14 октября 2012 г.
- Project Azorian: Рассекреченная ЦРУ история Glomar Explorer, Архив национальной безопасности, 12 февраля 2010 г.
- Уведомление о готовности передать в дар испытательное судно Ex-SEA SHADOW (IX-529) и горнодобывающую баржу Hughes (HMB-1), Федеральный регистр , 14 сентября. «Министерство военно-морского флота настоящим уведомляет о доступности для пожертвование в соответствии с постановлением 10 USC 7306 испытательного корабля ex-SEA SHADOW (IX 529) и горнодобывающей баржи Hughes (HMB-1)».
- Проект Дженнифер Клайд В. Берлесон
- Вопрос риска : Невероятная внутренняя история миссии ЦРУ Hughes Glomar Explorer по подъему российской подводной лодки Рой Д. Варнер
ФАС | Интеллект | Программы | Собрать |||| Присоединяйтесь к ФАС
https://irp.