Щелкунчик костюм: Костюмы Щелкунчика для мальчика

В ожидании «Щелкунчика». «Театрал» заглянул за кулисы главного новогоднего спектакля страны — Театрал

Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала».

В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. В этом году немало вводов. Каждому артисту, танцующему впервые, необходимо подготовить костюм: если есть подходящий – подогнать его по фигуре, если нет – сшить новый.

Постановка Юрия Григоровича, который работал над спектаклем вместе с художником Симоном Вирсаладзе, увидела свет в 1966 году. С тех пор внешний вид костюмов не изменялся. Для каждого из них существует готовый образец. Задача мастеров заключается в том, чтобы максимально точно повторить эталон. «Мы получаем образец и узнаем фамилию артиста, затем подбираем ткань, ее окрашивают, костюм кроят, проводят примерку и. наконец, пошив. Заключительный этап – отделка и, если необходимо, роспись. В данном случае костюм – это повтор, поэтому привносить новое мы не имеем права», – рассказывает художник-модельер Елена Меркурова.

Пошивочный цех (как и костюмерный) делится на мужской и женский: часть мастеров специализируется на мужских костюмах, часть – на женских. Но в любом случае каждый костюм шьет отдельный специалист.

Если пошивочные цеха отвечают за изготовление и крупный ремонт костюмов, то костюмерные – за хранение и поддержание изделий в должном виде. «Мы принимаем костюм, наносим инвентарный номер и фамилию актера, стираем и выполняем мелкий ремонт», – рассказывает костюмер Ксения. В стенах ГАБТа есть также собственный прачечный цех (белье сдается в стирку, костюмы – в чистку).

Хранилище костюмов текущего репертуара, в том числе и «Щелкунчика», находится в подземных этажах. В прохладном помещении одежда развешивается на большие напольные вешалки и убирается в одинаковые бежевые кофры. Вешалки на колесах, поэтому для простоты костюмеры называют их каталками. Каждая каталка подписана: на ней значатся название спектакля и персонаж. Например, так: «Щелкунчик. Соло «Маша». За пару дней до спектакля костюмы поднимаются наверх при помощи грузовых лифтов.

В женской половине цеха хранятся платья Мари. На фото – костюм ведущей солистки Кристины Кретовой.

Красный мундир Щелкунчика-принца – в мужской части. Костюм первого акта имеет золотую отделку, второго акта – серебряную.

Важный персонаж спектакля – Мышиный Король. Его голова увенчана короной и снабжена сеткой для лица. Это своеобразное окошко, через которое актер смотрит на происходящее вокруг. Лицо исполнителя гримируется серо-зеленой краской (под цвет шерсти Короля), поэтому становится незаметным – зрители видят только королевскую голову. Кстати, на профессиональном костюмерном жаргоне Мышиный Король зовется Главный Крыс. Почему Крыс – загадка, но имя прижилось и фигурирует даже в некоторой цеховой документации.

Король, разумеется, располагает гвардией. Головы гвардейцев выглядят проще, потому что это рядовые мыши (или крысы… Мы уже не уверены).

Хотя костюмные материалы на протяжении многих лет остаются неизменными, шерсть для наряда Мышиного Короля все же решили заменить бифлексом: у актера большая партия, и в шерстяном ему слишком жарко.

Известные персонажи балета Чайковского – куклы, исполняющие национальные танцы: французский, китайский, испанский, индийский и русский. В их костюмах используется парча, хлопчатобумажный бархат и плотный атлас. В качестве основы берется бязь, поскольку хорошо держит форму. 

На отделку идут те же ткани, что и на костюмы, а также блестки, пластиковые бусины, камни и другая фурнитура. Для имитации снежинок используется сетка, сложенная в несколько слоев.

На головном уборе русской куклы – простые пластиковые кристаллы. Вблизи они кажутся немного тусклыми, однако на сцене благодаря освещению начинают играть и переливаться.

«Многие артисты, выступающие за границей, отмечают, что наши костюмы очень легкие, двигаться в них не так жарко», – говорят костюмеры. Костюм китайской куклы, судя по весу, не очень легок для балетного танцора, но сделать его легче нельзя – в нижней части специальный обруч, который держит форму.

Кульминация балета – «Вальс цветов». На фото – костюм мальчика (ручная отделка бисером).

Большинство костюмов снабжено застежками-крючками. Быстрее всего застегивается «молния», но она в любой момент может разойтись. Кнопки легко расстегиваются, так что тоже подводят. Крючок в этом смысле самая надежная вещь, поэтому на практике используется именно он.

Вечер 31 декабря у костюмеров не выходной, а самый рабочий. «Мы уже привыкли, – говорит Ксения, –  поэтому успеваем закончить дела и благополучно добраться домой до боя курантов. Длительность спектакля зависит от дирижера: кто-то управляет оркестром быстрее, кто-то медленнее. Разница минут в пять, но и она существенна. Около половины десятого артисты начинают собираться. Новый год – праздник, и всем хочется поскорее переодеться и поехать к близким. На этажах слышатся быстрые шаги. А мы, чтобы сэкономить время, собираем костюмы по ходу спектакля – сразу после того, как отыгрывается определенная партия. Вешаем одежду сушиться, что-то откладываем в стирку. Поэтому к концу остается сделать не так много».

От редакции
Сердечно благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Большого театра: Михаила Яруша, Елену Меркурову (заместителя начальника пошивочного цеха), Галину Назарьянц (заместителя начальника женского костюмерного цеха), Ксению Игнатюк (заместителя начальника мужского костюмерного цеха), а также мастеров пошивочного цеха Любовь Строганову, Елену Маркелову, Кристину Кусайло и Марию Горюнову. 

Книга «Балет «Щелкунчик». Эскизы костюмов к постановке 1892 года. Худ. И. А. Всеволожский»

Аннотация к книге «Балет «Щелкунчик». Эскизы костюмов к постановке 1892 года. Худ. И. А. Всеволожский»:
Издательство «Альфарет» представляет собрание эскизов костюмов к премьерной постановке балета «Щелкунчик», находящихся на хранении в фондах Санкт-Петербургской Государственной Театральной библиотеки.

Идея создания на сцене Мариинского театра нового балета принадлежит Ивану Александровичу Всеволожскому (1835–1909) — русскому театральному деятелю, художнику, сценаристу. В 1881–1899 годах И. А. Всеволожский занимал должность директора императорских театров, за годы его руководства был проведены важные организационные реформы. В 1890 году Петр Ильич Чайковский (1840–1893) получил заказ от дирекции написать музыку для будущего балета. По замыслу И. А. Всеволожского, «Щелкунчик» должен быть стать не просто балетом, а феерическим действием. Либретто с подробнейшими комментариями разработал Мариус Иванович Петипа (1818–1910) — французский и российский солист балета, педагог, балетмейстер, театральный деятель.

«Щелкунчик» по праву называют главным рождественским балетом мира. Балет создан по сюжету сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» в переложении Александра Дюма-отца. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Благодаря участию великого хореографа, балет и сегодня не перестает восхищать разнообразием хореографических красок — настоящая поэма о борьбе добра и зла, о всепобеждающей силе любви.

Иван Александрович Всеволожский является автором эскизов костюмов всех персонажей постановки. В балете «Щелкунчик» одежды богатой бюргерской среды сменяются целым рядом фантастических костюмов. Всеволожский не ограничился составлением рисунков для костюмов, он следил и за самим осуществлением своих проектов. Все материи и фурнитура, подобранные по намеченной автором цветовой гамме, проходили через его личный художественный контроль. Костюмы в законченном виде также представлялись на суд автора эскизов. Всеволожский — художник, обладавший богатым запасом исторических знаний, творческой фантазией и великолепным вкусом, с блестящим успехом приложил свои умения и дарования к потребностям русской сцены.

Балетный костюм — порождение взаимодействия танца и мира изобразительного искусства. Используя акварель и карандаш, мастер обозначает силуэт костюмов и их цвет. Большое внимание уделяется аксессуарам в каждом образе. И. А. Всеволожский отличался прекрасным художественным вкусом. В эскизах явно прослеживается синтез восприятия автором персонажа и временного контекста предложенной эпохи. Эскизы художника помогают зрителю понять характер персонажа и замечательно иллюстрируют историю искусства театрального костюма.

Эскизы театральных костюмов часто выходят за пределы своего изначального предназначения и воспринимаются не только как иллюстрация, но как особый вид искусства, оказывающий влияние на эмоциональное восприятие образа. Эскиз костюма представляют собой художественную летопись знаковых событий классического танца балетной школы. Недаром театральные музеи и библиотеки всего мира бережно хранят их как ценные экспонаты.

Собрание эскизов станет прекрасным подарком поклонникам балета, людям, интересующимся историей искусства, и просто любителям красочной иллюстрации.

ЦВЕТ ПЕРЕПЛЕТА МОЖЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ПРЕДСТАВЛЕННОГО. Читать дальше…

Костюм Щелкунчика — Etsy Турция

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 500 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.