история, религия, реги, дреды, все подробно «
Раста… Раста – это классно,
Раста – это все ясно,
Раста – это все Я.
Раста, Рас Тафара Силась-Я.
Будет все прекрасно,
Раста – это все Я.
(с) Ковчег
Это рассказ о культуре и религии. О музыке и образе жизни тысяч людей во всем мире. Рассказ для тех, кто не знает разницы между растаманом и дредом, растафарианством и регги… Для тех, кто носит дреды и курит траву и на этом основании называет себя растаманом. Для тех, кто поет и танцует, кто любит жизнь, Джа и Африку. Для тех, кто боится за своих детей, которые носят красно-желто-зеленые шарфы и слушают Боба Марли. Для всех.
Кто такой растаман? – Растаманами называют последователей растафарианства. Что такое растафарианство? – Одна из малоизученных и потому противоречивых религий. Корни ее уходят в XIV в. до нашей эры, когда Моисей взял в жены эфиопку (Числа, 12). С тех пор развивалось представление о своеобразном «духовном центре мира» в долине Нила, в «колыбели человечества» – огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге.
Впрочем, чтобы понять, что представляет собой сегодняшний растаман, достаточно начать рассказ с тридцатых годов прошлого века, когда возникло слово «растафарианство».
Маркус Гарви
Начиналось все тривиально. В 1887 на Ямайке родился Маркус Гарви, который, став впоследствии политическим деятелем, основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров. Целью Ассоциации он объявил построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.
Но Гарви был слишком радикальным расистом, да и в бизнесе прославился нечистоплотностью, так что со временем обрел множество врагов в негритянском движении. И тем не менее, именно он в своих книгах и пламенных речах предсказал приход мессии, который появится в Африке и поможет всем темнокожим на Ямайке и близлежащих островах Карибского бассейна.
Рас Тафари Маконнен, император Хайле Селассие I
2 ноября 1930 года был коронован и провозглашен императором Эфиопии Хайле Селассие I. Эфиопия – единственная страна Африканского континента, которая не была колонизирована, и он стал 225-м ее монархом. Селассие был представителем Святой Соломоновой династии, ведущей начало от легендарного Соломона и царицы Савской. До коронации Хайле Селассие звали Рас Тафари Маконнен. Рас, происходящее от имени бога Ра, означает эфиопский принц. А Тафари Маконнен – имя и фамилия этого отпрыска эфиопских королей.
Когда это произошло, последователи Маркуса Гарви решили, что сбылось пророчество, и признали в Тафари своего спасителя. Они объявили Селассие «Черным Царем» и своим богом. А себя назвали «растафари», или коротко – «раста».
Тафари успешно правил 44 года. Он отменил в Эфиопии рабство, написал первую эфиопскую Конституцию и в качестве полководца участвовал в нескольких сражениях с итальянскими фашистами.
Джа Растафара
Итак, ямайские растаманы считали Тафари воплощением Бога в человеке и называли не иначе как Джа Хайле Селассие.
Врезка: Джа (Jahveh, т.е. Яхве) – одно из имен Бога. В английском переводе Библии, известном как «Библия Джеймса I», сказано: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицом Его» (Псалтырь, глава 67, стих 5).
Правда, сам он не только не считал себя богом, но и растафарианцем не был. «Я сомневаюсь, что человек может быть инкарнацией Бога», – скромно признавался император Эфиопии. Однако когда растаманы обратились к нему, он откликнулся и 21 апреля 1966 года прибыл на Ямайку. В аэропорту Кингстона его ожидали около двухсот тысяч почитателей! В течение часа император не решался выйти из самолета. Своего чернокожего мессию воодушевленные растаманы увидели только после того, как известный лидер раста Мортимер Планнер обратился к толпе, а затем заверил гостя в его полной безопасности.
Мечта растамана
Чего же хотели растаманы Ямайки? Завезенные на остров и порабощенные европейцами, они мечтали вернуться в Африку. То общество, которое создали европейцы и в котором пришлось жить выходцам с Африканского континента, растаманы называют Вавилон. Это практически весь цивилизованный мир – мрачный город, где все говорят на разных языках и стремятся к наживе. Согласно библейской легенде, Вавилон в один прекрасный день должен обязательно развалиться – распасться под тяжестью своих грехов. Кстати, именно об этом «Вавилоне» и поется в одноименной песне популярной некогда ямайской группы «Boney M».В отличие от «вавилонян», у растаманов идеальные отношения с природой. Как и их предки-крестьяне, растаманы продолжают верить в единство всего живого на Земле и в то, что природа состоит из разнообразных, неразрывно связанных друг с другом элементов и сил. Одни элементы природы в их представлении превращаются в другие, и в этом заключается смысл реинкарнации. Растафарианцев не интересуют «блага» цивилизованного мира, с его бездушием и алчностью. Они тяготеют к своим корням и стремятся к свободе.
В отличие от всех других религий, где главная задача верующего – найти глубинный сакральный смысл бытия, религия раста провозглашает: смысл жизни в радости. Нужно только жить в гармонии с природой, чувствовать Джа в себе, петь и танцевать ему хвалу! Однако петь и танцевать мешает вездесущий Вавилон. Где же растафарианцы смогут стать, наконец, свободными? Конечно, на своей далекой исторической родине – в Африке!
Политика и религия растафари
После провозглашения независимости Ямайки в 1962 году растафарианство вышло из подполья. Это произошло, несмотря на продолжающиеся конфликты растаманов с полицией из-за наркотиков и попыток поднять восстание. Растаманы стремились к диалогу с властями, тем более что влияние секты росло. По разным оценкам, в 60-е годы на острове было от 70 до 100 тысяч растаманов. Они получили доступ на радио, возможность издавать свои газеты и брошюры, их статьи публиковал университетский журнал.
Из религии растафарианство плавно перетекло в политическое движение. Этому немало способствовал уличный философ и поэт Рас Сэм Браун. Путая библейскую и «ученую» лексику с площадной, он проповедует свое мировоззрение: «Каждая из человеческих рас имеет собственное вероисповедание. В отличие от других религий, культура растафари не перешла от отца к сыну, как у христиан. Мы сами, изучив тома исторических книг, узнали, что в нынешнем, XX веке возвысится царь из рода Иеосеева (Иеосей – отец Давида; его внук Соломон и царица Савская считаются, как уже сказано, родоначальниками эфиопской Соломоновой династии), который станет Богом Всемогущим для своего народа и освободителем всех угнетенных Земли. Мы, растафариане, – подлинные пророки этого века, вновь воплотившиеся Моисеи, Иисусы, Исайи, Иеремии, предназначенные освободить не только рассеянных по свету эфиопов (чернокожих), но всех вообще людей, животных, травы и все формы жизни».
Со своими товарищами Рас Браун составил «Полную растафарианскую Библию», и в 1982 году в Лондоне она была издана. Начинается эта Библия с «Книги Бытия», где приводятся основные заповеди, сформулированные Брауном.
В частности, растаману запрещено:
— осквернять облик Человека надрезами, бритьем, татуировкой, уродованием тела;
— принимать наслаждения, предоставляемые нынешним обществом, и его пороки;
— соблазняться подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе прельщают враги.
Необходимо:
— соблюдать вегетарианство;
— любить и уважать человеческое братство;
— отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д. Растаман обязан протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую – любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.
Боб Марли
Желание черных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers». Под впечатлением речи Хайле Селассие I в Лиге Наций в 1963-м (Селассие был прекрасным оратором) Марли написал свою знаменитую песню «Война» («War»), которая сделала его кумиром растаманов. Строчки: «Открой глаза и загляни в себя. Ты доволен тем, как ты живешь? Мы знаем, куда идем, и знаем, откуда пришли: мы уходим из Вавилона в страну своих предков», – стали девизом растаманов всего мира.
После смерти Боба 11 мая 1981 года растаманы провозгласили его святым и стали называть Бобом Джа Марли.
Кроме Хайле Селассие, Раса Брауна и Боба Марли среди растаманов были и другие яркие личности.
Самоощущение растамана
Все более широкое распространение растафарианства и разделение его на религиозное и политическое течения породили противоречия во взглядах растаманов всего мира. Но есть основные критерии, общие для всех.
Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил. Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности. Двигаясь вперед, растаман отстаивает свои позиции всеми методами, кроме убийства и грабежа. Растаман курит марихуану, называя ее ганджа (ганjah), или сенсимилья. Растаман не пьет алкоголя, не ест мяса, не курит табак. Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен, что Джа вылечит его от любой болезни. Или пошлет ему новое воплощение.
Творчество растафари
Растаманские правила позволяют жить в гармонии с природой, ощущать себя свободным и раскрепощенным, надеяться на единение с центром мира.
Кроме естественного образа жизни, есть и другое важное средство раскрепощения сознания растамана. Это самодеятельное искусство.
Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, ваять, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Молодежь стремится вернуть свою утраченную в Вавилоне самобытность и поэтому создает собственную культуру, развивая художественное творчество. Самый же популярный вид творчества растаманов, как известно, – музыка.
Регги
Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги. Это культовая музыка, посвященная богу Джа. «Музыка регги – это вибрации всех светлых людей мира», – утверждал Боб Марли.
Врезка: Регги (англ. reggae, варианты написания – «реггей», «рэгги») – стиль, выросший из соединения африканской музыкальной традиции с североамериканскими стилями соул и ритм-энд-блюз.
В общине «Мистическое откровение Растафари» в 1949 г. образовалась одноименная группа во главе с патриархом раста Каунтом Осеи. И была записана первая пластинка с гимнами растафари. Это были уже почти регги, но еще без электроинструментов.
Параллельно на Ямайке развивались стили каллипсо и менто. В середине 50-х из их смешения и под сильным воздействием американской поп-музыки возник стиль «ска». А затем и более жесткий рокстеди и стиль «сока» – смесь легкомысленного каллипсо и диско. Во всех этих стилях сохранился принцип «вопрос-ответ» в вокале и синкопирование.
С обращением к языку и идеям растафари усилился элемент культовой музыки, а роль большого барабана взяла на себя бас-гитара. Так сложилось неповторимое завораживающее звучание регги – тягучее и ритмичное одновременно. Это – «позитивная вибрация»: на 4/4 с ударными первой и третьей долями, в отличие от рока, где ударение обычно на второй и четвертой долях. При этом ударные – одновременно басовый барабан и тарелки – особенно подчеркивают третью долю такта (знаменитый прием «One Drop»).
Тексты песен регги почти без исключения сводились к изложению идей и пророчеств движения растафари. Саунд-системы стремительно распространяли новые регги по всей Ямайке. У растафари было принято слушать песни вдумчиво, с вниманием и почтением к их содержанию. Но поскольку молодежь хотела и потанцевать, студии звукозаписи выпускали пластинки, где на одной стороне были песни с текстами, а на другой – они же, но без вокала. Но вскоре все привыкли танцевать и под «религиозно-политические» песни.
Всеобщее увлечение регги в 70-80-е годы привело к тому, что о верованиях и обычаях растафари – одной из самых необычных мировых субкультур – узнали во всем мире. Пластинки регги – скорее проповеди растафари, чем просто альбомы с записью популярной музыки. Такова сила искусства. Музыка Боба Марли сделала для популяризации насущных задач африканского освободительного движения больше, чем несколько десятилетий кропотливого труда международных организаций революционеров.
Язык растаманов
Вместе с текстами регги распространился и созданный растаманами язык – «I-Words», или «Dread Talk». Растаманы наделяли свой язык мистическим смыслом. Например, «I» («Я») по написанию совпадает о римской цифрой I, входившей в имя живого бога, а по звучанию – с английским словом «глаз». Поэтому это слово почиталось как символ божества, присутствующего в каждом человеке, и внутреннего зрения, дарованного Богом. Вместо «мы» следовало говорить «Я и Я» (I&I) – так называлась и вся растаманская братия в целом.
«Раста», или «Рас», – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с богом Ра, имя которого присутствует в самом названии раста. Раста – это изначальная вибрация африканского духа, борющегося за прогресс, самовыражение и самоутверждение. «I» – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание «I» идет только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.
Музыканты регги очень ответственно относились к своему языку, заявляя, что его популяризация через тексты песен способствует распространению взглядов растафари. Действительно, усвоение языка раста как модного жаргона невольно заставляло смотреть на мир глазами растафари даже тех, кто ему не симпатизировал: «Африка», «Зион», «Вавилон», «ЯиЯ» надолго вошли в лексикон молодежи. Они могли и не иметь для всех того глубокого смысла, что для растаманов, но все же представляли мир в новом свете. Теперь каждый узнал, что черный человек владеет богатым культурным наследием, скрытым под слоем вавилонского мусора.
Внешний облик растаманов
Кроме языка и музыки, многие относят к культуре растафари особый внешний вид его приверженцев. У нас уже сформировалось представление о растамане как о человеке с дредами на голове, в свободной одежде красно-желто-зеленой цветовой гаммы, с изображением ганджи. Но это не обязательно, – внешние атрибуты у раста не считаются первостепенными. Растаману действительно следует культивировать африканский облик и гордиться им. Но главное – то, что недозволено искажение естественного облика человека.
Дреды
Существует миф, что растафари обязаны носить дреды, которые служат напоминанием об африканских корнях и гриве льва. Согласно этому мифу, когда наступит конец света, бог Джа по прическе сможет узнать растамана и, ухватив за дреды, вытащить его на небо. Но это всего лишь миф. Любая прическа, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки, красителей и т.п. – вполне приемлема. И понятно, что человек, который ест мясо или прибегает к медицинской помощи, не может считаться растаманом только оттого, что носит дреды.
Врезка: Дредлоки, дредлокс, дреды (от англ. dreadlocks – устрашающие локоны) – традиционная прическа ямайских растафари. Волосы заплетаются во множество прядей, которые долгое время сохраняют свою форму. По мере отрастания волос прическа формируется естественным образом без расчесывания и укорачивания ножницами.
Одежда и украшения
Бытует мнение, что растаман должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. Это тоже не так, ведь африканцы всегда носили золото, серебро и другие украшения и именно они первыми стали пользоваться косметикой.
Нетрудно догадаться, что цветовая гамма, символизирующая растафари, представляет собой не что иное как флаг Эфиопии. Хотя некоторые также ассоциируют эти цвета со знаменем гарвитов (последователей Маркуса Гарви), но там место желтого цвета занимает черный. Красный цвет символизирует у растаманов пролитую за свободу кровь, зеленый – рай, жизнь и Африку, как землю обетованную, а желтый – это свет, солнце, а также африканское золото.
Листик марихуаны – тоже излюбленный символ растафари. На альбомах регги музыканты часто изображаются либо в клубах дымка, либо в зарослях конопли, либо с листиком на майке. Но это не просто символ. Для растамана «травка» – предмет религиозного поклонения, со ссылкой на Писание (Быт. 1:12; 3:18; Исход 10:12; Пс. 104:14).
Марихуана в жизни растамана
Боб Марли в интервью журналу «Роллинг Стоун» говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе глаза на твою собственную суть. Все твои недостойные поступки становятся очевидны благодаря травке. Это – твоя совесть, и она дает тебе честную картину тебя самого. Это чистый природный продукт, она растет подобно дереву и заставляет тебя предаться созерцательному размышлению…».
При этом растаманы очень заботятся о своем здоровье, предпочитая естественный рацион питания, и отличаются долголетием. Видимо, сказывается запрет на курение табака и спиртное, марихуана же употребляется в ритуальных целях и никогда не совмещается с более сильными наркотиками.
Растафари в России
В Россию растафарианство проникло, как и в другие страны, с музыкой регги. И произошло это сравнительно недавно, около тридцати лет назад. Первооткрывателями музыки растаманов у нас стали группы «Воскресенье», «Аквариум» и «Кабинет». Правда, они только использовали ритмы регги в своем творчестве.
Серьезные исследователи обходили «культуру раста-регги» своим вниманием. Но она привлекла интерес и симпатию М. Науменко, Б. Гребенщикова и других мастеров советской молодежной субкультуры. Ведь регги – музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка. Гребенщиков в одной из песен в стиле регги объявил: «Я беру свое там, где я вижу свое: белый растафари, прозрачный цыган…».
Первые растаманы очень хотели видеть избавителя и мессию в Расе Тафари Маконнене. А советские борцы с системой стали использовать растаманство как свой способ освободиться. Использовали символику с культовым значением, сочиняли регги о своих проблемах, вплетая туда рассказы и о травке, и о Джа. И не обращали внимания на тех, кто говорил, что раста, воспетая Бобом Марли, – это марихуана, а у нас раста процветать не может: не вызревает, климат не тот…
Потом, уже в 1990-х годах, на постсоветском пространстве образовалась особая молодежная субкультура растафари. Ее представители называют себя растаманами – в первую очередь по признаку употребления марихуаны и гашиша. Многие слушают Боба Марли и других исполнителей регги. Иные носят одежду цветов эфиопского флага, а некоторые и дреды.
Но эти «русские» растаманы не являются истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины африканского превосходства. А многие вообще не имеют понятия о ее существовании. Мало кто из них отстаивает идею возвращения американских чернокожих в Африку, а тем более – соблюдает растафарианский здоровый образ жизни.
Зато многие занимаются творчеством: сегодня в России масса музыкальных групп, исполняющих регги. Например, «Shamansky Beat», «Dub TV», «Green Point», «Карибасы», «Комитет охраны тепла» и, конечно же, «главные по регги» – «Jah Division».
Мир вашему дому
…
Позитив, позитив, никаких альтернатив.
А мне хочется просто жить, эту музыку любить.
Мир вашему дому!
Уголок живой природы, планета счастья и свободы,
Смерти нет, солнца свет, много-много долгих лет,
Эй, люди,
Мир вашему дому!
(с) Республика Джа
Автор: Скляревская Мария
Стиль регги в танцевальной культуре Интернет-издание «Стихия танца»
Танец регги – одна из составляющих популярного течения регги, которое возникло в середине 20 века на базе ямайской культуры и американского ритм-н-блюза. Жизнерадостный, энергичный, солнечный, этот стиль отличается расслабленностью, неторопливостью и позитивным настроем.
Со своими пацифистическими идеями, регги стал одним из достойнейших детищ 60-х годов, когда планета, пережившая две войны, особенно нуждалась в свободе и любви. Культура, с радостью принимающая в свои дружеские объятия всех желающих, пришлась по вкусу не только американцам, но и европейцам, и уже в 70-е годы, покорив запад, новый стиль пришёл на постсоветские просторы.
Мировая известность музыки и танцев регги – это во многом заслуга певца и композитора Боба Марли, имя которого считается практически нарицательным, когда речь заходит о данном стиле.
В нашей стране регги достаточно долгое время существовал в подполье, но, тем не менее, нашёл отражение в композициях таких признанных монстров отечественной рок-сцены, как «Аквариум», «Круиз», «Диалог» и др. Сегодня же многие молодые исполнители СНГ обращаются к вариациям на тему регги, воспевая в своих произведениях всеобщее братство, торжество любви, а также море и солнце далёкого острова.
Происхождение термина «регги» связывают с английским «regged rhythm» («рваный ритм»), а также с одним из негритянских племён, называемым «regga». Этот стиль имеет общие корни с такими жанрами, как рокстэди и ска, формируясь на их основе и развиваясь параллельно с ними.
Несмотря на кажущуюся лёгкость, звуковая часть регги – это сплав самых разных музыкальных стилей, порой не имеющих ничего общего друг с другом, но перемешанных в общем котле ямайских традиций. Слушая радио, жители Ямайки дополняли свои национальные мелодии фрагментами западных композиций, по-своему интерпретируя их звучание. В итоге первоначальный музыкальный ряд менялся до неузнаваемости, приобретая черты культуры островитян.
И всё же регги сложно перепутать с каким-либо другим направлением: его ритмический рисунок, соблюдаемый гитарой и подчёркнутый басовыми партиями, а также особая манера исполнения, присущая вокалистам, оригинальны и самобытны. Кроме того, музыка регги характеризуется и такой своей особенностью, как выделение слабых долей и плохое проигрывание сильных.
Танцуем регги
Яркий, зажигательный, но лишённый сложных па, а потому доступный, танец регги подходит всем позитивно настроенным людям независимо от пола и возраста. Следовательно, приступают к его исполнению с лёгким сердцем и расслабленным телом.
Стоя прямо и стараясь соответствовать ритму, танцор раскачивается назад и вперёд. При этом его руки слегка согнуты в локтях. Совершая движения в такт музыке, танцор постепенно сгибает руки сильнее, поднимает кисти выше уровня плеч и покрывает руками голову. Далее можно вытянуть руку и сделать поворот вперёд, после чего повторить те же движения с другой рукой.
Для танца регги характерно участие всего тела, хотя совершаемые движения очень просты. Исполняя танец, не забывайте отводить голову то в одну, то в другую сторону. Расположите одну руку на уровне груди и сделайте шаг в сторону, вытяните руку вверх и верните в первоначальное положение. Опять же повторите движения с другой рукой. Все элементы этого танца выполняются эмоционально, но неспешно, энергично, но расслабленно: исполнитель словно наслаждается собственным существованием, отстранившись от жизненных проблем.
Регги — часть религии
В соответствии с верованиями жителей Ямайки, которые, как известно, являются выходцами из Африки, Земля Обетованная – это Эфиопия, а все персонажи Библии обладали чёрной кожей. Стиль регги как часть религии растафарианства нередко включает в себя её элементы: сочетание красного, жёлтого и зелёного цветов, специфические причёски, одежду, украшения. Тексты, в сопровождении которых исполняется танец регги, могут иметь религиозную окраску.
Впрочем, тематику песен растаманов можно разделить на две группы. Остросоциальные тексты, в которых повествуется о несправедливой системе, навязанной так называемым Вавилоном (западными странами в понимании растафарианства), о пути к Земле Обетованной и о том, что народ Ямайки встанет с колен и скажет своё слово, перемежаются песнями о добром боге Джа, любви и солнце. При этом жизнерадостная солнечная сторона регги присуща творчеству, как правило, западных исполнителей.
Как неотъемлемый атрибут культуры растаманов, а также отдельно от растафарианства, в наше время танец регги пользуется успехом в большинстве стран Америки и Европы, и на его основе уже складываются новые стили и направления. В целом традиции регги породили около пятнадцати различных подстилей, среди которых можно отметить dub, денсхолл, рага и ныне популярный roots reggae.
Регги со своей романтикой и философией свободы и сегодня многим по душе.
Регги — это… Что такое Регги?
Регги | |
Направление: | Регги |
---|---|
Истоки: | Ритм-энд-блюз, Джаз, Менто, Калипсо, Ска, Рокстеди |
Место и время возникновения: | Ямайка, особенно Кингстон, 1960-е годы |
Годы расцвета: | Ямайка, Великобритания 1969—1972 |
Поджанры: | |
Даб, Рагга, Дансхолл, Скинхэд-регги | |
Родственные: | |
Реггетон, 2 Tone Евро-регги | |
Производные: | |
Трип-хоп, Драм-энд-бэйс | |
См. также: | |
Ямайская саунд-система, Риддим |
Crooked Cop | |
Lance Sitton | |
Помощь по воспроизведению |
Регги (англ. reggae; другой вариант написания — «реггей»[1]) — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х[2]. Название иногда употребляется для наименования всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами — рокстеди, ска и др.
Согласно разным предположениям, название стиля или происходит от словосочетания «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm — рваный, истрёпанный ритм), или от названия негритянского племени в Таганьике, «регга» (regga)[3].
Стиль регги тесно связан с растафарианством[4], то есть песни связаны с идеями данной религии (согласно которой африканцы — богоизбранный народ, все библейские персонажи были чёрными, Вавилон — весь западный мир, а Земля Обетованная — это Эфиопия), исполнение сопровождается использованием атрибутики растафарианства (например, использованием красно-жёлто-зелёного триколора)[2].
Рэгги может быть одновременно и танцевальной, и релаксационной, и протестной музыкой, что следует из традиций африканской культуры, в которой ритм, танец и музыка сосуществуют с прочими явлениями и событиями. К особенностям стиля относится раскачивающийся ритм с ударением на слабые доли такта (2-ю и 4-ю вместо традиционных 1-ой и 3-ей), ведение мелодии бас-гитарой в сочетании с ритмической функцией гитары[2].
Направления
С регги тесно связаны направления ска (ska) и toasting, предшествовавший хип-хопу. Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем[2].
- Ранний регги (Early reggae). Время появления: 1964 год. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans, The Upsetters и другие.
- Скинхэд-регги (Skinhead reggae) — Английский вариант раннего регги. Время появления: вторая половина 1960-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker, Symarip и другие.
- Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри, Боб Марли, Steel Pulse и другие.
- Даб (Dub) — инструментальное, позднее электронное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации), что придаёт музыке психоделический характер. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает самостоятельность, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой. Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка[2].
- Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х. Также регги приобрёл популярность в конце 1998 года. На его развитие в частности повлияла группа The John Butler trio.
Сцена в России
На сегодняшний день в России и некоторых странах бывшего СССР существует ряд музыкальных коллективов, использующих в своём творчестве те или иные элементы и стилистические приёмы регги. Наиболее известны V7club,[источник не указан 284 дня] группы Dr.I-Bolit,[Comedoz],Rasta Orchestra,Учитель Ботаники,Reincarnation Естественный загар, Карнавал, Botanic project (Беларусь), Аддис Абеба (Беларусь), группа Бобры,Rapapam & Dubchikidub, Глобальное Потепление, Саранча, Alai Oli, Джа Дивижн, Комитет охраны тепла, В.П.Р.,The Stereodrop aka B.el Sol, Dada dub, ДиаПозитив, АКИМАМА, Green Tea, DubTV, День Победы, Новолуние, Остров, Операция Пластилин, Республика Джа, RaggaeMoneyFest, Марлины, Зарисовка, Ленинград, ФлайzZzа, The Вйо, ZiWyJi[5], II Башни (Казань), Jolly Kiddiez, Rude Reggae Surprise, The Reggaenauts, NO PROBLEM, PSY КУКУШЕЧКА (PSYQQ) и другие. Также у многих с регги ассоциируется распавшаяся харьковская группа 5’nizza (и нынешний исполнитель группы SunSay).
С регги экспериментировали такие постсоветские музыканты, как Михей, Ольга Арефьева и группы Ковчег, Борис Гребенщиков, Круиз (песня «Попугай»), Диалог (песня «Все Летают»), Воскресение (песня «По Дороге Разочарований»), Чайф, Янка, Егор Летов, Жанна Агузарова, Бригада С (песня «Сантехник»), Лада Дэнс, Владимир Пресняков, Ляпис Трубецкой и др.
Другие направления
- Калипсо (музыка) — направление карибской музыки, существовавшее ещё в 1950-е годы; наиболее известный представитель — Гарри Белафонте.
- Рокстеди — ямайская музыка, использующая четкие ритмы и плавные мелодии («rocking steady»). Время появления: начало 1960-х годов. Слушатели: Rude boys, традиционные скинхеды и моды.
- Ска — ямайская музыка, основанная на «раскачивающихся» ритмах с подчеркиванием слабой доли. Время появления: конец 1950-х годов. Ска слушают представители всех упомянутых субкультур
Фильмы
- «Reggae» (1970) — документальный
- «The Harder They Come» (1972) — художественный
- «Rockers» (1978) — художественный
- «Reggae — The Story of Jamaican Music» (2002) — документальный
- «Roots Time» (2004) — художественный
- «Радуга» (2005) — документальный
- «Made in Jamaica» (2006) — документальный
- «Боб Марли / Marley» (2012) — документальный
Примечания
Ссылки
Что такое регги 🚩 Стиль «регги» 🚩 Культура и общество 🚩 Другое
В настоящее время под словом «регги» подразумевается не только эта самобытная, интересная музыка, но и своеобразное мировоззрение. Религией регги-музыкантов стало растафарианство. Согласно предсказанию, Рас Тафари Макконен (правитель Эфиопии, по имени которого и назвали новую религию) должен был освободить всех страдающих, спасти их из «Вавилона» и вернуть на Родину в Африку к духовным и этническим корням.
В растафарианстве идеалом является всеобщее братство, которое должно быть достигнуто духовным, а не революционным путем. Способом обретения духовного просветления для большинства растаманов стала трава мудрости, более известная как марихуана, считается, что она впервые выросла на могиле мудрейшего из царей — Соломона.
Растаманов легко можно опознать по предпочитаемым цветам (сочетание желтого, зеленого и красного) и косичкам-дредам, которые служат антеннами в духовный мир, способом общения с их богом.
Предшественником музыкального стиля регги является ска, у него новое направление позаимствовало характерный ритм и набор инструментов. Однако, ска оказалось слишком быстрым для расслабленных растафариан, поэтому они существенно снизили темп музыки, сделали ритм более прихотливым и непостоянным. Правильный ритм — основа музыки регги, поскольку именно он и должен транслировать позитивную вибрацию в мир.
Регги — очень разнообразный музыкальный стиль. В его рамках сосуществует безыскусная, нарочито упрощенная народная разновидность и чрезвычайно сложная, приглаженная эстрадная. Классиком и королем регги был и до сих пор остается Боб Марли, который сделал свою музыку квинтэссенцией всех надежд растаманов. Его мелодии были миролюбивыми, танцевальными, необычными, но при этом несли мощный политический и социальный заряд, призывавший человечество вернуться к истокам.
Несмотря на то что Боб Марли умер в начале восьмидесятых годов прошлого века, его записи продолжают выходить, причем многие из них до этого никогда не издавались. Растаманы считают Марли пророком, не умаляя его музыкальных и поэтических талантов, они наделяют его практически божественными свойствами.
Одно из современных направлений развития регги — даб-поэзия. Ее изобретателем стал Линтон Квези, он первым придумал монотонно начитывать сложные поэтические тексты на изощренные ритмы регги.
Новая коллекция Томми Хилфигера в стиле регги
В следующем сезоне все поклонницы американского модельера Томми Хилфигера будут слушать Боба Марли, вплетать в волосы традиционные ямайские цветы и носить островные шляпы — на состоявшемся на днях показе новой коллекции мастера царил стиль регги!
12 ФОТО
Материал подготовлен при поддержке интернет-магазина My Dress, предлагающего широкий ассортимент вечерних и коктейльных платьев ведущих марок http://www.my-dress.com.ua/katalog/dresses/evening-dresses/.
1. Томми Хилфигер любит представлять свои летние коллекции в пляжном антураже. На этот раз, он перенёс в самое сердце Нью-Йорка ямайский климат с пляжным баром и волнами карибского моря включительно. (Фото: Tommy Hilfiger press photos).2. Прежде, чем модели оказались в воде, они продемонстрировали целый калейдоскоп нарядов, инспирированных стилем эксцентричных британских путешественников и туристов-хиппи, которые в 70-х годах прошлого века проводили под жарким ямайским солнцем целые месяцы. (Фото: EAST NEWS).
3. Здесь можно было увидеть знаменитых моделей, одетых «по-ямайски» — Хейли Болдуин и сестёр Хадид. (Фото: EAST NEWS).4. Томми Хильфигер действительно постарался на славу, создав такую красочную коллекцию одежды, удачно интерпретируя стилистику 70х. (Фото: EAST NEWS).
5. На показе присутствовали наряды на любой вкус — от традиционных для Ямайки пляжных мотивов до адаптированных под местные условия вечерних платьев. (Фото: EAST NEWS).
6. Такая одежда будет наверняка популярна у любительниц музыкальных фестивалей типа Coachella. (Фото: EAST NEWS).
7. Томми Хильфигер известен своим провокационным подходом в продвижении своих коллекций одежды. (Фото: EAST NEWS).
8. И пусть раста-стиль в данный момент далёк от того, чтобы царить на мировых подиумах, кто знает, что будет через год! (Фото: EAST NEWS).
9. Любители экстравагантной пляжной моды точно будут довольны, ведь вязаный купальник — это та ещё штучка! (Фото: EAST NEWS).
10. Вроде бы обычный пляжный бар на Ямайке, вот только посетительницы его очень уж модные и нарядные. (Фото: EAST NEWS).
11. В финальной части показа все участницы вошли в импровизированное карибское море. (Фото: EAST NEWS).
12. Участницы нью-йоркского показа новой летней коллекции весна-лето 2016 от Томми Хильфигера. (Фото: Tommy Hilfiger press photos).
Регги — это… Что такое Регги?
Регги | |
Направление: | Регги |
---|---|
Истоки: | Ритм-энд-блюз, Джаз, Менто, Калипсо, Ска, Рокстеди |
Место и время возникновения: | Ямайка, особенно Кингстон, 1960-е годы |
Годы расцвета: | Ямайка, Великобритания 1969—1972 |
Поджанры: | |
Даб, Рагга, Дансхолл, Скинхэд-регги | |
Родственные: | |
Реггетон, 2 Tone Евро-регги | |
Производные: | |
Трип-хоп, Драм-энд-бэйс | |
См. также: | |
Ямайская саунд-система, Риддим |
Crooked Cop | |
Lance Sitton | |
Помощь по воспроизведению |
Регги (англ. reggae; другой вариант написания — «реггей»[1]) — ямайская популярная музыка, появившаяся в 1960-е годы и ставшая популярной с 1970х[2]. Название иногда употребляется для наименования всей ямайской музыки. Тесно связана с другими ямайскими жанрами — рокстеди, ска и др.
Согласно разным предположениям, название стиля или происходит от словосочетания «рэггид-ритм» (англ. regged rhythm — рваный, истрёпанный ритм), или от названия негритянского племени в Таганьике, «регга» (regga)[3].
Стиль регги тесно связан с растафарианством[4], то есть песни связаны с идеями данной религии (согласно которой африканцы — богоизбранный народ, все библейские персонажи были чёрными, Вавилон — весь западный мир, а Земля Обетованная — это Эфиопия), исполнение сопровождается использованием атрибутики растафарианства (например, использованием красно-жёлто-зелёного триколора)[2].
Рэгги может быть одновременно и танцевальной, и релаксационной, и протестной музыкой, что следует из традиций африканской культуры, в которой ритм, танец и музыка сосуществуют с прочими явлениями и событиями. К особенностям стиля относится раскачивающийся ритм с ударением на слабые доли такта (2-ю и 4-ю вместо традиционных 1-ой и 3-ей), ведение мелодии бас-гитарой в сочетании с ритмической функцией гитары[2].
Направления
С регги тесно связаны направления ска (ska) и toasting, предшествовавший хип-хопу. Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем[2].
- Ранний регги (Early reggae). Время появления: 1964 год. Исполнители: The Paragons, The Melodians, The Jamaicans, The Upsetters и другие.
- Скинхэд-регги (Skinhead reggae) — Английский вариант раннего регги. Время появления: вторая половина 1960-х. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Desmond Dekker, Symarip и другие.
- Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри, Боб Марли, Steel Pulse и другие.
- Даб (Dub) — инструментальное, позднее электронное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации), что придаёт музыке психоделический характер. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает самостоятельность, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой. Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка[2].
- Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х. Также регги приобрёл популярность в конце 1998 года. На его развитие в частности повлияла группа The John Butler trio.
Сцена в России
На сегодняшний день в России и некоторых странах бывшего СССР существует ряд музыкальных коллективов, использующих в своём творчестве те или иные элементы и стилистические приёмы регги. Наиболее известны V7club,[источник не указан 284 дня] группы Dr.I-Bolit,[Comedoz],Rasta Orchestra,Учитель Ботаники,Reincarnation Естественный загар, Карнавал, Botanic project (Беларусь), Аддис Абеба (Беларусь), группа Бобры,Rapapam & Dubchikidub, Глобальное Потепление, Саранча, Alai Oli, Джа Дивижн, Комитет охраны тепла, В.П.Р.,The Stereodrop aka B.el Sol, Dada dub, ДиаПозитив, АКИМАМА, Green Tea, DubTV, День Победы, Новолуние, Остров, Операция Пластилин, Республика Джа, RaggaeMoneyFest, Марлины, Зарисовка, Ленинград, ФлайzZzа, The Вйо, ZiWyJi[5], II Башни (Казань), Jolly Kiddiez, Rude Reggae Surprise, The Reggaenauts, NO PROBLEM, PSY КУКУШЕЧКА (PSYQQ) и другие. Также у многих с регги ассоциируется распавшаяся харьковская группа 5’nizza (и нынешний исполнитель группы SunSay).
С регги экспериментировали такие постсоветские музыканты, как Михей, Ольга Арефьева и группы Ковчег, Борис Гребенщиков, Круиз (песня «Попугай»), Диалог (песня «Все Летают»), Воскресение (песня «По Дороге Разочарований»), Чайф, Янка, Егор Летов, Жанна Агузарова, Бригада С (песня «Сантехник»), Лада Дэнс, Владимир Пресняков, Ляпис Трубецкой и др.
Другие направления
- Калипсо (музыка) — направление карибской музыки, существовавшее ещё в 1950-е годы; наиболее известный представитель — Гарри Белафонте.
- Рокстеди — ямайская музыка, использующая четкие ритмы и плавные мелодии («rocking steady»). Время появления: начало 1960-х годов. Слушатели: Rude boys, традиционные скинхеды и моды.
- Ска — ямайская музыка, основанная на «раскачивающихся» ритмах с подчеркиванием слабой доли. Время появления: конец 1950-х годов. Ска слушают представители всех упомянутых субкультур
Фильмы
- «Reggae» (1970) — документальный
- «The Harder They Come» (1972) — художественный
- «Rockers» (1978) — художественный
- «Reggae — The Story of Jamaican Music» (2002) — документальный
- «Roots Time» (2004) — художественный
- «Радуга» (2005) — документальный
- «Made in Jamaica» (2006) — документальный
- «Боб Марли / Marley» (2012) — документальный