Сальвадор дали в молодости фото: Love story in pictures: Salvador Dalí and Gala – 10 грязных тайн Сальвадора Дали

Биография Сальвадора Дали: жизнь и творчество — в картинах и фотографиях

1 августа 1903 года

Сальвадор Дали — старший брат художника Сальвадора Дали — умирает от менингита.

The Dalí family in Cadaqués: a maid, the artistFine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Семья Дали в Кадакесе, Испания. Слева направо: домработница, мать и отец художника, Сальвадор, тетя Катерина, сестра Анна Мария и бабушка Анна

11 мая 1904 года

Рождается художник Сальвадор Дали. Всю жизнь Сальвадор пытался приблизиться к гению, которым мог бы стать его брат, — родители культивировали в ребенке эту мысль, говорит директор Музея Дали Монсе Агер, курирующая выставки Сальвадора Дали уже много лет, знавшая художника лично, выступающая на семинарах и конференциях, посвященных жизни и творчеству мастера.

В связи с таким отношением Дали к фигуре погибшего брата, в искусстве художника стала всегда прослеживаться двойственность, которую можно сравнить с костылями, которые представляют собой две параллельные прямые, соединенные одной перекладиной, — смерть/бессмертие, Гала/Дали, Кастор/Поллукс. Во многих работах художника есть отсылка к брату, потому что он был одной из ключевых фигур в его жизни.

Getty Images

Картину «Портрет моего умершего брата» (1963 год) Дали написал в этот поздний период своего творчества. В эти годы была открыта ДНК, и у Дали начался новый виток интереса к родственной связи и возможностям бессмертия

1920-е

Подготовка к поступлению в академию в Мадриде.

Дали пробует себя в импрессионизме, пуантилизме, кубизме, интересуется фламандской живописью.

Картину “Портрет моего умершего брата” (1963 год) Дали написал в этот поздний период своего творчества. В эти годы была открыта ДНК, и у Дали начался новый виток интереса к родственной связи и возможностям бессмертия.
Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» (Self-Portrait with Raphaelesque neck), 1920−1921

1921 год — смерть матери

Сальвадор Дали очень любил свою мать и был опустошен потерей близкого человека. Все детство художник провел в окружении любящих его женщин — матери, тети, сестры и бабушки, тогда как отец проводил время на работе. Возможно, поэтому во взрослой жизни Дали искал в спутнице такую силу любви, которую давали ему его близкие в детстве, и ту безусловную любовь, которую испытывают матери к детям. Позже все это он нашел в Гале — гармонию, свой идеал, заботу и любовь.

Своей матери Дали посвятил картину «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать» (The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother).

1922 год — Дали начинает учиться в Академии Сан-Фернандо в Мадриде

«Когда он начинает учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, то заявляет, что ему там скучно, — рассказывает Монсе Агер. — Дали считает себя более продвинутым, чем остальные ребята. Одна из причин такой уверенности в себе (кроме нарциссизма, заложенного в детстве) в том, что его дядя владел книжным магазином с французскими журналами об искусстве. Сальвадор их читал, изучал, развивался. В Мадриде он начал жить достаточно обособленной жизнью, но потом один из учащихся — Пепин Бельо — увидел сквозь приоткрытую дверь кубистическую работу Дали, стоящую на мольберте, она его привлекла, и он рассказал о художнике своим друзьям по общежитию. С тех пор между ребятами в Академии сложилась дружба — они делились друг с другом идеями, мыслями. Учеба в академии была очень продуктивным периодом для Дали».

1923 год — знакомство с Фредерико Гарсией Лоркой

…О Дали, да звучит твой оливковый голос! Назову ли искусство твое безупречным? Но сквозь пальцы смотрю на его недочеты, Потому что тоскуешь о точном и вечном. Ты не жалуешь темные дебри фантазий, Веришь в то, до чего дотянулся рукою. И стерильное сердце слагая на мрамор, Наизусть повторяешь сонеты прибоя…

Фредерико Гарсиа Лорка. «Ода Сальвадору Дали». 1926 год

Сальвадор Дали и Фредерико Гарсиа Лорка в Salvador Dalí and Federico García Lorca in Cadaqués. Found in the Collection of Fundació Gala - Salvador Dali, Figueres. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)

Сальвадор Дали и Фредерико Гарсиа Лорка в Кадакесе, Испания

Некоторые биографы приписывают молодым людям роман и сексуальную связь, но сам Дали в интервью с Аланом Боске прокомментировал это предположение так:

«А. Б: Давайте вернемся к Лорке. Как вы ладили друг с другом тогда, когда Лорка написал «Оду Сальвадору Дали»?

С. Д: Он был гомосексуалистом, как все знают, и безумно влюблен в меня. Он пытался совратить меня дважды… Я был чрезвычайно раздражен, потому что я не был гомосексуалистом, и я не был заинтересован в том, чтобы отдаться. Кроме того, это больно. В общем, так ничего и не вышло. Но я был польщен таким вниманием.

В глубине души я чувствовал, что он великий поэт и что я обязан поделиться с ним небольшим кусочком задницы Божественного Дали.

В конце концов он обнял молодую девушку, и она заменила ему меня.

Не в силах заставить меня отдать свою задницу в его распоряжение, он поклялся, что жертва девочки соответствовала его собственной: это был первый раз, когда он спал с девушкой».

Лорка привлекал Дали тем, что тоже создавал свои собственные миры сновидений. Поэзия Лорки отразилась в картинах Дали, а образ молодого поэта встречается, например, в работе Still life. Still life by the Moonlight 1926 года. Творческое влечение двух талантливых художников выразилось не только в картинах, но и в длительном обмене письмами, идеями, мечтами.

Об отношениях Сальвадора Дали и Фредерико Гарсии Лорки также снят фильм Little Ashes (в русской адаптации — «Отголоски прошлого») с Робертом Паттинсоном и Хавьером Бельтраном. К слову, фильм получил такое название в честь одноименной картины, написанной в 1928 году.

1927 год — поездка в Париж

«Когда Дали впервые приезжает в Париж, он находится под огромным влиянием Пикассо, — рассказывает Монсе Агер, — это очевидно в работах «Две фигуры» (1926) и «Фигуры, лежащие на песке» (1926) — абсолютно пикассовские персонажи на второй работе написаны в пейзаже Кадакеса».

Сальвадор Дали и Фредерико Гарсиа Лорка в Salvador Dalí and Federico García Lorca in Cadaqués. Found in the Collection of Fundació Gala - Salvador Dali, Figueres. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

«Фигуры, лежащие на песке» (Figures Lying on the Sand), 1926

Сам Дали рассказывал о своей встрече с кумиром в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим»:

Впервые я пробыл в Париже всего неделю с тетушкой и сестрой. Состоялось три важных визита: в Версаль, в музей Гревен и к Пикассо. Меня представил Пикассо художник-кубист Мануэль Анхело Ортис из Гранады, с которым меня познакомил Лорка. Я приехал к Пикассо на улицу Ла Боети такой взволнованный и почтительный, как будто был на приеме у самого папы.

— Я пришел к вам прежде, чем посетить Лувр, — сказал я ему.

— И правильно сделали, — ответил он.

Я принес бережно упакованную маленькую картину «Девушка из Фигераса». Он рассматривал ее в течение четверти часа и не сделал ни одного комментария. Потом мы поднялись на верхний этаж, и Пикассо показал мне множество картин. Он ходил взад-вперед, таскал огромные холсты и устанавливал их на мольберте. В загроможденном хаосе мастерской он находил все, что хотел показать мне, совершая титанический труд для меня одного. С каждым следующим холстом он бросал на меня такой мудрый и живой взгляд, что я вздрагивал. Я уходил, также не сказав ни слова. На пороге мы обменялись взглядами, означавшими: «Понимаешь?» — «Понимаю!».

1929 год — перемены

Важный год для биографии Сальвадора Дали. Во‑первых, он снова отправился в Париж, где познакомился с группой сюрреалистов, в том числе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном. Во‑вторых, вместе с Луи Бунюэлем работает над фильмом «Андалузский пес» и показывает его публике. В-третьих, в этом году в гости к Дали в Кадакес приехало много прекрасных гостей из мира искусства, одним из которых была Елена Ивановна Дьяконова (Гала) — на тот момент жена поэта Поля Элюара. В будущем она станет постоянной спутницей, музой, героиней работ, дилером, другом, идеалом художника. В тот же год состоялась первая персональная выставка Дали в галерее Goetmans в Париже, и в это же время он принял участие в групповой выставке Abstrakte und surrealistische Malerei und Plastik в Цюрихе.

Андалузский песCollection Christophel/Legion Media

Знаменитая скандальная сцена с разрезанием глаза из «Андалузского пса»

Все эти чрезвычайно важные события того года породили такие картины, как «Портрет Поля Элюара» (Portrait of Paul Éluard) — как реакция на знакомство с поэтом, чья супруга впоследствии станет спутницей Дали на всю жизнь. Также примечательна работа Homme d’une complexion malsaine écoutant le bruit de la mer (A Man of Unhealthy Complexion Listening to the Sound of the Sea) — воспоминания о проведенном времени вместе с друзьями на берегу моря.

Дали и Гала

В то время одна из важнейших тем в искусстве Сальвадора Дали — секс — не угасала. У некоторых авторов есть предположения, что художник никогда до встречи с Галой не был с женщиной (так считают Доминик де Гаске и Пакита Льоренс Верхес, о чем пишут в своей книге «Гала и Дали. Зазеркалье»), некоторые считают, что он вовсе был импотентом (об этом в своей книге The shameful life of Salvador Dali пишет Ян Гибсон).

Gala and Salvador Dalí. Found in the Collection of Fundació Gala - Salvador Dali, Figueres. (Photo by Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images)
Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Гала и Сальвадор Дали

Монсе Агер говорит, что с Галой Дали, безусловно, связывали сексуальные отношения. Действительно, секс мог интересовать художника больше как тема для искусства, чем как способ получения удовольствия, однако это предположение уже никак проверить нельзя. Болезненный интерес художника к данной тематике может быть связан с тем, что в детстве отец показал маленькому Дали снимок последствий сифилиса, это сильно повлияло на впечатлительного Сальвадора.

Salvador D, 194ali, Young Virgin Auto-Sodomized by the horns of her Own Chastity pic.twitter.com/64rrNAWG4D

— mario andreolini (@marioandreolini) June 5, 2016

1930-е и коммунизм

«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.

*Метод, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.

Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.

50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal TigerSalvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger

1939 год — фашизм/Гитлер

Сальвадора Дали не могла не интересовать фигура Гитлера, но его интерес выразился в непривычном для товарищей художника ключе. В своих «Дневниках одного гения» он писал: «Лично я был им настолько заворожен, что буквально бредил Гитлером, который почему-то постоянно являлся мне в образе женщины. Многие полотна, написанные мною в тот период, были уничтожены во время оккупации Франции немецкими войсками. Я был совершенно зачарован мягкой, пухлой спиной Гитлера, которую так ладно облегал неизменный тугой мундир. Всякий раз, когда я начинал рисовать кожаную портупею, которая шла от ремня и, словно бретелька, обнимала противоположное плечо, мягкая податливость проступавшей под военным кителем гитлеровской плоти приводила меня в настоящий экстаз, вызывая вкусовые ощущения чего-то молочного, питательного, вагнеровского и заставляя сердце бешено колотиться от редкостного возбуждения, которое я не испытываю даже в минуты любовной близости».

Художник использует фигуру Гитлера, чтобы спровоцировать канонических сюрреалистов-коммунистов на конфликт. И у него это получается.

Написанная в 1939 году картина The Enigma of Hitler — реакция художника уже скорее не на фигуру Гитлера, а на провал переговоров между европейскими странами для предотвращения Второй мировой войны. Здесь мы видим разваливающийся телефон как символ того, что переговоры сорвались и впереди нас ждет эпоха перемен.

1940 год — переезд в Америку вместе с Галой

Именно в 1940-х годах и именно в Штатах рождается Сальвадор Дали как селебрити — в экстравагантной одежде, с провокационными высказываниями, широко освещаемыми в СМИ, громкими коллаборациями и работой в разных индустриях. Так Дали решил привлекать внимание к своему искусству — за интервью, мультфильмами, fashion-экспериментами стоял художник-новатор, и он надеялся, что его произведения привлекут зрителя сразу после того, как их привлечет его образ. Так и получилось. Уже в 1942 году New York’s Dial Press выпускает его книгу «Секретная жизнь Сальвадора Дали».

(Original Caption) One of the famous Monterey Cypress trees at Del Monte, California, is probably more of a surrealistic object than any ever drawn by noted artist Salvador Dali. However, Dali, shown with his wife, Gala, sketches the tree. It should be interesting to see his interpretation on canvas.Bettmann/Getty Images

Сальвадор Дали и Гала в Монтерее, Калифорния. Дали делает набросок дерева

Тема войны, безусловно, интересовала художника. Это находило отражение в его работах — например, в картине The Visage of War, написанной в 1940 году.

В тот же период появилась одна и самых известных работ Сальвадора Дали, представленная на выставке в Москве, «Автопортрет с жареным беконом» 1941 года. «Кожа интересовала Дали больше, чем внутреннее содержание человека, поэтому также в работах Дали зачастую встречаются перчатки без рук — символ тех следов, которые мы оставляем после себя в жизни», — объясняет Монсе Агер.

(Original Caption) One of the famous Monterey Cypress trees at Del Monte, California, is probably more of a surrealistic object than any ever drawn by noted artist Salvador Dali. However, Dali, shown with his wife, Gala, sketches the tree. It should be interesting to see his interpretation on canvas.Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

1945 год — атомная бомба

Сброс атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки отметил окончание Второй мировой войны и начал новый период в художественной жизни Сальвадора Дали. Он был так впечатлен энергией атома и прогрессом современной науки, физикой и химией, что прозвал свой новый период в искусстве «Ядерным мистицизмом».

(Original Caption) One of the famous Monterey Cypress trees at Del Monte, California, is probably more of a surrealistic object than any ever drawn by noted artist Salvador Dali. However, Dali, shown with his wife, Gala, sketches the tree. It should be interesting to see his interpretation on canvas.Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

«Расщепление атома» (Dematerialization Near the Nose of Nero), 1947 год

1949 год — религия

В 1949 году заядлый атеист Сальвадор Дали был на аудиенции папы римского Пия XII, где представил свою работу «Мадонна Порт-Льигата», которая показывает Галу как Мадонну. На картине, по сути, изображена структура расщепления атома. Так Дали совмещает веру в науку и интерес к религии.

Сальвадор Дали, 1951 год. На заднем фоне — картина George Konig/Keystone Features/Getty Images

Сальвадор Дали, 1951 год. На заднем фоне — картина «Мадонна Порт-Льигата».

1962−1963 года — ДНК

Сальвадор Дали дружил с ученым Северо Очуа, от которого узнавал все последние новости из области науки. Также Дали приятельствовал с Фрэнсисом Криком, Джеймсом Уотсоном и Морисом Уилкинсом, которым была присуждена Нобелевская премия по физиологии или медицине в 1962 году за открытие ДНК.

Северо ОчуаGetty Images

Северо Очуа

Это открытие повлияло на Сальвадора, отразилось в его стереоскопических произведениях, где он воспроизводит структуру гена. Это открытие также подкрепляет желание художника обрести бессмертие. Кроме портрета умершего брата, про который мы писали в начале, одной из самых интересных работ, созданных Дали под впечатлением от научного открытия, стала картина GALACIDALACIDESOXIRIBUNUCLEICACID (оммаж Крику и Уотсону): на ней Дали совмещает изображение структуры гена с ангелами — и снова науку с религией. Возможно, он верит, что секрет бессмертия в совмещении этих двух противоположных вещей.

1970 год — театр-музей

На пресс-конференции в Музее Гюстава Моро в Париже Дали объявляет о создании Театра-музея Дали в Фигерасе. Музей — важнейший проект художника, итог его работы как сценографа.

Театр-музей Дали в ФигерасеRoger Viollet via Getty Images

Театр-музей Дали в Фигерасе

1970-е годы — назад к классике

Монсе Агер советует обратить внимание на последний период творчества Дали, когда художник обращается к классическому искусству — к Рафаэлю, Микеланджело, Веласкесу — и задумывается над такими темами, как болезнь и неминуемая смерть. В «Рафаэлевской галлюцинации» 1979 года зритель видит сначала фигуру женщины, несущей на голове кувшин, потом начинают раскрываться остальные образы: слева виднеется мост, дальше появляются деревья, облака, линия горизонта — все прописано по текстуре дерева. Так Дали учит смотреть нас на его работы внимательнее. Хочется сказать: «Совы не то, чем кажутся».

Театр-музей Дали в ФигерасеSalvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

1982 год — смерть Галы

В этот год Сальвадор Дали пишет картину, посвященную Гале, — The Three Glorious Enigmas of Gala, она тоже представлена на московской выставке. В работе отражается память о супруге, интерес Сальвадора Дали к эху — портрет уходит, словно звук, повторяясь вдали, а иголки, которые изображены на профиле, символизируют звездочки, которые появляются у нас в глазах, когда мы на что-то долго смотрим, а потом трем глаза руками.

Театр-музей Дали в ФигерасеSalvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

1989 год — смерть Сальвадора Дали в Фигерасе

Вскоре после смерти любимой жены у Сальвадора Дали диагностировали болезнь Паркинсона. Болезнь прогрессировала, тело было частично парализовано, поэтому художнику было все тяжелее писать.

В те же годы Дали был принят в члены Академии изящных искусств Франции, родная Испания вручила ему награду — орден Изабеллы Католической, тогда же художник был объявлен маркизом де Пуболь. Собственно, в Пуболе — доме Галы — Дали и провел последние годы своей жизни в окружении медсестер и сиделок, которые не могли выдерживать его сложного характера и менялись одна за одной. В Пуболе он чуть не погиб при пожаре, но чудом был спасен.

Сальвадор Дали и ГалаRene Maestri/Sygma/Sygma via Getty Images

Сальвадор Дали и Гала в Монако в 1980 году

Вероятно, именно после этого происшествия Дали завещал похоронить себя не рядом с возлюбленной Галой в Пуболе, а в Театре-музее в Фигерасе. Похоронить так, чтобы по его могиле могли ходить люди. По сей день Театр-музей Дали является одним из самых популярных музеев Испании, и по сей день тело художника лежит там под безымянной плитой.

Так и не открыв рецепта физического бессмертия, о котором он мечтал всю свою жизнь, художник Сальвадор Дали обрел бессмертие в искусстве — в умах почитателей его творчества.

Сальвадор Дали (40 фото)

Сальвадор Дали (Salvador Dali) — знаменитейший испанский художник, скульптор, режиссёр и писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Пожалуй, это имя знает каждый… Начну с того, что полное имя Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь. Годы жизни — 1904 — 1989. А теперь немного о его личности. Сальвадор один из первых, кто превратил эпатаж в важную часть своего стиля. Художник любил шокировать людей, эпатировать гостей у себя дома, озадачивая их неожиданными просьбами. Когда известный арт-критик Брайан Сьюэлл впервые явился в гости к Дали, тот попросил его раздеться, лечь в саду под одной из статуй в позе эмбриона и заняться онанизмом. В первый свой приезд в США Дали явился на собственную выставку с двухметровым багетом под мышкой, а многочисленные вечеринки устраивал так, что о них наутро с возмущением писали в газетах. На одной из них он заставил гостей нарядиться покойниками, а потом устроил хоровод вокруг туши быка, «фаршированной» виниловыми пластинками. Как-то придя на встречу с издателем, Дали, дождавшись момента, когда собеседник вышел в соседний кабинет, помочился в подставку для зонтов. В результате несколько дней подряд работники издательства мучились от нестерпимой вони, пока уборщики, наконец, не поняли, откуда смердит. Дали любил очень своеобразно одеваться: шляпа украшенная тухлой селедкой, золотые туфли с загнутыми носками, пиджак из шкуры жирафа, парик, похожий на веник и т.д. У Дали было даже своеобразное домашнее животное — муравьед. Короче, все нынешние эпатажные звёзды — это всего лишь «стразы» на пиджаке Сальвадора Дали. Что касается творчества Дали, то оно намного опережало свое время, поэтому он был признанным гением еще при жизни. И гениален был во всем — это и живопись, и фотография, кино, литература, скульптура, дизайн и реклама.









































«Семейная жизнь Дали и Галы не укладывалась в привычные рамки» | Статьи

Сальвадор Дали считал себя Рафаэлем ХХ века, мечтал о бессмертии и находился под каблуком своей русской жены. Создав образ провокатора и паяца, знаменитый художник стер границы между элитарной и массовой культурой. Об этом в интервью «Известиям» рассказала директор музеев фонда «Гала — Сальвадор Дали» Монсе Агер, куратор выставки «Сальвадор Дали. Магическое искусство», которая откроется в Манеже 28 января.

— Что ждет зрителей в Манеже?

— Они увидят творческий путь Дали, его поиски на фоне важнейших событий ХХ века, его восхищение мэтрами прошлого, а также исключительный интерес художника ко всему новому, в частности, в научной сфере. По сравнению с современниками Дали считал себя хорошим художником, но плохим рядом с Рафаэлем, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Веласкесом или Вермеером.

— Кто стоял у истоков ретроспективы в Москве, на которой покажут около двухсот работ художника?

— Мы давно обсуждали с российским фондом «Связь времен» возможность проведения в Москве его большой выставки и остановили выбор на Манеже. Мы делаем упор на Дали — художнике и рисовальщике, на его творческом процессе. Эту экспозицию надо посетить несколько раз, чтобы понять всё многообразие художника. Добавлю, что с фондом «Связь времен» мы сотрудничаем уже десять лет. Первые выставки Дали прошли в ГМИИ имени Пушкина в Москве и в Санкт-Петербурге (в Музее Фаберже. — «Известия»). Сейчас возвращаемся в Москву с более масштабной ретроспективой — представляем работы из нашего фонда и собрания мадридского музея «Центр искусств королевы Софии».

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Портрет моей сестры. 1925 г. Холст, масло. 92х65 см

— Чем можно объяснить популярность Сальвадора Дали в наши дни?

— Действительно, сегодня Дали более знаменит, чем когда бы то ни было. Это связано с его личностью, с маской, которую он носил, с тем, как он представляет мир своих сновидений и фантазий. Дали нас провоцирует, завораживает, увлекает в неведомый лабиринт, в котором мы встречаем самих себя. В его работах одновременно есть что-то трагическое и забавное. Как говорил сам живописец, Дали никогда не оставляет равнодушным. Наконец, живописец обладал и удивительным даром предвидения.

— Вы знали его лично?

— В последний период жизни Дали меня связывали с ним профессиональные отношения. В его пронзительном взгляде чувствовалось мощное воображение. Меня поражало, что он решил жить в башне «Галатея» в городе Фигерасе рядом со своим театром-музеем, который он постоянно созерцал из окна спальни. Последним его шедевром явился этот «театр памяти», где он показывал свою жизнь, свои работы и замыслы.

— Принято считать, что было два Дали. На людях появлялся мистификатор, провокатор, эпатажник и паяц. Дома же, в частной жизни это был совершенно другой человек. Кого из них можно считать настоящим Дали?

— Для меня он был одновременно и тем, и другим. Дали, который ради славы лицедействовал на публике и использовал для рекламы масс-медиа. Однако в сущности он хотел одного: его персонаж должен был привлекать людей к его творениям. Человек застенчивый, он добивался совершенства, хотел жить в эпоху Возрождения. Дали и боялся смерти, и больше всего мечтал о бессмертии.

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Пейзаж с загадочными элементами. 1934 г. Дерево, масло. 72,8 х 59,5 см

— «У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо». Он был гением маркетинга?

— С бесценной помощью Галы — о ней никогда нельзя забывать — Дали превратился в фигуру мирового масштаба. Его работы, его появления в прессе и на телевидении принесли художнику огромную славу, а усы (он называл их «антеннами для восприятия искусства». — «Известия») и трость помогли ему создать популярного персонажа. В результате Дали удалось стереть границы между культурой элитарной и массовой. «Магическое искусство» Дали — это филигранное реалистическое и даже гиперреалистическое искусство, основанное на глубоком знании прошлого и безудержном стремлении заглянуть в будущее. В частности, благодаря научным открытиям. Дали сумел объединить внешние и внутренние миры, чтобы вызвать в нас ощущение необычности. Она побуждает зрителя бесконечно созерцать его творения. Дали больше всего ценит вдохновение, цвет, рисунок, композицию, оригинальность, тайну и аутентичность. И главное — создает образы, которые имеют множество значений.

— В чем суть «параноидально-критического метода», изобретенного художником?

— Это метод интерпретации действительности. Он помогает понять, что реальность выходит за рамки того, что видно с первого раза. Дали был одержим идеей научить нас смотреть на мир. Поэтому мэтр создавал многоликие образы — двойной или невидимый, каждый из которых каждый зритель понимает по-своему.

Отец сюрреализма, один из самых знаменитых и скандальных художников ХХ столетия родился 11 мая 1904 года. В день 115-летия Сальвадора Дали «Известия» вспоминают моменты его долгой и шокировавшей многих жизни

Фото: Getty Images/Bettmann

Дали считал, что лучший способ отыскать вдохновение — это долгий и глубокий сон. Спал он часто днем, рядом с мольбертом, чтобы успеть зарисовать увиденное, прежде чем сон забудется

Фото: Getty Images/Toronto Star/Philippe Halsman

В 1929 году Дали примкнул к группе сюрреалистов, возглавляемой Андре Бретоном. Впоследствии Бретон высмеивал своего ученика, ставшего куда популярнее и богаче него самого, придумав анаграмму имени Дали: Avida Dollars («Жадный до долларов» на искаженной латыни)

Фото: Getty Images/Bettmann

В 1940-е Дали частично отходит от эстетики сюрреализма, увлекшись академической живописью. Теперь в его полотнах превалировали естественные, неискаженные пропорции — однако сновидческая тематика осталась

Фото: Getty ImagesФото: Getty Images/Charles Hewitt

Во время Второй мировой войны Дали с женой уехал в США, где стал одним из самых востребованных в Голливуде художников, сотрудничая со студией Disney и Альфредом Хичкоком

Фото: Getty Images/Bettmann

Гала (настоящее имя Елена Дьяконова) была музой, моделью и женой Дали с 1934 года. Родившаяся в Казани «роковая женщина» была старше художника на десять лет; до брака с Дали она была замужем за его другом, поэтом Полем Элюаром

Фото: Getty Images/Bettmann

Знаменитые усы были особой гордостью Дали — и одновременно своего рода товарным знаком художника

Фото: Getty Images/Corbis/Bradley Smith

В 1948 году Дали вернулся в Испанию и поселился на собственной вилле в городке Кадакес в провинции Жирона, неподалеку от его родного Фигераса

Фото: Getty Images/Corbis/Hulton-Deutsch Collection

Дали никогда не забывал подпитывать свою славу тщательно рассчитанными дозами эксцентрики, появляясь перед фоторепортерами в экзотических одеяниях, с ручным оцелотом в руках или с муравьедом на поводке

Фото: Getty Images/Gianni Ferrari

После смерти Галы в 1982 году художник впал в депрессию. У него начала прогрессировать болезнь Паркинсона; в 1984 году он едва не погиб при пожаре в принадлежавшем ему замке Пуболь. 23 января 1989 года Дали умер от сердечной недостаточности. Все свои работы он завещал Испании

Фото: Getty Images/INA/Daniel Fallot

— Дали пробовал себя во многих жанрах — даже сотрудничал с Русским балетом Монте-Карло, которым руководил Леонид Мясин…

— Мясин выступал в антрепризе Сергея Дягилева и, возможно, был лучшим танцовщиком и хореографом 20–30-х годов прошлого века. Дали — художник, но в его работе всегда присутствует сценограф. В Русском балете он дебютировал с балетом «Вакханалия» на вагнеровскую оперу «Тангейзер», для которого сочинил либретто, создал декорации и костюмы. Затем участвовал в балете «Лабиринт», посвященном Тезею и Ариадне. Его третьей и последней постановкой с Русским балетом был «Безумный Тристан» — по словам Дали, «первый параноидальный балет, основанный на вечном мифе любви и смерти».

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941 г. Холст, масло. 61 х 51 см

— Дали было дело до всего: он следил за революцией в России, за наступлением Красной армии в годы Гражданской войны. Называл себя «социалистом», но в дальнейшем объявил «монархистом-мистиком».

— Дали интересовался всем, включая политику. В сюрреалистическую пору он примыкал к различным движениям и не без внимания относился к тоталитарным деятелям… Позднее увлекся религией и наукой. Начиная со своего «мистико-ядерного цикла» в 1950-е годы, он соединил религию и метафизику с монархией. «Меня захватила история, а политика в ней лишь пустячный анекдот», — заявил он в одном из интервью.

— Чем его привлекали фигуры Гитлера, Франко и Сталина? Он говорил, что сталинские усы выражали для него «нежность человека, который очень любил детей». Неоднократно он изображал и Ленина…

— Действительно, его притягивали авторитарные фигуры. При этом он выступал против них. Чтобы в этом разобраться, нужен фрейдистский подход. Думаю, в искусстве для него не существовало табу. Он был великим провокатором, художником, наделенным невероятным стремлением к познанию всего нового.

— Дали называл себя «импотентом» и «девственником», а также утверждал, что его творчество отражает «сексуальную озабоченность». Можно принимать эти откровения за чистую монету?

— Не стоит верить всему, что говорил Дали. Хотя сексуальные комплексы, разумеется, неотделимы от его творчества.

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Безумный Тристан. 1944 г. Холст, масло. 26,5 x 48,5 см

— Его картины часто остаются загадкой для публики. Как научиться их понимать?

— Для этого нужно долго рассматривать каждую. Дали выступал за их вольную интерпретацию и говорил, что некоторые названия могут служить ключом к их пониманию. Он хотел, чтобы каждый зритель мог «прочитывать» картины по-своему — в зависимости от своих знаний и своей космогонии.

— Говорят, его всю жизнь преследовали навязчивые мысли о неизбежной кончине?

— Он родился девять месяцев спустя после смерти в младенчестве своего брата, которого также звали Сальвадором. Эта драма повлияла на всю его жизнь и превратилась в наваждение. Его мать умерла, когда Дали был совсем молодым. Именно поэтому смерть постоянно присутствует в его творчестве, так же как и стремление к бессмертию и трансцендентности.

— Лидер сюрреалистов Андре Бретон создал из его имени и фамилии насмешливую анаграмму AVIDADOLLARS — «алчный до долларов». Правда, что мэтр так любил деньги?

— Прежде всего Дали стремился быть знаменитым и признанным. Что же касается материальной стороны бытия, он не имел никакого понятия о подлинной ценности денег. Нужно видеть разницу между Дали и его окружением.

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Дематериализация под носом Нерона. 1947 г. Холст, масло. 76,5 х 46 см

— В какой степени судьбоносной оказалась его встреча с Галой?

— Это важнейшее событие в его жизни. Гала помогла его становлению, была его надежной спутницей, двойником, агентом, советовала даже в выборе красок. В знак признательности некоторые полотна он подписывал «Гала Сальвадор Дали». Она правила его сочинения, переписывала их и перечитывала. Наконец, Дали, по его словам, благодаря Гале обнаружил свою сексуальность.

— «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — говорил он. Но разве нарцисс Дали не любил прежде всего самого себя?

— Она вдохновляла художника, привносила гармонию в его жизнь. Сам Дали полагал, что они с Галой как мифологические братья-близнецы Кастор и Поллукс — две части единого целого.

— Порой ее даже изображают колдуньей, наделенной магической силой…

— Мне трудно судить. Те, кто ее знал, говорят о ее двойственности. Она очень тепло относилась к друзьям, а остальных держала на расстоянии. Дело в том, что Гала сама сочиняла свою легенду, полную мистерий.

123

Фото: Национальный музей «Центр искусств королевы Софии»

Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954 г. Холст, масло. 81 x 66 см

— Он обожествлял супругу, называл ее «Мадонной», «Еленой Троянской», «победоносной богиней» и «Святой Еленой», оставил сотни ее портретов. Разве он не ревновал Галу, которая часто ему изменяла?

— Их семейная жизнь не укладывалась в привычные рамки. Их близкий друг художник Антони Пичот рассказывал мне, что они всегда защищали друг друга. Это и было самым важным в их отношениях.

— Сохраняла ли Гала связь с Россией?

— Она ее не прерывала. Там осталась ее семья. Кроме того, с Россией ее связывала литература и музыка. В какой-то степени она смотрела на жизнь сквозь призму своего русского менталитета.

— Остался ли еще неизвестный Дали — скажем, в частных коллекциях?

— Фонд «Гала — Сальвадор Дали» разместил онлайн-каталог его живописи. Можно с уверенностью сказать, что сейчас практически не осталось работ, которые нам неизвестны.

123

Фото: Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí/UPRAVIS, Moscow, 2020

Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978 г. Холст, масло. 100,5 х 100,5 см (каждая)

— По слухам, Дали заставляли подписывать чистые холсты, чтобы другие художники рисовали на них картины. После его смерти их якобы продавали как оригиналы. Это так?

— Абсолютно нет. Дали подписывал чистые листы бумаги, а не холсты. В ту пору у него была своя концепция искусства, близкая к подходу Марселя Дюшана. Отсюда и возник миф, который не имеет ничего общего с действительностью. Четверть века назад фонд «Гала — Сальвадор Дали» создал комиссию, которая изучила его работы в частных коллекциях, в галереях и в аукционных домах. Экспертиза, растянувшаяся на многие годы, подтвердила, что Дали был честным художником.

— Разве наследие Дали не было разворовано после его смерти?

— Действительно, ходили такие слухи. Но Дали оставил нам огромное количество картин и рисунков, создал фонд, который хранит его наследие.

— Какое место сегодня занимает Дали в мировой живописи?

— Его можно считать одним из больших художников ХХ века. Он открыл новые пути, по которым пошло следующее поколение. Сам Дали великолепно владел живописной техникой, но не прекращал поиски. Он утверждал, что его будут считать Рафаэлем своей эпохи. История всё расставит на свои места.

Справка «Известий»

Фонд «Гала — Сальвадор Дали» был создан в 1983 году самим художником, который возглавлял его до своей смерти в 1989 году. В его ведении находятся Театр-музей Дали в Фигерасе, Дом-музей Дали в Порт-Лигате и замок Гала Дали в Пуболе. Фонд занимается наследием мэтра и располагает самым большим в мире собранием его произведений. В него входят несколько тысяч картин, скульптур, рисунков, гравюр, фотографий. Фонд занимается образовательной и издательской деятельностью, предоставляет произведения Дали для выставок в разных странах мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали

(11 мая 1904 — 23 января 1989)

Полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменеч маркиз де Пуболь,

исп. Salvador Felipe Jacinto Dali i Domenech, Marques de Pubol.

Испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма.

— В шесть лет я хотел стать поваром, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.

Я до неприличия люблю жизнь.

Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я — Сальвадор Дали.

Я высокомерен и многообразно порочен. Я — пособник анархии. Если уж я беру, то всегда перебираю. Все у меня переменчиво и все неизменно.

Со всей ответственностью заявляю: я никогда не шутил, не шучу и шутить не собираюсь.

1953 год, автор фотографий неизвестен.

Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.

Я относительно умен. Весьма относительно.

Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу — создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира.

Salvador Dali, фотограф Maurice Zalewski

Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.

Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай.

Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час.

У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо.

Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время.

Автор фотографий и время съемки неизвестно.

Я — живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу.

Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.

Чувство банально по своей природе. Это низший природный элемент, пошлый атрибут обыденности.

Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.

Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды.

Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно.

Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других.

Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать.

Salvador Dali, фотограф Tony Saulnier, 1965 год

Francoise Hardy и Salvador Dali, фотограф Jean-Marie Perier, 1968 год

Если все время думать: «Я — гений», в конце концов станешь гением.

Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.

Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.

Обожаю умных врагов.

Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.

Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики.

Смерть завораживает меня вечностью.

Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство.

Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я — то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся.

Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятиия.

Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются.

Люди так не волновались бы, если бы я был посредственным художником. Всех великих художников подделывали.

Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел.

Согласно закону возмещения, постулату о неустойчивости равновесия и принципу разнородности недостаток чего-либо дает в конечном итоге новую систему отношений.

Обычно думают, что дурной вкус не может породить ничего стоящего. Напрасно.

Ошибка — от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.

Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.

Подчинись тому, чему не обязан подчиниться.

affinity4you

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Сальвадор Дали: шокирующие фото знаменитого художника

Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся