9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»
Истории
Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники.
И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.
Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»
ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме
Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.
1. Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.
2. Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов.
Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил…» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.
3. Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).
4. Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.
5. Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.
6. Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.
7. Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз.
У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.
8. Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч. , гл. 8).
9. Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.
- Фото
- North Wind Picture Archives / Alamy via Legion Media
ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти
1475 — Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 — Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 — Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 — Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 — около 1504 — Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 — Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 — Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 — Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 — Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2015
Семен Мартынов
Теги
- живопись
- Культурный код
- история
Сегодня читают
10 фото домашних животных, которые поднимут настроение среди серых будней
Вы ничего не помните о 90-х, и наш тест это докажет
Тест по цитатам: только 1 из 10 угадает все культовые советские фильмы по одной фразе
Американский тест личности: выберите картинку, чтобы узнать, какой вы человек
50 чудес света, которые должен увидеть каждый: уникальный список
Микеланджело, «Сотворение Адама» — медицинский центр MedSwiss
Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполнена Микеланджело Буонарроти, выдающимся мастером эпохи Возрождения, практически в одиночку c 1508 по 1512 гг. – в рекордно короткие сроки для столь масштабного произведения. «Сотворение Адама», одна из центральных фресок росписи, хорошо известна не только знатокам искусства, но и любому активному пользователю Интернет: мало какая картина может соперничать с ней по количеству обработок в фоторедакторах, размещенных в сети.
Наиболее распространенная трактовка сюжета фрески: Бог передает Адаму жизненную энергию. Но в «Сотворении Адама» можно увидеть и другие смыслы. Некоторые интерпретации представляют интерес, особенно если автор приводит убедительные доказательства своей версии. Известно, что Микеланджело хорошо разбирался в анатомии. Нельзя разглядеть того, чего не знаешь сам, поэтому не удивительно, что разборы картины с позиций анатомии принадлежат врачам.
В 1990 году в журнале американской медицинской ассоциации опубликована статья доктора Frank Lynn Meshberger1. Доктор Meshberger ссылается на сонеты Микеланджело, в которых при описании акта творчества мастер отводит главенствующую роль разуму:
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, – и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
«Рука, послушная рассудку» и скрытая в материале мысль – ключевые, по мнению доктора Meshberger, слова. Он утверждает, что на знаменитой фреске Адам уже престает перед зрителем живым, то есть сотворение, как таковое, состоялось раньше, а на картине запечатлен момент наделения Адама интеллектом. При этом линии в изображении Бога в окружении ангелов и облака Славы Божьей (розовый «плащ») соответствуют очертаниям борозд, извилин и других анатомических структур на срезе головного мозга человека.
Анатомические структуры на продольном срезе головного мозга.
Взгляд на фреску «Сотворение Адама» с позиций нейроанатомии.
Доктор Stefano Di Bella и коллеги2 полагают, что более точным названием для фрески было бы “Рождение Адама”. В скалистом пейзаже, на фоне которого изображен Адам, они видят контуры женского тела, а в очертаниях группы с центральной фигурой Бога – матку после родов, которая располагается в точности над лоном предполагаемой женщины, т. е. в проекции того места, где находится матка и откуда человек появляется на свет.
Контуры женского тела (слева) и продольный срез малого таза женщины с расположенной там маткой (справа).
Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз женского тела.
Наложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз поперечного среза малого таза женщины.
Обе версии выглядят достаточно обоснованными и правдоподобными. В то же время, сложно представить, чтобы один человек даже при усердных занятиях анатомией уловил внешнее сходство матки и головного мозга и решил зашифровать оба органа в одном изображении. Микеланджело, вполне возможно, и не подозревал, что на созданной им фреске можно разглядеть головной мозг или матку, но в том и состоит сила большого произведения искусства, что оно пробуждает воображение, каждый находит в нем что-то свое. Правда в глазах смотрящего на такое произведение, и ей порой совершенно не обязательно совпадать с истинным замыслом художника.
1 Meshberger FL. An interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam based on neuroanatomy. JAMA. 1990;264(14):1837-41.
2 Di Bella S, Taglietti F, Iacobuzio A, Johnson E, Baiocchini A, Petrosillo N. The «delivery» of Adam: a medical interpretation of Michelangelo. Mayo Clin Proc. 2015;90(4):505-8.
Предыдущая статья Следующая статья
Сотворение Адама Микеланджело – ItalianRenaissance.org
Микеланджело, Сотворение Адама, с потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, Рим, 1508-1512, фреска
Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы – Микеланджело Сотворение Адама . Эта сцена расположена рядом с Сотворением Евы , панелью в центре комнаты, и Конгрегацией Вод , которая ближе к алтарю.
Сотворение Адама отличается от типичных сцен Сотворения, нарисованных до того времени. Здесь доминируют две фигуры: Бог справа и Адам слева. Бог показан внутри парящей туманной формы, состоящей из драпировки и других фигур. Форма поддерживается ангелами, которые летают без крыльев, но чей полет становится ясным благодаря драпировке, которая вырывается из-под них. Бог изображается в виде пожилого, но мускулистого человека с седыми волосами и длинной бородой, которые реагируют на поступательное движение полета. Это далеко от имперских образов Бога, которые иначе создавались на Западе, начиная с эпохи поздней античности. Вместо того, чтобы носить королевские одежды и изображаться всемогущим правителем, он носит только легкую тунику, из-за которой большая часть его рук и ног остается открытой. Можно сказать, что это гораздо более интимный портрет Бога, потому что он показан в состоянии не неприкасаемом и удаленном от человека, но доступном ему.
В отличие от фигуры Бога, раскинувшегося и парящего в воздухе, Адам изображен как бездельничающая фигура, довольно вяло реагирующая на неминуемое прикосновение Бога. Это прикосновение не только даст жизнь Адаму, но и всему человечеству. Следовательно, это рождение человеческого рода. Тело Адама образует вогнутую форму, которая перекликается с формой тела Бога, находящегося в выпуклой позе внутри туманной, парящей формы. Это соответствие одной формы другой, по-видимому, подчеркивает более широкую идею Человека, соответствующего Богу; то есть он, кажется, отражает идею о том, что Человек был создан по образу и подобию Бога, — идею, с которой Микеланджело должен был быть знаком.
Один из вопросов, поднятых в связи с этой сценой, касается личности фигур рядом с Богом. Учитывая ее привилегированное положение под рукой Бога, женская фигура, по-видимому, является важной. Традиционно ее считали Евой, будущей женой Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из ребра Адама. Однако совсем недавно была выдвинута теория, что на самом деле это Дева Мария, которая занимает это почетное место рядом с Богом, и ребенок рядом с ней, который, следовательно, должен быть Младенцем Христом. Эта точка зрения подтверждается тем, что Божьи пальцы возложены на ребенка — те же пальцы, которыми священник поднимал Евхаристию во время мессы. эта картина. Если эта последняя интерпретация верна, сотворение Адама будет неразрывно связано с грядущим пришествием Христа, который придет, чтобы примирить человека после грехопадения Адама.
В целом, картина показывает несколько отличительных черт живописного стиля Микеланджело: бездельное положение Адама и Бога, использование мускулистых и скрученных тел и изображение фигур, которые выглядят как произведения скульптуры. Хорошо помнить, что Микеланджело был, в конце концов, скульптором. Живопись не была его основным занятием.
«Сотворение Адама» — одна из величайших жемчужин западного искусства, хотя она и остальная часть потолка Сикстинской капеллы пострадали от многовекового дыма, из-за которого потолок значительно потемнел. Не было до 1977, что начата очистка потолка. Результат очистки был ошеломляющим после ее завершения в 1989 году; то, что когда-то было темным и серым, стало ярким. Переход от предварительной очистки к последующей очистке был настолько велик, что некоторые поначалу отказывались верить, что именно так Микеланджело рисовал на самом деле. Сегодня мы гораздо лучше понимаем палитру Микеланджело и мир, который он нарисовал, красиво запечатленный на потолке Сикстинской капеллы.
Дополнительная литература
Сикстинская капелла (Микеланджело: избранная стипендия на английском языке)
, под редакцией Уильяма Уоллеса
Стейнберг, Лео. «Кто есть кто в сотворении Адама Микеланджело: хронология неохотного самораскрытия картины». Художественный бюллетень (1992): 552-566.
Настенная скульптура Сотворения из древнего камня
Закладка.О
Это сайт для информации и анализа мира итальянского Возрождения. Текст является оригинальным для этого сайта (ItalianRenaissance.org). Ссылки на продукты выше являются партнерскими ссылками.
Информация для цитирования
Если вы хотите процитировать эту страницу, используйте следующую информацию:
ItalianRenaissance. org, «Сотворение Адама Микеланджело», в ItalianRenaissance.org , 14 сентября 2012 г., https:// www.italianrenaissance.org/michelangelo-creation-of-adam/.
Меню сайта
Популярные сообщения
Микеланджело вырезал ряд работ во Флоренции во время своего пребывания у Медичи, но в 1490s он покинул Флоренцию и ненадолго отправился в Венецию, … Подробнее →
Самая известная часть потолка Сикстинской капеллы — «Сотворение Адама» Микеланджело. Эта сцена расположена рядом с Сотворением Евы, которое … Подробнее →
Давид — одна из самых узнаваемых работ Микеланджело, ставшая одной из самых узнаваемых статуй во всем мире искусства. Стоя… Подробнее →
Что означает сотворение Адама Микеланджело?
Микеланджело был одним из величайших художников итальянского Возрождения, и его наследие живет и сегодня. Его величайшим шедевром, вероятно, был интерьер Сикстинской капеллы, которую он украсил потрясающим набором библейских фресок, поразительным подвигом художественного творчества, на завершение которого у него ушло более шести лет, с 1508 по 1512 год. Одной из самых обсуждаемых фресок в Сикстинской капелле является «Сотворение Адама» Микеланджело, на которой Бог протягивает руку и касается пальца Адама, чтобы дать ему дар жизни. Это сложная сцена со многими слоями символизма, побуждающая многих задаться вопросом, какой более глубокий смысл скрывается за этим захватывающим дух произведением искусства.
Микеланджело показывает, как Бог создает человеческую жизнь
Самым прямым значением в «Сотворении Адама» Микеланджело является момент, когда Бог сотворил человеческую жизнь, как это описано в Книге Бытия христианской Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». Микеланджело решил проиллюстрировать этот момент с полной ясностью, нарисовав Бога, протягивающего и касающегося пальца Адама своим, чтобы создать первую великую искру жизни.
Бог дает Адаму дар интеллекта
Многие изучили композицию Микеланджело более подробно и нашли возможные варианты дальнейшего скрытого смысла. Один из аргументов доктора медицины Фрэнка Линна Мешбергера убедительно состоит в том, что форма драпировки и ангелов, окружающих Бога, напоминает форму человеческого мозга — удивительно, правда? Мешбергер отметил удивительную корреляцию между дизайном Микеланджело и анатомией реального мозга, наблюдая борозды во внутреннем и внешнем мозге, ствол мозга, базилярную артерию, гипофиз и зрительную щель — этот поразительный уровень точности показывает глубокое понимание Микеланджело анатомии человека. и его желание проникнуть этим в смысл своего искусства.
Микеланджело считает, что мы должны стремиться к интеллектуальным занятиям
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейЕще более поразительно то, что Мешбергер отмечает, как Бог достигает эмоциональной стороны мозга, области, которая связана с творчеством и интеллектом. Адам уже жив и находится в полном сознании на картине Микеланджело, утверждает Мешбергер, поэтому в этот момент Адаму даруется не просто дар жизни, но нечто большее — дар художественных и академических способностей. Микеланджело глубоко верил, что его художественный талант был божьим даром, которым ему суждено было поделиться, и в чем-то, возможно, Микеланджело видит здесь свой собственный образ в теле и разуме Адама. Возможно, он также видит все человечество и невероятное пробуждение человеческих способностей, которое происходило в эпоху Возрождения, что привело к таким невероятным моментам прорыва. Это как если бы Микеланджело наставлял всех людей стремиться к наивысшему возможному уровню достижений, потому что нам был дан божественный дар сознания.
Адам рождается из чрева
Еще одна анатомическая ссылка была также сделана в связи с «Сотворением Адама» Микеланджело, добавляя дополнительные возможные слои значения к картине. Многие предполагали, что форма, которую создают Бог и ангелы, напоминает форму матки и плаценты, предполагая, что Адам был рожден, а не создан Богом в воздухе. Некоторые даже сравнивали круг ангелов на заднем плане с поверхностью плаценты и линией, соединяющей протянутую руку Бога с рукой Адама с пуповиной.
Микеланджело подчеркивает важность женщин в родах
Интересно, что было отмечено, что присутствие Бога гораздо более доминирующее, чем присутствие Адама в сцене Микеланджело, что, возможно, понятно, поскольку он изображен здесь как создатель всего живого и всей вселенной. Но Божья рука также охватывает руку известного женского персонажа, возможно, материнского аналога отцовской роли Бога. Как будто Микеланджело говорит нам, что он понимает важность женщин в родах и творчестве. Если это правда, то получается удивительно сложный аргумент в пользу равенства полов в библейской истории творения и жизненно важной роли женщин в ней.