Ремарк и дитрих фото: Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих – Ремарк и Дитрих: странная связь — Рамблер/субботний

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

Тихим сентябрьским утром 1970 года на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино хоронили Ремарка - певца «потерянного поколения», подарившего миру «Трех товарищей», «Триумфальную арку» и «Жизнь взаймы». Похороны были скромные. Вдова, все еще красивая брюнетка в элегантной шляпке с густой черной вуалью, держалась мужественно, неподвижно глядя в разверзшуюся пропасть могилы. На кладбищенской аллее остановился шикарный черный автомобиль, и вышедший из него посыльный передал ей огромный букет бордовых роз и маленькую визитную карточку. Бросив взгляд на визитку, вдова изменилась в лице. Она отшвырнула букет вместе с карточкой в кусты сирени и велела могильщикам завершать погребение, первой бросив на гроб горсть сухой земли. В толпе зашушукались: «От кого были цветы? Посмотрите, чья карточка?». 

 

Какой-то расторопный журналист разыскал смятую бумажку в траве и прочел вслух: «Прощай, любимый! Марлен Дитрих». Стоявшая рядом с ним дама преклонных лет вздохнула: «Бедняжка Полетт! Я слышала, она сожгла все письма этой Дитрих, но разве можно сжечь людскую память? Для всех она вдова Ремарка, но любил-то он совершенно другую женщину. Марлен Дитрих напишет в мемуарах своей биографии: «В мужчине мне нравились только две вещи: руки и губы. Все остальное - приложение». И не сделает исключения ни для одного из своих возлюбленных. Эрих Мария Ремарк в своем дневнике биографии признается, что эта женщина «разрушила его жизнь». Но оба они на склоне лет неожиданно поймут, что то недолгое время, которое судьба позволила им быть вместе, было самым прекрасным в жизни.

“Мы до боли заждались друг друга. У нас было слишком много прошлого и совершенно никакого будущего” Э.М.Ремарк (Из писем к Марлен Дитрих)

Она невероятна капризна, своенравна и чересчур самоуверенна. Марлен Дитрих - талантливая актриса, певица с бархатным голосом, разбивавшим сердца и ласкавшим слух даже самого искушенного меломана, и просто икона стиля. Она свела с ума не одного мужчину, среди них были: Хэмингуэй, Габен, Рузвельт и даже Гитлер, который ежедневно смотрел фильмы с ее участием и умолял вернуться из Америки в Германию, обещая ей триумфальный въезд в Берлин через Бранденбургские ворота. Женщина, которая так и осталась загадкой для всего мира.

Он любимый миллионами писатель, мастер слова, упустивший Нобелевскую премию из-за своего пацифизма и просто неотразимый мужчина. У него был талант – выстраивать целые миры. Он называл ее «ангелом», «волшебным небесным созданием», «мечтой». Он говорил о ней: «Если бы у нее не было ничего другого, кроме голоса, им одним она могла бы разбивать сердца». Они любили многих за свою жизнь, они были женаты, но не друг на друге. Оба прекрасно знали: любовь, основанная на здравом смысле обречена. Они написали друг другу сотни писем, но большинство писем Марлен сожгла ревнивая жена Ремарка Полетт Годар, уже после его смерти, а его письма сохранились у Дитрих до конца ее жизни.

Первая их встреча состоялась в баре берлинского отеля «Эден». 1938 год, кинофестиваль в Венеции. За столиком в ресторане сидят звезда экрана Марлен Дитрих и знаменитый режиссер Джозеф Штернберг. К столику подходит незнакомый мужчина, элегантно одетый, с утонченными чертами лицами и цепким взглядом. Он представился — Эрих Мария Ремарк. Голос низкий, чувственный — голос актера. Марлен он показался слишком молодым: автор такой великой книги («На Западном фронте без перемен») должен быть старше, казалось ей. Они обменялись комплиментами. Джозеф Штернберг, бывший любовник Марлен, сразу почувствовал себя лишним и поспешил откланяться. Будучи великим режиссером, оператором, а значит и знатоком человеческих душ, он не мог не заметить зарождающейся на его глазах любви и не оценить величие и красоту момента.

Роман «На Западном фронте без перемен» имеет огромный успех. Книга переводится на многие иностранные языки и приносит писателю не только славу, но и немалые деньги. Однако автор, описавший ужасы Первой мировой войны, не в состоянии предотвратить угрозу грядущего хаоса. В Германии книги Ремарка горят в кострах, его родина готовится к новому наступлению на мир. Сам писатель уже шестой год вынужден жить за границей. Марлен и Эрих беседуют всю ночь. В конце разговора Ремарк делает неловкое и совершенно неожиданное признание: «Должен предупредить вас: я — импотент». Реакция Дитрих была непредсказуема – она была в восторге. «О, как прекрасно! Итак, мы сможем просто разговаривать, спать, любить друг друга, и все будет так мило и уютно!». Роль музы для нее в новинку, и Марлен с радостью принимает этот вариант.

По воспоминаниям дочери Марлен вторая их встреча выглядела примерно так: Во время Венецианского кинофестиваля Дитрих обедала со своим мужем, Рудольфом Зибером и любовником, фон Штернбергом, в ресторане «Отеля де Бэн», когда к их столику подошел незнакомец, обратившийся к Штернбергу. Дитрих терпеть не могла, когда к ней подходили незнакомцы, но высокий мужчина с тонкими чертами лица и пронзительным взглядом заинтересовал ее. Фон Штернберг представил их друг другу, Ремарк, не упустив возможности, поцеловал руку красавицы. Официант принес стул для него. «Вы позволите, мадам?», - спросил Ремарк, и Дитрих была уже очарована безупречными манерами нового знакомого. «Мне кажется, что вы слишком молоды, чтобы быть автором самой лучшей книги современности», - заметила Марлен. Эрих, скромно потупив взгляд, сказал, что написал бы ее лишь для того, чтобы еще раз услышать от нее этот комплимент. Марлен достала сигарету, Ремарк, не растерявшись, тут же щелкнул золотой зажигалкой и дал ей прикурить. Она обхватила его загорелые руки и сделала глубокую затяжку. Вскоре писатель и актриса уже кружились в танце по паркету, забыв обо всем и всех вокруг. Марлен была в платье от Жана Луи телесного цвета, на него были нашиты стразы и жемчуг. Это создавало эффект голого тела, окутанного блестящей звездной пылью. Фон Штернберг, будучи не только сторонним наблюдателем, но и непревзойденным режиссером, «Ренуаром кинематографа», тут же заметил, что он является свидетелем начала великого романа двадцатого века.

Марлен и Эрих не могли наговориться друг с другом до самого рассвета. Звезда была утомлена бесчисленными страстными романами в жизни и на экране, она уже давно искала платонических чувств. Ремарк был готов предложить ей положение куда лучшее, чем положение любовницы – он предложил ей титул Музы, и ей пришлось это по душе. Их роман развивался между Венецией с ее бесконечными песнями гондольеров, закатами, пышущими всеми цветами радуги, где их укрытием стал «Отель де Бэн», и Парижем, где романтика вдыхается вместе с воздухом. Фортуна на время отвернулась от Дитрих: в Голливуде фильмы с ее участием не оправдали вложенных в них средств, и студия «Коламбия», предлагавшая ей ранее роль Жорж Санд, отменила свое решение. Марлен на грани депрессии, лишь роман с Ремарком поддерживает ее на плаву.

Смятение чувств

Марлен выбирает для летнего отдыха модный французский курорт Антиб, и вся ее семья отправляется туда. «Семья» Марлен состоит из нее самой, ее мужа Рудольфа Зибера, тринадцатилетней дочери Марии, любовницы мужа Тамары Матул (балерины из русской труппы), режиссера Фон Штернберга. Теперь в семью входит и Ремарк. Брак Марлен и Рудольфа давно уже существует лишь на бумаге, однако они по-прежнему остаются друзьями и партнерами. До самой своей смерти Рудольф останется официальным мужем Дитрих, ее советником и доверенным лицом. Марлен нисколько не скрывала своих любовных похождений и поверяла ему свои сердечные дела. Рудольф не оставался в долгу: Тамара Матул — была его преданной любовницей. Марлен Дитрих всячески поощряла это увлечение супруга, но лишь при одном условии: Тами не должна была иметь детей от Рудольфа.

Вскоре о любовной связи Дитрих и Ремарка говорит уже весь мир: назойливые фотографы и журналисты хорошо знают свое дело. Марлен Дитрих становится прототипом главной героини романа Жоан Маду. Равика, эмигранта из Германии, автор списывает с себя. «Высокие брови, широко поставленные глаза, светлое таинственное лицо. Оно было открытым, и это составляло ее тайну». Так описал свою возлюбленную Ремарк. Мария, дочь Марлен, позже вспоминала, что писатель всегда имел при себе коробку с остро отточенными карандашами и блокнот из желтой кожи, чтобы внезапное вдохновение не застало его врасплох. Ремарк по много часов работает в комнате с зашторенными окнами, а Марлен в это время знакомится и заводит дружбу с американским послом в Великобритании Джозефом Кеннеди, чей сын станет президентом. Кеннеди-старший, отец девятерых детей, имеет виллу по соседству. У него устойчивая репутация ловеласа, и Дитрих также подпадает под его обаяние. Даже дочь Марлен в воспоминаниях писала, что мать и мистер Кеннеди удивительно долго задерживались в раздевалке. Ремарк весьма болезненно переживает увлечение Марлен, его ревность находит выход на страницах романа.

 

Герой романа Равик становится альтер-эго автора. Ремарк начинает подписывать именем Равик многие свои письма к Марлен, подчас полные горечи и упреков. В личной переписке со своей возлюбленной он использовал и другой псевдоним: когда Марлен давала ему отставку, он писал трогательные письма от имени маленького мальчика-посредника по имени Альфред, который обращался к ней «тетя Лени» и просил ее простить Равика и вернуться к нему.

Испытание чувств

Закончилось лето, и семья Дитрих возвращается в Париж. Для всех было очевидно, что начало войны — лишь вопрос времени, и подписание Мюнхенского договора не сможет его предотвратить. Дитрих снова отправляется покорять Голливуд и собирается оформить американское подданство. В Америке она не теряет времени даром: известный актер и режиссер Орсон Уэллс становится очередным любовником кинодивы. У Ремарка в этот период есть еще два предмета страсти и гордости. Первый — это его роскошный автомобиль, который он называет «серой пумой» (Марлен он называет «золотой пумой»). Второй — это ценнейшая коллекция произведений искусства, о которой следует сказать особо. Прежде всего, это уникальное собрание картин, среди которых шедевры Ван Гога, Эль Греко, Модильяни; кроме того, букинистические редкости, иллюстрированные знаменитыми мастерами, масса бесценных предметов антиквариата, в том числе китайской династии Тан.

Ремарк озабочен тем, чтобы транзитом через Голландию отправить свою коллекцию в Соединенные Штаты, и сам тщательно контролирует упаковку своих сокровищ. Годы спустя он признается Марлен, что накануне войны его мысли в гораздо большей степени были заняты спасением коллекции, чем тревогой за судьбы человечества. Летом 1939 года писатель и кинодива снова встречаются в Антибе. Здесь состоялось знакомство «золотой пумы» с «серой». Автомобиль приводит Марлен в восторг. Однако в то же лето у актрисы появляется очередное увлечение. У Марлен в течение жизни было множество не только любовников, но и любовниц: на этот раз она влюбляется в странствующую авантюристку, владелицу яхт по имени Джо. «Пиратка» держится высокомерно, даже позволяет себе называть Марлен «красоткой». Марлен всё спускает ей с рук и вечерами гостит на яхте своей любовницы.

Известный литературный критик Кеннет Тайнен, также бывший в числе ее любовников, так сформулирует бурную интимную жизнь Марлен Дитрих: «В ней есть секс, но нет пола». Ремарк тем временем продолжает писать свой роман, редактирует ранние новеллы, а по вечерам всё чаще прибегает за утешением к алкоголю. Он стремится заглушить душевную боль; для этой цели одинаково подходят как творчество, так и спиртное. Устами своего героя Равика он позволяет себе судить Марлен: «Она принимала только то, что ей подходило, и так, как ей хотелось. Об остальном она не беспокоилась. Но именно это и было в ней самым привлекательным... Зеркало, которое всё отражает и ничего не удерживает».

 

Тем временем актрисой снова заинтересовался Голливуд: ей предлагают роль проститутки в ковбойском фильме «Дестри снова в седле». Первая ее реакция на это предложение резко отрицательная, однако, посоветовавшись со всеми любовниками, мнения которых для нее небезразличны, она дает согласие. На время отсутствия она просит Ремарка присмотреть за дочерью Марией. Однако важнейшие мировые события вносят коррективы в жизнь наших героев: подписан пакт Молотова — Риббентропа, и это дает Гитлеру свободу действий в Европе. Пребывание в Антибе для всех становится небезопасным. Дитрих использует все свои связи, чтобы забронировать для семьи билеты на пароход, и 2 сентября 1939 года они отплывают в Штаты.

Последние главы

В Европе разгорается война, однако в США пока что всё спокойно. Фильм с Марлен в главной роли пользуется большим успехом, ее фотографии красуются на всех обложках: она снова на гребне популярности. Газеты смакуют роман Дитрих и актера Джеймса Стюарта, который исполнил главную мужскую роль. Однако пуританская Америка, прознав о чрезмерном количестве мужей у Дитрих, начинает недовольно шептаться. Дитрих предлагает Ремарку перебраться в Нью-Йорк — идеальное место, по ее мнению, для литературного таланта.

Марлен снимает шикарный дом на Беверли-Хиллз, Ремарк обосновался в доме напротив. Он ведет жизнь отшельника, днем много работает, а вечерами рвет написанное за день. Он познает все муки ревности: роль отвергнутого любовника чудовищно унизительна. Презирает себя за то, что не в силах вырвать Марлен из своего сердца, и готов довольствоваться малым: слышать ее голос и хоть иногда быть с ней рядом. Дитрих блистает на светских вечеринках, привлекая всеобщее внимание, а Ремарк изливает свои страдания на страницах романа. В конце концов он осознает, что должен побыть на расстоянии от своей возлюбленной. Ремарк переезжает в Брентвуд, где снимает дом для хранения своей коллекции, обзаводится парочкой ирландских терьеров. Однако образ Марлен не дает ему покоя, и он пишет ей длинные письма. Марлен порой приглашает его к себе и называет его своим единственным возлюбленным, но он уже не верит ее словам. Неугомонная Марлен заводит себе очередного любовника: знаменитый Жан Габен перебирается из оккупированной Франции в Голливуд.

Ремарк все-таки переезжает в Нью-Йорк, здесь он завершает работу над романом, который появляется на прилавках в конце 1945 года. В конце своей книги устами Равика Ремарк дает выход накопившейся злобе, называя Марлен Дитрих лгуньей и подлой стервой, обвиняя в жестокости и эгоизме. Актриса чувствует себя уязвленной. В послании к своему мужу Рудольфу она пишет: «Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини». Его Равик все же смог порвать с Жоан, бросив ей в лицо «Ты подлая стерва! Убирайся ко всем чертям со своей дешевой загадочностью», а сам Ремарк с Дитрих - нет. Персонаж Ремарка смог избавиться от наваждения, сам же писатель по-прежнему остро нуждается в Марлен. В 1953 году Ремарк намекает ей, что собирается вступить в брак с Полетт Годдар. Дитрих, движимая лучшими побуждениями, старается отговорить его: Годдар, на ее взгляд, чрезвычайно корыстная особа, и наибольший интерес для нее представляет его знаменитая коллекция, а не он сам. Тогда Ремарк в очередной раз предлагает самой Марлен выйти за него замуж, иначе он женится на Полетт. Она отказывается, и он сдерживает свое обещание. Может быть, женившись на Годдар, Ремарк хотел уязвить Дитрих. А возможно — как знать? — его просто привлекали женщины-хищницы. Марлен Дитрих всегда стремилась властвовать над людьми, подчиняя их своей воле, а Годдар была просто помешана на бриллиантах: у нее была внушительных размеров шкатулка, полная крупных драгоценных камней — подарки многочисленных богатых любовников.

За свою жизнь Ремарк любил многих женщин, среди которых была Грета Гарбо, Хэди Ламарр, Наташа Браун, Ютта Замбоне, но,будучи неуверенным в себе и очень застенчивым, чаще всего он предпочитал проституток. Он влюбился в ту Марлен, образ которой создал на экране фон Штернберг, а настоящая Марлен любила убираться и готовить. Такую женщину Ремарк мог только презирать. Но Марлен сломала все его стереотипы.
Ремарк больше всего на свете хотел на ней жениться, а она рассказывала об очередном аборте от одного из своих любовников, Джеймса Стюарта. Этого Ремарк уже не смог вынести. Он был раздавлен и вынужден отказаться от мечты постоянно быть рядом с Дитрих. Он был изнеможден до того, что не мог писать.

Он не мог самостоятельно справиться со своими чувствами к Марлен и был вынужден обратиться к психиаторам, которые поставили ему диагноз «сильная зависимость от любви других людей». Годар спасала его от «марленомании» Ремарк стал пить кальвадос куда чаще, чем в молодости. Он говорил своим знакомым, что у него не получается трезвым общаться с людьми.
В 1967 году Ремарк получает орден ФРГ, у него за плечами уже два сердечных приступа и жить ему остается всего лишь три года.
Дитрих переживет его на 22 года, тринадцать из которых проведет в своей парижской квартирой со знаменитыми «стенами памяти». Одна из которых будет увешана ее собственными фотографиями, а другая – фотографиями ее любовников. Она станет много пить, перестанет общаться с прессой и по распространенной версии однажды вечером примет слишком много снотворного. Однажды, разглядывая фото Ремарка она признается: «Боже, как я любила этого человека!».

Мне нравится 71


Ремарк и Дитрих: странная связь — Рамблер/субботний

У Дитрих и Ремарка было много общего. Оба — эмигранты, оба — известны и состоятельны. Оба переживают серьезный профессиональный кризис.

Ремарк уехал из Германии в 1932-м, когда роман «На Западном фронте без перемен», принесший своему автору любовь и признание миллионов, на родине писателя сочли оскорбительным.

Основавшись в Швейцарии, он всеми силами пытался повторить успех своего бестселлера, пока безрезультатно.

Дитрих покинула Берлин двумя годами ранее: её работу в картине «Голубой ангел» заметили за океаном, после чего она, подписав контракт с голливудской студией «Paramount Pictures», отправилась покорять фабрику грез.

Первое время дела шли хорошо: Дитрих стала звездой международного масштаба, фильмы с её участием собирали внушительную кассу.

Все изменилось в 1935-м. Крест на карьере звезды поставила лента «Дьявол — это женщина». Дитрих больше не давали главных ролей, а позже она и вовсе стала персоной нон грата в Голливуде.

Семья актрисы

Брак Дитрих давно уже носил формальный характер: Марлен прекрасно уживалась с супругом и его постоянной партнершей, и нисколько не скрывала от них своих любовных похождений. Так к «семье» актрисы присоединился Ремарк.

Наличие у возлюбленной супруга и прочих «родственников», разумеется, смущало писателя:

Но еще больше огорчало другое: пока Ремарк был занят работой, актриса сдружилась с американским послом в Великобритании Джозефом Кеннеди (отцом Джона Кеннеди).

По свидетельству дочери Дитрих, мать с господином послом подозрительно много времени проводили вдвоем в раздевалке.

Ремарк прекрасно осознавал происходящее. По-видимому, он также понимал, что никогда не сможет «приручить» свою гордую «золотую пуму» — таким прозвищем писатель наградил любимую.

Однако решиться на разрыв с Марлен он также был не в силах. Жгучая ревность стала постоянным спутником их отношений.

Письма любви

Как следует отдохнув на курорте, осенью того же года Дитрих снова отправилась в Лос-Анджелес. За океаном она тут же нашла себе новую пассию — актрисе не удалось устоять перед обаянием режиссера Орсона Уэллса.

Тем временем, роман с Ремарком продолжался, перейдя преимущественно в эпистолярную форму.

Влюбленный литератор превратился из прозаика в настоящего поэта: длинные чувственные письма, которые он писал Марлен, сегодня считаются одним из главных его произведений.

Триумфальная арка

Летом 1938 года пара снова встретилась в Антибе. Дитрих как обычно закрутила курортный роман — правда, на сей раз обошлось без мужчин.

Её новой пассией стала авантюристка-путешественница, любительница яхт и самолетов, Джо Карстерс.

Пока его возлюбленная ночи напролет развлекалась со своей новой подружкой, Ремарк как мог боролся с приступами отчаяния.

В ход шли старые проверенные методы: он всё чаще прикладывался к бутылке или пытался забыться в работе:

Именно в этот период Ремарк приступил к написанию своего второго большого романа «Триумфальная арка», призванного разрушить его амплуа автора одной книги.

Главного героя произведения, эмигранта из Германии по имени Равик, литератор «срисовал» с себя, а образ возлюбленной персонажа, красотки Жоан Маду, определенно повторял черты Дитрих.

Новый свет

Наступил 1939 год. Ремарк и Дитрих прекрасно понимали, что начало войны, о которой так много говорили в последние годы, — теперь лишь вопрос времени. Оставаться во Франции было больше небезопасно.

Марлен использовала все свои связи, чтобы достать для семьи билеты на пароход, отплывающий в Штаты, Ремарк последовал за ней.

В Америке звездная пара обосновалась на Беверли-Хиллз, правда в разных домах. Писатель снял особняк прямо напротив жилища возлюбленной.

Дитрих, как и прежде, блистала на светских вечеринках и наслаждалась вниманием поклонников, Ремарк писал, изливая свою боль на страницах рукописи.

Наконец, терпению писателя пришел конец. Ремарк собрал вещи и переехал в Брентвуд, а спустя несколько лет, по совету друзей, отправился в самый подходящий для успешного литератора-иммигранта город — Нью-Йорк.

К несчастью для Ремарка, выкинуть Марлен из головы оказалось сложнее, чем сменить адрес. Их переписка продолжилась даже после того, как вышла «Триумфальная арка» и о стервозном характере Жоан Маду узнал весь мир.

В начале 50-х годов Ремарк будто бы оправился от наваждения. Писатель познакомился с актрисой Полетт Годдар, которая реанимировала уставшего романтика.

Надо ли говорить, что такой поворот событий не понравился Дитрих. Уязвленная «пума» принялась убеждать своего «друга по переписке» в том, что Полетт интересуют лишь деньги писателя.

В ответ на это Ремарк предложил Марлен выйти за него. Дитрих отказала. А в 1958 году состоялась свадьба Ремарка и Годдар.

Последний роман XX века

Они продолжали общаться вплоть до смерти писателя в 1970-м году. После кончины Ремарка Годдар сожгла все письма могущественной соперницы. Однако послания, адресованные Марлен, остались целы и невредимы.

Гений, вор, аферист? Пять малоизвестных фактов из жизни Эриха Марии Ремарка | Персона | Культура

Ко дню рождения легендарного писателя АиФ.ru собрал пять малоизвестных фактов из жизни автора таких выдающихся произведений, как «Три товарища», «На западном фронте без перемен» и многие другие.

1. Отказался принимать Железный крест

Ремарк был убежденным пацифистом, но немецкие законы того времени это совсем не волновало. Так что в ноябре 1916 года будущего писателя призывают в армию и отправляют воевать на Западный фронт. Служить на передовой Ремарку пришлось, правда, недолго. В июле 1917 года Эрих Мария получил сразу пять ранений, одно из которых пришлось в руку. Именно ранение правой руки больше всего повергло в шок Ремарка. В то время он мечтал о музыкальной карьере и подавал в этом плане большие надежды. Проведя больше года в госпиталях, Ремарк был переведен в запасной пехотный батальон. Примерно в это же время Совет рабочих и солдат решил наградить его Железным крестом I степени. Ремарк вежливо отказался.

Фото: www.globallookpress.com

2. Сочинял эротические комиксы и жил с цыганами

Имея прекрасное образование, обаяние и множество талантов, Ремарк в сложные 1920-е годы вынужден был сменить множество самых разных профессий, которые ну никак не вяжутся с его нынешним образом. Так, например, одно время Ремарк таскался по улицам и продавал отрезы тканей. Потом перешел в компанию, которая занималась изготовлением могильных памятников. По воскресеньям играл на органе в церкви при клинике для душевнобольных. А еще сочинял тексты к эротическим комиксам, вел рубрику в газете, где делился рецептами алкогольных коктейлей. Когда ему все надоедало, он просто собирал свои пожитки и уходил жить в цыганский табор.

3. Стал личным врагом Геббельса

Свой бессмертный роман «На западном фронте без перемен» Ремарк написал всего за шесть недель. Книга имела ошеломительный успех. За первый год было продано более 1,5 млн экземпляров. Естественно, Ремарк вмиг стал самым настоящим миллионером. Разумеется, у него появились влиятельные враги и завистники. Писателя обвиняли в том, что идею своего произведения он бессовестным образом украл у погибшего товарища. Говорили даже, что украл он не только идею, но и сам текст. Но это все было мелочью по сравнению с тем, какую травлю устроило ему нацистское руководство. Кампанию, направленную на уничтожение Ремарка как писателя, как личности и просто порядочного человека, возглавил лично Геббельс. Писателя объявили предателем родины, а его книги полетели в нацистский костер.

4. Не знал, куда деньги девать

В 1932 году Ремарк, будучи к тому времени миллионером, навсегда покинул Германию и поселился в Швейцарии. Там он купил себе роскошный дом, который называл своим личным дворцом, и стал вести размеренную жизнь богатого и знаменитого человека. Не зная, на что потратить деньги, Ремарк придумал себе хобби: коллекционировать различный антиквариат и скупать все, что представляет собой художественную и культурную ценность. Он покупал картины Ренуара, Ван Гога, Дега. Скупал персидские ковры, старинные зеркала, древнекитайские бронзовые фигуры. В общем, покупал все, что только было можно. Однако вскоре это хобби ему наскучило и Ремарк решил податься в Америку. Уж там всегда найдется, куда потратить честно заработанные гонорары.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих. Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих. Фото: www.globallookpress.com

5. Чуть не умер из-за Марлен Дитрих

В Америку Ремарк по большому счету отправился к актрисе Марлен Дитрих. Они познакомились еще в 1930 году в Германии. Между двумя знаменитостями закрутился страстный роман. Дитрих души не чаяла в писателе, называла его самым красивым и страстным мужчиной из тех, кого она встречала. Ремарк, в свою очередь, боготворил Марлен. Она была для него идеалом женской красоты. Но не все в их отношениях было так гладко. Роман Дитрих и Ремарка то угасал, то вспыхивал с новой силой. Так прошло шесть лет. Наконец писатель решился сделать актрисе предложение. В ответ на это Дитрих, потупив глаза, призналась своему жениху, что недавно сделала аборт, ребенок был от одного известного голливудского актера. В этот момент Ремарк понял, что с этой женщиной ему вряд ли удастся создать крепкий брак. И предложил Марлен остаться просто друзьями. Удивительно, но они действительно дружили и регулярно переписывались до самой смерти писателя. Хотя после расставания с актрисой Ремарк перенес тяжелейшую депрессию, от которой его излечили отношения с другой известной актрисой: Полетт Годдар (предыдущим ее мужем был Чарли Чаплин).

судьба писателя, которого ненавидела и обожала вся Германия

В плеяде писателей «потерянного поколения» есть особое имя — Эрих Пауль Ремарк. Выдающийся немецкий писатель был одним из тех, кто первым отобразил ужасы войны, но его собственная судьба сложилась таким образом, что и сама походила на сюжет романа.

Будущий писатель мечтал стать учителем, но 1916 год внес коррективы, и Ремарк стал солдатом. На службе он был недолго, в 1917 году получил серьезное ранение, и на поле боя больше не возвращался. Еще через год, в 1918-м, писатель узнал о смерти матери и в память о ней сменил второе имя Пауль на Мария.

e9fcb8acde61eb494aab6368cbb53892_l

После окончания Первой мировой войны Ремарк, как и все «потерянное поколение», пытался вернуться к обычной жизни. Он пробовал себя в разных профессиях: был учителем, продавцом надгробий, редактором журнала. Женился. Но как-то неудачно: брак с Ильзой Ютта Замбоной продлился всего 4 года и стал тяжелым испытанием для писателя.

pisatel-erih-mariya-remark_3-1

Ильза Ютта Замбона

Ильзу читатели, кстати, знают хорошо. Именно с нее Ремарк и «срисовал» Пат – возлюбленную главного героя романа «Три товарища». Но славу, признание и ненависть всего немецкого народа ему принесла совсем другая книга — роман «На Западном фронте без перемен». Лишь  за 1929 год лишь в одной Германии книга разошлась 1,5-миллионным тиражом. Память о 20-летнем солдате Пауле немецкий народ, казалось, будет чтить вечно, но в  1933 году пришедшие к власти нацисты решили, что у представителя немецкой расы не может быть упаднического настроения, они объявили Ремарка «предателем родины», лишили немецкого гражданства и устроили показательное сожжение книги.

Началась травля. Ремарк был объявлен потомком французских евреев. Это была почти охота, писателю едва и чудом удалось покинул  страну. В нацистской Германии останется его младшая сестра Эльфрида Шольц, на которой немцы и отыграются. А на суде женщине потом съязвят: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Сестру Ремарка казнили на гильотине.

 

Будучи в Швейцарии писатель знакомится с Марлен Дитрих. Роман у них складывается страстный и болезненный: ветреная красавица почти играла писателем, то приближая, то отталкивая его. Вся тяжесть и романтичность чувств потом ляжет в письмах Ремарка к Марлен Дитрих. После того, как они вместе уедут в Голливуд в 1939 году, Ремарк будет какое-то время счастлив: он будет создавать новые произведения, его старые будут экранизироваться. Но, это очень недолго. Он впадает в депрессию, мучительную и губительную.  Из этого состояния его буквально выводит Полетт Годдар — новая и спасительная любовь писателя. Ремарк так и называл ее — «спасением».

pisatel-erih-mariya-remark_6

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих.

Актриса и бывшая жена Чарли Чаплина была с писателем до последних его дней. Он умер 25 сентября 1970 года в 72-летнем возрасте, и ему так и не вернули немецкое гражданство. Марлен Дитрих в знак скорби прислала в Локарно (Швейцария) букет цветов. Но Полетт их не приняла: все еще помня, как тяжело приходилось Ремарку, пока продолжался их роман.

pisatel-erih-mariya-remark_7

Эрих Мария Ремарк и Полетт Годар.

Ерицян Мэри

Понравилось? Расскажи друзьям:

Любимые женщины Эрика Ремарка | Хронотон

Танцовщица Ютта

Личную жизнь знаменитого писателя Эриха Марии Ремарка трудно назвать легкой. Современные психоаналитики нашли бы ответ на вопрос — почему ему было так трудно создать крепкие и устойчивые отношения.

Вероятно, дело в том, что раннее детство Ремарка было омрачено тем, что его мать гораздо больше всех остальных детей любила своего старшего сына Артура. Когда Эриху было три года, Артур умер, и мать впала в глубокую депрессию, практически не уделяя внимания детям.

Навсегда у Эриха осталось ощущение того, что он никому не нужен и его никто не любит, что принесло ему множество проблем в личной  жизни…

Лучшим лекарством от своего одиночества он считал книги, которые поглощал в огромном количестве — Достоевский, Толстой, Гете, Цвейг. А чтение книг порой приводит к тому, что человек начинает искать некий книжный идеал, которого в жизни просто не существует…

И сам Ремарк, рано начавший выражать свои мысли и желания на бумаге, создавал женские образы, прототипы которых в действительности не были столь идеальными.

Но всегда Ремарк продолжал искать свой идеал не только в книгах, но и в жизни. Большое влияние на него оказало знакомство с танцовщицей Юттой Цамбона. Эта хрупкая, большеглазая девушка стала прототипом нескольких его героинь, в том числе и Патриции Хольман из «Трех товарищей». Выглядела она именно так, как «дружище Пат» — высокая, очень стройная, а «большие  глаза  придавали  тонкому  и  бледному  лицу выражение страстности и силы. Она была  очень хороша».

И бледность и стройность, увы, были следствием туберкулеза, от которого страдала Ютта.

Их любовная история несколько отличалась от взаимоотношений героев «Трех товарищей». Вместо возвышенной трагической связи — вполне обычное стремление быть рядом. 14 октября 1925 года они поженились.

Ремарк вскоре после свадьбы написал в одном из писем: «Это был все-таки странный шаг. Я лишний раз убедился, что все писатели врут. В моем поступке было куда больше просто человеческого, нежели эгоистического желания насладиться счастьем... Понятие счастья для меня так изменилось с течением лет: вместо юношеского стремления утолить жажду и пр. — теперь радостная готовность бросить вызов безумствам бытия. Даже брак, кульминационный момент в жизни каждого нормального гражданина, не повлиял на этот мой настрой. Рядом со мной теперь человек, который, может быть, души во мне не чает, и я постараюсь убрать с его пути все мерзкое и безобразное»...

Но, как это часто, бывает, мечты разбились о реальность. Оба супруга очень быстро начали изменять друг другу, что вызывало огромное количество ссор. 

Спустя пять лет они решили разойтись, но даже после развода не могли расстаться окончательно, например, по-прежнему ездили вместе отдыхать. Ютта не хотела терять Эриха, но в то же время вызывала у него раздражение.

Он писал в своем дневнике: «Утром ссора. Не по моей вине. Избалованный ребенок, не привыкший уступать, очень ранимый, подчас капризный. И всегда уверенный в своей правоте». Но Ремарк все же всегда относился галантно к своей жене, даже когда они окончательно расстались,  помогал ей деньгами, а в 1938 году даже снова женился на Ютте, чтобы помочь выбраться  из фашистской Германии.

Роскошная Пума

Но самой огромной любовью в жизни Ремарка стали его отношения со знаменитой Марлен Дитрих. Они познакомились в 1937 году во Франции. Оба уже были много наслышаны друг о друге, и роман кинозвезды и знаменитого писателя разгорелся мгновенно.

Ремарк в то время писал «Триумфальную арку», и главная героиня романа Джоан Маду получила от Марлен Дитрих многие черты. Эта страсть была слишком сильной и слишком трагичной — ибо и Марлен и Эрих были очень сложными натурами и, кроме того, отличались любвеобильностью, причиняя друг другу боль изменами. Но это была настоящая любовь.

Письма Ремарка к Марлен Дитрих или Пуме, как называл он ее, можно смело назвать вершиной любви: «Нежная моя! Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одет? Заботится ли что-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая – я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью».

Однако и этот, названный критиками «величайший любовный роман XX века» закончился. Но Марлен Дитрих незадолго до смерти сказала в одном из интервью: «Это была самая большая любовь моей жизни».

Последняя любовь

Ремарк был уже немолод, и, хотя встречался с разными женщинами, никого не пускал в сердце, оберегая свой покой. К тому же его преследовали страшные депрессии, с которыми он боролся алкоголем. В своем дневнике он писал о том, что будущее ему видится слишком мрачным и поэтому жизнь больше не имеет смысла…

Но в 1951 году, когда писателю было уже 53 года, он познакомился еще с одной знаменитой актрисой — Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, «излучавшая жизнь», спасала Ремарка от депрессии.

Он писал, заканчивая свой роман «Искра жизни»: «Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует». Писатель даже решился вместе с ней съездить в Германию, на родину, где не был уже 30 лет — до этого ему было слишком тяжело возвращаться в места юности.

И рядом с Полетт он избавился от наваждения Марлен Дитрих, которую так и не мог забыть. Однажды он встретился с ней и после этого написал в своем дневнике: «Прекрасной легенды больше нет. Все кончено. Старая. Потерянная. Какое ужасное слово».

Ради брака с Полетт он, наконец, официально развелся с Юттой, выплатив ей большую денежную сумму и назначив пожизненное содержание. В 1958 году Полетт и Эрих поженились.

Полетт так благотворно действовала на писателя, что он даже перестал вести свой дневник, в котором раннее подробно отписывал свое одиночество и приступы депрессии…

Он плодотворно работает, читает много книг и верит в лучшее. Ремарк пишет жене письма, полные нежности, которые подписывает: «Твой вечный трубадур, муж и поклонник». Полетт и Эрих  много ездят по миру, но здоровье писателя ухудшалось.

В 1970 году он скончался в Швейцарии. Марлен Дитрих прислала розы на его могилу, но Полетт не положила их на гроб — даже после смерти Ремарка женщины продолжали любить и ревновать его. И неудивительно  — ведь благодаря его книгам любовь каждой из них осталась в вечности…

Эрих Мария Ремарк – биография, фото, личная жизнь, книги, цитаты, смерть

Биография

Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» — период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

Детство и юность

Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество Федора Достоевского, Иоганна Гете и Марселя Пруста.

Эрих Мария Ремарк в детстве с сестрамиЭрих Мария Ремарк в детстве с сестрами

Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.

Эрих Мария Ремарк на войнеЭрих Мария Ремарк на войне

В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.

Эрих Мария Ремарк в молодостиЭрих Мария Ремарк в молодости

Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

В 1926 один из журналов опубликовал романы «Из юношеских времен» и «Женщина с золотыми глазами». Это и стало началом творческого пути Ремарка. С того момента он не прекращал писать, создавая новые шедевры.

Литература

В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.

Писатель Эрих Мария РемаркПисатель Эрих Мария Ремарк

Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.

Книги Эриха Марии РемаркаКниги Эриха Марии Ремарка

В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).

Эрих Мария РемаркЭрих Мария Ремарк

1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

Личная жизнь

В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».

Эрих Мария Ремарк и Ильза ЮттаЭрих Мария Ремарк и Ильза Ютта

Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

В январе 1933-го, накануне прихода Адольфа Гитлера к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих, являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» - Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.

Эрих Мария Ремарк и Марлен ДитрихЭрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы Поля Сезанна), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.

Актриса Грета ГарбоАктриса Грета Гарбо

Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная Грета Гарбо. Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.

Эрих Мария Ремарк и Полетт ГодарЭрих Мария Ремарк и Полетт Годар

В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

Смерть

Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.

Эрих Мария Ремарк в последние годыЭрих Мария Ремарк в последние годы

Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.

Могила Эриха Марии РемаркаМогила Эриха Марии Ремарка

Также известно, что бывшая жена Чарльза Чаплина неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

Библиография

  • 1920 – «Приют грез»
  • 1924 – «Гэм»
  • 1927 – «Станция на горизонте»
  • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
  • 1931 – «Возвращение»
  • 1936 – «Три товарища»
  • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
  • 1945 – «Триумфальная арка
  • 1952 – «Искра жизни»
  • 1954 – «Время жить и время умирать»
  • 1956 – «Черный обелиск»
  • 1959 – «Жизнь взаймы»
  • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

Цитаты

«Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»
«Самый чудесный город - это тот, где человек счастлив»
«Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
«Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»
«Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»