10 работ Микеланджело, которые нужно знать
Несомненно, одной из самых влиятельных фигур в западном искусстве, является итальянский художник и скульптор эпохи Возрождения Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони (1475-1564гг). Он остается одним из самых знаменитых художников мира, спустя более 450 лет после смерти. Вспомним некоторые работы Микеланджело от Сикстинской капеллы до его скульптуры Давида.
1.
Потолок Сикстинской капеллыПотолок Сикстинской капеллы, 1508-1512Упомяните Микеланджело, и первое, что скорее всего придет на ум, — это потрясающая фреска художника, нарисованная на потолке Сикстинской капеллы Ватикана. Созданная по заказу папы Юлия II в период между 1508 и 1512 годами, эта работа, в которой изображены девять историй из Книги Бытия, считается одной из величайших работ эпохи Высокого Возрождения. Считается, что сам Микеланджело, неохотно брался за проект, так как считал себя более опытным скульптором, а не художником, но работа, тем не менее, продолжает приводить в восторг и сегодня, когда около пяти миллионов человек ежегодно стекаются в Сикстинскую капеллу со всего света, чтобы увидеть шедевр.
2.
ДавидДавид, 1501-1504«Давид» Микеланджело — возможно, самая известная в мире скульптура. Эта мраморная статуя создавалась в течение трех лет, начиная с того времени, когда художнику было всего 26 лет. В отличие от многих ранних изображений библейского героя, на которых изображен Давид-победитель после битвы с Голиафом, Микеланджело был первым мастером, который показал его в напряженном, настороженном состоянии перед его легендарной битвой. Первоначально расположенная на Пьяцца делла Синьория во Флоренции в 1504 году, 5-метровая скульптура была перенесена в Академию изящных искусств в 1873 году, где и находится сегодня. Она была выставлена под световым люком, специально разработанным нее Эмилио де Фабриса.
3. Бахус
Бахус, 1497«Бахус» — это первая крупная скульптура Микеланджело, она является одной из двух скульптур ( наряду с «Пьетой» ), сохранившихся с дней его пребывания в Риме, и одной из немногих работ, созданных художником на языческие, а не христианские сюжеты. Статуя — которая изображает римского бога вина в пьяной позе — была первоначально заказана кардиналом Раффаэле Риарио, но в конечном итоге была отвергнута им; к началу 16-го века, однако, «Бахус» поселился в саду римского дворца банкира Якопо Галли. С 1871 года Бахус проживает во Флорентийском Национальном музее дель Барджелло и выставлен рядом с другими работами мастера, в том числе его «Брутом» и его незаконченной скульптурой «Давид-Аполлон».
4.
Мадонна БрюггеМадонна Брюгге, 1501-1504«Мадонна Брюгге» была единственной скульптурой Микеланджело, которая покинула Италию при жизни мастера; она была пожертвована Церкви Богоматери в Брюгге в 1514 году Мускронами (бельгийская семья торговцев тканями) которые приобрели ее в начале 16-го века. Дважды скульптура покидала Брюгге, сначала во время Французских революционных войн, после чего она была возвращена в 1815 году, но была снова вывезена нацистскими солдатами во время Второй мировой войны — этот эпизод показан в фильме 2014 года «Люди-Памятники» Джорджа Клуни.
5. Мучения святого Антония
Мучения Святого Антония, 1487-1489Техасскому художественному музею Кимбелла повезло владеть «Мучением Святого Антония» — первой известной картиной Микеланджело, которая, предположительно, была создана, когда художнику было всего 12 или 13 лет, и основана на гравюре немецкого художника и печатника 15-го века Мартина Шонгауэра. Картина «Мучения Святого Антония» была названа художниками 16-го века Джорджио Вазари и Асканио Кондиви — самыми ранними биографами Микеланджело — как особенно совершенное произведение и получившее широкое признание со стороны современников.
6.
Мадонна Дони Мадонна Дони, 1507«Мадонна Дони» (также известное как «Святое Семейство») — единственное сохранившееся панно Микеланджело. Оно было написано для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони, скорее всего, к его свадьбе с Маддаленой, дочерью знаменитого тосканского дворянского рода Строцци. До сих пор оформленная оригинальной рамой, разработанной самим Микеланджело, работа находится в Галерее Уффици с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Говорят, что переливающиеся оттенки «Мадонны Дони» и неестественное позы фигур заложили основу для более позднего маньеристского художественного движения.
7.
Оплакивание ХристаОплакивание Христа, 1499Наряду с «Давидом», скульптура Микеланджело конца XV века «Оплакивание Христа» считается одной из величайших работ мастера и, безусловно, одной из его самых известных. Она создана для надгробия французского кардинала Жана де Бильера, эта скульптурная фигура изображает Деву Марию, держащую тело Христа после его распятия — достаточно распространенная тема для памятников в эпоху Возрождения в Италии. Переехавшая в Базилику Св. Петра в 18 веке, эта пьета является единственным произведением искусства, подписанным Микеланджело.
8.
МоисейМоисей, 1515Расположенный в прекрасной римской Базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, «Моисей» был установлен в 1505 году как часть похоронного памятника пап Юлия II. Точеная из мрамора скульптура отличается наличием пары рогов на голове Моисея — считавшейся результатом неверного перевода Библии с иврита ( слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений: в том числе и рога; однако не рогами было примечательно лицо Моисея, а светилось лучами) .
9.
Страшный судСтрашный суд, 1536-1541Еще один шедевр Микеланджело, расположенный в Сикстинской капелле, «Страшный суд» написан на алтарной стене церкви и был выполнен примерно через 25 лет после того, как была написана фреска на потолке капеллы. Считающаяся одним из самых сложных произведений Микеланджело, великолепная работа изображает второе пришествие Христа и апокалипсис. Появление обнаженных тел в главной святыне католической церкви было сочтено непристойным и Микеланджело едва избежал обвинения в ереси. Двадцать четыре года спустя нагота персонажей была «Страшного суда» прикрыта драпировками.
10.
Распятие Святого Петра Распятие Святого Петра, 1546–1550«Распятие Святого Петра», последняя фреска Микеланджело, находится в капелле Паолина Ватиканского дворца. Она заказана Папой Павлом III в 1541 году. В отличие от многих других изображений святого Петра, эпохи Возрождения, работа Микеланджело фокусируется на гораздо более темном предмете — его смерти. Реставрация, длившаяся пять лет и стоившая 3,2 миллиона евро, начатая в 2004 году, выявила очень интересный факт: теперь исследователи считают, что фигура в синем тюрбане в верхнем левом углу картины на самом деле является самим художником, что в случае правильности этого вывода сделало бы «Распятие Святого Петра» единственным известным автопортретом Микеланджело.
Великие скульптуры Микеланджело — компания ОгранСтрой
«Пьета»В возрасте 25 лет Микеланджело создал одно из лучших своих произведений – знаменитую скульптуру «Пьета». Для работы был использован блок белого каррарского мрамора из тех, которые Микеланджело лично отбирал в карьере для своих работ. Молодой скульптор с потрясающим мастерством изобразил скорбную сцену оплакивания Богоматерью своего сына Христа. Дева Мария изображена юной и прекрасной женщиной, переживающей нескончаемое горе.
«Пьета» – единственная работа Микеланджело, на которой он оставил свой автограф, вырезав надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Никогда раньше или позже великий скульптор не подписывал своих работ.
В настоящее время статуя «Пьета» имеет множество копий во многих музеях мира. Оригинал находится в базилике святого Петра в Ватикане.
«Давид»
Статуя «Давид» – одно из величайших произведений эпохи Возрождения, над которым Микеланджело работал с 1501 по 1504 годы. Эта знаменитая статуя имеет свою непростую историю.
Обычно Микеланджело лично отбирал мрамор для своих работ в каменоломнях Каррары, контролировал даже процессы погрузки и транспортировки, оберегая от повреждений каждый кусок мрамора, в котором уже видел будущую скульптуру.
В данном же случае для работы мастеру была предоставлена старая глыба мрамора, над которой ранее уже начинал работать не очень известный и не очень умелый скульптор.
Поэтому, отсекая сантиметр за сантиметром от глыбы «все лишнее», Микеланджело был вынужден в некоторых местах оставить следы резца предыдущего мастера. Тем не менее, это не помешало ему создать поистине великое произведение искусства, прославляющее красоту человеческого тела и духа. Библейский персонаж Давид изображен в момент подготовки битвы с Голиафом, прекрасный благородный юноша сосредоточен на предстоящей битве, он готов защитить свой народ и уверен в победе.
Торжественное открытие статуи состоялось 8 сентября 1504 года. Она была установлена на площади Синьории во Флоренции и стала для жителей города своеобразным символом Флорентийской республики.
Более трех веков знаменитая скульптура находилась под открытым небом, а в 1873 году, чтобы уберечь от повреждающего влияния погодных факторов, статую перенесли в Академию изящных искусств. На месте оригинала на площади была установлена копия.
Надо отметить, что в мире имеется огромное количество скульптурных копий «Давида» Микеланджело. Одна из них украшает Итальянский дворик Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
В музее Виктории и Альберта в Лондоне находится гипсовая копия «Давида», примечательная тем, что специально для нее изготовлен съемный фиговый листок, который используют при посещении музея английской королевой.
«Моисей»
Мраморная статуя Моисея, над которой Микеланджело работал с 1513 по 1515 годы, была создана для надгробия папы Юлия II.
«Со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних», – писал об этой скульптуре автор биографии Микеланджело Джорджо Вазари.
Скульптура изображает пророка Моисея в тот момент библейской истории, когда он, спустившись с горы Синай, принес своему народу скрижали завета и вдруг увидел его поклоняющимся золотому тельцу. Красивое лицо Моисея выражает страдание, боль, гнев, а его мощная фигура запечатлена в порыве к действию.
Каждая крупная или мелкая деталь изображения – мускул на теле, вздувшаяся вена, длинная волнистая борода, ниспадающие складки одежды – всё тщательно отточено и проработано гениальным мастером.
Особенностью статуи, вызывающей много вопросов, является то, что Моисей изображен с рогами. Объяснение этому – ошибка в существовавшем тогда переводе Библии: в описании внешности Моисея одно и то же древнееврейское слово могло быть переведено на латинский язык и как «лучистый», и как «рогатый». В современном переводе эта ошибка устранена, однако во многих произведениях искусства того времени Моисей остался запечатленным с рогами.
Статуя пророка Моисея была одним из самых любимых творений великого мастера. Существует легенда о том, что Микеланджело, закончив работу над изваянием Моисея, стукнул по нему молотком и воскликнул: «Но почему же ты не говоришь?»
Творческое наследие Микеланджело
Микеланджело прожил долгую жизнь, полную самоотверженного труда, страданий и лишений. Умер великий мастер 18 февраля 1564 года в возрасте восьмидесяти девяти лет, оставив в дар человечеству свои великие творения: собор св. Петра в Риме, фрески на потолке Сикстинской капеллы, 57 скульптур, 300 сонетов и мадригалов, а также множество других известных и неизвестных гениальных произведений.
Самые известные скульптуры Микеланджело
Микеланджело был, прежде всего, искусным скульптором, и эта дисциплина стала тем, за что он стал наиболее уважаемым во время своей карьеры в художественном Возрождении под руководством Италии.
В этом разделе собраны вместе все его основные скульптуры и дан подробный анализ каждой из них, что служит прекрасным справочником по самому важному творчеству Микеланджело. Скульптор Микеланджело проявлял способности в этой области с юных лет, и Пьета и Давид были одними из его самых ранних работ. Этот художник увидит связь между человеческим телом и душой, тщательно изучая анатомию человека на протяжении всей своей долгой, выдающейся жизни. Это знание затем оживило его скульптуры способом, невиданным ранее на этом этапе Возрождения. Есть около 900 все еще существующих эскизов, которые подчеркивают, насколько далеко Микеланджело пошел на изучение того, как могли бы выглядеть его законченные скульптуры, еще до того, как он начал работу.
Картины Тициана
Пожалуйста, включите JavaScript
Картины Тициана
Микеланджело использовал свет и тень, чтобы сделать свои скульптуры более реалистичными, он также иногда изгибал и скручивал свои модели вместе, чтобы дополнить общую композицию. Растущая репутация этого мастера эпохи Возрождения привлекала новые заказы в различных средах, но скульптура всегда была его предпочтительным инструментом для демонстрации своего гения. Невозможно недооценить значение наследия Микеланджело как скульптора. Его шедевр «Давид» считается одним из величайших изображений человеческой формы, демонстрирующим техническое мастерство и образный символизм, который был (и остается) новаторским. Спустя более 450 лет после его смерти его работа столь же высоко ценится и столь же значительна, как и на момент его смерти. Его стиль и мастерство скульптора до сих пор считаются золотым стандартом для других художников.
Это был художник, которого некоторые считали не столько скульптором или художником, сколько Богом. Некоторые даже называли его «Божественным». Затем он станет эталоном, с которым будут сравниваться все последующие креативы. Кроме того, довольно редко кому-либо удавалось добиться уважения и академической поддержки в своей собственной жизни, чего удавалось достичь очень немногим в истории искусства. Чтобы рассмотреть новые идеи и методы, которые он принес, обычно требуется время, чтобы получить признание, но его гениальность могла убедить других почти за одну ночь. Мы теперь считаем его частью начала европейского искусства, по крайней мере, в отношении современной цивилизации, но на самом деле в то время он рассматривался как конечная точка, где достижения и способности были максимизированы, и ничто после этого не могло быть улучшено. на нем — снова давая этот образ божественной силы, достигшей совершенства в мире искусства. По сути, Микеланджело взял бы традиционное искусство и заново изобрел бы его, используя свой творческий ум и инновационные методы.
Представляя собой последний шаг в этом крупном развитии итальянского, а затем и европейского искусства, справедливо сказать, что он понимал и уважал двух художников, которые объединили первые два этапа этого процесса, а именно Джотто около 1300 г. а затем Мазаччо чуть более века спустя. Этот трехэтапный маршрут был объяснен Джорджо Вазари в его основном исследовании искусства эпохи Возрождения, которое должно было стать основным источником ссылок на несколько лет. Это были также рисунки Микеланджело, которые шокировали окружающих своей красотой и тем, как он довел учение Доменико Гирландайо до необычайно новых пределов. В юном возрасте было видно, что он будет учеником недолго, и в конце концов не останется никого, кто мог бы сказать ему что-то новое. На самом деле, мы знаем, что он сидел, изучая и копируя работы мастеров прошлого, чтобы развивать свои технические способности, делая свои собственные версии произведений не только Джотто и Мазаччо, но и Мартина Шонгауэра, члена Северного Ренессанс, часть гравюр которого принадлежала самому Микеланджело.
David
Pieta
Moses
Brutus
Bacchus
Crucifix
Madonna of Bruges
Risen Christ
Dawn
Мадонна Медичи0023The Rebellious Slaves
Dying Slave
Angel
Cupid
St Matthew
Crouching Boy
St Proculus
Rebellious Slave
Ронданини Пьета
Пробуждение раба
Святой Петроний
Аполлон
Бородатый раб
Atlas Slave
The Deposition
Tomb of Pope Julius II
Head of a Faun
Pitti Tondo
Taddei Tondo
Tomb of Lorenzo de’ Медичи
Новая Сакристия
Палестрина Пьета
Святой Павел
Святой Петр
39
50005
St Gregory
Leah
Rachel
Night
Dusk
Rothschild Bronzes
Male Torso I
Male Torso II
Crucifix (Монтсеррат)
Распятие Галлино
Христос Гваделупский
Импортуно ди Микеланджело (Неприятность)
River Bod
Два борца (Hercules and Cacus/Samson и The Philistine)
The Boboli Slabes
Молодой Slave
(Schlains Sweeplave).
де’ Медичи
Джулиано Медичи
Геркулес
Де Рохан Давид
Спящий Купидон
0023
Микеланджело был таким мастером итальянского Возрождения, что стал известен как живописец, скульптор и архитектор. Однако он считал себя в первую очередь скульптором, и, учитывая Давида и Пьету среди его скульптурных шедевров, легко понять почему. Удивительно, что даже сегодня, много веков спустя, он по-прежнему считается одним из истинных мастеров эпохи Возрождения и входит в десятку лучших художников всех времен, хотя с тех пор появилось так много других великих имен. Трудно представить, что изменения в ближайшее время, а частые выставки и публикации о его жизни и творчестве помогут сохранить его таким. Поскольку большинство его работ находится в крупных публичных коллекциях, мы также можем увидеть большинство из них.
Философия Микеланджело-скульптора
Микеланджело видел в скульптуре искусство отнимать что-то, а не добавлять к нему (как живопись добавляет к чистому холсту) — по сути, он пытался создать форму под камнем Блок перед ним. Для этого он делал подробные наброски, но движущей силой его таланта была собственная душевная страсть внутри него и собственное желание воплотить в жизнь красоту мрамора. Между ними есть интересные параллели, которые могут объяснить его стремление к обоим. Божественная вечная жизнь, которую он искал на земле, была наиболее тесно создана на вечном мраморе, который он вырезал.
Ранние скульптурные работы
Микеланджело познакомился со скульптурой во время учебы в доме Медичи. Он начал работать почти сразу, создав «Мадонну на ступенях» между 1490–1492 годами и «Битву кентавров» между 1491–1492 годами. Эти ранние работы — Микеланджело в 1490 году было около 15 лет — свидетельствуют о его перспективах и таланте. Мадонна на ступенях представляет собой неглубокий рельеф и является его самой ранней известной скульптурной работой. Отчасти это дань уважения аналогичной работе Донателло, но она демонстрирует ранний талант Микеланджело.
Детальная и изящная резьба изображает Марию как любящую и заботливую мать. Битва кентавров не была предметом выбора Микеланджело, но демонстрирует его изобретательность и новаторство как художника. Здесь он проигнорировал практику дня, вместо этого работая многомерно. Он остается незавершенным, но Микеланджело считал его лучшим из своих ранних произведений и острым напоминанием о том, почему ему нужно было сосредоточиться на скульптуре.
Шедевры: Давид и Пьета
Огромный талант Микеланджело проявился еще в юном возрасте, поэтому неудивительно, что в свои 20 лет он создал две самые известные скульптуры: «Пьета» и «Давид». «Пьета» была завершена в 1499 году и сразу же была признана шедевром. Жизнь и эмоции, которые Микеланджело доказал, что способен воплотить в пустой каменной глыбе, были ясны в лице скорбящей матери, поддерживающей своего мертвого сына. Пьета зарекомендовал себя, и в результате ему предложили больше комиссионных. Одним из них стало завершение проекта по изображению Давида как метафоры флорентийской свободы.
Результат немедленно укрепил его репутацию скульптора, обладающего мастерством и техническим совершенством. Давид также олицетворяет умение Микеланджело обращаться с мужской фигурой. Он делал это много раз в своих работах, от Вакха (1496-97) до серии «Пленники» и далее, Микеланджело воплощал в жизнь людей крепких и мускулистых, наполненных энергией и динамизмом. Его работа была вдохновлена классикой, но Микеланджело сделал ее многомерной, а это означает, что ее можно (и нужно) рассматривать под любым углом.
Микеланджело: более поздние годы
В последующие годы Микеланджело выполнил множество Пьетов, которые (как и Пьета 1498-99 гг.) изображали мертвого Христа на руках Девы Марии. По сути, это исследование смертности и исследование собственных размышлений скульптора по этому поводу. Наиболее интересна Пьета Фиренце или Свержение (1550-1561). На ней изображен сам Микеланджело в образе Никодима, поднимающего Иисуса на руки Марии Магдалине и Деве Марии.
Это увлекательно на двух уровнях. Прежде всего это послание художника как участника страданий Христа и выступающего проводником между божественным и смертным. Во-вторых, это процесс, который он представляет. Когда он стал старше, Микеланджело стал более перфекционистом, и эта пьета более чем незакончена — Микеланджело разбил работу отчасти из-за того, что не мог лепить именно так, как хотел.
Давид, изображенный справа на этой странице, представляет собой скульптуру, которая является кульминацией карьеры Микеланджело и появилась на удивление рано в его жизни, поскольку выглядит так, как будто она была создана очень опытным скульптором. Скульптура Давида была огромным произведением искусства, и, к счастью, поклонники художника все еще могут ее оценить, если они захотят поехать в Италию, чтобы увидеть ее во всей красе. Также было несколько передвижных выставок, на которых были представлены точные репродукции оригинальной скульптуры, и это может быть разумной альтернативой для многих, кто не может поехать в Италию специально, чтобы увидеть этот шедевр. Узнайте больше об этом фрагменте истории эпохи Возрождения на специальной странице Дэвида.
Пьета была заметной скульптурой в его карьере и снова продолжает религиозную тему, которая была так распространена в заказах в эпоху Возрождения. Заказ на Пьету поступил из Франции и дал Микеланджело возможность пойти в несколько ином художественном направлении для этой скульптуры, больше соответствующей французскому стилю, чем итальянскому. Одним из интересных аспектов этой скульптуры Пьеты является то, как Микеланджело изобразил Марию особенно молодой, определенно по отношению к Христу, которого она держит на руках.
Микеланджело также создал три другие скульптуры, которые были очень связаны с этой скульптурой, а именно: «Низложение», «Ронданини Пьета» и «Палестрина Пьета». Эта скульптура сейчас выставлена в базилике Святого Петра в Ватикане, и ее стоит посетить. На самом деле это не было предполагаемой целью произведения, но несколько факторов, возникших после смерти Микеланджело, привели к тому, что оно было перемещено в это более доступное место.
Моисей — скульптура в полный рост, на создание которой ушло около двух лет. Это мраморное произведение высотой 235 см остается одной из ключевых работ, созданных Микеланджело за всю его карьеру. В церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме находится эта большая скульптура, на которой изображен библейский персонаж Моисей, как следует из названия. Сила характера, приписываемая Моисею, прекрасно передана мастером Микеланджело, и художник применил несколько технически более сложных методов, чтобы получить желаемый результат.
Фотография справа — одна из любимых фотографий оригинала, запечатлевшая несколько ключевых аспектов этой конкретной скульптуры. Скульптура Моисея была ключевым элементом более крупного проекта, созданного Микеланджело для Папы Юлия II. Это должна была быть его могила, и художник сопоставил важность Папы с экстравагантной серией из около 40 скульптур, посвященных жизни этой ключевой религиозной иконы. Каждая отдельная деталь в этом дизайне заслуживает своего особого признания, однако таковы были качества их создателя.
Микеланджело завершил свой бюст Брута в 1538 году, и теперь вы можете увидеть оригинал во Флорентийском музее Барджелло. Сам город остается лучшим местом, где можно узнать больше о великом мастере, хотя Ватикан также хранит некоторые из ярких моментов его карьеры. Эта конкретная работа важна из-за того, что считается единственным бюстом, созданным Микеланджело за всю его карьеру, несмотря на то, что он был таким плодовитым скульптором. Микеланджело использовал это произведение, чтобы политически прокомментировать прогресс своей любимой Флоренции, и он много работал, чтобы запечатлеть сильные эмоции на лице своего исторического персонажа.
Этот художник был человеком, у которого была большая страсть и уверенность в своей работе и своем положении уважаемого художника, до такой степени, что он часто использовал свое искусство, чтобы передавать сообщения о том, как он видел мир. Не только искусство, но и положение, в котором оно было выставлено, должно было передать послание Микеланджело миру, хотя массы, возможно, часто упускали смысл его скульптур.
Представленный здесь Бахус имеет ошеломленное выражение лица, что явно имеет какое-то отношение к чаше с вином, которую он носит с собой. Эта скульптура сейчас выставлена в Национальном музее Барджелло во Флоренции и имеет внушительную высоту в два метра. Хотя скульптура изображает Вакха пьяным, важно помнить, что на самом деле он был богом вина. Это конкретное произведение было завершено в 149 г.7 и представляет собой одну из лучших скульптур раннего периода творчества художника. На фотографии справа запечатлено лицо Вакха, когда он свободно держит маленькую чашу с вином.
Кто самый великий Микеланджело? 10 самых знаковых работ Титана эпохи Возрождения, занимающие
—места Когда дело доходит до Высокого Возрождения, Микеланджело Буонаротти (1475–1564) занимает самое высокое место. Бесподобный скульптор, искусный рисовальщик и неохотный, но опытный художник, он был не только одним из самых известных художников своего времени, но, вероятно, остается одним из самых известных художников всех времен.
Он мог быть немного вспыльчивым: его соперничество с Леонардо да Винчи и Рафаэлем хорошо задокументировано, и он не раз в гневе выбегал из Сикстинской капеллы. Но он был так хорош, что даже эта репутация не могла сломить его. Современники называли его Il Divino («божественный»), потому что считали его мастерство непревзойденным среди простых смертных. Это прозвище вдохновило название обширной выставки Метрополитена, посвященной художнику, «Микеланджело: божественный рисовальщик и дизайнер», которая откроется 13 ноября.0005
Чтобы воздать должное, мы изучили 10 его самых популярных работ (на основе поиска картинок в Google). Здесь мы ранжируем их в соответствии с тем, где, по нашему мнению, они стоят критически, как представление того, что делает Микеланджело удивительным.
Микеланджело, Сан-Спирито Распятие (1492). Собрание Санта-Мария-дель-Санто-Спирито-ди-Фиренце, Флоренция.
10. Распятие Сан-Спирито (1492)Микеланджело сделал это обнаженное распятие, когда ему было всего 18 лет. Это была благодарность августинским монахам в Сан-Спирито, которые позволили подростку заниматься серфингом на диване после того, как его покровитель, Лоренцо Медичи, умер в 149 году. 2, оставив художника без крова. Согласно рассказу Джорджо Вазари о жизни художника в его знаменитом томе « Жизнеописания художников », именно в Сан-Спирито Микеланджело начал препарировать мертвые тела, «чтобы изучить детали анатомии, и начал совершенствовать великое мастерство. в дизайне, которым он впоследствии обладал».
Несмотря на то, что это искусно сделанное распятие было взято из жизни (или смерти, если можно так выразиться), оно не придало карьере Микеланджело особого импульса — на самом деле, большинство забыло, что он вообще его создал. После столетий, считавшихся потерянными, в 1962 буря в СМИ поднялась вокруг него после того, как распятие было вновь обнаружено в монастыре, покрытое сотнями лет плохой покраски. Ранее в этом году он снова попал в заголовки газет, когда его, наконец, вернули в его первоначальный дом во Флоренции, что, вероятно, объясняет его дурную славу среди публики.
Однако распятие относится к юношеским, поэтому оно занимает последнее место в нашем списке. Фигура Христа не имеет той мускулатуры, которой славился Микеланджело. На самом деле кажется, что здесь он мог просто копировать изображения предыдущих художников. Историк искусства Маргрит Лиснер приписывает стройность формы Иисуса желаниям покровителей, а также художнику, который был еще зеленым, что побудило его искать вдохновение в более ранних примерах других художников.
Микеланджело, Мадонна Брюгге (1501–04). Собрание Onze Lieve Vrouwekerk, Брюгге. Фото Эльке Ветциг, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported license, GNU Free Documentation License.
9. Мадонна Брюгге (1504)Историк искусства Эрвин Панофски, когда писал о Мадонне Микеланджело Брюгге , приписал художнику слова о том, что идеальная скульптура — это та, которую можно скатить под гору, не повредив ее. . По этим стандартам эта скульптура была бы близка к совершенству: прочная сидящая композиция Марии и Младенца Христа напоминает размер и компактную массу оригинального каменного блока, из которого были вырезаны фигуры.
Это был образ, к которому стремился Микеланджело, и в то время он был довольно инновационным. Немногие скульпторы пытались создать проект такой сложности в таком масштабе, с изображением, высеченным из цельной мраморной плиты и высотой шесть с половиной футов.
Несмотря на мастерство, продемонстрированное в «Мадонне Брюгге» , и статус единственной работы художника, покинувшей Италию при жизни, скульптура обязана своим статусом иконы главным образом тому факту, что она была разграблена нацистами в 1945. Действительно, искусствовед Уильям Э. Уоллес отмечает, что этой работе уделялось столь мало внимания, что даже современные авторитеты Микеланджело мало знали о ней: «О ней было так мало известно, что его биографы Джорджио Вазари и Асканио Кондиви ошибочно полагали, что она была отлита бронза. И Воскресший Христос , и Брюггская Мадонна мало способствовали флорентийской репутации Микеланджело».
Очевидно, что это была не самая запоминающаяся работа художника — ни тогда, ни сейчас — и по этой причине мы ставим ее на девятое место, вне зависимости от способности катиться под гору или нет.
Микеланджело, Бахус (1497). Собрание Национального музея Барджелло, Флоренция.
8. Бахус (1497)Заказ кардинала Риарио, Бахус был первым набегом Микеланджело на крупномасштабную скульптуру и является одной из немногих работ, которые он когда-либо делал, не на христианскую тему. Слегка нарушая равновесие фигуры, нарушая присущую классическому контрапосту видимость стабильности, художник заставляет Вакха — римского бога вина — казаться соответственно подвыпившим. Этот уровень реализма был беспрецедентным в изображениях любящего вечеринки Бахуса до этого времени, раскрывая Микеланджело как виртуозного перфекциониста, которым он стал известен.
В сообщениях указывается, что кардинал Риарио, возможно, отверг готовую скульптуру, предполагая, что он не думал, что работа Микеланджело еще не совсем готова. Историк Ральф Либерман объясняет, что отвращение к кардиналу разделяли и другие, и он, вероятно, согласился бы с тем, что мы поместили его в самом низу нашего рейтинга: «Причины, по которым Риарио отверг Бахуса, вполне могли быть теми же, что и многие более поздние комментаторы фигуре это не понравилось: неуклюжая поза, несколько вульгарное лицо и мягко женоподобное тело».
Микеланджело, Умирающий раб (ок. 1513–1516). Собрание Лувра, Париж.
7. Умирающий раб (1513–16)Умирающий раб был предназначен для сопровождения еще одной работы, , побочный раб , по любой стороне . Пытаясь выбрать идеальный мрамор для места последнего упокоения папы, Микеланджело отправился в карьеры Каррары, чтобы вручную выбрать каменные плиты. Вернувшись, он принялся высекать совершенный образец человека в томной агонии смерти. Тогда Юлий передумал и отменил комиссию.
Действительно, Умирающий раб — одна из шести фигурок рабов, созданных Микеланджело за несколько лет для папы; Юлий фактически опустошил папскую казну, пытаясь создать для него идеальное место, чтобы начать свою загробную жизнь. Но проект так и не был полностью реализован, к большому огорчению художника, особенно после того, как он потратил почти год на поиски карьера.
Мог ли «Умирающий раб» быть лучшим примером стремления Микеланджело к совершенству, если бы ему не помешала непостоянство Юлия? Трудно сказать. Как отмечает Ричард Флай, сама фигура раба кажется разочарованной собственными обстоятельствами, как будто предлагая борьбу фигуры со смертью как метафору борьбы художника с материалом:
Однако даже Микеланджело не может поддерживать божественное превосходство над своим материалом, и в нескольких провокационных работах он, кажется, признает, что невидимость косной материи может почти нейтрализовать даже его творческие силы. Его статуя Умирающего раба… наводит на мысль о том моменте, когда жизнь капитулировала перед безжалостной силой мертвой материи… Возможно, в способности медиума искажать, сводить на нет и ослаблять усилия художника по творчеству есть намек на что-то демоническое и отрицающее. : намек на надвигающийся хаос.
Микеланджело, Ангел (1494–1495). Ангел Арка ди Сан Доменико в базилике Сан Доменико в Болонье. Фото Джеймса Стейкли (2008 г.), Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Неперенесенная лицензия.
6. Ангел (1495)Этот коленопреклоненный ангел с подсвечником высотой около полутора футов является одной из самых ранних работ Микеланджело. Он был создан для Арки Сан-Доменико в Болонье в качестве дополнения к существовавшему ранее ангелу художника Никколо дель Арка, интегрированному в схему дизайна здания. Это исторически важно, поскольку именно с этой работы Микеланджело начал демонстрировать свой фирменный стиль: в то время как ангел дель Арки мягок и женственен, скромен в любовных объятиях своего подсвечника, Микеланджело изображает сильного юношу с четкой мускулатурой и орлиными крыльями. .
Несмотря на свой небольшой размер, Ангел показывает раннее владение художником своим медиумом и, как и должно быть появление любого доброго ангела, является предзнаменованием грядущих благословений. Историк искусства Эллен Лонгсворт утверждает, что он служит чем-то вроде развлечения для более известной работы художника:
Даже на расстоянии очевидна выразительная цельность маленького святого Микеланджело. Основные контуры передают энергию и решимость, а силуэт прекрасно читается на фоне богато украшенного алтаря. Только после заказа Микеланджело Дэвид столкнется ли он с подобной проблемой. В очертании более простая фигура, чем Святой Прокул, Давида был разработан для чтения на фоне неба и верхней части одной из трибун флорентийского Дуомо. Уверенная поза фигуры и настороженный поворот головы, сразу понятные издалека, также присутствуют в маленьком святом Микеланджело.
Микеланджело, Моисей (ок. 1513–1515 гг.), для гробницы Юлия II. Собрание Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим.
5. Моисей (1513-15)Моисей Микеланджело последовал по пятам за его Давидом , публичный успех которого привлек к нему внимание Папы Юлия. Работа, заказанная папой в 1505 году для его гробницы, представляет собой определенный момент из библейской истории о Моисее, когда он видит, что его народ начал поклоняться языческой иконе — Золотому тельцу — сразу после того, как он спустился с горы Синай. с тяжелыми каменными плитами с Десятью Заповедями. Излишне говорить, что Моисей был в ярости, и именно этот гнев Микеланджело умело воплощает в своей восьмифутовой сидячей скульптуре. Однако Моисей не просто сидит. Его левая нога и бедра смещаются влево, а его мускулистое туловище обращено вправо, наполняя фигуру напряжением и силой; хотя он смотрит влево, его борода хлещет вправо, указывая на быстрое движение.
Моисей находится в середине этого списка, потому что изображение этого библейского персонажа так хорошо. Это может быть даже слишком хорошо, по словам Фрейда, который язвительно заметил, что это исполнение «превосходит исторический или традиционный Моисей», добавив, что, по его мнению, скульптура имеет скорее светское, чем святое значение, как символ человека, подавляющего «внутреннее сознание». страсть» в погоне за высшей целью.
Микеланджело, Пьета (1498–99). Собрание Музеев Ватикана, Собор Святого Петра.
4. Pietà (1498-99)В 15 веке тема Марии, баюкающей Иисуса после того, как его сняли с креста, также известная как pietà , обычно изображалась на Северном Европейское искусство, но в меньшей степени итальянское. Поэтому, когда французский кардинал обратился к 23-летнему Микеланджело с просьбой вылепить памятник для его надгробного памятника, художник с радостью принял вызов, зная, что сможет оставить свой след. Именно Pietà заставил людей обратить внимание на имя Микеланджело — буквально, как описывает Вазари:
…по правде говоря, совершенно удивительно, что рука художника смогла должным образом выполнить нечто столь возвышенное и восхитительное за короткое время, и ясно, что это чудо, что камень, изначально бесформенный, мог когда-либо быть доведены до состояния совершенства, которое Природа обычно стремится создать во плоти. Микеланджело вложил столько любви и труда в эту работу, что на ней (чего он не делал ни в одной другой работе) он оставил свое имя, написанное на кушаке, опоясывающем грудь Богоматери.
Микеланджело, Страшный суд (1536–41). Собрание музеев Ватикана, Сикстинская капелла.
3. Страшный суд (1536–41)«Поворот в глубину, борьба за бегство от здесь и сейчас картинной плоскости, которая всегда отличала Микеланджело от греков, стала доминирующей ритм его более поздних работ», — написал однажды Кеннет Кларк. «Этот колоссальный кошмар, Страшный суд , состоит из такой борьбы. Это самое непреодолимое скопление во всем искусстве тел в насильственном движении».
Даже это может быть преуменьшением. Страшный суд , который дугой над алтарем Сикстинской капеллы, драматически изображает второе пришествие Христа и окончательный суд над всем человечеством. Микеланджело втиснул в обширную сцену 300 мускулистых фигур, некоторые из которых представляли выдающихся святых, другие были простыми смертными, восходящими на небеса или спускающимися в ад. Сцена интенсивного действия, страха, трепета и обильной наготы, Страшный суд сам подвергался многим судам, часто подвергался критике за свою занятость и иногда скрывался папскими цензорами.
Но именно это чувство турбулентности может быть тем, что заставляет эту работу резонировать сегодня. Его буйные тела, застывшие в мучительном движении, — именно то, что делает его недвусмысленно Микеланджело, даже несмотря на то, что его более поздние работы уходят от божественной гармонии Высокого Возрождения к чему-то более маньеристскому и современному.
Микеланджело Буонарроти, Сотворение Адама в Сикстинской капелле музеев Ватикана, Рим.
2. Сотворение Адама (1508-12)Папа Юлий II приостановил долгую работу Микеланджело над папской гробницей, чтобы расписать потолок Сикстинской капеллы. Художник не был заинтересован в принятии заказа — в конце концов, он был скульптором, а не художником, — но его заставили. Так случилось, что Микеланджело, величайший скульптор, создал то, что, вероятно, является одним из самых священных образов в истории западного искусства.
В основе эпического произведения лежит Сотворение: Бог протягивает палец к руке новоиспеченного человека, Адама, готового вдохнуть в него жизнь (Ева наблюдает со сгиба руки Бога). Немногие художники когда-либо изображали эту сцену так драматично, как Микеланджело, и даже в наш секулярный век это сделало ее практически метонимической для всей истории Бытия в современной культуре. На него так часто ссылаются, цитируют или ругают из-за его религиозного значения, что на самом деле можно забыть, какой это потрясающий акт художественного театра.
Вот что предлагает Пол Барольский в своем страстном эссе «Гений сотворения Адама Микеланджело и слепота истории искусства»:
Что делает фреску Микеланджело такой захватывающей, так это ее напряжение — ощущение события, которое только будет завершено когда палец Бога касается пальца Адама. Бог на фреске Микеланджело, можно сказать, навеки остановлен в незавершенном акте наполнения Адама духом. Это предельный божественный non finito… В нашем постхристианском мире современные исследователи не очень озабочены пространственным смыслом фрески, и это понятно. Но игнорировать то, как Микеланджело сделал видимым свой смысл, значит быть слепым к поразительному проявлению художественного гения или поэтического воображения.
Если бы это был другой художник, это невероятно творческое изображение Творения возглавило бы любой список. За исключением того, что это не какой-либо другой художник, что приводит меня к…
Микеланджело, Давид (1501–04). Собрание Galleria dell’Accademia, Флоренция.
1. Дэвид (1501-04)Должно быть Дэвид , верно?
Художнику было всего 26 лет, когда он создал Давида . Уже в свое время она привела его к вершинам художественной славы за свою чистую бравурность. Работа высотой более 13 футов была вылеплена из куска мрамора, который другой художник начал вырезать для другого проекта, но затем отказался от него, потому что камень был структурно скомпрометирован. Однако это не остановило Микеланджело, который знал, что у него есть навыки, чтобы заставить мрамор работать на него.
«Безусловно, любой, кто увидит эту статую, не должен беспокоиться о том, чтобы увидеть какое-либо другое произведение скульптуры, созданное в наше время или в любой другой период любым другим художником», — писал Вазари в Жизнеописаниях художников , делая Микеланджело — центральный персонаж его книги по истории искусства, самая хваленая фигура эпохи Возрождения.