Синевато зеленый цвет – Цвет «Очень тёмный синевато-зелёный» — #001d18, rgb(0, 29, 24), hsv(169, 100, 11), hsl(169, 100, 5), cmyk(100, 0, 17, 88), dec(7448)

Цвет сине-зеленый (затемненный). Символика цвета

Цвет сине-зеленый (затемненный)

«Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло-противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом», – писал Гёте, одновременно отмечая, что зеленоватый цвет морской волны – скорее приятная краска.

В буддизме голубовато-зеленый – как цвет отца и сыновей – является цветом жизни, так же как ярко-зеленый. Однако в тантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи. Показательно, что и в состоянии физической перегрузки (например, при ускорениях космического корабля) зеленый цвет кажется испытуемым сине-зеленым.

Вспомним шпенглеровское отнесение темно-зеленого цвета как цвета судьбы – как имманентного Вселенной стечения обстоятельств. Шпенглер замечает: «этот цвет во всем его молчаливом величии столь же далек от пышного золотого фона древнехристианских византийских изображений, как и от болтливо-веселых “языческих” красок расцвеченных эллинских храмов и статуй».

С середины XX века в клинической практике стали вводиться зеленые тона операционных и рабочей одежды хирургов. Здесь уже на примере красок мы встречаемся практически с тем же эффектом, при котором зеленый – дополнительный цвет к пурпурно-красному цвету крови – устраняет цветовое утомление глаз медиков от воздействия на сетчатку красного цвета крови. Ранее же зрению хирурга мешали возникавшие (при переводе взора на белый цвет стен, простыней, одежды коллег) последовательные цветовые образы от красного цвета, которые существенно мешали работе, что часто отмечалось до введения зеленого окружения операционных.

Согласно Люшеру, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения. Поэтому выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим. Зелень – это и символ жажды власти. Выбор зеленого свидетельствует также о собственной идеализации и одновременной склонности улучшать поведение других.

Так, «зеленая религия американцев» возникла где-то 150 лет тому назад. Вообще говоря, религиозность народа характеризуется не по формальному, а по сущностному признаку. К примеру, сегодня религиозные объединения США ежегодно тратят больше на коммунальные нужды (около 7 млрд долларов), чем корпорации (около 6 млрд). Затемненный синевато-зеленый – архетип долларизма США.

Функциональная психология наделяет затемненный синевато-зеленый цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой. Как уже говорилось, хроматическое соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Люшера было основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Р. Арнхеймом. Так, при хроматическом соотнесении за темненного синевато-зеленого цвета с определенным типом темперамента оказалось, что этим внутренним цветом характеризуются прежде всего флегматики. При этом среди них чаще встречаются мужчины, чем женщины.

Марк Шагал. Над городом, 1914

По Люшеру, предпочтение этого цвета определяется такими характеристиками, как пассивный, уверенный, удерживающий, неизменный, по типу темперамента – пассивный, спокойный, надежный, ровный; цветовой тест отношений называет его самостоятельным, черствым, невозмутимым. В хроматизме же именно с этими характеристиками связана доминанта мужского подсознания при нормальных условиях опыта. Поэтому предпочтение сине-зеленого может означать честолюбие и переоценку собственных сил, притязания на собственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый – это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен, и убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно-интеллектуального возбуждения.

Как цвет внутреннего напряжения, сине-зеленый выражает основной психоаналитический принцип «Я», то есть скрыто-энергетическое отношение человека к самому себе, саморегуляцию и самооценку. Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые помыслы в самоутверждении. Английский психолог Х. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями. Как пишет Г. Клар, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения, концентрического напряжения, инерции и самоутверждения.

В самом деле, этот цвет не имеет такой, к примеру, черты характера, как выплескивающаяся наружу активность красного с его бурной кинетической энергией. Нет, зеленые тона имеют сдерживаемую потенциальную энергию, свойственную скорее растительному миру. И вероятно, именно эта энергия, если можно так сказать, заряжает интеллект внутренне напряженным состоянием и в то же время не позволяет ему разряжаться наружу в виде каких-либо аффектов, эмоций и т. п.

Поэтому выбор сине-зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим; жажду власти и бескомпромиссное стремление к выполнению собственных решений.

Неприятие же этого цвета, согласно Люшеру, свидетельствует о некоторой экстравагантности и эксцентричности. В этом случае человек хотел бы благодаря своей «гениальности» освободиться от тягостной апатии, но ему не хватает смелости для принятия решения. А это означает, что пришло время дать самому себе отчет о причинах такого положения вещей и либо примириться с собственной пассивностью и отсутствием стремлений, либо, что гораздо перспективнее, отважиться использовать свою «личную индивидуальность».

Как успокаивающий, сине-зеленый цвет уменьшает влияние укачивания, оказывает слабое болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. И это свойство вполне может компенсировать излишнюю активность и эмоциональность подростков пубертатного возраста.

Как пишет Г. Крэйг, и мальчики, и девочки этого возраста беспокоятся по поводу своей кожи, поэтому молодым людям, страдающим в переходном возрасте угреватостью кожи, можно рекомендовать именно сине-зеленые тона. Считается, что угри на лице юноши или девушки связаны с гормональной перестройкой организма, с жирной пищей и т. д. Вместе с тем с позиций хроматизма это объяснение не учитывает такой первопричины, как человеческое воображение, и в частности нереализуемые сексуальные фантазии. По данным Крэйг, девочки-подростки посвящают больше времени фантазиям на тему романтических отношений; мальчики, чтобы дать выход своим сексуальным импульсам, чаще используют мастурбацию. Последняя же нередко и вызывает гормональную недостаточность через гипоталамо-гипофизарную деятельность мозга. С позиций хроматизма оптимальным самопротиводействием этому могут служить именно зеленые и сине-зеленые тона, которые переводят потребность в самоудовлетворении на внешние стороны деятельности и не дают особого простора ни сексуальным, ни каким-либо иным фантазиям в силу их функций самосознания.

Оригами из доллара

В неврологической практике затемненный сине-зеленый может быть рекомендован для «вынужденного» контроля за своими мыслями и действиями. Однако его использование в течение длительного времени может вызывать умственную инерцию, вялое следование стереотипам и т. п. Поэтому только в соответствии с результатами тестирования цветотерапевтом серовато-зеленые и темно-сине-зеленые цвета (к примеру, одежды) могут быть рекомендованы людям, стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и манеру уверенно держаться в обществе. Быть может, этот образ и возникал у Николая Гумилёва:

Так радует серо-зеленый,

Живой и стремительный весь…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Цвет синевато-зеленый (затемненный)

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 29Следующая ⇒

Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом, — писал Гете, одновременно отмечая, что зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска[dcxxxvi]. “Зеленый свет — успокаивающий, — пишет и д-р Гейл. — Темно-зеленый склонен терять свои свойства”. В буддизме голубовато-зеленый — как цвет отца и цвет сыновей — является цветом жизни также как и ярко-зеленый.

Однако в тантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи. Показательно, что и в состоянии физической перегрузки (при ускорениях космического корабля) зеленый цвет кажется испытуемым сине-зеленым.

Как пишет Алла Чернова, в диалоге дона Армадо и его пажа Мотылька о Далиле зашифрованы различные смыслы оттенков зеленого цвета:

АРМАДО Определи мне точнее ее темперамент…

МОТЫЛЕК Зеленый, цвета морской воды, сударь.

АРМАДО Да разве есть такой темперамент?

МОТЫЛЕК… Это самый лучший из всех.

АРМАДО Конечно, зеленый цвет означает любовь, но, по-моему, Самсону не стоило выбирать себе возлюбленную зеленого цвета. Наверно, он полюбил ее за ум.

МОТЫЛЕК Так оно и есть, сударь. У нее был ум зеленого цвета.

То есть чисто мужской ум, — скажем мы. В самом деле, “цвет темной зелени” в Англии тех времен считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников — “лесных” или “зеленых людей” (green men). Зеленое сукно, в которое одеты “любимцы луны” под предводительством принца Гарри, должно быть, именно такого цвета; насыщенный зеленый цвет костюма указывал на лесное происхождение персонажа.

И Шекспир прекрасно обыгрывает эту двойственность («муже-женственность») Далилы: малыш Мотылек демонстрирует большую изощренность в игре цветовыми символами. Рядом с зеленым цветом, который мог означать не только влюбленность Далилы, но незрелость ее ума, он называет цвет “морской воды”, который означал вероломство, чаще всего свойственное мужчинам. А ведь Далила и была самой вероломной возлюбленной на свете.

В средние века существовал обычай дарить девушкам к майскому празднику зеленое платье. Во времена Шекспира яркие зеленые рукава указывали на легкое поведение. Возможно, тут таится ассоциативная связь с одной майской “забавой”, когда покладистую девицу катали, смеясь и целуя, по траве, а выражение “зазеленить платье” имело весьма определенный смысл[dcxxxvii].

Во Франции тех времен, согласно «Геральдике цветов», зеленый — это цвет новой любви, синий же — цвет верности[dcxxxviii]. Так, например, когда расцвет поэтической любви миновал Гийома де Машо, он видит свою возлюбленную во сне: ее образ витает над его ложем, она отворачиает от него свое лицо, она одета в зеленое, «qui nouvelletй signifie» («что означало жажду новизны»). Поэт обращает к ней балладу упреков:

«Вы зеленью сменили синь одежд».

Вспомним шпенглеровское отнесение темно-зеленого цвета (в работах Грюневальда) как цвета судьбы — как имманентного вселенной стечения обстоятельств. Как замечает Шпенглер, «этот голубовато-зеленый цвет… во всем его молчаливом величии столь же далек от пышного золотого фона древне-христианских византийских изображений, как и от болтливо-веселых «языческих» красок расцвеченных эллинских храмов и статуй», Поэтому, как мы видели выше, далее он и определяет зеленый цвет развоплощающим действительность и созидающим дали силой[dcxxxix].

С середины ХХ века в клинической практике стали вводиться зеленые тона стен операционных и халатов хирургов. Здесь уже на примере красок мы встречаемся практически с тем же эффектом, при котором зеленый — дополнительный цвет к пурпурно-красному цвету крови — устраняет цветовое утомление глаз хирургов от воздействия на сетчатку красного цвета крови. Ранее же зрению хирурга мешали возникавшие (при переводе взора на белый цвет стен или халатов коллег) последовательные цветовые образы от красного цвета, которые существенно мешали работе, что часто отмечалось до введения зеленого окружения операционных.

Согласно Люшеру, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения. Поэтому выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим. Зелень — это и символ жажды власти. Выбор зеленого свидетельствует также о собственной идеализации и одновременной склонности улучшать поведение других.

Так, «зеленая религия американцев»возникла где-то 150 лет тому назад[dcxl]. Вообще говоря, религиозность народа характеризуется не по формальному, а по сущностному признаку. К примеру, сегодня религиозные объединения США ежегодно тратят больше на коммунальные нужды (около 7 миллиардо долларов), чем корпорации (около 6 миллиардов)[dcxli]. Затемненный синевато-зеленый — архетип долларизма США.

Функциональная психология наделяет затемненный синевато-зеленый цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой[dcxlii]. Как уже говорилось, хроматическое соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Макса Люшера было основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Рудольфом Арнхеймом[dcxliii]. Так, при хроматическом соотносении затемненного синевато-зеленого цвета с определенным типом темперамента оказалось, что этим внутренним цветом характеризуются прежде всего флегматики. При этом среди них чаще встречаются мужчины, чем женщины[dcxliv].

При учете же близости люшеровской интерпретации цвета № 2 («затемненного синевато-зеленого»), данных цветового теста отношений (ЦТО), тестов Айзенка по типу темперамента (EPI) и хроматических характеристик интеллекта[dcxlv] была выявлена связь каждого из типов темперамента с доминантой определенного компонента интеллекта[dcxlvi].

Так, если по Люшеру выбор 2-го цвета на 1-ом месте определяется такими характеристиками как пассивный, уверенный, удерживающий, неизменный, то по Айзенку (EPI) — пассивный, спокойный, надежный, ровный, а ЦТО называет его самостоятельный, черствый, невозмутимый. В хроматизме же именно с этими характеристиками связана именно доминанта «мужского» подсознания при нормальных (N) условиях опыта. Поэтому предпочтение сине-зеленого может означать честолюбие и переоценку собственных сил. Притязания на собственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый — это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен. И убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно интеллектуального возбуждения.

Как цвет внутреннего напряжения, зеленый выражает основной психоаналитический принцип “Я”, то есть, скрыто-энергетическое отношение человека к самому себе, саморегуляцию и самооценку. Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые помыслы в самоутверждении. Английский психолог Х. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями[dcxlvii] (К этому вопросу мы еще вернемся.). Как пишет Г. Клар, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения, концентрического напряжения, инерции и самоутверждения[dcxlviii].

В самом деле, этот цвет не имеет такой, к примеру, черты характера, как выплескивающаяся наружу активность красного с его бурной кинетической энергией. Нет, зеленые тона содержат как бы заключенную в себе потенциальную энергию, свойственную скорее растительному миру. И, вероятно, именно эта энергия, если можно так сказать, заряжает интеллект внутренне напряженным состоянием, и в то же время, не позволяет ему разряжаться наружу в виде каких-либо аффектов, эмоций и т. п.

Поэтому выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим. Выбор зеленого цвета означает и жажду власти, и бескомпромиссное стремление к выполнению собственных решений.

Неприятие же зеленого, согласно Люшеру, свидетельствует о некоторой экстравагантности и эксцентричности. В этом случае человек хотел бы благодаря своей «гениальности» освободиться от тягостной апатии, но ему не хватает смелости для принятия решения. А это означает, что пришло время дать самому себе отчет о причинах такого положения вещей и либо примириться с собственной пассивностью и отсутствием стремлений, либо, что гораздо перспективнее, отважиться использовать свою «личную индивидуальность».

Как успокаивающий, сине-зеленый цвет уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту. Оказывает слабое гипнотизирующе-болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. Иэто его свойство вполне может компенсировать излишнюю активность и эмоциональность подростков пубертатного возраста.

Как пишет Грэйс Крэйг, и мальчики, и девочки этого возраста беспокоятся по поводу своей кожи: почти половина подростков выражает озабоченность прыщами и угрями. Поэтому активным молодым людям (страдающим в “переходном возрасте” угреватостью кожи) можно рекомендовать именно сине-зеленые тона. Считается, что угри на лице юноши или девушки связаны с гормональной перестройкой организма, с жирной пищей и т. д.[dcxlix]

Вместе с тем, с позиций хроматизма это объяснение не учитывает такой первопричины, как человеческое воображение, и, в частности, нереализуемые сексуальные фантазии. По данным Г. Крэйг, девочки-подростки посвящают больше времени фантазиям на тему романтических отношений; мальчики, чтобы дать выход своим сексуальным импульсам, чаще используют мастурбацию. Последняя же нередко и вызывают гормональную недостаточность через гипоталамо-гипофизарную деятельность мозга.

Как отмечает Грэйс Крэйг[dcl], как мастурбация, так и фантазии на сексуальные темы широко распространены среди представителей обоих полов пубертатного возраста. Так, исследование 1979 года показало, что приблизительно половина девочек и три четверти мальчиков занимаются мастурбацией. С позиций хроматизма оптимальным самопротиводействием этому могут служить именно зеленые и сине-зеленые тона, которые переводят потребность в самоудовлетворении на внешние стороны деятельности и не дают особого простора ни сексуальным, ни каким-либо иным фантазиям в силу их функций самосознания.

В неврологической практике затемненный сине-зеленый может быть рекомендован для “вынужденного” контроля за своими мыслями и действиями. Однако его использование в течение длительного времени может вызывать умственную инерцию, следование стереотипам и т. п.[dcli] Поэтому только в соответствии с результатами тестирования цветотерапевтом серовато-зеленые и темно-сине-зеленые цвета (к примеру, одежды) могут быть рекомендованы лицам, стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и манеру уверенно держаться в обществе. Быть может, этот образ и возникал у Николая Гумилева:

Так радует серо-зеленый

Живой и стремительный весь…

 

В заключение хотелось бы отметить постоянное смешение цветовой семантики и цветообозначений, которое наблюдается даже у специалистов[dclii]. Так, например, авторы великолепно изданного коллективного труда пишут: «зеленый является самым амбивалентным цветом» и в качестве доказательства этого тезиса приводят такие противоречивые предикаты зелени как «жизнь — гниение», «великодушие — коварство» и т. п.[dcliii]

Так, например, Л. Н. Миронова в великолепном пилотажном исследовании отмечает негативный смысл зеленого цвета в христианской символике: Это цвет глаз дьявола и его чешуи (когда он принимает образ «зеленого змея» или дракона)[dcliv]. Сопоставим это мнение с немецкой точностью, которая используется при цветовом описании каких-либо личностных качеств, например: «злобные желчные черно-зеленые слова А. Шопенгауэра»[dclv]. Можно ли соотнести последнее семантически четкое описание с зеленым цветом вообще, как это осуществляется многими учеными? Нет.

Выше уже неоднократно говорилось[dclvi], что среди полихромных (в отличие от ахромных) цветов не может существовать амбивалентности в силу жесткой однозначности каждой точки цветового пространства и наличия образного концепта для каждой из этих точек. Иначе человечество не смогло бы адекватно существовать в этом светоцветовом мире. Иное дело — цветоообозначение, которое включает в себя весьма существенные сегменты этого пространства. Это связано с ограниченностью вербального языка и принципиальной невозможностью словесного обозначения каждой точки цветового пространства[dclvii].

В заключении этого раздела можно заметить, что среди мировых конфессий затемненный синевато-зеленый — архетип долларизма США. В хроматической модели интеллекта этот цвет образуется из серого, голубого и зеленого, и соответственно, является преимущественно мужским самосознанием[dclviii], идеализирующим материальность денег.

 

 




infopedia.su

Цвета от #001d18 (Очень тёмный синевато-зелёный) до

#001d18Очень тёмный синевато-зелёный0292416910011100510001788
#00382bГлубокий синевато-зелёный05643166100221001110002378
#006d5bНасыщенный синевато-зелёный010991170100431002110001757
#00836eЯркий синевато-зелёный0131110170100511002610001649
#009b76Блестящий синевато-зелёный0155118166100611003010002439
#013a33Тёмный синевато-зелёный15851173982397129801277
#102724Тёмный синевато-зелёный16393617259154211590885
#142a26Тёмный синевато-зелёный204238169521635125201084
#2f6556Умеренный синевато-зелёный4710186163534036295301560
#669e85Светлый синевато-зелёный102158133153356222513501638
#76fda8Светлый синевато-зелёный11825316814253999773530341
#a0d6b4Очень светлый синевато-зелёный160214180142258440732501616

hysy.org

Синий или зелёный? Это зависит от того, как ваш мозг воспринимает информацию

Синий или зелёный? Это зависит от того, как ваш мозг воспринимает информацию

Какой цвет вы видите на изображении выше — зелёный или синий? И хотя ответ может показаться очевидным, мнения людей дали любопытный результат.

Опрос, проведённый компанией Optical Express среди 1000 человек, показал, что более 60% людей приняли этот цвет за зелёный, а 32% — за синий. Однако, когда этим людям показали этот же цвет в сравнении с другими двумя, как показано ниже, ответы изменились. Как только этот цвет был помещён между двумя отчётливо синими оттенками, 90% участников изменили своё мнение, ответив, что цвет всё-таки был зелёным.

Синий или зелёный? Это зависит от того, как ваш мозг воспринимает информацию

Так какой это цвет на самом деле? Любой цвет разлагается на три основные составляющие: красный, зелёный и синий. Согласно RGB-коду (аббревиатура английских слов red, green, blue — красный, зелёный, синий), этот цвет достигает значения: 0 — красный, 122 — зелёный, 116 — синий, что относит его к зелёной категории.

Наше восприятие цвета связано с функцией нескольких типов фоторецепторов (светочувствительных клеток). Согласно наиболее распространённой теории считается, что в глазу имеется три цвето-воспринимающих аппарата (колбочки), которые реагируют в разной степени под действием красного, зелёного и синего цветов. Мозг воспринимает комбинированную информацию от разных рецепторов, что обеспечивает различное восприятие света с разной длиной волны. Сторонники «трёхкомпонентной» теории предполагают, что если у человека два цвето-воспринимающих аппарата оказываются слишком схожи, или один из трёх не синтезируется, развивается неспособность различать все или некоторые цвета.



Оценить статью:

Синий или зелёный? Это зависит от того, как ваш мозг воспринимает информацию Загрузка…

zagge.ru

Цвет синевато-зеленый (затемненный) — Мегаобучалка

Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом, — писал Гете, одновременно отмечая, что зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска[dcxxxvi]. “Зеленый свет — успокаивающий, — пишет и д-р Гейл. — Темно-зеленый склонен терять свои свойства”. В буддизме голубовато-зеленый — как цвет отца и цвет сыновей — является цветом жизни также как и ярко-зеленый.

Однако в тантризме энергетический центр цвета морской волны вызывает контроль над умом, волевые решения и умение логично осуществлять поставленные задачи. Показательно, что и в состоянии физической перегрузки (при ускорениях космического корабля) зеленый цвет кажется испытуемым сине-зеленым.

Как пишет Алла Чернова, в диалоге дона Армадо и его пажа Мотылька о Далиле зашифрованы различные смыслы оттенков зеленого цвета:

АРМАДО Определи мне точнее ее темперамент…

МОТЫЛЕК Зеленый, цвета морской воды, сударь.

АРМАДО Да разве есть такой темперамент?

МОТЫЛЕК… Это самый лучший из всех.

АРМАДО Конечно, зеленый цвет означает любовь, но, по-моему, Самсону не стоило выбирать себе возлюбленную зеленого цвета. Наверно, он полюбил ее за ум.

МОТЫЛЕК Так оно и есть, сударь. У нее был ум зеленого цвета.

То есть чисто мужской ум, — скажем мы. В самом деле, “цвет темной зелени” в Англии тех времен считался символом укрытия и был маскировочным цветом лесных разбойников — “лесных” или “зеленых людей” (green men). Зеленое сукно, в которое одеты “любимцы луны” под предводительством принца Гарри, должно быть, именно такого цвета; насыщенный зеленый цвет костюма указывал на лесное происхождение персонажа.

И Шекспир прекрасно обыгрывает эту двойственность («муже-женственность») Далилы: малыш Мотылек демонстрирует большую изощренность в игре цветовыми символами. Рядом с зеленым цветом, который мог означать не только влюбленность Далилы, но незрелость ее ума, он называет цвет “морской воды”, который означал вероломство, чаще всего свойственное мужчинам. А ведь Далила и была самой вероломной возлюбленной на свете.



В средние века существовал обычай дарить девушкам к майскому празднику зеленое платье. Во времена Шекспира яркие зеленые рукава указывали на легкое поведение. Возможно, тут таится ассоциативная связь с одной майской “забавой”, когда покладистую девицу катали, смеясь и целуя, по траве, а выражение “зазеленить платье” имело весьма определенный смысл[dcxxxvii].

Во Франции тех времен, согласно «Геральдике цветов», зеленый — это цвет новой любви, синий же — цвет верности[dcxxxviii]. Так, например, когда расцвет поэтической любви миновал Гийома де Машо, он видит свою возлюбленную во сне: ее образ витает над его ложем, она отворачиает от него свое лицо, она одета в зеленое, «qui nouvelletй signifie» («что означало жажду новизны»). Поэт обращает к ней балладу упреков:

«Вы зеленью сменили синь одежд».

Вспомним шпенглеровское отнесение темно-зеленого цвета (в работах Грюневальда) как цвета судьбы — как имманентного вселенной стечения обстоятельств. Как замечает Шпенглер, «этот голубовато-зеленый цвет… во всем его молчаливом величии столь же далек от пышного золотого фона древне-христианских византийских изображений, как и от болтливо-веселых «языческих» красок расцвеченных эллинских храмов и статуй», Поэтому, как мы видели выше, далее он и определяет зеленый цвет развоплощающим действительность и созидающим дали силой[dcxxxix].

С середины ХХ века в клинической практике стали вводиться зеленые тона стен операционных и халатов хирургов. Здесь уже на примере красок мы встречаемся практически с тем же эффектом, при котором зеленый — дополнительный цвет к пурпурно-красному цвету крови — устраняет цветовое утомление глаз хирургов от воздействия на сетчатку красного цвета крови. Ранее же зрению хирурга мешали возникавшие (при переводе взора на белый цвет стен или халатов коллег) последовательные цветовые образы от красного цвета, которые существенно мешали работе, что часто отмечалось до введения зеленого окружения операционных.

Согласно Люшеру, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения. Поэтому выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим. Зелень — это и символ жажды власти. Выбор зеленого свидетельствует также о собственной идеализации и одновременной склонности улучшать поведение других.

Так, «зеленая религия американцев»возникла где-то 150 лет тому назад[dcxl]. Вообще говоря, религиозность народа характеризуется не по формальному, а по сущностному признаку. К примеру, сегодня религиозные объединения США ежегодно тратят больше на коммунальные нужды (около 7 миллиардо долларов), чем корпорации (около 6 миллиардов)[dcxli]. Затемненный синевато-зеленый — архетип долларизма США.

Функциональная психология наделяет затемненный синевато-зеленый цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой[dcxlii]. Как уже говорилось, хроматическое соотнесение типа темперамента с так называемыми основными цветами Макса Люшера было основано на гипотезе о резонансном взаимодействии внешнего и внутреннего цветового пространств, принципы которого были намечены Рудольфом Арнхеймом[dcxliii]. Так, при хроматическом соотносении затемненного синевато-зеленого цвета с определенным типом темперамента оказалось, что этим внутренним цветом характеризуются прежде всего флегматики. При этом среди них чаще встречаются мужчины, чем женщины[dcxliv].

При учете же близости люшеровской интерпретации цвета № 2 («затемненного синевато-зеленого»), данных цветового теста отношений (ЦТО), тестов Айзенка по типу темперамента (EPI) и хроматических характеристик интеллекта[dcxlv] была выявлена связь каждого из типов темперамента с доминантой определенного компонента интеллекта[dcxlvi].

Так, если по Люшеру выбор 2-го цвета на 1-ом месте определяется такими характеристиками как пассивный, уверенный, удерживающий, неизменный, то по Айзенку (EPI) — пассивный, спокойный, надежный, ровный, а ЦТО называет его самостоятельный, черствый, невозмутимый. В хроматизме же именно с этими характеристиками связана именно доминанта «мужского» подсознания при нормальных (N) условиях опыта. Поэтому предпочтение сине-зеленого может означать честолюбие и переоценку собственных сил. Притязания на собственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый — это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен. И убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В общем, вполне человеческая противоречивость застойно интеллектуального возбуждения.

Как цвет внутреннего напряжения, зеленый выражает основной психоаналитический принцип “Я”, то есть, скрыто-энергетическое отношение человека к самому себе, саморегуляцию и самооценку. Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые помыслы в самоутверждении. Английский психолог Х. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями[dcxlvii] (К этому вопросу мы еще вернемся.). Как пишет Г. Клар, затемненный синевато-зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения, концентрического напряжения, инерции и самоутверждения[dcxlviii].

В самом деле, этот цвет не имеет такой, к примеру, черты характера, как выплескивающаяся наружу активность красного с его бурной кинетической энергией. Нет, зеленые тона содержат как бы заключенную в себе потенциальную энергию, свойственную скорее растительному миру. И, вероятно, именно эта энергия, если можно так сказать, заряжает интеллект внутренне напряженным состоянием, и в то же время, не позволяет ему разряжаться наружу в виде каких-либо аффектов, эмоций и т. п.

Поэтому выбор зеленого цвета обнаруживает потребность самоутверждения, желание убедиться в собственной полноценности либо посредством реализации каких-то намерений, либо стараясь разными способами понравиться другим. Выбор зеленого цвета означает и жажду власти, и бескомпромиссное стремление к выполнению собственных решений.

Неприятие же зеленого, согласно Люшеру, свидетельствует о некоторой экстравагантности и эксцентричности. В этом случае человек хотел бы благодаря своей «гениальности» освободиться от тягостной апатии, но ему не хватает смелости для принятия решения. А это означает, что пришло время дать самому себе отчет о причинах такого положения вещей и либо примириться с собственной пассивностью и отсутствием стремлений, либо, что гораздо перспективнее, отважиться использовать свою «личную индивидуальность».

Как успокаивающий, сине-зеленый цвет уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту. Оказывает слабое гипнотизирующе-болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. Иэто его свойство вполне может компенсировать излишнюю активность и эмоциональность подростков пубертатного возраста.

Как пишет Грэйс Крэйг, и мальчики, и девочки этого возраста беспокоятся по поводу своей кожи: почти половина подростков выражает озабоченность прыщами и угрями. Поэтому активным молодым людям (страдающим в “переходном возрасте” угреватостью кожи) можно рекомендовать именно сине-зеленые тона. Считается, что угри на лице юноши или девушки связаны с гормональной перестройкой организма, с жирной пищей и т. д.[dcxlix]

Вместе с тем, с позиций хроматизма это объяснение не учитывает такой первопричины, как человеческое воображение, и, в частности, нереализуемые сексуальные фантазии. По данным Г. Крэйг, девочки-подростки посвящают больше времени фантазиям на тему романтических отношений; мальчики, чтобы дать выход своим сексуальным импульсам, чаще используют мастурбацию. Последняя же нередко и вызывают гормональную недостаточность через гипоталамо-гипофизарную деятельность мозга.

Как отмечает Грэйс Крэйг[dcl], как мастурбация, так и фантазии на сексуальные темы широко распространены среди представителей обоих полов пубертатного возраста. Так, исследование 1979 года показало, что приблизительно половина девочек и три четверти мальчиков занимаются мастурбацией. С позиций хроматизма оптимальным самопротиводействием этому могут служить именно зеленые и сине-зеленые тона, которые переводят потребность в самоудовлетворении на внешние стороны деятельности и не дают особого простора ни сексуальным, ни каким-либо иным фантазиям в силу их функций самосознания.

В неврологической практике затемненный сине-зеленый может быть рекомендован для “вынужденного” контроля за своими мыслями и действиями. Однако его использование в течение длительного времени может вызывать умственную инерцию, следование стереотипам и т. п.[dcli] Поэтому только в соответствии с результатами тестирования цветотерапевтом серовато-зеленые и темно-сине-зеленые цвета (к примеру, одежды) могут быть рекомендованы лицам, стремящимся приобрести настойчивость, выдержку и манеру уверенно держаться в обществе. Быть может, этот образ и возникал у Николая Гумилева:

Так радует серо-зеленый

Живой и стремительный весь…

 

В заключение хотелось бы отметить постоянное смешение цветовой семантики и цветообозначений, которое наблюдается даже у специалистов[dclii]. Так, например, авторы великолепно изданного коллективного труда пишут: «зеленый является самым амбивалентным цветом» и в качестве доказательства этого тезиса приводят такие противоречивые предикаты зелени как «жизнь — гниение», «великодушие — коварство» и т. п.[dcliii]

Так, например, Л. Н. Миронова в великолепном пилотажном исследовании отмечает негативный смысл зеленого цвета в христианской символике: Это цвет глаз дьявола и его чешуи (когда он принимает образ «зеленого змея» или дракона)[dcliv]. Сопоставим это мнение с немецкой точностью, которая используется при цветовом описании каких-либо личностных качеств, например: «злобные желчные черно-зеленые слова А. Шопенгауэра»[dclv]. Можно ли соотнести последнее семантически четкое описание с зеленым цветом вообще, как это осуществляется многими учеными? Нет.

Выше уже неоднократно говорилось[dclvi], что среди полихромных (в отличие от ахромных) цветов не может существовать амбивалентности в силу жесткой однозначности каждой точки цветового пространства и наличия образного концепта для каждой из этих точек. Иначе человечество не смогло бы адекватно существовать в этом светоцветовом мире. Иное дело — цветоообозначение, которое включает в себя весьма существенные сегменты этого пространства. Это связано с ограниченностью вербального языка и принципиальной невозможностью словесного обозначения каждой точки цветового пространства[dclvii].

В заключении этого раздела можно заметить, что среди мировых конфессий затемненный синевато-зеленый — архетип долларизма США. В хроматической модели интеллекта этот цвет образуется из серого, голубого и зеленого, и соответственно, является преимущественно мужским самосознанием[dclviii], идеализирующим материальность денег.

 

 

megaobuchalka.ru