Сесиль элюар дочь гала дали: Почему дочь Галы не общалась с матерью, и как сложилась её жизнь: «дитя сюрреализма» Сесиль Элюар

Почему дочь Галы не общалась с матерью, и как сложилась её жизнь: «дитя сюрреализма» Сесиль Элюар


Как известно, у Сальвадора Дали не было детей. А вот у его музы и супруги Галы была дочь, появившаяся на свет в первом браке Елены Дьяконова и Поля Элюара. Сесиль Элюар прожила без малого сто лет и на протяжении всей своей жизни старательно избегала публичности. Была ли счастливой судьба этой девочки, получившей прозвище «дитя сюрреализма», и почему она никогда не давала интервью ни о своей матери, ни о её эпатажном муже, гениальном Сальвадоре Дали?

Плод любви

Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.mtdata.ru

Знакомство Поля Элюара и Елены Дьяконова состоялось в 1912 году в швейцарском городке Клавадель, где они оба оказались на лечении в местном санатории. Разъехавшись после окончания курса, Поль и Елена не потеряли друг друга из вида. Первое для обоих чувство было ярким, а желание прожить вместе всю жизнь казалось вполне естественным.

Елена Дьяконова. / Фото: www.sm-news.ru

Разлука лишь распалила их страсть, а Первая мировая война стала тем катализатором, который лишь ускорил их воссоединение. Гала приехала к возлюбленному в Париж, а он даже не смог встретить её на вокзале из-за службы в армии. Впрочем, в его чувствах ей сомневаться не приходилось.

Семья Поля приняла подругу сына довольно прохладно, но для влюблённых это не имело никакого значения. В мае 1918 года, спустя почти полтора года после бракосочетания Поля и Галы, на свет появилась малышка Сесиль.

Дитя сюрреализма

Сесиль Элюар на руках матери. / Фото: www.izbrannoe.com

Поль сразу же проникся нежностью к крохе, ведь он находил в ней черты любимой женщины. Но для Галы рождение дочери стало помехой к привычному и свободному образу жизни. Молодая мама не могла больше вести споры о судьбе искусства, блистать в обществе, доказывая самой себе и окружающим собственную уникальность и возвышенность.

В то время, как муж встречался с деятелями искусства, Гала вынуждена была скучать в обществе дочери. В такие дни Гала сердилась и, кажется, даже ненавидела Сесиль. Со злостью, которую молодая мать даже не пыталась скрывать, гала отправляла дочь «погулять в саду». Она винила дочь в том, что оказалась оторвана от общества. И обрекала на тоскливое одиночество собственную дочь, проводившую время где-то за границами материнской любви. Сесиль не суждено было почувствовать на себе любовь мамы.

Сесиль Элюар с родителями. / Фото: www.izbrannoe.com

Зато отец души не чаял в своей малышке. Как только она подросла, он обязательно водил её повсюду с собой и с гордостью представлял своим друзьям. Другое дело, что Сесиль повышенное внимание со стороны отцовских друзей не слишком нравилось. Ей они все казались старыми и скучными. Кроме, может быть, Пабло Пикассо, посещавшем в компании девочки боксёрские матчи и позволявшим ей без предупреждения навещать его в мастерской.

Пабло Пикассо, портрет Сесиль Элюар. / Фото: www.pinimg.com

Макс Эрнст и Пабло Пикассо рисовали Сесиль, Майн Рэй фотографировал её, малышка терпеливо позировала, но ей и в голову не приходило гордиться своим окружением. Она считала такое положение вещей вполне естественным. Впрочем, другого она и не знала. Лишь одно беспокоило Сесиль – полнейшее равнодушие к ней матери.

Вечная боль

Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.twimg.com

Могла ли Сесиль не видеть, что происходит в жизни родителей? Сначала с ними вместе поселился Макс Эрнст, а папа на глазах дочери становился всё мрачнее. Но Поль Элюар мужественно делал лицо, пытаясь оставаться верным пропагандируемым в их кругу принципам свободной любви. Он не представлял своей жизни без Галы и готов был на всё, чтобы только удержать её.

После Поль попытался сбежать от наваждения по имени Гала в Азию, но ничего у него не вышло. Но главное испытание ждало его впереди. Когда в жизни Галы появился Сальвадор Дали, ему пришлось навсегда проститься с женой. Как и Сесиль предстояло попытаться забыть о матери.

Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.vecernji.hr

После того, как Гала и Сальвадор Дали стали жить вместе, мать перестала даже вспоминать о том, что дочь вообще была в её жизни. Впрочем, точно с такой же лёгкостью она вычеркнула из памяти свою первую любовь. Поль Элюар отчаянно тосковал, взывал к жалости и материнским чувствам, но всё было тщетно, Гала свой выбор уже сделала.

Позже Поль приведёт в дом свою вторую жену, которая в то время была представительницей древнейшей профессии. Ранимая и хрупкая Нуш, волею судьбы оказавшаяся на панели, постаралась стать Элюару хорошей женой и стать матерью для девочки. Сесиль тепло относилась к Нуш, но это была совсем не мама.

Сесиль Элюар с отцом. / Фото: www.liveinternet.ru

Сесиль Элюар впервые вышла замуж в 20-летнем возрасте за поэта Люка Декана, однако очень быстро с ним рассталась. В 26 лет она отправилась под венец с художником Жераром Вуллени. Позже она выходила замуж ещё два раза.

Спустя два года после второго замужества Сесиль скончалась Нуш, и любящая дочь, как могла, поддерживала отца, тяжело переживавшего утрату. Он пережил свою вторую жену всего на четыре года, правда, до того, как покинуть этот мир в 1952 году, он успел жениться на Доминик Лемор.

Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.pinimg.com

Гала никогда не поддерживала отношений с дочерью, и Сесиль лишь из газет узнала о тяжёлом состоянии матери. Тогда, в 1982 году дочь Галы сорвалась с места и отправилась в Порт-Льигат, надеясь на прощание увидеть женщину, вычеркнувшую её из своей жизни.

Но прислуга даже не пустила её на порог, поставив в известность: Гала не испытывает никакого желания видеть дочь. Блистательная Гала, вдохновительница и муза Дали, не позволила Сесиль обнять себя даже перед лицом смерти. А сама не вспомнила о ней, составляя завещание.

Сальвадор Дали «Портрет Поля Элюара». / Фото: www.artchive.ru

Но Сесиль проявила характер и по совету адвоката всё же заявила права на часть наследства. Спор между дочерью Галы и Испанским правительством закончился взаимовыгодно и даже без суда. Сесиль получила несколько экземпляров из коллекции своей матери, в том числе написанный Сальвадором Дали «Портрет Поля Элюара», и приличную сумму, исчисляемую миллионами долларов.

Сесиль Элюар. / Фото: www.elpuntavui.cat

После смерти матери Сесиль Элюар вовсе исчезла с поля зрения общественности. Она прожила тихую и незаметную жизнь, и всю жизнь занималась редкими и старинными книгами. Растила троих детей, позже радовалась появлению на свет внуков и правнуков. Им она и передала свою страсть к литературе и искусству.

Сесиль Элюар ушла из жизни 10 октября 2016 года и была похоронена рядом с отцом и его второй женой Нуш на кладбище Пер-Лашез.

Её имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Дочь Гала – Сесиль Элюар

Как известно, Сальвадор Дали не оставил наследников. Свое искреннее и неизменное на протяжении всей жизни нежелание иметь детей он объяснял очень просто: великие люди всегда производят на свет посредственных детей.

Иными словами, на детях гениев природа отдыхает. Но это «гениев» — а Сальвадор Дали, как мы знаем, считал себя не каким-то там рядовым «гением» — он был «божественным Дали», а «божественность», как всякому должно быть понятно, гораздо выше заурядной гениальности. Следуя, таким образом, собственной логике, художник ни единой секунды не сомневался, что на его детях природа «отдохнула» бы с особым цинизмом — и потому предпочитал обходиться без них.



Елена Дьяконова в юности

Так или иначе, детей эпатажный каталонец не имел. Правда, совсем недавно одна интриганка из Фигераса, Пилар Абель Мартинес, умудрилась поднять бучу на весь свет, претендуя на то, что она является незаконнорожденной дочерью великого сюрреалиста, и даже добилась, вопреки здравому смыслу, эксгумации тела художника для ДНК-теста — однако, как и следовало ожидать, все ее притязания оказались беспочвенны.

Экспертиза наличие родственных связей между ней и Дали не подтвердила — так что Дали сохранил за собой статус не только самого скандального, но и самого бездетного творца 20-го века.



С Полем Элюаром

Иное дело — Гала. До того, как сделаться спутницей жизни и музой каталонского художника, она более десяти лет прожила в замужестве с французским поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром (наст. имя — Эжен Грендель), и, как известно, в браке этом родила своего единственного ребенка, дочь по имени Сесиль.

Все, что окружало эту удивительную женщину, уроженку Казани Елену Дьяконову, более известную, как Гала, вызывало и продолжает вызывать повышенный интерес у наших туристов, и Сесиль, ее родная дочь — не исключение.

Однако насколько публичными персонами были Сальвадор Дали, Гала или Поль Элюар, отец Сесиль — настолько сама она всю свою жизнь всячески сторонилась известности.

Сесиль Элюар фактически не давала интервью, упоминания о ней в литературе очень немногочисленны, скупы по объему и редки.

Да, пока были живы ее отец и мать, она изредка и вскользь, лишь вынужденно и очень отраженно, как тень своих знаменитых родителей, возникала на общественном небосклоне, но после смерти Гала летом 1982-го года канула во тьму неизвестности окончательно.

Не сомневаюсь, в последние лет двадцать все, или почти все, были абсолютно убеждены, что Сесиль Элюар тихо и мирно скончалась и давно пребывает в ином, лучшем из миров — однако на самом деле это совсем не соответствовало истине. Рожденная в далеком 1918-ом, дочь Поля и Гала прожила, оказывается, очень долгую, длиною без малого в целый век, жизнь и умерла совсем недавно, 10 августа 2016 г., в Париже.

Этой статьей мы постараемся хоть немного нарушить информационный вакуум, окружавший и продолжающий окружать эту женщину — Сесиль Элюар.

Итак, «дитя сюрреализма» — прозвище, данное ей, как нельзя более точно отражает обстановку, окружавшую Сесиль с самых ранних лет. Да, от самого рождения ее окружали выдающие художники и поэты, что, впрочем, крошка вряд ли могла оценить по достоинству.

«Отец повсюду брал меня с собою и обожал показывать своим друзьям — что мне не очень-то нравилось. Все они казались мне слишком старыми, утомительными и скучными. Все, за исключением Пикассо. Тот брал меня с собою на боксерские матчи, и, кроме того, я была единственной, кому разрешилось приходить к нему в мастерскую на улице Грандс Августинс в Париже — без приглашения и когда мне вздумается».

«Скучные» друзья Поля Элюара — Луис Бунюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт, то есть люди, которые во многом определили развитие всего авангардного искусства 20-го века — крошку Сесиль действительно обожали: она была первым ребенком, родившимся в этом славном сюрреалистическом братстве, ниспровергавшем все буржуазные ценности, но бессильном, к счастью вытравить из себя обычные человеческие чувства, такие, например, как любовь к детям.



Ман Рэй без конца фотографировал ее, Макс Эрнст и Пикассо с тем же увлечением рисовали Сесиль — более «звездное» детство трудно себе и представить. Впрочем, сама Сесиль относилась к этому совершенно спокойно — так уж получилось, да и выбора ей, в конце концов, никто не представил.

«Звездной» болезнью ни тогда, ни после она, к чести ее, совершенно не страдала. «Моя жизнь? Моя жизнь была самой что ни есть обычной. Вот только окружение обычным назвать было нельзя, уж точно», — любила уже в преклонные годы повторять она.

Гораздо больше малютку Сесиль уже в ранние годы беспокоило то, чему впоследствии суждено было превратиться в главную трагедию ее жизни — полное отсутствие материнской любви.

Элюар и Гала познакомились в санатории в швейцарском местечке Клавадель, близ Давоса, где проходили курс лечения от туберкулеза. Им было «тридцать шесть на двоих», как метко выразился в свое время Борис Гребенщиков, и оба влюбились друг в друга без памяти.

Да и что может быть прекраснее первой любви? Как сказано в одном романе о Барселоне:

«…Эта самая „первая“ — до бессонницы и удушья; до внутренних бессильных слез от неумения прокричать о ней так, чтобы тебя услышала та, единственная и одна; до ежесекундной, ноющей сладко боли; до безумных и бесконечных качелей над пропастью: от полного неверия к робкой надежде и обратно — словом, самая обычная первая любовь сразила, словно слепо павший из космоса метеорит, маленького Пуйджа в четырнадцать лет.

..» — но вернемся к Гала и Полю.

Чувства эти сохранились и после того, когда курс лечения завершился, и влюбленным пришлось расстаться: Поль Элюар вернулся в Париж, Гала — в Москву.

Расстояние не охладило накал чувств, а разразившаяся вскоре Первая мировая война только, кажется, ускорила решение, к которому неизбежно шли оба: в этой жизни им суждено быть вместе.

Так Гала, проехав на поездах половину континента, оказалась в Париже — призванный на военную службу Элюар не смог даже встретить ее, да и семья его поначалу приняла «эту непонятную россиянку» холодно.

В феврале 1917-го они поженились, и беременная к тому времени Гала отправилась в Нормандию, где у родителей Элюара имелся дом — подальше от подвергавшегося регулярным бомбардировкам Парижа.

Именно там, 10 мая 1918-го г., и появилась на свет крошка Сесиль Элюар. Часть, в которой служил ее отец, была расквартирована тогда в Леоне, и горячо ждавший рождения своего ребенка Поль не смог, к своему величайшему сожалению, присутствовать при ее рождении.

Однако, узнав, что роды прошли успешно, он был на седьмом небе от счастья — он страстно хотел этого ребенка, и впоследствии отца и дочь связывали самые сильные чувства.

Чего, кстати, совершенно не скажешь о маме — Гала. Очевидно, роль матери не совсем входила в ее планы — вот почему на немногочисленных фотографиях той поры Гала выглядит скорее озадаченной, удивленной и недовольной, чем счастливой.



Гала с дочерью Сесиль и свекровью

Вскоре выяснилось, что материнский инстинкт вовсе не фигурирует в числе достоинств Гала, которая проявляла к Сесиль удивительное ранодушие. Похоже, она видела в дочери прямую угрозу тому свободному и богемному образу жизни, который был принят в творческой среде, и к которому она быстро и охотно привыкла.

Как вспоминала Сесиль, одно время они жили в небольшой деревушке Обонь, неподалеку от Парижа, и каждый раз, когда Поль Элюар уезжал на очередное собрание кружка сюрреалистов в столицу, Гала, вынужденная оставаться с дочерью дома, почти ненавидела ее за это.

«Поди погуляй в сад» — эту фразу в таких случаях Сесиль приходилось слышать от матери чаще всего. Это «сад», где ей приходилось проводить долгие одинокие часы, Сесиль, в конце концов, просто возненавидела.



Именно в этом уютном домике в Обоне в течение года с четой Элюар и их дочерью проживал немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст, с которым у Гала закрутился бурнный, я бы сказал, испепеляющий роман — с которым Полю, дадаисту и сюрреалисту, активному стороннику свободной любви, оставалось только смириться.

«Шведская семья», «хозяйство на троих» — назвать такого рода отношения можно как угодно, но их сомнительной сути это не меняет.

Художник-гость, к которому Гала испытывала все большую страсть, расписал в доме фресками все стены и, в конце концов, выжил оттуда хозяина-поэта. В отчаянии, наевшийся сверх меры пресловутой «свободной любви» Поль пытался сбежать от жены и друга, с которым приходилось делить жену, в Азию — однако из бегства этого ничего не вышло.

К тому времени Гала сделалась его абсолютным наваждением, от которого он так и не смог избавиться до конца своих дней. Способствовали ли эти «африканские страсти» безоблачному детскому счастью Сесиль? Нет и еще раз нет.

Впрочем, худшее еще ждало девочку впереди. В 1929-ом Гала и Дали впервые увидели друг друга — и после первой встречи уже не расставались.

До того у Сесиль все-таки была какая-никакая, пусть и не особенно любившая ее, мать. В новой жизни Гала места для Сесиль попросту не нашлось.

Конечно же, нужно принять во внимание крайне сложные финансовые обстоятельства, сопровождавшие начало совместной жизни Дали и Гала (был период, когда у них было ни копейки денег, равно как и крыши над головой), однако это не отменяет непреложного и жестокого факта: Гала, уйдя к новому спутнику жизни, решительно и даже, создается впечатление, с видимым облегчением навсегда вычеркнула родную дочь из жизни.

Не раз и не два я уже высказывал эту мысль, повторю ее и сейчас: очевидно, отмеренных Гала Всевышним запасов душевного тепла хватало лишь на одного человека одновременно — и таким человеком сделался для нее 25-летний каталонский художник. Точно такая же особенность была, кстати, присуща и Сальвадору Дали, и в этом он и Гала были похожи, как самые настоящие близнецы.

Что до Поля Элюара — впавший в пожизненную зависимость от Гала, он страдал безмерно, не в силах поверить, что в этот раз Гала ушла от него навсегда. Он бесконечно писал ей полные тоски и эротики письма, тщетно надеясь, что наваждение в лице Дали не продлится долго. 



Поль Элюар с дочерью Сесиль

Хватаясь за всякий шанс вернуть Гала, он пытался взывать к ее материнским чувствам: «Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя — и моя — дочь».

Однако Гала не из тех, кого можно пронять сентиментальными вздохами. Страдающий и одинокий, Элюар подбирает на панели Нуш — бывшую танцовщицу, которая оказалась не в лучшей ситуации и на тот момент времени зарабатывала на жизнь проституцией. Такая же ранимая и хрупкая, как и сам Поль, Нуш станет ему любовницей, а затем и женой, хотя в глубине души не без печали будет осознавать, что в сердце Элюара на первом месте всегда будет Гала.

По словам самой Сесиль, они с Нуш прекрасно ладили, хотя мать ей новая избранница Поля заменить так и не смогла. Да это и невозможно в принципе, ведь мать, по словам той же Сесиль, бывает только одна. Кстати, именно в этот период отношения между Сесиль и Пикассо были отмечены особой теплотой — даже в отпуска они выбирались одной компанией.



Сесиль Элюар (слева) и Дора Маар

В 1938-ом, в возрасте 20 лет, Сесиль вышла замуж в первый раз — за поэта Люка Декана, брак с которым не продлился долго.

В 1946-ом она снова сочеталась узами брака: на этот раз с художником Жераром Вуллени, а после бывала замужем еще дважды. 



Пабло Пикассо. Портрет Сесиль Элюар. 1936

В 1948-м умерла Нуш, вторая супруга Элюара, что стало для него тяжелейшим ударом — и Сесиль, беременная в то время дочерью Клер постоянно была в то время рядом с отцом.

Поль Элюар, успевший еще раз жениться на Доминик Лемор, умер четырьмя годами позже, а вот Гала — мать, которой у Сесиль никогда не было — пережила первого мужа на целых 30 лет и умерла 10 июня 1982-го.

Со смертью Гала связан и еще один печальный для Сесиль эпизод. Как мы уже сказали, никаких отношений с дочерью Гала не поддерживала, и о том, что мать ее находится при смерти, Сесиль узнала из газет.

Бросив все, она помчалась в возлюбленный и воспетый Дали Порт-Льигат, на самый что ни на есть средиземноморский край света, однако увидеть мать ей так и не довелось. Дверь открыла прислуга, заявившая, что Гала не желает видеться с дочерью.

Исходило ли это указание в тот момент от самой Гала, которая в последние недели находилась в практически бессознательном состоянии, либо таковы были инструкции, полученные служанкой загодя — неизвестно, но Сесиль, готовая простить свою сбежавшую однажды и навсегда мать, простить и примириться с ней, была лишена даже этой возможности.

Кроме того, Гала ни словом, ни полсловом не упомянула Сесиль в своем завещании. Через два дня после смерти была обнародована последняя воля умершей, согласно которой знаменитая коллекция Гала переходила супругу, Сальвадору Дали, а после его смерти — театру-музею Дали в Фигерасе.

От себя отмечу, что коллекция эта, которую Гала собирала на протяжении всей жизни и которая на момент смерти владелицы хранилась в Женеве, вовсе не пустячок: она включала в себя 75 замечательных работ Сальвадора Дали, среди которых стоит упомянуть такие известные вещи, как «Великий мастурбатор» и «Загадка Гитлера»!

Возмущенная до глубины души этим финальным проявлением материнского равнодушия, Сесиль, по совету своего адвоката, заявила свои права на часть наследства матери — что на наш взгляд, более, чем справедливо.



Сесиль Элюар

Однако спор между Сесиль и испанским правительством, представлявшим интересы Сальвадора Дали, удалось, в конце концов удалось уладить без судебных тяжб.

Между сторонами было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым Сесиль получила две работы Де Кирико, одну гуашь Пабло Пикассо и две картины Саальвадора Дали, одна из которых — знаменитый «Портрет Поля Элюара» (впоследствии Сесиль продала его за 22 с половиной миллиона долларов), над которым Дали работал как-раз в то для кого-то роковое, а для кого-то счастливое лето 1929-го, в Кадакесе, одновременно воруя у Элюара жену, а у Сесиль — мать. Кроме того, ей достались 2,3 миллиона долларов и 50 миллионов песет.

Но снова, заметьте, снова мы говорим о чем угодно, но только не о самой Сесиль! Вот он, парадокс «дочери сюрреализма», возраставшей в окружении звезд необыйно ярких — но прожившей жизнь самую тихую и незаметную.

Жизнь, по своему определению сторонящуюся вского шума, вспышек софитов и суеты. Почему? Да потому что главной страстью Сесиль были книги. Увлечение старинными и редкими книгами в конце концов переросло в профессиональную деятельность, которой, вплоть до самого удаления от дел, она занималась в Канне.

Что оставила после себя эта женщина, всю жизнь ощущавшая на себе холодный и подавляющий свет ее великой и недоступной матери? Троих детей, семерых внуков, трех правнуков… Как сказано на официальной странице «Ассоциации друзей Поля Элюара», почетным президентом которого являлась Сесиль, «всю жизнь она честно и преданно служила своему любимому делу; любовь и щедрость были ее главными качествами, и свою страсть к искуcству и литературе она передала своим детям. ..»

Сесиль умерла 10 августа 2016 г., а тремя днями позже была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с отцом и его второй женой, Нуш.

Сергей Захаров

Из: Barselona-Excurs. Экскурсии на русском в Барселоне

Также читайте: Любовный треугольник Поль Элюар — Гала — Дали

Cécile Éluard – alexanderadamsart

[Изображение: Эрик Шааль, Сальвадор Дали и Гала работают над павильоном «Сон о Венере», 1939 . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018 г. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

I. Жизнь Гала

Гала Дали вызвал неоднозначную реакцию публики. Ее считали музой, загадкой, чуткой культиваторшей творчества и развратной сердцеедкой. Она — одна из самых противоречивых фигур среди историков сюрреализма. Ее тень вырисовывается большой, простираясь на манер Далиана через пейзаж сюрреализма. Она была поражена рядом крупных творческих людей — среди прочих, у нее были отношения с Дали, Элюаром, Эрнстом и де Кирико, — но многие, кто встречался с ней, описывали ее как трудную и требовательную, вызывающую у знакомых больше уважения, чем привязанности. Прежде всего, она осталась в памяти и воображении миллионов людей как центральный повторяющийся предмет искусства ее мужа Сальвадора Дали, который был так предан ей, что обычно подписывался «Гала Сальвадор Дали».

Англоязычный перевод каталога недавней выставки в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне (5 июля — 14 октября 2018 г.) исследует жизнь Гала Дали, показывая потрясающие фотографии и личные документы. Это обзор каталога.

[Изображение: Неизвестный автор, Портрет Гала «Тет в замке» . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018.]

Елена «Гала» Ивановна Дьяконова Элюар Дали родился в Казани, Россия, 7 сентября 1894 года. В раннем возрасте Гала страдала от туберкулеза, и ее семья из среднего класса отправила Галу в горный санаторий в Швейцарии. По прибытии в 1912 году она познакомилась с подающим надежды поэтом Полем Элюаром (1895–1952). У них завязался роман, который в 1916 году привел к свадьбе. Он часто писал о ней, ее красоте и гипнотическом взгляде, который вдохновлял многих художников, фотографов и писателей, связанных с движениями Дада и Сюрреализма.

Она была сложным персонажем, но это часто упускалось из виду из-за того, насколько скрытной она была в некоторых отношениях. Распространенное обвинение в том, что Гала была охотницей за деньгами – в отношении отношений – несправедливо. Когда она ушла от Элюара к молодому и бедному Дали в 1929 году, она пошла на риск, и это кажется искренним эмоциональным обязательством с обеих сторон. Ее влечение к мужчинам никогда не кажется материалистичным, хотя она и была материалисткой. Гала была одновременно освобождена своим блуждающим взглядом и в то же время поймана в ловушку своим либидо. По мере того, как она использовала свою свободу, она становилась все более зависимой от своего эротического влечения и романтических отношений. Утверждение ее независимости в сексуальных вопросах заперло ее в образе жизни, который привел к тому, что ее публично считали музой и любовницей. Хотя Эстрелла де Диего, автор каталога, справедливо отмечает, что взгляды русских женщин и испанок были связаны с влиянием ориентализма (выдвинутого Эдвардом Саидом), этот момент подвергается критике. Все культуры развивают нарративы, включающие взгляды на себя и чужие культуры, которые утверждают и повторяют стереотипные черты своих и чужих групп. Это явление не уникально для Западной Европы, а повторяющееся универсальное явление.

Хотя образ таинственной пожирающей богини — той, что очаровывает и отталкивает, соблазняет, а затем избавляется от любовников — является клише, он также точно описывает роль, которую Гала исполняла в кругу сюрреалистов. Она действительно была плодовитой любовницей, уверенной в себе и напористой, пугающе резкой, вдохновляющей, но в то же время глубоко личной, не в последнюю очередь о своем русском прошлом и своих сокровенных чувствах. Хотя это клише не является полной правдой, оно хорошо описывает функцию Галы как музы сюрреалистов, игнорируя при этом правду (насколько это вообще возможно) о ее внутренней жизни.

В 1929 году Гала и Элюар отправились на лето в Кадакес в дом Дали. (См. мой обзор Магритта и Дали здесь.) Гала закрутила роман с Дали, который привел к браку и продлился до ее смерти. В первые годы они постоянно были вместе, посещая светские мероприятия, сюрреалистические балы и богемные собрания, где участвовали в сеансах и отвечали на вопросы анкеты. Они были эффектной парой, оба очень привлекательные и стильно одетые. Когда они проводили время в Нью-Йорке в 1930-х годов они сразу же стали хитом среди коллекционеров произведений искусства и прессы. Дали стал считаться безумным сюрреалистом по преимуществу, а таинственная Гала — его отчужденной и гламурной музой. Они провели 1940-е годы в Америке, братаясь с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, а Дали зарабатывал на жизнь рисованием сюрреалистических портретов миллионеров. Когда они вернулись в Испанию в 1949 году, Дали считался продажным и предателем за поддержку генерала Франко. Когда Дали объявил, что будет писать религиозные картины, прославляющие божественное величие католической веры, с Галой в качестве модели, сюрреалисты и последователи модернистского искусства отвергли его как бессовестного искателя рекламы. В 1960-х Дали многие считали неуместным клоуном. Он нашел новую волну сторонников среди хиппи и поклонниц, которые приехали в дом Дали в Порт-Льигате. Его сказочные образы были идеальным сопровождением для ЛСД-трипов. Сексуальной распущенности Дали предавались андрогинные молодые люди на уединенном пляже, в то время как Дали вершил суд на каменном троне. (Он предпочитал смотреть, а не участвовать.)

Гала закрутила романы с молодыми мужчинами. Ее потребность в уединении — она презирала сексуальные выходки поклонниц на пляже — привела к покупке башни в Пуболе в 1919 году.69. Эта башня недалеко от их дома в Порт-Льигате будет ее частной собственностью, и Дали не будет разрешено посещать ее без письменного приглашения от нее. (Это было проявлением его глубокого мазохизма, заявил он.) Вместе пара руководила ремонтом и проектировала украшения, некоторые из которых Дали нарисовал. Другие кажутся работой его помощников в студии. Образцы далийского вдохновения можно увидеть в иллюзионистских фресках, чучелах животных и сюрреалистических ансамблях. В этом каталоге представлено множество фотографий башни во времена Галы и ее нынешнее состояние, которое в основном такое же, как и было. В 1971 Vogue опубликовал фотографии пары в башне и новые произведения декоративно-прикладного искусства. Однако Гала была фанатично скрытной и отказывалась пускать посетителей, пока ее не было, максимально ограничивая доступ к своей башне. Историки часто упускают из виду Пуболя, который, как правило, бегло пропускает последние годы жизни художника. Это был совместный проект, хотя неясно — судя по приведенным здесь свидетельствам — кто за какие части отвечал. С 1990-х годов башня доступна для посетителей.

Гала умерла в 1982 году и была похоронена в подвале башни Пуболь. Дали, уже страдающий от симптомов болезни Паркинсона и неспособный ходить, отказался от еды, и впоследствии его кормили через носовую трубку. Он был неспособен рисовать из-за тремора и глубокой депрессии. Дали намеревались похоронить в башне рядом с Галой. Он спроектировал гробницы-близнецы так, чтобы их духи могли держаться за руки. После смерти Дали в 1989 году мэр Фигераса ошеломил людей, объявив, что в последние дни своей жизни Дали поделился с ним своим желанием быть преданным земле в Театро-музее в Фигерасе, сделав публичное заявление, которое застало всех врасплох. Никто из тех, кто знал Дали, не верил, что Дали хочет расстаться с Галой. Мэр совершил циничный переворот, сохранив тело художника из соображений гражданской гордости. Прежде чем кто-либо успел выступить с серьезным протестом, в Фигерасе состоялись похороны. Сегодня посетители музея бродят по его надгробию, не замечая его.

Дали следует перезахоронить в башне Пуболь рядом с Галой.

 

II. Выставка

Выставка в Барселоне была посвящена жизни Галы, подчеркивая ее роль музы и соавтора. Описание Галы как создателя спорно. (Это будет обсуждаться в части III.) На выставке используются фотографии, произведения искусства и имущество из ее башни в Пуболе в качестве точки фокусировки, которая олицетворяет взаимодействие между ней и Дали. Дали был лишь одним из художников в ее жизни, хотя, по общему признанию, самым важным для нее. Башня рассматривается куратором как коллаборация, отражающая не только характер Галы, но и как проявление ее творчества как сотворца.

В каталоге воспроизведены некоторые из ее вещей, включая книги, зеркала и иконы. С поэтессой Анастасией Цветаевой она была знакома с детства, и в коллекции хранится копия одной из ее книг с надписью Гале от автора, датируемая 1974 годом. Многие ее книги русскоязычные, в основном классика в твердом переплете. Это и несколько сентиментальных примет из России напоминают нам о невидимой стороне Галы как русского эмигранта. Есть примеры платьев и жакетов, которые Гала носила в 1940-х годов и сохранены. Гала оставалась стройной, поэтому платья подходили ей даже спустя десятилетия после того, как она их приобрела. Есть фотографии из ее детства вплоть до 1970-х годов. В самые последние годы Гала не любила фотографироваться. Есть и другие фотографии (далеко не все поздние), где Гала соскребла лицо, недовольная своей внешностью – признак ее тщеславия и неуверенности. Некоторые из самых интригующих фотографий — Гала в молодости с Элюаром в санатории: она стоит в ослепительном снегу, сидит внутри с другими пациентами с легкими, играет в шахматы или читает книгу. Поразительная пара фотографий показывает, что Гала и Элюар одеты как Пьеро. Одна из фотографий принадлежала Андре Бретону

На фотографиях молодой пары 1930-х годов можно увидеть сильную привязанность, которую они испытывали, их физическую близость и удовольствие от общества друг друга. Обнимающаяся пара в фотобудке — один из самых трогательных примеров их личной химии. Мы видим молодых влюбленных, живущих в домашних условиях, общающихся с другими сюрреалистами в галереях и на пляже в Испании. Есть фотографии Ман Рэя, которые укрепили ее репутацию главной музы сюрреализма. Есть знаменитый снимок лица Галы, демонстрирующий «взгляд, пронзающий стены», как выразился Элюар. Есть фотографии красивой пары, сделанные Битоном и Хорстом. Близкая дружба поэта Рене Кревеля с Галой проявляется в их фотографиях и письмах. Самоубийство Кревеля в 1935 сильно прочувствовали и Гала, и Дали. Такая дружба делает Гала более симпатичной, чем в биографиях Дали.

На многих фотографиях Гала изображена как муза модельеров. С ее хорошим костяком и стройным, но женственным телосложением, не говоря уже о ее известности в социальных кругах, ей часто давали наряды для публичных мероприятий. Есть фотография, на которой она изображена в знаменитой шляпе на высоком каблуке Скиапарелли — концепция, которую Дали и Гала придумали для сюрреалистического бала и которая была разработана кутюрье с их разрешения.

[Изображение: Андре Кайе. Гала со шляпкой Эльзы Скиапарелли  вдохновлен дизайном Сальвадора Дали  (1938) Андре Кайе. Париж. Права на изображение Гала и Сальвадора Дали защищены.
Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]

Иллюстрации включают исходные фотографии Галы, позировавшей для Leda Atomica (1947), Galarina (1945) и других картин. (Гала не стеснялась позировать обнаженной.) Есть фотография профиля 1933 года, которая использовалась для Портрет Галы с лобстером (1933). На выставке было представлено множество картин, рисунков и гравюр Дали. Это показывает, как часто Гала появлялась в творчестве Дали, часто как центральный мотив. Гала стала целым миром, который населяет и оживляет воображение Дали. Она — Мадонна, которая безукоризненно плывет ( Мадонна Порт-Льигата ), воплощение классической грации ( Леда Атомика ), вечная женщина, распыленная ( Плоть декольте моей жены, одетая, опережающая свет на полной скорости ), таинственное параноидальное видение ( Моя жена, Обнаженная , Созерцание собственной плоти, ставшей лестницей , Три позвонка колонны , Небо и архитектура ), приснившаяся женщина-ребенок ( Раскаяние ), непознаваемая фигура из картина старых мастеров ( Сахарный сфинкс ) и уверенная в себе сексуальная современная женщина ( Галарина ).

Многие работы Дали с изображением Гала были выставлены на выставке в Барселоне и проиллюстрированы в каталоге. Ассортимент был хорошим, работая в каждом периоде. Несколько слабых поздних работ показывают усталость Дали в XIX веке.60-х и 1970-х годов. Есть несколько рисунков на кальке, показывающие Дали, обведенные фотографиями во время подготовки картин. Гелиогравюры — метод светочувствительного переноса рисунка на пластину для травления — показывают, как Дали использует технические средства для воспроизведения искусства. Хотя это допустимый способ создания отпечатков, его использование препятствует художнику изучать технику гравюры и развивать способности в гравюре. Уже к началу 1930-х годов Дали использовал ярлыки для создания искусства. Растущее коммерческое и общественное давление с целью создания произведений искусства привело к тому, что Дали стал работать с меньшим участием, включая использование помощников, фоторепрографию и, в конечном итоге, лицензирование других для производства материалов, которые он одобрял.

[Изображение: Сальвадор Дали, Память о женщине-ребенке. Императорский памятник женщине-ребенку (1929 г.), Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид. Завещание Дали. © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

К счастью, большая часть искусства здесь сделана хорошо, с оригинальностью и искренним чувством. Он включает кредиты из Театро-музея и известных музейных и частных коллекций. Для поклонников Дали здесь есть чем насладиться, не в последнюю очередь исходными фотографиями Галы, которые использовал Дали. Любители Дали будут очарованы сочетанием искусства и источников. Было включено несколько произведений искусства, созданных не Дали, но с участием Гала.

Есть горстка экскизов трупов , в которых Гала участвовала в показе. Игра состоит из сложенного листа бумаги, который передается по кругу, и игроки рисуют часть изображения, не зная остальной его части. Также есть версия со словами. Журнальная иллюстрация документирует ныне утерянную сюрреалистическую сборку, сделанную Галой. Такие объекты обычно изготавливались художниками и нехудожниками из группы сюрреалистов, настолько, что примерно в 1930–1932 годах это считалось манией. Документальные фотографии Гала, Дали и группы производителей, создающих Dream of Venus (вклад Дали на Всемирную выставку в Нью-Йорке 1939 года) показывают вклад Гала в творческий процесс. Павильон был отчасти сюрреалистической средой, отчасти аттракционом тематического парка, отчасти витриной магазина; его разобрали, когда ярмарка закрылась.

Были выставлены некоторые личные открытки и письма к Гале и от нее. В их число входит черновик письма ее отцу в Россию, написанный в 1945 году. Гала поддерживала связи со своими братьями, сестрами и родителями, несмотря на географическое разделение. Единственным величайшим вкладом этой выставки было раскрытие аспектов Галы, отсутствующих в искусстве других, а именно ее личного чтения и ее русского происхождения.

 

III. Каталог

Этот каталог представляет Галу как активную участницу искусства, вдохновленного ею, а также предполагает, что она была чувствительным писателем, на основании ее писем и незаконченного фрагмента воспоминаний. Рукопись была найдена совсем недавно и опубликована в 2011 году. Судя по приведенным здесь кратким цитатам, это определенно информативный и интересный документ. Гала была переводчиком Дали в первые годы их жизни в США. Она управляла его карьерой и использовала обаяние и упорство для продвижения его искусства. Однако здесь не следует переоценивать ее влияние. Дали уже добился значительных успехов в Испании до того, как встретил Гала, и нет никаких оснований думать, что его уникальное видение, эксцентричность и стремление к славе (все это установлено к 1929) не добился бы большого успеха без Галы. Де Диего обсуждает возможность того, что Гала приложила руку к опубликованным произведениям Дали, но помимо доказательств того, что Гала исправляла французский язык Тайная жизнь Сальвадора Дали , она представляет не более чем предположение. Несомненно, некоторые произведения Дали восходят к разговорам с Галой, но, повторюсь, Дали уже был плодовитым писателем еще до того, как встретил Галу.

[Изображение: Сальвадор Дали, Гала Плацидия. Галатея сфер ( 1952), Гала-фонд Сальвадора Дали, Фигерас. Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]

Похоже, Гала была довольна работой с другими творческими людьми и через них, вместо того, чтобы представлять себя в качестве основного творца. Она публиковалась очень мало. Де Диего отмечает предисловие Гала к раннему сборнику стихов Элюара. В конечном счете, казалось, что сотрудничество с моделью вполне удовлетворило Галу. Возможно, она не была уверена в своих способностях и в окружении известных авторов стеснялась представлять свои сочинения. Определенно кажется, что материала высокого уровня достаточно, чтобы гарантировать публикацию сборника сочинений, включая ее мемуары, случайные статьи и письма, отдельным томом.

В качестве биографического исследования (по общему признанию, не полной биографии) текст каталога Эстреллы де Диего имеет серьезные недостатки. Анна-Мария, сестра Дали, не освещена подробно, и ее важность не прояснена. Братья и сестры были очень близки, и Анна Мария является героиней многих ранних портретов. Анна-Мария и Гала невзлюбили друг друга с самого начала, и между (с одной стороны) Анной-Марией и Дали-старшим и (с другой) Дали и Галой начался взаимный раскол. Еще одно упущение — Сесиль, дочь Галы от Элюара, с которой плохо обращалась ее мать: брошенная в детстве и отвергнутая во взрослой жизни. После смерти Галы Сесиль обменяла искусство Дали, которое у нее было, на фотографии и письма, относящиеся к ее отцу, в поместье ее матери. Нелюбовь Галы к собственному материнству и ее холодность по отношению к дочери практически отсутствуют в этом рассказе. Де Диего предполагает, что полное отсутствие Сесиль в черновом тексте мемуаров Гала было тем, к чему Гала вернулась и добавила его позже. Хотя интересно.

Де Диего излагает «Гала-творца без видимой работы». Она также считает Гала соавтором искусства Дали, отчасти на основании присутствия здесь в его творчестве, подписи Дали «Гала Сальвадор Дали» и его постоянных ссылок на нее в публичных заявлениях о его идеях и искусстве. Это приводит ее к идеям делегированного авторства искусства и концепциям, предложенным постмодернистами. Эти аргументы не более и не менее понятны или убедительны, чем любые другие аргументы постмодернизма. Идея о том, что башня Пуболь похожа на концептуальное произведение искусства, может быть обоснованной. Однако другое утверждение де Диего о том, что Театро-музей не является концептуальным произведением искусства — из-за того, что он отдает приоритет постановке ранее существовавшего искусства и является общественным пространством, — необоснованно. Большая часть опыта посещения Театра-музея — это концептуальная постановка искусства, коллабораций и сборок, созданных специально для этого места. Действительно, существование музея, занимающего театр из детства Дали, переосмысленный как частично разрушенная, частично преобразованная сцена для его искусства, является концептуальным проектом.

Автор очень тонко проводит параллели между Галой и другими творцами. Из-за ограниченного общественного понимания Галы этот каталог, возможно, лучше было бы использовать для описания ее деятельности с использованием цитат из писем и ее неполных воспоминаний, включая личные фотографии Галы и фотографии Дали для картин, чтобы расширить общие знания о Гале. Существует всеобъемлющая хронология, которая будет источником для исследователей; это указание на то, каким мог бы быть этот каталог.

Возможно, одна из причин, по которой де Диего предпочитает останавливаться на спекулятивных параллелях с Клодом Кэхуном и Джорджией О’Киф, а не обсуждать жизнь Галы, — это моральная мрачность. Это не ссылка на открытый брак Дали — вопрос, который пара должна обсудить наедине, — а скорее причастность Галы к неэтичному поведению. Де Диего опускает проверенные рассказы о том, как Гала заставляла Дали производить все больше и больше коммерческих работ, в большинстве из которых он мало участвовал в творчестве. Дали авторизовал скульптуры произведений мастеров, в том числе серию вариаций, изготовленных мошенническим путем в «дополнительных» изданиях. Дали подписал десятки (возможно, более сотни) тысяч чистых листов для изготовления разрешенных, пиратских и откровенно поддельных репродукций. Это нанесло огромный ущерб художественной репутации Дали. Мир искусства наводнен фальшивыми Дали, что признают даже эксперты и музеи Дали. Гала была замешана в этом мошенничестве.

У Дали была тяга унижать себя и окружающих, получая удовольствие, наблюдая, как товарищи изменяют своей морали до тех пор, пока не сдаются, поддавшись своей жадности. Тем не менее, если бы Гала проявила свою личную власть, она могла бы предотвратить или обуздать это. Гала был замешан в мошенничестве, контрабанде валюты, уклонении от уплаты налогов и подделке документов. На рейсах она возила чемоданы с незадекларированной наличностью; она поехала из Парижа в Нью-Йорк, чтобы положить чеки в свой банк, чтобы уклониться от налогов в Испании. Гала участвовала на всех уровнях в личной, художественной и юридической коррупции Дали и последующем ограблении тысяч коллекционеров Дали.

Это только один аспект Галы, но он центральный, потому что связан с ее стяжательством и эгоизмом. Эта коррупция нигде не упоминается в этой книге. Да, Гала была оклеветана, и эта книга стремилась выявить творческую сторону Галы и ее связи с художниками и писателями, но без признания темной стороны характера Галы мы получаем неузнаваемый портрет. Читатели этой книги уйдут, зная только половину Галы.

Де Диего приводит обоснованные доводы в пользу оценки Галы в более сочувственной и округленной манере. Письма, фотографии и личные вещи, которые она обнаружила в коллекции Музея Дали (и представленные на этой выставке), достаточны, чтобы свидетельствовать о сложном, культурном характере и творчестве Галы. Однако, судя по этой книге, де Диего плохой защитник. Нападки автора на Андре Бретона достигают невообразимого — они заставляют Бретона казаться сочувствующим и достойным, обрушивая на него мелочную критику. Бретон был человеком с огромными недостатками: высокомерным, авторитарным, отчужденным, агрессивным, носившим пожизненные обиды, настоящим тираном. Тем не менее, де Диего так увлечена отстаиванием Галы (и других женщин-сюрреалистов), что ее аргументы делают — посредством переноса — эти женщины кажутся слабыми и сварливыми, забитыми и раздражительными. Любой, кто изучал женщин-сюрреалистов — как я это делал для многочисленных обзоров — знает лучше. Когда ваши аргументы отпугивают естественно сочувствующих читателей, вам как защитнику необходимо проанализировать свои ошибки.

Де Диего настолько убеждена в том, что Гала — еще одна талантливая женщина, вычеркнутая шовинистами из истории, и так воодушевлена ​​своей ролью защитника Галы, что увлекается неопубликованными произведениями Галы, видя в ней « художник без тела работы». Мы подходим опасно близко к феминистской ошибке: из-за прошлой несправедливости сегодняшний недостойный человек должен в качестве компенсации получить незаслуженный статус. Быть художником требует усилий, целеустремленности, достижений и концентрации художника. Быть художником не случайно. Гала Дали, талантливый автор прозы и корреспонденции, не был художником.

Подводя итог: первичный материал выставки и каталога дают нам гала-концерт более сложный и симпатичный, чем представленный до сих пор; доводы Гала как независимого творческого художника-писателя не подтверждаются материалами и концепциями, изложенными в каталоге, хотя материал достоин обширной публикации; Представление каталога жизни Галы и отношений с Дали настолько неполно, что может ввести в заблуждение. Если оставить в стороне партийную позицию автора и его слепые пятна, эта книга содержит ценные исходные фотографии и факты о Гала Дали и творчестве Сальвадора Дали.

 

Estrella de Diego, Gala Salvador Dalí. Собственная комната в Пуболе , Национальный музей искусства Каталонии / Музеи Дали, 2018 г., мягкая обложка, 255 стр., полностью иллюстрированный, 40 евро, ISBN 978 8480 433396 (доступны версии на испанском и каталонском языках)

© 2019 Александр Адамс

Мои произведения искусства и книги можно посмотреть здесь: www.alexanderadams.art

«Знать ее значило ненавидеть ее»

Сегодня, 60 лет назад, произошла одна из наименее вероятных встреч 20-го века, когда испанский художник Сальвадор Дали и его жена Gala получили аудиенцию у Папы Пия XII.

Дали, подстрекаемый своей одержимо-честолюбивой женой, начал наступление с помощью обаяния, чтобы завоевать благосклонность церкви, а также режима Франко в Испании. Первым шагом в его плане стала недавно завершенная картина «Мадонна из Порт-Льигата » (на фото выше), которую Дали принес с собой для «Покажи и расскажи Святому Отцу». В скромном масштабе полиамурная Гала несколько неуместно изображена в образе Пресвятой Богородицы. Какое уютное трио: художник-сюрреалист, чьи предыдущие работы включали картину Осквернение воинства и кощунственное сотрудничество с режиссером Луисом Бунюэлем и его женой-нимфоманкой, стреляющей в ветер с Верховным понтификом. К сожалению, их разговор не был записан, хотя Дали сообщил, что Пий был взят с Мадонной .

«Я могу вам помочь?»

Тот факт, что Дали, самый известный и наименее ортодоксальный из сюрреалистов, должен был встретиться с Папой, стал последней каплей для Андре Бретона. Человек, чей автократический контроль над движением принес ему титул «папы сюрреализма», требовал апостольской монополии. Хотя бретонский коммунист и все более реакционный Дали никогда не были политическими соратниками, это нарушение радикального антиклерикализма сюрреалистов было слишком большим оскорблением.

Примерно в это же время Бретон назвал Дали пренебрежительной анаграммой Avida Dollars, но на самом деле это был Гала, чья жадность так запятнала репутацию художника.

Историк искусства Джон Ричардсон язвительно пишет о Ла Гала в своей книге Священные монстры, Священные мастера . «Знать ее означало ненавидеть ее», — утверждает он, называя ее по-разному «вираго», «женщиной-пауком», «древним харриданом» и «одной из самых отвратительных жен, которых когда-либо оседлал крупный современный художник». Другие были менее добры. (Но была бы Гала так опорочена из-за размаха ее завоеваний, если бы она была мужчиной? Это маловероятно.)

Гала, урожденная Елена Дмитриевна Дьяконова в России в 1894 году, вышла замуж за французского поэта Поля Элюара в 1917 году, хотя она была слишком женщиной для одного мужчины и имела целую вереницу других любовников. В конце концов пара договорилась о трехсторонней договоренности с немецким сюрреалистом Максом Эрнстом.

В 1929 году она познакомилась с малоизвестным тогда Сальвадором Дали, и их судьбы — к добру или к худу — навсегда переплелись. Дали, чьи единственные серьезные отношения до сих пор были с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и его собственной рукой, был загипнотизирован доминирующим русским.

Они поженились на гражданской церемонии в 1934 году (Пий, очевидно, отклонил просьбу Галы о разводе с Элюаром во время их короткой встречи). Казалось, почти все, включая отца Дали и большую часть окружения художника, не одобряли этот союз. Дали увековечил Гала в некоторых из своих самых важных работ, Гала поощрял слабость Дали к унизительным рекламным трюкам.

Сальвадор и Гала Дали перед более поздней версией Мадонны. его подпись. Гала, по словам Ричардсона, нуждалась в деньгах, чтобы содержать своих молодых любовников, ее огромное сексуальное влечение не уменьшилось с возрастом.

Гала умерла в 1982 году, но не, как она хотела, в деревне Пуболь, где для нее и Дали была приготовлена ​​могила. Тот факт, что вместо этого она неудобным образом умерла в Порт-Льигате, привел к последней и соответственно сюрреалистической поездке: ее усадили в машину, как если бы она была еще живой, и отвезли туда.