Рубаха вышиванка: Рубашка вышиванка – купить на Ярмарке Мастеров

Рубашка-вышиванка: от оберега до политического символа

https://sputnik.by/20160503/1022229913.html

Рубашка-вышиванка: от оберега до политического символа

Рубашка-вышиванка: от оберега до политического символа

Одежда с национальным орнаментом становится все более популярной, но изначально в вышитые узоры «вплетался» совсем другой смысл. 03.05.2016, Sputnik Беларусь

2016-05-03T09:01+0300

2016-05-03T09:01+0300

2016-05-03T09:46+0300

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/41/1014054109_0:70:2980:1754_1920x0_80_0_0_9e3c643b91f49bf57fe0b408d6ff92a7.jpg

новости беларуси

гомель

гомельская область

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

2016

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Новости

ru_BY

Sputnik Беларусь

media@sputniknews. com

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101405/41/1014054109_0:0:2980:1874_1920x0_80_0_0_b633095636a99a0e35430b7b40d945d8.jpg

1920

1920

true

Sputnik Беларусь

[email protected]

+74956456601

MIA „Rosiya Segodnya“

Sputnik Беларусь

культура , общество, беларусь.live, стиль жизни, новости беларуси, гомель, гомельская область

культура , общество, беларусь.live, стиль жизни, новости беларуси, гомель, гомельская область

Юрий Глушаков, Sputnik

Рубашки, майки и другая одежда с вышитыми орнаментами набирают все большую популярность. Одни носят ее из любви к национальной культуре, другие — чтобы подчеркнуть этническую самобытность. Впрочем, любовь к национальным символам и орнаментам появлялась в разные исторические периоды.

Аутентичный народный костюм возродили в Сенненском районе

Под защитой ромба

Традиция нанесения узора на одежду у наших предков имеет языческие корни: древний орнамент на мужской и женской одежде выполнял защитную функцию — он был призван хранить тело и душу от враждебных сил.

Еще одним, возможно, не менее важным предназначением узоров на одежде было указание на родо-племенную принадлежность их носителей. И сегодня этнографы фиксируют похожесть типа народной одежды, в пределах одного района, например — «калинковичский строй (костюм — Sputniк)», «сенненский строй».

Сам же орнамент полностью расшифровать сейчас, увы, невозможно. Деревенские бабушки, которые ткали его едва ли не до последнего времени, как правило, семантику «ромбов с круком» объяснить уже не могут. Поэтому здесь широкое поле для всевозможных интерпретаций — от самых невероятных до научно выверенных.

Фото

Там, где прошлое живет в настоящем. Фотопроект о полешуках

Многие специалисты говорят том, что народный орнамент отражал религиозные представления наших предков с их поклонением солнцу («ромб», «крыж») и другим силам природы. Однако к современным коммерческо-рекламным прочтениям вышитых узоров в духе «символ Ярилы защитит вас и ваш бизнес» надо относиться с осторожностью…

Конечно, в вышитых рубахах за плугом или на сенокос не ходили: крестьяне если и имели такие рубахи, то надевали их на свадьбу или другие праздники, на ярмарку или в церковь. Кстати говоря, фотографии конца XIX — начала XX века у белорусских крестьян рубах-вышиванок фиксируют, к сожалению, достаточно мало.

«Первоначально орнамент вышивали по всем краям мужской и женской рубашки, что бы не допустить «злых духов» к телу. Вышивка на рукавах, например, также должна была придать силу рукам. Для каждого возраста и местности существовал свой тип рубахи. И даже внутри гомельского региона были свои отличия. Для гомельского Поднепровья, например, характерны рубашки со стоячим воротником, иногда — косоворотки. Для Житковичского и некоторых других полесских районов — рубахи с отложным воротником, с богатым растительным орнаментом. Возможно, на верхнем Днепре имело место влияние русской традиции, в Полесье — западной, польской», — рассказала Sputnik заведующая отделом истории ГИКУ «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» Анна Кузьмич.

В свое время влияние на геометрию вышитых узоров оказал и стиль «барокко».

© Public DomainГомельский революционер Солохин был большим поклонником вышиванки

Гомельский революционер Солохин был большим поклонником вышиванки

© Public Domain

Вышитая рубашка вместо красного знамени

В XVII-XIX столетиях в Европе разворачиваются буржуазные революции и национально-освободительные движения. Народные костюмы становится элементом политической манифестации против феодальных империй. Простую пуританскую одежду носят «железнобокие» солдаты Кромвеля. Символом Великой Французской революции стал красный фригийский колпак простонародья.

Но в Беларуси, Украине и России вышитые рубахи «хлопов» еще долго не воспринимаются в качестве национального знамени. Польская и ополяченная шляхта в Беларуси предпочитает фрондировать в средневековых кунтушах, помещики-украинофилы — в казачьих жупанах. В собственно России доходит до курьезов — когда славянофил Иван Аксаков надевал старинную «национальную» мурмолку и зипун, крестьяне принимали его за «персиянина».

В сословном государстве даже ношение одежды было строго регламентировано — и царская полиция преследовала славянофилов за ношение народного костюма. А гимназистов и студентов даже переодевали в крестьянское платье — в виде наказания.

Поэтому когда народные рубахи стали надевать революционеры-народники, это имело характер социального протеста.

Советский художник П. Сергеевич в 1955 году, когда рисовал повстанцев Константина Калиновского, изобразил их в вышиванках… Но поскольку большинство участников восстания 1863 года составляла мелкая шляхта, даже теоретически они не могли быть в вышиванках. Мелкопоместная шляхта надевала крестьянскую одежду только в случае полного разорения.

© Public DomainГомельчанин Гена Карпов с братьями в вышиванках. Все они погибнут в войну.

Гомельчанин Гена Карпов с братьями в вышиванках. Все они погибнут в войну.

© Public Domain

Массовое переодевание в одежду простого народа началось во время знаменитого «хождения в народ» 1870-х годов. Но в этом не было национальных мотивов — домотканые рубахи и армяки молодые дворяне, дети государственных служащих и купцов, натягивали на себя исключительно для социального сближения с народом. И для конспирации…

В начале 1880-х годов белорусские народовольцы формируют первую политическую партию в Беларуси — «Белорусскую социально-революционную партию».

«Плебейско»-крестьянские, а не «элитарно»-аристократические мотивы преобладают и в зарождающейся белорусской и украинской литературе и театре. Теперь уже и в австро-венгерском Львове, и в российских Киеве и Полтаве народные рубахи становятся символом национального Возрождения.

Большинство тогдашних «национально-сознательных» украинцев и белорусов исповедовали социалистические и революционно-демократические взгляды. Коллективистские ценности в сочетании с определенным интернационализмом были присущи и марксистам, и народникам из Белорусской социалистической Грамады и из Украинской революционной партии. А в австро-венгерской Галиции украинские «русинские» деятели вообще с надеждой взирали на помощь России.

Вышиванка для Генсека

Одним из немногих почитателей вышиванки, кого удалось обнаружить на дореволюционных фото, был гомельский революционер Солохин. В 1906 году этот уроженец пригородной деревни Поколюбичи и его шикарно вышитая рубаха были запечатлены фотографом Департамента полиции для соответствующей карточки — вместе с отпечатками пальцев «государственного преступника».

Городские мещане и буржуа начала XX столетия стараются приобретать готовую фабричную одежду, чем «выгодно» отличаются от селян в их домотканых рубахах. Ренессанс вышиванки, а точнее — появление ее стилизованного «городского» варианта происходит в 20-30-е годы. Вышитые рубахи массового выпуска носят советские пионеры, комсомольцы и партийные лидеры. В музее «Молодой гвардии» в Краснодоне, например, хранится вышиванка Олега Кошевого. Национальные костюмы являются непременным атрибутом советских праздничных демонстраций, концертов и театральных постановок.

По мнению Анны Кузьмич, городская вышиванка 20-30-х годов серьезно отличалась от традиционной рубахи — она была более декоративной, изготавливалась из фабричных тканей и кроилась для удобства ношения с обычным цивильным костюмом. Слово «вышиванка» заимствовано, скорее, из украинского языка. Белорусские крестьяне свои рубашки обычно называли «кашуля», «сарочка».

© Public DomainЯкуб Колас в вышиванке

Якуб Колас в вышиванке

© Public Domain

В довоенном СССР ношение вышиванки должно было символизировать советский демократизм и народность.

А вот в 20-30-е годы национальным мотивам в одежде на Западе стали придавать политическое звучание. Традиционалистские костюмы все чаще становятся униформой фашистов и крайне правых — румынских легионеров, испанских фалангистов, националистов из украинской ОУН.

На редком фото в стилизованной рубашке в конце 1920-годов запечатлен гомельчанин Гена Карпов. Рядом с ним — его младшие братья Сева и Володя. Геннадий погиб на фронте. Сева и Володя собирали боеприпасы для партизан, нацисты пытали их в присутствии матери, потом казнили…

После войны вышиванку очень любил надевать самый экстравагантный лидер Советского Союза — Никита Хрущев.

Фото

Вышиванки haute couture по шагаловским мотивам

В вышитой темной косоворотке был сфотографирован в свое время Якуб Колас. В СССР 60-80-х годов рубашки-вышиванки начинают носить представители некоторых молодежных субкультур — и националистически настроенные диссиденты.

Сегодня рубаха-вышиванка снова популярна. Она переживает пик своей политизации и коммерциализации — цены на вышиванку-«хэнд мэйд» достигают 300-500 долларов. Возможно, со временем она утратит этот налет политизированности и останется, прежде всего, достоянием народной культуры.

 

Рубашка-вышиванка для мужчин

Благодаря современной промышленности мужчины могут разнообразить свой гардероб большим количеством модных рубашек. Однако выпускаются они серийно, поэтому много человек могут носить совершенно одинаковые рубашки. Такого не случится, если вы наденете вышиванку, вышитую специально для вас, или купите вышиванку у мастериц, создающих свои изделия оригинальными, с неповторимой вышивкой. Такая вышитая рубашка прекрасно смотрится с современным костюмом, особенно если вы хотите красиво выглядеть в праздничный день. Благодаря ЭТНОХАТЕ вы можете купить мужскую вышиванку в Киеве или любом другом городе Украины и мира.

Украинцы использовали в своей одежде вышитые рубашки с незапамятных времен. Для их изготовления использовали полотно – льняное или конопляное. Рубашки для праздников всегда украшались красивой вышивкой, а повседневные имели довольно скромные украшения.

Вышитые узоры на вышиванках необычайно разнообразные, красочные, они являются чудесным украшением рубашки, но не только в этом их назначение. Большое значение имеет обереговый, магический символизм каждого орнамента и их сочетаний.

Узоры, несущие конкретную для данного человека символику, продумывались и составлялись перед вышивкой каждой рубашки. Мужские символы в вышивках отличаются от женских. Они символизируют силу, могущество, мужество, защиту своего рода. Эти качества мужчин показывают орнаменты в виде ромбов, звезд, крестов, восьмиугольников и так далее. Растительные орнаменты тоже широко используются в мужских вышиванках, так как некоторые растения украинцы связывают с лучшими мужскими качествами. За многие поколения украинский народ накопил богатейшие традиции использования цвета, композиции и техники вышивки для создания совершенно уникальных вышиванок. Купить вышиванку мужскую (Киев и вся Украина) с практически любым из описанных орнаментов, вы с легкостью можете в нашем интернет-магазине.

Особенность орнамента вышивки может представить статус мужчины, состав его рода, достаток и черты характера. Для этого создается множество неповторимых орнаментов, которые составляются из элементов, передающих индивидуальность узора для человека, который будет носить эту вышитую рубашку. Украинская вышивка имеет глубокое символическое значение и хранит в себе мудрость многих поколений.

Современные мастерицы, создающие настоящие народные вышиванки, хорошо знают украинские традиции. Они вышивают неповторимые для каждой рубашки орнаменты, отличающиеся колоритом, символикой, зашифрованным смыслом. У них можно приобрести понравившуюся вам вышиванку. Однако, по древним традициям, вышиванки создают женщины вашей семьи – жены, матери. Их любовь и доброта обязательно отразятся в вашей вышиванке, будут вашим оберегом на жизненном пути.

Если вы решили купить вышиванку, напоминаем, в ассортименте нашего магазина большой выбор, у нас вы можете купить мужскую вышиванку, женскую вышиванку или детскую вышиванку.

 

← Орнаменты украинских вышивок  |  Вышиванка – творческое выражение украинских традиций →

Рубашка-вышиванка — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.
)

  • Этот модный бренд модернизирует традиционную украинскую вышиванку и платье, чтобы отразить военное время.

    Вышиванка — искусно вышитая рубашка или платье, которое традиционно носят в Украине — это один из самых известных символов страны.

    Несмотря на продолжающиеся атаки России на Украину, в четверг украинцы всего мира отмечают День вышиванки.

    Катерина Возянова, владеющая киевским брендом мужской одежды Indposhiv, говорит, что вышиванка — это не то, о чем она думала до полномасштабного российского вторжения. Компания известна своими высококачественными костюмами, сшитыми на заказ.

    Но сейчас, сказала Возянова, для ее бренда важно отразить тот исторический момент, когда многие украинцы, включая ее, заново открывают для себя свою национальную идентичность. Поэтому «Индпошив» занялся производством вышиванок.

    «До войны для меня это ничего не значило, потому что я не считала нужным подчеркивать, что я украинка», — сказала она. «Сейчас он полностью изменился, потому что это символ украинской борьбы, всего, через что мы проходим сейчас, и изменений внутри себя и внутри каждого».

    Возянова сказала, что в связи с праздником заказов на вышиванки становится больше. На изготовление одного изделия уходит до шести недель, поэтому Indposhiv провела кампанию в социальных сетях, по ее словам, прося людей делать заказы заранее. Она сказала, что отмечает праздник, надев на работу вышиванку.

    Эта вышиванка  от киевского бренда мужской одежды Indposhiv вышита военной символикой, отражающей тот факт, что в стране идет война.

    Кредит:

    Даниэль Офман/The World

    Вышиванки компании на первый взгляд вполне типичны — вышитые узоры, красочные и удобные. Но они отошли от традиционных символов, таких как цветы, деревья, птицы — на некоторых вышиванках изображены дроны, танки или военная символика, и они окрашены в армейский зеленый цвет.

    «Идея в том, чтобы передать, что мы переживаем войну, поэтому на этой вышиванке видна вся эта военная машина, танки, сопротивление и единство нашего народа», — сказала она.

    Indposhiv, бренд мужской одежды, базирующийся в Киеве, Украина, производит вышиванок с военной символикой в ​​знак национальной гордости.

    Кредит:

    Даниил Офман/The World 

    Роксоляна Гера, живущая в модном районе Киева на Подоле со своей семьей, коллекционирует вышиванки, в том числе современные.

    «Сначала я начала покупать книги о вышиванке, и о вышиванке, и об украинской культуре, и эти книги открыли для меня целую галактику украинской культуры».

    Гера вдохновился. Она начала ходить по блошиным рынкам и присоединилась к группам коллекционеров вышиванок в социальных сетях.

    «Я хотел найти вышиванки из каждого региона Украины, и это было моей целью, и я почти у цели».

    Роксоляна Гера, г. Киев, Украина, состоит в группах коллекционеров вышиванок в социальных сетях. Она коллекционирует старые и новые и сама пробует свои силы в вышивке.

    Кредит:

    Даниэль Офман/The World 

    Гера помнит, как росла в Западной Украине, когда ее семья надевала вышиванки по особым случаям, например, на Рождество и Пасху.

    «Я родился в СССР, вообще-то, и там было запрещено отмечать все религиозные праздники, поэтому мы все равно собирались у бабушки дома и [носили] вышиванки в знак протеста и знака, мы помним наши корни».