Ужвий наталья: Ужвий, Наталия Михайловна — это… Что такое Ужвий, Наталия Михайловна? – Наталия Ужвий — биография, фильмография, фотографии актрисы

Содержание

Ужвий, Наталия Михайловна — это… Что такое Ужвий, Наталия Михайловна?

Н. М. Ужвий на марке Украины, 1998 год

Ната́лия Миха́йловна У́жвий (укр. Наталія Михайлівна Ужвій; 1898—1986) — украинская советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Биография

Начало творческой деятельности

Наталия Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года, (по другим источникам — 22 августа (3 сентября) 1898 года[1]), в городе Любомле (ныне Волынская область Украины) в крестьянской семье. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры).

В поисках лучшей жизни отец устроился на работу на железную дорогу под Варшавой. До 1912 года семья жила в поселке Брудно близ Варшавы. Там Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 года работала учительницей. В годы революции семья перебралась в Золотоношу (современная Черкасская область). Здесь Наталия впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.

В 1922 году Наталия развелась с первым мужем и уехала в Киев. Там она была зачислена во второй состав Первого театра УССР имени Шевченко. В театре Ужвий встретилась с известным актёром И. А. Марьяненко, который стал её наставником в актёрском мастерстве. В 1925—1926 годах — ведущая актриса Одесского государственного драматического театра, ныне — Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько.

Период «Березиля»

В 1926 году поступила в Харьковский театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Начался один из самых плодотворных периодов в творческой жизни актрисы. Она становится ведущей актрисой театра. На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла около тридцати главных ролей: Оксана («

Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, 1926), Фруманс («Золотое чрево» Ф. Кроммелинка, 1926), Магельон («Король забавляется» В. Гюго, 1927), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1929), Тетя Мотя («Мина Мазайло» Н. Г. Кулиша, 1929), Небаба («Диктатура» И. К. Микитенко, 1930), Олена Череда («Кадры» И. К. Микитенко, 1931), Маклена («Маклена Граса» Н. Г. Кулиша, 1933), Оксана («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Улька («Бастилия Божьей Матери» И. К. Микитенко, 1934), Лида («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1935), Маруся («Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Л. Кропивницкого, 1936) и другие. Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

Приехав в Харьков, который был столицей УССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов М. В. Семенко. В 1927 году у них родился сын Михаил. C 1930 года семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово» в Харькове.

Успешно развивается и кинокарьера Ужвий. Она сыграла роли в фильмах «КПК» (1925), «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927). Наталия Ужвий позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове (1933—1935).

Начало политических репрессий против деятелей украинской культуры затронуло и Ужвий. В 1933 году она была втянута в кампанию «разоблачения» А. С. Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением. Был арестован муж актрисы писатель Семенко (в этот момент они были уже в разводе). В 1937 году Курбас и Семенко были расстреляны, погибли в результате репрессий и два брата актрисы.

Киевский период

В 1936 году Ужвий покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни она актриса КАГУДТ имени И. Я. Франко. На сцене этого театра под руководством режиссёра Г. П. Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не меньшего успеха. Выдающимся достижением стали роли Елизаветы («Дон Карлос» Ф. Шиллера, 1936), Марины Мнишек («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1937), Софии («Последние» М. Горького, 1937), Варьки («Бесталанная» И. К. Карпенко-Карого, 1937), Маруси («Ой, не ходи, Грицю …» М. П. Старицкого, 1938), Тугиной («Последняя жертва» А. Н. Островского, 1939), Анны («Украденное счастье» И. Я. Франко, 1940), Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира, 1940). Лучшая киноработа Ужвий этого периода — солдатка Евдокия в фильме «

Выборгская сторона» (1938).

Актриса находит и свое личное счастье. В 1936 году она соединяет судьбу с актёром Е. П. Пономаренко, с которым прожила до своей смерти.

Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга».

В 1951 году актриса пережила ещё одну личную трагедию — после тяжелой болезни умер её единственный сын Михаил Семенко.

В послевоенный период Ужвий — признанный мастер сцены: Раневская («Вишневый сад» А. П. Чехова, 1946), Ольга («Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, 1948), Кручинина («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1948), Ванина («Житейское море» И. К. Карпенко-Карого, 1948), Наталия Ковшик («Калиновая роща» А. Е. Корнейчука), Любовь Яровая («Любовь Яровая

» К. А. Тренёва, 1951), Анна Олсен («На грани ночи и дня» А. М. Якобсона, 1951), Глафира («Егор Булычев и другие» М. Горького, 1952), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952), мадам Стессель («Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова, 1952), Барлаковская («Петербургская осень» Ильиченко, 1954), Маскалева («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1956), Филумена Мартурано («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, 1957), Катерина («Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер («Остановитесь» И. Д. Рачады, 1965), Танкабике («В ночь лунного затмения» М. Карима, 1967), Люси Купер («Уступи дорогу завтрашнему дню» В. Дельмара, 1970), Роза Александровна («Ретро» А. М. Галина, 1982). Ужвий сыграла в одной из первых лент С. И. Параджанова «Украинская рапсодия» (1961).

В 1954—1971 годах — председатель Украинского театрального общества.

Н. М. Ужвий умерла 29 июля 1986 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Память

  • После смерти актрисы на доме, где она жила в Киеве, установлена мемориальная доска.
  • Именем Наталии Ужвий названы улицы в Киеве и Харькове, дом ветеранов сцены в Пуще-Водице под Киевом.

Награды и премии

Фильмография

  • 1925 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка
  • 1926 — Тарас Шевченко — Ярина
  • 1927 — Тарас Трясило — Марина
  • 1935 — Прометей — Настасья Макаровна
  • 1936 — Я люблю — Горпина
  • 1937 — Назар Стодоля — Стеха
  • 1938 — Выборгская сторона — солдатка Евдокия Козлова
  • 1938 — Кармелюк — Оляна
  • 1938 — Митька Лелюк — Жена кузнеца
  • 1940 — Майская ночь — Свояченица
  • 1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык
  • 1943 — Радуга — Олена Костюк
  • 1951 — Тарас Шевченко — Ярина, сестра поэта
  • 1952 — Украденное счастье —
    Анна
  • 1953 — Калиновая роща — Наталия Ковшик
  • 1954 — Земля — Мария Федорчук
  • 1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко
  • 1956 — Без вести пропавший — Марфа
  • 1956 — 300 лет тому — Варвара
  • 1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна
  • 1971 — Пой песню, поэт — Татьяна Фёдоровна Есенина

Воспоминания

  • Ужвій Н. І Музи не мовчали…: зі спогадів видатної української актриси // Культура і життя. — 2005. — 30 апреля.
  • Ужвий Н. «Я просто жила этой жизнью…» // Правда Украины. — 1988. — 8 сентября.

Документальный фильм

Литература

  • Вергелис О. Наталья Ужвий: два цвета радуги // Киевские ведомости. — 2006. — 21 декабря.
  • Наталія Ужвій // Народжені Україною: мемор. альм. — К., 2002. — Т.2. — С. 660—661.
  • Полищук Т. …Она была Актрисой // День. — 2007. — 28 марта.
  • Полищук Т. От королевы до партизанки // День. — 2008. — 8 марта.
  • Ужвій Н. М. // Провідники духовності в Україні. — К., 2003. — С. 765—766.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // 100 видатних імен України / І.Шаров. — К., 1999. — С. 415—418.
  • Ужвій Наталя // Енциклопедія українознавства. — Львів, 2000. — Т.9. — С. 3301.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Жінки України: біогр. енцикл. слов. — К., 2001. — С. 462.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Шевченківські лауреати, 1962—2001: енцикл. довід. — К., 2001. — С. 567—569.

Примечания

Ссылки

Проблемы с содержанием статьиПроверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Ужвий, Наталия Михайловна — Википедия. Что такое Ужвий, Наталия Михайловна

Ната́лия Миха́йловна У́жвий (укр. Наталія Михайлівна Ужвій; 1898—1986) — украинская советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951).

Биография

Наталия Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года (по другим источникам — 22 августа (3 сентября) 1898 года[2]) в Любомле Волынской губернии Российской империи в крестьянской семье. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры).

До 1912 года семья жила в посёлке Брудно близ Варшавы, где Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 года по 1921 год работала учительницей в сёлах Волынской, затем Полтавской губерний. В Золотоноше (ныне Черкасская область) впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.

В 1922 году уехала в Киев, где поступила во второй состав Первого театра Украинской советской республики им. Т. Шевченко (ныне Днепровский драматический театр имени Т. Шевченко). В театре училась актёрскому мастерству у Ивана Марьяненко. В 1923 году окончила театральную студию при театре.

В 1925—1926 годах — ведущая актриса украинской Госдрамы в Одессе (ныне — Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько). Играла также в Одесском русском драматическом театре.

С 1926 года — ведущая актриса театра «Березиль» в Харькове (с 1935 года — Харьковский украинский драматический театр имени Шевченко), которым руководил Лесь Курбас.

Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

В Харькове, на то время — столице Украинской ССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения.

В 1933 году была втянута в кампанию «разоблачения» Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением.

В 1936 году покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни — актриса Киевского драматического театра им. И. Франко. На сцене театра под руководством режиссёра Г. П. Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не меньшего успеха.

Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте.

В репертуаре актрисы около двухсот тринадцати ролей.

С 1926 года снималась в кино. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга».

Наталия Ужвий вместе с сыном позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Т. Шевченко в Харькове (1933—1935).

В 1954—1973 годах — председатель правления Украинского театрального общества.

Член ВКП(б) с 1945 года.

Наталья Ужвий скончалась 29 июля (в разных источниках — 7, 22[3] и 30 июля[4]) 1986 года в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище.

Семья

Награды и звания

Творчество

Роли в театре

Первый театр Украинской советской республики им. Т. Шевченко (Киев)
Госдрама (Одесса)
Театр «Березиль» (Харьков)
Киевский драматический театр им. И. Франко

Фильмография

  1. 1926 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка
  2. 1926 — Тарас Шевченко — эпизод
  3. 1926 — Тарас Трясило — Марина
  4. 1934 — Моё
  5. 1936 — Прометей — Настасья Макаровна, хозяйка «заведения»
  6. 1936 — Я люблю — Горпина
  7. 1936 — Назар Стодоля — Стеха
  8. 1938 — Выборгская сторона — Евдокия Ивановна Козлова, солдатка
  9. 1938 — Кармелюк — Оляна
  10. 1938 — Митька Лелюк — жена кузнеца
  11. 1940 — Майская ночь — свояченица
  12. 1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык
  13. 1943 — Радуга — Олена Костюк
  14. 1951 — Тарас Шевченко — Ярына Шевченко, сестра поэта
  15. 1952 — Украденное счастье (фильм-спектакль) — Анна Задорожная
  16. 1953 — Калиновая роща (фильм-спектакль) — Наталия Никитична Ковшик, «заслуженная мать»
  17. 1954 — Земля — Мария Федорчук
  18. 1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко
  19. 1956 — Триста лет тому… — Варвара
  20. 1956 — Без вести пропавший — Марфа
  21. 1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна, преподаватель
  22. 1966 — Почему улыбались звёзды (фильм-спектакль) — Екатерина Сергеевна, мать Юрки
  23. 1970 — Уступи место… (фильм-спектакль) — Люси Купер, жена Барка
  24. 1971 — Пой песню, поэт… — Татьяна Фёдоровна Есенина, мать поэта
  25. 1974 — Пора жёлтых листьев (фильм-спектакль)
  26. 1982 — Ретро (фильм-спектакль) — Роза Александровна Песочинская, в прошлом балерина

Документальный фильм

Воспоминания

  • Ужвій Н. І Музи не мовчали…: зі спогадів видатної української актриси // Культура і життя. — 2005. — 30 апреля.
  • Ужвий Н. «Я просто жила этой жизнью…» // Правда Украины. — 1988. — 8 сентября.

Память

Мемориальная доска на улице Наталии Ужвий в Любомле Мемориальная доска на улице Наталии Ужвий в Любомле
  • В Киеве, на доме, где жила актриса, установлена мемориальная доска.
  • Мемориальные доски установлены также в Любомле, на фасаде гимназии имени Натальи Ужвий, а также на родной улице актрисы, что носит её имя.
  • Именем Наталии Ужвий названы улицы в Киеве (Подольский район) и Харькове (Киевский район), Дом ветеранов сцены в Пуще-Водице (Киев).
  • Имя «Наталия Ужвий» также носит теплоход в Киевском речном порту.
  • Национальный банк Украины, продолжая серию «Видающиеся личности Украины», 9 сентября 2008 года ввёл в оборот юбилейную монету «Наталья Ужвий» номиналом 2 гривны.

Литература

  • Вергелис О. Наталья Ужвий: два цвета радуги // Киевские ведомости. — 2006. — 21 декабря.
  • Наталія Ужвій // Народжені Україною: мемор. альм. — К., 2002. — Т.2. — С. 660—661.
  • Полищук Т. …Она была Актрисой // День. — 2007. — 28 марта.
  • Полищук Т. От королевы до партизанки // День. — 2008. — 8 марта.
  • Ужвій Н. М. // Провідники духовності в Україні. — К., 2003. — С. 765—766.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // 100 видатних імен України / І.Шаров. — К., 1999. — С. 415—418.
  • Ужвій Наталя // Енциклопедія українознавства. — Львів, 2000. — Т.9. — С. 3301.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Жінки України: біогр. енцикл. слов. — К., 2001. — С. 462.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Шевченківські лауреати, 1962—2001: енцикл. довід. — К., 2001. — С. 567—569.

Примечания

Ссылки

Ужвий Наталия Михайловна. Сайт «Герои страны». Проверено 19 октября 2013.

Ужвий, Наталия Михайловна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ната́лия Миха́йловна У́жвий (укр. Наталія Михайлівна Ужвій; 1898—1986) — украинская советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951).

Биография

Наталия Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года (по другим источникам — 22 августа (3 сентября) 1898 года[2]) в Любомле Волынской губернии Российской империи в крестьянской семье. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры).

До 1912 года семья жила в посёлке Брудно близ Варшавы, где Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 года по 1921 год работала учительницей в сёлах Волынской, затем Полтавской губерний. В Золотоноше (ныне Черкасская область) впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.

В 1922 году уехала в Киев, где поступила во второй состав Первого театра Украинской советской республики им. Т. Шевченко (ныне Днепровский драматический театр имени Т. Шевченко). В театре училась актёрскому мастерству у Ивана Марьяненко. В 1923 году окончила театральную студию при театре.

В 1925—1926 годах — ведущая актриса украинской Госдрамы в Одессе (ныне — Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько). Играла также в Одесском русском драматическом театре.

С 1926 года — ведущая актриса театра «Березиль» в Харькове (с 1935 года — Харьковский украинский драматический театр имени Шевченко), которым руководил Лесь Курбас.

Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

В Харькове, на то время — столице Украинской ССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения.

В 1933 году была втянута в кампанию «разоблачения» Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением.

В 1936 году покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни — актриса Киевского драматического театра им. И. Франко. На сцене театра под руководством режиссёра Г. П. Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не меньшего успеха.

Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте.

В репертуаре актрисы около двухсот тринадцати ролей.

С 1926 года снималась в кино. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга».

Наталия Ужвий вместе с сыном позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Т. Шевченко в Харькове (1933—1935).

В 1954—1973 годах — председатель правления Украинского театрального общества.

Член ВКП(б) с 1945 года.

Наталья Ужвий скончалась 29 июля (в разных источниках — 7, 22[3] и 30 июля[4]) 1986 года в Киеве. Похоронена на Байковом кладбище.

Семья

Награды и звания

Творчество

Роли в театре

Первый театр Украинской советской республики им. Т. Шевченко (Киев)
Госдрама (Одесса)
Театр «Березиль» (Харьков)
Киевский драматический театр им. И. Франко

Фильмография

  1. 1926 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка
  2. 1926 — Тарас Шевченко — эпизод
  3. 1926 — Тарас Трясило — Марина
  4. 1934 — Моё
  5. 1936 — Прометей — Настасья Макаровна, хозяйка «заведения»
  6. 1936 — Я люблю — Горпина
  7. 1936 — Назар Стодоля — Стеха
  8. 1938 — Выборгская сторона — Евдокия Ивановна Козлова, солдатка
  9. 1938 — Кармелюк — Оляна
  10. 1938 — Митька Лелюк — жена кузнеца
  11. 1940 — Майская ночь — свояченица
  12. 1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык
  13. 1943 — Радуга — Олена Костюк
  14. 1951 — Тарас Шевченко — Ярына Шевченко, сестра поэта
  15. 1952 — Украденное счастье (фильм-спектакль) — Анна Задорожная
  16. 1953 — Калиновая роща (фильм-спектакль) — Наталия Никитична Ковшик, «заслуженная мать»
  17. 1954 — Земля — Мария Федорчук
  18. 1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко
  19. 1956 — Триста лет тому… — Варвара
  20. 1956 — Без вести пропавший — Марфа
  21. 1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна, преподаватель
  22. 1966 — Почему улыбались звёзды (фильм-спектакль) — Екатерина Сергеевна, мать Юрки
  23. 1970 — Уступи место… (фильм-спектакль) — Люси Купер, жена Барка
  24. 1971 — Пой песню, поэт… — Татьяна Фёдоровна Есенина, мать поэта
  25. 1974 — Пора жёлтых листьев (фильм-спектакль)
  26. 1982 — Ретро (фильм-спектакль) — Роза Александровна Песочинская, в прошлом балерина

Документальный фильм

Воспоминания

  • Ужвій Н. І Музи не мовчали…: зі спогадів видатної української актриси // Культура і життя. — 2005. — 30 апреля.
  • Ужвий Н. «Я просто жила этой жизнью…» // Правда Украины. — 1988. — 8 сентября.

Память

Мемориальная доска на улице Наталии Ужвий в Любомле Мемориальная доска на улице Наталии Ужвий в Любомле
  • В Киеве, на доме, где жила актриса, установлена мемориальная доска.
  • Мемориальные доски установлены также в Любомле, на фасаде гимназии имени Натальи Ужвий, а также на родной улице актрисы, что носит её имя.
  • Именем Наталии Ужвий названы улицы в Киеве (Подольский район) и Харькове (Киевский район), Дом ветеранов сцены в Пуще-Водице (Киев).
  • Имя «Наталия Ужвий» также носит теплоход в Киевском речном порту.
  • Национальный банк Украины, продолжая серию «Видающиеся личности Украины», 9 сентября 2008 года ввёл в оборот юбилейную монету «Наталья Ужвий» номиналом 2 гривны.

Литература

  • Вергелис О. Наталья Ужвий: два цвета радуги // Киевские ведомости. — 2006. — 21 декабря.
  • Наталія Ужвій // Народжені Україною: мемор. альм. — К., 2002. — Т.2. — С. 660—661.
  • Полищук Т. …Она была Актрисой // День. — 2007. — 28 марта.
  • Полищук Т. От королевы до партизанки // День. — 2008. — 8 марта.
  • Ужвій Н. М. // Провідники духовності в Україні. — К., 2003. — С. 765—766.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // 100 видатних імен України / І.Шаров. — К., 1999. — С. 415—418.
  • Ужвій Наталя // Енциклопедія українознавства. — Львів, 2000. — Т.9. — С. 3301.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Жінки України: біогр. енцикл. слов. — К., 2001. — С. 462.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Шевченківські лауреати, 1962—2001: енцикл. довід. — К., 2001. — С. 567—569.

Примечания

Ссылки

Ужвий Наталия Михайловна. Сайт «Герои страны». Проверено 19 октября 2013.

Малоизвестные факты из жизни легендарной примадонны Натальи Ужвий

Актриса, завоевавшая для страны «Оскар», во времена сталинизма не смогла спасти от репрессий самых близких.

В понедельник, 8 сентября, — 110-летие великой актрисы Натальи Ужвий.

Постановлением Верховной Рады Украины решено этот юбилей отмечать на государственном уровне. Ужвий — единственная украинская актриса, снявшаяся в оскароносном фильме. Роль Елены Костюк, созданная Ужвий, принесла «Радуге» Марка Донского статуэтку, о которой мечтают все кинематографисты мира. На Родине за эту роль Ужвий получила звание народной артистки Советского Союза. А после образа Евдокии Козловой в картине Григория Козинцева «Выборгская сторона» (из культовой трилогии о Максиме) она стала всенародной любимицей. И все же ее судьба не была усыпана розами. Жизнь актрисы отразила все ужасы и победы противоречивого ХХ века.

Ученица великого Леся Курбаса, примадонна его театра «Березиль», Ужвий была вынуждена не только подписать коллективное письмо, осуждающее творческий метод художественного руководителя, но и выступить с трибуны с пафосной обличающей речью. Об этих непростых годах Натальи Михайловны «Комсомолке» рассказала ее племянница Наталья Пономаренко, заведующая литературным отделом Театра украинской драмы имени Ивана Франко.

Ради сына предала Леся Курбаса

— Это печально известное выступление состоялось в 1933 году, — вспоминает Наталья Анатольевна. — А в 1932-м в харьковской газете «Комсомолец Украины» было опубликовано коллективное письмо, где стояли 64 подписи актеров «Березиля», в том числе и ее. Мы долго в семье этой темы не касались. И только когда у меня появилась дочка, тетя Наташа, уложив ребенка спать, вдруг мне сказала: «А теперь ты понимаешь меня?» И рассказала об этих событиях…

Шел 1933 год, когда ее мужа — поэта-футуриста Михаля Семененко — репрессировали, а сына Мыхася объявили ребенком врага народа. И люди из органов сказали тете Наташе: «Или вы ставите свою подпись под коллективным письмом, или вы, кроме мужа, потеряете еще и ребенка». Она выбрала ребенка. И в это же время ночью в «воронке» увезли двух ее родных братьев. Она потом их разыскивала 20 лет, писала прошение маршалу Жукову, пользуясь привилегиями после выхода «Радуги». Но все зря. Только в 1956 году пришел ответ, что братья посмертно реабилитированы без состава вины.

Наталья Пономаренко также рассказала, что после репрессий над Курбасом Ужвий уже не могла оставаться в его театре. В 1936 году по приглашению Гната Юры она переехала в Киев, где проработала в Театре имени Франко 50 лет. Здесь она создала свои лучшие роли: Марины Мнишек в «Борисе Годунове», Софьи в «Последних».

Второго мужа нашла на франковской сцене

И здесь, в театре, Наталья Михайловна встретила своего второго мужа Евгения Пономаренко. Они играли главных героев в спектакле «Дон Карлос» Шиллера. Любовь на сцене переросла в прочный брак — вместе они прожили 50 лет! Пономаренко был младше своей Ракушки (так он ее всегда называл) на 11 лет, поэтому Наталья Михайловна долго не соглашалась на официальную регистрацию. Но он все же убедил ее в своей преданности и любви. Завоевав жену, актер получил и проблемы — обыски в их квартире не прекращались до самой войны. Став примой первой сцены Украины, Ужвий не стала счастливой. Во время войны она рассталась на пять лет с сыном и ничего не знала его судьбе.

В образе Катерины актриса позировала скульптору Манизеру для памятника Т. Г. Шевченко в г. Харькове. 1934 год.

В образе Катерины актриса позировала скульптору Манизеру для памятника Т. Г. Шевченко в г. Харькове. 1934 год.

Но этим возмездие за предательство Курбаса не ограничилось. Мыхась, ради которого она согласилась на 30 сребреников, долго болел, а в 24 года умер, когда уже был студентом 4-го курса факультета международных отношений Киевского университета.

Ему передался от отца дар поэта, парень успешно пробовал себя и в драматургии. Но у него обнаружили менингит, который в то время никто не умел лечить. Ужвий очень тяжело переживала утрату и выплеснула чувства в спектакле «Без вины виноватые», где ее героиня тоже теряет ребенка. Актриса всегда лечила душу сценой и повторяла, что настоящий мастер должен пережить трагедию, чтобы понимать чувства своих персонажей. Театр спасал ее всегда. Даже заболев раком, она до последнего ходила в театр и легла в больницу только за 2 дня до смерти. Но до старости Ужвий не переставала быть яркой женщиной — следила за модой, берегла фигуру. Она занималась йогой, почти не сидела: даже читала стоя, чтобы не полнеть. А еще очень хорошо шила. Ее мама считала, что у женщины в руках должно быть настоящее ремесло, и в юности отдала дочь учиться к закройщице. И потом, даже будучи известной актрисой, Наталья Михайловна часто сама себе создавала наряды не только для жизни, но и для сцены. Для героинь из спектаклей «Дядя Ваня» и «Ретро» она смастерила перчатки, шляпы, придумала импозантные накидки. Не пропуская актерские праздники в честь премьер, Наталья Михайловна появлялась на них в мягких бархатных туфельках на небольшом каблуке, чтобы выстоять на ногах до 3-4 часов утра. А молодых актрис всегда учила: на праздничные фуршеты нельзя надевать новую одежду и обувь — удобство наряда должно быть проверенным.

Юная Ужвий. 1916 год.

Юная Ужвий. 1916 год.

До старости обожала красивых мужчин

Дом актрисы всегда был хлебосольным. Она прекрасно готовила и с радостью принимала гостей. Была уверена, что лучше нее никто не приготовит хачапури или бигус. Поэтому часами колдовала над плитой, точно вымеряя количество соли или приправ. Всегда звала гостей на Рождество и Пасху. А еще до седых волос обожала красивых статных мужчин. Среди ее любимцев были Михаил Заднепровский и Степан Олексенко. Наталья Михайловна, увидев их, говорила: «Вот настоящий казак идет!»

Фото из архива Натальи Пономаренко.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Наталья Ужвий родилась 8 сентября 1898 в городе Любомль Волынской области. Народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973), член КПСС с 1945 г. С 1918-го выступала в любительских спектаклях. В 1922-м по рекомендации Ивана Ле поступила в труппу Первого государственного драматического театра УССР им. Т. Г. Шевченко в Киеве. С 1925-го работала в театре «Держдрама» (ныне Одесский театр имени Василько, с 1926-го — прима театра «Березиль» (Харьков). С 1936 года актриса Театра им. Ивана Франко. Среди лучших ролей: Анна («Украденное счастье» Франко), Кручинина и Тугина («Без вины виноватые» Островского), Раневская («Вишневый сад» Чехова). Лауреат Государственной премии СССР. Награждена четырьмя орденами Ленина.

БЫЛО ДЕЛО

Ступка целовал ей руки

Богдан Ступка пришел в Театр украинской драмы, когда Ужвий уже была знаменитой актрисой в возрасте.

— Она меня очень хорошо приняла, — вспоминает Богдан Сильвестрович. — Я попал в спектакль «Дядя Ваня», где Ужвий играла мою маму. Так она брала меня за руку и говорила: «Что я тут делаю? Маленькую роль, фитюлечку. Я могла бы еще играть вашу любовницу». Я всегда ощущал ее поддержку, что очень важно для молодого артиста. А на гастролях «Дяди Вани» в Москве, когда она выходила на поклон, зал вставал и скандировал: «Ужвий! Ужвий!» В «Украденном счастье» она играла с Бучмой и Добровольским. И когда этот же спектакль, но уже с молодыми артистами поставил Сергей Данченко, Наталья Михайловна сделала мне комплимент за роль Мыколы: «Вы играете то князя Мышкина, то Иисуса Христа!» Я падал перед ней на колени и целовал руку. Что может быть выше такого признания! В гримерке я сидел с ее мужем Евгением Порфирьевичем. Наталья Михайловна запрещала ему курить, так он просил у нас сигареты, затягивался, а дым выпускал в рукав. Но жена всегда это видела и грозила пальчиком: «Не кури, а то умрешь!» После ее смерти он за кулисами плакал: «Я не могу здесь стоять! Тут всегда рядом была Наташа и держала меня за руку. А теперь ее нет».

Ужвий, Наталия Михайловна — Вики

Наталия Михайловна Ужвий
укр. Наталія Михайлівна Ужвій
Дата рождения 27 августа (8 сентября) 1898
Место рождения
  • Любомль, Любомльский уезд[d], Волынская губерния, Российская империя
Дата смерти 29 июля 1986(1986-07-29) (87 лет) или 22 июля 1986(1986-07-22)[1](87 лет)
Место смерти
  • Киев, Украинская ССР, СССР
Гражданство
  • Flag of Russia.svg Российская империя
  • Flag of the Soviet Union.svg СССР
Профессия актриса театра и кино
Годы активности 1922—1986
Театр «Березиль»;
КАГУДТ им. И. Франко
Награды
Герой Социалистического Труда — 1973
Орден Ленина — 1944Орден Ленина — 1960Орден Ленина — 1968

Файл:Ужвій Наталія Михайлівна.jpg — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Нет версии с бо́льшим разрешением.

Лицензирование

Public domainPublic domainfalsefalse
Public domainЭто произведение находится в общественном достоянии на Украине и в США, поскольку срок его охраны истёк согласно совместному эффекту обратного действия Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года (с изменениями, внесёнными законами № 75/95-ВР от 28 февраля 1995 года, № 998-XIV (998-14) от 16 июля 1999 года, № 2627-III (2627-14) от 11 июля 2001 года), который был впервые опубликован 23 февраля 1994 года, и законодательства США.

Обычно[1] это означает, что автор произведения умер до 1 января 1951 года.

Если автор данной работы умер до 1 января 1950 года (более 70 лет назад), используйте шаблон-лицензию {{PD-old-70}}[1]


  1. a b Внимание! Если автор данного произведения был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок истечения авторских прав исчисляется не с даты смерти, но с даты посмертной реабилитации. Если произведение было опубликовано посмертно (или после посмертной реабилитации), срок истечения авторских прав исчисляется с даты первой публикации.

Deutsch | English | suomi | français | italiano | русский | sicilianu | українська | +/−

Flag of Ukraine

Исходный журнал загрузок

Первоначальная страница описания находилась здесь. Все нижеперечисленные имена участников относятся к uk.wikipedia.
  • 2008-09-08 15:09 Leonst 270×345× (15864 bytes) {{Зображення |Назва=Ужвій Наталія Михайлівна |Опис=Ужвій Наталія Михайлівна |Автор= |Джерело=http://ukrfoto.net/people_231.html |Час створення=1943 |Ліцензія={{

История файла

Нажмите на дату/время, чтобы посмотреть файл, который был загружен в тот момент.

Дата/времяМиниатюраРазмерыУчастникПримечание
текущий00:59, 20 сентября 2010270 × 345 (15 Кб)AjaxSmack{{Information |Description={{uk|»no original description»}} Ужвій Наталія Михайлівна |Source=Transferred from [http://uk.wikipedia.org uk.wikipedia]; transfer was stated to be

Использование файла

Следующие 2 страницы используют данный файл:

  • Ужвий, Наталия Михайловна
  • Центр художественного и технического творчества «Печерск»

Глобальное использование файла

Данный файл используется в следующих вики:

Ужвий, Наталия Михайловна — это… Что такое Ужвий, Наталия Михайловна?

Н. М. Ужвий на марке Украины, 1998 год

Ната́лия Миха́йловна У́жвий (укр. Наталія Михайлівна Ужвій; 1898—1986) — украинская советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1944). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Биография

Начало творческой деятельности

Наталия Ужвий родилась 27 августа (8 сентября) 1898 года, (по другим источникам — 22 августа (3 сентября) 1898 года[1]), в городе Любомле (ныне Волынская область Украины) в крестьянской семье. Была старшей дочерью в многодетной семье (у Наталии было пять братьев и две сестры).

В поисках лучшей жизни отец устроился на работу на железную дорогу под Варшавой. До 1912 года семья жила в поселке Брудно близ Варшавы. Там Наталия посещала железнодорожное, а затем городское училище. С 1915 года работала учительницей. В годы революции семья перебралась в Золотоношу (современная Черкасская область). Здесь Наталия впервые приняла участие в спектаклях любительского драматического кружка. В 1922 году кружок был преобразован в передвижной театр при Наркомате просвещения УССР.

В 1922 году Наталия развелась с первым мужем и уехала в Киев. Там она была зачислена во второй состав Первого театра УССР имени Шевченко. В театре Ужвий встретилась с известным актёром И. А. Марьяненко, который стал её наставником в актёрском мастерстве. В 1925—1926 годах — ведущая актриса Одесского государственного драматического театра, ныне — Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько.

Период «Березиля»

В 1926 году поступила в Харьковский театр «Березиль», которым руководил Лесь Курбас. Начался один из самых плодотворных периодов в творческой жизни актрисы. Она становится ведущей актрисой театра. На сцене театра Курбаса Ужвий сыграла около тридцати главных ролей: Оксана («Гайдамаки» по Т. Г. Шевченко, 1926), Фруманс («Золотое чрево» Ф. Кроммелинка, 1926), Магельон («Король забавляется» В. Гюго, 1927), Джулия («Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера, 1929), Тетя Мотя («Мина Мазайло» Н. Г. Кулиша, 1929), Небаба («Диктатура» И. К. Микитенко, 1930), Олена Череда («Кадры» И. К. Микитенко, 1931), Маклена («Маклена Граса» Н. Г. Кулиша, 1933), Оксана («Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука, 1933), Улька («Бастилия Божьей Матери» И. К. Микитенко, 1934), Лида («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, 1935), Маруся («Дай сердцу волю, заведет в неволю» М. Л. Кропивницкого, 1936) и другие. Для творчества Ужвий характерны реалистически углубленное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

Приехав в Харьков, который был столицей УССР, Ужвий оказалась в центре художественной и политической жизни республики, стала активным участником процесса украинского культурного возрождения. В 1926 году она вышла замуж за украинского писателя, лидера футуристов М. В. Семенко. В 1927 году у них родился сын Михаил. C 1930 года семья жила в знаменитом доме кооператива литераторов «Слово» в Харькове.

Успешно развивается и кинокарьера Ужвий. Она сыграла роли в фильмах «КПК» (1925), «Тарас Шевченко» (1926), «Тарас Трясило» (1927). Наталия Ужвий позировала скульптору М. Г. Манизеру для фигуры Катерины на многофигурном памятнике Шевченко в Харькове (1933—1935).

Начало политических репрессий против деятелей украинской культуры затронуло и Ужвий. В 1933 году она была втянута в кампанию «разоблачения» А. С. Курбаса, вынуждена была подписывать письма с его осуждением. Был арестован муж актрисы писатель Семенко (в этот момент они были уже в разводе). В 1937 году Курбас и Семенко были расстреляны, погибли в результате репрессий и два брата актрисы.

Киевский период

В 1936 году Ужвий покидает разгромленный театр «Березиль» и переезжает в Киев. С этого момента и до конца жизни она актриса КАГУДТ имени И. Я. Франко. На сцене этого театра под руководством режиссёра Г. П. Юры глубоко раскрываются новые грани самобытного таланта актрисы. От экспериментального новаторства Курбаса она переходит к классической манере и достигает в этом не меньшего успеха. Выдающимся достижением стали роли Елизаветы («Дон Карлос» Ф. Шиллера, 1936), Марины Мнишек («Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1937), Софии («Последние» М. Горького, 1937), Варьки («Бесталанная» И. К. Карпенко-Карого, 1937), Маруси («Ой, не ходи, Грицю …» М. П. Старицкого, 1938), Тугиной («Последняя жертва» А. Н. Островского, 1939), Анны («Украденное счастье» И. Я. Франко, 1940), Беатриче («Много шума из ничего» В. Шекспира, 1940). Лучшая киноработа Ужвий этого периода — солдатка Евдокия в фильме «Выборгская сторона» (1938).

Актриса находит и свое личное счастье. В 1936 году она соединяет судьбу с актёром Е. П. Пономаренко, с которым прожила до своей смерти.

Во время войны вместе с театром находилась в эвакуации в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте. Крупнейшим достижением актрисы в кино стала героико-драматическая роль партизанки Олены Костюк в фильме «Радуга».

В 1951 году актриса пережила ещё одну личную трагедию — после тяжелой болезни умер её единственный сын Михаил Семенко.

В послевоенный период Ужвий — признанный мастер сцены: Раневская («Вишневый сад» А. П. Чехова, 1946), Ольга («Макар Дубрава» А. Е. Корнейчука, 1948), Кручинина («Без вины виноватые» А. Н. Островского, 1948), Ванина («Житейское море» И. К. Карпенко-Карого, 1948), Наталия Ковшик («Калиновая роща» А. Е. Корнейчука), Любовь Яровая («Любовь Яровая» К. А. Тренёва, 1951), Анна Олсен («На грани ночи и дня» А. М. Якобсона, 1951), Глафира («Егор Булычев и другие» М. Горького, 1952), Анна Андреевна («Ревизор» Н. В. Гоголя, 1952), мадам Стессель («Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова, 1952), Барлаковская («Петербургская осень» Ильиченко, 1954), Маскалева («Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому, 1956), Филумена Мартурано («Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, 1957), Катерина («Почему улыбались звезды» А. Е. Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер («Остановитесь» И. Д. Рачады, 1965), Танкабике («В ночь лунного затмения» М. Карима, 1967), Люси Купер («Уступи дорогу завтрашнему дню» В. Дельмара, 1970), Роза Александровна («Ретро» А. М. Галина, 1982). Ужвий сыграла в одной из первых лент С. И. Параджанова «Украинская рапсодия» (1961).

В 1954—1971 годах — председатель Украинского театрального общества.

Н. М. Ужвий умерла 29 июля 1986 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.

Память

  • После смерти актрисы на доме, где она жила в Киеве, установлена мемориальная доска.
  • Именем Наталии Ужвий названы улицы в Киеве и Харькове, дом ветеранов сцены в Пуще-Водице под Киевом.

Награды и премии

Фильмография

  • 1925 — П. К. П. — Галина Домбровская, польская шпионка
  • 1926 — Тарас Шевченко — Ярина
  • 1927 — Тарас Трясило — Марина
  • 1935 — Прометей — Настасья Макаровна
  • 1936 — Я люблю — Горпина
  • 1937 — Назар Стодоля — Стеха
  • 1938 — Выборгская сторона — солдатка Евдокия Козлова
  • 1938 — Кармелюк — Оляна
  • 1938 — Митька Лелюк — Жена кузнеца
  • 1940 — Майская ночь — Свояченица
  • 1942 — Партизаны в степях Украины — Пелагея Часнык
  • 1943 — Радуга — Олена Костюк
  • 1951 — Тарас Шевченко — Ярина, сестра поэта
  • 1952 — Украденное счастье — Анна
  • 1953 — Калиновая роща — Наталия Ковшик
  • 1954 — Земля — Мария Федорчук
  • 1955 — Пламя гнева — Ганна Золотаренко
  • 1956 — Без вести пропавший — Марфа
  • 1956 — 300 лет тому — Варвара
  • 1961 — Украинская рапсодия — Надежда Петровна
  • 1971 — Пой песню, поэт — Татьяна Фёдоровна Есенина

Воспоминания

  • Ужвій Н. І Музи не мовчали…: зі спогадів видатної української актриси // Культура і життя. — 2005. — 30 апреля.
  • Ужвий Н. «Я просто жила этой жизнью…» // Правда Украины. — 1988. — 8 сентября.

Документальный фильм

Литература

  • Вергелис О. Наталья Ужвий: два цвета радуги // Киевские ведомости. — 2006. — 21 декабря.
  • Наталія Ужвій // Народжені Україною: мемор. альм. — К., 2002. — Т.2. — С. 660—661.
  • Полищук Т. …Она была Актрисой // День. — 2007. — 28 марта.
  • Полищук Т. От королевы до партизанки // День. — 2008. — 8 марта.
  • Ужвій Н. М. // Провідники духовності в Україні. — К., 2003. — С. 765—766.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // 100 видатних імен України / І.Шаров. — К., 1999. — С. 415—418.
  • Ужвій Наталя // Енциклопедія українознавства. — Львів, 2000. — Т.9. — С. 3301.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Жінки України: біогр. енцикл. слов. — К., 2001. — С. 462.
  • Ужвій Наталія Михайлівна // Шевченківські лауреати, 1962—2001: енцикл. довід. — К., 2001. — С. 567—569.

Примечания

Ссылки

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.