Туссен жанна: Откуда у Cartier появилась пантера

Содержание

драгоценные броши привели ее в гестапо

Оказалось, что Шарлотта давно живет в центре Парижа и у нее много влиятельных друзей. Шарлотта была одной из девушек, которых называли cocottes — «цыпочки». Хорошенькие девушки находились на содержании богатых мужчин. Нет, они не считались «жрицами любви», их не регистрировали в полиции, просто кокотки вели себя с мужчинами более раскованно, чем предписывалось правилами хорошего тона, и позволяли намного больше, чем благородные дамы. К тому же парижские кокотки отличались образованностью и хорошими манерами, с ними было интересно. Началась веселая жизнь: обеспеченные покровители Жанны сменяли друг друга, и в этой круговерти девушка неожиданно нашла себе увлечение по душе: она стала создавать дамские сумочки. Для украшения использовала всевозможные цепочки, камешки, кружева, бисер… 

Муза Картье: он ею восхищался, но так и не женился

В Париже она познакомилась с Луи Картье. Молодой человек вместе с двумя братьями унаследовал от своего отца ювелирный дом, так что был хорошо обеспеченным. А еще он отлично разбирался в искусстве и сразу понял: у его подружки — безупречный вкус и развитое чутье, она тонко чувствует красоту. Ее сумочки с изящным декором с удовольствием покупали представительницы парижского бомонда — певицы и актрисы. Скоро между Луи и Жанной разгорелся стремительный роман. Он видел в ней не только привлекательную девушку с дерзким характером, — для него она была чем-то большим. Луи Картье решил взять Жанну на работу — в свою ювелирную компанию, в отдел аксессуаров. И ни минуты не пожалел об этом. Она увлеченно и много работала, ей  удавались самые смелые замыслы, а главное — Жанна прекрасно разбиралась в том, чего хотят женщины. Именно она первой придумала сделать ручки дамских сумок длинными (до этого их носили только в руке), она изобрела крепления для шарфов, она шокировала весь Париж тем, что рискнула предложить женщинам большие сумки в противовес крошечным дамским. Луи Картье был от нее без ума. Он, конечно, женился бы на ней, но… Этому вновь помешало происхождение Жанны: родные Картье наотрез отказывались принимать девушку «с улицы» в аристократическую семью, их смущало прошлое Жанны. И Луи женился на той, кого выбрала ему семья. Зато Жанна стремительно делала карьеру в ювелирном доме Cartier. Среди поклонниц бренда Картье и украшений, созданных Жанной, были не только актрисы, но и, например, Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская. А в 1942 году, после смерти Луи, мадемуазель Туссен стала директором парижского отделения Картье и оставалась на этой должности до 1971 года. 

Женщины, проложившие путь: Жанна Туссен из Cartier

Жанна Туссен (1887–1978) оказала огромное влияние на ювелирный дизайн за десятилетия своей работы директором отдела роскошных ювелирных изделий Cartier, который она возглавила в 1933 году.

Жанна Туссен в 1920 году

Под ее руководством в конце 1930-х годов Cartier начал отходить от абстрактного дизайна в стиле ар-деко и перешел к фигуративной работе, такой как серия покрытых лаком брошей в виде божьих коровок и голов американских индейцев.

Она также отвечает за причудливых птиц Cartier. Самая известная – птица в клетке, созданная в 1940 году как символ сопротивления нацистской оккупации. Ее версия, которая появилась через несколько дней после освобождения Парижа, – птица готовится к полету, дверь клетки открыта.

Птица в клетке. Фото: Christie’s

«Туссен чувствовала, что украшения должны приносить радость, – говорит ювелирный дилер Дайан Льюис-Батиста. – Что может быть лучше, чем птицы?»

Браслет Cartier
в виде пантеры с бриллиантами,
ониксом и изумрудами.
Фото: Christie’s

Другие идеи Жанны Туссен – экзотические попугаи и фламинго. Самый известный ее дизайн – пантера. Легенда гласит, что Туссен заметила пантеру, когда была в Африке, и воскликнула: «Оникс, бриллианты, изумруды – брошь!»

Жанне Туссен дали прозвище «пантера», и она явно отождествляла себя с этими хищниками. Ее квартира была забита их шкурами, и она носила шубу из пантеры.

Брошь в виде пантеры вызвала отклик у других волевых женщин того времени. Среди ее владельцев и поклонниц – Барбара Хаттон, герцогиня Ага Хан и герцогиня Виндзорская.

Браслет в виде пантеры из бриллиантов и оникса, который был изготовлен в 1952 году для герцогини Виндзорской. Фото: Christie’s

Туссен также побывала в Индии и помогла запустить моду на украшения в стиле Могул с индийскими кораллами и изумрудными кабошонами. «Ювелирный дом Cartier не развивался бы в нужном направлении без этой очень сильной женщины за кадром», – говорит Батиста.

За основу взята статья с сайта https://thejewelryloupe.com/women-who-paved-the-way-jeanne-toussaint-of-cartier/

23.03.21

Драгоценные фокусы | Forbes.ru

Шел 1847 год. Сын беглеца Луи-Франсуа Картье, тридцати лет от роду, открыл лавку с вывеской собственного имени. Сначала магазин находился в районе Сент-Эсташ, затем в Пале-Рояль, а потом переехал на бульвар Итальянцев. При сыне Луи-Франсуа Альфреде семейство обосновалось на рю де ля Пэ, престижной улице роскоши, где также был магазин любимца императрицы Евгении портного Ворта (кстати, с семьей Ворта Картье позднее породнились).

Альфред Картье сумел спасти фирму от гибели после крушения в 1871 году Второй империи (в то время крах постиг многих производителей роскоши). Он уехал в Лондон и продолжил ювелирное дело в столице Британии. Его первые международные связи пригодились дому в будущем. Одним из «элементов» лондонского бизнеса Альфреда Картье была оценка и перепродажа на аукционах украшений бежавших из Парижа актрис и куртизанок.

Надо сказать, что в парижском магазине Cartier можно было купить вещи не только Картье, но и других ювелиров: Луи-Франсуа и Альфред Картье сотрудничали со многими поставщиками. Отец и сын старались отбирать самое лучшее — ювелирные украшения, часы, статуэтки из слоновой кости, фарфора, бронзы, золотые и серебряные пудреницы и тюбики для помады. Были на прилавках магазина веера, табакерки, мундштуки, лампы, обложки для книг, календари, чернильницы, подставки-лотки для ручек. Например, если вы заглянете в часовые каталоги фирмы начала XX века, то сможете увидеть, что механизмы для часов под маркой Cartier сделаны фирмой Jaeger, в будущем «второй половиной» мануфактуры Jaeger-leCoultre. Объяснение этому было практичное: парижанин Эдмон Жеже, работавший долгие годы в Breguet, делал одни из лучших в мире часовых механизмов, и в 1892-м семья Картье решила доверить «начинку» своих часов именно Жеже.

Отец и сын Картье отличались отменным вкусом, и при этом они были ненасытными собирателями предметов французской роскоши. Однако, собирая и продавая роскошь, сами трудились без устали, как ремесленники. Трудолюбие, впрочем, не мешало им быть истинными гурманами, собирать коллекции дорогих вин, редких книг и даже рубашек, а также путешествовать. Например, Луи-Франсуа Картье обожал Швейцарию и даже составил карту водопадов этой страны.

У Альфреда Картье было три сына — Луи, Жак и Пьер. Старший Луи очень любил родную Францию и особенно ее искусство XVIII века, элегантное, нежное и виртуозное. Эстет, денди и гурман Луи Картье интересовался исламской культурой, культурой Китая, Индии, Японии, а также Африки. В 1900 году Луи Картье возглавил парижское отделение Cartier и был его руководителем до самой смерти в 1942 году. Именно на его время приходятся шедевры дома периода ар-нуво, стиля «гирлянда», ар-деко, египетского стиля, а также создание всех главных моделей часов Cartier.

Пьер был прирожденным бизнесменом, стратегом, финансовым аналитиком. Он уехал в США и возглавил американское отделение дома. Именно он открыл легендарный бутик Cartier в Нью-Йорке на Пятой авеню (это здание стоило бизнесмену $1 млн и $100, из этой суммы миллион ушел на подарок, колье Cartier для жены продавца, и только купюра в $100 досталась собственно владельцу помещения). В июне 2003 года перекресток Пятой авеню и 52-й улицы, на котором стоит бутик, был назван именем Cartier. Если Луи культивировал «старые» связи и был женат на венгерской аристократке, то Пьер Картье стремился попасть в мир американской элиты, в чем и преуспел, женившись на дочери магната из штата Миссури Эльме Рамзей.

Младший сын Картье Жак уехал в Лондон и занимался британскими делами фирмы и одновременно дизайном (он считается виртуозным рисовальщиком). Так в начале XX века возникла семейно-международная империя Cartier — с отделениями в главных городах мира, Париже, Лондоне и Нью-Йорке.

Время вспять

Луи Картье был натурой деятельной, но чем-то напоминал героя Марселя Пруста — впечатлительный, мечтательный, трепетный и даже несколько нервический. Знаток истории искусств, он словно хотел остановить время, и отчасти это ему удалось — с помощью придуманного им в 1902 году стиля «гирлянда».

Этот стиль одновременно и блистательно красив, и революционен. Начнем с последнего. Это сейчас сочетание платины и белых бриллиантов кажется традиционным. Но так было не всегда — еще в конце XIX века парадные украшения изготавливали только из желтого золота, а то и вовсе из серебра с добавлением бриллиантов. Слишком твердую и «блеклую» платину ювелиры почти не использовали и еще реже сочетали ее с драгоценными бриллиантами. Первым это предложил именно Луи Картье. Революционно не только сочетание материалов, но и конструкции и темы украшений. Луи Картье стремился создать невесомые, легчайшие украшения в парадном историческом стиле конца XVIII века, печального конца эпохи Бурбонов. Банты, кружева, тюли, складки, гирлянды, венки, гербы — все это было выполнено столь «исторично», что порой трудно было определить истинный возраст украшения. Картье возродил не только сам исторический французский дворцовый стиль, но и множество позабытых за XIX век украшений — например подвесок, гирлянд, браслетов в виде манжет и больших тиар. Так Луи Картье вернул публике утраченное время, время дворцовой пышности, куртуазности и фаворитизма.

Функция в действии

Многие канонические вещи Cartier были созданы по заказу знаменитых современников. Так было с часами Santos, придуманными 103 года назад для друга Луи Картье, одного из главных денди эпохи, Альбера Сантос-Дюмона. Сын «короля бразильского кофе», богач, в котором текла французская и бразильская кровь, боксер-любитель, инженер-самоучка, эксцентрик, строивший в предместьях Парижа дирижабли, бипланы и самолеты (именно он первым облетел Эйфелеву башню). Сантос-Дюмон как-то пожаловался своему другу, что ему очень трудно следить за временем, когда он управляет летательным аппаратом. Мол, приходится лезть в карман, чтобы достать часы-луковицу.

Картье придумал наручные часы с корпусом из стали (что было революционным, ведь до этого корпуса изготовляли только из драгоценных металлов). Стальной корпус держался не на браслете и не на цепочке, а на непривычном кожаном ремешке. На корпусе были размещены характерные винты, которые часовщики раньше тщательно скрывали, а Картье специально выставил наружу, желая продемонстрировать, что часы есть предмет технический, функциональный (механизм часов сделал Эдмон Жеже).

За 20 лет до появления баухауза Картье придумал формулу промышленного дизайна «form follows function», из которой следует, что форма предмета определяется его функцией — так в середине 1920-х учил Мис ван дер Роэ.

Три года Santos существовали в единственном экземпляре, но в 1907-м Картье попросил у Сантос-Дюмона разрешения растиражировать часы. Тот разрешил. С тех пор, кроме классических Santos, у Cartier есть юбилейные Santos 100, Santos de Galbee, Santos-Demoiselle (Demoiselle, «Барышня», — так назывался первый биплан Сантос-Дюмона).

Кстати, не только Santos оказались «персональными часами», персональными можно считать и часы Pasha, получившие свое название в честь первого заказчика, паши из Марракеша.

Добавлю, что техницизм был очень свойственен первым часам Cartier. Достаточно вспомнить хотя бы Tank 1917 года, который был создан Луи Картье под впечатлением от танка Renault (французские танковые дивизии комплектовались именно этой компанией). Tank был запущен в серию в 1919-м, а в 1923 году появился Tank de Cartier — с корпусом, изогнутым по запястью, в 1929 родился первый «сложный» Tank с функцией «прыгающего часа», в 1931-м клиенты увидели водонепроницаемый Tank.

Время-невидимка

Знаменитые часы Atmos, выпущенные под маркой Jaeger-leCoultre в 1929 году, до сих пор не перестают удивлять. Их механизм приходит в движение благодаря перепаду температур, таким образом, это в некотором смысле перпетум мобиле, вечный механизм, который не надо заводить. В подавляющем большинстве случаев Atmos имеют прозрачный корпус, в котором почти не виден механизм. Вполне вероятно, что при создании Atmos инженеры и часовщики руководствовались великолепными «загадочными часами» работы Луи Картье, придуманными им в 1912 году.

Фокус состоял в том, что корпус часов был прозрачным (он изготавливался из горного хрусталя), и на прозрачном корпусе самым мистическим образом двигалась стрелки. Но где же был сам часовой механизм, приводивший в движение эти золоченные, резные, часто украшенные драгоценными камнями стрелки? Восхищенные современники терялись в догадках. На самом деле небольшой диск был прикреплен к ободку циферблата, он был спрятан в «рамке» часов. «Загадочные часы» знали несколько версий — классическую, 1912 года, (эти часы еще известны как «часы-портик») с корпусом из горного хрусталя, кружевной рамкой и резными стрелками, «восточные часы» с фигурками Будды и «готические часы» с фигурками химер.

Фруктовый салат

Двадцатые годы прошлого века — джаз, фокстрот, ар-деко, раскопки древнеегипетских гробниц и желание любой ценой забыть войну. В моде новый тип женской фигуры, новый стиль поведения, новые прически и платья, коктейли, сигары, длинные ноги мюзик-холла, авиа- и автоспорт. Английский режиссер Барри Джексон ставит «Гамлета», на сцене — новый принц Датский в современном, а не историческом костюме, на нем бриджи, кепи, он курит и вызывает Горацио по телефону. В 1920-е Cartier создают множество шедевров, и сложнейшие из них — это украшения в эффектном и динамичном стиле «тутти-фрутти».

Клиенты ювелирных домов любят свои украшения за красоту, за камни, в то время как сами ювелиры ценят в изделии его техническую сложность. «Тутти-фрутти» считается одной из сложнейших ювелирных техник, не уступающей знаменитой «невидимой огранке», придуманной в середине 1930-х Van Cleef & Arpels.

«Тутти-фрутти» в шутку еще называют ювелирным «фруктовым салатом», и в этом есть доля правды — эти украшения нельзя спутать ни с какими другими, они похожи если не на салат, то на большой букет или даже на клумбу.

Украшение «тутти-фрутти» состоит из хитроумно скрепленных между собой резных пластин, которые изготовлялись из полудрагоценных и даже драгоценных камней. Сложность состояла, во-первых, в резьбе — камни нередко крошились. Вторая сложность — в закреплении хрупких пластин. Ювелиры Cartier добивались и надежности конструкции, и одновременно подвижности, динамичности украшения. Третья сложность состояла в выборе цветовой палитры. Нельзя было ни на йоту ошибиться в сочетании ярчайших насыщенных цветов — зеленого, красного, синего, голубого. Были важны чувство меры и взвешенность при создании великолепия.

Позднее технику «тутти-фрутти» ювелиры дома стали использовать при изготовлении аксессуаров для стола, а также флаконов для духов (парфюмерные линии Cartier появились в начале 1930-х годов). Последние нередко вырезались из цельных кусков нефрита, яшмы и жадеита и были инкрустированы полудрагоценными камнями, а в отдельных случаях бриллиантами, рубинами и изумрудами.

Две пантеры

«Пантера» — одна из самых знаменитых тем Cartier. Возникновение этого сюжета историк Cartier Ханс Надельхоффер относит к 1914 году — именно тогда была изготовлена подвеска прямоугольной формы с оригинальным орнаментом, получившим название «Пантера». Это было «полотно» из белых бриллиантов с вкраплениями, как бы «пятнами» из черного оникса — рисунок напоминал рисунок шкуры животного. С 1914-го в Cartier было сделано немало «Пантер», например, в том же году появились одноименные наручные часы. В 2004 году вышла новая версия «Пантеры» — с белыми бриллиантами и белым золотом; годом позже появилась ее желтая вариация — с желтым золотом и яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Обе коллекции, к украшениям которых были также добавлены и часы, стали хитами.

Однако с «Пантерой» связана и еще одна история. Прозвище «Пантера» носила Жанна Туссен, работавшая с 1933 года директором отдела haute joaillerie Cartier. Жанна Туссен была подругой Шанель, любовницей и музой Луи Картье. Он очень долго просил ее выйти за него замуж, но она так и не согласилась.

«Вы заставляете благоухать сами бриллианты!» — сказала однажды Жанне Туссен ее другая подруга, герцогиня Виндзорская, в прошлом Бесси Уоллис, которой от бывшего мужа досталась «ужасная» фамилия Симсон, бывшая «дважды разведенная американка», на которой женился, оставив ради этого британский престол, Эдуард VIII.

Герцогиня собирала украшения и в какой-то момент увлекалась вещами от Van Cleef & Arpels (ювелиры этого дома сделали для нее несколько сложнейших с точки зрения техники шедевров, например два колье — Zip и Cravate). Конечно, Жанна Туссен не могла этого допустить и предложила герцогине вещицу редкую, уникальную. Это была большая брошь в виде платиновой фигурки пантеры, украшенной бриллиантовым pave с «пятнами» из черного оникса. Маленькая «Пантера» сидела на огромном синем сапфире-кабошоне весом почти в 47 каратов. Брошь вошла в коллекцию герцогини Виндзорской в 1947 году и стала легендарной.

Это украшение великое не только потому, что было придумано женщиной выдающейся и принадлежало особе также по-своему выдающейся. Брошь «Пантера» Cartier — это канон миниатюрной ювелирной скульптуры, на который при изготовлении схожих вещей так или иначе равняются все ювелирные дома мира.

Герцогиня Виндзорская — некоронованная королева бриллиантов

Герцог и герцогиня Виндзорские на светском рауте в Версале в 1953 году

Одна из самых знаменитых женщин ХХ века — герцогиня Виндзорская Уоллис Симпсон — была в буквальном смысле его порождением, хотя и появилась на свет ещё до начала прошлого столетия, в 1896 году. Американка Уоллис всю жизнь оставалась богатой, эксцентричной и авантюрной женщиной без комплексов, но с пристрастиями: так, она обожала драгоценности.

Будущая жена отрёкшегося от престола британского короля Эдуарда VIII Бесси Уоллис Уорфильд появилась на свет в богатой семье: её дед, Генри Мактир Уорфильд, был американским банкиром. В 20 лет Уоллис впервые вышла замуж, в 30 развелась и снова вступила в брак; её новый муж, Эрнест Симпсон, тоже был разведён и вполне состоятелен.

Пара перебралась из Америки в Лондон, где вращалась в кругу «привилегированного полусвета», обстоятельно описанном Ивлином Во. Близкой приятельницей миссис Симпсон стала Тельма Фернис, любовница наследника престола принца Уэльского Эдуарда, или Дэвида, как он предпочитал называть себя по одному из семи своих крестильных имен.

В самом начале 1930-х Тельма познакомила подругу с принцем. Очевидно, бойкая американка произвела впечатление на будущего монарха, но роман с Уоллис, по согласному мнению биографов, начался у Дэвида не ранее 1934 года. Развивалась любовная история бурно. Принц, у которого было немало интрижек с замужними женщинами, на сей раз решил, что всё серьёзно.

1/1

Колье Cartier с аметистами, бирюзой и бриллиантами

Браслет Cartier с крестами из самоцветов

Брошь-фламинго Cartier с рубинами, сапфирами, изумрудами, цитринами и бриллиантами

В январе 1936 года умер отец Дэвида, король Георг V, и принц стал королём под именем Эдуарда VIII. Уоллис начала бракоразводный процесс, а британские политики во главе с премьер-министром Стэнли Болдуином дали монарху понять, что не одобряют его матримониальные планы.

Приятель Эдуарда VIII, будущий премьер Уинстон Черчилль, позже писал, что юридически у политиков не было легитимной возможности помешать королю — полноправному сюзерену — жениться на любой выбранной им женщине-протестантке. Но Болдуин поставил вопрос ребром: или Симпсон, или отречение. Влюблённый монарх выбрал Симпсон.

В своём несколько пафосно-романтическом обращении к народу Эдуард-Дэвид заявил: «Я нашёл невозможным нести тяжкое бремя ответственности и исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». Королём пришлось стать его младшему брату, отцу двух дочерей герцогу Альберту Георгу Йоркскому, а Эдуард VIII отрёкся от престола за себя и своих потомков, которых в итоге так и не произвёл на свет.

О Уоллис и королевской любви писали все крупные газеты мира, а её фото — с которого смотрела стройная, безупречно элегантная сорокалетняя женщина с тёмными волосами, уложенными в скромную причёску, и минимумом косметики на лице, — появилось на обложке журнала Time, признавшим Симпсон «человеком года».

1/1

Брошь из бриллиантовых перьев, венчающих золотую корону принцев Уэльских

Брошь Cartier с изумрудами, рубинами и бриллиантами

Отречение официально состоялось 10 декабря 1936 года, но Рождество две недели спустя влюблённым пришлось встречать порознь. Этикет требовал, чтобы король, даже отрёкшийся, не появлялся на публике с формально замужней женщиной, а Уоллис ещё не получила судебного решения о разводе. Из Австрии, где Дэвид проводил праздник, он отправил возлюбленной подарок — брошь Van Cleef & Arpels в виде рождественского символа — листов остролиста, выложенных бриллиантами и рубинами. Выбор был проверенным: за полгода до того, в июле 1936 года, Симпсон благосклонно приняла от короля подарок к своему 40-летию — рубиновое витое колье той же марки.

Уоллис любила и Cartier. Первый серьёзный презент Дэвида — браслет с крестами из самоцветов, который Симпсон получила в 1934 году и носила всю жизнь, — выпустил именно этот ювелирный дом. Там же монарх заказал и помолвочное кольцо — почти 20-каратный изумруд огранки эмеральд с гравировкой на шинке: ‘We are ours now 27 X 36‘ (27 октября 1936 года — день, когда Эдуард сделал предложение).

Пара заключила брак в 1937 году. Георг VI пожаловал супругам специально введённый для них титул герцогов Виндзорских (по фамилии британской правящей династии). Ещё в краткую бытность королём Эдуард VIII выказывал симпатию Гитлеру и Франко; его жена, по так и не проверенным по сей день данным британской разведки и ФБР, якобы была любовницей Риббентропа и передавала ему какие-то секретные данные уже после 1 сентября 1939 года.

Передавала или нет — доподлинно неизвестно, но Уинстон Черчилль, несмотря на своё тёплое отношение к бывшему королю, попросил действующего монарха воюющей Великобритании отослать герцогов подальше от арены военных действий. Георг VI отправил старшего брата губернаторствовать на Багамы, где герцогская чета и провела Вторую мировую.

Уоллис Симпсон благоразумно устранилась от политики. Вся её оставшаяся долгая жизнь была посвящена светским увеселениям, примеркам у Шанель и Баленсиаги, флирту и, конечно, коллекционированию драгоценностей. В 1947 году Уоллис получила от мужа колье-пектораль Cartier. Бриллианты и аметисты заказчик предоставил ювелирам сам. Они дополнили набор камней бирюзой; получилось нечто равно классическое и оригинальное.

1/1

Брошь и браслет Cartier с цветными и белыми бриллиантами, ониксом и изумрудами

Браслет Cartier с бриллиантами и ониксом

Брошь Cartier с сапфирами и бриллиантами

Складной лорнет Cartier с золотой ручкой в виде тигра с изумрудными глазами

Герцогиня особенно любила творчество Жанны Туссен, с 1933 года занимавшей пост главы ювелирного направления Cartier. Первую трёхмерную брошь-пантеру Туссен создала специально для Уоллис: в лапах хищной кошки красовался изумрудный кабошон. В 1949 году Симпсон заказала платиновую пантеру с более чем 150-каратным светло-синим кашмирским сапфиром-кабошоном, круглым, как мяч. В 1952 году у герцогини появилась третья пантера от Туссен — гибкий браслет, павированный бриллиантами. В 2010 году он ушёл с торгов аукциона Sotheby’s за 4,5 млн фунтов.

Бестиарий драгоценных кошачьих герцогини Виндзорской в 1954 году пополнил складной лорнет с золотой ручкой в виде тигра с изумрудными глазами, поднявшего переднюю лапу: зрение светской львицы слабело, она старела, но оставалась оригиналкой. Три года спустя герцог сделал жене подарок к 20-летию свадьбы: выложенную бриллиантами старомодную брошь-сердце Cartier с изумрудным вензелем W и E (Wallis & Edward).

Но самым символичным из всех подношений Эдварда Уоллис можно считать другую брошь — султан из бриллиантовых перьев, венчающих корону принцев Уэльских. Этот подарок тогда ещё будущий монарх сделал своей возлюбленной в 1935 году с тайным намёком — что со временем она станет принцессой Уэльской и затем британской королевой. Этой мечте было не суждено сбыться, но брошь Симпсон носила всю жизнь.

Герцогиня Виндзорская пережила мужа на 14 лет и умерла в 1986-м, незадолго до своего 90-летия. Годом позже её драгоценности ушли с торгов Sotheby’s. Брошь с короной Уэльса купила Элизабет Тейлор. Она дружила с Эдуардом и Уоллис и давно положила глаз на украшение, которое обошлось ей в 623 тысячи долларов. Приобретение сильно улучшило провенанс броши: когда с торгов Christie’s продавали коллекцию самой Тейлор после её смерти в 2011 году, за украшение отдали более 1,3 млн долларов. Очевидно, даже самая необычная герцогиня не может равняться по популярности с голливудской звездой.

✒️ Жанна Туссен и ее кошки Cartier.. | История Роскоши

Париж. На Вандомской площади расположен флагманский магазин бренда, а на Рю де ла Пэ находится бутик, где когда-то создавала свои шедевры Жанна Туссен, креативный директор Cartier. Кем была великая женщина, стоявшая за появлением культовых украшений в форме пантеры?

К фамилии Туссен сегодня можно добавить множество современных определений: феминистка, self-made woman, революционерка и первопроходец. Единственная и неповторимая.

Жанна Туссен (слева).

Жанна Туссен (слева).

Юбер де Живанши называл ее воплощением стиля Cartier, и это вполне объяснимо. Легендарная парижская дива эпохи ар деко, подруга Коко Шанель, была «иконой» для многих и любовью для Луи Картье. В высшем парижском обществе Жанну называли La Panthere, или «пантерой». Ее прозвали так за сильный характер и целеустремленность еще задолго до того, как она создала первые ювелирные украшения с изображением хищной кошки.

Свою первую пантеру — на портсигаре из оникса — Туссен получила именно из рук возлюбленного в 1917-м: крошечная фигурка животного была изображена меж двух кипарисов. Два года спустя она сама заказала у Картье несессер из кантонского лака с дикой кошкой из платины, бриллиантов и оникса. 

Рекламная кампания «кошек» Cartier.

Рекламная кампания «кошек» Cartier.

В 1933 году, когда она стала первой женщиной, занявшей пост креативного директора в ювелирном Доме, тогда, революционный дизайн украшений, появился в салонах Cartier. А затем последовательно влюбил в себя великих женщин XX века: обладавшую целой коллекцией «пантер» герцогиню Виндзорскую (Уоллис Симпсон), диву мексиканского кино Марию Феликс, иконическую француженку Жюльет Греко и американскую «бедную богатую девочку» Барбару Хаттон. С середины XX века «тотемное животное» предстает в разных инкарнациях. 

Она никогда не была частью семьи Картье «по документам». Но альтер эго легендарного креативного директора — пантера — занимает едва ли не центральное место во вселенной Дома. Сегодня в рамках Panthere de Cartier дом предлагает украшения, часы, вечерние сумки, очки и даже парфюм.

Возрождение PANTHÈRE DE CARTIER

Часы PANTHÈRE CRASH 

Два противоборствующих образа легенды Дома сошлись в новой интерпретации модели: ярость и кроткость. Им отводится главная роль на циферблате фирменных часов Cartier Crash, которые, согласно описанию, вдохновлены “разбитыми”  часами выпущенными в 1960-х годов. Этот год знаменует собой возрождение модели Crash. Легенда получает абсолютно новую трактовку, показывая что было бы если бы ее “сломанное” состояние на самом деле явилось  результатом противостояния двух пантер, разрывающих своими зубами овальный корпус модели Baignoir. Полностью инкрустированными бриллиантами головы и реалистичные уши, нос и глаза; продолговатый циферблат с мягкими изгибами; и нежные перламутровые, переливающиеся синими отблески, эти часы становятся безапелляционно роскошным произведением ювелирного искусства, которое использует драгоценное ноу-хау, чтобы представить совершенно новое воплощение своего легендарного животного.

Часы RONDE LOUIS CARTIER REGARD DE PANTHÈRE 

Часами Ronde Louis Cartier Regard de Panthère Дом Cartier подтверждает свою приверженность сохранению и обновлению художественных промыслов, разработанных в Maison des Métiers d’Art. Применяя инновационные методы и развивая таланты, а также экспериментируя с различными комбинациями подходов и материалов, Ювелирный Дом постоянно развивается.

Ronde Louis Cartier Regard de Panthère представлены в двух вариантах. 

Циферблат представлен в виде сетки, в которой изображение головы пантеры складывается из множества крохотных фрагментов, каждый из которых изготовлен мастером вручную. Невероятно детальный рисунок сетки воспроизводит шерсть животного во всех нюансах и тенях. Образ возникает из композиции драгоценных пикселей: Ее взгляд оживает. В темноте кошачьи глаза светятся и блестят. Super-LumiNova® скомбинирована со светонакопительным пигментом. Бриллианты и мозаика из перламутра, придают уникальность композиции, создавая мост между художественными промыслами и ювелирными украшениями.

Магия пантеры 

Часы Cartier 2017 года Révélation d’une Panthère демонстрируют миниатюрное представление на циферблате часов Ronde Louis Cartier. Благодаря оптической иллюзии движения запястья заставляют голову пантеры, образованную множеством золотых бусинок, появляться или исчезать.

Дизайн модели играет со временем, придавая ему форму и заставляя его подниматься и опускаться по классической технике песочных часов: творческому прорыву, результату пятилетней работы, плоду смелости и упорства, провозглашенным обществом и скрепленными двумя патентами. В этом году Дом намерен пойти еще дальше. Возможно ли превзойти восторг после выхода первых часов? Только что перейти от золота к бриллиантам? Идея была одновременно захватывающей и оправданной для часовщика и ювелира. Картье вернулся к изучению технического процесса, который нужно было полностью переосмыслить. Адаптация секретной техники к бесконечно малым размерам оказалась непростой задачей: золотые бусины были заменены 650 крошечными бриллиантами круглой огранки, которые изображают графическую форму животного на черном лакированном циферблате. Союз часового и ювелирного искусства Ювелирного Дома занимают центральное место на часах с полностью инкрустированным бриллиантами безелем и браслетом. Эфемерный парящий портрет свидетельствует о безграничном мастерстве и новаторском духе Дома.

Бельперрон, Туссен и другие гранд-дамы ювелирного дела

Мир ювелирных украшений долгое время принадлежал мужчинам. Но на протяжении двадцатого века выдающиеся женщины взяли на себя управление и произвели революцию в кодексах самых престижных домов. Познакомьтесь с женщинами, которые все изменили.



Жанна Туссен, настоящая пантера Cartier

В 1933 году Луи Картье принял радикальное решение: доверить руководство высокими ювелирными украшениями для дома, основанного его дедом в 1847 году, женщине. Этой женщиной была Жанна Туссен, которую Луи Картье знал давно. Она создала множество знаковых дизайнов, которые были модными в том смысле, в каком не были даже удивительные украшения Cartier.


Именно Жанне Туссен Cartier обязан своим главным символом в виде пятнистой хищницы

Луи Картье игриво прозвал ее La Panthère и она была движущей силой легендарной коллекции Panthère, состоящей из пантеры и тигров, инкрустированных драгоценными камнями. Не прошло и десяти лет, как она стала креативным директором ателье Cartier на Rue de la Paix — редкий для того времени случай стремительной женской карьеры.

3020491 638622 Ec05461r

Фирменный стиль Сюзанны Бельперрон

Уверенная в себе и решительная женщина, которая нарушила правила дизайна 1920-х годов, создала смелые работы, в которых использовались нетрадиционные материалы. Ее проекты отражали скорее мир вкуса и стиля, чем статуса. Она никогда не подписывала свои работы, говоря: «Мой стиль — моя подпись».


Сюзанна Бельперрон создала свой фирменный стиль

Свою карьеру она начала во французском доме René Boivin. Затем свой стиль она раскрыла в компании Herz. После войны фирма получила название Herz-Belperron, и это тот редкий случай, когда имя женщины фигурировало на логотипе компании.

Т147018907-01 Т147029320-01 963039к 941888к

Габриель Шанель

Когда мы думаем о Коко Шанель, мы сразу же получаем образ дизайнера, который изменил восприятие личного стиля. В 1932 году, что показалось парадоксальным для человека, известного простотой своих творений, Шанель представила свою первую коллекцию ювелирных украшений с бриллиантами.

«Я выбрала бриллианты потому, что они воплощают в себе величайшую ценность в самом малом объеме», — написала Коко Шанель в 1932 году, предваряя показ своей первой и единственной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants. В ней она отобразила главные темы Chanel: кометы, звезды, перья, банты, бахрому.

060054.6 942495к.1 962724к.1 941615к

Эльза Перетти, Красота жеста

Стили, созданные Эльзой Перетти, когда она присоединилась к Tiffany & Co. более 40 лет назад, актуальны сегодня, как и тогда. Ее изделия сами по себе стали иконами, столь же мощными и прочными, как и женщина, создавшая их. Ее органичный, скульптурный и чувственный дизайн с чувством поэзии, движения и минимализма определил десятилетие и продолжает вдохновлять женщин сегодня.


Эльза Перетти дизайнер Tiffany & Co.

Костяная манжета стала самым знаменитым дизайном, и ее носили такие знаменитости, как Софи Лорен и Лайза Миннелли, а также икона стиля Диана Вриланд. Спустя полвека культовый браслет Bone перевыпущен в новых версиях: из меди с покрытием ярко-красного, синего и зеленого оттенков металлик, а также из серебра или желтого золота со вставками из жадеита и бирюзы.

Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год

Это были интересные новости от ORO. Ещё больше секретов, фактов и ювелирных подборок вы найдёте в Яндекс.Дзен и в нашем Telegram-канале.

Информацию о всех новинках и акциях Вы можете найти на сайте и в наших социальных сетях:

Жанна Туссен — Википедия

Jeanne Toussaint , урожденная à Charleroi [1] et morte le en son dans le 16 e arrondissement de Paris [e 2] joaillière française.

À son arrivée à Paris, elle se fait demi-mondaine come sa sœur, qui la surnomme la panthère [3] . Elle devient l’amie de Coco Chanel et l’amante de l’orfèvre Louis Cartier.В 1933 году, ce dernier en fait la directrice artistique de sa maison, elle le reste jusqu’en 1970. Elle marque de son empreinte les créations de Cartier, elle conçoit notamment les bijoux panthère , déclinés en bagues, браслеты, брикеты и т. Д. .. Ainsi, sous son égide, le félin, symbol de féminité, devient l’emblème de la marque [4] , [5] .

Elle est la fille d’une dentellière, сын, который занимается производством сына.Elle a une grande sœur, Charlotte, avec qui elle fréquente une религиозное учреждение в Брюсселе. Сын père tombe malade et sa mère s’éprend d’un Allemand, qui abuse des deux filles. Suivant saeur qui est partie à Paris, Jeanne Toussaint s’enfuit à l’âge de 13 ans. Elle entame ensuite une liaison avec le comte de Quinsonas, un homme qui vit à Bruxelles après s’être mis en rpture de ban avec l’armée française. Последний финал в Париже и на протяжении 16 лет и предлагает премьеры бижутерии Cartier.Il lui promet de l’épouser mais renonce sous la pression de sa famille [6] , [7] .

В 1903 году в Париже, Шарлотта, тихий отель на бульваре Малешерб, введение в среду кокотков. Elle est croquée для артистов Пола Хеллеу, Адриана Дриана и Джованни Болдини. Menant une vie sentimentale chaotique, elle se distingue toutefois en décorant des sacs avec des broderies, des perles, des papilles et des chaînes, qui obtiennent un определенных успехов.Elle rencontre Louis Cartier à la veille de la Première Guerre mondiale, alors qu’il vient de divorcer. За 40 лет разработано множество инноваций в домах семейной одежды и изделий из них, созданных в комитете по созданию новых изделий, а также в управлении департаментом «Мешки, аксессуары и предметы» [6] .

Elle vit avec le baron Pierre Hély d’Oissel, qui l’installe rue des Belles-Feuilles (16 e arrondissement; elle a également vécu place d’Iéna [8] ), mais quand il entparend de l ‘épouser, sa famille à lui aussi fait pression pour qu’il renonce.Il le fera pourtant bien plus tard, en 1954, et Jeanne Toussaint deviendra alors baronne. Entre-temps, elle a une liaison avec Louis Cartier, dont la famille отказать в également leur union du fait de la réputation de la jeune femme; mais il la choisit en 1933 (quand il quitte l’entreprise pour partir à Budapest en 1933 avec sa nouvelle femme, Жаклин Альмасси, графиня Гонконга в 1924 году), для успеха в художественном направлении антреприз. Elle se distingue en rendant les montures des bijoux presque invisibles, afin de ne pas altérer les pierres précieuses qui les ornent.Подвеска «Парижская оккупация», 1941 г., место в витринах и бижутерия, фигурка из россигноля (ляпис-лазурь, коралл и сапфир) emprisonné dans une cage (en or) [9] ; elle est arrêtée par la Gestapo, questionnée sur la signation du bijou et ce qu’elle sait — rien — de Charles de Gaulle, réfugié à Londres dans les bureaux de Cartier [8] . Elle est libérée, selon la légende, par l’intervention de Coco Chanel [6] . Elle организует частный трансфер в Биарриц по запасам бижутерии на заказ для клиентов.В 1955 году, участие в создании академической школы Жана Кокто [8] .

На украшении украшений «Panthère» (порт для Барбары Хаттон, Марии Феликс или на бис Дейзи Феллоуз), украшенный домом Cartier [10] (только украшенный предметами, украшенными сигаретами) , косметичка или сумка на бис) [6] . Amie de Misia Sert et Gabrielle Chanel, elle est parfois surnommée «la Coco Chanel de la joaillerie [10] ».Elle a féminisé la mode des années 1930. Elle symbolisa l’assurance du bon goût. Эль адмира Баленсиага. Elle reste chez Cartier jusqu’en 1970 [11] puis meurt en 1976.

  1. ↑ Archives de Belgique, commune de Charleroi, acte de naissance n o 19 année 1887 (vue 532/919) (без упоминания marginale de décès)
  2. ↑ Archives de Paris 16 e , acte de décès n o 788 année 1976 (vue 10/11)
  3. ↑ Жером Ганновер, « Les creatrices dans la joaillerie: Jeanne Toussaint et Cartier », sur Vogue,
  4. ↑ Джулия Нетрезе, « Histoire de la Panthère Cartier », sur Gioiellis,
  5. ↑ « Cartier de noblesse », sur Le Parisien,
  6. a b c et d Sylvie Yeu, «Croqueuse de diamants», Vanity Fair n ° 6, декабрь 2013 г., страницы 164–169.
  7. ↑ Элоди Баэрд, « Жанна Туссен, l’esprit libre de la joaillerie », Le Figaro , (lire en ligne)
  8. a b et c Anne-Cécile Beaudoin, «Cartier, la plus précieuse des légendes», Paris Match , semaine du 5 au 11 декабря 2013, страницы 93-99.
  9. ↑ dessin et bijou
  10. a et b Вероник Прат, « Les joyaux de Cartier exés dans la Cité interdite », Le Figaro, (см. По 22 февраля 2015 г.)
  11. ↑ Луиза Протери, « Исторический Картье », L’Express Styles , n o 3257, , p. 56 à 58
  • Stéphanie des Horts, La panthère: le fabuleux roman de Jeanne Toussaint, joaillière des rois. Роман , Париж, Librairie générale française, , 318 p. (ISBN 978-2-253-15801-1) .
  • Gilberte Gautier, La saga des Cartier , Paris, Michel Lafon, .

Macklowe Gallery представляет отпечаток Жанны Туссен на Cartier — MackloweGallery

Среди выдающихся личностей, внесших свой вклад в развитие Cartier, Жанна Туссен остается самой интригующей и наименее понятной фигурой.После возрождения Cartier в 2017 году элегантных украшений в виде пантеры, Жанна приобрела мифический статус в средствах массовой информации, даже снявшись в эпизодической роли в блокбастере 2018 года, Ocean’s 8 . Этот март, Месяц женской истории, — идеальное время, чтобы вернуться к насыщенной событиями жизни и творчеству выдающейся женщины по прозвищу «Пантера».

Жанна родилась на юге Бельгии в 1887 году. Она была младшей из пяти детей в бедной семье. Мало что известно о ее ранней жизни в возрасте от семи до двадцати двух лет, но в бестселлере Франчески Картье Брикелл The Cartiers: The Untold Story of the Family Behind the Jewelry Empire рассказывается о ее волшебных ранних романах, ее ключевых отношениях с Картье, и ее повышение до художественного руководителя в 1933 году, роль, в которой она преуспела до 1970 года.Когда ей было двадцать с небольшим, роман с молодым французским графом Пьером де Кисонас привел ее в Париж примерно в 1909 году. За время совместной жизни они посетили Африку на сафари в 1912 и 1913 годах, и именно тогда Жанна приобрела прозвище «Пантера» или «Панпан», как ласково называл ее Кисонас. Прощальное письмо Кисонаса Жанне, написанное накануне Первой мировой войны, когда он ушел, чтобы присоединиться к военно-воздушным силам, содержит нежные и печальные извинения. Прощаясь, он хвалит ее как «героиню» и «элитную женщину», которую, как ему хотелось бы, оценить раньше.

Конец их романа, вызванный возражениями семьи Кизонас, должен был стать разочарованием для Жанны, но вскоре после этого она начала отношения с Луи Картье, которые изменили ее жизнь, поскольку они были вместе в годы войны. . Случайно блестящий набросок Луи 1916 года, изображающий маленькую кошечку Жанны, озаглавлен «Самбур, спящий на кровати своей матери», что свидетельствует об их легкой семейной близости. Отец Луи и брат Пьер считали связь с Жанной очень опрометчивой, поэтому Луи также прекратил роман в 1918 году.Однако, глубоко впечатленный вкусом и стилем Жанны и настолько убежденный, что она может внести свой вклад в успех Cartier, он нанял Жанну в семейную фирму — вначале в качестве дизайнера сумок.

Историки Cartier подтверждают, что в 1920-е годы работы Жанны оказали большое влияние на дизайн сумок и кожаных изделий — и не только. Cartier Brickell рассказывает о том, как искусно она была в создании сумок, уверенно вырезая драгоценные антикварные ткани, «не теряя ни одного квадратного дюйма».«Свобода, которую она испытала в Париже за годы работы с Кизонас и Картье, которые оба любили ночную жизнь и вращались в артистических и богатых кругах, дала ей представление о вкусах и потребностях элитных клиентов Картье, таких как Мона Уильямс (будущая графиня Бисмарк). ), Миссис Джордж Блюменталь и миссис Кларенс Маккей. Даже на этой ранней должности в Cartier Туссен продемонстрировал большой потенциал для работы с этими влиятельными клиентами, что послужило очень важным навыком.

Ее роль быстро начала расширяться.Когда Луи женился во второй раз в 1924 году, он дал Жанне ее первую руководящую роль в качестве главы отдела S, в котором были разработаны сумки и другие аксессуары. В том же году Луи дал ей место в своем чрезвычайно важном комитете по созданию новых творений, состоящем из трех человек, которые руководили продажами, мастерскими и дизайном. В течение 1920-х годов, периода удивительного творчества и достижений в Cartier, Жанна считается источником ценных идей; например, она была первой, кто предложил, чтобы ремешки для часов были сделаны из соединенных между собой золотых звеньев, а не из кожи или гросгрена.Ее суждения становились все более важными для всей фирмы. Ганс Надельхёффер, наиболее уважаемый историк Cartier, утверждает, что «знаменитый goût Toussaint […] был кислотным испытанием, которому безжалостно подвергались самые сложные продукты фирмы».

К 1933 году Луи Картье жил в Будапеште во дворце, который он купил для своей жены, Жаклин Алмаси, венгерской аристократки, но их брак был неспокойным, и у него были проблемы с сердцем. В том же году Луи написал короткое, но решающее письмо своему зятю, Рене Ревийону, менеджеру Cartier Paris, чтобы сообщить ему, что он назначает Жанну художественным руководителем ювелирного дела, сославшись на ее «безупречную, универсальную- ценил вкус.Поступая так, он обошел многих других, которые, несомненно, приветствовали бы эту роль, в том числе самого Рене, а также Шарля Жако, который десятилетиями работал в сфере высокого ювелирного искусства в Cartier и был давним соперником Жанны за Луи. профессиональное уважение.

Жанна, должно быть, приветствовала новую роль, но в 1933 году, в разгар Депрессии и когда доходы Cartier переживали самый глубокий зарегистрированный спад, давление, должно быть, было сильным, и облегчения не предвиделось.Как и Пьер Картье из Нью-Йорка, она продвигала более доступные и беззаботные товары, от пар очаровательных лакированных женских жуков и зажимов в виде черепах до маленьких экзотических птиц и загадочной серии ручных брошек с цветами, возможно, вдохновленных коллекцией Луи. Могольские миниатюры. Вместе с другими парижскими домами она восприняла тенденцию перехода от платины обратно к золоту. Через контакты Жака Картье в Нью-Дели она закупала традиционные индийские украшения для парижского филиала, перепродавала их, переделывала и черпала у них идеи.Она хорошо знала индийский дизайн и сама носила украшения очень стильно — как отметила Надельхоффер, «она была владычицей всего индийского ассортимента». Под ее руководством, как и в других крупных домах, неизбежно появилась более широкая палитра цветных драгоценных камней, включая бледные шри-ланкийские сапфиры, аметисты и опалы — драгоценные камни, ранее исключенные как слишком обычные для произведений Картье.

Постоянно переписываясь с Луи, Жанна также руководила преобразованием высокого ювелирного искусства Cartier в период с середины до конца 1930-х годов.Судя по тону его письма 1933 года, инстинкт, похоже, подсказал Луи, что постоянное внимание его дизайнеров к резному горному хрусталю и бриллиантам — знаменитой форме эстетики высокого деко — может указывать на творческий спад. Сотрудничество Туссена в качестве нового художественного руководителя с более молодыми дизайнерами, такими как Питер Лемаршан, привело к созданию более натуралистичных украшений, решительно сместив акцент в дизайне с геометрии и стилизации ар-деко. Жанна говорила о «любви к животным и птицам», которую разделяла с Лемаршаном.Стремясь к успеху так называемых украшений «Бестиарий», включая изображения пантеры и тигра, которые увековечили Картье после Второй мировой войны, Туссен и Лемаршан создали в конце 1930-х и 40-х годах различных райских птиц, а также огромных размеров. мобильные и роскошные драгоценности — брошь из бриллиантового бриолета «Пальма» в 1939 году и «Виндзорский фламинго» в 1940 году. Однако полная разработка этой многообещающей серии была отложена из-за начала Второй мировой войны.

Вторая мировая война и оккупация Парижа принесли парижанам беспрецедентные проблемы.Одиннадцать членов команды Cartier были интернированы немцами, в то время как Жанна, как говорят, создала себе проблемы, продемонстрировав подрывную брошку Лемаршана в виде певчей птицы в клетке. Спасла ли ее из тюрьмы общий друг Жанны и Луи, Коко Шанель, еще предстоит выяснить. В это время Картье помогал уязвимым парижанам, в том числе клиентам еврейского происхождения, перевезти свои драгоценности из Парижа на хранение на юго-запад Франции.

Вскоре после войны, однако, Жанна доказала всему миру, что Cartier вернулась на вершину отрасли с их новыми высокими ювелирными изделиями — гламурными скульптурными произведениями, отличающимися поразительным реализмом и гибкостью.Как приверженец скульптуры и архитектуры, Жанна отдавала предпочтение многомерным формам — «goût du Relief». Преследуя эту захватывающую новую эстетику для Cartier, у Жанны были важные партнеры среди молодых дизайнеров, которым она наставляла, не только Питер Лемаршан, но также Жорж Реми (известный как «Король колец») и Люсьен Лашассань. Благодаря своему высокочувствительному чутью и вкусу, Жанна научилась предчувствовать будущую эволюцию моды, понимание которой все еще имело решающее значение для успеха ювелиров.Предвидя эстетику «Нового образа» Кристиана Диора еще до того, как он завоевал популярность, Cartier рекламировала свой инновационный новый стиль, разместив важную брошь райской птицы в фотосессии вместе с авангардным модельером Робертом Пиге. Смелое роскошное украшение длиной почти восемь дюймов с вьющимися перьями на хвосте, украшенное более чем девяноста каратами бриллиантов, неотразимо сочетается с строгим черным платьем сдержанности и структуры.

Знаменитые клиенты, за которыми Жанна и ее коллеги ухаживали на протяжении многих лет, с нетерпением вернулись в Париж, привнося свои идеи и страсти в новые заказы.Драгоценности «Бестиарий», знакомые теперь многим поклонникам, тесно связаны с герцогом и герцогиней Виндзорскими. Вслед за ярким драгоценным камнем «Фламинго» в 1940 году они заказали брошь в виде пантеры из золота и эмали, сидящей на изумруде в сто шестнадцать карат в 1948 году. Вскоре после этого Картье создал еще одну, более роскошную пантеру из бриллиантов и платины с сапфировыми пятнами. на этот раз он восседал на кашмирском сапфире в сто пятьдесят карат. Хотя драгоценность была сделана на складе, Жанна была уверена, что герцогиня не сможет устоять перед ним, и была права.Следующим шедевром стал браслет 1952 года с ярко выраженными бриллиантами и пантерой из оникса, одно из самых уважаемых из когда-либо созданных ювелирных украшений. Вдохновленная знаменитыми рисунками пантеры и кожи пантеры Луи Картье и Шарля Жако 1910-х и 1920-х годов, эта переосмысление 1950-х годов было захватывающим, обладая тем, что Ганс Надельхоффер незабываемо назвал «энергией, пластичностью и неповторимым чувством движения». В то время как браслеты Cartier в стиле ар-деко, особенно браслеты в стиле «tutti frutti», оцениваются как произведения искусства и приносят на аукционе от 1 до 2 миллионов долларов, браслет в виде пантеры был продан за 7 долларов.5 миллионов в 2010 году, что делает его самым дорогим художественным браслетом в мире.

Жанна, ее дизайнеры и мастера продолжали вдохновлять преданность и воображение ведущих женщин вариациями серии «Бестиарий». Барбара Хаттон заказала великолепный браслет из желтого бриллианта и тигра из оникса и серьги с шарнирными ножками и головами. Принцесса Нина Ага Хан приобрела целый набор украшений в виде пантеры, а знаток стиля Дейзи Феллоуз купила бродячую брошь в виде пантеры с сапфирами и бриллиантами.Помимо больших кошек, браслеты-химеры, украшенные драгоценными камнями, приобрели более смелые формы из мягкого розового коралла. Дизайнеры представили экстравагантных дельфинов, украшенных драгоценными камнями, и морских змей внушительных размеров. В ответ на появление коллекций Cartier «Bestiary» другим крупным ювелирным домам пришлось переработать свои собственные дизайны. В памятной записке, опубликованной в статье Vogue в 1964 году, сам Дэвид Уэбб, очень известный уже в то время своим использованием цвета в украшениях животных с драгоценными камнями, признал: «Конечно, это полностью влияние Туссента — она ​​- вдохновение для всех нас.”

В 1960-х годах, хотя и находился на полпути к пенсии, Туссен помог мастерам Cartier перейти к дальнейшим инновациям — от часов, волшебным образом вставленных в старинную бутылку в 1960 году, до огромного, похожего на жизнь драгоценного камня в виде змеи, состоящего из бесчисленных шарнирных деталей, созданных для Марии Феликс в 1969 году. 1968. Надельхоффер отметила, что Туссен обычно преобладала над возражениями ремесленников, что идеи ее дизайнеров были невозможны, подталкивая их к поиску пути: «Она навязала свою волю обстоятельствам».

Те, кто знал и любил Туссена, в том числе Кизонас и большая семья Картье, признали ее преданность, теплоту и артистизм.Пьер Картье, который когда-то отчаялся, что Луи «живет с этой женщиной», позже считал ее почти семьей и применил все свое легендарное искусство убеждения, чтобы убедить ее не уходить на пенсию. В 1938 году, за несколько лет до своей смерти, Луи Картье написал ей:

Будапешт

2 января 1938

Моя дорогая Жанна,

В этом новом году от всей души желаю вам всего, чего желает вам моя давняя дружба — счастья, здоровья и благополучия.Ваша выставка стала для вас новым триумфом. Cartier в очередной раз продемонстрировал, что это ne plus ultra разнообразных, непревзойденных творений, и что он не утратил своей былой славы.

Я очень рад поздравить вас от всей души, мой дорогой, великий художник, такой современный и такой трудолюбивый. Не поймите меня неправильно — мне иногда больно, что вы так легко обвиняете себя в вещах, о которых, при спокойном размышлении, просто не стоит беспокоиться. Береги себя, отдыхай, не напрягай свои чувствительные нервы, в тебе ласка, восхищение и абсолютное доверие старого покровителя…

Ваш верный старый друг.

Луи

Еще одна убедительная дань уважения принадлежит Сесилу Битону, великому светскому фотографу-портретисту ХХ века и проницательному наблюдателю. В статье, опубликованной в журнале Vogue в январе 1965 года, он предложил живую фотографию Жанны как друга и соратника художника. По мнению Битон, она была «сердечной» женщиной «чутья и шика» с «ароматной розой аурой», «светилом того мира фейерверков и метеоров, который так очаровательно описан в рассказах Колетт».Он вспомнил ночь, вскоре после освобождения Парижа, когда она выехала ему навстречу на велосипеде под проливным дождем, «с ее многочисленными длинными нитями жемчуга, украшавшими руль». Описывая свой характер и наследие как художника в области ювелирных украшений, Битон писала: «Можно сказать, что именно эта маленькая птицеподобная женщина произвела революцию в ювелирных изделиях. гранитно-твердый инстинкт […] и необычайная независимость ».

С тех пор, как в 2010 году был опубликован беллетризованный рассказ о жизни Жанны, о ней распространилось множество мифов, приписывающих почти все нововведения 20-го века Жанне и изображающих некоторые из ее близких людей в негативном свете, но она бы этого не хотела. сюда.Жанна — вдохновляющая фигура социальной раскрепощенности, силы и художественной смелости как тогда, так и сейчас. Без всяких украшений она сделала более чем достаточно, чтобы вызвать наше изумление и восхищение.

Познакомьтесь с нашим тщательно подобранным ассортиментом старинных и винтажных ювелирных украшений Cartier, включая как культовые коллекции, так и классические, неподвластные времени стили.

Предыстория этого ожерелья в «Ocean’s 8»

Фильмы и ТВ
И украшения, которые носил шикарный октет воров на MET Gala

Марион Фазель

Это большое бриллиантовое ожерелье, показанное в первом и втором трейлерах Ocean 8 , цель ограбления в фильме, украшение, которое носила Энн Хэтэуэй и желанный бригадой воров Сандры Буллок Кейт Бланшетт, Рианна, Минди Калинг, Аквафина, У Хелены Бонэм Картер и Сары Полсон есть захватывающая история, которая только что была раскрыта.

Драгоценный камень — это не то, что было придумано костюмным отделом или мастером реквизита, что, честно говоря, было довольно очевидно с первого взгляда на станнера. Он был изготовлен на улице де ла Пэ в Париже в Картье мастерами отдела Высокого ювелирного искусства, которые являются одними из лучших и ярчайших талантов в этой области.

Махараджа Наванагара в колье от Cartier-London на рисунке справа, который вдохновил на создание колье в «Ocean’s 8». Фото из архива Cartier в Лондоне © Cartier

Ожерелье было вдохновлено дизайном 1931 года, разработанным для махараджи Наванагара Жаком Картье, который управлял бутиком в Лондоне.Описанный как лучший каскад цветных бриллиантов в мире, он включал в себя сине-белый бриллиант Королевы Голландии весом 136,25 карата, оливково-зеленый бриллиант 12 карат и несколько крупных розовых бриллиантов среди других огромных белых бриллиантов. Жак Картье сказал, что колье для махараджи, главного клиента ювелира, было «великолепным воплощением мечты знатока». Одним из других исключительных украшений Картье был бриллиантовый тюрбан, украшенный бриллиантом «Тигровый глаз» весом 61,50 карата.Хотя оригинального ожерелья больше не существует, украшение на тюрбане в настоящее время находится в удивительной коллекции Аль Тани.

Жанна Туссен, легендарный креативный директор Cartier. © Courtesy collection privée

.

Драгоценный камень, представленный в модели Ocean’s 8 , назван в честь легендарного креативного директора Cartier Жанны Туссен. Мечтательная и новаторская женщина, Туссен сыграла решающую роль в создании стиля Cartier, начиная с 1930-х годов. Она обожала индийские украшения и черпала вдохновение в великолепии великих махараджей.Туссен также имел независимое, откровенно крутое отношение, как и женщины из съемочной группы в фильме.

Фрагмент ожерелья Жанны Туссен от Cartier во время его сборки в Париже. Обратите внимание на цифру 8 на специальной подставке. Фото Эрика Биду © Cartier

Когда рабочие создавали в Париже Ожерелье Жанны Туссент, подходящее для Анны Хэтэуэй, большие размеры, изначально сделанные для мужчин, пришлось уменьшить на 15–20%. Съемные лицевые панели были разработаны, чтобы успешно адаптировать изделие к миниатюрным пропорциям звезды.Когда актриса впервые примерила украшение в Нью-Йорке, в нем проявился опыт французских мастеров. Он идеально подошел.

Деталь ожерелья JeanneToussaint, сделанного Cartier для фильма «Ocean’s 8». Фото Эрик Биду © Cartier

Хотя вся забота о создании ювелирного изделия была вложена в производство Ожерелья Жанны Туссен, драгоценные камни не являются бриллиантами. Это оксиды циркония, натуральный материал, закрепленный на белом золоте. Есть две важные причины, по которым были использованы искусственные камни.Одно время. Ожерелье нужно было изготовить за восемь недель. Чтобы собрать бриллианты того размера и масштаба, которые использовались в колье, потребуется неоценимое количество времени. Другая причина — деньги. В фильме ожерелье оценивается более чем в 100 миллионов долларов, а на самом деле цена будет как минимум такой. Драгоценный камень, сделанный из настоящих драгоценных камней, мог практически стоить всей кинопродукции.

Тем не менее, много украшений Cartier с настоящими драгоценными камнями все же появляются в этой игре. Некоторые из них можно увидеть в особняке Картье, который использовался как декорации.На два дня знаменитый бутик Нью-Йорка был закрыт для съемок.

Особняк Картье в Нью-Йорке использовался в качестве декорации в «8 Оушена». Фото © Cartier

Cartier также был эксклюзивным ювелиром на территории музея во время съемок в Метрополитен-музее. В течение пяти вечеров подряд украшения предоставлялись звездам и актрисам, снимавшимся в эпизодических фильмах. Предметы варьируются от коллекции Cartier до актуальных новых или высоких ювелирных изделий, а также часов и аксессуаров.Посмотрите на это великолепие в трейлере ниже. Фильм выйдет в прокат 8 июня.

Трейлер «8 Оушена» с ожерельем Жанны Туссен, драгоценностями Cartier и звездами фильма Сандра Баллок, Кейт Бланшетт, Рианна, Минди Калинг, Аквафина, Хелена Бонэм Картер, Энн Хэтэуэй и Сара Полсон

Похожие истории:

Драгоценности Великих Моголов и Махараджей

Когда Ума надела большую птицу Cartier на гала-концерт MET

Почему бриллиант Тейлора-Бертона также известен как бриллиант Картье


ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ: Легендарный директор Cartier по ювелирным изделиям класса люкс, Жанна Туссен

Художественное самовыражение и инновации были движущей силой многих самых любимых и знаменитых мировых брендов класса люкс.

История многих известных домов смешана с легендами и мифами, вызывая чувство изумления и изумления перед человеческими способностями создавать впечатляющие вещи. Взять сырье и превратить его в изысканные, культовые коллекции ювелирных изделий, которые прослужат всю жизнь, — это необыкновенный талант. Тем не менее, это, кажется, стало естественным для одного из самых известных дизайнеров ювелирных изделий нашего времени, Жанна Туссен , бывшего директора отдела роскошных ювелирных изделий Cartier.

Приехав в Париж в начале 1900-х годов, она подружилась с Габриэль «Коко» Шанель, тезкой легендарного модного дома Chanel. Жанна и Коко стали неразрывной связью, поддерживая друг друга как в личной, так и в профессиональной жизни. После случайной встречи с Луи-Франсуа Картье, Жанна обнаружила, что ее обучают тщательно продуманным и удивительно изысканным аспектам ювелирного дизайна, от обработки сырья до потрясающе безупречного дизайна, распознавания лучших драгоценностей и понимания того, как ювелирные украшения могут подчеркнуть и увенчать дизайн. .В качестве директора отдела роскошных ювелирных украшений Жанна применяла свое художественное видение и страстную самоотдачу, экспериментируя с различными темами, из которых ей больше всего запомнились птицы Cartier, самый знаковый дизайн дома и ее тезка, la panthere .

Хотя пантера использовалась в изделиях Cartier с 1914 года , la panthere de Cartier взлетела до высот и достигла высот во время правления Жанны. [pullquote] Она была «пантерой» во всех смыслах, от ее требовательного процесса утверждения дизайнов и создания инновационных ювелирных тенденций до коллекции шкурок пантеры для моды и декора.На протяжении всей своей карьеры в Cartier, Жанна была признана влиятельным проводником по расширению и инновациям ювелирных коллекций дома. [/ Pullquote] Она создала их стили ар-деко 30-х годов и коллекцию Cartier ‘Tutti Fruitti’, на которую вдохновила Моголы резные драгоценные и полудрагоценные камни и яркие драгоценности махараджи. Дизайны Жанны носили члены королевской семьи и некоторые из самых влиятельных сановников двадцатого века, такие как королева Дании Александра , герцог и герцогиня Виндзорские миссисДейзи Феллоуз, бывший редактор журнала Harper’s Bazaar в Париже, и Барбара Хаттон .

В 1955 году французское правительство воздало должное ее работе и инновациям с Cartier и ее влиянию на ювелирную промышленность класса люкс, наградив ее престижным Большим крестом Почетного легиона . Жанна Туссен, чья историческая карьера определяется созданием инновационных дизайнов и ювелирных тенденций, которые обеспечили известность и выдающийся статус одного из самых знаменитых ювелиров в мире роскоши, навсегда останется в памяти как «пантера», которая навсегда укрепила место Cartier в мире роскоши. ювелирная промышленность, завораживающая сердца и умы всех, кто делает Cartier частью своих любимых ювелирных коллекций.

Аамаал Абдул-Малик

ЧЛЕНСТВО ACCESS PREMIUM

Cartier празднует Жанну Туссен в новом фильме

Если есть одно имя, которое нужно знать, когда дело касается истории Cartier, то это Жанна Туссен. Первопроходец, создавший икону пантеры Cartier, оставил неизгладимый след в французском ювелирном доме. Настолько, что они отдают ей дань уважения в первой главе новой серии фильмов под названием L’Odysée de Cartier: the Digital Series.

«Женщина, которая произвела революцию в современном ювелирном искусстве» — так Картье описывает Туссена в своем фильме. В конце концов, то, что сейчас является самым известным символом Картье, когда-то было прозвищем Туссента, которое она заработала благодаря репутации, которую она заработала в социальных кругах Парижа своим умом и решительностью (и знаменитой длинной шубой из шубы пантеры, которую она всегда носила) .

Очарованный ею Луи Картье объявил ее своей музой. А в 1919 году он подарил ей черно-золотой туалетный столик с изображением пантеры.Это, в то время как они оба не знали, впоследствии станет символом, синонимом дома.

Назначение Картье Туссена главой серебряного отдела было лишь вопросом времени. Всего за несколько лет она поднялась по служебной лестнице и в 1933 году стала креативным директором бренда в их студии на Rue de la Paix, что сделало ее первой женщиной, которая когда-либо занимала такую ​​должность в ювелирной индустрии.

Именно с этого момента положение пантеры в доме укрепилось.Туссен разработал (вместе с дизайнером Пьером Лемаршаном) первую брошь в виде пантеры: изделие, которое впоследствии стало одним из самых знаковых аксессуаров 20-го века.

К 1948 году герцог Виндзорский заказал Туссену брошь «Пантера» в подарок герцогине, а остальное уже история. Затем последовала сапфировая брошь Panthere, и Туссен был объявлен революционером в ювелирном искусстве.

Через четыре десятилетия после ее смерти Cartier продолжает чествовать наследие Туссена.В следующих трех эпизодах Maison глубоко погрузится в его влияние и основы: во второй главе исследуются отношения дома и Великобритании, в третьей — под влиянием русского языка, а в четвертой — об открытии исламского искусства Луи Картье. .

Поделиться статьей

Ожерелье Cartier Jeanne Toussaint, которое занимало центральное место в коллекции Ocean 8

В сцене из комедийного фильма об ограблении Ocean’s 8 , Дафна Клюгер из Анны Хэтэуэй готовится к торжеству Met Gala, когда ей преподносят потрясающее бриллиантовое колье Cartier Jeanne Toussaint.Изысканное украшение, которое, как мы позже узнаем, стоит 150 миллионов долларов США (200 миллионов долларов США), драпируется через ее декольте, и она восхищается его красотой.

То же самое ожерелье играет важную роль в сюжете фильма, поскольку оно становится главной целью ограбления бриллиантов во время самой большой ночи моды, Met Gala. Колье с более чем 40 бриллиантами разных огранок и размеров, несомненно, является шедевром.

(Слева направо) Энн Хэтэуэй в роли Дафны Клюгер и Джеймс Бибери в роли телохранителя Юрия в фильмах Warner Bros Pictures и Village Roadshow Pictures «Оушен 8», выпущенных Warner Bros Pictures.(Фото Барри Ветчера, Warner Bros. Entertainment Inc, 2018)

Но что самое интересное, так это то, что вымышленное ожерелье Ocean’s 8 является точной копией настоящего архивного дизайна из репертуара Cartier. В частности, оригинальное колье Jeanne Toussaint, которое было впервые создано в 1931 году.

Он был разработан ювелиром Жаком-Теодулем Картье для махараджи Наванагара, правителя королевского государства Британская Индия. Жак назвал уникальное колье в честь Жанны Туссен, бывшего креативного директора бренда, которая, как говорят, была заинтригована богатством и величием индийских королей.

Оригинальный Toussaint был украшен сине-белым бриллиантом «Королева Голландии» весом 136,25 карата и сопровождался оливково-зеленым бриллиантом весом 12 карат и несколькими другими крупными белыми и розовыми бриллиантами. Жак описал колье как «лучший каскад цветных бриллиантов в мире». Оно весило около трех килограммов и до сих пор остается одним из самых больших ожерелий, созданных Cartier. К сожалению, сегодня его больше нет.

Архивный эскиз оригинального колье Жанны Туссен.

Картье тщательно создавал копию в течение восьми недель в мастерской на улице Рю-де-ла-Пэ в Париже. В отличие от оригинала, спортивное колье Toussaint Anne Hathaway бесцветно. Цветные бриллианты были заменены оксидами циркония, закрепленными на белом золоте, чтобы они сияли со всех сторон. Кроме того, он был уменьшен почти на 20 процентов, чтобы соответствовать пропорциям Энн Хэтэуэй, поскольку оригинал был разработан для мужчин. После завершения ожерелье было доставлено в Нью-Йорк.

Cartier был эксклюзивным ювелирным партнером для Ocean’s 8. Помимо колье Toussaint, бренд закрыл свой особняк Cartier на Пятой авеню в Нью-Йорке на два дня, чтобы снимать основные сцены фильма. Ювелирные изделия из его новых и существующих коллекций также были одолжены звездам камео. На мировой премьере фильма в Нью-Йорке 5 июня актеры Хэтэуэй, Минди Калинг и Хелена Бонэм Картер также вышли на красную дорожку в кольцах, серьгах и браслетах Cartier.

Присмотритесь. (Фото: Барри Ветчер, Warner Bros Entertainment Inc, 2018 г.)

С его звездным составом и особыми эпизодами таких личностей, как главный редактор американского Vogue Анна Винтур и Ким Кардашьян Уэст, неудивительно, что этот фильм так долго ждали. Ocean’s 8 покажут в кинотеатрах Сингапура 14 июня. Если вы все-таки поймаете его на следующей неделе, обязательно обратите внимание на великолепное колье Cartier.

(Основные и основные фотографии: Барри Ветчер, 2018 Warner Bros. Entertainment Inc)

Дикое королевство Жанны Туссен: истоки зверинца Картье Ювелирные изделия

Коллекция великолепных украшений с животными Cartier Menagerie от дилеров Manhattan Art & Antiques Center.

Все мы знаем о фантастических птицах и животных, которые бродят по зверинцу Картье. На протяжении столетия они очаровывали звезд модного мира, в том числе герцогиню Виндзорскую. Многие не знают, что именно одна женщина Жанна Туссен (1887–1976) внесла дикое царство в репертуар Картье. Муза, любовник и директор отдела роскошных ювелирных украшений Cartier, провидец Туссен перевел дизайнера от абстрактных работ к фигуративным, включая знаменитую пантеру Cartier.

Кольцо Cartier Panthère, золото 18 карат, бриллианты, сапфиры, изумруды. Франция, 1990-е гг. Ботье [Галерея 15 / 212.371.2424] Щелкните по изображению для детального просмотра.

«Жанна Туссен в 1920 году» Источник: thejewelryloupe.com

Модный, свирепый и любящий мех больших кошек, Туссен был назван Луи Картье «пантерой» в начале их отношений на протяжении всей жизни. В 1917 году он создал для нее косметичку со своим самым первым изображением пантеры.Вскоре она присоединилась к компании и в 1933 году стала главой отдела ювелирных украшений, подняв концепцию пантеры на блистательную высоту.

Кольцо Cartier Panthère, желтое золото 18 карат, цавориты, оникс и эмаль, Франция, 2010 г. Ботье [Галерея 15 / 212.371.2424] Нажмите на изображение, чтобы просмотреть детали.

Туссен разработал первое украшение Cartier с трехмерной пантерой для герцогини Виндзорской — чувственный браслет в виде удлиненной пантеры с бриллиантами и ониксом, который накинул на ее запястье. Вскоре другие гламурные женщины потребовали собственных украшений в виде пантеры.В прошлом году престижной коллекции Panthère de Cartier исполнилось 100 лет.

Браслет Cartier из 18-каратного золота и изумруда в виде пантеры, Франция, около 1990-х годов. Ботье [Галерея 15 / 212.371.2424] Щелкните по изображению для детального просмотра.

Не только большие кошки, но и роскошные украшения Cartier с птицами взлетели вместе с Туссеном. По словам торговца драгоценностями Дайанн Льюис-Батиста, Туссен « считал, что украшения должны основываться на радости; что может быть лучше, чем птицы? »В 1944 году Туссен разработал еще одно легендарное произведение:« Птица в клетке », на которой была изображена птица во французских цветах, готовящаяся к полету в честь окончания Второй мировой войны.

Брошь-соколинец Cartier, золото 18 карат, коралл, рубин и эмаль, Франция, 1930–1940-е гг. Ботье [Галерея 15 / 212.371.2424] Щелкните по изображению для детального просмотра.

Эффектная старинная брошь-соколист наверху и красивая птица с аметистовой грудью внизу были созданы в 1940-х годах, в золотой век правления Туссена. Чтобы узнать о деталях выше или узнать больше, свяжитесь с Ботье [Галерея 15 / 212.371.2424]. Чтобы узнать о брошке ниже или узнать больше, свяжитесь с Joseph Saidian & Sons [Галерея 48/212.